Беляк — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Михаил Пришвин: Беляк

Здесь есть возможность читать онлайн «Михаил Пришвин: Беляк» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1983, категория: Природа и животные / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Беляк: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Беляк»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Михаил Пришвин: другие книги автора

Кто написал Беляк? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Беляк — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Беляк», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Михаил Михайлович Пришвин

Прямой мокрый снег всю ночь в лесу наседал на сучки, обрывался, падал, шелестел.

Шорох выгнал белого зайца из лесу, и он, наверно, смекнул, что к утру черное поле сделается белым и ему, совершенно белому, можно спокойно лежать. И он лег на поле недалеко от леса, а недалеко от него, тоже как заяц, лежал выветренный за лето и побеленный солнечными лучами череп лошади.

К рассвету все поле было покрыто, и в белой безмерности исчезли и белый заяц и белый череп.

Мы чуть-чуть запоздали, и, когда пустили гончую, следы уже начали расплываться.

Когда Осман начал разбирать жировку, все-таки можно было с трудом отличать форму лапы русака от беляка: он шел по русаку. Но не успел Осман выпрямить след, как все совершенно растаяло на белой тропе, а на черной потом не оставалось ни вида, ни запаха.

Мы махнули рукой на охоту и стали опушкой леса возвращаться домой.

– Посмотри в бинокль, – сказал я товарищу, – что это белеется там на черном поле и так ярко.

– Череп лошади, голова, – ответил он.

Я взял у него бинокль и тоже увидел череп.

– Там что-то еще белеет, – сказал товарищ, – смотри полевей.

Я посмотрел туда, и там, тоже как череп, ярко-белый, лежал заяц, и в призматический бинокль можно даже было видеть на белом черные глазки. Он был в отчаянном положении: лежать – это быть всем на виду, бежать – оставлять на мягкой мокрой земле печатный след для собаки. Мы прекратили его колебание: подняли, и в тот же момент Осман, перевидев, с диким ревом пустился по зрячему.

Читайте также:
38 попугаев — рассказ Григория Остера, читать детям онлайн

Беляк

  • 120

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • txt
  • epub
  • rtf
  • mobi

Аннотация

Прямой мокрый снег всю ночь в лесу наседал на сучки, обрывался, падал, шелестел.

Шорох выгнал белого зайца из лесу, и он, наверно, смекнул, что к утру черное поле сделается белым и ему, совершенно белому, можно спокойно лежать. И он лег на поле недалеко от леса, а недалеко от него, тоже как заяц, лежал выветренный за лето и побеленный солнечными лучами череп лошади.

К рассвету все поле было покрыто, и в белой безмерности исчезли и белый заяц и белый череп.

Мы чуть-чуть запоздали, и, когда пустили гончую, следы уже начали расплываться.

Когда Осман начал разбирать жировку, все-таки можно было с трудом отличать форму лапы русака от беляка: он шел по русаку. Но не успел Осман выпрямить след, как все совершенно растаяло на белой тропе, а на черной потом не оставалось ни вида, ни запаха.

Мы махнули рукой на охоту и стали опушкой леса возвращаться домой.

– Посмотри в бинокль, – сказал я товарищу, – что это белеется там на черном поле и так ярко.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • В архив
  • 41990
  • 3
  • 1

СОТНЯ. После опустошительной атомной войны спасшиеся остатки человечества живут на космических .

Сотня. Трилогия (ЛП)

  • Читаю
  • В архив
  • 40498
  • 19
  • 6

Моей матери и памяти моего отца .

Цветы для Элджернона

  • Читаю
  • В архив
  • 54757
  • 3
  • 6

1 – Девушка с татуировкой дракона. Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не дает пок.

Миллениум. Тетралогия. (ЛП)

  • Читаю
  • В архив
  • 40303
  • 5

Америка превратилась в ад. Из секретной лаборатории вырвался на свободу опаснейший вирус. Умерли.

Противостояние

  • Читаю
  • В архив
  • 93177
  • 23
  • 1

Библия секса Предисловие переводчика к русскому изданию Эта пронзительно откровенная книга написа.

Библия секса

  • Читаю
  • В архив
  • 73332
  • 10
Hygge. Секрет датского счастья

Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга “Беляк” Пришвин Михаил Михайлович небезосновательно привлекла твое внимание. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Отличный образец сочетающий в себе необычную пропорцию чувственности, реалистичности и сказочности. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Приятно окунуться в “золотое время”, где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. “Беляк” Пришвин Михаил Михайлович читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 120

Новинки

  • 2

33 размышления-эссе Дмитрия Быкова о поэтическом пути, творческой манере выдающихся русских поэто.

Конспект ООД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Рощупкина Юлия
Конспект ООД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Читайте также:
Полянка в лесу — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Технологическая карта занятия

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: ознакомление со рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб» посредством выразительного чтения и проведения дидактической игры с использованием ИКТ оборудования

обучающие: ознакомить с произведением М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Выяснить понимание содержания рассказа.

развивающие: формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа. Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность).

воспитывающие: воспитывать доброе отношение к жителям леса. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга. Воспитывать интерес к книге.

Дополнительные задачи: набрать большее количество фишек и победить.

Словарная работа: копуля, обомлела.

Планируемый результат занятия: ознакомились с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб» посредством выразительного чтения и проведения дидактической игры с использованием ИКТ оборудования

Подготовительная работа: исп. художественного слова (загадка, пословица, создание дидактической игры, сюрпризный момент (конверт, люлька, фишки.

Материалы и оборудование: хрестоматия для детей подготовительной группы, ИКТ оборудование, ноутбук.

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно – мотивационный этап (1-2 мин) Создание мотивации к занятию.

Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию (умение работать индивидуально, коллективно для достижения общей цели) Приветствие.

Загадка: Белки в нём живут и волки, в нём растут дубы и ёлки высоченны – до небес! Называют его. (Лес)

Вы знаете, что в лесу каких только чудес не бывает. Вот вчера Старичок-Лесовичок оставил такую чудесную книгу. Я ее для вас принесла. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на картинке? Кто на ней изображен? Сегодня мы прочитаем один рассказ, называется он «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе (портрет М. Пришвина) Словесный,наглядный: показ с называнием. Здороваются.

Дети отвечают на загадку.

Слушают педагога, отвечают на вопросы Привлечение внимания, внутренняя мотивация и деятельность

2. Основной этап (10 мин)

2.1. Этап постановки проблемы Подвести к прочтению. Обозначить проблему. И сегодня мы познакомимся с произведением М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».

(Показать картинку художника Геннадия Соколова)

Нам встретятся незнакомые слова:

копуля – это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.

обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.

Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.Словесный: образец речи Внимательно слушают Расширение кругозора детей

2.2. Этап ознакомления с материалом Развивать мыслительные операции, внимание, память. Первичное восприятие

Словесный: чтение Слушают рассказ Любознательность и активность.

2.3. Этап практического решения проблемы Совершенствовать навыки детей давать ответы полными предложениями;

упражнять в умении сравнивать, обобщать.

Соблюдать технику безопасности;

развивать образные движения посредством игры;

поощрять желание участвовать в совместном труде. Понравился вам рассказ? Какие грибы и ягоды принёс охотник Зиночке?

Какие названия трав вы запомнили? Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? А хлеб есть полезно? В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?

Читайте также:
Медведь-рыбак — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

Молодцы, какие вы! А теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!

Игра на ИКТ (техника безопасности «Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) Словесный, наглядный, продуктивный Отвечают на вопросы, проявляют инициативу, смекалку. Осознание себя как участника творческого познавательного процесса

3. Заключительный этап (2-3 мин)Рефлексия: провести анализ всего занятия, сделать выводы, ответить на вопросы Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб).

А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М. М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я прочитаю вам новый рассказ. Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?

Ребята, вы молодцы! Мне было очень интересно с вами. Вы постарались и выполнили все задания.Словесный:

Вопросы, ответы, беседа.

Групповая форма работы Отвечают на вопросы воспитателя, анализируют Дети сделали вывод и положительно оценили проделанную работу

Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Домашние птицы» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» Задачи: – учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; – расширять словарь по теме “Осень”; – развивать умение образовывать.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Произведения Михаила Пришвина» “ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ПРИШВИНА”- ко дню рождения Михаила Михайловича Пришвина. Цель: Вспомнить с детьми рассказы Михаила Пришвина, любимые.

Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Говорящий грач

В книгу входят рассказы, рекомендованные школьной программой: “Ярик”, “Первая стойка”, “Этажи леса”, “Лоси” и др.

Читайте также:
Живая шляпа — Носов Н.Н., читать рассказ детям онлайн

Моя Родина – (Из воспоминаний детства) 1

Вася Весёлкин 1

Говорящий грач 3

Луговка – (Рассказ старого лесника) 4

Ребята и утята 5

Предательская колбаса 8

Первая стойка 8

Ужасная встреча 9

Глоток молока 10

Как я научил своих собак горох есть 10

Как Ромка переходил ручей 10

Охота за бабочкой 10

Пиковая дама 11

Наш сад – (Рассказы старого садовника) 13

Остров спасения 14

Лесной хозяин 14

Дедушкин валенок 15

М. М. Пришвин
Говорящий грач
Рассказы

Моя Родина
(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.

Перепёлку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить Муравьёв на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Вася Весёлкин

Когда снег весной сбежал в реку (мы живём на Москве-реке), на тёмную горячую землю везде в селе вышли белые куры.

– Вставай, Жулька! – приказал я.

И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых чёрных пятнышках.

Я пристегнул карабинчиком к ошейнику длинный поводок, намотанный на катушку, и начал Жульку учить охоте (натаскивать) сначала по курам. Учение это состоит в том, чтобы собака стояла и смотрела на кур, но не пыталась бы курицу схватить.

Вот мы и пользуемся этой потяжкой собаки для того, чтобы она указывала место, где спряталась дичь, и не совалась за нею вперёд, а стояла. Такое поведение собаки называется у охотников стойкой: собака стоит, а он сам стреляет или накрывает сеткой дичь.

Читайте также:
Кто? — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

Непонятная сила, влекущая собаку к курице, у охотников называется потяжкой. Только не надо думать, что собаку тянет желание полакомиться курицей или какой-нибудь другой птицей. Нет, её тянет страстное желание остановить в самом движении всё живое, всё способное двигаться, бежать, плыть, летать.

Вот так и вышли на чёрную горячую землю белые куры, и Жульку к ним потянуло. Медленно приближаясь, Жулька остановилась перед одной курицей в двух или трёх метрах. Когда же она так сделала стойку, я перестал отпускать поводок и крепко зажал его в руке. Постояв некоторое время, Жулька сунулась, чтобы схватить курицу, и та с криком взлетела, а я так сильно дёрнул за поводок, что Жулька опрокинулась на спину.

Так сурово, для острастки, я поступил только раз.

– Лежать! – крикнул я в следующий раз, когда она опять сунулась.

И она, приученная к “лежать!” ещё зимой в комнате, легла.

И пошло так у нас изо дня в день, и в какую-то одну неделю я натаскал Жульку отлично по курам. Свободно пуская собаку, я иду по деревне, она делает стойку по курице и одним глазом глядит на неё, а другим следит за мной: как только я начну выходить из её поля зрения, она бросает курицу и бежит ко мне.

Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. Мы живём на берегу Москвы-реки, повыше Рублёвского водохранилища, обеспечивающего Москву-столицу питьевой водой. Чтобы не загрязнять воду, у нас в деревне запрещено держать водоплавающую птицу. И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей.

Вот и не могу сейчас сказать, по какому это праву он их держит и почему никто не вступится за чистоту московской питьевой воды. Думаю, скорее всего, люди в колхозе были очень заняты, им было не до гусей, да и гусиный хозяин, может быть, неплохой был человек, ни с кем не ссорился – вот и терпели гусей до поры до времени. Я и сам совсем забыл об этих гусях и спокойно шёл, пуская Жульку свободно бегать перед собою справа налево и обратно, слева направо.

Ничего худого не подозревая, мы вышли в конце деревни в прогон к реке. Небольшой холмик разделял нас от реки, и по нему кверху поднималась по травке белая тропка – след больших и маленьких человеческих ног, босых и обутых. Жулька пустилась вверх по этой тропе. На мгновенье она показалась мне вся вверху на фоне голубого неба. У неё была поза именно такая напряжённая, как бывает у собаки на стойке. Не успел я ей крикнуть своё обычное “лежать!”, как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по другой, невидимой мне, стороне холма. Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев такое, будто бабы на помосте вальком лупили бельё.

Я бежал наверх и вслед за ударами сердца своего повторял про себя:

Это потому я так испугался, что очень много в своей жизни страдал. Задерёт собака какую-нибудь животину, и ничем не откупишься: так изругают, так осрамят, что весь сморщишься, как сушёный гриб.

Добежав до вершины холма, я увидал зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся. Смятение было ужасающее: гусиное гоготанье, хлопанье крыльев, пух гусиный, летающий в воздухе.

Читайте также:
Гуси — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

Звук моего свистка и крики были совершенно бессильны: настигнув одного гуся, Жулька пускала из него пух, а гусь, подстёгнутый щипком, набирал силу и, помогая себе крыльями, частью водой, частью по воздуху уклонялся от второго щипка. Тогда Жулька повёртывалась к другому гусю, пускала пух из него…

Пух, как снег, летел над рекой.

Ужасно было, что в разлив воды ещё невозможно было сделать обычные мостки через реку, и я не мог приблизиться хоть сколько-нибудь к месту действия: всё происходило на самой середине широко разлившейся Москвы-реки.

Всех гусей было восемь. Я не только успел всех сосчитать, но положение каждого гуся представлял себе, как представляет полководец положение всех частей его войска. У меня вся надежда была на гусей – что какой-нибудь гусак, раздражённый наконец, озлится и сам попробует Жульку щипнуть. Она такая трусиха! Если бы хоть один гусь сделал такую попытку! Жулька бы немедленно пустилась ко мне под защиту от клюва храброго гуся…

Говорящий грач — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.

Перепёлку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить Муравьёв на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Вася Весёлкин

Когда снег весной сбежал в реку (мы живём на Москве-реке), на тёмную горячую землю везде в селе вышли белые куры.

Читайте также:
Гусь и журавль — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

— Вставай, Жулька! — приказал я.

И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых чёрных пятнышках.

Я пристегнул карабинчиком к ошейнику длинный поводок, намотанный на катушку, и начал Жульку учить охоте (натаскивать) сначала по курам. Учение это состоит в том, чтобы собака стояла и смотрела на кур, но не пыталась бы курицу схватить.

Вот мы и пользуемся этой потяжкой собаки для того, чтобы она указывала место, где спряталась дичь, и не совалась за нею вперёд, а стояла. Такое поведение собаки называется у охотников стойкой: собака стоит, а он сам стреляет или накрывает сеткой дичь.

Непонятная сила, влекущая собаку к курице, у охотников называется потяжкой. Только не надо думать, что собаку тянет желание полакомиться курицей или какой-нибудь другой птицей. Нет, её тянет страстное желание остановить в самом движении всё живое, всё способное двигаться, бежать, плыть, летать.

Вот так и вышли на чёрную горячую землю белые куры, и Жульку к ним потянуло. Медленно приближаясь, Жулька остановилась перед одной курицей в двух или трёх метрах. Когда же она так сделала стойку, я перестал отпускать поводок и крепко зажал его в руке. Постояв некоторое время, Жулька сунулась, чтобы схватить курицу, и та с криком взлетела, а я так сильно дёрнул за поводок, что Жулька опрокинулась на спину.

Так сурово, для острастки, я поступил только раз.

— Лежать! — крикнул я в следующий раз, когда она опять сунулась.

И она, приученная к «лежать!» ещё зимой в комнате, легла.

И пошло так у нас изо дня в день, и в какую-то одну неделю я натаскал Жульку отлично по курам. Свободно пуская собаку, я иду по деревне, она делает стойку по курице и одним глазом глядит на неё, а другим следит за мной: как только я начну выходить из её поля зрения, она бросает курицу и бежит ко мне.

Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. Мы живём на берегу Москвы-реки, повыше Рублёвского водохранилища, обеспечивающего Москву-столицу питьевой водой. Чтобы не загрязнять воду, у нас в деревне запрещено держать водоплавающую птицу. И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей.

Вот и не могу сейчас сказать, по какому это праву он их держит и почему никто не вступится за чистоту московской питьевой воды. Думаю, скорее всего, люди в колхозе были очень заняты, им было не до гусей, да и гусиный хозяин, может быть, неплохой был человек, ни с кем не ссорился — вот и терпели гусей до поры до времени. Я и сам совсем забыл об этих гусях и спокойно шёл, пуская Жульку свободно бегать перед собою справа налево и обратно, слева направо.

Ничего худого не подозревая, мы вышли в конце деревни в прогон к реке. Небольшой холмик разделял нас от реки, и по нему кверху поднималась по травке белая тропка — след больших и маленьких человеческих ног, босых и обутых. Жулька пустилась вверх по этой тропе. На мгновенье она показалась мне вся вверху на фоне голубого неба. У неё была поза именно такая напряжённая, как бывает у собаки на стойке. Не успел я ей крикнуть своё обычное «лежать!», как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по другой, невидимой мне, стороне холма. Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев такое, будто бабы на помосте вальком лупили бельё.

Читайте также:
Латка — Бианки В.В., читать рассказ детям онлайн

Я бежал наверх и вслед за ударами сердца своего повторял про себя:

Это потому я так испугался, что очень много в своей жизни страдал. Задерёт собака какую-нибудь животину, и ничем не откупишься: так изругают, так осрамят, что весь сморщишься, как сушёный гриб.

Добежав до вершины холма, я увидал зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся. Смятение было ужасающее: гусиное гоготанье, хлопанье крыльев, пух гусиный, летающий в воздухе.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Говорящий грач

  • Стремительный русак
  • Орел

Рассказ Михаила Пришвина «Говорящий грач»

Михаил Михайлович Пришвин работал в жанре прозы в малых формах – это короткие лаконичные рассказы. Иногда его произведения можно было назвать развёрнутыми анекдотами, когда писатель брался описывать какую-либо комичную ситуацию. Ярким примером может служить «Говорящий грач». Это увлекательный рассказ можно охарактеризовать и как комичный, ироничный, одновременно очень грустный и предельно честный.

Содержание рассказа

Существует мнение, что это произведение для детей основано на реальных событиях. История ведётся от первого лица. Пришвин рассказывает о голодных временах. В год описываемых событий у писателя из еды был лишь мешок гречки. Сразу обращает на себя внимание настроение автора – он не драматизирует эту ситуацию, а просто и спокойно повествует о непростых временах. Возможно, это голодное военное время, или послевоенный год. Читателю остаётся только строить догадки.

И вот каждый день автор питался только гречневой кашей, а тут повадился к нему галчонок прилетать на окошко. Наш герой каждый раз угощал птичку горсткой гречки. А пока новый пернатый друг клевал зёрнышки каши, он пытался научить птицу говорить. Известно, что грачи, как и некоторые другие птицы (в том числе попугаи), умеют подражать человеческому голосу, запоминать небольшие короткие фразы и воспроизводить их, порою совсем не к месту. Герой всё время спрашивал у птицы, хочет ли он каши, надеясь, что грач, в конце концов, ответит – хочу. Но птица упорно молчала, так что автор вскоре забросил ученье.

Пришла осень. С удивлением и огорчением герой заметил, что гречневая крупа у него пропала – обокрали рассказчика да «под чистую», даже огурец последний унесли. Этот факт ещё раз показывает, как тяжело жилось в тот год не только писателю, но и остальным горожанам. Совсем худо было, наверняка, раз отважился кто-то украсть у автора последнюю еду.

В эту ночь не смог уснуть главный герой – голод не давал. Утром заметил, что лицо позеленело. И вдруг, прилетел грач на окошко! Только мысли совсем другие завладели автором, и он об этом честно пишет: не угостить вознамерился он птицу, а подумал, что галчонок – это еда, настоящее мясо. Грустно читать эти строки, тем более, когда знаешь, как любил природу, животных, птиц сам Пришвин.

Галчонок улетел от героя на дерево, и тот в отчаянии полез за ним. Птица выше прыгает по веткам – и наш герой выше. И тут неожиданно птица произносит фразу, которую так часто повторял автор, потчуя птицу гречкой: «хочешь кашки, дурашка». Нам доподлинно неизвестно, чем закончилась история, но услышав свою фразу от птицы, вряд ли герой захотел бы съесть её, как бы голодно ему не было в этот момент.

Читайте также:
Удивительный почтальон — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

Главная мысль рассказа

Сложно определить какую-либо центральную мысль рассказа. Скорее это не очень весёлая, хоть и довольно забавная история. Зато искренняя и душевная.

Читатель знакомится с главным героем и буквально с двух строчек понимает, какой он добрый, внимательный и щедрый. Имея только мешок с гречкой, он подкармливает птицу, а чтобы не впадать в уныние, развлекает себя «дрессировкой» пернатого друга. Но даже доброе сердце может предать человека, когда он оказывается на грани жизни и смерти. Вот-вот и птица могла бы стать обедом изголодавшего измождённого человека.

Но финал рассказа говорит нам, что всё-таки доброта и любовь, то есть высокие душевные качества, могут победить голод, физические потребности. Нужно лишь только напомнить человеку, кто он есть на самом деле, как это сделал грач, произнеся фразу нашего героя.

Любите окружающий мир, будьте щедрыми, добрыми и внимательными – вот главный посыл не только этого рассказа, но и всего творчества Михаила Михайловича Пришвина.

Читайте рассказ про «Говорящего грача» вместе с детьми онлайн на нашем сайте, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Расскажу случай, какой был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот бывало прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю:

— Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: «Кашки хочешь, дурашка?» — он сказал бы: «Хочу».

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

— Ну, ладно! — рассердился я и забросил ученье.

К осени случилась со мной беда: полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половина огурца была на тарелке, и ту унесли! Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел — лицо все зеленое стало.

Стук, стук! — кто-то в окошко.

На подоконнике грач долбит в стекло.

«Вот и мясо!» — явилась у меня мысль.

Открываю окно — и хвать его. А он — прыг от меня на дерево. Я — в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше — и на самую макушку. Я туда не могу, очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

Говорящий грач — Пришвин М.М.

Рассказ о том, как автор подкармливал грачонка гречневой крупой и каждый раз ему говорил: «Кашки хочешь, дурашка?» Тогда был очень голодный год. Как-то по осени автор хотел поймать грача чтобы съесть, а тот ему говорит: «Кашки хочешь, дурашка?»

Говорящий грач читать

Расскажу случай, который был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю;

– Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: «Кашки хочешь, дурашка?», он сказал бы: «Хочу».

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

– Ну ладно, – рассердился я и забросил ученье.

Читайте также:
Кошка Маруська — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

К осени случилась со мной беда. Полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половинка огурца была на тарелке, и ту унесли. Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел, лицо все зеленое стало.

“Стук, стук!” – кто-то в окошко.

На подоконнике грач долбит в стекло.

“Вот и мясо!” – явилась у меня мысль.

Открываю окно – и хвать его! А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу; очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

– Хо-чешь, каш-ки, ду-раш-ка?

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 11

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 866 раз(а)

Другие рассказы Пришвина

Выскочка — Пришвин М.М

Рассказ про охотничью собачку Вьюшку, у которой сороки повадились отбирать косточки. Они действовали сообща: одна отвлекает собаку, а другая ворует кость. Но одна сорока решила действовать в одиночку и поплатилась за это.…

Дедушкин валенок — Пришвин М.М.

Рассказ про деда Михея, у которого были «вечные» валенки, которые он бесконечно заштопывал и носил очень много лет. А когда они совсем расползлись в труху, птички растаскали войлок на гнезда. Дедушкин валенок…

Журка — Пришвин М.М.

Рассказ про молодого журавля, который жил у автора. У него были подрезаны крылья, и он везде ходил пешком за женой автора, а ребята на болоте ловили ему лягушек. Журка читать Раз было…

Все рассказы Пришвина

Рекомендуем Вам прочитать

Медведь — Пришвин М.М.

Автор был на севере в местах, где много медведей. Ему очень хотелось увидеть медведя, он его долго выслеживал, но оказалось, что это медведь за ним следил. Медведь читать Многие думают, будто пойти…

Золотой луг — Пришвин М.М.

Рассказ про двух братьев, которые часто играли одуванчиками – неожиданно дули им в лицо. Понаблюдав за полем одуванчиков, они заметили, что цветы закрываются на ночь спать, а утром опять открываются. Золотой луг…

Кладовая солнца — Пришвин М.М.

Это были военные годы. Брат с сестрой, оставшись сиротами, сами вели хозяйство. Весной они пошли на болото за прошлогодней клюквой, с ними там произошло много происшествий. Кладовая солнца читать СКАЗКА-БЫЛЬ I В…

  • Бианки В.В. (22)
  • Житков Б. (7)
  • Чарушин Е.И. (37)
  • Драгунский В.Ю. (10)
  • Носов Н.Н. (33)
  • Осеева В.А. (27)
  • Остер Г.Б. (21)
  • Пермяк Е.А. (22)
  • Пришвин М.М. (37)
  • Сетон-Томпсон Э. (2)
  • Толстой Л.Н. (15)
  • Ушинский К.Д. (47)
  • Зощенко М.М. (19)

Рассказы по возрасту:

Рассказы по интересам:

Волк и семеро козлят — русская народная сказка

Лиса и козел — русская народная сказка

Скорый гонец — русская народная сказка

Волшебная дудочка — русская народная сказка

Телефон — Носов Н.Н.

Живая шляпа — Носов Н.Н.

Тук-тук-тук — Носов Н.Н.

Метро — Носов Н.Н.

Совушка — русская народная песенка

Кораблик (сборник Игрушки) — Агния Барто

Кошка и курочка — русская народная песенка

Федорино горе — Чуковский К.И.

  • О проекте
  • Правообладателям

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: