10 месяцев ребенку – правильное развитие малыша

Развитие ребенка в 10 месяцев

Ребенку исполнилось 10 месяцев, можно заметить проявление его индивидуальных особенностей. Малыш все больше стремится к самостоятельности и готов показывать свой характер. Одни дети активны, подвижны, постоянно что-то лепечут и требуют внимания, другие – сосредоточены, детально изучают игрушки и предметы, попавшие им в руки.

Продолжается физическое и психическое развитие ребенка, он усердно тренируется ползать, а также начинает подражать родителям.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

Каждый младенец развивается в индивидуальном порядке, однако существуют и общие нормы того, какие умения должен развить малыш к этому возрасту. Итак, в 10 месяцев ребенок умеет следующее:

  • Прекрасно ползать, причем на большие расстояния. Может переползти из одной комнаты в другую.
  • Подниматься на ножки и приседать, топать, совершать подобие прыжков.
  • Стоять без опоры и пытаться ходить, придерживаясь за диван или стены.
  • Крепко удерживать игрушки в руках, может взять их самостоятельно. В этом возрасте можно сделать выводы – малыш правша или левша. Заметить это можно по доминирующей руке.
  • Начинает повторять движения мамы, папы. Может «хозяйничать» на кухне, открывать дверцы шкафов, разбрасывать предметы, пытаться вытащить ящики
  • Анализирует предметы и их применение, может достать один при помощи другого. Прекрасно понимает, для чего нужны ложка и кружка.

Вышеописанные умения ребенка – не только радость, но и повышенная опасность. Родителям следует внимательно заботиться о здоровье малыша, перекрыть доступ к опасным объектам. Для этого используют различные защитные приспособления в виде уголков и стопоров.

В этом возрасте необходимо начинать учить карапуза слезать с дивана, кресла. Нужно множество раз показать, как правильно это делается. Со временем ребенок запомнит и будет слезать, почувствовав опору под ногами.

Навыки ребенка в 10 месяцев:

  • Из положения сидя поднимается на ножки, стоит, не требуя дополнительной опоры.
  • Садится из положения стоя без посторонней помощи.
  • Хорошо ползает на четвереньках.
  • Проявляет интерес к ящикам, тумбам, шкафам. Открывает их и закрывает, вытаскивает вещи.
  • Понимает принцип «работы» мячика, катает его туда и обратно. Умеет играть с машинкой и собирать пирамидку.
  • Играет с несколькими предметами сразу, держа их в правой и левой руках.

Ребенок должен знать свое имя в этом возрасте, то есть оглядываться, когда его зовут.

Рост ребенка в 10 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Рост ребенка в 10 месяцев, согласно данным педиатров России:

  • Девочки: от 68,9 до 75,4 см.
  • Мальчики: от 69,0 до 76,8 см.

Согласно данным ВОЗ, рост детей в возрасте 10 месяцев должен быть в следующих пределах:

  • Девочки: от 66,4 до 76,5 см.
  • Мальчики: от 68,6 до 77,8 см.

Вес ребенка в 10 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в 10 месяцев, по мнению отечественных специалистов педиатрии, должен находиться в таких пределах:

  • Девочки: от 7,8 до 10,2 кг.
  • Мальчики: от 8,2 до 10,8 кг.

Всемирная организация здравоохранения предлагает для десятимесячных детей следующие нормы веса:

  • Девочки: от 6,6 до 10,7 кг.
  • Мальчики: от 7,3 до 11,3 кг.

Многочисленные научные исследования показали, что дети, родившиеся с низкой массой тела, подвергаются более высокому риску развития ожирения, гипертонии, диабета и заболеваний сердца.

У детей в возрасте 10 месяцев уже не наблюдается стремительного набора веса и прибавки в росте. Нормой считается увеличение массы тела на 300-400 г, а прибавка в росте может быть не более 2 см.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев продолжает совершенствоваться. Малыш постигает новые эмоции, начинает ярко выражать радость или недовольство.

В этом возрасте ребенок понимает, когда ему запрещают что-либо, и может выражать яркий протест в виде плача, а также возмущения. Когда его хвалят, отвечает улыбкой или смехом. Понимает, если просят отдать или взять игрушку.

В десятимесячном возрасте ребенок осознанно обнимается, просится на руки. В этот период тактильное общение является важным моментом в развитии ребенка. Многократные исследования подтверждают важность физического контакта. Оказывается, что те дети, которых часто обнимают, растут и развиваются намного лучше.

Прикосновение стимулирует развитие нервной системы, формирует новые межклеточные отношения, что положительно влияет на психическое развитие ребенка.

Прикосновения улучшают пищеварение и работу желудочно-кишечного тракта. У детей, которым регулярно поглаживают живот или делают массаж, улучшенная моторика ЖКТ, а колики беспокоят реже.

Какие еще психологические навыки можно выделить у ребенка в 10 месяцев:

  • Понимает, когда мама шутит, смеется в ответ на щекотку.
  • Пытается повторять простые слова, слоги.
  • Ему интересны дети его возраста, пытается с ними общаться, играть.
  • Повышается интерес к животным, ребенку хочется погладить, потрогать (самое время начинать учить малыша правилам поведения с животными).
  • Может вспомнить, куда положил любимую игрушку.
  • Копирует поведение родителей, например разговор по телефону.

Уход за ребенком в 10 месяцев

После 10 месяцев жизнь малыша сопровождается прорезыванием зубов, что является большим испытанием для родителей. Видя, как страдает их ребенок, мама и папа находятся на грани паники, не понимая, какой уход нужен именно сейчас.

К сожалению, нет инструмента, который помог бы зубу прорезаться совершенно безболезненно. Но чтобы облегчить боль, рекомендуется давать младенцу специальную погремушку или охлаждающее зубное кольцо.

К концу 10-го месяца у малыша могут наблюдаться четыре молочных зуба – два сверху и два на нижней челюсти. У некоторых детей количество зубов достигает шести, у других два-три. Период прорезывания зубов индивидуален для каждого ребенка и зависит от многих факторов, таких как питание, наследственность и т. д. Поэтому нет необходимости беспокоиться, если появление первых молочных зубов займет больше времени, чем ожидалось.

Правильный уход за ребенком в 10 месяцев включает ежедневный массаж, особенно в области животика, спины и ног. Особое внимание следует уделить физической нагрузке, необходимо ежедневно выполнять гимнастику, чередуя ее с массажем. Это укрепит не только общее здоровье ребенка, но и костно-мышечную систему.

Если малыш любит водные процедуры, их рекомендуется проводить каждый вечер. Купание с применением мыльных средств – шампуней, пенок – можно проводить не чаще двух раз в неделю.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика для детей от 1 до 7 лет

В этом возрасте появляются новые процедуры, например чистка первых зубов. Вначале очищение проводится в утреннее время, не дольше одной минуты. Для данной манипуляции используют специальный резиновый напальчник. Он имеет силиконовые щетинки, которые аккуратно и без травматизации проведут очищение первых зубов. Гигиенический уход за деснами должен начинаться с грудного возраста. В этом вопросе на помощь родителям приходят специальные салфетки, которые были изобретены для обработки десен и молочных зубов. Салфетка производится из специального материала – мягкого волокна, что исключает травмирование десен. Используется салфетка следующим образом: наматывается на указательный палец и вводится в рот малыша, таким образом аккуратно очищаются зубы и десны от налета. Салфетка пропитана специальным, безопасным для ребенка раствором, который нейтрализует вещества во рту, выделяемые стрептококковым микроорганизмом.

Особое удобство использования таких салфеток было отмечено родителями в период прорезывания зубов у малыша, если салфетку положить на некоторое время в холодильник: сочетание прохлады и приятного вкуса снизит неприятные ощущения.

Постепенно расширяется рацион питания ребенка. Помимо грудного молока, в этом возрасте можно давать малышу на пробу рыбу нежирных сортов (при условии отсутствия аллергической реакции). Также меню расширяют с помощью разнообразных каш, овощных, фруктовых пюре. Для хорошей работы пищеварительной системы рекомендуется употребление кисломолочных продуктов – йогурта, кефира. Полезным дополнением станут яйца, лучше всего подойдут перепелиные. Ребенку рекомендуется давать по одному отварному яйцу каждый день.

Десять месяцев – важный период для ребенка. Сейчас ему все интереснее проводить время со сверстниками, наблюдать за окружающим миром, прикасаться к предметам, изучая их. Для его полноценного развития необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе. Малыша всегда следует одевать по погоде. Помните, что перегрев также опасен, как и переохлаждение.

1. Василенко Е. Ребенок от рождения до года.

Энциклопедия мам

Десять месяцев – возраст, который уже максимально приближен к первой серьезной дате вашего малыша – ему скоро год. Ребенок многое умеет, каждый день он познают что-то новое, ему неинтересно сидеть, лежать или просто ползать, он уже подготавливается к своим первым осознанным уверенным шагам. Как и прежде, малышу необходима ваша поддержка и присутствие рядом. Что же нужно знать о возрастных особенностях этого периода, чтобы помочь ребенку в дальнейшем развитии?

1. Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте десяти месяцев дети начинают проявлять свои первые самостоятельные и взрослые действия. Малыши готовятся к первым шагам, большинство из них умеет вставать на ножки, стоять без опоры, а некоторые уже делают первые попытки передвигаться самостоятельно. Многие крохи могут пройти небольшое расстояние с опорой, например, у стенки. Ребенок в совершенстве может садиться из положения стоя без поддержки и помощи со стороны.

Держать игрушки малыш уже научился, а теперь он может держать кружку, владеть ложкой одной рукой. Причем, ребенок может держать ложку как правой, так и левой рукой. В этом возрасте не стоит его как-то переучивать, пока ребенок только учится. Если ходить десятимесячный малыш только стремится, то ползает он уже очень быстро, поэтому следить за ним нужно внимательнее, чем раньше.

У детей хорошо развита координация, они оценивают расстояние, поэтому могут без проблем доползти до нужной точки. На данной стадии развития ребенку становятся интересны «взрослые» дела – например, открывание ящиков. Ребенок смотрит на родителей и неосознанно их копирует, поэтому, когда ребенок открывает шкаф и достает вещи, помните, что просто повторяет за вами. Игры становятся более сложными – например, целенаправленное катание машинки или мяча. Большинство детей имеют к десяти месяцам четыре зуба – два нижних и два верхних центральных резца. Однако, это все субъективно и у вашего ребенка дела с зубами могут обстоять по-другому.

2. Нормы веса и роста у ребенка в 10 месяцев

К десяти месяцам и мальчики и девочки набирают меньше в весе, чем раньше. Здесь показатели более чем условные, так как все дети активничают по-разному, питание тоже немного отличается. Некоторые дети едят с удовольствием, а других накормить – целая история. Но, в любом случае, прибавка веса есть у каждого малыша.

Развитие у девочек в 10 месяцев

Развитие у мальчиков в 10 месяцев

3. Что умеет ребенок в 10 месяцев

Показывает названные предметы.

Слух

Узнает простые мелодии. Различает звуки разных предметов – телефон, звонок в дверь, часы и пр. К десяти месяцам малыши начинают понимать человеческую речь, внимательно слушают, знают, что значит слово “нельзя” или “больно”.

Речь

Начинает подражать разным звукам – «би-би», «ля-ля», произносит первые осмысленные слова. А некоторые дети уже говорят свое первое «ма-ма» или «па-па». На слова «дай» или «возьми» ребенок отвечает соответствующим действием.

Моторика

Начинает всюду, где возможно совать свои пальчики, стоит недолго без опоры.

Эмоции

Чаще проявляет недовольство. Проявления характера становятся более отчетливыми, появляются индивидуальные черты, малыш по-своему радуется, злится, демонстрирует свои потребности и желания. Примерно, в этом возрасте у многих детей появляются любимые предметы или игрушки, без которых кроха не хочет просыпаться или ложиться спать. Обычно, у детей появляется чувство тревожности при виде незнакомых людей, они стараются быть как можно ближе к маме в эти моменты.

Игра

Умеет использовать игрушки по назначению – катать машинку, катать и бросать мячик. Может заниматься игрой самостоятельно до 20-30 минут.

Если раньше ребенок совершал действия не осознанно, то теперь он вкладывает в каждое свое движение определенный смысл. У ребенка хорошо развита смекалка – он может достать один предмет с помощью другого или придумать еще какие-нибудь варианты для достижения своей цели.

4. Режим дня в 10 месяцев

В десять месяцев детям требуется больше активности, нежели сна. Поэтому малыши спят не более двух раз в день, продолжительность сна составляет 1-2 часа, в среднем, но некоторым достаточно и 40 минут.

Читайте также:
Нужны ли ребенку ходунки? С какого возраста и зачем?

Ночной сон должен составлять от десяти до двенадцати часов. Чтобы ребенок был более продуктивным и развивался в соответствии со своим возрастом, у него должен быть налажен режим, это позволит уберечь организм от стресса.

Мнение доктора о сне и режиме дня (ссылка?)

По-прежнему нужно гулять с ребенком не менее одного раза в день, а лучше, два;

Не забывайте проветривать помещение, поддерживайте нормальный уровень температуры и влажности в комнате, если ребенок капризничает и выбивается из режима, вероятнее всего, его что-то тревожит.

В этом возрасте теряется интерес к грудному вскармливанию, даже несмотря на то, что некоторые дети все еще употребляют в пищу грудное молоко.

В рационе уже присутствуют все основные продукты, но введение новых активно продолжается. Пищу уже не нужно измельчать в кашу или пюре, как раньше, достаточно, чтобы она была крупнозернистой.

Можно вводить мясные фрикадельки, чтобы тренировать навыки жевания; порция мяса и рыбного пюре увеличивается до 60 грамм. Чтобы рациона малыша был богат витаминами, можно добавлять в блюда свежую зелень.

Не стоит давать пробовать ребенку сладкое или соленое, это нарушит его вкусовые ощущения. Ребенку пока рано давать соки, его организм к этому пока еще не готов. Точно так же дела обстоят и с манной кашей – в ней большое количество глютена, детский организм еще не в состоянии справиться с такой нагрузкой.

Продолжайте вводить разнообразные овощи и фрукты, кроме винограда и прочих мелких твердых фруктов и ягод, так как ребенок может ими подавиться. В рационе все так же присутствует достаточное количество молочных продуктов.

5. Как поддерживать развитие ребенка

Осознание себя как личности

В 10 месяцев ребенок уже становится личностью со своим характером и привычками. Сейчас самое время оказать влияние на дальнейшее становление этой личности. Ко всем привычным играм добавьте развлечения с зеркалом – говорите малышу. Какой он красивый и хороший. Хвалите ребенка за любой успех. Все, конечно, в меру, но это поможет ему стать более уверенным в себе, более самодостаточным. Говорите ему о своей любви.

Если вы знаете, что сегодня состоится встреча с каким-либо незнакомым человеком, подготовьте к этому ребенка, расскажите ему что-то хорошее про этого человека, а в момент встречи будьте всегда рядом.

Познание мира

Рассматривайте с ребенком красочные книжки, рассказывайте, что изображено на страницах, читайте несложные и короткие стихи. Показывайте и называйте животных, цвета, предметы одежды, части тела.

Пирамидка и кубики – наше все! Матрешка, которая легко открывается – отличный подарок для ребенка. Любая развивающая, соответствующая возрасту, игра будет полезна малышу.

Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о своих действиях, со временем малыш все начнет понимать, но налаженный контакт должен быть уже сейчас.

Ребенок взрослеет очень быстро, особенно на первом году жизни. Не упускайте момента помочь ему в развитии, помогайте ему направлять свою энергию в правильное русло.

6. Возможные проблемы

Задержка речи

Ребенок никак не пытается начать говорить. К сожалению, часто это происходит от дефицита общения родителей с малышом. Многие считают, что ребенок всему научится сам. Это самая большая ошибка, которую могут сделать родители – общайтесь с малышом как можно больше! Да, малыш может слушать аудио сказки и запоминать из них слова и фразы, но при этом он не привыкнет вникать в их смысл. Из этого в дальнейшем проистекают многие проблемы с непослушанием, неумением и нежеланием думать. И, конечно, задержка речи может быть связана с нарушением слуха, проблемами в деятельности ЦНС, стресса (ссора родителей, например). Если вам кажется, что у ребенка наблюдается задержка речевого развития, обратитесь к ЛОР-врачу.

Беспокойный сон

Нарушения сна приводят к усталости, капризам. Прежде всего, попробуйте разобраться в их причинах. Возможно, это происходит из-за несоблюдения режима для, насморка или иного заболевания, возможно – из-за переутомления, перевозбуждения, эмоциональных перегрузок. Не стоит долго купать малыша перед сном – максимум 5-7 минут, не стоит занимать ребенка мультиками и гаджетами, особенно перед сном.

Развитие и уход за ребёнком в 10 месяцев

Родители повзрослевшего 10-месячного малыша искренне радуются достижениям крохи, и расстраиваются, если, по их мнению, его развитие запаздывает. Чтобы не делать поспешных выводов, важно чётко знать, как проходит развитие ребёнка в 10 месяцев по общепринятым педиатрами нормам. Эта информация поможет понять, когда действительно стоит бить тревогу, и что можно сделать, чтобы помочь малышу добиться больших успехов в познании окружающего мира.

Содержание:

  • Физическое развитие ребёнка
  • Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев?
    • Что умеет десятимесячный ребёнок?
    • Двигательная активность, рефлексы, моторика
    • Интеллектуальное/умственное развитие
    • Психологическая составляющая, эмоции и настроение
    • Речь
    • Зубы
    • Игровые навыки
    • Социальные навыки
    • Сон, правила питания и режим дня
    • Уход за малышом в 10 месяцев
    • Мнение Евгения Комаровского
  • Как понять, что ребёнок отстаёт в развитии и когда стоит бить тревогу?
  • Как способствовать развитию малыша: советы родителям

Физическое развитие ребёнка

У каждого малыша – свой темпа развития и взросления, однако в среднем за десятый месяц жизни кроха набирает 450-500 грамм веса и становится выше на 1-1,5 см. Окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5 см.

Таблица: Показатели нормы веса и роста ребёнка в 10 месяцев

Показатель Мальчики в 10 месяцев Девочки в 10 месяцев Усредненное значение для 10 месяцев
Вес, кг 8,2-10,2 7,5-9,6 8,5-9,2
Рост, см 71-75,6 69-73,9 71,5-73,3
Окружность головы, см 44,1-46,7 42,9-45,6 43,2-46,2

Физические способности

К концу 10 месяца жизни дети уверенно, без помощи взрослых садятся, могут подниматься, стоять и ходить, держась за опору (мебель, стены). В этом возрасте они легко переворачиваются со спины на живот, быстро ползают, слезают с кровати или дивана и могут добраться до интересующей их игрушки.

Десять месяцев – самое время, чтобы научить малыша ходить. Сначала родители придерживают его при ходьбе под мышками, затем, когда ножки окрепнут – берут за ручки.

Читайте также:
Ходунки: вред и польза

Отличия мальчиков и девочек

Обычно к 10 месяцам разница в физических показателях немного стирается, зато различия в поведении девочек и мальчиков становятся заметны невооружённым глазом.

Девочки Мальчики
Любят копировать старших, более послушные. Раньше начинают стремиться к самостоятельности, хотят делать всё сами.
Больше привязаны к маме, любят внимание. Предприимчивы, исследуют всё вокруг, несмотря на недовольство старших.
Более усидчивы, могут много времени провести за монотонным занятием, листая книжки или разбирая пирамидку. Часто не заканчивают игру из-за своей неусидчивости и нетерпеливости.
К 10 месяцам девочки часто произносят свои первые слова. Позже начинают говорить, зато любят залезать на стулья, открывать шкафы, доставать вещи с полок, тянуть все со стола.

Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев?

Наблюдается интересная динамика в интеллектуальном, психологическом и эмоциональном развитии, речи детей в 10 месяцев и их социальных навыках.

Что умеет десятимесячный ребёнок?

Главными «достижениями» 10-месячного карапуза можно считать то, что теперь он может сидеть без опоры, быстро ползать, стоять и не спеша ходить, придерживаясь за что-либо. В этом возрасте малыш также умеет:

  • занимать себя без постороннего участия до 10-20 минут, играя или рассматривая книгу;
  • самостоятельно пить из бутылочки или кружки-непроливайки;
  • подниматься по нескольким ступеням, опираясь о руку мамы или папы;
  • слезать с низкой кровати;
  • ходить, если родитель поддерживает его за ручки;
  • двумя руками поднимать игрушки, выбрасывать их из манежа или кроватки;
  • играя с игрушками, выполнять простые действия – собирать и разбирать пирамидку, качать куклу, складывать башенку из кубиков;
  • осваивает ложку и пытается есть с её помощью;
  • перебирать пальчиками мелкие предметы, может сложить их в крупную ёмкость.

Двигательная активность, рефлексы, моторика

10-месячного исследователя сложно удержать на месте, кроха демонстрирует заметные достижения в психомоторном развитии:

  • умело и быстро ползает на четвереньках;
  • сам садится и сидит с прямой спиной;
  • стоит на четвереньках, при этом может тянуться одной рукой вверх;
  • стоит у опоры, для ходьбы использует приставной шаг;
  • умеет открывать коробки, дверцы шкафов;
  • толкает перед собой предметы;
  • больше интересуется мелкими деталями, чем крупными, что хорошо сказывается на развитии мелкой моторики рук;
  • берёт пальчиками и удерживает небольшие предметы, сможет переложить их из одной ёмкости в другую;
  • имеет достаточно развитый щипковый захват большим и указательным пальчиками.

Если кроха занят какими-то мелкими деталями, с него нельзя спускать глаз: ребёнок может засунуть игрушку себе в нос или в рот, а что ещё опаснее – проглотить её.

Интеллектуальное/умственное развитие

10 месяцев – лучший возраст для осваивания крохой азов коммуникации. Он активно изучает язык жестов, показывает пальчиком или ручкой, куда хочет пойти. Многие детки уже умеют здороваться и прощаться, махая ручкой знакомым. Не получая желаемого, ребёнок расстраивается и начинает капризничать.

  1. Движения и мысли карапуза уже хорошо скоординированы.
  2. Ребёнок радуется при виде своих друзей, с которыми гуляет на улице или к которым приходит в гости.
  3. Знает и помнит несколько мультфильмов и песенок, среди которых уже появились любимые.
  4. Кроха знает, как его зовут, и откликается на свое имя.
  5. Понимает значения слов «нельзя», «можно», «иди на ручки», «на», «дай» и другие простые фразы, выполняет несложные просьбы.
  6. Имеет любимую игрушку, отказывается засыпать или гулять без неё.
  7. Если видит животных на улице, проявляет к ним интерес.
  8. Знает, для чего предназначены бытовые предметы. Например, на пульте он станет нажимать кнопки, телефон поднесёт к уху, а ложку сразу отправит в рот.
  9. Подражает мимике взрослых, их жестам.
  10. Узнает картинки и игрушки, правильно указывает, если взрослый просит что-то или кого-то показать (собачку, мишку).

Психологическая составляющая, эмоции и настроение

10-месячный малыш может полноценно участвовать в общении, он понимает фразы, которые регулярно слышит от взрослых. Реакции ребёнка в этом возрасте вполне эмоционально обоснованы:

  • на прогулке малыш испытывает радость и положительные эмоции;
  • нервничает или протестует при неприятных ему гигиенических процедурах (стрижка ногтей, чистка ушей);
  • если у него что-то не получается, карапуз может злиться и капризничать;
  • услышав громкий или неожиданный звук – пугается, может заплакать;
  • развивается чувство юмора – если издать забавный звук или показать малышу смешные, необычные движения, он будет смеяться. И напротив, если он увидел, что какое-то его действие насмешило взрослых, он будет повторять его намеренно, чтобы всех развеселить.

Ребёнок в этом возрасте – активный подражатель не только поведению взрослых, но и словам, которые они произносят. Но для него пока доступны только сочетания звуков.

Обычно к году словарный запас ребёнка состоит из 3-5 слов. В 10 месяцев в его речи появляются слоги, в которых можно распознать некоторые слова и обращения: «дай», «па», «ма», «ба», «ам». А некоторые малыши в этом возрасте уже обрадовали своих родителей первыми «настоящими» словами – мама или папа. Кроха экспериментирует, соединяет разные слоги, иногда у него может получиться целая «фраза», правда, непонятная для окружающих.

Малыш активно прислушивается к речи окружающих, знает смысл многих слов, умеет соотносить их с конкретными предметами.

Зачастую в возрасте 10 месяцев у ребёнка уже прорезались 4 парных зуба – по 2 вверху и внизу, которые помогают ему справляться с твёрдой пищей – фруктами, овощами, печеньем, детскими сухариками.

Игровые навыки

Когда малышу исполняется 10 месяцев, он не только активно играет в игрушки, но и с удовольствием их ломает! Родитель не должен упрекать маленького исследователя, ведь игра с разбиранием очередной машинки для него – один из самых эффективных способов познания окружающего мира.

Одними из любимых игр остаются «ладушки» и прятки. Помимо этого, ребёнок уже с интересом «подхватывает» предложенные ему сюжетные игры:

  • баюкает куклу или мишку;
  • кормит игрушку с ложечки, или поит из чашечки;
  • что-нибудь «чинит» игрушечными или настоящими инструментами;
  • катает машинку, может заполнять её кузов «грузом».

Важный момент: ребёнок не освоит эти умения сам – такие игры он может «сочинить» только после того, как подсмотрел как это делают родители.

Читайте также:
Во сколько и когда ребенок начинает ходить самостоятельно?

Социальные навыки

Один из главных навыков, которые малыш приобретает в 10 месяцев – это определённая самостоятельность. Ребёнок уже не так сильно боится упустить маму из виду и остаться на несколько минут в одиночестве.

  1. Кроха более спокойный – этот фактор можно использовать, чтобы наладить отдельный сон, если до этого он привык спать рядом с мамой.
  2. 10-месячный малыш общителен, его можно познакомить со сверстниками: он с интересом будет за ними наблюдать, играть, попытается скопировать некоторые манеры.
  3. Ребёнок учится «здороваться», прощаться, делиться и говорить «спасибо» – всё это пока на доступном для него уровне.
  4. Малыш может указать на игрушку, которую он хотел бы взять на прогулку, или на панамку, которую хотел бы надеть – не отказывайте ему в праве самостоятельно принять решение.
  5. Дети активно копируют взрослых, повторяют их мимику и жесты.

Сон, правила питания и режим дня

Общая продолжительность сна 10-месячного младенца – 14-15 часов, из них примерно 10 часов приходится на ночной сон, а остальные 4-5 распределяются между двумя дневными снами.

У каждого малыша складывается свой биоритм: одни дети просыпаются в 6 утра и уходят на ночной сон в 8 часов вечера, другие встают около 9 часов утра, а засыпают после 22.00-23.00. В период бодрствования ребёнок играет с мамой, ползает, пытается вставать и ходить по комнате или манежу, гуляет на улице.

Врачи советуют гулять с малышом дважды в день при любой погоде, за исключением сильного дождя, ветра и мороза, проводя на улице летом до 6 часов в сутки.

Режим кормления остаётся 5-разовым, с промежутками между приёмами пищи 3-4 часа. Для примерного понимания того, как правильно строить режим 10-месячного крохи, ориентируйтесь на распорядок его обычного дня, который приводит в пример ВОЗ:

Суточный объём питания (смесь или грудное молоко, каша, суп, пюре и так далее), рекомендованный союзом педиатров РФ, составляет 1000-1100 мл порциями по 200-220 мл. В это время активно происходит введение прикорма, поэтому помимо смеси ребёнок получает кашу, овощное или фруктовое пюре, супы, знакомится с сезонными фруктами и ягодами.

Рацион формируют в зависимости от вкусовых предпочтений малыша, возможных аллергических реакций и темпов набора веса. В этом возрасте должна меняться консистенция продуктов – от гомогенизированной к мелко- и крупноизмельчённой.

Особое внимание при выборе консистенции питания следует обратить на готовность зубов малыша. Если зубов ещё нет, не стоит торопиться с введением условно взрослых блюд (например, супов).

Уход за малышом в 10 месяцев

Комплекс гигиенических процедур, которые ежедневно проводят родители 10-месячного ребёнка, включает в себя:

  • умывание;
  • подмывание;
  • вечернее купание;
  • чистка зубов;
  • расчёсывание.

Носик и ушки малыша очищают, когда возникает необходимость. В среднем раз в 1-1,5 недели ему нужно стричь ноготки. Закаливание с помощью солнечных и воздушных ванн – оздоровительная процедура, в которой нуждается любой 10-месячный кроха. Витамин Д, получаемый в большей части при прогулках на солнце, жизненно необходим в детском возрасте.

Мнение Евгения Комаровского

Что касается раннего высаживания детей на горшок, здесь мнения многих родителей и специалистов расходятся. Одни начинают приучать ребёнка к горшку, как только он научится сидеть. Другие, по совету доктора Комаровского, ждут достижения ребёнком 2-летнего возраста, чтобы приучение к горшку потребовало как можно меньше усилий и нервов: на эту тему можно посмотреть видео. Это вопрос индивидуальный – всё зависит о того, как реагирует сам ребёнок.

Комаровский не советует переживать, если малыш до сих пор не ползает: некоторые детки пропускают этот этап, сразу начиная ходить. При этом важно не торопить и не заставлять кроху – ему нужно освоить ходьбу самостоятельно.

Как понять, что ребёнок отстаёт в развитии и когда стоит бить тревогу?

Ребёнок может развиваться чуть быстрее или медленнее общепринятых стандартов, но важно вовремя определить наличие возможных отклонений. Так, забеспокоиться нужно, если малыш в 10 месяцев:

  • не умеет сидеть без опоры;
  • не издаёт никаких звуков;
  • не может сконцентрировать внимание и проследить глазами за движением или предметом;
  • не может повторить за взрослыми простых действий;
  • не ползает и не пытается встать на ножки.

Как способствовать развитию малыша: советы родителям

Родители – главные помощники в развитии малыша. Вот, что можно сделать, чтобы поспособствовать ребёнку в освоении разных навыков по возрасту:

  • чаще играть в пальчиковое рисование, уделять внимание таким играм как «Сорока-ворона», открывание коробок, бросание мяча, перебирание мелких предметов – всё это способствует развитию сенсорики;
  • обеспечить малышу безопасное передвижение, чтобы он мог без опаски ползать и учиться ходить;
  • каждый день гулять с ребёнком и делать ему массаж;
  • дать возможность учиться самостоятельно принимать пищу – так малыш быстрее научиться управляться с ложкой и чашкой;
  • если у малыша уже прорезались зубки, давать ему погрызть твёрдую пищу – морковку, печенье, сушёное яблочко;
  • приучать кроху после игры собирать игрушки, превращая этот процесс в увлекательную игру;
  • во время прогулки посещать детскую площадку, чтобы малыш, наблюдая за другими детьми, учился общению;
  • можно предложить 10-месячному малышу фломастеры, карандаши или тесто для лепки, предварительно показав, как со всем этим работать;
  • каждый день просматривать книжки с малышом, читать ему сказки и включать детские песенки – так быстрее у него будет развиваться речь;
  • практиковать грудничковое плаванье с малышом, чтобы активнее развивать его двигательные навыки и укреплять иммунитет.

Зная, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители смогут вовремя отреагировать в случае, если что-то идеёт не так. Однако стоит помнить, что каждый малыш индивидуален, и вполне возможно, что некоторые из указанных норм он успешно наверстает к году. Выбирая правильные методики развития, нужно обязательно учитывать интересы своего сына или дочери.

10 месяцев ребенку – правильное развитие малыша

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Читайте также:
Как научить ребенка пить из кружки: советы и рекомендации

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Особенности развития ребёнка в 10 месяцев: описание основных социальных и речевых навыков. Перечень необходимых физических параметров.

Нужны занятия с логопедом?

Физические параметры

Для успешных занятий надо знать особенности девочек и мальчиков. Развитие ребёнка в 10 месяцев (физическое) снижает темп. На сон у малыша уходит от 12 до 14 часов, как и раньше. За месяц он должен прибавить примерно 400 граммов. К концу этого возрастного периода грудничок должен приобрести такие навыки:

  • Умение самостоятельно вставать, стоять, садиться;
  • Возможность легко переворачиваться;
  • Способность ходить, опираясь руками на стены или мебель.

Согласно данным отечественных педиатров, нормы роста и веса для мальчиков и девочек десяти месяцев выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,3 10,9
Вес девочек, кг 7,9 10,1
Рост мальчиков, см 69,1 76,9
Рост девочек, см 69,0 75,3

Всемирная организация здравохранения принимает за норму следующие значения:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,4 11,4
Вес девочек, кг 6,7 10,9
Рост мальчиков, см 68,7 77,9
Рост девочек, см 66,5 76,4
Окружность головы мальчиков, см 42,9 47,9
Окружность головы девочек, см 41,5 46,9

Этот период идеален для начала обучения ходьбе, ведь ножки малыша стали довольно крепкими. Сначала нужно купить удобные детские ботинки. Родители ошибаются, когда ставят приоритет на миловидности и дизайне. Куда важнее такие показатели, как практичность, удобство и мягкость. По размеру обувь следует выбирать с учётом того, что перед большим пальцем должно быть свободное пространство — он не должен упираться в стенку.

Не нужно покупать ботиночки, на которых нет задника. Ножки грудничка ещё недостаточно развиты, чтобы фиксировать неустойчивую ступню. Важно относиться к выбору обуви ответственно, ведь от этого зависит правильность формирования походки. Ошибка может отразиться на состоянии позвоночника.

Психика и речь

Грудничок в этом возрасте активно копирует взрослых, повторяет их жесты и мимику, однако кроха формирует собственный вкус. Больше всего это проявляется в еде — малыш все сильнее настаивает на своём. Родители ошибаются, если видят в таком поведении только капризность, ведь когда ребёнок делает это, он учится отстаивать свою позицию. Выделяют и другие особенности психики:

  1. Грудничок соотносит предметы со словами. Он знает не только слово «мама» и своё имя, но и название игрушек, зверей и машин. Он может опознать их на картинке, любит рассматривать иллюстрации книг.
  2. Дети начинают реагировать на музыку. Если мелодия им нравится, то они пытаются танцевать. Ребята делают это стоя на ножках: раскачиваются, стараются присесть, кивают. Родителям не нужно пресекать такое поведение — оно необходимо для формирования чувства ритма. Следует периодически включать ребёнку мелодию, которая ему нравится.
  3. К концу месяца ребёнок должен начать издавать осмысленные звуки: «ма», «па», «дай». Это также касается и некоторых междометий: «ай», «ам», «ой». С крохой можно начинать «нормально» общаться — задавать лёгкие вопросы и ожидать ответа. Например, грудничок должен самостоятельно делать выбор между разными ведёрками и лопатками при выходе на прогулку. Такая свобода важна для развития самостоятельности и решительности.

Ребёнок должен обучиться и другим навыкам. Скажем, ему следует уметь есть и пить из посуды, хлопать и махать руками, собирать пирамидки из кубиков. Хорошо, если кроха может выполнить простую родительскую просьбу: подать игрушку, приподнять руку или ногу.

Отличительная черта перехода к 11 месяцам — способность взаимодействовать с двумя объектами. Скажем, грудничок может ложечкой черпать кашу из тарелки, палкой двигать игрушки, собирать мелкие предметы. Родителям надо пользоваться этим периодам, придумывая новые игры-тренировки — они хорошо скажутся на умственном развитии.

Десятимесячным грудничкам свойственна любознательность. Так как ребята лучше управляют телом и в целом становятся менее неуклюжи, они стараются исследовать все окружающее пространство. При этом неизвестные находки привлекают их куда больше игрушек, врученных родителями. Исключением является подвешенная над кроваткой фигурка. Она зачастую тоже интересна крохам.

Такие открытия необходимы не только для умственного, но и психического развития. Так как ребёнок играет со всем, что найдёт, лучше побеспокоиться о его безопасности. Коробочки с сыпучим содержимым, медикаменты и химикаты, а также прочие опасные предметы лучше спрятать подальше — убрать в шкафы или на верхние полки, недоступные крохе. Электрические розетки следует обезопасить, поставив в них заглушки.

Но это не значит, что малыш останется без поля для исследований. Все «открытия» может устроить сам родитель. Взрослому нужно просто разложить по комнате цветные полотенца, книжки с красивыми иллюстрациями и яркие коробочки. Не нужно ставить слишком мелкие предметы — ребёнок будет тянуть их в рот. Но если такая необходимость есть (для развития моторики, например), то за играющим карапузом придётся следить.

Одно из самых сложных жизненных испытаний — воспитание ребёнка. Его развитие в 10 месяцев (вес, рост, питание), как и в любой другой период, должно соответствовать норме. Зарубежные учёные ставят приоритет на умственных показателях, отечественные больше беспокоятся о физических способностях. Родителей же волнует и то и другое, поэтому они пытаются найти идеальный баланс.

Социальные навыки

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.

Перечисленные навыки касаются как мальчиков, так и девочек. Ребёнок в 10 месяцев должен уметь использовать прикосновения, улыбки и жесты. Они являются его основными способами контакта как с другими малышами, так и со взрослыми.

Общие особенности развития

При анализе здоровья ребёнка необязательно классифицировать признаки. Родителям достаточно убедиться, что для их малыша характерны такие навыки:

  • Способность самостоятельно сидеть и играть в игрушки;
  • Использование горшка;
  • Целенаправленное ползание по полу;
  • Подъем на ноги с опорой на стены;
  • Подражание мимике, жестами и звукам;
  • Ходьба с поддержкой старшего;
  • Несложные игры с кольцами и кубиками;
  • Преодоление небольших возвышенностей (например, подушки);
  • Осмысленное использование междометий;
  • Возможность есть и пить из посуды;
  • Выполнение простых просьб;
  • Ассоциация слов с предметами;
  • Смех;
  • Реакция на собственное имя;
  • Способность кидаться крупными предметами и поднимать пальчиками мелкие;
  • Понимание слов «нет» и «нельзя»;
  • Контакт с другими детьми;
  • Способность выбирать между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).

Перечисленные особенности обязательны. Если малыш в 10 месяцев не ползает, он всё равно может научиться ходить, только пропустит важный этап своего развития. При возникновении серьёзных трудностей родителям лучше сразу же обратиться к специалисту.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

В этом возрасте мальчики весят 8,2–10,2 кг при росте 71,0–75,6 см, соответствующие показатели для девочек: 7,5–9,5 кг и 69,0–73,9 см. Многие дети уже умеют стоять и очень гордятся своим новым навыком.

Нередко утром кроха приветствует родителей, стоя в кроватке: держась за бортик, он громко лопочет, приглашая маму и папу разделить с ним радость победы. Другие дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого совершенствуют свои «ползунковые» способности, ведь уверенно ползающий малыш перемещается по комнате быстрее ровесника, который делает первые шаги.

Новое достижение малыша – умение рвать бумагу. Вам придется убрать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Подарите ребенку для «тренировки» несколько разноцветных журналов. Следите за тем, чтобы он не поранился о края журнальных листов и не засунул бумагу в рот – ей можно подавиться.

Детям этого возраста нравится не только опустошать всевозможные емкости, но и складывать в них разные предметы. Если убрать несколько игрушек в ящик не составляет для ребенка него особого труда, то попытка положить одну формочку в другую может закончиться неудачей. Крохе пока трудно понять, что из двух похожих предметов нужно выбрать меньший по размеру и поместить его в более крупный. Многие малыши уже умеют складывать башни из кубиков, но разрушать их им по-прежнему нравится больше, чем строить.

Десятимесячный ребенок различает по голосу всех, с кем часто общается, и замечает изменения в настроении окружающих людей по интонации, с которой они разговаривают.

В этом возрасте уже можно учить ребенка сопереживать эмоциям другого человека: например, пожалеть маму, если она устала, погладив ее по голове или обняв за шею.

В этом возрасте дети иногда настолько поглощены своими занятиями, что практически не замечают присутствия зрителей. Улыбки, ласковые прикосновения и слова поддержки со стороны родителей по-прежнему важны для малыша, но не в такой степени, как раньше.

Детские игры постепенно усложняются. Еще недавно ребенку нравились занятия, которые были основаны на общении, а теперь на первое место выходят игры с разнообразными предметами. Малыш может самостоятельно достать игрушку из ящика и принести ее, инициируя игру. При этом он приглашает родителей и гостей играть по определенным правилам, например, передавать какой-нибудь предмет из рук в руки или перекатывать его по полу.

Десятимесячный малыш обычно дружелюбен и общителен, особенно на «своей» территории. Он с удовольствием «поговорит» с новым человеком, правда, используя свой собственный малопонятный язык. Зато общаясь с близкими людьми, малыш может будет стараться произносить «настоящие» слова, значение которых он уже знает.

Если раньше передвижение крохи полностью зависело от родителей, то теперь он может самостоятельно решать, куда ему отправиться. Малыш смело покидает маму и исследует новые места.

В качестве «гаранта безопасности» ребенок возьмет с собой любимую игрушку, особенно если цель экспедиции – другая комната или место, откуда мамы не видно.

За пределами своего дома не все дети так решительны и готовы продолжать исследовать мир вокруг. Поначалу ребенок будет чувствовать себя относительно безопасно только около родителей. Если малыш все же решится отойти подальше, то будет искать маму и папу глазами и периодически звать их, чтобы убедиться, что они рядом. Некоторые дети предпочитают вообще не расставаться с родителями в незнакомой обстановке. Если в комнату зайдет кто-нибудь чужой, они будут тесно прижиматься к маме или папе, пока незнакомец не выйдет.

Безопасный дом

Родителям десятимесячных первооткрывателей нелегко соблюдать баланс между «полезным» и «безопасным».

Для развития мелкой моторики и органов осязания малышам полезно возиться в песке, земле, играть с камушками и прутиками. Будьте готовы к тому, что ребенок испачкается, не мешайте ему раскапывать и пересыпать песок и подбирать с земли разнообразные предметы, но при этом внимательно наблюдайте за тем, чтобы в рот малыша не попало ничего вредного.

Ручки малыша после таких игр необходимо сразу обтереть влажной салфеткой или помыть, так как кроха может потянуть их в рот или потереть кулачками глазки по пути домой. Не забывайте промывать ребенку глаза перед сном: после активных прогулок и игр на улице в них могут попасть пыль или песок. У любой мамы в сумке всегда найдется пачка влажных салфеток и бутылка воды.

Детский сон

В этом возрасте дети спят обычно 13 часов в сутки. Некоторые малыши упорно пытаются отказаться от дообеденного сна или сократить его до 20 минут. Большинству мам пока удается сохранить привычный режим дня: долгий ночной сон и два перерыва на сон днем.

Даже самостоятельному и независимому малышу, который не требовал много внимания в течение дня, перед сном необходимо присутствие родителей. Иногда кроха отказывается закрывать глаза, боясь потерять маму из виду, или просыпается среди ночи и начинает плакать и кричать без видимой причины. В той или иной степени, через стадию «страха разлуки» с родителями проходят все дети.

Наберитесь терпения и помогите малышу перерасти свои страхи. Если ребенок расплакался, обязательно приласкайте его. Если малыш обычно спит в своей кроватке, помогите ему успокоиться и заснуть, взяв на руки.

Малыш чувствует себя гораздо увереннее, если придерживаться определенной последовательности событий, поэтому режим занимает важное место в его «правильной» картине мира. Старайтесь не нарушать ритуалы, связанные со сном, которые сложились в вашей семье.

Важное о здоровье

Прямой зависимости между умственными способностями и двигательными навыками у детей нет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Так как малыш ни минуты не сидит спокойно, падения и мелкие ссадины неизбежны.

Обязательно включите в список вещей первой необходимости пластырь. Чтобы скорее успокоить кроху, если он поранится; выбирайте пластырь ярких веселых расцветок и обязательно расскажите ребенку, что волшебные котики, мишки, рыбки, зайки и т.п., нарисованные на пластыре, помогут пальчику, ладошке или коленке скорее выздороветь.

Меню малыша

В этом возрасте ребенку ежедневно необходимо 400–500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания). Если ваш врач одобрил введение прикорма, то в десять месяцев малыша уже можно знакомить с самыми разными продуктами, в основном, в виде пюре.

Еда вызывает живой интерес у детей не только с точки зрения вкуса. Любые продукты им нужно пощупать, размазать, раскрошить и посмотреть, как они будут выглядеть на разных поверхностях. Это вполне естественный процесс, так дети изучают свойства разных предметов.

Будьте терпеливы, не ругайте кроху за его «исследования» и запаситесь клеенкой, бумажными полотенцами и специальным фартучком для малыша.

Примерный вариант сочетания грудного вскармливания и прикорма для десятимесячного ребенка может выглядеть следующим образом:

  • первый завтрак – грудное молоко (200 г);
  • второй завтрак – каша (180 г) и половина яичного желтка;
  • обед – мясное пюре (70 г), овощное пюре (130 г);
  • полдник – печенье (5 г) и фруктовое пюре (130 г);
  • ужин – детский творог (50 г) и/или кефир и материнское молоко как докорм; поздний ужин – материнское молоко (200 г).

Добавьте в кашу кусочки фруктов или ягоды, например, банан, яблоко, землянику или чернику. Детям, склонным к запорам, можно приготовить пюре из чернослива на ужин или добавить чернослив в утреннюю кашку.

Помните, что детей в возрасте до двенадцати месяцев не зря называют «грудными»: в первый год жизни главная и самая полезная еда для малыша – материнское молоко.

Совет месяца

Дети обожают музыку и начинают двигаться, когда слышат ритмичную мелодию. Танцуйте с малышом, используйте бубен или маракасы, чтобы малыш мог лучше почувствовать ритм.

Ребенку 10 месяцев: особенности физического и психического развития

Вашему ребенку исполнилось 10 месяцев, и в развитии малыша вы, вероятно, заметили много изменений. Вы с удивлением отмечаете, как быстро ваш кроха превращается в маленького независимого человечка, который передвигается, играет и общается с вами, эмоционально реагируя на ваши слова и жесты.

Каждый день происходят изменения не только в физическом, но и психологическом развитии ребенка в 10 месяцев. К этому моменту вы уже можете почувствовать особенности личности своего карапуза — тихий или общительный, спокойный или предприимчивый. И вы, несомненно, заметили, что у вашего малыша уже есть несколько любимых книг, мягкие игрушки, песни и игры.

Грудничок 10 месяцев: ключевые этапы развития двигательных навыков

Большинство детей 10 месяцев исследуют окружающий мир разными способами. Ваш малыш в этом возрасте может ползать как вперед, так и назад, на четвереньках или по-пластунски, переходить из положения сидя в положение стоя, приседать, удерживаясь за опору, или снова садиться, путешествовать, держась за мебель или ваши руки.

До ходьбы осталось всего несколько месяцев, сейчас кроха тренирует мышцы, учится держать равновесие, укрепляет ножки и спину. Иногда бывает, что ребенок 10 месяцев уже ходит — это тоже допустимо, каждый малыш развивается в собственном темпе.

Что умеет ребенок 10-11 месяцев

В 10-12 месяцев координация вашего ребенка значительно улучшается, и специалисты выделяют целый ряд навыков, что должен уметь кроха к этому возрасту. Но все малыши разные, поэтому не стоит беспокоиться, если ваш кроха еще не умеет делать некоторые действия. Все эти данные усредненные, и допустим разброс в освоении тех или иных навыков в пределах 1-2 месяцев.

Итак, дети в этом возрасте довольно хорошо умеют брать мелкие предметы в руки, удерживать их и кидать, а затем снова поднимать. Они также могут легко находить предметы (особенно, те которые очень любят или сильно их заинтересовали) и быстро добираться до них. Поэтому убедитесь, что различные мелкие предметы (пуговицы, бусины, монеты, батарейки), вне досягаемости детских рук.

Малыш также выясняет, как помещать более мелкие игрушки в более крупные предметы, что делает складывание чашек, матрешек, пирамидок, колечек очень увлекательным занятием. Уровень развития в 10-10,5 месяцев позволяет крохе держать игрушку в одной руке, а другой рукой свободно манипулировать для выполнения другой задачи.

Развитие ребенка на 10-11 месяце жизни: вес и рост

Малыш с самого рождения непрерывно растет и набирает вес. И важно оценить — сколько весит кроха к десятимесячному возрасту. Ориентиром в оценке служат таблицы 1 , которые содержат возможные границы ростовых и весовых показателей отдельно для мальчика и для девочки.

Таблица роста и веса ребенка в 10 месяцев 1

Подчеркнем, что оценивая норму роста и веса малыша важно помнить — это усредненные данные 2 . Врач-педиатр всегда делает поправку на пол крохи, особенности развития, вес и рост при рождении. Поэтому, всегда нужно проводить оценку с врачом, если ребенок в 10 месяцев имеет вес 7 или, например, 12 кг , нужно оценить прибавки помесячно и рост-вес при рождении.

Психическое развитие и воспитание: режим дня и сон

К 10 месяцам ваш ребенок может спать только один раз в течение дня. Но не стоит беспокоиться, если он все еще спит 2 раза. Если малыш переходит на один дневной сон, лучше планировать его на послеобеденное время. Послеобеденный сон поможет ребенку отдохнуть днем и избежать раздражительности перед сном. Если малыш ночью плачет или плохо укладывается в вечернее время, возможно, пришло время пересмотреть режим ребенка в 10 месяцев.

Усредненный день из жизни крохи этого возраста может выглядеть примерно так:

Это очень усредненный режим, если ребенок 10 месяцев часто плачет, капризный, плохо засыпает, возможно, режим нужно корректировать под себя.

Прорезывание зубов

Вы можете и дальше расширять вкус своего ребенка, предлагая ему самые разные фрукты, овощи, злаки, кисломолочные продукты и мясо. У малыша к этому времени могут прорезаться 6-8 зубов. Причем, стоматологи отмечают, что у детей на грудном вскармливании к этому возрасту обычно прорезывается 4 нижних резца и 2 верхних 3 резца. Кроме того, на сроки прорезывания будет влиять и тот факт, родился ли малыш в срок или немного поторопился 4 .

Питание малыша: особенности введения новых продуктов

Теперь, когда появилось несколько зубов, добавьте более густую консистенцию и больше нарезанных на мелкие кусочки мягких продуктов, которые вы будете подавать в качестве перекуса. Позвольте малышу брать кусочки мягких продуктов руками, они могут попрактиковаться в захвате пальцами и тренировать свои навыки координации, беря еду и кладя ее в рот. Кроме того, изучение различных текстур еды стимулирует психическое развитие.

Если вы еще этого не сделали, попробуйте дать ребенку ложку, пусть малыш попробует кушать ею сам. Подберите посуду с большой удобной ручкой. Первые несколько раз ваш ребенок будет баловаться, ронять ложку, играть с едой и наводить беспорядок. Но любой беспорядок можно убрать, а самостоятельное питание — важный навык, которому нужно научиться. Вы можете положить под стул коврик для защиты ваших полов.

Некоторые родители готовят детское питание, варят фрукты, овощи и мясо, а затем измельчают или смешивают их, чтобы ребенок ел. Другие родители предпочитают покупать готовое детское питание. Наша линейка Nestlé ® и Gerber ® позволит удовлетворить вкусы даже самого взыскательного маленького едока.

Развитие ребенка на десятом месяце: общение

Младенцы в этом возрасте — подражатели, и вы можете заметить, что ваш ребенок копирует практически все, что вы делаете, от расчесывания волос до взятия трубки телефона или съемки видео.

Ваш ребенок будет прислушиваться к звучанию ваших слов и внимательно следить за вами, чтобы оценить реакцию на ситуации. Если вы плачете, например, из-за грустного фильма, вы также можете увидеть как изменится выражение лица вашего ребенка. Он тоже может хмуриться или заплакать.

Десятимесячные дети могут понимать и выполнять простые одношаговые команды, такие как «помаши ручкой до свидания» или «похлопай в ладоши». Они также могут придавать значение определенным словам. Когда вы говорите «машина» или «собака», ваш ребенок может указывать на объект. И, конечно, он должен реагировать на звук своего имени.

Советы по развитию малыша на десятом месяце жизни

В 10 месяцев ваш ребенок должен лепетать, произносить слоги, смотреть вам в глаза, реагируя на ваши слова и действия. Он может складывать из них самые простые слова. Даже если ваш ребенок еще не разговаривает, вовлекайте его в настоящий разговор. Например, ответьте на его лепет или слоги словами — «Правда?» или «Это так интересно!» Или продолжите разговор, используя мягкую игрушку или куклу. Вы побудите своего ребенка продолжать говорить и учить новые слова.

Включите мелодии. Подойдет любая музыка, будь то поп, кантри или классические треки. Вашему ребенку понравится подпрыгивать и двигаться в ритме музыки.

Cпрячьте игрушки и помогите своему малышу найти их, чтобы практиковать постоянство объектов – идею о том, что вещи продолжают существовать, даже когда ребенок их не видит.

Один из самых важных способов развития в 10 месяцев – это игры. Ваш ребенок учится всему через игру прямо сейчас. Он получает информацию об окружающем мире, тренирует физические навыки и развивается эмоционально! Попробуйте включить в свой распорядок некоторые из следующих игровых действий:

  • Игры в прятки;
  • Складывание разноцветных блоков вместе;
  • Сортеры, пирамидки, кубики;
  • Катание мяча вперед и назад.

А как насчет отлучения от груди?

Приближаясь к первому дню рождения вашего ребенка, вы можете начать задаваться вопросом, стоит ли отлучать малыша от груди. Вы должны знать, что нет никаких медицинских рекомендаций или доказательств, подтверждающих распространенное мнение о том, что младенцы не должны кормиться грудью старше одного года.

Так, Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить детей грудью до двухлетнего возраста или по усмотрению матери 5 .

  • Врач-педиатр
  • Занимается патофизиологией, иммунологией, вопросами питания детей и взрослых
  • Закончила курс по ГВ от ВОЗ/ЮНИСЕФ, преподавала в ВолГМУ, кафедра Патофизиологии с курсом иммунологии, аллергологии.»

Смотрите видео, подключайтесь к трансляциям и задавайте вопросы экспертам онлайн.

Очень важно обеспечить все потребности малыша в этом возрасте: укрепить иммунитет и дать все необходимое для роста и развития. Рацион.

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие.

Цена от Клуба Baby&me

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Baby&me — ребёнок и я

  • Наши бренды:
  • NAN ®
  • Nestogen ®
  • Gerber ®
  • Nestle ®
  • Alfare ®
  • Clinutren ®
  • Наши продукты
  • Советы 1000 мам
  • Первые 1000 дней
  • Производство Gerber
  • Беременность
  • 0-6 месяцев
  • 6-9 месяцев
  • 9-12 месяцев
  • 12-18 месяцев
  • 18-24 месяцев
  • Карта сайта
  • F.A.Q
  • Условия использования
  • Политика по обработке данных
  • Правила работы магазина

© Компания Nestlé, 2021 г. Все права защищены.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: