Финансовые игры для детей и подростков – как научить детей финансовой грамотности

Картотека игр по финансовой грамоте
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_igry_po_finansovoy_gramote.docx 24.68 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 25 «МАЯЧОК»

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей,

1 . Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким

образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то,

что в нее положили», – соответственно, чем больше

зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и

от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые

надо отдать, а товар в магазине – это результат труда

других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы

меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке

деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет

доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой

безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

7. Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите

нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки

ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и

яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги

один, и если мы изначально хотели вырезать два

рисунка, необходимо было заранее спланировать

место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра « Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и

расширить представление о профессии. Воспитывать

желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал . Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

людей разных профессий и сказочных героев.

Покажите детям картинки, на которых изображены люди

разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

героев, просит отгадать их профессии.

Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных

персонажей, а мальчикам – с изображениями людей

разных профессий. По сигналу девочки и

мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

за столы, а затем по очереди доказывают правильность

своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

помощью движений, имитаций и других образных

действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

относится к своему труду герой, кто производит товары, а

кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.

Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).

Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.

Правильные ответы поощряются звездочками.

Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.

В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

Экономическая игра для детей «Магазин »

расширять представление детей о том, что такое магазин;

дать новое понятие «товар»,

продовольственные и промышленные товары,

закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход экономической игры

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

– одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

– Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Как вырастить миллионера: обучаем ребенка финансовой грамотности

Мы учим ребенка читать, писать, считать, общаться со сверстниками и взрослыми, вести себя в общественных местах. Но есть один аспект воспитания, о котором частенько забывает большинство родителей. Это — финансовая грамотность для детей. Ведь неумение обращаться с деньгами может весьма печально аукнуться во взрослой жизни.

Попробуем разобраться, как научить ребенка обращаться с деньгами, что может пригодиться родителям на разных этапах обучения — до школы, в начальных и старших классах. Знания в области сбережений не застрахуют молодое поколение от ошибок и неудач, но помогут вырасти разумными потребителями и удачливыми предпринимателями.

Общие правила финансовой грамотности для детей

Финансовая грамотность — это умение распоряжаться финансами. Если родители не научили сына или дочь обращаться с деньгами, в будущем ребенок с большой вероятностью столкнется с непониманием экономических процессов, неумением жить в соответствии со своими доходами. «Обрастет» многочисленными кредитами и долгами, запутается в денежных отношениях.

Финансовая грамотность для детей должна включать в себя:

  • понимание, откуда берутся деньги;
  • знание, к чему могут привести неверные решения в отношение собственных средств;
  • умение контролировать доходы и расходы, составлять бюджет;
  • способность ориентироваться в экономической обстановке и жить по средствам;
  • понимание принципов налогообложения.

Само собой, эти знания не должны «вываливаться» на детей сразу. Финансовая грамотность прививается поэтапно, в соответствии с возрастом и способностями ребенка. К моменту совершеннолетия у него должны сформироваться знания о деньгах, потребностях, товарах, домашнем бюджете и умение экономить. Итак, с чего начать?

Дошкольники (4–6 лет)

Оптимальный возраст начала обучения финансовой грамотности — с 4–5 лет. На этом этапе малышу дают базовое понимание о труде и его оплате, объясняют, что такое деньги и зачем они нужны. Показывают разные купюры, рассказывают, на какую сколько игрушек можно купить. Поясняют, что деньги бывают фальшивыми. Информацию преподносят в развлекательной форме.

На выручку придут игры, в которых фигурируют финансы. Самая простая — «Магазин». При этом использовать лучше если не реальные деньги, а похожие на них копии. В процессе игры не забывайте меняться ролями. Малыш сделал покупки? Пустите его за прилавок. Объясните, что такое сдача, разберите по номиналу купюры и монеты.

Хорошим подспорьем в развитии финансовой грамотности станут общеобразовательные мультики и книги. Не забывайте комментировать действия героев, объясняя важность обязательств и их исполнения.

Поговорите с ребенком о своей работе. Расскажите, за что получаете зарплату, объясните, как тяжело она дается. По возможности покажите рабочее место. Уделите внимание и домашним обязанностям, дайте понять, что не все делается ради денег. Существует и такое понятие, как ответственность за других людей, членов семьи.

Младшая и средняя школа (7–12 лет)

Идя в первый класс, ребенок уже должен уметь совершать покупки. У него должно быть начальное представление о сдаче, оплате картой или наличными, размене. Это основы финансовой грамотности.

Можно завести первую копилку. Пусть ребенок выберет ее сам и складывает туда деньги, которые ему дарят или то, что остается после похода в школьный буфет. Попутно составьте список желаний — пусть у накоплений будет цель.

Научите сына или дочь «читать» кассовый чек, погуляйте по магазинам, посмотрите товары и цены, подумайте вместе, почему одна и та же вещь стоит по-разному. Позвольте под контролем оплатить покупку в супермаркете.

Объясните, что покупки должны быть обдуманными, а не спонтанными, основанными на сиюминутном желании.

По мере взросления доверяйте ребенку совершать самостоятельно покупки на большие суммы. В 10–12 лет пора рассказать и о других статьях расхода, кроме магазина — счетах, платежах по кредитам, налогах, оплате лечения, кружков и секций. Сыграйте всей семьей в легендарную «Монополию». Пока не придумали игры лучше для обучения детей финансовой грамотности.

Старшая школа (13–16 лет)

Подросток-старшеклассник стоит на границе между детством и взрослой жизнью. Самое время открыть первую банковскую карточку и положить на нее сумму на месяц. Скорее всего, первый месяц закончится куда раньше, чем должен. Один раз это можно простить. А вот если ситуация повторится, должны последовать штрафные санкции в виде лишения карманных средств.

Именно в этот период важно донести до ребенка ценность финансовой грамотности, объяснить вред неосмотрительных покупок.

Чтобы средства не уходили в пустоту, расскажите подростку о технике 5 конвертов, где средства на месяц делятся на несколько частей: по конверту на неделю и один дополнительный, с накоплениями.

Летом можно начать подрабатывать. Перед поисками первой работы обязательно обсудите с ребенком как не нарваться на мошенников, обсудить суть договорных отношений, необходимость их исполнения и неотвратимость санкций. Будут полезны и экскурсы в современную финансовую историю.

Подборка материалов

На протяжении всего пути обучения вашими верными спутниками должны стать книги, приложения, общеобразовательные фильмы и мультики, посвященные финансовой грамотности.

Мультфильмы

Включайте ребенку веселые и познавательные мультики. Смешные герои во многих сериях попадают в неловкие денежные ситуации и ищут выход из них, учат ребенка обращаться с деньгами.

Финансовой грамотности посвящены:

  • серия «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков»;
  • ряд эпизодов из «Фиксиков»: Как делают деньги, Копилка, Деньги;
  • «Богатый бобренок»;
  • «Незнайка на Луне»;
  • «Азбука денег тетушки Совы».

Книги

Много материалов, посвященных финансовой грамотности, можно найти в книгах. Часть из них издают специально для детей, снабжая яркими иллюстрациями и простой расшифровкой терминов.

Что стоит почитать:

  • Для самых маленьких — Е. Блискавка «Дети и деньги», Шефер «Пёс по имени MoneY»;
  • Ученики младшей и средней школы — И. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика», С. Биденко «Финансовая грамотность для подростков», Г. Карлиц «Инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышленых детей», Н. Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков»;
  • Для подростков — Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», Дж. Клейсон «Самый богатый человек в Вавилоне», А. Горячев «Финансовая грамота», Энтони Робинс «Деньги. Мастер игры», К. Бейтам «Юный инвестор».

Приложения и игры

Технологии везде, в том числе и в финансовой грамотности. Дайте ребенку смартфон с установленным бесплатным приложением — пусть выполняет задания и зарабатывает деньги. Только будьте внимательны, чтобы разработчик не предлагал что-то докупить.

Цифровые активы и игры для повышения финансовой грамотности ребенка:

  • «Монополия» — игра для всей семьи;
  • «Финзнайка» — приложение, которое было создано при поддержке Минфина РФ для детей всех возрастов;
  • «Денежный поток» — веселая настольная игра;
  • «CashGo» — финансовые тренировки, стимулятор поведения. Тренажер предназначен для старшеклассников;
  • «Финансовый футбол» — онлайн-игра про управление средствами.

Научить детей финансовой грамотности не так сложно, если разбираться в ней самому и сделать процесс поэтапным. Главное, чтобы ни вы, ни ребенок не воспринимали это как нечто нудное. Вплетайте в процесс обучения игры и интересное совместное времяпрепровождение, но не возводите все в абсолют.

Деньги не должны стать для ребенка единственным стимулом к движению вперед. Цель занятий — научить обращаться с финансами грамотно.

Раздражает муж и ребенок? Эмоциональное выгорание: как себе помочь

Усталость молодой мамы: когда идти к психологу

Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей

  • Эмоциональное выгорание: 4 стадии
  • Молодая мама и «день сурка»: советы для мужа
  • Как вытащить себя из эмоционального выгорания: 18 шагов

Термин «эмоциональное выгорание» был введен более 50 лет назад американскими психоаналитиками. Советская психология долго применяла этот термин к процессам, связанным с рабочей деятельностью, называя это состояние «профессиональным выгоранием». Сегодня это типичное состояние молодых мам, сменивших активную жизнь на отпуск по уходу за ребенком. И если не принять меры, обычная усталость может зайти очень далеко.

Эмоциональное выгорание: 4 стадии

Эта проблема может коснуться как мужчин, так и женщин. Психологи выделяют несколько стадий эмоционального выгорания.

  1. Первая стадия — мобилизация. Ее еще можно назвать героической стадией. В этот период мы все делаем «на подъеме». Жизнь ощущается полноценной и наполненной. Происходит большой выброс гормонов, которые призваны взбодрить организм, приспособить его к таким непривычным для него условиям. Это и есть мобилизация. В это время человек отдает всего себя на благое дело. Обычно это относится к молодым мамам, которые полны иллюзий и ожиданий, а в профессиональном плане — к тем, кто работает с людьми.
    Что делать? Отдыхать и помнить, что ресурсы организма ограничены, а в целом — получать удовольствие от своей деятельности.
  2. Вторая стадия эмоционального выгорания — выдерживание, или стеническая. Для нее характерны:
    • понимание, что мы не можем совершать подвиги постоянно;
    • ощущение тяжести и усталости;
    • время проходит в ожидании окончания рабочего дня;
    • главной становится экономия ресурсов — мы не делаем каких-то лишних телодвижений (лишний раз не бежим туда, где нет экстренной ситуации);
    • возвращаются болезни и неспособность организма противостоять вирусам;
    • осознание ошибок;
    • рассеянность и забывчивость.

    На этой стадии эмоционального выгорания усталость пока еще обратима.

  3. Третья стадия эмоционального выгорания — астеническая. Ее можно распознать по таким признакам:
    • чувство опустошенности;
    • ощущение того, что нет никаких сил для продолжения работы;
    • повышенная раздражительность, особенно по отношению к тем, кто что-то хочет от нас;
    • слабость;
    • ничего не хочется;
    • накапливаются ошибки из-за снижения внимания и других психических процессов, это требует больше времени для работы;
    • чувство сильной усталости;
    • обесценивание собственных достижений — кажется, что все наши труды никому не нужны, их никто не оценит;
    • снижение уровня самооценки;
    • помощь другим видится как вынужденный процесс, люди кажутся неблагодарными;
    • собственные чувства можно сравнить с качелями: мы-то злимся на других, кому «все время от нас что-то нужно», то на себя — из-за того, что не можем отказать, поэтому приходится пересиливать себя и продолжать работать.

    На этой стадии эмоционального выгорания раздражение проявляется по отношению к тем, кому ты в начале пути еще охотно приходил на помощь.

  4. Четвертая стадия эмоционального выгорания — деформация. Из этой стадии эмоционального выгорания нет возврата, в отличие от первых трех. Если человек попал в такое состояние, вряд ли он сможет вернуться к этой деятельности. Характерна эта ступень выгорания тем, что личность совершенно перестает контактировать со своими чувствами. Человеку, находящемуся на этой стадии, поможет только специалист.

Молодая мама и «день сурка»: советы для мужа

Эмоциональное выгорание испытывают на себе более 90% молодых мам с детьми в возрасте до 3 лет (находящиеся в декрете). «День сурка», отсутствие адреналино-эндорфинных вспышек приводит к:

  • разладу в отношениях с супругом;
  • агрессии по отношению к ребенку;
  • апатии;
  • большому количеству психосоматических заболеваний, особенно уязвимы спина, ноги, голова;
  • нарушению пищевого поведения и образованию «не уходящего лишнего веса»;
  • «поиску себя» нетрадиционными методами, в том числе изменами;
  • участившимся попыткам суицида.

Хорошо, если рядом есть близкие люди, которые не дадут вам зачахнуть. Совет мужьям: если вы видите, что жена всегда не в духе, с самого утра она чувствует себя обессиленной, у нее сбиты суточные циклы от бессонницы вечером до невозможности встать утром, у нее наблюдаются другие симптомы 2-3-й стадии — гоните ее!

На спорт! Внимание, не на йогу! В эти моменты необходимо двигаться, и чем активнее, тем лучше.

Гоните ее из дома! Один из симптомов эмоционального выгорания — социофобия. Отправляйте ее к подругам, на развивающие курсы, даже на работу.

Ей нужен адреналин. Курсы экстремального вождения, полеты в аэротрубе или секс в машине вполне подойдут.

Если стадия ближе к четвертой (апатии, слезы, мысли о суициде), гоните ее к психологу.

Если вы начнете ее активно жалеть, это может только навредить! Подсознание решит: «О, я страдаю, меня жалеют — значит, надо страдать активнее, больше болеть!». Погладьте жену по голове, и все — отвлекайте, развлекайте!

Как вытащить себя из эмоционального выгорания: 18 шагов

Что можете сделать вы сами, находясь на 2-3 стадии эмоционального выгорания?

  • Посетите психолога или курсы личностного роста.
  • Дайте самому себе три обещания. Запишите их и покажите близким (должны быть свидетели). Например: я не плачу месяц, каждое утро наношу макияж и питаюсь три раза в день.
  • Для каждого обещания напишите по 10 шагов к его выполнению.
  • Составьте план отдыха — не на лето, а на каждый день. Даже если у вас набирается всего 30-60 минут отдыха в день — используйте это время эффективно (изучение соцсетей не подходит!).
  • Выходите из дома, пусть даже насильно! Хотя бы раз в неделю, на дальнюю детскую площадку или в незнакомый парк.
  • Читайте книги — классику, детективы, любовные романы.
  • Составьте план на год, включите в него минимум 100 целей.
  • Хотя бы раз в месяц меняйте вещи на полках местами.
  • Питайтесь энергией от других. Составьте список своих ресурсов. Вспомните и о внешних, и о внутренних источниках: людях, которые вас окружают, местах, где бы вы хотели побывать, вещах, которые хотели бы иметь, творчестве, любви, искусстве и т.д. Подумайте, как вы можете сделать эти ресурсы доступными для себя и с чего надо начать. Если есть возможность, поделитесь своими мыслями с близким вам человеком.
  • Найдите 25 плюсов вашей жизни сейчас. Ищите как минимум 5 радостей в каждом дне. Записывайте их в красивом дневнике. Вообще больше пишите, заставляйте работать рациональное полушарие и уменьшайте нагрузку на эмоциональное.
  • Начните учиться новому — сейчас это можно делать и бесплатно. Возьмите планку повыше — научитесь тому, что совсем не умели!
  • Сделайте специальную доску, на которой домочадцы будут вам ставить оценки каждый день, например, за настроение, поведение или обед. Это поможет наладить обратную связь.
  • Улыбайтесь! Насильно, когда нет поводов и настроения!
  • Обнимайтесь (если есть с кем). Такая подпитка тоже нужна.
  • Пейте витамины!
  • Используйте методы визуализации, аффирмации и другие.
  • Поймите, что у вас есть право ничего не делать. Вы — живой человек и никому ничего не должны. Следует договориться с домочадцами о разделении обязанностей и необходимости вашего отдыха.
  • Приседайте, прыгайте, делайте зарядку по утрам.

Скажете, что сложно, нет сил, лениво, лучше дайте таблетку? Такие таблетки существуют, только «слезать» с них будет тяжело. У каждого человека есть воля, но иногда она находится в спящем режиме. И только вам решать — жить или существовать. Это ваша жизнь и ваша ответственность!

Силы на нуле: три стадии материнского выгорания

Иногда наступает момент, когда мама больше не может в режиме 24/7 заботиться, лечить, учить, вникать в проблемы. Не потому что не хочет, нет. Просто она устала. Обессилела. И при этом чувствует себя плохой матерью, которая не справилась со своими естественными обязанностями. Что это за состояние и как с ним справиться, рассказывает психолог.

Олеся Гаранина

психолог

Впервые синдром выгорания упомянул американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Это нервное истощение, вызванное переутомлением. Подобный синдром свойственен людям «помогающих» профессий — педагогам, врачам, медсестрам, социальным работникам и священникам. Проявляется он в том, что специалисты теряют интерес к своей деятельности и мотивацию ею заниматься.

Мама, по сути, тоже «помогающая профессия». Только у нее не пациенты или ученики, а собственный ребенок, за жизнь которого она несет полную ответственность. Для каждой мамы находится свой «день сурка», который, повторяясь и повторяясь, однажды становится последней каплей. Кому-то тяжело, что нет возможности заниматься любыми делами, кто-то скучает по работе, для кого-то важно остаться иногда в одиночестве или, наоборот, встречаться с друзьями. Или же это все наваливается одновременно.

В группе риска эмоционального выгорания находятся все родители без исключения. Но больше всего подвержены этому родители детей с особыми потребностями, семьи, в которых есть дети-погодки младше 5 лет, родитель-одиночка (как папа, так и мама), родители часто болеющих детей и те, кто растит ребенка без помощи бабушек-дедушек или няни.

Пусковые механизмы

Такое постоянное напряжение, без возможности отдыхать и восстанавливаться, никто не может выдерживать долго. И тогда наступает эмоциональное выгорание. Его провоцируют:

Необходимость делать все и сразу. Быть мамой, которая везде успевает — это мечта. Но в реальности молодые мамы редко могут похвастаться отработанными навыками самоорганизации. И как следствие — вечная спешка и нервное напряжение.

Отказ от собственных потребностей. Снова не выспалась, забыла поесть, нет сил дойти до стоматолога вылечить зуб… Рано или поздно организм не выдержит и даст сбой. И помимо физических недомоганий повлечет за собой уныние и тоску.

Гонка за идеалом. Хочется быть, как мамы из рекламы или Инстаграма — всегда энергичные, подтянутые, красиво одетые, весело играющие со своими детьми. Эта «картинка» многих женщин загоняет в ловушку. Где они чувствуют себя так, словно за ними все время наблюдает кто-то, наделенный властью сказать: «Нет, не годишься ты на роль идеальной мамы».

Отсутствие опыта поддержки со стороны собственной мамы. Если в детстве вы падали и больно ударялись, а мама за это ругала и не жалела, то, скорее всего, точно так же вы будете поступать и в отношении своего ребенка. При этом желание быть идеальной мамой станет давить чувством вины и ребенок, с его шалостями, проказами и неизбежными падениями, превратится в объект, который вечно раздражает.

Любой из перечисленных факторов, отдельно взятый, может и не вызвать выгорания. Все усложняется на фоне вечного утомления, усталости и стресса. Проблемы наваливаются, как снежный ком, а тут еще и сезонный грипп и ОРВИ, сел аккумулятор в машине и потерялись любимые сережки… И сама не заметила, как оказалась на одной из стадий выгорания. Осталось понять, на какой.

Первая стадия: «Могу еще потерпеть»

Основной признак — сильная усталость. Мама вдруг перестает радоваться тому, что радовало ее раньше, общение с ребенком становится обязанностью, сложнее выдерживать капризы. Мама начинает проявлять все больше агрессивности и раздражения в адрес малыша.

Хочется, чтобы весь день проходил по намеченному плану, а отклонения от него вызывают у мамы злость и слезы. Все эти изменения сопровождаются чувством вины и сомнениями в своих родительских способностях. Однако маме кажется, что, если она еще чуть больше постарается, приложит еще немного усилий, то все наладится.

Здесь маме нужно просто выспаться и по возможности избавиться от какого-то количества дел, чтобы не бегать как белка в колесе, а выдохнуть и расслабиться. Потому что если она продолжит в том же духе, то попадет на следующую стадию материнского выгорания.

Вторая стадия: «Сил уже нет совсем»

Это период не просто эмоционального, а полного нервного истощения. Основные признаки, кроме тех, что были на первой стадии — это проблемы со сном и отсутствие сексуального желания. На ребенка проще накричать, чем что-то спокойно объяснять и договариваться.

В таком состоянии уже просто выспаться будет недостаточно. Скорее всего нужна медикаментозная помощь и сведение домашних дел к минимуму. Если оставить все как есть, то существует большая опасность навредить себе еще больше.

Когда помощь не в радость

Печально, но случается так, что от бабушек и дедушек сложностей больше, чем помощи. И маме легче нанять няню и договориться с ней, чем просить родственников о помощи. Если бабушка осталась с внуком, отпустив маму в тренажерный зал или кино, но при этом звонит ей каждый 15 минут, чтобы что-то уточнить, рассказать, спросить или посоветоваться, то это точно не будет помощью, а станет скорее фактором, способствующим выгоранию.

Третья стадия: «Сами виноваты»

Здесь включается определенный механизм защиты. Психика эмоционально выгоревшей мамы начинает ее «прикрывать». Чувствовать себя день и ночь виноватой и уставшей, ни на что не способной — очень сложно. Поэтому срабатывает инстинкт самосохранения и «предлагает» другой вариант — «это все вокруг не такие как надо, а я нормальная». Только такое отношение к себе и окружающим — обвиняющее — приемлемо для мамы, полностью выбившейся из сил.

К сожалению, здесь речь ни о какой самопомощи уже не идет. Нужны врач-невролог и психолог.

Что чувствует ребенок?

Малыш может начать болеть, выдавать непонятные аллергические реакции, не исключен энурез. Таким он психосоматически реагирует на напряженную обстановку. Привычная и любимая мама изменилась, что-то не так, а что — непонятно… Ребенок, в силу особенностей своего возраста, предполагает, что виноват он. Ему страшно, мама на него ругается, поддержки он не получает. Вместо этого у малыша повышается уровень тревожности, растет чувство вины, слабеет уверенность в себе и взрослых, которые рядом.

Как себе помочь

Главное, что нужно помнить: родительское выгорание — это не миф и может случиться с каждой мамой. Так что не стоит пытаться «быть сильной». Разумнее признать, что вам плохо и нужна помощь.

Максимально упростите свою жизнь. Все, что может подождать — пусть ждет. Все, что не может — делегируйте. Не важно, что вы будете использовать: мультиварку, няню или мытье пола всего раз в неделю — дел должно быть на порядок меньше, чем было. Точно отметайте в сторону маловажные дела (например, глажку пеленок или чтение младенцу книжек на ночь). Жизненно важного значения они не имеют, а вот ваше состояния могут ухудшить.

Просите о помощи. Окружающие не умеют (и не должны!) читать наши мысли. Поймите, в чем для вас основной источник стресса. Допустим, бардак в доме. Тогда попросите кого-то (мужа, родителей) гулять с ребенком, а в это время вы понемногу будете наводить порядок, который так вам нужен.

Не пренебрегайте медикаментами. Сходите к терапевту, расскажите про свое состояние. Может, вам просто не хватает железа, и проблема с усталостью решится в два счета, если вы начнете его принимать? Если терапевт сочтет нужным, то направит вас к неврологу, который пропишет свое поддерживающее лечение — при необходимости.

Организуйте свой сон. Если нет возможности спать по 8 часов в день, то хотя бы «не зависайте» в интернете, лежа в постели. И используйте дневной сон ребенка, чтобы выспаться самой.

Пообщайтесь с психологом. Пошатнувшееся душевное равновесие вполне реально подправить. Сейчас много возможностей. Можно работать по скайпу и найти специалиста в любой ценовой категории, и даже получить бесплатную помощь в службе психологической помощи населению.

Устраивайте себе маленькие радости. В течение дня делайте хотя бы пару вещей, которые вам приятны. Слушайте любимую музыку, пейте чай или кофе, которые вам нравятся. Выделяйте 15 минут, чтобы почитать книгу или журнал. Замедляетесь, чтобы увидеть то, что происходит вокруг вас. Задавайте себе вопросы — что я сейчас чувствую, что мне нужно, что я хочу?

Хвалите себя. Замечайте все, что вы делаете, все свои достижения и учитесь ошибаться. Нет людей, которые идеальны во всем. Вам точно прекрасно удается что-то, чему завидуют ваши подруги. А ваши «несовершенства» могут быть казаться огромными для вас и быть совершенно незаметными для окружающих. Старайтесь принимать их как часть себя, как некую данность, в которой вы, тем не менее, прекрасны.

Найдите таких же, как вы. В сети есть поддерживающие группы для родителей (чаще всего к их поддержке прибегают мамы), в которых можно просто пожаловаться и получить свою порцию внимания и сочувствия.

Запомните тот период, когда вам стало плохо и вы эмоционально выгорели. Что ему способствовало? Что вы чувствовали, каковы были предвестники? Запомните это состояние, чтобы в будущем отслеживать его и не доходить до критической черты.

Родительское выгорание, часть 2. Что делать?

Поделиться:

В прошлой статье мы писали про эмоциональное выгорание родителей: если вы ее не читали, то лучше сначала прочитайте её по этой ссылке.

Если вы прочитали и поняли: да, я выгорела (или выгорел, папы тоже выгорают), то наверняка хотите задать следующий вопрос: и что теперь делать?

Мы сейчас расскажем, но сначала давайте решим, чего точно не нужно делать:

Обвинять себя в лени и слабоволии. Если бы самообвинение работало, мы бы все были суперуспешными людьми, но оно делает только хуже.

Сравнивать себя с другими людьми: «А вот у Марины трое детей и она выглядит прекрасно и не выгорела!». Все мы находимся в разных условиях: вы не знаете, сколько нянь и бабушек помогают Марине, в каких условиях она живет, а главное – может быть, она так же измучена, как и вы. Только виду не показывает (как и вы).

Строить планы на будущее, как вы возьмете и отдохнете когда-нибудь! Восстановление вам нужно прямо сейчас: по чайной ложечке, три раза в день.

Стараться еще больше, чтобы стать еще более лучшим родителем. Если вы выгорели, скорее всего, вы и так достаточно старались. Прилагать еще больше сил – тупиковый путь.

«Отдыхать» в ущерб ночному сну. Самая частая ошибка – пытаться вечером урвать кусок времени для себя, когда дети спят. Если вы спите меньше восьми часов, это приближает момент выгорания. Часто слышу от клиенток «ну да, я сплю пять часов, и мне нормально!» Нет, не нормально, это физиологически не может быть нормально.

Что же делать?

Представьте себе, что у вас есть подруга или друг – какой-то очень любимый вами человек. К этому человеку вы относитесь со всей возможной для вас добротой, сочувствием и пониманием. Может быть, такой человек есть на самом деле, или у вас был когда-то такой друг, или вы только мечтаете о нем, или это ваша мама, – постарайтесь себе представить кого-то, кого вы очень любите.

Читайте также:
Just for fun

Представьте, что этот человек попал в беду. Что на него или на неё свалилось больше, чем можно перенести в этой ситуации. И что вашему близкому человеку плохо, он чувствует отчаяние, постоянную усталость, подавленность, и кажется, что все беды мира свалились на его голову… Может быть, вы вспомните свою настоящую подругу, которой очень тяжело.

Когда вы думаете об этом человеке, что вам хочется сделать?

Большинство людей говорят что-то вроде:

• Пожалеть
• Обнять
• Укрыть одеялком, накормить, уложить поспать
• Сказать что-то доброе
• Помочь делом, взять на себя часть забот
• Как-то развлечь, вытащить куда-то в интересное место
• Просто поболтать рядом на кухне

Это то, что на самом деле помогает. Настолько помогает, что в современной психотерапии есть целое направление – Терапия, основанная на сострадании (Compassion-focused therapy). Её основатель, психолог Пол Гилберт, доказал: такие простые вещи, как сострадание, доброта, поддержка, близость, улучшают состояние при любых психологических сложностях.

Причем помогают на биологическом уровне: снижают уровень стресса, позволяют организму восстановиться, облегчают симптомы депрессии, тревоги, улучшают сон и настроение.

Вот примеры того, как вы можете помочь себе, если силы совсем на нуле.

1. Физическая забота о себе

Под заботой я имею в виду не ванну с пузырьками, а очень приземленные вещи. В состоянии выгорания наше тело тоже очень устало и истощилось, нам важно ему помочь. Забота о себе – это прежде всего поддержать свое тело физически.

• Есть достаточно, включать в рацион углеводы, белки и фрукты-овощи.
• Лечь спать на полчаса раньше
• Поддерживать активность – ходить пешком полчаса в день
• Если вы заболели, лечиться; если вам назначили лекарства, принимать их
• Отдыхать в течение дня хотя бы по 10-15 минут

Это очень важный пункт, не зря я пишу его первым. Наша психика живет в теле и зависит от него, и важно начинать с безопасности тела.

2. Быть вместе с близкими

Когда мы находимся близко к тем, кого любим, наше тело вырабатывает гормон окситоцин, «гормон любви». У окситоцина есть важное свойство – он снижает уровень гормонов стресса и помогает восстановиться. Когда вы обнимаете своего ребенка и по вам разливается тепло – это окситоцин.

Когда вы лежите с семьей и смотрите дурацкие комедии, вы делаете очень важное дело: помогаете своему телу вырабатывать окситоцин и восстанавливаться.

Помогает обниматься, валяться вместе, заниматься сексом, заплетать волосы, лепить пельмени на одной кухне, встречаться с друзьями, делать массаж, просто что-то делать вместе. Многим из нас трудно просто лежать, потому что это «трата зря времени» – в такие моменты говорите себе, что вы заняты важным делом: вырабатываете окситоцин.

3. Делать что-то бесцельно

Мы живем в условиях постоянного аврала, это истощает. Поэтому здорово каждую неделю делать что-то ради процесса, а не цели. Рисовать, раскрашивать раскраски, гулять не в магазин, а просто так, скачать в телефон приложение для караоке и петь…

И если внутренний голос говорит вам «ты тратишь время. », вы тоже можете ему строго сказать: «Я занята важным делом, я вырабатываю окситоцин!»

4. Искусство

В состоянии выгорания наши эмоции очень сужены, мы перестаем радоваться, удивляться, просто что-то чувствовать, кроме усталости. И создается ситуация, когда в жизни остались только негативные эмоции, а радости не остается совсем. Искусство дает нам очень важную вещь: впечатления и другие эмоции.

Верните в свою жизнь художественную литературу, кино, пение, театр раз в месяц. Только не скроллинг соцсетей – это не искусство совсем, а жвачка для мозгов.

Почти наверняка вам кажется, что у вас нет времени на какое-то там искусство! Если бы было, вы бы не выгорели. Конечно, вы очень загружены – но сейчас мы говорим буквально о вашем выживании.

Вам необходимы эмоции, попробуйте найти для них один вечер в месяц, всего один. Или двадцать минут в день на серию действительно любимого сериала. Или пятнадцать минут в день на пение под караоке.

5. Просить помощи и оказывать помощь

И то и другое помогает нам почувствовать свою общность с другими людьми, а она дает мощное чувство безопасности и покоя. Начните с малого: попросите соли у соседки, помогите бабушке поднять сумки в подъезд, позвоните подруге и попросите помочь вам разобраться в чем-то.

Многим из нас очень трудно просить о помощи, но это очень-очень важное умение.

Если вокруг вас мало людей, социальные сети могут здорово помочь: почти на любую тему можно найти сообщество, паблик или форум. Ищите группы людей, комментируйте, просите поддержки – это помогает.

И главный совет – помните, что вам сложно сейчас, и вы заслуживаете бережного и доброго отношения. Жизнь сложная, и родительство – наверное, сама сложная ее часть, так что для усталости есть причины.

В моменты полного отчаяния я говорила себе одну фразу:
Это пройдет, они обязательно вырастут.
И становилось чуть легче.

Евгения Дашкова , психолог

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Материнское выгорание – как выявить и что делать для выхода из эмоционального тупика

Синдром эмоционального выгорания официально включен ВОЗ в международную классификацию болезней. Это значит, что эмоциональное выгорание — это не какой-то миф, а конкретный диагноз, который снижает качество жизни человека и требует лечения.

На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар онлайн-платформы «Бережно к себе». Авторы этого проекта — клинический психолог и доула Дарья Уткина, автор книги о послеродовой депрессии «Не просто устала» Ксения Красильникова и консультант для женщин с репродуктивными трудностями Мария Карнович-Валуа — рассказали о причинах выгорания у родителей.

Предлагаем вам отрывок из вебинара.

Синдром эмоционального выгорания

О выгорании впервые стали говорить применительно к профессиональной сфере. Когда люди очень много времени и сил отдают работе или им приходится регулярно сталкиваться с тяжелыми ситуациями, они эмоционально истощаются. Также выгорание бывает в тех профессиях, где сотрудникам необходимо постоянно быть начеку, сохранять максимальную концентрацию, быть очень внимательными.

Любая активность, неважно — идете вы в душ, чистите зубы, пытаетесь позавтракать, будет прервана, потому что вы нужны ребенку. Родители оказываются в такой ситуации: у них ежедневно есть много повторяющихся рутинных дел, но они не могут их контролировать, при этом приходится все время быть начеку. И все это продолжается долгое время 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

К тому же современные люди привыкли жить в режиме марш-бросков: когда нужно сначала выложится максимально, а потом, когда проект будет сдан, можно и отдохнуть. С ребенком такой подход не работает: слишком много непредсказуемости.

К этому добавляется еще и социальная изоляция, с которой часто сталкиваются мамы, чувство одиночества и потеря самоидентичности (когда не хватает времени на то, что для тебя важно).


Источник

Усталость, выгорание, депрессия

Чем отличаются друг от друга усталость, выгорание и депрессия.

Усталость

Если вы просто устали, то сюрприз поможет вам отдохнуть и прийти в себя. Что это значит в контексте материнства? Если у вас появляется возможность непрерывно поспать 6-7 часов, позаботиться о своем теле или полежать целый день в кровати, и это помогает, то скорее всего вы просто устали. В этот момент очень важно начать регулярно отдыхать и восстанавливаться, чтобы не усугубить свое состояние.

Выгорание

Если человек находится в состоянии выгорания, то отдых на пару дней не работает. И к сожалению, очень часто отдых на неделю уже не работает. И это сложнее, потому что организовать себе 6 часов сна еще реально, а отпуск без ребенка (или даже с ним) на пару недель — это почти фантастика.

Но как обычно бывает? Женщина доходит до такой точки истощения, что она говорит: «Больше не могу, я устала» и убегает в отпуск. Там становится немного легче (нет быта, другая атмосфера).

Но в ситуации выгорания у человека хотя бы есть надежда, перспектива («Да, я не могу встать и приготовить завтрак, но при этом нет ощущения, что жизнь закончена»).


Источник

Депрессия

При депрессии человек не просто устал. Он ничего не хочет, ему кажется, что жизнь закончилась. Впереди ничего нет. И единственное, чего он хочет, чтобы этот день закончился, можно было закрыть глаза, просто никогда не просыпаться и не быть.

В таком состоянии, конечно, никакая поездка не поможет. Никакой отдых не поможет. Более того, очень часто женщины сталкиваются с тем, что им становится даже хуже, потому что они не испытывают радости от отдыха, в который вложили остатки сил. Он не помогает им снова почувствовать себя живыми.

Как отличить усталость, выгорание и депрессию

Попробуйте отдохнуть, если за пару недель вы не видите никаких изменений, возможно, стоит дойти до психиатра и поговорить о своем состоянии с ним.

Также вы можете самостоятельно пройти опросник «Эдинбургская шкала послеродовой депрессии» или «Шкала Бека», которая тоже может помочь разграничить эти состояния.


Источник

Почему родители выгорают

Самые распространенные причины:

— неотменяемость, непредсказуемость и рутина

— высокая планка родительства

В семьях, где оба родителя включены в заботу о детях, оба родителя склонны к выгоранию.


Скачайте чек-лист для релакса→

Профилактика выгорания

Профилактика эмоционального выгорания начинается с признания, что оно существует, что оно происходит с вами. Нужно признать, что вы устали, перегружены, что вам нужна помощь. Это важный шаг.

Иногда в состоянии перегрузки мы вместо того, чтобы отдохнуть, наоборот взваливаем на себя больше задач, чтобы быть эффективнее. Забываем поесть, не обращаем внимание на свое тело, не замечаем базовых потребностей.

Многие люди после такого замедления вдруг замечают, что ужасно хочется спать или им не хочется быть наедине с собой, потому что непонятно, зачем они вообще все это делают.

Многие боятся этого состояния, потому что быть в контакте с собой не просто. Такие моменты вскрывают проблемы. Но это необходимо делать — направлять фокус внимания на себя. Это помогает увидеть, что с нами происходит, чего мы вообще хотим.

Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.

Эмоциональное выгорание мамы: 10 способов самопомощи

Возможно, вы удивитесь, но эмоциональное выгорание, когда собственные дети перестают радовать и умилять, когда физические и душевные силы на исходе и хочется только одного – спрятаться от всего мира в укромном уголке и не шевелиться, случается с каждой молодой мамой. Так было с нашими родительницами, так будет с нашими дочерьми. Это нормально. Более того, если у вас «подсела батарейка», это значит, что вы много сил и энергии вкладываете в своих детей. Значит, вы хорошая мама. Такого мнения придерживается психолог Нина Ливенцова, которая рассказала порталу interfax.by о том, как женщина может вернуть радость жизни и наслаждение материнством.

Выгорание лайт и хард

Эмоциональное выгорание – это состояние истощения, когда нет ни сил, ни чувств, ни радости, ни желаний. С «легкой» версией выгорания сталкиваются все – в ситуациях, когда требуется большее, чем обычно, напряжение: экзамены, аврал на работе, болезни детей. Когда ситуация завершается, раздражительность, расстройство сна, апатия, снижение мотивации, депрессивные нотки в настроении исчезают, а желания – возвращаются. Отлично помогают дополнительные выходные, сон, время на себя, отпуск, спорт.

Если ситуация напряжения не заканчивается или длится долго, выгорание становится хроническим. Его симптомы: эмоциональное истощение, постоянная усталость, чувства больше не имеют силы, телесный дискомфорт, отвращение к деятельности, к людям. Это состояние не проходит само по себе, нужна помощь специалистов.

Когда эмоциональное выгорание случается с мамами, они ловят себя на мысли, что их больше не радуют собственные дети. Замечают, что стали бесчувственными. Понимают, что им больше нечего дать другим. Ощущают постоянную усталость. Не хотят видеть и слышать детей, супруга или вообще всех людей.

Эмоциональное выгорание важно распознавать в самом начале – и сразу искать возможности для отдыха, смены деятельности, обращаться за помощью. Не стоит пренебрежительно относиться к симптомам легкого выгорания, жертвовать отдыхом, переоценивать свои силы, отказываться от помощи или стесняться ее попросить. Это необходимо для здоровья мамы, для благополучия всей семьи.

Причины эмоционального выгорания у мам

Эмоциональное выгорание у матерей возникает по многим причинам.

  • Проблемы со здоровьем. Всем знакомо: беременная – нельзя лечиться, кормящая – нельзя лечиться, потом некогда, затем – незачем. Болезнь ослабляет организм, и восстанавливать силы сложнее.
  • Отсутствие полноценного общения. Четыре стены, снизившаяся мобильность. Особенно сложно тем, у кого ребенок первый и образ жизни меняется очень сильно. Это случилось со мной после рождения сына.
  • День сурка. Однообразие будней. Жизнь ребенка подчинена режиму, это для малыша необходимо. Но и жизнь мамы подчиняется этому же режиму, что делает дни похожими друг на друга. Для некоторых это пытка.
  • Мама не в приоритете у себя самой. Заботы о детях, муже, доме, быте, а на себя махнула рукой. Старенький халатик, волосы в хвостик, купить себе что-то – роскошь. Заявить о своих потребностях – эгоизм.
  • Отсутствие знаний о детях. О кризисах, особенностях развития, потребностях. К тому же мало кто имеет опыт общения с детьми, т.к. семьи малодетные. Не последнюю роль играют романтизированные представления о материнстве и детях – у женщины возникают нереальные ожидания от себя как матери, от детей, от супруга. Многие попросту не готовы к реальности, с которой они сталкиваются после рождения детей.
  • Давление извне. Все умнее мамы, все считают своим долгом дать ей ценный совет.
  • Болезни детей. Лично я после любого ОРВИ нуждаюсь в восстановлении сил.
  • Отсутствие личных границ. Невозможно спокойно поесть, сходить в душ. Почитать книгу в тишине – несбыточная мечта. Лишенные возможности хоть немного побыть в одиночестве, некоторые мамы на стенку лезут.
  • Шум, создаваемый детьми.
  • Отсутствие какой-либо помощи. Нежелание или неумение обращаться за ней. А иногда и объективная невозможность получить поддержку и помощь.
  • Внешние факторы: материальные, жилищные, финансовые трудности. Конфликты с родителями, свекровью.
  • Постоянный страх за ребенка, его здоровье, тревога, сомнения.

Это далеко не полный перечень факторов, которые могут стать причиной синдрома эмоционального выгорания у мамы.

Как помочь себе?

Способов справиться с эмоциональным выгоранием много, и все они достаточно просты.

  • Все проходит, пройдет и это. Осознание, что это временный этап, целительно.
  • Ты не плохая мать. Плохим матерям эмоциональное выгорание неведомо, оно возникает лишь у тех, кто много сил и энергии вкладывает в своих детей.
  • Выходите из дому. Четыре стены – плохие подруги. Выбирайтесь на прогулки, меняйте маршруты, бывайте в парках, заглядывайте в торговые центры. Когда родился сын, я гуляла с коляской по всему городу. Знакомые мамы удивлялись, как я могу столько гулять с ребенком. А я недоумевала, как они могут сидеть постоянно дома.
  • Общение – наше всё. Как женщине не сойти с ума без общения? Никак. Активно ищите подруг – знакомьтесь онлайн, дружите оффлайн. Ходите в гости и приглашайте к себе. Когда сыну исполнилось 10 месяцев, мы стали посещать развивающие занятия. Признаюсь, не для сына – для меня. Там я находила круг общения. Кто-то ходит на йогу с детьми, кто-то в бассейн для тех же целей.
  • Просите о помощи. Это не слабость, а порой необходимость. Бабушки, муж, а может, и няня на пару часов могут помочь с бытом или побыть с ребенком. А мама – спать, чистить перышки или просто отдохнуть в тишине.
  • Заботьтесь о здоровье. По своему опыту знаю, что времени катастрофически не хватает. Но наше эмоциональное состояние зависит от физического. Поэтому находите возможности быть в хорошей форме.
  • Любите себя, не забывайте о своих потребностях. Всего 5 минут на масочку – и настроение мгновенно улучшается. Легкий макияж, красивая кофточка – и вы чувствуете себя совсем другой женщиной, верно?
  • Танцуйте. Танцуйте, пока никто не видит. Танцуйте с детьми. Я не знаю как, но это работает.
  • Не требуйте от себя слишком многого. Расставляйте приоритеты. Делайте то, что действительно важно. Остальное подождет или отвалится. Ни в коем случае не занимайтесь самоедством.
  • Ищите положительные эмоции. Везде, где это возможно. И благодарите жизнь за хорошее.
Читайте также:
Какие 4 вещи запрещено позволять себе при детях
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: