Что должен уметь ребенок в 8 месяцев: физическое и психическое развитие

Развитие ребенка в 8 месяцев

Восемь месяцев еще один возраст, в котором происходит оценка физического и психологического развития ребенка. На этом этапе жизни малыш активно умеет ползать и уже готовится к будущей ходьбе. Можно наблюдать, как он подползает к кроватке, цепляется за нее и стоит в вертикальном положении несколько минут. Это значит, что его спина, мышцы живота и позвоночник уже достаточно окрепли для того, чтобы сидеть, подолгу играть в игрушки. В возрасте 8 месяцев у ребенка закладывается фундамент для последующего развития моторики, речевого аппарата, сенсорной системы.

Ребёнку 8 месяцев: что он должен уметь

Дети в 8 месяцев хорошо ползают, постепенно из положения «по-пластунски» переходя на передвижение на четвереньках. Костно-мышечная система уже хорошо укрепилась, что позволяет ребенку ползать на длинные дистанции. Такая активность требует повышенного внимания со стороны родителей. Нужно закрыть розетки, перекрыть доступ к таким предметам, как провода, находящиеся на полу, мусорное ведро, миски для животных, которые представляют особый интерес для «ползунов».

В возрасте 8 месяцев ребенок начинает тренироваться в удержании своего тела вертикально. Если малыша придержать за руки, он сможет простоять несколько минут, но позже устанет и присядет на попу.

В этом возрасте младенец начинает тренироваться ходить. Можно видеть, как он подползает к опоре, которой может быть диван, стул, кресло, хватается ручками и привстает. По-прежнему малыш может находиться вертикально не более нескольких минут.

Активно развивается мелкая моторика. Ребенок активно практикует захват предметов двумя пальцами – указательным и большим. Это большой скачок в развитии психики и эмоционально-моторных реакций.

Что еще должен уметь ребенок в этом возрасте? К середине 8-го месяца многие родители отмечают развитие навыков, позволяющих манипулировать с мелкими предметами. У младенца появляется способность не только брать маленькую игрушку, но и удерживать ее и даже бросать.

Еще одно новшество, которое родители могут увидеть в этом периоде, – соотносительные действия. Сейчас ребенок не просто берет игрушки или бросает их. Он начинает рассматривать предметы, пытаться ставить их друг на друга и наблюдает за эффектом такого действия. Если ребенку дать коробку, он начнет складывать в нее все, что попадется под руку. Такие действия обязательно нужно поощрять, именно они лежат в основе умения собирать пирамидку, кубики или вкладыши развивающих досок.

Усиленно продолжается развитие речевого аппарата. В 8 месяцев ребенок внимательно следит за ртом и губами мамы, может попытаться скопировать разговор и продолжает экспериментировать с лепетом, используя короткие слоги («да», «ба», «ка», «па», «та»), а также повторения и комбинации.

Некоторые дети этого возраста уже узнают маму и папу по имени. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) настоятельно рекомендуют родителям не использовать компьютеры и другие гаджеты для развлечения ребенка. Особенно это касается детей до 2 лет.

Навыки у ребенка в 8 месяцев

  • Умеет свободно переворачиваться на бок, живот, со спины на живот.
  • Запросто встает на четвереньки, ползает, сидит.
  • Твердо держит в руках игрушку, может бросить ее, рассматривать или пытаться проводить с ней разные манипуляции.
  • Начинает понимать простые просьбы: «возьми игрушку», «дай погремушку».
  • Захватывает небольшие предметы двумя пальцами.
  • Может пальцем показать, где мама, папа или домашний питомец.

Рост ребенка в 8 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Рост ребенка в 8 месяцев, по мнению специалистов отечественной педиатрии:

  • Девочки: от 66,1 до 72,6 см.
  • Мальчики: от 66,7 до 73,2 см.

Рост восьмимесячных детей согласно ВОЗ:

  • Девочки: от 64,1 до 73,4 см.
  • Мальчики: от 66,3 до 75,1 см.

Вес ребенка в 8 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в 8 месяцев, по мнению отечественных педиатров:

  • Девочки: от 7,1 до 9,4 кг.
  • Мальчики: от 7,4 до 10,1 кг.

Вес детей 8 месяцев согласно ВОЗ:

  • Девочки: от 6,2 до 10,3 кг.
  • Мальчики: от 6,8 до 10,8 кг.

По мнению некоторых педиатров, набор лишнего веса ребенком напрямую связан с длительностью сна. Чем короче сон у младенца, тем выше риск набора лишней массы тела.

Психическое развитие ребенка в 8 месяцев

Продолжает развиваться психика малыша, он все лучше понимает речь родителей и простые просьбы: «возьми мячик», «дай кубик». К восьмому месяцу увеличивается привязанность к маме, младенец эмоциональнее переносит расставание с ней.

Психическое развитие ребенка в 8 месяцев сопровождается обостренным восприятием громких звуков. Можно заметить, как ребенок вздрагивает при включении пылесоса или фена. Лучше избегать использования таких приборов, когда малыш находится дома.

Теперь ребенок умеет не только хватать интересующие его предметы, он может их щупать, гладить, дотрагиваться пальчиком. Сидя на руках, малыш указывает пальцем на объект, который ему интересен, и жестами просит поднести к нему. Ему становится интересно отражение в зеркале, он улыбается себе и удивляется. В этом возрасте ребенок начинает понимать слово «нельзя» и обижается при строгом общении.

Прогрессирует зрительная система, глаза привыкают видеть объекты под разным углом. Увеличивается острота зрения, малыш начинает замечать мелкие предметы, вплоть до крошек.

Ребёнок все больше с интересом относится к речи, ему нравится слушать, следить за мамой в момент разговора. Начинает узнавать любимые игрушки на расстоянии. Теперь ребенку интересно изучать цвет предмета, его текстуру. Малыш самостоятельно может играть в течение 10-15 минут, и более того – если его отвлечь, он вспомнит, чем занимался, и вернется к своему занятию.

Читайте также:
Как отучить ребенка от пустышки и остаться ему другом?

В дополнение к моторной чувствительности обостряются ощущения, окружающие собственную эмоциональную жизнь. Малыш теперь учится все интенсивнее подражать и оценивать чувства. У ребенка уже есть чувство юмора, он способен различать серьезные и несерьезные ситуации. Если мама внимательно посмотрит на малыша, а затем начнет смеяться, он начнет улыбаться в ответ. Совместный смех способствует общению и социальному развитию ребенка. Теперь важно не только вместе проводить время, но и поощрять все начинания карапуза.

Есть и еще одна причина, по которой ребенку нужно много тепла и заботы в течение восьмого месяца. Научные исследования показали, что младенцы, чьи родители проявляли повышенную нежность и заботу, гораздо устойчивее к стрессу во взрослой жизни.

Какие моменты должны насторожить родителей и стать поводом для посещения педиатра:

  • Ребенок не сидит и даже не пытается.
  • Не хочет или не пробует переворачиваться.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не пытается их держать.
  • Не проявляет эмоций, молчит, не пытается лепетать.

Уход за ребенком в 8 месяцев

Уход за ребенком не меняется, все так же своевременно нужно менять подгузники, следить за состоянием кожных покровов, регулярно проводить гигиенические процедуры. Если ребенок положительно относится к воде, можно проводить ежедневное купание (без мыльных средств). В большинстве случаев детям нравится плескаться в воде, а для большего интереса можно приобрести различные игрушки для ванной.

В этом возрасте практикуют выезд на речку или море. Но в подобных водоемах не рекомендуется купать ребенка, так как высок риск заражения ротавирусной инфекцией.

Ротавирусный энтерит является распространенной причиной тяжелой диареи среди младенцев и детей младшего возраста. Инкубационный период составляет около 2 дней, после начинаются диарея и другие симптомы: рвота, обезвоживание организма. Ротавирусы стабильны в окружающей среде, поэтому заразиться, купаясь в море или озере, достаточно легко. Примечательно то, что в России пик заражения вирусом приходится на холодный период года.

Ребенок сейчас все больше взаимодействует с окружающей средой. Это означает, что теперь он начинает наблюдать и подражать людям, которые рядом с ним. Он показывает, когда что-то ему не нравится, громко протестует, демонстрирует весь спектр своих эмоций. Родители теперь должны использовать любую возможность, чтобы общаться с малышом как можно больше.

Энциклопедия мам

Когда ребенку исполняется восемь месяцев, перед родителями встают новые вопросы и проблемы. Данная публикация поможет вам разобраться в основных темах развития восьмимесячного ребенка.

1. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок активно двигается, передвигается ползком, с интересом изучает окружающий мир. В это время продолжают прорезываться зубы, малыши могут грызть ими печенье, например. Но у некоторых детей в восемь месяцев только начинается процесс прорезывания первого зуба, это тоже входит в диапазон нормы.

За счет того, что кроха становится более активным, чем это было раньше, у него замедляется темп роста. Мышцы уже достаточно окрепли, для того чтобы ребенок мог стоять (с опорой), ползать быстрее, чем ранее.

Происходят изменения и в пищеварении, что связано с прикормом. Стул становится еще более оформленным, чем в семь месяцев, он практически не похож на кал младенца; частота дефекации становится реже, в среднем, один или два раза в день.

Малышу не составляет труда брать и удерживать в руках любимые игрушки, забирать их или наоборот, отдавать. Ребенок готовится к своим первым шагам, если поддерживать малыша за руки, он уверенно шагает, когда на его пути попадаются предметы или другие препятствия, ребенок их переступает или пытается обойти. Дети начинают откусывать кусочки от твердой пищи, осознанно ее пережевывают, выражают свои вкусовые предпочтения, также развивается мелкая моторика.

2. Нормы веса и роста у ребенка в 8 месяцев

В восемь месяцев и мальчики и девочки активно продолжают прибавлять в весе и росте. Мальчики продолжают, как правило, немного «обгонять» девочек.

Показатели, представленные выше, условны и могут выходить из диапазона.

3. Что умеет ребенок в 8 месяцев

Улучшается координация глаз, благодаря чему у ребенка появляется восприятие пространства. Ребенок понимает разницу между знакомыми и незнакомыми предметами.

Понимает такие слова , как «дай», «на», «где». Развитие восьмимесячного ребенка позволяет ему отличать речь от других посторонних звуков, начинает слушать, когда кто-то что-то рассказывает или обращается непосредственно к нему; может сморщить лоб, если вы его за что-то ругаете.

Ребенок перенимает от родителей интонацию речи, много лепечет, чаще повторяет одни и те же слоги, от него можно часто слышать «ма-ма» или «ба-ба».

Уверенно сам садится и сидит, сам встает на четвереньки, с опрой встает на колени и встает с опорой, просится на руки, хлопает в ладошки, машет ручкой в ответ на прощание. Малыш может сильно потянуть за волосы или ущипнуть, при этом он совсем еще не понимает, что делает кому-то больно. Мальчики и девочки на восьмом месяце своего развития учатся катать мяч, нажимать на кнопки, уверенно перелистывают старицы книг, внимательно разглядывают картинки. Дети начинают есть с ложки, некоторые даже пытаются делать это самостоятельно. Если раньше малыш бросал игрушки случайно, то сейчас он делает это специально, внимательно следит за их падением, потом старается поднять и бросить снова.

Читайте также:
Развитие ребенка в 5 месяцев – правила и советы специалистов

Малыши в этом возрасте очень привязаны к маме, ее отсутствие расстраивает или даже пугает, он старается везде найти маму. Ребенок часто улыбается и смеется, отвечает улыбкой на похвалу или интересные игры, радуется своему отражению в зеркале; кроха может начать злиться или плакать, если у него что-то не получается. Малыш начинает демонстрировать свои потребности, например, трет глаза или капризничает, когда хочет спать, показывает пальчиком на губы, если хочет кушать. Малыш уже достаточно смышленый, поэтому в ответ на «пока-пока», с улыбкой машет рукой.

Кстати, именно в этом возрасте и мальчику и девочке нужно давать играть в куклы, бытует мнение, что именно такие игры формируют у детей комплексное развитие и социальную адаптацию в окружающей среде и обществе. Если ранее вы учили малыша махать рукой или играть в ладушки, он уже может осознанно это делать, когда его об этом просят. Жестами дети начинают показывать на игрушки и другие предметы, которые хотят взять, но у них не получается; имитируют звуки или жесты родителей.

К восьми месяцам малыш осознает понятие высоты, может остановиться на краю кроватки, понимая, что может упасть.

4. Режим дня в 8 месяцев

Существенных отличий в режиме дня восьмимесячного ребенка от семимесячного нет, но все же, периоды бодрствования преобладают над сном.

Режим сна

Дети уходят на двухразовый дневной сон, только он становится более продолжительным и крепким, чем ранее. Ребенок может не реагировать на посторонние шумы и звуки, когда спит. Практически всю ночь малыш может проспать, не просыпаясь, за редкими исключениями. Это связано с тем, что ночью уровень активности мозга понижается до минимума.

Пять или шесть часов ребенок спокойно может провести без сна днем, все это время он занят играми и активным изучением окружающего мира;

Ночной сон составляет семь или восемь часов, дневной сон составляет от часа до двух, хотя ребенок может выспаться и за сорок минут.

Чтобы ребенок был спокойнее, лучше спал и хорошо развивался, необходимо создать для этого нужные условия:

  • Проветривать комнату, сохранять температуру воздуха в пределах 24 градусов.
  • Выбрать правильный ортопедический матрас, кровать должна быть идеально застелена, без складок на простыни.
  • Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж.

Питание

К восьми месяцам ребенку можно давать не только пюре, но и мягкую пищу, порезанную кусочками, например, фрукты, овощи или мясо.

Пора начинать вводить рыбу, которая содержит легкоусвояемый белок, полиненасыщенные жирные кислоты, большое количество витаминов. Предпочтение стоит отдавать белой рыбе: треска, хек или минтай. Для начала малышу будет достаточно и 30 грамм на один прием, частота – один или два раза в неделю.

Далее, можно давать по 50 грамм творога, также несколько раз в неделю; смело можно вводить кисломолочные продукты: детский кефир или йогурт. Сначала стоит начать с одной чайной ложки, постепенно объем должен составлять 150-200 мл в день.

Продукты можно комбинировать между собой, тем самым приучать ребенка к разнообразию вкусов.

С рекомендациями по введению новых продуктов вы можете ознакомиться, открыв Справочник «маме в помощь!», страница 21.

5. Как поддерживать развитие ребенка

Игры

Играем в самые простые прятки, учим ребенка играть в «ладушки» и «сороку-ворону». Научите ребенка новым жестам, которые будут призывом к каким-либо действиям.

Чтение

Продолжайте читать ему книги, внимательно рассматривайте вместе с малышом картинки, рассказывайте, что на них изображено. Ребенок будет активно копировать вас, поэтому вы можете учить его чему-то новому просто своим собственным примером.

Игрушки

Позаботьтесь, чтобы у малыша появились мячи разного размера, простые музыкальные инструменты- дудочка, барабан, гусли, маракасы

Нормы и нюансы развития ребёнка в 8 месяцев

Развитие ребёнка в 8 месяцев — это первое осознание малыша себя как личности, освоение новых умений, и проявление сложных, недоступных в более раннем возрасте, эмоций.

Если до 8 месяцев большинство детей развиваются приблизительно в одинаковом темпе, то по достижению этого возраста всё меняется. У разных детей могут быть и разные умения: например, один восьмимесячный малыш шустро ползает и даже пытается ходить, а другой — только-только научился сидеть. Оба варианта — норма. Но, конечно, маму и папу каждого крохи волнует, правильно ли развивается сын или дочь. Чтобы быть до конца уверенными, что с вашим малышом всё в порядке — читайте о средних нормах развития детей в 8 месяцев.

Содержание:

  • Основные показатели
  • Что должен уметь делать ребёнок в 8 месяцев?
    • Основные навыки восьмимесячного ребёнка
    • Двигательная активность, рефлексы, моторика
    • Интеллектуальное развитие
    • Особенности психологического развития, проявление эмоций и настроения
    • Изменения в восприятии окружающего мира: органы чувств
    • Речь
  • Как наладить распорядок дня: питание, сон, режим дня
  • Правила ухода за восьмимесячным малышом
    • Как организовать безопасное пространство для ребёнка?
  • Мнение Комаровского о развитии восьмимесячных детей
  • Распространённые проблемы развития детей в 8 месяцев
  • Роль родителей в развитии ребёнка в восемь месяцев
Читайте также:
Как научить ребенка говорить букву р: игровое обучение

Основные показатели

Показатели роста и веса восьмимесячных детей растут гораздо медленнее, чем прежде: если до полугода младенец прибавлял в месяц по 600-800 грамм веса и вырастал на 3-4 см, то к восьмому месяцу жизни вес малыша увеличивается в среднем на 400 грамм в месяц, рост — на 1-1,5 см.

Физическое развитие ребёнка в 8 месяцев — нормы роста, веса, окружности груди и головы для мальчиков и девочек:

Вес мальчиков Рост мальчиков Окружность головы мальчиков Окружность груди мальчиков Вес девочек Рост девочек Окружность головы девочек Окружность груди девочек
7,1-10,5 кг 65,5-75,3 см 41-47 см 44-48 см 6,7-9,7 кг 64,5-73,7 см 40-46 см 44-47 см

Показатели таблицы — ориентировочные, отклонения от указанных цифр на 10% в большую или меньшую сторону педиатры относят к норме. Но если вес и рост вашего малыша в 8 месяцев отклоняется от норм больше, чем на 10%, стоит обратиться к врачу, чтобы исключить возможные патологии.

Календарь увеличения роста, веса, окружности головы и груди детей первого года жизни зависит и от изначальных физических данных конкретного ребёнка: так, крупные при рождении новорождённые обычно растут медленнее других детей.

Отличия мальчиков и девочек

На первый взгляд развитие восьмимесячных детей разного пола одинаково: в среднем девочки лишь на 1,5-2 см ниже и на 300-500 грамм легче мальчиков. Но другие параметры физического развития в 8 месяцев отличаются уже заметно: девочки лучше, чем мальчики, передвигаются, крепче опираются на ноги у опоры, увереннее сидят.

Так происходит благодаря тому, что скелет девочек созревает гораздо быстрее, чем скелет мальчиков. И родителям мальчиков не стоит беспокоиться, сравнивая сына с активными ровесницами — мальчик освоит все те же навыки немного позже: разрыв в развитии между разнополыми детьми может составлять 2-3 месяца.

Физические способности

Несмотря на то, что развитие конкретного ребёнка в 8 месяцев может сильно отличаться от развития ровесников, есть несколько параметров, которым в норме должен соответствовать каждый восьмимесячный малыш:

  • садится самостоятельно или с помощью взрослого,
  • сидеть без опоры или с опорой на мягкий предмет;
  • из положения сидя поворачиваться в разные стороны;
  • вставать или пытаться встать, держась за опору.

Что должен уметь делать ребёнок в 8 месяцев?

В 8 месяцев у младенца появляются разнообразные умения и навыки, связанные с двигательной активностью, интеллектуальным и психологическим развитием, развитием речи и органов чувств. Закрепляются и некоторые прежние навыки: например, умение сидеть, стремление ползти и подолгу стоять у опоры.

Основные навыки восьмимесячного ребёнка

В 8 месяцев ребёнок:

  • стоя у опоры, крепко держится за неё двумя руками. Способен подолгу стоять без поддержки взрослого;
  • благодаря улучшению памяти начинает узнавать знакомые предметы, повторяет действия за другими людьми;
  • преваращает произносимые слоги в довольно отчётливые формы, иногда напоминающие слова, например: «ма-ма», «па-па»;
  • может разглядеть яркий предмет в другом конце комнаты, реагирует на звуки, доносящиеся издалека (зрение и слух становятся острее);
  • пытается пользоваться ложкой самостоятельно, а если прорезалось достаточное количество зубов — откусывает и пережевывает твёрдую пищу.

Двигательная активность, рефлексы, моторика

Малышу в 8 месяцев постоянно хочется активно двигаться: из положения сидя он тянется за интересными предметами, поворачивается в стороны, крутится вокруг собственной оси, пробует ползать.

К восьми месяцам у грудничка полностью пропадает хватательный рефлекс в ладошках — движения рук становятся осознанными. Хватательный рефлекс в ступнях ещё может быть слабо выражен. В возрасте 8 месяцев ягодицы становятся точкой опоры ребёнка, снижается рефлекторное сгибание шеи, туловища, ножек.

Главный навык в развитии моторики восьмимесячного крохи — овладение «пинцетным захватом». Ребёнок начинает понимать, какие функции выполняют его пальцы: ловко обращается с бутылочкой, играет с пирамидкой, используя кончики большого и указательного пальцев.

Интеллектуальное развитие

У восьмимесячного малыша всё ярче проявляется потребность изучать окружающий мир. Благодаря укреплению психомоторики грудничок взаимодействует с другими людьми и предметами более осознанно, чем раньше:

  • реагирует на простые просьбы, старается их выполнить;
  • сам умеет выразить просьбу: например, попросить игрушку, указав на неё пальцем;
  • знает, как достичь поставленной цели: например, как добраться до заинтересовавшего предмета, находящегося на расстоянии;
  • интересуется устройством вещей: гладит и щупает предметы из разнообразных материалов, сравнивая разницу в тактильных ощущениях;
  • узнаёт себя в зеркале и на фотографиях.

Особенности психологического развития, проявление эмоций и настроения

Ребёнок в 8 месяцев начинает особенно болезненно переносить разлуку с матерью: может громко плакать и кричать, даже если мама ненадолго вышла из комнаты. Такое поведение нормально для восьмимесячных детей. Ближе к году страх сепарации от матери снижается без дополнительных усилий со стороны родителей.

В восемь месяцев младенец начинает по-новому проявлять эмоции и настроение:

  • умеет показывать обиду, радость, стеснение;
  • впервые пытается надавить на родителей сознательно, пробуя добиться своего с помощью слёз;
  • активно и со смыслом жестикулирует: например, показывает взрослому на игрушку, которую хочет получить, или на место, куда хочет попасть.

Изменения в восприятии окружающего мира: органы чувств

Слух и зрение ребёнка в 8 месяцев уже хорошо развиты: например, малыш способен услышать звуковую игрушку (развитый слух) в другой комнате и доползти до неё, огибая препятствия и убирая с пути мешающие предметы (развитое зрение).

Читайте также:
Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Появляется чувство ритма: кроха изображает танцевальные движения под звучащую музыку. Сохраняется желание испытывать тактильные ощущения, исследуя на ощупь разные по фактуре предметы. Малышу нравится узнавать вкус новой пищи, он различает приятные и неприятные запахи

Кроха в восемь месяцев часто и эмоционально гулит и словно пытается вести разговор со взрослыми, выражая голосом свои эмоции. Часто ребёнок старается подпеть любимой песенке или воспроизвести понравившуюся мелодию. В речи преобладают сдвоенные звуки— «ма-ма», «ба-ба», «ва-ва» и подобные — но это пока не осмысленные слова.

Как наладить распорядок дня: питание, сон, режим дня

Дети в 8 месяцев питаются в среднем пять раз в день. Перерывы между приёмами пищи составляют 3-4 часа. Рацион питания необходимо максимально разнообразить, постепенно добавляя в меню разные овощи, фрукты, каши, кисломолочные продукты, печенье.

  1. Детям на искусственном вскармливании можно давать больше разных блюд, оставив кормление смесью только на утреннее и вечернее время.
  2. Малышу на грудном вскармливании дают грудь по требованию, частота кормлений грудью в 8 месяцев — около восьми раз в сутки.

Основные правила питания восьмимесячного грудничка:

  • включайте в рацион овощные, фруктовые, мясные пюре — сделанные самостоятельно или готовые, но от надёжных производителей;
  • покупные соки лучше заменить домашними напитками: некрепким чаем, компотом;
  • добавляйте в меню разнообразные супы и бульоны;
  • приучайте ребёнка мыть руки перед едой;
  • учите малыша пить жидкости из чашки самостоятельно;
  • твёрдую пищу давайте, если у ребёнка прорезалось не меньше четырёх зубов.

Здоровый сон

Восьмимесячный ребёнок спит 9-12 часов в сутки (днём — обычно два раза). Длительность дневного сна может составлять от получаса до двух часов. Тревога, вызванная естественным страхом разлуки с матерью, нередко становится причиной нарушения сна, когда кроха часто просыпается и плачет. Чтобы ребёнок спал лучше — не закрывайте дверь в его комнату, в случае необходимости успокойте ласковыми словами и поглаживаниями.

Малыши на искусственном вскармливании редко пробуждаются по ночам. Дети на грудном вскармливании могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы получить грудь.

Режим дня

Родители организуют режим дня в 8 месяцев, ориентируясь на особенности и потребности своего ребёнка. Но если вам не удается выстроить распорядок дня — попробуйте следовать такому режиму:

  • 7.00 — пробуждение, гигиенические процедуры, массаж;
  • 8.00 — кормление, спокойные игры и занятия;
  • 10.00 — прогулка, дневной сон в коляске;
  • 12.00 — кормление дома;
  • 12.30 — подвижные и спокойные игры, развивающие занятия;
  • 15.30 — кормление;
  • 16.00 — сон дома или на улице;
  • 17.00 — пробуждение, период бодрствования;
  • 18.30 — кормление;
  • 19.00 — общение и игры с близкими;
  • 21.00 — гигиенические процедуры;
  • 21.30 — кормление, подготовка ко сну;
  • 22.30 — начало ночного сна.

Правила ухода за восьмимесячным малышом

Как организовать уход за детьми в 8 месяцев — основные правила:

  1. Уделяйте достаточно внимания утренней и вечерней гигиене. В утренние и вечерние гигиенические процедуры входят: умывание или купание, уход за полостью рта, использование горшка.
  2. Продолжайте частые прогулки, делая их более интересными. Можно отправиться на детскую площадку или прогуляться по красивому парку — такие прогулки будут не только полезны для здоровья, но и интересны для познающего мир малыша.
  3. Делайте сыну или дочери лёгкий массаж, проводите закаливающие процедуры, например, устраивайте воздушные и солнечные ванны.

О важном: как организовать безопасное пространство для ребёнка

В возрасте 8 месяцев груднички становятся очень подвижными и любопытными, и взрослым приходится следить за непоседами особенно тщательно. Чтобы избежать травм и других неприятностей — постарайтесь следовать правилам по созданию безопасного пространства для маленьких детей:

  1. Самые распространённые детские травмы связаны с падением. Чтобы малыш не упал с высоты, следите за тем, чтобы у кроватки, пеленального стола, стульчика для кормления и манежа были достаточно высокие и надёжные бортики.
  2. Если в модели кроватки предусмотрены прутья — расстояние между ними должно быть таким, чтобы туда не поместилась детская голова.
  3. В месте, где ребёнок спит, не должно быть подушек, игрушек и других посторонних предметов, которые могут стать причиной удушения.
  4. Проследите за тем, чтобы у грудничка не было доступа к розеткам, электроприборам, лекарствам и другим потенциально опасным вещам.
  5. Не оставляйте кроху у воды без присмотра, даже если он просто принимает ванну в домашней обстановке.

Мнение Комаровского о развитии восьмимесячных детей

Известный педиатр Евгений Комаровский считает, что в восемь месяцев ребёнок должен уметь самостоятельно сидеть. Но если малыш пока может принять положение сидя только с посторонней помощью или не способен просидеть долгое время — это не повод для тревоги. Значит, мышцы спины ещё недостаточно окрепли, считает доктор.

Евгений Олегович советует молодым родителям акцентировать внимание не на умении сидеть, а на навыке ползания, укрепляющем все группы мышц. Малыша можно подтолкнуть к желанию ползать, предлагая достать расположенную в нескольких шагах яркую интересную игрушку.

Читайте также:
Логопедические упражнения для детей 4 и 5 лет: приемы постановки звуков

Распространённые проблемы развития детей в 8 месяцев

Родители восьмимесячных младенцев часто сталкиваются с одними и теми же трудностями. Наиболее распространённые из них связаны с проблемами сепарации, плохим сном, отсутствием аппетита у крохи. Большинство подобных проблем можно попробовать решить своими силами:

  1. Ребёнок боится разлуки с матерью. Решение: говорить с малышом, находясь вне поля его зрения, найти своего рода успокаивающую замену мамы — например, мягкую игрушку.
  2. Малыш плохо спит, часто пробуждается. Решение: исключить слишком активные игры в вечернее время, сделать крохе лёгкий массаж перед сном.
  3. Грудничок наотрез отказывается пробовать новую пищу. Решение: подождать несколько дней и предложить попробовать блюдо ещё раз тогда, когда ребёнок наверняка проголодался.

Существуют и более серьёзные проблемы развития младенцев в восемь месяцев. Обратитесь за консультацией к педиатру, если ребёнок:

  • совсем не сидит сам, даже если сесть помог взрослый;
  • не пытается поворачиваться в стороны из положения сидя;
  • не демонстрирует никаких эмоций даже в адрес близких людей;
  • не интересуется игрушками, не пробует их схватить;
  • «скользит» взглядом по окружающим предметам, не фиксируясь ни на одном объекте.

Перед тем, как обратиться к врачу, эпизоды тревожащего поведения можно снять на видео для большей наглядности.

Роль родителей в развитии ребёнка в восемь месяцев

Мама, папа и другие близкие ребёнку люди могут развивать своего кроху самостоятельно. Регулярно проводите развивающие занятия и игры, и результат в развитии сына или дочери будет виден совсем скоро:

  • вместе читайте книжки, задача взрослого — максимально чётко проговаривать слова;
  • давайте малышу безопасные предметы из разных материалов для улучшения мелкой моторики: коробки с крышками и без, посуду, кусочки ткани, специальные игрушки;
  • показывайте собственным примером, как обращаться с вещами: соберите и разберите пирамидку, «покормите» куклу, поставьте кубики друг на друга;
  • познакомьте ребёнка с простыми играми в мяч: например, покажите, как весело перекатывать мячик друг другу сидя на полу;
  • устраивайте музыкальные паузы: вместе танцуйте под любимую музыку и пойте любимые песни.

Даже если ваш малыш не соответствует полностью всем нормам развития — забота и участие близких наверняка исправят ситуацию. Играйте и занимайтесь с ребёнком, побольше общайтесь и проявляйте любовь — и ваш малыш ещё не раз удивит всех своими способностями!

Ребенку 8 месяцев: что он умеет?

Содержание:

День ото дня малыш взрослеет: его взгляд становится более осмысленным, а движения — уверенными. Еженедельно в арсенале появляется какой-то новый навык. Развитие ребенка набирает сумасшедшие обороты. Но, наблюдая на видео в интернете или на детской площадке других детей — ровесников своего, мамы и папы замечают, что все карапузы разные, поэтому и вопросы о нормах звучат от родителей все чаще.

Физическое развитие

Нельзя точно сказать, сколько весит ребенок в этом возрасте, и каким должен быть его рост. Большое значение имеют исходные данные, то есть вес и длина тела при рождении.

Ребенок 8 месяцев уже не набирает вес так стремительно, как раньше. Средняя прибавка в этот период составляет 300–500 граммов, а рост увеличивается на 1–3 см. Если родителям кажется, что вес и рост их малыша не соответствуют нормам, можно проверить их по таблицам Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ). Благодаря им можно проанализировать прибавки своего ребенка и самостоятельно построить график, после чего сравнить его с усредненными значениями и допустимым диапазоном. Лайфхак: существует несколько бесплатных приложений для смартфонов, в которых можно отмечать рост и вес ребенка каждый месяц, строить диаграмму и получившиеся значения сравнивать с данными международных организаций.

Что умеет ребенок к 8 месяцам?

Это удивительный возраст для ребенка, потому что его развитие ускоряется до немыслимых скоростей!

Большинство детей к 8 месяцам уже сидят (кто-то с поддержкой, кто-то самостоятельно). Многие активно учатся ползать — некоторые дети вначале осваивают ползание «по-пластунски», т.е. не отрывая таз и колени от поверхности пола, и лишь потом — «на четвереньках», когда мышцы готовы поднять корпус над полом. Это также является вариантом нормального развития. Иногда малыш в этом возрасте даже встает у опоры!

Однако не стоит забывать, что сроки освоения навыков колеблются в широких пределах. ВОЗ разработало специальное «окно» достижений для шести главных вех моторного развития, которое рассказывает об определенных временных диапазонах для приобретения новых умений. И врачебное сообщество единогласно во мнении, что форсировать моторное развитие не нужно: каждый навык будет появляться в тот момент, когда ребенок будет к этому готов.

Помимо прочего начинается активное развитие мелкой моторики. Ребенок уже может держать в своих ручках бутылочку или поильник, ложку (после того, как мама или папа покажут, как это сделать), пробует кушать прикорм руками.

Раннее речевое развитие ребенка 8 месяцев

8 месяцев — самое время для появления лепета: малыш начинает говорить слоги «ма-ма-ма», «па-па-па»; реагирует на обращение других людей к нему различными голосовыми реакциями. Речь имеет интонацию, окрашена эмоционально. Иногда кажется, будто ребенок разговаривает с вами.

Также дети понимают все больше и больше обращенной к ним речи. Например, в этом возрасте они способны понимать слова «да» и «нет» (и даже при этом махать головой).

Читайте также:
Домашние животные для детей: правила выбора и советы по уходу

Социально-эмоциональное развитие детей 8 месяцев

В 8 месяцев дети начинают переживать кризис сепарации: малыш осознает, что способен на многое, и даже пытается проявить самостоятельность, однако страх разлучиться с мамой — куда сильнее. Поэтому многие родители замечают, что дети становятся более плаксивыми, требуют больше тактильного и эмоционального контакта. Если раньше они с легкостью могли пойти на контакт с малознакомым человеком, то теперь попытки взять малыша на руки могут обернуться истерикой.

И да, теперь, если спросить у ребенка, где его мама или папа, он с уверенностью переведет на них взгляд.

Питание мальчиков и девочек 8 месяцев

По-прежнему основой рациона малыша остается грудное молоко или его заменитель — адаптированная молочная смесь. Но помимо этого в жизни ребенка появляется все больше продуктов прикорма. Суть введения прикорма — знакомство с новыми вкусами и текстурами, визуализация еды (до этого он не видел молоко, которое кушал), приобщение ребенка к столу его семьи и полная замена в будущем молока или смеси. К этому моменту дети чаще всего уже знакомы с овощами, кашами и мясным пюре. К 8–9 месяцам в рацион можно добавлять вареный желток и кисломолочные продукты — творог или кефир.

Кроме того, 8 месяцев — оптимальный возраст для введения прикорма в виде кусочков. Начинать следует с небольших «кубиков» размером не более 0,5*0,5 см мягкой консистенции (к примеру, кабачок), чтобы ребенок смог раскусить его деснами в случае чего. Не забывайте, что введение «кусочков» — важный этап в развитии малыша! Эксперты считают: если не сделать этого до 12 месяцев, жевательный рефлекс начнет угасать.

Режим дня и уход

К 8 месяцем ритм дня ребенка становится все более предсказуемым. С некоторыми детьми возможно даже планировать день по часам.

К этому возрасту практически все дети уже перешли на два дневных сна (в сумме 2–3 часа). Время бодрствования увеличивается до 3–3,5 часов. В первую половину дня рекомендуется оттачивать приобретенные навыки, больше проводить времени на свежем воздухе, заниматься гимнастикой, ходить в бассейн. После обеда стоит перейти на более спокойный режим: прогулки в коляске, пролистывание книг, пальчиковые игры, «напитывание» ребенка общением с мамой и папой.

Для легкого и быстрого отхода ко сну консультанты рекомендуют вводить специальные ритуалы — последовательность действий, которая предшествует укладыванию. Такой прием будет давать сигнал малышу, что скоро нужно будет укладываться спать, т.е. обеспечивает предсказуемость для ребенка. Это очень важно для психики маленького человека. Несколько правил для «работающего» ритуала: действия должны быть одинаковыми изо дня в день, в одной и той же очередности; он должен нравиться ребенку и расслаблять его (т.е. если ваш малыш любит легкий массаж или колыбельные, можно ввести это в ритуал, а если нет, если это будет злить его, возбуждать — лучше придумать что-нибудь другое); не занимать слишком много времени — не более 15 минут.

Уход за восьмимесячным ребенком особых изменений пока не претерпел: регулярное подмывание и купание малыша остаются неизменными. У многих детей к этому моменту уже появляются первые молочные зубки. Поэтому важно тщательно следить за ними — чистить утром и вечером.

Существуют так называемые «красные флаги развития» — признаки, наличие которых требует более внимательного наблюдения за малышом. Поводом показать ребенка 8 месяцев врачу будут: маленький или слишком большой вес, отсутствие переворотов, нежелание сидеть; отсутствие вокализации и смеха в ответ на обращение к ребенку.

Как взрослые могут помочь развитию ребенка 8–9 месяцев?

обращайте внимание на реакции ребенка в отношении новых людей и мест;

описывайте вслух предметы, которыми играет ребенок («Это красный круглый мяч»);

проговаривайте эмоции, которые может испытывать малыш в данную минуту («Ты сейчас расстроен, потому что твоя игрушка упала и испачкалась, и ты не можешь с ней играть»);

повторяйте вслух звуки, которые издает ребенок;

будьте рядом, когда ребенок пробует ползти или вставать — ему необходимо чувствовать присутствие мамы или папы.

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
Читайте также:
Тесто для лепки для детей: приготовить своими руками в домашних условиях?

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика для детей от 1 до 7 лет

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Читайте также:
Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно?

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Развитие ребенка в 8 месяцев

В восемь месяцев ваш ребенок становится все более самостоятельным. Теперь ему не нужно звать маму или папу, чтобы сесть или добраться до игрушки. У него это прекрасно получается без посторонней помощи. Он уже научился управлять мышцами спины и шеи. Но несмотря на растущую независимость, ребенок по-прежнему нуждается во внимании родителей.

Рост и вес малыша

Показатели нормы*. Возраст ребенка – 8 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Развитие ребенка

Физическое развитие

Как научить ребенка жевать?

На восьмом месяце у детей продолжают прорезываться зубы, у некоторых детей их уже 4-5 зубов. Поэтому пользоваться блендером уже нет необходимости. Учите ребенка жевать. Предлагайте ему сухарики, мелко нарезанное мясо, кусочки овощей и фруктов – все это стимулирует ребенка кусать и пережевывать.

Упражнения для детей 8 месяцев

1. Встань-ка!

Исходное положение – сидя. Ребенок держится за ваши большие пальцы. Медленно раскачивайте его назад и вперед. Когда он отклоняется, то почти лежит. Наклонив ребенка вперед, рывком поднимите его вверх, и он сразу встанет на ноги.

2. Мостик

Ребенок лежит на спине. Согните его ноги в коленях и левой рукой зафиксируйте стопы. Правой рукой поддерживайте его под ягодицы и приподнимайте. Малыш будет немного выгибаться. Это упражнение укрепляет мышцы спины и брюшной пресс.

Что делать, если в 8 месяцев ребенок не ползает

Не все дети ползают. Некоторые пропускают эту ступеньку в развитии и сразу пытаются встать и пойти, держась за опору. При этом активно ползающие дети могут научиться ходить позже, чем те, кто пытается из положения сидя сразу перейти в положение стоя.

Следует учесть, что ползать ребенку очень полезно. Ползание укрепляет мышцы спины и рук и помогает сформировать хорошую осанку.

Читайте также:
Что нужно для крещения ребенка: подготовка к таинственному обряду

Умение ползать не является показателем развития и не включается в обязательный перечень навыков, которые должен освоить ребенок до года.

Эрекция у детей

Многие мамы маленьких мальчиков беспокоятся о том, что является ли нормальной эрекция в грудном возрасте. Педиатры считают это абсолютно нормальным явлением. Эрекция у грудных детей возникает в ответ на прикосновение к чувствительным половым органам. Мальчику может натирать подгузник, например. Или реакция возникает во время купания. Это никак не связано с сексуальным возбуждением в привычном понимании этого слова.

Психическое развитие

Правила поведения за столом для детей восьми месяцев

А еще педиатры и опытные мамы знают: в 8 месяцев малыш уже настолько сообразителен, что легко запомнит правила поведения за столом. Конечно, пока рано класть возле его тарелки вилку и нож. Но некоторые уроки этикета уже можно ему преподать. Пусть кроха привыкает к тому, что перед едой надо мыть руки. Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был чистый слюнявчик и чистая посуда.

Не приучайте ребенка есть в окружении игрушек и книжек. Пусть он привыкает к тому, что за столом нельзя отвлекаться. Кроха будет знать, что пирамидки и куклы ждут его, и после обеда он обязательно поиграет с ними.

Страх восьмого месяца

В восемь месяцев у ребенка формируется привязанность: он стремится быть рядом с близким человеком. Ребенок тянется к родителям, ему необходимо чувствовать, что его любят. Поэтому психологи советуют чаще брать малыша на руки, обнимать. Также важно в этом возрасте наполнить жизнь ребенка новыми впечатлениями. Это вовсе не означает, что нужно читать ему энциклопедию. Достаточно показать, как надо нанизывать кольца на палочку, чтобы получилась пирамидка, или как складывать мячики в кастрюлю.

Ребенок с большим удовольствием знакомится со всем новым. До сих пор он нормально реагировал и на чужих людей. Но теперь ваш малыш не согласится пойти на руки к вашей подруге, которую не видел несколько недель. У ребенка появилось четкое разделение на «своих» и «чужих». Причем «своими» он считает тех, кого видит ежедневно. Психологи называют это явление «страхом 8-го месяца».

Что делать, если ребенок боится чужих?

Ребенок болезненно воспринимает появление в доме новых людей и не хочет с ними общаться. Специалисты успокаивают родителей: все это временно, скоро ребенок забудет свое недоверие. Если дома царят любовь и спокойствие, то страх исчезнет без следа. И малыш всем своим видом будет говорить: «Мы еще не знакомы? Так давайте познакомимся!»

На восьмом месяце жизни психологи рекомендуют начинать вырабатывать у детей адекватную сексуальную ориентацию. Если у вас дочка, наряжайте ее, говорите ей комплименты. В мальчике подчеркивайте смелость и настойчивость.

Развивающие игры для детей 8 месяцев

В прошлом месяце вы начали знакомить ребенка с детскими потешками. Теперь он не просто прислушивается к ним, а повторяет за вами несложные действия, связанные с этими четверостишиями. Научите ребенка играть в ладушки. И начинайте каждое утро с этой приятной зарядки.

Ребенок восьми месяцев учится всему, копируя действия и слова родителей. Повторяя их движения, он посылает воздушный поцелуй и машет рукой, как будто прощается. Но он еще не понимает значения этих жестов и повторяет их не только когда кто-нибудь выходит из дома, но и когда приходит.

Приглашайте ребенка к диалогу. Смотрите ему в глаза (зрительный контакт очень важен) и повторяйте звукосочетания, которые малыш уже освоил. А он проговаривает их следом. Хорошее начало!

Что делать, если ребенок все тащит в рот

Все второе полугодие жизни ребенок пробует предметы на вкус, и вы беспокоитесь о чистоте вокруг. В рот ребенка может попасть мусор, кошачий корм, песок, земля, грязный снег… Все это, конечно, непригодно для детского организма, однако серьезного вреда ему, скорее всего, не принесет.

Ребенка надо оградить от ядовитых веществ, химии, клея, лекарств. Уберите подальше, под замок, все чистящие средства, порошки и таблетки. Ребенок в 8 месяцев способен дотянуться туда, куда вы и представить себе не могли. Он сразу потянет все в рот. В случае с клеем или таблетками даже минимальная доза может стать роковой.

Если ваш ребенок все же попробовал средство для мытья посуды, немедленно промойте ему желудок и дайте две чайных ложки эспумизана.

Следите за тем, чтобы ребенок не играл с мелкими предметами, которыми он может подавиться.

Что умеет ребенок

– жестом попросить игрушку;

– становиться на ноги, придерживаясь за опору;

– повторять простые слоги;

– находить и доставать закатившийся под кресло мяч;

– понимать слово «нет»;

– играть в прятки (ребенок знает, что мама не исчезла, а просто спряталась под одеяло);

– делать несколько шагов вперед, когда его поддерживают под мышки;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: