Альтернативные системы образования в России: плюсы и минусы

Дистанционное обучение или очное: что лучше?

Главная » Обучение » Дистанционное обучение или очное: что лучше?

В последнее время все больше желающих перейти на получение образования удаленно, поэтому остро встает вопрос: «Что лучше: очное или дистанционное обучение?» Каждая форма получения знаний имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Очевидно, что получать образование из дома удобней для большинства, но можно ли сравнивать качество получаемых знаний и как контролируется процесс обучения в таком случае.

Найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с обучением онлайн и дистанционно, сможете в статье.

1. Плюсы и минусы очного обучения

Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.

У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:

  1. Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.
  2. Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.
  3. Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.
  4. Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).
  5. Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.
  6. Отсрочка от армии для парней призывного возраста.
  7. Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
  8. Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.

К недостаткам традиционной формы обучения относятся:

  1. Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.
  2. Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.
  3. Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.
  4. Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.

Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.

2. Плюсы и минусы дистанционного обучения

Если раньше альтернативой стандартной системе образования была заочная или вечерняя форма, то сегодня все больше вузов предлагают освоить ту или иную профессию дистанционно, через интернет.

Преимущества такого формата учебы очевидны:

  1. Стоимость дистанционного обучения намного ниже, в интернете есть множество бесплатных курсов и видеоуроков.
  2. Получать новые знания можно из любой точки мира, где есть сеть, поэтому необязательно привязывать себя к одному месту.
  3. Возможность самостоятельно распоряжаться временем и выбирать график учебы, который впишется в привычный образ жизни.
  4. Не нужно ждать начала учебного года и прослушивать все лекции, достаточно выбрать те материалы, по которым есть пробелы в знаниях, а начать учиться можно в любое время.
  5. Онлайн-обучение обычно занимает немного времени, что позволит в быстрые сроки овладеть новыми знаниями, повысить квалификацию или получить образование в новой для себя сфере деятельности.

Вместе с тем, есть у дистанционного обучения и свои недостатки:

  1. Отсутствие контроля со стороны учителя ведет к тому, что лишь 15% успешно заканчивают курсы. Остальные плохо усваивают материал или бросают учебу.
  2. Нет личного контакта между учащимся и преподавателем, из-за чего многие вопросы слушателей остаются без ответа, ученикам приходится искать их самостоятельно.
  3. Процесс обучения индивидуальный, нет однокурсников, с кем бы можно было обсудить изучаемую тему, услышать разные мнения по исследуемой проблеме.
  4. При удаленном обучении вся ответственность за усвоение информации лежит на самом учащемся, что требует сильной мотивации и самодисциплины.

Дистанционное обучение – хороший вариант для совершенствования существующих знаний, повышения квалификации или углубленного изучения материала, но не для осваивания новой профессии с нуля.

3. Очно или дистанционно – выбираем лучший вариант

Сравнивая две формы получения образования, нельзя однозначно сказать, что лучше – дистанционное обучение или очное. Выбор зависит от многих факторов, в том числе от возраста и квалификации человека, начального уровня знаний и требуемого результата, самого предмета изучения.

Читайте также:
Если Вас постоянно вызывают в школу - как себя правильно вести, чего нельзя говорить учителю?

Не последнюю роль играют и личные качества – одним легче учиться в группе под контролем преподавателя, другим достаточно задать нужное направление, и они с легкостью усваивают новую информацию самостоятельно.

Несколько общих рекомендаций по выбору дистанционного или очного обучения:

  • если нужно комплексно изучить новое для себя направление, предпочтительней дневная форма;
  • чтобы подтянуть или освежить знания, более углубленно изучить какую-то тему, подойдет онлайн-учеба;
  • если нет денег на обучение и нужно совмещать учебу с работой, однозначно предпочтение удаленной форме;
  • при отсутствии времени на полноценное обучение также стоит выбрать дистанционное;
  • при желании получить знания в узкоспециализированной области больше шансов подобрать подходящий онлайн-курс, на дневной форме затрагиваются как профильные, так и общеобразовательные дисциплины;
  • выполнение практических заданий с проверкой возможно только при очном обучении;
  • большинство работодателей охотней доверяют традиционному способу получения образования, так как дистанционная форма у нас еще не сильно развита;
  • если сомневаетесь, что сможете контролировать себя и самостоятельно организовывать процесс обучения, лучше остановиться на очной форме или оплатить индивидуальный онлайн-курс.

Заключение

Выбрать дистанционное обучение или очное – во многом зависит от заинтересованности учащегося в получении знаний, его способности к самообучаемости и мотивации. Так как при онлайн-обучении сложно контролировать, как усваивается и закрепляется материал, успех такой учебы напрямую связан с ответственностью и организованностью обучаемого.

С другой стороны, очная форма обучения требует постоянной вовлеченности, присутствия на лекциях и проработки знаний на практике, поэтому не подойдет занятым людям с постоянной работой.

И у очного, и у дистанционного обучения есть преимущества и недостатки. Стоит оценить свои возможности и предпочтения, после чего делать выбор.

Стоит ли переводить ребёнка на домашнюю, семейную, дистанционную форму обучения. Плюсы и минусы альтернативного образования

В истории нашей страны есть прецеденты, когда дети обучались гувернерами, приглашенными учителями или родителями. Так было в царской России и тогда образование в нашей стране считалось одним из лучших. Детей не загоняли в строгие рамки образовательной программы, позволяя им развиваться с учетом их интересов и индивидуальных способностей. Многие открытия совершались именно потому, что существовало нестандартное мышление, люди умели посмотреть на проблему под неожиданным углом зрения.

Сравнительно недавно в исторических масштабах был принят Федеральный закон об образовании от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ, предоставляющий детям возможность обучаться по очной, очно-заочной, семейной и дистанционной формам. Некоторые учащиеся не в состоянии выдержать напряженный график традиционной школы с жестким расписанием и большой нагрузкой, многим неинтересна форма обучения и подача материала. Есть дети, предпочитающие индивидуальные занятия в тишине и комфорте, они сначала разбирают интересующие их вопросы, а потом осваивают необходимый объем по другим предметам, которые включены в общую образовательную программу.

Причины перевода ребенка на альтернативную форму обучения

Индивидуальный график занятий необходим во многих случаях. Например, когда слабое здоровье не позволяет регулярно посещать школу, наблюдается повышенная утомляемость, признаки рассеянного внимания, ребенок гиперактивен и нуждается в регулярной физической разрядке в виде упражнений или подвижных игр.

Принцип работы школы основан на ориентации на среднего ученика, преподаватель не сможет учитывать потребности каждого учащегося, его скорость выполнения заданий, свойства памяти, интерес и предпочтения. Поэтому задуматься об одной из форм альтернативного обучения родителям стоит, если ребенок:

  • инвалид и посещение занятий в школе доставляет ему трудности бытового плана;
  • не испытывает интереса к традиционным урокам, быстро схватывает новую информацию и стремится к углубленному изучению предметов;
  • добился значительных успехов в музыке, спорте, театральном искусстве и большая часть его времени посвящена этим видам деятельности;
  • вынужден постоянно менять место жительства из-за специфики работы родителей;
  • обладает особенностями развития, не позволяющими посещать традиционную школу.

Родители вправе выбрать дистанционную, семейную, домашнюю форму обучения.

Ребёнок инвалид на домашнем обучении

Виды альтернативного обучения: домашнее, семейное, дистанционное образование

Их несколько, у каждого есть преимущества и недостатки. Объединяет их то, что ребенок не посещает уроки в школе, а осваивает учебный материал в своем ритме и по индивидуальному графику.

  1. Домашнее обучение применяется, если учащийся имеет хронические заболевания, не позволяющие планомерно осваивать учебный материал в классе. Сюда же относятся часто болеющие дети, инвалиды, ребята с нарушениями психики. В этом случае к ним приходят учителя-предметники, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где учитываются все особенности учащегося, его способность к запоминанию и анализу информации, усидчивость, время активного восприятия учебного материала.
  2. Семейное заключается в том, что ребенок самостоятельно осваивает знания по всем предметам. Обязательными являются промежуточные аттестации, переводные и итоговые экзамены. Они проводятся в школе, к которой учащийся прикреплен. Для оформления документов нужно обратиться в ближайшее учебное заведение, написать заявление и обсудить сроки аттестаций. В этом случае школа помогает учебной и методической литературой, консультациями. Вся ответственность за качество знаний ребенка ложится на родителей. Перевести учащегося на семейное обучение можно с любого класса. Если он не справляется, то он имеет право вернуться в школу.
  3. Дистанционное обучение проводится с помощью интернета. Оно включает видеоуроки, тесты по пройденному материалу, онлайн – консультации с педагогами, прохождение ОГЭ и ЕГЭ.
Читайте также:
Выбираем письменный стол для школьника правильно. Рекомендации по выбору

В каждом случае, после успешной сдачи итоговых испытаний учащийся получает аттестат государственного образца и имеет право продолжить обучение в любом учебном заведении среднего и высшего уровня.

Образовательные программы альтернативного обучения

Поскольку ребенку обязательно придется сдавать экзамены, подтверждая степень усвоения знаний, то при любой форме образования опора ведется на образовательные программы по предметам. Допускается введение в учебный график дополнительных дисциплин, если они ребенку интересны. Но то, что указано в общеобразовательной программе, является обязательным.

В программе перечислены темы на год, приблизительное время на их освоение и закрепление, вид контроля знаний, рекомендованные материалы, критерии оценки. Знать больше обязательного минимума, указанного в программе, ребенок может, меньше – нет. Можно менять порядок прохождения тем, способы подачи материала, расширять наглядную часть, вводить нетрадиционные формы занятий, но освоить их учащемуся необходимо полностью и все.

Как проходит организация и способы проведения занятий на домашней, семейной и дистанционной форме обучения

Для успешной учебы необходимо удобное рабочее место и четкое планирование времени в течение дня. Замечено, что чем у человека плотнее график, тем более у него свободного времени. Этот парадокс объясняется просто, на все отводится строгое количество часов, учитывается чередование видов деятельности.

В результате человек устает меньше, а успевает больше. Значительное преимущество индивидуального обучения заключается в том, что на освоение необходимого минимума знаний уходит всего 2,5 – 3 часа день. При этом ребенок себя комфортно чувствует, работает в удобном для него темпе, может по желанию увеличить время для разбора интересующего его вопроса, углубиться в подробности или наоборот, посмотреть что-то в обзорном режиме, придерживаясь минимальных требований.

В планировании дня помощь родителей необходима. Нужно совместно определить самое удобное время для начала занятий. Некоторым детям удобнее заниматься во второй половине дня. Если качество не страдает, то это вполне допустимо. По правилам, сначала ставятся предметы, требующие наибольшей сосредоточенности, усидчивости и внимания: русский и иностранный язык, математика, физики, химия. Их нужно грамотно распределить на неделю. Но лучше отталкиваться от индивидуальных особенностей учащегося, особенно, если ему нужна своеобразная “интеллектуальная раскачка” перед штурмом новых высот.

Продолжительность занятий тоже колеблется от стандартных 40 минут до 20 у непосед или 1,5 часов у старшеклассников, которые более устойчивы к длительным умственным нагрузкам.

Для продуктивной работы понадобится специально оборудованное место, например, отдельная комната или ее часть. Там размещается удобный письменный стол, могут быть полочки для учебников, атласов, географических карт, словарей, канцелярских принадлежностей. На время занятий стоит приглушить или выключить телевизор, убрать из учебного сектора телефон и другие гаджеты, оставив ноутбук, если проводится видеоурок, консультация, запланирован просмотр обучающего или документального фильма. Организуется правильное освещение.

Виды проведения занятий разнообразны. Если ребенок находится на дистанционном обучении, то используются уроки – путешествия, лекции, виртуальные экскурсии, игры, практикумы, исследования, обсуждения. Формой контроля будут тесты, контрольные работы, рефераты, защита проектов, викторина, творческий отчет.

При семейной форме возможны варианты, исходя из интересов и увлечений их чада. Например, занятие по ботанике вполне можно провести в соседнем парке, за основами астрологии отправиться в планетарий, исторический период обсудить у коллекции предметов быта и документальных свидетельств в краеведческом музее.

Как проходит семейное обучение

Результаты и перспективы личностного роста даёт альтернативное образование

Альтернативное обучение – это личная свобода учащегося в выборе форм и способов постижения окружающего мира. Он активно и с интересом осваивает знания в различных областях. Воспитывается самостоятельность, ответственность за принятое решение и его последствия, формируются задатки лидера, исследователя. Ребенок не ограничен в своей любознательности и скорости усвоения информации, что поддерживает постоянный интерес к учебе. Постоянная поддержка родителей укрепляет семейные связи, появляется уверенность в себе, своих силах. Он учится ставить основную цель и намечать пути ее достижения. Формируется самостоятельная, гармонично развитая личность, умеющая предлагать нестандартные решения вопросов, что даст возможность стать экспертом в выбранной области, добиться уважения и признания коллег, найти свое место в жизни.

Читайте также:
Интервью врача-лора о лечении хронического тонзиллита

Плюсы и минусы альтернативного: домашнего, семейного, дистанционного образования

Поклонников и противников альтернативных форм образования много. Мнения разделились и каждый приводит довольно весомые аргументы в пользу своей точки зрения.

К плюсам относят:

  • свободный график занятий;
  • индивидуальную интенсивность освоения учебного материала;
  • возможность введения дополнительных дисциплин, участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, семинарах, творческих встречах;
  • отсутствие морального давления со стороны преподавателя и одноклассников;
  • подготовку к будущему, освоение знаний, практически востребованных в современном обществе;
  • свободное развитие интеллекта в комфортном ритме и условиях;
  • большое количество свободного времени для общения и творческого развития.

Противники новых форм тоже называют серьезные причины в пользу академического образования и регулярного посещения уроков в стенах школы.

Минусы альтернативного образования

  • у ребенка отсутствует соревновательное начало;
  • он утрачивает навыки коллективной работы и общения со сверстниками;
  • в будущем ему трудно подчиняться условиям работы в коллективе;
  • нет возможности адекватно оценить достигнутые результаты;
  • стрессоустойчивость находится на низком уровне;
  • возможны пробелы в изучении материала.

К этому стоит прибавить, что у родителей существенно прибавляется забот, поскольку необходимо большое количество свободного времени для помощи в обучении и контроля результатов.

Тем не менее усилия оправдаются, постепенно у ребенка сформируются навыки самоконтроля, повысится ответственность за свои действия, появится четкая организация рабочего времени и периода отдыха. Талантливых детей не нужно загонять в жесткие рамки всеобщего уравнивания. Свобода познания и творчества принесет результаты в виде смелого, творческого, волевого и уверенного в себе человека, уважающего семейные ценности и нацеленного на постоянное духовное совершенствование.

Куда идти, если не хочется в госшколу: семейное обучение, платные школы и альтернативное образование

Ещё лет 20 назад вопроса о том, куда ребёнок пойдёт учиться, не стояло: дети шли в ближайшую к дому школу. Сейчас же у родителей будущих первоклассников выбор огромный: можно пойти в школу «по прописке», можно в лучшую школу в районе или городе, можно в платную, можно в школу с альтернативной программой, а можно вообще остаться на семейном обучении. О плюсах и недостатках всех вариантов рассказала наш блогер Алеся Короткова.

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом, где и как обучать ребенка. В какой школе? По какой методике? Кому доверить образование своего ребенка? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Когда я задалась аналогичными вопросами, мне пришлось довольно долго искать, читать и изучать огромный объем различной информации, чтобы понять, какие конкретно есть варианты и возможности у родителей. Итак, что мы имеем.

Сразу хочу отметить, что законно государство дает родителям только два пути: мы можем отдать ребенка в аккредитованную государством школу, либо выбрать семейное образование под ответственность родителей. Оба варианта абсолютно законны.

Аккредитованная школа

Что это такое? Это те самые государственные школы в том классическом понимании, к которому мы привыкли с детства. Образование, которое государство предоставляет детям бесплатно. Также в эту категорию попадают школы коммерческие (с платным образованием), получившие лицензию и работающие по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Тут сразу нужно пояснить, что сама программа, учебники, система оценивания и контроля результатов учеников будут такими же, как в бесплатной государственной школе. Это тот образовательный стандарт, который школа обязана соблюдать, иначе лишится лицензии. Соответственно любое дополнение к этой программе будет факультативным, и будет увеличивать нагрузку ребенка, которая и без того очень велика. Многие рассчитывают на лучший преподавательский состав в таких школах, но это вопрос спорный. Учителям, как правило, в коммерческих школах платят не намного больше, чем в государственных, и чаще всего не могут обеспечить достаточную нагрузку, так как классов мало. Особенно остро вопрос стоит в средней школе, где нужны учителя-предметники.

Главное достоинство платных школ — в классе мало учеников (обычно не более 8-15 человек). У учителя есть возможность уделить больше внимания каждому ребенку. Атмосфера в классе, скорее всего, будет дружелюбная и более уютная. Также оснащение классов от проекторов до занавесок будет более эстетичным и качественным по сравнению с бесплатной школой. Питание в школе, скорее всего, будет достойным.

Читайте также:
Ребенок получил первую двойку - правильная реакция родителей должна быть такой

Главный недостаток — это дорого. Вы платите за обучение, продлёнку (больше, чем в госшколе). Кружков и секций будет не так много (детей-то мало), любая дополнительная информация вне ФГОС — это внеурочная нагрузка.

Семейное образование

Здесь тоже есть несколько вариантов. На законодательном уровне к родителям, выбравшим семейное образование, есть только одно требование — ребенок должен быть прикреплен к аккредитованной организации, имеющей право проводить аттестацию обучающихся (как правило, это школы), и сдавать итоговые аттестации по предметам. Методики обучения, форма подачи материала, учебники, время выделенное на учебу, — все это остается на усмотрение родителей. И тут мы имеем три варианта организации обучения семейного типа.

1. Обучение дома своими силами

Можно использовать всё: любые учебные пособия, доступные к продаже или скачиванию, различные базы данных и электронные библиотеки (как платные, так и бесплатные), платформы электронного обучения, предоставляющие базу видеоуроков, возможность присутствия на онлайн- уроках, набор заданий для усвоения материала в виде электронных заданий, компьютерных игр по пройденному материалу, электронных тестов и т. д.

«Ты тупая, потому что в школу не ходишь»: как пугают тех, кто выбирает образование вне школы

Прикрепление к аттестующей организации и подготовка к аттестации организовывается силами родителей. Аттестации сейчас можно проходить как очно, так и онлайн, всё зависит от организации. Родители вправе самостоятельно выбрать организацию, к которой будут прикреплять своего ребенка.

Достоинства: индивидуальный подход к ребенку. Как в подборе материала, методик обучения, скорости обучения, углубления в отдельный предмет, так и в организационных и режимных моментах.

Недостатки: отработать коммуникационные навыки ребенку будет непросто (ни совместных игр, ни сравнения себя и своих результатов со сверстниками, ни командных проектов и др.), необходима высокая степень вовлеченности родителя в процесс обучения (не все родители могут уделять много времени обучению ребенка).

2. Обучение с привлечением нанятых педагогов

Как правило, «семейники» объединяются и нанимают педагогов для 3-4 детей сверстников. Проводят совместные занятия 2-3 раза в неделю в арендованных помещениях с преподавателем, остальное время дети занимаются дома самостоятельно или с родителями. В этом случае аттестация тоже организовывается родителями самостоятельно.

Достоинства: стоимость совместных занятий с педагогом будет ниже, чем индивидуальные занятия, некоторые темы педагог объяснит лучше родителя или видеоурока.

Недостатки: поиск сверстников для общих занятий (тематические форумы и социальные сети облегчают эту задачу, но процесс все равно остается непростым), организационные проблемы (все участники должны состыковаться по времени, кому-то нужно организовать аренду помещения и найти преподавателя, который всех устроит, и т. д.).

3. Альтернативные школы

Это такие организации, которые реализуют нестандартные учебные программы, нацеленные на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его таланов, развитие способностей анализировать, проверять, систематизировать информацию, делать выводы и уметь аргументированно представить окружающим свою точку зрения. Здесь формируют навыки командной работы, самодисциплины, креативного мышления и др.

Подходы и методики могут быть разные. Могут использовать методики известных во всем мире школ: вальдорфская, Монтессори, школа-парк Балабанова и т. д. Могут использовать свою авторскую программу. Все эти организации, называющие себя «нешколами», не могут быть аккредитованы, так как используемые ими программы не соответствуют ФГОС для массового обучения. Тем не менее, повторюсь, некоторые из этих методик зарекомендовали себя и используются во многих других странах на протяжении десятков лет.

Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Юридически ребенок, который в этих школах учится, будет числиться на семейном образовании, а значит, и аттестацию ему тоже придётся проходить. Как правило, «нешкола» сама прикрепляет своих учеников и организовывает подготовку и прохождение аттестаций. Родителям требуется только подписать необходимые документы.

Достоинства: прежде всего они максимально актуальны, идут в ногу со временем. Акцент в обучении строится не на зазубривании материала, а на отработке навыков, позволяющих работать впоследствии с любой информацией. Используются различные инструменты для обучения (дебаты и споры, коллективные проекты, фильмы, игры, выезды на природу, в музеи и т. д.), что делает обучение интересным, максимально вовлеченным для ребенка. Атмосфера в таких школах дружелюбная и уютная. Количество учеников небольшое и внимание учителя достается каждому. Оснащение школ материалами хорошее.

Читайте также:
Рюкзак, портфель или ранец – что выбрать для первоклассника?

Недостатки: конечно, цена: стоимость будет меньше коммерческих лицензированных школ, но всё-таки и этот вариант не всем по карману. В силу того, что государство за эти «нешколы» ответственности не несет, никто не проверяет их на предмет соблюдения заявленных методик. Результативность обучения можно проверить только опытным путем. Также нужно отметить, что все альтернативные школы в России достаточно молодые, так как формирование альтернативного образования не в интересах нашего государства. Не буду останавливаться на различиях в методиках альтернативных школ, расскажу вам об этом в следующей статье.

Дорогие читатели, оставляйте свои комментарии, мне очень интересно ваше мнение.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shurtterstock / Svetlana Vinokurova

Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России

Современное образование должно быть разным. И если раньше альтернативы искали педагоги, то теперь к поиску подключились родители.

30 и 31 января в Москве состоится конференция «Альтернативное образование в России. 2016». Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.

Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев — консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.

Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным — каким угодно.

Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили — это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования — одна из самых консервативных.

В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно.

Когда взрослому человеку не нравится работа — он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.

Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.

Пять мифов об альтернативном образовании

Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.

Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми — отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.

Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода — занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.

Читайте также:
Список книг на лето для ребенка 7 лет - обязательная программа и внеклассное чтение для ученика 1 класса

Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.

Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.

Альтернативное образование — это всегда традиционная школа «наизнанку».

Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное — отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок — и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования — найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.

И занятия по 40 минут, и предметное расписание — это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками — всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.

Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.

Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача — организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.

Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.

Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу — как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.

Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.

Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.

Школы с альтернативной методикой преподавания

В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов — междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка — свободное распоряжение своим временем.

Читайте также:
Детские ролики: обзор лучших моделей для детей 3-12 лет, правила выбора.

Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам — практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.

Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.

Рыцарский турнир в одной из вальдорфских школ

С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.

Заочное обучение по индивидуальному учебному плану

Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).

Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения — обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить — с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику — решают родители.

Семейное образование

Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.

В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне.

«О, нет! Я забыла социализировать детей!» Сторонники образования вне школы с юмором относятся к реакции окружающих.

Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов — учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.

В оформлении материала использованы кадры из к/ф Клуб «Завтрак», 1985 г., США.

Как реагировать на двойки ребенка (особенно в конце года)? Отвечает психолог

© Коллаж Дарья Каракулова

Сохраняем спокойствие в сезон контрольных

Любому родителю бывает неприятно, когда ребенок приходит домой с двойкой из школы. Это стресс, иногда даже посильнее рабочего. Родитель может чувствовать стыд, вину, разочарование и даже страх, что ребенка оставят на второй год и он станет дворником.

Это нормально, но часто это не имеет под собой реальной основы. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», психологом Сергеем Галиуллиным, как родителю реаировать на плохие оценки, чтобы не испортить отношения с ребенком и не испортить отношение ребенка к учебе.

Во-первых, двойка в школе — это нормально.

Правда в том, что от плохой оценки в школе не застрахован никто и не всегда дело в уме ребенка. Причины, по которым ребенок получил двойку, могут быть самыми разными: от фактического незнания материала до плохого настроения учителя. Это во-первых.

Читайте также:
Новые возможности Hidden Side от Lego

А во-вторых, было бы странно что-то начать делать идеально с первого раза. Разве мы можем сразу научиться плавать или встать на лыжи? Так почему дети должны с первого раза понимать крепостное право или логарифмы?

Другое дело, как мы на это реагируем и что для нас самих оценка ребенка.

Результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, неутешительны: 79 процентов школьников в России переживают сильный стресс из-за неуспеваемости.

Думается мне, что такие высокие цифры вызваны самой школьной системой, в которой перепутаны причина и следствие: оценка становится не отражением знаний, а способом измерить успех. Учителя хвалят отличников, приводят их в пример, а двоечников высмеивают. Вот это ненормально.

Во-вторых, нельзя кричать и тем более игнорировать.

Это не значит, что надо не обращать внимание на двойки ребенка. Надо, иначе это будет безразличием, которое даже хуже негативной реакции.

Ругая ребенка за двойки, вы растите в нем страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам.

Не обращая внимания на двойки, вы показываете ребенку, что он тоже может относиться к своей учебе безразлично.

Как же тогда реагировать? Спокойно разобраться в ситуации и наметить план действий, как ситуацию можно исправить.

Например, если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание или ответ у доски, можно обсудить, что помешало ребенку подготовиться лучше. Может ему неудобно, он не успевает по времени, может ему мешает шум телевизора? Может он слишком волнуется и это ему мешает? Спросите ребенка, как это можно изменить? Предложите помощь, но не делайте за ребенка.

Бывает, что двойка получена за поведение и тогда важно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребенку, как вести себя, чтобы это не повторилось.

Помните, прямо сейчас вы закладываете в ребенка алгоритм действия в трудных ситуациях. Как ваш ребенок сам будет относиться к неприятностям в будущем? Впадать в крик, сжиматься, замирать, истерить или спокойно решать проблемы? Покажите ему пример, чтобы дальше ребенок не боялся трудных ситуаций, потому что даже если он прямо сейчас с ними не справится — это не станет ни для кого концом света.

Могут ли из-за двойки оставить на второй год?

Из-за одной точно нет.

По закону ребенка могут оставить на второй год только в двух случаях:

— Он был переведен в следующий класс условно, но не успел за установленный срок пересдать академические задолженности (двойки по итоговым контрольным). Как правило, это происходит, если задолженности были почти по всем дисциплинам. Тогда родителям предлагают сделать выбор: пойти на повторное обучение, пройти ПМПК и по ее рекомендациям перейти на обучение по адаптированным образовательным программам или учиться по индивидуальному учебному плану.

— Если ребенок не сдал промежуточную аттестацию в конце четвертого или девятого классов, он не будет переведен на следующую ступень обучения. Либо нужно успевать пересдавать за лето, либо оставаться на повторное обучение.

Первая двойка в школе: поругать или простить? Советы молодым родителям

Содержание статьи:

Когда дети начинают посещать школу, плохих оценок избежать просто невозможно. Рано или поздно в школьном дневнике появляется первая двойка. Главная задача родителей – разобраться в причине неуспеваемости, помочь ребенку справиться с проблемами в школе и не допускать их в дальнейшем.

Что значит первая двойка для ребенка и родителей: взгляд изнутри

Приходя в школу из детского сада, ребенок попадает из среды, где его поведение никто никак не характеризовал кроме слов «хорошо» и «плохо», в новый мир, в котором его знания и способности оцениваются учителями.

Двойка глазами ребенка

Первоклашки, получившие двойку, скорее всего, никак не отреагируют на это событие. Для них это новая ситуация и система оценок еще непонятна. Тем более они не догадываются, какова будет реакция родителей. Все, что некоторые дети знают об оценках, – это «двойка-плохо, пятерка-хорошо». Но для маленьких детей ни двойка, ни пятерка в дневнике не несет никакой информации до тех пор, пока эту разницу не объяснят родители или учителя.

У более взрослых детей, которые уже поняли значение оценок на примере других детей или рассказов родителей, первая двойка почти наверняка вызовет испуг от того, что им грозит наказание. Естественная реакция ребенка в таком случае – скрыть оценку в надежде, что родители об этом не узнают.

Читайте также:
Энурез у детей в 7-10 лет. Что делать, если ребенок писается ночью?

Двойка глазами родителей

Для большинства родителей первая плохая оценка – это точно такой же испуг, как и для ребенка. Взрослые чувствуют себя некомфортно, когда получают выговор на работе или штраф за вождение. Ситуация с первой двойкой аналогична: подсознательно родитель получает сигнал, что в воспитании ребенка есть существенный пробел, и виноваты в этом родители.

Почему же ребенок получил двойку?

  1. Адаптация . Одна из главных причин плохих оценок – адаптация к новой среде.Ребенок в прямом смысле слова не успевает усваивать материал. Школьная программа рассчитана на определенный объем знаний без учета индивидуальных особенностей развития детей. Попав из тепличных условий детского сада в более жесткую школьную атмосферу, ребенок может не успеть перестроиться на новый режим и образ жизни. До тех пор, пока не пройдет адаптация, рассеянность ученика может приводить к плохим оценкам.
  2. Темперамент . Каждому типу детского темперамента присуще то или иное поведение. К примеру, сангвиник может схватывать материал на лету и быстро реагировать на требования учителей, а флегматик может с таким же успехом усваивать материал, но не так быстро собираться с мыслями для ответа у доски. Зная характер ребенка, родителям необходимо предупредить учителя о том, что ученику в некоторых ситуациях нужно чуть больше времени для ответа или выполнения задания, чем остальным в классе.
  3. Подача школьного материала . Объясняя новый материал классу, у учителя не всегда имеется возможность донести его в доступной форме каждому из порядка 25 учеников за один урок. Одни дети успевают усвоить новую тему, а другим нужно повторное объяснение. Результатом непонимания предмета становятся плохие отметки. В этой ситуации родителям очень важно вовремя подключиться к учебному процессу, помочь своему ребенку разобраться в сложныхдля него моментах и догнать одноклассников.
  4. Усталость . Любящие родители стараются дать ребенку все для разностороннего развития. Секции, кружки и дополнительные занятия помимо школы и выполнения уроков отнимают у ребенка много времени и сил, не оставляя возможности для полноценного отдыха.Переутомленный мозг включает защитную реакцию и перестает воспринимать часть информации. В результате ребенок может стать рассеянным, пропускать часть учебного материала и даже не слышать, какое домашнее заданиедают, получив однажды за это плохую оценку. Если ребенок жалуется на усталость и стал сонливым, необходимо пересмотреть график дополнительных занятий и, возможно, временноисключить часть факультативов.
  5. Конфликт с учителем . Ученик может не поладить с учителем, который будет придираться к малейшему промаху. Не исключена ситуация, когда у учителя плохое настроение и ребенок попадает под горячую руку. Обычно это легко выясняется и решается родителями разговором с педагогом.
  6. Отсутствие мотивации . Дети очень часто недооценивают необходимость учебы. Им сложно работать на результат, который будет виден лишь через много лет. Именно поэтому им становится лень изучать некоторые предметы, что неизбежно приводит к плохим оценкам.
  7. Семейные проблемы . Если некогда прилежный ребенок приносит домой двойку и начинает придумывать совершенно нелепые причины плохой успеваемости, это повод обратить внимание на отношения внутри семьи. При конфликте между родителями ребенок, желая обратить внимание на себя, может намеренно получать плохие оценки. Если имеется подобные проблемы, родителям необходимо поговорить с ребенком и сделать так, чтобы он не видел ссор между мамой и папой.

Реакция родителей на первую двойку

Первая реакция некоторых родителей на двойку – отругать ребенка и обвинить его в отсутствии прилежания в учебе. Если это плохая оценка получена впервые, то родителям необходимо проявить терпение и помочь ребенку справиться с ситуацией после выяснения причины.

  • Двойка – это всего лишь оценка. Нет необходимости тратить собственные нервы, а тем более нервы ребенка на такой пустяк.
  • Плохая оценка – сигнал для родителей о том, что ребенку требуется их помощь и необходимо обратить внимание на учебный процесс или семейные отношения.
  • Ругань и негативные эмоции совершенно бесполезны и дают кратковременный результат. Более того, таким поведением можно оттолкнуть от себя ребенка и лишиться его доверия.
  • Выяснять причины плохих оценок родителям рекомендуется, будучи в хорошем настроении. Если мама или папа устали и напряжены, лучше отложить разговор до тех пор, пока эмоциональное состояние родителей не придет в равновесие.
  • Сотрудничество с учителем – лучший способ помочь ребенку справиться со сложностями в учебе.
  • Воспоминания о своей первой двойке и реакции родителей могут помочь найти причину проблемы и правильно решение.
  • Возможно, ребенок слишком устает от дополнительных занятий и ему нахватает сил на то, чтобы справиться со школьной нагрузкой.В такой ситуации необходимо обратить внимание на физическую и эмоциональную нагрузку ребенка.
Читайте также:
Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

Перестаньте наказывать за двойки: как реагировать на школьные оценки

Конец четверти — непростое время для школьников и их родителей. Именно сейчас и те и другие реагируют особенно остро на отметки. Психолог семейного центра «Хорошевский» Светлана Даренских рассказывает, почему пора перестать беспокоиться из-за плохих оценок и как это сделать.

Опять двойка? И перед глазами всплывает картина художника Фёдора Решетникова, где на переднем плане стоит виноватый школьник и ждет реакции матери. У всех персонажей на холсте разное настроение. Родители часто воспринимают плохие оценки ребёнка не просто как двойки. Для взрослых они могут стать свидетельством родительской несостоятельности: не помогли вовремя, не проконтролировали, просмотрели! Итак, по какой причине ребёнок может получить плохую оценку:

  • Не подготовился к конкретному уроку.
  • Хроническая неуспеваемость по предмету, когда в принципе получить положительную оценку нет возможности, потому что нет базовых знаний.
  • Привлечение внимания родителей. Несмотря на то, что нам, родителям, кажется, что всё в порядке, в большинстве семей не налажен качественный контакт с детьми, когда у нас есть время на душевные разговоры в конце дня, совместное чаепитие или настольные игры.
  • Не модно показывать свою эрудированность и успешность в классе. Особенно ярко это может проявляться в подростковом возрасте, когда ребенок переживает непростое время кризиса, перестройки взгляда на мир и поиска места в нем. Нежеланию демонстрировать свою успешность в учебе может способствовать негативный образ «ботаника-отличника». Подросткам нравится романтический образ независимого свободного бунтаря. А он, как вы понимаете, учится не очень хорошо.

Перечисленные причины наиболее распространены, и если в первом случае достаточно прояснить ситуацию с ребенком и все наладится, то в трех остальных нужна системная работа и поддержка в формировании нового подхода к учебе.

Что могут сделать родители:

1. Не наказывать за двойку. Тем более физически. Если ребенка наказывают за оценку, у него появляется страх перед школой в целом. Снижается уверенность в себе, появляется скованность и напряженность.

2. Не вешать ярлыки. Часто родители называют ребенка двоечником после полученной неудовлетворительной оценки. При этом могут никогда не называть его отличником при получении пятерки. Всегда создавайте положительную мотивацию. Акцентируйте внимание на успехах ребенка, а не на неудачах.

3. Изменить отношение к оценке в целом. Как чаще всего происходит? Ребенок получает пятерку. Родитель спрашивает: «Что получил?» «Пятерку» «По какому предмету?» «По русскому». В лучшем случае родитель говорит: «Молодец!», на этом диалог заканчивается. Про четвёрку родитель уже спросит: «А почему четыре?», про тройку: «А почему тройку? А кто еще получил тройку? Покажи, что ты там наделал! Как ты готовился?» И т. д. Если ребенок получил двойку, он получает максимальное количество внимания от родителей: они могут даже, отложив все дела, сесть и позаниматься с ним.

9 верных признаков, что ребёнок будет успешен в учёбе

Чтобы повысить мотивацию к получению хороших оценок, нужно действовать наоборот. Когда ребенок получит «отлично», задать ему много вопросов о том, как он выступал, какие вопросы ему задавали, попросить показать работу. А если «два», то задать один вопрос: что будешь делать?

Изменить стратегию поведения непросто, но возможно, если вы действуете последовательно и целенаправленно. И, конечно, если что-то не получается, обращайтесь за помощью к психологам ближайшего к вам семейного центра.

Квалифицированные специалисты столичных семейных центров окажут помощь в выстраивании эффективных способов общения между родителем и ребенком, основанных на уважении и доверии. В семейные центры может обратиться каждый родитель и законный представитель несовершеннолетнего ребенка. Услуга предоставляется бесплатно, если семья признана нуждающейся в социальной поддержке.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: