Если грудной ребёнок упал и ударился головой

Сотрясение головного мозга у детей – симптомы и лечение

Что такое сотрясение головного мозга у детей? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Артеменко К. А., врача УЗИ со стажем в 27 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Сотрясение головного мозга (СГМ) — основная клиническая форма лёгкой черепно-мозговой травмы (ЧМТ), в частности, диффузного повреждения паренхимы мозга. Она занимает первое место среди всех травм детского возраста, требующих лечения в стационарных условиях.

По данным эпидемиологических исследований, ЧМТ у детей и подростков во многих странах достигает 200 случаев на 100 тысяч человек. Причём ЧМТ чаще встречается у лиц мужского пола (до 70 % всех случаев). [7]

Выделяют две возрастные группы с большим риском получения черепно-мозговой травмы:

  • дети до 5 лет;
  • пациенты от 15 до 25 лет.

У детей с первого года жизни начинается высокая двигательная активность, появляется стремление всё узнать, попробовать, добраться до различных мест. Это проходит на фоне несовершенства моторных навыков и координации движений, сниженного чувства опасности и переоценки физических возможностей, что и приводит к появлению травмы.

Основными причинами возникновения сотрясения мозга в детском возрасте являются:

  • травмы в процессе рождения;
  • падение младенцев и детей до трёх лет с кроватей, пеленальных столов, из рук родителей, колясок и т. п.;
  • нарушение координации в результате непропорционального физического развития тела у детей до трёх лет (большой вес головы) и падение вниз головой при резком ускорении или торможении (в этом возрасте дети ещё не научились страховать себя руками во время падения);
  • удары при падении детей 4-7 лет с высоты (детских горок, качелей, подоконников или деревьев);
  • нарушение правил дорожного движения и автомобильные аварии с нефиксированным ребёнком в специальном автомобильном детском кресле;
  • нарушение техники безопасности и отсутствие/неисправность спортивной экипировки во время подвижных игр и спортивных соревнований.

Симптомы сотрясения головного мозга у детей

Сотрясение мозга у детей и взрослых протекает по-разному.

К основным признакам, свидетельствующим о СГМ во взрослом возрасте, относятся:

  1. кратковременное нарушение сознания;
  2. посттравматическая амнезия (длится несколько секунд или минут, но не более часа); [4][10]
  3. головная боль ( сдавливающая или сжимающая);
  4. жалобы на головокружение и тошноту, не связанную с приёмом пищи (причём чувство тошноты обычно взаимосвязано с выраженностью головной боли);
  5. учащённое дыхание, рвота, нарушение сердечного ритма;
  6. симптомы нарушения вегетативной нервной системы:
  7. общая слабость;
  8. стойкое повышение давления (не столько из-за самой травмы, сколько из-за перенесённого стресса);
  9. бледность лица или гиперемия (приливы крови);
  10. повышенное потоотделение рук и ног; [2][3]
  11. неврологические проявления (более выражены в первые часы и дни после травмы): [5]
  12. расширение или сужение обоих зрачков при сохранении живых рефлексов на свет;
  13. асимметрия сухожильных и кожных рефлексов;
  14. мелкий горизонтальный нистагм (частое колебательное движение).

Симптомы СГМ у детей с момента травмы появляются не сразу. [9] В момент травмирования отмечается бледность кожных покровов (прежде всего лица) и тахикардия. В динамике возникает головная боль, вялость и сонливость, рвота, беспокойство, капризность, расстройства сна, срыгивания во время кормления.

У детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых и детей старше семи лет, посттравматическое состояние протекает без утраты сознания, отмечается лабильный пульс, горизонтальный нистагм, снижение корнеальных рефлексов (при лёгком прикосновении к роговице глаза веки не смыкаются), изменение мышечного тонуса (чаще гипотония), повышение или понижение сухожильных рефлексов, повышение температуры до 37,1-38,0°C.

Состояние ребёнка обычно улучшается на 2-3 день после СМГ, тогда как у взрослых симптомы регрессируют на 5-9 сутки с момента травмы. [9]

Патогенез сотрясения головного мозга у детей

Механизм СГМ у детей обусловлен ударным ускорением и инерциальной травмой. [1]

Ускорение, придаваемое мозгу в момент ЧМТ, служит основным составляющим патогенеза его сотрясения как при опосредованном (инерциальном травмировании), так и при прямом (ударном) воздействии механической энергии на голову.

Согласно современным представлениям, при любой закрытой черепно-мозговой травме в её патогенез вовлекаются все отделы головного мозга, что приводит к нарушению связей между нейронами.

Считается, что в основе клинического проявления СМГ лежит асинапсия — временное нарушение связей клеток мозга (преимущественно функциональное). [8] Исследования ряда авторов подтвердили, что морфологическим субстратом СМГ является нарушение синаптического аппарата. В более тяжёлых случаях к ним присоединяются нарушения ультраструктуры осевых цилиндров нейронов — аксонов. [8] [9]

В основе формирования клинических синдромов СГМ лежат нарушения в срединно­стволовых структурах мозга и ретикулярной формации, а также расстройства корково-подкорковых взаимоотношений. [1] [11] Вовлечение в патологический процесс стволовых образований приводит к страданию как специфических, так и неспецифических систем мозга, проявляющихся в виде различных вегетативных и нейропсихических нарушений.

Классификация и стадии развития сотрясения головного мозга у детей

По степени тяжести СМГ бывает:

  1. лёгким — сохранение симптомов менее 20 минут;
  2. среднетяжёлым — от 20 минут до 6 часов;
  3. тяжёлым — от 6 до 48 часов;
  4. крайне тяжёлым — более 48 часов.

Ряд авторов отмечает, что у детей раннего периода жизни и дошкольного возраста потеря сознания может отсутствовать. [1]

Детская шкала комы (для детей, младше четырёх лет) позволяет оценить степень угнетения сознания:

  1. Открывание глаз:
  2. произвольное — 4 балла;
  3. как реакция на голос — 3 балла;
  4. как реакция на боль — 2 балла;
  5. отсутствует — 1 балл.
  6. Речевая реакция:
  7. ребёнок улыбается, ориентируется в пространстве, реагирует на звук, следит за движениями, отзывчив — 5 баллов;
  8. ребёнка можно успокоить, отзывчивость неполноценная — 4 балла;
  9. во время плача малыш ненадолго успокаивается, стонет — 3 балла;
  10. плачет и не успокаивается, беспокойство не проходит — 2 балла;
  11. не реагирует на попытку успокоить — 1 балл.
  12. Двигательная реакция:
  13. выполняет движения по команде — 6 баллов;
  14. отталкивает в ответ на болевое раздражение — 5 баллов;
  15. отдёргивает конечности на болевое раздражение — 4 балла;
  16. патологическое сгибание как ответная реакция на болевое раздражение (декортикация) — 3 балла;
  17. патологическое разгибание как ответная реакция на болевое раздражение (децеребрация) — 2 балла;
  18. движения полностью отсутствуют — 1 балл.
Читайте также:
Ребенок оттягивает, дергает сосок – как отучить малыша играться с грудью?

У пострадавших с лёгкой ЧМТ после травмы сознание ясное (15 баллов) либо отмечается депрессия сознания до степени умеренного оглушения (13-14 баллов). Сотрясения могут проявляться кратковременным угнетением сознания (от 1-2 секунд до нескольких минут), причём чаще в момент оглушения (сопора).

В клиническом течении ЧМТ принято выделять три периода:

  • острый — первые 2-10 недель после травмы;
  • промежуточный — от 10 недель до 6 месяцев;
  • отдалённый — от 6 месяцев до 2 лет и более.

Течение и проявления ЧМТ во всех её периодах во многом зависят от фона, на котором произошла травма.

Осложнения сотрясения головного мозга у детей

Несмотря на то, что сотрясение у детей не приводит к структурным изменениям в мозге, последствия могут быть весьма тяжёлыми. Так, при отсутствии своевременной диагностики и лечения могут развиться такие осложнения, как отёк головного мозга, внутричерепная гематома, эпилептические приступы. [6] [10]

Наиболее частыми последствиями СГМ у детей являются:

  • нарушение формирования навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия) или счёта (дискалькулия);
  • школьная дезадаптация, когнитивные и речевые нарушениями, эмоциональные и поведенческие трудности;
  • проблемы с обучением, освоением школьной учебной программы (знания имеют отрывочный характер);
  • невнимательность во время проведения занятий, ухудшение памяти;
  • неопрятность в одежде и в личной гигиене, быстрое “охлаждение” к начатому делу;
  • затруднения в использовании полученной информации, построения выводов и заключений;
  • в отдалённом периоде ЧМТ — затруднение социальной адаптации в связи с эмоциональными вспышками или агрессией; [2][10]
  • мигрень, нервозность, бессонница, беспричинное чувство страха и тревоги, развитие неврозов.

Диагностика сотрясения головного мозга у детей

В диагностике СГМ необходимо учитывать характер получения травмы и опрос свидетелей происшедшего. В ряде случаев о сотрясении могут свидетельствовать следы травмы на голове и психологическое состояние ребёнка.

Поскольку признаки сотрясения мозга у ребёнка не очень отчётливые, важным значением в диагностики обладает изменение симптомов в динамике. Их исчезновение через 3-7 суток — веский повод для подозрения именно на СМГ.

Отличие СГМ от ушиба и других форм травматической патологии:

  1. отсутствие переломов костей черепа;
  2. давление и состав спинномозговой жидкости без изменений;
  3. М-эхо без смещений;
  4. КТ и МРТ без травматических отклонений в паренхиме вещества мозга и в ликворосодержащих внутричерепных пространствах.

Для определения степени тяжести ЧМТ оценивается:

  • продолжительность потери сознания в острой фазе травмы (если оно возникло);
  • длительность посттравматической амнезии (при наличии) и оценка состояния жизненно важных функций;
  • степень угнетения сознания на момент осмотра (детская шкала комы Глазго).

Объективизации сотрясения головного мозга в острой фазе ЧМТ могут косвенно способствовать электроэнцефалография и офтальмоскопия. Широкое распространение в диагностике ЧМТ у детей получила нейросонография (УЗИ головного мозга).

УЗИ головного мозга проводится детям с первого дня жизни и до периода закрытия большого родничка, являющегося акустическим окном, через которое можно визуализировать состояние всех структур головного мозга. При проведении исследования оценивается ликворная система (боковые желудочки, сосудистые сплетения, III и IV желудочек, затылочная цистерна), талямусы, мозжечок, паренхима мозга, мозговой кровоток, наличие свободной жидкости между паренхимой мозга и черепной коробкой, а также кости черепа.

Данное исследование, позволяет исключить изменения со стороны мозга после перенесённой травмы — отёк паренхимы, смещение срединных структур, переломы костей черепа, очаги контузии мозга и внутричерепные кровоиз­лияния. [5] [13]

УЗИ-признаки травмы головного мозга, исключающих СГМ:

  1. при отёке паренхимы головного мозга — снижение эхогенности паренхимы мозга в первые часы после травмы, её повышение в динамике и нормализация на 6-7 сутки.
  2. при ушибах головного мозга — наличие в паренхиме мозга гиперэхогенных включений на фоне общего снижения эхогенности тканей паренхимы (внутричерепные гематомы имеют более повышенную эхогенность).
  3. при тяжёлых ушибах мозга:
  4. участки паренхимы мозга изоэхогенного характера, видимые только за счёт их добавочного объёма;
  5. участки добавочного объёма с умеренным повышением эхогенности и нечётким контуром;
  6. участки добавочного объёма с чётко отграниченным контуром и интенсивным повышением эхогенности.
  7. участки добавочного объёма с резким повышением эхогенности.
  8. ­при эпидуральных гематомах — чётко отграниченный участок веретенообразной формы, прилежащий к кости черепа, повышенной или несколько сниженной эхогенности, смещающий структуры головного мозга;
  9. ­при субдуральных гематомах:
  10. локальные изменения границ плотности (чаще веретенообразной формы), захватывающие всё полушарие;
  11. хронические субдуральные гематомы с пониженной эхогенностью;
  12. при внутримозговых гематомах:
  13. стадия гиперэхогенности — длится до 8-10 дней;
  14. стадия анизоэхогенности — отличается появлением в центре очага зон сниженной эхогенности с увеличением размера в динамике (10-30 дней после травмы);
  15. анэхогенная стадия — визуализируются только косвенные признаки объёмного процесса (1-2 месяца);
  16. стадия последующих резидуальных изменений с формированием кист или зон атрофии головного мозга.
  17. при внутрижелудочковых кровоизлияниях, вызванных травмой — наличие внутрижелудочковой гиперэхогенной зоны, расширение просвета боковых желудочков и изменение формы сосудистого сплетения (встречаются редко, обычно возникают при наличии множествен­ных гематом). [5]
Читайте также:
Почему ребенок не переворачивается в 6 месяцев: основные причины

Нейросонография позволяет также выявить и не часто встречающиеся варианты расположения гематом — задняя черепная яма, полюс лобной доли со смещением эхоструктур головного мозга и “плюс ткань” эффектом, наличием свободной жидкости по передней поверхности паренхимы мозга. В случае расположения гематомы в задней ямке черепа отмечаются признаки появления гидроцефалии — расширение боковых желудочков головного мозга и III желудочка мозга. [5]

Лечение сотрясения головного мозга у детей

Все пациенты с ЧМТ, даже с лёгкой степенью, подлежат госпитализации в стационарные условия для уточнения первичного диагноза.

В современной литературе, посвященной СГМ, ряд авторов [1] [2] [6] рекомендует устанавливать пострадавшим постельный режим на 1-3 суток. С учётом особенностей клинического течения этот период можно увеличить на 2-5 суток. После этого при отсутствии осложнений выписка возможна на 10-14 день. При этом должна быть обеспечена возможность периодического врачебного контроля и повторной госпитализации при возникновении опосредованных осложнений.

Медикаментозное лечение при сотрясении мозга не должно быть агрессивным. [1] Оно направлено на оптимизацию функционального состояния головного мозга и снятие симптоматики. Спектр назначаемых лекарств при поступлении в стационар включает в себя анальгетики, седативные средства и снотворные препараты (преимущественно в таблетированной форме).

Проводится метаболическая терапия для улучшения мозгового кровообращения. Предпочтительно сочетание вазотропных и ноотропных препаратов. [2]

Для предупреждения возможных осложнений при благополучном завершении СГМ требуется амбулаторное наблюдение у невролога на протяжении года по месту жительства.

Прогноз. Профилактика

Сотрясение мозга является, как правило, обратимой клинической формой ЧМТ. Поэтому в 80-97% случаев [6] СГМ завершается выздоровлением ребёнка с полным восстановлением всех функций организма, но при условии соблюдения режима в остром периоде и отсутствии отягощающих травму обстоятельств.

У некоторых детей после острого периода сотрясения наблюдаются проявления посткоммоционного синдрома:

  • нарушения когнитивных функций (снижения концентрации внимания, ослабление памяти) и лабильность психики (депрессия, раздражительность, чувство тревоги);
  • отклонения в физическом благополучии (головокружение, головные боли, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность от звуковых и световых источников).

В динамике спустя 3-12 месяца после перенесённого ЧМТ эти симптомы исчезают или существенно снижаются.

Профилактика сотрясения мозга предполагает:

  • использование спортивной экипировки и защитного шлема во время занятий спортом (борьбы, бокса, хоккея, катания на коньках, велосипеде или роликах);
  • пристёгивание ремней безопасности специальных детских кресел в автомобилях;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • обустройство дома мебелью, безопасной в эксплуатации ;
  • поддержание чистоты в помещениях (сразу вытирать жидкость, разлитую на пол);
  • соблюдение мер б езопасности на уроках физической культуры и трудового обучения, а также правил санитарных требований к устройству, оборудованию и содержанию жилых помещений в детских учебных и воспитательных учреждениях.

Опасный возраст — детские травмы в первый год жизни

Сегодня мы поговорим о том, что, к сожалению, случается часто у детей первого года жизни – о черепно-мозговых травмах. Для детей наиболее травмоопасным считается возраст 3 – 4 мес., 1 – 1,5 года, 7 – 10 лет. С 3-х до 4-х месяцев младенец осваивает переворачивание с живота на спину, свое первое самостоятельное изменение положения тела в пространстве. В возрасте около 1 года малыш учится ходить, при этом часто теряет равновесие, ударясь о предметы и падая. На возраст от 7 до 10 лет приходится начало самостоятельной социальной жизни ребенка, когда он без сопровождения взрослых отправляется в школу, на прогулку и т.д.

Как уже говорилось, с 3-х до 4-х месяцев ребенок осваивает переворачивание со спины на живот. Перед тем, как начать переворачиваться, младенец тренируется, поворачивается то на один, то на другой бок, закидывает ножку, кряхтит, стараясь перевернуться, и в какой-то момент переворачивается.

Как правило, такая метаморфоза, является неожиданной для взрослых, ухаживающих за младенцем, т. к. они успели привыкнуть к образу послушно лежащего на спинке ребенка. Именно здесь нас подстерегает опасность. Стоит маме на секунду отвлечься, сделать шаг в сторону и ребенок падает. В 9 из 10 случаев дети падают с пеленальника, а так как самой тяжелой частью тела является голова, то падение происходит головой вниз.

По статистике, в младенческом возрасте падает с высоты около 40% детей, но, к счастью, природа позаботилась о малышах и наделила их «запасом прочности» в виде открытого родничка, мягких швов между костями черепа, большим внутричерепным пространством, поэтому только в 1,5% случаев падения с высоты имеют тяжелые последствия. Однако, как показывает практика, даже если все закончилось благополучно, ужас пережитого, чувство вины надолго поселяется в сердце матери.

Читайте также:
Как убрать корочки на голове у ребенка – пошаговая инструкция для мам

Как не допустить падения?

Начиная с 3-х месячного возраста ни на секунду не оставляйте ребенка без присмотра на высоте; если Вам необходимо отойти, либо берите малыша на руки, либо кладите в кроватку.

Когда ребенок освоил переворачивания, переодевая его, придерживайте туловище, старайтесь, чтобы голова ребенка находилась подальше от края пеленальника.

Что делать если ребенок упал?

Постараться не паниковать, взять ребенка на руки, успокоить, вызвать бригаду скорой помощи.

По стандартам оказания неотложной помощи, каждый ребенок с травмой головы должен быть госпитализирован. Обычно это происходит так: машина скорой помощи доставляет малыша вместе с мамой в приемный покой специализированной больницы, где дежурный нейрохирург осматривает ребенка, проводит ультразвуковое исследование мозга, рентгенографию костей черепа. Если состояние малыша не вызывает опасений и при обследовании не выявлено ничего плохого, маму с ребенком могут отпустить домой под наблюдение невролога по месту жительства.

Если при осмотре малыш непрерывно плачет, или, наоборот, вялый, или есть слабость в ручке или ножке и малыш не может ими двигать, или была повторная рвота, или выявлены изменения при ультразвуковом исследовании и на рентгенограмме, тогда ребенок остается в больнице и получает лечение в соответствии со степенью черепно-мозговой травмы.

В лечении используются лекарственные препараты, уменьшающие отек ткани мозга, улучшающие кровоток и обменные процессы в нервной ткани.

Грозным осложнением черепно-мозговой травмы может стать внутримозговая гематома, когда кровь из поврежденных сосудов изливается в полость черепа, что неизбежно приводит к сдавлению мозга. В такой ситуации требуется срочная операция для удаления гематомы.

Когда состояние ребенка становится стабильным, его выписывают домой под наблюдение врача-невролога.

Какими могут быть последствия травмы?

В большинстве случаев, как уже говорилось, падения младенцев заканчиваются благополучно и никак не отражаются на развитии ребенка. В 15% случаев развивается церебрастенический синдром, когда ребенок часто капризничает, быстро устает, плохо прибавляет в весе и росте. Это состояние, без лечения, может продолжаться несколько месяцев, и, зачастую, вызывает задержку в развитии.

Такие тяжелые заболевания как посттравматическая эпилепсия, умственная отсталость, церебральный паралич формируются в результате травмы мозга, примерно, в 1,5% случаев. Все пациенты, имеющие такой диагноз, приравниваются к инвалидам, им необходимо комплексное реабилитационное лечение и наблюдение специалистами многие годы, но, даже используя самые современные методы лечения, полностью избавиться от дефекта не удается.

Чтобы избежать неприятных последствий, не теряйте бдительности, особенно, если возраст Вашего ребенка приближается к 3 месяцам.

Если ребенок упал с дивана или кровати

Маленькие дети не только быстро растут, но и развиваются не по дням, а буквально по часам. Новые движения груднички открывают внезапно для себя – и очень неожиданно для родителей. И чаще всего это происходит, когда мама отлучилась на кухню помешать суп, оставив малыша одного на диване – ведь ей кажется, что ребенок еще ничего не умеет и потому далеко не уползет. Как бы не так! Поэтому так важно обеспечить ребенку, даже совсем маленькому, безопасное развивающее пространство. Это значит, что, если вам нужно отлучиться, малыш должен находиться либо в кроватке с бортиками, либо в манеже, либо на полу, откуда он уж точно никуда не упадет. И никогда не оставляйте ребенка одного на диване, на пеленальном столике и в коляске (последнее – в том случае, если малыш уже учится садиться и вставать, то есть после того, как ему исполнилось примерно 6 месяцев.

И все же почти в каждой семье случается, что родители, занимаясь малышом, отвлеклись – телефон зазвонил, чайник закипел. Оставили ребенка на диване, а он упал! Первым делом важно разобраться, стоит ли немедленно звонить в скорую помощь или паниковать еще рано.

Сигналы, когда звонить 03 нужно немедленно

  • Если маленький ребенок упал и «отключился» (надо сказать, что груднички почти никогда не теряют сознания даже при сильном сотрясении мозга)
  • Если вы видите выраженные повреждения (например, есть открытая рана на голове)
  • Если ребенок закатывает глаза, у него судороги
  • Если он резко побледнел, выступил холодный пот
  • Если он слишком сильно плачет, в голосе слышны раздраженные нотки
  • Если срыгивания напоминают фонтан (рвота)
  • Если спустя некоторое время после падения у него резко повышается температура, он становится очень вялым, впадает в сонливость.
  • Если родничок стал выпуклым

Все это – признаки сотрясения мозга и возможных серьезных последствий падения, поэтому нужно обязательно как можно быстрее вызвать скорую помощь, а дальнейшее лечение проводить в больнице под строгим контролем врачей.

Отдельно взятый без прочих перечисленных выше симптомов громкий плач не является критерием того, что травма у ребенка серьезная. Если высота, с которой скатился малыш, не выше дивана, а на полу лежит ковер, велик шанс, что малыш просто сильно испугался – и выражает это плачем.

Как избавиться от отека и гематомы

Если у малыша образовалась шишка или синяк на лбу, но при этом он быстро успокоился после рыданий – скорее всего, падение не причинило малышу серьезного вреда. Поэтому задача мамы – не хвататься за телефон, чтобы позвонить в скорую, а не дать развиться отеку в месте удара. Для этого к месту «шишки» или гематомы нужно приложить холод. Лед, завернутый в полотенце, нужно прикладывать к больному месту на 15-30 секунд, а затем убирать, давая тканям «отдохнуть». Прикладывать лед нужно на протяжении 5-10 минут, это поможет уменьшить отек и не даст развиться действительно впечатляющей «шишке». И конечно, стоит запланировать визит к лечащему врачу (педиатру, неврологу, травматологу). Не обязательно бежать к нему прямо завтра, но прийти на осмотр в ближайшие после падения дни и сообщить о произошедшем – стоит.

Читайте также:
Запор у грудничка, что делать - только действенные и безопасные методы

Профилактика травматизма

И даже если в момент падения ребенок, как вам кажется, отделался лишь легким испугом, малыша следует показать остеопату. Потому что даже очень незначительные удары и ушибы головы могут повлечь за собой совсем небольшое, незаметное глазу смещение костей черепа. Косточки черепа у малыша подвижные, мягкие и податливы, они хорошо амортизируют удар. Именно поэтому «полет» с высоты дивана в подавляющем большинстве случаев не приводит к серьезным травмам у детей, и это подтверждают наблюдения врачей. Но для того, чтобы предотвратить дальнейшие деформации, к которым может впоследствии привести микроскопическое смещение костей, важно, чтобы врач-остеопат осмотрел ребенка и помог решить проблему. Ведь эта микротравма в будущем может привести к таким серьезным последствиям, как деформация черепа, нарушение осанки, неправильный прикус и т.п.

Дети первого года жизни активно познают мир, им не избежать падений, ушибов, неловких движений. Профилактические плановые осмотры у остеопата – возможность вовремя распознать возможные смещения костей, которые неизбежно случаются по мере роста и развития ребенка, и с помощью мягких и очень эффективных техник вовремя решить проблему, сбалансировать все системы организма и помочь малышу сформироваться здоровым и гармоничным.

Что делать после того, как ребенок падает?

Младенцы, как правило часто падают на первом году жизни, когда учатся ходить или из-за недосмотра взрослых, очень часты падения с кровати. Если это происходит, важно спокойно оценивать ситуацию и внимательно следить за признаками травмы.

Хотя это может выглядеть пугающе, падение с кровати обычно не наносит серьезного вреда. Тем не менее, возможны травмы, поэтому родителям следует знать признаки, указывающие на то, что ребенку нужна медицинская проверка после падения.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей.

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию.

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения. Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место.

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете.

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Возможные травмы

Несколько возможных травм могут возникнуть в результате падения, в том числе:

Сотрясение

Врач должен оценить травмы головы при сотрясении мозга.

Сотрясение представляет собой тип травмы головы, что обычно происходит, когда удар по голове заставляет мозг получать толчок внутри черепа. Трудно обнаружить сотрясение мозга у малыша, потому что они не могут описать свои симптомы.

Признаки сотрясения мозга у младенца включают:

  • потеря сознания
  • безутешный плач
  • рвота
  • избыточная сонливость
  • длительные периоды тишины
  • отказ от еды
  • временная потеря недавно приобретенных навыков
  • раздражительность
Читайте также:
Как замораживать грудное молоко?

Повреждения мягких тканей.

Скальп — это кожа, покрывающая голову, и она содержит много мелких кровеносных сосудов. Даже незначительный разрез или травма могут обильно кровоточить, поэтому повреждение может выглядеть более серьезным, чем есть.

Иногда, внутренняя гематома под скальпом может привести к отеку на голове ребенка, что может длиться несколько дней.

Перелом черепа

Череп — это кость, которая окружает мозг. Возможен перелом черепа, при падении с высокого места.

Младенцы с переломом черепа могут иметь:

  • вдавленная область на голове
  • прозрачная жидкость, вытекающая из глаз или ушей
  • синяки вокруг глаз или ушей

Немедленно отведите ребенка в отделение скорой помощи, если у него есть какие-либо из этих признаков.

Мозг — это тонкая структура, которая содержит много кровеносных сосудов, нервов и других внутренних тканей. Падение может повредить эти структуры, иногда сильно.

У родителей мощная интуиция. Если что-то кажется неправильным с ребенком, важно понять это, чтобы обратиться к врачу. Всегда лучше быть в безопасности и следить за тем, чтобы не было серьезных травм.

Уход на дому

Врач может порекомендовать отдых для ребенка после падения.

Ребенок может немного поспать после падения, особенно если это произошло во время или после сна. Может быть полезно дать ребенку отдохнуть. Тем не менее, врач может рекомендовать будить ребенка через регулярные промежутки времени, чтобы проверить его.

Пробуждение ребенка может облегчить обнаружение любых признаков более тяжелой травмы головы. Ребенок должен:

  • нормально дышать
  • признать своих родителей или опекунов
  • легко проснуться

Если это не так, обратитесь к врачу или обратитесь за неотложной медицинской помощью.

Падение с кровати может вызвать головную боль, боль в шее или теле у ребенка. Безрецептурные болеутоляющие средства, такие как ибупрофен, могут помочь ребенку успокоиться. Лучше всего проверить тип лекарства и дозировку с врачом.

Отдых — лучшее лечение после травмы головы. Родители должны поддерживать спокойную деятельность в течение нескольких дней и следить за тем, чтобы ребенок избегал активной игры.

Профилактика

Предотвращение падения — лучший способ удержать ребенка от травмы головы. Однако происходят несчастные случаи. После падения важно переоценить безопасность и защиту детей в домашних условиях.

Никогда не оставляйте ребенка на взрослой кровати без присмотра, даже если подушки на месте, чтобы они не приблизились к краю. В дополнение к падениям, кровати для взрослых представляют риск других видов несчастных случаев, в том числе защемления или удушья.

Кроме того, не размещайте автокресло или надувное сиденье поверх приподнятой поверхности даже после того, как пристегнули ребенка.

Всегда кладите ребенка в кроватку, когда оставляете его одного в комнате. В кроватке не должно быть мягких постельных принадлежностей, которые могли бы прижать или задушить ребенка.

Прогноз

Несмотря на то, что факт травмы выглядит страшно, как для родителей, так и для ребенка, большинство падений не наносит серьезных травм. После падения важно оставаться спокойным и быстро оценить состояние ребенка. При необходимости незамедлительно обратиться за неотложной помощью.

Понимание и использование мер профилактики может помочь остановить падение или повторение.

Ребенок ударился головой – что делать?

Ребенок ударился головой – когда стоит обратиться к врачу, а в каких случаях можно обойтись прикладыванием полотенца со льдом? Об этом и о тревожных симптомах у малышей после падений мы расскажем ниже.

Почему малыши чаще всего бьются именно головой?

Механические травмы черепа – одна из самых частых причин обращения перепуганных родителей в отделения травматологии. Это происходит отнюдь не из-за детской «шилопопости», а из-за особой детской анатомии.

Дело в том, что у малышей в возрасте до пяти лет голова весит около четверти массы всего тела. Соответственно, при падении она и ударяется в первую очередь. Поскольку инстинкта самосохранения пока нет и координация плохо развита, кроха не выставляет руки перед собой в полете, отсюда и повышенная вероятность сотрясения мозга и прочих неприятностей.

Спасают малышей от сильных травм головы при падении и не зарастающие до года «роднички», и большое количество спинномозговой жидкости в черепной коробке, способное смягчить падение.

К огромному счастью, большинство падений оборачиваются лишь испугом и синяками у детей и потраченными нервами родителей. И все-таки знать тревожные признаки, при которых необходимо оказать малышу первую помощь, должны все.

Как распознать опасность удара?

Когда малыши начинают ползать, а затем ходить, они очень часто спотыкаются, ударяются, падают (и часто с высоты большей, чем их рост), в результате чего на голове появляются шишки, ссадины, гематомы и синяки. Как же точно распознать, насколько опасен для здоровья непоседы именно этот удар или шишка? Стоит ли показывать ребенка педиатру, неврологу или сразу отправиться в приемное отделение травматологии?

Травма лобной части головы

Если после падения или удара о препятствие у крохи вздулась огромная шишка на лбу, это вполне нормально. Сильная отечность обусловлена большим количеством лопающихся при механической травме кровеносных сосудов в мягких тканях черепа. Гематомы на лбу чаще всего круглой формы, они быстро спадают и перестают беспокоить непоседу и его родителей, в большинстве случаев не имеют тяжелых последствий.

Читайте также:
Как прикладывать к груди ребенка правильно – техника, видео

Однако всё это справедливо для старших деток, падение и удары головой грудничка без внимания оставлять не стоит – покажите кроху педиатру, даже если вы считаете, что опасности нет. Опытный врач осмотрит младенца и успокоит родителей.

Травма затылочной части головы

Удар затылком – это серьезный повод обратиться в приемный покой детского отделения травматологии: часто такие травмы имеют довольно серьезные последствия. И чем малыш младше, тем скорее надо обратиться к доктору, промедление может стоить ребенку зрения, ведь в затылочной части черепа расположены нервные окончания, соединяющие зрительный центр мозга и глазные яблоки.

Помимо проблем со зрением, у ребенка может нарушиться координация движений, развиться тремор. Высока вероятность неврологических отклонений в развитии.

Первая помощь при механических травмах черепа

После падения не медлите, осмотрите ушибленное место и оцените степень тяжести травмы. Затем окажите первую помощь и, при необходимости, вызовите бригаду скорой помощи. Если шишка или порез на голове очень большие и выглядят устрашающе, сделайте фото раны на мобильный телефон для врача (отек мягких тканей на голове может очень быстро сойти).

Если на голове малыша появилась большая шишка или гематома

Успокойте кроху и приложите к месту ушиба холодный компресс либо просто бутылку с холодной водой, завернутую в тонкую ткань. Подержите компресс пять минут и снимите его на две-три минуты (для восстановления кровообращения). Это немного облегчит боль. Затем вновь приложите компресс на пять минут. Повторяйте эти действия около 20-30 минут – именно за это время происходит окончательное формирование гематомы.

Если на лбу или затылке кровоточащая ссадина

Стерильным ватным тампоном или куском бинта, смоченным перекисью водорода, обработайте ссадину, остановите кровь простым прижатием чистого сухого бинта к ране (давить нужно несильно, в течение трех-пяти минут).

Ребенку старше двух лет, который вытерпит легкое пощипывание, можно продезинфицировать ссадину медицинским спиртом, водкой или промыть ее с мылом.

Если кровь продолжает течь, несмотря на все манипуляции, вызывайте скорую помощь.

Если после падения вы не обнаружили повреждений

Ведите себя как обычно, успокойте кроху и приласкайте его. Неустанно наблюдайте за его поведением – любые странности должны вас насторожить. Ребенок может начать капризничать, жаловаться на головную боль и тошноту, быстро уставать и необычно долго спать – всё это тревожные звоночки, указывающие на возможное сотрясение мозга или неврологические проблемы.

Если ваш ребенок после удара головой ревет, жалуется на тошноту и мигрени, имеет рвоту, теряет сознание и дискоординирован, немедленно вызывайте скорую помощь.

Как вести себя, если есть незначительные подозрения на сотрясение?

Если малыш достаточно взрослый для того, чтобы объяснить родителям свое состояние (может сказать, где у него болит, что его тошнит или кружится голова), и вы не видите веских причин вести его к врачу, но сомнения остаются, просто наблюдайте.

  • Сразу после падения успокойте кроху и положите в кровать, займите его тихими играми и рассказами, почитайте книжку. Объясните, что всё в порядке, но сейчас нужно немного полежать спокойно.
  • Несколько часов наблюдайте за малышом на предмет появления тревожных симптомов. Минимум три-четыре часа не давайте уснуть: во сне можно пропустить ухудшение состояния при сотрясении.
  • Если ребенок совсем мал, будите его ночью и следите за координацией движений.
  • Наблюдайте за непоседой три-четыре дня: если в течение этого срока тревожных признаков замечено не было, то травма прошла без осложнений.

После ударов головы рекомендовано чаще бывать на свежем воздухе, отдавая предпочтение тихим играм и медленным прогулкам.

Плохие признаки при травме головы

Любой ушиб черепа требует тщательного продолжительного наблюдения родителей дома либо врачей в стационаре. Для перестраховки после травмы в случае, если вы решили оставить малыша дома, исключите его физическую и умственную нагрузку: запретите читать, смотреть телевизор или играть в компьютер. Исключение – тихая классическая музыка. В случае возникновения описанных ниже осложнений покажите малыша неврологу или другому профильному специалисту.

Тревожные симптомы после удара лобной части черепа

После удара лбом или падения лицом вниз у крохи могут возникнуть следующие симптомы, указывающие на опасные осложнения:

  • впадина (вмятина) на лбу вместо привычной шишки;
  • шишка ненормально большого размера;
  • рвота и тошнота;
  • головокружение, обмороки;
  • неконтролируемый плач, истерика;
  • тяжелое дыхание;
  • побледнение кожи лица;
  • синюшность носогубного треугольника;
  • увеличение зрачков, появление косоглазия;
  • вялость и заторможенность;
  • затруднение речи;
  • дискоординация, скованность движений;
  • кровотечение ушное или носовое.

Если у ребенка после удара головой выявлен хотя бы один из этих симптомов, срочно вызывайте бригаду скорой помощи!

Уложите малыша на диван или кровать на спину или на бок (для малышей, не способных самостоятельно перевернуться на бок в случае рвоты) и не давайте никаких медикаментов самостоятельно: это может сильно затруднить диагностику врачам.

Тревожные симптомы после удара затылком

Затылочные механические травмы могут вызвать все вышеперечисленные признаки, а также следующие симптомы:

  • онемение конечностей;
  • потерю памяти;
  • раздвоение изображения в глазах;
  • потерю сознания;
  • сильные головные боли и головокружение.
Читайте также:
Ребенок икает: причины и средства помощи

По статистике именно затылочные травмы черепа чаще всего приводят к сотрясению мозга, поэтому к ним нужно относиться со всей серьезностью.

Малыши падают назад во время начала самостоятельного передвижения, при легких толчках и потере равновесия, подростки же падают при драках, во время катания на роликовых или обычных коньках. Старших детей следует заставлять надевать шлем на голову для предотвращения травм.

Возможные последствия

Голова – одна из самых важных и уязвимых частей нашего тела, именно поэтому травмы черепа могут иметь необратимые последствия, доставляющие неприятности всю жизнь. После ударов головой за ребенком нужно наблюдать. Вполне возможно, что он станет плаксив, начнет плохо спать и хуже усваивать школьный материал.

Последствия травмы лобной части черепа

Травмы после удара лбом бывают нескольких видов:

  • Открытые – повреждены мягкие ткани и кости черепа, травма сопровождается кровотечением и потерей сознания, болевым шоком. В этих случаях необходима немедленная госпитализация.
  • Закрытые –мягкие ткани и кость целы. Бывают различной степени тяжести и требуют различных тактик лечения.
  1. Ушиб головного мозга – тяжелое состояние, сопровождающееся обычно длительной потерей сознания, носовым или ушным кровотечением. Вокруг глаз появляются синяки, речь затруднена. Может быть задет один из лицевых нервов, отвечающих за мимику.
  2. Сотрясение головного мозга – частое состояние, возникающее после сильной травмы черепной коробки. Для него характерны рвота и постоянная тошнота, головокружение, синюшность губ и бледность кожных покровов на лице. В некоторых случаях этих симптомов может не быть, но необычно плохой, беспокойный ночной сон непоседы –повод обратиться к доктору. При сотрясении положен недельный постельный режим с минимумом мозговой активности.
  3. Гематома или шишка, сопровождающаяся отеком мягких тканей. Малыш недолго плачет, вскоре после устранения болевых ощущений он успокаивается и забывает о происшествии.

Последствия травмы затылочной части черепа

Помимо вышеперечисленных осложнений удары затылочной части могут дать следующие последствия:

  • рассеянность, невнимательность;
  • дискоординация движений с одной стороны (обычно с той, куда пришелся удар);
  • ухудшение памяти;
  • бессонница;
  • появление постоянных мигреней.

Как избежать травм?

  1. Никогда не оставляйте грудничка на диване, кровати без бортиков или пеленальном столике – он может мгновенно упасть. Посадите лучше на пол или в его кроватку.
  2. Если сидите на диване с малышом, положите на пол пару больших подушек – это смягчит падение в случае вашего недосмотра.
  3. В коляске или автокресле всегда пристегивайте кроху ремнями безопасности.
  4. Когда ребенок начнет учиться ходить, вам на помощь придет плотный ковролин – на нем не скользят ножки, а падать не так больно.
  5. Приобретайте непоседе носочки с резиновыми пупырышками на подошве – это облегчит его ходьбу и исключит падения.
  6. Заставляйте ребенка носить защитный шлем во время катания на роликах, коньках, велосипеде или самокате.
  7. Максимально обезопасьте квартиру: купите резиновые накладки на острые углы мебели.

Травма головы – как помочь ребенку

Удары головой, как и удары по голове, неизбежны для каждого ребенка, как бы не старались родители. Однако, травмы головы, казалось бы, даже несерьезные, кроют особую опасность для детей.

Детский врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий

Могли бы вы объяснить разницу между травмами головы у детей и у взрослых?

Если говорить о детях в первый год жизни, то у них уровень жидкости внутри черепа намного выше, чем у детей возрастом старше и взрослых. Также, так как у младенцев есть роднички, а еще подвижные швы между костями черепа, мозг в черепной коробке замкнут не плотно. Как следствие – амортизация, в какой-то мере снижающая риск от ударов головы и по голове.

Какие последствия травм головы возможны?

Подавляющее большинство травм черепно-мозгового отдела не несут серьезных последствий и не имеют неблагоприятных исходов. Но абсолютно каждый удар по голове и головой требует серьезного внимания со стороны родителя. Возможно все: небезопасные повреждения мозгового вещества и кровотечения в мозговой полости.

Распространенное следствие травмы головы – сотрясение головного мозга.

Какова природа сотрясения головного мозга?

Наука до сих пор точно не может дать ответ на вопрос, что происходит с мозгом при этом. Наиболее вероятный вариант – встряхивание мозгового вещества с ударом мозга о черепную коробку изнутри. Вследствие, связи клеток головного мозга и его отделами нарушаются. Основными симптомами в данном случае выступают расстройства сознания. Главное отличие в том, что при сотрясении целостность ткани мозга не нарушается.

Какие еще травмы возможны при ударе головой и по голове?

Варианты могут самыми разными: от сдавления до ушиба головного мозга. Если говорить о последнем, то тут речь идет о повреждении мозгового вещества с последующим отеком и кровоизлиянием.

Другой вариант – внутричерепные гематомы с выраженным отеком тканей мозга, что иначе называется сдавлением головного мозга.

Понятие черепно-мозговой травмы включает все эти три возможных исхода: сдавление, ушиб и сотрясение.
Вследствие удара, травма может быть как открытой, так и закрытой, в зависимости от нарушения целостности костей черепа. Если эти нарушения присутствуют, то травма является открытой.

Читайте также:
Искусственное вскармливание: вопросы и ответы

Между внутренней частью черепа и мозговым веществом находится твердая часть оболочки мозга. Повреждение твердой мозговой оболочки из-за открытой черепно-мозговой травмы называется проникающим.

Обратная ситуация с ушибом головы – это повреждение мягких тканей, которыми в данном случае выступают кожа и подкожная клетчатка над костями черепа, без расстройства.

Все вышеперечисленное является медицинскими диагнозами, которые может и должен ставить врач.

В то же время есть очевидные симптомы, указывающие на потенциальную опасность возможной травмы головы у ребенка, что требует обязательного обращения за помощью к врачу.

Главная задача родителей в таких случаях – немедленно оказать неотложную помощь, зная эти симптомы.

Расскажите подробнее о симптомах, указывающих на необходимую медицинскую помощь.

Сразу хочу оговориться, что любая травма головы опасна. «Кричащие» симптомы могут появиться не сразу, поэтому круглосуточное наблюдение за ребенком так важно в данной ситуации, даже если травма показалась несерьезной. Более того, обращение за помощью медиков обязательно, если травма головы была получена под воздействием алкоголя и наркотических веществ.

Главные признаки серьезной черепно-мозговой травмы это:

нарушение сознания любого рода;

сильная головная боль, сохраняющаяся более часа после получения травмы;

затруднение в движении рук и ног, включая слабость в руке или ноге;

нарушение равновесия и/или головокружение, сохраняющееся более часа после травмы;

разный размер зрачков;

более одного приступа рвоты;

кровотечение из носа/ушей;

темные/темно-синие пятна под глазами и за ушами;

любые, даже на первый взгляд незначительные, изменения со стороны органа чувств (слуховые галлюцинации, туман, двоение в глазах, странный вкус во рту, мурашки по коже, сниженная чувствительность кожи);

выделение жидкости из носа или ушей как бесцветной (насморк), так и кровянистой.

В случае, если после травмы ребенок уснул, необходимо будить его каждые 2-3 часа, задавая простые вопросы: «Сколько тебе лет?», «Как тебя зовут?» и прочие.

Знать все эти симптомы важно, но повторюсь еще раз – в случае любых сомнений следует обращаться сразу же к врачу.

Что насчет оказания неотложной помощи ребенку? Какие шаги родители могут предпринять?

Все зависит от симптомов. Если опасные признаки травмы головы отсутствуют, то достаточно успокоить ребенка, максимально ограничить его двигательную активность и приложить холод к ушибленному месту.

При появлении опасных симптомов, крайне важно проявить максимальную бдительность.

Необходимо проверить состояние дыхания и кровообращения у ребенка. Если они в критическом состоянии, нужна сердечно-легочная реанимация. Если и дыхание, и кровообращение в норме, но ребенок без сознания: положите его на спину на твердой и ровной поверхности, зафиксируйте голову руками и внимательно следите за его дыханием. Оно может быть затруднено из-за избытка слюны и рвотных масс – тогда нужно положить ребенка в устойчивое положение на боку, избегая вращения, лишнего запрокидывания и бокового наклона головы.

В ожидании помощи рекомендуется провести иммобилизацию шейного отдела позвоночника – оно же наложение шины.

При подозрении на повреждение костей черепа максимально избегайте прямого давления на рану. Для этого накройте рану перевязочным материалом. Из раны инородные тела не доставать.

Подписывайтесь на наш телеграм

и получайте наши новости и полезные материалы

6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения
Читайте также:
Новорожденный ребенок сильно дергает руками и ногами, почему? Выясняем причины

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Читайте также:
Как убрать корочки на голове у ребенка – пошаговая инструкция для мам

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: