Игры на развитие мелкой моторики для ребенка до года

Организация занятий для развития мелкой маторики и речи ребенка

Автор: Редакция Мастерслух

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.

Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно

Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Начать никогда не поздно

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.

Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

  • Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
    • Покажите малышу упражнение.
    • Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
    • Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
    • Добавьте слова.
  • Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.
Читайте также:
Допустимо ли кормить ребёнка во сне грудным молоком: необходимость данного мероприятия

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

«Скажите, в чем проблема?» Частые родительские вопросы о настройках слуховых аппаратов и речевых процессоров у детей

Ответы специалистов «МастерСлуха». Развеиваем сомнения и объясняем непонятные моменты. Читать далее →

Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества

Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →

STOP шум. Поговорим о шумозащите

Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →

16 игр и упражнений на развитие мелкой моторики

Занятия, развивающие мелкую моторику, состоят из интересных упражнений с разными предметами, в качестве которых могут выступать шнурки, бусинки, блестящие монеты, разные крупы, камушки небольшого размера. В последнее время некоторые педагоги стали высказывать негативное мнение по поводу игр ребенка с данными предметами, даже если все действия проходят под чутким контролем родителей. Здесь очень важно чрезвычайно внимательно следить за малышом, ни на что не отвлекаясь, чтобы он не засунул мелкие предметы себе в нос, в рот, в уши и т.д., а использовал их только по назначению.

Тренировать детские ручки можно и с помощью таких предметов, которые не несут в себе никакой опасности и являются абсолютно доступными. Родители смогут самостоятельно смастерить большинство из предложенных предметов, тем самым избавить себя от финансовых затрат. Ниже будут представлены разные варианты игр, которые окажутся полезными вам и вашему малышу для тренировки его ручек.

Пересыпание

Для этого упражнения снова пригодится крупа. Ребенку надо дать ложку и предложить ему пересыпать крупинки из одного стакана в другой. Хорошо, что данное упражнение можно выполнять и во время прогулок, играя в песочнице.

Ключик – замочек

Упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка, заключаются в выполнении несложных действий. Для этого прекрасно подойдет игра, где малышу предлагается открывать замок с помощью ключа. Если ребенок совсем мал, то занятие предполагает повторение одних и тех же действий: надо просто вставлять ключ в скважину и поочередно открывать и закрывать замочек. Если возраст ребенка больше 2 лет, то можно предложить ему несколько ключей и один замок. Он сам должен найти подходящий ключ и повернуть его в нужном направлении, чтобы замочек открылся. Наилучший вариант, если замок на чем-то зафиксирован, тогда он не будет двигаться и малышу будет намного удобнее. Родители должны проследить, чтобы все предложенные ключи не имели заостренных элементов.

Крышки и бутылочки

Для выполнения этого упражнения вам надо приготовить разные пузыречки, пластиковые бутылочки, баночки. Естественно, все они должны быть выполнены из безопасного материала и иметь закручивающиеся крышки. Отлично подойдут бутылочки, оставшиеся после детского питания. От вас требуется предложить малышу сначала открыть баночку, а затем аккуратно закрыть ее. Такая разновидность игр поможет в развитии не только моторики, но и координации, ведь малышу придется самостоятельно придерживать банку.

Развивающая подушка

Специальную подушку можно приобрести в магазине, а лучше, если родители сделают ее самостоятельно, вкладывая в нее всю любовь к своему ребенку. Лоскутки, из которых она будет сшита, должны различаться цветом и по текстуре. В основном наполнителем для нее служат крупа, фасоль, бисер. На подушку нужно пришить пуговки разного размера, липучки, в пару к пуговицам пришить петельки, а около липучек сделать кармашки для того, чтобы ребенок их закрывал. Предложите ребенку поиграть с такой занимательной подушкой, и увидите, что все ваши труды не были напрасными.

Упражнение с пуговицами

Постарайтесь заранее подобрать пуговки разных цветов, желательно, чтобы все краски были яркими, привлекающими ребенка. Также все пуговицы должны быть разного размера, но в целях безопасности не выбирайте слишком маленькие. Для занятий понадобится прочная нить, на которую и надо будет надеть все пуговки с достаточно крупными отверстиями, чтобы у ребенка не возникло трудностей. В результате у малыша должна получиться разноцветная цепочка. Поверьте, всем детям очень нравятся такие игры с разными предметами, которые они могут очень долго разглядывать, перебирать, соединять, расставлять. Так они познают окружающий мир.

Вода и игрушки

Возьмите таз большого или среднего размера и вместе с малышом набросайте в него много разных предметов. Это могут быть крышки, небольшие резиновые игрушки, большие монеты и даже грецкие орехи. После этого предложите малышу выловить все эти вещи из воды. Для того чтобы немного упростить упражнение, можно предложить ему воспользоваться ситечком.

Игры с крупой

Такие игры всегда вызывают у детей радость и интерес. Для этого упражнения родители специально рассыпают на столе какую-нибудь крупу. Это может быть рис, гречиха, горох, фасоль. После этого можно предложить малышу помочь собрать крупу обратно в банку, потом спрятать в емкости небольшую игрушку и вместе с малышом попробовать ее найти. Еще интереснее будет пальчиком нарисовать какой-нибудь простой узор или рисунок. Во время этой игры нужно особенно внимательно следить за ребенком, чтобы он не взял крупу в рот и не подавился.

Пустые коробки

Если в вашем доме появились пустые коробки, то не спешите от них избавляться. Они могут отлично подойти в качестве тренажера для развития моторики вашего малыша. Ребенок может с удовольствием их разглядывать, складывать в них различные предметы, открывать и закрывать. Такое занятие особенно понравится деткам самого младшего возраста.

Родительские вещи

Многим родителям известна любовь детей к их вещам. Малышей всегда привлекают кошельки, косметички, мамины сумки. Что может быть интересней, чем взять мамин кошелек, самому открыть замочек и высыпать на пол все монетки? В этом и заключается данное упражнение. Дайте ребенку сумку, наполненную разными безопасными предметами. Такая игра способна на долгое время увлечь вашего малыша.

Читайте также:
Запор у новорождённых при грудном вскармливании ― лечение, выявление причин

Дырявая коробочка

Если у вас есть ненужные коробочки, то из них можно смастерить для ребенка увлекательную игрушку. Родителям надо подобрать некоторое количество крышек разного размера, на коробке вырезать отверстия в соответствии с размерами крышек. В магазинах всегда можно приобрести яркую игрушку подобного типа, например логический домик, и этим доставить радость ребенку. Но имейте в виду, что такое развлечение можно сделать самостоятельно в любую минуту.

Лепим ручками

Лепить из пластилина – излюбленное занятие детей. Этот материал как раз и предназначен для развития моторики. Лучше выбрать твердый пластилин и предложить ребенку размять его своими руками. Родители могут придумать совместное творчество с малышом. Например, мама может скатать небольшие шарики из пластилина и отдать их ребенку, чтобы он прикрепил их на подготовленную поверхность. После этого все шарики можно украсить с помощью крупы.

Сортировка предметов

Возьмите крупные бусинки, пуговицы, ракушки и смешайте их вместе. Важно, чтобы все предметы отличались размером и расцветкой. Предложите ребенку помочь вам разделить все предметы по разным характеристикам. Для начала пусть он выберет только большие предметы, потом, наоборот, маленькие. Для того чтобы немного усложнить задание, предложите малышу разделить все предметы на группы по цветам. Проследите, чтобы малыш захватывал предметы, используя только указательный и большой пальцы.

Страницы из книги

В этом случае ребенку надо дать специальную книгу. Она должна быть с яркими картинками, плотными картонными страницами. Попросите малыша пролистать книгу по одной странице. Для того чтобы вызвать больший интерес, где-нибудь в середине положите маленький подарочек. Не заставляйте ребенка, и если ему это окажется не под силу, то поначалу помогайте и одновременно хвалите его.

Всеми любимый конструктор

Конструктор должен присутствовать среди игрушек у всех детей. Его по праву можно назвать самым лучшим тренажером, развивающим моторику рук. Вспомните, что во времена детства наших родителей, бабушек не было никаких современных инструментов по типу логических кубов, шнуровок и т.п. Зато конструктор был всегда и у всех. Постарайтесь подобрать для малыша конструктор с разной силой присоединения деталей. Так ребенок сможет быстрее освоить различные степени нажима.

Шнуровка

Сейчас в магазинах предлагается большое разнообразие шнуровок. Все они очень красивые, яркие и интересные. В домашних условиях можно предложить ребенку потренироваться на его ботиночках или одежде, которая предусматривает шнуровку.

Бумажные игры

Дайте ребенку один лист бумаги, который вам не нужен. Он должен его смять или разорвать на мелкие части. Таким образом, малыш тренирует захват и силу рук. Разорванные кусочки потом также можно использовать для интересного занятия. Вместе с ребенком вы можете сделать красивую аппликацию. Другой вариант занятий заключается в том, что мама берет небольшой предмет и заворачивает его в бумагу, а потом предлагает малышу найти его, т.е. развернуть лист.

Развитие мелкой моторики рук у детей

Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.

Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).

Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.

Роль мелкой моторики

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.

Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.

Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).

Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.

Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.

Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.

Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.

Читайте также:
Физраствор от насморка у детей: когда применять, принципы действия средства

1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.

18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.

24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.

5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Когда и как начинать заниматься с малышом

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест.

Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.

Упражнения и игры

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Их условно можно разделить на несколько категорий: массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Соответственно, для каждого возраста есть свои определенные игры для развития мелкой моторики, поэтому рассмотрим основные из них.

Упражнения для детей до 3 лет

Пальчиковые игры являются наиболее подходящим вариантом занятий для детей раннего возраста. Их можно сопровождать различными песенками, присказками и прибаутками.

«Сорока-ворона кашу варила»

Это игра – массаж. Необходимо поглаживать ладошки ребенка, массируя их и побуждая его сжимать и разжимать пальчики. Свои действия сопровождаем присказкой:

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:

Этот (берете большой палец ребенка) – воду носил,

Этот (указательный) – дрова колол,

Этот (безымянный) – кашу варил.

А ты (мизинец) – за водой не ходил,

Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

Не будет тебе каши!».

Это популярная игра, которая может использоваться с самого раннего возраста. Нужно взять ручки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:

Где были? – У бабушки!

Разбили чашку, хлоп!»

Это упражнение подходит для детей с семи месяцев. Ребенку нужно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать.

Перелистывание страниц

После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.

Упражнения после 3 лет

В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бисер, бусинки, различные крупы и т.д.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих ручках.

Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, высыпьте гречку на стол и попросите ребенка отделять черные крупинки от нормальной гречки. Также можно попросить его отсортировать бисер по цветам.

Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Старайтесь каждый раз вносить разнообразие в ваши занятия. К примеру, если сначала вы просто даете ребенку пластилин, и он пытается что-то слепить из него, то в дальнейшем в занятия можно добавить какие-то предметы и сказать малышу, чтобы он облепливал их пластилином. Из глины можно делать отпечатки ладони и различных предметов.

Родителям можно порекомендовать брать ребенка с собой на кухню, когда вы хотите что-то испечь. Дайте малышу поработать с тестом, поразминать его руками, но будьте аккуратны и уберите все острые предметы.

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы

Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Здесь нужно начинать с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.

То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.

Читайте также:
Зачем ребёнок ковыряет пупок: выяснение причин

Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. В продаже есть большое количество вариантов для детей разных возрастов.

Советы родителям

Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких правилах:

Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.

Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.

Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.

Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.

Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.

Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.

Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.

Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и акцентированными.

Игры на развитие мелкой моторики для ребенка до года

Детский возраст до 1 года – важный период в развитии ребенка. В это время закладываются навыки речи, активно развивается мелкая моторика, способствующая мышлению, логике и разговору. Гармоничному развитию малыша способствуют игрушки, общение со взрослыми, ровесниками и регулярные пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – наиболее эффективный способ раннего развития ребенка. Такие игры развивают работу пальцев и рук ребенка, что в дальнейшей жизни, несомненно, пригодится. Точные и скоординированные движения нужны, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять мелкую работу.

Для развития пальцев в Японии использовали грецкие орехи, которые дети должны были перекатывать в ладонях. В Китае играли с шариками из разных материалов: глины, камней, металла, дерева, ткани. В России с древних времен детей развлекали потешками и песнями с использованием рук и ног. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и воображения.

Наиболее популярна всеми известная игра в “Сороку-Ворону”. Чем же она полезна? Руки и речь тесно взаимосвязаны. В головном мозге отделы, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом. На руках наиболее активными являются пальцы, следовательно, развивая работу пальчиков, малыш развивает и речь. Мозг устроен так, что правая его часть отвечает за творчество, а левая – за мышление. Чтобы грамотно развивались оба полушария, нужно правильно их тренировать.

Статистикой отмечено, что дети, с которыми родители играют в пальчиковые игры и делают массаж пальцев рук, начинают раньше разговаривать. Они более внимательные, чем их сверстники, с которыми не занимаются развитием мелкой моторики.

Когда начинать развитие мелкой моторики

Начинать массаж можно с рождения. Пока ручки новорожденного сжаты в кулачки, проводить массаж зубной щеткой. Поглаживать наружную часть кулака мягкой щетиной, от кончиков пальцев к запястью. А сами пальчики прорабатывать жёсткий щетиной.

Чтобы пальчиковые игры приносили веселье и пользу, нужно соблюдать правила:

  • ребенок должен быть в хорошем настроении, не стоит заставлять его хлопать в ладоши, если ему этого совсем не хочется;
  • мама должна хорошо знать правила игры, стишки и движения;
  • продолжительность не должна превышать 10 минут, иначе ребенок может устать;
  • старайтесь разнообразить игры, а не повторять изо дня в день.

Занимайтесь каждый день по 5 минут.

Кисти рук и пальцы ребенка приобретут силу, гибкость и подвижность, что в свою очередь положительно повлияет на речевое развитие.

Варианты развития мелкой моторики рук:

  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • рисование;
  • массаж пальцев рук;
  • игры с мелкими, фактурными деталями.

Варианты игр в зависимости от возраста ребенка

2-6 месяцев

В этом нежном возрасте мама должна общаться с малышом не только разговорами, но и прикосновениями рук. Нужно трогать, гладить детские ручки. Можно проводить массаж с помощью карандаша. Острием карандаша делать покалывающие движения по периметру ладони и пальчикам ребенка. Карандаш не должен быть острым. Также полезно щекотать ладошки зубной щеткой. Эти раздражающие прикосновения способствуют быстрому снятию тонуса ручек. Такой массаж можно производить и на пяточках малыша. Делать массаж ладоней можно в любое удобное время: при кормлении, при укладывании спать.

Также в ручки можно закладывать предметы с разной текстурой: шарики из фольги, гладкие шарики, кусочки ткани. Можно купить массажные мячики и перекатывать их в ручках ребенка.

В 3 месяца ребенок учится брать игрушки. Предлагайте крохе держать в руках игрушки с разной текстурой, погремушки с ребристыми колечками. Закладывайте эти игрушки в ладошку, проведите его пальчиками по различным поверхностям.

Ближе к полугоду отлично подойдет игра “Сорока-Ворона”, она влияет не только на развитие мелкой моторики, но и на воображение малыша. Также можно начинать играть в “Ладушки”, крохе будет весело обучаться новым движениям с веселыми стишками.

7-9 месяцев

Поглаживания становятся более интенсивными, также продолжается массаж карандашом и щеткой. Ребенок развивает воображение и логику с помощью игрушек. Можно знакомить малыша с пирамидками, волчками, матрешками, сортировщиками. В этом возрасте дети любят нажимать различные кнопки, выключатели. Идеальной игрушкой будет Бизикуб. Это деревянный квадрат, наполненный, самыми любимыми детскими вещами: замки, выключатели, кнопки, липучки, шуршалки, зеркала, шнуровки, сортировщики и прочие развивающие детали.

Активно можно использовать пальчиковые игры, в этом возрасте ребенок способен воспринимать их более осознанно. Такие игры способствуют развитию интеллекта, обучают частям тела, цветам и цифрам (в зависимости от стишков).

Читайте также:
Опрелости у новорожденных: сущность, причины, устранение

9-18 месяцев

В возрасте 9 месяцев можно начинать знакомить ребенка с пальчиковыми красками, пластилином, тестом для лепки. После года малыш осваивает конструктор с большими элементами, обычные краски с кисточкой и карандаши. Предпочтение лучше отдать восковым карандашам – они не требуют сильного нажима на бумагу и держать их в руке малышу удобнее.

Игры, развивающие мелкую моторику и логику

Сейчас в детских магазинах можно найти большой ассортимент развивающих игр. Но стоит отметить, что у каждого возраста свои игры, и большинство купленных вами развивашек очень быстро отойдут в дальний ящик. Рост и развитие малыша идет быстрыми темпами, он совершенствует логику, воображение и смекалку. А это значит, что многие игрушки ему быстро надоедят.

Поспособствовать развитию мелкой моторики и интеллекту ребенка можно при помощи игр, сделанных своими руками, из подручных средств.

Нет конкретных ограничений по возрасту, когда стоит играть в ту или иную игру. Каждый родитель видит сам, когда ребенок готов к какой-либо деятельности.

“Яичко”

Предложите ребенку почистить вареное яйцо от скорлупы. Моторика пальцев при этом отлично развивается. После окончания работы и перекуса предложите малышу переложить скорлупку при помощи щипцов в другую миску. Таким образом происходит развитие “щипкового” захвата.

“Фольга”

Спрячьте под несколькими слоями фольги какую-нибудь игрушку, оставьте небольшой кусочек фольги отогнутым. Попросите ребенка найти, что же прячется в фольге.

“Копилка”

Проделайте отверстия в любой коробке и предложите малышу отправить туда монеты или пуговицы.

“Крупы”

Нарисуйте простой рисунок, например, цветок. Намажьте клеем лепестки и соцветие. Пусть ребенок сделает аппликацию, перенесет разные зернышки круп на клей.

“Пластилин”

Нарисуйте на бумаге простой рисунок, например, дерево. Пусть ребенок приклеит яблочки из пластилина на дерево. Детки постарше могут заполнить пластилином всю область рисунка, например, крылья бабочки.

“Червячок”

В коробке, например, из-под конфет, проделайте отверстия, дайте ребенку шнурок. Пусть “червячок” пролезет через каждую дырочку.

“>“Бусы”

Делать браслеты, продевая бусины на нитку – кропотливое и полезное занятие. Развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость. Перебор бусинок на нитке тоже отлично развивает пальчиковый захват. Можно использовать счеты.

“Два стакана”

Хорошая игра для купания. Пусть малыш переливает воду из одного стакана в другой. Развивает чувство равновесия и аккуратность.

“Пальчиковые краски”

Дайте волю фантазии, подготовьте бумагу большой площади, ватман или обои. Пусть ребенок рисует двумя ручками.

“Пуговицы и шнурки”

На картон, обтянутый тканью, пришейте пуговицы разного размера, шнурки и молнии. Малыш долго будет перебирать и трогать нашитое.

“Бумага”

Рвать, мять и разглаживать лист бумаги или журнала также подойдет для тренировки пальчиков. Но стоит помнить, что ребенок может перенести такое занятие и на нужные книжки.

“Смесить тесто”

Можно сделать самим, смешав 1 стакан муки, 1 стакан соли, полстакана ледяной воды. Хорошо вымешать. По желанию, окрасить кусочки теста красителями. Для лучшей пластичности можно добавить ложку растительного масла.

“Дуршлаг”

Переверните дуршлаг вверх дном, предложите малышу просунуть макароны спагетти в отверстия дуршлага.

Это малая часть игр на развитие внимательности и мелкой моторики, которые можно организовать дома.

Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка

Содержание:

Новорожденный совсем беспомощен — все его двигательные навыки ограничиваются способностью лежать на спине. Впрочем, это ненадолго: вы и не заметите, как крошечный человечек, который, как казалось, еще вчера не умел переворачиваться на бок, уже носится по квартире, залезает в самые неожиданные места и стремится добраться до всего своими цепкими ручками. В этой статье мы расскажем вам, как происходит становление мелкой и крупной моторики у детей, и что вы можете сделать для развития этих важных навыков.

Мелкая моторика — что это?

Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординированная работа мышц, костей и нервной системы 1 . Развитие мелкой моторики начинается у детей с самого раннего возраста и проходит следующие стадии.

С рождения до 2 месяцев

Мелкая моторика рук у детей первых двух месяцев жизни подчиняется врожденным рефлексам 2 . Они совершают непроизвольные движения пальчиками — иногда без видимых причин, а иногда в ответ на внешние раздражители. Например, если надавить пальцами на ладони новорожденного, он обхватит их. Этот навык имеет название «хватательный рефлекс» и достался человеку от предков — с его помощью крошечные детеныши обезьян удерживаются на шерсти матери.

С 2 до 6 месяцев

В этом возрасте у ребенка формируется первичная координация движений — он начинает использовать зрение для управления действиями рук. Появляется осознанная мелкая моторика, и для детей столь юного возраста это большое достижение. Малыш учится хватать предметы, которые попадают в его поле зрения, но, пока не умеет сидеть, он тянется к ним двумя ручками.

С 6 до 12 месяцев

Улучшение зрения, силы мышц кисти и, главное, способность сидеть и не падать дают значительный рывок в развитии мелкой моторики рук. Во вторые полгода жизни малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает сначала пинцетный захват (большим, указательным и средним пальцами), затем щипковый захват (только большим и указательным). Если ребенок не может достать что-то, он вытягивает ручку и направляет на желанный объект указательный пальчик 3 .

С года до двух

Ребенок переходит на следующий уровень — он не просто хватает предметы, он изучает их. Кроха начинает понимать различия формы и размера, осознает, что одни из них тяжелые, а другие — легкие, и учится дозировать прикладываемые усилия. На этом этапе развивающие занятия очень полезны для малышей и позволяют значительно улучшить мелкую моторику. С большой вероятностью именно сейчас выяснится, кто он — правша или левша 4 .

С двух до пяти лет

В раннем возрасте ребенок освоил статический захват, т.е. умение взять и удерживать предмет, не двигая пальцами. Теперь у него вырабатывается динамический захват — способность оперировать предметом сложным образом, например, резать бумагу ножницами, рисовать кисточкой, писать ручкой. В возрасте 3–5 лет девочки часто обгоняют мальчиков в развитии мелкой моторики 5 , так что если ваш сын кажется неуклюжим в сравнении с соседской дочкой — это нормально.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Читайте также:
Ответственный момент для матери ― как ухаживать за грудью во время кормления

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Как происходит развитие крупной моторики у ребенка?

Под этим термином понимают движения больших частей тела — рук, ног, туловища, головы. Обычно эти навыки делят на две группы — двигательные (ползание, хождение, бег, прыжки, плавание и т.д.) и контроля объектов (такие как умение бросать, ловить предметы, ударять руками и ногами) 6 .

С рождения до 2 месяцев

Крупная моторика у детей совсем раннего возраста не развита. Все движения новорожденного либо непроизвольны, либо подчиняются врожденным рефлексам. Например, с первых часов жизни грудничок поворачивает голову вбок, если положить его на живот — это защитный рефлекс, чтобы не задохнуться. Первый успех малыша в развитии крупной моторики обычно наблюдается примерно в два месяца — он начинает поднимать головку и несколько секунд удерживает ее в таком положении 7 .

С 2 до 6 месяцев

Примерно в 2 месяца лежащий на спине малыш начинает активно дергать ножками. Ничего необычного: это просто занятия для развития крупной моторики, помогающие подготовиться к ползанию. К четырем месяцам ребенок учится держать головку, и в положении сидя способен контролировать ее длительное время. Правда, сидеть самостоятельно кроха еще не умеет — только с поддержкой. Чуть позже малыш начинает приподниматься на руках из положения лежа на животе, а также активно переворачиваться со спины на живот и обратно.

С 6 до 12 месяцев

Малыш пробует сесть. Сначала эти упражнения на крупную моторику даются ему тяжело: для баланса он сильно наклоняет тело вперед и часто падает. Примерно в 8 месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски, не отрывая живот от поверхности, причем сначала назад, и только позже — вперед. В 10 месяцев малыш уже умеет сидеть ровно и не падать, осваивает ползание на четвереньках и даже пробует встать, держась за опору.

С года до двух

Примерно в год происходит одно из важнейших событий в развитии крупной моторики у детей раннего возраста — малыш начинает ходить 8 ! Он больше не желает сидеть в манеже и хочет постоянно двигаться. Затем ребенок учится носить в руках игрушки, перешагивать небольшие препятствия (не всегда удачно). Примерно в полтора года карапуз может пробежать пару метров и сделать несколько шагов назад. К двум годам малыш осваивает сложную крупную моторику рук и ног — умеет бросать и пинать предметы и иногда даже попадает в цель. Если есть за что ухватиться, двухлетка способен подняться по ступенькам, не вставая на четвереньки.

Читайте также:
Когда грудничок начинает спать всю ночь: распорядок дня и физиологические особенности малыша

С двух до пяти лет

Крупная моторика у детей младшего дошкольного возраста быстро совершенствуется, и в три года малыш много прыгает и бегает — просто потому, что это ему нравится. К четырем годам ребенок учится спускаться по лестнице почти как взрослый, к пяти его движения становятся плавными, а координация — достаточно хорошей для того, чтобы заниматься многими видами спорта. Некоторые навыки крупной моторики в дошкольном возрасте могут быть не идеальны, но в этом нет ничего удивительного — человек достигает пика физической формы только в возрасте 18–26 лет.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?

Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.

Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!

Детская поликлиника Химки

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения МО “Химкинская детская городская поликлиника”. 141400, г. Химки, ул. Парковая, д. 11

За сколько времени проходит пищевая аллергия у грудничка

  • Home
  • За сколько времени проходит пищевая аллергия у грудничка

За сколько времени проходит пищевая аллергия у грудничка

Из данной статьи вы узнаете, как проявляется аллергия у грудничков (новорожденных и детей до года), а также основные причины ее появления.

Когда речь идет о медицине, очень важно понимать: ребенок – это не маленький взрослый, это совершенно особый организм, в котором все процессы протекают иначе. Из этого утверждения следует логичный вывод: одна и та же патология у взрослых и детей может клинически «выглядеть» совсем по-разному. Кроме того, аллергические заболевания в принципе полиморфны, могут выдавать самые разные симптомы.

Чтобы вовремя понять, что организм маленького ребенка слишком сильно реагирует на какой-либо аллерген, и принять меры по прерыванию с этим веществом контакта, нужно знать, как проявляется аллергия у грудничков.

Читайте также:
Что делать, когда гноиться пупок у новорождённого: практические советы

Как остановить реакцию при грудном вскармливании

Аллергическая реакция на грудное материнское молоко может начаться в первые дни кормления малыша.

За сколько проходит такая аллергия, и как долго она будет держаться, зависит от того, как быстро мать исключит аллерген из питания.

Главная трудность в том, что организм кормящей матери не восприимчив к аллергену, и она может вычислить его только практическим путем через дневник наблюдений.

Важно! Мама, желающая помочь своему малышу, должна вести ежедневный контроль над съеденной пищей и отслеживать реакцию организма малыша после кормления в течение суток.

Эту методику борьбы с аллергическими реакциями на женское молоко рекомендуют всем кормящим женщинам, у которых новорожденный покрылся аллергической сыпью.

Женщина должна понимать, что сильный иммунитет взрослого человека никак не реагирует на аллергенные агенты, а младенец с неразвитой защитной системой сильно страдает при этом. Поэтому ожидать, что сыпь пройдет сама собой, а организм ребенка привыкнет, не следует.

При появлении сыпи на коже нужно строго следить за своей диетой, а не выяснять, за сколько самостоятельно проходит пищевая аллергия у грудничка.

Иначе аллергические агенты при слабой иммунной системе будут постепенно разрушать организм ребенка, и это может закончиться серьезным заболеванием.

При появлении аллергической сыпи у младенца в любом возрасте маме следует изучить весь список продуктов, которые способны вызвать аллергию у человека. Это поможет временно исключить их из своего рациона.

Для того чтобы организм ребенка, получающего только материнское молоко, перестал страдать от аллергических агентов, ей рекомендуется перейти на блюда, приготовленные на воде. Это никак не отразится на лактации, потому что для ее механизмов важна правильная работа эндокринной системы, а не употребляемая пища.

Такой подход сможет остановить распространение сыпи, но сколько при подобной диете будет проходить аллергия у новорожденного, это зависит от индивидуальных особенностей его организма.

Исключение из диеты продуктов, имеющих растворимые аллергены, позволит значительно облегчить жизнь младенцу. Сначала мама должна есть только самые простые блюда, сваренные на воде.

Супы, каши, овощные блюда и растительное масло холодного отжима всегда были основой здорового сбалансированного рациона кормящих женщин.

Простая вареная пища редко вызывает аллергические реакции, и мама получает все необходимые ей питательные вещества.

Когда состояние малыша нормализуется, можно вводить по одному продукты из запрещенного списка и наблюдать за малышом, помечая эти продукты как разрешенные или запрещенные.

Важно! Реакция на поступивший аллерген проявляется от 4 до 24 часов, а сколько дней проходит полученная пищевая аллергия, будет зависеть от дальнейшего ее лечения, и профилактических мер.

Если за это время сыпь не появилась, то можно ввести следующий продукт в меню.

Такой вид работы поможет матери определить рацион младенца после его перевода на прикорм.

Самые опасные продукты в рационе

Коровье молоко, орехи, фрукты и овощи красного цвета в рационе матери часто являются причиной развития аллергической реакции у новорожденных. За сколько дней проходит пищевая аллергия у грудничка при отказе от всех потенциально опасных продуктов питания, зависит от многих факторов.

Молочные продукты содержат белок, вызывающий негативную реакцию через некоторое время. Ежедневное употребление коровьего молока может привести к появлению сыпи спустя месяц после начала молочной диеты. Внезапное появление сыпи на теле месячного ребенка может быть именно из-за коровьего молока.

Педиатр может сразу порекомендовать матери исключить его из своего рациона полностью вместе с другими молочными продуктами. Но не следует ожидать, что сыпь быстро пройдет после этого.

За сколько дней проходит аллергия на молоко у ребенка до года, точно никто не скажет, но организму требуется не менее 5 дней для выведения аллергена.

Следы его разрушительной деятельности могут присутствовать на коже до месяца.

Подозревать аллергию на коровье молоко у младенца можно начинать, если после кормления малыш начинает мучиться коликами. При этом он начинает поджимать ножки к животу и громко кричать. При ощупывании живота можно обнаружить сильное мышечное напряжение.

Пенистый кал является признаком плохого пищеварения из-за недостатка бактерий, способных переработать полученные вещества.

Если в этот момент не принять мер, то со временем все это выливается в пищевую аллергию у грудничка, которая может перерасти в более острую форму и приобрести хронический характер.

Чтобы спрогнозировать, за сколько дней проходит сыпь от аллергии, образовавшейся на коровье молоко, нужно провести профилактическое лечение. Улучшить микрофлору кишечника ребенка можно с помощью пробиотиков.

Педиатр может порекомендовать провести курс лечения аптечным препаратом, содержащим лактобактерии, которые помогают полностью перерабатывать молоко. Есть большое количество других пробиотиков, которые назначают младенцам для улучшения работы кишечника.

Они усиливают местный иммунитет и предупреждают развитие аллергических реакций.

Мамы, дающие своим детям от рождения бифидумбактерин, лактобактерин и другие препараты подобного действия, редко наблюдают аллергические реакции на грудное молоко.

Орехи и злаки содержат глютен. Это сложный белок, который трудно переваривать кишечнику новорожденного. От этого у него появляется пенистый стул и другие симптомы несварения пищи.

Такая реакция встречается у 1 ребенка из 100, и мамы должны быть готовы определить реакцию организма на этот белок, чтобы его своевременно исключить из питания.

Раннее присутствие в диете младенца глютена может стать причиной развития стойких аллергических реакций в течение всей жизни.

Аллергию могут дать продукты растительного происхождения, имеющие красный цвет разных оттенков. При таком виде аллергии горсть ягод красного цвета вызывает реакцию на коже. Есть предположение, что женщины, активно употребляющие фрукты и овощи с красным пигментом в период беременности, готовят нездоровую почву для развития аллергических реакций у своих малышей.

Отказ будущей и кормящей матери от таких продуктов поможет ребенку спокойно пережить момент недостатка ферментов, перерабатывающих пигмент. Если реакция на красный пигмент появилась у малыша, то следует исключить из рациона все, что окрашено в красный цвет. Потом можно будет наблюдать, за сколько проходит аллергия на пигмент у вашего ребенка, и как долго длятся симптомы.

Как облегчить состояние при искусственном вскармливании

Важно! Цельное молоко, полученное от коровы или козы, не всегда подходит для вскармливания грудных детей в первый год жизни.

Их пищеварительный тракт еще не имеет достаточное количество лактобактерий, которые смогли бы переварить сложные белки, находящиеся в этом натуральном продукте, предназначенном для выкармливания детенышей животных, а не человеческих детей. Некоторые дети имеют врожденную непереносимость молочных белков, и тогда любое количество молока вызывает симптомы сильного расстройства кишечника.

Аллергия на натуральное молоко у младенца, находящегося на грудном вскармливании, и ребенка, который находится на искусственном питании, различается по своему течению и требует различных способов лечения и профилактики. От правильно выбранной методики будет зависеть, за сколько времени будет проходить пищевая аллергия.

Читайте также:
Детские ходунки Happy baby: обзор 3 популярных моделей

Аллергия, появившаяся у младенца, находившегося на искусственном вскармливании, в котором присутствует коровье цельное молоко, требует отказа от такого питания и перехода на питательные смеси, сделанные на основе сои.

Правильно подобранные гипоаллергенные смеси для детей помогут ребенку восстановиться после разрушительной работы аллергена и предупредить появление новой сыпи.

Мамы, наблюдающие за тем, сколько проходит аллергия на цельное молоко, утверждают, что это длительный процесс, и он может длиться около месяца.

В этот период требуется предпринимать активные действия, чтобы процесс выздоровления малыша ускорился. Для этого рекомендуется посетить вместе с малышом аллерголога и получить от него рекомендации по уходу за ребенком, страдающим аллергической реакцией.

Врач может назначить:

  • пробиотики;
  • лекарственные антигистаминные препараты;
  • адсорбенты;
  • витаминный комплекс;
  • иммуномодуляторы.

Что именно из этого списка выберет врач, будет зависеть от симптомов, присутствующих у маленького пациента.

Сколько времени понадобиться, чтобы смогла полностью пройти аллергия с помощью лечения, точно не сможет сказать ни один врач.

Если лечение выбрано правильно и малышу оно подходит, то в течение первой недели уже намечаются положительные результаты, которые указывают на то, что ребенку помогает выбранная методика.

Если появилась кожная реакция на бытовые предметы

Аллергическая реакция может начаться не только из-за неправильно выбранного питания. Вялотекущая аллергия может наблюдаться у малышей в антисанитарных условиях. Ее вызывают:

  • перьевые подушки;
  • матрацы;
  • диваны;
  • пуховые одеяла;
  • ковры;
  • домашние животные;
  • плесень.

Такие аллергические агенты вызывают длительно текущую патологическую реакцию. Она будет продолжаться очень долго, пока родители не уберут из помещения предмет с возбудителем болезни навсегда.

У некоторых малышей макулопапулезная сыпь, покраснения и крапивница появляются после контакта с кожей консервантов. Врачи отмечают рост аллергических реакций на влажные салфетки, которые любят использовать мамы для гигиенических целей.

Если после использования влажных салфеток на теле грудничка появилась сыпь, то следует внимательно перечитать состав и запомнить, на какой компонент появился атопический дерматит, чтобы его в дальнейшем исключить из употребления.

Во время медицинских исследований было выявлено, что консервант метилизотиазолинон, используемый во влажных салфетках, вызывает патологическую реакцию у детей до года. Врачи сообщают, сколько проходит аллергия у грудничка на этот компонент.

Она проявляется в виде красной сыпи и исчезает самостоятельно в течение 2 суток после контакта вещества с кожей, при условии, что мама отказывается от их применения.

Влажные салфетки с другими консервантами в составе тоже вызывают подобные аллергические реакции у детей. Сколько потребуется времени для восстановления кожи и проходит ли аллергия на влажные салфетки в старшем возрасте, никто не выяснял. Эти реакции индивидуальны и проходят у каждого ребенка с особенными проявлениями симптомов.

Аллергия на один и тот же агент может возникнуть по-разному. У некоторых детей она проявляется в виде красных пятен, которые быстро исчезают после обработки антигистаминным средством. У других малышей появляется стойкая сыпь на коже, шелушения, сухость. Некоторые младенцы страдают легкими признаками аллергических реакций, которые долгое время присутствуют на коже.

Какой бы не была аллергия, она пройдет полностью только в том случае, если удастся устранить аллерген из организма. Сколько для этого понадобится времени, зависит от настойчивости родителей, которые смогут вычислить аллерген только путем наблюдений.

Аллергия у грудного ребенка

Аллергия у грудного ребенка обычно возникает на пищевые продукты, реже встречается гиперчувствительность к бытовой пыли, шерсти животных, лекарствам и косметике. Развитию болезни способствует отягощенная наследственность, осложненное течение беременности и родов, неправильное вскармливание. Аллергия проявляется покраснением, сыпью и кожным зудом, нарушениями работы ЖКТ, респираторными симптомами. Диагностика основывается на сборе анамнеза и жалоб, проведении элиминационных диет. В лечении аллергии у младенцев применяют диетотерапию, изменение условий быта, медикаментозные средства.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение аллергии у грудных детей
    • Консервативная терапия
    • Диетотерапия
    • Экспериментальная терапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Аллергия — типичное расстройство для детей грудного периода. По статистике, до 93% первых контактов с аллергенами происходит в возрасте до года. При этом неприятные симптомы выявляются у 8-30% младенцев. Существенные половые различия в заболеваемости не обнаружены. Аллергические реакции считаются серьезной проблемой современной педиатрии, поскольку кроме неприятных проявлений они нарушают физическое развитие младенца, вызывают осложнения в виде «аллергических маршей».

Причины

Непосредственная причина заболевания — контакт детского организма с неблагоприятным фактором. Это могут быть продукты питания (коровье или козье молоко, яйца, рыба), бытовые аллергены (шесть животных, пыль), компоненты средств по уходу за кожей ребенка. Реже отмечается аллергия на укусы насекомых, растительную пыльцу, фармацевтические средства. Помимо триггеров, для развития патологии требуются предрасполагающие факторы, основными из которых являются:

  • Наследственность. Установлено, что от 30% до 60% грудничков с аллергией имеют отягощенный семейный анамнез. У родителей или близких родственников отмечается склонность к атопическим реакциям или хронические процессы (поллинозы, бронхиальная астма). Возникновение гиперчувствительности контролируется 4 независимыми группами генов.
  • Тип вскармливания. В состав грудного молока входят специфические иммунные факторы, которые помогают бороться с неблагоприятными внешними воздействиями и усиливают барьерную функцию кишечника. Дети, которые находятся с рождения на искусственном вскармливании, в несколько раз чаще страдают аллергией, особенно если применяются неадаптированные смеси.
  • Незрелость ЖКТ. Для грудных детей характерно функциональное недоразвитие желудочно-кишечного тракта: сниженная активность желудочного сока, невысокое содержание ферментов в 12-перстной кишке. Как следствие пищевые аллергены хуже перевариваются и риск сенсибилизации возрастает.
  • Чувствительная кожа. У младенцев эпидермис содержит намного больше воды, чем у взрослых, а дерма рыхлая, что обуславливает активную резорбционную функцию кожи. При попадании на тело ребенка аллергенов из косметических средств, бытовой пыли, высока вероятность, что сенсибилизация сформируется после первого контакта.

В отдельную категорию выделяют антенатальные факторы. На первом месте находится питание беременной — наличие в диете потенциальных аллергенов, злоупотребление продуктами с красителями и консервантами увеличивает риск появления аллергии у младенца. К этой же группе относят патологии гестации и экстрагенитальные болезни матери, которые снижают адаптационные возможности плода.

Патогенез

Для младенцев до 1 года самый распространенный путь первого знакомства с аллергенными факторами — пищевой. При поступлении определенных продуктов в кишечник не происходит их полного расщепления, крупные молекулы контактируют с клетками иммунной системы. В результате образуются специфические антитела, которые провоцируют воспалительную реакцию и выброс медиаторов (гистамина), с чем связаны характерные признаки аллергии у грудного ребенка.

Читайте также:
зимняя ортопедическая обувь для детей по доступным ценам

Сенсибилизация к аллергенам обусловлена наличием в их составе гликолипидов — труднорастворимых соединений, которые не разрушаются при термической или химической обработке пищи, не распадаются под влиянием пищеварительных ферментов. Они поступают в организм в неизмененном виде, вызывая сильную негативную реакцию. Как правило, аллергия в грудном возрасте протекает по I типу (реагиновому), когда клиническая картина развивается непосредственно после контакта.

Симптомы

У грудного ребенка аллергия может проявиться двумя комплексами признаков: кожными и желудочно-кишечными. Реже встречаются респираторные симптомы, они характерны для аллергенов, поступающих ингаляционным путем. От контакта с триггером до развития полной клинической картины проходит от нескольких минут до нескольких часов. Проявления сохраняются в среднем от 1 до 10 дней. Аллергия замедленного типа для младенцев не типична, что связано с недоразвитием клеточного звена иммунитета.

Аллергия у ребенка грудного возраста манифестирует с поражения кожи. Родители замечают покраснения, отдельные пятна и папулы. Беспокоит мучительный зуд, ребенок расчесывает пораженные места до крови, плохо спит, постоянно кричит или плачет. Спустя 1-2 дня на месте высыпаний образуются корочки и шелушения. Специфично расположение элементов: щеки, шея, локтевые сгибы и предплечья. При повторных эпизодах аллергии локализация сыпи не меняется.

Среди желудочно-кишечных симптомов выделяют сильные колики и метеоризм, частые срыгивания, отказ от кормления. Живот ребенка вздут и напряжен, неосторожные прикосновения усиливают дискомфорт и вызывают громкий крик. Зачастую наблюдается расстройство стула, каловые массы могут менять цвет, содержать большое количество слизи. Такие признаки бывают при разных болезнях, что затрудняет постановку диагноза и отодвигает начало лечения.

Респираторные проявления аллергии у грудного ребенка включают обильные водянистые или слизистые выделения, затруднение носового дыхания, покашливание. Изредка заболевание протекает с поражением других органов и систем: мочевыделительной, сердечно-сосудистой, нервной. Полиорганные нарушения развиваются в рамках тяжелых аллергических реакций, которые требуют немедленной госпитализации и медикаментозной терапии.

Осложнения

Грудные младенцы подвержены острым системным аллергическим реакциям — анафилактическому шоку, отеку Квинке. Это опасные для жизни состояния, при которых промедление в оказании медицинской помощи резко снижает шансы на успешное излечение. При аллергии на лекарственные средства иногда возникает синдром Лайелла — буллезный дерматит, протекающий с тотальной отслойкой эпидермиса.

Основное хроническое осложнение болезни — развитие трехступенчатых «аллергических маршей». Для первого этапа типичны классические пищевые или бытовые аллергии с периодическими обострениями. На второй стадии вовлекаются органы дыхания ребенка, развиваются симптомы ринита и поллиноза. Третья ступень «марша» — приступы бронхиальной астмы — диагностируются спустя 5-7 лет от начала симптоматики при отсутствии своевременного лечения.

Диагностика

Учитывая полиморфизм симптомов и невозможность продуктивного общения с ребенком, диагностический поиск затруднен. При обследовании педиатр уточняет у родителей, когда начались симптомы, с какими событиями связано их появление, проводилось ли лечение в домашних условиях. Чтобы подтвердить аллергию, применяются следующие исследования:

  • Клинический анализ крови. Простой диагностический метод, который по увеличенному уровню эозинофилов и других изменениях в лейкоцитарной формуле позволяет заподозрить аллергию. Реже делают гемограмму после провокационного теста: в таком случае оценивают уровень тромбоцитов и лейкоцитов.
  • Иммунологические исследования. Детскому аллергологу-иммунологу для качественной диагностики требуются результаты расширенной иммунограммы с оценкой уровней IgE-антител и общих белков IgE. Метод точен на 95%, прост в проведении, поэтому чаще всего назначается в младенческом возрасте.
  • Кожные тесты. Прик-тесты с основными аллергенами у грудного ребенка рекомендованы только как дополнительный метод диагностики. Исследование не всегда дает достоверный результат, поскольку у младенцев до 2 лет снижены механизмы кожной иммунологической реактивности.

Врачи ограничены в выполнении сложных, инвазивных исследований у грудных детей, поэтому оптимальным способом выяснить наличие аллергии является элиминация вероятных провоцирующих воздействий. Метод является одновременно диагностическим и лечебным — после устранения причины большинство проявлений проходят бесследно. Специалист может назначить консультации других детских врачей — гастроэнтеролога, дерматолога.

Лечение аллергии у грудных детей

Консервативная терапия

Основу лечения аллергии у грудных младенцев составляет исключение триггеров. Спальные принадлежности ребенка подвергаются регулярной стирке и обработке, чтобы исключить вероятность заражения пылевыми клещами. Рекомендуется перейти на проверенные гипоаллергенные средства для ухода за кожным покровом. Из дома, где проживает ребенок, увозят домашних животных, стараются не использовать освежители и аромадиффузоры с резкими запахами.

Чтобы избавиться от серьезных аллергических проявлений, применяются антигистаминные средства первого-второго поколения, а рефрактерные к терапии случаи служат показанием к кратковременной гормональной терапии и назначению мембраностабилизаторов. Для уменьшения аллергизирующего влияния пищевых продуктов эффективны энтеросорбенты. Кожные симптомы аллергии устраняют мазями с топическим стероидами, которые снимают воспаление, красноту и зуд.

Диетотерапия

Назначение специально разработанного рациона питания необходимо для устранения и контроля аллергических симптомов, профилактики осложнений, обеспечения правильного физического развития младенца. В раннем возрасте основным триггером являются белки коровьего молока, поэтому при невозможности грудного вскармливания рекомендованы гипоаллергенные молочные смеси.

Адаптированное питание для детей с аллергией включает гидролизованные молочные протеины, которые имеют небольшую молекулярную массу и не вызывают типичных реакций гиперчувствительности. Недостатком смесей является их горьковатый вкус, из-за которого некоторые дети отказываются от еды. В такой ситуации педиатр подбирает сухое питание на основе соевых белков.

В редких случаях у младенцев наблюдается непереносимость одновременно коровьих и соевых протеинов. Обеспечить полноценное питание можно при помощи современных составов, содержащих аминокислоты. Для улучшения функциональной активности пищеварительного тракта назначаются смеси для колонизации кишечника полезной микрофлорой. Они содержат пробиотики и пребиотики, эффективно работают при легкой степени аллергии у ребенка.

Экспериментальная терапия

Активно изучается возможность применения моноклональных антител к IgE для избавления от симптомов тяжелой аллергии. Препараты снижают количество иммуноглобулинов и предотвращают выброс медиаторов, благодаря чему удается контролировать клинические проявления. Лекарства замедляют прогрессирование «марша» и уменьшают риск осложнений. Использование медикаментов в раннем детском возрасте находится на этапе доклинических исследований.

Прогноз и профилактика

При раннем выявлении аллергических реакций и элиминации провоцирующих факторов наступает стойкая ремиссия. После выхода ребенка из грудного возраста нормализуется функциональная активность ЖКТ, поэтому в ряде случаев происходит спонтанное излечение. Прогноз благоприятный, поскольку даже тяжелую аллергию можно контролировать с помощью рациональной диеты и применения лекарственных средств.

Профилактика заболевания у грудного ребенка начинается в антенатальном периоде. Женщине рекомендуют ограничить продукты, которые часто вызывают реакции гиперчувствительности, отказаться от вредных привычек. Постнатальная профилактика включает грудное вскармливание минимум до 6-месячного возраста, рациональное введение прикорма, поддержание гипоаллергенного быта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: