11 лучших развивающих игр для детей 2 лет

11 развивающих игр для детей 2 лет

Вашему малышу исполнилось два года. Он стал уже совсем большим и успешно демонстрирует множество умений и навыков, проявляет свои первые творческие и аналитические задатки. И, конечно, вам как родителю двухлетнего малыша очень важно ознакомиться со способностями вашего ребенка. К двум годам ребенок уже смело бегает, прыгает, крушит вокруг себя все, что попадется на глаза, а внутренняя энергия так и распирает его изнутри, вырываясь наружу все сильнее и сильнее.

В таком возрасте малыш безумно подвижен, и он будет таковым еще ближайшие несколько лет. Очень важная задача стоит перед родителями — направить эту неиссякаемую энергию в нужное русло и как можно больше уделять внимания своему чаду. Так чем же таким развивающим и полезным родитель может занять свою двухлетнюю крошку? Именно этот вопрос становится все более актуальным для мам и пап.

Вашему вниманию представлена подборка из 11 развивающих игр для ребенка двух лет.

1. РАДУГА

Эта игра не только поможет малышу научиться различать цвета, но и поспособствует развитию аналитических дарований ребенка.

Сортировка различных предметов по цветам — одно из самых популярных умений, которые родители тренируют у деток двух лет.

Разложите на столе(полу) перед малышом различные интересные предметы, и попросите разложить их по цветам. Если у ребенка не получится с первого раза, помогите ему. Принимайте участие в игре, проявляйте интерес и, конечно, хвалите свое чадо в случае удачной попытки.

2. ВЕСЕЛЫЕ БУСИНКИ

Эта игра поспособствует развитию мелкой моторики ребенка. Таким образом, кроха научится различать цвета, форму и размер предметов.

В этой игре вам понадобятся бусинки разных цветов, форм и тонкий шнурочек или леска. Для начала научите ребенка нанизывать бусинки на шнурок, обязательно покажите на собственном примере. Например, нанизывайте только красные бусинки.

Потом попросите малыша повторить ваши действия. Если он справился, то в дальнейшем развитии игры будет нужна ваша фантазия. Попросите малыша нанизать только круглые бусинки или, допустим, только квадратные синие. То есть с каждым разом усложняйте условия игры.

3. ДОМАШНИЙ ЗООПАРК

Такая игра поможет малышу не только расширить его кругозор, но и развить творческие способности.

В этом занятии понадобятся только ваша фантазия и художественные или театральные умения.

Нарисуйте ребенку, например, собаку, изобразите ее сами. Пусть малыш попробует повторить это. Предложите ему другое животное, скажем, козочку. Обязательно расскажите ему, «как говорит козочка».

4. СТИШКИ МАЛЯВОЧКИ. «Ладушки»

Игра развивает ассоциативную память.

Где были? — У Аннушки.

— Что ели? — Оладушки. (Одной ручкой ребенка погладьте другую его ручку при помощи круговых движений.)

— Где оладушки? — Съели …

Нет оладушек! (Разведите ручки малыша в стороны.)

— Кашку. (Водим указательным пальцем одной руки по ладошке второй руки малыша.)

— Бражку. (Сворачиваем ладошки ковшичком.)

— Попили, поели, (Разведите ручки ребенка в стороны и помахайте ими.)

— На головушку сели! (Положите руки на голову малышу.)

5. БОЛЬШАЯ СТИРКА

Учим ребенка порядку.

Наберите воды в небольшой тазик, и покажите ребеночку, как правильно стирать и полоскать игрушку. А также обязательно помогайте ему выполнять эти действия самостоятельно.

6. СЫЩИК

Эта игра развивает не только внимание малыша, но и его словарный запас и общий кругозор.

Поиграйте с ребенком в «сыщика» Задайте ему вопрос: «Что в этой комнате круглое? А что самое квадратное?

7. ЛЕПКА

Развиваем мелкую моторику рук и воображение.

8. ПОСЧИТАЙ ДО ПЯТИ

Научите ребенка считать.

9. РИСУНОК ЛАДОШКАМИ

Рисование помогает развить моторику и творческое мышление.

Это очень веселое и увлекательное занятие, которое непременно заинтересует ребенка.

10. АБВГДейка

Изучение алфавита не только тренирует память, но и делает малыша грамотнее.

11. ПАЗЗЛЫ

Эта игра хорошо развивает аналитические способности и логическое мышление.

Собирайте паззлы со своим малышом. Начинайте с самых простых, имеющих в составе по три элемента. Когда ваш ребенок научится без труда собирать простые паззлы, усложните ему задачу.

Используйте эти или подобные игры уже в двухлетнем возрасте ребенка, чтобы он всесторонне развивался. Ведь разум малыша моментально впитывает всю информацию о мире, который его окружает. И то, что ваше чадо усвоит в таком тонком, нежном возрасте запомнится надолго — буквально на всю жизнь. Поэтому развитию именно на этом этапе жизни стоит уделить особое внимание.

Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 до 3 лет в 2021 году

Развивающие игрушки завоевали популярность у родителей благодаря тому, что они мотивируют ребенка на самостоятельные полезные занятия. В период от 1 года до 3 лет у малышей идет активное развитие. Им интересно складывать простые пазлы и картинки из нескольких деталей, сортировать игрушки по величине и цвету. Годовалый ребенок только начинает исследовать предметы, а малыш в 2-3 года самостоятельно с увлечением играет с игрушками.

  • Самостоятельно составлять пирамидку из нескольких колец.
  • Строить домик из кубиков.
  • Разбирать и складывать матрешку.
  • Играть с куклами.
  • Понимать назначения и названия предметов.
  • Подражать звукам, которые издают животные.
  • Находить простые логические решения.
Читайте также:
Как отучить ребенка от соски - 10 советов, проверенных временем

Развитие интеллекта детей в этом возрасте имеет очень важное значение, в этот период расширяется кругозор ребенка. Усвоение навыков и информации способствует выработке интереса к обучению в дальнейшем. Развивающие игры улучшают способность к логическому мышлению, развивают смекалку и тренируют память, развивают словарный запас ребенка.

“Комсомольская правда” нашла лучшие модели развивающих игрушек для детей от 1 года до 3 лет и составила их рейтинг. Кроме цены и функциональности на положение в нем влияют отзывы покупателей и рекомендации эксперта.

Выбор редакции

alilo “Умный зайка”

“Умный зайчик” alilo — отличный помощник мамы. Игрушка предназначена для детей от 0 лет, а годовалый малыш сам сумеет запускать функционал. Развивающая игрушка выполнена в форме ночника, с которым процесс засыпания у малыша будет спокойным. Зайчик знает 30 песен и 25 сказок, он научит ребенка распознавать цвета (для этого в комплекте есть обучающие карточки).

Производитель позаботился о безопасности ребенка: выступающие ушки зайчика сделаны из мягкого материала, их можно грызть. Игрушка заряжается через USB-кабель и работает от встроенного аккумулятора, поэтому у мамы нет необходимости заботиться о приобретении батареек и она всегда будет иметь незаменимого помощника под рукой. Игрушка длительное время не утратит своей функциональности: когда малыш будет знать все сказки и песни наизусть, можно научить его подпевать Зайчику или рассказывать вместе с ним.

Основные характеристики:
Интерактивные функции говорит, говорит на русском и английском, поет
Особенности ночник
Материал пластик
Развивающие функции иностранные языки, музыкальный слух и чувство ритма, изучение цветов
Размеры (ДхШхВ) 5.30×6.10×16 cм
Вес 0.19 кг
Плюсы и минусы

Топ-10 лучших развивающих игрушек для детей от 1 до 3 лет в 2021 году по мнению КП

1. Музыкальный столик “Звук” (Zabiaka)

Музыкальный столик оснащен круглой интерактивной поверхностью. Он используется для развития детей от года. Ребенок размещается в сидячем положении и имеет возможность нажимать кнопки, видеть яркие световые сигналы на лампочках и слышать звуки и различные детские песни. Игрушка формирует познавательные навыки и развивает слух. Столик оснащен пассивной системой устойчивости: его округлые ножки выступают за пределы рабочей поверхности, что предотвращает его переворот под нагрузкой.

Основные характеристики:
Материал пластик
Форма напольный с ножками
Оформление интерактивные кнопки
Плюсы и минусы

2. Ходунки «Радостный малыш» (Сима-ленд)

Ходунки «Радостный малыш» выполнены из пластика в форме наклонного столика с боковой ручкой. Игрушка направлена на развитие двигательных навыков. Малыш опирается на выступающую ручку, благодаря чему может перемещаться с поддержкой. Для тренировки моторики рук на ходунках представлены вынимающиеся фигурки: сороконожка, яблоко, бабочка, коровка с переключателем и вращающиеся шестеренки. Работа с ними требует логического мышления, которое и формируется во время поиска подходящей ячейки для каждого элемента.

Основные характеристики:
Материал пластик
Вращение колесиков фиксированное
Отсек для хранения элементов интерактивной поверхности есть
Плюсы и минусы

3. Развивающий столик-подвеска “Солнышко” (Zabiaka)

Развивающий столик-подвеска “Солнышко” предназначен для стимуляции тактильный ощущений и мелкой моторики. На нем установлены вращающиеся колесики и свето-музыкальные кнопки в виде животных. При нажатии на них ребенок видит огоньки и слышит звуки. Это развивает тактильные ощущения и музыкальный слух, а также мотивирует к действию. Столик выполнен из легкого безопасного пластика. Он может устанавливаться на любом уровне от поверхности пола в зависимости от положения ребенка. Развивающий столик с большим функционалом прослужит длительное время.

Основные характеристики:
Рекомендуемый возраст 12 мес.
Материал пластик
Размеры (ДхШхВ) 25x27x15 cм
Вес 0.921 кг
Плюсы и минусы

4. Игрушка для засыпания “Выдра” (Fisher-Price)

Игрушка “Выдра” споет колыбельную малышу и поможет ему заснуть. Мягкий мех создает приятные тактильные ощущения. От прикосновения к игрушке ребенок успокаивается. Фонарик, встроенный в игрушку, создает приглушенное освещение, благодаря чему у малыша проходят страхи темноты. В течение получаса после активации “Выдра” поет тихую песню для того, чтобы малыш уснул. Это способствует развитию слуха и расслаблению. Игрушка научит малыша засыпать без родителей.

Основные характеристики:
Интерактивные функции поет
Размеры (ВхД) 11 х 14 см
Вес 0.7 кг
Батарейки AA (4 шт.)
Плюсы и минусы

5. “Тактилики” (Fancy)

Развивающие игрушки “Тактилики” представляет собой округлые элементы разного размера. Их форма приближена к шару, а размер продуман таким образом, чтобы игрушка помещалась в ладонь ребенка. Тактилики оснащены выступающими деталями, которые малыш ощупывает и тем самым стимулирует развитие тактильных ощущений. Поверхность игрушек рельефная, благодаря чему они не скользят в руках ребенка. Каждый из шести тактиликов выполнен в определенном ярком цвете, что помогает малышу выучить названия расцветок. Материал изделий — безопасный пластик.

Основные характеристики:
Возраст Для детей от 1 года
Материал пластик
Развивающие функции моторика и ловкость
Плюсы и минусы

6. “Сестричка ученого щенка” с технологией Smart Stages

Сестричка ученого щенка — это мягкая развивающая игрушка, которая научит малыша счету, споет с ним песни, поможет освоить алфавит, узнать названия цветов и частей тела. При нажатии на интерактивные зоны Сестричка ученого щенка активизируется в одном из трех режимов:

  • Побуждение ребенка исследовать (когда малыш нажимает на лапки, нос и уши игрушки, она произносит названия цветов, буквы алфавита и другое).
  • Вовлечение ребенка в деятельность (Сестричка забавными фразами приглашает ребенка считать, находить части тела, называть цвета).
  • Творчество (игрушка разыгрывает сценки с участием ребенка).
Читайте также:
Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Игрушка стимулирует развитие общения и мотивирует познавательный навык ребенка.

Основные характеристики:
Длина 33 см
Вес 0.61 кг
Батарейки AA (3 шт.)
Плюсы и минусы

7. “Жирафики Мультикуб”

Жирафики Мультикуб — это развивающая игрушка в форме куба, направленная на развитие логического мышления, стимуляцию ловкости и мелкой моторики рук. Каждая сторона игрушки — это отдельная развивающая игра. С двух сторон куба расположены фигурные элементы, которые проталкиваются вовнутрь. На третьей стороне размещен лабиринт, где есть шестеренки и колечки, стимулирующие точную работу пальцами. Четвертая сторона представляет собой имитацию экрана телефона со звуковыми эффектами. На пятой стороне представлен музыкальный центр, играющий в стиле четырех разных инструментов, мелодии для которых выбираются при помощи кнопок. Шестая сторона куба — это открывающаяся дверца с замочками. Функционал игрушки увлечет ребенка на длительный период.

Основные характеристики:
Батарейки AAA (4 шт.)
Интерактивные функции говорит, поет
Эффекты звук
Материал пластик/металл
Плюсы и минусы

8. Бизиборд развивающий “Бизидом. Смайлики на ферме”

Это компактная развивающая игрушка, в общении с которой ребенок проведет много времени. Она представляет собой домик, каждая стена которого содержит развлечения и головоломки для малыша. Их назначение — тренировка моторики рук и логического мышления. На всех сторонах игрушки “Бизидом” представлены шестеренки, переключатели, при помощи которых малыш учится включать световые сигналы, трещотки, съемные детали, лабиринты и другое.

Основные характеристики:
Материал дерево
Световые эффекты с ночником
Питание от батареек
Плюсы и минусы

9. Интерактивная уточка

Интерактивная уточка поможет малышу развить музыкальный слух, чувство ритма, память. Яркая и красочная игрушка читает стихи, поет песни, воспроизводит голоса животных. Это помогает не только развлечь малыша в отсутствии мамы, но и тренирует внимание ребенка. У игрушки подвижные крылья, глаза и клюв, для ребенка это создает ощущение живого общения. Все подвижные элементы фиксируются внутри игрушки, благодаря этому исключается их случайное повреждение.

Основные характеристики:
Батарейки AAA (3 шт.)
Интерактивные функции говорит, поет, двигается
Эффекты звук, свет
Материал пластик
Плюсы и минусы

10. Мой первый кубик-непоседа, Fisher-Price

Развивающий кубик знакомит ребенка с различными тактильными ощущениями и звуками. Малыш включает и выключает игрушку, нажимает на стороны кубика, на каждую из которых нанесен рельеф, вращает колесики. Большой функционал и кропотливая работа надолго увлекут ребенка. Игрушка предназначена для развития познавательного интереса и тренировки мелкой моторики рук. Качественный пластик безопасен и ударопрочен. Кубик не поломается и не повредится, если ребенок случайно уронит его или даже специально бросит на пол.

Основные характеристики:
Материал пластик
Развивающие функции моторика и ловкость
Вес 0.3 кг
Плюсы и минусы

Как выбрать развивающие игрушки для детей от 1 до 3 лет

Чтобы подобрать полезные и максимально эффективные для развития игрушки, важно учесть особенности этого периода жизни. Ребенок от 1 года до 3 лет:

  • Активно манипулирует предметами различной формы, размера, веса, текстуры, плотности.
  • Распознает речь человека, осваивает значения слов.
  • Активно развивает двигательные навыки.

Лучшими развивающими игрушками для малыша этого возраста будут те, взаимодействуя с которыми, он получает физические навыки и информацию об окружающем мире.

Ребенку стоит купить игрушки, которые:

  • Развивают моторику.
  • Стимулируют речь.
  • Знакомят с формами и фигурами.
  • Способствуют творчеству.
  • Стимулируют движение.

Для развития речи малыша можно купить интерактивные говорящие и поющие игрушки. Ребенок сначала слушает звуки, а через некоторое время повторяет их, подпевает и даже пересказывает сказки. Это стимулирует речь и слух и позволяет маленькому непоседе проводить время активно и с пользой, пока мама занята своими делами. Услышанные сказки тренируют память и воображение малыша. Многие звуковые развивающие игрушки от года до трех лет имеют дополнительный функционал в виде ночника или других бытовых приборов.

Игрушки, в которых ребенок нажимает на кнопки, соприкасается с элементами из разного материала и различной плотности, формируют тактильные ощущения. Малыш узнает, что поверхности могут быть ровными и шероховатыми, теплыми и холодными, выпуклыми и вогнутыми. Полученный тактильный опыт расширяет визуальное восприятие предметов.

Развивающие игрушки со съемными или выдвижными элементами направлены на стимуляцию мелкой моторики рук. Они тренируют маленькие пальчики, подготавливая их к письму и другой точной и кропотливой работе.

Если игра или конструктор подразумевает извлечение деталей и размещение их в определенном порядке или в предназначенные для них места, то ее функция — научить малыша логически думать. Задача ребенка — установить закономерность, собрать изображение из деталей или найти подходящую ячейку для элемента. Как правило, малыши быстро подмечают и активно применяют эти действия. В дополнение к развитию творческого мышления малыш тренируют моторику рук.

Интерактивные ходунки с кнопками, звуковыми эффектами, подвижными частями и яркими деталями направлены на выработку у ребенка мотивации к передвижению. Система страховки сделает его безопасным, а достаточная ширина развивающих ходунков ограничит ребенка от контакта с пока еще опасными для него бытовыми предметами. Малыш нажимает на кнопки, слышит музыку и другие звуки, смотрит на мигающие табло, тянется за подвешенными над ходунками игрушками. Все это стимулирует внимание и познавательный интерес.

Читайте также:
Топ 7 лучших средств для мытья головы и тела для маленьких детей

Популярные вопросы и ответы

Редакция КП попросила ответить Дмитрия Муроксина, руководителя направления «Игрушки» сети магазинов «Дочки-Сыночки» на вопросы о выборе детских развивающих игрушек от года до трех лет.

Топ-10 развивающих игр для детей в возрасте 2–7 лет

Дети – это озорные непоседы, которые каждый день познают для себя мир. Основной частью их досуга являются игры. Важно, чтобы игры не только занимали свободное время, но и сочетали в себе развивающий элемент, поэтому сегодня мы предлагаем ознакомиться с подборкой обучающих игр для детей 2–7 лет.

1. «Колокольчик» (для детей 2 лет)

Задача: научить ориентироваться в пространстве, развить умение бегать в разных направлениях, вызвать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры: взрослый привлекает внимание детей звучанием колокольчика, показывает его, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Ребенок может приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню». Добежав до противоположной стороны комнаты, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик.

2. «Прокати мяч» (для детей 2,5 – 3 лет)

Задача: научить отталкивать мяч двумя руками, сохраняя направление, закрепить знание цвета, побудить к самостоятельным действиям.

Материал: средние мячи (по количеству играющих), разноцветные дорожки длиной 1,5–2 м.

Содержание игры: взрослый предлагает детям взять мячи и прокатить их по дорожке, которая им нравится больше других. Показывает, как надо оттолкнуть мяч, чтобы он катился, а не прыгал. Спрашивает каждого ребенка, по дорожке какого цвета он прокатит мяч. Затем взрослый предлагает детям поиграть, кто с кем хочет. Малыши выбирают партнеров и катают мяч по дорожке друг другу.

3. «Отгадай, чей голосок» (для детей от 3 лет)

Задача: повысить активность слухового анализатора.

Содержание игры: игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали,

Ты загадку отгадай,

Голосок чей угадай.

Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящий. Можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных.

4. «Сложи узор» (для детей от 4 лет)

Задача: развить внимание, память, аналитическое мышление.

Содержание игры: составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

5. «Рисуем по очереди» (для детей от 5 лет)

Задача: научить детей командному взаимодействию, развить их творческое мышление и воображение.

Содержание игры: участники делятся на две команды и выбирают капитана, который получает от ведущего задание (оно может быть одинаковым для обеих команд или разным — интерес вызывают оба варианта). Задание должно быть, например, таким: «нарисовать дом», «нарисовать цветочную поляну», «нарисовать наш класс» и т.п.

Тема рисунка должна быть известна только капитану. Он первым подходит к мольберту с прикрепленным листом ватмана и начинает рисовать. Ведущий считает до 10, после чего капитан отходит от мольберта, уступая очередь следующему участнику. Выигрывает та команда, которой удалось наиболее точно придерживаться задания.

6. «Нелогичные ассоциации» (для детей от 5 лет)

Задача: развить ассоциативное мышление.

Материалы: карточки с изображением предмета.

Содержание игры: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

7. «Змея» (для детей от 6 лет)

Задача: развитие координации движений, сплочение команды

Содержание игры: разделитесь на две команды (не менее 20 человек в каждой). Команды выстраиваются в ряд. Перед ними на небольшом расстоянии ставится какой-нибудь предмет. По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к этому предмету, обегает его, возвращается к своей команде, берёт за руку другого игрока и бежит с ним. Когда они возвращаются к команде, то берут двоих игроков, потом четырёх, затем восемь… Цепочка не должна размыкаться!

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года и 1 месяц – что умеет и на что способен малыш в два и один?

8. «Кукольный театр» (для детей от 6 лет)

Задача: развить память ребенка, способность запоминать и пересказывать материал. Рассказать о просмотренном мультике, прочитанной вместе с вами книге, театральном спектакле, на который вы ходили в выходные.

Материалы: обычные игрушки или вырезанные картинки из старых журналов и книг, или же нарисованные простенькие рожицы человечков и наклеить их на палочки.

Содержание игры: выберите сказку. Лучше выбрать простую сказку, которую ребенок хорошо знает. Начинайте ее разыгрывать. Дайте ему возможность пересказать суть сказки.

9. «Что сначала, что потом? (для детей от 6 лет)

Задача: научить детей группировать предметы и действия и развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речи. Определить последовательность действий.

Материалы: карточки с рисунками.

Содержание игры: перед игроками выкладываются карточки с изображениями вверх. Игроки по очереди находят карточки с изображениями одного сюжета и раскладывают их в нужном порядке. Каждый игрок рассказывает сюжет рассказа по картинкам в нужной последовательности.

Усложненный вариант: «найди ошибку». Ведущий смешивает все карточки, игроки должны вернуть их в свою цепочку. Каждый игрок придумывает свою историю.

10. «Прогрессирующая эстафета» (для детей от 7 лет)

Задача: развить реакцию и скорость, взаимодействие с другими людьми

Содержание игры: для нескольких команд из 6-8 человек поставьте стулья в разных концах комнаты, зала и т. п. На каждый стул стопкой положите карточки с заданиями по количеству игроков в команде. По сигналу ведущего первый игрок из каждой команды бежит к стулу, берёт карточку, читает и выполняет задание. Потом быстро возвращается к команде, берёт за руку второго игрока, они вместе бегут к стулу, берут другую карточку, читают и выполняют задание, и т. д.

Примерные задания:

Спойте песню «В лесу родилась ёлочка»

Подпрыгните 5 раз

Снимите, а затем наденьте обувь

Это будет полезно!

Программы для развития дошкольников
Развитие дошкольников по ФГОС ДО: Индивидуальный образовательный маршрут

Подключите новый Сервис для ввода адресов к вашей CRM-системе

Новый график экзаменов для стажёров КИ и новый курс подготовки на 3 месяца

Вебинар «Подводим итоги года. Изменения в кадастровом законодательстве»

Итоги вебинара «Контроль здоровья детей и сотрудников в детском саду по СанПиН-2021»

Итоги вебинара «Формирование технического плана на спорткомплекс»

Контроль здоровья детей и сотрудников в детском саду по СанПиН-2021

Картотека развивающих игр для детей 2–3 лет

костина татьяна
Картотека развивающих игр для детей 2–3 лет

Развивающие игры для детей 2-3 лет.

Внимание детей возраста двух-трех лет начинает переключаться с познания себя и своих возможностей, к изучению внешнего мир. Появляется интерес к наблюдению за причинно-следственными явлениями и окружающим миром. Развитие ребенка 2-3 лет – важный этап, поэтому выбирать занятия и развивающие игры для детей нужно очень тщательно. Разумеется, единого плана маме никто не предложит, ведь каждый ребенок развивается по- своему. У каждого свои интересы, свой темперамент и среда обитания. Подбирать занятие для ребенка обязательно нужно с учетом интересов. В возрасте 2-3 лет предлагайте ребенку игры и занятия, направленные на развитиеследующих умений и навыков:

Первые математические навыки.

Тренируйте понятия больше и меньше, выше и ниже.

Сравнить две машины, стоящие рядом. Два дерева во дворе. Пути из ванны до комнаты и до кухни. Расставить игрушки или формочки для песка по росту от самого маленького до самого большого.

Изучайте формы и фигуры предметов.

Наверняка ваш малыш уже знает, что такое круг, квадрат, треугольник. Предложите ему найти в доме предметы определенной формы — похожие на круг, треугольник или другую геометрическую фигуру.

Предлагайте ребенку различные вариации сортировок.

Самое простое — отсортировать предметы по одному простому признаку. Все мячики или все кубики, все предметы определенного цвета. Более сложное задание собрать целую коллекцию сокровищ — предложите ребенку найти в доме определенное количество предметов одной формы, определенное количество предметов одного цвета. Например, 5 круглых предметов и 3 желтых предмета. В такой игре вы тренируете и внимательность, и навыки счета, и учите цвета, и учите ребенка выполнять задания, сопоставляя текст с реальными окружающими предметами.

Разложите перед ребенком 3-4 картинки или 3-4 игрушки, попросите запомнить. Уберите одну и спросите что пропало.

Учите малыша собирать пазлы.

Начните с более простых, состоящих из 2-3 частей, а по мере того, как у ребенка получается собирать добавляйте пазлы из большего количества элементов. В магазинах продаются различные пазлы для самых маленьких. Так же вы можете сделать пазлы самостоятельно. Достаточно напечатать на домашнем принтере или в салоне серию карточек, можно тематических (звери, фрукты, овощи, цветы и т. п.) и разрежьте их ножницами на 2-3-4 части.

Изучение окружающего мира.

Расскажите про свойства предметов

На примерах конкретных игрушек и вещей, которые есть у вас в доме показывайте разницу между твердым и мягким, сухим и мокрым, съедобным и несъедобным. Классифицируйте предметы — мебель, животные домашние, животные дикие, игрушки, растения, еда. Если у вас есть карточки с изображениями этих предметов — предложите ребенку сортировать их.

Читайте также:
Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Продолжайте изучать животных.

Скорее всего ребенок уже знает основных животных, может показать их пальчиком на картинке. Расширяйте знания — рассказывайте, какие животные дикие, какие домашние, кто, чем питается и где живет.

Изучайте природу и природные явления

Рассказывайте ребенку про погодные явления, времена года. Наблюдайте за текущей погодой. Дома можно сделать простую карту наблюдения за погодой и после прогулки предлагать малышу составить карту сегодняшней погоды. Светило ли солнышко или было пасмурно, шел ли дождик или снег, был ли ветер?

Основы правил дорожного движения.

Если вы еще не обсуждали с ребенком тему правил дорожного движения, то возраст 2-3 лет самое время, чтобы начать.

Покажите дорогу, понаблюдайте, как по ней ездят машины. Объясните, чем опасна дорога. Покажите пешеходные дорожки. Понаблюдайте, как работает светофор, пешеходный переход. Регулируемый и нерегулируемый. Несколько раз пройдитесь по пешеходному переходу, объясняя правила перехода улицы.

Не ограничивайтесь одним разговором, проговаривайте базовые правила каждый раз, когда идете куда-то вместе. Спрашивайте у ребенка — как он считает как себя нужно вести, что нужно делать, когда можно переходить улицу, а когда нужно подождать.

Физическое развитие.

Учите ребенка бегать, прыгать, ловить и бросать мяч, играть с воздушным шариком.Вводите игры на удержание равновесия: пройти по бордюру, постоять на одной ножке, прыгать в классики, пройти по тонкой дорожке. В летний период особенно интересно будет играть в подвижные развивающие игры на улице.

Дети в этом возрасте делятся на тех, кому нравится творить и на тех, кому нравится просто бегать. Творчество, основанное на построение игрового сюжета, привлекает практически любого ребенка.

В этом возрасте ребенок может нарисовать рисунки из простых геометрических фигур. Предложите нарисовать семью треугольников, квадратиков, наполнить аквариум рыбками и т. п.

Для тренировки моторики рук очень хорошо подходит раскрашивание по контуру, рисование на манке или муке.

Лепка. Научите ребенка катать колбаски и шарики, а так же размазывать пальчиком пластилин по бумаге. Из этих простых элементов помогите ребенку создавать шедевры. В интернете есть огромное количество раскрасок для малышей — просто распечатайте раскраску, которая соответствует интересам ребенка, или предложите дополнить картинку пластилиновыми элементами.

Развитие речи.

Продолжайте читать книги вместе. Пробуйте задавать ребёнку по прочитанному вопросы — простые, нетребующие развернутого ответа. Если ребенок говорит достаточно хорошо, предлагайте пересказать прочитанное.

Все так же актуальны игры на артикуляцию — надувать мыльные пузыри, катать легкие шарики по столу дыханием, задувать свечки, корчить рожицы и произносить разные звуки и слова.

Загадывайте ребенку простые загадки и предлагайте ребенку загадывать загадки вам.Это могут быть простейшие загадки типа: пушистая, любит молочко и мяукает.

Роль развивающих игр для детей 3–4 лет «Роль развивающих игр для детей 3 – 4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться.

Картотека развивающих игр на кухне 15 развивающих игр, в которые можно играть с ребенком на кухне На кухне так много разных необычных и интересных предметов, правда, играть.

Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет по темам «Посуда», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Домашние птицы» Тема «Посуда». «Накроем стол к чаю». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить.

Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.

Картотека подвижных игр для детей 5–7 лет «Самолёты» Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать.

Картотека развивающих дидактических игр по ознакомлению детей с родным краем №1. “Мой адрес” Цель: Формирование знаний и умения детей называть свой домашний адрес, улицу села Красногор, номер дома, квартиры, телефона,.

Картотека словесных игр для детей 5–6 лет Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа) Отгадай-ка! Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять.

Картотека театрализованных игр для детей 3–7 лет Театрализованные игры для детей 2 младшей группы. Пантомима «Утренний туалет» Цель: развивать воображение, выразительность жестов. Воспитатель.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 – 4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.

Картотека развивающих подвижных игр для детей дошкольного возраста Одна картошка. Игра на развитие счета обучает весело и с пользой проводить время с друзьями. Рассадите детей в круг. Попросите их сжать.

Развитие и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев: что должен уметь малыш, как правильно составить для него меню?

Каждый детский возраст имеет свои особенности и прелести. На смену одним заботам приходят другие – если в чем-то становится легче, то обязательно появляются новые хлопоты и тревоги. Возраст 1 год и 7 месяцев не исключение. Обладая основными навыками, ребенок начинает активно изучать окружающий мир и проявлять самостоятельность – такое поведение несет в себе много интересного, но и хранит достаточно опасностей, так как возрастает риск получения травм.

В год и семь месяцев ребенок начинает ходить более активно – он уже почти не нуждается в поддержке родителей. Результатом чрезмерной активности могут стать травмы, поэтому маме нужно быть особенно внимательной

Читайте также:
Комплект одежды для садика - полный список действительно нужной одежды в детском саду и яслях!

Физическое развитие

В возрасте 1 года и 7 месяцев физические показатели составляют: для мальчиков рост – 84 см, вес – 11,5 кг, для девочек рост – 81 см и вес – 11,2 кг. Данные цифры условны и являются среднестатистическими.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка остается сон. В этом возрасте деткам полагается спать не меньше 12 часов в сутки. Идеальный режим дня не обходится без дневного сна, который обычно длится около 2 часов, ведь малышу еще достаточно сложно бодрствовать на протяжении всего дня без отдыха. Встречаются дети, которые любят подольше поспать утром, а потом днем их невозможно заставить пойти в кровать. В этом случае родителям стоит пробовать уговорить ребенка хотя бы полежать и отдохнуть в спокойной обстановке, послушав сказку. Можно также прибегнуть к хитрости: так как дети любят все повторять за родителями, следует сделать вид, что вы тоже ложитесь вместе с ним ненадолго поспать.

Умственное и эмоционально-психическое развитие

В первый год жизни в приоритетах у родителей стоит физическое развитие ребенка: сначала умение держать голову, потом способность садиться и в конце ходить. Чем старше становится малыш, тем больше на первый план выходят его умственные способности и психическое состояние.

  • В 1 год и 7 месяцев кроха умеет различать предметы по цвету, форме и размеру (рекомендуем прочитать: что в норме должен уметь ребенок в 1,5 года?).
  • У него начинает формироваться логическое мышление, он понимает, какие последствия могут идти за тем или иным действием: например, если выпустить из рук чашку с водой, вода разольется, а чашка может разбиться.
  • У ребенка появляются свои потребности, он обязательно будет сообщать о них и требовать желаемое. Увы, родители не всегда способны понять, чего от них хочет малыш, а кроха еще не имеет возможности объяснить и показать, поэтому продолжает для этих целей использовать плач.
  • Некоторые детки уже начинают неплохо изъясняться при помощи отдельных слов.
  • Часто замечания и предупреждения родителей остаются проигнорированными ребенком, иногда даже встречены со злостью, агрессией и гневом. Для данного возраста это вполне допустимая реакция, поэтому во избежание истерик родителям стоит следить, чтобы их малыш не переутомлялся, исключать причины возбуждения и окружать кроху своим теплом и заботой.

Малыш в год и 7 месяцев уже способен различать формы и цвета – это значит, что игры он выбирает более сложные, повторяет простейшие бытовые навыки и умения, которые он подсмотрел у взрослых

Речевые навыки

В этом возрастном периоде кроха начинает говорить огромное количество слов, часть из которых можно понять не сразу и с большим трудом, а некоторые так и остаются неузнанными. Кроме отдельных слов малыш способен связывать их в короткие несложные предложения из двух-трех слов, например: “мама, на” или “папа, иди”.

Кроха в 1 год и 7 месяцев прекрасно понимает не только значение запрещающих слов, таких как: “нет”, “стоп”, “нельзя”, которые научился мастерски не замечать, но и многое из услышанного он осознает и запоминает. Все сказанное при малыше остается в его голове на подсознательном уровне – таким образом у него накапливается пассивный словарный запас.

Личная гигиена и рацион здорового малыша

Личная гигиена – важная составляющая здоровья малыша. Уход и водные процедуры должны обязательно присутствовать в повседневном режиме дня ребенка, тем самым постепенно переходя в привычку. К ним относятся умывание и чистка зубов утром и вечером, подмывание, купание. Кроме того малыш уже знает, для чего нужен горшок и умеет использовать его по назначению или находится в процессе приучения, а это в значительной мере упрощает уход за ним. Из списка дополнительных дел не стоит вычеркивать гимнастику и закаливание организма.

Четырехразовое питание ребенка должно быть не просто полезным, а еще и разнообразным. Ищите и пробуйте новые рецепты. Рацион полноценного питания обязан включать:

  • каши;
  • супы;
  • овощи и фрукты;
  • рыбу и мясо;
  • кисломолочные продукты;
  • немного сладостей.

У крохи формируется свой вкус, появляются определенные предпочтения и любимые блюда в предлагаемом меню. Этот возраст также подходит для отказа от пюре и перехода на рубленую пищу – так малыш будет учиться пережевывать твердые продукты.

В полтора года и больше малыш уже отлично знает, какие вкусы для него приятны, а какие нет. Маме придется потрудиться, чтобы составить вкусный разнообразный рацион на каждый день, да еще и угодить крохе

Игры с ребенком от полутора лет

Не последнее место в полноценном развитии ребенка любого возраста занимают игры (подробнее в статье: здоровый режим дня ребенка в 5 месяцев). Интересная игра способна не просто занять на время малыша, но и способствует при этом совершенствованию определенных навыков и умений, а также доставить ему массу удовольствия, особенно если в игре участвуют родители (подробнее в статье: какие умения должны быть у ребенка в 5 месяцев?). Общение мамы и папы с ребенком в непринужденной игровой форме положительно отражается на эмоциональном и психическом состоянии крохи.

Читайте также:
Что делают дети в садике?

Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом, чтобы малышу не было скучно или наоборот слишком тяжело. Игры, которые идеально подойдут ребенку в год и семь:

  1. Мозаика, пазлы и конструкторы. Подобного рода занятия развивают мышление малыша и мелкую моторику. Естественно, их детали и комплектующие должны быть крупными и яркими.
  2. Подвижные игры. Очень важно, чтобы ребенок как можно больше двигался, тем самым тренировал мышцы и совершенствовал приобретенные навыки. Оптимально, когда на прогулке малыш больше ходит, бегает и исследует окружающий мир, чем сидит в коляске. Можно поиграть с ним в прятки или побегать наперегонки.
  3. Мамин помощник. Дома можно назначить ребенка своим помощником и поручать крохе важные задания – например, разложить салфетки или выбрать, из каких овощей приготовить обед. Такой подход не только разовьет в малыше трудолюбие, но и научит уважать чужой труд, продемонстрирует важность и незаменимость ребенка в быту.

Новые интересы малыша: развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

К возрасту 1 год и 7 месяцев ребенок уже умеет практически все: его движения полностью скоординированы, малыш чрезвычайно активен и любознателен.

Малыши этого возраста очень любят активные игры, пытаются преодолевать различные препятствия и изучать новые места, поэтому родители должны быть предельно внимательны.

Физические параметры в год и семь

Средние показатели для 19 месяцев составляют:

  • Для девочек — рост 82 см, вес 11 кг 200 г, окружность головы — 47-48 см, окружность груди — 50-51 см.
  • Для мальчиков — рост 83 см, вес 11 кг 900 г, окружность головы — , окружность груди — 48-49 — 51-52 см.

Что умеет делать малыш

В возрасте 1 год и 7 месяцев ребенок:

  • ходит уже достаточно уверенно;
  • умеет прыгать на месте, вперед;
  • садиться на корточки;
  • уже не падает и не спотыкается, так как научился смотреть под ноги;
  • с легкостью обегает различные препятствия;
  • способен самостоятельно подняться по лестнице, а вот спуститься может еще только с поддержкой;
  • с легкостью выбирается из кроватки или манежа;
  • открывает и закрывает двери в комнате;
  • активно играет с мячом, пинает и подбрасывает его;
  • с интересом складывает легкие мозаики, конструкторы, кубики, изучает окружающие предметы;
  • ловко управляется с мелкими предметами, может открыть кран или крышку бутылки.

Важно! Родителям следует быть осторожными и не оставлять в зоне досягаемости опасные предметы и лекарства, изолировать розетки и провода.

Малыш уже умеет различать предметы по форме, цвету и размеру; развивается логическое мышление, способность сопоставлять действие с последствием.

Например, он понимает, что если уронить чашку, из нее польется вода.

В этом возрасте ребенок начинает активно подражать взрослым — он пытается самостоятельно причесываться, одеваться и раздеваться, помогать в различных домашних делах.

Кроме того, малыш уже способен узнавать себя в зеркале и любоваться своим отражением, показать части тела; он знает свое имя, пытается его произнести, знает имена членов семьи.

Особенности психоэмоциональной сферы

Примерно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность: формируется собственное «Я» и характер.

  • Он прекрасно слышит и понимает происходящие вокруг него события; у него формируются собственные желания и потребности, настойчивость в осуществлении желаемого.
  • Но в силу не до конца сформированной речи, родители не всегда способны понять желание ребенка — и тогда вполне нормальной реакцией оказывается плач или крик. Для избежания подобных проблем, родители должны научиться предугадывать капризы и исключать возможные ситуации, например перед прогулкой кормить и водить малыша в туалет.
  • В 19 месяцев ребенок уже умеет хитрить — не желая делать то, что от него просят, он делает вид, что не слышит родителей. Однако, иногда на замечания родителей ребенок может отреагировать агрессивно, и это является допустимой реакцией.
  • Кроме того, малыш уже научился различать запрет и разрешение, эмоционально отзывается на наказание или похвалу. Ребенок в этом возрасте впервые знакомится со страхом, может бояться темноты или необычных звуков.
  • Ребенок начинает любить музыку — услышав понравившуюся мелодию, он пританцовывает и подпевает. Не менее любимое и увлекательное занятие — рисование; под холст приспосабливается абсолютно все в поле зрения ребенка.

Речевые навыки

Наступает возраст активного общения — ребенок пытается произносить много слов, чаще всего непонятных; он хорошо понимает взрослых и пытается повторять за ними.

Это значит, что родители должны как можно больше разговаривать с ребенком, даже если он не обращает на них внимания — все услышанное отложится на подсознательном уровне, формируя пассивный запас слов.

Справка: К этому возрасту ребенок уже должен пытаться формировать из слов самые простые фразы и предложения — мама смотри, мама дай и т.д.

Словарный запас малыша в 1 год и 7 месяцев составляет более 50 слов; постепенно его можно увеличивать, добавляя по несколько новых слов в неделю. Необходимо много раз повторять слово, желательно подкрепляя его визуально, в таком случае ребенок не только запомнит слово, но и начнет понимать его.

Читайте также:
Достижения ребенка в полтора года – что должен уметь ребнок в возрасте 1 года и 6 месяцев?

Рацион питания

В таком возрасте меню ребенка уже близко ко взрослому, однако жареные, острые и чересчур соленые блюда по прежнему недопустимы. Перетирать еду уже не нужно — большое количество зубов позволяет с легкостью справляться с тушеной или вареной едой. Для приготовления салатов можно использовать крупную терку.

Обратите внимание! Если малыш ест плохо, необходимо пересмотреть его питание, заменить нелюбимые продукты на альтернативные. Белки животного происхождения должны составлять большую часть ежедневного рациона.

Примерное меню

  • Завтрак: каша/омлет/творог с изюмом/блины с творогом/молочный суп с вермишелью, хлеб с маслом/сыром, чай/какао;
  • Обед: овощные супы, котлеты/тефтели/мясо/курица/рыба на пару или отварные, гарниры из макарон/ картофельного или овощного пюре, овощные салаты, чай/компот/молоко;
  • Полдник: овсяные или пшеничные оладьи/печеные яблоки/творог/пудинг/печенье, кефир/молоко/компот;
  • Ужин: овощные или мясные запеканки, мясо/курица/рыба на пару, травяной чай/молоко/компот.

Рецепты блюд

Суп-пюре из кукурузы

  • Кукуруза свежая — 60 г;
  • Вода — 100 мл;
  • Молоко/сливки — 80 мл;
  • Сахар — 1 ч.л.

Кукурузу отварить до мягкости, остудить. Смешать кукурузные зерна со сливками или молоком, добавить немного воды, в которой варилась кукуруза и сахар, варить 10 минут. Готовый суп измельчить блендером до образования жидкого пюре.

Бананово-яблочный пудинг

  • Банан и яблоко — по 1 шт;
  • Творог — 50 г;
  • Сметана/сливки 35% — 1 ст.л.;
  • Сахар по вкусу.

Фрукты очистить от кожуры и нарезать небольшими кусочками. Добавить к ним творог, сливки или сметану, сахар, затем тщательно взбить блендером до однородной массы.

Особенности гигиены и ухода

Ухаживать за малышами в таком возрасте становится проще.

Они уже умеют самостоятельно мыть руки и чистить зубы, ходят на горшок и практически не ходят в штаны, поэтому не требуют частого подмывания.

Ежедневный уход включает в себя:

  • Чистку зубов и умывание утром и вечером.
  • Мытье рук перед едой и после туалета, прогулки.
  • Вечерние водные процедуры — подмывание, купание (через день).

Кроме того рекомендуются ежедневная утренняя гимнастика или активные игры, закаливание. Для гимнастики достаточно выполнять самые простые упражнения — поднятие ручек, ножек, повороты в сторону, наклоны, потягивания. Из закаливания рекомендуются воздушные и солнечные ванны, обтирание водой.

Режим дня и сна

Для гармоничного роста и развития малыша необходимо соблюдать правильный распорядок дня. Наиболее важным аспектом является сон. В сутки малыш должен спать не менее 12 часов, из них 2 часа на дневной сон. Днем малыша желательно укладывать после обеда, но если ребенок не хочет спать, достаточно просто создать спокойную обстановку для эмоционального и физического отдыха.

Не менее важны прогулки — в хорошую погоду рекомендуется гулять как можно чаще и дольше. Такие прогулки нормализуют сон и аппетит.

Занятия с малышом

Посещать с малышом развивательные центры еще рановато, хотя и существуют направленные именно на этот возраст. Однако, можно заниматься с ребенком дома, достаточно иметь желание и время.

Малыши любят копировать родителей, и теперь, на замену игрушечной посуде и веникам, можно вовлекать малыша в домашние дела.

Можно просить малыша помочь на кухне с выбором овощей к обеду, показать ему, как протирать стол, раскладывать салфетки и так далее.

Подобные действия придадут малышу чувство собственной значимости и нужности.

Также, необходимо развивать мышление и мелкую моторику с помощью крупных и ярких конструкторов, мозаик, пазлов, бусин, пуговиц и шнурков.

Не менее важны активные игры на свежем воздухе — прыжки, бег, игры с мячом.

Прогулки и общение со сверстниками помогут разработать у малыша навыки социального общения. Совместное чтение или пение благоприятно влияют на развитие речевого аппарата ребенка.

Сюжетные игры помогут малышу познать окружающий мир. Использование дополнительных предметов типа бутылочек, посуды, одежды и других позволит сделать игры более информативными и увлекательными.

Справка: Не плохо будет показывать малышу развивающие мультики, однако не стоит ими злоупотреблять — 30-40 минут для такого возраста будет вполне достаточно.

Игрушки

Для развития точности и глазомера малышу понадобятся матрешки, пирамидки и кубики. Мальчикам, да и девочкам тоже, можно приобрести мячи и машинки различных размеров, имитации гаражей. Девочкам пригодятся кукольные домики и различные имитации домашней утвари — мебель и одежда для кукол, кроватка, коляска и т.д.

Различные игровые наборы для изучения форм и цветов предметов, яркие книжки с фигурками также не будут лишними для малыша.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео про навыки ребенка в этом возрасте:

Советы родителям

Любой период роста малыша сопровождается определенными трудностями. 1 год и 7 месяцев — интересный возраст, направленный преимущественно на подражание и познание окружения. Поэтому родители должны следить не только за малышом, но и за собой — за своими словами, поведением.

Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: навыки, сравнение девочек и мальчиков

Ребенок в возрасте 1 год и 7 месяцев преодолел важный рубеж, перешагнув за черту 1,5 года. Он вполне самостоятелен и активно осваивает окружающее пространство.

1. Физическое развитие

Морфологические показатели (рост, масса тела) увеличиваются уже не так стремительно, как на первом году жизни, но темпы роста остаются быстрыми. Психофизическое становление девочек происходит более быстрыми темпами.

Читайте также:
Коллекция одежды Gulliver для маленьких модниц «Серебряные мечты»

Антропометрические данные детей в возрасте 1 год 7 месяцев. Девочки и мальчики

Мальчики Девочки
Рост (см)
низкий – 77,7 (крайне низкий) низкий – 72,8 (крайне низкий)
средний – от 80,5 до 86 (норма) средний – от 78,8 до 84,7
высокий – 91,5 высокий – 90,6
Вес (кг)
низкий – 8,0 (крайне низкий) низкий – 7,3 (крайне низкий)
средний – от 10,0 до 12,5 средний – от 9,2 до 11,8
высокий – 15,6 высокий – 15,4

1.1. Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев

Маленький человечек самостоятельно ходит, бегает, любит преодолевать препятствия. Движения стали более координированными, он любит играть в подвижные игры. Любимая игра – это игра с мячом. 70% времени бодрствования у детей такого возраста уходит на активные движения.

Кроме этого малыш:

  • уверенно сидит на стульчике;
  • может самостоятельно сесть и встать со стульчика;
  • держит равновесие во время ходьбы и бега;
  • может переступать небольшие препятствия (кубики, игрушки);
  • выполняет простейшие физические упражнения – наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания;
  • поднимается по лестнице без помощи:
  • спускается по лестнице с помощью взрослого;
  • поднимается ножками по наклонной поверхности при поддержке взрослого;
  • поднимается ползком по наклонной поверхности самостоятельно;
  • начинает учиться (уже умеет) подпрыгивать на месте и с продвижением вперед.

При этом он нарочно выбирает себе пути с препятствиями – горками, ямками, с удовольствием перешагивая их.

Задача родителей – удовлетворять потребность малыша в активном движении. Стимулируя желание заниматься упражнениями, родители сформируют у своего чада интерес и потребность к физкультуре.

Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – бабочками, вертолетами и т. п.

1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 19 месяцев

  • пытается самостоятельно (а некоторые уже умеют) кушать, пользуясь ложкой;
  • пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
  • умеет пользоваться зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
  • испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
  • пробует причесываться;
  • умеет пользоваться горшком;
  • пытается самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • если чувствует, что ему жарко, то требует снять с него одежду;
  • пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.

Происходит социализация. Кроха начинает общаться со сверстниками на своем, инопланетном языке. Это очень способствует и развитию речи.

2. Интеллектуальное развитие

В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И хотя до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.

На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные действия. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных действий он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.

В этом возрасте малыш:

  • знает свое имя;
  • подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
  • на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не произошло;
  • знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
  • знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
  • различает (не называя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
  • различает размеры предметов – большой и маленький;
  • различает форму предметов и игрушек;
  • складывает башню из кубиков;
  • любит «читать» книжки.

В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по типу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в жизни маленького исследователя.

Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных животных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с буквами.

Полезные игры для развития мышления ребенка:

  • пазлы из 2 частей,
  • сортировщики по цвету, размеру и форме,
  • парные картинки, матрешки.
  • картинки – вкладыши,
  • конструкторы,
  • магнитная рыбалка,
  • мозаика,
  • различные коробочки для открывания и закрывания,
  • простейшие лото.

2.1. Продуктивная деятельность

Рисование, лепка и аппликация – любимые занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные линии. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Ветер».

Для изодеятельности используются:

  • акварель и гуашь,
  • штампики,
  • губки,
  • зубные и другие щетки,
  • толстые палочки, обмотанные ватой,
  • ватные диски.

Постепенно ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.

В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать учить юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).

3. Эмоциональное развитие

Нервная система карапуза находится в стадии формирования. Она лабильна. Процессы возбуждения и торможения не до конца сбалансированы. Малыш не может контролировать эмоции самостоятельно.

Если что-либо ему не нравится, он не умеет выразить это при помощи слов. «На помощь» приходят плач, истерики, капризы. Истерики могут происходить и по причине переутомления или перевозбуждения, неудовлетворения физиологических потребностей (ребенок голоден).

Читайте также:
Почему дети писаются по ночам: варианты нормы и отклонения, ночной горшок

Следует отличать требования от капризов.

Каприз – это реакция ребенка, который знает, что таким способом может добиться желаемого от взрослых. Капризы являются следствием неправильного поведения родителей: отсутствие единых требований и потакание малейшим желаниям чада. Капризы могут возникнуть в том случае, когда ребенок не знает, чего он хочет.

Каприз также надо отличать от требования, которое необходимо удовлетворить. Если законное желание (переодеть, накормить) в течение долгого времени игнорируется, то может произойти истерика.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Попытайтесь переключить внимание крохи. Причем таким тоном, как будто вы преподносите сюрприз. Говорить можно все что угодно. «Ого! Какая красивая бабочка прилетела». Можно предложить прислушаться «Т-ссс! Слышишь шорох? Это мышка бежит».

СОВЕТ ВТОРОЙ. Попробуйте не реагировать. Ребенок успокоится, если не увидит реакции на истерику. Следует вести себя последовательно. В противном случае капризы могут перерасти в капризное поведение, с которым справиться будет гораздо сложнее.

Задача родителей – создать все условия для стабильного развития нервной системы ребенка и избегания эмоциональных взрывов.

4. Речевое развитие

Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».

Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.

Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.

Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.

4.1. Гендерные различия в развитии речи

Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.

4.2. Игры и упражнения для развития речи

В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются. Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша.

Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.

Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.

Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.

Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.

5. Режим дня

Соблюдение режима – главнейшее условие детской жизни. Только строго соблюдая распорядок дня, можно воспитать здорового ребенка. Значение режима в том, что он уберегает детскую нервную систему от переутомления, формирует устойчивость организма к воздействию отрицательных факторов.

Примерный распорядок дня ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет

Время Режимные моменты
8:00 подъем
8:15 утренние гигиенические процедуры, гимнастика
8:30 завтрак
9:00 игры, занятия, упражнения
10:00 прогулка
11:30 возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12:00 обед
12:45 дневной сон
15:00 пробуждение от дневного сна, гигиенические процедуры
16:00 полдник
16:30 игры, занятия, упражнения
17:30 прогулка
19:00 ужин
19:30 игры, занятия, упражнения
20:30 вечерние гигиенические процедуры
21:30 ночной сон

Время, уделяемое для бодрствования, составляет половину суток. Непрерывное бодрствование должно занимать около 4-5 часов, питание четырехразовое (возможны перекусы) и интервалами между приемами пищи в 3,5 – 4 часа.

Дневной и ночной сон занимают около 12 часов, причем спать днем следует не менее двух часов.

6. Питание

Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.

Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.

Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев

Что почитать

Посмотрите и другие полезные статьи для молодых родителей на нашем сайте:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: