Что делать, если ребенка в школе избил одноклассник?

Порядок действий родителей, если ребенка избили в школе

Сегодня участились случаи агрессии среди школьников. Дети в школьных дворах устраивают массовые поединки, нередко возникают и стычки на переменах. Если ребенка избили в школе, родители должны быть осведомлены о безотлагательных действиях, которые поспособствуют привлечению к ответственности виновника.

Первые действия родителей, когда ребенка избили в школе

Узнать о факте избиения можно от самого потерпевшего, от одноклассника или просто заметить следы побоев на теле ребенка .

Случаются, что дети звонят из школы и со слезами рассказывают, что с ними произошло. В таком случае маме с папой надлежит поспешить в учебное заведение. Поскольку педагоги несут ответственность за здоровье детей, пока те пребывают на уроках. Сведения о произошедшем быстро становятся известными директору заведения, особенно если травмы серьезные .

Прибывшие родители должны немедленно пройти в кабинет руководителя и потребовать составить акт о несчастном случае.

Важно! Директор будет всячески препятствовать составлению подобных документов, так как общественная огласка происшествия может привлечь проверку сотрудников Департамента или Управления образования.

Однако если дети повздорили, порвали одежду или причинили иной имущественный (не телесный) вред, следует остановиться на беседе с родителями, не афишируя особо нприязненные отношения между подростками. Такое может произойти в младших классах, когда дети еще не могут нанести друг другу серьезных травм, если не используют подручные тяжелые предметы.

Систематические избиения должны послужить основой для обращения в районную администрацию в отдел по делам несовершеннолетних. Виноватого в таком случае поставят на учет и будут периодически вызывать на комиссию по делам несовершеннолетних.

Возвращаясь к серьезной драке, следует отметить, что справку от школьного медика не стоит принимать за основу. Не всегда внешний осмотр может свидетельствовать о степени травмы. Более того, отсутствие квалификации для определения вреда здоровья послужат невозможным квалифицировать деяние в соответствии с последствиями драки.

Конечно, родителям надлежит обратиться в полицию и травмпункт. Если ребенок не может самостоятельно передвигаться, то лучше позвонить по экстренному номеру и вызвать бригаду медиков на место. Это сократит время оформления пострадавшего в медицинском учреждении (больных со скорой принимают вне очереди).

Обращение в медицинские учреждения и органы полиции

Родителям следует обратиться в полицию и скорую, если ребенка ударили в школе.

В медицинском учреждении смогут не только снять болевой синдром, но и установить в соответствии с нормативным классификатором тяжесть последствий. Медицинское освидетельствование позволить отгородить травмы, полученные не в драке (например, ранее ребенок упал с дерева, в связи с чем у него образовалась гематома).

По завершении осмотра медик выдаст заключение, в котором будут отражены травмы и характер их нанесения. Если ребенок жалуется на какие-либо боли, а доктор не обращает на это внимание, то необходимо потребовать проведения дополнительного исследования и забора анализов (например, ребенок жалуется на боли внизу живота, врач внес об этом сведения в заключение, как поражение мягких тканей, а при заборе мочи визуально определяется кровь, то есть очевидны более тяжкие последствия на внутренних органах) .

В полицию следует написать заявление. Указать кем и при каких обстоятельствах избили жертву. Можно указать кого подозревает родитель, если жертва не признается в произошедшем.

Сотрудник полиции не только произведет опрос родителей, соседей, друзей обидчика, но и сделает запрос в участковый пункт полиции о характеристике подростка (может быть неоднократно ребенок избивал других детей во дворе жилого дома и об этом сообщали участковому).

На основании обстоятельств дела полицейский делает вывод о возможности возбуждения уголовного дела или достаточно составить постановление об административном правонарушении и привлечь к ответственности родителей драчуна.

Какая ответственность предусмотрена

Избиение в учебном заведении всегда носит состав либо административного правонарушения, либо уголовно наказуемого деяния.

Если в первом случае последуют штрафные санкции, которые должны покрыть расходы на лечение. То во втором случае может последовать реальная уголовная ответственность.

Есть 2 влияющих фактора:

  • достижения возраста привлечения к персональной ответственности;
  • степень тяжести и взаимосвязь телесных повреждений с избиением.

На этом этапе важно понимать, что ответственность может быть наложена не только и не столько на подростка, сколько на родителях.

Родители несут полную ответственность за действия детей до достижения ими возраста привлечения к одному из видов ответственности. И в некоторых случаях после наступления определенного возраста, когда наказание предусмотрено в виде штрафа, а ребенок не имеет заработка.

Важное правило о невозможности замены субъекта нарушения общественного спокойствия на другое лицо, не действует, когда речь идет о кровных узах с несовершеннолетними нарушителями.

В каких случаях может быть уголовное наказание

Если удалось зафиксировать легкие , средние или тяжкие телесные повреждения, то обидчику может грозить уголовная ответственность. Однако закон проводит градацию субъектов таких преступлений в зависимости от возраста.

Легкие увечья предусматривает ответственность с 14 лет, а средние и тяжкие телесные повреждения принесут наказание для 16-летнего нарушителя.

Кроме того, если преступник совершает противоправное деяние впервые и степень тяжести определена как легкая , то наказание не будет применяться. В таком случае несовершеннолетнему может применяться предупреждение, перевоспитание с участием психолога или будет применена мера по ограничению досуга.

В отличие от административного наказания, уголовное не может быть применено к родителям мальчика (хотя отец может выплачивать штраф за сына, но в приговоре будет указано, что именно подросток побил жертву ).

Читайте также:
Боли роста в ногах у детей, подростков - как помочь ребенку?

Если родня жертвы подала гражданский иск совместно с уголовным, то одно наказание будет назначено однозначно. Это наказание, скорее всего, будет выражено в компенсации затрат на лечение и возмещение морального ущерба.

Привлечение школьной администрации

Жаловаться на школу можно и нужно в такой ситуации, потому что школа принимает на себя обязательства в соответствии с законом «Об образовании». Помимо написания жалобы в контролирующие инстанции для поиска виновных в произошедшем, можно от школы требовать возмещения ущерба. Избить ребенка могли только в том случае, если дети были не под присмотром педагогов. То есть можно говорить о халатном отношении сотрудников (завуча, директора, классного руководителя), чья работа связана с недопущением подобных ситуаций.

Более того, ученику, скорее всего, придется перевестись в другую школу, где его не будут обижать сверстники, зная, что в предыдущем учебном заведении ребенка ударили другие дети.

В каждой стране свои нюансы привлечения несовершеннолетних за агрессию в школе. Похожая с российской, складывается ситуация в Украине .

Ребенка избили в школе. Куда обратиться?

Содержание статьи:

Каждое утро мы собираем детей в школу, разделяем с ними радость побед и слезы неудач. Но далеко не у всех детей складываются добрые отношения со сверстниками. «Что делать, если моего ребенка избил одноклассник?», «Можно ли защитить детей от избиения со стороны сверстников?» — такие вопросы волнуют многих родителей, столкнувшихся лицом к лицу с детской агрессией.

Что грозит детям, избившим ребенка в школе?

Говоря о любом преступлении, совершенном в отношении ребенка, мы напрямую касаемся уголовной ответственности. Но как быть, если в качестве виновного выступает такой же ребенок?

Но, к сожалению, именно в данный возрастной отрезок времени дети и совершают большинство правонарушений и преступлений.

Разную степень ответственности за совершенное деяние несут участники драки (точнее, инициатор), их родители или законные представители, а также администрация учебного заведения. Полностью отвечать за деяние будут родители, если виновнику нет 14 лет.

Как быть, если ребенка избили в школе: пошаговая инструкция

Каждый нормальный родитель, обнаружив у своего ребенка ссадины, синяки, полученные в школе, должен разобраться в сути произошедшего. Это вовсе не значит, что нужно бежать к обидчику (ам), запугивать его или, еще хуже, «дать сдачи». Мы живем в цивилизованном мире, так давайте учиться решать проблемы на дипломатическом уровне.

Что делать, если в школе подрались дети старше 14 лет?

Поэтому лучше убедиться в его состоянии и только после этого разбираться в обстоятельствах. Дальше родители идут в школу, где и выясняют все обстоятельства ситуации. Как правило, ко времени прихода родителя уполномоченные лица и противная сторона уже должны быть осведомлены о произошедшем. Это классный руководитель, директор, инспектор ПДН, родители обидчика.

Как быть, если детям, избившим вашего ребенка, еще нет 14 лет?

По-разному складываются события в школе. Часто избитый сам оказывается виноват и признает это впоследствии. Но это все частные случаи, требующие разбирательства. К тому же необходимо иметь ввиду тот факт, что «выносить сор из избы» не в интересах учебного заведения, поэтому вас как законных представителей «жертвы» будут всячески убеждать решить конфликт мирным путем. Иногда это, действительно, лучший выход. В иных же ситуациях требуется вмешательство органов.

Избили ребенка. Когда нужно снимать побои?

В таком случае второй шаг – это снятие побоев и получение официального документа, подтверждающего факт избиения.

Дальнейшие события могут разворачиваться двумя путями:

  1. Обращение в правоохранительные органы.
  2. Примирение сторон.

Если избиение явилось единичным случаем и не повлекло за собой серьезных негативных последствий для здоровья, лучше обойтись без судов.

Помимо этого можно подать гражданский иск о возмещении материального ущерба в качестве компенсации за причиненный ущерб.

Вслед за первым избиением следует второе. Как быть?

Если так произошло, не нужно спускать это дело «на тормозах». Не поддавайтесь ни на какие угрозы и уговоры со стороны родителей малолетних преступников (иначе их не назовешь). Если первый раз не стал для подростка уроком и постановка на учет его не остановила (мы уже не говорим про беседы родителей), его нужно останавливать законным путем.

В заявлении обязательно укажите все известные вам обстоятельства, касающиеся данного дела. Также разъясните суть первого инцидента (если есть необходимость) и изложите ваши требования.

Если избиение повторное, то заведут уголовное дело. Далее – суд и его решение.

Суд может назначить следующие виды наказаний:

  1. Штрафные санкции.
  2. Исправительные работы.
  3. Ограничение свободы или ее лишение.

Как быть дальше?

Серьезным остается вопрос: «Что делать после инцидента?».

  • Попытайтесь на время оградить ребенка от обидчика. В зависимости от возраста и ситуации возможен вариант встречи со школы. Но нужно быть осторожным в обращении со своим ребенком. Ваша забота не должна выглядеть как жалость или неверие в способности самостоятельно решать свои проблемы. Тем более что постоянно сопровождать ваше чадо вы не в состоянии.
  • Если инцидент носит характер издевательств, унижений, вооружите своего сына (дочку) техническим средством, благодаря которому он может записать или снять факт унижений.
  • Часто в результате таких неприятных историй нарушается психическое состояние детей, поэтому консультация у психолога не помешает. Он поможет и вам, и ребенку справиться с такими чувствами, как: страх, паника, неуверенность в себе.
Читайте также:
Медицинские группы здоровья у детей по физкультуре – что означают, таблица, рекомендации

Общайтесь со своими детьми, интересуйтесь их школьной жизнью, друзьями и одноклассниками. Слушайте, что пытается сказать вам ваш ребенок, не отмахивайтесь от него занятостью и более важными делами.

Помните: нет ничего важнее детского здоровья и счастья . Верьте в них и тогда они поверят в свои силы. Формируйте гармонично развитую, сильную и смелую личность, готовую постоять за себя и за более слабого товарища.

Ребенка бьют в школе – принимаем меры

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Каждый родитель стремится максимально обезопасить своего ребенка от всех жизненных напастей. Однако невозможно подстраховаться от всего. Касается это и школьных разборок.

Мы расскажем, как правильно действовать взрослым в конфликтных ситуациях между несовершеннолетними. Объясним, как не усугубить проблему и оградить ребенка от нападок школьников или учителя.

Что делать в первую очередь, если ребенка избили в школе?

Даже самый хладнокровный родитель, узнав об избиении своего чада, зачастую теряет голову и совершает необдуманные поступки. Готовность защищать любой ценой и выраженная агрессия могут привести к печальным последствиям тех, кто изначально был в статусе потерпевшей стороны.

Первое, что следует сделать, получив информацию об избиении ребенка – успокоиться. Не можете унять эмоции – обращайтесь к юристу, который с холодным разумом возьмется представлять интересы вашей семьи.

Второй шаг – закрепить все имеющиеся доказательства избиения. Прежде всего, это телесные повреждения. Желательно обратиться не просто к врачу (в травмпункт или в приемный покой любой клиники), а направиться прямиком к судмедэксперту. Заключение такого специалиста в дальнейшем будет существенным преимуществом как в разговорах с обидчиком, так и в возможном обосновании требований перед судом. Кроме того, эксперт направит и к узким специалистам, обнаружив, например, скрытые повреждения. Не будет лишним обращение к психологу, который также подготовит свое письменное заключение.

Медицинские работники, которые выявили у ребенка гематомы, переломы, колотые или резаные раны, иные серьезные повреждения, обязаны самостоятельно сообщить об этом в полицию.

К кому обратиться за помощью, чтобы привлечь хулиганов к ответственности?

Школа – учреждение, которое отвечает за безопасность детей, находящихся на его территории. Директор школы – то должностное лицо, которое обязано следить за обстановкой в школе и принимать непосредственное участие в разрешении школьных проблем.

Если вы (или ваш юрист) считаете, что проблема не критична, можно попытаться решить ее на уровне класса, через классного руководителя.

Начальное общение с директором по факту избиения желательно закрепить письменным заявлением. Это не позволит руководству школы замолчать ситуацию или отделаться разговорами. Более того, заявителю обязаны будут предоставить письменный ответ по поставленным в заявлении вопросам.

Составлять жалобу директору школы должен юрист. От приведенных аргументов и указанных требований будет зависеть дальнейшее развитие событий.

Если директор школы не реагирует на обращение либо халатно относится к своим обязанностям, следует направить жалобу его руководству. Это может быть районный отдел образования, Департамент или Управление (в зависимости от того, где расположено учебное заведение).

За помощью можно обратиться в местное подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН). По заявлению сотрудники проверят ситуацию, вызовут на беседу родителей хулигана, при наличии оснований поставят его на учет.

Не исключено обращение в полицию (даже если это обязан был сделать обследовавший ребенка медик). Однако при этом необходимо осознавать: если факт избиения не будет подтвержден, встанет вопрос о ложном доносе, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Если ситуация требует жесткого вмешательства со стороны надзорных органов, когда, например, образовательные или правоохранительные структуры не принимают должных мер, не дают четких ответов – направляйтесь в прокуратуру. Она в кратчайшие сроки проведет проверку, примет действия к наказанию виновных лиц. Разумеется, обращение должно быть письменным, в нем надо раскрыть суть сложившейся ситуации, основываясь на конкретных фактах и доказательствах.

Обращение в надзорные и правоохранительные структуры повлечет необходимость общения вашего ребенка с их сотрудниками.

Разрешение конфликта собственными силами

Не каждый школьный конфликт, даже если он заканчивается синяками, требует вмешательства сотрудников сторонних структур. Особенно когда речь идет о рядовых потасовках мальчиков или единичных гиперэмоциональных стычках девочек. Во многих случаях, достаточно обсудить ситуацию с родителями хулиганов. Сделать это можно двумя способами:

  • путем личной беседы. Такой вариант возможен, когда есть представление о семье хулигана либо родители школьников знакомы. К общению следует подготовиться, ведь вторая сторона наверняка будет оправдывать свое чадо. Необходимо привести доказательства вины обидчика, объяснить, чем грозит плохое поведение. Юридически выверенный разговор обычно приводит к извинениям в адрес пострадавших, предложениям загладить вину;
  • на родительском классном или школьном собрании. Этот вариант хорош в сплоченных родительских коллективах, когда проблемы одноклассников разрешаются общими усилиями внутри самой школы. Коллективное разбирательство проблемы должно курироваться юристом. В противном случае некорректное обсуждение хулигана и его родителей, давление на них могут стать поводом для встречных обвинений, в том числе уголовного плана.

Что грозит школьным хулиганам?

Ошибочно мнение, что несовершеннолетние всегда избегают ответственности. Уголовный кодекс строг к тем, кому уже исполнилось 14 лет, но касается это причинения вреда здоровью средней тяжести и более серьезных преступлений. За побои ответственность по КоАП наступает еще позже – с 16 лет. Судимости у хулиганов помладше не будет. Тем не менее в случае привлечения к разбору ситуации правоохранительных органов, возмездия юным бандитам не избежать. Это, во-первых, будет постановка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних, что существенно ограничит свободу хулиганов в настоящем и создаст проблемы в будущем. Во-вторых, семьям такой шпаны обеспечено пристальное внимание органов опеки, что психологически будет давить на родителей и, соответственно, на виновников ситуации. Кроме того, за неисполнение родительских обязанностей возможно наложение штрафа. В-третьих, за вред, причиненный избиением, родители пострадавшего ребенка вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения вреда материального.

Читайте также:
Домашнее задание на каникулы – правомерны ли действия учителя?

Школьного дебошира, который избивает учащихся, могут исключить из школы. Насколько это реально в конкретной ситуации, поможет разобраться юрист, после изучения устава и внутренних документов учебного заведения.

Что грозит учителю, ударившему школьника?

Мера ответственности педагога, который ударил ученика, зависит от степени тяжести причиненного вреда. Так, например, легкий вред здоровью может повлечь арест до 4 месяцев, исправительные работы до года или обязательные до 480 часов либо штраф до 40 тыс. руб. (или в размере дохода учителя до 3 месяцев). Существеннее вред – весомее уголовная ответственность.

Если учитель неоднократно бил ребенка, он будет судим за истязание. Мера ответственности по данной статье – от 3 до 7 лет лишения свободы.

Уголовный кодекс предусматривает дополнительные меры ответственности к педагогам. Лица, ненадлежаще исполняющие свои обязанности, когда это сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетними, могут лишиться свободы на срок до 3 лет.

Даже если побои учителя не нанесли вред здоровью ребенка, педагог понесет ответственность. Это будут обязательные работы до 120 часов, административный арест до 15 суток или штраф до 30 тыс. руб. Кроме того, виновный, наверняка, будет уволен из школы.

Резюме

Оценку каждой конкретной ситуации с избиением несовершеннолетнего должен дать юрист. Он же определит направление действий по его защите и предполагаемую меру наказания преступников. Это позволит родителям не наломать дров и максимально быстро разрешить проблему, не меняя школу и не коверкая психику своего ребенка.

Получить профессиональную консультацию в столь щекотливом и непростом деле можно у наших специалистов. Звоните нам или оставляйте свои вопросы в форме чата, и вы гарантированно получите помощь.

Ребенка избивают в школе, куда обращаться?

Содержание статьи
    1. Кто несет ответственность за побои в школе?
        1. Ребенка избивают одноклассники
        2. Если ребенка бьет учитель
    2. Что делать и куда обращаться, если ребенка обижают в школе
    3. Куда подавать заявление об избиении ребенка в школе
    4. Резюме

Защитить ребенка от побоев в школе стремится каждый родитель. Как это сделать, не навредив подростку, подскажут опытные юристы нашей компании.

Детская психика непредсказуема, а простые конфликты между сверстниками могут перерасти в драку, травлю самого тихого ученика и агрессию со стороны толпы. Кроме детей, агрессором может выступать педагог, что превращает занятия в школе в настоящий ад для ребенка.

В подобных ситуациях защита со стороны родителей должна обеспечить комфорт и спокойствие для несовершеннолетнего подростка. Ребенок становится замкнутым или вспыльчивым, а также может принять решение покончить жизнь самоубийством.

Что делать, если вашего сына или дочь периодически избивают и унижают? Куда обращаться, кому жаловаться и что следует предпринять в первую очередь? Остановить беспредел в школе и любом учебном заведении можно, если вовремя принять меры по безопасности своего ребенка, обратившись за помощью к опытным юристам нашей компании.

Кто несет ответственность за побои в школе?

Побивать ребенка за дело или бить без причины нельзя никому, в том числе в воспитательных целях. Любое насилие против личности и человека карается по закону РФ и подразумевает уголовное наказание в виде штрафа и лишения свободы. Пока ребенок находится дома, за него отвечают родители, а во время учебного процесса – педагогический состав школы.

Уголовная ответственность за битье ребенка наступает с 16 лет, а в особых случаях с 14 лет. Чаще всего возраст агрессора находится за рамками законодательства и всю ответственность за его действия несут опекуны, родители и администрация школы (если избиение происходит в учебном заведении).

Ребенка избивают одноклассники

Ребенок часто попадает под влияние более сильных сверстников и старших по возрасту. Не всегда несовершеннолетний подросток осознает последствия собственных действий, жестокость и страдания истязаемого человека. Начиная с 14/16 летнего возраста, школьник несет ответственность за свои поступки, а в самых сложных ситуациях может оказаться на скамье подсудимых.

Невозможно точно указать причину, по которой ребенок подвергается нападкам со стороны одноклассников, так же как и нет однозначного ответа, почему проявляют агрессию другие участники конфликта. Дети чаще руководствуются не сознанием, а инстинктом и эмоциями. Причиной такого поведения может быть что угодно – от желания повысить статус среди сверстников до вспыльчивости характера и физиологических особенностей (высокий рост, близорукость, скромность и прочее). Важно своевременно проявить понимание к проблеме со стороны родителей и постараться решить ее в рамках закона.

Если ребенка ударили в школе один раз, то это может быть конфликт между товарищами. В случае периодических побоев, лучше сразу обратиться к педагогам, классному руководителю, директору, а также в правоохранительные органы и к опытным адвокатам.

Читайте также:
Какие хобби популярны у подростков – 15 самых необычных увлечений

Если поступила жалоба на вашего ребенка о том, что он избивает других детей, то следует помнить: есть преступление – будет наказание, которое предусматривает реальное лишение свободы.

Если ребенка бьет учитель

Рукоприкладство учителей имеет место в российской практике. Если педагог ударил вашего сына или дочь, следует зафиксировать побои при их наличии. Даже при отсутствии видимых повреждений можно подать заявление в суд. За такие действия педагога предусмотрено несколько наказаний:

  • условный срок до 2-х лет;
  • обязательные, исправительные работы – 360 часов и до 1 года соответственно;
  • принудительные работы до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2-х лет.
Обратите внимание!

Регулярное издевательство над ребенком может расцениваться как истязание по ст. 117 УК РФ, за которое предусмотрено более строгое наказание.

Что делать и куда обращаться, если ребенка обижают в школе

Не всегда проблемы в школе являются глобальными. В некоторых ситуациях, дело можно решить мирным путем, без привлечения полиции и судебных инстанций. Куда обращаться родителю, ребенка которого избивают, зависит от ситуации и зачинщика конфликта:

  • если инициатором драки и периодического избиения был одноклассник или ученик старших классов, можно провести профилактическую беседу, обратиться с вопросом к учителю, школьному психологу и директору учреждения;
  • если мирные переговоры не возымели эффект, остается написать ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних, что предполагает беседу с семьей виновника в правоохранительных органах и постановка ребенка на учет;
  • в ситуации причинения серьезных телесных повреждений, необходимо подать заявление в полицию, что может закончиться судебными разбирательствами.
Обратите внимание!

Подать иск на возмещение морального и материального вреда можно на родителей ребенка-агрессора, независимо от его возраста.

Если виновником рукоприкладства и психологического подавления ребенка выступает педагог, то ситуация разрешается одним из способов:

  • при незначительных травмах можно обойтись устной беседой с учителем и директором школы;
  • при серьезных физических повреждениях остается юридическая защита несовершеннолетнего ученика и обращение в органы правопорядка.

Кроме уголовного преследования, родители могут пойти на применение при соблюдении некоторых условий – увольнение учителя, компенсация морального вреда и т.д. Более детально получить ответ по любой возникшей ситуации можно у юристов нашей компании, так как каждый случай индивидуален и требует правомерного рассмотрения с учетом обстоятельств случившегося.

Куда подавать заявление об избиении ребенка в школе

В зависимости от количества инцидентов и их сложности, побои могут квалифицироваться по следующим статьям:

  • ст. 116 УК РФ – побои;
  • статьи 11-115 УК РФ – нанесение вреда здоровью разной степени тяжести;
  • ст. 117 УК РФ – истязание.

Подать заявление можно в полицию в случае, если ФИО и данные обидчика неизвестны. Сотрудники правоохранительных органов в течение 1 месяца проводят мероприятия, направленные на установление личности и розыск виновника, а также подготовку материалов дела в суд.

Если все сведения об агрессоре известны, то можно передать иск сразу в мировой суд. Заявление должно включать следующие пункты:

  • наименование, адрес суда по месту жительства пострадавшей стороны;
  • данные потерпевшего и виновника;
  • место, время и обстоятельства случившегося с подробным изложением ситуации;
  • просьба принять материалы к производству;
  • список и данные свидетелей;
  • список документов (копии прилагаются);
  • дата, подпись заявителя.

Дело по факту истязания может быть возбуждено не только на основании заявления от родителей ребенка или самого пострадавшего, но также при выявлении признаков преступления полицией (рапорт).

Перед подачей иска в суд или полицию, лучше зафиксировать побои в медучреждении, а также проконсультироваться у опытного юриста.

Резюме

Что делать, если ребенка избивают в школе его одноклассники? Юристы советуют внимательно относиться к своим детям, контролировать их круг общения, досуг и учебный процесс. Знакомство с педагогами и доверительные беседы с ребенком помогут не допустить конфликтов среди сверстников и возможных избиений.

Если ситуация вышла из-под контроля, сын/дочь попал в плохую компанию, нет взаимопонимания с одноклассниками и учителями, то следует защитить своего ребенка всеми возможными правомерными способами. Это может быть мирная беседа с виновниками и их родителями, обращение к руководящему составу школы или судебное разбирательство.

Главное – не вступать в конфликт с агрессорами и не нарушать закон, пытаясь обезопасить своего малыша. Помощь компетентных адвокатов позволит выбрать правильную линию защиты и правовую поддержку на всех стадиях разбирательства.

Как делать уроки без скандала и истерики

Домашние задания: не сидите с ребенком и не реагируйте на нытье

Джессика Лэйхи преподаватель, писательница

  • “Мы садимся за уроки всей семьей”
  • Когда делать домашние задания
  • Как избежать истерик и скандалов, когда дети делают уроки
  • Как передать детям ответственность за домашние задания
  • Не вмешивайтесь!

Вы только начинаете делать уроки с ребенком — их стали задавать со второго полугодия первого класса? Или долгие вечера над домашними заданиями уже стали обычными? Мечтаете, чтобы ребенок сам делал уроки, изредка обращаясь к вам за помощью? Вот понятный алгоритм, как передать ребенку ответственность за домашние задания.

Исследования эффективности домашних заданий показывают, что до средней школы домашняя работа не приносит особой пользы с точки зрения усвоения материала, однако это ежевечернее бдение приносит иные, неакадемические плоды: способность приступить к работе, отложить удовольствие, довести дело до конца, упорствовать вопреки разочарованию и трудностям.

Читайте также:
Сколько должны спать подростки 14-18 лет – режим и продолжительность сна ребенка в подростковом возрасте

И хотя исследование не обнаруживает прямой или доказуемой связи между домашней работой в начальной школе и результатами, по крайней мере одна польза от самостоятельной работы есть: учитель видит, как ученики продвигаются к овладению знаниями и навыками. Если же родители вмешиваются и принимаются “помогать”, учитель получает неверную картину.

“Мы садимся за уроки всей семьей”

Пока ребенок мал, вам следует находиться поблизости во время выполнения домашнего задания. При этом найдите себе собственное занятие: вы рядом, но не нависаете над ребенком. Поддерживаете, но не вмешиваетесь.

Я часто готовлю обед, пока младший сын тут же за кухонным столом делает уроки. Так я у него всегда под рукой, если понадобится поддержка, поощрение или совет двигаться в другом направлении. Но я занята своим делом и не чувствую соблазна вмешиваться всякий раз, когда сын медлит или издает стоны разочарования (или же стоны для привлечения внимания). Примерно до 9–10 лет ему требовалась проверка раз в десять минут, просто чтобы убедиться, что он не сбился с курса, но сейчас он уже сам в состоянии понять, если по-настоящему застрянет, а не просто “зависнет” на минутку над новым понятием — и сам зовет меня в таких случаях на помощь.

Очень важно, чтобы ребенок видел: у нас есть в жизни другие дела, кроме как сидеть рядом и ждать, пока дети застрянут в домашке и начнут задавать вопросы. Я говорила со многими родителями и выяснила, что они часто допускают ошибку на этой стадии. Одна мать детей шести и девяти лет призналась: “Мы садимся за уроки всей семьей, и мой муж и я всегда наготове, чтобы объяснить непонятое”.

Другой родитель, с которым мы пытались решить проблему ежедневных истерик над уроками, нарисовал схожую картину: каждый вечер они с женой часами бились над домашними заданиями вместе с восьмилетней и десятилетней дочерью. В обоих случаях родители были наготове, ожидая момента, когда ребенок перестанет справляться с заданием, — и таким образом они подпитывали цикл зависимости, ведь они исходили из того, что без помощи старших не обойтись.

Когда делать домашние задания

Некоторые книги для родителей советуют сначала усадить детей за уроки, а потом в качестве награды предоставить им поиграть на свободе; другие, наоборот, рекомендуют начать с “награды”.

Позвольте предложить новую концепцию: спросите ребенка, где и когда он предпочтет делать уроки. Если домашняя работа превращается в ежевечернее мучение, пора задать вопрос, на который ребенок, вполне возможно, давно мечтает дать определенный ответ: “Как ты хочешь делать домашнее задание?”. Все дети разные. Одним нужно после школы побегать, избавиться от накопленной энергии, дать себе разрядку. Другие хотят сразу взяться за дело и покончить с уроками.

Писательница, специалист по воспитанию Викки Хофл рассказывала о ежедневных битвах с дочерью-второклассницей. Викки и ее муж усаживали дочку за уроки, а та наглухо отказывалась подчиняться. И наконец, по словам Викки, “что-то щелкнуло”.

Викки и ее муж были готовы к тому, что этот план не сработает, но все получилось. Дочка поставила будильник и вскочила рано утром, чтобы сделать домашнее задание, — не только наутро после этого разговора. Она так и осталась жаворонком в следующие годы и до конца школы продолжала делать уроки в половине пятого утра.

Как избежать истерик и скандалов, когда дети делают уроки

Как только ребенок выберет время и место себе по вкусу, предоставьте ему время и пространство для самостоятельной борьбы. Объясните, что вы неподалеку, но заняты собственными делами, пока он занимается своими. Если до сих пор вы активно помогали делать уроки, переключиться будет не так-то просто, но как проходили детские истерики, из-за которых вы сжимали челюсти и ждали, пока буря отбушует, так пройдут и истерики над уроками, и ребенок благодаря вашей стойкости сделается более независимым и уверенным в себе.

Когда ребенок сталкивается с разочарованием, он может хныкать, и ныть, и вопить, что у него ничего не выходит, или иными способами подавать сигнал бедствия, надеясь на ваше вмешательство и спасение со стороны. В такие минуты постарайтесь устоять перед искушением сразу же устремиться “спасать”.

Психолог, писатель и школьный консультант Майкл Томпсон высказал предположение, что дети легче справляются с трудностями, когда мы поддерживаем их в борьбе и признаем их усилия. “Детям требуется от нас понимание, какой ценой все дается, они хотят, чтобы мы обратили на это внимание. Вовсе не нужно поспешно вмешиваться или орать на ребенка, впадать в панику и делать преждевременные выводы”.

Признавайте, сочувствуйте, поддерживайте ребенка, перенаправляя его внимание и усилия. Если он действительно застрял, предложите ему новый способ подойти к проблеме, — только не решайте проблему за него.

Так же, как мы различаем детские крики — когда он упал и ушибся, когда он чем-то недоволен или когда он требует внимания, надо научиться отличать в интонациях, с которыми нас призывают помочь с домашним заданием, действительно непреодолимые трудности от сиюминутных полезных вызовов. Не так-то это просто. Главное — помните о конечной цели: вы помогаете ребенку достичь независимости, чтобы он мог полагаться на собственные силы.

Читайте также:
Как выбрать мембранную одежду для ребенка - советы, обзор производителей

И наконец, когда домашняя работа завершится, похвалите ребенка за вложенные в эту работу усилия, особенно если по ходу дела он сталкивался с трудностями и разочарованиями. Главное, чтобы ребенок понял: его упорство вы оценили ничуть не ниже, а то и выше, чем ответы на каждый вопрос, которые он написал. Всякий раз, когда это уместно, повторяйте максиму: чем упорнее мы работаем, чем сильнее напрягаем мозги, тем умнее становимся.

Как передать детям ответственность за домашние задания

Вот некоторые практические шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь детям любого возраста научиться организовываться и брать на себя ответственность за домашние задания. Маленьких детей нужно обучать пошагово, пока не сформируются правильные привычки. Если ваш ребенок старше, но еще никогда не брал на себя ответственность за собственную учебу, идеальный способ начать — предоставить ему самому контролировать первые шаги.

  • Обеспечьте топливо. Мозги не могут работать без пищи и питья. Приготовьте (или предложите ребенку самостоятельно приготовить) полезный перекус и запас воды.
  • Избавьтесь от отвлекающих моментов. Даже небольшие отвлечения приводят к ошибкам. Недавнее исследование показало, что отвлечение всего на три секунды удваивает количество ошибок в задании: вероятно, его детали выскальзывают из кратковременной памяти.
  • Посоветуйте ребенку начинать с самого трудного. Исследования показывают, что ресурсы самоконтроля в мозгу ограничены и наиболее доступны в начале работы над домашним заданием.
  • Оцените конечный продукт. Приучите ребенка делать паузу по окончании задания и по завершении всей домашней работы и оценивать, выполнено ли задание полностью в соответствии с требованиями учителя.
  • Делайте столько, сколько удается сделать. Если после повторных попыток ребенок все же не справляется с большим заданием, предложите разделить его на части и сделать столько, сколько сумеет.

Тут наступает момент поговорить с учителем начальных классов о его ожиданиях и требованиях. Некоторые учителя рассчитывают на то, что родители помогут ребенку с работой, другие предпочитают, чтобы разделы, которые ребенок не осилил, он так и сдавал незаполненными — тогда лучше видно, что ребенок усвоил, а что нет. Лично я предпочитаю, чтобы ребенок сделал хоть что-то, даже если задание не будет выполнено целиком.

  • Стремитесь к учебе, а не к совершенству. Цель домашней работы — не добыть правильные ответы, а предоставить ребенку возможность практиковать и наращивать те навыки, которые были усвоены сегодня в школе, а также подготовиться к овладению навыками, которые появятся в школьной программе завтра.

–>

Не вмешивайтесь!

Когда ребенок переходит в среднюю и тем более в старшую школу, пора отказываться от участия в его домашней работе. Исследования показывают, что в начале средней школы домашние задания приобретают эффективность и с точки зрения усвоения знаний, то есть их роль в образовании возрастает.

Правильное домашнее задание активизирует уже сохраненные на жестком диске знания и вынуждает ученика применить эти знания в новом контексте. Это заключительный этап обучения, на котором ученик уже не вспоминает ответ, а сам его создает, называется “генеративным обучением”. Генеративное обучение необходимо для достижения мастерства, а еще оно трудно.

Некоторым ученикам в средней и старшей школе еще понадобится помощь с долгосрочным планированием и распределением времени. Тем не менее подрастающие ученики должны вести дневник и брать на себя ответственность за свою работу и сроки сдачи. А уж в старшей школе домашняя работа полностью поступает в ведение учеников, и родители не должны вовсе в ней участвовать, разве что ребенок захочет обсудить задание или услышать отзыв на свою идею.

Вспомните собственное детство, те дни, когда вы чувствовали, что великолепно готовы к школе, усердно поработали над домашним заданием и были полны уверенности в себе. Вспомните, как шли или ехали в школу и вам не терпелось, чтобы уроки поскорее начались, вы не просто хотели, чтобы вас вызвали, — вы прямо-таки рвались предъявить свои достижения.

Пусть это воспоминание удержит вас от соблазна вмешаться в домашнюю работу ребенка. Предоставьте сыну или дочери пережить собственные неудачи и собственные успехи, достичь полного контроля над своими возможностями и своей работой и гордости за то, что удалось сделать. Можете хвалить и подбадривать, но нельзя усаживаться рядом за стол и держать ребенка за руку. Это индивидуальный путь, приключение в одиночку; ваш ребенок будет сам убивать своих драконов и добудет собственную заслуженную награду.

Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?

Начинается учебный год, и Интернет взрывается от родительских запросов: «ребёнок не хочет учиться», «как заставить ребёнка делать уроки?», «что делать, если ребёнку надоела учёба?». Каждый родитель хочет видеть в сыне или дочери примерного ученика, с радостью бегущего в школу и прилежно выполняющего домашние задания. Но что делать, если у ребёнка вдруг пропало желание учиться? Стоит ли его заставлять или есть другие способы? Ответы вы найдёте в данной статье.

Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте разумную свободу формирующейся личности. При это не беспокойтесь за ребёнка, всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него с помощью приложения « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay.

Читайте также:
Как получить социальную карту школьника - что она дает?

Содержание:

  • Выясняем причину
  • Правильная позиция родителей
  • Как помочь ребёнку?
    • Советы психолога
    • 8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
  • Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Выясняем причину

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.

К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и « отвлечений » много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных « молодёжных » людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.

Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест « Зачем нам математика? » Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,

2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик»

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

  • «Я в тебя верю»;
  • «Всё получится»;
  • «Мы вместе решим эту проблему»;
  • «Не бывает безвыходных ситуаций».

Помощь

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.
Читайте также:
Полезные завтраки для школьников – идеи для простых рецептов

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay.

Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за « добровольное » выполнение уроков и какое « наказание » за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово « молодец » прекрасно работают с младшими школьниками,

Как помочь ребёнку?

Советы психолога

Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.

Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».

  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.

  • Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

  1. Чаще хвалите за успехи, даже за самые незначительные.
  2. Объясните, почему так важно учиться в школе, что это даст ребёнку в будущем.
  3. Не стоит ругать за плохие оценки, ребёнок и так расстроен этим фактом. Постарайтесь сначала выяснить причину.
  4. Не «покупайте» хорошие оценки гаджетами и модными вещами.
  5. Чаще говорите со школьником о его мечтах и планах на будущее.
  6. Важно научить ребёнка правильному распределению времени после школы, чтобы его хватало и на отдых, и на домашние задания.
  7. Позиция «важны не оценки, а знания» полезна как для родителей, так и для детей.
  8. Делайте уроки с ребёнком только в том случае, если он попросит вас о помощи.

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

В 2018 году портал «Mail.ru Дети» провёл опрос среди российских родителей на тему выполнения заданных на дом уроков. Оказалось, что большинство родителей (70%) вместе с детьми каждый вечер садятся за домашние задания, и только у 30% мам и пап дети делают уроки самостоятельно.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

1. «У меня в школе всегда были проблемы с математикой. Ну не понимал я всех этих косинусов, интегралов и функций! В 6 классе отец взялся за моё обучение. А так как педагог из него был не очень хороший, он объяснял все задания на повышенных тонах, сердился, когда я что-то не понимал. В результате мы ссорились, он называл меня дубиной стоеросовой и говорил, что ничего путного из меня не выйдет. Может, какие-то математические знания в моей голове всё-таки отложились, но отношения с отцом оказались испорченными».

2. «А у меня мама с первого класса взяла домашние задания под свой контроль. Мы с ней садились и часами их делали, пока она не была довольна результатом. Иногда маму раздражало, что я делаю задания очень медленно, и она делала что-то за меня. Когда её не было дома, я никогда сама не садилась за уроки. Зачем? Всё равно ей что-нибудь не понравится, и мне придётся переделывать».

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.
Читайте также:
Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом?

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.

Как заставить ребенка делать уроки

Поставить его в ситуацию, при которой он не сможет не делать домашнее задание. Угрозы, извечный ремень, крики, лишения – они всегда работают безотказно. Чем сильнее воля ребенка, тем большие усилий придется прикладывать. Учтите и тот факт, что дети адаптируются к условиям: со временем они научатся терпеть наказания, страх ослабеет, и они могут отклониться от намеченного вами курса. Давление придется усилить.

Но ведь вы любите своего ребенка и не хотите превращать его жизнь в ад ради «пятерок»? Если это так, то под «заставить» вы будете понимать слово «мотивировать». Вы отлично понимаете, что вам необходимо не давить на детей, не усиливать диктатуру над ними, а пробудить в них интерес к развитию и образованию. Установить диктатуру не сложно – с этим справится абсолютно каждый «родитель». Мы же поговорим о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно – без скандалов, нервов и ущерба для детской психики.

Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно

Начните с построения идеальных отношений. Без корректировки позиции ничего не выйдет: вы продолжите закрывать глаза на реальные проблемы, акцентировать внимание на мелочах и неосознанно вредить ребенку из-за отличных оценок. Они, кстати, никакого значения для его будущего не имеют: не удивительно, что во многих европейских странах, в Финляндии, например, в начальной школе вообще нет никаких отметок. Делается это для того, чтобы дети не теряли самооценку, не приобретали роли «двоечников» и «неудачников». Тем страшнее, когда эти роли и вытекающую из них низкую самооценку в детях закладывают их же родители.

Что для вас важнее: похвала на родительских собраниях и «пятерки» в дневнике или здоровая психика? Ответ, полагаем, очевиден.

Поэтому обратитесь к рекомендациям авторитетных педагогов и психологов. Постарайтесь отойти от шаблонов и не списывать все на «лень», «нерадивых учителей» и «компьютер». Найдите причину нежелания и устраните ее.

Почему ребенок не хочет делать уроки? Мнение психолога

Один из самых авторитетных российских психологов Михаил Лабковский в книге «Хочу и буду» отмечает, что причина проблем с домашними заданиями кроется не в детской лени – такого понятия как «лень» в психологии вообще не существует. Она всегда представляет собой сочетание двух компонентов – отсутствие мотивации и силы воли. Другими причинами, по мнению психолога, могут стать вполне реальные проблемы:

  • гипертонус;
  • гиперактивность;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • психические отклонения;
  • чрезмерная загруженность.

Касаемо чрезмерной загрузки – проблема более чем острая. По мнению психолога, у ребенка обязательно должно быть порядка 4-х часов свободного времени в день, когда он делает что хочет и родители ни в коем случае не определяют его занятия. В остальном он должен выполнять свои обязанности – убираться в комнате, делать уроки и так далее. Но перегружать многочасовыми занятиями с репетиторами и секциями, на которые он не горит желанием ходить, не стоит – вы рискуете наградить новоиспеченного ученика неврозами.

ТОП-10 эффективных способов повышения мотивации к занятиям

Если вы ищите «волшебную таблетку» и универсальный алгоритм – вас ждет разочарование. Их не существует. Если бы кто-то знал, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, все дети давно были бы отличниками. Но этого не происходит. Поэтому нужно идти сложным, но единственно правильным путем – выстраивать правильные отношения, убирать тотальный контроль, не перегружать ребенка, правильно распределять роли и адекватно относиться к оценкам. Далее вас ждут 10 советов педагогов и психологов – эффективных способов повышения мотивации к занятиям.

Откажитесь от тотального контроля

Под предлогом неудержимого желания вырастить ответственного и успешного человека родители стремятся установить тотальный контроль. Часто они делают это неосознанно. Если вы думаете о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, и одновременно пытаетесь контролировать каждый его шаг – что-то идет не так.

Делать за него уроки не нужно, собирать его портфель не нужно, спрашивать о его школьных делах не нужно.

Перестаньте контролировать и заорганизовывать детей. Дайте ребенку свободное время – около 4-5 часов в день, когда он делает то, что хочет.

Не обращайте внимания на оценки

Волнение из-за отметок часто разрушает доверительные отношения между детьми и родителями. Вас должны интересовать не оценки, а состояние ребенка. Нельзя ругать его за «двойки» и «тройки», нельзя поощрять за «пятерки».

Читайте также:
Когда ребенок равнодушен к маме, родителям, животным - нормы и отклонения

Отечественные школы ориентированы на оценки – это пережиток советской системы образования. Будьте более прогрессивными. Задача обучения не столько в необходимости забить в голову формулы и правила, а в возможности научиться самой жизни – умению выстраивать отношения, принимать ответственность и самостоятельно решать свои проблемы. Адекватно относитесь к «двойкам». Поддерживайте ребенка, давайте ему возможность самому решить эту проблему.

Посмотрите на себя

Выстроить правильные отношения с ребенком и сделать его счастливым можно только в том случае, если вы сами счастливы. Если родители закомплексованы и несчастливы – они начинают гнаться за оценками, стремятся к самореализации через детей. Потому задумайтесь о своем психологическом состоянии, при необходимости обратитесь к психологу. Вы должны вывести школу за рамки ваших отношений.

Дайте личное пространство

У него должно быть свободное время и свое место – комната или часть комнаты, в которой он делает все, что хочет. Если там бардак – это его дело, это показатель его внутреннего состояния. Убираться в его комнате не нужно, заставлять его собирать игрушки и мыть полы тоже. Вы можете настоять на уборке только в том случае, если это касается «общей территории». То же самое с уроками – перестаньте стоять над душой, дайте возможность самостоятельно организовываться, помогайте ему только в том случае, если он вас об этом просит.

Не заорганизовывайте детей

Уроки, секции, домашние занятия, репетиторы – задумайтесь, не слишком ли много обязанностей получил ученик младшей школы. Одно дело, когда он загорелся, скажем, баскетболом, и рвется на тренировки – это замечательно. Но совсем другое дело, когда он ходит на секцию по вашему велению.

Еще сложнее с репетиторами, нанятыми уже в младших классах. Если ребенок вынужден постоянно догонять программу – она ему не подходит. На выполнение домашней работы в 1-м классе должно уходить не более 45 минут. Репетиторы в этом возрасте детям не нужны.

Наказывайте правильно

Откажитесь от криков и тем более от насилия. Если вы приходите с работы и видите, что новоиспеченный ученик уткнулся в планшет, не сделал уроки и не выполнил свои обязанности по дому – заберите гаджет. Скажите при этом: «Я тебя люблю, но компьютер ты сегодня не получишь, потому что свои обещания ты не выполнил». Кричать, плакать и тем более бить ребенка не нужно – он должен понимать, что, несмотря на наказание, вы его действительно любите.

Помогите ученику найти мотивацию

Объясните не только ребенку, но и самому себе, зачем нужно делать уроки. Абстрактные «Чтобы вырасти образованным человеком» и «Потому что так надо» здесь точно не работают. Их нужно делать хотя бы потому, что за работу головой часто платят больше денег, чем за работу руками. И потому, что образование даст возможность заниматься в жизни тем, что действительно нравится.

Найдите мотивацию: если она будет, то ни о какой лени говорить не придется.

Оцените реальную сложность программы

Некоторые предметы не даются ученикам не потому, что они недостаточно усердно занимаются, а потому что они не соответствуют их уровню. Образовательные учреждения часто заботятся о собственном престиже, а не об индивидуализации подхода к детям. Поэтому учителя так часто требуют занятий с репетиторами и родителями, задают несоразмерно объемную домашнюю работу. Дайте ребенку возможность самому расставлять приоритеты, самому выбирать любимые предметы. Если он не тянет программу – откажитесь от углубленного изучения предметов, переведите его в другой класс и не придавайте особого значения отметкам.

Принимайте сторону детей

В конфликте с учителями и сверстниками, при получении плохих отметок и в других спорных ситуациях дети должны быть уверены в том, что родители примут их сторону. Даже если они не правы. Так они получают психологический тыл, уверенность в том, что их любят и поддерживают, вне зависимости от успехов в учебе и оценок.

Помогите ребенку организоваться

Это особенно актуально для первоклассников, которые пока не могут понять порядок выполнения домашнего задания. Дайте советы, расскажите о способах концентрации на уроках, дайте достаточную мотивацию, поделитесь опытом. При этом важно предоставлять детям достаточную свободу. Если вы не знаете, как заставить ребенка делать уроки без скандалов – примените коктейль из мотивации, мягких наказаний (лишение гаджетов, карманных денег и подобного), любви и готовности помочь в любой момент.

Резюме

Зачем вашему ребенку делать уроки? Дайте себе и ему правильный ответ на этот вопрос. Перестаньте обращать внимание на оценки, всегда принимайте сторону новоиспеченного ученика, не наказывайте его за «двойки» и не заорганизовывайте.

Предоставляйте детям достаточное количество свободного времени, дайте возможность самостоятельно расставлять приоритеты в подготовке домашнего задания. Не перегружайте их секциями и занятиями с репетиторами. Дайте возможность самому выполнять свои обязанности – откажитесь от тотального контроля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: