Что делать родителям при моторной алалии у ребенка – план действий для родителей ребенка с алалией

Моторная алалия у детей — признаки и лечение

Время чтения – 17 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.
Читайте также:
Ребенок боится других детей, чужих людей, врачей - в каком возрасте это уже не норма?

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Психолого-медико-педагогическая комиссия Психолого-медико-педагогическая комиссия

  1. Психолого-медико-педагогическая комиссия
  2. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  3. РОДИТЕЛЯМ О МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

РОДИТЕЛЯМ О МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Моторная алалия

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать;
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики и т. д.)
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию;
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость.

Как строить общение и взаимодействие со специалистами:

  • Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист наметит путь эффективной коррекции.
  • Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

  • Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения, поэтому медлить здесь недопустимо.

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

Читайте также:
Как приучить ребенка к горшку макcимально быстро?

Родители и речевая среда для ребенка-алалика

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией.

Главное, что они должны сделать создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания.

Все режимные моменты (умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями. Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые!»

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  1. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  1. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  1. Словосочетания нужно повторять несколько раз;
  1. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  1. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.

Чего делать нельзя?

Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма. И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.

Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания.

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь.

Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.

Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия.

Смирнова С.С., учитель – логопед ПМПК города Тюмени

Мой ребёнок – моторный алалик, что делать?

Класс: д/с

В настоящее время мы наблюдаем увеличение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития. Одним из них является моторная алалия. Ребёнок с данным заключением способен понять смысл обращённой к нему речи, но не может построить самостоятельное высказывание. Такие дети замкнуты, они осознают свою особенность, у них снижена мотивация к общению.

Главное, что должны сделать родители – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать постоянными комментариями. Всё обучение происходит в игровой форме.

Существуют основные правила при работе с такими детьми:

  • родители не используют слова «повтори», «скажи»;
  • речь родителя должна состоять из коротких и простых предложений (2-4 слова);
  • желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  • между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  • словосочетания нужно повторять несколько раз;
  • слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  • к ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Гуляя со своим ребёнком на улице, вы развиваете его. Ведь на улице ребёнок встречается и с собакой, и с птицей, и с машиной, и с детской площадкой – улица для ребёнка с моторной алалией эмоционально нагружена. И слова, поэтому, запоминаются ребёнком с меньшим количеством повторов и на долгий срок, это лучше, чем при изучении на картинках в кабинете специалиста.

Через эмоции во время прогулок можно натренировать ребёнка запоминать за 20-30 раз, а в кабинете требуется намного больше повторов каждого слова.

У детей-алаликов часто нарушаются моторные функции, которые в раннем возрасте выражаются в нескоординированности движений. У таких детей слабые нейронные связи в коре головного мозга, и слабые межполушарные связи. Поэтому, когда ребёнок лепит двумя руками, эти связи задействованы в полной мере.

Лепите чаще и больше со своим ребёнком, и в результате мозг учится, тренируется, улучшается координация движений рук и глаз, мозг подготавливается к обучению речи.

Натренированный с помощью лепки мозг ребенка готов лучше к усвоению слов на занятиях с учителем-логопедом.

Дополнительные плюсы этой терапии:

  • ребенок научается распределять усилия пальцев рук и ладоней, в результате быстрее осваивает одевание, застегивание, рисование;
  • научившись прилагать усилия, ребенок начинает понимать, где он устает, а где еще не устал;
  • у него повышается терпение и настойчивость, что позволяет увеличить длительность логопедического занятия;
  • ребенок лучше слушается маму, меньше капризничает на логопедических занятиях, дома и на улице.

Преодоление моторной алалии – длительный и очень трудоемкий процесс. На начальных этапах необходимо создать пусковые механизмы или стимулы, которые в последствии позволят детям с моторной алалией усваивать языковую систему в целом. В зависимости от периода начала работы и уровня речевого развития доля самостоятельности ребенка будет варьироваться. Необходимо учитывать в работе риск перегрузить ребенка, поэтому задания должны быть дозированы и правильно подобраны.

Читайте также:
Методики, упражнения, книги и игры для изучения цветов у детей с 1,5 до 3 лет

Предлагаем Вашему вниманию примеры игр и упражнений (Пятница Т.В., Башинская Т.В.):

1.Звук или голосовая реакция

Упражнение «Дай»учим выражать просьбу жестом. Показывая на желаемый объект, ребенок произносит какой либо звук, взрослый уточняет слово, подкрепляя его жестом.

Упражнение «Мяч»упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией. Взрослый катит ребенку мяч, с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со словом «дай».

Игра «Камешки». Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль».

Игра «Индейцы». Используется в играх – догонялках. Ребенок протяжно произносит звук «а-а-а», хлопая ладошкой по губам.

Упражнение «Салют»вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения. После выполнения каждого задания – «праздник с фейерверком»: взрослый, крепко сжав кулаки, произносит протяжный звук – ссс, затем резко разжимает кулаки и произносит слово «салют».

Упражнение «Бегемот»развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук. Взрослый читает текст, ребенок произносит звуки, как бегемот, раскрывая рот, выдвигая нижнюю челюсть вперед.

Раздается из болота «ааааа»!
Грозный голос бегемота «ааааа»!
Он болото стережет «ааааа»!
Грозным голосом поет «ааааа»!

2. Слог

Упражнение «Молодец»формируем уверенность в своих возможностях, положительную оценку своих действий. Учим произносить слоги.

В конце каждого занятия взрослый хвалит ребенка, хлопает в ладоши и произносит медленно по слогам слово, а ребенок повторяет каждый слог на хлопок «Мо – ло – дец»!

Игра «Догонялки». Взрослый догоняет ребенка со звуками МЯУ – МЯУ, ребенок убегает со звуками Пи-Пи.

Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Упражнение «Мишка». Взрослый превращает ребенка в медведя.

Взрослый: Мишка по лесу идет,

Ребенок: Топ, топ, топ, топ (шагая на каждый слог)

Мишка песенку поет,
Топ, топ, топ. топ.
Мишка шишки собирает,
Топ, топ, топ, топ.
И домой их забирает,
Топ, топ, топ, топ.

3. Слово

Упражнение «Моя семья»упражняем в последовательной смене слов и движений. Ребенок разгибает по одному пальцу из кулака от большого к мизинцу, произносит доступные ему слоги, сохраняя слоговую структуру слов.

Ребенок отвечает на вопросы с опорой на пальцы:

– Кто самый большой в семье?

– Кто самый маленький?

4. Фраза

Закрепление отработанных слов в разных ситуациях

Можно использовать такие игры, как «Магазин» (Фраза: «Мама, дай мне…»), «Больница» («Пришел…», «У него болит…»); различные стихотворения и песни, в которых ребенок будет проговаривать знакомые слова, составляя из них короткие фразы.

5. Связная речь

Изначально отрабатывается на фоне диалога, как более легкой формы связной речи. Используются различные стихотворения, игры по ролям, песни.

Позитивный настрой, регулярность, терпение, любовь – это составляющие вашего успеха в достижении положительного результата вашим ребёнком.

Ребёнок-молчун. Алалия

Каждая семья с нетерпением ждет первые слова своего ребенка. Но проходит время, а слов почти нет. Или они есть, но настолько неразборчивые и их так мало, что семья начинает волноваться. Родители идут к специалистам и слышат: «У вашего ребенка алалия». Термин звучит пугающе, непонятен. Давайте вместе разберемся, что же это такое.

Каждый ребенок неповторим, поэтому малыш не всегда вписывается в стандартные нормы развития (когда пошел, стал сам есть ложкой, заговорил). Но, тем не менее, есть ряд тревожных факторов, на которые следует обратить внимание – это, так называемый, «красный флаг»:

1 год: нет лепета, ребенок не показывает на предметы и не общается жестами.

1 год и 3 месяца – не смотрит на игрушки, не показывает по называнию родителям предметы и людей (в норме 5-10).

1 год и 5 месяцев – все еще нет первых слов.

1 год и 6 месяцев – ребенок не говорит «папа, мама», не может выполнить простую инструкцию (улыбнись, подними руку и т.д).

2 года – не показывает части тела, в речи менее 20 слов.

2 года и 5 месяцев – не отвечает на вопросы, не использует двухсловные предложения (Пример: мама идет, пойдем гулять).

3 года – не понимает предлоги и многие глаголы, не может выполнить двухступенчатую инструкцию (Пример: возьми машинку, а теперь дай ее папе), в речи менее 200 слов.

Если у ребенка есть похожие нарушения, то следует как можно скорее обратиться к специалисту, т.к. возможно, у него задержка речи по типу алалии.

Алалия – речевое нарушение, которое проявляется в отсутствии или недоразвитии речи вследствие поражения речевых зон головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. При этом нарушаются все компоненты речи: звукопроизношение и слоговая структура, фонематическое восприятие, словарь и грамматика родного языка, связная речь. Данный диагноз может поставить только врач (психиатр или невролог) по достижению ребёнком трёх лет. До этого времени мы говорим о задержке речевого развития.

Причины, которые могут вызвать алалию, разнообразны. Они могут подействовать с момента, когда малыш еще развивается в животе у мамы, так и до его трёхлетия.

Алалия разнообразна по своим проявлениям: от простой словесной неловкости до полной неспособности говорить и понимать обращённую речь. Есть разные подходы, традиционно, выделяют сенсорную (импресивную) и моторную (экспрессивную) алалии.

Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, которое вызвано поражением височной доли головного мозга (центра Вернике). При этом виде алалии ребенок слышит (физический слух сохранен), но не понимает обращенную речь. Детей с таким диагнозом немного. Постановка и отграничение сенсорной алалии от других нарушений (например, раннего детского аутизма, умственной отсталости и т.п.) затруднены.

Читайте также:
Как когда развенчать миф о Дедушке Морозе ребенку

Чтобы лучше понять, как слышит речь ребенок с сенсорной алалией, представьте, что вы оказались в другой стране, например, в Китае. Вокруг вас все говорят, задают вопросы, а вы ничего не понимаете. Происходит разрыв между смыслом/значением слова и его «звуковой оболочкой», т.е. родная речь звучит, как иностранная. Все звуки воспринимаются «кучей», речь сливается с окружающим шумом.

Для деток с сенсорной алалией характерны неустойчивые реакции на звуки, т.е. малыш может узнавать речь своих близких, и не реагировать на речь чужих людей. А если во время речи появляются разные помехи (посторонний шум, появление новых людей), то эти трудности усугубляются еще больше. Кроме этого, у многих деток выявляются трудности различения бытовых звуков (Пример: что звучит, фен или холодильник?), определение источника и направления звука.

Поэтому очень важна диагностика, отделить деток с сенсорной алалией от других малышей, с похожими проявлениями (аутизм, тугоухость и т.д), чтобы правильно подобрать виды помощи и успешно преодолеть это сложное нарушение.

Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, при котором ребёнок испытывает трудности в построении самостоятельного речевого высказывания, при этом понимание обращённой речи относительно сохранно. Данный вид алалии так же обусловлен поражением отделов коры головного мозга, которые отвечают за моторное порождение речи. Этот вид алалии подразделяется на две формы: афферентную и эфферентную.

Афферентная моторная алалия обусловлена поражением теменного отдела коры левого полушария головного мозга. Этот отдел отвечает за оценку ощущений в процессе речи: с помощью каких движений получается тот или иной звук, куда в это время направляем дыхание и т.п. Осознание этого помогает строить речевые двигательные комплексы, то есть, серию движений для произнесения определенного звука. Ребёнок с данной формой моторной алалии испытывает трудности в построении этих двигательных программ, так как не чувствует положение органов артикуляции (губ, языка) поэтому часто заменяет звуки или не произносит их вовсе. Например вместо звука «ы» слышится нечеткое «иы», вместо «тю» – «сю», «гу» – «бу» и т.п. То есть звуки заменяется даже на далекие по звучанию и артикуляции. Слоговая структура, безусловно, нарушена: например, вместо «дай» – «да», «каша» – «ка», вместо «машина» – «би», «ехать» тоже «би», то есть называют разные слова одним словом.. Таким детям сложно воспроизвести и запомнить артикуляционные уклады даже с помощью взрослого.

Моторная эфферентная алалия является следствием поражения лобных отделов коры головного мозга (центр Брока), которые складывают из отдельных артикуляционных движений звуки, слова, предложения и «сверяют» эту последовательность. Дети с данной формой моторной алалии испытывают трудности в переходе от одного звука к другому, в воспроизведении правильной слоговой последовательности. Например, «сем» вместо «семь», «хонона» – это «хорошо», «шомаса» – «заниматься», незнакомому человек речь такого ребенка непонятна. и т.п. Трудности в переходе от одного слога к другому проявляются в паузах: «Па пу зо вут И го р» и в повторениях слогов: «нащёл пальчичи» – нашёл пальчик. В речи встречаются аграмматизмы, на вопрос, тебе сколько лет, отвечает «пяти» – пять. Эта форма алалия встречается в 9-10 раз чаще, чем афферентная.

Чтобы представить себе, как звучит речь ребенка с моторной алалией, мы приведем отрывок из записи мальчика Вани (4 года и 11 месяцев), он рассказывал сказку репка: “Выасъа. выасъа. Ани ее тась. тинуи-тинуи, и не могъи, и не дотянуи. Басаи ани. ай. заис. мыску. тосс.”. Примерный перевод звучит так: “Они ее тянули-тянули, и не могли, и не дотянули. Бросали они ее. Заяц мышку тоже”. Как видите, для ребенка, которому почти 5 лет, эта сказка не так проста и в понимании, и в пересказе.

Если подытожить, то афферентная моторная алалия проявляется в трудностях построения речевых движений, а эфферентная в трудностях построения последовательности звуков, в соединении звуков в слова.

Помимо речевых проявлений для большинства детей с моторной алалией характерны двигательные нарушения, недостаточный уровень развития мелкой и крупной моторики. Такие детки с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь; сборка пазлов, аппликации, лепка так же доставляют трудности.

Дети с алалией быстро устают, их внимание истощено, восприятие фрагментарно.

Алалия – это речевое нарушение, коррекцией которого занимается не только логопед, но и врач, и психолог. Психиатр и невролог подберут подходящее медикаментозное лечение. Психолог будет заниматься коррекцией и развитием психических функций, таких как восприятие, внимание, мышление. Только комплексный подход поможет «справиться» с алалией. Эта работа длительная, но часто удается достичь речевого общения ребенка.

Содержание работы определяется индивидуально и зависит от речевых возможностей ребёнка. Иногда у деток с алалией нет элементарного зрительного контакта, т.е. они просто не смотрят на говорящего, не вступают в общение. Тогда цели и задачи работы будут начинаться не с вызова речи, а с более глубинных целей – с установки зрительного контакта, с привлечения внимания ребенка к речи педагога, к способности имитировать по просьбе простые движения и т.д. Как уникален каждый ребенок, так уникальны и методы работы с алаликом. Их логопед подбирает для каждого малыша индивидуально.

Алалия – сложный речевой диагноз. Его коррекция длительная по времени (от нескольких месяцев, в редких случаях, до нескольких лет) и требует всесторонней помощи: врачей, психологов, логопедов. Лучшим возрастом для начала работы является 3-4 года, когда у детей появляется тяга к знаниям, критичность к себе. Исходя из этого, мы можем говорить о необходимости ранней диагностики, ведь чем раньше обнаружена алалия, тем больше остается времени на коррекционную работу и меньше шансов на развитие вторичных интеллектуальных дефектов.

Читайте также:
Лучшие детские конструкторы: 10 популярных моделей и производителей

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) проявляется в замедленном освоении функций речи в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет). В период развития ребенок овладевает богатым и сложным языком: от начального гуления и лепетания до ритмичных звуков и осмысленных предложений с использованием различных частей речи. Задержка темпов речевого развития говорит о том, что нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса, который должен формироваться с раннего возраста у детей до 3-4 лет. У некоторых детей процесс освоения языка происходит более медленно.

Нормы речевого развития

Чтобы понимать, какие признаки являются показателями задержки темпов речевого развития, необходимо знать нормы:

К 1 году ребенок должен осмысленно произносить 10 слов. Словом считается любое осмысленное звукоподражание или укороченное слово, обозначающее предмет, действие или существо. Например, «ба» (бабушка), «ням» (еда, есть), «ксь» (кошка) считаются отдельными словами. При этом одна и та же лексема, обозначающая разный смысл, будет считаться таким количеством слов, сколько понятий оно содержит (например, «ка» – это может быть и «карандаш», и «каша»). К году у ребенка появляется указательный жест. Он имеет тесную связь с речевым развитием, подтверждая, что малыш активно проявляет познавательный интерес к миру.

К 1,5 годам пассивный словарь насчитывает более 200 слов. Именно такое количество слов ребенок должен понимать и правильно показывать (животных, игрушки, бытовые предметы, цвета). Сюда же входит и понимание небольших грамматических конструкций на бытовые темы («возьми ложку», «хочешь пить?»). В активном словаре должно быть минимум 15-20 слов.

К 2 годам речь должна являться уже основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом.

Исследования показывают, что к 2 годам в норме ребенок уже может формировать предложения, состоящие из 3-5 слов. Если ребенок в 2 года этого делать не умеет, то уже можно говорить о задержке речевого развития.

После 2 лет наблюдается «лексический взрыв», когда ребенок самостоятельно формирует предложения и стремительно наращивает свой словарь.

С 2 лет специалисты уже могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Однако на практике некоторые логопеды и родители предпочитают ждать появления речи до 2,6 лет. Это пограничная ситуация. С одной стороны, если ребенок не начал говорить в 2 года, это уже ЗРР. Но на практике многие дети успевают «выровняться» до нормы за эти 6 месяцев при условии, что имеют большой пассивный словарь и нормальное развитие в других сферах. В том случае, если фразовая речь не сформировалась к 2.6 годам, ждать дальше не имеет смысла, можно потерять драгоценное время.

К 3 годам словарный запас ребенка достигает 1200-1300 слов, обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи, она становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Темповая задержка речевого развития характерна для детей, у которых есть понимание обращенной речи, но сами они не говорят. Ситуация, когда ребенок «все понимает, но не говорит», без своевременной коррекции может привести к вторичной задержке психического развития, потому что после трех лет мышление и интеллект развиваются уже в вербальной форме. Кроме того, речь играет большую роль в произвольной регуляции поведения. По мере развития экспрессивной речи у ребенка постепенно формируется так называемая внутренняя речь, которая сопровождает процесс мышления и управления деятельностью. Это база для формирования интеллекта и личности.

Причины задержки речевого развития

Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.

Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, или на самого ребенка часто кричат, то у него копится эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР. Также к подсознательному отказу от речи могут привести дисгармоничные стили воспитания, такие, как доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность и другие. Также к данной группе относят сильный испуг и острые психотравмы, например, когда ребенок оказался в зоне боевых действий.

Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, не вовлекают его в семейно-ролевое взаимодействие, часто включают ему мультфильмы на компьютере или гаджетах, не создают среду для получения новой информации, у него нет стимула говорить.

Речь не существует в отрыве от психики и нервной системы ребенка. Иногда в наш центр обращаются родители с жалобами только на то, что ребенок не говорит, в то время как проблема развития кроется намного глубже. Для некоторых детей диагноз «ЗРР» будет лишь начальным, и в будущем потребуется уточнение структуры дефекта, более тщательная диагностика и последующая коррекция. Например, тем детям, которым в 2-2.5 года неврологи ставили условный диагноз «задержка речевого развития», который лишь описывает текущее состояние развития ребенка, в 3-3.5 года могут поставить диагнозы «алалия», «общее недоразвитие речи» (ОНР), «расстройство аутистического спектра» (РАС), а еще позже – «умственная отсталость». Это обусловлено различными классификациями нарушений (медицинской и педагогической), а также существующей системой диагностики. Для постановки более точного диагноза необходимо время, различные диагностические процедуры и обследование ребенка различными специалистами (невролог, сурдолог, логопед, нейропсихолог, психиатр). Задержка речевого развития – явный признак, что нервная система не в порядке, поэтому именно с этого диагноза начинается исследование состояния психики и уровня ее развития.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года 5 месяцев – что умеет малыш и чему еще можно научить

Конечно, не все случаи детей с ЗРР такие тяжелые. Часто к 3-3.5 годам при своевременной коррекции ребенок «выравнивается» так, что отличить от нормотипичного ребенка невозможно. Учитывая, что в логопедические детские сады принимают только с 4 лет, коррекцией ЗРР у таких детей занимаются логопеды из коммерческих центров.

Популярный вопрос, который задают многие мамы на первичной консультации: а может ли задержка речи компенсироваться без коррекции? Самопроизвольно ЗРР компенсироваться может при удачном стечении обстоятельств и исключительном везении. Но шансы очень малы. И никогда нельзя сказать наверняка, какова вероятность к такому исходу у конкретного ребенка.

Существует мнение, что если кто-то в семье поздно заговорил, то такая особенность может передаваться по наследству. Это не так. Передаваться по наследству может патология нервной системы, которая приводит к задержке речи. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать до 3 лет.

Специалисты нашего центра рекомендуют не затягивать с консультацией логопеда, если в 2 года ребенок не разговаривает. Ранняя диагностика и коррекция – залог эффективного преодоления задержки речевого развития.

Определение степени задержки речевого развития

Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду? Диагноз «задержка речевого развития» может поставить как логопед, так и невролог. Сам по себе термин «ЗРР» описательный: он лишь подтверждает факт, что речь развивается не по норме, без указания на структуру дефекта и причины нарушения. Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР» и степень развития речи. Чтобы понимать, что же такое ЗРР 3 или 1 степени, вкратце познакомимся именно со степенями развития речи. 1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.

2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.

3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.

Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности. С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.

Коррекция ЗРР

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы. Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.

Читайте также:
Ребенок в 2 года и 8 месяцев – как развивается малыш в этом возрасте?

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

  • Томатис-терапию;
  • занятия с аппаратом Forbrain;
  • логопедический массаж;
  • работу с речевыми зонами и биологически активными точками;
  • стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
  • игровые методы;
  • арт-терапию и многое другое.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

Коррекция ЗРР – пример из практики

К нам обратилась мама мальчика 2,2 лет. Из анамнеза: осложненная беременность, преждевременные роды в 36 недель путем ЭКС. Весь первый год жизни – наблюдение у невролога в связи с задержкой моторного развития, по результатам нейросонографии – расширение и асимметрия боковых желудочков головного мозга.

До 2 лет мальчик вообще не говорил, в 2,2 года было частичное звукоподражание (“мяу”, “бабах”, “пи-пи”, “топ-топ”) и несколько слов, обозначенных первым слогом.

Стал заниматься на дому с нашим логопедом-дефектологом Цветниковой Л.В. 2 раза в неделю, прошел курс логопедического массажа и один курс Томатис-терапии. Стремительно стал нарастать лексический запас, появилась фразовая речь, стал запоминать и воспроизводить стихотворения и песенки. В итоге в возрасте 2.8 лет диагноз ЗРР неврологом был снят.

Запишитесь на консультацию логопеда по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Задержка речевого развития (ЗРР): симптомы и лечение, что делать

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Читайте также:
Нормы развития речи у ребенка от 2 до 6 лет: когда бить тревогу?

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Дата публикации: 07.06.2016. Последнее изменение: 05.05.2021.

Задержка речевого развития – симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17] .

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4] .

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, напримерменингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11] .

Диагноз “задержка речевого развития” не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать “замедление темпов речевого развития”. В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз “задержка речевого развития”, необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии — ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии) — у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — “понимает” его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая “формирует” активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно “разобраться” в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это “безречевые дети”, которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза “задержка речевого развития” достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: ” Что это? ” .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: ” Зачем? ” и ” Почему? ” .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме “Р”.

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. “ПроБолезни”). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: