Игры для детей с моторной алалией – как развиваем речь ребенка в игре

Игры для детей с моторной алалией

  1. Игры на развитие памяти и внимания
  2. Игры на развитие мышления
  3. Игры на сенсорное развитие
  4. Игры на развитие моторики

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Не лишним будет развитие мелкой и крупной моторики, формирование связи моторики и зрения. Связь между этими умениями и речью очень тесная, одно ведет за собой другое.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Дидактические игры для активизации речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

    Инна Ермолова 2 лет назад Просмотров:

1 Дидактические игры для активизации речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Презентацию разработала учитель-логопед МБДОУ 321 И. Ф. Иванова

2 Моторная алалия комплексная (медико-психолого-педагогическая) проблема. Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития. То есть, при относительно сформированном понимании слов их собственная речь состоит из односложных, лепетных слов и звукоподражаний.

3 Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии на речевое подражание. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем нежелания говорить, боязни речи.

Читайте также:
Как разговорить ребенка 2-3 лет: методики, упражнения, гимнастика, мнения логопедов.

4 Игры для развития эмоционального общения с ребенком Дай ручку! Привет! Пока! Хлопаем в ладоши! Ку-ку! Лови мячик! Котёнок, Платочек. Солнечный зайчик и т.д. Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

6 Платочек Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался). Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами: Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу накиньте платок ему на голову.

7 Игры на развитие общего подражания Чудо-цветок Желтые сапожки Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Мы ногами топ-топ-топ! Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Хлопы-шлёпы Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи.

8 Чудо-цветок Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Руки согнуты в локтях, складываем руки накрест и сцепляем ладони большими пальцами, шевелим пальчиками. Шевелятся у цветка Все четыре лепестка. Я цветок сорвать хотел, Но цветок вдруг улетел. (разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны). Вы догадались, что это был за «цветок»?

10 Развитие речевого дыхания Речевое дыхание это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

11 Звуки вокруг нас! Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Сдуй шарик! Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе согласного звука Ф. Змейка Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе согласного звука Ш. Насос Цель: развитие правильного речевого дыхания пропевание на одном выдохе согласного звука С. Птицы разговаривают Цель: развитие правильного речевого дыхания произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов КО-КО-КО. КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

13 Развитие речевого подражания Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание вначале похоже на эхо: взрослый говорит ребенок тут же повторяет. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. Развитие у ребенка речевого подражания требует соблюдения ряда условий: – наладить эмоциональный контакт, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности; – развитие внимания и слухового восприятия, а также дыхания; – определенный уровень понимания речи. Активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить.

14 Игры для развития речевого подражания Самолеты Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого, повторение звука У Паровозы Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ Поиграем на дудочке Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого повторение звукоподражательных слов ДУ-ДУ-ДУ На! Дай! Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи повторение слов НА. ДАЙ

15 Игры на различение неречевых звуков. Угадай звук Найди свое место Громко тихо Длинный – короткий Ладушки Мамины бусы Барабаны

18 Различение звукоподражаний. Узнай по голосу (голоса близких людей) Кто как кричит? ( с использованием картинок) Говорящие прищепки

Разработка игр для детей с моторной алалией

Ι. Знакомство с красным цветом.
Оборудование . Игрушки (кубики, шары, полоски бумаги и др.) красного цвета.
Логопед берёт игрушки красного цвета и говорит: «Это красный кубик, красный шар, красная бумага».

Читайте также:
Раскраски для малышей- скачать и распечатать бесплатно в формате PDF

Задание . Подай красный кубик, красный шарик, красную тряпочку, красный карандаш, т. е. все красные предметы, находящиеся в дидактическом материале.

Игры .
1) Сложи в коробку карандаши, кубики красного цвета.
2) Надень красные кольца на пирамидку.
3) Закрась контурные картинки (треугольник, мячик) красным карандашом.
Затем логопед переходит к освоению понятий синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный по образцу знакомства с красным цветом.

ΙΙ. Различение цветов.

Оборудование . 1) Предметы, игрушки различных цветов.
2) Разноцветные картинки.
3) Контурные картинки.

Игры . 1) Разноцветные картинки.
Логопед . Дай красную шапочку. Дай синюю шапочку…
Ребёнок . На красную шапочку. На синюю шапочку…
2) раскрашивание картинок.
Логопед . Возьми красный карандаш и раскрась шар. Возьми жёлтый карандаш и раскрась лимон…
Ребёнок выполняет задания и доступной речью называет цвета.
3) «Да, нет».
Логопед показывает сначала синий мячик и спрашивает: «Это синий мячик?» ребёнок говорит да или кивает головой. Затем логопед показывает красный мячик и спрашивает: «Это красный мячик?» Ребёнок отвечает да .
Затем логопед показывает жёлтый карандаш и спрашивает: «Это красный карандаш?» Если ребёнок усвоил цвета, то должен сказать нет или покачать головой.
4) Складывание фигурок из мозаики.
Логопед . Сложи из мозаики красный квадрат, жёлтый треугольник (показывает образцы фигур).
Ребёнок выполняет задания и называет цвета доступной речью.

1) Предметы, игрушки.

Логопед показывает на предметы, игрушки и говорит:
«Кукла лежит на полу. Книга лежит на столе. Мишка лежит в шкафу. Платок лежит в кармане. Мяч лежит под столом. Бумажка лежит под стулом. Мальчик стоит у стола. Стул стоит у шкафа».
Логопед показывает на картинки и говорит: «Дети играют в саду. Кошка сидит под столом». И т. д.

Задание . Покажи, где бабушка спит, где птичка сидит, где мальчик стоит, где мальчики стоят.
Игра в лото составленная логопедом.
Логопед . Дай мне картинки «Птичка в клетке». «Птичка у клетки». «Ложка под стаканом». «Ложка на стакане»,
Ребёнок подаёт логопеду картинки, сопровождая их доступной речью.
По данному образцу даётся понятие о пространственных представлениях на вопросы куда? откуда?

Оборудование . 1) Картинки времён года.
2) Набор картинок с отдельными моментами времён года.

Логопед показывает картинки и называет их: «Это осень, это зима, это весна, это лето» – и рассказывает характерные моменты о временах года.

Зима.

Зимой идёт снег.
Дети катаются на коньках.

Лето.

Летом сильно греет солнце.
Дети купаются в реке.

Игра в лото «Когда это бывает?».

Ι вариант.

Логопед . Дай мне все картинки про зиму.
Ребёнок отбирает все картинки про зиму, например: «Мальчик катается на лыжах», «Дети катаются с горы» и т. д., и подаёт логопеду.

ΙΙ вариант.

Логопед . Возьми все картинки сначала про лето, потом про зиму, весну, осень, и разложи маленькие картинки на большие карты по временам года.

Расширение представлений о временах года.

Логопед читает короткие рассказы о временах года.

Зима.
Холодно зимой. На улице много снега. У мальчика лыжи. У девочки санки.
Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на санках. Всем весело!

Весна.
Весной тепло. Тает снег. Текут ручейки. Прилетели птицы. Птицы вьют гнёзда. Мама копает грядки. Дети сажают цветы.

Лето.
Летом тепло. Сильно греет солнце. Дети пошли в лес. В лесу дети собирают ягоды. Мальчики ловят рыбу. Дети купаются в реке. Хорошо летом!

Осень.
Осенью дует холодный ветер. Идёт дождь. Дети идут под зонтиками. Мальчики убирают овощи. Девочки собирают яблоки. Дети идут в школу.

Ребёнок слушает рассказы и иллюстрирует движениями отдельные моменты из каждого рассказа, например: «Мальчик катается на лыжах», «Дети сажают цветы», «В лесу дети собирают ягоды», «Дети идут в школу».

Гайд по моторной алалии.

Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)

Экспрессивная алалия — это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций. (Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. — СПб.: КАРО, 2006.)

Читайте также:
Достижения ребенка в полтора года – что должен уметь ребнок в возрасте 1 года и 6 месяцев?

Наиболее частое обращение родителей ребёнка с Моторной (Экспрессивной) алалией к логопеду: Ребёнок всё понимает, но ничего не говорит (мало говорит)

В раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит как ребёнок всё понимает, но не говорит. Очень часто это успокаивает родителей. Со временем появляются дополнительные симптомы моторной алалии приводящие к негативным последствиям.

Причины мешающие излечению Моторной алалии:

Негативное влияние общества на родителей детей с Моторной алалией.

Родители детей с Моторной Алалией испытывают постоянное давление общества, которое мешает им заняться решением проблемы. Это давление могут оказывать близкие родственники, друзья, знакомые различные социальные группы в обществе и в интернете. Что же слышат такие родители?

1. «Не беспокойтесь, само все пройдет. У моего соседа ребенок молчал до четырех лет, а потом заговорил сразу целыми фразами» — очень распространенная история на различных форумах. У меня вызывает сомнение правдивость этой истории. Во-первых, откуда эти люди знают, говорил или молчал ребенок дома. Во-вторых, многие дети на улицах не разговаривают с чужими людьми. В-третьих, возможно, там хорошо поработал логопед, и все увидели уже конечный результат; поскольку часто родители не афишируют свои занятия с логопедом. В-четвертых, это могла быть не моторная алалия, а какое-либо другое речевое или неречевое (психологическое) нарушение, но в любом случае само оно не прошло. В-пятых, понятие «не говорил» у каждого свое – кто-то считает, что пока ребенок не выговорит «бронетранспортер», он не говорит.

Вред этой истории огромен, так как такие советчики останавливают родителей, и родители упускают драгоценное время, необходимое для успешного лечения моторной алалии.

Причем многие врачи жалуются на ту же тенденцию среди населения по поводу «само пройдет».

2. «Примите ребенка таким, какой он есть».Наиболее популярный ответ в интернете по запросу «ребенок не говорит в 2, 3, 4 года» — «само все пройдет», а по тому же запросу « … в 5-6 лет» — «примите его таким какой он есть». Куда же делась у «советчиков» логопедическая работа? Причем, обратила внимание, что часто это говорят одни и те же люди. Если я чего-то не знаю – я об этом не говорю, а они могут.

3. Многие «грузят» родителей чувством вины (в результате которого у детей формируется Речевой негативизм) —

· Ищут виноватых: мама, папа или дедушка, который поздно заговорил. Настоящие причины возникновения алалии смотри здесь.

· Говорят, что родители мало занимались с ребенком. А при моторной алалии самостоятельная работа родителей без логопеда практически не приносит результата.

· Объясняют родителям, что «логопеды тянут деньги», ибо «Вон у соседа ребенка за 3 месяца рычать научили, а вы за полгода еще не закончили».

· Обвиняют ребенка в том, что он просто ленивый или упрямый– «он же все понимает, но не хочет говорить», а родители его не воспитывают.

Так как большинство родителей не выдерживают пресс общественного мнения при длительной коррекционной работе с детьми с алалией, в советское время была создана система детских садов (школ) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В этих детских садах наряду с коррекционной логопедической работой детям обеспечивали правильную языковую среду и ограждали детей от влияния общества, где родители видели своего ребенка только на выходных.

Если задать поисковый запрос по поводу лечения МА, то мы увидим много сайтов, которые говорят о медицинской помощи моторным алаликам, где логопедическая работа упоминается как второстепенная. Хотя на самом деле все наоборот. Это происходит потому, что большинство сайтов по запросу «моторная алалия», находящиеся на первых строчках поисковиков – медицинские. На них предлагаются услуги десятков тысяч врачей, поэтому они находятся наверху поиска. Но о коррекционной логопедической работе большинство из этих сайтов не имеет даже представления. И у людей создается обманчивое впечатление, что логопедическая работа занимает 1-5% сил, времени, денег во всей коррекции алалии, и ровно настолько же она неважна. Хотя те же врачи прекрасно знают, что в коррекции речевых нарушений, таких как алалия, ведущий специалист – логопед.

Еще одна причина, почему многие ищут медицинские способы решения проблемы, связана с тем, что Моторная алалия является следствием органического поражения коры головного мозга. А значит многие думают что лечить ее должен врач, а не какая-то тетя с картинками.

Читайте также:
Ребенку 1 год и 1 месяц – как развивается малыш, и что умеет делать в этом возрасте?

Да, моторная алалия – это следствие органического поражения КГМ. Так же как и афазия, дизартрия, и многие другие нарушения речи, лечением которых занимаются логопеды-дефектологи, обучающиеся несколько лет в университетах. Почему логопеды, лечащие все остальные речевые нарушения органического происхождения, не должны лечить моторную алалию?

Все привыкли, что самое «страшное» это когда ребенок не выговаривает звук Р. На самом деле поставить звук Р, и все другие звуки могут логопеды без высшего образования после 6-месячных курсов или студенты на 1ом курсе после первой сессии. Все остальные годы обучения в ВУЗе логопеды-дефектологи учатся работать с тяжелыми нарушениями речи, куда входит моторная алалия.

Раньше в советское время логопедия входила в состав «лечебной педагогики», а по-английски логопеды и сейчас так и называются «речевыми терапевтами».

Многие видели дословный перевод алалии как «отсутствие речи» и посчитали, что это является определением алалии. На самом деле отсутствие речи на раннем этапе является лишь одним из симптомов этого речевого нарушения. И многие родители думают, что как только ребенка «разговорили», моторная алалия прошла. Это не так – просто ребенок перешел на следующий уровень Общего недоразвития речи – с ОНР-1 на ОНР-2. А так как самостоятельно, без помощи логопеда, речь ребенка в полную норму не приходит, обучаться в обычной школе он не сможет. Поэтому родителям необходимо запастись терпением не на один год коррекции, чтобы дать ребенку полноценную жизнь в дальнейшем.

Трудности в диагностики Моторной алалии.

Чаще всего диагноз моторная алалия ставят детям не раньше 5-7 лет, хотя раньше ее диагностировали с 2х-2,5 лет, поскольку именно с этого возраста набирали группы в детские сады с ТНР, а во Франции и Швейцарии и сейчас начинают работу с моторными алаликами в раннем возрасте. Все понимают, алалия это органическое поражение участков головного мозга полученное во время беременности, родов или в самом раннем возрасте. Но при этом ставят диагноз в столь позднем возрасте, так как будто ребёнок прекрасно развивался до 5-7 лет, а потом внезапно перестал говорить, стал агрессивен и поглупел. Или ещё хуже — уже в 2 года был, без речи, агрессивным и со сниженным интеллектом. Таких детей очень мало и они попадают под наблюдение других специалистов сразу же. Но потом в 5-7 лет из ниоткуда появляется много моторных алаликов. Часто проблема ещё и в том, что её просто не умеют увидеть раньше.

Экспрессивная алалия не статичное, а динамичное расстройство, которое в ходе своего развития претерпевает ряд существенных изменений. У всех детей в той или иной степени выраженности происходит спонтанное усвоение языка, несмотря на значительную задержку в сроках его усвоения и патологическое развитие. В процессе же специального обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях язык в структурном, структурно-функциональном и коммуникативном аспектах обогащается и постепенно приближается к норме.

Детям с алалией свойственны не только значительная задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но и его патологическое развитие.Дети с алалией избегают общаться посредством речи во многих ситуациях. Нередко у них возникает речевой негативизм.Неусвоение изменений формы языка — ведущий показатель расстройства развития языкового механизма у детей с алалией.

Обычно в возрасте 3-4 лет (иногда раньше) дети начинают посещать специализированные дошкольные учреждения (логопедические детские сады, логопедические кабинеты при поликлиниках и др.), где с ними проводится медико-педагогическая работа, направленная на преодоление языковых и неязыковых расстройств.

В ходе этой работы многие дети дают заметное продвижение. До известных пределов формируется структурно-функциональная сторона языка, коммуникативная функция речи, улучшаются познавательные процессы, расширяется круг знаний, дети овладевают начатками грамоты, положительные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере и в свойствах личности, в частности, исчезает или сглаживается речевой негативизм. Однако языковые и неязыковые симптомы, хотя и не в столь выраженной, как ранее, степени продолжают существовать, и к ним у части детей даже прибавляются новые. Это заикание и спотыкание или же нарушение ритма речи, напоминающее спотыкание.

Большинство детей по причине языковых и неязыковых расстройств не может поступить в общеобразовательную школу и поэтому начинает обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Только некоторые начинают обучаться в общеобразовательной школе; обычно с ними продолжают заниматься преодолением остаточных явлений алалии на логопедическом пункте.

Многие дети, обучаясь в специальной школе, испытывают затруднения при усвоении программного материала, главным образом по русскому языку. Тем не менее почти все заканчивают обучение и овладевают знаниями в объеме 8 классов общеобразовательной школы. Языковые и неязыковые нарушения в значительной мере преодолеваются, так что после окончания школы симптоматика проявляется в легкой степени и часто обнаруживается только в ходе специального исследования.

Читайте также:
Ребенку ровно 2 года! Что должен уметь малыш в возрасте 24 месяцев?

Прогноз должен определяться после оценки комплекса факторов. Он лучше, если у ребенка имеются следующие показатели:

1) неязыковые расстройства выражены не грубо(интеллект по возрасту, поведение без патологии)

2) микросоциальная среда благоприятна(либо специализированный детский сад для детей с ТНР, либо родители, бабушки, дедушки и т.д., соблюдающие языковой режим)

3) есть потребность к речи(совместная работа логопеда и родителей по предупреждению либо преодолению речевого негативизма)

4) развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения в синтаксисе(наличие предложения)

5) имеются предикативные слова(глаголы)

6) медико-педагогическое воздействие на ребенка осуществляется на ранних этапах его жизни(раннее обследование у ЛОР-врача, невропатолога, раннее начало логопедической работы).

Прогноз часто хуже, если эти показатели имеют отрицательные характеристики и выступают в комплексе».

Каждый из исследователей моторной алалии пишет о необходимости раннего начала коррекционной работы. Мои наблюдения о важности раннего начала коррекционной работы моторной алалии по сравнению с сенсорной:

Несмотря на то, что коррекция моторной алалии занимает в 2 раза меньше времени, чем коррекция сенсорной алалии у детей одного возраста, чаще всего именно сенсорные алалики излечиваются с большей вероятностью, чем моторные. Причина в том, что у моторных алаликов первично интеллект сохранен – и родители, видя что ребенок «умненький», «все понимает, но не говорит» в 2, 3, 4 года, надеются на то, что само всё пройдет. И приходят к логопедам в очень поздние сроки, когда интеллект уже снижен, но в отличие от сенсорного алалика, имеют очень стойкий речевой негативизм, который часто ломает всю коррекционную работу. А при сенсорной алалии ребенок уже в 1,5-2 года очень сильно отличается в поведении от сверстников, и родители начинают бить тревогу намного раньше.

Условия, при которых прогноз благоприятный.

1. Коррекционная работа с логопедом.

2. Использование логопедом языковой концепции в коррекции алалии.(К сожалению, многие логопеды не владеют языковой концепцией Моторной (экспрессивной) алалии и используют в коррекционной работе методики, схожие с методиками лечения ЗРР и дизартрии, дающими низкую результативность.

3. Наличие глаголов и фразы (вызывание глаголов и формирование фразы).

4. Чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи

5. Неязыковые расстройства выражены не грубо

6. Необходимо время и общая крайне терпеливая воспитательная работа.

7. Создание правильной языковой среды во избежание речевого негативизма.

8. Логопедическая работа с детьми, страдающими алалией, должна продолжаться и родителями под руководством логопеда.

9. Благотворно влияет помощь родственников (бабушек, дедушек, старшей сестры, няни).

10. Обследование у невролога и лор-врача.

Последние 3 пункта входят в комплексный подход при лечении алалии.

Альманах педагога

Автор: Продьма Светлана Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 22 “Синяя птица”
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
Алалия – медико- психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии является определение методов и принципов коррекционного воздействия, направленного на развитие речи и личности ребенка. Систематически организационная логопедическая работа дает возможность в ряде случаев использовать средства» достаточные для речевого общения ребенка, а иногда – только самую элементарную речь. В зависимости от того моторная или сенсорная алалия эта задача решается неодинаково. Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Систематическая логопедическая работа включает себе работу как над речью, так и над личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка, преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы, которая ведется параллельно со школьным обучением в дополнении к нему, возникла готовность к усвоению школьных знаний. Логопедическая работа, как мы уже отмечали, должна проводиться комплексно на фоне активного медикаментозная и психотерапевтического лечения, проводимого, врачом психоневрологом, невропатологом, психиатром. Основным стержнем в логопедической работе является создание механизмов речевой деятельности: формирование мотива, коммуникативного желания, внутренней программы высказывания, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. В процессе логопедической работы должны учитываться как специфика речевого недоразвития, так и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Логопеду необходимо видеть в каждом ребенке личность. Устраняются воспитательным воздействием невротические наслоения в характере ребенка, вырабатывается правильное отношение ребенка к речевому недоразвитию и к работе по его преодолению. Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей. Обращается внимание на развитие мелкой моторики; учат линовать, раскрашивать, штриховать, завязывать узелки и т.д. Установлено , что если дети отстают в развитии движений пальцев рук, то они отстают и в развитии речи. По мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи.
На начальных этапах работы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на коммуникацию, развивается потребность в общении. Важно развивать у ребёнка речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной речи. Все это является базой для дальнейшего развития речи. Одним из основных компонентов, составляющих базу речи, является развитие предикативной системы и овладение элементами грамматического строя. Логопед в процессе работы приучает детей внимательно дослушивать фразу до конца, понимать вопросы, в которых скрываются разнообразные предметные отношения. Вне зависимости от этапа работы воздействие направляется на всю систему речи; расширение, уточнение словаря, формирование фразовой речи и связанной речи, коррекция звукопроизношения, ко на каждом из этапов выделяются специфические задачи и особенности содержания работы. Обычно речевое развитие алалика для удобства обозрения многие исследователи делят на несколько этапов. На каждом этапе, можно выделить основную трудность в развитии речи, задерживающую развитие и других структурных компонентов. Переход с одного этапа на другой характеризуется появлениен новых речевых возможностей, нового речевого уровня (Р.К. Левина, Л.Б. Мелехове, Н.И. Трауготт). Длительность каждого этапа будет находится в зависимости от общего состояния алалика, от тяжести алалии, ее формы , от воздействия окружающей среды в самом широком смысле этого понятия (обучения, воспитания) , в зависимости от времени, когда начинается специальное обучение.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
. Ребенок молчалив, к речевому общению не стремится- речевой стимул снижен слов нет.
ЦЕЛЬ:
логопед должен стараться воспитывать речевую активность, формировать пассивный и активный словарь, доступный пониманию и воспроизведению. В процессе работы появляются постепенно более оформленные голосовые реакции, а затем начинает развиваться и словарь. Словарь на этом этапе состоит из: а/ восклицаний (ой, ах . ) б/ звукоподражаний (ам,му,ксс,тук и т.д.) в/ лепетных слов (1-к, слога им слова). В первую очередь перед логопедом стоит задача- вызвать у ребенка желание говорить и сделать это параллельно с обогащением его активного словаря. Методическим средством для осуществления поставленных задач будет создание различных игровых ситуаций, требующих ответной реакций, которая может быть
выражена жестом, предметным действием, произнесением одного из вышеуказанных доступных звуковых комплексов. Развертывая перед ребенком ту или иную ситуацию, логопед сопровождает отдельными восклицаниями, простыми словами, таким образом он оречевляет ее и вовлекает ребенка б подражание как действию, так и элементарному слову., Например, мячик падает – бах!, мячик прыгает- скок/-скок к т.п.). Всякая речевая реакция ребенка подхватывается, повторяется, поощряется. Первое время не исправляется. Но ребенок, принимает активное участие в повторении такой игры. Затем он начинает сам воспроизводить ее дома, сопровождая разнообразными звуками, жестами и действиями с игрушками. Необходимыми пособиями на данном этапе будут различные игрушки (животные, куклы, предметы домашнего обихода, мячи, машины и т.п.), а в дальнейшем картинки и логопедическое зеркало.
ВТОРОЙ ЭТАП.

Читайте также:
Коллекция одежды Gulliver для маленьких модниц «Серебряные мечты»

ЦЕЛЬ:
Продолжать работу по формированию пассивного и активного словаря. Работать над диалогом ,небольшим простым рассказом,не-распространенными, затем распространенными предложениями, формиро-вать психофизиологичеекие предпосылки речевой деятельности и перво-начальные навыки в ситуации общения. Словарь увеличивается за счет в основном выученных с логопедом слов. В самостоятельную речь ребенка эти слова входят с трудом, так как речевой стимул все еще снижен: произнесение слова каждый раз должно подкреплятся + эмоциями (должен быть стимул). Становятся часты различные искажения слов: а/ сокращения( грибок-бок, свинья- синя); б/ перестановки (изба-гиба,дерево – деверря) Основной задачей при формирований словаря будет работа над дальнейшем его обогащением, уточнением ,закреплением и употреблением. После знакомства с .буквами анализ и синтез слова проводятся с опорой на написанное слово. При помощи кратко описанных упражнений закрепляется правильная слоговая структура слов, правильное звукопроизношение закладываются навыки чтения и письма .
ТРЕТИЙ ЭТАП.

ЦЕЛЬ:
формирование фразовой речи, с постепенным усложнением сло-варя и структуры фразы. Работать над распространением предложений и их грамматическим оформлением над диалогом и рассказом описательного характера . Формировать построение высказывания как основной единицы речевого действия. Итак, появление фразы в речи алалика можно считать началом третьего этапа. Третий этап можно охарактеризовать: богатый словарный запас, более точное употребление звуков, хотя смешение звуков по всем фонематическим группам остаётся. В процессе общения употребляются короткие фразы. Основная методическая задача третьего этапа – работа над фразой, на уровне простого предложения и преодоление аграмматизмов. Вся эта работа должна проводиться как в устном так и в письменном виде. К этому времени моторный алалик должен быть подготовлен процессу чтения и письма. Необходимо также отметить, что самым характерным для всех процессов будет их замедленность.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.

ЦЕЛЬ:
основным является формирование связной речи- коммуникативной деятельности, коммуникативных умений. Работа логопеда с моторным алаликом. должна быть длительной и систематической . Итак, подробно рассмотрев логопедическую работу на каждом из этапов хотелось бы отметить, что на любом из четырех этапов идет работа по формированию каких-то отдельных сторон речи, а всей речевой деятельности в целом. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что методика логопедической работы при моторной алалии включает в себя широкое использование практических упражнений, которые подводит к пониманию слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. С помощью упражнений ребенок учится анализировать, наблюдать, обобщать языковой материал разного уровня. Работа производится преимущественно в группе, при этом используется детская подражательность, создается положительно эмоциональный фон, эффект соревнования, таким образом у детей формируется навык коллективной работы. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативными.

Читайте также:
Марк Ронсон и компания LEGO GROUP вдохновляют детей «Построить свой мир»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный в работе материал показывает, что алалия – очень сложное расстройство речевой деятельности. Сложность его объясняется не только многочисленностью, разнообразием и взаимодействием нарушений языка, но также неоднозначными связями между неязыковыми и языковыми нарушениями. Есть основания считать алалию языковым расстройством, которое характеризуется деформацией структурно- функциональной стороны языка и не находится в причинно- следственной зависимости от нарушений неязыковых форм деятельности, В соответствий с таким пониманием алалии логопедическую работу с детьми целесообразно направлять главным образом на формирование языкового механизма. Алалия, как отмечает Л.С. Волкова,- одно из наиболее сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Достоверных сведений статистических о распространенности алалии нет. Многое в проблеме алалии остается по сей день нерешенным либо решенным в первом приближении. Прежде всего это касается этиопатогенеза алалии, от результатов исследования которого зависит выбор оптимальных направлений медико-педагогического воздействия на детей с алалией. Для решения проблемы необходимы совместные усилия представителей различных областей наук о человеке. К этому побуждает характер данного расстройства, поиск правильных решений проблемы должен осуществляться и может быть плодотворным только в русле современных представлении о деятельности человека и его речевой деятельности, представлений, которые базируются на фундаментальных научных положениях, содержащихся в трудах К.А. Бэрнштейна, Н.К.Анохина. Л.С.Вычатского, Д.И. Леонтьева. Б.Г. Ананьева, И.А.Бодуэка де Куртенэ. А.И. Щербы и их последователей. Необходимо также отметить , что успехи в изучении алалии в последние годы достигнуты благодаря использованию исследователями методологии комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос о механизмах алалии, сенсомоторные, психологические языковые концепции по – разному его интерпретируют. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания, хотя наблюдается как уже ранее отмечалось многообразие вариантов проявления речевых и неречевых симптомов в структуре нарушения. Комплексная системная работа при алалии направлена на создание механизмов речевом деятельности, формирование речи как средства коммуникаций и развития психической
деятельности в целом. Дальнейшее углубленное изучение алалии на основе слипических, психо-лингвистических, психолого – педагогических и других критериев позволит уточнить вопросы этиопатогенеза, дифференциональной диагностики, структуры дефекта при адалин и , как следствие этого , обеспечит оптимизацию коррекционно- логопедического воздействия. Многие ученые рассматривая алалию, в частности В.А. Ковшиков , К.О, Беккер: М. Совак, Р,Е. Левина и др. непременными условиями успешного изучения данной темы считают учет типических характеристик изучаемого объекта и механизмами психической деятельности учет особенностей строения и функционирования языкового процесса (в том числе скрытых от непосредственного наблюдения его звеньев), а также рассмотрение объекта изучения в развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксёнова Л.И – Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений в современной педагогике //Дефектология 2007 №3 3. Грибова О.Е.Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжёлой речевой патологией./Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2002 №2 3. Логопедия: Учеб для студентов дефектол. фак. Пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева Е.М. Мастюкова и др.,М., 1995г. 4.Соботович: Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев ,1981. 5. Долганюк Е.В., Конышева Е.А., Васильева И.И., Касаткина М.Е., Филиппова Н.В., Платонова Е.С. «Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста» – СПб.: ООО Изд. «Детство-Пресс», 2013 г. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Основы теории и практики» – М.: Эксмо, 2014 г.

Читайте также:
Что делают дети в садике?

Работа логопеда при моторной алалии у ребенка – этапы логопедической коррекции речи при алалии

Одним из наиболее тяжелых дефектов речи является алалия, когда ребенок практически лишен языковых средств общения. При этом страдают все компоненты языковой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи.

Статистические данные указывают, что алалия в дошкольном возрасте встречается примерно у 1 % детей, а в школьном – у 0,6–0,2 %. При этом среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития.

Под моторной алалией мы понимаем системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [1, с. 179]. Таким образом, дети с моторной алалией понимают обращенную к ним речь, в то время как их собственная речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Импрессивная сторона речи остается более сохранной, чем её моторный компонент.

Изучением детей с моторной алалией, а также разработкой методик по формированию у них механизмов речевой деятельности занимались такие исследователи как В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская, Н.Н. Трауготт, О В. Правдина, Т.В. Башинская, Т.В. Пятница и др.

Коррекционная работа по созданию механизмов речевой деятельности предполагает: формирование мотива; формирование коммуникативного намерения; осуществление внутреннего программирования высказывания; лексическое развертывание высказывания; отбор лексико-грамматических средств; реализацию грамматического структурирования [2].

В основу нашего исследования была положена методика моделирования речевых ситуаций с целью создания у детей с моторной алалией пусковых механизмов речевой деятельности, которые бы обеспечили дальнейшее развитие их речи и овладение нормами родного языка. Под моделированием речевого общения мы понимаем целенаправленно проектируемую педагогом форму общения с ребенком в виде диалога, в результате которого ребенок упражняется в использовании речевых категорий, осваивает грамматические модели родного языка. Моделирование речевого общения способствует активизации у детей потребности в коммуникации, т.е. происходит формирование первоначального звена механизма порождения речи – мотива, а также развивает умение вести диалог, снижает психические стрессовые переживания и формирует систему взаимоотношений в общении с окружающими, что в итоге способствует накоплению социального опыта и успешной интеграции в общество. К ключевым звеньям в развитии речевой системы мы относим развитие предикативной функции и овладение детьми элементами грамматического строя. Вся работа опирается на следующие принципы: учета возможностей ребенка, развития его речи в онтогенезе, доступности речевого материала, поэтапности, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения, деятельностного подхода.

В соответствии с онтогенетическим принципом основное внимание на начальных этапах работы обращается не на звуковую сторону речи, а на ее семантическую сторону, т. е. осмысление ребенком того, что он говорит. Речевой материал подбирается на основе правильно произносимых ребенком звуков, что удовлетворяет принципу доступности. При этом неправильно произносимые звуки не исправляются, логопед лишь может повторить правильное произношение слова, но не добиваться четкого звучания от ребенка. Развитие фонетической стороны осуществляется в ходе овладения речью, а не предшествуя речевому развитию. Особый акцент делается на развитие грамматической стороны речи. Чем раньше начнется работа над грамматикой, тем быстрее ребенок овладеет речью в целом: растет его словарь и улучшается звукопроизношение. Специфика логопедической работы над формированием грамматического строя речи у детей с моторной алалией состоит в создании грамматических моделей: ребенок не просто коллекционирует формы и конструкции, а овладевает самим механизмом грамматики, принципом его действия, т.е. в основе лежит не количественный охват, а качественное развитие [3]. Активизации словаря и фразовой речи способствует включение знакомых и новых слов в уже сформированные у ребенка грамматические модели.

Содержание работы включает три этапа. На первом этапе ставится цель – создание у ребенка единства двигательной и словесной реакции. Логопед предлагает ребенку выполнить определенное действие, используя при этом инструкцию в виде односоставного однословного предложения, состоящего из сказуемого, выраженного глаголом в форме повелительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 2–го лица: «Беги!», «Дай!», «Держи!», «Неси!» и т.д. После необходимо сформировать у ребенка связь между действием и словом, которым оно обозначается. Для этого логопед не просто побуждает ребенка к действию, а выполняет действие совместно с ребенком, проговаривая: «Бегу», «Даю», «Держу», «Несу». Ребенок повторяет слово вслед за логопедом. Так формируется умение использовать в самостоятельной речи односоставное однословное предложение, состоящее из сказуемого, выраженного глаголом в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 1–го лица с окончанием -у(ю). Необходимо периодически повторять инструкции и спрашивать у ребенка о его действиях, на что ребенок должен отвечать коротким утвердительным предложением: «Рисую», «Играю», «Везу» и т.д. Вопрос, задаваемый ребенку, может звучать по-разному. На первых порах для облегчения поиска ребенком нужного слова его уже можно включить в вопрос: «Ты рисуешь?». Затем вопрос усложняется, перед ребенком ставится выбор: «Ты стоишь или идешь?». Также можно задавать вопрос, используя «негативную» методику: «Ты несешь?», в то время как ребенок, например, идет (или выполняет какое-либо другое действие). И обобщающий вопрос: «Что ты делаешь?». Важно чередовать разные типы вопросов, чтобы ребенок не привыкал к одной формулировке, не воспроизводил отраженно форму вопроса [4; 5].

Читайте также:
Ребенку 1 год и 5 месяцев – как развивается малыш в возрасте один и 5?

Инициатором такого диалога всегда выступает логопед, поэтому диалог можно охарактеризовать как однонаправленный. В дальнейшей работе нужно научить ребенка самому проявлять инициативу. Это требует от ребенка осознания мотива, обличения его в подходящее слово и выбор нужной грамматической формы. Логопед вводит в речь ребенка с моторной алалией побудительные высказывания, т.е. направляет диалог на собеседника. Дается следующая инструкция: «Скажи Маше: «Беги! (смотри, стой)» или «Попроси Машу: «Держи! (вези, лови)». Подобные инструкции содержат слово-стимул в побудительном наклонении, и ребенку не требуется искать слово и менять его форму. Изменив инструкцию: «Скажи Даше, чтоб она ела» или «Попроси Диму сесть», – мы усложняем действия ребенка, ему уже необходимо поставить слово в другую форму. Таким образом происходит постепенное усвоение предложения, состоящего из сказуемого, выраженного глаголом в форме повелительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 2–го лица с нулевым суффиксом и суффиксом -и.

На втором этапе структура предложения усложняется. Основной целью коррекционной работы становится научить ребенка использовать в экспрессивной речи предложения из двух слов: глагола и существительного в косвенном падеже. Формы глаголов при этом остаются теми же, что и на первом этапе: форма изъявительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 1-го лица с окончанием -у(ю) и форма повелительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 2–го лица с нулевым суффиксом и суффиксом -и. Ребенок учится отрабатывать их вместе с существительным в единственном числе, 1 склонении, винительном и предложном падеже. Эти модели являются наиболее частыми для глагольных сочетаний [3]. В процессе действий ребенка с предметами ему задаются вопросы о том, с каким предметом он в данный момент манипулирует, например: «Что ты везешь?», «Кого ты держишь?», «Что ты моешь?». Поначалу ребенок отвечает одним словом: «Машину», «Кису», «Ложку». Затем задается вопрос, на который ребенок должен ответить полностью. Логопед дает образец правильного ответа, после чего ребенок отвечает самостоятельно: «Что ты делаешь? – Везу мишку». Особое значение уделяется окончаниям глаголов и существительных: сначала внимание ребенка фиксируется только на ударных окончаниях, позже используются слова с безударным окончанием. Когда ребенок научится правильно использовать окончания существительных в мужском и женском роде, необходимо их дифференцировать. Слова даются в свободной последовательности: «Кого ты несешь? – Кису. Слона. Рыбу. Зайца» [4]. При отработке слов в П.п. используется только предлог «на»: «Где ты сидишь? – Сижу на стуле». Переходя к этим конструкциям необходимо предусмотреть работу по дифференциации форм В.п. и П.п. Логопед должен использовать разные вопросы: для В.п. вопросительным словом должен быть падежный вопрос «кого, что?», а для П.п. – вопросительное наречие «где?» [3].

Основу третьего этапа составляет модель предложения, включающего два главных члена – подлежащее и сказуемое. При этом ребенок говорит уже не о своих собственных действиях, а о действиях другого лица. Организуется работа по наблюдению за действиями окружающих людей (детей, родителей, воспитателя). Только после этого переходят к использованию дидактического материала (игрушек, картинок). Детей учат использовать в речи глагол изъявительного наклонения, настоящего времени, единственного числа, 3-го лица: идет, сидит, играет, машет, рисует. Логопед задает следующие вопросы: «Что делает Маша?», «Кто качает куклу?», «Что держит Дима?», «Рома несет кого?». Ребенок отвечает одним словом, после чего логопед дает образец двусоставного предложения: «Маша играет», «Даша качает». Происходит дифференциация глаголов 3 лица и 1 лица: «Я сижу, и Валя сидит. Я мою, и Валя моет. Я бегу, а мама идет. Я стою, а Катя бежит» [5]. Постепенно в предложение включаются второстепенные члены (модель: подлежащее + сказуемое + дополнение), предложение становится распространенным, состоит из 3–5 слов: «Дима держит мяч», «Рома несет кота», «Катя сидит на стуле». Дети упражняются в склонении существительных по падежам. С этой целью используются игры: «Кого я вижу, что я вижу» (В.п.), «Нет кого?», «Что без чего?» (Р.п.), «Кому что нужно?», «Кому что дадим?» (Д.п.), «Кто чем работает?» (Т.п.), «Кто где живёт?» (П.п.).

Читайте также:
Цистит у ребенка в 3 года: первая помощь, лечение и причины

Основные приемы, которые использует логопед в процессе работы: речевой образец, повторное проговаривание, вопрос, совместное выполнение действий, оценка детской речи. Одобрение и похвала способствуют созданию комфортной обстановки, установлению тесного контакта между логопедом и ребенком, повышают эмоциональную отзывчивость и вызывают доверие и симпатию со стороны ребенка [6].

Таким образом, у детей происходит постепенное формирование фразовой речи, обогащение словарного запаса, закрепляются модели грамматических конструкций, формируется мотивация к речевому общению [7].

Что такое алалия в логопедии у детей

Алалия — серьезное речевое нарушение, обусловленное недостаточным развитием или поражением речевых областей головного мозга, расположенных в левом полушарии. Оно не затрагивает периферические органы слуха. Интеллект развивается в пределах нормы. Поэтому вовремя начатая коррекция алалии позволяет добиться хороших результатов.

Логопедическая работа с детьми, страдающими алалией, строится с учетом степени тяжести заболевания и его формы: моторной либо сенсорной. При моторной ребенок не может выражать свои мысли словами, но понимает смысл чужих высказываний. Сенсорная алалия выражается в неразличении смысла речи. Коррекционную работу специалисты нашего Центра строят в зависимости от формы речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционные мероприятия при моторной алалии

Главный принцип логопедической работы при алалии — это системность. Необходимо помочь ребенку, развивая механизм его речевой деятельности. Мотивация, интерес к занятиям, желание общаться настраивают малыша на запоминание материала. Чтобы облегчить освоение лексико-грамматических средств языка, работа строится по следующим этапам:

  1. Воспитывается речевая активность. Пополняются пассивный и активный словари. Слова подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка. Ему прививаются навыки построения диалога в различных ситуациях.
  2. Словарь усложняется, формируются фразовые высказывания, проводится работа над их структурой. Диалоги и рассказы приобретают более развернутый, описательный характер.
  3. Продолжается формирование связной речи. Построение грамматических структур постепенно доводится до автоматизма.

Каждый этап логопедической работы при моторной алалии строится на привлечении маленького пациента к общению. Одновременно даются задания на развитие мелкой моторики. Занятия подкрепляются красочным наглядным материалом, картинками, игрушками. Терпение логопеда позволяет установить хороший контакт, что значительно помогает при усвоении речевых навыков.

Коррекция при сенсорной алалии

Нарушение слухового анализа происходит при поражении височной доли левого полушария. Дети слышат, но не в состоянии понять обращенные к ним слова. Поэтому логопедические приемы направляются на возбуждение сознательного желания анализировать звуки.

Одновременно со специфическим лечением, направленным на развитие клеток головного мозга, проводится пятиэтапная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии. В общих чертах она заключается в следующем:

  • вырабатывается внимание, выполняются неречевые задания (рисование, раскраска), развивается наблюдательность;
  • проводится обучение распознаванию звуков, выделению характерных звучаний неречевого характера (барабан, колокольчик, бубен, звонок);
  • в шумовой ряд вводятся однообразные речевые звуки (р-р-р, а-а-а) с подкреплением при помощи картинок;
  • начинается освоение слогов с одновременным подкреплением при помощи предметов, цвета, специальных табличек;
  • выстраиваются тематические цепочки, развивается фонематический слух.

Все занятия при коррекции алалии логопед проводит в таком темпе, который не превышает возможности детского восприятия. Специалисты «Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» подчеркивают, что самое необходимое для достижения результатов — это терпение, усвоение материала маленькими дозами, без утомления и негативных реакций со стороны ребенка.

Все этапы логопедической работы при любом виде алалии, моторном или сенсорном, должны быть комплексными, объединять медикаментозное, физиотерапевтическое и коррекционно-речевое воздействие. Одновременно должно проводиться развитие ручной моторики, внимания, памяти. Раннее усвоение письма и чтения также оказывает положительное влияние, позволяет ребенку легче усваивать материал, контролировать устное высказывание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: