Что отвечать на оскорбления ребенку – правильные ответы на все случаи жизни от мудрых психологов и родителей

Что отвечать на оскорбления ребенку – правильные ответы на все случаи жизни от мудрых психологов и родителей

При выборе стратегий, которым необходимо обучать своего ребенка, в первую очередь вы должны определить его сильные и слабые стороны в социальном контексте. Это можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок взаимодействует с друзьями, братьями и сестрами. Затем примите во внимание темперамент вашего ребенка. Темперамент включает в себя уровень активности, адаптивность, первоначальную реакцию на ситуации и людей, ее интенсивность, общее настроение, порог чувствительности, отвлекаемость и настойчивость. Все дети разные. Наконец, примите во внимание возраст вашего ребенка.

В данной статье представлены лучшие стратегии, которые подойдут к ситуации вашего ребенка, его возрасту, навыкам, темпераменту и серьезности оскорблений и насмешек. Обучение ребенка навыкам, описанным ниже, требует времени и усилий. Для того чтобы ребенок достиг успеха, соответствующее поведение нужно моделировать и практиковать, только так можно достичь существенных результатов. Результатами применения данных стратегий являются безопасность, уверенность в себе, устойчивость, способность справляться с трудными или пугающими ситуациями, а также вера ребенка в то, что он способен подчинять людей своей воле и изменять сложные ситуации.

Начните обучать ребенка стратегиям самоконтроля. Начните с дискуссии об обидах и оскорблениях, тщательно и полностью описывайте ситуации, когда ваш ребенок должен бороться с ними и когда ему не стоит даже пытаться урезонить задиру. Опишите разницу между насмешками, запугиванием (буллингом) и домогательствами, тщательно определите и обговорите опасные ситуации. Ваш ребенок не должен пытаться самостоятельно брать под контроль опасные ситуации. Научите ребенка нескольким стратегиям борьбы с насмешками и оскорблениями, чтобы у него всегда был запасной вариант, если первый не сработает.

Навыки, которыми необходимо овладеть в первую очередь

  • Проанализируйте, насколько безопасна ситуация. Ребенок не должен пытаться справиться с ситуациями, если они небезопасны. Опасными ситуациями можно считать те, когда оскорбление происходит в изолированном месте, где нет других детей или взрослых, когда задиры намного старше или сильнее, когда насмешки и оскорбления сопровождаются толчками, подножками или угрозами и когда это происходит снова и снова. В этих случаях дети должны получить помощь и как можно скорее сообщить взрослым о том, что с ними происходит (используйте слово «сообщить», а не «рассказать», учитывая неодобрительное отношение к слову «рассказать» в школе).
  • Сохраняйте спокойствие. Очень важно, чтобы задира не видел испуг или взволнованность ребенка. В первую очередь детей необходимо научить контролировать свои эмоции. Это требует много практики, особенно у робких детей или импульсивных, или реагирующих слишком эмоционально.
  • Релаксация (расслабление). Расскажите детям о нескольких способах релаксации, таких как глубокое дыхание или обратный отсчет. Стратегии релаксации не помогут в стрессовых ситуациях, если их не практиковать в спокойном состоянии, когда ребенку ничего не угрожает. Практикуйте навыки релаксации несколько раз в день в игровой форме или называйте их «ежедневными упражнениями».
  • Язык тела. Тренируйте с ребенком решительный, напористый язык тела. Поищите в журналах фотографии беспомощных людей и тех, кто выглядит решительным и смелым. Обратите внимание ребенка на их позы и выражение лиц. Изображайте решительные позы, в том числе расправленные плечи, прямой взгляд, сжимание челюстей и кулаков, расслабление остальных частей тела.

Следующие методы предназначены для эмоционально незрелых детей, для детей с ограниченными возможностями и для тех, кто реагирует слишком эмоционально и быстро расстраивается. Это невербальные и/или внутренние стратегии.

  • Избегайте задиры. В некоторых ситуациях умение избегать человека, который вас дразнит, может оказаться важной стратегией. Попросите ребенка ходить другой дорогой и постоянно находиться рядом с другими детьми или взрослыми. Эта стратегия предназначена для предотвращения оскорблений, граничащих с запугиванием (буллингом), и для детей, которые еще не могут уверенно использовать навыки борьбы с оскорблениями.
  • Пожмите плечами. Быстрый способ – это пожать плечами и уйти.
  • Игнорируйте задиру. Это самый распространенный совет для детей. Гнев и слезы способствуют продолжению оскорблений. Некоторым детям очень трудно держать себя в руках, это требует активных и интенсивных усилий. Ваш ребенок должен обладать достаточным контролем над собственными эмоциями. Согласно данной стратегии, ребенок должен не смотреть на задиру и не отвечать ему. Объясните ребенку, что если его дразнят продолжительное время, это уже травля (буллинг), которая требует другой реакции. Игнорирование не помогает, если использовать его отдельно, вместе с игнорированием ребенок должен использовать одну из усвоенных им стратегий.
  • Внутренний диалог. Научите ребенка вести диалог с самим собой. Этот прием называется молчаливой беседой, вселяющей уверенность в себе. Пусть ребенок тренируется очень тихо произносить (а со временем говорить про себя): «Мне это совсем не нравится, но я справлюсь» или «Слова этого ребенка лживы, они не относятся ко мне» или «У меня есть много сильных сторон». Это требует способности сосредотачиваться во время стресса.
  • Визуализация. Попросите ребенка представить себя в качестве мяча, от которого отскакивают слова обидчика. Или пусть он представит, что вокруг него есть силовое поле, защита или пузырь, сквозь который обидные слова не могут проникнуть. Научите ребенка не слышать оскорбления, защищая себя с помощью невидимой защитной оболочки. Некоторые дети могут представить себя в качестве супергероя, которого не задевают обиды и оскорбления.
  • Позитивное мышление. Эта стратегия предназначена для менее эмоциональных и довольных собой детей. Объясните ребенку, что он имеет право выбирать собственный способ мыслей и действий, когда кто-то его дразнит. Ваш ребенок может принять решение, что не стоит расстраиваться по пустякам, или может решить, что обидчик никогда не увидит его расстроенным. Помогите своему ребенку понять, что он не должен давать другому человеку власть над собой, сильный человек всегда держит собственные эмоции под контролем.

Следующий набор навыков требует более напористого поведения и предназначен для детей, которые готовы применять подход, требующий мгновенной конфронтации.

  • «Ну и что?». Ведущие специалисты рекомендуют повторять фразу «Ну и что?» в ответ на оскорбления. Эта стратегия должна применяться в сочетании с соответствующим невербальным сообщением, поэтому необходимо потренироваться. Невербальные жесты могут включать в себя короткую улыбку, легкое покачивание головой и пожатие плечами перед уходом.
  • Уверенный уход. Научите ребенка говорить: «Я ухожу» или «У меня есть более важные дела», или «Иди и подразни кого-то другого». Эта стратегия предназначена для ситуаций, когда человек дразнит вашего ребенка в лицо. Научите ребенка говорить: «Я ухожу. Пока!» и быстро уходить.
  • Одно жесткое высказывание. Ребенок может сказать обидчику: «Ты не имеешь права так со мной разговаривать» или «Оставь меня в покое», или «Я не намерен это выслушивать», или «Прекрати доставать меня». Пусть ребенок практикуется делать только одно уверенное, жесткое заявление. Объясните ребенку, что это не всегда помогает. Если это не помогает, нужно немедленно использовать другую стратегию. Поэтому пусть ребенок практикует несколько стратегий одновременно.
Читайте также:
Какие занятия позволяют детям развивать усидчивость?

Следующие несколько стратегий предназначены для тех ситуаций, которые ваш ребенок в какой-то степени контролирует. Эти стратегии требуют более развитых навыков, большей уверенности и, конечно, большей практики.

  • Отвлечение. Научите ребенка разговаривать на другие темы, чтобы отвлечь внимание обидчика или направить в другую сторону. Пусть ребенок выскажется по поводу ближайшей игры или занятия, урока, блюда на обед.
  • Заезженная пластинка. Когда ребенка дразнят, пусть он повторяет одну и ту же фразу снова и снова, до тех пор, пока не прекратятся оскорбления, потому что задире станет не смешно. Например: «Хватит» или «Прекрати», или «Остынь». Такая фраза должна быть настойчивой, но не вызывающей. Ее следует сопровождать пожатием плечами, гримасой на лице, покачиванием головой или легкой улыбкой. Эта стратегия требует больше навыков, чем предыдущая, потому что вместе с заявлением очень важно продемонстрировать соответствующее невербальное поведение. Ребенку следует использовать данный навык только в безопасной ситуации.
  • Комментарий происходящего. Научите ребенка комментировать то, что делает другой ребенок: «Ты пинаешь мой стул». Это необходимо сопровождать невербальным жестом, таким как поднятые брови и поджатые губы.

Следующие несколько стратегий пригодятся детям с развитым чувством уверенности в себе и хорошими актерскими задатками. Прежде чем ребенок попытается применить их, попрактикуйтесь вместе, чтобы он вместе со словами выучил соответствующие позы тела, мимику, жесты и приобрел подходящий твердый тон голоса.

  • Когда сверстники шепчутся за спиной. Научите ребенка спрашивать: «Ты хочешь что-то сказать обо мне?». В этом случае помогут уверенный, напористый язык тела и преувеличенно удивленное выражение лица.
  • Нейтрализующие вопросы. Научите ребенка задавать вопросы, которые нейтрализуют эффект от оскорблений: «Я не понимаю, что интересное ты нашел в моих очках?». Это стоит произносить с невинным выражением лица.
  • Просьба повторить комментарий. Пусть ребенок просто спросит спокойно и без эмоций: «Что ты сказал?». Обычно задиры при этом теряются и говорят «Проехали». Если обидчик повторяет свой комментарий, нужно безучастно посмотреть на него и уйти прочь.
  • Согласие. Ребенок может сказать: «А ну-ка расскажи мне то, что я не знаю» или «Да, это правда» или «Да, конечно». Если оскорбление или обида касаются каких-либо спортивных навыков ребенка, он может сказать: «Да, ты умеешь это лучше. Я все еще учусь».
  • Согласие с фактами. Это один из самых простых способов справиться с оскорблениями и обидами, но он требует эмоционального контроля. Задира говорит: «У тебя миллион веснушек». Ваш ребенок отвечает: «Да». Обидчик говорит: «Ты плакса». Ваш ребенок отвечает: «Я чувствительный человек». Когда оскорбления касаются совершенных ошибок, научите ребенка отвечать: «Ты прав, я действительно ошибся».
  • Ответ комплиментом на обиду. Иногда эффективно ответить на оскорбление комплиментом. Если вашего ребенка дразнят по поводу того, что он медленно бегает, учите говорить: «Но ты ведь быстрый бегун». Если его дразнят из-за плохой успеваемости, пусть он ответит: «Ты хорошо разбираешься в этом предмете, может, и мне поможешь?».

Следующие несколько стратегий требуют настойчивости, граничащей с агрессивностью. Убедитесь, что темперамент вашего ребенка соответствует этим стратегиям, прежде чем обучить его им. Не переоценивайте способности вашего ребенка самостоятельно справляться с ситуацией, и не думайте, что у него есть такая же уверенность и такой же опыт, как у вас, просто потому, что вы хотите, чтобы это было правдой. Тем не менее для ребенка с адекватной уверенностью в себе и способностью контролировать эмоции эти приемы могут быть очень эффективными.

  • Прекращение. Следующие заявления или утверждения предназначены для того, чтобы обидчик остановился: «Я не сделал тебе ничего плохого, почему ты меня дразнишь?», «Это не смешно» или «Мне это не нравится», «Пожалуйста, прекрати» или «Перестань». Очень важно вместе с данной стратегией использовать правильное невербальное поведение. Практикуйте уверенную позу, прямой взгляд и решительное выражение лица.
  • Задачка для обидчика. Пусть ребенок соглашается со всем, что говорит дразнила. Например: «Да, это правда» или «Я понял, что ты имеешь в виду», или «В этом есть смысл». Научите ребенка говорить «Спасибо, я люблю комплименты». «Трудно поверить, правда?», «Старая одежда сейчас в моде, ты не знал?», «Ты меня развеселил!».
  • Остроумные ответы. Попросите ребенка вспомнить, как его дразнили, и помогите придумать соответствующие ответы на конкретные оскорбления, насмешки, такие как брань или передразнивание. Старшие дети могут использовать такие комментарии, как: «Я не виноват в твоих проблемах» или «Я тебя умоляю!». Дети младшего возраста могут использовать поговорку «Кто обзывается, тот сам называется».
  • Переосмысление ситуации. Эта стратегия предполагает изменение восприятия вашим ребенком негативных комментариев. Превратите оскорбление в комментарий. Если вашего ребенка дразнят очкариком, он может ответить: «Спасибо за то, что ты заметил мои очки» или «Спасибо за то, что ты заметил меня».

Эти несколько стратегий требуют навыков, уверенности в себе и самообладания. Они могут подойти для использования социально подготовленным и быстро думающим ученикам среднего школьного возраста. Эти стратегии не подходят всем детям.

  • Обезоруживающий юмор. Пусть ребенок использует юмор, смеется над обидами, превращает их в игру. Короткой шутки может быть достаточно, чтобы заставить задиру прекратить оскорбления. Смех может превратить оскорбительную ситуацию в смешную, но, для того чтобы успешно применять эту стратегию, требуется опыт.
  • «Я чувствую». Утверждения типа «Я чувствую» предназначены для старших учеников, хотя они не всегда помогают добиться результата. Этот метод часто используют взрослые, он может не подойти детям, особенно маленьким, потому что обидчик может просто не отреагировать на него. Данная стратегия лучше всего помогает детям, когда они находятся в пределах слышимости взрослых. Если она используется, когда ждать помощи не от кого, то может привести к дополнительным насмешкам. Пусть ребенок убедится, что поблизости находится взрослый, посмотрит в глаза обидчику и скажет четко и вежливо: «Когда ты сказал ___, я почувствовал ___, потому что ___. Пожалуйста, прекрати».

Этой последней стратегии нужно обучить каждого ребенка

  • Обратись за помощью. Объясните ребенку, что иногда нужно найти взрослого и попросить помощи. Если насмешки не прекращаются, становятся опасными, задира угрожает причинить боль или обидчик распускает руки, необходимо рассказать об этом взрослому как можно скорее.

Примечание для родителей

Крайне важно, чтобы ребенок понимал те ситуации, когда опасно урезонивать обидчика. Когда хулиган старше, гораздо сильнее, когда ребенок подвергается насмешкам, оскорблениям в изолированных местах, где вокруг никого нет, когда ребенок чувствует угрозу или если ему причинили боль, он должен получить помощь. О травле (буллинге) и домогательствах нужно сообщать всегда.

Ребенок может отличать насмешки от запугиваний (буллинга) следующим образом. Если насмешки, оскорбления длятся продолжительное время, если они приобретают характер угроз, если ребенку угрожают насилием или присутствуют прикосновения или физический контакт, это не просто насмешки. Приложите все усилия, чтобы ребенок понял, что сообщать об опасности или о том, что ему причинили боль, оскорбили, проявили жестокость – это не значит ябедничать, это «умно» и «правильно». Если ребенок склонен все рассказывать, а ситуация не является опасной в конкретный момент, посоветуйте ребенку предупредить задиру о том, что если насмешки не прекратятся, он расскажет об этом взрослым. Рассказать об этом, после того как предупредил обидчика, – более приемлемо.

Читайте также:
Как развивать эмоциональный интеллект у детей: советы специалистов, эффективные методы

Пусть ребенок чаще играет с друзьями и реже остается в одиночестве. Пусть избегает уединенных мест, не общается с хулиганами и не играет рядом с ними. Некоторым детям нужно помочь заводить друзей, знакомиться, чтобы они не оставались в одиночестве на детской площадке, до и после школы.

Родителям не следует вступать в конфликт с ребенком, который дразнит их ребенка, не стоит это делать по нескольким причинам. Во-первых, тот факт, что маме или папе пришлось вмешаться, делает ребенка бессильным. Во-вторых, на следующей неделе или в следующем году ваш ребенок может подружиться с человеком, который дразнит его сегодня. В-третьих, детям становится сложнее мириться. Не вступайте в конфликт с родителями ребенка, который дразнит вашего, особенно если вы думаете, что происходит буллинг. Даже родители, которых вы считаете разумными, или те, кого вы знаете, могут рассматривать ситуацию по-другому.

Как адекватно реагировать на агрессию и оскорбления: 3 эффективных совета психолога + фразы на все случаи жизни

Всем доброго времени суток! В адрес моей подруги когда-то ни за что, ни про что прилетело: “Че ты смотришь? Тебе че, по морде дать?” Она, естественно оторопела и не нашла, что сказать. Бывали ли у вас ситуации, когда вас оскорбляли? Как вы на них реагировали, особенно если это совершенно случайно и незаслуженно? Тема этой статьи как раз об этом – разберемся во всех подробностях, как реагировать на оскорбления, что делать и отвечать, если это с вами все-таки случилось.

Что такое оскорбление и каких видов бывает

Как определить, оскорбил меня человек или нет? Обратимся к словарю.

Оскорбление – допущенное по неосторожности или умышленное унижение человека, его чувств, достоинства. Выражается в неприличной форме в зависимости от норм и ценностей общества. Оскорбить вас могут письменно (комментарии в соцсетях тоже могут пойти “по этой статье”), словесно, каким-либо действием при вас или в ваше отсутствие.

Почему оскорбление так обидно? Оно затрагивает не то, что вы сделали, ошиблись или сказали, а вашу личность напрямую. Вас отрицательно оценивают в довольно грубой форме. Именно это принято считать оскорблением.

Понятное дело, что вас задевает такое обращение к себе. Понятное дело, вы захотите ответить взаимностью. Но! Остановитесь! Стоит ли оно того? Стоит ли ОНО того? Если человек “опустился” до того, чтобы сходу, даже иногда не зная вас, дать вам оценку, то стоит ли вам “опускаться” до его уровня?

Иногда бывает очень больно от услышанного. Мозг сразу же в судорожном режиме начинает искать ответные слова, составлять план мести. Но задумайтесь, почему вас НАСТОЛЬКО задели сказанные слова. Какую именно сферу вашей жизни затронули, что вы так отреагировали? Возможно, вам так говорили в детстве, или это та область, над которой вы кропотливо и долго трудились?

Итак, определитесь, стоит ли отвечать агрессией на агрессию и оскорбления или не обращать внимание? Но если человеку нужно дать понять, что он конкретно не прав, аккуратно поставить на место человека, который оскорбляет, это можно сделать с юмором. Кстати, улыбка и юмор – оружие НАМНОГО лучше, чем ответная агрессия.

Общие советы психолога

В любой спорной ситуации старайтесь понять человека. В вопросе оскорбления это правило тоже срабатывает. Давайте разберем советы психолога, как правильно реагировать.

Владейте эмоциями

Основная цель агрессивного человека – задеть вас побольнее. Поэтому первый совет: не показывайте, что вы расстроены, совладайте со своими эмоциями. Оскорбление вас знакомыми закончится, ведь цель не достигнута, дальше не интересно продолжать.

Предлагаю вам пройти тест на эмоциональный интеллект Николаса Холла. Он состоит из 30 вопросов, время прохождения – 5 мин. В результатах во второй шкале “Управления своими эмоциями” будет показан ваш уровень от 6 до 36.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

О чем вы узнаете:

  1. Мой путь от безденежья к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

Для того чтобы полностью контролировать свои эмоции, советую вам прокачать эмоциональный интеллект.

Игнорирование оскорбления

Увеличьте дистанцию

Если вас оскорбляет малознакомый человек, чтобы самоутвердиться перед окружающими, не лезьте доказывать свою правоту – это ни к чему хорошему не приведет. Увеличьте дистанцию с этим человеком.

“Гасите” улыбкой

Если нет возможности увеличить дистанцию, постарайтесь выглядеть уверенным в себе, сбейте с толку оппонента своей широкой улыбкой и вопросом: “Почему вы так себя ведете?” Сглаживайте колкие фразы и улыбайтесь.

Такая реакция вызовет уважение окружающих к вам, и они смогут защитить вас перед оскорбителем. Помните, что ваше спокойствие вас защитит. Будете “лезть в бутылку”, можете не рассчитать силы и возможности свои и “агрессора”.

Как ответить на агрессию и оскорбления в конкретных ситуациях

Реагировать на оскорбления нужно умно, чтобы обидчик не хотел больше нас оскорблять. Разные ситуации требуют конкретных ответов. В зависимости от того, где нас обидели, мы можем по-разному ответить. Например, оскорбления в семье воспринимаются больнее, чем от незнакомца. Близкий человек знает, как сделать нам больно в конфликте.

В школе

Учеба в школе всегда сопровождалась обзываниями, кличками, ярлыками и оскорблениями. Особенно в подростковом возрасте дети становятся черствыми к чужим страданиям (под влиянием плохих компаний), мстительными, восприимчивыми к обидам.

Реагировать на оскорбления в школе нужно, чтобы не давать повод шутить над собой впредь. Своим ответом вы должны показать, что вы имеете чувство собственного достоинства.

Например, тебя подкалывают за торчащие уши, называют “большие уши”. Можно парировать: “Жаль, что у тебя такие маленькие, и ты не можешь насладиться суперслухом”, “Как тебе удалось сохранить свои такими маленькими?” Это метод “возврата фразы”, когда вы возвращаете фразу обидчика, касательно его самого. Высказать можно серьезно, но можно и с иронией, сарказмом.

Или ребенку в школе одноклассники говорят фразу: “Очкарик!” Парируйте: “Очки дополняют мое умное лицо!”, “Завидуй молча!”, “А тебе хотелось бы померить очки?” После сарказма с видом победителя лучше уйти, пока оппонент в шоке от возврата подкола. Если вы выбрали серьезный тон и применили последнюю фразу, можно пофилософствовать с уверенным видом.

Читайте также:
Основные принципы воспитания в семье - перечень и восплощение

Уверенность и спокойствие поможет не реагировать на негатив и оскорбления, особенно этот навык нужен подросткам.

Негатив от мужа/мужчины

Часто женщины оказываются объектом насмешек и оскорблений мужа психопата. Хотя многие из них могут “отгавкаться” и забыть об этом субъекте, но есть и те, которые вынуждены терпеть. Получать словесные “оплеухи” от любимого мужчины очень больно. Во-первых, после таких слов нужно задуматься, а любящий ли он? Во-вторых, следует научиться отвечать мужу так, чтобы этого больше не повторилось.

Пьяные оскорбления мужчины лучше пресекать на корню. Тут не нужно разводить демагогию, а лучший вариант – уйти в другую комнату, помещение, вагон, улицу и т. д. Любое общение с человеком в неадекватном состоянии может привести к проблемам. Повторю, любое! Даже если вы просто пристально смотрите.

Что отвечать, если бывший муж оскорбляет и унижает? У него, безусловно, есть причины – счастливый человек других не гнобит. Поэтому отвечайте на оскорбление колко и по существу: “Ты транжира, сколько можно деньги на ветер выкидывать?” – “Судить по себе – неблагодарное дело!”, “Корова, посмотри на себя!” – “Мне же надо тебе соответствовать!”

На работе

Мы можем встречаться с негативом на работе. В основном это происходит из-за зависти или других пороков. Если вас постоянно унижают, нужно красиво отвечать на оскорбления. Вот примеры:

  • “С этой минуты тебя ждут неприятности, я не угрожаю, я знаю!”
  • “Если сказать больше нечего, то можно и свой ограниченный оскорблениями ум показать!”
  • Ситуация: коллега по работе постоянно подчеркивает недостатки одежды: “Ничего лучше не могла надеть? На Катеринской барахолке покупала?”, в своей фразе сделайте акцент на переживаниях человека: “Видно тебе виднее, где я брала, ты так хорошо разбираешься в барахолках!”
  • На любые фразы, сказанные с сарказмом без особой на то причины, можно затронуть плоскость отношений: “Вау, видно я тебя где-то сильно задел, раз ты решила сделать мне настолько больно!” И говорить это стоит с искренним удивлением и улыбкой, показывая, что цель не достигнута.

Когда вы под прицелом унижений начальника, приятного мало. Доминирующие люди умеют давить. В этой ситуации можно продолжать выполнять четко свои обязанности и попытаться выйти на уровень души: спрашивать, что конкретно вызывает у него такую реакцию. Проявите настойчивость, продолжая об этом спрашивать, не обращая внимания на его слова.

Негатив от начальника на работе

В интернете

Во всемирной паутине в разных чатах и форумах оскорбления встречаются довольно часто. Это связано с относительной безнаказанностью в интернете. Я сама не раз встречала такие ситуации, когда в комментариях люди не стесняются показывать ограниченность своего ума. Совет: не опускайтесь до их уровня, зачем вам потом жалеть о сказанном, написанном.

Попробуйте воззвать к адекватности человека, понимаю, это бывает трудно, но возможно. Есть общепринятые ценности, которые, может быть, еще сохранились у этого человека. Например: “Зло, проявленное тобой, к тебе же и вернется”.

В интернете можно применять тактику возврата оскорбления: “Ты уже старый!” – “Да, давай общаться как батя и дочь. Для мужика классно, когда большая разница в возрасте!”

“Ты … (матерное слово)!” – “Зато ты не такой, правда? Или все-же сомневаешься?” Маты к добру не приводят, они порождают только новый виток агрессии, недаром в православии их считают проклятием.

Негатив от девушки/женщины

Представительницы прекрасного пола при желании могут искусно задеть “за живое” самого уравновешенного человека. Вам могут “прилетать” острые фразочки от матери, с которой плохие отношения, жены любовника (ну это понятно!), девушки и т. д. Часто невестки попадают “под раздачу” от свекрови. Правильная реакция – это то, что спасет вашу репутацию и нервы.

Можно подчеркнуть потерянные отношения: “Жаль, я была о вас лучшего мнения!”, “Ой, я не ожидала от вас такой агрессии, вас это совсем не украшает!”, “Надеюсь, завтра вы пожалеете о том, что только что сказали” и другие.

Другие идеи ответов на оскорбления смотрите в видео.

Фразы на все случаи жизни

Вас обижают, а вы не знаете, что ответить? Вот подборка разных фраз, которые помогут вам выйти из ситуации:

  1. Колкие фразы в ответ на оскорбление: “Пока вы мне тут рассказывали о моих достоинствах, я успел выспаться”, “Какая тупая и идиотская фраза, мне понравилось, буду на вас ссылаться”, “О, вы меня поразили, я думал, вы немного умнее, а у вас вообще его нет”.
  2. Смешные и с сарказмом: “Да, в этом сын точно в тебя пошел”, “Я прямо стесняюсь – в вашем присутствии выгляжу слишком умным и талантливым”, “Вы художник или просто так рисуетесь?”; чихните и с улыбкой отметьте: “Простите, у меня на таких, как вы, аллергия”.
  3. Философские: “Надеюсь, вы хотите выглядеть хуже, чем есть на самом деле”, “Придет время, вы поймете, что ошибались”.
  4. Достойные: “Вы меня не запачкали, вы показали свою грязь”, “Рада, что вы смогли самоутвердиться за счет меня!”

Что мне делать, если не смог ответить на унижение?

Отвечать на унижение не всегда-то и уместно. Если вы не нашли, что ответить, может, это и к лучшему. Часто человек не осознает, зачем он оскорбляет, ему самому от этого плохо, но он не признается в этом даже себе. Иногда молчание на унижения “звучит” громогласнее микрофона.

Если все-же “подмывает” ответить, старайтесь сделать это спокойно, не опускаясь ниже своего достоинства и моральных принципов. Когда вы сталкиваетесь с троллингом, провокациями, лучшее поведение – это игнорирование.

Только я вас прошу, не оправдывайтесь, если не виноваты. Да и когда виноваты, нужно не оправдываться, а извиниться. Доказать другому человеку, что он к вам несправедлив, практически нереально, пока он сам этого не поймет. Поэтому не допускайте своего унижения своими же оправданиями.

И еще, если произошел конфликт с близким человеком, вы услышали оскорбления в свой адрес в состоянии возбуждения нервной системы и сами сорвались, не спешите сжигать мосты. Разрушить отношения гораздо проще, чем их заново выстроить. Постарайтесь понять причину, по которой произошла конфликтная ситуация.

Как научиться отвечать на оскорбления и агрессию и эффективно общаться

Прохождение тренингов помогает научиться отвечать людям на грубость и не бояться. Также учат, как ответить человеку на оскорбление, чтобы ему было стыдно.

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Автор курса – Олег Калиничев – эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

  1. Общаться с замкнутыми людьми.
  2. Справляться с ежедневными проблемами с участием других людей.
  3. Влиять на свое окружение и многому другому.
Читайте также:
По каким признакам можно считать себя хорошими родителями

Курс идет 1 месяц и содержит 33 видеолекции, 26 упражнений, 6 тестов + вебинары с экспертами эмоционального интеллекта.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.
  1. Вы смотрите видеолекции.
  2. Потом выполняете самостоятельные задания для закрепления материала.
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты.
  4. Проходите тесты по изученному материалу.
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Стоимость самостоятельного прохождения – 1 040 руб., с куратором – 2 370 руб.

Вернут деньги, если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит.

Заключение

Для построения хороших взаимоотношений запомните:

  1. При любом унижении и обидах контролируйте свои эмоции, чтоб не наломать дров.
  2. Старайтесь на все выпады в вашу сторону отвечать позитивно и спокойно.
  3. Не допускайте унижений в ваш адрес в любом месте вашего пребывания, для этого вооружитесь некоторыми фразами из нашего списка.
  4. При провокациях и троллинге будьте мудрыми – игнорируйте, это полезно, в том числе для вашего здоровья.

Адекватный и умный человек никогда не будет с помощью унижений говорить вам свое мнение. А зачем тратить свои нервы на хамов? Желаю вам эффективного общения со всеми!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе “Об авторах”.

Воспитание уважения к старшим

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала «Православие и мир» — одного из крупнейших православных сайтов.

Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

— Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

— Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

— Нет, доченька, нельзя.

— А почему, папочка?

— А ты сегодня по улице шла?

— А ты ей в пояс поклонилась?

— А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах — деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

— Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

— К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

— «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

— Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

Читайте также:
Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

— Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

— Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

— Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

— Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков — излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

— Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

— Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас. Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность — это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

— Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

— Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

— А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

— Это значит, что каждый человек – личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

— Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

Читайте также:
Как объяснить ребенку, что такое ответственность и зачем она нужна?

— Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность – это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм – это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи – это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, чтобы власти содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

Интервью опубликовано в мартовском номере православного журнала «Виноград».

Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим»

Ирина Кармишина
Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим»

Консультация для родителей

«Как привить ребенку уважение к старшим»

Все мы знаем, что людей старшего возраста надо уважать. Почет и внимание, вежливость и готовность прийти на помощь человеку преклонного возраста может охарактеризовать любого только с лучшей стороны. А как научить маленького ребенка уважать старших?

В наше время часто можно услышать мнение, будто дети не умеют уважительно относиться к старшему поколению. А потому инциденты, когда подростки отказываются уступать место в общественном транспорте людям преклонного возраста, не помогают бабушке перейти дорогу, и порой просто невежливы со старшими, сегодня стали уже вполне обыденными. Но это совсем не означает, что у таких детей испорченный нрав от рождения. Просто им не объяснили, как себя вести в таких ситуациях и не показали правильный пример. Практически у всех народов мира есть множество традиций, обычаев и просто пословиц, которые предписывают чтить старшее поколение. И, как показывает практика, ребенку, который ведет себя таким образом со старшими людьми, объяснить что-то уже крайне сложно. Ведь любое перевоспитание пройдет намного тяжелее, чем воспитание. Поэтому, чтобы не узнать в своем любимом малыше лет через 10 именно такого подростка, стоит начать задавать ему верные ориентиры в этом вопросе как можно раньше – уже с 2-3 лет. Как это сделать правильнее всего?

Демонстрируйте уважение на личном примере. Самое главное – помните: маленькие дети практически во всем берут для себя за основу поведение родителей. Поэтому личный пример, с помощью которого вы будете демонстрировать, как нужно уважительно обращаться с теми, кто старше вас, принесет наилучший воспитательный эффект. И начать здесь надо с вашей семьи. Не допускайте, чтобы ваш ребенок видел, как вы ругаетесь со своими родителями или родителями мужа/жены. Даже если отношения с ними по какой-то причине не сложились, вам необходимо приложить все усилия для того, чтобы малыш не заметил вашего раздражения или недовольства поведением старшего поколения. Старайтесь быть благожелательны в общении с ними, интересуйтесь их мнением, помогайте им по мере возможностей, и не забывайте находить поводы для теплых слов в их адрес. Также, рассказывайте ребенку об их длинной жизни и просите сделать это бабушек и дедушек, пока они приглядывают за ребенком. Альбомы со старыми фотографиями, необычные истории из их прошлого – все это поможет сформировать у ребенка к старшему поколению уважение, гордость за них, и понимание, что, с одной стороны, их опыт может быть интересным и познавательным, а с другой, они в силу возраста уже нуждаются в определенном уходе. И не забывайте: как вы сейчас относитесь к своим родителям, так наверняка будет относиться к вам и ваш ребенок, когда вы станете пожилыми. Потому привитие уважения к старшим в семье – это, прежде всего, забота о самих себе в будущем!

Впрочем, лишь родственниками ваш пример, конечно, не должен ограничиваться. Поэтому старайтесь вести себя уважительно по отношению ко всем старикам. Пропускайте в очереди в магазине или поликлинике, уступайте место в автобусе, предлагайте помощь, если человек в чем-то нуждается (хоть поднять с земли оброненную вещь, хоть подать тяжелую сумку при посадке в трамвай – примеров множество). Причем желательно делать это не только тогда, когда они говорят об этом, но и без просьбы. И обязательно поясняйте ребенку, зачем вы это сделали: «Видишь, бабушке тяжело, надо было помочь, ей это очень приятно», «Дедушка уже старенький, ему сложно ждать приема к доктору, нужно его пропустить, а мы можем подождать вместо него, он это заслужил и будет за это благодарен…». При желании и возможности можно показать ребенку еще и примеры благотворительности, направленной на одиноких стариков или дома престарелых: перечислить деньги на счет, зайти в гости проведать, купить и отвезти продукты или ненужные вещи – все это даст вам возможность рассказать больше о необходимости поддержки пожилых людей. А еще старайтесь донести до малыша мысль, что когда-то и вы, и он сам станете такими же. Да, дети в 2-3 года не очень-то и верят в это, но вам стоит подчеркивать это чаще, переводя акцент на него. «Если бы ты был таким же стареньким, ты разве не был бы рад, если тебе уступили?» или «Когда твои папа и мама станут пожилыми, ты разве хочешь, чтобы окружающие относились к ним без должного уважения?» – подобные фразы могут помочь ему понять, что чувствуют другие, и соответственно изменить свое поведение.

Но, естественно, только своим примером, какой бы он хороший ни был, научить чему-то ребенка сложно. Поэтому нужно больше обсуждать с ним способы уважения, поддержки и помощи людей постарше, а также активно вовлекать его в них всеми доступными способами. Например, вы не просто уступаете место в автобусе, а предлагаете сделать это именно вашему ребенку: «Ты не хочешь встать или пересесть ко мне на колени, чтобы бабушка посидела?». Ну, а если видите, что ребенок уже сам пытается помочь окружающим, всячески поощряйте это, отмечайте и хвалите его, что он молодец и поступает очень хорошо. Разумеется, надо пресекать и обратные образцы поведения маленького человечка. Если он грубит в ответ на обращение старшего человека, игнорирует его, ведет себя бестактно, задавая ненужные или невежливые вопросы, стоит обозначить для него пределы допустимого, пояснив основные правила этикета. Не ругайте и не наказывайте его, это может вызвать озлобление, а четко и ясно доносите до детского сознания, что такое поведение для вас лично неприемлемо. А потому вы ждете от него извинений перед человеком, который старше его, и надеетесь, что впредь подобное не повторится. Постоянно видя, что хорошее, уважительное отношение к старшим получает высокую оценку и своих родителей, и других людей, ваш ребенок скорее начнет вести себя именно таким образом.

Читайте также:
Правила безопасности дома для детей

А еще ищите примеры не только из своего поведения или поведения ребенка, но и из окружающего его мира. Похвалите перед ребенком девочку, которая всегда первой здоровается со старшими, или товарища по детсаду, вежливо разговаривающего с воспитателем. Также выбирайте фильмы или сказки, где поддержка старших или пожилых людей показана с лучшей стороны. При этом обязательно после просмотра кино или прочтения такой книги обсуждайте их с малышом! Спросите у него, кто в книге главные герои, кто из них положительный, а кто отрицательный, как их поведение относительно старших помогло им либо помешало в чем-то и какую роль сыграло в разрешении сюжета. Такие беседы помогут вам сделать акценты на нужных моментах и донести до ребенка понимание того, что же такое хорошо, а что такое плохо в отношениях с людьми, которые уже прожили намного больше лет, чем сам ребенок. И тогда уважительное отношение к ним, без пренебрежения, будет для него привычным, естественным стандартом, нормой, к которой необходимо стремиться. А главное помните, что обучение идет постепенно, научить уважению к старшим быстро и легко не получится! Лишь кропотливая ежедневная работа в этом направлении в течение многих лет воспитает в ребенке правильный характер, который поможет ему выстраивать верные отношения со старшими людьми. Поэтому не переживайте, если поначалу что-то не получается, а просто наберитесь терпения. И вскоре вы заметите реальные изменения в поведении маленького человечка!

Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Очень часто родители задают вопрос. Как лучше относиться к ребенку? Как лучше,.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим» Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. Белинский В. Г. Воспитание детей одно из самых сложных и благородных.

Как научить ребенка уважать старших: советы для родителей

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у своих детей какого-либо уважения к взрослым. Очень часто встречается, что они и сами не являются авторитетом для своего чада. Он уже не слушает ни тебя, ни других, становится просто неуправляемым. На него жалуются учителя, преподаватели, а твои родственники во время семейного ужина озадаченно улыбаются и косо смотрят в вашу сторону.

«Как научить ребенка уважать старших?» или «Что делать, если ребенок не уважает взрослых?» – это одна из вечных проблем «отцов и детей», которую можно решить, если придерживаться некоторых рекомендаций психологов в воспитании. Давайте подробно разберем их.

Будьте авторитетом

Авторитет и уважение стоят на одной чаше весов в обществе. У детей точно так же. Но сам по себе авторитет не приходит, его приобретение – это кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка складывается из их отношения друг к другу, к родным, близким, окружающим, из их поведения в кругу семьи, в обществе. Он все это видит и искренне принимает.

В первую очередь, надо с уважением относиться друг к другу и окружающим, избегать всевозможных конфликтов в присутствии детей. У ребенка со временем сформируется аналогичный шаблон поведения и слово «уважение» будет для него не новым.

Родительское слово должно быть неоспоримо, как закон. Для этого необходимо исполнять свои обещания. Пообещали купить игрушку – покупайте. Сказали: «накажу», – наказывайте. Даже, если будет жалко или нет желания, или давно уже простили.

Да. Зато вы будете для него авторитетом, а ваше «слово» будет иметь вес.

Не наказывайте и не унижайте прилюдно

Прогуливаясь по торговому центру в выходной день, часто наблюдаешь картину, как сначала из-за угла доносится громкий детский рев и крик взволнованной мамы, потом появляется «счастливая семейка».

Возможно, малыш устроил истерику, и мать ничего не смогла больше придумать, как высказать все свое возмущение на глазах у случайной публики. Может просто баловался, а родители решили немедленно его воспитать «по всей строгости закона».

В любом случае это не лучшее решение для взрослого. Крики в присутствии посторонних не возвысят вас ни в глазах окружающих, ни в глазах ребенка. Он будет чувствовать публичное унижение и обиду. Такой сценарий может повторяться дальше до бесконечности.

Лучший вариант, сказать: «Будешь баловаться, придем домой, я тебя накажу».

В ответ он может сделать вид, что не слышал, и продолжить веселиться вам наперекор. Через какое-то время он успокоится, и вы сможете спокойно продолжить прогулку. В любом случае, по приходу домой нужно выполнить свое обещание.

В следующий раз ваше дитя будет более благосклонно и исполнительно относиться к вашему замечанию о поведении.

Хотите, чтобы ребенок уважал старших, уважайте его сами.

Два родителя – одно мнение

Любой человек в рассказе о своей семье может сказать, что у нас мама, допустим, очень строгая, а папа добрый, или наоборот. Да, так случается. У всех разные характеры, все в разной степени принимают участие в воспитании детей.

Несмотря на это, ребенок должен понимать, что у родителей всегда одно мнение и решение. Если тебя похвалил, дал задание, наказал один, второй не должен этого отменять. При спорных моментах лучше наедине обсудить возникший вопрос и договориться.

В противном случае родители занижают собственный авторитет и сами воспитывают противоречивое отношение к себе. В дальнейшем это скажется на уважении к ним и их мнению.

Обучайте этикету

Этикет – это правила поведения людей в обществе, которые существовали уже с древних времен.

Обращаться на «Вы», уступать место, отрывать дверь, уважать старших, манеры поведения за столом, в гостях – это только немногое из правил хорошего тона. Они очень важны для формирования личности.

Обучайте им с детства и со временем получите свои дивиденды. Ребенок научиться вести себя в обществе, знакомиться и ладить с людьми, будет уверенным в себе человеком, с которым приятно общаться и хочется дружить. А вы увидите в своем дитя вежливого, культурного и успешного человека.

Читайте также:
Какие принципы воспитания являются главными в педагогике

Будьте примером

Показывайте на собственном примере как нужно вежливо и уважительно относиться к людям. Это намного ускорит обучение этикету. Дети будут видеть ваш стиль поведения, и копировать его.

Научите говорить «спасибо» и «пожалуйста». Говорите это сами, официанту в кафе, продавцу мороженного. Пусть они за вами повторяют.

Научите извиняться, если толкнул или наступил кому-то на ногу. Не обсуждайте в их присутствии своих родственников, друзей, окружающих. Объясняйте, что им этого делать тоже нельзя, тем более обсуждать старших.

Уступайте место в общественном транспорте или очереди пожилым людям. Поясняйте, что нужно уважать взрослых.

Показывайте на личном примере то, что хотите получить от воспитанника. Будьте хорошим примером.

Труд и забота

Поручите своему сыну или дочери несколько дел по дому. Это может быть уход за животными, уборка, мытье посуды, поливка цветов и т.п. Так они научатся не только содержать дом в порядке, но беречь труд других.

Просите их оказывать вам посильную помощь в различных делах. Поощряйте их инициативу в этом. Разрешайте самим браться за работу. Пусть это станет их обязанностью. Таким образом, вы не только уменьшите свой список дел, но и воспитаете в детях заботу и ответственность перед вами.

Проведите границу

Рассмотрим следующую ситуацию.

Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?

Что же здесь не так?

При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет.

В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.

Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.

Не переусердствуйте

Используя описанные выше рекомендации, важно иметь чувство меры. Воспитание – дело тонкое. И здесь не нужно доходить до крайности.

Необходимо быть строгими и в то же время любящими, наказывать – но не бить и не оскорблять, давать задания, которые только по силам, слушать и уметь договариваться.

Будьте серьезными воспитателями, но не забывайте что это дети. Детство дано человеку один раз, оно должно быть интересным и веселым, а не тяжелым и печальным. Ребенок будет вам только благодарен и будет уважать. Вы воспитаете в нем успешную и сильную личность, сможете им годиться, и опереться в трудную минуту.

Классный час «Уважительного отношения к старшему поколению»

Цель: дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность перед людьми старшего поколения.

Содержимое разработки

Этическая беседа

«Уважительного отношения к старшему поколению»

Цель: дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

«Почитай отца твоего и мать,

да будешь благословен на земле и долголетен»

(Пятая заповедь Божья).

Ход занятия

1.Организационный момент. Учащиеся садятся в круг вместе с учителем.

2.Вступительное слово учителя.

– Добрый день, ребята. Нашу сегодняшнюю беседу я хотела бы начать с прочтения стихотворения.

С. Михалкова «Лапуся»

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Притвори её, герой!»

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: «Сам закрой!»

За обедом скажет мама:

«Хлеб. лапуся, передай!»

Я в ответ шепчу: «Сама подай!»

Очень бабушку люблю,

Все равно – ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: «Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!»

А они ко мне: «Сыночек!

Положить еще кусочек?»

А они ко мне: «Внучек,

Ляг, лапуся, на бочок!»

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Говорят, от рук отбился.

От каких скажите рук?!

3. Беседа по содержанию прочитанного стихотворения.

– Как вы думаете, какую проблему открывает перед нами автор стихотворения?

– О чем мы могли бы поговорить сегодня?

– Попробуйте сформулировать тему нашей беседы. Выход на тему («Уважение к старшему поколению»).

– Кого называют «люди старшего поколения»?

– Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

– Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

– Необходимо ли помогать старикам?

– Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

– Любите ли вы маму и папу?

– А бабушку и дедушку?

– Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всем?

– Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?

Дети отвечают на вопросы, ситуации обсуждаются.

– А в качестве эпиграфа предлагаю вам такие слова:«Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Может кто-то слышал эти слова? ( Это пятая заповедь Божья).

О чем идет речь в этой заповеди?

– А что, по вашему, значит слово «почитай»? (отвечают учащиеся)

– Давайте, обратимся к толковому словарю Даля (на слайде)

– ПОЧИТАТЬ, почесть кого, что чем, за кого; считать, признавать, принимать, полагать. Я его почитаю отцом, за отца, признаю и уважаю; почитаю, как отца, равно с ним уважаю. (В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка)

– Соблюдают ли сегодня эту заповедь?

– А вы соблюдаете?

– А как вы соблюдаете ее? (примеры из жизни детей)

– Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

Читайте также:
Фразы, которые не стоит говорить ребенку: советы

4. Итог занятия.

Все встают в круг, учитель зажигает свечу, символ очага, семьи, и выражает свое мнение и пожелания по поводу состоявшейся беседы, потом передает свечу рядом стоящему и просит поделиться своими впечатлениями.

– Вы такие молодцы, сказали много добрых и нежных слов о ваших бабушках и дедушках, папах и мамах. Задумайтесь на минутку, а им часто ли вы говорите такие слова (пауза)?

– Самым главным итогом для меня, нашей сегодняшней беседы станет то, если вы придете, сегодня домой, обнимите своих родных и эти добрые слова скажите им.

Тема 1. Простая вежливость

Задачи: убедить учащихся в необходимости вежливого обращения к окружающим людям; вызвать осуждение невоспитанности, грубости; формировать привычку вежливого поведения в основных ситуациях общения.

плакат «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес» План

2. Работа над понятием «вежливость»

3. Упражнение «Вежливость по-белорусски»

4. Обсуждение пословиц и афоризмов

5. Групповая работа по составлению правил вежливости

6. Игровые упражнения (проигрывание ситуаций)

7. Обобщение Ход беседы 1.Вступление

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

Но если я все же забуду –

Простите, я больше не буду. –

Как называются слова, которые сейчас звучали?

Какие еще вежливые слова вы знаете?

Почему их называют волшебными?

2. Работа над понятием «вежливость»

– Что обозначает это слово? («Вежа» произошло от слова «ведать», то есть знать. Вежей раньше называли людей, много знающих.

Вежливость сегодня – это качество, которое проявляется в умении соблюдать правила общения, когда приветствуешь взрослых и сверстников при встрече с ними, обращаешься с просьбой, благодаришь, поздравляешь с праздником и др.) –

Как называют человека, который всегда говорит вежливые слова? – А что скажут о том, кто не привык говорить вежливые слова? – Почему же надо быть вежливым?. 3.Обсуждение пословиц и афоризмов – Как вы понимаете слова испанского писателя Сервантеса «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»? – Объясните смысл пословиц: От одного слова да навек ссора

Бритва скребет, а слово ранит

Ласковое слово как вешний день

Слово лечит, слово и ранит

Не ножа бойся – языка.

4. Групповая работа по составлению правил вежливости (можно использовать прием «допишите правило», полезно оформить в классе стенд «Простые правила вежливости»). Содержание его может быть таким.

– При встрече со знакомыми… улыбнись, искренне поздоровайся, назвав человека по имени или имени и отчеству.

– Если о чем-то просишь,… говори «пожалуйста», «извините, не могли бы вы мне помочь», «будьте так любезны».

– Не забывай благодарить за помощь, говори… («большое спасибо», «благодарю вас»).

– Уходя, вежливо попрощайся, скажи… («до свидания», «всего вам хорошего», «до встречи»).

– Будь вежлив с одноклассниками. не давай им прозвищ и кличек, обращайся всегда по имени, не повышай голоса, не груби.

– Во время разговора умей слушать других. не будь вспыльчивым, раздражительным; не отвечай грубостью на грубость, будь сдержанным.

– Проявляй вежливость в общении не только со своими близкими, с учителем, но и . с соседями, одноклассниками и даже незнакомыми людьми.

– Со старшими надо здороваться. первым, но никогда не следует первым подавать руку.

– Веди себя так. чтобы другим было приятно и комфортно с тобой.

-Обращаясь к взрослому, употребляй слово “вы”, потому что. так принято говорить со старшими, этим ты выражаешь уважение к ним;

– Обращаясь с вопросом или просьбой к взрослому. скажи: “Разрешите спросить. ”, “Прошу вас, скажите, пожалуйста. ”, “ Будьте добры сказать. ”, “Извините, не скажете ли вы. ”.

5. Игровые упражнения (проигрывание ситуаций): -мама послала тебя к соседке попросить в долг немного лимонной кислоты -незнакомый человек спрашивает тебя, как пройти к ближайшей аптеке -ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения -ты решил пойти к своему другу домой, но мама твоя не знает об этом -ты хочешь спросить о чем-то учительницу, которая в данный момент занята -ты уступаешь место в транспорте -ты встретил на улице одноклассника -с тобой грубо разговаривает твой друг -ты нечаянно толкнул товарища и др.

6.Обобщение – Трудно ли быть вежливым? – Почему же вежливость так дорого ценится? – Как стать вежливым?

Чтение стихотворения В.Кудлачева

Слова «до свиданья», «спасибо», «простите», «пожалуйста», «здравствуйте» щедро дарите

Друзьям и знакомым, в троллейбусе, в парке, и в школе, и дома, Всегда и везде. Простые слова эти очень важны, Они человеку, как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить Слова эти надо с улыбкой дарить!

Чтобы быть вежливым и внимательным к людям, надо научиться узнавать состояние и настроение человека по его внешнему виду. Прежде всего, учитесь узнавать настроение по глазам самых близких людей – мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев и сестер. Важно видеть, слышать, понимать другого человека, уважать его, независимо от того, знаком он вам или нет. Это трудно и не трудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояния. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще и не взрослый человек, но уже можешь облегчить горе или неприятность другого человека, порадоваться чужим радостям. А всего-то и надо вовремя и с душой сказать вежливое слово, проявить уважение. Это так просто. Попробуйте! И увидите, что не зря вежливые слова называют волшебными. Дополнительный материал

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

Добрый вечер! Доброй ночи! – говорим

И живется вроде лучше

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу

Быть вежливым очень легко мне,

И «здравствуй» я первым скажу.

Читайте также:
Как объяснить ребенку, что такое ответственность и зачем она нужна?

Придумано кем-то красиво –

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свиданья»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» – если желанье

Иль просьбу исполнить хотим

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь:… «Добрый день»

Друг другу на прощанье

Мы скажем:… «До свиданья».

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его… извинить.

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …«спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое …«здравствуй»

Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу вас, пожалуйста,… извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …не перебивай.

Здороваться можно не только произнося «Здравствуйте!», но и движениями, жестами.

С давних времен при встрече одни кланялись в пояс, другие обнажали головы, падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами. В старину офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. В классе целесообразно оформить плакат «Будем вежливыми»: Слова приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, приветствую вас, рад видеть, как дела, давно не виделись. Слова, выражающие просьбу: пожалуйста, прошу вас, будьте добры, будьте так любезны, не могли бы вы…, вас не затруднит…, могу я обратиться к вам с просьбой. Слова извинения: извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, извините, я нечаянно, виноват, сожалею. Слова прощания: до встречи, до свидания, всего доброго, прощайте, желаю всего хорошего, счастливо оставаться, всех вам благ. Слова благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас, очень вам признателен.

Как воспитать у ребенка уважение к старшему поколению

Как воспитать у ребенка уважение к людям старшего поколения?

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создал такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»:

  • нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;
  • нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
  • нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;
  • нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
  • нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;
  • нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;
  • нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
  • нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
  • нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;
  • нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.

Осуществление «Десяти Нельзя» требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслуживает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Полезно с детьми обсудить каждое правило. Пусть они приведут примеры из жизни своих друзей или из литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта. В конце беседы, надо вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: