Агрессивное поведение детей в школе и дома

Агрессия и травля со стороны учеников в школе: что делать учителю

Лиля Брайнис

30 ноября 2020 • 18:39

Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых. Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

  • В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке. Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
  • Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене. Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние.
  • Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы.
  • Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться.
  • После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди».
  • Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой, мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку.
  • Если агрессия направлена в адрес учителя

    Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

    Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

    Что такое травля и как она выглядит

    Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля. Травля – это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого.

    Как учителю прекратить травлю в классе

    В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

    Читайте также:
    Нравственное воспитание детей в школе и дома: универсальные методы

    Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.

  • Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя. Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу. Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
  • Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому. Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
  • Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.
  • Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

    Агрессивное поведение детей и подростков

    Чем определяется агрессия и рекомендации по ее устранению у наших детей и подростков

    С проявлениями агрессии и насилия мы встречаемся дома, в школе, на улице. К сожалению, они стали частью нашей повседневной жизни. Все чаще и чаще мы чувствуем себя беспомощными, услышав из средств массовой информации о проявлении разного рода жестокости.

    Под агрессией подразумевается любое преднамеренное действие в физической или словесной форме, направленное на причинение вреда, потери и боли другим людям или себе самому. Насилие, в свою очередь, ‑ это агрессия, направленная на других людей. У детей, как и у взрослых, различают вербальную и невербальную агрессию.

    Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.

    Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая ‑ это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый ‑ это порча окружающих предметов, а второй ‑ это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).

    Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.

    Агрессия с переносом, как второй тип физической агрессии, возникает тогда, когда на основе прошлого опыта ребенок способен предположить, что за свои агрессивные действия по отношению ко взрослому он будет наказан. Агрессивное поведение в таком случае будет направлено на людей более слабых – младших братьев и сестер или товарищей.

    Агрессия нефизическая возникает, как правило, у детей дошкольного возраста. Это передразнивание, рожицы и гримы показывание языка, различного рода жесты с целью подразнить другого человека.

    Причины возникновения агрессивного поведения

    В настоящее время агрессивное поведение у детей и подростков встречается все чаще и чаще. Такая тенденция имеет довольно много причин. Искать ее следует в воспитании, общении с другими людьми и нарастающих требованиях, предъявляемых к детям и молодым людям, также стоит учитывать и врожденную склонность к насилию.

    Ряд ученых указывают на четыре причины агрессии:

    • агрессия как инстинкт, которая возникла в процессе эволюции и служит человеку для сохранения вида. Это природная, естественная агрессия, необходимая в борьбе за выживание. Такого мнения придерживались Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц;
    • агрессия как реакция на фрустрацию, то есть состояние, которое характеризуется беспокойством, подавленностью и является следствием невозможности выполнить намеченную ранее цель или реализовать важную потребность. Иногда такое состояние может привести к невротическим расстройствам;
    • агрессия как привычка рождается из интенсивных, часто повторяющихся неприятностей, переживаний, фрустрации, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций. Фиксированию агрессии при этом в значительной мере служат взаимное влияние друг на друга членов неформальных групп, темперамент человека и отсутствие в нем толерантности;
    • агрессия как приобретенное влечение проявляется в эмоциональной реакции гнева. Степени проявления гнева очень разнообразны: от возмущения и недовольства до злости.
    Читайте также:
    Несколько советов, как приучить ребенка к правильному питанию

    Сегодня большинство исследований агрессивного поведения приходят к выводу, что такое поведение так же изучается, как и многие другие виды поведения человека, и, соответственно, всегда можно найти причину агрессии. Как правило, в основе лежат неудовлетворенные потребности ребенка, такие как отсутствие одобрения, чувства причастности к группе, ощущения своей ценности и значимости.

    Возникновению агрессивного поведения способствуют: опыт переживания какой-либо формы насилия (физического, психологического, сексуального и т. п.); чувство беспомощности, унижения, злости или отчаяния, опасности; растущее чувство одиночества; склонность к девиации, зависимостям, противоправному поведению.

    Основная черта агрессивных детей – это чрезмерная, тяжело сдерживаемая вспыльчивость. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с контролем своей реакции на негативные стимулы, которые ее вызвали.

    Агрессивность детей и подростков может проявляться в различных формах: это могут быть физическая агрессивность; словесная агрессивность, ссоры, проклятия; чрезмерный критицизм; агрессивность, выражаемая криком; топанье ногами; хлопанье дверьми; порча чужой собственности; чрезмерная раздражительность, проявляющаяся вспыльчивостью и так далее.

    Одним из факторов, способствующих возникновению агрессивного поведения, является пустое времяпрепровождение. К сожалению, просмотр телевизора сегодня – наиболее распространенный способ заполнения свободного времени у детей и подростков, но именно телевидение оказывает серьезное влияние на формирование агрессивной готовности.

    Дети воспроизводят агрессивное поведение, увиденное в фильмах, усваивают его и применяют в других ситуациях. Им бывает очень сложно отделить реальность от вымысла, поэтому некоторые сцены и образы переносятся детьми в их собственную жизнь; охотно подражая, они отождествляют себя с другим человеком или персонажем фильма. Важно понимать, что телевизионные сцены насилия являются двойной причиной жестокого поведения детей и подростков: они способствуют желанию подражать увиденной ранее модели поведения, а также повышают уровень тревожности, который является причиной возникновения агрессивных реакций.

    Сцены насилия, демонстрирующиеся по телевидению, вызывают следующие негативные изменения в личности ребенка:

    • способствуют формированию агрессивного поведения и повышают уровень агрессии по отношению к сверстникам;
    • провоцируют агрессивные фантазии;
    • притупляют нормальную эмоциональную реакцию на агрессию и ведут к убеждению, что агрессия является распространенным и социально допустимым явлением;
    • разрушают восприятие подлинной роли насилия в обществе и способствуют формированию чувства угрозы со стороны внешнего мира;
    • поощряют детей придумывать новые формы агрессивного поведения, которые не были показаны на экране.

    Для молодого зрителя практически все телевизионные программы имеют образовательный характер, под воздействием телевидения в сознании формируются определенная картина мира и порой искаженный образ человека. Многочисленные исследования показали, что систематический просмотр сцен насилия на экране имеет огромное негативное влияние на последующее поведение молодых людей.

    Вызывает тревогу и воздействие на психику ребенка компьютерных игр, поскольку большинство из них наполнены агрессией, насилием и разрушениями. Наиболее опасными принято считать те игры, в которых играющий должен бороться с разного рода страшными существами, вести виртуальные военные действия и тому подобное.

    Семья

    Проследить причины возникновения агрессии можно также и в современной семье. Атмосфера, царящая в доме, имеет огромное влияние на развитие ребенка. Если дом наполнен дружелюбием, взаимной любовью и согласием, ребенок получает правильный образец поведения, но нарушение в семье межличностных отношений может привести к формированию нежелательного поведения. Ребенок, который растет в доме, полном ссор и скандалов, через какое-то время и сам начинает проявлять агрессивное поведение.

    Опасным для правильного развития личности ребенка является также расхождение мнений родителей и других членов семьи (бабушек и дедушек) по отношению к определенной модели воспитания. Отсутствие целостного единого подхода затрудняет формирование характера у ребенка и влияет на повышение у него возбудимости и агрессивности.

    На агрессию влияют и суровые формы наказания за неправильное поведение. К сожалению, чаще всего строгое воспитание вовсе не уменьшает количество агрессивных поступков, а, наоборот, увеличивают их интенсивность. Часто агрессивные родители подстрекают и усиливают агрессию своих детей, поощряя их в определенных ситуациях проявлять воинственную, непримиримую позицию по отношению к окружающим.

    Когда родители отталкивают своих малышей, это тоже служит важной причиной бунтарского поведения детей. Отсутствие нежности, любви, положительных примеров вырабатывает у них состояние враждебности, а иногда и агрессии. Воспитание, характеризующееся жестокостью, отсутствием милосердия, непринятием ребенка как личности и высоким уровнем контроля над его поведением, в значительной мере способствует формированию агрессии.

    Особую роль также играет игнорирующий, пренебрегающий стиль воспитания, когда родители почти совсем не интересуется ребенком, его достижениями в школе, увлечениями, компанией, планами или амбициями, не проявляют к нему любви, но при этом предоставляют максимум свободы.

    Школа

    Часто местом возникновения агрессивных реакций является школа. Ребенок, попадая в школьную среду, подвергается воздействию определенных норм, регулирующих поведение учащихся. Он должен привести себя в соответствие с поставленными перед ним новыми требованиями и задачами, установить контакты не только со сверстниками, но и с учителями и другими работниками школы.

    В классе могут возникать ситуации, оказывающие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллективе. Например, к нарастанию конфликта, неприязни, враждебности, а в дальнейшем появлению агрессивного поведения могут привести и неоднократные жалобы детей на одного из одноклассников, высказываемые учителю. В целом, наличие классов с большим количеством учеников само по себе способствует возникновению агрессии, потому что в таком случае легче остаться незамеченным и избежать ответственности за неправильное поведение.

    Другой причиной агрессии является неуспеваемость. Ученик, который получает плохие оценки, которого постоянно ругают и критикуют, начинает демонстрировать все более усиливающееся нежелательное поведение. Используя различные защитные механизмы, он становится агрессивным по отношению к тем детям, которых хвалят, поэтому в формировании правильных отношений между учениками и взрослыми очень важна роль учителя. Ведь задачей воспитания не является подавление всевозможных проявлений агрессии у ребенка, а желание направить детей из антисоциального в просоциальное русло и вместо примитивных поведенческих форм помочь им выработать такие формы проявления негативных эмоций, которые принимаются и допускаются обществом.

    Читайте также:
    Познавательное развитие дошкольников с родителями: советы

    Подытоживая вышесказанное, приведу отрывок из стихотворения Януша Корчака «Молитва воспитателя»: «…Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд».

    Ребенок не слушается? Просто у вас разные темпераменты

    Определение темперамента: тест для ребенка и родителей

    Мэри Шиди Курчинка специалист по вопросам воспитания

    • Забудьте о “ребенке вашей мечты”
    • Почему ребенок не слушается?
    • Совпадают ли ваши темпераменты: тест
    • Темперамент ребенка и родителя: как достичь компромисса

    Всем известные типы темперамента “по Айзенку” — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик — не всегда удается точно определить у ребенка, да и у взрослого тоже. А ведь от разницы темпераментов сильно зависит, легко или трудно вам воспитывать ребенка. Автор книги “Ребенок с характером” предлагает другой тест на темперамент — и подсказывает, как определение темперамента помогает в воспитании детей.

    Гретхен была самой неразговорчивой мамой в моей группе. Она жадно впитывала слова других родителей, но сама редко вступала в разговор. Ее дочка Эшер относилась к разряду детей, которых вы сначала слышите, а потом видите, когда они с криком и шумом врываются в комнату. Эшер со своим взрывным темпераментом явно не была той спокойной и милой девочкой, о которой мечтала Гретхен.

    “Я никогда не думала, что у меня может родиться такой ребенок, как Эшер, — призналась она. — Я мечтала о том, как буду обнимать свою дочку, рассказывать ей сказки и петь вместе с ней песни. Но Эшер родилась своенравной недотрогой. Она никогда не позволит обнять себя, если ей этого не хочется. Я помню, что, когда ей было 14 месяцев, я держала ее на коленях, рыдала и думала: „Ну почему ты не можешь быть такой, как другие дети? Почему я не могу делать то, что делают другие хорошие мамы?“”

    Забудьте о “ребенке вашей мечты”

    Ребенок с непростым характером может быть вовсе не таким, каким вы ожидали или хотели его видеть. Для вас, как и для Гретхен, отказ от образа “ребенка мечты” может стать одной из самых трудных родительских задач. Вы можете скорбеть и оплакивать потерю воображаемого ребенка, который так и не стал реальностью.

    Ваше горе может ослепить вас. Оно может помешать вам увидеть уникальные качества дочери или сына, заставить вас тратить время и силы на безуспешные попытки изменить их, чтобы хоть как-то подогнать под свои представления об “идеальных” детях, которых в действительности не существует.

    Ребенок с непростым характером рождается не только с уникальным набором физических характеристик, но и с врожденной предрасположенностью к “непростому характеру”. Мы не можем повлиять на его темперамент, но вполне способны изменить свои реакции на него. Мы можем перестать думать о дочери или сыне как о “проблеме” и вместо этого сосредоточить силы на поиске наиболее эффективных способов того, как построить здоровые отношения, научиться сотрудничать и наслаждаться обществом друг друга.

    Перед вами — маленький живой человек, и он отчаянно нуждается в вашей любви и заботе. Вам нужно принять его таким, какой он есть, увидеть красоту в его облике и научиться управляться с особенностями его темперамента в повседневной жизни.

    Почему ребенок не слушается?

    Когда вы родитель непростого ребенка, вы каждый день словно шагаете по минному полю. Время от времени ваше дитя “взрывается”, а вы понятия не имеете, почему. Вы можете чувствовать себя абсолютно бессильным и неспособным что-либо изменить, так что вам остается только поднять руки в знак капитуляции и воскликнуть: “Почему я? Почему именно мне достался такой ребенок?!”.

    Исследования показывают, что, когда действия ребенка воспринимается как признак избалованности или простой каприз, родители склонны реагировать более негативно и жестко. Они не верят, что за этим поведением стоят реальные эмоции или потребности. Знание темперамента ребенка позволяет определить истинную причину и реагировать с пониманием.

    Например, раньше, когда вы звали своего ребенка обедать, а он не приходил к столу, вы могли думать, что он не слушается. Но теперь вы знаете, что причина кроется вовсе не в непослушании, а в таких врожденных особенностях его темперамента, как настойчивость или низкая адаптивность. Ваш ребенок не откликается немедленно на ваш зов вовсе не из вредности.

    Ребенку, который медленно приспосабливается, нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Вы можете использовать приемы, которые учитывают эту его черту и позволяют добиться сотрудничества. Например, вы можете заранее предупреждать ребенка о том, что обед будет подан через десять минут, чтобы он успел перестроиться. Или можете завести определенный порядок, например, собирать игрушки или читать книгу, а потом сразу же идти обедать. Такие нехитрые приемы дают вашему ребенку необходимые время и ощущение постоянства, и он будет легко переключаться с одного действия на другое, несмотря на свою невысокую адаптивность.

    Кроме того, вы должны объяснить эту особенность его темперамента самому ребенку и научить его словам, которые вы бы хотели, чтобы он использовал, например: “Мне нужно еще пару минут”, “Я быстро закончу и приду!” или “Давай составим план на сегодняшний день”. Результатом будут более близкие и здоровые отношения между вами, потому что вы вместе работаете над его темпераментом, а не пытаетесь его переделать.

    Совпадают ли ваши темпераменты: тест

    Когда мы говорим о темпераменте вашего непростого чада, нельзя забывать и про ваш собственный темперамент. Вы должны хорошо понимать не только своего ребенка, но и самого себя. Иногда родителям трудно принять своего непростого ребенка вовсе не из-за его интенсивных реакций или высокой чувствительности, а из-за несовпадения темпераментов.

    Читайте также:
    Воспитание послушания - главные ошибки родителей

    Существуют девять основных измерений темперамента, которые позволяют создать психологический портрет ребенка или взрослого. Используйте нижеприведенный тест на темперамент и оцените сначала ребенка, а потом себя по каждому из девяти параметров.

    1. Интенсивность реакций и эмоций. Насколько сильны ваши эмоциональные реакции? Вы взрываетесь или на все реагируете спокойно и сдержанно?

    1 2 3 4 5
    Сдержанные реакции Интенсивные реакции

    2. Настойчивость. Когда вы чем-то занимаетесь, легко ли вам остановиться? Если вы сталкиваетесь с трудностями, вы быстро сдаетесь или упрямо продолжаете?

    1 2 3 4 5
    Легко сдаетесь Зацикливаетесь и
    настойчиво продолжаете

    3. Чувствительность. Насколько вы чувствительны к шуму, температуре, вкусу, текстуре и чужим эмоциям? Вы чутко реагируете на определенную еду, этикетки на одежде, раздражающие шумы или настроение других людей?

    1 2 3 4 5
    Не слишком
    чувствительны
    Очень
    чувствительны

    4. Восприимчивость. Вы замечаете буквально все — людей, цвета, звуки, предметы и т. п.? Вы часто отвлекаетесь на посторонние вещи и забываете сделать то, что собирались?

    1 2 3 4 5
    Вы мало обращаете
    внимания на то, что
    происходит вокруг
    Замечаете все

    5. Адаптивность. Как быстро вы приспосабливаетесь к изменениям в режиме дня или привычном ходе вещей? Как вы воспринимаете сюрпризы?

    1 2 3 4 5
    Быстро
    адаптируетесь
    Медленно
    адаптируетесь

    6. Постоянство. Вы достаточно постоянны в том, когда и сколько вы едите, спите, и т. п.?

    1 2 3 4 5
    Постоянны Непостоянны

    7. Уровень активности. Вы всегда находитесь в движении или, наоборот, предпочитаете тихое и спокойное времяпровождение? Требуется ли вам определенное количество физической активности, чтобы чувствовать себя хорошо?

    1 2 3 4 5
    Спокойны Очень
    активны

    8. Первая реакция. Как вы обычно реагируете, когда вам предлагают познакомиться с новым человеком, попробовать что-то новое или пойти в новое место?

    1 2 3 4 5
    Сразу соглашаетесь Сначала отказываетесь

    9. Настроение. Вы чаще находитесь в довольном и радостном настроении или же обычно серьезны, рассудительны или мрачны?

    1 2 3 4 5
    Позитивны Серьезны и
    рассудительны

    А теперь подсчитайте сумму баллов.

    9–18 Уравновешенный, спокойный
    19–28 Активный, эмоциональный
    29–45 Человек с непростым характером

    Когда вы составите представление о темпераменте ребенка и своем, вы сможете сравнить их. Чем вы похожи? Чем отличаетесь? В чем вы подходите друг другу, а в чем между вами летят искры? Эта информация является важной отправной точкой, чтобы начать выстраивать более эффективные и счастливые отношения со своим своенравным чадом.

    Темперамент ребенка и родителя: как достичь компромисса

    Итак, теперь у вас есть два психологических портрета. Сравните их. Что вы видите?

    — Я вижу, что Джейден очень чувствителен, а я нет, — делает вывод Майк после выполнения этого упражнения. — Неудивительно, что я не понимаю, как можно быть таким разборчивым в одежде. Я просто не могу представить себе, что он ощущает!

    — Похоже, мы с дочкой обе очень чувствительны, — говорит Эбби. — В этом мы понимаем друг друга, но здесь же кроется источник проблем. Например, когда мы слышим раздражающие звуки, я, как мама, должна помочь ей оставаться спокойной, но я сама реагирую на них очень остро, поэтому мне попросту не хватает сил.

    — Возможно, именно из-за разных темпераментов у нас всегда разыгрываются баталии за ужином, — замечает Сара. — В моей семье ужин всегда был особым временем, когда все члены семьи могли собраться за одним столом и поговорить о том, что произошло за день. Я ценю это время. Но Кевин, — она тычет локтем в своего мужа, сидящего рядом с ней, — и наш сын предпочитают есть, разгуливая по кухне туда-сюда. Они терпеть не могут сидеть за столом, на стульях, как нормальные люди. Раньше я думала, что они делают это специально, чтобы позлить меня. Но теперь я вижу, что все дело в разных уровнях активности: у них он выше пяти баллов, а у меня едва дотягивает до одного. В этом мы не совпадаем.

    У каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Важно понимание того, в чем вы похожи и в чем различаетесь со своим ребенком. Такое понимание является ключом к налаживанию эффективного взаимодействия.

    Через неделю Сара и Кевин пришли на занятия с сияющими лицами.

    — Угадайте, что мы придумали? — смеясь, спросила она.

    Я пожала плечами.

    — Мы купили в столовую новые стулья! — воскликнула Сара. — Такие, которые могут ездить и крутиться! Теперь Кевин и наш сын могут кататься на них по всей столовой. Они счастливы, и я тоже.

    Понимание различий в их темпераментах позволило Саре и Кевину уважительно отнестись к потребностям друг друга и найти творческое решение, устраивающее их обоих. Вы тоже можете построить здоровые и счастливые отношения со своим непростым чадом. Перестанете печалиться о призрачном “ребенке мечты” и научитесь радоваться тому маленькому уникальному человечку, который живет рядом с вами.

    Какой тип темперамента у вашего ребенка?
    тест по теме

    Тестирование для родителей. Цель: выявить тип темперамента у ребенка.

    Скачать:

    Вложение Размер
    anketirovanie_dlya_roditeley.docx 28.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей
    « Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

    1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?
    а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность, гибкость,
    деловитость, общительность, собранность.

    б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.

    в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.

    г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.

    2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?

    а) В основном положительные эмоции.
    б) Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет к положительным эмоциям.
    в) В основном – гнев, страх; эмоции проявляет бурно.
    г) Основная – страх.

    3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?

    а) Средний.
    б) Низкий.
    в) Средний, низкий.
    г) Высокий.

    4. Как переносит ваш ребёнок наказание?
    а) Спокойно.
    б) Без эмоций.
    в) Словесные – спокойно, остальные – с бурными реакциями протеста.
    5. Как ведёт себя ваш ребёнок в непредвиденной ситуации?
    а) Любопытен.
    б) Малоэмоционален.
    в) Пытается сопротивляться.
    г) Пытается избежать этого события.
    6. Какие игры ваш ребёнок предпочитает?
    а) Любые, но чтобы « жизнь била ключом».
    б) Спокойные, тихие, уединённые.
    в) Шумные, азартные, с шалостями и баловством.
    г) Тихие, уединённые – в среде незнакомых людей, шумные, только с кем то из близких.
    7. Общителен ли ваш ребёнок?
    а) Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.
    б) Предпочитает одиночество.
    в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
    г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.
    8. Как оценивают вашего ребёнка его сверстники? Он лидер или нет?
    а) Душа компании ( по выбору детей).
    б) Неавторитетен среди сверстников, изгой в их обществе, точно не лидер.
    в) Сверстники относятся к нему по-разному, сам предлагает себя на роль лидера.
    г) Авторитетен только среди очень малочисленных друзей, не лидер.
    9. Как часто у вашего ребёнка меняются друзья?
    а) В зависимости от ситуации.
    б) Практически ни когда.
    в) Всё время, постоянно.
    г) Очень редко.
    10. Как ваш ребёнок усваивает новое?
    а) Легко и просто.
    б) Обстоятельно, но медленно.
    в) Всё схватывает на лету, но также быстро забывает.
    г) В зависимости от благоприятных / неблагоприятных обстоятельств.
    11. Как быстро ваш ребёнок запоминает сказку или стихотворение? Как долго их помнит? Улавливает целое или только детали?
    а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.
    б) Медленно, но схватывает целое, почти не забывает.
    в) Очень быстро схватывает детали, забывает через короткий срок.
    г) По – разному, вникает во все мелочи.
    12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка?
    а) Средняя (устаёт соответственно деятельности).
    б) Низкая (практически не устаёт).
    в) Средняя, иногда высокая ( устаёт в зависимости от выплеска эмоций).
    г) Высокая ( устаёт от малейшей деятельности).
    13. Легко ли ваш ребёнок усваивает возрастные навыки?
    а) Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.
    б) С трудом ( возрастные навыки формируются очень медленно, но надолго).
    в) Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно).
    г) Быстро, но неустойчиво.
    14. Какие движения преобладают у вашего ребёнка?
    а) Движения уверенные, точные ритмичные.
    б) Движения неторопливые, « солидные», например, на стул садиться основательно.
    в) Движения прерывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним ( не может усидеть на месте).
    г) Движения неуверенные, неточные, суетливые, например, садится на стул только на краешек.
    15. Какая речь у вашего ребёнка?
    а) Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.
    б) Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы; предложения чаще всего нейтральны.
    в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова .
    г) Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: « так себе», « по-разному».
    16. Как спит и засыпает ваш ребёнок?
    а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.
    б) Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал .
    в) Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением: от самого хорошего до самого плохого, в зависимости какие ждут его дела.
    г) Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.
    17. Как ваш ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?
    а) Адоптировался легко и быстро.
    б) Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.
    в) Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.
    г) Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.
    Итоги анкетирования :
    Если большинство ответов:
    а) Ваш ребёнок – сангвиник,
    б) Ваш ребёнок – флегматик,
    в) Ваш ребёнок – холерик,
    г) Ваш ребёнок – меланхолик.

    Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:
    САНГВИНИК:
    -стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;
    – учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
    – как можно больше поощряйте за нравственные поступки;
    – искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;
    – учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.
    ФЛЕГМАТИК:
    – попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;
    – учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;
    – не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;
    – учите полнее выражать эмоции и чувства;
    – постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;
    – пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;
    – следите за тем что –бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его , иначе вялость может переродиться в леность.
    ХОЛЕРИК:
    – замедляйте темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;
    – направляйте энергию вашего ребёнка на какие – нибудь нужные дела;
    – учите ребёнка обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
    – воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;
    – гасите любую агрессивность;
    – подберите своему ребёнку( с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;
    – учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.
    МЕЛАНХОЛИК:
    – не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;
    – старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;
    – нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;
    – учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;
    – воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;
    – помогите избавить от постоянного чувства страха;
    – старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.

    Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

    Позитивный, активный, легкий в общении . Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

    Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

    Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

    Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами . Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

    Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным , но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

    Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

    Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

    Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур» . Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

    Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

    Такие дети на редкость чувствительны и ранимы , хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

    Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

    Воспитываем ребенка по типу темперамента

    Как воспитывать Сангвиника:

    • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
    • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
    • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
    • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

    Как воспитывать Флегматика:

    • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
    • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
    • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
    • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

    Как воспитывать Холерика:

    • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
    • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
    • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
    • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
    • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
    • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

    Как воспитывать Меланхолика:

    • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
    • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
    • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
    • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
    • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

    Общие правила воспитания

    Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

    • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
    • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
    • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
    • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

    Темперамент ребенка: типы и особенности, как определить

    Особенности темперамента детей: холерик, сангвиник, меланхолик

    Ниже представлена подробная характеристика темпераментов детей. Ознакомившись с ней, родителям станет яснее, что из себя представляет их ребенок, как правильно с ним себя вести и воспитывать, на что обратить особое внимание.

    Возбудимый ребенок (холерик)

    Характеристика темперамента ребенка холерика:

    • Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Если ему плохо — плачет до посинения; если радостно — хохочет до истерики; если дерется и ссорится с детьми — доходит до ярости.
    • Легко переходит от состояния веселья к грусти.
    • Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается.
    • Вспыльчив, шумлив, говорит громко.
    • Подвижен.
    • Активен.
    • Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликта.

    Для этого хороши:

    • игры с внезапной остановкой «Стоп»;
    • занятия с конструктором (крупный и мелкий строительный материал). Когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все-таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
    • занятия с картинками, лото;
    • рисование, лепка, аппликация.

    Все это упражняет детей, способствует выработке умения сдерживать, тормозить себя, проявлять терпение, то есть укрепляет процессы торможения. На легко возбудимого ребенка ни в коем случае нельзя воздействовать окриком, тем более шлепком (это еще больше возбуждает его). Так же вредно в виде наказания сажать на стул или укладывать в кровать.

    Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно. Тон взрослого при этом должен быть требовательный, без лишних уговоров. Частое хождение в кино, цирк, злоупотребление телевизором возбуждает и без того слабую нервную систему. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности легко возбудимого ребенка: «Как хорошо ты сегодня играл — тихо, спокойно. Вот видишь, какой хороший дом получился». Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д.

    Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком». Это в большой степени зависит от вас, от состояния вашей нервной системы в первые месяцы ожидания ребенка, от того, как устроен быт вашей семьи. Поэтому помогите своему ребенку! Пробелы в формировании его характера будут свидетельствовать о ваших ошибках в воспитании родного вам человека.

    Как воспитывать ребенка холерика

    Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)

    Особенности темперамента ребенка меланхолика:

    • О нем обычно говорят — впечатлителен. В отличие от легко возбудимых у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает.
    • Такой ребенок тих, редко смеется громко, шумные дети его утомляют.
    • Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности и привычки.
    • Долго помнит обиды, чувствителен к ним и глубоко их переживает.
    • Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток, деликатен.
    • Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

    В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре, особенно в начале ее. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредоточивался бы на своих переживаниях.

    Важно приобщить его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получается. Во всем подходе к нему должно быть спокойствие, постепенность в требованиях, спокойная обстановка. Говорить с нервным ребенком нужно мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

    Медлительный ребенок (флегматик)

    Свойства темперамента ребенка флегматика:

    • Нервная система сильная, уравновешенная.
    • Преобладает процесс торможения, поэтому такой ребенок медлителен, он спокойно, быстро засыпает и, проснувшись, лежит спокойно. Из-за заторможенности недостаточно активен, вял.
    • Говорит неторопливо.
    • Мало инициативен, усидчив, делает все тщательно, аккуратно.
    • Его трудно вывести из себя.
    • Все, что им усвоено,— прочно и надолго, но приучить к чему-то новому его довольно трудно.
    • Ест он медленно.
    • Темп всех действий у него замедлен.

    Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одеваешься», «копуша» и т. д. От этого он только еще больше затормаживается, так как не может напрягаться, чтобы сделать все в быстром темпе. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, ходьба на лыжах, катание на коньках.

    Очень важно сделать все необходимое, чтобы не развилась лень. Ребенок всегда должен быть чем-нибудь занят, не слоняться без дела. Постарайтесь сдружить его с активным общительным товарищем и понаблюдать при этом, чтобы не подавляли его инициативу (предложить роли, требующие активности, и исполнять их по очереди). Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это.

    Ребенка надо заинтересовывать ускорить темпы привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься — не опоздаем в цирк» и т. д. Полезно для развития подвижности в деятельность ребенка вносить элемент соревнования: «Кто скорее?» — и этим побуждать к активности.

    Спокойный ребенок (сангвиник)

    Темперамент ребенка сангвиника:

    • С таким ребенком родителям легко.
    • Быстро засыпает и легко просыпается.
    • Легко приспосабливается к любым условиям.
    • Умеет в играх и подчиняться и руководить.
    • Дружелюбен, любознателен, задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки.
    • Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково легко переходит от игр подвижных к спокойным, но так же быстро меняет игрушки и своих друзей — подружится и расходится.

    Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например сложить одежду, игрушки, повесить пальто. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать, напоминая, что он умеет делать хорошо. К друзьям, которые приходят к нему, воспитывать устойчивое, дружелюбное отношение.

    Надо тщательно продумывать, какие общие правила воспитания применять, какие воздействия наиболее эффективны для разностороннего развития вашего ребенка. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования — строгие и постоянные.

    Теперь вы ознакомлены с разными типами темперамента у детей. Изучите их внимательно и выберите, к какому именно относится ваш ребенок. Благодаря этим знаниям, вы сможете с легкостью найти подход к своему чаду.

    Знание типов темпераментов у детей я и того факта, что каждый ребенок обладает своей неповторимой индивидуальностью,— эти знания, ваша любовь к ребенку и терпеливость помогут вам воспитать любящего вас, благодарного, всесторонне развитого человека и гражданина.

    Тест на темперамент для детей

    Особенности воспитания по типу темперамента ребенка

    Как определить темперамент ребенка?

    Наверняка вы обращали внимание, что каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности в поведении, общении, способах реакций на внешние раздражители. Если один малыш “тянет всё одеяло на себя”, а второй скрупулёзно занят своим делом, не отвлекаясь ни на что, то третий мечтательно наблюдает за происходящим… Сколько людей — столько и характеров, а можно ли найти что-то общее и выделить однотипных детей?

    Оказывается, да. Среди многообразия индивидуальностей определяются похожие качества, по которым всех людей можно разделить на четыре группы по типу темперамента: холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

    Что такое темперамент, какой он бывает, как определить тип темперамента у ребёнка и как использовать эти знания взрослым при общении с малышами — об этом мы поговорим в нашей статье.

    Что такое темперамент? В чём разница между темпераментом и характером?

    Темперамент — врождённое сочетание свойств человека, которое проявляется в особенностях поведения, реакций и способах взаимодействия с окружающим миром.

    В зависимости от темперамента жизнь человека может быть окрашена различными эмоциями. Считается, что темперамент, в отличие от характера, является именно врождённой особенностью. Однако с течением жизни многие факторы влияют на образ мыслей и поведение, люди обрастают бронёй жизненного опыта, именно поэтому определить и оценить темперамент у ребёнка бывает проще, чем у взрослого. Родителю и педагогу можно и нужно научиться определять тип темперамента и использовать полученные знания для выстраивании верной стратегии общения с детьми и их качественного обучения.

    Проявление темперамента можно наблюдать во всех сферах жизни: стиль контактов с другими людьми, реакции и отношения к различным событиям, скорость обработки информации, темпы и типы мышления и многое другое. Так как темперамент — это сочетание психических и физиологических особенностей, то воспитать его невозможно, в отличие от характера.

    Считается, что темперамент — это одно из многих проявлений характера. В то время как темперамент определяется врождённым типом нервной организации, характер формируется под воздействием следующих окружающих факторов:

    норма и образ жизни семьи,

    социальное положение и др.

    Процесс становления характера продолжается всю жизнь, и особую роль в этом играет опыт взаимодействия человека с социумом. Поэтому в результате мы можем говорить, что тип темперамента закладывает основу характера, а полученный жизненный опыт придаёт ему больше уникальности и индивидуальности.

    Для чего определяют тип темперамента ребёнка?

    Основной вопрос, на который можно ответить, выяснив тип детского темперамента, — как лучше всего выстраивать образовательный, воспитательный и коммуникационный маршруты с конкретным ребёнком

    Определяя типа темперамента, мы закладываем основу индивидуального подхода, потому что это позволит отслеживать степень увлечения процессом, скорость обработки информации, выполнения заданий, качество использования знаний и общей реакции на обучение. Также немаловажно отметить отличия в стилях общения разных типов темперамента как со взрослыми, так и внутри детских коллективов.

    Безусловно, знание и понимание типа темперамента ребёнка поможет родителям и педагогам лучше понимать, а значит, и принимать малыша со всеми его особенностями. Взрослые смогут осознанно подойти к организации и контролю как образовательного, так и бытового процесса взаимодействия с ребёнком для создания лучших условий развития малыша.

    Типы темперамента

    В древние времена известный учёный Гиппократ сделал предположение, что на виды и течения болезней, а также на характер человека влияет соотношение основных жидкостей (“соков”) в организме. Древнеримские врачи назвали это соотношение “темпераментум”. В зависимости от того, какой “жизненный сок” преобладает, человеку передаются определённые отличительные черты. Учёные развивали эту теорию, и количество типов темперамента доходило до 13. В настоящее время принято выделять четыре основные типа темперамента, схематично их можно изобразить так:

    Отличительные особенности каждого типа темперамента:

    Холерики. Те, у кого преобладает жёлтая жёлчь — она делает человека “горячим”, импульсивным. Это особенно заметно на тех детях, которые вечно куда-то бегут, что-то доказывают, не готовы проигрывать, а также любят командовать и раздавать указания. Они порывисты и вспыльчивы, кажется, что эмоции им неподвластны.

    Сангвиники. Те, у кого преобладает кровь — она делает человека подвижным и жизнерадостным. Дети такого типа предпочитают активные игры, частую смену деятельности, сидеть на месте желания у них нет, а вот пообщаться на любую тему они будут всегда рады. В отличие от холериков им присуща лёгкость и позитивный настрой, а также умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

    Меланхолики. Те, у кого преобладает чёрная жёлчь — она делает человека печальным и боязливым. Нерешительный меланхолический ребёнок часто стоит в сторонке, долгое время привыкает к изменениям, особенно к изменениям в коллективе. Это застенчивый, ранимый, остро реагирующий, чуткий и часто грустный малыш.

    Флегматики. Те, у кого преобладает лимфа — она делает человека спокойным и медлительным. Ребёнок-флегматик уравновешен и спокоен, может долгое время концентрироваться на одном деле. Порученное задание будет стараться выполнить с усердием и некоторой дотошностью, медленно, но верно. Как и меланхолик, на принятие изменений ему требуется больше времени, чем сангвинику или холерику, но процесс этот происходит без тревожности.

    Важно отметить, что представители какого-либо чистого типа темперамента встречаются редко. Чаще всего мы говорим о смешанном типе темперамента с возможным преобладанием черт одного или двух типов.

    Ребёнок-холерик

    Энергичные, неусидчивые дети-холерики ярко заявляют о своей позиции, не хотят идти на компромисс. Их основной девиз: “Всегда готов!” Активный новатор, ищущий приключения, может организовать других детей на свершение подвигов. Ребёнок-холерик выбирает подвижные игры, избегая дел, в которых требуется концентрация внимания и усидчивость. Готов устанавливать свою диктатуру, но не соблюдать навязанную другими дисциплину. Все эти процессы сопровождаются вспышками эмоций, которые проявляются резко и сразу в максимальной форме. Плавного и медленного перехода из одного состояния в другое нет. У ребёнка-холерика вечно бушует буря, он должен “бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать”, как в известной песенке. Если надо прерваться на обед, то лучше быстро перекусить в пути, ведь в мире так много всего интересного, и не смейте стоять у меня на пути :) Но если малышу вдруг захотелось есть, то взрослый обязан организовать решение вопроса здесь и сейчас. Быстрее расстилайте скатерть-самобранку!

    Можно сказать, что основной отличительной особенность детей-холериков является гипертрофированная реакция на обычные, даже повседневные ситуации, которые резонируют с его настроением, мнением, желанием. Яркое проявление всего спектра эмоций может приводить к конфликтным ситуациям с другими детьми. Малыши с темпераментом холерика остро нуждаются в общении, но не всегда способны выстраивать отношения.

    Ребёнок-сангвиник

    Это тоже активные и при этом жизнерадостные и весёлые дети. Как и холерики, любят подвижные игры, живо интересуются происходящим, предпочитают быструю смену видов деятельности. Это касается как перехода от сна к бодрствованию и наоборот, так и переключения между разными занятиями. Отличие сангвиников от холериков — в наличии дружелюбия к миру и более лёгком характере. Если мы говорим “душа компании”, то это именно про них. Такие детки легко идут на контакт, не любят играть в одиночестве, открыто проявляют свои эмоции, увлечённо берутся за разные дела. Можно сказать, что малыши усердны в своих делах, но только при наличии устойчивого интереса. В противном случае всё начинает валиться из рук или мы наблюдаем протест сразу после потери интереса к делу. Также к отличительным особенностям сангвиников отнесём возможность подчинения, соблюдения дисциплины и правил, наличие самоконтроля, отсутствие злопамятности.

    Недостатки характера — продолжение достоинств, поэтому при несомненных преимуществах такого темперамента возможны следующие проявления:

    частые эмоциональные качели: от смеха к слёзам и наоборот,

    ребёнок начинает новое дело и бросает,

    неразборчивость в социальных связях.

    Ребёнок-флегматик

    Если холерик и сангвиник относятся к активным, направленным вовне типам, то флегматики и меланхолики — представители интровертов.

    Флегматика можно сразу заметить в группе детей. Чаще всего этот малыш серьёзен и занят своим делом. Его, конечно, увлекают подвижные игры и общение с другими ребятами, но из всех занятий он выберет что-то спокойное, без работы в коллективе: пазлы, конструкторы или игру с любимыми игрушками. Также флегматика отличает любовь к дисциплине, налаженному порядку дел и некоторая медлительность в действиях. Иногда кажется, что он безучастен к происходящему вокруг него. Действительно, к новым знакомствам малыш относится с долей подозрения, нужно немного больше времени на привыкание к смене обстановки или погружению в новое дело.

    Стремление к лидерству у флегматика отсутствует. Можно сказать, что этот человек, несмотря на свою юный возраст, крепко стоит на ногах и осознаёт свои интересы и потребности. Кропотливо и тщательно выполняя свои обязанности, имея высокую степень концентрации внимания, ребёнок-флегматик не будет отвлекаться на посторонние раздражители, он эмоционально стабилен, а свои переживания не транслирует на окружающих.

    Излишняя зацикленность на постоянстве может приводить к проблемам в переключении внимания, к сложностям в общении с другими детьми. Низкая двигательная активность чревата лишним весом, а медлительность в выполнении заданий — невозможностью подстроиться под общий быстрый ритм коллектива.

    Ребёнок-меланхолик

    А кто это сидит такой грустный? Кто чаще всех плачет и с трудом переключается на игры с детьми, продолжая ждать прихода мамы? Познакомьтесь, это ребёнок-меланхолик. Будьте предельно внимательны и аккуратны в выражениях, обидеть этого человечка проще всего. Так же, как и флегматику, меланхолику нужно некоторое время на раскачку. Он не готов утром вскакивать с постели и бежать покорять этот мир, как холерик или сангвиник, он предпочитает немного поваляться и понежиться в постели. Как и флегматик, меланхолик предпочтёт поиграть поодаль от основной группы детей, новые знакомства он заводит с трудом, нужно присутствие и поддержка взрослого. Меланхолик не против поиграть в одиночестве, а можно и с друзьями. Это один-два человека, с которыми у малыша устанавливаются прочные доверительные отношения и которыми он сильно дорожит. У такого ребёнка можно наблюдать усталость от длительного нахождения в коллективе, потому что ему требуется больше других времени на восстановление сил.

    Может показаться, что этот тип темперамента лишён положительных качеств, но это ошибочно. Именно меланхолики, обладая тонкой душевной организацией, могут стать преданными, понимающими друзьями. Среди меланхоликов много людей с острым чувством к прекрасному и развитым творческим потенциалом: музыканты, живописцы, писатели. Несомненно, такой тип с рождения обладает высокими нравственными понятиями. Имея способность к концентрации внимания, меланхолик может докопаться до сути изучаемого вопроса, тщательно разобравшись во всех нюансах. Часто такие дети любят смотреть и читать энциклопедии, например, про динозавров, транспорт, природу, географию и т.п.

    Как определить темперамент ребенка?

    Итак, мы поняли, что существуют врождённые типы темперамента. Чтобы взрослый мог организовать и корректировать воспитательный и учебный процесс, усиливая лучшие качества и нивелируя недостатки, а также для помощи и адаптации в различных жизненных ситуациях, надо уметь определять и понимать детский темперамент. Невозможно использовать универсальный подход: холерик громко воспротивится новому правилу, флегматик просто молча не сдвинется с места. Одно и то же задание сангвиник выполнит поспешно, с потерей качества и, возможно, сомнительным результатом, быстро переходя к следующему. А меланхолик долго, кропотливо и тщательно будет идти к одной цели в ущерб количеству выполненной работы.

    Поэтому определение детского темперамента — важный шаг к формированию прочных и качественных связей между ребёнком и взрослым.

    Темпераментный малыш: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик?

    Знать тип темперамента своего малыша — значит лучше его понять, подобрать подходящие ему методы воспитания, ну и самим научиться проще относиться к тем его чертам, которые могут вам не нравиться, но исправить их не получиться.

    Я не хочу давать мудреных понятий темперамента, оговорю лишь то, что он предопределен генетикой, является врождённым и связан с нервной системой. Это та часть характера, которую в любом случае стоит принять за константу и под нее подстраиваться.

    Итак, все мы знаем, что существую меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики. Давайте поговорим о них в отношении деток в возрасте 1-3 лет.

    Если ваш ребенок не сильно активен, его движения неторопливы, течь тихая, плавная, у вас нет проблем с излишней активностью и разрушительной силой ребенка, да и бесконечного шума в вашем доме нет — вы воспитываете меланхолика.

    С таким малышом вам не знакомы переживания, что на прогулке он, при секунде отсутствия пристального взгляда, уже убежит в дальние края, ребенок большей частью ориентируется на родителей, немного нерешителен. Внимателен, исполнителен, старателен.

    Если ваш ребенок меланхолик, учтите, что он очень впечатлителен, чувствителен к мелочам, может быть даже болезненно чувствителен. Малейший повод, на который родители и не заметят, может стать причиной для огорчения. К новому и неизвестному относится с опаской, излишнее внимание к себе не любит.

    Это те дети, на которых крайне не стоит повышать голос, а уж тем более шлепок по попе будет воспринят очень болезненно. Хотя и сильных проблем с непослушанием у вас не будет, не стоит требовать от ребенка того, что для него непосильно. Т.е. лучше обойтись без стихов стоя на табуретке в центре комнаты, полной родственников и знакомых. И к критике приучать ребенка надо плавно, аккуратно.

    Этого ребенка тоже шумным и хулиганистым не назовешь. Они не склонны к бурному выражению своих эмоций, настроение большей частью ровное, невозмутимое, но он равнодушен к многим событиям, происходящим вокруг, к людям. Фразой «улыбнись маме» улыбки вы вряд ли добъетесь. Хотите улыбки или даже смеха — придётся постараться и предоставить достойный повод для того.

    Как и меланхолик, флегматик послушен, легко принимает семейные правила.

    Родителям такого малыша следует учитывать, что ваш кроха вполне самодостаточен, если он играет один — не стоит навязывать ему общество. Флегматику не просты ситуации новые, не известные, требующие быстрого принятия решения. О всех сюрпризах лучше предупредить заранее. Ну и требовать скорости в действиях и решениях совсем не стоит. Кроха будет делать медленно, зато последовательно и достойно.

    А вот если ваш малыш не боится трудностей, преграды преодолевает с настойчивостью и упорством, с выбранного пути его не сбить даже увлекательным предложением посмотреть мультики, энергичен, не сидит на месте, изобретателен, тишина и спокойствие в доме вам только сниться — ваш ребенок холерик.

    У такого ребенка настроение большей частью жизнерадостное и веселое, он много, быстро, громко говорит (однако с речью как таковой могут быть проблемы ибо такому ребенку лень проговаривать слова и предложения правильно), обладает выразительной мимикой, однако вспыльчив, не сдержан. Соответствующую и бурную реакцию вы получите при первой же попытке свернуть его с поставленной цели. Хотя успокоиться он тоже быстро.

    За таким малышом глаз да глаз. Он склонен к быстрому принятию решений, не всегда их обдумывая, импульсивен, не сдержан, что может привести не только к недовольству тех же воспитателей и других родителей, но и к возникновению потенциально опасных ситуаций. Помимо бдительности, вам необходимо проявлять строгость и настойчивость, жестко устанавливать правила поведения (в разумных переделах), ну и искать способы выплескивания всей бурной энергии ребенка.

    Сангвиник, как и холерик, активен, энергичен, настойчив, общителен. Но настроение его более ровное, он может долго заниматься одним делом, не уставая и не отвлекаясь. Но. Сангвиник проявит упорство только в отношении того, что ему действительно интересно. Заставить его сделать то, что хотите вы, но не хочет он, будет не просто, но, в отличие от холерика, бурной агрессивно-плаксивой реакции в ответ вы не получите. Скорее он вас просто не услышит.

    Импульсивность и опрометчивость ему тоже не свойственна, в связи с чем и проблем с малышом будет меньше.

    Трудностей с воспитанием у вас практически не будет, сангвиник быстро осваивает установленные правила, следует им, не пугается новой обстановки и новых людей.

    Я воспитываю холерика. Кому-то может показаться, что это сложный тип темперамента. Но лично мне было бы сложнее с меланхоликом ибо я сама холерик и своего ребенка понимаю, так сказать, по себе. Костя активен, упорен, бесстрашен. И его не остановишь. Коли он задался целью залезть на книжный стеллаж — он залезет. А если я все-таки не дам этого сделать — будет много шума. Слова «нельзя» и «нет» понимаются, принимаются к сведению, но не к исполнению.

    А какого темперамента ваш малыш? Расскажите о проявлении вашего темперамента.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: