Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Как подать апелляцию на результаты ЕГЭ

Но иногда на результат влияют не только знания. Когда я сдавал экзамен, в аудитории сломался принтер, компьютер неправильно распознал цифру, а эксперты сняли балл за ответ, который я считал правильным. Я посоветовался с репетитором, прочитал положение о проведении экзамена и отчеты предметных комиссий — и подал апелляцию.

Как проходит ЕГЭ

Средний балл поступивших в ВШЭPDF, 1,3 МБ

Каждый экзамен длится от 3 часов до 3 часов 55 минут. С собой можно взять черные гелевые ручки, паспорт, воду, перекус и, если нужно, лекарства — для этого придется показать справку от врача. Бумагу для черновиков дадут на месте.

В каждом экзамене две части. В первой надо решить простой пример, отметить верные утверждения или написать слово. Этот блок проверяет компьютер. Во второй части надо ответить на вопросы, составить план, написать сочинение или эссе. Ее проверяют эксперты — школьные учителя, которые прошли специальные курсы и получили допуск к проверке работ. Исключений два: в базовой математике 20 заданий с кратким ответом, в иностранных языках — четыре раздела и говорение.

Каждую работу независимо друг от друга проверяют два эксперта, при большой разнице в баллах подключается третий.

Результаты экзаменов можно оспорить при помощи апелляции. Она бывает двух видов: о нарушении порядка проведения экзамена и о несогласии с выставленными баллами.

Вы пишете экзамен, а соседи разговаривают и отвлекают. Магнитофон плохо работает, и вы не слышите задания. Все, что мешает сосредоточиться на заданиях, — это нарушение порядка проведения ЕГЭ .

Чтобы подать апелляцию о нарушении порядка проведения экзамена, надо написать заявление члену государственной экзаменационной комиссии. Он работает на каждом пункте проведения экзамена — ППЭ . Обратитесь к любому организатору: во время экзамена кто-то из них всегда сидит в коридоре и сможет отвести вас к нужному человеку.

Комиссия просмотрит записи с камер наблюдения и опросит организаторов. Если камер наблюдения нет или они не работают, это тоже повод для апелляции.

Если комиссия признает вашу правоту, работу аннулируют, а экзамен разрешат пересдать. Пересдача обычно проходит через две недели после экзамена, в конце июня или первых числах июля. Это резервные дни, когда ЕГЭ сдают выпускники прошлых лет. Если апелляцию отклонят, сданную работу доделать не позволят, поэтому лучше закончить ее вопреки шуму и другим обстоятельствам.

Другой вариант апелляции — оспорить результаты экзамена после их объявления. Бывает, что компьютер не распознает бланк — тогда в личном кабинете его нет или на его месте чистый лист. Бывает, что какие-то ответы компьютер распознает неправильно. Ошибиться могут и эксперты. Если вы несогласны с результатами, это повод обратиться в конфликтную комиссию, чтобы работу оценили заново.

Я подавал апелляцию на результаты экзамена по обществознанию — во второй части не согласился со снятым баллом. В эссе нужно было привести примеры минимум из двух источников, а эксперты решили, что Тереза Мэй, Адольф Гитлер и «1984» Оруэлла — это одно и то же.

Как комиссия проверяет работу

Конфликтная комиссия проверяет работу полностью, даже если вы несогласны с одним вопросом. Помните, что баллы могут не только повысить, но и понизить, поэтому подавайте апелляцию, только если вы полностью уверены в своей правоте. Чтобы снизить риск, сначала посоветуйтесь с учителем или репетитором и максимально точно перескажите им все задания.

Бесполезно жаловаться на структуру и содержание заданий и на оценивание первой части, если речь не об ошибке распознавания. Если экзамен не зачли из-за неправильного оформления работы или плохого поведения, это тоже оспорить не получится. Также во время экзамена нельзя писать на бланке свои имя и фамилию: ответы не проверят и апелляцию не примут. Зато можно попросить объяснить каждый балл.

Если хочется доказать комиссии свою правоту, нужны серьезные источники: законы, научные труды и учебники, которые одобрило Министерство образования. Поэтому на справочник Баранова по обществознанию ссылаться обычно бессмысленно, а школьный учебник по истории или Конституция РФ сойдут.

Как подать апелляцию

Апелляции о несогласии с баллами принимают в течение двух дней после официальной даты публикации результатов, не считая воскресенья и праздников. Чаще всего результаты выкладывают раньше, но дни все равно считают от официальной даты. Например, в 2018 году результаты ЕГЭ по литературе и физике появились второго июля, а официальной датой было четвертое. Апелляцию можно было подать пятого или шестого.

Чтобы подать апелляцию, надо написать заявление в конфликтную комиссию. Обычно она находится в одной из школ в центре города, адрес можно найти на сайте регионального центра обработки информации — РЦОИ .

В комиссии зарегистрировали заявление, назначили день и время апелляции, рассказали о процедуре, поставили подпись на моей копии. Меня также попросили выбрать форму рассмотрения апелляции: в присутствии апеллянта, в присутствии законного представителя или заочно. Как мне объяснили, родитель или учитель может зайти вместе с апеллянтом и помочь ему доказать свою правоту. Я не стал пользоваться этой возможностью, потому что ошибка экспертов казалась очевидной.

Апелляцию рассматривают четыре рабочих дня, в это время ее можно отозвать. На пятый день обычно проходит заседание.

Как проходит заседание

Мою апелляцию рассматривали там же, где принимали заявление. Перед началом заседания нужно зарегистрироваться и найти аудиторию, поэтому приезжать стоит за десять-пятнадцать минут до назначенного времени. Не забудьте паспорт. Если опоздаете, апелляцию рассмотрят в ближайшее свободное время, не придете — заочно. Результаты появятся на сайте с результатами ЕГЭ .

Читайте также:
Безопасность ребенка в интернете: виды угроз в сети, советы родителям, программы для обеспечения контроля.

По правилам каждому апеллянту дают 20 минут, чтобы доказать свою правоту. Но, по моему опыту, если не уложитесь в этот срок, вас вряд ли выгонят: человек передо мной говорил с комиссией почти полчаса. Поэтому может оказаться, что придется немного подождать. Тут как повезет: всем назначают точное время рассмотрения, но своей очереди я ждал почти полчаса. При этом я сам и еще один человек передо мной уложились в 10 минут.

В аудиторию меня позвал глава комиссии. У меня еще раз проверили паспорт, показали распечатки моих бланков и спросили, точно ли они мои. После попросили проверить бланки, которые оценивал компьютер. Это формальность, но я все равно внимательно сравнил ответы — и обнаружил, что в одном из них компьютер прочитал «15» вместо «25». К сожалению, ошибка компьютера пришлась на неправильный ответ, поэтому баллов мне это не добавило.

С другой ошибкой было проще: комиссия признала, что эксперты погорячились с источниками, и вернула снятый балл.

Оба исправления внесли в протокол. Председатель комиссии прочитал решение и попросил его подписать. Подпись в решении комиссии подтверждает ваше присутствие, а не согласие с результатом апелляции. Если откажетесь, комиссия составит акт, а решение все равно вступит в силу.

Если вы несогласны с конфликтной комиссией, ее решение можно оспорить в Москве. Сроки и условия те же: подать заявку надо в течение двух рабочих дней, а рассмотрят ее в течение четырех. Я ничего не оспаривал, и результаты моих экзаменов обновились через два дня после заседания.

Тестовые баллы обычно выше первичных в полтора-два раза. Один первичный балл, который я вернул на апелляции, добавил два балла к официальному результату экзамена, и вместо 83 баллов я получил 85.

К сожалению, этого все равно не хватило, чтобы поступить в мой вуз на бюджет. Но я хотя бы попытался.

Апелляция. Что важно знать?

Началась сдача ЕГЭ и в скором времени появятся первые результаты. Кто-то из выпускников увидев их вздохнет с облегчением, а кто-то посчитает, что на самом деле он заслуживает большего, и оценка выставленная проверяющими не отражает его реального уровня знаний. Что в этом случае делать?

Ответ лежит на поверхности – выпускники, которые хотят оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции – процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит это делать или нет в конечном итоге личное дело каждого. С одной стороны, это, конечно, дополнительный стресс и риск. Но иногда один-два дополнительных балла могут стать решающими при поступлении в вуз и поэтому всегда находятся те, кто готов идти до конца.

В каких случаях можно подать апелляцию?

Таких случаев два. Первое – это оспаривание самой процедуры проведения экзамена, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно.

Второй вариант – оспаривание баллов, полученных на ЕГЭ. Рассмотрим каждый из перечисленных выше вариантов чуть подробнее.

Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ

В этом случае апелляцию нужно подать сразу же после окончания экзамена, причем до того момента, как ученик покинул класс. Написать заявление требуется в двух экземплярах – первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй – остается у выпускника. При этом необходимо проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение.

Заявление должно быть также зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным представителям.
В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив – решить, что они беспочвенные. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ – для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция при несогласии с результатами ЕГЭ

В этом случае апелляционное заявление должно быть подано в течение двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии, а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена отметка, что оно составлено по форме и принято к рассмотрению.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или законных представителей).

На апелляции ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что, к примеру, отсканированная работа с ответами принадлежит ему. Члены комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура, как правило, занимает не более 20 минут на одного ученика. По ее итогам комиссия может вынести следующие решения:
– отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
– удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки. При этом следует помнить, что баллы могут быть пересмотрены как в ту, так и другую сторону (увеличены или уменьшены).

Читайте также:
Подросток 13-15 лет совсем не хочет учиться - действенные советы психолога

Что важно сделать до апелляции?

В первую очередь, необходимо по максимуму освежить в памяти свою работу, чтобы иметь аргументы для отстаивания собственной точки зрения.

Следует также внимательно ознакомиться с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ – они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение.

Немаловажным является и тот факт, что по каждому пункту, с которым вы не согласны, необходимо заранее сформулировать точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор носил предметный характер, и вы могли бы пояснить, почему сделали именно так, а не по-другому. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, всегда выглядит более веско.

Как вести себя на апелляции?

Здесь можно посоветовать следующее:
Первое: отправляйтесь на апелляцию с кем-то из родителей или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.

Второе: настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить результат без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права – заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.

Третье: не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.

Четвертое: не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по большому счету, уже нечего.

Пятое: не бойтесь апелляции. Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свои интересы. Помните, что значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять набранные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако общая статистика говорит о том, что повышают баллы обычно чаще, чем снижают.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Пленум ВС утвердил правила обжалования по гражданским делам

Пленум ВС принял постановления об апелляционном и кассационном производстве по правилам ГПК в судах общей юрисдикции. Пленум научил считать сроки для обжалования и разъяснил последствия их пропуска, рассказал, какие обстоятельства станут основанием для отмены решения, и детализировал правило о высшем юридическом образовании для представителей. Подробности перечисленных разъяснений – в наших традиционных карточках.

Новые постановления Пленума заменяют собой действующие правила 2012 года. Поэтому с сегодняшнего дня перестают действовать Постановление от 19 июня 2012 года № 13 и Постановление от 11 декабря 2012 года № 29.

Два принятых Пленумом Верховного суда постановления основаны на общих принципах. Многие разъяснения, которые даны для апелляционного процесса, появились также и в постановлении о кассационном обжаловании. Мы объединили разбор двух документов в один материал, но вы можете почитать и отдельные тексты для каждого из этапов обжалования, которые мы писали в ходе подготовки постановлений: «Кассация в гражданском процессе: разъяснения Пленума ВС» и «20 правил апелляции по ГПК от Пленума ВС».

Ссылка на итоговые постановления Пленума ВС – в конце материала.

1 Порядок обжалования

ВС напомнил, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные суды общей юрисдикции слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.

Обратиться с кассационной жалобой получится только после рассмотрения дела в апелляции. Жаловаться можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на акты по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения документа. «Если апелляционная жалоба подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу», – подчеркивает Пленум.

2 Сразу в кассацию

В некоторых случаях кассационная инстанция станет второй. Именно туда нужно будет обратиться, например, при обжаловании определения об утверждении мирового соглашения или при оспаривании судебного приказа.

Сразу в кассации нужно обжаловать и определения по делам об оспаривании решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в его выдаче.

3 Кому нужен диплом?

Диплом для участия в суде не потребуется патентным управляющим и арбитражным управляющим, представителям профсоюзов и прокурору. Законные представители тоже не должны предоставлять документ об образовании, как и представители организаций, например, гендиректора. Вместо этого им нужно принести в суд бумагу, подтверждающую их статус.

Читайте также:
Какие игры и занятия развивают выносливость у школьников – 17 полезных занятий

«Копия документа об образовании или ученой степени должна быть заверена нотариально либо заверена учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ, организацией, в которой представитель работает, или заверена судьей, в чьем производстве находится дело», – подсказывает ВС.

При этом приносить диплом или его заверенную копию в каждую инстанцию не нужно. Пленум подсказывает, если копия документа уже есть в материалах дела, ее можно не прикладывать к кассации. Суд в таком случае не вправе оставить жалобу без движения.

4 Сроки для апелляции

Пленум напоминает, что подать жалобу на акт первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.

Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.

Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания такого периода считается следующий за ним первый рабочий день.

5 Сроки для кассации

Для кассации Пленум прописал аналогичное правило – последним днем трехмесячного срока будет считаться тот же день, но через три месяца. Если постановление апелляционной инстанции принято 22 июня 2021 года, то последним днем подачи кассационной жалобы, представления будет считаться 22 сентября 2021 года.

6 Жалоба в Верховный суд

Кассационный суд – не последняя инстанция для обжалования. У участников процесса есть возможность обратиться еще и в Верховный суд. Пленум разъясняет, если в заседании кассационного суда была объявлена только резолютивная часть решения, то трехмесячный срок на обращение ВС все равно нужно считать именно от этого дня. Дата составления «мотивировки» на срок не повлияет.

7 Восстановление сроков

Если заявитель пропустил срок для обжалования – он должен подать ходатайство о его восстановлении вместе с апелляционной или кассационной жалобой.

В случае апелляционного обжалования такое заявление будет рассматриваться в первой инстанции. При этом изучающий его судья должен будет объяснить, почему решил восстановить срок или отказался это делать.

Судья кассационного суда рассматривает такие ходатайства один, без проведения судебного заседания. Просьба о восстановлении процессуального срока может содержаться также непосредственно в кассационной жалобе, подсказывает Пленум.

Судья может удовлетворить заявление о восстановлении срока только в том случае, если обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи кассационной жалобы, «имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу». Для апелляции такого правила не прописали.

8 Жалоба на почте и на сайте суда

Срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.

Если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».

9 Пропуск срока: уважительные причины

К уважительным причинам для пропуска срока Пленум относит как «объективные обстоятельства» вроде чрезвычайных ситуаций и происшествий, так и обстоятельства, связанные с личностью заявителя: болезнь, смерть родственника и «иные ситуации, требующие личного участия заявителя».

Кроме того, есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.

10 Отпуск директора и нехватка денег на юриста

При этом ВС призвал суды не считать уважительной причиной для пропуска срока нахождение директора организации в командировке или в отпуске. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок, как и несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией.

11 Ошибки с судом

По правилам ГПК, апелляционные и кассационные жалобы нужно подавать через суд, который рассматривал дело в первой инстанции. В противном случае вышестоящие суды должны вернуть жалобу. Но Пленум сделал полезное для ошибшихся заявителей разъяснения. В таких случаях документ не нужно возвращать заявителю – суд должен сам направить его в первую инстанцию для проведения всех необходимых процессуальных действий.

12 Ошибки в жалобе

Пленум в своих разъяснениях закрепил, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции или кассации.

13 Новые доказательства: когда можно, а когда нельзя

По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.

Например, это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.

В отличие от апелляции, где возможны варианты, для кассационного производства ВС не оставляет лазеек – новые доказательства в любом случае рассматриваться не будут.

Читайте также:
Как рассказать девочке про месячные?

14 Из ГПК в КАС

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные или кассационные судьи решат, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС.

15 Решения проверят в полном объеме. Иногда

Пленум закрепил за апелляциями и кассациями право выходить за пределы доводов апелляционной жалобы.

В некоторых случаях апелляция может проверить решение суда первой инстанции в полном объеме – если это «соответствует интересам законности». К таким «интересам» Пленум относит защиту семьи, обеспечение права на жилище, охрану здоровья, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образование, а также необходимость охраны правопорядка.

А если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке – и в апелляции, и в кассации. В таком случае суд должен объяснять, почему он вышел за пределы доводов жалобы.

16 Экономия времени

Многие положения двух постановлений направлены на экономию времени как судей, так и участников процесса.

Если участник спора обжалует какое-либо промежуточное определение суда, например, об отказе в обеспечении иска, то первоначальный процесс не поставят на паузу. Первая инстанция должна выделить только необходимые материалы и направить их в кассацию вместо того, чтобы направлять дело целиком. При этом апелляция и кассация могут потребовать прислать им дополнительные документы или запросить все материалы по делу.

17 Итоги обжалования

Пленум напоминает: итогом удовлетворения апелляционной жалобы должно стать новое решение или определение о прекращении производства по делу. Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается.

В кассации – другие правила. Третья инстанция, напротив, должна принимать новое решение по делу только в случаях, если нижестоящие суды установили «все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства».

Если кассационный суд по итогам рассмотрения жалобы вернет дело на новое рассмотрение, он вместе с этим даст нижестоящему суду указание о том, как нужно применять нормы материального и процессуального права. Такие указания являются обязательными для суда, который будет вновь рассматривать дело.

Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Неудачный опыт апелляции: как всё-таки отвоевать свои баллы за ЕГЭ

Наш блогер Мария Кучерова — мама двух первокурсников и эксперт в вопросах школьного образования. Совсем недавно она писала письмо министру образования. А сегодня рассказывает о том, как правильно готовиться к апелляции, если баллы за ЕГЭ вас не устроят.

Долго не могла начать писать эту статью, поскольку планку ставила для себя очень высокую: создать подробную «Правовую инструкцию для участника ГИА-11, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами». Для этого я составила список конкретных вопросов для юриста, который должен был помочь мне с освещением правового поля всей этой запутанной истории.

1. Может ли юрист быть законным представителем несовершеннолетнего участника ГИА (государственной итоговой аттестации), подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ, по нотариальной доверенности?

2. Может ли учитель-предметник быть законным представителем (по нотариальной доверенности) несовершеннолетнего участника ГИА, подавшего на апелляцию о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ?

3. Согласно ст. Х, п. 86 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» обучающемуся обязаны показывать не только бланки ответов, но и экзаменационные задания. Означает ли это, что в Памятке прямо предусмотрено нарушение этого приказа, поскольку в ней речь идёт только о бланках ответов, но никак не о заданиях?

4. Как официально заявить о нарушении в работе Конфликтной комиссии, отказывающей выдать кроме бланков ответов ещё и КИМы (контрольно-измерительные материалы)?

5. Имеют ли юридическое право работники Конфликтной комиссии ограничивать время апелляции 15 минутами? Ведь в Приказе Департамента образования города Москвы от 28 декабря 2015 года № 3586 «Об утверждении Положения о конфликтной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» четко сказано (пункт 8.7): «Рассмотрение одной апелляции о несогласии с баллами, как правило, не должно превышать 30 минут». Как грамотно опротестовать эти действия в случае ограничения во времени?

6. При положительном решении члены Конфликтной комиссии говорят, что могут прибавить не более двух первичных баллов, хотя нигде это не прописано. Можно ли законным путем опротестовать это решение, учитывая, что при общении на апелляции ведется аудио- и видеосъемка?

7. Если члены Конфликтной комиссии пугают, что в случае упорства вообще снизят баллы, можно ли привлечь их к ответственности за шантаж или давление на несовершеннолетнего (всю процедуру апелляции Конфликтная комиссия должна записывать на аудио- и видеоносители)?

К сожалению, ни один юрист не захотел вникать в суть проблемы и дать мне чёткий комментарий даже за деньги

Причина у всех была одна: никто не занимался этим вопросом, а, значит, некомпетентен. Я обращалась за помощью и в Москве, и в Петербурге.

Что ж, если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе сам. Выход был только один: сесть и внимательно прочитать все документы, связанные с процедурой апелляции ГИА. Если вы не готовы трепать свои нервы и тратить драгоценное время на апелляцию, а, возможно, и на судебные разбирательства, то можете дальше не читать.

Читайте также:
Сколько должны спать подростки 14-18 лет – режим и продолжительность сна ребенка в подростковом возрасте

Мои советы для тех, кто серьёзно настроен на дерзкий и сильный отпор давно сложившемуся и хорошо продуманному механизму апелляции ГИА-11 в нашей стране.

Как мы неудачно подавали апелляцию

Важное лирическое отступление. Я вкратце расскажу, как мы с моим сыном Иваном в прошлом году подавали апелляцию из-за баллов ЕГЭ по информатике. Это необходимо не для сочувственных комментариев, а для наглядности.

Как только мы получили результаты ЕГЭ по информатике, сразу было недоумение: почему так мало? Хотелось тут же всё сверить. Ан нет! Не тут-то было!

Тут надо рассказать ещё и о том, как вы получаете обратную связь после проверки ЕГЭ. Это крайне важно. В личном кабинете вы можете увидеть первичные баллы (их надо будет перевести в тестовые), а также сканы всей экзаменационной работы.

Жители Москвы и Московской области могут узнать о результатах ЕГЭ на сайтах: pgu.mos.ru, educom.ru, rcoi.net, mo.mosreg.ru. Остальные в специальном разделе сайта ege.edu.ru.

Вы можете скачать и распечатать ответы на тесты и вторую часть (ту, где ребёнок пишет развернуто). Всё это не проверено, то есть, где ошибки — не понятно, хотя баллы уже имеются. Если тестовые ответы вы ещё можете вычислить, то с развернутым ответом в этот момент ничего не ясно.

К ответам на тесты прилагается ещё и лист считывания. Это листок, где заполненные от руки ответы на тесты переведены машиной в электронный вариант. Что имеем в сухом остатке: заданий нет, правильных ответов нет, работа не проверена. Пока вы можете только внимательно сверить, не ошибся ли компьютер при считывании каракулей в бланке Части I. Это надо сделать обязательно, так как очень редко, но тут всё же встречаются ошибки.

После получения результатов ЕГЭ у нас было два дня, чтобы подать заявление на апелляцию в школе

Настроение было испорчено не только сомнениями в результате экзамена, но и размышлениями по поводу целесообразности этих действий. И знакомые, и учителя в один голос говорили, что вместо баллов мы получим массу неприятных эмоций. Баллов нам, конечно, не прибавили, но зато я могу писать эту статью как непосредственный участник. Хоть какая-то польза.

Как подать апелляцию можно узнать на официальных сайтах. И в школе вам с этим помогут, там схема отработанная. Кстати, бланк заявления очень странный, в нём не предусмотрено никаких дополнений и комментария для того, кто его пишет. Текст заявления уже написан за вас.

На этом этапе главная задача — понять, где в работе реально занизили баллы. Предметно вы это сделать перед апелляцией не сможете по объективным причинам (вас этого права лишили чиновники). Поэтому обычно опрашиваются учителя-предметники, которые могут только предполагать.

В нашем случае были подключены два учителя информатики. Они рассказали, как себя надо вести и где делать акцент при обсуждении развернутого ответа. Я поехала с сыном, чтобы попробовать увидеть ответы на тестовую часть. У Вани были сомнения, что его работу проверили по другому варианту, ошибок было намного больше, чем он думал. Я не исключала, что он переоценил свои знания и сам сел в лужу, но очень хотелось получить ответ на все вопросы от специалистов.

В итоге ни заданий, ни ответов, конечно, никто не показал

Нам было сказано, что это не предусмотрено, мы растерялись и промолчали. Эксперт быстро сменила тему и приступила к Части С. Здесь велась дискуссия, в которой я мало понимала. Конечно, взрослая женщина, эксперт с непроницаемым взглядом, виртуозно заткнула за пояс мальчишку, и мы вылетели оттуда, как пробка из бутылки. Нас предупреждали, что шансы улучшить результат почти нулевые: он неправильно оформил ответ, хотя ход мыслей развивался в правильном направлении, и это было отражено письменно. Итогом лично для меня стало неприятное ощущение того, что меня просто виртуозно обыграли.

По рассказам других подававших апелляцию стало понятно, что баллы иногда даже снижают: это инструмент давления. Те же, кто всё-таки смогли отстоять дополнительные баллы, говорили, что их не может быть больше двух. Якобы есть негласное предписание особо не проявлять щедрость к выпускникам. Лично я с этим не столкнулась. Так что информация эта непроверенная.

Основные претензии к организации апелляции

1. Члены Конфликтной комиссии и ребёнок изначально поставлены в неравные условия. Эксперты имеют возможность запросить в РЦОИ все необходимы документы и подготовиться к апелляции заранее. Ученик и его семья лишены возможности убедиться в объективности выставленных баллов. Даже после того, как комиссия уже приняла решение. Все КИМы, проверенные бланки и правильные ответы остаются информацией для служебного пользования.

2. Выпускник лишён возможности убедиться в объективности проверки Части I.

3. Ограничение по времени общения с каждым учащимся 15 минутами вносит в его поведение нервозность и суету, мешая сосредоточиться на главном — на аргументации своей позиции.

4. Ошибки в проверке экзаменационной работы, когда проверяющие не заметили ошибку, не влекут никаких последствий для проверяющих. Но используются экспертами из комиссии в качестве метода давления на особо упёртых.

5. Неписаный закон «+два первичных балла» — это прямое нарушение прав ребёнка на объективность и равные шансы при поступлении.

Читайте также:
Как правильно написать объяснительную записку в школу от родителей классному руководителю?

Как защитить права ученика во время апелляции

Было бы идеально, если бы вместо учащегося на апелляцию пошли два человека: опытный юрист и учитель-предметник. Вот это был бы разговор, как говорится, в одной весовой категории.

По закону в процедуре может участвовать ребёнок, родители и законные представители. Я пыталась узнать, может ли другой человек (юрист или учитель) быть признаны законными представителями несовершеннолетнего участника ГИА на заседании Конфликтной комисси, но никто мне ответа пока не дал.

По неподтвержденным данным, нотариальная доверенность может стать пропуском на апелляцию юриста или учителя/репетитора, но не у всех есть деньги на это сопровождение. Есть еще один вариант: юристом и экспертом могут стать родители и сам выпускник. Предлагаю распределить роли и порепетировать.

Родители в роли юриста на процедуре апелляции

Ваша задача осуществлять юридическое сопровождение и настаивать на полном соблюдении закона в отношении вашего несовершеннолетнего ребёнка. До процедуры апелляции распечатайте два важных документа:

В первом документе вы должны выделить маркером в пункте 86 отрывок «запрашивает в РЦОИ… КИМ, тексты, темы, задания».

На этом важно настаивать, поскольку законом не запрещено ознакомление с КИМами и заданиями. Если вы внимательно прочитаете приказы, то поймёте, что история с отказом апелляции первой (тестовой) части ЕГЭ — это тоже сомнительная история.

Конфликтная комиссия должна запросить в РЦОИ именно КИМы. Ответы, увы, вам скорее всего не дадут, но у вашего ребёнка будет возможность прямо перед членами комиссии спокойно прорешать тестовые задания (хотя бы бегло) ещё раз. Для этого ему понадобится много времени. Вот тут нам поможет второй документ. Даю только московский приказ, в регионах придётся поискать аналог самим. Если не найдёте, то идите с первым приказом.

Здесь вы должны найти и выделить маркером это словосочетание в пункте 8.2.: «(в случае необходимости) из архива запрашивается вариант КИМ, выполнявшийся участником ГИА-11».

Я точно не уверена, конечно, но думаю, что ваша просьба как родителя должна быть именно тем самым «случаем необходимости». Если вам откажут на словах — требуйте письменное обоснование. Вы в это время пишите официальное заявление и ссылайтесь на эту строчку в пункте 8.2.

А в пункте 8.6. того же документа для нас важно словосочетание «не должно превышать 30 минут»:

Что нам даёт эта фраза? Ваша апелляция будет длится 30 минут, а не 15, поскольку вы имеете на это законное право. За это время можно решить много проблем, и никто не посмеет вас выгнать из кабинета.

Ваша задача добиться соблюдения всего лишь двух важных условий:

1. Чтобы вашему ребёнку дали задания, причем распечатанные. Бланки ответов у него уже будут на руках.

2. Чтобы ему дали полчаса на защиту своего ответа.

На любом этапе отказа членов Конфликтной комиссии в соблюдении этих двух законных требований ни в коем случае не вступайте в прения, просто лаконично и спокойно просите дать официальный письменный отказ на эту конкретную просьбу с подписью двух экспертов.

Если ситуация зашла в тупик, то вы как родитель или законный представитель имеете право написать на имя Председателя Конфликтной комиссии заявление в свободной форме, в котором подробно опишете всё, что произошло, с обязательным указанием, что были нарушены конкретные пункты конкретных приказов. Заявление должно быть в двух экземплярах, один из них останется у вас после официальной регистрации.

В «шапке» должно быть написано: «Председателю Конфликтной комиссии». Его ФИО вам обязаны сказать эксперты. Само заявление должно начинаться со слов: «Прошу разобраться в ситуации, когда грубо нарушаются права моего несовершеннолетнего ребёнка». Дальше вы подробно описываете, что произошло (число, адрес, ФИО экспертов и нарушенные приказы).

Если случится чудо, и вам удастся настоять на соблюдении двух условий (полчаса на вторую попытку решить ЕГЭ), тогда в бой пусть вступает вторая часть тяжелой артиллерии.

Как вести себя ученику на процедуре апелляции

Получив на руки задания и свои ответы на обе части ЕГЭ, надо будет спокойно всё сверить. О спокойствии в такой ситуации говорить, конечно, неуместно, но если вы вступили на эту тропу, то надо держаться до конца.

Вы кладёте перед собой задания, сканы ваших ответов, а также лист с баллами за ответы в тестовых заданиях (эту информацию заранее скачайте в личном кабинете и распечатайте).

Если честно, то даже теоретически сбор этого пазла выглядит очень сложным, на практике это вообще что-то из области научной фантастики. Надеюсь, что у кого-нибудь всё-таки хватит запала и настойчивости добиться осуществления того, что по идее должно быть обычной практикой объективности проверки и апелляции.

Проверив внимательно тестовые задания, вы приходите к выводу: либо всё объективно, либо проверка проведена некорректно

Если найдёте ошибки в проверке именно теста, я думаю, нужно свою претензию оформить документально. Опять пишите заявление в свободной форме в двух экземплярах. Во время вашего общения с экспертами будет вестись аудио- и видеозапись, но лучше подстраховаться на случай, если вдруг она будет повреждена (если дойдет до суда, вам нужны будут доказательства).

Распределите время так, чтобы на проверку тестовой части у вас ушло не более 10-15 минут, так как вам нужно ещё пообщаться с экспертами по поводу заданий с развернутыми ответами.

Вторая часть марлезонского балета для вас — это предметный диалог с экспертами по Части II ЕГЭ. Здесь уже всё будет зависеть от вашего знания предмета и смелости. Вы должны также отлично знать критерии оценивания, чтобы понимать, сколько баллов у вас «украли», по вашему мнению.

Читайте также:
Какие брекеты лучше ставить подростку и почему?

Вот такая спецоперация видится мне единственно возможным вариантом защиты своих прав при сегодняшнем раскладе сил. Если у кого-то есть дополнения или комментарии, они будут интересны не только мне, но и огромному количеству выпускников. Пожалуйста, оставьте свой комментарий.

Советую вашей семейной команде настроиться на спокойный лад, а не на скандал

Накануне встречи с экспертами подробно распишите не только сценарий вашего крестового похода, но и по возможности проведите предварительную репетицию. Особенно тщательной подготовки потребует защита своих записей в Части II экзаменационной работы. Задания с развернутым ответом не предусматривают однозначных решений, сочинение как творческое задание не поддается стопроцентной стандартизации (что бы там ни говорили), хоть и проверяются по четким критериям. Вы должны доказать, что вы правы, а для этого нужно заранее подобрать (а в идеале и записать) все нужные слова и все возможные аргументы.

Желаю всем удачи и на экзамене, и на апелляции, если вдруг будет в ней необходимость. Если этот текст вас искренне напугал, тогда подумайте сто раз, стоит ли бросаться всей семьей на эту ветряную мельницу.

P. S. В комментариях учителя пишут, что все-таки по нотариальной доверенности можно участвовать в апелляции. Это отличная новость!

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Роль родителей в жизни подростка

На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются.

По мнению И.С. Кона [2], родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.

Следующая роль родителей – «верховная власть». Зависимость подростка от родителей весьма велика. От них зависит, в частности, удовлетворение его материальных и бытовых потребностей, что в подростковом возрасте имеет особое значение, т.к. во многом определяет положение в иерархии сверстников (наличие престижных вещей, одежды и др.).

Родители являются для подростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать своих родителей более критично: стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, в качестве примеров для подражания выбираются другие люди (знакомые, сверстники, популярные личности). Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которыми можно было бы гордиться и восхищаться и это является важным условием достижения подростком психологического комфорта [5, стр.436].

Еще одной важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, информирование и содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. В этот период подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, круг его общения быстро расширяется. Родители являются источником жизненного опыта и для подростка, при всем его стремлении к самостоятельности, жизненный опыт и помощь старших очень важны. Поэтому в возникновении личных проблем подростка их влияние является определяющим.

Проявление подростковой эмансипации

Вместе с тем, подростковый возраст сам по себе является сложным и многомерным процессом. Это период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Он включает в себя эмоциональный и поведенческий аспект [2]. Возникновение личных проблем подростка связаны также с нормативным или ненормативным преодолением трудностей взросления и взаимодействия с родителями в этот период.

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. У него возникает необходимость создания собственной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении, центром которой является сам подросток, а не его родители. «Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям – дружба, любовь» [6, стр. 223]. Степень драматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей. Если родители недооценивают и не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации подростка, они чувствуют обиду, обвиняют детей в черствости и неблагодарности, могут сами поощрять излишнюю зависимость детей или сами проявляют таковую к детям. В этом случае подростковый возраст может затянуться. В результате молодые люди могут остаться инфантильными, отдаляя наступление социальной зрелости. Такие молодые люди, зачастую, предпочитают жить с родителями, не вступая в брак или уже даже состоя в нем. При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных социальных связей.

Нормативной является такая эмансипация, при которой у подростка формируется своя система ценностей, нередко отличающаяся от той, которой придерживаются его родители [6, стр. 223]. Семья является одним из мощных факторов формирования ценностной системы подростка. Иерархия ценностных представлений меняется в соответствии с возрастной спецификой, но в целом является общечеловеческой (любовь, дружба, свобода и др.). Однако, нельзя сбрасывать со счетов и влияние внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включен подросток, стабильность социально-экономической обстановки и др. При неблагополучных детско-родительских семейных отношениях влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлений подростка усиливается и служит причиной внутрисемейных конфликтов. Проблему различий ценностей разных поколений часто называют проблемой «отцов и детей», т.к. имеется достаточно много значимых различий между подростком и человеком среднего возраста. Например, люди среднего возраста имеют более реалистический, консервативный взгляд на жизнь, а для подростков характерен идеализм и оптимизм. Много различий наблюдается и в выборе средств, которыми можно достичь жизненных целей.

Читайте также:
Как выбрать мембранную одежду для ребенка - советы, обзор производителей

Иногда, особенно в периоды коренных революционных изменений в обществе, драматичность нормативной эмансипации усиливается. Ценностные ориентации родителей и детей в такой период могут приходить в острое противоречие, вплоть до разрыва отношений между ними. Социальные ценности родителей в большинстве своем утрачивают практическое значение и в силу этого не наследуются детьми, поскольку становятся непригодными для социальной жизни.

«Поведенческая эмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства» [6, стр. 226]. В этом возрасте стремление к автономии резко возрастает и подростки настойчиво стремятся к независимости в принятии самостоятельных решений. Это стремление имеет относительный характер. С одной стороны подросток сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределение своего времени, выбор друзей, способов досуга, одежды и др., с другой стороны, в более серьезных вопросах (например, в выборе стратегии дальнейшего образования) они подчиняются родителям. Подростки еще не знают, как пользоваться полной свободой и нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно [5].

Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает родителей и служит причиной для конфликтов в семье. По мнению А.А. Реана, личные проблемы подростков, возникающие в сфере поведенческой эмансипации, лежат в следующих «конфликтогенных» областях [6, стр. 227]:

-социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени, планирование будущего, инфантильное поведение;

-внешний вид и манера поведения: вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), сквернословие, лживость, сексуальная жизнь;

-школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;

– поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности – жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и др.

В этом случае проблема детско-родительских отношений заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за поведение детей самим детям. Действия родителей продиктованы беспокойством за их будущее, но парадокс заключается в том, что, в случае, если их контроль оказывается успешным, подросток может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.

Потребность во взаимном общении

Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако, здесь следует различать формальное и неформальное общение с родителями. Общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам поведения и учебы вызывает у подростков острую неудовлетворенность, а потребность в неформальном общении с родителями очень высока, но удовлетворяется по некоторым данным только на треть, при этом общением с матерью удовлетворены треть подростков, а общением с отцом только одна десятая опрашиваемых [2]. Причиной такого психологического барьера И.С. Кон называет «неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка как отдельную личность с ее автономной реальностью, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей – тем самым ослабляются эмоциональные связи внутри семьи. Впрочем, надо отметить, что хотя родители, как центр ориентации и идентификации, отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются главными, эмоционально близкими лицами. И в большинстве случаев именно к матери подростки склонны обращаться по всем возникающим у них проблемам. Но, если, поговорить с родителями о том, что волнует, подростку не удается, то отношения в семье неминуемо ухудшаются. Они становятся суше, принимают формальный, рутинный характер, замыкая подростка внутри себя или подменяя семейные ценности «ценностями» уличными – ребенок уходит из дома туда, где его готовы выслушать и понять.

Роль родителей в воспитании подростка.
статья на тему

Будьте не родителем, а другом.

Скачать:

Вложение Размер
rol_roditeley_v_vospitanii_podrostka.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

Роль родителей в воспитании подростка.

Воспитатель Черкашина Н.А

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, – это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье. Будьте не родителем, а другом.

Основные принципы воспитания подростка :

  • Проявления любви.
  • Справедливость.
  • Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

  • Общение, разговор.
  • Контроль.
  • Совместные мероприятия.
  • Личный пример.

Воспитание подростка – очень сложная задача. В этом возрасте дети, с одной стороны, уже перестали быть зависимыми от вас малышами, а с другой – еще не превратились во взрослых молодых людей. Эта переходная фаза приносит проблемы, как родителям, так и самим подросткам. Тем не менее с помощью терпения и небольшого количества полезных советов, изложенных ниже, вы сможете преодолеть этот период жизни ребенка и превратить вашего подростка в уверенного молодого человека.

Полезные советы, в воспитании подростка:

На этом этапе очень важно, чтобы ваш ребенок осознал, что вы любите его и заботитесь о нем. Вместо того чтобы делать выговоры за ошибки, продемонстрируйте подростку, что вы понимаете ситуацию и всегда готовы его поддержать. Это один из лучших советов о воспитании подростков, который вам стоит принять.

Уважайте личное пространство подростка.

Секреты составляют большую часть жизни подростка. Как родителю вам необходимо знать все тайны жизни вашего ребенка, но иногда ему необходимо предоставлять личное пространство и избегать вмешательства в его мир. Пусть ваш ребенок приходит к вам тогда, когда он/она действительно нуждается в вас.

Подготовьте себя к особенностям подросткового периода.

Подросток это уже не ребенок, поэтому нужно в определенной степени готовить себя к его воспитанию. Читайте книги или вспоминайте свои подростковые годы и то, как вы справлялись с переменами в вашей жизни. Чем больше вы узнаете, изучите , тем лучше сможете понять вашего подростка и его проблемы.

Дисциплинируйте, а не наказывайте.

Когда вы пытаетесь установить определенные стандарты поведения подростка, не будьте навязчивым. Обсудите с ребенком дисциплинарные моменты и примите во внимание его мнение. Объясните, почему необходимо установить правила дисциплины и какую пользу они принесут ему. Очень важно дать подростку возможность выразить свою точку зрения перед установлением любых дисциплинарных правил.

Прививайте чувство ответственности.

В некоторых культурах подросток считается уже взрослым. Это подходящее время, чтобы укрепить его чувство ответственности. Попробуйте возложить на подростка больше домашних обязанностей, а также предоставьте ему возможность самому справляться с ними. Это должно вселить в подростка чувство ответственности и уверенности в себе.

Найдите время для регулярного доверительного общения с подростком .

Подростки, как известно, народ крайне необщительный, поэтому родители просто обязаны обеспечить регулярное общение с ребенком. Независимо от напряженного рабочего графика и делового образа жизни, родители должны находить время свободно общаться со своими детьми и сопереживать их жизненным перипетиям. Это может быть любое время: во время завтрака, днем или вечером за ужином.

Учитесь анализировать и прогнозировать развития событий.

Ищите подходящее время, чтобы поговорить с вашим ребенком о важных для него вопросах, которые он часто не в состоянии задать или просто стесняется сделать это. Это может быть безобидный разговор о музыкальных предпочтениях или серьезное обсуждение таких тем, как период полового созревания или интимная жизнь. Старайтесь четко отвечать на вопросы подростка, не пытайтесь уклониться или давать расплывчатые ответы.

Будьте сознательными и осторожными.

Необходимо предоставить подростку личное пространство, но в то же время важно взять за правило узнавать (незаметно узнавать) о тех местах, которые он посещает, и о его компании. Это не означает, что вы должны шпионить за подростком и подслушивать его разговоры. Вы должны быть открытым к общению, чтобы ребенок не боялся обращаться к вам.

Будьте сострадательными и сочувствующими.

Перед тем как сурово отчитать подростка, постарайтесь поставить себя на его место. Будьте благоразумными, придерживайтесь правил и дисциплины. Важно быть приветливым, терпеливым и понимающим. Пытаясь дисциплинировать подростка, никогда не применяйте силу и не наносите физический вред его здоровью. Исследования доказали, что злые и обиженные подростки, как правило, вырастают неполноценными и даже жестокими взрослыми.

Будьте достойны подражания.

Даже в подростковом возрасте дети подражают родителям, просто потому, что родители – это единственная константа в их изменяющемся мире. Если существует разрыв между тем, что вы говорите, и тем, что вы делаете, подросток легко определит фальшь. Поэтому всегда старайтесь быть примером для подражания – тем, кого подросток с радостью копирует.

Воспитание подростка требует больше заботы, чем любой другой период воспитания. Кто угодно может предоставить подростку пищу и кров, но только заботливый и понимающий родитель способен указать ему верный путь.

Поэтому будьте предельно осторожны и бережны при воспитании подростка, очень скоро он станет взрослым, и у вас начнутся лучшие времена!

Как понимать подростка – роль родителя в подростковом возрасте детей

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.

Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции

Случайные наказания — плохой стимулятор. Кричать — непродуктивно. Физическое наказание воспринимается как насилие, игнорирование разрушает эмоциональный контакт, а крик запускает защитные механизмы и отключает сознание. Говорить жёсткую, неприятную информацию мягким тоном тоже нелогично — подросток запутается в сигналах.

Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.

Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.

Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.

Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.

Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.

Большинство подростков с удовольствием учатся новому.

Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.

Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам

Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.

Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.

Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.

Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.

Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.

Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.

Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные

Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.

Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.

Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.

Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.

Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: