Бабочка – Сутеев В.Г., читать детям онлайн на сайте Дети-Сказки.ру

Бабочка – Сутеев В.Г., читать детям онлайн на сайте Дети-Сказки.ру

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Консультация для родителей «Сказочный мир Владимира Сутеева»
Учим Чтению
Автор: Дикушина Ольга Вячеславовна
05.02.2021 21:39

Консультация для родителей «Сказочный мир Владимира Сутеева»

Составила: Дикушина О.В. воспитатель МБДОУ №17 «Аленький цветочек» Республики Башкортостан г. Кумертау

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке.

Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах “Пионер”, “Мурзилка”, “Дружные ребята”, “Искорка”, в газете “Пионерская правда”. С 1923 года иллюстрировал книги для детей, среди его самых известных работ — иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

С 1936 года Владимир Сутеев работал режиссером на киностудии “Союзмультфильм”. В 1941 году, перед тем как уйти на фронт, он закончил работу над “Мухой-Цокотухой”, по произведению К. Чуковского. Он был сценаристом и художником фильмов.

В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и др.

Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски».

«… Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!» — говорит Владимир Сутеев словами своего героя из сказки «Палочка-выручалочка» детям, которые только вступают в жизнь и только учатся отличать добро от зла.

Чему учат книги Владимира Сутеева

Составила воспитатель Дикушина О.В.

В 4-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать.

Прочитайте сказку «Кораблик» (да и любую другую), несколько раз, используя различные приемы, чтобы малыш лучше запомнил её. Чтение можно сделать для ребенка проблемным.

Вы читаете: «Пошел цыпленок и принес… (пауза)», показываете на иллюстрацию листочка.

И далее читаете «Мышонок -.. (пауза)», показываете на иллюстрацию ореховой скорлупы и ждете ответа ребенка. И так далее по тексту. Вы обращаетесь к пассивному словарю ребенка, переводите слова в активный словарь.

Следующее чтение этой сказки можно изменить, давая возможность ребенку закончить предложение начатое вами. Если при первом прочтении вы указываете на иллюстрации и активируете существительные в словаре ребенка, то при втором прочтении можно усложнить задачу.

Вы читаете: «Пошел цыпленок… (пауза)». Ребенок вспоминает глагол «принес», называет его вместе с существительным «листочек».

В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь им в этом, можно задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина —то гудеть.

4—6 лет — возраст фантазёров, и такая игра ребятне очень нравится.

Когда у ребенка появится четкое понимание текста, можно учить его пересказу. Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе.

Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Опять же иллюстрации будут опорой для вашего ребенка.

Также можно заранее подготовить вопросы, помогающие вспомнить содержание текста:

  1. Кто пошел гулять?
  2. Почему друзья обиделись на лягушонка?
  3. Что они придумали?
  4. Как они строили кораблик:
  5. Кто принес листочек?
  6. Кто принес ореховую скорлупу?

Просите ребенка давать правильный ответ, помогайте ему в случае затруднения. «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: а ребёнок пусть расскажет всеми словами.

Конечно, чтение и пересказ не должны остаться без воспитательного воздействия. Спросите у малыша: «Почему лягушонок остался один?» (Возможный ответ: «Потому что он был хвастунишка»). «Жалко ли тебе лягушонка?»

Кроме того, эта сказка, как и многие другие сказки В.Сутеева, дает огромные возможности для развития творческих способностей вашего ребенка. Можно заранее приготовить материал для аппликации: вырезать кораблик, приготовить фигурки героев. Пусть малыш приклеит кораблик на картон, разместит всех друзей на кораблике, сопровождая действия пересказом.

Спросите ребенка, куда он поместит лягушонка. Возможно, у него появится желание посадить лягушонка на

кораблик, тем самым примирив друзей.

Работа над текстом, сопровождаемая изготовлением аппликации, рисованием или поделкой, стимулирует развитие речи на нейро-психологическом уровне, воспитывает усидчивость и интерес к чтению. Хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Таким образом, комплексная работа над сказками В Сутеева позволяет развивать речь вашего ребенка, творчество, воспитывает в вашем ребенке, скромность, отзывчивость, эмпатию.

Чему учат книги

– сказка о взаимопомощи.

Мультфильм по этой сказке назвали “Грибок-теремок”.

Кроме того, что надо выручать и помогать, есть и просветительный момент — информация о том, что грибы растут во время дождя.

– известная история о Щенке, который не знал, кто мяукает.

Вот здесь мультфильм (кукольный) очень сильно уступает книге.

Учит тому, что надо знать, кто как говорит.

Кстати, если внимательно посмотреть на рисунки, можно увидеть, насколько сильно напугал Щенка цепной Пёс.

На мой взгляд, не очень удачное заглавие — слишком общее. Мультфильм, снятый по этой книжке, назывался более ёмко — “Снеговик-почтовик”.

Все помнят историю, как Снеговик с щенком ходили к Деду Морозу за ёлкой?

Учит — смелости, находчивости, взаимопомощи.

– одна из лучших книжек, и мультфильм тоже один из лучших.

В отличие от экранной версии, сыночков у Зайца не четыре, а пять.

Видимо, “Четыре сыночка” звучат лучше, чем “пять сыночков” — скорректировали для песенки.

После мультфильма “Мешок яблок” был снят ремейк довоенного мультфильма “Дед Мороз и Серый Волк”, и новую версию сделали продолжением “Мешка яблок” — там действовали те же Заяц с семьёй, Ворона и Волк.

Ну, а чему учит — доброте и находчивости, взаимовыручке и дружбе.

– ещё одна “яблочная” история.

О том, что надо делиться, а не быть жадиной!

– книжка о том, что при наличии мозгов простую палку можно использовать в множестве дел. Это и рычаг, и шест, и средство самозащиты, и что угодно.

“Яблоко” и “Палочка-выручалочка”

сборник “Две сказки”

– почти по тексту, только Волк был заменён на Лису. Но рисовка в этом мультфильме была очень странная.

Особенно Заяц с его огромным круглым хвостом.

Случай, как с “Мешком яблок” — великолепна и книга, и мультфильм.

“Первая рыбка — моя!”

Учит тому, что надо иметь терпение, соблюдать очередь и не жадничать.

А эта сказка — о том, какое применение в хозяйстве можно найти для колёс разного размера.

Колёсам разного диаметра, которые Медведь не смог приспособить к телеге, находчивые Муха, Лягушка, Ёжик и Петух нашли применение в хозяйстве.

Кстати, в книжке о Медведе только упоминается, а в мультфильме он был одним из ключевых персонажей.

Если взялся за дело — нужно делать серьёзно и до конца!

А не бросать начатое, резко увлекшись чем-то другим.

  • Учит находчивости и тому, что не нужно смеяться над теми, кто чего-то не умеет.

“Это что за птица?”

Учит тому, что нужно быть самим собой, и не завидовать другим.

Развязка книжки и мультфильма немного отличается.

“Мышонок и Карандаш”, “Петух и краски”, “Капризная кошка”

развивают начальные навыки рисования.

Кстати, эти сказки (кроме “Капризной кошки”) вошли в самую первую опубликованную авторскую книжку Сутеева “Две сказки про карандаш и краски”.

Это описание жизни брата и сестры Кнопочкиных, их кота Усика и собаки Чапки за 12 месяцев.

Год глазами детей. Вот эта книжка, кстати, не экранизирована, но Кнопочкины фигурировали в мультфильме “Весёлый огород”.

“Времена года” выпускались как в виде книги, так и в виде набора открыток.

И не могу не вспомнить две замечательные сказки, в которых нет морали, это просто истории в картинках для самых-самых маленьких, и они прекрасны!

“Три котёнка” и “Цыплёнок и Утёнок”

Они входили в мультфильм “Шутки”, рисовка которого была несравненно слабее авторских иллюстраций.

Объединяли их не только в книжках и мультфильме, но и в диафильме.

С моралью или без, экранизированные и нет — сказки-картинки Владимира Григорьвича Сутеева просто чудесны!

Для многих ребят логические построения затруднены, вследствие этого затрудняется пересказ, составление рассказа и другие последовательные действия.

Тут на помощь приходят замечательные произведения

для детей иллюстратора и художника Владимира Григорьевича Сутеева

«Не ходи, козёл, в огород»

Составьте вместе с ребёнком рассказ по серии картинок. Попробуйте разложить картинки по порядку, предварительно их распечатав. Составьте рассказ. А можно и не распечатывая попробовать его составить. Что за рассказ получится?

«Бабочка»

Жили-были два брата — Ваня и Вова. Так они похожи друг на друга — не отличить. Всё у близнецов одинаковое — и одежда, и игрушки. И даже собачки. Однажды пошли они на луг бабочек ловить. Сачки взяли. И щенков с собой позвали. Видят — над лугом бабочка летит. Красивая. Одна всего. Кинулись к ней ребята. А щенки тявкают, рядом скачут — каждый хочет своему хозяину помочь. Ваня и Вова бегут за бабочкой, сачками размахивают. Братьев двое, а бабочка одна. Примерились оба… р-р-раз

И поймали… Друг друга. Ваня — Вову, а Вова — Ваню.

Тут и собаки подоспели. Вцепились в сачки, тянут, каждый хозяина своего выручает. Хозяев-то они спасли, да только вот от сачков одни обломки остались! Радуются собаки. А бабочка над лугом летает. Тоже радуется!

«Петух и краски»

Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл…

Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться. Даже Цыплята.

— Почему они смеются надо мной? — спросил Петух Собаку.

— Ты же ходишь совсем нераскрашенный, — сказала Собака, — посмотри-ка на себя!

Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно — Собака правду говорит.

Совсем расстроился Петух.

— Не печалься, — сказала Собака, — иди к Краскам, они тебе помогут.

— Ку-ку-да к Краскам? — закудахтал Петух. — Где я найду их?

— Я научу тебя, — сказала Собака. — Иди всё прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!

И пошёл Петушок Краски искать: всё прямо, прямо, прямо…Идёт Петух тёмным, дремучим лесом и всё прямо… Страшно ему, а он бодрится, вида не подаёт…

Заметили его Лисята, закричали:

— Мама, мама! Смотри — Петух!

— Где, где Петух? — заволновалась Лиса.

— Вот он! Совсем близко! — запищали Лисята.

Увидела Лиса Петуха и отвернулась.

— Нет, нет… Этот Петух не годится, — сказала она.

Лисята чуть не плачут.

— Как так? Почему не годится?

— Он — нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!

А Петушок шёл всё прямо, прямо и вдруг белого Зайца повстречал.

— Скажи мне, Зайчик, — спросил Петушок, — где тут в Сказке живут Краски?

— Сказка здесь везде кругом, а Краски совсем рядом. Я сейчас у них был — краситься ходил.

— Краситься? — удивился Петушок. — Да ты весь белый, нераскрашенный, вроде меня.

— Ну нет, — сказал Заяц, — я летом был серый. А к зиме, мы, зайцы, все в белый цвет красимся: чтобы Волк нас в снежных сугробах не нашёл.

И показал белый Заяц Петуху, где Краски живут

Пришёл Петух к разноцветному теремку, подошёл к крылечку, захлопал крыльями и крикнул:

— Кто там? — спросили за дверью.

Вышли Петуху навстречу Краски и говорят:

— Здравствуй, Петя-Петушок, зачем пожаловал?

Поклонился Петух низко-низко и просит:

— Краски, Краски, помогите мне!

— Входи, милости просим!

— Я помогу тебе, — сказала Красная Краска и раскрасила Петуху гребешок и бородку.

А Синяя Краска — пёрышки на хвосте.

А Жёлтая — грудку.

Посмотрел Петушок в зеркало — себя не узнал! Такой стал красивый!

Поблагодарил Петух добрые Краски и весёлый зашагал домой — всё прямо, прямо, прямо… Поёт на весь лес:

Лисята увидели его, запищали:

— Мама, мама! Смотри — Петух назад идёт!

Рассердилась Лиса:

— Тише! Я уже сказала вам — этот Петух не годится. Он ненастоящий, нераскрашенный…

— Мама, мама! Он настоящий! Настоящий живой Петух!

Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…

Вернулся Петух на знакомый двор.

— Теперь ты настоящий Петух, — сказала Собака.

Больше никто над Петухом не смеялся. Даже Цыплята.

Книга – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.

В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец.

Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перепетии сюжета, отзываясь на них душой.

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки, рассказы, былины, стихотворения. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.

Как правильно читать ребёнку сказку:

  • Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
  • Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
  • Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
  • Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
  • Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
  • Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

Не забывайте читать детям книги, откройте для них этот удивительный, волшебный, книжный мир!

Сказка Мешок яблок

Поделиться в соц. сетях

Сутеев Владимир Григорьевич
Сказка Мешок яблок краткое содержание:

Сказка «Мешок яблок» о том, как заяц нарвал целый мешок яблок для своих деток. Но он был таким добрым, что по дороге домой раздавал животным яблоки. И пришел заяц домой расстроенный, с пустым мешком. Но зайдя в дом, он увидел много всяких лакомств, которые им нанесли благодарные животные, которых он угощал.

Эта сказка учит тому, что доброта всегда вознаграждается и что нужно делиться.

Сказка Мешок яблок читать:

Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.

И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:

— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке…

И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!

— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь. Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:
— Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!

Попробовал Медведь одно яблоко.

— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.

А Заяц — к себе домой.

Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:

— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.

По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.
— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзинку яблок.

Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.

Ходил, ходил Заяц и устал.

Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…

— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.

В заячьем домике давно ждут Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.

И тут кто-то постучал в дверь…

Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.

— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.
— Чудеса… — прошептала Зайчиха.

Пришёл Ежик с корзиной, полной грибов.

— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.
— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе.

Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.

— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе.

Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.

— Это дом Зайца? — спросил он.
— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.
— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй.

А Ворона всё каркает:

— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:

— Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!
— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!
— А я… А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

И побежал Заяц обратно в лес.

А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там… Волк сидит.

Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:

— Тебе чего здесь нужно?
— Я… Яблочки хотел собрать… Зайчатам…
— Значит, ты яблочки любишь?
— Лю… Люблю…
— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца.

Вот тут-то и пригодился зайцу пустой мешок! Накинул его Заяц Волку на голову и наутёк пустился.

Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому.

А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

Вдруг скрипнула дверь.

— Ура! Папа пришёл!

Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

— Я ничего… совсем ничего вам не принёс, — прошептал он.
— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.

И вдруг страшный удар потряс дом.

— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.

Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.

— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый…

Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковка и картошка.

А злая Ворона удивляется:

— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Сказка Лиса и Тетерев. Русская народная сказка

Сказка Лиса и Тетерев — коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса — персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Скачать сказку Лиса и Тетерев: (word) — (pdf)

Сказка Лиса и Тетерев читать

Краткое содержание сказки

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

  • Сказки по возрасту
    • Сказки для малышей
    • Сказки для 2 лет
    • Сказки для 3 лет
    • Сказки для 4 лет
    • Сказки для 5 лет
    • Сказки для 6 лет
    • Сказки для 7 лет
    • Сказки для 8 лет
    • Сказки для 9 лет
    • Сказки для 10 лет
  • Подборки сказок
    • Популярные сказки
    • Сказки для девочек
    • Сказки для мальчиков
    • Сказки на ночь
    • Короткие сказки
    • Новогодние сказки
    • Рождественские сказки
    • Сказки в стихах
    • Сказки о животных
    • Сказки перед сном
    • Смешные сказки
    • Советские сказки
    • Страшные сказки
  • Сказки народов мира
    • Русские народные сказки
    • Арабские сказки
  • Зарубежные писатели
    • Андерсен Г. Х.
    • Астрид Линдгрен
    • Братья Гримм
    • Вильгельм Гауф
    • Гофман Э. Т. А.
    • Джанни Родари
    • Редьярд Киплинг
    • Шарль Перро
  • Русские писатели
    • Аксаков С. Т.
    • Гаршин В. М.
    • Мамин-Сибиряк Д. Н.
    • Маршак С. Я.
    • Одоевский В. Ф.
    • Пушкин А. С.
    • Салтыков-Щедрин М. Е.
    • Сутеев В. Г.
    • Толстой А. Н.
    • Чуковский К. И.

Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка

  • Загадки
  • Стихи
  • Басни
  • Сказки
  • Песни
  • Аудиосказки
  • Детское радио

Материалы о развитии и воспитании детей

Вопросы и ответы родителей о здоровье, развитии и воспитании детей

  • Журнал Подразделы
    • Советы
    • Познавательно
    • Для настроения
    • Своими руками
  • Развивайка Подразделы
    • Загадки
    • Стихи
    • Басни
    • Сказки
    • Аудиосказки
    • Песни
  • Вопросы

Я happy MAMA — сообщество счастливых мам. Мы стараемся нести вам радость и пользу каждый день. Любите и будьте любимы!

При использовании материалов сайта обязательно наличие активной ссылки на страницу исходной записи

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Лиса и тетерев

  • Морозко-3
  • С рыжим да с красным — не связывайся!

Сказка «Лиса и тетерев»

Сказки о животных являются одним из самых простых видов русской народной сказки. В качестве персонажей в них выступают животные. Как правило, это те звери, с которыми человек часто сталкивался по роду своей деятельности, в отличие от басни, где персонажами могут быть любые животные (мартышка, слон, и т.д.). Главными героями в русских сказках чаще всего являются волк, лиса, медведь и прочие животные нашего края. Каждый из этих персонажей – носитель одной доминирующей черты характера, которая переходит из одного текста в другой. Например, в русских сказках лиса обычно хитрая, волк глупый. Поэтому каждый, кто знаком с русской национальной культурой вообще и народной сказкой, как ее воплощением, в частности, без труда назовет множество сюжетов о том, как лиса перехитрила кого-то, обманным путем добилась пользы для себя и т.д. Чаще всего в финале сказки все козни рыжей плутовки оказываются раскрыты, а сама она наказана. Так и в сказке «Лиса и тетерев», которая повествует об очередной попытке лисицы заполучить добычу легким и, конечно, не честным путем.

Краткое содержание и основные персонажи

Лиса увидела на дереве тетерева и решила упросить его сойти на траву, для этого она притворилась, что плохо слышит птицу. Однако мудрый тетерев не согласился пойти навстречу лисе, ссылаясь на опасность быть схваченным самой лисой или другими зверями. Лиса придумала хитрую уловку, чтобы выманить тетерева – рассказала о том, что по лесу вышел указ, согласно которому звери друг друга трогать не должны, между ними теперь царит мир. Сама же лиса убежала прочь, как только завидела бегущих собак. В этот раз ей не удалось никого обмануть. Характеры персонажей становятся понятны через их поступки. Самый маленький читатель без труда определит корыстный мотив поведения лисы и отнесет ее к отрицательным героям. Тетерев как ее противник, соответственно, будет считаться положительным действующим лицом, несмотря на то, что никаких активных действий по насаждению добра он не предпринимает.

Главная мысль и мораль сказки «Лиса и тетерев»

Содержательная и формальная сторона сказок о животных ориентированы на детское восприятие, на уровень познавательного развития ребенка, который еще не способен воспринять сложные психологические тонкости более изощренных сюжетов. Поэтому и мораль таких сказок всегда проста и лежит на поверхности. Действия героев организованы таким образом, чтобы ребенок мог подражать им и за счет этого учился правильно поступать в схожих ситуациях.

В сказке про лису и тетерева очевидным примером для подражания является способ поведения тетерева: он не поддается на льстивые речи лисы и ее обман, действует осторожно и осмотрительно. Именно такая стратегия позволяет ему избежать смерти в лапах хищной лисы, именно этот пример поведения должен стать образцом для маленького читателя.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и тетерев» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.

Лиса Лариска и тетерев Терентий (Николай Грибачёв)

В глубине леса, в самой глухой чаще, в которую даже заяц Коська и ёж Кирюха боялись заглядывать, жил молодой тетерев Терентий. Больше всего на свете любил он ягоды и только о них и думал – и утром, и днём, и вечером. Даже когда спал, ему всё ягоды снились.

Узнала об этом лиса Лариска и решила обмануть тетерева Терентия, выманить куда-нибудь на поляну и поймать. Надела она платье в голубой горошек, которое у лесниковой дочки украла, платочек на голову повязала, чтобы доброй казаться, пошла на край глухой чащи и стала звать:
– Тетерев Терентий! Ау, тетерев Терентий!

– Бу-бу-бу! – сказал тетерев Терентий. – Кому это я тут понадобился?

– Да это я, лиса Лариска. Слыхала я, что ты ягоды любишь. А я такая добрая, такая добрая, что решила помочь тебе.

– Да как же ты мне поможешь?

– И-и-и! – чуть не запела лиса Лариска. – Да тут и думать нечего. Я всё равно без дела целый день по лесу бегаю, так и отыщу поляну, где ягод много-премного. А завтра утром прибегу и скажу тебе.

– Бу-бу, – хмыкнул тетерев Терентий, – а не обманешь? Мой дед говорил, что вы, лисы, хитрые.

– И-и, что ты, что ты, тетерев Терентий! Это ещё в какие старые времена было, теперь всё по-другому. Я вот такая добрая, такая добрая, что последнее готова другим отдать. И тебе завтра платок свой подарю, чтобы ягоды было куда класть. Прилетишь домой, братьев и сестёр угостишь, они и мне спасибо скажут.

– Бу-бу, – согласился тетерев Те-рентий. – Буду утром ждать тебя!

«Ага, – думала лиса Лариска, – попался ты мне теперь, глупый тетерев Терентий! Только надо место найти такое, чтобы сцапать было удобно».

И побежала искать. Бегала, бегала, думала, думала и выбрала поляну около Крапивной горки. Ягод там, правда, никаких не было – ни черники, ни брусники, ни малины, ни рябины. Да зато стоял на краю полянки густой куст, под которым можно спрятаться, а рядом с ним высокая ёлка. «Прилетит тетерев Терентий на ёлку, – думала лиса Лариска, – с ёлки на куст спрыгнет, с куста на траву, а тут я его и сцапаю».

Всю ночь снилось лисе Лариске, как несёт она домой тетерева, чтобы ощипать и зажарить. Несёт и оглядывается – как бы волк Бакула навстречу не попался, делиться не заставил. Утром даже завтракать она не стала, побежала на край глухой чащи.

– Доброе утро, тетерев Терентий,- сказала лиса Лариска. – Ох и устала я вчера, ох и устала! Весь лес обегала. Да уж зато такое местечко отыскала, что земли не видать, вся ягодами покрыта. Хоть глаза зажмурь, а как нагнулся, так и горсть, как нагнулся, так и горсть.

– Это хорошо! – обрадовался тетерев Терентий. – Сомневался я в тебе, а теперь вижу, что добрая ты. Куда лететь-то надо?

– Да недалеко тут, около Крапивной горки. И удобно там тебе будет – сначала на ёлку прилетишь, потом на куст спрыгнешь, а с куста прямо в ягоды. Вот и платочек мой возьми.

Но тетерев Терентий побоялся на землю слетать.

– Бу-бу! – сказал он. – Будет лучше, если ты его на землю положишь да в сторонку отойдёшь.

– И-и, тетерев Терентий, да положу я, положу! Я и так на одну минуту забежала. Дома у меня рыба жарится, так боюсь, чтобы не пригорела.

Положила лиса Лариска платок на траву, завернула за ёлку и побежала. Да не домой, а прямо на Крапивную горку, чтобы в куст спрятаться. Бежит и хихикает: «Глупый ты, тетерев Терентий, глупый! Платок я тебе подарила, да недолго ты им попользуешься, поймаю я тебя, и опять он моим будет!»

Поднял тетерев Терентий платок, повязал себе на шею, стал не спеша перелетать к Крапивной горке – он хорошо утром позавтракал, и есть ему ещё не очень хотелось. А тут как раз по лесу заяц Коська шёл. Остановился он, помахал кепкой:
– Здравствуй, тетерев Терентий! Куда это ты собрался? И платок у тебя какой красивый!

– Бу-бу, – сказал тетерев Терентий. – Буду я в этот платок ягоды брать. Мне его лиса Лариска подарила.

– Ох, тетерев Терентий, не верил бы ты лисе Лариске. Обманет она тебя.

– Нет, заяц Коська, она добрая. Это в старое время лисы хитрые были, а теперь всё переменилось. Она для меня ягоды отыскала на Крапивной горке, нагнулся – и горсть, нагнулся – и горсть.

– На Крапивной горке? – удивился заяц Коська. – Да нету там никаких ягод!

– Нету, нету! Совсем нету. Я там утром был и всё видел. Да хоть у медведя Потапа спроси, он тоже искал и ничего не нашёл.

Задумался тетерев Терентий. Вспомнил, как мать ему говорила: «В лесу у тебя и друзья, и враги есть. А больше всего лисы Лариски опасайся, слова у неё ласковые, а зубы острые». А пока он думал, на край поляны сорока Софка прилетела, затараторила:

– Ча-ча-ча! Я всюду летаю, всё про всех знаю! К ежу Кирюхе гости пришли, он печку топит, компот варит. Медведь Потап около пасеки букварь нашёл, читать учится. У волка Бакулы зуб болит, щёку тряпкой повязал, в буреломе сидит, на весь лес сердит. Лиса Лариска на Крапивную горку побежала, в куст спряталась, тихо лежит, добычу сторожит.

– Ну слышал, тетерев Терентий? – спросил заяц Коська. – Это она тебя ждёт, когти точит, поймать хочет.

– Ладно, – сказал тетерев Терентий. – Пускай ждёт. Я домой полечу, в другом месте ягод поищу.

Так и сделал тетерев Терентий. А лиса Лариска до самого вечера, пока темно не сделалось, ждала, да так никого и не дождалась. Домой шла – в темноте об колючки ободралась, спать легла голодная и злая.

С тех пор как только увидит она тетерева, так и зашипит:
– Отдай мой платок, тетерев Терентий! Отдай мой платок!

А тетерев Терентий смеётся:
– Бу-бу-бу! Будешь знать, лиса Лариска, как врать да обманывать. А платок я сам носить бу-бу-буду!

Так и осталась лиса Лариска без платка – его тетерев в холодную погоду на шею повязывает. И тепло, и красиво!

Лиса и тетерев

Бежала лисица по лесу, увидала на дереве тетерева и говорит ему: «Терентий, Терентий! Я в городе была». — «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была, так была». — «Терентий, Терентий! Я указ добыла». — «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла, так добыла». — «Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а все бы гулять по зеленым лугам». — «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять, так гулять». — «Терентий, кто там едет?» — спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай. «Мужик». — «Кто за ним бежит?» — «Жеребенок». — «Как у него хвост-то?» — «Крючком». — «Ну так прощай, Терентий! Мне дома недосуг».

Сказки для детей:

Терентий-Тетерев Жил в лесу Тетерев, Терентием звали. Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А […].

Тетерев и лиса Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так […].

Как лиса училась летать Встретился с лисицей журавль: — Что, лисица, умеешь ли летать? — Нет, не умею. — Садись на меня, научу. Села […].

Топтыгин и Лиса «Отчего ты плачешь, Глупый ты Медведь?» — «Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь? Бедный я, несчастный Сирота, Я […].

Лиса и дрозд Дрозд на дереве гнездышко свил, яички снес и вывел детенышей. Узнала про это лисица. Прибежала и — тук-тук хвостом по […].

Леопард, лиса и осел Леопард, осел и лисица решили жить вместе и отправились на охоту. Они наловили много добычи, и леопард велел ослу ее […].

Лиса и волк Сильно проголодалась Лиса. Бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где-нибудь чем-нибудь съестным разжиться? Видит она: везет мужичок […].

Снегурушка и лиса Жил да был старик со старухой, у них была внучка Снегурушка. Собрались ее подружки идти в лес по ягоды и […].

Курочка, мышка и тетерев В далекие времена жили-были курочка, мышка и тетерев. Однажды нашла курочка ячменное зерно и от радости даже раскудахталась: — Нашла […].

Лиса и собака Однажды во время охоты погналась собака за лисой. Быстро бежала лиса, а собака — еще быстрее. Вот уж совсем близко, […].

Лиса-плачея Вариант 1 Жил-был старик со старухою, была у них дочка. Раз ела она бобы и уронила один наземь. Боб рос, […].

Лиса и журавль Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла […].

Кот и лиса Вариант 1 Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял […].

Глухарь и тетерев Глухарь жил всегда вместе с нами. Места и пищи ему в тайге хватает. Морозов он не боится. Спит в снегу. […].

Битый небитого везет Бежала как-то раз по дороге голодная лиса. Смотрит — едет мужик и везет в санях рыбу. Забежала лисица вперед, легла […].

Лиса, черепаха и клещ Однажды лисица, черепаха и клещ шли вместе и случайно наткнулись на пригоршню проса. Думали, думали, что сделать с этим просом, […].

Глухой тетерев, глухарь, моховик Глухой тетерев по его величине, малочисленности, осторожности и трудности добыванья беспрекословно может назваться первою лесною дичью. Он не отлетает на […].

Медведь, лиса, слепень и мужик Жил-был мужик, у него была пегая лошадь. Мужик запряг ее в телегу и поехал в лес за дровами. Только приехал […].

Лиса и козел Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить […].

Овца, лиса и волк У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает: «Куда тебя, кумушка, бог несет?» — «О-их, кума! […].

Лиса-повитуха Вариант 1 Жили-были кум с кумой — волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит […].

Думы Выкопал мужик яму в лесу, прикрыл ее хворостом; не попадется ли какого зверя. Бежала лесом лисица. Загляделась по верхам — […].

Барсук и лиса Повстречались как-то лиса и барсук на дороге, и спрашивает лисица: — Куда путь держишь, барсучище? Отвечает барсук: — Да вот […].

Олешек и мышка Бежала куда то мышка. Долго ли, коротко ли бежала, повстречала олешка. Мышка спросила: — Друг олешек, куда и откуда идешь? […].

Лиса-исповедница Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На зоре прибежала она в деревню, взошла на двор […].

Лиса, заяц и петух Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у лисицы растаяла, […].

Череп-тереп Была муха-горюха. У какой-то хозяйки было сметаны череп. Ну вот, муха-горюха летела и повернула его и назвала » терем «. […].

Кутх и лиса Кутх жил дома. Он все время шил. Однажды Кутх у окошечка шил себе штаны. Что-то ему стало заслонять свет. Кутх […].

Женщина и лиса Одна богатая женщина втайне от мужа назначила в степи свидание своему возлюбленному. Пока шла она к месту встречи, ее ограбили […].

Лисица и налим Лисица увидела на берегу речки налима. Налим лежал у камня и не шевелился. Лисица сказала: — Налим, ты, говорят, не […].

Лиса и петух Было ли так или не было, а жил-был старый петух. Не раз попадал он в лапы лисы, но всегда ему […].

Лиса и белка Мариец для ловли птиц выкопал яму на поляне и ее замаскировал. Бежала белка через поляну и угодила в яму. За […].

Лиса и Куропатка Лиса и Куропатка решили сжечь траву, чтобы наловить мышей. Куропатка сказала Лисе: — Давай сделаем так: ты вон там спрячешься […].

Догадливый баран Жил-был мужик, и у мужика была кошка и был баран. Когда мужик придет с работы, кошка бежит к нему, лижет […].

Сорока, лиса и цапля Жила-была в гнезде на дубу сорока со своими сорочатами. Как-то раз поутру пришла к дубу лиса и говорит, что с […].

Коза и кума лиса Вот, значит, паслась в лесу коза, паслась она целый день. Наелась коза сочной травы, а напиться воды негде. В это […].

Петух и Лиса Однажды Лиса-хитрые-глаза-пушистый-хвост прокралась потихоньку в фермерскую усадьбу и утащила жирненького, рябенького Петушка. Тут поднялась страшная суматоха, и все бросились в […].

Лиса и индюшки Индюшки от Лисы спасались как-то раз, И дерево избрали крепостью. Лиса же Оплот их обошла кругом, и тот же час […].

Лиса-строитель Какой-то Лев большой охотник был до кур; Однако ж у него они водились худо: Да это и не чудо! К […].

Лиса и Пеликан Жили когда-то в одном лесу по соседству Лиса и Пеликан. Были они совсем не похожи друг на друга — Лиса […].

Лиса и тетерев

К ак-то сидел тетерев на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, вот как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — ответил тетерев.
Лисица притворилась, что она не расслышала, и говорит:
— Что говоришь? Я не слышу тебя. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулял, поговорил со мной, а то я с дерева тебя не расслышу.
Тетерев ответил:
— Боюсь я сходить на траву. Ведь нам, птицам, опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — спросила хитрая лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — ответил тетерев. — Всякие звери бывают.
— Не бойся, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ вышел, чтобы на всей земле мир был. Теперь уж звери друг друга-то не трогают.
— Это хорошо, — сказал тетерев, — а то вон собаки бегут. Кабы было по-старому, тебе бы убегать надо, а теперь тебе бояться нечего.
Только лисица услыхала про собак, навострила уши и собралась бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ вышел, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа-то и не слыхали.
И убежала.

  • %26nbsp%3B%0D%0A%C2%A0%20%C2%A0%20%C2%A0%20%C2%A0%20%C2%A0%20%C2%A0%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%0D%0A%26nbsp%3B%0D%0A%0D%0A%26nbsp%3B%0D%0A%0D%0A%0D%0A%26nbsp%3B%0D%0A%0D%0A%26nbsp%3B%0D%0A%0D%0A%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB%20%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5.%20%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%20%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%3A%0D%0A%E2%80%94%20%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2+%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8+%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B&subject=%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2+

Предлагаем также почитать:

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Читайте также:
В детской - Ганс Христиан Андерсен, читать детям онлайн
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: