Аудиосказки для сна детям слушать бесплатно – подборка самых добрых и полезных сказок

Самые добрые и полезные аудиосказки для детей 3-6 лет онлайн

Содержание статьи:

Сказки – это важная составляющая развития ребенка. Они развивают фантазию, воображение. Первый жизненный опыт приобретается именно из них. В наше время способов подачи информации великое множество – мультфильмы, компьютерные игры, книги, аудиокниги. Если говорить о телевизоре и компьютере – для зрения не полезно. Дошкольник самостоятельно читать еще не умеет. Выход – аудиокниги.

  • Аудиосказки позволяют познакомить малыша с миром сказочных приключений и дают свободное время родителям.
  • Слушая истории, дети познают мир, учатся вести себя в определенных ситуациях, начинают распознавать добро и зло.
  • Аудиокниги, озвученные известными актерами, учат правильной интонации, умению красиво и выразительно говорить.

Какие аудиосказки подойдут для детей 3-4 лет: подборка аудиокниг

Малыш 3-4 лет активно познает мир, принимает всю поступающую информацию. Учитывайте следующие советы при выборе сказки для маленького ребенка:

  • Внимание его может концентрироваться всего на 15 – 20 минут. Поэтому аудиосказки нужно подбирать не длиннее этого промежутка времени.
  • Герои должны быть простыми, узнаваемыми, добрыми. Это могут быть лесные и домашние животные, дети.
  • Рассказы должны учить добру, осторожности, прививать вежливость, любовь к близким.
  • Пока не стоит ставить истории со страшными персонажами – Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга. Дети этого возраста боятся отрицательных героев и могут приобрести страхи, мешающие в жизни.

Малыши часто просят поставить прослушать еще раз понравившуюся сказку. И так несколько раз в день. Неделю и больше их может интересовать одна и та же история.

Сказка Курочка Ряба:

Примерный список сказок

  1. Колобок . История о непослушном колобке. Идет посыл, что нельзя уходить из дома без взрослых. Герои не злые, идет повтор некоторых фраз, что позволяет быстро запомнить их детям этого возраста.
  2. Три поросенка . О предусмотрительности, о дружбе. Злой герой – волк. Он не страшный, и в конце остается ни с чем.
  3. Красная шапочка. Говорится о вежливости, осторожности, любви к родным, заботливости. После прослушивания можно предложить ребенку поиграть, слепить из пластилина пирожки для бабушки(или тёти). Главное – счастливый конец. Это важно для детей младшего возраста.
  4. Три медведя . Учит осторожности, правилам поведения.
  5. Волк и семеро козлят . Сказка об осторожности, правильном поведении одному дома. Можно проиграть ситуацию, как себя вести, если в дверь стучится кто-то. Научить ребенка не открывать дверь никому.
  6. Теремок . Учит добру, приветливости.
  7. Маша и медведь . Нужно быть осторожным, хитрым, сообразительным для своего спасения.
  8. Репка . Только совместными усилиями можно добиться хорошего результата.

Сказка «Колобок» в аудиоформате:

Аудиосказки на ночь для дошкольников — список

Детям старшего дошкольного возраста можно давать прослушивать более длинные сказки, со сложным сюжетом и множеством героев. Дети в этом возрасте умеют слушать длительное время, делать выводы, применять в жизни полученные знания. Можно вводить рассказы со страшными героями. Малыш уже сумеет найти средство побороть свой страх, пережить его.

Сказка «Маша и медведь»

  1. Золушка . Доброта, отзывчивость и трудолюбие Золушки помогли ей найти счастье.
  2. Незнайка . Добрая история о маленьких человечках, о приключениях и дружбе. Дети в этом возрасте любят рассказы о маленьких человечках.
  3. Буратино . Рассказ о пользе учебы, о дружбе и хорошем поведении.
  4. Карлсон, который живет на крыше. О настоящей дружбе, о крепкой семье.
  5. Кот в сапогах . Учит никогда не унывать, искать выход из любой ситуации.
  6. Цветик-семицветик. Сказка о доброте, о том, как можно использовать волшебство на пользу людям.
  7. Бременские музыканты . Говорится о дружбе.
  8. Винни-Пух. История об игрушках – друзьях маленького мальчика. Эта тема актуальна для всех детей. Олицетворение игрушек – важный период в жизни ребенка.
  9. Чебурашка . История о маленьком зверьке, о дружбе. Актуальна, так как ребенок в этом возрасте просит завести питомца. История помогает «проиграть» эту ситуацию.
  10. Двенадцать месяцев. Рассказ о доброте, дружбе.
  11. Дюймовочка . Учит заботе о близких, доброте. Не унывать и надеяться на лучшее.

Что лучше аудиосказки или чтение вслух детям: мнение специалистов

  • Аудиокниги не заменят маминого чтения, но в некоторых ситуациях могут помочь. Если родители заняты делами, вместо просмотра анимационных фильмов, можно включить аудиосказку.
  • Ожидание в поликлинике, в транспорте, на прогулке – там, где книга недоступна – аудиокниги помогут занять время и дать новую информацию.
  • Аудиосказки сопровождаются, как правило, хорошей музыкой. Ребенок запоминает песенки, учится слышать ритм. Музыка по тональности подходит к эпизодам рассказа: страшная, тревожная, веселая. Дети тонко чувствуют это и запоминают. В будущем дети смогут оценить мелодию по звучанию. То есть, происходит всестороннее развитие.
  • Как и во всем, необходимо просто знать меру. Прослушивание по 5-6 часов в день также вредно, как и просмотр телепередач. Одна-две сказки в день – максимум, который малыш сможет усвоить.
  • В любом случае, сказки необходимо обсудить вместе с ребенком, выслушать его мнение. Может быть, даже придумать продолжение, проиграть с игрушками. Это отличный психологический ход для сближения с малышом и снятия тревожности.

Где, как и куда скачать аудиосказки

Куда лучше скачать аудиосказки, чтобы было удобно слушать, ребенок мог сам найти нужную композицию? Самый простой способ – планшет или плейер и наушники. Приобрести недорогой гаджет (может его уронить, разбить и так далее), скачать сказки и слушать. Но длительное пребывание в наушниках плохо влияет на слух. Да и сидеть маленький ребенок не будет. Ему необходимо двигаться, играть во время прослушивания. Этот вариант хорош в транспорте, в поликлинике – то есть там, где необходимо соблюдать тишину.

Дома можно включить ноутбук, можно купить специальную портативную акустику в виде игрушки. Очень популярны в виде зайца. Есть и плюшевые медведи, и другие персонажи. Они имеют встроенную память, на которую и записывают сказки. Она проста в использовании и выдает хорошее звучание. Отсутствие проводов – еще один плюс.

Скачать сказки можно в интернете — Booktorrent.ru, Declamator.net – несколько ссылок, по которым можно найти необходимое.

Аудиосказки – хорошая помощь родителям, ненавязчивое развитие ребенка, полезное времяпровождение. Главное – все делать в меру.

Сборник Русские Народные Сказки Для Малышей На Ночь – Скачать mp3 бесплатно

Сборник русские народные сказки для малышей на ночь

22:34 29.70 MB 10.6M

Сборник русские народные сказки для малышей на ночь

11:45 15.46 MB 57.4K

10 Самых засыпательных сказок на ночь Аудиосказки для детей Аудиосказки на ночь

01:35 79.73 MB 7.7M

Русские народные сказки Сборник Детям от 0 до 3 лет

01:02:03 81.66 MB 88.9K

Русские народные сказки Большой сборник сказок аудиосказка слушать онлайн

02:46:07 218.62 MB 151.1K

7 самых добрых МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК с хорошим концом видео для детей Наше всё

31:51 41.92 MB 28.2M

АУДИОСКАЗКИ 2 ЧАСА без рекламы ЛУЧШИЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

02:11:51 173.52 MB 35.4K

Мультики для самых маленьких Сборник русских народных сказок для малышей на ночь

19:05 25.12 MB 135K

Сборник добрых сказок для детей

26:01 34.24 MB 27.3M

СБОРНИК РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК 1 Слушать аудиосказки для детей с картинками онлайн и бесплатно

01:22:01 107.94 MB 2.5K

Баба яга Русские народные сказки для детей

10:12 13.42 MB 2.4M

Русские народные потешки Сборник Детям от 0 до 3 лет

30:40 40.36 MB 0.9M

Аудиосказки для самых маленьких Сборник сказок слушать онлайн

01:01:11 80.52 MB 86.9K

старые добрые сказки

01:07:33 88.90 MB 818.1K

Сборник русских сказок и мультфильмов для малышеи на ночь Мультфильм для детей Машулины сказки

22:39 29.81 MB 67.8K

Сборник добрых СКАЗОК для детей ТЕРЕМОК РЕПКА КУРОЧКА РЯБА КОЛОБОК

12:28 16.41 MB 868.2K

СБОРНИК РУССКИХ СКАЗОК Три Медведя Маша и Медведь Вершки Корешки Теремок Заюшкина Избушка

24:05 31.70 MB 7.2M

Гора самоцветов сборник русских народных сказок развивающий мультфильм

01:19:53 105.13 MB 3.8M

Лучшие сказки сборник Мультики про зверей

01:15:14 99.01 MB 2M

Гора самоцветов сборник все серии сразу мультфильм для малышей русские сказки

01:06:34 87.61 MB 3.5M

Русские Сказки для Детей Сборник Курочка Ряба Волк и Семеро Козлят Гадкий Утенок и другие

29:52 39.31 MB 2.2M

Гора самоцветов сборник русских народных сказок развивающий мультфильм

01:09:32 91.51 MB 837.8K

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ СБОРНИК АУДИОСКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ АУДИОСПЕКТАКЛЬ

03:37:34 286.33 MB 9.2K

Сборник лучших русских народных сказок Мультфильмы для детей Машулины сказки Сказки для малышей

24:33 32.31 MB 109.2K

Русские народные сказки Сборник мультфильмов Часть 2

01:15:54 99.89 MB 26.1K

Русские народные сказки Петушок и бобовое зернышко

05:18 6.98 MB 2.2M

Рукавичка сказка для самых маленьких

04:50 6.36 MB 1.8M

Сборник сказок про петушка и курочку

17:51 23.49 MB 21.2M

Сборник сказки на ночь

21:20 28.08 MB 7.8M

Зимовье зверей Русская народная сказка

07:05 9.32 MB 3.3M

8 зимних сказок из детства Сказки на ночь Аудиосказки для детей Смотреть перед сном

01:31:16 120.11 MB 209.9K

ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА Аудиосказки для детей Русские народные сказки

24:37 32.40 MB 1.3M

Аудиосказки Русские народные сказки

43:44 57.56 MB 522.2K

Гора самоцветов сборник русских народных сказок развивающий мультфильм

57:14 75.32 MB 220.3K

Русские народные сказки Лиса и Журавль Мультики для детей

04:41 6.16 MB 1.6M

КУКУТИКИ Сборник 12 Песен Русские Сказки и Частушки для Самых Маленьких Детей

42:28 55.89 MB 26.9M

Гора самоцветов сборник серий Ох уж эти детки сказки для детей

58:17 76.70 MB 2.4M

Аудиосказки для детей 8 лучших русских народных сказок

50:45 66.79 MB 2.4M

Петушок и бобовое зернышко Русские народные сказки Сказка для детей и малышей Мультфильм для детей

04:58 6.54 MB 85.6K

Гора самоцветов ХИТРЫЙ СБОРНИК Все сказки про смекалку и мудрость Мультфильмы

01:18:58 103.93 MB 2.2M

Большой сборник сказок про Бабу Ягу Мультфильмы для детеи Машулины сказки Сказки малышам и детям

26:33 34.94 MB 468.3K

Русские народные сказки Кот петух и лиса Кот и петух

10:02 13.20 MB 4.7M

Машины сказки Большой сборник сказок для детей Часть 1

01:08:10 89.71 MB 49.3M

Бурёнка Даша Русские народные песни Сборник песен для детей

37:56 49.92 MB 8.7M

Морозко 1964 сказка для семейного просмотра

01:18:51 103.77 MB 2.3M

СКАЗКИ Сборник Песни мультфильмы Первый музыкальный канал для детей

01:30:06 118.58 MB 446.5K

Сборник любимые сказки на ночь Мультфильм для детей

49:20 64.93 MB 517.7K

Сборник Сказок Онлайн Колобок Жихарка Умная дочка Кот и лиса

03:01:04 238.30 MB 25.1M

КУКУТИКИ СБОРНИК Колобок Курочка Ряба Репка Гуси Лебеди Русские Сказки

17:40 23.25 MB 7.5M

Для вашего поискового запроса Сборник Русские Народные Сказки Для Малышей На Ночь мы нашли 49 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Сборник русские народные сказки для малышей на ночь который загружен Малыш Мультиш размером 29.70 MB, длительностью 22 мин и 34 сек и битрейтом 192 Kbps.

Обратите внимание:

Перед загрузкой вы можете послушать любую песню, наведите курсор и нажмите «Слушать» или «Скачать» для загрузки mp3-файла высокого качества. Первые результаты поиска – с YouTube, которые будут сначала преобразованы, после чего файлы можно загрузить, но результаты поиска из других источников могут быть сразу же загружены в MP3 без какого-либо преобразования.

Слушают сейчас

Сборник Русские Народные Сказки Для Малышей На Ночь

Sevişme Sahneleri Oya Aydoğan 18 Yeşilçam Yeni

Htc Opm1100 Прошивка

Sylas Login Music

Ту Хамеша Орузухом Буди Гули Ман Дунёи Зебом Буди

Некрасов Не Ветер Бушует

Majhi Pandharichi Maay Full Song Mauli Riteish Deshmukh Saiyami Kher Ajay Atul 14 Dec

Goody Panamera Bass Boosted Скачать

Unknown Andrs Radio

Thanos Vs Darkseid Rap Battle By Jt Music 1 Hour Loop

Infinity Ink Infinity Dubdogz Bhaskar Remix Bass Boosted

Васаби Боронина Slowed

Imagine Dragons Enemy Violin

Трио Стар Ты Красивая

Warface Играю На Птс

Сборник Новогодних Песен 2019

In Flames I The Mask

Ya Ali Turkish Rap New Video

Поздравления Путина Надежду

Амели Swerodo Nusreti 1

Dj Full Melody Paling Enak Di Dengar Full Bass Breakbeat 2019

Песня Эннарда Фнаф 5

Онси Барабида Тик Ток

Coldabank Morixo Take Me Back

I M Gonna Dance Dance Dance With My Hands Male Version

Расслабляющий Рождественский Джаз Микс 10 Часов

Егошин О Надежном Способе Подсадки Маток

Eurotronic Timi Kullai Zooom Baby Baby D J Ramezz Official Remix 2021

Seccad Mehmedi Ibrahim Tatlıses

Красивый Вальс На Аккордеоне Очаровательная Колдунья Играет Любовь Гришанова

Ahmadullo Mingboyev Yor Yor Cover Ozoda Nursaidova Ахмадулло Мингбоев Ёр Ёр Ковер Озода Нурсаидова

Tanir Tyomcha Потеряли Пацана Bass Prod By Edigarov

A Ap Ferg Ft Nicki Minaj Plain Jane Alper Karacan Remix Vers

Харбор Ману Мибини Ахмот Ту Хаме

Zivert Life Премьера Клипа

Скала Джонсон Объясняет Всё Подряд Компиляция Мемов Из Tiktok

Nilu Seni Sevib Qoldim 2021

Tactical Christmas Challenges Tiktok Compilation Tiktok Porter

Звуки Ударов В Наруто Это Биты Из Какой То Песни

Песня Дочке На День Рождения Доченька Моя Istudio

Танцуй Если Знаешь Этот Тренд Музыка Для Флешмоба Тренды Тик Ток 2021

Татьяна Буланова Я Сведу Тебя С Ума Альбом 1995

Кизару Аууу А Ну Ладно

Хорошего Настроения Пятница Анатолий Кулагин Вот Это Песня

Miss Wanna Die Music Box

Rae Sremmurd Swang Tiktok Remix

Романтика Романса 2007Г Танго Евгений Дятлов

«Развиваем пальчики,стимулируем речевое развитие».
консультация (младшая группа) на тему

Движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи, поэтому развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики,стимулируем речевое развитие».

Попова Маргарита Егоровна (воспитатель МБДОУ№43 г.Сыктывкара).

Актуальность: движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи, поэтому развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Цель: порекомендовать родителям пальчиковые игры и упражнения, которые влияют на развитие мелкой моторики и стимулируют речевое развитие.

Задачи:1)подобрать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;2)повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».

-Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

-Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. И в дальнейшем эти навыки ребенку понадобятся для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

-С какого возраста необходимо развивать моторику рук?

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Для развития мелкой моторики дошкольников можно использовать следующие игры и упражнения:

  • упражнения с счетными палочками, карандашами или спичками;
  • лепка из пластелина, глины или соленого теста (лепим колбаски, колечки, шарики и т.д.)
  • мозайка и пазлы;
  • использование в игре разнообразных массажеров: шарики, мячики, ежики и т.д.;
  • игры с крупой, семенами, бусинками (сортируем, угадываем с закрытыми глазами, нанизываем бусы, выкладываем узоры);
  • составление аппликаций (если ребенок мал, то вместо вырезания можно рвать кусочки бумаги);
  • работа с бумагой по технике «оригами» способствует развитию точных движений и памяти;
  • пальчиковые игры-инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев;
  • рисование или раскрашивание картинок (для маленьких детей хорошо использовать «съедобные краски»: варенье, джем, кетчуп);
  • тренировка с объемными буквами или цифрами (ощупывание их закрытыми глазами);
  • изготовление поделок из природного материала;
  • песочная терапия (создание картины из песка,можно спрятать в песок игрушку, чтоб ребенок ее нашел на ощупь);
  • шнуровка (сюжетная шнуровка-ребенку предлагается «незаконченная» картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали);
  • графические упражнения и штриховка способствуют подготовке руки к письму;
  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • завязывать узлы на веревке и перебирать веревку с узлами;

Все эти упражнения и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию.

Список используемой литературы:

1)Безруких М.М.Филиппова Т.А.Тренируем пальчики.Дрофа.2000г.

2)Гаврина С.Е.Развиваем руки..Ярославль.Академия развития.1997г.

3)Кальцова М.М.Пальчиковый игротреннинг.Санкт-Петербург.1998г.

4)Синицина Е.М.Умные пальчики.Лист.1999г.

5)Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь.Санкт-Петербург.1996г.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Наталья Глотова
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.

Информация для уголка родителей.

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.

Пальчиковые игры.

Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Проводите подобные упражнения каждый день, и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной.

Пальчиковые игры можно разделить на 2 группы.

1. Неподвижные упражнения – изображение предметов.

«Стульчик»

Стульчик ты из рук сложи и детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

«Зайчик»

Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2. Динамические упражнения.

«Наш малыш»

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«За работу»

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить, А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» – энергично шевелить ими.

«Цветок»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Игры с прищепками.

Прищепки – это многофункциональная игрушка. В каких только играх их не используют! Все дети любят играть с прищепками. Открывая прищепку, ребенок тренирует свои пальчики, у него концентрируется внимание, сила воли. Особенно это заметно у малышей, которые только учатся открывать прищепку и прицеплять ее к чему-нибудь. Так, у них вырабатывается терпение и желание достичь конечной цели. В результате таких игр тренируются пальчики, они становятся более послушными и сильными.

Прищепки прицепили, солнышко и ёлочку мы получили!

Шнуровки.

Шнуровка – идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму.

Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты – обычное дело взрослых.

Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед.

Вверх шнурочек, вниз шнурочек,

И ещё, ещё разочек!

Вот у нас какой узорчик!

Игры со счётными палочками.

Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления. Кроме того, во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете, а также творческое воображение.

Графические упражнения.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Мелкая моторика и речь Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. М. М Кольцова (сотрудник Института физиологии детей и подростков АПН) пришла к заключению,.

Развитие мелкой моторики у дошкольников. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена.

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Аннотация: Статья посвящена проблематике того, что родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи
М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь.

Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать.
Загляните вы сюда –
Другом станет вам игра,
Так занятна и умна.
Увлечет игрой веселой
И поможет перед школой
Руки, пальчики развить,
Чтоб отличниками быть.

Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное заня-тие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выклады-вает простые слова, учится их читать.

Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

Буквы из мозаики
Нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке –
Вот они, детишки.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Сказки оживают
Кусочки пластилина
Катает наша Зина:
Шарики, колбаски,

И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.

Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спе-ша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами.

Строим дом многоэтажный
Из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный.
Но отлично он стоит.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторю половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Рисунки на песке
На песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором
Мы живём.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ

Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.

Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).

Зайка мало отдыхает,
Грядки полет, поливает.
Огород его хорош,
Сорняков в нем не найдешь.
А морковка – просто чудо.
– Есть один её не буду, –
Так решил зайчонок, –
Пусть поест слоненок.

И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто вы замечали, что ваша дочка или сын внимательно наблюдали за тем, как вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Пироги и плюшки
Мама пироги печет.
Машенька не отстаёт,
Пальчики стараются,
Плюшки получаются.

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, –
Конечно, это ёжик.

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Автор: Стрелкова Марина

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства и желания.

Психолог В. Штерн приводит следующие данные по каждому возрасту: в 1, 5 года – ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1200 слов, в 6 лет – 2500-3000 слов.

-Однако у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, это зависит от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

В 3-5 лет ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность.

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная. Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

На протяжении всей нашей жизни – речь является основным средством общения людей. Психологи считают, что от уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности человека.

О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как «Ладушки» и «Сорока-сорока кашу варила».

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Вот такие игры и упражнения могу порекомендовать Вам для домашних занятий:

Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку… Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовенок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.

А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?

Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.

1.Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.

2. Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

3. Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…

Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования. Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество.

Купите и используйте в играх с Вашим ребенком разнообразные шарики, мячики, ежики – это своеобразные массажеры…

И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.

Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выразительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку сопровождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.

Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках)

Барабанит по окошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхивая от воды)

Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Подсказка для родителей «Будем говорить правильно»

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Предложить ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу, пропевая заданные гласные звуки и катая мяч. Обращая внимание ребёнка на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков

Ход игры. Садимся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребёнок повторяет. Звуки отрабатываются в произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать выразительность речи.

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса) .

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО? ”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Ребенок отвечает на вопрос голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить ребёнка правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Садимся друг напротив друга. Взрослый предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Пальчиковая гимнастика.

1. Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед! » (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь — (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

2. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Чистоговорки – это такие рифмованные предложения на развитие чистого произношения звуков.

СА-СА-СА – под кустом сидит лиса.

ЗА-ЗА-ЗА – здесь привязана коза.

ТО-ТО-ТО – вот отличное пальто.

РО-РО-РО – под столом стоит ведро.

БЕ-БЕ-БЕ – я играю на трубе.

МА-МА-МА – я поймал в реке сома.

ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

ША-ША-ША – мама кормит малыша.

Также попробуйте сами придумать подобные чистоговорки, это интересное занятие. Предложите ребёнку придумать рифму к какому-нибудь слогу.

Сначала нужно произносить (читать) скороговорки медленно, а затем постепенно ускорять темп.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,

видит Грека – в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку – цап.

Карл украл у Клары коралы,

Клара у Карла украла кларнет.

на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

( Самое главное правило – хвалите своих детей!)

Играем пальчиками и развиваем речь

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А.Сухомлинский

Цель работы: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

  1. Формирование и коррекция всей речевой системы.
  2. Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания, зрительной памяти.
  3. Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.

Движения пальцев рук у людей совершенствуются из поколения в поколение, так как люди выполняют руками все более тонкую и сложную работу. В древние времена требовалось все большее общение, обмен мыслями. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М.М.Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.

Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков самим человеком. В 1861 году ее обнаружил нейрохирург П. Брока. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находиться в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев в – правом. Речевая моторная зона Брока находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Пенфилд Д. – канадский нейрохирург, последние десятилетия вел большую работу по составлению “карты” речевых зон мозга. Если внимательно посмотреть на его “карту” головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область (зона Брока) расположена совсем рядом с двигательной областью пальцев рук и является ее частью.

Обращает на себя внимание тот факт, что около трети всей площади двигательной проекции занимает кисть руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Здесь проекции частей тела в двигательной области показаны в образной форме.

Изучая взгляды Эльконина на развитие личности, мы узнаем, что основное понятие у него это ведущая деятельность, т.е. та деятельность, в которой происходят основные новообразования данного возраста. Что и является основой для организации развития и обучения детей. Ведущие деятельности последовательно сменяют друг друга.

Виды деятельности детей дошкольного возраста:

  • Эмоциональное общение младенца с взрослыми (0–1 г.)
  • Предметно-монипулятивная деятельность детей раннего возраста (1–3 л.)
  • Ролевая игра (3–7 л.)

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Рекомендации для проведения упражнений:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами.

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.

Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья.

Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.

Сжимание края парты пальцами.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней

Составление из пальцев различных фигур.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.

Гимнастика с учебными предметами.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.

Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.

Большой палец – согласный звук.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.

Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.

Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие (Приложение).

Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.

Список использованной литературы.

  1. Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  3. Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.
  4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
  5. Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
  6. Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.
Читайте также:
7 реально полезных гаджетов для маленьких детей и их родителей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: