Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи)

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений моторики, координации, баланса, внимания, концентрации, восприятия, а также звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.

Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.

Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.

Однако степень выраженности этих проблем и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов и уникальных инновационных приборов.

Дисграфия – это специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ (высших психических функций), принимающих участие в процессе письменной речи.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов и дошкольников поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Это нарушение, которое невозможно «перерасти», оно не «рассосется» само даже во взрослом возрасте человека, оно очень портит и усложняет жизнь, создает много психологических проблем и комплексов.

Это нарушение, которое можно «купировать» только с помощью нейропсихологической коррекции достаточно быстро и результативно – раз и навсегда, остальные методы лишь «подчищают» симптомы, на время облегчая их проявление, но не решают проблему в целом.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:

– лексико-грамматической стороны речи,

К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах, к дисграфии могут привести:

– инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с двуязычием в семье (билингвы), различными речевыми нарушениями, ЗПР.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

Частой причины дисграфии у детей является несвоевременное становление процесса латерализации функций головного мозга (определение ведущего полушария), в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария.

В норме эти процессы должны быть завершены к 4-5 годам. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции решает эту проблему раз и навсегда.

Дисфункции мозга мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации.

Дисфункции, выявленные нейропсихологической диагностикой, указывают на трудности в обработке мозгом информации, воспринимаемой на слух.

В результате диагностики составляется профиль сенсорных трудностей ребёнка, возраст которого может быть от 4 до 17 лет. На основе результатов диагностики разрабатывается нейрокоррекционная программа.

Нейропсихологическая диагностика обнаруживает скрытые причины школьной неуспеваемости:

  • вестибулярные и проприоцептивные проблемы
  • проблемы с контролем движений глаз и центральной переработкой зрительной информации
  • проблемы с центральной переработкой звуковой информации

Во всем мире для этого используются специальные аппаратные методики, основанные на биологической обратной связи. Именно их мы и внедряем в индивидуальную программу нейропсихологической коррекции. С помощью таких программ можно развить скрытые способности мозга, развить память, внимание, мышление, логику.

В основе наших программ лежат данные современных нейронаучных исследований, проведенных знаменитыми университетами: Harvard, Stanford и John Hopkins University.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка.

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

– смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л)

– фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);

– искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);

– нарушением слитности и раздельности написания слов;

– аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Читайте также:
Выбираем письменный стол для школьника правильно. Рекомендации по выбору

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 6-7 лет.

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик:

– повторяет или переставляет местами буквы и слоги;

– пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов;

– пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме:

– неправильным изменением слов по падежам, родам и числам;

– нарушением согласования слов в предложении;

– нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.).

Часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, низкая нейродинамика, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти. Именно поэтому без хорошо продуманной программы нейропсихологической коррекции «уйти» от дисграфии нельзя. Только эта программа дает возможность достичь высоких результатов в повышении нейродинамики, коррекции отвлекаемости, несобранности, гиперактивности, увеличения объема памяти без медикаментов и побочных эффектов.

Для выявления причин дисграфии обследование уровня сформированности речевой функции проводится нейропсихологом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы.

Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука.

Комплексный подход дает возможность решить проблему и устранить причины. Именно поэтому мы принципиальные противники репетиторства как такового. В первую очередь, необходимо понять, с чем связаны проблемы ребенка в школе, пробелы ли это в знаниях или следствие традиционных: «недослушал, не понял, крутился, слушал, но не услышал, не запомнил … и т.д.».

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» работа по коррекции дисграфии выстраивается только комплексно.

Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Самое важное значение в структуре занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Эту работу проводят в нашем центре нейропсихологи, интегрируя в свою работу большое количество Уникального Инновационного оборудования.

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа нейропсихолога, нейролингвиста, логопеда, ребенка и его родителей.

Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны обязательно пройти нейропсихологическую коррекцию.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ (высших психических функций), способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Эту работу с дошкольниками проводит детский нейропсихолог в игровой форме с интеграцией инновационного оборудования и нейросимуляторов.

Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. Поэтому проконсультироваться с логопедом и нейропсихологом, если ребенку 5-6 лет, нужно обязательно.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и нейропсихологом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки. Родители обязательно должны предупредить учителя, чтобы у ребенка не формировался комплекс «неуспешности» и «неполноценности» и стойкое отвращение к русскому языку до того, как пройдет до конца процесс коррекции.

Что такое дисграфия?

Иногда после консультации невролога и общения с логопедом ребенку ставят диагноз «дисграфия». Это специфическое расстройство обучения связано с трудностями в освоении письменной речи.

Разберемся в терминологии

Термин «дисграфия» используется для обозначения как проблем с координацией движений (мелкая моторика пальцев рук), влияющих на письмо, так и постоянных трудностей с выражением мыслей в письменной форме из-за недостатков грамотности или языковых проблем (таких как орфография, грамматика и пунктуация).

У неврологов, педиатров и логопедов термин «дисграфия» – это нарушение процесса школьного и профессионального обучения, связанное с особенностями работы мозга, что влияет на письмо. Как и все нарушения обучения, дисграфия часто встречается у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).

В чем суть проблемы

Дисграфия вызвана неврологическим расстройством, касающимся преимущественно письменной речи, которое ухудшает способность к письму и мелкую моторику. Это нарушение обучаемости бывает и у детей, и у взрослых. Дисграфия влияет практически на все аспекты письма, включая проблемы с орфографией (написание слов без ошибок), разборчивость письменной речи, соблюдение интервалов между словами и размера букв, трудности с выражением мыслей в письменном виде.

Подсчитано, что от 5 до 20% всех детей имеют тот или иной тип проблем с письменной речью. Дисграфия может сочетаться с такими проблемами как: дислексия (нарушение чтения) и дискалькулия (неспособность к арифметике), часто встречаются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. До половины детей с СДВГ в России страдают нарушением обучаемости.

Симптомы дисграфии

Дисграфия обычно определяется в тот момент, когда ребенок учится писать. Однако нарушение письменной речи может оставаться нераспознанным в первые школьные годы, поскольку письменные способности ребенка продолжают развиваться, и дисграфия может оставаться невыявленной до зрелого возраста.

Симптомы дисграфии включают:

  • Проблемы с формированием формы букв.
  • Крепкое, неудобное или болезненное сжатие карандаша.
  • Трудности со следованием по линии или начертанием букв в пределах поля.
  • Проблемы со структурой предложения или соблюдением правил грамматики при письме, но не при разговоре.
  • Трудности с систематизацией или формулированием мысли на бумаге.
  • Выраженная разница между устным и письменным пониманием темы.
Читайте также:
Ребенок 7-8 лет боится оставаться один дома - действенные советы психолога

Симптомы дисграфии обычно меняются с возрастом. Дети с дисграфией обычно имеют проблемы с механикой письма (начертание букв и цифр), демонстрируют другие нарушения мелкой моторики, в то время как дисграфия у подростков и взрослых проявляется в виде трудностей с грамматикой, синтаксисом, пониманием и изложением мыслей на бумаге.

Является ли дисграфия формой дислексии?

Дисграфия связана с трудностями при письме, тогда как дислексия связана с трудностями чтения. Оба нарушения обучения имеют общие симптомы. Например, трудности с орфографией, которые могут затруднить постановку диагноза. У человека может быть как дисграфия, так и дислексия одновременно.

Что вызывает дисграфию?

Дисграфию обычно связывают с двумя причинами.

1. Приобретенная дисграфия связана с черепно-мозговой травмой, болезнью или дегенеративными состояниями, из-за которых человек (как правило, взрослый) теряет ранее приобретенные навыки письма.

2. Дисграфия врожденного характера относится к трудностям в приобретении навыков письма. Этот тип дисграфии чаще всего рассматривается в детстве. Причины этой формы дисграфии неизвестны, но исследователи выделили несколько подтипов, которые соответствуют определенным неврологическим механизмам:

  • Моторная дисграфия: отсутствие мелкомоторной координации и зрительного восприятия уже давно связаны с дисграфией и могут объяснить трудности с написанием письменного текста. Люди с двигательной дисграфией обычно демонстрируют неразборчивый и медленный почерк, плохие навыки рисования и начертания, а также медленное постукивание пальцами (общий показатель мелкой моторики).
  • Пространственная дисграфия, вероятно, связана с проблемами пространственного восприятия, которое влияет на расстояние между буквами и способность рисовать. Люди с пространственной дисграфией страдают плохим почерком и не умеют рисовать, однако скорость правописания и постукивания пальцем обычно нормальная.
  • Лингвистическая дисграфия влияет на навыки языковой обработки, необходимые в процессе письма. Она наиболее сильно влияет на самопроизвольно написанный текст (который не отслеживается и не копируется), и он часто является неразборчивым. Рисование, копирование и устное правописание при лингвистической дисграфии не страдают.

Диагностика дисграфии

Термин «дисграфия» не относится к психическим расстройствам. Проблемы с письмом (а также с чтением и математикой) перечислены в категории диагнозов «специфическое расстройство обучения». Дисграфия обычно диагностируется педагогом-психологом, неврологом.

Помимо данных о плохой успеваемости, могут потребоваться тесты на дисграфию. Тесты обычно включают в себя компонент письма – копирование предложений или ответы на короткие вопросы для сочинения, а также компонент мелкой моторики, который проверяет рефлексы и скорость движения человека. В интернете есть множество разных тестов, которые позволяют выявить дисграфию.

Почему так важна постановка диагноза дисграфии?

Даже в эпоху цифровых технологий почерк – важный навык, необходимый для успеха в классе и за его пределами. При дисграфии затрудняются механика и другие базовые навыки письма, из-за чего ученик с большей вероятностью будет отставать от сверстников без нарушения обучения. Проблемы с письмом также связаны с постоянными трудностями в учебе и низкой самооценкой, самовосприятием, которое может сохраняться до взрослого возраста.

Более того, письмо часто помогает мозгу запоминать, систематизировать и обрабатывать информацию. Когда физический акт письма невероятно труден, ребенок не может эффективно показать то, что он знает. Ребенок с дисграфией может провалить экзамен просто потому, что не может перевести свои мысли и ответы на бумагу.

Лечение дисграфии

Дисграфия и другие нарушения обучаемости – это неизлечимые заболевания на всю жизнь. Лечение дисграфии направлено на облегчение письма, приспособление к своим особенностям и улучшение письменных навыков путем тренировок.

Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Дети с диагнозом «Детский церебральный паралич». Особенности обучения, воспитания и абилитации

ВЕБИНАР: Диагностика и развитие мотивационной сферы подростка. Большая психологическая игра «Путешествие к мечте»

ВЕБИНАР: Методика психологического сопровождения женщин на этапе грудного вскармливания

Скоро

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

  • #детская психология
  • #специальная психология
  • #психологическая наука

Дисграфия: преодоление трудностей письма

Автор

Какие бывают трудности письма у детей и в чем их причина, рассказала Татьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова. С докладом «Преодоление трудностей письма» Татьяна Васильевна выступила на научно-практической онлайн-конференции «Школьные трудности: стратегии помощи детям».

В аналитическом отчете «Готовность первоклассников к обучению в школе в 2010/2011 учебном году» в пяти регионах Российской Федерации было исследовано 47 606 первоклассников. В числе методик использовался «Графический диктант»: ребенку дают листочек в клетку, где стоит точка, его просят поставить карандаш на точку и диктуют программу, например, две клеточки вверх, одну вправо, две вниз… Эта методика очень информативна, потому что для выполнения графического диктанта, во-первых, нужно уметь следовать инструкции, т.е. нужно произвольное внимание, во-вторых, необходима ориентировка в пространстве.

Произвольное внимание, программирование деятельности и зрительно-пространственные функции ребенка являются одними из важных базовых функций, на которых строится обучение.

Результаты детей по этой методике (рис. 1) не отличаются от результатов по другим 4 методикам. Мы видим, что 34% учащихся не сделали ошибок в графическом диктанте, 34,2% сделали мало ошибок. Половину заданий выполнили правильно 20% детей, есть группы детей, которые выполнили менее половины заданий (6,7%) и не выполнили ни одного задания (5,1%). Получается, треть детей не готова к обучению в школе.

Другое исследование — общероссийский социологический опрос по проблеме нарушений письма и чтения у школьников. Он проведен по заказу Ассоциации родителей и детей с дислексией при финансовой помощи Фонда «Наше будущее» и поддержке Министерства просвещения РФ. Опрос провели с января по июль 2019 года, он охватил восемь регионов. Методом телефонного интервью было опрошено 2 516 человек, таким образом выявлялись знания о нарушениях письма и чтения у населения. Выяснилось, что лишь 17% россиян понимают, что такое дислексия или дисграфия. Не знают о них 83% опрошенных, из них 61% не знает о проблеме вообще ничего, 22% слышали термины, но не могут объяснить их смысл. Молодые россияне (от 18 до 34 лет) показали более высокий уровень знаний этих терминов, чем старшее поколение. Интересно, что уровень знаний практически не зависит от наличия детей в семье.

Читайте также:
Отправили ребенка на ПМПК. Как повлияет заключение психолого-медико-педагогической комиссии на судьбу ребенка?

Кроме того, было опрошено 32 406 специалистов, из них: 23 849 учителей начальных классов, 3 497 завучей начальных классов, 1 549 логопедов, 660 учителей-дефектологов, 2 851 психолог. Обращаю внимание, что, в соответствии с этими данными, в школах психологов в 1,8 раза больше, чем логопедов.

Специалистам задавали вопрос «Насколько Вы готовы к работе с детьми с трудностями чтения и письма?» (рис. 2). Среди логопедов вполне подготовленными себя считают 53%, а 40% отвечают, что они скорее подготовлены. Вполне подготовлены только 6% психологов, это даже меньше, чем процент готовности учителей (8%). Скорее подготовлены — 36% психологов, не подготовлены — 48%.

Нам нужно еще много работать: роль психолога и готовность психолога должна быть повышена.

Трудности чтения и письма

В России трудности чтения называются дислексией, а трудности письма разделяются: есть дисграфия (дети в сильных позициях не могут соотносить звук и букву) и дизорфография (дети не владеют орфографическими навыками). В англоязычных странах под дислексией понимают нарушения чтения и умения написать или сказать слово по буквам. В дисграфию входят и проблемы почерка, и проблемы неправильного выбора формы написания при достаточно частой верной передаче звуков.

Чтобы понять, почему в России отдельно выделяются дисграфия и дизорфография, нам нужно обратиться к задачам, которые стоят перед детьми при овладении грамотой.

  • Освоение регулярных звукобуквенных соответствий — овладение фонетическим принципом письма. Эту задачу ученики и учителя решают в основном в первом классе.
  • Освоение регулярного написания морфем — морфологический принцип письма. Например, если они пишут вОды, то и в слове «вода» безударная гласная должна быть «о».
  • Освоение традиционного написания слов — исторический принцип письма. Например, нет правил, которые объясняют, почему слово «компот» нужно писать именно так. К традиционному написанию относятся и те слова, которые мы произносим одним способом, а пишем — другим: так, в слове «его» мы произносим звук [в], а пишем «г».

В разных языках эти принципы имеют разное значение. На первом мете по важности и сложности для русских детей стоит морфологический принцип, для англичан – исторический принцип, для немцев – фонетический принцип.

В русской традиции трудности освоения регулярных звукобуквенных соответствий относят к дисграфии, а трудности освоения морфологического и традиционного написания — к дизорфографии. Дисграфией занимаются преимущественно логопеды, а орфографические ошибки обычно оставляют учителям.

Насколько правомерно такое разделение и какие проблемы стоят за освоением регулярных звукобуквенных соответствий и за освоением орфографии? Для ответа мы рассмотрим системное строение письма в первом классе при освоении фонетического принципа.

Для освоения самого простого навыка письма (пиши, что слышишь) требуется много компонентов нашего поведения, психологических операций (рис. 3).

Если учитель диктует первоклассникам фразу «Мама варит кашу», то с этим заданием справится только тот ребенок, который может поддержать оптимальный тонус коры головного мозга (1): гиперактивный или гипоактивный ребенок не справится. За это отвечает I блок мозга.

Поскольку учитель диктует, у ребенка включается переработка слуховой информации — это височные области, прежде всего, левого полушария (2).

Ребенок, услышав слово «варит», не может определить все звуки только с помощью слуховой информации. Дети в первом классе проговаривают то, что они должны написать, — это привлечение импульсов, которые идут от наших артикуляторных органов в мозг и позволяют проанализировать, какие звуки мы произносим. Это переработка кинестетической информации, за которую отвечает теменная доля (3).

От звука надо переходить к букве. Включается переработка зрительной информации, за которую отвечает затылочная доля (4). Существует два возможных пути переработки зрительной информации. Переход от звука, который мы слышим, к букве — это аналитический подход, который осуществляется левым полушарием. Иногда ребенок знает написание целого слова, например, слово «мама», тогда он может представить картинку, целостный зрительный образ слова. В этом случае ребенок активно использует не только левое полушарие, но и правое.

Чтобы определить, где начинать писать, включается переработка зрительно-пространственной информации. Зона, которая отвечает за этот процесс, размещается на стыке височной, теменной и затылочной областей в левом полушарии (5). В правом полушарии более диффузно распространена обработка зрительно-пространственной информации, и оно является ведущим в пространственных функциях.

Пора писать, и включаются передние отделы мозга. Премоторные области лобной доли (6) контролируют серийную организацию графических движений. Если серийная организация графических движений освоена плохо, ребенок может делать лишние движения или писать недостаточное количество элементов буквы (тогда из буквы «ш» получится «и»). Все компоненты должны работать совместно, за это отвечает префронтальная область лобной доли (7), которая обеспечивает программирование, регуляцию и контроль письма.

Некоторые из этих компонентов могут отставать — чаще отстают рядом расположенные зоны, которые отвечают за близкие процессы. Исходя из этого, мы можем выделить основные виды дисграфии.

1. Акустико-артикуляторная (фонематическая) дисграфия — слабость компонентов 2 и 3, которые отвечают за переработку звукового восприятия и кинестетическую организацию. Эту дисграфию логопеды знают лучше всего: дети смешивают звуки, близкие по звучанию (например, глухие и звонкие: «бочка» — «почка»), близкие по произношению: [ж] и [з] (рис. 4).

Рис. 4. Пример акустико-артикуляторной дисграфии

2. Регуляторная дисграфия — проблемы с серийной организацией и программированием акта письма (компоненты 6 и 7). Ребенок не может сосредоточиться на нужной задаче, не может включиться в нее, легко отвлекается. Например, на рис. 5 мы видим, что в слове «чувствуется» ребенок инертно повторяет программу написания, повторяет слово «уже», может пропустить как букву, так и целый слог.

Рис. 5. Пример регуляторной дисграфии

3. Зрительно-пространственная дисграфия. В этом виде дисграфии участвуют оба полушария: слабость компонентов 4 и 5, которые обеспечивают ориентацию на листе бумаги, поддержание строки, наклона букв и т.д. В примере на рис. 6 психолог продиктовал фразу «На корабле с нами было два мальчика», трудно понять, слитно или раздельно ученик написал предлоги, в слове «нами» буква «и» выскочила перед «м» и снова повторилась в конце слова уже как печатная, а не прописная.

Читайте также:
Формирование навыков самообслуживания е ребенка 7-10 лет: что должен знать и уметь малыш?

Рис. 6. Пример зрительно-пространственной дисграфии

При всех формах дисграфии есть специфические дисграфические ошибки (проблемы с фонетическим принципом письма) и орфографические ошибки (трудности с морфологическим и историческим принципами).

За орфографическими ошибками стоят общие и специфические механизмы. Общим механизмом является высокая энергоемкость неавтоматизированного письма. Частным механизмом недостаточного освоения морфологического принципа для акустико-артикуляторной дисграфии являются проблемы актуализации родственных (проверочных) слов. Они автоматически не всплывают и требуют произвольного поиска.

При регуляторной дисграфии таким механизмом являются проблемы «орфографической зоркости» (как частный случай слабости ориентировки в задании).

Недостаточная рабочая память, тенденция к упрощению программ ведут к появлению ошибок, несмотря на знание правил.

Частным механизмом недостаточного освоения исторического и морфологического принципов письма при зрительно-пространственной дисграфии являются проблемы овладения целостным зрительным образом слова, обусловленные слабостью правополушарной холистической стратегии. Ребенок компенсирует ее, пользуясь фонетическим принципом.

Наши предварительные выводы находят подкрепление в нейропсихологически ориентированном анализе письма и движении глаз при чтении (Корнеев, Ахутина, Матвеева, 2019), в том числе при чтении регулярных и нерегулярных слов (Рыбчинская, Корнеев, Ахутина, 2018). Они согласуются с данными о двух лучших предикторах уровня чтения: фонематических заданий и теста на быстрое называние цифр (Dorofeeva et al., 2020; Moll et al., 2014; Kuperman, Van Dyke, 2011).

Работа по преодолению трудностей письма должна включать специальные упражнения как на освоение записи звуков в сильных позициях, так и на развитие базовых навыков орфографического письма:

  • нахождение родственных слов,
  • тренировку орфографической зоркости,
  • развитие зрительной памяти.

Литература

  1. Корнеев А.А., Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Особенности чтения третьеклассников с разным уровнем развития навыка: анализ движений глаз // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. №2. С. 64–87
  2. Рыбчинская Е.В., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Чтение регулярных и нерегулярных слов у младших школьников // Восьмая Международная конференция по когнитивной науке, 18–21 октября 2018 г., Светлогорск, Россия. Тезисы докладов. 2018. С. 1246–1248.
  3. Dorofeeva S.V., Laurinavichyute A., Reshetnikova V., Akhutina T.V., Tops W., Dragoy O. Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically developing Russian children // Journal of Research in Reading. 2020. Vol. 43, Issue 4. Pp. 516–535
  4. Kuperman V., Van Dyke J. A. Effects of individual differences in verbal skills on eye-movement patterns during sentence reading // Journal of memory and language. 2011. Vol. 65 (1). Pp. 42–73. doi:10.1016/j.jml.2011.03.002
  5. Moll K. et al. Cognitive mechanisms underlying reading and spelling development in five European orthographies // Learning and Instruction/ 2014. Vol. 2 (9). Pp. 65–77.doi:10.1016/j.learninstruc.2013.09.003

Автор

Ахутина Татьяна Васильевна

доктор психологических наук, профессор. Заслуженный научный сотрудник МГУ. Главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Нейропсихолог, психолингвист, автор модели порождения речи (Леонтьева — Ахутиной).
Москва

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Наши преимущества

Профилактика дисграфии

Проводим работу с дошкольниками по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии:

  • дифференциация звуков речи и устранение звуковых замен;
  • развитие оптико-пространственных представлений;
  • развитие фонематического слуха и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем;
  • обогащение словарного запаса.

Многообразие пособий и игр

Наши интересные задания нравятся детям и создают дополнительную мотивацию на занятиях.

Нейропсихологический подход

Мы активно применяем сенсомоторную коррекцию при устранении дизграфии, что на ряду с другими методиками дает эффективную динамику.

  • Мы поможем ребенку при дисграфии
  • Причины дисграфии
  • Классификация
  • Симптомы дисграфии
  • Диагностика
  • Коррекция дисграфии
  • Прогноз и профилактика

Причины дисграфии

В основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

Классификация

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы:

I. Специфические нарушения письма:

  1. Дисграфии:
    • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
    • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  1. Дизорфографии:
    • Морфологические дизорфографии.
    • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).
Читайте также:
Ребенок хамит учителям - как повлиять на него?

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Интервью с ЛОР врачом

На вопросы, связанные с ЛОР-заболеваниями, отвечает Баннова Марина Олеговна – отоларинголог Медицинского центра «XXI век» (г. Новосибирск)

Раньше считалось, что храп является неприятным для окружающих, но безобидным состоянием. Но теперь существует мнение, что храп может быть признаком серьезного заболевания – синдром обструктивного апноэ сна (СОАС), которое означает остановку или отсутствие дыхания. Какие причины вызывают храп? Нужно ли его лечить, и если “да”, то как?

Во время сна мышцы языка и мягкого неба поддерживают верхние дыхательные пути в открытом состоянии. Если эти мышцы расслаблены, то просвет дыхательных путей уменьшается и воздухпроходит с трудом. Очередной вдох приводит к тому, что расслабленная часть глотки начинает вибрировать. Шум, создаваемый при этом, мы и называем храпом.

Храп широко распространен среди жителей Земли. Им страдает 20% всего населения. Чаще храп встречается у мужчин, так как у женщин просвет дыхательных путей шире.

Сам по себе храп не опасен. Но храп – это сигнал болезни, такой же, как, например, боль. Синдром обструктивного апноэ сна — заболевание, проявляющееся часто повторяющимся частичным (гипопноэ) или полным (апноэ) коллапсом (спадением) верхних дыхательных путей во время сна.

Причин развития СОАС у взрослых множество: начиная с искривления носовой перегородки до хронического тонзиллита.

Читайте также:
Порядок записи в школу будущего первоклассника по интернету и лично - документы

У детей также может развиться СОАС в возрасте 2-5 лет. Он проявляется хрипами, храпом, шумным дыханием, периодической остановкой дыхания во сне, пробуждением по ночам, дневной сонливостью. Все это может привести к задержке физического развития. Причиной СОАС у детей является гипертрофия миндалин и аденоидов.

Методы лечения этого заболевания такие же разнообразные, как и его причины. У детей вопрос решается оперативно – удаляются аденоиды, при отсутствии противопоказаний. Если же есть таковые, выбираем более щадящие консервативные методы лечения. У взрослых – в зависимости от причин. Если вопрос решает операция, например, при искривлении носовой перегородки, предлагаем оперативное лечение. При слабости небной занавески возможно применение метода фонофореза. Кроме того, раз мы рассматриваем храп как общее заболевание, то может быть предложен целый комплекс консервативных методов лечения, от общих (ванны, массаж) до медикаментозных.

В любом случае имеет смысл обратиться к ЛОР-врачу с целью уточнения причин заболевания и последующего его лечения.

Чем грозит хроническая ангина и есть ли другие способы ее лечения, кроме удаления гланд?

Хроническая ангина (хронический тонзиллит) опасна своими осложнениями на сердце, почки и суставы. Как и любое хроническое заболевание, ее порой полностью вылечить невозможно, но можно привести в состояние ремиссии, то есть длительного и устойчивого улучшения. Постоянное консервативное лечение, как правило, приводит к хорошим результатам. На сегодняшний день самым эффективным средством консервативного лечения тонзиллита является аппарат « Тонзиллор». Лечение с помощью аппарата «Тонзиллор» – это промывание миндалин, обработка ультразвуком и введение лекарственных препаратов непосредственно в область воспаления. Это профилактическое лечение, в период обострения оно не проводится. При хронических тонзиллитах лечение «Тонзиллором» нужно проводить 2 раза в год курсами по 8-10 процедур. Только при таком подходе можно добиться устойчивого улучшения. Наш центр оснащен аппаратом «Тонзиллор» последней модификации, поэтому с уверенностью можно сказать, что наше ЛОР-отделение предлагает один из самых эффективных методов лечения тонзиллита в Новосибирске.

Среди людей бытует мнение, что стоит один раз при лечении гайморита проколоть пазуху и процесс будет хроническим, т.е. придется колоть пазуху снова и снова. Так ли это?

Это, конечно, заблуждение. Для начала, прежде чем колоть пазуху, нужно определиться, о каком гайморите идет речь. Есть катаральные формы, гнойные, гнойно-полинозные и т. д. Для каждой формы, соответственно, индивидуально подбирается комплекс процедур, начиная с сосудосуживающих препаратов до оперативного лечения. Пункция – это не панацея. Тем не менее, не смотря на то, что она кажется устаревшим методом, она не потеряла свою актуальность. Поскольку, если лечение подобрано верно, включая и пункцию, то очень часто пациент навсегда забывает про свой гайморит. А при не осложненных формах гайморита можно обойтись и без пункции. Арсенал сегодняшних медицинских препаратов позволяет нам это сделать и при гнойных гайморитах. Главное -своевременно обратиться к врачу.

Как распознать у ребенка аденоиды?

Аденоиды, или правильнее – аденоидные вегетации – широко распространенное заболевание среди детей от 1 года до 15 лет. Наиболее часто аденоиды встречаются в возрасте от 3 до 7 лет. В настоящее время отмечается тенденция к выявлению аденоидов у детей более раннего возраста. Если у ребенка постоянно заложен нос, он гнусавит, периодически храпит, дышит преимущественно ртом, нередко это сопровождается выделениями из носа, часто гнойными, – все это должно насторожить родителей и стать поводом для посещения ЛОР-врача. Самое серьезное, чем может грозить несвоевременное решение данной проблемы, – развитие у ребенка глухоты и задержка нервно-психического развития.

Насколько серьезно искривление носовой перегородки?

Искривление носовой перегородки возникает в процессе роста человека, либо может быть следствием травмы носа. Искривление перегородки носа далеко не во всех случаях мешает дыханию и, следовательно, далеко не все люди с искривленной перегородкой нуждаются в ее выпрямлении.

Постоянная заложенность носа, независимо от времени года, часто повторяющиеся острые синуситы, хронические синуситы, длительно не поддающиеся лечению, частые носовые кровотечения – эти симптомы говорят о том, искривление перегородки носа нуждается в хирургическом исправлении. Точный диагноз может установить только ЛОР-врач при осмотре. Наряду с искривлением перегородки, могут быть выявлены и другие особенности строения полости носа, которые могут мешать нормальному дыханию, и врач должен решить, насколько велика роль искривленной перегородки, и следует ли рекомендовать операцию.

Является ли субъективно ощущаемый шум в ушах ЛОР-заболеванием?

Сам по себе шум в ушах – это не заболевание, а скорее симптом. От шума в ушах страдает каждый пятый житель планеты, и почти 33% людей пожилого возраста . Однако в особо серьезных случаях шум в ушах может привести к потере слуха, нарушениям сна и потере работоспособности. Дело в том, что немало ЛОР-заболеваний сопровождаются шумом в ушах, начиная с нейросенсорной тугоухости до невриномы VIII пары черепно-мозгового нерва. Поставить такой диагноз может только ЛОР-врач после дополнительных обследований. Ваша задача – своевременное обращение к специалисту. ЛОР-врач может определить причину нарушения. Точную причину этого нарушения можно определить с помощью ряда обследований, в том числе, рентгенологического обследования, тестов на равновесие, лабораторных исследований и пр.

Что может быть причиной постоянной заложенности носа? И как от этого избавиться?

Первым делом посетите ЛОР-врача, чтобы установить диагноз. Причин заложенности носа может быть много: полипы в носу, хронический гайморит, вазомоторный ринит и т. д. Самый простой, но эффективный способ борьбы с заложенностью носа – промывание. Промывание нужно делать 2-3 раза в день. И повторюсь еще раз, я настоятельно рекомендую обратиться к ЛОР-врачу. Надо выяснить истинную причину, так как может оказаться, что обычное промывание проблему не решит.

Лечение хронического тонзиллита

Небные миндалины — очаг воспаления при хроническом тонзиллите

В верхних дыхательных путях человека находится ряд образований представляющих собой скопление лимфоидной ткани, так называемые лимфоэпителиальные органы — миндалины. Существует целое лимфоглоточное кольцо, состоящее из 7 миндалин. Это непарные глоточная(аденоиды), язычная, гортанная миндалины, и парные нёбные и трубные миндалины. Как и любой орган в нашем организме, миндалины могут подвергаться воспалительным заболеваниям.

Читайте также:
10 лучших летних лагерей для школьников 7 лет и старше в России

Острое воспаление нёбных миндалин это ангина. Хронический тонзиллит подразумевает под собой длительный воспалительный процесс в нёбных миндалинах. Ангина в большинстве случаев является обострением хронического тонзиллита. Нёбные миндалины (гланды) по сути та же самая слизистая оболочка только свёрнутая в гармошку, они испещрены внутри ходами — криптами, которые открываются на глоточной поверхности нёбных миндалин лакунами.

Из-за анатомических особенностей и расположения нёбных миндалин, которые находятся на перекрёсте пищеварительной и дыхательных систем, именно они чаще всего из всех других лимфоэпителиальных образований подвержены воспалительному процессу, который заключается в дегенеративных процессах, в результате которых при хроническом тонзиллите нёбные миндалины являются постоянным очагом инфекции и причиной эндоинтоксикации.

Почему мы болеем хроническим тонзиллитом

Основными причинами развития хронического тонзиллита являются воспаления небных миндалин и протекающими тонзилогенными реакциями, которые могут быть вызваны долгим воздействием инфекционного фактора.


На фото – лимфоглоточное кольцо

Немаловажное значение при развитии хронического тонзиллита приобретает общий уровень иммунитета организма.

Виды хронического тонзиллита

Классификаций хронического тонзиллита существует несколько, Вопрос классификации хронического тонзиллита тесно связан с клиническими проявлениями этой болезни. Наиболее широкое распространение получила классификация в которой выделяют всего две формы: компенсированную и декомпенсированную.

Компенсированная форма
Характеризуется течением без осложнений, редкими ангинами, часто единственной жалобой могут быть только пробки в горле, защитная роль миндалин срабатывает, удерживая, вредные бактерии, и их дальнейшее проникновение, благодаря этому, особенного проявления заболевания не наблюдается.

Декомпенсированная форма
Для этой формы хронического тонзиллита характерны частые ангины не менее одного раза в год, возникновение осложнений как местных, таких как паратонзиллярный абсцесс, так и болезней других органов и систем организма, например гломерулонефрит, ревматизм.

Симптомы хронического тонзиллита

Основным проявлением хронического тонзиллита является ангина, как правило, все пациенты, страдающие этим недугом хоть раз, да переболели ангиной. Ангина достаточно серьёзное заболевание, затрагивающее все системы организма и несущее в себе опасность ряда грозных осложнений, поэтому выбор тактики лечения хронического тонзиллита должен быть связан с частотой ангин. Можно выделить основные симптомы заболевания:

Запах изо рта Из наиболее частых симптомов тревожащих больного — это неприятный запах изо рта. Этот симптом обусловлен тем, что площадь эпителия нёбной миндалины достаточно большая, при воспалении в криптах миндалин скапливается патологический секрет в виде казеозных (творожистых) масс. Казеозные массы эвакуируются через лакуны, в полость глотки, являясь причиной неприятного запаха изо рта.
Боли в горле, ухе Один из основных симптомов хронического тонзиллита — это болезненные ощущения в области горла, нередко возникает чувство ощущения кома в горле. Также симптомы хронического тонзиллита могут выражаться головной болью, неприятными ощущениями в ухе, лёгкой болью в нём, что обусловлено раздражением нервных окончаний в паренхиме нёбной миндалины и иррадиации боли по нервному волокну в ухо.
Увеличенные лимфоузлы Часто можно наблюдать увеличение лимфоузлов, находящихся под челюстью, шейные лимфоузлы также увеличиваются. При пальпации лимфоузлов возникает легкая боль.

Довольно большое количество пациентов не сразу обнаруживают симптомы хронического тонзиллита, затягивают с обращением к лор врачу что часто приводит к декомпенсации заболевания и более длительному лечению в будущем.

Как выявить хронический тонзиллит

Диагностика хронического тонзиллита для опытного врача оториноларинголога не представляет особых затруднений. Важнейшее значение в диагностике имеют данные анамнеза и жалобы больного, как правило, в анамнезе присутствуют перенесённые ангины, и жалобы на частые боли и дискомфорт в горле.

При мезофарингоскопии (осмотре глотки) при хроническом тонзиллите присутствуют следующие признаки: гиперемия и валикообразное утолщение краев небных дужек; рубцовые спайки между миндалинами и небными дужками; разрыхленные или рубцово-измененные и уплотненные миндалины; казеозно-гнойные пробки или жидкий гной в лакунах миндалин.

Осложнения хронического тонзиллита

Хронический тонзиллит имеет серьезные осложнения, они делятся на две группы местные и общие. Все осложнения, как правило, случаются при обострении процесса протекающего в виде ангины и представляют собой последствия несвоевременного лечения хронического тонзиллита.

При хроническом тонзиллите в верхних дыхательных путях человека, точнее в нёбных миндалинах существует очаг хронического воспаления, проблема очаговой инфекции стоит очень остро в современной медицине. В настоящее время выделяют около пятидесяти различных метатонзиллярных заболеваний, которые являются следствием хронического воспаления в нёбных миндалинах. Давайте подробно расмотрим чем это чаще всего может грозить.

Это самое распространённое местное осложнение. Дело в том, что между нёбной миндалиной и мышцами глотки к которым она прикреплена присутствует клетчатка, так называемая паратонзиллярная клетчатка. При сильном воспалении инфекция гематогенным путём может попадать в эту клетчатку вызывая её инфильтрацию и гнойное расплавление, формируется абсцесс. Паратонзиллярный абсцесс очень серьёзное заболевание требующее незамедлительного хирургического лечения, как правило, в условиях стационара, так как есть угроза распространения гнойного процесса по клетчатым пространствам шеи в средостение, что грозит летальным исходом.

Немаловажную роль в воспалительном процессе при хроническом тонзиллите играет бета-гемолитический стрептококк группы А, который часто паразитирует в нёбных миндалинах. Дело в том что иммунные комплексы, которые образуются в организме как ответ на агрессию этого антигена, могут так же атаковать здоровые ткани в суставах, сердце и почках, что при не своевременной помощи может привести даже к инвалидности.

Паренхима нёбных миндалин густо пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами, так же в толще органа много нервных окончаний замыкающихся на важные вегетативные центры. При хроническом тонзиллите продукты воспаления попадают в кровеносную и лимфатические системы, происходит постоянная эндотоксикация. Все эти факторы плюс патологическая импульсация от раздражённых нервных оканчаний приводит к пониженному тонусу, плохому настроению, апатии.

При хроническом тонзиллите организм затрачивает много усилий на сдерживание воспаления в нёбных миндалинах, иммунитет испытывает постоянный стресс, что приводит к его значительному ослаблению. К этому добавляется ещё не всегда правильный режим работы-отдыха, питания, экологическая обстановка, в результате чего человек с хроническим тонзиллитом буквально может не «вылезать» из простуд.

Читайте также:
Подарок первокласснику - что можно подарить на 1 сентября?

Нёбные миндалины анатомически расположены в глотке, недалеко находятся такие органы как трахея, гортань, околоносовые пазухи. При хроническом тонзиллите происходит микробное обсеменение всей площади слизистой органов дыхания, что способствует развитию таких заболеваний как синусит, бронхит, ларингит.

Небные миндалины находятся на перекрёсте пищеварительной и дыхательной систем. Они представляют собой из-за некоторых анатомических особенностей довольно большой конгломерат слизистой оболочки. При хроническом тонзиллите вся эта площадь слизистой вовлечена в воспалительный процесс и выделяет патологический секрет в виде жидкой фракции и казеозных масс. Это патологическое содержимое эвакуируется в глотку через лакуны а затем проглатывается со слюной, что часто служит причиной нарушений в работе желудочно-кишечного тракта.

Хирургическое лечение хронического тонзиллита

Всё многообразие методов лечения хронического тонзиллита делится на две большие группы, это хирургические методы и консервативные. Остановимся подробно на хирургическом лечении. Радикальный хирургический способ это тонзиллэктомия — удаление органа вместе с капсулой не следует путать с тонзиллотомией которую часто делают в детском возрасте.

Видео: проведение тонзиллэктомии – удаление миндалин

При тонзиллотомии в отличие от тонзиллэктомии удаляют не весь орган, а только фрагмент гипертрофированной паренхимы глоточной поверхности миндалины. Прибегать к тонзиллэктомии нужно в крайних случаях, для этого должны быть веские показания, такие как осложенная запущенная форма заболевания при том, что исчерпаны все возможное методы консервативного лечения. Несмотря на эти в течение многих лет утвердившиеся «каноны» к удалению миндалин часто прибегают в связи с отсутствием доступности консервативного лечения, а иногда из-за банального отсутствия грамотного специалиста занимающегося этой проблематикой.

Функция нёбных миндалин крайне важна — это элемент глотки, после удаления этих органов начинают быть подвержены раздражению воздухом и пищевыми массами участки глотки, которые были прикрыты этими образованиями, хорошо это или плохо? По всей видимости плохо, так как природа в результате длительного процесса эволюции не дала нам ни одного лишнего органа.

Нередко удаляют миндалины пациентам, у которых в анамнезе даже не было ни одной ангины, а единственная жалоба была на казеозные пробки в горле и неприятный запах изо рта. Результатом операций по удалению нёбных миндалин в перспективе часто бывает сильная боль в горле и развитие атрофического фарингита, тяжело поддающегося лечению.

К консервативным методам лечения хронического тонзиллита относятся различные способы промывания миндалин. Исчерпывающая информация об этой манипуляции изложена в статье промывание миндалин.

Лечение хронического тонзиллита без операции

Эффективных консервативных методов лечения хронического тонзиллита, несмотря на широкий рынок медицинских услуг не так уж много. Дело в том, что в современной оториноларингологии принято делить слизистую оболочку на фрагменты, есть врачи которые занимаются только болезнями носа — ринологи, есть специалисты которые занимаются только лечением горла. На самом деле вся площадь слизистой оболочки выстилающей верхние дыхательные пути это один орган.

Мы вынуждены получать кислород из воздуха а воздух не стерильный, органы дыхания как ни одна другая система нашего организма испытывает колоссальную биологическую нагрузку, постоянно контактирует с микробами. Анатомическое строение верхних дыхательных путей такое какое оно есть это продукт длительного периода эволюции. Верхние дыхательные пути — это сложнейший механизм созданный природной с одной целью: быть защитным барьером. Более того, многие ЛОР болезни (аденоиды, вазомоторный ринит, синусит, хронический фарингит) которые разделяют как различные и лечат разными способами по сути это одна болезнь в разной степени развития, так скажем «машина» в разной стадии поломки.

Видео: лечение хронического тонзиллита

Так вот суть многих воспалительных лор заболеваний, в том числе и хронического тонзиллита — и есть дегенеративный процесс в слизистой оболочке, вызванный микробами, которыми мы дышим, в следствии ослабления защитных свойств слизистой оболочки. Из этого следует, что занимаясь лечением воздействовать нужно на всю площадь слизистой оболочки верхних дыхательных путей, просто нужно учитывать некоторые анатомические особенности – такие как строение нёбных миндалин, и с учётом этих особенностей локально усиливать терапевтическое воздействие. Так как нёбные миндалины по сути та же слизистая оболочка только свёрнутая в гармошку, то промывание миндалин должно быть неотъемлемой частью лечебного процесса.

Отсутствие эффективных методов лечения хронического тонзиллита связано так же с тем, что в современной медицине существует ряд догм. Одна из них заключается в том, что самый распространённый способ борьбы с микробами на сегодняшний день — это антибиотики. Антибиотики, к сожалению, плохо проникают в верхние слои дегенеративно изменённой слизистой оболочки, более того они её не восстанавливают. При хроническом воспалении нарушается регенерация слизистой и на ней образуются микроэрозии. Образно говоря, слизистая становится как «сито», что является важнейшей основой воспалительного процесса.

Учитывая вышеизложенное, основной задачей лечения хронического тонзиллита является воздействие на все звенья патогенеза заболевания, по этому в нашей клинике используются следующие методики:

Очищение миндалин озонированным раствором В нашей клинике мы промываем нёбные миндалины на аппарате тонзиллор озонированным раствором, что на сегодняшний день является самым эффективным способом очистить всю толщу миндалины от патологического содержимого.
Санация слизистой солями минералов В нашей клинике мы производим орошение всей слизистой оболочки раствором индивидуально подобранных солей минералов, которые санируют слизистую и восстанавливают её, чего не удаётся добиться с помощью современных антибиотиков. Так же мы активизируем регенерацию слизистой с помощью фотодинамической терапии. Немаловажное значение в патогенезе воспаления, в том числе и при хроническом тонзиллите играет стаз лимфы. Активация лимфотока в зоне воспаления играет важную роль: так вместе с лимфой перемещаются «солдаты» нашего иммунитета – лимфоциты.
Стимуляция рефлексогенных зон С помощью инъекций в рефлексогенный зоны шеи озоном вызывается спазм подкожных лимфатических сосудов, что активизирует лимфоток в глотке приводя к быстрой стабилизации иммунитета. Комплексный подход применяемый нами затрагивает все звенья патогенеза хронического тонзиллита, что позволяет вылечить его консервативно, избежав хирургического лечения.

Видеоотзывы о лечении хронического тонзиллита в нашем центре






Хронический тонзиллит – симптомы и лечение

Что такое хронический тонзиллит? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Селютина Е. А., ЛОРа со стажем в 25 лет.

Читайте также:
Как укрепить осанку и мышцы у детей 7-10 лет - 15 упражнений

Определение болезни. Причины заболевания

Хронический тонзиллит (Chronic tonsillitis) — это длительный стойкий хронический процесс воспаления нёбных миндалин, которому сопутствуют такие рецидивные обострения, как ангина и общая токсико-аллергическая реакция. [5]

Функции миндалин

Миндалины (лат. tonsillae) — скопления лимфоидной ткани, расположенные в области носоглотки и ротовой полости. Они являются частью иммунной системы и препятствуют проникновению микробов в организм через рот или нос.

Почему развивается воспаление нёбных миндалин

К воспалению миндалин приводит длительное воздействие патогенов. Человеческий организм воспринимает воспаление как чужеродное образование и включает аутоиммунный механизм (борьба иммунитета против своих же тканей). [4]

Однако данная теория аутоиммунной причины воспаления пока полностью не доказана, так как не выявлено существенных изменений в показателях системного иммунитета из-за их транзиторного (временного) характера.

Общество оториноларингологов Европы под хроническим тонзиллитом подразумевает именно инфекционное воспаление в миндалинах и ротоглотке, продолжительностью от трёх месяцев. Европейские врачи утверждают, что установление диагноза «хронический тонзиллит» может осуществляться только путём клинических исследований.

Косвенно о наличии хронического тонзиллита свидетельствует проходящая под действием системных антибиотиков боль в горле, которая возвращается после отмены из применения. [9]

Факторы риска

Американские учёные среди причин хронического воспаления миндалин выделяют астму, аллергию, бактерии и вирусы (в частности вирус Эпштейна), гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь (заброс кислого содержимого желудка в пищевод).

Однако механизм влияния данных причин на появление хронического тонзиллита зарубежными экспертами не объясняется. Остаются открытыми вопросы:

  • Как именно вышеперечисленные американскими учёными причины смогут способствовать поражению лимфатической ткани инфекцией?
  • Насколько активно данные факторы участвуют в патогенезе хронического воспаления миндалин?

Так, в современной оториноларингологии остаётся множество нерешённых вопросов, связанных с хроническим тонзиллитом. Существуют разногласия по поводу классификации, методов диагностики и тактики лечения среди врачей в России и других странах мира. Поэтому тема хронического тонзиллита весьма актуальна.

Симптомы хронического тонзиллита

К симптомам хронического тонзиллита у взрослых относятся:

  • постоянные болезненные ощущения в горле, пробки;
  • неприятный запах изо рта;
  • лимфаденит шеи.

Признаки тонзиллита у маленьких детей:

  • слюнотечение из-за затруднённого или болезненного глотания;
  • отказ от еды;
  • повышенное беспокойство [13] .

Патогенез хронического тонзиллита

Длительное взаимодействие вируса и микроорганизма формирует очаг хронического тонзиллита и способствует развитию тонзиллогенных процессов.

Согласно материалам авторов России и зарубежья, бета-гемолитический стрептококк группы А и вирусы — основные причины развития хронического тонзиллита. [3]

Так же у пациентов с диагнозом «хронический тонзиллит» (в частности, токсико-аллергическая форма) в лимфоидной ткани (в криптах миндалин и даже в просвете сосудов) были обнаружены колонии живых размножающихся микробов, что может стать фактором периодического субфебрилитета (повышения температуры).

В паренхиме (составляющих элементах) и сосудах здоровых миндалин бактерий не выявлено.

В настоящее время рассматривается вопрос о влиянии биоплёнок на течение хронического инфекционного процесса в аденотонзиллярной ткани. [12]

J. Galli и соавт. (Италия, 2002) в образцах аденоидной ткани и тканях нёбных миндалин детей, у которых наблюдалась хроническая аденотонзиллярная патология, смогли обнаружить прикреплённые к поверхности кокки, организованные в биоплёнки. Исследователи выдвигают предположение, что биоплёнки, образованные бактериями на поверхности аденоидной ткани и нёбных миндалинах, помогут выяснить, в чём заключается трудность эрадикации (уничтожения) бактерий, участвующих в образовании хронического тонзиллита.

На данный момент подтверждено внутриклеточное расположение:

  • золотистого стафилококка;
  • пневмококка;
  • гемофильной палочки;
  • аэробного диплококка (Moraxella catarrhalis);
  • бета-гемолитического стрептококка группы А.

Для того, чтобы обнаружить и идентифицировать расположение микроорганизмов внутри клеток, можно применить полимеразную цепную реакцию (ПЦР), а также гибридизацию in situ (FISH-метод).

Однако приведённые исследования не позволяют выявить один патогенный микроорганизм, вызывающий клинику хронического воспаления миндалин. Поэтому весьма вероятно, что течение заболевания способен вызвать любой микроорганизм, который находится в ротоглотке, в условиях, способствующих воспалительному процессу в ткани нёбных миндалин. К подобным условиям можно отнести гастроэзофагеальный рефлюкс.

Определённую роль в возникновении хронического воспаления миндалин и сопряжённых с ним болезней играют прямые лимфатические связи миндалин с различными органами, прежде всего с центральной нервной системой и сердцем. Морфологически доказаны лимфатические связи миндалин и мозговых центров.

Классификация и стадии развития хронического тонзиллита

В России существует две классификации хронического тонзиллита, сформированные около 40 лет назад: Б.С. Преображенского — В.Т. Пальчуна 1965 года и И.Б. Солдатова 1975 года.

Формы хронического тонзиллита

Классификация Б.С. Преображенского — В.Т. Пальчуна включает в себя две клинические формы хронического тонзиллита:

  • первой степени;
  • второй степени.

Устоявшиеся клинические критерии диагностики были созданы описательной медициной и не изменились с появлением доказательной медицины. К примеру, признаки простой формы хронического воспаления миндалин субъективны и зависят, в основном, от индивидуального восприятия врача.

Классификация И.Б. Солдатова подразделяет хронический тонзиллит на:

  • компенсированную форму;
  • декомпенсированную форму.

Однако термин «компенсация» по отношению к данному заболеванию довольно условный, так как никакой компенсации (восстановления здорового состояния) хронического воспалительного процесса в миндалинах и в организме не происходит. Признаки декомпенсированной формы схожи с токсико-аллергической формой хронического тонзиллита, выделенной Б.С. Преображенским.

Все эти классификации объединены субъективным подходом, так как одинаковые состояния нёбных миндалин различаются лишь их формулировкой.

Осложнения хронического тонзиллита

Самое распространенное осложнение — кровотечение. По оценкам, 2-8% пациентов страдают от кровотечения.

Воспаление или отёк миндалин могут приводить к следующим осложнениям:

  • апноэ сна;
  • скопление гноя вокруг и за миндалинами (тонзиллярный целлюлит и паратонзиллярный абсцесс) [13] .

Чем опасен хронический тонзиллит

Очень редкими, но опасными для жизни являются внутричерепные осложнения: менингит, тромбоз синусов мозговых оболочек, абсцесс мозга.

Из осложнений после тонзиллэктомии следует отметить подкожную эмфизему, пневмонию, абсцесс и ателектаз лёгкого, парезы отдельных нервов или их ветвей, медиастинит, тонзиллогенный сепсис.

Диагностика хронического тонзиллита

Когда необходимо обратиться к врачу

Посетить врача-отоларинголога следует при болезненных ощущения в горле, неприятном запахе изо рта и воспалении шейных лимфоузлов.

Читайте также:
10 лучших летних лагерей для школьников 7 лет и старше в России

При диагностике хронического тонзиллита важно определить наличие следующих симптомов:

  • симптом Гизе — гиперемия краёв нёбных дужек;
  • симптом Зака – отёк в области верхнего угла между нёбно-язычной и нёбно-глоточной дужками;
  • симптом Преображенского – валикообразное утолщение краёв передней и задней нёбных дужек.

Эти признаки хронического тонзиллита возникают в связи с раздражением слизистой оболочки содержимым лакун миндалин, выдавливаемое при напряжении дужек, например во время глотания. Фарингоскопически симптомы хронического воспаления нёбных миндалин легко определяются, но диагностическая ценность их ограничена тем, что они могут встречаться при других заболеваниях (к примеру, при остром обострении хронического фарингита). Следующий фарингоскопический симптом — спайки между дужками и поверхностью миндалин. Бесспорный признак хронического тонзиллита — присутсвие жидкого гнойного экссудата (накопившейся жидкости) в лакунах.

Все эти признаки характеризуют простую (по Б.С. Преображенскому) или компенсированную (по И.Б. Солдатову) форму хронического тонзиллита, при которой ещё не выявляются симптомы очаговой инфекции.

Токсико-аллергическая форма I степени характеризуется начальными проявлениями общего заболевания. Они связаны с обострениями хронического тонзиллита и диагностируются в течение некоторого времени после ангины. Чаще всего поражается сердечно-сосудистая система. На данном этапе заболевания изменения носят функциональный характер и не выявляются на электрокардиограмме. Центральный механизм нарушения сердечной деятельности в этой стадии доказан экспериментально. Другие признаки токсико-аллергической формы I степени — субфебрилитет и тонзиллогенная интоксикация в виде быстрой утомляемости, слабости, снижения работоспособности в течении некоторого времени после ангины. Эти признаки неспецифичны и могут быть связаны с различными состояниями организма. Между тем, их идентификации и установление связи с заболеванием миндалин имеют принципиально важное значение для разработки рационального лечения хронического тонзиллита. Для установления связи субфебрилитета и интоксикации с хроническим тонзиллитом используют диагностический прием — пробное лечение. Если после курсового промывания лакун нёбных миндалин симптомы исчезают — они связаны с хроническим тонзиллитом.

Токсико-аллергической форме II степени характерно развернутое проявление очаговой инфекции. Признаки хронического тонзиллита теряют связь с обострениями и существуют постоянно, их можно зарегистрировать при функциональных исследованиях. Кроме того, для этой стадии характерно наличие сопряженных заболеваний. К сопряженным заболеваниям относятся коллагенозы (системная красная волчанка, ревматизм, склеродермия, узелковый периартериит, дерматомиозит), заболевания кожи (экзема, псориаз, нефрит, многоморфная экссудативная эритема, тиреотоксикоз и др.).

В России и в старанах Европы диагноз «хронический тонзиллит» можно установить только клиническим путём. В США же при наличии вышеперечисленных признаках проводят исследования, чтобы исключить астму, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, аллергию. Ревмопробы и исследование иммунного статуса не проводятся.

Лечение хронического тонзиллита

Хронический тонзиллит принято лечить консервативными и хирургическим методами.

Консервативное лечение хронического тонзиллита

Консервативный метод лечения показан, если хронический тонзиллит имеет компенсированную форму. Консервативное лечение применяется при наличии противопоказаний к хирургическому методу лечения.

К консервативным методам лечения относятся: [8] [10]

  1. Средства, которые способствуют повышению естественной резистентности (сопротивлению) организма: рациональный распорядок дня, правильное питание, витаминотерапия, санаторно-курортное лечение.
  2. Гипосенсибилизирующие средства: препараты, в состав которых входят кальций, аскорбиновая кислота, антигистаминные препараты.
  3. Иммунокорректирующие средства — применение препаратов иммунокоррекции (левамизол, тималин и др.) и иммуностимулирующих воздействий (облучение миндалин гелий-неоновым лазером).
  4. Средства с санирующим воздействием на нёбные миндалины: промывание лакун нёбных миндалин антисептическими растворами или раствором антибиотиков при помощи шприца или на аппарате «тонзиллор».
  5. Средства рефлекторного воздействия: иглорефлексотерапия, новокаиновые блокады.

Беременность и хронический тонзиллит

Хронический тонзиллит у беременных лечат только консервативно — орошением глотки антисептиками.

Оперативное лечение

В случае неэффективности консервативного лечения применяют полухирургические способы лечения: ультразвуковую биологическую чистку или лазерную вапоризацию лакун нёбных миндалин.

При декомпенсации хронического воспаления, применяется полное удаление миндалин — тонзиллэктомия.

Недостаточная эффективность системной антибиотикотерапии при хроническом тонзиллите подтверждается клинически. Исследование, основанное на изучении бактериологического состава с поверхности нёбных миндалин у 30 детей, подвергшихся их удалению, доказало: антибиотики, которые дети принимали шесть месяцев до начала операции, не повлияли на бактериологию миндалин к моменту тонзиллэктомии. [6] [7] [9]

Показаниями к тонзиллэктомии являются:

  • острая рецидивирующая форма тонзиллита (от 3-х эпизодов в год);
  • рецидивы паратонзиллитов;
  • симптомы хронического тонзиллита (экссудация, лимфаденит, если они резистентны к лечению и персистируют более 3-х месяцев);
  • гипертрофия миндалин, осложнённая СОАС;
  • подозрение на опухолевое изменение миндалины.

В популяции обструктивное сонное апноэ из-за гипертрофии лимфатического кольца глотки регистрируется у 11% детей. [1] [2] Превышение у детей индекса апноэ/гипопноэ более 5 эпизодов в час является показанием к хирургическому вмешательству.

В результате многочисленных исследований сделаны выводы:

  • Тонзиллэктомия не даёт последствий на общий иммунитет.
  • Астма и предрасположенность к аллергии у пациента не являются противопоказаниями к операции. Отягощающий эффект тонзиллэктомии на дальнейшую жизнь детей с атопией не доказан.

В настоящее время во многих лечебных учреждениях тонзиллэктомия выполняется под общей анестезией.

Техника операции заключается в выделении верхнего полюса миндалины с помощью скальпеля, ножниц или специального наконечника от электрохирургических приборов (коблатор, квазар, лазер и т. д). Затем миндалина отделяется от дужек и паратонзиллярной клетчатки тупым путём. На завершающем этапе операции нижний полюс миндалины отсекаю от подлежащих тканей.

Противопоказания к тонзиллэктомии

  • пороки сердца, гипертоническая болезнь;
  • тяжёлая форма анемии, лейкоз;
  • декомпенсированный сахарный диабет.

Лечение народными средствами

После консультации ЛОР-врача можно орошать глотку отваром ромашки и “Хлорофиллиптом” (препаратом, содержащим экстракт листьев эвкалипта). Эти средства используются только в комплексе с терапией, которую назначил доктор.

Прогноз. Профилактика

Профилактика хронического тонзиллита — это общегигиенические и санационные мероприятия. Она по праву считается действенной мерой вторичной профилактики заболеваний, в генезе которых важную роль играют ангины и хронический тонзиллит. Из общегигиенических мероприятий наиболее важны закаливание, рациональное питание, соблюдение правил гигиены жилища и рабочих помещений. Все больные с хроническим тонзиллитом должны обязательно находиться на диспансерном учёте у оториноларинголога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: