Гиперактивный ребенок – что делать?

Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?

«Маленькие детки – маленькие бедки, большие…» Особенно у тех, кто с детства словно подключены к батарейке Energizer, помните как в рекламе? С точки зрения психологов и врачей, такие малыши часто страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Чем опасно такое состояние и что делать, поговорим подробно.

Отчего заводится моторчик гиперактивности

СДВГ не следует путать с чрезмерно подвижным ребенком. Очень активный малыш порой – следствие плохого воспитания или стрессового состояния (развод родителей, смерть кого-либо из близких людей и т.д.). Что нельзя сказать о синдроме гиперактивности. Это состояние возникает на фоне различных психофизиологических изменений центральной нервной системы, а также других заболеваний как, например, аллергия и т.д.

Гиперактивность часто замечается педагогами и психологом в дошкольном учреждении или в начальных классах. Спросите, почему не родителями? Часто они списывают не совсем стандартное поведение своего чада на обычное баловство или плохое настроение.

Установлено, что чрезмерно активные дети наследуют это состояние в 95% от своих родителей. А в классе численностью 25 человек, обязательно найдется один ребенок, страдающий синдромом гиперактивности.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается.

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

  1. Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
  2. Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
  3. Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
  4. Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
  5. Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
  6. Создаем условия. Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов. Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
  7. Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
  8. Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
  9. Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

Читайте также:
Почему ребенок сосет палец? - основные причины

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Дата публикации: 11.09.2017. Последнее изменение: 04.06.2018.

Гиперактивный ребенок – что делать?

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении («кажется, что к нему подключен моторчик»)?

Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду?

Надо ли ругать (а может пороть) такого ребенка?

С такими вопросами родители с давних времен часто обращаются к врачам и психологам.

В середине 19-го века немецкий врач H.Hoffman (1845) описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Фил». Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала ХХ века. В 1902 г. в журнале Lancet появилась лекция английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. С 80-х годов двадцатого века в Международной классификации болезней (МКБ) стали выделять «самостоятельное» заболевание — «нарушение активности и внимания» или синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью.

По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков.


Причины СДВГ

В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Риск развития СДВГ составил примерно 30% для родственников пациентов с данным заболеванием. Часто ведущую роль в происхождении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности относятся: внутриутробная гипоксия (недосток кислорода для плода), выраженные токсикозы беременности, угрозы прерывания беременности курение и недоедание матери во время беременности, психотравмирующие воздействия на мать во время беременности. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов течения родов относятся: недоношенность (рождение с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Наличие у новорожденного перинатальной энцефалопатии, внутричерепной гипертензии (повышение внутричерепного давления) также являются факторами риска. Вопреки бытующему у многих пациентов и некоторых врачей мнению важно отметить, что травмы шейного отдела позвоночника не играют роли в происхождении заболевания. При СДВГ нарушаются в основном связи между лобными областями коры и подкорковыми структурами мозга. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость в отношении к детям также вносят вклад в развитие синдрома. Признаки заболевания

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

1) Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (компьютерные игры, просмотр мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого наблюдается дефицит избирательного внимания,что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашних заданий. Зачастую также снижается переключаемость внимания

2) Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: «кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

3) Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

В дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых.

Кроме этого у таких детей замечают небольшое отставание в речевом развитии, а также моторную неловкость (неуклюжесть). Иногда у них позже появляется фразовая речь, они позже начинают прыгать.

Возраст трех лет является для ребенка особенным. С одной стороны это период активного развития внимания и памяти. С другой стороны это кризис 3-х лет. Основным содержанием этого периода служат негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы своей личности, своего «Я».

Зачастую до поступления ребенка в детский сад в 3- 4 года родители не считают его поведение неправильным и не обращаются к врачу. Поэтому жалобы воспитателей на неуправляемость, расторможенность, неспособность их ребенка не могут усидеть во время занятий, справляться с предъявляемыми требованиями являются для родителей неприятной неожиданностью.

Когда гиперактивный ребенок заходит в кабинет врача возникает опасение за состояние, находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.

Читайте также:
Упражнения после родов для восстановления фигуры и здоровья

Когда наш герой попадает в организованную ситуацию детского сада, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, где надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое возникают очень большие проблемы. Очень часто возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. Такие дети всегда заметны в новом коллективе, там они обычно ведут себя еще хуже, чем дома, поскольку попадают в обстоятельства, требующие определенной степени самоконтроля. А где его взять, если он отсутствует. Порой педагоги и сами не готовы к этой ситуации. Считают, что все дело в воспитании, что вопрос можно решить наказанием, принуждением. Не видят, что перед ними просто больной ребенок.

Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания относят к началу систематического обучения в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Если учесть, что этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, то избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Дети, страдающие СДВГ в этом возрасте в первую очередь характеризуются невнимательностью. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.Вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект.Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Навыки чтения и письма у детей с СДВГ ниже, чем у сверстников.

Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в ВУЗ, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений

СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, под которой понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе. Центральная нервная система гиперактивного ребенка неспособна справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Уже в начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью.

Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута».

В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. В этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Кроме этого подростки с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности

Самое неприятное то, что подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий, игромании и компьютерной зависимости. Кроме этого подростки с СДВГ в 4 раза чаще попадают в различные криминальные ситуации. Следует отметить, что подростки с СДВГ раньше чем их здоровые сверстники вступают в половую жизнь и для них характерен незащищенный секс. У девочек-подростков СДВГ чаще встречаются незапланированные беременности.

Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. У этой категории лиц больше, чем в популяции, представлены депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония). Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и на работе и в личной жизни. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда..

Диагностика СДВГ осуществляется на основе общепринятых диагностических критериев (смотри приложение).

Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности и комбинированный тип заболевания. Последний тип является наиболее распространенным. Кроме этого мы выделяем простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикания, нарушения сна.

Что же посоветовать родителям таких детей?

Прежде всего, родители должны обратиться к врачу-неврологу, и пройти обследование, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Так, в Санкт-Петербурге диагностикой и лечением СДВГ занимаются в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской академии наук. Желательно не ограничиваться консультацией а пройти комплексное обследование, занимающее 2-3 часа. Для объективной оценки состояния мозга ребенка необходимо провести электроэнцефалографическое исследование. Данное исследование поможет оценить степень функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Это исследование абсолютно безвредно и безболезненно. Кроме этого чрезвычайно важны обследования, проводимые психологом. Психологи также применяют определенные методики, позволяющие воссоздать объективную картину состояния больного, оценить степень нарушений высших психологических функций, определить, какие имеются отклонения в эмоциональной сфере.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Предварительное планирование и структурирование по времени помогают пациентам с СДВГ приспосабливаться к меняющимся процессам и ситуациям. Для модификации поведения используют так называемое оперантное обуславливание,которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведенческие реакции ребенка. Необходимо выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение, выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

Читайте также:
Ребенок на прогулке: правила нахождения на свежем воздухе

Подкрепления в виде наказаний должны следовать быстро и незамедлительно, т.е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению.

Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях можно только критиковать. В чем разница между этими понятиями? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно, что делается плохо), надо вести себя так. ». Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими «Вася хороший, а ты плохой». Рекомендуется уменьшить длительность просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и учебные нагрузки ведут к астенизации (стойкой утомляемости) ребенка и появлению стойкого отвращения к учебным занятиям.

Необходима согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки в вопросах воспитания ребенка. Неблагоприятной оказывается ситуация когда, например, строгая мама что-либо запрещает, а либеральный папа (пришедший усталым с работы и готовый разрешить все, лишь бы от него отстали) это разрешает. Дети быстро ориентируются в этой ситуации и начинают хорошо манипулировать действиями родителей. Кроме этого, различия в воспитательных подходах дезориентируют ребенка.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальное и назначаться с учетом данных обследования. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача.

В Институте мозга человека 15 назад была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью воздействия очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга — транскраниальная микрополяризация. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга лежащей в основе СДВГ. Этот метод обеспечивают направленную активацию функциональных резервов мозга. Данная методика также показала высокую эффективность у детей с речевыми нарушениями. Важным моментом является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транкраниальной микрополяризации. У отстающих в развитии детей отмечается улучшение познавательного интереса, активного внимания, занятия с педагогами становятся более эффективными

Кроме этого в лечении таких детей активное применение нашел метод электроэнцефалографической биологической обратной связи(ЭЭГ-БОС). В ходе занятий пациент управляет нарушенной биоэлектрической активностью мозга, выведенной на экран компьютера или телевизора. Доказано, что после применения ЭЭГ-БОС более чем у 70% детей, страдающих СДВГ, наступает значительное улучшение. Высокая эффективность такого лечения объясняется активным участием ребенка в лечебном процессе.

Гиперактивный ребёнок? Или просто. неудобный

Поделиться:

В последнее время поведение ребёнка, выходящее за установленные взрослыми рамки, объясняется гиперактивностью. Число ребятишек, которые считаются слишком неугомонными, слишком активными и слишком непоседливыми с точки зрения нянь, воспитателей и педагогов, растёт. Родители пожимают плечами и, ссылаясь на «гиперактивность» своего чада, умывают руки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На самом деле СДВГ – это медицинский диагноз, который может поставить только доктор. Это неврологическое состояние, которое характеризуется задержкой развития мозга. Основные симптомы: импульсивность, проблемы с контролем своего поведения и дефицит внимания.

Синдром непросто диагностировать, и зачастую консультации только с терапевтом или педиатром недостаточно.

Как правило, необходим консилиум специалистов из разных областей медицины и психологии. СДВГ требует комплексного лечения: это и приём медикаментов, и работа с нейропсихологом, и физиотерапия, и, возможно, психотерапия. Только такой подход позволит не просто снять основные симптомы, но и решить проблемы, ставшие причиной возникновения СДВГ.

Гиперактивные дети: в чём причина?

Теперь давайте поговорим о тех проявлениях, которые общепринято называть «гиперактивностью» в тех случаях, когда это не медицинский диагноз.

Мы являемся в этот мир крайне незрелыми существами. Наш мозг развивается долгие и долгие годы, прежде чем мы станем зрелыми, осознанными, ответственными личностями. В этом и заключается смысл взросления и развития. Период детства у человека самый долгий из всех живых существ. Это необходимо, чтобы незрелый человеческий мозг развивался постепенно в определённом темпе.

Различные области мозга созревают в разное время. Префронтальная кора, которая отвечает за абстрактное мышление, умение мыслить рационально, способность сдерживать нежелательные действия и мысли, сосредоточение внимания, умение предугадать последствия своих поступков, окончательно развивается лишь к 25 годам.

Поэтому недостаток зрелости префронтальной коры является причиной детской импульсивности, непредсказуемости, излишней подвижности и активности. Это нормально! Это соответствует задуманному природой плану познания окружающего мира маленькими человечками.

Да, это сложно для нас, родителей. Да, за детьми нужен глаз да глаз, чтобы они не «напознавали» проблем на свою голову. Да, иногда так хочется отдохнуть от шума и гама. Да, детская непосредственность порой ставит нас в неловкое положение. Но мы, взрослые, созданы на этой планете такими сильными, зрелыми и мудрыми, чтобы заботиться о своём потомстве. Нам важно помнить, что большинство проблем с поведением детей связаны с незрелостью их мозга, и в наших силах помочь им преодолеть последствия этого явления.

Можно ли снизить градус активности?

Вполне. Для этого нужно соблюдать несколько важных, но несложных правил:

  1. Режим дня. Соблюдать его вообще важно любому ребёнку, но особое значение режим приобретает для детей, склонных к гиперактивности. Некоторые дети ведут себя более активно и шумно на фоне других, потому что в их психике процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Таким деткам необходимы постоянство и предсказуемость. Это снижает тревожность и задаёт определённый ритм жизни, что помогает психике успокоиться. В этом поможет наличие и соблюдение ритуалов: пробуждение (потягушки, обнимашки и пр.), приём пищи в одно и то же время, ежедневные прогулки, отход ко сну (приём ванны, чтение книжки на ночь). Переутомление крайне нежелательно для всех деток, а для склонных к гиперактивности в особенности. Зачастую ребёнок не демонстрирует признаков усталости, а наоборот, становится ещё более подвижным и расторможенным. Для родителей это знак, что мозгу малыша нужна передышка. Лучше увести его с людной площадки или шумного детского праздника в более тихое, спокойное место. Держите в сумочке что-нибудь для перекуса и воду. Перевозбуждённый ребёнок, как правило, не может сам понять, что он устал и голоден. И это родительская задача – предвосхищать подобные проблемы и быть вооружёнными на все случаи жизни.
  2. Физические нагрузки. У гиперактивных детей очень много энергии. Если не давать ей выход, это может привести к эффекту «ядерного взрыва». Лучше это предупредить, подобрав ребёнку вид спорта, который придётся ему по душе. Да и вообще, детям чрезвычайно полезны длительные прогулки, бег, подвижные игры и другие активности.
  3. Отдых и расслабление. Они должны сменять любую активность. Массаж, поглаживания, спокойная музыка, пенная ванна нам в помощь. Чрезвычайно полезен дневной сон. Исследования показали, что младшие школьники, которые спят днём, гораздо легче адаптируются к школьным реалиям, успешнее учатся и вообще в целом их нервная система более устойчива к нагрузкам. Чем дольше вы сохраняете дневной сон у ребёнка, тем лучше.
  4. Ограничение экранного времени. Сколько ни говорится о вреде гаджетов, об их негативном влиянии на мозг человека (и взрослых, и детей), о необходимости ограничения экранного времени, но по-прежнему все перемены в школах дети проводят в своих телефонах, да и домашний досуг зачастую связан с электронными устройствами. Для деток, склонных к гиперактивности, это особенно критично. Их и так возбуждённый мозг просто накаляется от компьютерных игр и роликов на YouTube, они окончательно теряют самоконтроль, спокойный сон и возможность концентрировать внимание на по-настоящему важных вещах. Дети проводят в гаджетах столько времени, сколько им позволяют родители! Ограничьте экранное время дома, контролируйте этот вопрос сами (дети пока не в состоянии делать это), примите на родительском совете твёрдое решение о запрете использования гаджетов в школе.
Читайте также:
Ребенка укусил клещ что делать

Почему важны отношения в семье?

Но самое главное – это ваши отношения с ребёнком. В системе ценностей они должны занимать первое место. Что бы ни случилось, как бы ни было вам неловко за поведение ребёнка, помните: дело в незрелости его мозга. Он ничего не делает специально, чтобы насолить вам. Это эмоции, хлещущие через край, заставляют его кричать, разбрасывать игрушки, дрыгаться и пинаться. В этот момент он нуждается в помощи как никогда.

Для начала взрослому нужно справиться со своими эмоциями и не срываться на крик. Уже потом, вспомнив, кто тут взрослый, и взяв ответственность за ситуацию на себя, родитель может увести ребёнка из людного места, прижать к себе и помочь успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать и отчитывать детей при посторонних людях. Всегда будьте на стороне своего ребёнка! Уже потом, когда он успокоится, можно обсудить неприятную ситуацию, договориться о действиях, которые помогут предотвратить подобное в следующий раз. Не забывайте, только тёплые, надёжные отношения с родителями дают мозгу ребёнка покой и уверенность. Только из таких взаимоотношений возможно его развитие.

Исследования подтвердили, что улучшение микроклимата в семье, потепление взаимоотношений между детьми и родителями помогает снять часть симптомов гиперактивности без применения каких-либо медикаментов.

Также взрослые должны помочь ребёнку построить взаимоотношения с окружающими. С активными детками сложно, и конечно, воспитатели, няни, учителя будут жаловаться на их поведение. Будьте с ними в контакте: сочувственно выслушивайте и делитесь своими тревогами о ребёнке, рассказывайте о его сильных и слабых сторонах, о его увлечениях и предпочтениях. Знакомьте их со своим ребёнком. Эти люди играют важную роль в воспитании наших детей, и здорово, если мы с ними в контакте, а не в конфронтации.

Всему своё время! Школе тоже

Часто родители отдают детей в школу, не дождавшись семи лет, опасаясь, что ребёнок упустит что-то важное, если придёт учиться на год позже. Для деток, склонных к гиперактивности, столь раннее поступление в школу может быть критично. Их мозг ещё не готов к школьной системе обучения, к необходимости концентрировать внимание, высиживать спокойно несколько уроков, работать с неинтересным материалом.

Проблемы с гиперактивностью, скорее всего, только обострятся, тем более с добавлением, кроме всего прочего, жалоб и недовольства учителей. У нас есть возможность создать лучшие условия для своих детей, отложив ненадолго обучение и подобрав максимально бережную среду: небольшой коллектив и безоценочное отношение. Это поможет избежать поведенческих проблем. Давая мозгу ребёнка дозреть, мы облегчаем жизнь не только своему чаду, но и себе.

В завершение хочу сказать: не стесняйтесь своего ребёнка. Верьте в своё дитя, в его жизненную силу и способности. В современном мире ценятся активность и кипучая энергия. Возможно, когда-нибудь качества характера, которые сегодня доставляют вам столько неудобств и неприятностей, помогут вашему ребёнку покорить не одну вершину!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

13 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

Читайте также:
У ребенка болит ухо: что делать - первая помощь

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины , ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы , он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов .

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану , они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается .

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени .

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона , поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны .

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны .

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

Читайте также:
Анализ крови у детей: расшифровка, нормы показателей, отклонения и их причины

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию .

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит , поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

12 способов справиться с гиперактивностью малыша

Существует тонкая грань между естественно активным ребенком и малышом, страдающим гиперактивностью.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) обычно становится заметным в раннем детстве, примерно в 2–3 года. Но поскольку большинство детей от природы склонно к мечтаниям, суетливому поведению и не продолжительному вниманию, гиперактивность часто ставится диагнозом в возрасте примерно 6-7 лет.

Признаки гиперактивности

Признаки СДВГ включают то, что обычно рассматривается как поведенческие проблемы, такие как трудности с концентрацией внимания или следованием инструкциям, а также неспособность контролировать несоответствующее поведение, такое как бег по коридору или постоянное прерывание разговоров.

Ребенка с СДВГ могут расстраивать ситуации, когда его критикуют или наказывают за такое поведение, если родители или учителя не знают о наличии расстройства.

Если поведенческие проблемы проявляются лишь изредка в определенных ситуациях, ваш ребенок, вероятно, просто переживает обычное «детское поведение».

Однако, если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания как в школе, так и дома, и вам кажется, что ему постоянно трудно следовать указаниям или контролировать свое поведение, возможно, пришло время поговорить с вашим лечащим врачом о возможных причинах.

Хотя СДВГ обычно рассматривается как проблема здоровья, состояние не обязательно приводит к серьезным проблемам в жизни. Находя способы направить гиперактивность в продуктивную деятельность, вы можете научить ребенка использовать свою энергию в качестве топлива для творчества.

Обсудим несколько способов удовлетворить потребность вашего ребенка в дополнительных физических движениях и помочь ему использовать свою энергию и лучше контролировать импульсы.

Помощь родителям

Справиться с гиперактивным ребенком может быть сложно.

Гиперактивный ребенок может оказаться нестабильным, он часто перескакивает с одного занятия на другое с, казалось бы, безграничной энергией.

Может показаться, что ему трудно слушать что говорят или следовать указаниям. Он может плохо учиться в школе, получать низкие оценки и демонстрировать поведенческие проблемы.

Хотя нет правильного ответа на вопрос о том, как обращаться с гиперактивным ребенком, соблюдение нескольких советов может облегчить жизнь с гиперактивным ребенком.

1. Спорт

Физическая активность важна для ребенка с СДВГ, поэтому практически любой вид спорта, от езды на велосипеде до плавания, будет полезен для выплеска избытка энергии.

Есть некоторые виды спорта, которые даже более эффективны, чем другие.

Например, боевые искусства, такие как каратэ, кунг-фу или тхэквондо, могут быть чрезвычайно полезными из-за идеального баланса умственной концентрации и физических нагрузок, которые требуются гиперактивным детям. Это помогает детям научиться концентрировать свою энергию и формировать самодисциплину и контроль.

Командные виды спорта, такие как футбол или баскетбол также хороши, поскольку они требуют от ребенка участия и совместной работы (что хорошо для их социальных навыков).

2. Уроки танцев, актерского мастерства или музыки

В зависимости от того, в чем заключаются интересы вашего ребенка, обучение игре на музыкальном инструменте, занятия драматическим искусством или обучение координации посредством танцев – могут стать отличными занятиям после школы.

Исследования показали, что игра на музыкальном инструменте требует одновременной работы обеих сторон мозга, что помогает тренировать его для выполнения нескольких задач, в то время как танцы позволяют детям высвободить свою энергию, сохраняя при этом контроль над своими движениями.

Читайте также:
Как сбить температуру водкой ребенку?

Актерское мастерство помогает ребенку практиковать свои навыки запоминания и позволяет соприкасаться со своей творческой стороной. Возможность разыграть разных персонажей со сцены помогает им направить свою энергию и эмоции на что-то продуктивное.

3. Искусство и ремесла

Проекты декоративно-прикладного искусства отлично подходят для обучения детей воплощению своих идей и превращению творческих идей в нечто конкретное.

Любят ли они рисовать, моделировать, обрабатывать дерево или шить, разработка идеи и доведение ее до конца может чрезвычайно мотивировать ребенка, особенно малыша с СДВГ.

Такая деятельность показывает, что дети способны использовать всю свою энергию как движущую силу для чего-то творческого и продуктивного.

4. Кемпинг и мероприятия на свежем воздухе.

Нет ничего лучше свежего воздуха, природы и физической активности, чтобы помочь гиперактивному ребенку использовать свою энергию для чего-то позитивного.

Поход с ребенком – отличная возможность научить малыша жить на природе и помочь развить некоторые практические навыки.

Если у вас нет времени лично брать вашего ребенка на прогулки на природе или в походы так часто, как вам хочется, различные лагеря – отличный способ убедиться, что ваш ребенок не пропустит эти замечательные впечатления.

Детский лагерь также помогает детям научиться работать в команде и улучшить социальные навыки. Важно обратить внимание, нравится ли эта идея ребенку. Если нет – лучше не заставлять малыша.

5. Помощь по дому

Если ребенок приходит домой из школы, фонтанируя энергией, не сажайте его перед телевизором и не позволяйте играть в видеоигры.

Вместо этого спросите, хочет ли он помочь вам приготовить ужин или сделать несколько простых дел, например, вытереть пыль или пылесосить.

Детям часто нравится проводить время с родителями, это также дает им чувство ответственности и помогает гордиться своей работой.

6. Строгий порядок

Многие родители предпочитают вести свободную и непринужденную домашнюю жизнь без излишка правил. Этот непринужденный стиль воспитания подходит многим детям. Но у гиперактивных детей, как правило, в неясной обстановке возникают проблемы.

Если вы живете с гиперактивным ребенком, ведите домашнее хозяйство в упорядоченной манере. Таким образом, ребенок будет знать, чего от него ждут изо дня в день.

7. Трансформируйте сложные инструкции в простые и понятные

Ребенку с СДВГ сложно следовать и запоминать длинный список инструкций.

Вместо этого разбейте задачу на более мелкие части. Попросите, чтобы ребенок смотрел вам в глаза, когда вы объясняете что-то, и излагал информацию небольшими, легкими для восприятия фрагментами.

Попросите ребенка повторять каждый шаг. Написание инструкций также может помочь ребенку следовать им.

Письменный пошаговый список позволяет гиперактивному ребенку сосредоточиться на одном маленьком шаге за раз. Он может обратиться к списку, чтобы вспомнить то, что ему сказали, и вычеркнуть шаги по мере их выполнения.

8.Минимизируйте отвлекающие факторы

Те факторы, которые большинство людей никогда не замечают, может легко отвлекать ребенка, страдающего СДВГ.

Удобно усадите ребенка вдали от окон и дверей. Позвольте двигаться, но не позволяйте отвлекаться на другие вещи.

Убедитесь, что ребенок понимает, что его не наказывают. Создайте теплое и уютное рабочее место. Скажите ребенку, что рабочее пространство помогает ему сконцентрироваться, и поощряйте его участие в создании пространства, в котором он чувствует себя комфортно.

9. Используйте положительное подкрепление

Выполнение заданий – огромная борьба для гиперактивного ребенка. Поэтому важно, чтобы ребенок осознавал, что задание стоит выполнить.

Хвалите и поощряйте каждый раз, когда ребенок успешно выполняет задание.

Кроме того, позвольте ему вознаградить себя, назначив задачи, которые приводят к получению приза, например, конфете.

Занимаясь с гиперактивным ребенком, не беспокойтесь о том, что вы можете «подкупить» ребенка, чтобы тот участвовал. Положительное подкрепление – это награда за преодоление трудностей при выполнении задачи.

10. Помогите ребенку составить список дел

Составленный список обязанностей может помочь ребенку обрести независимость. Письменный список также дает ребенку визуальный ориентир, который можно использовать, когда он отвлекается или забывает, что ему нужно делать.

Научите ребенка обращаться к списку всякий раз, когда ему скучно или он не знает, что делать дальше.

Не наказывайте ребенка за невыполнение списка дел в установленный период времени. Используйте положительное подкрепление, чтобы вознаградить ребенка за задачи, которые ему удалось выполнить.

Дайте ребенку свободу выполнять задания в любом порядке, а не начинать сверху и постепенно спускаться вниз.

11. Не спешите с лекарствами

В современном мире жизнь с гиперактивным ребенком может привести родителей к вопросу приема медикаментов.

Да, некоторые лекарства могут помочь сбалансировать химию мозга тех детей, кто действительно в них нуждается. Однако лекарства имеют побочные эффекты и не должны использоваться всем детям по умолчанию.

Если методы изменения поведения не работают в течение определенного периода времени, вам и врачу вашего ребенка следует вместе решить, требуются ли лекарства. Однако это должно быть последним средством, а не первым выбором.

12. Дайте ребенку волю

Детям нужна возможность бегать и просто играть в комфортной обстановке.

С возрастом расписание детей становится более упорядоченным, чем когда-либо прежде.

Убедитесь, что у ребенка с признаками гиперактивности есть свободное время каждый день, чтобы он проводил его как хочет.

  1. American Psychiatric Association (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th edn) [DSM-5]. American Psychiatric Publishing.

Faraone, S. (2005). The scientific foundation for understanding attention-deficit/hyperactivity disorder as a valid psychiatric disorder. European Child and Adolescent Psychiatry, 14(1), 1-10.

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
министерства здравоохранения Хабаровского края

Гиперактивность у ребенка

Есть на детской площадке, куда мы с моей дочкой 4 лет ходим играть, один мальчик, Алеша. Ему 5 лет. Сказать, что он очень активный – это ничего не сказать.

Читайте также:
Эспумизан для новорожденных

Просто за те почти 2 года, что мы туда ходим, я еще ни разу не видела, чтобы он спокойно поиграл в песочнице, покачался на качелях или просто посидел рядом с мамой хотя бы 2 минуты. Это ураган, вихрь, торнадо – такие сравнения можно подобрать. Он не ходит – он бегает. Причем всегда. Крутится-вертится, спотыкается-падает, толкается, бросается, чем попало, в конце концов, выбивается из сил, и с истерикой отбывает с мамой домой.

Когда мы видим Алешу на площадке, мы стараемся подождать, когда он уйдет. Другие мамы между собой говорили, что Алешу уже повели к психиатру и поставили ему диагноз «гиперактивность».

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Есть вообще два различных варианта. Это, собственно, болезненное состояние, при котором помощь специалиста необходима, и особенности характера, темперамента и воспитания ребенка.

Болезнь называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и имеет четкие признаки:

  • не может сохранить внимание во время игры и при выполнении заданий;
  • часто «не слышит», что ему говорят, причем проблем со слухом не имеет;
  • не доводит начатое до конца;
  • часто теряет вещи, которые небходимы каждый день – игрушки, школьные принадлежности;
  • ему сложно что-либо делать самому;легко отвлекается;
  • забывчив в привычных повседневных ситуациях;
  • постоянно в движении, даже во время еды;
  • всегда и все делает с шумом; совершает бесцельные движения;
  • много говорит; отвечает на вопросы, не задумываясь;
  • мешает другим, вмешивается в игры и разговоры;
  • не может ждать, стоять в очереди.

Если этих признаков более шести и они наблюдаются шесть и более месяцев подряд, высока вероятность что это не характер и темперамент, а болезненное состояние, требующее помощи специалистов.

Кроме того, дети с СДВГ просто не могут себя контролировать, не могут сами остановиться и успокоиться, не реагируют на запреты и замечания, часто импульсивны и агрессивны, ничего не доводят до конца, быстро отвлекаются и выбиваются из сил, говорят быстро и много, задают миллионы вопросов, но ответы на них не слушают, неуклюжи (роняют, ломают вещи), плохо спят, у них часто возникают кишечные расстройства и энурез.

Как отличить просто активного ребенка от гиперактивного

Есть простой способ: если ребенок ВЕЗДЕ ведет себя одинаково – и дома, и в гостях, и на улице, и в малознакомой обстановке, и в детском коллективе – это требует помощи специалистов (детского невролога, психолога, психиатра). Проконсультируйтесь, после либо успокойтесь и правильно займитесь воспитанием (об этом ниже), либо подтвердите свои сомнения и лечитесь по рекомендациям врачей.

Если же ребенок только дома шумный непоседливый и активный, а в гостях сидит «как мышь» – это, скорее, особенности характера такого ребенка. Именно такая ситуация была у меня с моим ребенком. Невролог проконсультировал, сказал, что это не болезнь, а темперамент такой; психолог дал рекомендации.

Почему возникает это состояние? Связано ли оно с воспитанием?

Такие вопросы беспокоят всех родителей, когда ребенку ставится диагноз. Количество детей с СДВГ, к сожалению, растет с каждым годом. И сейчас по оценкам разных специалистов их от 3 до 10%. Мальчиков среди них в пять раз больше, чем девочек.

Причины этого состояния до конца не известны, но:

  • ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • патологические роды;
  • родовые травмы

. …играют важную роль в развитии этого состояния.

С недостаточно жестким воспитанием (как думают некоторые родители, ребенок ведь не просто «балуется» и «не слушается») это не связано, ужесточение мер наказания только ухудшает ситуацию с поведением.

«Если вы меня ругаете и говорите, что я плохой – вы тогда узнаете, насколько плохим я могу быть!» – таков результат.

В чем же главная проблема детей с СДВГ и что с этим делать?

Главная проблема в том, что такие дети не могут адаптироваться в обществе. Вследствие своей импульсивности, неконтролируемой агрессии, такие дети игнорируют общепринятые правила поведения, вредя себе и окружающим. Что неминуемо ведет к проблемам. С развитием, учебой, общением.

И еще. По статистике, 80% людей, которые пребывают в местах лишения свободы, были гиперактивными детьми. Задумайтесь над этим и не откладывайте лечение. Это не пройдет само!

Как родителям помочь такому ребенку?

Борьба с гиперактивностью у ребенка У меня самой очень активный ребенок. Это, слава Богу, только такой темперамент, но подойдет и для детей с диагнозом СДВГ. И нас научил психолог, как правильно с ней обращаться, чтобы еще и самим немного пожить.

  • Постарайтесь, прежде чем что-то требовать от ребенка, установить с ним контакт. Прикоснитесь, возьмите за руки.
  • Посмотрите в глаза и тогда говорите с ним. Зачем это делать? Потому что когда ребенок чем-то занят, увлечен, играет – он весь там, в своих переживаниях, и не слышит вас. Это действительно помогает – я беру дочку за руку, смотрю в глаза, говорю, что мне нужно, чтобы она сделала, и в большинстве случаев это помогает.
  • Установите постоянные правила. Придерживайтесь этого неукоснительно. Правила для ребенка должны быть понятны и просты. Например, если сегодня нельзя есть конфеты перед едой, трогать чужую собаку, прыгать с качелей, грубить бабушке, открывать газовый кран, то и завтра этого нельзя.
  • Важно придерживаться последовательности действий, разбивайте сложные задания на несколько простых – так ребенку будет легче справляться. Как я это применяю? Я говорю: «Давай уберем детскую комнату. Сначала мы застилаем постель. Для этого мы поправляем простыни, подушки, накрываем покрывалом. Дальше мы собираем игрушки. Машинки – в коробку, куклы – за кукольный стол, кубики – в ящик». И так, пока все не уберем.
  • Всегда и во всем соблюдайте режим. Буквально по часам вставайте, кушайте, гуляйте, ложитесь спать. Всегда, в любой день недели. Это действительно помогает. И взрослым тоже.
  • Хвалите. Но с умом. Что-то сделал хорошо – хвалим. Послушался – хвалим. Найдите то дело, которое лучше всего получается у ребенка, и хвалите за это. Моя дочь, например, любит помогать готовить папе завтрак. И буквально тает от удовольствия, когда я ее за это хвалю. И полдня настроение хорошее.
  • Старайтесь потратить избыточную энергию. Избыток энергии уходит – ребенок становится более спокойным. Проверено на себе. Важно не просто набегаться, а «пустить энергию в нужное русло» – танцы, акробатика, легкая атлетика, бассейн…
  • Если вы куда-то собираетесь (поездка, гости, магазин), предварительно подготовьтесь. Обсудите с ребенком, куда вы идете, что там будете делать и как при этом нужно себя вести.
  • Используйте любую возможность отдохнуть – поручите поиграть, погулять с ребенком бабушкам, дедушкам, тетям-дядям, в общем, тем, кому вы можете доверить ребенка, не забыв при этом дать и им подробный инструктаж. Иначе все усилия пойдут насмарку.
Читайте также:
Ребенок чешет уши часто: как определить причину и помочь малышу?

Вашему ребенку ведь нужны адекватные родители, правда? Тогда подумайте немного и о себе.

Советы родителям активных и гиперактивных детей

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда не сидят на месте. И это абсолютно нормально, ведь усидчивость и способность к самоконтролю в этом возрасте только начинают формироваться. Однако если ребенок испытывает серьезные и систематические трудности контроля своего поведения и эмоций, это негативно сказывается на его общении с взрослыми и сверстниками, а также на процессе обучения. В этом случае, скорее всего, речь идет о гиперактивности, как о серьезной проблеме, которую нужно решать совместно со специалистами (врачами, психологами, педагогами). Чем отличается активность от гиперактивности? Что такое СДВГ? Как вести себя с гиперактивным ребенком? Чем родители могут помочь своему малышу? Об этом мы поговорим с Вами сегодня.

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости? Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется.

Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.

Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Диагноз СДВГ может поставить только врач.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обычно рассматривается как совокупность трех составляющих: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. О постановке диагноза можно говорить в том случае, если эти признаки наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев подряд и мешают адаптации среди сверстников. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Невнимательность:

  • Малыш не может удерживать внимание на мелких деталях, поэтому у него часто возникают ошибки при выполнении различных заданий;
  • Из-за того, что ребенок плохо концентрируется, он не всегда реагирует на обращенную к нему речь (в том числе, на замечания);
  • Посторонние раздражители легко отвлекают кроху даже от интересного занятия;
  • Ему трудно доводить начатое дело до конца. Иногда у взрослых возникает впечатление, что ребенок бунтует, потому что ему что-то не нравится, однако, причина в том, что малышу сложно следовать инструкциям и правилам;
  • Малыши часто избегают заданий, для выполнения которых нужна длительная концентрация внимания;
  • Трудности при планировании и организации собственной деятельности (учебы, игры, общения и так далее);
  • Забывчивость. Невнимательные дети часто теряют свои вещи и забывают что-то сделать.

Чаще всего гиперактивность сочетается с дефицитом внимания (СДВГ), но бывает случаи, когда гиперактивные дети сохраняют усидчивость и способность концентрировать внимание при выполнении различных заданий.

Гиперактивность:

  • Кроха постоянно находится в движении;
  • Ребенок не сидит на месте, во время выполнения задания он может беспричинно встать и заняться другим делом;
  • Для гиперактивных малышей характерны суетливость, ёрзанье на стуле, навязчивые движения кистями рук и стопами;
  • Двигательная активность (ребенок постоянно бегает, пытается куда-то залезть, крутится на месте) не имеет под собой цели;
  • Тихие и спокойные игры у гиперактивных детей не в почёте. Они почти никогда не отдыхают, испытывают трудности со сном;
  • Они много говорят и перебивают других людей, постоянно задают вопросы обо всем и ни о чем.

Импульсивность:

  • Ребенок не дослушивает до конца, забегает вперед;
  • Ожидание дается ему очень нелегко;
  • Малыш тяжело усваивает правила общения, вмешивается в разговоры, игры, мешает другим детям и взрослым.

С первых лет жизни у гиперактивного ребенка часто можно заметить такие проявления, как повышенный тонус мышц, спазмы при приеме пищи, нервные тики, проблемы со сном, высокая чувствительность к звукам, свету, жаре и другим внешним раздражителям, завышенный болевой порог (нечувствительность к боли), неуклюжесть.

Проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности становятся наиболее заметными при поступлении в детский сад. В школьные годы, проблемы только увеличиваются, но к концу подросткового возраста они обычно сходят на нет.

Когда ребенок оказывается в детском саду или школе, к нему сразу же предъявляются многочисленные требования: соблюдать правила и режим дня, слушать воспитателя или учителя, сидеть тихо и отвечать, только когда тебя спрашивают. Нервная система гиперактивного малыша с трудом справляется с увеличенными физическими и психологическими нагрузками. Из-за недостатка самоконтроля он постоянно отвлекается, плохо воспринимает информацию на слух, в результате могут возникать проблемы с чтением, письмом и математикой.

Читайте также:
Упражнения после родов для восстановления фигуры и здоровья

Рекомендации родителям

Если у Вашего ребенка есть устойчивые признаки гиперактивности, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:

  • Создайте дома спокойную обстановку;
  • Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение;
  • Соблюдайте режим дня;
  • Питание должно быть сбалансированным;
  • Предоставьте малышу возможность выплескивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
  • Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;
  • Проводите больше времени на свежем воздухе;
  • Избегайте шумных мест и больших скоплений людей;
  • Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
  • Давайте ребенку конкретные просьбы и поручения;
  • Прививайте малышу навыки самоорганизации. Для этого можно использовать различные наглядные материалы, или памятки (например, схематичные изображения действий, которые ребенок должен выполнить перед сном: почистить зубы, умыться, надеть пижаму, лечь в кровать).

Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.

Игры с гиперактивными детьми

Игры для развития внимания

«Лови – не лови». Самой известной игрой из этой категории является «Съедобное – несъедобное». Ведущий бросает ребенку мяч и называет слово. Если это слово обозначает съедобный предмет, малыш должен поймать мячик, а если несъедобный – то отбить его. По аналогии с этим можно придумать множество различных игр, которые будут интересны именно Вашему ребенку (например, «Транспорт – не транспорт», «Живое – неживое», «Опасно – неопасно» и так далее).

«Следопыты». Выберите небольшую игрушку и спрячьте ее в комнате, но так, чтобы ее можно было заметить. Чтобы найти нужный предмет, малышу необходимо быть внимательным и не отвлекаться на другие вещи.

«Ушки на макушке» – это игра, направленная на развитие слухового внимания. Ее суть заключается в том, чтобы услышать, в каких из названных слов есть определенный звук. Например, договоритесь, что вы будете произносить слова, а ребенок должен хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит звук «р».

Игры для развития самоконтроля

«Замри». Включите динамичную веселую музыку и предложите малышу потанцевать. Как только вы нажимаете на паузу, ребенок должен замереть на месте.

«Жди сигнала». Это словесная игра-беседа. Ее суть заключается в том, что взрослый задает малышу разнообразные вопросы, а ребенок может начинать отвечать на них только после определенного сигнала (например, когда вы дотронетесь рукой до уха или сложите руки на груди).

«Молчу – шепчу – кричу». Задача ребенка в этой игре – выполнять все действия, ориентируясь на знак, который ему показывает взрослый. Договоритесь с крохой об условных обозначениях: к примеру, жест сна – малыш должен молчать и не двигаться, палец у губ – говорить тихо и двигаться медленно, руки вверх – можно кричать, бегать и прыгать.

Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

«Рисуем пальчиком». Попросите ребенка принять расслабленную позу и закрыть глаза. На его спине или ладони Вы можете пальцем «рисовать» различные фигуры, цифры, буквы и другие схематичные изображения. Малыш должен догадаться, что Вы нарисовали.

«Ветер – ветерок». Вместе с крохой изобразите руками сильный ветер и слабый ветерок. Делать это можно под классическую музыку в зависимости от ее темпа.

«Мыльный пузырь». В этой игре взрослый делает вид, как будто он надувает мыльный пузырь, а ребенок «летает» по комнате как пузырик. После команды «лопнул», малыш должен лечь на пол.

Выводы

Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста в глазах взрослых выглядят чересчур активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный малыш – это здоровый ребенок. Но некоторые дети не становятся спокойнее даже в незнакомой обстановке, их активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников. Нервная система гиперактивных детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. Чтобы помочь гиперактивному ребенку справиться с трудностями, нужно выработать особой воспитательный подход к малышу, принимать его таким, какой он есть, и не ругать его за «плохое» поведение. Благоприятная обстановка дома, режим дня, занятия спортом, специальные игры и другие важные вещи – это то, что могут использовать родители во благо своему крохе.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно и уважительно относятся к особенностям каждого ребенка, создавая условия для его разностороннего развития. Для нас важно помочь малышу не только узнать много нового и интересного, но и научить его самостоятельности и развить навыки общения. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: