3 недели ребенку – чему научился и как развивается новорожденный

Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода

Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку все больше требуется эмоционального контакта. Границы познания карапуза расширяются с каждым днем.

Умения 3-недельного карапуза

Когда новорожденному малютке 3 недели, он растет и развивается со стремительной быстротой. Всего за последнюю неделю кроха прибавил 1 см роста и набрал около 250 граммов. Физиологическая желтуха, сухость остались позади, а кожа малютки приобрела естественный оттенок. Ранка на пупочке к этому моменту подживает или это случится совсем скоро. Кроха уже такой большой, что он уже готов к первой стрижке ноготков.

У крохи на третьей неделе жизни уже есть следующие способности:

  • удерживать головку на протяжении 15 секунд, а потом, отдохнув, приподнимать снова;
  • из положения лежа на спине хватается на мамины пальцы и пытается приподняться;
  • умеет лежать на животике;
  • первое гуление в виде звуков.

В трехнедельном возрасте у малютки появляется первая мимика. Ножки и ручки по-прежнему сохраняют повышенный мышечный тонус. Кроха учится чувству равновесия.

Еще немного и малыш одолеет науку поднимания головки из положения лежа. Шустрые ребятки уже порой на рефлекторном уровне осиливают переворот на спину.

Трехнедельный малыш учится выражать свои эмоции – на его лице можно заметить улыбку или гримасы

Развиваем сенсорику

Новорожденный на 3 неделе жизни прекрасно реагирует на всевозможные шумы. Внезапный звук вызывает вздрагивание у малыша, а очень сильный – даже плач.

Кроха учится фокусировать взгляд, пытаясь задержать его на отдельных вещах и предметах. В этом возрасте кроха впервые осознанно улыбается маме или папе, когда они говорят с ним ласковым и добрым голосом (подробнее в статье: когда новорожденный ребенок начинает улыбаться осознанно?). Малютка начинает пользоваться своим плачем для выражения осознанных требований. Обоняние у деток становится более чутким.

Кроха хорошо следит глазами за предметами, которые двигаются на небольшом расстоянии от него. Цвета малютка пока различает плохо. Он уже узнает мамино лицо и при следующей встрече одаряет любимую мамочку улыбкой и радостными звуками. Папин голос малютка сможет распознать среди ряда других.

Тактильные занятия

Осязательные способности сейчас играют главенствующую роль. Наиболее чувствительными частями являются ступни, ладони и лицо. Кроха любит, когда его ласкового гладят, сочетая такие движения с легким массажем, а также чрезвычайное удовольствие приносят водные процедуры. Малютка нуждается в телесном контакте с мамой, поэтому чаще выкладывайте его себе на живот без одежки или берите понянчить на руках. Не стоит злоупотреблять одеждой с зашитыми краями рукавов, тугим пеленанием или его абсолютным отсутствием, а также не используйте большое количество слоев одежды.

Наряду с осязанием обостряется и обоняние. Ребенок легко почувствует мамин запах, поэтому родительнице не следует пользоваться духами.

Трехнедельному ребенку очень нужен телесный контакт с мамой

Для трехнедельного возраста характерен такой эффект как замирание. Малышу приятно слушать определенный звук, он замирает и сосредотачивается на нем. Он обожает слушать чужие голоса, из которых мамин является самым любимым. Уже с этого возраста можно заниматься развитием речи, произнося слова четко, ясно, с правильным ударением. Интонация речи также очень важна. Особенно радостно крохи слушают слова, облаченные в ритм – потешки, стишки, песенки.

Поведение крохи

Новорожденный чувствует, что единственные помощники для него – это папа и мама. Именно им кроха жалуется на грязный подгузник и делает это с помощью плача.

Регулярное удовлетворение просьб ребенка приводит к тому, что он становится более спокойным и доверчивым к своим родителям. В этом возрасте кроха улыбается или плачет уже выражая эмоции, а не только отображая физиологические потребности.

Трехнедельный малыш скоро поймет, что между причиной и следствием есть связь, научится управлять событиями. К примеру, если у него грязный подгузник, причиняющий неудобство, нужно заплакать и придет мама, которая сразу же его сменит.

  • Занимайтесь развитием шейных мышц. Ребенка следует положить на живот, а самому немного приблизиться к уровню его лица. Крохе придется приложить усилия и приподнять головку, чтобы увидеть вас. Дети на этом этапе уже учатся подражанию, поэтому можете попробовать показать ему язык.
  • Не забывайте о развитии зрительной координации. Малютка лежит на спине, а взрослый водит слабо горящим фонариком над ним. Свет фонаря может быть желтоватым или красноватым. Изначально отсутствующая реакция постепенно сменится попытками проследить за движущимся объектом.
  • Прикосновения также очень важны в этом возрасте. Голышка, лежащего на спине, мама нежно целует в животик, а затем проводит по нему тканями с различной текстурой (шелк, мех). Говорите, с какой частью тела вы сейчас играете, а также описывайте материал, которым вы прикасаетесь. Так будет развиваться и тактильная чувствительность.
Читайте также:
Как предотвратить эмоциональное выгорание молодой мамы, где брать силы в декретном отпуске

При пеленании или смене подгузника маме стоит проговарить младенцу свои действия, рассказывать потешки

Игры и занятия

Во время игр следите за реакцией карапуза. При первых признаках усталости следует закончить занятия, сменив вид деятельности или уложив кроху спать. От общения со взрослыми ребенок получает только положительные эмоции.

Полезные игрушки в трехнедельном возрасте:

  • погремушки (блестящие, красные или черно-белые) диаметром не более 15 см;
  • черно-белые развивающие картинки;
  • колокольчики с приятным звоном;
  • колобки с различными лицами;
  • мобиль с музыкой.

Для игр специалисты предлагают следующие идеи:

  • Передвижение игрушки в разные стороны, стимулирующее малютку следить за ней.
  • Игры с погремушками с различным звучанием и текстурой.
  • Вкладывать малышу в ручку небольшие предметы, чередуя руки. Занятие стимулирует развитие осязания, учит исследовать окружающий мир.

Как долго можно продолжать игры? На каждое занятие необходимо потратить не больше 2 минут, иначе вы рискуете получить переутомление ребенка.

Начать знакомство с окружающим миром ребенку поможет музыкальный мобиль или разнообразные игрушки над кроваткой

Необходимо тщательно следить за выбором гардероба младенца. Одежда должна быть выполнена из натуральных тканей с наружными швами. Детские вещи стирают отдельно от взрослых. Для стирки выбирайте средства с минимумом отдушек и красителей.

Трехнедельного малютку можно купать два-три раза в неделю. Следите за чистотой кожи в области подгузника.

Нелишним будет вспомнить о важности воздушных ванн. Позволяйте крохе лежать на пеленке без одежки, переворачивая его периодически то на животик, то на бочок, то снова на спинку (рекомендуем прочитать: как и когда можно переворачивать новорожденного на живот?).

В этом возрасте можно вводить такие способы ухода за крохой, как выполнение успокаивающего массажа перед сном, гимнастика и пассивное закаливание:

  • легкие поглаживающие движения во время переодевания;
  • стопы малютки массируйте большими пальцами: рисуйте восьмерку на поверхности стопы, а пальчики гладьте по всей длине;
  • поглаживания по направлению от бедер к стопам;
  • разведение ножек в стороны и прижимание их к животику;
  • сведение, разведение и сгибание рук в стороны; дать крохе пальчики, стимулируя подтягивание;
  • упражнения на фитболе.

Применяйте воздушные ванны с температурой воздуха около 22˚С. Водные процедуры следует завершать ополаскиванием более прохладной водой, на 3-4 градуса ниже чем при купании.

Питание

Как много малыш съедает в этом возрасте, как часто он кушает и сколько составляет прибавка в весе? В среднем 3-недельные карапузы едят 10-12 раз в сутки. В итоге малыш должен съедать объем, равный 1/5 своего веса. Сколько это в миллилитрах? Это примерно 500 мл молока или смеси в сутки.

Чтобы не переживать о том, наедается ли кроха и хватает ли ему еды, следует ориентироваться на прибавку в весе:

  • малютка на грудном вскармливании прибавляет в весе в среднем 150-200 г в неделю;
  • когда прибавка в весе менее 100 г, мама должна забеспокоиться;
  • для спокойствия проводите контрольное взвешивание, для чего малютку без одежки взвешивают в одно и то же время: разница в весе и будет величиной, отображающей объем порции, которую ребенок ест.

Стул и срыгивания

Частота стула напрямую связана со способом кормления:

  • При грудном типе вскармливания ребенок какает 2-8 раз в сутки (см. также: режим кормления ребенка по месяцам). Цвет кала при этом желтый, кашицеобразный с запахом масла и молока.
  • При искусственном вскармливании стул у крохи более твердый и темный. От смеси цвет испражнений становится коричневым или с горчичным оттенком, а запах характерно неприятным. Какает малютка в 2 раза реже, чем при грудном вскармливании.

Частота испражнений зависит от типа вскармливания ребенка

Материнское молоко дает крохе все необходимые вещества для полноценного развития, поэтому вопрос питания для кормящей мамы является приоритетным. Все, что мама не получит из еды, ребенок возьмет из ее организма. Крайне важно восполнять потери кальция и витамина D, которые необходимы для здоровья ногтей, зубов и волос.

Когда малютка плохо какает или страдает от колик, чаще выкладывайте его на животик и массируйте его по часовой стрелке. Неплохо помогает способ выкладывания малютки себе на живот, тоже животиком, под который подкладывают теплую пеленочку. Покормив ребенка, следует подержать его немного вертикально, чтобы дать возможность выйти лишнему воздуху. Одним из советов специалистов является выполнение велосипеда. Для этого малыша кладут на спинку, колени прижимают к животику, а затем ножки распрямляют. Ближе к 3-4 месяцам такие явления пройдут сами собой.

Уже со второй недели жизни и примерно до возраста 6 месяцев крохи часто срыгивают. Явление характерно для деток, кушающих мамино молоко, и для тех, кто находится на смеси. Это связано с незрелостью нижней части сфинктера пищевода, что приводит к выводу молока в ротик, при этом захватывается и часть воздуха из желудка. Приведем характеристику срыгиваний после молока или смеси:

  • происходят сразу после приема пищи;
  • небольшие по объему;
  • без примеси желчи;
  • однократные;
  • самочувствие у него при этом хорошее.
Читайте также:
Как правильно дать младенцу таблетку, капсулу, сироп, суспензию, ставить свечу?

При наличии перечисленных выше признаков беспокоиться не следует. Явление это временное и пройдет само собой.

Трехнедельный карапуз обычно спит около 18-22 часов в сутки. Время бодрствования все больше увеличивается. Крохи еще не вполне освоили переход от отдыха к бодрствованию, поэтому они нуждаются в помощи. При характерных признаках, таких как капризность, касание ушек, потирание глазок, малютку следует уложить спать. Возможно, в этот период малютка захочет научиться засыпать с пустышкой.

Приучайте ребенка различать смену времени суток. В дневное время делайте много света и шума, а в ночной период соблюдайте тишину, темноту и укладывайте малютку спать.

Никогда не оставляйте кроху на диване или пеленальном столике без присмотра – он может получить травму.

Получая подкрепление от материнского молока, детский иммунитет все же остается недостаточно сформированным, поэтому не стоит часто посещать места, где много людей. Соблюдайте гигиену и мойте лицо и руки перед контактом с малышом. Спальня младенца должна регулярно проветриваться, но сквозняков при этом быть не должно.

Первые дни новорожденного дома: что нужно знать и уметь

День, когда новорожденного ребенка выписывают из роддома – это самая счастливая дата в жизни родителей и их близких. С этого дня все он превращается в “центр вселенной”, вокруг которого “крутится” вся семья. Первые дни младенца дома – это самый трудный период, ведь не только новорожденному необходимо адаптироваться к новому миру, но и его родителям.

Первые навыки по уходу за младенцем мамочки получают в роддоме, а вот после приезда домой многие теряются, не понимая, как правильно ухаживать за новорожденным. В такой момент на помощь приходят люди, у которых уже есть опыт обращения с новорожденным. А что делать, если рядом нет никого, кто мог бы подсказать, научить неопытных родителей? Возможно, из этой статьи родители смогут почерпнуть необходимую информацию.

Начнем с приготовлений к выписке новорожденного домой. Что необходимо сделать:

    Подготовить комнату, где будет находиться младенец (сделать влажную уборку и проветрить).

Необходимо приготовить место и принадлежности для купания младенца, а именно:

  1. Небольшую ванночку;
  2. Мягкое, большое полотенце;
  3. Детское мыло либо пенку для купания;
  4. Большой ковшик;
  5. Марганцовку;
  6. Термометр для воды.

Теперь можно позаботиться о предметах первой необходимости – это:

  1. Пеленки, распашонки, чепчики, памперсы, гигиенические салфетки;
  2. Два одеяла (тонкое и теплое);
  3. Три большие клеенки (для кроватки, для пеленального столика и в коляску);
  4. Пеленальный столик;
  5. Детскую аптечку с необходимым набором (стерильной ваты, ватными палочками, тампонами, скрученными ватными жгутиками, вазелиновым и детским маслом, градусником, стерильной марлей);
  6. Маникюрные ножнички, с закругленными кончиками.

Наконец новорожденный дома, на него хотят посмотреть родственники, друзья, но громкие звуки могут испугать малютку, поэтому после поздравлений родителей, им лучше быстрее уйти.

Оставшись одни, родители могут спокойно заняться малышом:

  1. Распеленать;
  2. Провести гигиенические процедуры (подмыть либо просто протереть влажной салфеткой и досуха промокнуть полотенцем);
  3. Перепеленать (под пеленку обязательно одевают распашонку, чепчик и, по желанию, подгузник).

Важно знать! У новорожденного еще заживает пуповинный остаток, поэтому он должен быть открытым. Надевая малышу подгузник необходимо подворачивать его край так, чтобы зона пуповины была открыта.

После гигиенических процедур и переодевания пришла пора покормить малыша. Если у мамы с молоком все в порядке, то никаких проблем с кормлением не возникнет. Еще в роддоме она получила первый опыт кормления и знает, как правильно прикладывать малютку к груди. Протерев грудь, мамочка приступает к кормлению, это займет не более 20 минут, этого вполне достаточно для насыщения малютки. Если малыш проявляет беспокойство, значит он еще голоден и нужно дать ему другую грудь. После кормления следует немного подержать малютку вертикально, прижав к себе и поддерживая головку. Это необходимо для того, чтобы младенец срыгнул воздух. Если малыш насытился, то он быстро уснет, и будет спать, пока не проголодается.

Важно знать! Если вы кормите своего ребенка грудью, то нет необходимости придерживаться определенного промежутка времени между кормлениями. Кормите малютку по его требованию. А если у вас искусственное вскармливание тогда следует кормить ребенка через 3-3,5 часа.

Вы накормили малыша, теперь можно укладывать его в кроватку либо в коляску, где все уже подготовлено для комфортного сна. На дно кладут матрас, клеенку, а сверху застилают тонкой пеленочкой. Подушку класть нельзя, ее заменит пеленка, сложенная в четыре слоя. Если в комнате температура воздуха не более 24С, малыша можно укрыть только тонкой пеленочкой, одеяло не требуется.

Читайте также:
Молочница у детей - как вылечить неприятный недуг во рту у малыша?

Купание новорожденного

После приезда домой из роддома малыша нужно искупать, ведь там его только подмывали. Купать малыша нужно вечером (ни в коем случае не купайте сразу после кормления).

Подготовка к купанию состоит из следующих действий:

  1. Вскипятите необходимое количество воды (кипятить воду придется до тех пор, пока не заживет пупочная впадинка);
  2. Остудите воду до 37C;
  3. С мылом промойте ванночку;
  4. Разведите в отдельной посуде марганцовку, процедите ее и добавьте в ванночку (вода должна окраситься в слабо-розовый цвет);
  5. Приготовьте ковш с кипяченой водой для ополаскивания.

Лучше всего новорожденного купать вдвоем, один будет поддерживать малютку, а второй купать, это необходимо для того, чтобы вода не могла попасть малышу в ротик, носик и ушки. Когда для купания все готово, новорожденного, прямо в пеленке, осторожно опускайте в воду. Пеленка необходима для того, чтобы не испугался и не сильно чувствовал перепад температуры. Следите за тем, чтобы его головка была над поверхностью воды. Когда малыш будет в воде, можно развернуть пеленку и приступить к купанию. Осторожно, бережными движениями намыльте мылом его ручки, ножки, туловище и головку. Остается только сполоснуть малютку водой из ковшика, завернуть в теплое полотенце и нести пеленать.

Важно запомнить! Купать ребенка нужно ежедневно. Первое купание длится всего 5-10 минут, но по мере взросления это время увеличивается. Детским мылом можно пользоваться только один раз в неделю (оно сушит нежную кожу младенца). Особое внимание уделяйте складкам на тельце малютки, именно там скапливается грязь. Если у ребенка появились опрелости или потница, используйте отвар лечебной травы (чаще всего пользуются чередой).

Купание закончено, но еще есть необходимые гигиенические процедуры, и пришла пора к ним приступить.

  1. Промокнув тельце малютки после купания, начинайте обработку пупочной ранки. Возьмите ватную палочку, смочите 3% раствором перекиси водорода и обработайте ранку, после чего смажьте ее зеленкой;
  2. Теперь нужно на все складочки тельца нанести вазелиновое либо детское масло (подогрев его на водяной бане). Особое внимание уделяйте паховой области, не забывая о ручках и ножках;
  3. Оденьте, запеленайте, покормите и можно укладывать спать.

Первое утро малыша дома

Малыш проснулся, а значит нужно приступать к утренним гигиеническим процедурам:

  1. Умойте его личико ватными шариками, смоченными кипяченой водой;
  2. Протрите глазки (каждый глазик протирается от внешнего уголка к внутреннему индивидуальным ватным шариком);
  3. Прочистите носик ватными жгутиками, пропитанными маслом;
  4. Вновь обработайте пупочную ранку перекисью и помажьте зеленкой;
  5. Измерьте температуру (у новорожденных температура 37,2 – это норма);
  6. Подстригите ноготки (обязательно по прямой линии).

Все необходимые процедуры выполнены, можно подумать о прогулке.

Гулять с новорожденным можно уже на следующий день после выписки из роддома, только не более 15 минут (постепенно время прогулки будет увеличиваться). Если температура воздуха на улице от 0 до -5C можно отправляться на прогулку. Летом гулять можно только полчаса, лучше всего утром до 11 часов либо во второй половине дня после 16 часов.

Теперь поговорим о памперсах

Современные мамочки уверены, что памперсы придуманы для облегчения ухода за малышом. Это действительно так, вот только есть несколько правил, о которых не все знают.

  1. Памперсами нельзя пользоваться постоянно;
  2. Нельзя надевать памперсы новорожденному во время дневного сна на первом месяце его жизни;
  3. Нельзя закрывать памперсом пупочную ранку;
  4. Пользоваться памперсами можно после первого месяца жизни ребенка и то только когда он спит.

На следующий день после выписки из роддома новорожденного должен посетить врач-педиатр и патронажная сестра из поликлиники. У молодой мамочки будет возможность задать медикам вопросы, которые у нее появились после приезда домой. С этого дня, в течение месяца, врач и медицинская сестра будут посещать малыша, и следить за его развитием. При первом посещении участкового врача отдайте ему документы, выданные в роддоме:

  1. Выписку из роддома с информацией о прививках новорожденного;
  2. Сертификат на роды.

По этим документам малышу делают амбулаторную карточку для поликлиники, сертификат на положенные прививки и прививочную форму 63. Обязательно запишите номер телефона для вызова врача на дом.

Для получения малышом экстренной медицинской помощи постарайтесь максимально быстро оформить все его документы это:

  1. Свидетельство о рождении:
  2. Прописку;
  3. Медицинский страховой полис.

Подведем итог. Первые дни новорожденного дома – это самый ответственный период, надеемся, что наша информация поможет с ним справиться без особых сложностей.

Читайте также:
Чем опасна вакцинация в России: статистика, мнения экспертов

3 недели ребенку

На 3 неделе жизни ваш ребенок будет быстро расти, набирая 20-30 граммов в день и прибавляя 4,5–5 сантиметров к концу первого месяца жизни.
К 2.5 неделям средний ребенок мужского пола будет иметь окружность головы 39,2 сантиметра, в то время как средняя окружность головы для ребенка женского пола составляет 38 сантиметров.

Тело и мозг ребенка на 3 неделе

На 3 неделе ваш ребенок может поднять голову на несколько секунд и даже поворачивать ее из стороны в сторону, особенно для того, чтобы следовать за вами, когда вы уходите или ходите по комнате.
Ваш малыш будет любить наблюдать за вами и может выглядеть так, как будто он внимательно изучает ваше выражение лица или слушает вас. Хотя они еще не могут понять ваши слова, разговор вслух с вашим ребенком отлично подходит для развития языка, даже в этом раннем возрасте.
У некоторых детей в этом возрасте также могут развиться колики.
Обратите внимание на свой рацион: если вы кормите грудью, вполне возможно, что что-то в вашем рационе может расстроить желудок вашего ребенка.

Когда следует беспокоиться

Может быть трудно определить, испытывает ли ваш ребенок нормальную суетливость или что-то еще не так. Если у вашего ребенка наблюдаются рвота, кровь в стуле, он не набирает вес или отказывается от еды, вам следует обратиться к врачу.
Колики обычно начинаются примерно в 3 недели, поэтому вы можете отслеживать, как долго ваш ребенок плачет и когда это происходит. У детей с коликами могут быть периоды плача, которые длятся два-три часа в день, особенно ночью.

Уход за ребенком на 2 неделе

Для маленьких девочек вы, возможно, заметили случайные выделения из влагалища во время смены подгузников или купания в течение последних нескольких дней. Они могут выглядеть прозрачным, белым или окрашенными кровью, и хотя поначалу это может вызывать тревогу, это нормально. Влагалищные выделения могут быть вызваны гормонами матери во время беременности, родов и производства грудного молока, и они должны пройти примерно в это время. Если вы заметили выделения, которые длятся дольше, обсудите это с врачом.

Гормоны матери также могут привести к тому, что ваш ребенок будет выглядеть так, как будто у него увеличена грудь в дни новорожденности. Однако к этой неделе опухлость должна спасть.
В это время у вашего ребенка может развиться закупорка слезного протока, называемая непроходимостью слезного протока, в одном или обоих глазах. Вы можете даже не осознавать этого, пока не заметите водянистый или зеленый дренаж, застрявший возле их глаза.
Засоренные протоки часто встречаются у младенцев и часто разрешаются самостоятельно к тому времени, когда вашему ребенку исполняется один год.
Вы также можете заметить новые проблемы с кожей у вашего 3-недельного ребенка, такие как сыпь, детские прыщи или чешуйки на их скальпе, называемой колыбельной шапочкой. Многие раздражения кожи в этом возрасте незначительны и нормальны, но держите вашего малыша в комфорте, пробуя следующее:

  • Избегайте жесткого мыла в ванне.
  • Сократите время купания до одного-двух раз в неделю.
  • Используйте нежное, безопасное для ребенка моющее средство.
  • Не выдавливайте прыщи вашего ребенка, со временем они сами рассосутся.
  • Используйте детскую расческу или щетку, чтобы осторожно размягчить чешуйки на голове во время купания.
  • Пусть ваш ребенок ходит без одежды или даже подгузников в течение часа или двух в доме, особенно летом, если они испытывают жару или опрелости.

Кормление ребенка на 3 неделе

Хотя новорожденные дети будут расти с огромной скоростью в течение всего первого года, вы можете заметить небольшое снижение частоты кормления со 2 недели. Помните, что ваш ребенок пережил скачок роста на второй неделе. На этой неделе ваш ребенок все еще должен быть накормлен по требованию, и сеансы кормления могут длиться от 20 минут до целого часа.
Если вы кормите грудью, также очень важно продолжать вводить витамин D добавки вашему ребенку каждый день.
Добавки с витамином D очень важны для вашего новорожденного ребенка, если вы кормите грудью, потому что грудное молоко естественным образом не содержит достаточного количества витамина D, необходимого вашему ребенку. Дефицит витамина D может быть чрезвычайно серьезным для новорожденных, особенно когда их кости продолжают расти.
К третьей неделе, если вы кормите грудью и планируете кормить ребенка из бутылочки вообще, будь то вернуться на работу или просто иметь бутылку в качестве опции, вы можете начать сцеживать, чтобы замораживать грудное молоко.

В возрасте 3 недель ваш малыш должен быть достаточно взрослым, чтобы попробовать соску, если вы хотите ее ввести. Некоторые врачи советуют родителям избегать использования пустышек на ранних этапах жизни их ребенка.

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 1 год – что должен уметь годовалый малыш

Сон ребенка на 3 неделе

На этой неделе ваш ребенок все еще должен спать большую часть времени, около 16-18 часов в день. Вы можете продолжать пытаться ввести сигналы сна, такие как время купания или чтение детских книг, но установление строгого графика сна, вероятно, еще не лучшая идея. В течение первых нескольких недель продолжайте давать ребенку возможность спокойно спать.

На платформе Vikids вы можете:

Развитие ребенка в 3 недели

Безопасный дом

Несмотря на то, что многие трехнедельные малыши не очень активны и еще не умеют самостоятельно менять позу, они как будто мгновенно преодолевают «огромные» расстояния до края стола или комода, стоит родителям отвернуться. Поэтому ни на минуту не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столе или на диване.

Личная гигиена малыша

У новорожденных очень нежная кожа, поэтому одежду для самых маленьких надо выбирать осторожно. Отдайте предпочтение тканям из натуральных волокон и моделям, сшитым швами наружу.

Стирать детские вещи лучше отдельно от взрослых и использовать специальные средства с минимальным количеством отдушек и красителей.

В этом возрасте малышей достаточно купать 2—3 раза в неделю, главное — следить за чистотой и сухостью кожи в местах соприкосновения с подгузником: в подмышках, в области шеи, в подколенных и локтевых сгибах.

Детям очень полезно принимать «воздушные» ванны. Положите ребенка на пеленку и снимите подгузник, меняйте положения крохи, поочередно переворачивая его на бочок, животик или спинку.

Важное о здоровье

Все дети имеют врожденный иммунитет, унаследованный от мамы, однако иммунная система трехнедельного ребенка еще недостаточно окрепла, поэтому, лучше избегать тесного общения малыша с посторонними людьми.

Соблюдение правил гигиены значительно сокращает риск заражения инфекционными заболеваниями: попросите всех посетителей вашего дома мыть руки с мылом перед контактом с малышом. Постарайтесь отказаться от визитов друзей и родственников в первый месяц жизни ребенка, они еще успеют познакомиться с ним, когда малыш подрастет.

Не допускайте сквозняков, но регулярно проветривайте комнату, в которой живет малыш.

Совсем скоро ребенок научится осознавать простые причинно-следственные связи и «управлять» событиями: чувство голода и неудобства становится причиной плача, плач способствует появлению мамы, а мама — источник пищи и удовольствия. Поэтому, когда кроха увидит у своей кроватки маму, он ощутит себя в безопасности, заранее зная, что его потребности будут удовлетворены.

В ближайшее время малыш научится поднимать и держать головку, когда лежит на животике.

С самого рождения дети отличаются друг от друга и обладают разными способностями и особенностями. Забота и терпение родителей помогут им расти и развиваться гармонично.

Меню малыша

Забудьте на время слово «диета» и сосредоточьтесь на принципах здорового питания. Никаких консервантов и химических красителей!

Посоветуйтесь с нутрициологом: возможно, вам следует обратить особое внимание на определенные группы продуктов, из которых ваш организм лучше усваивает природные минералы и витамины.

Полноценное питание в период грудного вскармливания — залог того, что здоровье мамы не пострадает из-за недостатка кальция или витамина D (именно они отвечают за сильные и здоровые волосы, зубы и ногти). Прислушивайтесь к своему организму, подстраивайте свой режим питания под изменившиеся нагрузки. Возможно, в период грудного вскармливания, вам будет комфортнее, если вы будете есть часто (каждые 2—3 часа), но меньшими, чем обычно, порциями.

Детский сон

Циклы сна у детей включают стадии медленного и быстрого сна, но эти промежутки гораздо короче, чем у взрослых. Самостоятельно регулировать процессы засыпания и перехода к бодрствованию малыши могут не всегда, им необходима помощь родителей.

Уставший ребенок может начать тереть глазки, теребить ухо, плакать и капризничать. Скоро вы обнаружите, что у вас открылось настоящее «шестое чувство», помогающее вам понять, когда ваш малыш захочет спать. За несколько недель в вашем арсенале накопится достаточно средств для того, чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться.

Младенцам, находящимся на искусственном вскармливании можно время от времени предлагать соску-пустышку, если это помогает им заснуть. Только не усердствуйте, чтобы не было привыкания: чрезмерное сосание может способствовать формированию неправильного прикуса в дальнейшем. Деткам на грудном вскармливании не рекомендуется давать сосать что-либо, кроме материнской груди.

В этот период можно начать приучать ребенка к смене времени суток. День — время, когда вокруг светло и шумно, родители разговаривают по телефону, слушают музыку и весело играют с малышом, если он не спит. Ночью свет и звук приглушены, никаких веселых игр и громких разговоров.

Совет недели

Для укрепления мышц шеи положите ребенка на животик и приближайте свое лицо к малышу так, чтобы ему пришлось приподнять головку, чтобы посмотреть вам в глаза. Покажите ребенку язык: некоторые дети уже начинают подражать выражению лица взрослых и тоже начнут высовывать язык.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр “Фундаментальный”

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

Читайте также:
9 эффективных средств снять боль при прорезывании зубов у детей

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Читайте также:
Как зарегистрировать ребенка, если родители не в браке или отец его не признает?

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Развитие ребенка в первые три месяца жизни

Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.

Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]

Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.

Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.

Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.

Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.

2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.

3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]

4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]

5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.

Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы родители могут отмечать уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]

Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]

Читайте также:
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики ребенка - упражнения для развития речи

Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.

После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3] Малыши, приобретая новый навык, стараются развивать его, пробуя повторить снова и снова.

Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5] Они же могут сопровождать скачок роста и возрастной кризис.

Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]

Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.

Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Ребенка в этом возрасте невозможно избаловать руками, по сути для него продолжается период донашивания. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.

Развитие предметных действий в младенческом возрасте

Возраст Сенсорные и моторные акты
1 мес. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2 мес. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3 мес. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту
Читайте также:
Как приучить ребенка засыпать самостоятельно?

Развитие двигательной сферы на первом году жизни

Возраст Двигательные функции
1 мес. Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову
2 мес. Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
3 мес. Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

Развитие общения и речи на первом году жизни

Возраст Развитие коммуникации со взрослым на первом году жизни Голосовые реакции
1 мес. Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общении Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
2 мес. Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослым Крик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание)
3 мес. Активное бодрствование; комплекс оживления при общении Крик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха.

Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 1. Период новорожденности Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 901-909.
  2. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 919-920.
  3. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. I
  4. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 158-159.
  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. – М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Новорожденный ребенок в возрасте 3 недели

3 недели новорожденному — это время, когда у малыша появляется первая мимика. Кроха становится еще милее и красивее, у него проходит физиологическая желтуха, кожа становится естественного оттенка. Правильный уход, питание, забота помогают быстрее развиваться его физическим и эмоциональным навыкам.

Что умеет новорожденный в три недели

К трем неделям у деток подживает пупочная ранка, они становятся крепче, выносливее, подрастают (до 1 см) и прибавляют в весе до 250 г. Череп малыша, чуть измененный при прохождении через родовые пути, принимает свою нормальную форму. Ребенок не только спит и кушает, но и проявляет все больше активности. К вечеру бывают капризы из-за переизбытка эмоций и усталости.

Движения

Движения ручек и ножек крохи становятся более упорядоченными. Мышцы тела более крепкие, чем при рождении. Что умеет трехнедельный ребенок:

  • лежа на спинке, малыш хватает и сжимает ваши пальцы, пытается подтянуться, держась за них;
  • удерживает голову до 15 секунд, потом роняет ее, отдохнув, пытается снова поднять голову;
  • ему уже комфортнее лежать на животе, выкладывание на животик тренирует мышцы малыша;
  • произносит звуки, гулит;
  • появляется первая мимика;
  • малыш двигает ножками, «бежит», если, придерживая, дать ему опереться о твердую поверхность.

После рождения детки почти не реагируют на звуки. К трем неделям они начинают реагировать на шепот, тихую речь. Непривычные звуки настораживают ребятишек, они замирают, прислушиваются. Громкие звуки их пугают: малыш может вздрогнуть, расплакаться. Для развития слухового аппарата ребенка разговаривайте с ним, пойте песенки, говорите с разной интонацией и скоростью.

Малыш уже отличает голос мамы от других голосов. Спокойная разговорная речь других членов семьи, обращенная к крохе, обогащает, ускоряет его развитие.

Зрение

В три недели детки видят расплывчато, нечетко. Они хорошо различают крупные яркие предметы. Легче всего им распознать четкие черно-белые силуэты, картинки и крупные игрушки красного цвета. Ребенок умеет следить глазами за предметом: если вы медленно будете водить погремушку на расстоянии 20-30 см, он следит за ней глазками.

Для развития зрения рекомендуется закрепить над кроваткой крупную яркую игрушку, периодически меняя ее на другую. Или установить музыкальную карусель — так вы поможете развитию слуха и зрения одновременно.

Ощущения

Малышу нравится, когда его гладят, нежно делают массаж ладошек, ножек. К трем неделям детки любят купаться, это уже не стресс, а удовольствие.

Ребятишки чутко различают запахи. Запах мамы успокаивает его. Не рекомендуется использовать дома ароматизаторы, бытовую химию с резкими запахами. Маме лучше отказаться от духов и кремов с сильными отдушками.

Читайте также:
Как правильно дать младенцу таблетку, капсулу, сироп, суспензию, ставить свечу?

Занятия с малышом

В этом возрасте особо ярко развиваются осязательные способности. Полезными будут тактильные занятия, массаж, ласковые поглаживания, купание. Хорошо выкладывать малыша голеньким на животик, воздушные ванны закаливают и укрепляют организм.

  1. Показывайте малышу игрушки, рассказывайте о них. Медленно водите на расстоянии 20 см из стороны в сторону, чтобы малыш учился фокусироваться и следить глазками за предметом.
  2. Чаще выкладывайте ребенка на животик.
  3. Делайте легкий массаж, поглаживайте, слегка похлопывайте ручки и ножки.

Полезные игры и игрушки

Время для игр в этом возрасте совсем непродолжительное. Каждому занятию уделяйте не больше двух минут, иначе малыш переутомится, с трудом расслабится и уснет.

  • музыкальные карусели (мобили);
  • развивающие картинки в черно-белом исполнении;
  • блестящие, красные, черно-белые крупные погремушки;
  • колокольчики с приятным нежным тоном;
  • небольшие яркие игрушки, которые удобно захватить рукой.
  • небольшие предметы (но не мелкие, чтобы ребенок не потянул их в рот и не проглотил) вкладывайте в ручку малыша;
  • чередуйте ручки, чтобы оба полушария мозга развивались гармонично;
  • давайте прикоснуться ручками к предметам разной текстуры;
  • вкладывайте в ручку малыша погремушки с разным звуком и текстурой.

Уход за малышом

В трехнедельном возрасте не забывайте следить за гигиеной малыша. Правильный уход включает:

  • соблюдение режима дня новорожденного;
  • купание крохи;
  • выкладывание на животик;
  • ежедневная гигиена ушек, носика, складочек;
  • воздушные ванны;
  • массаж всего тела;
  • массаж животика, если малыша беспокоят кишечные колики;
  • пеленайте кроху, это дает ему ощущение спокойствия (туго пеленать не стоит).

Рекомендуемые ткани для постельного белья малыша и его одежды: натуральные, легкие, дышащие. Стирают вещи новорожденного отдельно от взрослых, гипоаллергенными детскими средствами для стирки.

Питание

В три недели новорожденному достаточно съедать в сутки до 500 мл молока или смеси. Детки на грудном вскармливании прибавляют от 150 до 200 г в неделю. Если прибавка в весе меньше 100 г, малыш плохо кушает, отказывается от груди, обратитесь за консультацией к специалисту.

Стул новорожденного в 3 недели

Детки на грудном вскармливании какают от 2 до 8 раз в сутки. Цвет кала в норме у грудничка желтый, горчичный, кашицеобразный, с белыми хлопьями непереваренного молочка. Запах кисловатый, но вполне терпимый, не резкий.

У ребятишек на искусственном вскармливании кал более оформленный, он твердый и намного темнее, чем у деток на ГВ. Цвет кала зависит от смеси, бывает коричневым или горчичным. Запах тоже отличается, он более неприятный. Искусственники какают в два раза реже деток на грудном вскармливании.

Как помочь малышу, если у него проблемы со стулом:

  • массаж живота по часовой стрелке — хороший способ помочь наладить пищеварение;
  • упражнение «велосипед» улучшает перистальтику кишечника;
  • теплая пеленка на животик или выкладывание малыша на теплый голый живот маме — одно из средств расслабления спазма в животике.

Срыгивания

Примерно до полугода детки иногда срыгивают после кормления. Это происходит от того, что еще полностью не сформировался пищевод. Срыгивание никак не связано с рвотой или тошнотой, это нормальное явление, оно не доставляет малышу дискомфорта. Отличительные черты срыгивания:

  • они происходят сразу после того, как малыш поел;
  • объем срыгиваний — небольшой;
  • в нем нет примеси желчи;
  • это однократное явление после еды;
  • малыш чувствует себя хорошо, срыгивания его не беспокоят.

Сон трехнедельного малыша

Нормальный сон трехнедельного новорожденного длится от 18 до 20 часов в сутки. Малыш бодрствует чуть больше, чем раньше, и это время все больше увеличивается. Деткам сложно перейти из состояния бодрствования ко сну, если они слишком перевозбудились или устали. Не перегружайте малыша общением с большим количеством людей, старайтесь реже бывать в шумных многолюдных местах.

Приучайте ребенка к смене дня и ночи — не затеняйте окна днем и не шумите ночью.

Общие рекомендации

Прикладывайте все усилия, чтобы сохранить грудное вскармливание. Это лучшая защита и помощь в гармоничном развитии ребенка.

Следите за гигиеной: мойте руки перед тем, как взять малыша, и следите за тем, чтобы ваши гости делали так же.

Поддерживайте чистоту в доме, влажная уборка и регулярные проветривания снижают риск развития инфекций и аллергий.

Не оставляйте малыша без присмотра на высоких поверхностях.

Общайтесь с малышом, носите на руках, ласкайте, пусть он чувствует вашу любовь и заботу. Это лучшая среда для быстрого эмоционального, интеллектуального и физического развития крохи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: