Что делать, если учитель унижает ребенка при всем классе и его родителей?

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Читайте также:
Опасные увлечения современных подростков - на что обратить внимание?

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Что должны делать родители, если ребенка травят в школе

К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.

Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела». Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец. Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.

«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик. История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».

Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.

Читайте также:
Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ - правила подачи апелляции

«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».

С агрессорами сложнее.

«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших. Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».

По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.

«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».

Законная борьба

Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.

«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому. Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».

Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.

Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.

«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».

Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:

— в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;

— инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.

«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.

Реальный опыт

Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла. Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков. Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы. Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.

«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.

Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.

«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.

В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет. Перед мамой и ее сыном извинились.

Читайте также:
Как выбрать мембранную одежду для ребенка - советы, обзор производителей

Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.

«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез. И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».

Что делать, если учитель унижает ребенка при всем классе и его родителей?

Буллинг — это травля. Она разворачивается как в реальности, так и в интернете. Жертвой травли как правило становится ученик, не похожий на других в классе и не разделяющий общих ценностей. Или ученик со слабой нервной системой, тот на кого легко надавать, над кем легко посмеяться.

Чем травля отличается от непопулярности?

Травля — это прицельные, целенаправленные действия всего коллектива против одного человека. Это действия, которые нарочито унижают, оскорбляют или причиняют любой другой вред жертве, в том числе физический. Коллектив понимает, что делает и делает это сознательно. В этом и отличие от непопулярности. Непопулярный ученик может вполне комфортно себя чувствовать, если он не нуждается в признании сверстников, а вот жертва травли всегда явно и сильно страдает.

Как учитель может заметить травлю?

Наблюдать. Даже если учитель проводит один-два урока в неделю, он может многое узнать об отношениях в классе. Часто учитель видит что-то «неладное», но проходит мимо. Если учитель видит, как одноклассники прячут чей-то портфель, наклеивают на спину кому-то бумажку, постоянно смотрят какое-то видео в телефонах, — он должен насторожиться. Не нужно подозревать всех и вся и не нужно искать ябед. Достаточно наблюдать, поделиться мнением с классным руководителем и школьным психологом.

Понять, какие социальные роли у кого в классе. Если кажется, что над классом сгущаются тучи, но еще не ясно над кем именно, поймите, кто в коллективе лидер, кто — аутсайдер. Это пригодится даже если травли не начнется. Вы сможете понять, кому понадобится помощь в социализации. Или чьи границы лучше не нарушать. Будет здорово, если вы разберетесь, кто в классе интроверт, а кто экстраверт. Как правило, больше страдают интроверты — они чувствительнее к нарушению границ и их проще ранить.

Особенно наблюдать за «белыми воронами». Да это плохой термин, но он помогает выявить нонконформистов и помочь им в сохранении границы. Не нужно подталкивать таких ребят к социализации — далеко не каждому важно внимание других. Важно понять, чем может быть интересен ребенок — своим увлечением, своим темпераментом, добротой. И помочь ему защититься от угроз других. Сделать это легко — понять интерес и побеседовать о нем.

Чтобы в классе начался буллинг, нужно несколько условий:

  1. Потенциальная «жертва» и один сильный лидер.
  2. Пример какого-либо значимого взрослого. Например, кто-то из учителей сам высмеивает при классе чью-то особенность или ведет себя агрессивно.
  3. Молчание со стороны учителя. Если дети чувствуют свою безнаказанность, они будут продолжать.
Что делать, если буллинг в активной фазе?

Точно вмешиваться. Если травля перешла в активную фазу — вы точно это заметите. Оскорбления, драки, неуместные шутки — если заметили, то останавливайте и действуйте по обстоятельствам. Если ученик нарушил устав школы, ведите его к директору. Если еще нет, проводите беседу со всеми участниками конфликта. Бездействовать в травле — должностное преступление.

Уходить от деления на жертву и виновных. Если нет четкого правонарушения — обидные шутки могут и не нарушать устав, — то постарайтесь не осуждать только зачинщика. Скорее всего он действует так, потому что его поддерживает весь класс. Постарайтесь понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле. Но при этом, не молчите. Покажите, что так нельзя, вы этого не спустите.

Обращаться к психологу. Если хотя бы на толику чувствуете неуверенность в своих силах, зовите педагога-психолога. Он сможет поддержать жертву травли и поможет организовать беседу с участниками. Также он поймет, нужно ли подключать родителей и всех одноклассников.

Читайте также:
Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом?

Устраивать модерацию конфликтов. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов. Их главным помощником становится педагог.

Медиация — способность разрешать конфликты без жертв. И этому можно и нужно учиться

Например, если Вася говорит Пете «Ты трус, поэтому и получил», задавайте Васе наводящие вопросы. Пусть он объяснит, почему считает Петю трусом, почему это важно для Васи. Тогда Вася в итоге скажет Пете: «Петя, я думал, что ты поддержишь меня и мы вместе прыгнем с парашютом. Ты же хотел. Жаль, что у тебя не получилось». А Петя сможет рассказать, что его остановило и испугало.

Разговаривать с родителями. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть в курсе. Старайтесь доносить информацию аккуратно, но настойчиво. Если родители пройдут мимо, это нанесет ущерб их ребенку. Если же со всей горячностью бросятся мстить обидчику, также ни к чему хорошему не приведет.

Что делать, если буллинг прошел, но «жертве» плохо?

Обращаться к психологу. Если вы заметили, что ученик чувствует себя подавленно, поговорите с ним. Если он расскажет, что подвергался травле несколько дней-недель-месяцев назад, то подключайте психолога. В первую очередь, нужно не искать виновных, а работать с пострадавшим.

Запускать службу примирения. Если ребенку нужно, чтобы перед ним извинились, придется собирать участников конфликта и проводить модерацию. Психолог может провести ее сам, а может обратиться к школьной или городской службе примирения. Их силы понадобятся, если конфликт очень глубок и никто не хочет брать на себя ответственности. Служба примирения собирает детей, родителей, подключает ученический совет и пытается помирить участников конфликта, чтобы наладить их отношения.

Выстраивать доверие. После работы с психологом все только начинается. Классу придется по-новому взглянуть на свои отношения. Возможно, что теперь ученики будут меньше общаться с зачинщиком травли. Это тоже неправильно, нельзя допустить, чтобы теперь травили его. Восстанавливать отношения можно по-разному: пойти в поход, проходить тренинги на доверие, больше разговаривать.

Как самому не поддерживать буллинг?

Быть искренним с детьми. Учитель почти всегда становится примером для учеников. Рассказывайте о своих чувствах, не кричите на детей, если недовольны, то просто расскажите чем и почему. Будьте аккуратны в общении и возможно дети будут использовать вашу модель.

Не заводить любимчиков. Старайтесь одинаково относиться ко всем. У каждого ученика есть свой интерес и учитель должен услышать каждого. Нельзя поощрять Колю, который собирает марки, и унижать Машу, рисующую комиксы. Даже если ребенок получает «двойки» и «тройки», он заслуживает любви и внимания.

Не навешивать ярлыки. Постарайтесь не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «растяпа» и другие. Если высказываете мнение, оценивайте поступок. Если Коля не сделал домашнее задание, то нужно объяснить Коле и классу, почему это плохо, а не оскорблять самого Колю.

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Читайте также:
17 эффективных средств для лечения угрей и прыщей у подростков

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Читайте также:
Как правильно написать объяснительную записку в школу от родителей классному руководителю?

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Читайте также:
Как правильно объяснить ребенку, что такое предательство?

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Ростовые боли: главное, чтобы ночью болели обе ноги

У ребенка болят ноги по вечерам? Ночью он просыпается от сильной боли в конечностях и не может уснуть? А днем ни на что не жалуется? Похоже, что у него ростовые боли

  • Статьи
  • /
  • Проблемы

Откуда они берутся?

Сам термин «ростовые боли» носит условный характер. Почему?

Есть установленный медицинский факт: многие дети 3-4 лет испытывают вечерние или ночные боли в ногах. Через какое-то время они проходят, а затем снова возвращаются в возрасте 6-12 лет.

А вот что касается причины, вызывающей эти боли, здесь нет твердой уверенности, а только гипотезы. Предположительно, они появляются в периоды активного роста ребенка. Кости ног достаточно быстро увеличиваются в длину, что вызывает натяжение мышц и сухожилий, отсюда болевые ощущения.

Читайте также:
Как понять, что подросток употребляет наркотики - методы проверки на наркотики

Вторая гипотеза заключается в том, что дневная активность ребенка – бег, прыжки, лазание, другие подвижные игры – создают большую нагрузку на мышцы ног, поэтому вечером или ночью они могут болеть.

В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что у 50% детей боли в ногах присутствуют в любой возрастной период. Впрочем, не все растут с одинаковой скоростью, так что и боли, если они все-таки вызваны ростом, могут у каждого ребенка иметь свой возрастной календарь.

Есть еще одна гипотеза. Некоторые специалисты предполагают, что такого рода боли присутствуют у тех детей, у которых с возрастом развивается синдром беспокойных ног.

Человек испытывает неприятные ощущения в нижних конечностях, причем чаще всего в вечернее и ночное время. Больной постоянно меняет положение ног, не может успокоиться и уснуть. До сих пор не очень ясно происхождение этого расстройства.

Так или иначе, за феноменом детских ночных болей в ногах закрепилось название «ростовые боли».

Как они проявляются?

Чаще всего у ребенка болят мышцы голеней и бедер, области коленных суставов. Иногда при этом может появляться головная боль или боль в животе.

У разных детей эти боли могут иметь разную периодичность: одного они беспокоят каждую ночь в течение длительного периода времени, у другого они случаются лишь иногда.

У некоторых ноги чаще болят вечером, во время отхода ко сну и мешают уснуть, других боль будит среди ночи, ребенок начинает плакать в постели. Чаще всего такие эпизоды случаются через несколько часов после засыпания, хотя вполне возможен приступ боли и глубокой ночью. Обычно дети жалуются, указывая на колено спереди или сзади, прямо над коленом или на голени.

Обычно приступ боли длится 10-15 минут, а следующим утром и далее в течение дня вообще не напоминает о себе.

Иногда ребенок просыпается несколько ночей подряд, но чаще такие болевые приступы случаются лишь время от времени в течение нескольких недель или месяцев, затем исчезают на какое-то время. Впоследствии они могут возобновиться.

Как понять, что это именно ростовые боли, а не какое-то серьезное заболевание?

Главный признак, как уже говорилось выше, – это то, что боль беспокоит ночью или вечером, а утром и днем ребенок чувствует себя нормально.

Второй важный признак – это боль в обеих конечностях одновременно. Если болит только одна нога, следует предположить иной диагноз.

Еще одна особенность ростовых болей: болят крупные суставы (коленные), а не пальцы на ногах.

И, напомним еще раз, если ребенок младше трех (а некоторые специалисты считают, что четырех) лет, то также следует искать болям в ногах иное объяснение.

Ростовые боли неопасны, тем не менее, лучше показать ребенка врачу. При ростовых болях врач, осматривая пациента, не увидит ничего тревожного. В этом случае анализы и рентгены будут избыточны.

В каких случаях необходимо обратиться к врачу?

При указанных симптомах причиной болей может быть артрит или какое-либо инфекционное заболевание.

При любом сомнении все-таки лучше показать ребенка врачу.

Как помочь ребенку, страдающему от ростовых болей?

Есть несколько способов облегчить боль.

Прежде всего, нужно проявить внимание и сочувствие к ребенку. Ему нужно объяснить, что ничего страшного не происходит, боль неопасна и скоро пройдет. Часто одного этого и легкого массажа бывает достаточно, чтобы ребенок успокоился и уснул.

Вполне действенный способ – тепло. Это может быть грелка, теплая ванна, компресс, растирание разогревающей мазью (выбрать ее поможет врач). Некоторые специалисты рекомендуют приложить к икрам горчичники совсем ненадолго, хотя в последнее время медицина относится несколько скептически к этому старому доброму способу.

В любом случае, их нельзя ставить детям до 6 лет, при очень чувствительной коже, склонности к аллергическим реакциям, или если кожа повреждена.

Некоторым детям успокоить боль помогают прыжки по комнате или растяжки мышц.

Болеутоляющие препараты – парацетамол или ибупрофен – это самая крайняя мера. Оба препарата небезобидны, и прибегать к ним стоит только в том случае, если ребенок очень страдает, а остальные меры никак не помогают.

На всякий случай заранее проконсультируйтесь с врачом на предмет того, какая доза болеутоляющего будет адекватной для вашего ребенка. Ни в коем случае не давайте эти препараты профилактически, а только по мере необходимости.

Читайте также:
Боли роста в ногах у детей, подростков - как помочь ребенку?

Источники:

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Болят ноги у ребенка (болезнь роста)

Обзор

С жалобами на то, что у ребенка болят ноги сталкиваются многие родители детей от 3 до 12 лет. Обычно боль в ногах возникает ниже колен и беспокоит по вечерам или ночью.

Такие боли иногда называют «болезнью роста», но объективных доказательств того, что боль связана с быстрым ростом ребенка пока нет. Поэтому некоторые врачи для обозначения заболевания используют термин «периодические ночные боли в ногах у детей».

При этом расстройстве боль сильная, ощущается в обеих ногах. Может напоминать судороги, как будто у ребенка сводит ноги. Боль только в одной ноге указывает обычно на другое заболевание. Чаще всего болят икры, голени или лодыжки, реже — бедра. Боль появляется вечером или ночью (часто после физической активности), но к утру полностью проходит. При этом боль не мешает ходьбе, не вызывает хромоты, у ребенка нет никаких признаков общего недомогания, инфекции или указания на случившуюся накануне травму. Если это не так, и вы заметили другие симптомы, обязательно обратитесь к педиатру, так как причиной боли в ногах может быть какое-либо заболевание.

Почему болят ноги у ребенка?

Причина «болезни роста» неизвестна, но такие боли в ногах чаще встречаются у активных детей и подростков с чрезмерно гибкими, подвижными суставами (гипермобильностью суставов). Кроме того, ночные боли в ногах у ребенка иногда имеют наследственный характер. В то же время пока нет точных доказательств, что проблема связана с быстрым ростом ребенка или каким-либо заболеванием.

Некоторые врачи пытаются установить связь периодических ночных болях в ногах у детей с синдромом беспокойных ног. Это заболевание нервной системы, вызывающее непреодолимое желание двигать ногами и неприятное ощущение в нижних конечностях, которое полностью проходит во время ходьбы или физических упражнений. Однако в настоящее время неизвестно, является ли боль и судороги в ногах у детей ранней формой синдрома беспокойных ног, или это два несвязанных заболевания.

Болят ноги у ребенка: что делать?

Чтобы помочь ребенку ночью избавиться от боли и судорог попробуйте с усилием помассировать мышцы и суставы на ногах или приложить к ним грелку. Если эффекта нет, дайте ребенку обезболивающее: парацетамол, ибупрофен или другие средства из группы нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС). В редких случаях, после больших физических нагрузок, можно использовать НПВС для профилактики, давая ребенку таблетку на ночь, чтобы боль не нарушала его сон.

Перед использованием обезболивающих средств внимательно прочитайте инструкцию, убедитесь, что нет противопоказаний, и точно соблюдайте инструкцию. Препараты из группы НПВС лучше запивать теплым молоком. Детям до 16 лет не следует давать аспирин, за исключением случаев, когда его назначает врач.

Есть мнение, что ночные боли и судороги в ногах у детей может предотвратить удобная спортивная обувь, например, кроссовки. Следите, чтобы обувь хорошо фиксировалась на ноге, желательно, с помощью шнурков или тщательно застегнутых липучек.

Когда обращаться к врачу при болях в ногах

Обратитесь к педиатру, если симптомы у ребенка проявляются особенно остро или могут указывать на другое заболевание. Тревожными признаками являются:

  • боль только в одной ноге;
  • сопутствующая боль в руках или спине;
  • боль ощущается каждую ночь или не проходит к утру;
  • опухание суставов;
  • высокая температура (жар);
  • отсутствие аппетита;
  • потеря веса;
  • ребенок хромает или отказывается ходить из-за боли.

Врач попытается исключить другие заболевания, такие как артрит, дефицит витамина D (рахит) или даже лейкемию, если у ребенка плохое самочувствие.

С помощью сервиса НаПоправку вы можете найти хорошего педиатра.

Возможно, Вам также будет интересно прочитать

Localisation and translation prepared by Napopravku.ru. NHS Choices provided the original content for free. It is available from www.nhs.uk. NHS Choices has not reviewed, and takes no responsibility for, the localisation or translation of its original content

Copyright notice: “Department of Health original content © 2020”

Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительной цели и носят рекомендательный характер.

Читайте также:
Как понимать подростка - роль родителя в подростковом возрасте детей

Боли роста в ногах у детей, подростков – как помочь ребенку?

Эпизоды генерализованных болей в нижних конечностях (так называемые боли роста или ночные идиопатические боли) нередко наблюдают у детей дошкольного и школьного возраста. Ребёнок просыпается из-за болей, которые уменьшаются при растирании (массаже) ног. В дневное время боли возникают существенно реже, в остальных отношениях ребёнок чувствует себя хорошо, какие-либо признаки заболеваний скелетно-мышечной системы отсутствуют.

Дети старшего возраста и подростки с синдромом гипермобильности суставов могут жаловаться на скелетно-мышечные боли, главным образом в нижних конечностях и спине, при отсутствии припухлости суставов. Для синдрома гипермобильности характерна повышенная подвижность суставов: большой палец руки и мизинец при сгибании достигают предплечья, разгибание локтевых и коленных суставов превышает 10°, при наклоне вперёд ладони рук полностью касаются пола без сгибания ног в коленных суставах.

Отклонения со стороны нижних конечностей при синдроме гипермобильности включают плоскостопие, отведение переднего отдела стопы, чрезмерную пронацию стопы (вследствие повышенной подвижности в голеностопном суставе), рекурвацию в коленных суставах; для коррекции этих нарушений можно использовать твёрдые ортопедические стельки, направленные на поддержание продольного свода стопы и стабилизацию голеностопного сустава.

Для достижения эффекта необходим тщательный индивидуальный подбор стелек специалистом. В большинстве случаев суставные боли, связанные с механическими факторами, усиливаются после физических нагрузок и во второй половине дня, тем не менее иногда по утрам возникает чувство скованности в течение 1-2 дней после физической нагрузки.

Наиболее выраженные идиопатические мышечно-скелетные боли наблюдают у подростков, они могут быть как локализованными (комплексный регионарный болевой синдром), так и генерализованными (фибромиалгия).

Комплексный регионарный болевой синдром у детей

Комплексный регионарный болевой синдром у детей может развиться после травмы (часто незначительной) или при отсутствии каких-либо провоцирующих факторов. Клинические проявления включают выраженные боли, гиперестезию (повышенную чувствительность к стимулам), аллодинию (болевые ощущения в ответ на неболевые стимулы), ограничение движений в поражённой конечности вплоть до принятия причудливой осанки и, иногда, отёчность конечности и изменения кожных покровов (мраморность, побледнение кожи, снижение кожной температуры).

Синдром диффузной скелетно-мышечной боли у детей

Синдром диффузной скелетно-мышечной боли характеризуется нарушением сна (бессонницей, отсутствием свежести при пробуждении, сонливостью днём) и наличием болезненных при пальпации триггерных пунктов в мягких тканях при отсутствии других симптомов, подозрительных на органическую патологию. В части случаев может быть проявлением синдрома хронической усталости.

Синдром диффузной скелетно-мышечной боли часто ассоциируется с состоянием стресса, о чём родители могут и не знать (напряжённой ситуацией в школе, запугиванием или другими формами насилия, давлением со стороны родителей). Необходимо тщательное физическое обследование и дополнительные исследования в разумном объёме, чтобы исключить органическое заболевание.

Иногда синдром диффузной скелетно-мышечной боли может развиваться при органической патологии, например, при ЮИА. Лечение (проводят как в амбулаторных, так и в стационарных условиях) должно быть индивидуализированным и мультидисциплинарным.

Опухоли костей как причина боли в ногах у детей

Злокачественные опухоли (остеогенную саркому, опухоль Юинга) наблюдают редко. Они проявляются болями или появлением припухлости, иногда — патологическими переломами. Остеоидная остеома — доброкачественная опухоль, наблюдаемая обычно у подростков, чаще мальчиков. Как правило, поражаются бедренная или большеберцовая кость.

Боли более выражены в ночное время, уменьшаются при приёме салицилатов. Иногда выявляют умеренную локальную болезненность. Диагноз в большинстве случаев можно поставить при рентгенологическом исследовании: обнаруживают чётко ограниченный рентгенопрозрачный очаг остеоидной ткани, окружённый зоной остеосклероза. При отсутствии изменений на рентгенограмме необходимо проведение КТ или МРТ. Лечение хирургическое.

Острые боли в конечностях у детей

Остро возникшие боли в конечностях могут быть обусловлены многими причинами, но чаще всего связаны с травмами, обычно случайными (при занятиях спортом, падениях), но иногда и умышленными. Остеомиелит и опухоли кости наблюдают редко, но при них необходимо неотложное лечение.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: