Энурез у детей в 7-10 лет. Что делать, если ребенок писается ночью?

Детский энурез: причины и лечение

Содержание

  • Что такое энурез?
  • Какие бывают виды этой болезни?
  • Почему развивается энурез у детей?
  • В каком случае следует вести ребенка к доктору?
  • Правила поведения перед сном
  • Как лечить энурез у детей?
  • Народное лечение энуреза у детей
  • Будят ли ребенка во сне?

Недержание мочи у детей, называемое энурезом – это достаточно распространенное явление, которое многие годы не утрачивает актуальности. Обычно проблема проявляется в ночное время, но и днем такое тоже случается.

Что это за болезнь?

Диагноз энурез у ребенка в 5-10 лет ставят по результатам комплексного обследования. Врач после этого определяет план терапии при необходимости, прописывает физиотерапию, назначает массаж и может даже направить к психотерапевту. Специалисты говорят об энурезе только в том случае, если ребенок мочится в кровать чаще трех раз в месяц, а по возрасту он старше пяти лет.

Многие родители бьют тревогу раньше времени, принимая норму за патологию. Только узкоспециализированный врач точно оценивает ситуацию и подтверждает или опровергает догадки. В силах родителей помочь разобраться в симптомах. Практика показывает, что почти каждый пятый-шестой ребенок в 5-6 лет страдает от недержания мочи ночью, а примерно у каждого десятого такое проявляется и в возрасте постарше – в 7-10 лет.

Даже некоторые подростки в 11-14 лет сталкиваются с энурезом по ночам, но такое бывает примерно в 2-3% случаев. Также по статистике мальчишки вдвое чаще страдают этой патологией, чем девочки.

Виды энуреза

Лечение недержания у детей подбирают с учетом индивидуальных факторов и вида патологии. Специалисты подразделяют ее на ночной, дневной и смешанный энурез, каждый из которых имеет ряд особенностей.

Ночное недержание

Когда дети в 5-8 лет засыпают, они себя не контролируют и могут просыпаться, обмочив постель. Болезнь может протекать в постоянной форме, то есть ребенок мочится постоянно, или в переменной, когда такое происходит лишь изредка.

Психосоматика энуреза у детей такова, что иногда они могут писаться под влиянием психотравмирующих факторов: наказание, обида, конфликт между родителями. Также повлиять способны экспансивные или физические нагрузки (малыш поздно заснул или набегался на детской площадке в течение дня). Когда энурез у детей не дает о себе знать днем, врачи называют его ночным моносимптомным.

Дневной энурез

Дневное недержание – результат замедленных реакций коры мозга в период бодрствования. Такой энурез одинаково часто наблюдается у девочек и мальчиков, а больше других ему подвергаются дети, которые сильно утомляются или эмоционально истощены. Также это касается маленьких пациентов с урологическими нарушениями.

Когда у ребенка слабая волевая сфера или он сильно утомляется от однообразия, он может непроизвольно потерять контроль над позывами в туалет. При этом возникает очаг возбуждения в мозге, который подавляет другие отделы.

К дневному энурезу могут привести анатомические и неврологические проблемы. В данных случаях мочевой пузырь будет быстрее наполняться определенным объемом жидкости, запускающим механизм мочеиспускания.

Смешанный энурез

При смешанной форме у детей 5-10 лет случаи недержания днем и ночью могут сочетаться. Данной патологией страдают преимущественно девочки, но и у мальчиков она иногда встречается.

Почему развивается энурез?

Некоторые из причин уже были упомянуты, но теперь рассмотрим их более детально. Когда рождается ребенок, у него нервная система не развита, а мочится он бесконтрольно до двух десятков раз в сутки. По мере взросления развиваются нервные окончания, а малыш начинает контролировать позывы, приучаясь садиться на горшок.

Полностью рефлекс формируется к 4-5 годам. Точный срок зависит от индивидуальных особенностей. В общем, бежать к врачу и бить тревогу родителям следует, если у ребенка дневное или ночное недержание наблюдается в возрасте 6-10 лет.

Причины патологии в данном случае могут быть такими:

  1. Осложнения в женском организме при беременности или в процессе родов. Они могут привести к перинатальному гипоксическому поражению нервной системы малыша.
  2. Наследственная предрасположенность. От родителей иногда передается ребенку ген, способствующий увеличению уровня веществ, которые снижают реакцию клеток мочевого пузыря на особый гормон.
  3. Инфекционное заболевание, поражающее мочевыводящую систему.
  4. Урологическая патология.
  5. Стрессы, неблагоприятная окружающая обстановка, психологическое давление со стороны.
  6. Сахарный диабет.
  7. Болезни спинного и головного мозга, которые бывают приобретенными или имеют врожденную этиологию.
  8. Мочевой пузырь малой емкости. Такое бывает после пиелонефрита.
  9. Аллергические реакции (довольно редкая причина, но врачи ее не исключают).

Нередко на причины ночного недержания у детей сочетаются или порождают друг друга. Также нельзя исключать такие провоцирующие факторы, как банальное переохлаждение организма, употребление большого количества жидкости или фруктов перед сном, крепкий сон или ночные страхи.

Когда вести ребенка к врачу?

У ребенка энурез – что делать и когда записываться к врачу, к сожалению, родители часто не понимают. Отправляться к специалисту, чтобы он помог вылечить недержание у ребенка в 5-7 лет и старшем возрасте нужно, если:

  • у ребенка дневное недержание мочи;
  • ночной энурез сопровождается постоянными дневными посещениями туалета;
  • ребенок жалуется на боли при мочеиспускании;
  • у ребенка болит низ живота или тянет в пояснице;
  • недержание возникло у ребенка после 9-10 лет.

Врач начнет с диагностического обследования, после чего разъяснит в подробностях, как лечить недержание мочи у детей.

План действий перед сном

Перед тем, как укладывать ребенка с недержанием спать, нужно соблюдать определенный план действий. Так называемая гигиена сна очень важна и достаточно эффективна в определенных случаях. Главные рекомендации сводятся вот к чему:

  1. Строго соблюдайте режим дня. Малыш должен ложиться спать в одинаковое время.
  2. Кормить ребенка нужно не позднее, чем за три часа до отхода в постель. Не давайте своему чаду мочегонные продукты и питье (кефир, яблоки, клубнику).
  3. Постарайтесь давать пить ребенку последний раз хотя бы за пару часов до сна.
  4. Перед сном ребенка нужно успокоить, а не играть с ним в активные игры. Чтение книги, настольные игры, раскраски – вот, что нужно. Если малыш будет засыпать без задних ног от бессилия, он ночью не проснется для мочеиспускания.
  5. Приучайте ребенка ходить в туалет перед сном – это должно стать обязательным ритуалом.
  6. Ночью оставляйте у кроватки горшок и оставляйте ночник.
  7. Чтобы вылечить ночной энурез, иногда достаточно создать для ребенка психологический комфорт. Не ругайте и не наказывайте его перед сном.
  8. Если малыш не обмочился ночью, похвалите его утром.
Читайте также:
Формирование навыков самообслуживания е ребенка 7-10 лет: что должен знать и уметь малыш?

Эти советы удивительно просты, но результативны, так что не пренебрегайте ими. Если же у ребенка недержание мочи днем что делать вам поможет выяснить врач. Большинство из перечисленных рекомендаций в таком случае пользы не дадут.

Профессиональное лечение

Искать лекарство от энуреза для детей нужно не раньше, чем ему исполнится 5-6 лет. В любом случае требуется серьезное клиническое обследование. Само по себе недержание проходит редко, поэтому не запускайте проблему.

Врач сначала расспросит родителей о режиме дня, рационе питания и количестве употребляемой жидкости в течение дня. Затем он направит на анализ мочи и УЗИ. Когда будет выявлена реальная причина детского ночного или дневного энуреза, будут выбраны таблетки против заболевания:

  1. Антибактериальные препараты. Если при обследовании будет обнаружена инфекция, педиатр пропишет Супракс, Азитромицин или Флемоксин Солютаб.
  2. Ноотропные или успокоительные. Когда у ребенка выявляют повышенную тревожность, гиперактивность или синдром дефицита внимания, подойдет Тенотен или Фенибут. В серьезных случаях могут делать уколы Кортексина или Пантогам.
  3. Физиотерапия. В дополнение к медикаментозным препаратам врач может прописать физиотерапию. Она нормализует функции нервной системы. Лучшими и популярными методами считаются электросон, электрофорез, гимнастика и массажи.

В обязательном порядке врач даст рекомендации по рациону питания и ограничению жидкости в вечерние часы. В отдельных ситуациях может выдать направление к детскому психотерапевту.

Народная терапия

С дневным и ночным недержанием можно бороться и домашними средствами, хотя некоторые врачи выступают против такой терапии. Во многом это связано с тем, что родители часто пренебрегают дозировками или используют неподходящие рецепты. Мы собрали только проверенные, на которые действительно стоит обратить внимание:

  1. Заварите ложку укропных семян стаканом кипятка. Оставьте на час настаиваться и давайте по 100 мл ребенку 6-10 лет на пустой желудок до завтрака.
  2. Сделайте компот из ягод брусники и влейте в него немного отвара из зверобоя. Давайте питье ребенку до 4 раз в день, чтобы в общем объеме он выпил хотя бы 200 мл. Средство борется с недержанием, связанным с психологическими причинами.
  3. Залейте 1 л кипятка пару ложек ягод шиповника и оставьте настояться. Давайте средство ребенку вместо чая или компота. Шиповник не только устраняет энурез, но и укрепляет организм в целом, повышая иммунитет.

Мы рекомендуем перед использованием таких средств консультироваться с лечащим врачом.

Стоит ли будить ребенка?

Напоследок рассмотрим еще один распространенный способ, которым иногда родители пытаются решить проблему недержания. Мнения докторов относительно того, будить ребенка ночью или нет, расходятся. Одни уверены, что искусственное пробуждение и поход в туалет или на горшок помогают выработать рефлекс. Якобы, это поспособствует самостоятельному пробуждению при позывах в туалет. Другие врачи уверены, что у детей уже в 6-8 лет выработать данный рефлекс невозможно.

Если решите испытать данную методику лично, будите малыша через два-три часа после того, как он лег спать, причем нужно сделать так, чтобы он проснулся полностью. Он должен сам дойти до горшка или унитаза, а затем вернуться в постель. Решив носить ребенка на руках, вы окажете ему и себе медвежью услугу, а результата не добьетесь.

Однозначно нужно будить, если малыш уже описался во сне. Переоденьте в сухую пижаму или заставьте его сделать это самостоятельно, перестелите постель. Все эти неудобства сформируют понятие о комфортном и спокойном сне. Постепенно он осознает, что вместо этого лучше быстро встать в туалет один раз за ночь и сразу лечь обратно.

Детей постарше, то есть в 8-10 лет, нужно будить чаще, и это действительно работает. Важна четкая схема и усердие, проявляемое в течение месяца:

  • В течение первых 5-7 дней нужно будить ребенка каждый час-полтора после засыпания.
  • На следующей неделе интервал увеличивают до 2 часов.
  • Еще через неделю до трех.
  • На последней четвертой неделе ребенка будят всего раз за всю ночь.

В результате такой схемы, если вы делали все стабильно, через месяц вы должны достичь результата в борьбе с энурезом. Если ночное недержание не отступит или будет проявляться чаще раза в 1-2 недели, идите к врачу за профессиональным лечением.

Мнение эксперта

Врач-педиатр высшей категории

Эту проблему родители должны озвучить педиатру как можно быстрее. Чаще всего проблема энуреза – это сопряженная проблема. Надо убедиться, нет ли врожденных патологических ситуаций со стороны мочеполовой системы ребенка, нет ли воспалительных заболеваний. Мальчиков мы направляем к урологу-андрологу, девочек к гинекологу. Также нужен осмотр нефролога.

Для полной картины нужно чтобы ребенок был обследован, чтобы каждый специалист сказал свое мнение о проблеме, а педиатр берет на себя ответственность эти сведения обобщить, назначить лечение и продолжать наблюдать ребёнка.

Детский энурез часто проявляется в детском саду. В причинах его появления тоже надо разбираться: ребёнок зажат, стесняется сам попроситься в туалет и т.д. Воспитатель должен следить, чтобы ребёнок ходил в туалет каждые 2-2,5 часа. Всё то что отработано, должно быть выведенным. Также важен питьевой режим для ребенка. Вода должна быть хорошая, очищенная. Соки лучше давать ребенку не концентрированными, а разбавлять водой. Расчет объёма жидкости в день – это 30-40 мл.на килограмм веса.

Энурез у детей: причины и лечение

Содержание:

Энурез у детей — заболевание, при котором достаточно взрослый ребенок не может полностью контролировать мочеиспускание. Обычно это происходит ночью, во сне, в редких случаях — во время бодрствования. В чем причина энуреза и как его лечить? Давайте разберемся.

Если ребенок мочится во сне — это детский энурез?

Не обязательно. О заболевании можно говорить только с определенного возраста. Обычно такой границей считается возраст 4–5 лет. Если вашему малышу 2–3 года, и у него случается ночное недержание мочи, не накручивайте себя — говорить о лечении еще слишком рано.

Читайте также:
Рюкзак, портфель или ранец – что выбрать для первоклассника?

Не ставьте знак равенства между энурезом (заболеванием) и ночным недержанием мочи у детей (симптомом). Как насморк может быть признаком десятков инфекций, аллергий и еще целого ряда болезненных состояний, так и причиной проблем с контролем мочеиспускания могут быть самые разные заболевания.

Для диагностики энуреза у детей врачи сначала исключают дефекты и травмы позвоночника и спинного мозга, а также другие заболевания, которые могут стать причиной мокрых ночей, такие как инфекции мочевыводящих путей, диабет. Недержание может быть и побочным эффектом от приема некоторых лекарственных препаратов или травяных сборов. Если у ребенка отмечаются симптомы энуреза, рекомендуется пройти обследование — возможно, причины проблемы сможет выявить уролог, психолог, невролог или другой специалист.

Ночной энурез у детей — распространенное явление?

Энурезом страдает 5–10 процентов детей в возрасте 5 лет. В 10 лет этот показатель снижается до 3–5 процентов. В 15 лет энурез отмечается только у 1 процента подростков.

Если у ребенка диагностировано недержание мочи с ранних лет, т. е. мокрые ночи не прекратились в возрасте, когда малыш уже должен научиться контролировать позывы в туалет, говорят о первичном энурезе. Также существует вторичный энурез — он возникает после длительного периода сухости, от полугода и более.

В чем причина недержания мочи у детей?

У детского энуреза нет одной единственной причины. Основными виновниками этой неприятности считаются следующие факторы.

Наследственность

Мама и папа малыша должны вспомнить свое детство и честно признаться друг другу, были ли у них симптомы энуреза. Вероятность недержания мочи у детей существенно повышается, если хотя бы у одного из родителей случались мокрые ночи в детстве. Если энурезом страдали оба родителя, им очень повезет, если их ребенку удастся избежать этого заболевания.

Аномалии мочеполовой системы

Существует ряд отклонений в функционировании мочеполовой системы, которые затрудняют мочеиспускание. Предположить наличие таких заболеваний можно, если моча при походах в туалет выделяется по каплям или тонкой струйкой. Эта проблема чаще встречается у мальчиков из-за сужения крайней плоти (фимоза). У девочек может наблюдаться стриктура (сужение) мочеиспускательного канала, но крайне редко.

Задержки развития нервной системы

Неверно считать, что в недержании у детей виновата лишь мочеполовая система. В конечном итоге главным органом контроля в этом процессе выступает нервная система — именно она будит человека ночью, рекомендуя встать и дойти до туалета. Если механизм не работает, возможно, проблема в незрелости нервной системы. Иногда это проявляется и другими симптомами, например, наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Психосоматика

Считается, что стрессовые ситуации и психические травмы могут привести к нарушениям работы коры головного мозга. Конфликты в семье, уход близких людей или, наоборот, появление новых лиц, слишком строгие нормы поведения и наказания за провинности, переезд в другой район или город с резкой сменой круга общения — эти и другие стрессовые факторы могут стать спусковым механизмом детского энуреза. Именно по этой причине строго запрещено ругать за мокрые ночи — такие методы «лечения» недержания обычно только усугубляют ситуацию.

2 размера ночных одноразовых трусиков-подгузников для мальчиков и девочек

Ночное нижнее белье DryNites ® — это впитывающие трусики для детей старше трех лет. Они разработаны специально для тех детей, у которых случается ночное недержание. Высокая степень впитывания трусиков соответствует возрасту, для которого они предназначены. С этой незаметной защитой хороший ночной сон гарантирован.

Что делать, если у ребенка ночной энурез?

Для начала обратитесь к врачу. Специалист сможет проанализировать симптомы, определить причины заболевания и дать рекомендации по лечению. Также он может подсказать, как научиться контролировать проблему.

Поддержите малыша

Детский энурез — это заболевание, и оно случается у многих мальчиков и девочек. Помните: ребенок неповинен в том, что иногда во сне у него не получается контролировать работу своего мочевого пузыря. Не ругайте и не наказывайте малыша за мокрую постель. Родительская поддержка сейчас важна как никогда, а стрессовые ситуации, наоборот, могут навредить.

Соблюдайте режим и правильный рацион

Ночное недержание мочи у детей можно контролировать, соблюдая несколько несложных правил. Этот метод не является лечением, но позволяет уменьшить количество мокрых ночей.

Ограничьте прием жидкости за 3 часа до сна.

Не давайте соленые, копченные, острые продукты и содержащие кофеин напитки.

Проконтролируйте, чтобы перед сном ребенок сходил в туалет.

Убедитесь, что температура воздуха в комнате не ниже 20 градусов.

Купите ребенку специальные трусики от ночного недержания

Используйте для сна одноразовые трусики DryNites ® . Они выпускаются в двух размерах — для детей 4–7 лет и 8–15 лет и имеют модели, учитывающие отличия в физиологии у мальчиков и девочек.

Храните трусики в детской комнате вместе с обычным бельем и пижамой, чтобы ребенок мог сам ими воспользоваться. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и независимым.

Что будет, если не лечить детский энурез?

Многие дети просто «перерастают» энурез, и часто это происходит без какого-либо лечения. Мнение о том, что его не надо лечить, высказывают не только обычные люди, но даже некоторые профессионалы от медицины. Вместе с тем, сам по себе он проходит далеко не у всех и не всегда, а основная проблема этого заболевания вовсе не в мокрых простынях, а в травмах, которые он может нанести психике.

Уже в возрасте 6–7 лет малыш начинает понимать, что у него «стыдное» заболевание, и страдает от этого. А в 9–10 лет, когда начинаются детские лагеря, коллективные поездки на отдых, ночевки с друзьями, это может стать серьезной проблемой для социализации и причиной развития низкой самооценки.

Пока ваш ребенок совсем маленький, не стоит задаваться вопросом, как избавиться от энуреза. Однако если проблема сохраняется в 5–6 лет, лучше обратиться к специалисту, который поможет найти решение.

Современные методы лечения энуреза при нарушениях мочеиспускания у детей

“В человеке все должно быть прекрасно…” А если гармония с миром нарушается таким страданием, как недержание мочи, что делать?

Читайте также:
Альтернативные системы образования в России: плюсы и минусы

“В человеке все должно быть прекрасно…” А если гармония с миром нарушается таким страданием, как недержание мочи, что делать?

Проблема современной диагностики причин и лечения энуреза у детей относится к числу важнейших социальных и медицинских аспектов. Международной классификацией болезней Х пересмотра (1995) энурез неорганической природы определяется как стойкое непроизвольное мочеиспускание днем и (или) ночью, не соответствующее психологическому возрасту ребенка [1]. Принято считать, что данная проблема приобретает клиническое значение с 5 лет [2, 6, 7].

При первичном (персистирующем) энурезе отсутствует предшествующий контроль за опорожнением мочевого пузыря.

Вторичный (приобретенный, рецидивирующий) энурез, возникший после периода стабильного контроля за мочеиспусканием (не менее 6 месяцев), чаще всего свидетельствует о влиянии дополнительных патологических факторов (урологических, неврологических).

Распространенность энуреза у детей в возрасте 4–15 лет по данным разных авторов колеблется от 2,3% до 30%. У 8–10% детей с ночным недержанием мочи в подростковом и взрослом возрасте сохраняются расстройства мочеиспускания днем, что нередко приводит к развитию психопатологических расстройств, значительному снижению качества жизни и требует длительного лечения. О социальном значении энуреза свидетельствуют следующие цифры: 61% родителей считают мочеиспускание в постель серьезной проблемой, а 1/3 из них наказывают детей за это. Определена полиэтиологичная природа ночного энуреза и невозможность, в большинстве случаев, выявления очевидной причины [3, 12, 14, 15]. Существует несколько гипотез о происхождении энуреза:

Задержка созревания нервной системы наиболее популярная гипотеза этиопатогенеза энуреза. Согласно этой концепции, незрелость центральной нервной системы (ЦНС) приводит к нарушению регуляции функций различных систем организма. По данным антенатальной медицины важными предрасполагающими факторами, формирующими задержку темпов созревания, являются раннее органическое поражение головного мозга гипоксического и травматического генеза, вызванное патологическим течением беременности и родов, а также травмы ЦНС и нейроинфекции [18, 21, 22, 25]. Клиническим проявлением постгипоксической церебральной недостаточности на органном уровне является симптомокомплекс расстройств вегетативной нервной системы в виде нейрогенных дисфункций мочевого пузыря, нарушений регуляции почечного кровотока и, по данным ряда авторов, циркадного ритма секреции вазопрессина [28]. Подтверждением данной гипотезы являются высокие темпы спонтанных ремиссий энуреза — у 10–15% детей в год [7, 16]. Урологическими исследованиями последних лет установлено, что в 5–10% случаев энурез является наиболее ярким, а порой и единственным симптомом неблагополучия в мочевой системе [49, 50]. Под маской энуреза могут скрываться пороки развития органов мочевыводящей системы, миелодисплазия, дисфункции мочевого пузыря, пузырно-мочеточниковый рефлюкс и др.

Результаты исследований по изучению роли нарушений мочеиспускания в формировании энуреза весьма противоречивы. J. P. Norgaard et al. (1997) отмечают, что первичный ночной энурез в 85% случаев является моносимптомным, а нестабильность мочевого пузыря у этих детей имеет место в 16%. По данным Центра патологии мочеиспускания Московского НИИ педиатрии и детской хирургии расстройства функции мочевого пузыря нейрогенного генеза являются одной из ведущих причин вторичной природы энуреза, а моносимптомный энурез встречается всего в 3,9% случаев (Е. Л. Вишневский с соавт., 2005, Тюмень).

В норме становление функции контроля над мочеиспусканием можно представить следующими характеристиками:

В первые месяцы жизни мочеиспускание происходит полностью рефлекторно — прямая парасимпатическая стимуляция. Период наполнения сменяется неконтролируемым опорожнением.

В возрасте 1–2 лет информация достигает коры головного мозга. Ребенок учится управлять мочеиспусканием.

Расстройства функции мочевого пузыря при энурезе проявляются клинически, в первую очередь, в виде гиперактивного мочевого пузыря, представляющего собой полный или неполный синдром императивного мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, ноктурия). Считается, что ночной энурез у детей в структуре данного симптомокомплекса является эквивалентом ноктурии у взрослых.

Нарушения реакции активации во время сна. Ряд авторов рассматривают энурез как патологический феномен сна и считают глубокий сон причиной энуреза.

Нарушения ритма секреции антидиуретического гормона и ночная полиурия. У здоровых лиц существует выраженная циркадная (суточная) вариация выделения мочи и ее плотности. Ночное повышение секреции вазопрессина приводит к снижению выработки мочи в ночное время. При нарушении секреции антидиуретического гормона ночью выделяются большие объемы мочи низкой плотности. Более чем у 75% детей с энурезом отмечается ночная полиурия.

Генетические факторы. 75% родственников первой степени родства пациентов с энурезом также страдают этим расстройством. Локус, ответственный за развитие ночного энуреза, идентифицирован на длинном плече 12 хромосомы. Тип наследования энуреза — аутосомно-доминантный.

Социально-психологические факторы и стресс. Доказано, что стрессы (развод или смерть родителей, частые конфликты в семье), особенно в первые 4–6 лет жизни ребенка, наносят глубокую травму психике ребенка, которая может реализоваться энурезом в качестве реакции протеста родителям и психотравмирующей ситуации. Установлен несомненный факт: после излечения от энуреза у детей наблюдаются обычно положительные психологические изменения [61].

Диагностика

При первичном обращении ребенка к врачу с жалобой на ночное недержание мочи, в первую очередь, необходимо исключить порок развития мочевого тракта и позвоночника, инфекционно-воспалительные заболевания мочевыделительной системы, заболевания центральной нервной системы, диабет. Важную роль в определении этиологии энуреза и выборе лечебной тактики играет анамнез. Особое внимание следует уделять изучению акушерского анамнеза, в частности, наличию угрозы прерывания беременности, гестоза, анемии, маловодия, многоводия, хронической внутриутробной гипоксии плода, задержки внутриутробного развития, асфиксии в родах. Выясняются особенности развития ребенка первые три года жизни (ушибы, сотрясения головного и спинного мозга, нейроинфекции, операции на ЦНС и других органах). С. Я. Долецкий (1984) указывал, что травма головного и спинного мозга, нанесенная органу, находящемуся в состоянии быстрого развития и дозревания, прогностически особенно неблагоприятна [18]. Большое значение придается выяснению стиля воспитания, требований родителей к формированию навыков опрятности у ребенка, наличию лейкоцитурии, запоров, энкопреза. Определяют генетическую предрасположенность, характер недержания мочи, частоту эпизодов и тип энуреза; факторы, предшествовавшие началу заболевания (психическая травма, нервное потрясение, переохлаждение, острое заболевание с повышением температуры тела, с изменениями или без них в анализах мочи), характер ночного сна ребенка, наличие патологических феноменов сна в виде снохождения, сноговорения, бруксизма (скрип зубами). Детальная, тщательная история больного энурезом позволит избежать многих ненужных обследований.

Читайте также:
10 лучших летних лагерей для школьников 7 лет и старше в России

Основополагающая роль в диагностике нарушений функции мочевого пузыря отводится клиническому анализу мочеиспускания. Функция мочевого пузыря оценивается путем регистрации ритма спонтанных мочеиспусканий в течение 2–3 дней, заполняются специальные таблицы, позволяющие выявить «зрелый тип мочеиспускания» и синдром императивного мочеиспускания [28]. Учитываются также показатели физического и психического развития ребенка. При физикальном осмотре исследуются органы брюшной полости и урогенитальной системы. Проводится осмотр поясничной области с целью выявления эпителиальных втяжений, оволосения кожных покровов в области крестца, указывающих на возможность аномалий строения позвоночника и спинного мозга [64]. При исследовании неврологического статуса обращают внимание на состояние двигательной, чувствительной, рефлекторной сферы (обязательно исследуются чувствительность в области промежности и тонус анального сфинктера) [22, 33]. Производится серия анализов мочи, а при необходимости — бактериологическое исследование. Уже на этой стадии можно определить предполагаемую причину энуреза и дальнейшую тактику обследования.

Нарушения функции мочевого пузыря в виде частых (более 8 раз в сутки), редких (менее 5 раз в сутки) мочеиспусканий, императивных (внезапно возникших сильных) позывов на мочеиспускание, признаков «незрелого мочеиспускания» у ребенка старше четырех лет, дневной энурез и лейкоцитурия являются показаниями для проведения углубленного обследования. Таким детям необходимо провести ультрасонографию почек и мочевого пузыря, измерение остаточной мочи, урофлоуметрию, рентген люмбосакрального отдела позвоночника, микционную цистоуретрографию. При вторичном энурезе следует выполнить уродинамическое обследование. По показаниям проводятся экскреторная урография, цистоскопия, электроэнцефалография и психологическое консультирование. В идеале пациенты с энурезом при выявлении урологической патологии должны направляться в соответствующие центры для дальнейшего обследования и лечения у детского уролога. Если это невозможно, то другие специалисты, проявляющие интерес к этой области медицины, могут кооперативно помочь таким пациентам.

Анализ литературы и собственный опыт наблюдения за более чем 3000 больных, страдающих энурезом, позволили выявить факторы, формирующие дисфункции мочевого пузыря и энурез, и обосновать новые подходы к выбору лечения данного заболевания с позиции его патогенеза. Комплексная программа лечения и реабилитации детей, страдающих энурезом, явилась результатом обобщения опыта работы команды специалистов: урологов, психоневрологов, реабилитологов, психологов и самих родителей ребенка, которые являлись полноправными членами команды. Координирующим звеном в этой технологической цепочке является врач-уролог.

За последние пять лет на базе Саратовской областной детской клинической больницы обследовано 379 больных энурезом в возрасте 5–17 лет (63% мальчиков и 37% девочек). В зависимости от причин энуреза больные были разделены на три группы: с нейрогенными дисфункциями мочевого пузыря (54%), пороками развития мочевой системы (35%) и первичным моносимптомным энурезом (11%). Проведенные исследования показали, что клиническая картина дисфункции мочевого пузыря при энурезе представлена как изолированным непроизвольным мочеиспусканием во время сна при первичном моносимптомном ночном энурезе, так и его сочетанием с полным и неполным синдромом императивного мочеиспускания. Наиболее значимыми факторами, формирующими дисфункцию мочевого пузыря и энурез, явились средний эффективный объем мочевого пузыря, число мочеиспусканий в сутки, задержка формирования «зрелого» волевого контроля мочеиспускания, императивные позывы (р

Т. В. Отпущенникова*, кандидат медицинских наук
И. В. Казанская**, доктор медицинских наук, профессор
*Саратовский государственный медицинский университет, Саратов
**Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава, Москва

Можно ли вылечить энурез у ребенка?

Ввиду разнообразия причин и факторов, провоцирующих недержание мочи, терапией энуреза занимаются детские врачи различного профиля: уролог, невролог, нефролог, психиатр и другие.

Примерно до 2-2,5 лет ребенок справляет нужду неосознанно, поскольку мочеиспускание носит рефлекторный характер. При определенном уровне заполнения мочевого пузыря от него в мозг посылаются нервные импульсы о необходимости опорожнения.

Однако уже в возрасте 4 лет дети начинают контролировать позывы мочевого пузыря, адекватно оценивая сигналы о степени его наполненности. Данный навык позволяет родителям приучить ребенка справлять нужду в горшок (позднее в унитаз) по мере необходимости или предварительно, например, перед прогулкой.

Контроль за функцией мочевого пузыря, а значит за появлением/отсутствием ночного энуреза зависит от индивидуальных особенностей ребенка:

  • циркадного ритма секреции гормонов, в особенности вазопрессина;
  • генетических свойств нервной системы (скорость созревания, пластичность и др.);
  • урологических расстройств (аномалии строения, заболевания);
  • наличия задержки развития нервной системы и др.

Если же у детей после 4-4,5 лет происходит недержание мочи, необходимо проконсультироваться со специалистом, так как энурез может входить в симптомокомплекс разнообразных нарушений и заболеваний. Согласно статистике ВОЗ, в возрасте до 5 лет ночное недержание мочи свойственно 10% детей, преимущественно мальчикам.

Успех лечения энуреза базируется на своевременном обращении к врачу, тщательном соблюдении всех его рекомендаций и помощи родителей (правила поведения родителей мы рассмотрим ниже).

Признаками, свидетельствующими об обязательном обращении к педиатру, служат:

  • сложности контроля у ребенка за мочеиспусканием, как днем, так и ночью;
  • рецидив энуреза после длительного «сухого периода»;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • частая жажда, особенно на фоне отеков ног;
  • недержание мочи после достижения 5-летнего возраста и др.

Современная медицина предлагает широкий спектр методов лечения энуреза, но наилучший результат достигается при комплексном подходе. Обычно терапия недержания мочи длительная, но имеет благоприятный прогноз. Согласно клиническим наблюдениям, только в 1% случаев энурез рецидивирует во взрослом возрасте.

Что такое энурез у детей?

Энурез – стойкое непроизвольное недержание мочи у ребенка старше 5 лет (ночное, дневное или сочетанное). Ночной энурез – это недержание мочи во время сна, в возрасте, когда у ребенка ожидается полноценное формирования механизма контроля за функцией мочевого пузыря. Дневной энурез – это недержание мочи в период бодрствования, что предполагает нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря.

Специалисты выделяют следующие основные типы энуреза:

  • первичный (персистирующий), ночное недержание мочи, возникающее из-за задержки формирования физиологического рефлекса (то есть ребенок писается с детства и всегда);
  • вторичный (приобретенный), развивающийся вследствие многочисленных факторов и проявляющийся в любое время суток (происходит распад образованного условного рефлекса);
  • осложненный, появляющийся на фоне серьезных соматических или психических заболеваний (урогенитальные инфекции, сахарный диабет и др.);
  • неосложненный, при котором отсутствуют отклонения от норм в здоровье и развитии;
  • неврозоподобный, развивающийся вследствие нейроинфекции или порока внутриутробного развития ребенка;
  • невротичный, свойственный детям с нестабильной нервной конституцией и появляющийся в ответ на стрессовую ситуацию.
Читайте также:
Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

Энурез диагностируется, согласно следующим критериям:

  • частота непроизвольного или преднамеренного мочеиспускания происходит не реже 2 раз в месяц у детей младше 7 лет;
  • частота непроизвольного или преднамеренного мочеиспускания не реже 1 раза в месяц у детей старше 7 лет;
  • длительность недержания мочи более 3 месяцев;
  • отсутствие объективных причин для недержания мочи (аномалий развития, психопатологии и др.).

Из-за чего у ребенка недержание мочи?

Недержание мочи может развиваться у ребенка вследствие физиологических и неврологических причин.

Основными причинами развития энуреза являются:

  • побочное действие лекарственных препаратов;
  • урогенитальные инфекции;
  • стресс;
  • эндокринные дисфункции;
  • пороки развития органов мочевыделительной системы;
  • обструкция (сужение) верхних дыхательных путей;
  • приступы эпилепсии;
  • аллергические реакции;
  • вирусное поражение нервной системы и др.

Наличие энуреза в анамнезе хотя бы у одного из родителей увеличивает риск возникновения нарушения у ребенка на 40%.

Какой врач лечит энурез у детей?

Считается, что квалифицированная медицинская помощь нужна, если недержание мочи происходит чаще, чем раз в 21 день (в промежутке между сухими периодами не успевает закрепиться условный рефлекс контроля).

Как мы уже упоминали, проблемой энуреза у детей занимается многопрофильная команда врачей. Однако, в первую очередь следует записаться на прием к педиатру. Данный специалист, на основе жалоб и анализа семейного анамнеза, направит ребенка на общие анализы (анализ мочи и крови, УЗИ почек и УЗИ мочевого пузыря с определением остаточной мочи) и на консультацию специалистов.

В зависимости от причины, вызвавшей энурез, лечением нарушения занимаются следующие специалисты:

  • детский уролог, в компетенции которого находится здоровье мочевыделительной системы. Он может назначить дополнительные исследования для уточнения природы недержания мочи (цистоскопия, или урофлоуметрия);
  • детский нефролог, поскольку нарушение может быть вызвано неправильным строением и функционированием почек;
  • детский невролог, выявляющий отсутствие нарушений в работе спинного и головного мозга;
  • детский психолог или психотерапевт, корректирующий психологическое состояние ребенка;
  • физио- или рефлексотерапевт;
  • детский гинеколог или андролог, поскольку появление энуреза нередко связано с наличием инфекций урогенитального тракта или аномалий строения половых органов.

Как лечить недержание мочи у детей?

Тактика и состав терапии недержания мочи у детей зависят от этиологии нарушения. Лечебные и профилактические меры устранения энуреза у детей многообразны и в основном проводятся амбулаторно (за исключением терапии патологий органов выделения мочи).

Наиболее востребованными в медицине методами лечения недержания мочи у детей являются:

  • медикаментозный курс с применением гормональных препаратов, психостимуляторов или седативных средств;
  • немедикаментозный курс (психо- и физиотерапия, лечебная гимнастика);
  • режимные мероприятия.

Комплексное применение методов лечения позволяет исключить влияние факторов-провокаторов нарушения и существенно повысить результативность лечебных процедур.

Для того чтобы улучшить и закрепить результат терапии родителям необходимо придерживаться следующих правил поведения:

  • оказывать всестороннюю психологическую поддержку во время лечения;
  • не наказывать и не ругать ребенка за эпизоды недержания мочи;
  • не обсуждать проблему с посторонними в присутствии ребенка;
  • не надевать подгузники на ночь (но использовать их в дороге, в гостях и на прогулке);
  • соблюдать режим дня и укладывать ребенка спать не позднее 9 часов вечера;
  • посадить ребенка на горшок (унитаз) перед сном;
  • избегать перевозбуждения и переутомления перед сном (активные игры, просмотр мультфильмов и др.);
  • не оставлять его одного в темной комнате;
  • избегать переохлаждения;
  • не будить и не поднимать ребенка в туалет во время глубокого сна, поскольку это мешает отдыху нервной системы и может усугубить ситуацию;
  • ограничить прием жидкости и жидких блюд перед сном (примерно за 3-4 часа до сна).

Также эффективной мерой в устранении энуреза является организация детского сна на жесткой поверхности с возвышением в области под коленями (валик соответствующего размера). В ходе процесса лечения желательно оптимизировать рацион питания и не давать ребенку продукты, обладающие мочегонным эффектом (шоколад, арбуз, какао и др.).

Можно ли вылечить энурез у детей?

Правильно подобранная комбинация методов терапии обеспечивает быстрый терапевтический эффект уже у 30% пациентов, но неоконченный курс лечения может спровоцировать рецидив нарушения. Нередко лечение энуреза длительное, требующее скоординированных усилий родителей и врачей, однако в большинстве случаев наблюдается полное выздоровление по достижению 6-7 летнего возраста.

Тактичность и психологическая поддержка родителей многократно увеличивают скорость выздоровления ребенка и минимизирует вероятность повторного появления расстройства.

Не рекомендуется заниматься самолечением и применять народные методы терапии без одобрения врача. Травяные сборы содержат биологически активные вещества, которые могут негативно повлиять на работу детской мочевыделительной системы и усугубить проблему. Своевременное обращение к врачу и применение терапевтических процедур с доказанной эффективностью обуславливают успех лечения.

Частные школы: какие виды альтернативного образования существуют в России?

Содержание статьи:

Еще древнегреческий философ Аристипп заметил, что детей необходимо учить тому, что им может пригодиться во взрослой жизни. Ну что ж, спорить с выдающимся учеником Сократа мы не станем. Безусловно, все родители, отдавая своих чад в школу, мечтают о том, чтобы знания, полученные в образовательном учреждении, помогли стать их детям успешными и счастливыми. Сегодня, как никогда ранее, традиционное обучение подвергается особо жесткой критике. Многие родители не желают отдавать своих детей в государственные школы и упорно ищут альтернативные варианты обучения. Благо их сегодня довольно много. Конечно, обо всех возможных вариантах в одной статье не расскажешь. Поэтому мы остановимся лишь на наиболее интересных, с нашей точки зрения.

Для начала давайте определимся с самим термином – альтернативное образование. Альтернативная система образования в корне отличается от традиционной. Традиционная система предполагает четкое структурирование учебного процесса. Ее основная задача – дать детям определенный объем знаний по предметам, включенным в Учебный план. Организация обучения – классно-урочная.

Основные недостатки традиционной системы образования:

  • Ориентированность на память ребенка, а не на его мышление.
  • Репродуктивный стиль получения знаний.
  • Недостаточное внимание к развитию творческих способностей детей и их активности.
  • Единый темп обучения, который не учитывает индивидуально-психологические особенности детей.

Мы перечислили лишь некоторые недостатки традиционного образования, которое в последние годы игнорирует довольно большое количество родителей. Они предпочитают, чтобы их дети получали альтернативное образование, достоинства которого, по их мнению, очевидны.

Преимущества альтернативной системы образования:

  • Эта система в первую очередь ориентируется на нужды учащихся, а не на выработанную Управлением образования программу.
  • Для альтернативного образования характерен индивидуальный подход к каждому ученику. Ребенок сам может выбирать темп освоения нового материала и наиболее подходящие для него методики.
  • Гибкие учебные планы позволяют учитывать способности всех учеников. Ребенок самостоятельно может координировать свое обучение.
  • Альтернативное образование исключает «зубрежку» и «обязаловку».
Читайте также:
Интервью врача-лора о лечении хронического тонзиллита

Сразу хотим отметить, что Российское законодательство допускает возможность альтернативного обучения с прохождением государственной аттестации.

В этой статье мы подробно остановимся на некоторых видах альтернативного обучения.

Вальдорфская школа: особенности обучения, минусы, плюсы

Особенности обучения в Вальдорфской школе – развитие творческих способностей учащихся, предоставление возможности выбора. Одним из основополагающих правил данной школы является отсутствие домашних заданий. Педагоги школы пытаются продлить детям детство, сделав его интересным, познавательным и максимально насыщенным.

С первого класса дети мастерят игрушки и всевозможные поделки, изучают два иностранных языка, поют, рисуют, танцуют, занимаются ритмикой и играют на музыкальных инструментах. Здесь нет двоечников-изгоев, но нет и лидеров-отличников. Каждый ребенок – личность! А все вместе один сплоченный коллектив. В школе дети не слышат слова «нет». Им позволено все! Невероятно, но в этой школе вы не увидите гаджетов и компьютеров. Несмотря на это, дети идут в школу с огромной радостью. В этом учебном заведении в штате нет директора. Все вопросы решаются коллегиально: учителями, родителями и учениками.

Недостатки школы:

  • Можно ли к недостаткам отнести отсутствие отметок? С одной стороны – дети не гонятся за пятерками. С другой, их знания оцениваются в специальной тетрадке, которая больше напоминает характеристику, чем привычный дневник. Если родители решат перевести ребенка в другое образовательное учреждение, у них могут возникнуть серьезные проблемы.
  • В Вальдорфской школе процесс обучения может занять 12 лет. И в девятом классе уйти в техникум не удастся.
  • Некоторые родители считают, что эта школа готовит исключительно гуманитариев, точным наукам уделяется недостаточно внимания.
  • Дети учатся читать со второго класса. Только к четвертому классу начинается преподавание «серьезных» предметов.
  • Некоторые родителя атмосферу, царящую в этом учебном заведение, сравнивают с церковной. Хорошо это или плохо решать вам.

Достоинства обучения в Вальдорфской школе:

  • В школе учитель является непререкаемым авторитетом. Первый педагог преподает все дисциплины до восьмого класса. Только в девятом классе появляются другие учителя. Дети привыкают к своему учителю, он становится для них родным человеком.
  • Отсутствие оценок мотивирует учеников, они не боятся получить двойку и отвечают более раскованно, выдвигая свои гипотезы и высказывая свое мнение.
  • В школе царит удивительная атмосфера. Все праздники дети, родители и ученики отмечают вместе.
  • Выпускники Вальдорфской школы легко поступают в ВУЗы, но, как правило, они выбирают творческие или гуманитарные профессии.

Парк открытых студий – методика обучения, отзывы выпускников

Образовательную концепцию, которая легла в основу принципа обучения детей в Парке студий, разработал в 1993 году профессор М. Балабан.

Особенности обучения в Парке открытых студий:

  • Основное отличие данной системы обучения заключается в ее мобильности.
  • В Парке студий нет ни звонков, ни отметок, ни расписания.
  • Парк — это открытое образовательное пространство. То есть ученик может в любой момент встать и уйти.
  • Преподаватели студий парка должны заинтересовать ученика в посещении именно их уроков, сделать так, чтобы у него не возникло желания покинуть урок.
  • Каждый день в Парке работает пять-шесть студий, учащиеся имеют право прийти в любую из них и заниматься до шести академических часов подряд. А могут через пятнадцать минут покинуть студию и перейти в другую.
  • В Парке студий могут заниматься только дети с 5 и по 9 класс.

В двадцать первом веке уже невозможно научить детей тем знаниям, которые им могут пригодиться через десять лет. Ведь сегодня даже нельзя предсказать, что будет через неделю. Именно поэтому современное обучение должно быть максимально мобильным. Учителя должны выдавать детям, ту имеющую информацию, которую они смогли бы использовать в будущем. Выбирать нужную информацию должны сами учащиеся. Парк открытых студий позволяет ученикам присутствовать на тех уроках, на которых им интересно. Учителя в Парке открытых студий постоянно учатся, они следят за возможностями своих учеников и помогают им осваивать уже имеющуюся информацию. Многие педагоги считают, что именно за таким образованием будущее.

Учащиеся, прошедшие обучение в Парке открытых студий, отмечают, что благодаря такой системе, они стали самостоятельными, им было интересно учиться, они утратили необходимость в контроле. Кроме того, ученики научились планировать свое время и заниматься самообразованием. Знания, которые они получили в Парке открытых студий, более глубокие и объемлющие, чем у их сверстников, прошедших обучение в обычных школах. Школа-парк – это не попытка «выдать» знания учащимся, это помощь в развитии знаний каждого.

Я закончила школу десять лет назад. Все это время моя жизнь постоянно менялась, меняется и развивается она и теперь. Большинство из того, что сегодня помогает мне гармонично развиваться, было заложено еще в далекие школьные годы, когда я училась в Парке открытых студий (ПОС). У нас был разновозрастный и «разношерстный» коллектив. У каждого – свои желания, способности, отношение к жизни. Мы все были на разном уровне развития: и школьного, и человеческого. Обучение в такой группе не могло не повлиять на нашу дальнейшую судьбу: мы учились многому, что впоследствии стало неотъемлемой частью нашей жизни. (Алена Драгушина, выпуск 2005 года – второй выпуск Парка открытых студий)

В Парк открытых студий (ПОС) я пришла в 5 класс, перешла из другой школы, и мне стало понятно сразу, что это не обычный класс. Нам разрешили выбирать предметы, учителей и тьютора (хотя мы не совсем понимали, зачем они нам нужны). Я воспринимала все происходящее как игру, к которой было сложно приноровиться после обучения в другой школе.

Со временем картинка прояснилась. Мне было интересно – у нас в ПОСах было много интересных детей. Мы могли найти себя, свои увлечения, таланты в той или иной сфере, при этом нас не ограничивали рамками изучения предметов в классическом понимании. Учителя старались преподнести каждый предмет интересно для каждого ученика, придумывали всякие погружения в темы, семинары и т. д. Мы, ученики, участвовали в этом процессе в меру своих возможностей. Не было тупого натаскивания по программе, скорее программа подстраивалась под каждого из нас. Все дети разные, кому-то больше дается математика и точные науки, кому-то – литература, словесность… Мы могли уделять больше времени именно тем предметам, в которых чувствовали себя сильными, успешными. (Александра Никифорова, выпуск 2003 года – первый выпуск Парка открытых студий)

Читайте также:
Что должен знать и уметь будущий первоклассник - готов ли к школе мой ребенок?

Школа-экстернат: для кого подходит и что дает?

Школа-экстернат – это форма аттестации, а не обучения. Особенности такого получения знаний заключаются в освобождении учащихся от занятий в школе.

Выбирая данную форму образования, ученик переходит на самообразование в домашних условиях под контролем педагога. Экстернат позволяет одаренным детям закончить обучение на год, а то и на два раньше. Это индивидуальная форма обучения, при которой ученик сам изучает школьную программу. Но это вовсе не означает, что экстерн вообще не посещает учебное заведение. Пройдя определенную часть школьной программы, он проходит промежуточную и итоговую аттестации. Кроме того, он обязан приходить на консультации к педагогу. Аттестация проводится раз в полгода.

Школа-экстернат может функционировать по-разному:

  • Есть школы, в которых несколько раз в неделю учащийся приходит на индивидуальные репетиторские занятия с педагогом .
  • В других школах организуются групповые репетиторские занятия для учащихся десятых-одиннадцатых классов.
  • В-третьих – курс обучения можно проходить по Интернету. Однако на аттестацию ученик все равно должен будет приходить. Есть и интенсивные курсы обучения, которые предполагают прохождение два класса за один год.

По окончанию изучения всего курса школьной программы учащиеся должны будут сдавать экзамены по всем предметам. Во многих европейских школах учащиеся могут получать консультации от преподавателей по телефону или через e-mail. В школу они не приходят совсем. Сразу хотим оговориться, что условия прохождения обучения экстернатом в каждой школе свои.

Кому подходит школа-экстернат?

Такая форма обучения идеально подходит для одаренных детей, для детей, которые уже определились с будущей профессией (спортсмены, певцы, танцоры и т. д.). Школа-экстернат прекрасно подходит детям, имеющим проблемы со здоровьем, детям-инвалидам, а также учащимся, родители которых постоянно меняют место жительство.

Домашнее индивидуальное обучение: плюсы и минусы обучения школьника на дому

В последние годы многие родители выбирают для своих детей альтернативное домашнее обучение. Мы перечислим положительные и отрицательные стороны такого выбора.

  • Возможность организации учебного процесса по биологическим часам ребенка.
  • Никакого насилия и негативного отношения со стороны сверстников.
  • Снижается риск заражения вирусными и инфекционными заболеваниями, Осуществляется постоянный родительский контроль, исключающий возникновения травм и проблем со зрением.
  • Возможность введения в учебное расписание дополнительных предметов. Например, иностранных языков, историю искусств и т. д.
  • Индивидуальная программа позволяет выявить склонности и таланты ребенка.
  • Сохраняется тесный контакт с родителями, исключающий нежелательное вмешательство в воспитательный процесс посторонних лиц.

  • Отсутствие школьной дисциплины.
  • Необходим постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Ребенок не получает необходимых навыков общения с незнакомыми людьми, он не интегрируется в социальную среду.
  • Ребенок осознает, что он не такой как все. А это далеко не всегда хорошо.

Школа Академика Щетинина: достоинства и недостатки частной школы

Имеющаяся информация о школе Щетинина довольно противоречивая. Кто-то в восторге от данной системы образования, кто-то называет эту школу – сектой. Первая экспериментальная школа, которую возглавлял академик, была закрыта, но в 1988 году эксперимент продолжился. Эта школа интернатского типа. Учащиеся проживают на территории школьного комплекса и периодически выезжают домой в гости. Занятия проходят круглый год. В свободное от занятий время дети занимаются трудом: строительством, ремонтом, сельскохозяйственными работами и т. д. В расписание уроков входит изучение правил рукопашного боя и этнических танцев. Атмосфера в школе напоминает армейскую.

Достоинства обучения в школе Академика Щетинина:

  • Возможность приобретения полезных для жизни навыков.
  • В школе практикуется метод погружения. Отметки за знания не ставятся.
  • Возможность постоянного проживания ребенка на свежем воздухе вдали от загазованного города.
  • Жесткая цензура на все виды информации.
  • Можно получить образование в ускоренном режиме.
  • Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти конкурс.

Не знаем, можно ли все вышеперечисленные пункты отнести к достоинствам данной школы. Однако точно можно сказать одно, все выпускники этого учебного заведения с легкостью поступают в самые престижные российские ВУЗы.

Недостатки обучения в школе Щетинина:

  • Нет четко организованного учебного процесса. Нет классов, отдельных кабинетов. Уроки могут проводиться даже на улице.
  • Разновозрастные группы учеников.
  • Недостаток дипломированных преподавателей. В основном дети занимаются самообразованием.
  • Выходить за территорию школьного комплекса запрещается.
  • Очень жесткий режим дня.
  • Есть проблемы с квалифицированной медицинской помощью.

По мнению некоторых родителей, учеба в школе академика Щетинина полностью отдалила от них детей.

Мы лишь вкратце ознакомили вас с существующими возможностями получения альтернативного образования. В какое учебное заведение отдать своего ребенка – решать вам. А как оформить ребенка в школу в первый класс, расскажет одноименна статья на нашем сайте.

Альтернативное образование: преимущества и недостатки

Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.

Читайте также:
Порядок записи в школу будущего первоклассника по интернету и лично - документы

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:

  • Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
  • Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
  • Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
  • Учиться можно в любой среде — необязательно в классе.
  • Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и творческое мышление.
  • Обучение — это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
  • Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
  • Учеба — пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.

Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».

Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:

  • Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
  • Школы для учеников со специальными потребностями.
  • Независимые частные школы.
  • Школы с эмоциональным уклоном.

Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.

Магнитные школы — это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).

Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.

Беспокойства родителей

Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:

  • ребенок необычайно одарен;
  • имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
  • ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
  • он не может учиться по состоянию здоровья;
  • поведение ребенка становится саморазрушительным;
  • он имеет эмоциональные и психические проблемы.

Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.

Недостатки альтернативных школ

Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:

  • дорогостоящее обучение;
  • занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
  • есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
  • не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
  • школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
  • не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.

Преимущества альтернативного образования

Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.

И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:

  • Меньшие размеры классов. Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
  • Более гибкие графики и требования. Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
  • Основатели школы действительно заинтересованы в учениках. По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
  • Широкое разнообразие методов обучения. В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
  • Нетрадиционные методы оценивания. Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
  • Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика. Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким эмоциональным интеллектом.
  • Учащиеся редко прогуливают. И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.

Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.

Альтернативные школы в России

В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.

В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.

Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).

Альтернативные системы образования

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Читайте также:
Как выучить таблицу умножения быстро и легко?

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа и альтернативные методики образования.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам.

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Вальдорфские школы в России можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере и т.д). Есть и минусы – часто в такие школы идут обычные учителя за “длинным рублём”, слегка скорректировав свои наработки работы в обычной школе. Результат – подобные отзывы:

Школы “свободного” типа. Яркий пример из Великобритании – Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге “Саммерхилл – воспитание свободой”:
“Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк – ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь – любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл – это школа, где ребенок знает, что его принимают”.

Художественный фильм “Школа “Саммерхилл”/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)

Аналог школы “свободного” типа в России – школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната – во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Школа-парк — образовательная система (полное название — «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения», и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Ярослава Коваленко.

В парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993—2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

– Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

– Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

– Все УРОКИ УЖЕ полностью РАЗРАБОТАНЫ автором программы, что позволяет в точности придерживаться методики.

– Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

– Никаких воздействий на подсознание.

– Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

Читайте также:
Рюкзак, портфель или ранец – что выбрать для первоклассника?

– Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

– В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

– В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят “по другим правилам”.

Нормальный первоклассник – это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Видео о методике Жохова В.И.:

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей , Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Больше материалов по системе Базарного: читайте подробную статью Как калечит школа

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость. и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа – институт – работа – пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: