Что должен уметь ребенок в 4 месяца: все о развитии детей, таблицы норм

Таблица развития ребенка до года

Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачок

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Читайте также:
Алоэ от насморка детям: вся правда о применении растения и его помощи при болезнях носа

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Развитие детей от рождения до 1 года

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Читайте также:
Крапивница у детей: как выглядит, причины появления и симптомы, диагностика, методы лечения

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» – кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, – сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Стоимость приема невролога:

Развитие ребенка в трехмесячном возрасте

Детский организм постоянно находится в состоянии изменений, как физических, так и психологических. Особенно быстро и заметно эти перемены проходят у грудничков, то есть малышей от первого месяца до первого года жизни. В этот период родители должны быть особенно внимательны к состоянию малыша и четко знать нормы анатомического и психомоторного развития, чтобы иметь возможность своевременно заметить какие-либо проблемы.
В данной статье мы поговорим о малышах в 3 месяца: что они должны уметь, какие рефлексы наоборот должны угаснуть, как правильно взаимодействовать с младенцем, какие проблемы со здоровьем могут возникать. Вы узнаете, нужно ли обращаться к остеопату, если ребенок полностью здоров, и с какими нарушениями развития данный врач поможет справиться.

Характерные особенности грудного возраста

Для возраста до года, но после периода новорожденности характерны свои особенности, которые также применимы для трехмесячных малышей:
– интенсивный темп роста;
– интенсивные функциональные и анатомические изменения всех органов и систем;
– близкий и частый контакт с матерью за счет грудного вскармливания;
– интенсивный обмен веществ для обеспечения высоких темпов роста, за счет чего увеличена потребность в энергии и, соответственно, потреблении питательных веществ (младенцу требуется в 3 раза больше энергии, чем среднестатистическому взрослому человеку);
– активное развитие и совершенствование работы нервной системы;
– постепенная утрата трансплацентарного (переданного от матери) иммунитета с достаточно медленным формированием собственной защиты (однако за счет отсутствия тесного контакта с другими детьми вероятность инфекционных болезней не повышается).


Скорость роста и темпы развития ребенка частично запрограммированы генетически. Однако роль факторов внешней среды исключать нельзя. Правильный уход за грудным малышом не только способствует снижению рисков формирования каких-либо проблем со здоровьем, но и сам по себе является важным фактором адекватного взросления ребенка.

Особенности организма трехмесячного ребенка

Физические нормы в 3 месяца

Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам:
– рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков;
– вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков;
– окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков;
– окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.

Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.

Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца

Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее:
– в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову;
– пытаться перевернуться на живот;
– поворачивать голову в стороны;
– в положении лежа на животе опираться на руки и локти;
– четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях;
– при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги;
– мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями;
– реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику;
– улыбаться.

Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов:
– хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним;
– поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке;
– рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.

Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца

Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы.
Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки:
– ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону;
– руки малыша опираются на предплечья;
– грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней;
– бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты;
– при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону);
– при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности.
В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.

Читайте также:
Ребёнок плачет ночью без причины: как помочь?

Особенности взаимодействия с малышом на третьем месяце жизни

Так как на третьем месяце формируются зрение и слух, активно развиваются положительные и отрицательные эмоции, родителям стоит больше уделять времени для общения. Разговаривайте с детьми, рассказывайте им стишки, напевайте песенки, включайте музыку. Улыбайтесь им и не забывайте про важность тактильного контакта.
Важное значение для развития нервной системы 3 месячных младенцев имеют игрушки. Они должны быть разнообразными по форме и разноцветными, а также желательно быть сделанными из разных материалов. Таким образом у малыша развиваются осязательные, зрительные ощущения. Игрушки могут издавать разные звуки, только не очень громкие и резкие, чтобы ребенок не испугался. Также игрушки должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок их не проглотил или не засунул в нос или уши.

Сейчас есть множество специальных игрушек, мячиков и других приспособлений для развития моторики у трехмесячных малышей. Нужно понимать, что в этот период дети часто ломают попадающие им в руки предметы, но это абсолютно нормально. Любые действия руками в этом возрасте позволяют детям активнее улучшать двигательные навыки и познавать мир.

Проведение массажа и гимнастики

Дети более подвержены влиянию извне, чем взрослые. Они гораздо пластичнее и восприимчивее к массажу и гимнастическим упражнениям. Проведение подобных мероприятий необходимо не только в процессе лечения каких-либо отклонений от нормы, но и для достижения гармоничного и полноценного взросления малыша.

Положительные свойства массажа:
– способствует нормализации деятельности всех органов и систем;
– улучшение питания тканей и, соответственно, роста костей, мышц;
– улучшение состояния кожи, повышение ее упругости и эластичности;
– положительное воздействие на кору головного мозга: формирование положительных эмоций, становление двигательных навыков.
Массаж часто сочетают с гимнастическими упражнениями, причем делать комплекс рекомендуется не только при наличии патологий, но и всем здоровым детям. Данные мероприятия можно делать самостоятельно, но первый раз лучше сходить с малышом к специалисту. Он покажет, какие движения во время массажа будут полезными на третьем месяце и какие гимнастические упражнения стоит проводить. Наиболее важно, что врач научит родителей, как правильно делать массаж и гимнастику, чтобы не навредить малышу.

Противопоказания к массажу

Их выполнение противопоказано при наличии у малыша следующих болезней:
– повышение температуры вне зависимости от причины;
– тяжелая форма гипотрофии;
– воспалительные процессы кожи и подкожно-жировой клетчатки, мышц, костей, лимфатических узлов;
– болезни, при которых развивается повышенная хрупкость костной ткани;
– острый период рахита;
– острые артриты вне зависимости от происхождения;
– туберкулез костей и/или суставов;
– врожденные пороки сердца с выраженным влиянием на общее состояние малыша;
– различные формы геморрагического диатеза;
– наличие грыж у ребенка, особенно с риском их ущемления.

Распространенные патологии в трехмесячном возрасте

У грудных младенцев большая часть заболеваний связаны либо с наследственными факторами, либо с врожденными аномалиями, либо с неправильным уходом и питанием. Чаще всего у малышей в 3 месячном возрасте отмечаются следующие проблемы:
– нарушение мышечного тонуса (чаще сохранение гипертонуса);
– задержка физического или нервно-психического развития;
– дистрофия (дефицит массы или переизбыток);
– анемия;
– различные виды диатезов;
– повышенная раздражительность и гипервозбудимость;
– сбой режима сна и бодрствования;
– затруднение при глотании;
– обильное срыгивание и/или рвота после еды;
– запрокинутая или развернутая в одну сторону голова;
– спазмы мышц, судорожные состояния.
Предотвратить перечисленные состояния гораздо проще, чем заниматься их лечением. Поэтому еще с периода новорожденности, даже если беременность проходила хорошо, а при родах не было никаких проблем и ребенок полностью здоров, лучше показывать малыша специалистам остеопатической клиники.

Детская остеопатия

Остеопатические мероприятия в раннем детском возрасте проводятся не только с целью лечения заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Младенцы в 3 месячном возрасте хорошо поддаются остеопатическому влиянию, так как их организм еще не полностью сформирован. Поэтому посетить врача такого профиля не будет лишним, даже если здоровье малыша полностью соответствует норме.


Основные преимущества обращения в остеопатическую клинику:
– Врачи остеопаты воспринимают организм малыша как единую систему и комплексно воздействуют на него.
– Остеопатия применяется без использования медицинских препаратов и хирургических вмешательств, поэтому может проводиться даже таким маленьким детям.
– Врачи клиники борются не с симптомами или даже механизмами формирования болезни, а выявляют точную ее причину. Это позволяет во многих случаях добиваться полного восстановления здоровья и исключить разнообразные осложнения.
– Детская остеопатия позволяет эффективно предотвратить появление каких-либо проблем со здоровьем малыша даже при наличии факторов риска. Оптимально будет показать младенца специалисту еще в период новорожденности, чтобы тот сразу оценил состояние организма, выявил или исключил всевозможные предрасполагающие факторы, дал рекомендации и при необходимости назначил процедуры.
– Остеопатия полностью безопасна для младенцев. Все детские специалисты являются полноценными врачами с высшим медицинским образованием, прошедшими дополнительное обучение в специализированной остеопатической школе.
Остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Детские остеопаты внимательно оценивают каждую ситуацию, определяя показания и противопоказания для использования специфических методик. Наиболее эффективным считается комплексный подход. Для достижения лучшего результата остеопатические методики могут комбинироваться с ЛФК, массажем, гимнастическими упражнениями и приемом препаратов при необходимости.

Читайте также:
Правильное развития двигательных навыков ребёнка от рождения до года

Остеопатический прием в клинике «Качество жизни»

Маленькие дети — особая группа пациентов, к которым нужен аккуратный подход, чтобы прием прошел удачно.
В клинике «Качество жизни» работают опытные детские специалисты остеопатического профиля, ЛФК и смежных направлений, которые обеспечивают комфорт не только родителям, но и самим маленьким пациентам. Все диагностические и лечебные манипуляции проводятся осторожно, максимально безболезненно. Чтобы оградить малыша от отрицательных эмоций, особенно при его повышенной возбудимости и плаксивости, специалисты соглашаются на следующее:
– вести прием не в белом халате, а в цветной одежде, которая отвлекает и не пугает малышей;
– не использовать укладывание младенца и отказаться от его полного раздевания;
– использовать отвлекающие факторы, в частности игрушки.
Врачи комплексно подходят к обследованию и лечению пациентов любого возраста. Специалисты проводят точную диагностику, направленную на выявление причины болезни или факторов риска ее возникновения. Только после полноценного обследования врач назначает комплекс лечебных или профилактических мероприятий.

Заключение

В трехмесячном возрасте отмечается ряд важных изменений. Младенцы продолжают стремительно расти и развиваться уже не только физически, но и эмоционально. Именно в этот период дети начинают улыбаться, могут сфокусировать взгляд на предметах, активно познают окружающий мир. Обеспечить полноценное взросление малышу могут родители с помощью правильного ухода и своевременного обращения к остеопату для профилактики и лечения возможных нарушений.

Развитие ребенка в 4 месяца

Физиологическое и психологическое развитие

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2—7,8 кг при росте 61,8—66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6—7,2 кг и 59,9—64,3 см.

Самые «быстрые» дети уже стараются самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще недостаточно ловкие.

Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30—40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует на появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос. Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут.

Он может играть со своими ручками и ножками некоторое время , повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски, ноо самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы,гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок.

Если мама говорит, он старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Читайте также:
Зелёный стул у грудничка на грудном вскармливании

Безопасный дом

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности. Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места.

Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Детский сон

В этом возрасте дети спят 16—18 часов в сутки. Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение. Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе.

Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке. Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Важное о здоровье

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать. Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их. Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны. Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться.

Напевайте веселые «спортивные» песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Меню малыша

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6—8 кормлений и 900—1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать более раннее введение первого прикорма. Начинать стоит с очень небольших порций: 10 г овощных пюре, если малыш хорошо набирает вес, или 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору), если малыш маловесный. Постепенно, в течение недели, увеличивайте количество прикорма до 50 г в день.

Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт.

Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7—10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно предложить ему новый овощ.

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Совет месяца

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами. Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Развитие ребенка в 4 месяца: навыки, питание и режим малыша

Особенности физического и психоэмоционального развития ребенка в 4 месяца. Что должен уметь малыш, как правильно кормить и ухаживать за грудничком в этом возрасте.

Возраст до одного года считается самым важным периодом в становлении эмоционального и физического здоровья малыша. И если в первые несколько недель новорожденный наделен только безусловными рефлексами, данными ему природой при появлении на свет, то к 4 месяцам в развитии ребенка наступает переломный момент — он начинает сознательное знакомство с миром.

Изменения на уровне физиологии

К четвертому месяцу жизни малыш полностью приспосабливается к окружающей среде, и его организм приступает к следующему этапу своего развития — серьезной психоэмоциональной и физической перестройке. Трансформация касается всех органов и систем маленького человека: меняется физиология, активно развиваются психомоторные функции, появляются первые эмоции, постепенно уходят безусловные рефлексы, а им на смену приходят важнейшие навыки.

Этот период в жизни младенца — один из главных и ответственных, поскольку именно в 4 месяца в организме происходят значительные физиологические перемены, которые и будут служить основой для будущего развития и здоровья ребенка. Поэтому так важно не упустить этот серьезный момент и в случае возможного отклонения вовремя принять меры.

Читайте также:
Чем лечить сопли у ребёнка 7 месяцев: прозрачные, желтые, зеленые, с кровью

Физиологические особенности малыша, прошедшего четырехмесячный рубеж:

  • Органы зрения уже достаточно хорошо развиты: ребенок в 4 месяца умеет воспринимать и различать оттенки и цвета, а также сознательно фокусировать взгляд на предметах и лицах. Улучшается острота зрения, и малыш приобретает способность хорошо видеть не только вблизи, но и на расстоянии. Цвет глаз в этом возрасте меняется на постоянный, а зрительные мышцы укрепляются и, как результат, проходит легкое косоглазие, свойственное многим новорожденным.
  • Слезные железы запускаются в работу, и плач уже сопровождается не только криком, но и слезами.
  • Слуховые органы практически сформированы: малыш поворачивает голову в сторону источника звука, проявляет реакцию на обращение к нему с расстояния 2,5 м, внимательно вслушивается в речь и различает интонации. Реагирует на резкие звуки, а также медленную или ритмичную музыку.
  • Налаживается работа пищеварительной системы: в нужном количестве вырабатываются желудочные ферменты, расщепляющие и переваривающие пищу. Это положительным образом сказывается на всех функциях ЖКТ: прекращаются колики и спазмы кишечника, приходит в норму частота и консистенция стула, а также налаживается аппетит. Как следствие, ребенок становится более спокойным и расслабленным, лучше спит и гораздо реже просыпается по ночам.
  • Многие безусловные рефлексы, свойственные новорожденным в первые недели жизни, к четырем месяцем уже практически не наблюдаются. Так, к этому возрасту должны полностью исчезнуть поисковый, хоботковый, защитный и рефлекс Бабкина. Если последние все еще присутствуют, необходимо показать ребенка невропатологу.

Показатели роста и веса

Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам. Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.

Мальчики немного опережают девочек по некоторым показателям, поскольку, как правило, рождаются крупнее, однако ежемесячная прибавка в весе и росте и у тех, и у других приблизительно одинакова.

Таблица физического развития в четыре месяца, согласно данным российских педиатров:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,5 7,6
Вес девочек, кг 5,4 7,0
Рост мальчиков, см 58,7 64,5
Рост девочек, см 58,4 64,0
Окружность головы мальчиков, см 40,2 43,6
Окружность головы девочек, см 39,1 42,2
Окружность груди мальчиков, см 38,6 44,6
Окружность груди девочек, см 38,9 43,0

Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,6 8,7
Вес девочек, кг 5,0 8,2
Рост мальчиков, см 59,7 68,0
Рост девочек, см 57,8 66,4
Окружность головы мальчиков, см 39,2 44,0
Окружность головы девочек, см 38,1 43,1

Малыши, рожденные раньше срока, могут сильно отставать от своих сверстников по показателям веса, роста и других значений, то же касается и детей, которые по наследственным причинам родились чрезмерно крупными.

Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.

Психическое и эмоциональное развитие

На психоэмоциональном уровне ребенка также происходят важные изменения. Малыш с удовольствием интересуется окружающим пространством, внимательно изучает свое тело и стремится к контакту с близкими людьми. В 4 месяца у грудничка активно развивается нервная система. Проявляется это в таких реакциях:

  1. Ребенок начинает испытывать и выражать различные эмоции. Это может быть как бурная радость или удивление, так и недовольство, волнение и раздражение. Такие проявления поначалу носят лишь кратковременный характер и очень быстро сменяют друг друга.
  2. Появляются первые речевые функции, выражающиеся в громком смехе и вскрикивании. Ребенок начинает произносить короткие слоги, а также активно гулит и агукает.
  3. Малыш показывает свою заинтересованность: радостно тянется к игрушке, поворачивает голову в сторону случайного звука, а также с любопытством долгое время рассматривает свои ручки и ножки.
  4. Умение различать лица близких и посторонних людей является очень важным признаком нормального развития ребенка в 4 месяца: девочки могут узнать маму даже на фотографии, мальчики же в психоэмоциональном развитии немного отстают, тем не менее и они в этом возрасте уже хорошо отличают маму или папу от чужого человека. В первом случае малыш начинает радостно дергать ножками, улыбаться и тянуть ручки. При виде же чужого человека ребенок, наоборот, напрягается, пытается отвернуться или начинает громко плакать.
  5. Узнавание своего имени также свидетельствует о полноценном развитии малыша, достигшего четырехмесячного возраста.

Физические навыки

Ребенок становится гораздо крепче, чем ранее, а его движения приобретают вполне осознанный характер. Некоторые дети в этом возрасте даже делают попытки сесть на ягодицы, однако ни в коем случае нельзя искусственно присаживать ребенка, опирая его на подушки, поскольку такая нетерпеливость родителей может привести к травмированию неокрепшего позвоночника малыша.

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца:

  • Переворачиваться со спины на живот, а затем обратно;
  • Пытаться подтянуться, держась за перекладину или руку взрослого;
  • При кормлении придерживать ручками бутылочку или грудь матери;
  • Лёжа на животе, приподнимать ягодицы и делать попытки оттолкнуться ножками от поверхности;
  • Сознательно брать игрушку и некоторое время удерживать ее в руке;
  • В положении лежа на спине приподнимать голову вместе с плечевым корпусом;
  • Хорошо удерживать голову;
  • Поднимать корпус, опираясь на ладони;

Питание четырехмесячного ребенка

По всем рекомендациям современных педиатров ребенок в возрасте четырех месяцев должен получать только грудное молоко. Если же по каким-то причинам мать не может держать малыша на естественном вскармливании, последнее заменяют качественными молочными смесями и вводят прикорм в виде небольшого количества овощного пюре или каши.

В 4−5 месяцев грудничка обычно переводят на 5-разовое кормление. Последний прием молока ориентировочно должен приходиться на 20−21 час, после чего здоровый и сытый малыш обычно спит около 10 часов. Тем не менее не все дети этого возраста способны так долго обходиться без питания и все еще просыпаются ночью для привычного приема пищи. Не следует игнорировать такие просьбы ребенка, однако вместо молока лучше дать ему немного детского чая или разведенного натурального сока. Постепенно малыш привыкнет к новому режиму питания и будет спокойно спать всю ночь.

График приема пищи у ребенка на искусственном вскармливании должен быть более точный и строгий, поскольку ни одна даже самая дорогая и качественная смесь не способна заменить натуральное материнское молоко.

Малыш-«искусственник» должен питаться не менее 6 раз в сутки с промежутками между кормлениями в 3,5 часа. Суточную норму смеси определяют таким образом: вес ребенка (в граммах) делят на 7. Полученное число является общим объемом, необходимым на сутки. Далее это количество равномерно распределяют на 6 порций. В среднем получается, что малыш за одно кормление должен употребить приблизительно 150−170 мл адаптированной смеси. Прикорм рекомендуется вводить очень осторожно после консультации с педиатром. Обычно начинать лучше с одной маленькой ложки в день, постепенно доводя суточную порцию до 100 г.

Распорядок дня и ежедневные процедуры

Кроме правильного развития и питания, ребенок в 4 месяца должен приучаться к соблюдению определенного режима: четко отличать день от ночи, а также спать, бодрствовать и гулять в приблизительно одинаковое время. Такой график необязательно делать идеально точным по времени, однако придерживаться его последовательности все же необходимо. Кроме сна и кормления, в ежедневный распорядок четырехмесячного малыша обязательно входят:

  1. Прогулки на свежем воздухе. Они должны быть регулярными независимо от погоды. Разница заключается только в их продолжительности: в теплый сезон малышу необходимо находиться на улице не менее 3–4 часов, в холодный же период время пребывания на воздухе нужно сократить до 1–2 часов. Гуляние важно четырехмесячному ребенку не только для укрепления его иммунитета, но и для изучения окружающего пространства.
  2. Развивающие занятия. Малыш в этом возрасте очень нуждается в общении и играх, поэтому следует как можно чаще разговаривать с ребенком, читать ему короткие детские стишки и петь песенки. Не рекомендуется развешивать над кроваткой слишком много ярких, но однообразных погремушек — гораздо полезнее, если такие игрушки будут различными по форме, цвету и издаваемым звукам. Дети в таком возрасте очень любят наблюдать за полетом мыльных пузырей, однако нужно внимательно следить, чтобы мыло от таких шариков не попадало ребенку в лицо.
  3. Водные процедуры. Четырехмесячные дети, как правило, прекрасно воспринимают купание, поэтому такие процедуры должны быть ежедневными. Для ванночек желательно использовать травяные отвары, хвойные экстракты или морскую соль. Однако перед применением этих добавок необходимо проконсультироваться с участковым педиатром.
  4. Гимнастика и массаж являются основой физического развития малыша. Занятия гимнастикой лучше всего проводить в утренний период, когда ребенок активен более всего. Массаж же правильнее делать после принятия водных процедур перед сном. В магазине можно приобрести специальные детские массажные масла, которые обладают успокаивающим и расслабляющим действием на нервную систему, помогая грудничку лучше настроиться на ночной отдых.

Развитие в четыре месяца не всегда четко соответствует описанным нормам, поскольку есть ряд причин, по которым малыш может отставать от своих сверстников по тем или иным показателям.

И если доктор не видит никаких серьезных отклонений в психическом или физическом функционировании детского организма, не нужно паниковать. Гораздо важнее помнить, что даже грудной ребенок — это маленькая личность со своими индивидуальными качествами и темпераментом.

Комаровский Е.О. рассказывает о рините у ребенка

Комаровский Евгений Олегович – известный педиатр и популяризатор медицины. Немалое внимание врач уделяет повышению осведомленности населения о том, как правильно лечить детские болезни в домашних условиях. Многие родители оценили по достоинству его рекомендации касательно профилактики и лечения простуды, ангины, кашля. А что говорит доктор Комаровский про насморк?

Содержание статьи

Насморк у ребенка, как считает Комаровский – не повод для паники. Это реакция на пыль, аллергены, переохлаждение, контакт с незнакомыми вирусами. Насморк может появляться у ребенка очень часто – до 10 раз в год – и это вполне нормально. Главное – обеспечить такие условия, при которых насморк пройдет быстро и без последствий. Как же это сделать? Читайте об этом в нашей статье.

О причинах насморка

Как и почему появляется насморк? Физиологически, ринит представляет собой активную выработку слизистого секрета клетками слизистой оболочки носоглотки.

Цель чрезмерного выделения слизи – очищение носовой полости от потенциально опасного фактора.

В роли провокатора ринита может выступать вирус, бактерия, а также пыльца растений, шерсть, пыль и множество других раздражающих веществ. В зависимости от причины насморка больному показано определенное лечение.

Давайте остановимся на наиболее распространенных факторах, вызывающих насморк у детей.

Вирусы

Когда мы говорим о насморке, особенно у детей, в большинстве случаев речь идет именно о вирусном рините.

Действительно, именно вирусы занимают первое место среди возбудителей детских инфекций. Насморк у ребенка могут вызвать многие вирусы, относящиеся к группе ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции).

Первый год в детском саду практически всегда сопровождается частыми простудами именно по этой причине. Не стоит слишком сильно переживать по этому поводу – это нормальный этап формирования иммунной системы. С возрастом у человека вырабатываются антитела к штаммам многих вирусов, и насморк беспокоит значительно реже.

Как понять, что насморк у ребенка – вирусный? Во-первых, ребенок заболевает резко, практически сразу же после переохлаждения или контакта с заболевшими детьми/взрослыми. Во-вторых, появляется не только насморк, а и чихание, першение в горле – типичные симптомы простуды. Нередко вирусный насморк первые пару дней сопровождается высокой температурой. Постепенно симптомы болезни угасают, и ребенок выздоравливает в течение 5-7 дней (насморк и кашель могут беспокоить еще пару дней, но общее состояние ребенка в норме).

Бактерии

Бактерии вызывают насморк у детей очень редко. Тем не менее, существует риск присоединения вторичной бактериальной инфекции при рините вирусного происхождения.

В случае размножения бактериальной микрофлоры на фоне ОРВИ говорят о смешанной форме ринита. Какие симптомы указывают на это состояние? Родители должны обратить внимание на такие изменения:

  • появление желтых или зеленых густых соплей;
  • резкое повышение температуры на 3-5 день болезни;
  • температура у ребенка держится на уровне 38С и выше более 4х дней;
  • обычное лечение малоэффективно.

При появлении таких симптомов ребенка должен осмотреть педиатр. Они также наблюдаются при синусите – воспалении придаточных пазух носа (лобных или гайморовых). Очень распространен гайморит – опасное осложнение обычного насморка. При гайморите помимо перечисленных симптомов больных беспокоит тяжесть в висках, под глазами, а также головная боль, усиливающаяся при резких движениях головы.

Неинфекционные причины

Не только вирусы и бактерии способны вызвать ринит. Так, очень распространенной причиной насморка является респираторная аллергия. Аллергическую реакцию может вызвать вдыхание пыльцы растений, шерсти животных, пыли, бытовой химии и т.д. Очень важно определить аллерген (их может быть и несколько).

Ребенку с аллергией придется избегать вещества, провоцирующие аллергическую реакцию. В противном случае лечение окажется малоэффективным.

Характерные признаки аллергического насморка:

  1. Слизь начинает вырабатываться после вдыхания аллергена. Обычно это происходит впервые в новых для ребенка условиях – расцвели деревья, вы сменили стиральный порошок, завели кота и т.д.
  2. Насморк сопровождается чиханием, покраснением глаз.
  3. Слизь водянистая и прозрачная.
  4. Сосудосуживающие капли быстро убирают симптомы.

Помимо аллергических реакций, насморк у ребенка может быть связан с неблагоприятными условиями – излишней сухостью и высокой температурой воздуха, запыленностью.

О рините у грудных детей

Появление слизистых выделений из носа у грудного ребенка может иметь особые причины. Во-первых, насморк у годовалого ребенка может быть спровоцирован излишней сухостью воздуха. Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить нормальный микроклимат в детской комнате.

Комаровский рекомендует поддерживать температуру воздуха в доме +20С при влажности 60-70%.

Во-вторых, у ребенка возрастом 1 год -2 года насморк нередко появляется при прорезывании зубов. Часто врачи объясняют это тем, что при прорезывании зубов иммунитет снижается, и устойчивость к вирусам падает. Однако Комаровский подвергает сомнениям такой взгляд. Педиатр утверждает, что постоянное появление насморка в период прорезывания зубов невозможно объяснить многочисленными вирусами инфекциями; скорее всего, обильное выделение слизи в носу является следствием усиленного притока крови к деснам. Сопли, появляющиеся при прорезывании зубов, прозрачные и жидкие. К тому же, они могут беспокоить достаточно долго, в отличие от вирусного ринита. Особого лечения они не требуют, и проходят, когда прорезывание зуба завершается.

Комаровский подчеркивает, что при насморке у ребенка, особенно грудного, необходимо обратиться к педиатру. Лечение можно начинать только после того, как причины болезни четко определены, и врач понимает, что стоит за ринитом – вирус, аллергия или бактериальная инфекция.

Лечение

Комаровский выделяет три главных компонента успешной терапии ринита:

  1. Прохладный влажный воздух – предотвращение пересыхания слизистой оболочки путем поддержания комфортных условий в доме, проветривания, частных прогулок.
  2. Водный режим – обеспечение организма достаточным количеством воды, благодаря чему поддерживается нормальная вязкость слизи в дыхательных путях.
  3. Применение увлажняющих препаратов для носоглотки (в первую очередь, физиологического раствора), что способствует разжижению слизи и очищению носоглотки.

При этом, в зависимости от типа насморка, описанный план следует дополнить различными процедурами и препаратами. Поговорим об этом подробнее.

Вирусный насморк

Бытует мнение, что при вирусном насморке необходимо употреблять противовирусные препараты. Тем не менее, доктор Комаровский отвергает такие рекомендации. Более того, он считает, что противовирусные препараты детям следует принимать только при угрозе гриппа, герпеса и некоторых других специфических вирусных инфекциях. При ОРВИ же назначение противовирусных излишнее, и можно обойтись препаратами местного действия.

Задача номер 1 при лечении вирусного ринита у ребенка – предотвратить высыхание слизи в носоглотке.

А чтобы выполнить эту задачу, опять-таки, следует поддерживать оптимальную влажность и температуру воздуха, а также пить много воды. Если в доме сухо, а ребенок отказывается от питья, слизь превращается в вязкие густые сопли, которые очень тяжело высморкать, а там недалеко и до бактериальных осложнений.

Для разжижения слизи можно использовать назальные капли и спреи на основе морской воды. Стоит отметить, что с этой задачей не хуже справляется обыкновенный физиологический раствор. Его можно дешево приобрести в любой аптеке, а можно и приготовить самому. Физиологический раствор – это слабый раствор пищевой соли. Чтобы сделать его в домашних условиях, нужно в литре кипяченой воды растворить ложку соли (если быть точными, 9 грамм, однако небольшое отклонение не скажется на эффективности готового раствора). Физраствор должен хранится в чистой бутылке, а еще лучше – каждый день готовить новый; к счастью, его компоненты весьма доступны.

Физраствором можно закапывать нос, промывать носоглотку, а также делать паровые ингаляции – все эти процедуры благотворно сказываются на течении ринита любой этиологии.

Что капать?

Подбор препаратов зависит от типа ринита, а также от того, сколько малышу лет. Практически все назальные капли имеют возрастные ограничения – они разрешены с 3 лет. Исключение – изотонические капли (морская вода, физраствор).

Комаровский не рекомендует применять при вирусном насморке сосудосуживающие капли и спреи (нафтизин, назол, тизин и др). Прибегать к ним стоит только при сильной заложенности, например, если ребенок не может уснуть или поесть. Применяя их, следует помнить, что:

  • сосудосуживающие вызывают привыкание;
  • они могут вызвать отек, жжение, покалывание, сухость в носу и во рту, а также более серьезные побочные эффекты – головокружение, головную боль, повышение давления, бессонницу;
  • детям до 3х лет противопоказано большинство сосудосуживающих, но существуют и специальные детские препараты (Галазолин для детей и др.);
  • при соблюдении дозировки и продолжительности лечения побочные эффекты наблюдаются редко.

Намного безопаснее применять капли на основе масел, или же просто масла. Они обволакивают слизистую, предотвращая ее пересыхание и образование корочек. Например, насморк Комаровский рекомендует лечить препаратами Эктерицид, Токоферол и Ретинол. Ими можно смазывать слизистую 1-2 раза в сутки в течение 4-7 дней.

Как ускорить выздоровление?

Насморк у ребенка Комаровский рекомендует лечить дома, но под контролем педиатра. Любые лечебные процедуры следует обсуждать с лечащим врачом (в том числе применение народных методов лечения). Некоторые из них могут навредить, например, закапывание в нос соков растений, закладывание меда, вдыхание горячих испарений картофеля и т.д. Комаровский часто подчеркивает, что эти процедуры не имеют ничего общего с цивилизованной медициной. Но как же тогда ускорить выздоровление ребенка? Ответ прост – не мешайте организму бороться с инфекций, а по возможности – помогайте ему. Например, хорошо сказываются на состоянии носоглотки прогулки на свежем воздухе, особенно у водоемов.

Можно ли купать ребенка при насморке? Комаровский считает, что если температуры у ребенка нет, то не только можно, но и нужно – это дополнительный способ увлажнить слизистую.

Сидеть в ванной слишком долго не стоит, но и отказываться от привычного купания тоже не нужно. А особенно полезны при насморке купание в море и прогулки по побережью.

Профилактика простуды у детей до года

Для взрослого человека небольшое повышение температуры, насморк и кашель – обычное дело. Но что делать, если простудился грудной ребенок? Как помочь ему легче перенести заболевание, можно ли ему давать лекарства и как уберечь от развития осложнений?

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) – одна из самых актуальных проблем медицины, особенно в педиатрии. Даже в неэпидемические годы регистрируемая заболеваемость ОРВИ во много раз превышает заболеваемость всеми основными инфекционными болезнями. А в период пандемий в эпидемический процесс вовлекается более 30% населения земного шара, причем более половины из них составляют дети. И хотя наиболее высокий уровень заболеваемости отмечают у дошкольников и младших школьников, новорожденные дети тоже не защищены от вирусов.

Конечно, младенцы с молоком матери получают антитела, которые на первых порах помогают защищать организм малыша от различных инфекций. Тем не менее, новорожденные дети входят в группу риска по вероятности развития ОРВИ и гриппа, так как их иммунная система еще функционально не сформировалась. Поэтому опасность возникновения осложнений в том случае, когда младенец простыл, в разы увеличивается из-за несовершенной работы защитных сил его организма.

Оглавление

Опасность простуды для грудного ребенка

Попадая на слизистую оболочку дыхательных путей, возбудители ОРЗ вызывают воспаление. Это приводит к насморку, кашлю и повышению температуры. Ослабленный вирусами иммунитет может привести к наслоению бактериальной инфекции. В этом случае воспаление может распространиться на другие отделы респираторного тракта: среднее ухо (отит), пазухи (гайморит и фронтит), бронхи (бронхит) и легкие (пневмония). В таких ситуациях говорят о бактериальных осложнениях, а следовательно о утяжелении инфекционного процесса.

ОРВИ у новорожденных также может привести к появлению изъязвлений на слизистой ротовой полости, которые создадут трудности при кормлении ребенка. Но самые тяжелые осложнения вирусной инфекции – это менингит, энцефалит или менингоэнцефалит, при которых поражается головной мозг. Эти состояния требуют немедленной помощи врача. Если малыш длительное время монотонно плачет, постоянно пытается запрокидывать голову, при этом его сознание нарушено – не медлите, сразу же обращайтесь за помощью к специалистам. Простуда без температуры у детей также требует внимания родителей и врачей.

Что делать, если младенец простудился

К лечению ОРВИ у новорожденных детей должен быть комплексный подход, который включает в себя улучшение носового дыхания ребенка, контроль температуры тела, борьба с токсикозом, а также воздействие на возбудителей болезни.

Основные симптомы простуды у грудничков – это:

  • заложенность носа и обильные выделения,
  • повышение температуры тела,
  • вялость,
  • плохой аппетит,
  • нарушение сна,
  • беспокойство,
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта,
  • кашель,
  • воспаление горла и нарушение дыхания.

Каждый из этих признаков может проявляться в разной степени. Совсем маленькие дети не умеют чихать и кашлять, также не умеют самостоятельно сморкаться. Если грудничок простыл, родителям необходимо регулярно очищать носик ребенка при помощи аспиратора в виде груши, трубочки или электронного устройства. Это не только облегчит дыхание, но и уменьшит риск развития осложнений, проникновения инфекции в горло, бронхи и улучшит самочувствие малыша. Главное, необходимо очищать носик новорожденного максимально бережно, чтобы не повредить нежную слизистую.

При ОРВИ у ребенка ежедневно проводите влажную уборку в детской комнате и чаще ее проветривайте. В холодное время года прогулки лучше отложить до исчезновения основных симптомов заболевания, водные процедуры надо тоже постараться свести к минимуму – обмывать малыша под душем по мере загрязнения. В комнате у простывшего грудничка температура должна быть не выше 22 0 С, а влажность – не меньше 60%.

Не пытайтесь насильно кормить детей, если они не хотят, но необходимо чаще давать им пить. Лучше, если это будет обычная вода без добавления сахара.

Не стоит бездумно следовать рецептам народной медицины и пытаться закапывать ребенку в нос грудное молоко. Оно является прекрасной средой для размножения микробов и может привести к дополнительным проблемам со здоровьем. При необходимости можно делать малышу промывание носовых ходов и применять капли с антисептическим или сосудосуживающим действием, которые порекомендует педиатр.

При подъеме температуры тела свыше 38 0 С следует дать ребенку жаропонижающее средство, также предварительно посоветовавшись с врачом. Ни в коем случае нельзя растирать тело малыша уксусом или спиртом – через расширенные поры кожи вещества легко проникают в организм и могут нанести малышу непоправимый вред. Для облегчения состояния ребенка можно протереть его ножки, ручки, животик, шею обычной теплой водой.

Противовирусные препараты помогут ускорить процесс выздоровления, а также могут применяться для профилактики ОРВИ. Главная задача родителей – подобрать лекарства, которые разрешается применять для лечения и профилактики простуды у новорожденных детей. Один из таких препаратов – это противовирусный препарат ВИФЕРОН, который обладает широким спектром противовирусной активности. Альфа-2b интерферон, который входит в состав препарата, создан на основе современных технологий. Противовирусные свойства позволяют ему блокировать размножение вируса, а иммуномодулирующий эффект способствует восстановлению иммунитета. Препараты ВИФЕРОН разработаны в результате фундаментальных исследований в области иммунологии, доказавших, что в присутствии антиоксидантов (витамины С, Е и другие) усиливается противовирусное действие интерферона.

Препарат ВИФЕРОН Свечи (суппозитории) можно использовать для лечения детей с первых дней жизни. Недоношенным новорожденным детям с гестационным возрастом менее 34 недель назначают Виферон 150 000 ME по 1 суппозиторию 3 раза/сут через 8 ч ежедневно в течение 5 суток. По клиническим показаниям терапия может быть продолжена. Перерыв между курсами составляет 5 суток.

Детям до 7 лет, в т.ч. новорожденным и недоношенным с гестационным возрастом более 34 недель, назначают ВИФЕРОН Свечи (суппозитории) 150 000 ME по 1 суппозиторию 2 раза/сут через 12 ч ежедневно в течение 5 суток. По клиническим показаниям терапия может быть продолжена. Перерыв между курсами составляет 5 суток.

Также для борьбы с ОРЗ можно использовать ВИФЕРОН Гель. Этот препарат тоже можно применять для лечения детей с первых дней жизни. Необходимо 3-5 раз в день в течение 5 дней наносить полоску геля длиной примерно 0,5 см на слизистую оболочку носа. До этого слизистую лучше промыть солевым раствором. Для того, чтобы уберечь ребенка от ОРВИ, необходимо 2 раза в день в качестве профилактики наносить полоску геля длиной примерно 0,5 см на слизистую оболочку носа. Длительность курса – 2-4 недели.

Профилактика простуды у грудничков

Со второго месяца жизни ребенку будет полезно закаливание, которое в дальнейшем поможет уберечь его от простудных заболеваний. А для того, чтобы грудничок не простудился во время эпидемий, необходимо соблюдать правила ухода за новорожденным и не забывать о профилактических мерах. Стоит ограничить посещение семьи посторонними людьми в первые три месяца жизни, особенно в осенне-зимний период. Не допускайте переохлаждения ребенка, но также опасайтесь перегрева, одевайте его по погоде. Обязательно следите за чистотой предметов новорожденного, периодически стерилизуйте их и не забывайте мыть руки, придя домой с улицы.

Если в доме, где проживает младенец, кто-то заболел, необходимо максимально ограничить его контакт с малышом. Если гриппом заболела мама, вопрос по продолжению грудного вскармливания должен решаться с ее лечащим врачом. По возможности от кормления лучше не отказываться, ведь материнское молоко является лучшим питанием для новорожденных и детей первого года жизни. При кормлении и переодевании ребенка заболевшей маме надо не забывать надевать маску и чаще ее менять.

Справочно-информационный материал

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: