Барсучьи норы — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Михаил Пришвин – Лесная капель

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Михаил Пришвин – Лесная капель краткое содержание

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Лесная капель – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. Собака, выхваченная из дикой жизни, сохранила, вероятно, чувство утраты всей матери-природы и на веру отдалась человеку, как матери. По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе.

Выхватили на дрова полоску леса и почему-то не вывезли все, так и остались на вырубке поленницы, местами вовсе исчезнувшие в молодом осиннике с огромными светло-зелеными листьями или в частом ельнике. Кто понимает жизнь леса, нет ничего интересней таких вырубок, потому что лес – это книга за семью печатями, а вырубка – страница развернутой книги. После рубки соснового леса солнце сюда ворвалось и выросли оттого гигантские травы, которые не давали прорастать семенам сосны и ели. Маленькие осинки, буйно густые и лопоухие, однако, побеждают даже траву и вырастают, несмотря ни на что. Когда осинник заглушит траву, тенелюбивая елка начинает расти в осиннике, обрастает его, и оттого ель обыкновенно сменяет сосну. На этой вырубке, однако, был смешанный лес, но самое главное, что тут были заболоченные моховые пятна, которые оживились и очень повеселели с тех пор, как лес был вырублен.

И вот на этой вырубке теперь можно было прочитать всю жизнь леса, во всем ее разнообразии тут был и мох со своими голубыми и красными ягодами, красный мох и зеленый, мелкозвездчатый и крупный и редкие пятна белого ягеля, со вкрапленными в него красными брусничинами, ерник. Всюду, возле старых пней, на их черном фоне, ярко светились в солнечных лучах молоденькие сосны, и ели, и березки. Буйная смена жизни вселяла веселые надежды, и черные пни, эти обнаженные могилы прежних высоких деревьев, вовсе не удручали своим видом, как это бывает на человеческих кладбищах.

Дерево умирает по-разному. Вот береза, та гниет изнутри, так что долго принимаешь ствол ее белый за дерево. Между тем там внутри только труха. Эта древесная губка напитана водой и довольно тяжелая, если такое дерево толкнуть и не оберечься, то верхние куски могут, падая, ушибить и даже убить. Часто видишь, березовый пень стоит, как букет одна только береста остается белым воротником, одна она, смолистая, не гниет, а изнутри, на трухе – и цветы и новые деревца. Ель и сосна после смерти роняют прежде всего кору, она сваливается вниз кусками, как одежда, и лежит грудой под деревом. Потом валится верхушка, сучья, и наконец разваливается и самый пень.

Множество цветов, грибов, папоротников спешат возместить собой распад когда-то великого дерева. Но прежде всего и оно само, тут же возле пня, продолжается маленьким деревцом. Мох, ярко-зеленый, крупнозвездный, с частыми бурыми молоточками, спешит укрыть голые коленки, которыми дерево когда-то держалось в земле, на этом мху часто бывают гигантские красные, в тарелку, сыроежки Светло-зеленые папоротники, красная земляника, брусника, голубая черника обступают развалины. Бывает, нитям ползущей клюквы понадобится зачем-то перебраться через пень, глядишь, вот и ее кроваво-красные ягоды на тонких нитях с мельчайшими листиками висят, чрезвычайно украшая развалины пня.

Темный лес хорош в яркий солнечный день, – тут и прохлада и чудеса световые райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч, листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснет вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отпечатками ее лапок и рядом – всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла.

Читайте также:
Как Миша хотел маму перехитрить — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки. Нор тут нарыто множество, и, по-видимому, все из-за лисы, которая поселяется в барсучьих норах и вонью своей, неопрятностью выживает барсука. Но место замечательное, переменить не хочется: песчаный холм, со всех сторон овраги, и все такой чащей заросло, что солнце смотрит и ничего увидеть не может в свое небольшое окошко.

Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками, и сохранившие прочную свою форму. Если, однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что сам на пне немного осел. И когда почувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранившим обличие пня.

Лесная поляна. Вышел я, стал под березкой. Что делается! Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени.

Мы нашли осинку со старым дятловым гнездом, которое сейчас облюбовала пара скворцов. Еще видели одно старое квадратное дупло, очевидно желны, и узенькую длинную щелку на осине, из которой выскочила гаечка.

Нашли на елях два гайна[1], темные клубки прутьев, в которых снизу ничего не разглядишь. Оба гайна помещались на елках средней высоты, так что во всем большом лесе белки занимали средний этаж. Нам удалось также застать белку внизу и загнать ее невысоко на дерево. Белка была еще во всем зимнем меху.

Сарычи вились над вершинами деревьев, очевидно, тоже у гнезда. Караульный ворон чуть ли не за полкилометра от своего гнезда с криком совершал свой облет.

С необычайной быстротой промчалась тетерка и удачно сбила полет преследующего ее ястреба. Промахнувшись, он разочарованно уселся на сук дерева. У него была белая голова: по-видимому, это был кречет или сокол.

Лесные рассказы

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 50 стр. 45 иллюстраций
  • Жанр:д етская познавательная и развивающая литература, д етская проза
  • Теги:к ниги для младшего школьного возраста, к расочные иллюстрации, с емейное чтение, с казки о животныхРедактировать

© Бианки В. В., насл., 2018

© Паустовский К. Г., насл., 2018

© Пришвин М. М., насл., 2018

© Сладков Н. И., насл., 2018

© Снегирёв Г. Я., насл., 2018

© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

К. Д. Ушинский

Проказы старухи зимы

Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху [1] забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поле, завалила сугробами леса; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, зверей пугают.

Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт; медведь в берлоге лапу сосёт; заинька прыгаючи греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Читайте также:
Умная собака — рассказ Зощенко, читать детям онлайн

Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, а только сверху; а рыба вся вглубь ушла; под ледяной кровлей ей ещё теплее.

«Ну постой же, – думает зима, – дойму я людей», – и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так, что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые, да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит; извозчики ногами потапывают, рукавицами похлопывают, плечами передёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, в снежки играют, мороз кличут: «Приди-ка подсобить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, те даже побелеют; а мальчик схватит снега, давай тереть, – и разгорится у него лицо как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Барсучьи норы — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Георгий Алексеевич Скребицкий, Вера Васильевна Чаплина

Жаркий, солнечный день. Лесная полянка, покрытая ярким ковром цветов. К ним хлопотливо подлетают пчелы, собирают сладкий, душистый сок, цветочную пыльцу и с тяжелой ношей летят в свой улей.

На зеленой ветке дерева сидят подросшие птенцы-мухоловки. Мать учит их ловить добычу. Она взлетает с сучка и ловко хватает мошку. Птенцы, неуверенно повторяя движения матери, тоже ловят мошек.

В густых сучьях старой ели виднеется беличье гнездо.

Белка вместе с бельчатами утепляет его к зиме. Они получше заплетают прутики в стенках гнезда и заделывают мхом щели.

Заросший лесной овраг. На его склоне темнеет вход в барсучью нору. Из нее вылезает толстый Барсучонок. Он оглядывается по сторонам и, весело напевая песенку, начинает прыгать и кувыркаться.

Следом за ним из норы показывается Барсучиха. Она ласково смотрит на Барсучонка и говорит:

— Ну, сынок, поиграл, а теперь давай поучимся, как нору копать, — и Барсучиха принимается рыть лапами землю.

Барсучонок, вместо того чтобы следить за работой матери, подхватывает выброшенный ею круглый камешек и начинает играть с ним, как с мячом.

— Понял? — спрашивает Барсучиха, не замечая, чем занимается Барсучонок. — А теперь сам попробуй — И она отходит в сторонку.

— Ой, мама, жарко очень, — капризно отвечает ей Барсучонок, — я лучше потом покопаю. — И тут же, заметив, что мать согласна, сразу повеселев, добавляет: — А теперь посмотри, как я кувыркаюсь ловко! — С этими словами Барсучонок кувыркается через голову и падает на спину.

— Осторожней, сынок, на спинку падать очень опасно. Ты не ушибся? — заботливо спрашивает его Барсучиха и помогает ему встать.

— Совсем не ушибся, — молодцевато отвечает Барсучонок.

— Тогда идем со мной нору копать.

А мне кушать хочется, — снова начинает хныкать Барсучонок.

— Кушать хочется? Ты же недавно завтракал? — удивилась мать.

— А я не наелся. Я еще хочу, — капризно говорит ей Барсучонок.

— Ну хорошо, идем. Я научу тебя ловить жучков и находить вкусные корешки.

— А ты знаешь, мама, что-то мне не очень хочется кушать.

— Идем, идем, маленький.

— Нет, мамочка, мне уже совсем не хочется кушать. Я что-то устал.

— Ну тогда отдохни, а я принесу тебе несколько корешков.

— Почему несколько? Ты побольше принеси. И жучков тоже.

— Ох и лентяй же ты все-таки! — И, укоризненно покачав головой, Барсучиха уходит.

Читайте также:
Надежный человек — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

Из норы показывается Барсук-отец. Он чистит и приводит в порядок свое жилище. Пятясь задом, Барсук вытаскивает из норы груду земли и старую, слежавшуюся подстилку.

— Ну-ка, сыночек, помоги мне! — кричит он Барсучонку.

— Ой, папочка, не могу! У меня спинка болит, — весь скрючившись, говорит Барсучонок.

— С чего бы это? — недоверчиво спрашивает Барсук.

— Я упал, папочка. Даже мама видела. Ты знаешь, это очень опасно, когда на спинку падаешь.

Махнув лапой, Барсук лезет в нору. В это время появляется Барсучиха. Она принесла сыну еду.

Позабыв про больную спинку, Барсучонок весело бросается навстречу матери.

Барсучиха хлопочет возле Барсучонка, предлагает ему то червячка, то вкусный корешок.

Барсучонок с аппетитом ест.

Старый Барсук продолжает чистить нору. Барсучиха идет ему помогать. Оба скрываются в норе.

Барсучонок поел, оглядывается и замечает бабочку, севшую на зеленый стебель.

Барсучонок подкрадывается к бабочке.

Барсучонок бежит за ней.

Бабочка взлетает кверху и скрывается.

Барсучонок остановился, оглядывается по сторонам.

Видит — невдалеке Белка с бельчатами собирает грибы. Барсучонок подбегает к ним и предлагает поиграть.

— Что ты, что ты? — удивленно отвечает Белка. — Знаешь, сколько нам нужно грибов насушить к зиме! — С этими словами она срывает гриб, берет его в зубы, вскакивает на дерево и вешает в развилке между сучьями.

Бельчата тоже хватают по небольшому грибку и ловко влезают на дерево следом за матерью.

— Не хотите играть — и не нужно, — кричит им Барсучонок. — Я себе других товарищей найду! — И он бежит дальше.

Белка и бельчата неодобрительно смотрят ему вслед.

Барсучонок бежит по лесу.

Вдруг он видит Ежика. Свернувшись в клубок, Еж катится вниз по пригорку, потом взбирается вверх и опять скатывается. На спине у него целая груда наколотых листьев и сухой травы.

Удивительный почтальон — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

Чарушин Е. И. Рассказы о животных.

Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

“Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать”. Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.

В зоопарке их всех посадили в одну клетку – бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом – кто побольше, кто поменьше.

Читайте также:
Зоопарк — Бианки В.В., читать рассказ детям онлайн

Самый маленький – самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.

А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.

Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие – два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше – никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит – вниз съезжает.

Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит – лапы отдыхают.

Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.

Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

Вдруг опять кто-то закричал.

Орёт во всё горло, надрывается.

А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле – у клетки метла стояла.

Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.

Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

Дали ему опять соску.

Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь – все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

Медведь-рыбак

В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.

Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:

А чавыча – это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.

В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.

Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, – видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.

Ох, как много идёт рыбы!

А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».

Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:

А она изредка проплывёт – эта чавыча – огромный, драгоценный лосось.

Плывёт она по дну среди мелкой рыбы – горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.

А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто – хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.

И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.

Дикие рыбаки рыбачат.

Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.

Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.

Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.

Читайте также:
Как лечить удава — рассказ Григория Остера, читать детям онлайн

И хор птичий. И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.

Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.

Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло – дохлая.

Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.

Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.

Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.

Как удачно я выбрал место!

Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.

Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.

Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.

Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней.

Удивительный почтальон — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

Чарушин Евгений Иванович – отечественный художник и писатель. Свои замечательные рассказы для детского чтения он сопровождал собственными иллюстрациями.

Короткие рассказы о животных, написанные понятно и занимательно, полезно читать и пересказывать начинающим читателям, в том числе и особым детям. Предлагаем рассказы Чарушина о животных, понравившиеся нашим ребятам.

“Моя первая зоология”

Истории о жизни, повадках животных в природе.

Про лису

Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встаёт на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.

Собака

У Шарика шуба густая, тёплая. Он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки – просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, хозяйское добро стережёт, злых людей не пускает, за это его все любят да сытно кормят.

Кошка

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поёт, мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит. На всех фыркает, пыжится, топорщится.

Барсук

Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный еще. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
Пошел барсук на охоту – лягушек ловить. Под корнями во мху жуков искать. Поест, попьет, почавкает – да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору.

Кабан-секач

Это дикая свинья – кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает – ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечет, как топором, он клыками и волка убьет – будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.

Белка

Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть – шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок – прыг, скок – прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик – да с дерева на землю.
Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор – отравишься.

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!
Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, и в воду глядеться.

Читайте также:
Леденец — Носов Н.Н., читать рассказ детям онлайн

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днём спит.
Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали сову. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вот он, вот он, ночной разбойник, вот он сидит, пучеглазый!»

Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк – разбойник на охоту вышел.
Вы, собаки, громче лайте – волка пугайте! А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!

Кит – самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется – в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался.
Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались – ежик и удрал к себе обратно в лес.

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.
Стоит слон, будто серая гора высится: ноги, как брёвна, уши, как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

Белый медведь

Белый медведь – это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги теплая, ее мороз не прохватывет. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочем ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.
Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу – рыбу или моржонка, наестся и сразу заваливается спать, прямо тут же на льду.
А когда выспится, опять побредет. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.

Северный олень

На Севере снег да лед, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достает лишайник – ягель.
Чье молоко пьет на Севере человек? Оленье.
На чем ездит? На олене.
Чье мясо ест? Оленя.
Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Морж толстый, тяжелый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.
Нырнет глубоко под воду и пасется на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывает кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.

“Большие и маленькие”

Как мамы учат своих детёнышей выживанию в природе.

Утка с утятами

Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы, как лодочки, плавайте!
Ногами, как вёслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте.
А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!

Читайте также:
Строитель — Осеева В.А., читать рассказ детям онлайн

Зайчата

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, серенькие, здесь не увидит.
А бегать вам нельзя.
Кто на месте сидит, у того и следу нет. а следу нет – кто вас найдёт

Белка с бельчатами

На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай.
С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины – на берёзу, с берёзы – в куст, с куста – на землю.
По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку, и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай.
У вас, бельчат зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, – куда повернёшь, туда и полетишь.
Вот вы какие – ловкачи!

Медведица c медвежатами

А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.
Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.
А дичинка попадет ― и ей рады.

Волчица с волчатами

Волчатам волчица принесла еду.
Каждый еду к себе потянул.
Ворчат – рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.

Лиса с лисятами

Копай нору – подземный дом – глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять, – ты скорее в нору!
Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода – и в лес.
Только тебя и видели!

Рысь и рысенок

Ходи неслышно, ступай мягко – у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной – должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Желтые глаза – ночью видят.
Черные уши – далеко слышат.
Длинные ноги – осторожно ступают.

Мы читали рассказы о животных помногу раз и с большим удовольствием, рисовали иллюстрации. Надеемся, вам они тоже понравятся.

Литературная игра-викторина для младших школьников «Забавные животные династии Чарушиных»

Любовь Порошина
Литературная игра-викторина для младших школьников «Забавные животные династии Чарушиных»

«Забавные животные династии Чарушиных»Литературная игра-викторина для младших школьников.

Цели: 1. обобщить знания учащихся по произведениям Е. И. Чарушина;

2. развивать у детей навыки правильного и осознанного

чтения, память и внимание, наблюдательность;

3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: выставка книг писателя, карточки с цифрами 1, 2, 3 для каждой команды; разрезные картинки для мозаики, конверты с вопросами к рассказам, кроссворды для болельщиков, призы и грамоты для участников, жетоны, перфокарты с изображением следов животных, эмблемы или маски для игроков.

Подготовка: учитель готовит оборудование и презентацию в слайдах, дети рисуют рисунки о своих питомцах, читают рассказы писателя: «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Лисята», «Щур», «Волчишко». «Про Томку», «Кошка Маруська», «Гаяр», «Яшка», «Мишки». «Друзья», «Епифан», «Верный Трой».

1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и правил игры. – Добрый день, участники игры и зрители-болельщики!

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве замечательного писателя и художника Евгения Чарушина. Ребята разделились на 3 команды «Зайчата», «Лисята», «Бельчата». Игра состоит из нескольких туров. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победителем становится та команда, которая наберёт больше жетонов.

Первый тур – «Биография писателя»

(игроки используют сигнальные карточки для ответов на тестовые задания)

1. Из предложенных портретов писателей выбрать портрет Евгения Чарушина.

2. Е. Чарушин родился…

2) в 1901 году 3) в 1945 году

3. Назовите отчество писателя…

1) Иванович

4. Писатель родился …

1) в Архангельске

3) в Вятке (ныне Киров)

5. Чарушин писал в своих книгах…

2) о приключениях

3) о животных 6. Человека, рисующего животных, называют…

1) анималистом2) оптимистом

Читайте также:
Мой хитрый сынишка: Тетерева в лунках — Бианки В.В., читать рассказ детям онлайн

7. Сына писателя звали…

2) Никитка3) Ванюшка

Подводятся итоги 1 тура.

[/i]Второй тур – «Кто это?»

– Я буду называть имена главных героев книг писателя. Вы должны ответить мне, кто это и из какого рассказа.

Задания задаются командам по очереди.

1. Гаяр (охотничий пёс, «Гаяр»)

2. Епифан (кот, «Кот Епифан)

3. Томка (щенок, «Про Томку»)

4. Трой (бульдог, «Верный Трой»)

5. Яшка (ворон, «Яшка»)

6. Маруська (кошка, «Кошка Маруська»)

Подводятся итоги.

Третий тур – «Мозаика» Задание каждой команде – сложить заранее разрезанную на части картинку, а затем назвать героя, изображённого на ней.

(оценивается скорость и правильность выполнения задания)

1. Медвежата разбирают трубу из рассказа «Мишки».

2. Волчонок из рассказа «Волчишко».

3. Лисёнок в сапоге из рассказа «Лисята».

Разминка – физ. минутка. Игра на внимание «Утро – день – вечер – ночь»

«День» – дети бегают по кругу, «ночь» – замирают. «Вечер» – топают ногами, «утро» – хлопают в ладоши.

Четвёртый тур – «Скажите-ка мне…»

– Теперь мы с вами подробнее поговорим о рассказах Чарушина, посмотрим, насколько внимательно вы их прочли, что запомнили больше всего.

Названия рассказов: «Кошка Маруська», «Кот Епифан», «Про Томку», «Мишки», «Хитрая мама», «Яшка», «Верный Трой», «Щур», «Друзья». Команды выбирают по три рассказа, готовятся ответить на вопросы по ним в конвертах. (Первой выбирает команда, у которой больше жетонов). Пока команды готовятся, зрители разгадывают кроссворд.

– Как звали хозяина кошки? (Никита Иванович Пистончиков)

– Как кошка кормилась в лесу? (ловила птиц, мышей)

– Почему охотник принёс кошку обратно домой? (пожалел, потому что она стала зимой тощая-претощая, стал её кормить, как следует)

– Зачем ставят бакены на реке? (они показывают верную дорогу)

– Каким был кот Епифан? Опишите внешность, цвет глаз (белый, глаза разного цвета: один голубой, другой – жёлтый)

– Как кот ловил рыбу? (лапой, лёжа на бревне)

– Почему охотник из предложенных ему щенят выбрал именно Томку? (он начал искать отобранную у него деревяшку)

– Какая у Томки была любимая игрушка? (мячик)

– Как рябчиха обманула Томку? (прихрамывая, она отвела его от птенцов, а сама затем улетела)

– У кого жили медвежата? (у Прасковьи Ивановны, жены охотника)

– Где жили мишки в избе? (под лавкой, на тулупе)

– Как озорничали медвежата? (цыплят разгоняли, овец пугали, трубу по кирпичикам разобрали)

– По какому признаку мальчик опознал ворону, которая утащила цыплят? (у неё в хвосте два пёрышка были «совершенно белыми»)

– Что предложила сделать мама, чтобы перехитрить ворону? (подменить ей яйца: вместо вороньих положить куриные)

– Сколько дней ворона высиживала цыплят? (21 день)

– Кто такой Яшка? (ворон)

– Какую фразу произносил ворон человеческим голосом? («Дай Яшке горошку»)

– Как учат птиц говорить? (накрыть клетку с птицей платком, затем, не торопясь, повторить одну и ту же фразу раз двадцать, а то и тридцать).

– Какой породы был пёс? (бульдог)

– Почему, падая с четвёртого этажа, пёс не разбился? (он упал в мусорную яму)

– Что приспособили хозяева для передвижения Троя? (детский автомобильчик)

– Сколько животных жило в комнате у автора(4: малиновый щур, волчишко Прошка, дог Харлашка, чёрный кот Вася)

– С какой игрушкой любили играть животные? (мячик)

– Чем угощал животных писатель в рассказе? (кашей)

– Какие животные стали друзьями в рассказе? (лисёнок и щенок)

– Как звали животных? (лисёнок Васька и щенок Огарок)

– Почему охотник перестал стрелять в лесу из ружья? (друзья бегали рядышком)

Пятый тур – «Следы на снегу»

– Вспомните рассказы Е. Чарушина «Что за зверь? и «Друзья». В них главные герои долго не могли определить по следам, кто приходит к ним в гости. А знаете ли вы следы зверей? Предлагаю вашему вниманию три пары следов.

Каждой команде одинаковые картинки со следами. Задание – опознать, где, чьи следы.

Шестой тур – «Художники»

– Писатель стал художником, благодаря впечатлениям детства. Поездки, природа и охота так его переполняли, что не только словами, но и кистью он выражал всё, что хотелось передать. Его рисунки узнаешь без подписи. Больше всего он любил изображать звериных и птичьих малышей, трогательных и забавных.

Читайте также:
Время — Осеева В.А., читать рассказ детям онлайн

Он иллюстрировал не только свои произведения, но и книги других писателей – Бианки, Маршака, Снегирёва, Чуковского. (всего более 120 книг).

Игроки вспоминают детские стишки из книги С. Я. Маршака «Детки в клетке»,

проводится игра «Доскажи словечко»).

Разнообразную галерею живых портретов – зверей и птиц – создал Евгений Иванович в своих книгах. Его рисунки были на выставках в Лондоне, Париже, Копенгагене, Афинах, Софии, Пекине и других зарубежных городах. В 1965 году художник удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге.

– А сейчас угадайте, кто же ещё иллюстрировал книги о животных Г. Снегирёва, В. Бианки?.

– Перед вами обложка книги «Моя первая зоология» Е. Чарушина. А художник этой удивительной книги – Никита Чарушин, сын Евгения Чарушина, график-анималист. Родился в семье Е. Чарушина в 1934 г. Рисовать начал с 4 лет. Окончил Институт им. И. Репина. Работал в издательстве «Детская литература», в детских журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», оформлял книги для детей (их более 90). Художник награждён золотой медалью на Международном конкурсе искусства книги 1973 г. в Братиславе, участник выставок в Лейпциге, Берлине, Париже и многих других городах. В 2000 г. художнику присуждено звание Народный художник России. Никита Чарушин иллюстрировал книги о животных, о природе Сибири, Севера, тайги… Он объездил зоопарки многих стран мира, прошёл с собакой и ружьём среднерусские леса и болота, приуральскую и мурманскую тундру, изъездил степи и посетил все крупнейшие заповедники. Смотрел и рисовал, изучал и рисовал, восхищался и рисовал…

– А сейчас угадайте, кто автор и художник сказок «Приключение медвежонка» и «Лесная сказка»? О ком или о чём эти сказки? (ответы детей)

– Дочь художника Никиты Евгеньевича Чарушина, внучка Евгения Ивановича Чарушина Наталья Чарушина (Капустина) родилась в Ленинграде в 1964 году. С 1979 г. по 1983 год училась в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова. После окончания училища поступила в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который она окончила в 1990 году. Защитила дипломную работу, выполнив иллюстрации к книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». После окончания института работала в книге. В 1996 году вступила в Санкт-Петербургское отделение Союза Художников России. Участница многих Российских и международных выставок, имеет награды. Автор книг «Лесная сказка», «Приключение медвежонка» и др. Сейчас занимается иллюстрированием детских книг.

(обращение к выставке книг)

Финал – «Чарушинские зверята»

Наши ребята тоже отлично рисуют чарушинских животных к рассказам и сказкам. Может они тоже в будущем станут известными художниками?

(выставка рисунков и раскрасок учащихся)

[/i]Итоги, награждение команд. – Пришло время подвести итоги нашей игры

– Что нового вы узнали из рассказов Чарушина? (как звери и птицы учат своих детёнышей добывать пищу, как они охраняют их от опасностей)

– Чему же учат интересные и познавательные рассказы Чарушина? (любить животных, наблюдать за ними, бережно относиться к ним)

– Почему мы должны защищать животных и оберегать природу? (ответы детей)

Чарушин Е. И. Рассказы «Что за зверь?», «Удивительный почтальон».

Что за зверь?

Выпал первый снег.
И всё кругом стало белым.
Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять.
Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

“Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать”.

Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала.
День прошёл, ночь прошла. Настало утро.
Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил.
Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест.
Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел!
Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.

Читайте также:
Самое страшное — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню.
А Катя впереди всех.
Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь.
Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.

Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Удивительный почтальон

Мальчик Вася со своим папой поехал на дачу. А Васина мама осталась в городе: ей надо было ещё чего-то купить. Мама хотела приехать с покупками вечером.
Вот идёт поезд. Вася сидит в вагоне на скамейке рядом со своим папой и глядит в окно. А в окне бегут деревья, и заборы, и разные дома.
Напротив Васи на скамеечке тоже сидит мальчик, с часами на левой руке. Он везёт какую-то корзинку. Этот мальчик уже большой; ему, наверно, лет пятнадцать. Как поезд подъедет к станции, мальчик посмотрит на свои часы, запишет что-то карандашом в записной книжке, наклонится над своей корзиной, что-то вытащит из неё и выбежит из вагона. А потом снова придёт и сидит, в окно поглядывает.

Вася сидел-сидел, смотрел-смотрел на мальчика с корзиной, да вдруг как заплачет во весь голос! Он вспомнил, что свой велосипед дома забыл.
— Как же я без велосипеда-то? — плачет. — Я всю зиму думал, как по лесам на нём буду ездить.
— Ну-ну, не плачь, — сказал его папа. — Мама поедет и привезёт тебе велосипед.
— Да нет, не привезёт, — плачет Вася. — Она его не любит. Он скрипит…
— Ну, ты, паренёк, перестань, не плачь, — вдруг сказал мальчик с часами на руке. — Я тебе сейчас, устрою это дело. Я сам люблю ездить на велосипеде. Только он настоящий, двухколёсный. У вас есть дома телефон? — спрашивает он у Васиного папы.
— Есть, — отвечает папа. — Номер пять пятьдесят пять ноль шесть.
— Ну, так всё в порядке, — говорит мальчик. — Мы сейчас срочно отправим почтальона с письмом.

Он вытащил из кармана крохотную бумажную ленточку из тонкой папиросной бумажки и написал на ней: “Позвоните по телефону 5-55-06, передайте: “Маме надо взять на дачу Васин велосипед”. Потом вложил это письмо в какую-то блестящую маленькую трубочку, открыл свою корзинку.

А там, в корзине, сидит голубь — длинноносый, сизый.

Вытащил мальчик голубя и привязал к его ноге трубочку с письмом.
— Вот мой почтальон, — говорит. — Готов к полёту. Смотри.

И только поезд остановился на станции, мальчик посмотрел на часы, отметил время в своей записной книжке и выпустил голубя в окно.

Голубь как взлетит прямо вверх — только его и видели!

— Я сегодня учу почтовых голубей, — говорит мальчик. — На каждой станции выпускаю по одному и записываю время. Голубь полетит прямо в город, на свою голубятню. А там уж его ждут. А на этом, последнем, увидят трубочку, прочтут письмо и позвонят к вам на квартиру. Только бы его по пути ястреб не поймал.

И верно: Вася приехал на дачу, ждет-пождет маму — и вечером мама приехала с велосипедом. Получили письмо. Значит, не словил голубя ястреб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: