Как изменится ЕГЭ в 2020 году?

Сдавать и не сдаваться

Ольга Алексеевна, многих волнует: будут ли новые задания использоваться в ЕГЭ 2021 года?

Ольга Котова: Нет, не будут! Перспективные модели ЕГЭ никак не затрагивают выпускников 2021 года. Ребята, которые сейчас заканчивают школу, будут сдавать экзамены по тем моделям, которые были опубликованы еще в августе и уже утверждены. Никаких изменений здесь не планируется.

Что касается ЕГЭ-2022 – то изменения действительно будут. И это не наша прихоть, задачи усложнить экзамен не стоит. Все дело в том, что именно в 2022 году школу будут заканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным стандартам. А в них совершенно другие подходы. Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы. Но никаких “революций” мы не планируем. Переход от проверки знаний к практике будет постепенным. И те перспективные задания, которые напугали некоторых, – это еще не утвержденные модели ЕГЭ 2022 года.

Что же это?

Ольга Котова: Хорошее сравнение – концепт-кар в автопроме. Когда крупнейшие производители показывают на Женевском автосалоне свои новейшие разработки и идеи, это вовсе не значит, что все они обязательно сегодня пойдут в производство и завтра появятся на дорогах. Так же и здесь. ФИПИ – научное учреждение. Мы не только разрабатываем задания для экзамена текущего года. Мы создаем новые подходы к оцениванию учебных достижений, новые технологии, которые могут потом в течение нескольких лет аккуратно внедряться. А могут и не внедряться никогда. Перспективные модели ЕГЭ – это именно такая концептуальная разработка.

Мы обсуждаем ее с профессиональным сообществом, апробируем все, что только можно. Новые элементы будут внедряться в реальный экзамен постепенно и только после длительного обсуждения. В первом этапе апробации в декабре прошлого года приняли участие более 36 тысяч одиннадцатиклассников из 21 региона. Задания выполняли ребята с высокой, средней и слабой подготовкой. Впереди детальный анализ результатов, тех замечаний и предложений, которые к нам уже поступили от специалистов из всех регионов нашей страны. Еще один этап апробации планируется весной. Затем сформируем конкретные планы поэтапной корректировки моделей контрольных измерительных материалов ЕГЭ в 2022-2024 годах.

Какие трудности вы уже увидели?

Ольга Котова: “Традиционные” для российской школы – связанные с чтением и пониманием текста. Некоторые ребята не могут правильно прочитать инструкции по выполнению задания и тексты, предложенные для анализа в ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию. Считывают только ключевые слова-маркеры и упускают важные детали. Но для нас это тоже сигнал – мы уже видим, как нужно скорректировать задания, инструкции, чтобы дети лучше их понимали.

Кроме того, мы заметили, как по-разному выпускники воспринимают одинаковые по сложности и по структуре тексты, написанные на разные темы. Например, в ЕГЭ по русскому языку задания к тексту о кино и фильмах ребята выполняли гораздо лучше, чем аналогичные задания к тексту о проблеме переработки бытовых отходов. То есть более привлекательный для выпускников контекст может иметь ключевое значение для успешности.

Еще один момент – мы очень четко увидели негативные последствия натаскивания на типовые задания. Даже сильные ребята с хорошей подготовкой очень тяжело воспринимают объективно простые, но незнакомые задачи. То есть те, формулировка которых им раньше не встречалась. Так, по математике сложное, но уже известное типовое задание по программе старшей школы на свойства производной ребята решали лучше простых, но новых задач уровня 7-9 классов. Похожие затруднения во время апробации возникли у ребят при выполнении простых расчетов концентрации химических веществ в ЕГЭ по химии.

Так что практика натаскивания действительно очень вредит качеству образования. Если дети видят что-то новое, выходящее за рамки заученного шаблона, они с трудом перестраиваются.

В ОГЭ для девятых классов появились очень практические задачи: как рассчитать плитку для дорожек на садовом участке, сколько банок краски нужно, чтобы покрасить стены… В ЕГЭ такая практика будет?

Ольга Котова: В ЕГЭ мы уходим от бытового контекста и движемся в сторону предпрофессионального: большинство выпускников 11-х классов хотят стать студентами и получить современную профессию. Например, по физике и биологии предложены задания, связанные с планированием и проведением опытов, по обществознанию – анализ результатов социологического исследования. В модели по химии есть задания, связанные по смыслу с материаловедением и энергетикой, экологией и здравоохранением; по биологии – с медициной, экологией, агрономией и ветеринарией; по географии (помимо собственно географии) – с экологией и экономикой; по математике – инженерный, экономический аспекты, контекст разработок в области робототехники и искусственного интеллекта.

В ОГЭ по химии и физике также добавлены реальные эксперименты с пробирками и приборами. Будет ли это в ЕГЭ-2022?

Ольга Котова: Нет, в ЕГЭ 2022 года реальных экспериментов с пробирками и приборами не будет. Как вы знаете, из-за пандемии в прошлом году ОГЭ провести не удалось. В 2021 году в ОГЭ тоже отменены предметы по выбору. Получилась ситуация, когда в утвержденных заданиях экзамена для девятых классов реальные эксперименты есть, но на практике вся страна в химический эксперимент еще не вошла. Поэтому перед тем, как предлагать реальные эксперименты в ЕГЭ, необходимо все-таки провести для всей страны ОГЭ в новом формате, еще раз проанализировать оснащенность школ оборудованием, готовность учителей работать с ним в рамках старшей школы, обсудить возможные проблемы.

Очень много вопросов у учителей-“словесников” вызвали перспективные модели по русскому языку: эксперты ФИПИ убрали три “коротких” задания на знаки препинания, которые занимали от силы 1-2 минуты. Вместо них появились задания на анализ довольно объемных текстов. А время экзамена не увеличилось. Успеют ли выпускники сделать всю работу?

Читайте также:
Как правильно реагировать, если подросток врет и уличен во лжи - мнения и советы психологов

Ольга Котова: У меня встречный вопрос: а кто делал эти задания за 1-2 минуты? Утверждения некоторых коллег во многом оценочные и не подтверждены конкретными данными. Время выполнения каждого задания – это индивидуальная характеристика ученика, который работает в своем темпе. Оно зависит от внимательности, владения функциональным чтением, работы памяти, эмоционального состояния ребенка – нужно учитывать огромное количество параметров.

Апробация как раз и поможет нам собрать информацию о том, сколько времени у ребят с разным уровнем подготовки, родным или неродным русским языком уходит на выполнение каждого задания. Если мы увидим, что нужно увеличивать время экзамена – конечно, оно будет увеличено. Но это нужно делать на основе объективных данных, а не эмоций.

Учителя математики тоже в панике: в профильном экзамене появились задания на комплексные числа, которые в некоторых школах дети просто не проходят. Как сдавать ЕГЭ?

Ольга Котова: По Закону “Об образовании в РФ” каждая школа, исходя из конкретных условий работы, формирует свою основную образовательную программу. Поэтому в нашей стране более 40 тысяч основных образовательных программ! И я не исключаю, что в каких-то школах эту тему решили в программу не включать. Кроме того, если вы посмотрите действующие стандарты (ФГОС) для старших классов, на которые мы окончательно перейдем 2022 году, то увидите, что в них предполагается профильное обучение с углубленным изучением некоторых предметов. Например, медико-биологический, физико-математический, экономический, гуманитарный и другие классы. Комплексные числа востребованы на специальностях, связанных с инженерией, физикой, с робототехникой, с искусственным интеллектом. Выпускники, которые готовятся поступать в вузы по этим и другим направлениям, где нужна профильная математика, после девятого класса выбирают соответствующий профиль.

И еще раз напомню: сейчас проходит апробация и обсуждение заданий. Если мы увидим, что задание “не работает”, в том числе потому что тема, по которой оно составлено, не изучается в большинстве школ, то такое задание не будет включаться в экзамен. Или же его включение будет отложено на несколько лет.

В ЕГЭ по биологии, как уверяют учителя, тоже добавились задания олимпиадного уровня – на стыке с математикой, химией, физикой. Как подготовить ребенка, если на биологию отводится всего один час в неделю?

Ольга Котова: Давайте по порядку. Первое. Категорично отделить биологию от других естественных наук просто невозможно. Поэтому межпредметные связи в экзамене действительно есть, но они не играют ключевую роль. И проводить простые математические расчеты при изучении биологии необходимо. Почему-то коллег не смущают расчетные задачи в физике, химии или географии, а простой расчет по биологии объявляется “олимпиадным заданием”.

Второе. В экзамене по любому предмету есть задания и базового, и повышенного, и высокого уровня сложности. Последние всегда требуют глубоких системных знаний, логического мышления, аналитических навыков. Здесь недостаточно воспроизвести заученные шаблоны и алгоритмы. Это не проверка памяти.

Третье. ЕГЭ – это отбор самых подготовленных ребят для поступления в вуз. Разные вузы предъявляют разные требования к уровню подготовки выпускников. Экзамен по биологии позволяет ребятам с разными баллами поступать и в медицинские вузы, и на биологические факультеты классических университетов, и на специальности, связанные с пищевыми производствами, психологией, лесной промышленностью и аграрным хозяйством.

Ну и четвертое. Как я уже говорила, современные школьные стандарты предполагают, что 10-11 классы – профильные, с глубоким системным изучением предмета. Непрофильные для ребят предметы изучаются на базовом уровне (тот самый 1 час в неделю). Без дополнительных занятий и усилий со стороны школы и самого выпускника одного часа в неделю, конечно, будет недостаточно для получения 100 баллов ЕГЭ.

С большими столичными школами все понятно: там тысячи учеников, десятки профильных классов в параллели. Выбирай, какой хочешь. А как быть маленькой сельской школе, где, может быть, всего один ученик выбрал профильную математику или биологию? Если учитель не готов и не может подготовить его по теме тех же комплексных чисел?

Ольга Котова: Об этом вам, наверно, лучше расскажут коллеги в министерстве просвещения. Но все-таки попытаюсь объяснить. Во-первых, не стоит недооценивать сельские школы: в них есть масса сильных, талантливых учителей. Профессионалов, которые дают действительно качественные знания по предмету. Во-вторых, в помощь им уже сегодня созданы широкие возможности в рамках дополнительного образования, дистанционных технологий. К концу 2021 года абсолютно все российские школы будут подключены к высокоскоростному интернету. Любой учитель и ученик могут воспользоваться бесплатными ресурсами по подготовке и методическими материалами на сайте ФИПИ, например, навигатором для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Или, к примеру, открытыми курсами от лучших педагогов Московского центра педагогического мастерства, сочинского образовательного центра “Сириус”, материалами Российской электронной школы, различными региональными образовательными ресурсами.

Многие родители опасаются, что количество 100-балльников в 2022 году уменьшится. Ваш прогноз?

Ольга Котова: Модели ЕГЭ 2022 года еще не сформированы. И давать какие-то прогнозы сейчас абсолютно бессмысленно. Мы понимаем, что учительское и репетиторское сообщества крайне болезненно относятся к любым изменениям в ЕГЭ, даже если речь идет об изменении порядка слов в типовом задании. Именно поэтому мы разрабатываем перспективные модели, долго апробируем и обсуждаем их и лишь потом принимаем взвешенное решение. Родителям же нужно понимать: 2022 году все выпускники будут в равных условиях. Не будет такого, что в одном регионе задания будут легче, а в другом сложнее. Модели экзаменационных работ единые для всех. Сейчас мы будем решать, какие новые задания включить в реальный экзамен 2022 года, как выстроить шкалу их оценивания, как переводить первичные баллы в 100-балльную шкалу. Это серьезная научная задача – обеспечить сопоставимость результатов ЕГЭ 2022 года и прошлых лет. Не сомневаюсь, что у нас все получится.

Читайте также:
Какие игры и занятия развивают выносливость у школьников – 17 полезных занятий

Где на сайте ФИПИ можно включиться в общественное обсуждение?

Ольга Котова: Можно направить свои замечания и предложения по перспективным моделям ЕГЭ на электронную почту ФИПИ: fipi@fipi.ru Мы все замечания анализируем и отвечаем каждому, кто к нам обращается.

Увидеть все новые задания можно по этой ссылке.

Пока 10-классники изучают новые задания, ученики 11-х классов уже вышли на финишную прямую в подготовке к ЕГЭ. До 1 февраля нужно успеть подать заявления о том, какие экзамены по выбору они будут сдавать уже в этом году.

Напомним, в 2021 году досрочная сдача ЕГЭ отменяется. Экзамен пройдет только для поступающих в вузы с 31 мая по 2 июля. Дополнительный период – с 12 по 17 июля. Кто не будет поступать в вуз, сдают Государственный выпускной экзамен по двум предметам: русскому языку и математике – с 24 по 28 мая. Это форма контрольной работы, которая проводится в школе. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

ЕГЭ по русскому языку можно будет не сдавать тем, кто не поступает в вуз. Но если собрался поступать, сдавать придется, так как русский язык принимают абсолютно на все специальности в вузы. Даже технические. Работа по русскому языку рассчитана на 3,5 часа. Минимальная проходная планка в вузы, установленная Рособрнадзором, 36 баллов. Но в реальности, чтобы попасть на бюджет в большинство университетов, надо “заработать” не менее 60 баллов или выше.

Профильная математика требуется почти на половине всех специальностей: и будущему биоинформатику, и психологу, и инженеру, и социологу. Минимальный балл Рособрнадзора – 27. На всю работу дается почти четыре часа. По сравнению с прошлым годом, изменений в ЕГЭ по математике нет.

Эксперты советуют реально рассчитывать свои силы. Нужно понимать, что не для каждого хороший результат ЕГЭ – это только 100 баллов. А тот балл, который вы с имеющимся уровнем подготовки реально можете получить, или чуть-чуть выше. Выберите несколько вузов, посмотрите, с какими баллами туда поступали в прошлом году. Прикиньте свои оценки по другим предметам и составьте “вилку”: вот сюда я смогу поступить, если наберу, допустим, 80 баллов. А вот этот вуз будет запасным: здесь хватит и 65.

В 2021 году ЕГЭ по информатике впервые пройдет на компьютерах. Для выпускников уже опубликован онлайн-тренажер по этому предмету. Можно зайти, прокликать все задания – на то же практическое программирование. Выпускнику придется самому составить и отладить программу на одном из языков: С++, Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Еще есть задания на работу с электронными таблицами и информационный поиск.

В британских школах отменили выпускные экзамены

Из-за тяжелой ситуации с коронавирусом британские власти сделали то, о чем хоть раз в своей жизни мечтал каждый школьник – отменили выпускные экзамены. Речь идет о двух тестированиях: GCSE – что-то вроде нашего ОГЭ и A-Level – аналоге ЕГЭ, без которого в большинстве случаев нельзя поступить в университет.

По задумке правительства, вместо экзаменационных баллов дети получат итоговые оценки, которые выставят им учителя за работу в течение года. Пока в министерстве образования страны лишь ведутся консультации о том, как именно педагоги будут оценивать детей. Вероятно, для этого сгодится все: эссе, курсовые работы, домашние задания. Кроме того, комиссии, отвечавшие ранее за составление экзаменов, могут подготовить для школьников специальные проверочные тесты, оценки за которые будут ставить учителя. При этом, как уточняется на сайте британских властей, на обсуждение выдвинут вопрос о том, чтобы позволить педагогам самим выбирать подобные тесты, исходя из того, что ученики успели пройти по программе, а что нет. Как передает BBC, на консультации также обсудят возможность публикации итоговых оценок уже в начале июля, а не в августе, как это обычно бывало с экзаменами. Таким образом школьникам хотят дать больше времени на подачу апелляций в случае несогласия с выставленными баллами.

И хотя решение об отмене экзаменов многим может показаться настоящим подарком, для некоторых детей это самая что ни на есть “свинья”, которую им подложили власти. Речь идет главным образом о ребятах, которые находятся на домашнем обучении. Как пишет газета Guardian, в конце прошлого учебного года, когда английские власти также заменили оценки за экзамены на оценки от учителей, тысячи таких детей остались без каких-либо баллов вообще, потому что их просто некому было оценивать. До пандемии они по завершении обучения сдавали необходимые для поступления и аттестата экзамены в какой-нибудь школе, но минувшим летом вынужденно остались на второй год. В этот раз им грозит та же участь, если власти не придумают, как ее избежать.

От выпускных школьных экзаменов отказались и в канадской провинции Квебек. Как пишет газета Montreal Gazette, в этом году колледжи – следующая ступень квебекского образования – при приеме абитуриентов также будут опираться на оценки, выставленные учителями. При чем, как заявил министр образования провинции Жан-Франсуа Роберж, в приоритете при выставлении баллов будет именно грядущий весенний семестр, когда ученики смогут наконец вернуться в классы после “удаленки”. Таким образом власти, понимая, что дистанционное обучение не всем далось легко, хотят дать ребятам возможность наверстать упущенное за осень и как следует проявить себя. Кроме того, оценки за первый семестр с той же целью решено было выставлять на две недели позже.

А во Франции словно “на всякий случай” был принят указ, оставляющий за правительством право отменить экзамены или изменить их структуру в случае ухудшения эпидемиологической ситуации. При чем сделать это могут – что больше всего пугает как школьников, так и учителей – всего за две недели до начала тестирований. В первую очередь это касается “баков”, то есть выпускных экзаменов, дающих возможность продолжить обучение в университете.

Читайте также:
Что делать, если ребенка в школе избил одноклассник?

ЕГЭ в 2020 году

Наверно, не существует таких старшеклассников, которые бы не интересовались новостями о предстоящих экзаменах. В скором времени им предстоит пройти важное в жизни испытание. Учащиеся 11 классов хотят знать об изменениях, которые вносятся в ЕГЭ ежегодно. Школьники желают поступить в достойный вуз. Поэтому им нужно успешно сдать государственную аттестацию в школе. О том, какие изменения внесут в ЕГЭ в 2020 году, будет рассказано в сегодняшней статье.

Обязательные предметы в следующем году

Русский язык и математика останутся обязательными предметами, которые школьники сдадут весной 2020 года. Математика имеет как базовый, так и профильный уровень.

До 2019 года любой школьник мог выбрать две математики, как в профильном, так и в базовом варианте. Сейчас старшеклассники лишены такой возможности. Теперь нужно выбирать одно из двух. Если ученик не сдал профиль, то он получает возможность пересдать математику базового уровня.

Допуском к госэкзаменам является сочинение, которое ученики старших классов напишут в декабре 2019 года. Результат работы — отметка «зачтено» или «не зачтено». Пересдачи сочинений назначаются на февраль и май.

Большинство российских вузов за сочинение добавляют баллы к результатам государственного экзамена. Максимально можно получить 10, предъявив работу приёмной комиссии. В начале 2020 года расписание предстоящего ЕГЭ станет известно.

Выборочные предметы

В текущем году изменять что-либо в экзаменах по выбору на ЕГЭ не планируется. Школьники имеют право на сдачу следующих дисциплин: история, география, биология, химия, физика, обществознание, литература, иностранные языки, информатика и ИКТ.

Дополнительная информация! В2019 году китайский язык вошёл в состав предметов по выбору в ЕГЭ. В сентябре на официальном сайте ФИПИ появятся демонстрационные варианты дисциплин государственного экзамена. Учащиеся смогут ознакомиться с типичными заданиями реального КИМ, его структурой, требованиями. Такие варианты выкладываются ежегодно. Они существенно упрощают подготовку к тестированию.

Количество предметов, сдаваемых на ГИА, указывает ученик. Он в праве выбрать все дисциплины.

Оценивание работ, минимальные баллы по обязательным предметам. Пересдача.

В следующем году экзаменационные работы выпускников будут оценивать по одной системе. Первичные результаты суммируются и впоследствии переводятся в тестовый бал. Оцениваться будут следующие составляющие Единого Государственного Экзамена:

  1. Тестовая часть КИМ. Пройдёт автоматизированную проверку при помощи средств вычислительной техники. Поэтому внимательно ознакомьтесь с правилами занесения ответов в бланк.
  2. Письменная часть. Раздел проверяется экспертами вручную. Ответы, которые выпускник дал при решении задач, оцениваются по специальной системе. Ознакомиться с баллами ЕГЭ можно по таблице оценок на сайте ФИПИ.

Также на официальном сайте ФИПИ представлен минимум по каждой дисциплине. Этот порог необходимо преодолеть всем ученикам, чтобы завершить тестирование.

В Государственной Итоговой Аттестации даны понятия следующим терминам:

  1. Тестовый балл. Может быть от единицы до ста. Результат заносится в сертификацию и учитывается при поступлении в высшее учебное заведение.
  2. Проходной балл. Минимальное количество баллов ЕГЭ, которое необходимо для поступления в вуз.

Минимум по обязательным дисциплинам

Чтобы учиться в вузе, нужно преодолеть порог по русскому языку и математике. В ведомостях оговаривается минимальный балл, который должен набрать экзаменуемый. Минимум по русскому языку составляет 36. По математике 27.

Проходных балов ЕГЭ достаточно, чтобы проходить обучение на платной основе. Чтобы поступить на бюджет в ведущие вузы страны, требуется набрать около 100. Но даже этого результата может быть недостаточно. При поступлении абитуриент должен ориентироваться на прошлогодние результаты, на основании которых вузы устанавливают новый уровень.

Для получения аттестата о среднем образовании ученику требуется сдать русский язык и математику. При этом по русскому нужно набрать 24 тестовых балла, по математике 27.

Выбрав только обязательные дисциплины, человек сможет поступить в среднее специальное учебное заведение. Для обучения в вузе ему потребуются ещё и предметы по выбору.

Правила пересдачи в 2020 году

Старшеклассник, который не удовлетворён результатом ГИА, пройдёт процедуру пересдачи в следующем году. Для этого потребуется написать заявление с просьбой до 1 февраля. После того, как регистрация закончится, выпускник сможет повторно поучаствовать в государственной аттестации.

Если человек не набрал минимум по обязательным предметам, то получить право на пересдачу ЕГЭ он сможет осенью этого же года. Если в сентябре в результате проведения тестирования будет получена неудовлетворительная оценка, то пересдать можно только в следующем году.

В каких случаях нельзя повторно сдавать ГИА

Некоторые выпускники лишены права на пересдачу даже через год по причинам:

  1. Человек нарушил правила проведения Государственной Итоговой Аттестации. Списывал, пользовался вычислительной техникой, общался с экзаменуемыми. При выявлении этих обстоятельств участник ЕГЭ будет удалён из аудитории.
  2. При просмотре видеозаписей эксперты обнаружили попытки или факты списывания.
  3. Ученик получил неудовлетворительную оценку по двум учебным дисциплинам.
  4. Оценки, полученные участником итоговой аттестации при первой сдаче, ниже минимального порога.
  5. Школьник не предъявил справок, которые бы освобождали от прохождения ЕГЭ.

Что делать, если пересдать дисциплину не представляется возможным

В 2020 году старшеклассники смогут пересдать дисциплины, по которым поставили неудовлетворительную отметку. Если в текущем году не удаётся пройти процедуру, то это можно сделать в следующем. За этот промежуток времени человек сможет определиться с выбором профессии, основательно подготовиться к ЕГЭ, набраться сил.

Как изменятся госэкзамены в 2020 году

Официальной информации о нововведениях в ЕГЭ от Рособрнадзора нет. Ходили слухи, что к 2020 году история будет обязательна для сдачи. Министр образования России подтвердил информацию. Однако проект пока не реализован. Процесс включения новой дисциплины в список обязательных имеет сложности. Осенью на сайте ФИПИ появится официальная информация по этому вопросу.

Читайте также:
Как перевести ребенка в другую школу : инструкция, список документов

В 2022 году учащимся 11 классов предстоит участие в итоговой аттестации по английскому языку. Предполагается два уровня сложности: профильный и базовый. Новостей об отмене Единого Государственного Экзамена по иностранному языку пока нет.

Организация тестирования также не подвергнется изменениям. Ученики будут писать в аудиториях, оборудованных камерами видеонаблюдения.

Однако без перемен всё-таки не обошлось. Последние новости изменения в ЕГЭ гласят, что с 2020 года каждый школьник сможет написать ГИА в своей школе.

Такое решение было принято по нескольким причинам:

  1. Меньше волнений. Ребёнок на ЕГЭ испытывает серьёзный стресс. Теперь ученик будет меньше нервничать, сдавая экзамен в родной школе.
  2. Повышение удобства. Людям не придётся ехать в другую школу для прохождения аттестации.

Не стоит расстраиваться, если по каким-то причинам не удалось успешно написать итоговую аттестацию в 11 классе. Это всего лишь испытание, а не повод расставаться с жизнью. Всегда есть возможность пересдать в этом или следующем году. В данной статье была представлена основная информация о ЕГЭ в 2020 году.

Главные изменения в ЕГЭ-2020

В варианты ЕГЭ, который пройдёт в 2020 году, внесли незначительные изменения. Об этом можно судить по демонстрационным версиям КИМов, выложенных на сайте ФИПИ. Тем не менее их не стоит упускать из виду, чтобы не потерять драгоценные баллы. Подробно обо всех изменениях читайте в обзоре TeachMePlease.

Главные изменения

Задания изменились только по двум предметам: физике и китайскому языку. Глобальные перемены затронули только второй предмет.

Физика

Усложнилось задание №24, проверяющее знание астрофизики. Теперь вместо двух гарантированных правильных ответов, может быть как два, так и три — угадать будет не так просто.

Заданий с развёрнутым ответом станет на одно больше. Теперь на расчётную задачу по механике или молекулярной физике из части 2 недостаточно дать краткий ответ, придётся представить развёрнутое решение, максимально задача оценивается в 2 балла.

Китайский язык

Самые большие изменения претерпел экзамен по китайскому языку, который ввели только в прошлом году.

Аудирование. В задании №1 теперь просят установить соответствие между высказываниями говорящих и утверждениями в таблице. В вариантах прошлого года такого задания не было.

Заданий в разделе стало меньше, их количество снизилось с 14 в 2019 году до 9 в 2020 году.

Чтение. В задание №10 теперь просят установить соответствие между небольшими частями текста и утверждениями. Тогда как в прошлом году нужно было прочесть текст целиком, а затем определить, являются ли утверждения после текста правильными, неправильными или же они вообще к тексту не относятся.

В разделе уменьшилось количество заданий: теперь их 5 вместо 13.

Также максимальное количество баллов уменьшилось с 25 до 13.

Грамматика. Задания с 21 по 27 стали сложнее.

Письмо. В раздел добавили задание №28 по написанию личного письма в ответ на письмо‑стимул, соответственно были добавлены критерии оценки данного задания. За него можно получить максимально 8 баллов.

Уточнили критерии оценки

Русский язык

Уточнены критерии оценки в задании №27, которое предполагает написание сочинения по прочитанному тексту.

Оценка по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» стала чётче: теперь 3 балла (максимум по критерию – 5 баллов) дают за два примера‑иллюстрации из текста без пояснения, но с указанием связи между ними.

Напомним, чтобы получить максимальные 5 баллов по критерию необходимо привести два примера‑иллюстрации чётко по обозначенной ранее проблеме из исходного текста, пояснить их и обозначить смысловую связь между ними.

Обществознание

Изменения коснулись только заданий №28 и №29 из второй части: их формулировки стали детализированние, а критерии оценки — конкретнее.

В задании №28 необходимо составить подробный план, который позволит раскрыть одну из больших тем школьного курса обществознания. План должен состоять из трёх раскрывающих тему пунктов и уточняющих подпунктах.

В 2020 году в формулировку добавили требования по минимальному количеству подпунктов: их должно быть не менее трёх в каждом пункте. Исключения возможны: если третий подпункт неизвестен общественным наукам. В 2019 году количество подпунктов не учитывалось, в варианте этого года правильное количество подпунктов — один из критериев оценки задания.

Задание №29 предполагает написание мини‑сочинения по одному из приведённых высказываний.

В 2020 году изменения коснулись формулировки задания. Теперь в сочинении можно приводить примеры из общественной, личной жизни и не из «различных учебных предметов», а из конкретной области — истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства. Примерами могут служить не только факты общественной жизни, личного социального опыта, но и смоделированные социальные ситуации — об этом упоминается в критериях оценки.

Также были конкретизированы критерии оценки: не требуется указывать источник фактов современной общественной жизни — название СМИ или социологической службы.

История

В задании №25 баллы по критериям К6 и К7 теперь выставляются, если по критериям К1–К4 получено не менее 5 баллов, в 2019 году достаточно было получить 4 балла. По критерию К6 можно получить на один балл больше: 3 вместо 2.

География

Изменились критерии оценки ответов на задания с развёрнутым ответом № 31.

Также уточнены критерии оценки для задания №32. Теперь в нём отдельно рассматривается верная последовательность при решении.

Думаете о подготовке к ЕГЭ? На TeachMePlease представлены десятки очных и онлайн‑курсов по подготовке ко всем экзаменам – выберите тот, что идеально подойдёт вам!

ЕГЭ-2020: сроки и особенности проведения

VelesStudio / Depositphotos.com

В настоящее время нет ни одной сферы, на которой бы не оставила свой отпечаток новая коронавирусная инфекция. Не является исключением и сфера образования – ее пришлось оперативно адаптировать к текущим эпидемиологическим реалиям. В перечне решений федеральных властей, связанных с введением ограничительных мер в целях недопущения распространения COVID-19 и его профилактики, одним из первых было решение о переводе школьников и студентов на дистанционную форму обучения. Технологическое развитие образовательных процессов, включая внедрение электронных журналов и электронных дневников, разработку цифровых методических и учебных пособий на базе портала российской электронной школы и запуск различных интернет-ресурсов, позволило сделать это быстро и эффективно. Таким образом, образовательным организациям дали возможность не прерывать процесс обучения, а школьникам – успешно завершить учебный год.

Читайте также:
Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

Однако вопрос о проведении в текущем году ЕГЭ, который служит одновременно и выпускным экзаменом в школе, и вступительным экзаменом в вуз, до последнего момента оставался нерешенным. Только вчера (21 мая) Президент РФ Владимир Путин на совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции анонсировал планируемую дату начала экзаменационной кампании.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

О предполагаемых сроках сдачи экзаменов и специфике организации этого процесса с учетом эпидемиологической обстановки расскажем подробнее.

Сроки сдачи ЕГЭ в 2020 году

Если рекомендуемые сроки окончания учебного года были озвучены Минпросвещением России еще в конце апреля (для 1-8-х классов рекомендовано завершить обучение до 15-16 мая, для 10-х классов – до 29-30 мая, а для 9-х и 11-х классов – до 5 июня), то со сроками проведения ЕГЭ федеральные власти не могли определиться несколько месяцев. Для решения этого вопроса необходимо было взвесить все потенциальные риски и оценить возможные последствия с учетом динамики развития заболеваемости COVID-19 в стране.

В текущем году планировалось начать основной этап проведения ЕГЭ 25 мая – такая дата была указана в приказе Минпросвещения России и Рособрнадзора от 14 ноября 2019 г. № 609/1559 “Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году”. Согласно документу в этот день должны были состояться экзамены по географии, литературе, информатике и ИКТ. Однако неблагоприятные эпидемиологические условия вынудили несколько раз сдвигать этот срок.

Изначально было решено сместить дату начала основного периода ЕГЭ-2020 на 8 июня – об этом временно исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил в начале апреля. Но уже 14 мая была озвучена более поздняя предполагаемая дата проведения экзаменов – начиная с 19 июня, к тому же не исключалась возможность установления и других сроков. Точку в этом вопросе поставил Владимир Путин, который в ходе проведенного 21 мая совещания, посвященного ситуации в системе образования в условиях пандемии, ориентировал уполномоченные ведомства, образовательные организации и обучающихся в части начала проведения ЕГЭ на 29 июня.

Проект нового расписания основного периода ЕГЭ-2020 еще не обнародован, но его содержание уже раскрыто – соответствующие разъяснения появились вчера на официальном сайте Рособрнадзора. Старт экзаменов предусмотрен с понедельника 29 июня. Как и планировалось ранее, в числе первых выпускники будут сдавать экзамены по географии, литературе и информатике. Что касается самого массового экзамена – по русскому языку, то его проведение будет разделено на два дня – 2 и 3 июля. 6 июля должен состояться ЕГЭ по профильной математике, 9 июля – по истории и физике, а 13 июля – по обществознанию и химии. Затем 16 июля школьникам предстоит сдать экзамены по биологии и письменной части ЕГЭ по иностранным языкам, а 18 и 20 июля – устный ЕГЭ по иностранным языкам. Традиционно обновленное расписание ЕГЭ будет включать и резервные дни для сдачи экзаменов по всем предметам.

Отметим, хоть нормативный правовой акт, закрепляющий новые даты сдачи ЕГЭ, пока не выпущен, но уже принято решение о признании утратившим силу приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора от 14 ноября 2019 г. № 609/1559, предусматривающего старое расписание ЕГЭ на этот год. Отменяющий акт – приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 18 мая 2020 г. № 237/588 – вступит в силу 31 мая.

Аттестация без ЕГЭ

Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья выпускников обусловила проработку федеральными властями некоторых специфических мер и подтолкнуло к принятию нестандартных решений в части проведения ЕГЭ. Анализ масштабов пандемии и связанных с ней угроз заставил не только сместить сроки проведения ЕГЭ, но и послужил поводом для дискуссий относительно отмены ЕГЭ в текущем году или его проведения в дистанционной форме. Но представители заинтересованных ведомств сразу дали понять, что революционных решений в этой сфере они принимать не намерены.

Так, Министр просвещения России Сергей Кравцов отметил, что при имеющихся возможностях дистанционных форм они никогда не заменят традиционного обучения, “всегда будут важным, перспективным, полезным, но лишь дополнением”. В свою очередь, врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев еще в начале апреля подчеркивал, что коронавирус когда-нибудь закончится, а объективная система поступления должна остаться. “Если отменить экзамены, мы можем прийти к ситуации, когда выпускники массово принесут аттестаты с отличием. Произойдет коллапс: будут риски, что ребята, которые честно показывают высокие знания по предмету, останутся без бюджетного места. Мы не можем этого допустить”, – говорил он в эфире онлайн-марафона “Домашний час”. Что касается возможности проведения ЕГЭ дистанционно, то, по словам Музаева, ни одна из существующих технологий дистанционного экзамена пока не может обеспечить равенство условий для всех участников ЕГЭ.

Поддержал эти позиции и Президент РФ, отметив, что за более чем десятилетие ЕГЭ стал эффективным механизмом объективной оценки знаний. “Правила установлены в рамках этих экзаменов понятные, справедливые, на мой взгляд, достаточно удобные”, – подчеркнул он. С учетом устойчивого снижения угрозы эпидемии коронавируса Путин не видит существенных препятствий для проведения ЕГЭ по всей стране, но в более поздние сроки, чем предполагалось ранее.

Читайте также:
Как выбрать мембранную одежду для ребенка - советы, обзор производителей

Однако ряд послаблений в части проведения ЕГЭ власти все же предусмотрели. Они касаются, в первую очередь, сокращения количества школьников, которые будут сдавать выпускные экзамены в этом году. В частности, 21 мая Минпросвещения России вынесло на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ “Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году” 1 . Ключевым положением указанного документа является норма о признании результатов промежуточной аттестации в качестве результатов государственной итоговой аттестации обучающихся, заканчивающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Итоги промежуточной аттестации послужат основанием для выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании.

Таким образом, летом текущего года ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. “Что же касается аттестатов, то они будут выданы всем выпускникам без экзаменов. Такое решение является исключением, носит временный характер”, – заключил Президент РФ. Кроме того, он указал на необходимость предусмотреть дополнительные периоды для сдачи ЕГЭ или экзаменов в формате ЕГЭ не только в летний период в июне и в августе, но и в течение следующего учебного года.

Особенности организации ЕГЭ в 2020 году

Наконец, в целях обеспечения безопасности участников ЕГЭ будет скорректирован и сам процесс его проведения – прежде всего, в части строгого соблюдения необходимых санитарных требований на территории экзаменационных пунктов. Соответствующие рекомендации по проведению итоговой аттестации были даны Роспотребнадзором еще в начале мая. Так, согласно письму Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 работа образовательных организаций должна строиться с учетом следующих требований:

  • проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму мест проведения экзаменов до их начала и после завершения;
  • обеспечение при входе в здание образовательной организации проведения обязательной термометрии с использованием бесконтактных термометров для выявления и недопущения обучающихся и персонала с признаками респираторных заболеваний;
  • установка при входе в здание дозаторов с антисептическим средством для обработки рук;
  • составление графика прихода на экзамен обучающихся и персонала в целях максимального разобщения обучающихся при проведении утренней термометрии;
  • исключение скопления детей в зоне рекреации;
  • обеспечение в местах проведения экзаменов социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 м, зигзагообразной рассадки за партами (по одному человеку);
  • оснащение помещений для проведения экзаменов оборудованием для обеззараживания воздуха, предназначенным для работы в присутствии детей;
  • обеспечение присутствующего на экзамене персонала средствами индивидуальной защиты (маски и перчатки);
  • организация питьевого режима с использованием воды в емкостях промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды (кулеры, помпы и т. п.) при достаточном количестве одноразовой посудой и при условии проведения обработки кулеров и дозаторов.

Указанные дополнительные меры нацелены на максимальное снижение рисков для здоровья участников и организаторов ЕГЭ.

***
В п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” приоритет жизни и здоровья человека закреплен в качестве одной из составляющих принципа гуманистического характера образования, на котором базируется государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования. В свете текущей эпидемиологической ситуации обеспечение этого принципа справедливо выходит на первый план. Государство, принимая нелегкие решения, касающиеся экзаменационной и приемной кампаний, исходит, прежде всего, из необходимости защиты жизни, здоровья обучающихся и педагогов.

Несмотря на то что в уходящем учебном году выпускники больше не смогут посидеть за партами, потанцевать на выпускных балах и встретить рассвет в городских парках, никто не лишит их возможности успешно сдать выпускные экзамены и благополучно поступить в выбранные вузы. Государство уже предпринимает необходимые меры для этого.

1 С текстом проекта приказа Минпросвещения России “Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/12/05-20/00102156).

Как перевести ребенка в другую школу

1. Как перевести ребенка в другую школу?

Чтобы перевести ребенка из одной школы в другую, перед отчислением необходимо зарегистрировать электронное заявление о приеме в новую школу.

Сделать это могут родители или законные представители несовершеннолетних детей онлайн на mos.ru. Отказать в приеме в новую школу могут только по причине отсутствия свободных мест. Обратите внимание: дети имеют преимущество при зачислении в начальные классы школы, в которой учатся их братья и (или) сестры.

2. Как подать электронное заявление?

Чтобы подать электронное заявление онлайн на mos.ru, вам понадобятся:

  • сведения об одном из родителей (законных представителей);
  • серия и номер свидетельства о рождении ребенка;
  • адрес регистрации ребенка по месту жительства или пребывания на территории города Москвы;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (для регистрации на mos.ru).

3. Что будет после подачи заявления?

После регистрации электронного заявления в течение 5 рабочих дней вы получите уведомление с информацией об условиях приема, перечне необходимых документов и сроках их представления в школу либо уведомление об отказе из-за отсутствия свободных мест.

Как только из новой школы сообщат, что ребенок записан, можете идти в прошлую школу для отчисления.

4. Какие документы забрать из старой школы?

В старой школе напишите заявление об отчислении ребенка и заберите:

  • справку об обучении или периоде обучения;
  • ведомость текущих отметок за подписью директора с печатью школы;
  • медицинскую карту.

После этого посетите новую школу.

5. Какие документы нести в новую школу?

В новую школу принесите следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность одного из родителей или законных представителей;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о регистрации ребенка;
  • справку об обучении или периоде обучения из прошлой школы;
  • ведомость текущих отметок за подписью директора прошлой школы с печатью школы;
  • медицинскую карту;
  • аттестат об основном общем образовании (для учащихся 10-х или 11-х классов);
  • удостоверение опекуна или попечителя (при необходимости).
Читайте также:
Причины прыщей и угрей у подростков. Как можно предотвратить акне в подростковом возрасте

Иностранным гражданам и лицам без гражданства дополнительно нужно представить:

  • документ, подтверждающий родство родителя и ребенка;*
  • документ, подтверждающий право ребенка на пребывание на территории России.*

В течение 5 рабочих дней после приема документов ребенка зачислят в школу.

Все документы иностранного образца представляются вместе с нотариально заверенным переводом на русский язык.

6. Как поступить, если ребенку нужны специальные условия обучения?

Если ваш ребенок нуждается в специальных условиях обучения, запишитесь на прием в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Для этого вам понадобятся:

  • реквизиты медицинского заключения, выданного в системе здравоохранения города Москвы;
  • сведения о заявителе (родителе/законном представителе) и ребенке, контактные данные;
  • наименование образовательной организации в случае, если ребенок обучается в образовательной организации, расположенной на территории города Москвы.

С полным перечнем документов, необходимых для представления в ЦПМПК, вы сможете ознакомиться при заполнении интерактивной формы. После того, как ребенок пройдет обследование в ЦПМПК, вам необходимо будет получить оригинал заключения комиссии и представить его в образовательную организацию. Задать интересующие вопросы специалистам ЦПМПК вы можете по многоканальному телефону: +7 (499) 322-34-30.

7. У меня остались вопросы, куда обратиться?

Если у вас остались вопросы, обратитесь в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования и науки города Москвы:

Приложение. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности

Порядок
и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177)

С изменениями и дополнениями от:

17 января 2019 г.

I. Общие положения

1. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (далее – Порядок), устанавливают общие требования к процедуре и условиям осуществления перевода обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в которой он обучается (далее – исходная организация), в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (далее – принимающая организация), в следующих случаях:

по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;

в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее – лицензия), лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;

в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования.

2. Учредитель исходной организации и (или) уполномоченный им орган управления исходной организацией (далее – учредитель) обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их письменного согласия, а также несовершеннолетних обучающихся с письменного согласия их родителей (законных представителей).

3. Действие настоящего Порядка не распространяется на специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением и общеобразовательные организации при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

4. Перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года.

II. Перевод совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей)

5. В случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:

осуществляют выбор принимающей организации;

обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;

при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;

обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

6. В заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

7. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

8. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

личное дело обучающегося;

документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

9. Требование предоставления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается.

Читайте также:
Опасные увлечения современных подростков - на что обратить внимание?

10. Указанные в пункте 8 настоящего Порядка документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

Информация об изменениях:

Порядок дополнен пунктом 10.1 с 16 февраля 2019 г. – Приказ Минпросвещения России от 17 января 2019 г. N 20

10.1. При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся 1 .

1 Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32 (часть I), ст. 5110).

11. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, с указанием даты зачисления и класса.

12. Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

III. Перевод обучающегося в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе; в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования

13. При принятии решения о прекращении деятельности исходной организации в соответствующем распорядительном акте учредителя указывается принимающая организация (перечень принимающих организаций), в которую будут переводиться обучающиеся, предоставившие необходимые письменные согласия на перевод в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.

О предстоящем переводе исходная организация в случае прекращения своей деятельности обязана уведомить совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в письменной форме в течение пяти рабочих дней с момента издания распорядительного акта учредителя о прекращении деятельности исходной организации, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет. Данное уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, на перевод в принимающую организацию.

14. О причине, влекущей за собой необходимость перевода обучающихся, исходная организация обязана уведомить учредителя, совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в письменной форме, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет:

в случае аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности – в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда;

в случае приостановления действия лицензии – в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр лицензий сведений, содержащих информацию о принятом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, решении о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности;

в случае лишения исходной организации государственной аккредитации полностью или по соответствующей образовательной программе, а также приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования – в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, сведений, содержащих информацию о принятом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее – аккредитационные органы), решении о лишении исходной организации государственной аккредитации полностью или по соответствующей образовательной программе или о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования;

в случае если до истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе осталось менее 105 дней и у исходной организации отсутствует полученное от аккредитационного органа уведомление о приеме заявления о государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу – в течение пяти рабочих дней с момента наступления указанного случая;

в случае отказа аккредитационного органа исходной организации в государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, если срок действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе истек, – в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, сведений, содержащих информацию об издании акта аккредитационного органа об отказе исходной организации в государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

15. Учредитель, за исключением случая, указанного в пункте 13 настоящего Порядка, осуществляет выбор принимающих организаций с использованием:

информации, предварительно полученной от исходной организации, о списочном составе обучающихся с указанием осваиваемых ими образовательных программ;

сведений, содержащихся в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

16. Учредитель запрашивает выбранные им из Реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, о возможности перевода в них обучающихся.

Руководители указанных организаций или уполномоченные ими лица должны в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего запроса письменно проинформировать о возможности перевода обучающихся.

Читайте также:
Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ - правила подачи апелляции

17. Исходная организация доводит до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) полученную от учредителя информацию об организациях, реализующих соответствующие образовательные программы, которые дали согласие на перевод обучающихся из исходной организации, а также о сроках предоставления письменных согласий лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, на перевод в принимающую организацию. Указанная информация доводится в течение десяти рабочих дней с момента ее получения и включает в себя: наименование принимающей организации (принимающих организаций), перечень образовательных программ, реализуемых организацией, количество свободных мест.

18. После получения соответствующих письменных согласий лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, исходная организация издает распорядительный акт об отчислении обучающихся в порядке перевода в принимающую организацию с указанием основания такого перевода (прекращение деятельности организации, аннулирование лицензии, лишение организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечение срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе).

19. В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося указывают об этом в письменном заявлении.

20. Исходная организация передает в принимающую организацию списочный состав обучающихся, копии учебных планов, соответствующие письменные согласия лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, личные дела обучающихся.

21. На основании представленных документов принимающая организация издает распорядительный акт о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода в связи с прекращением деятельности исходной организации, аннулированием лицензии, приостановлением действия лицензии, лишением исходной организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, приостановлением действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, истечением срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

В распорядительном акте о зачислении делается запись о зачислении обучающегося в порядке перевода с указанием исходной организации, в которой он обучался до перевода, класса, формы обучения.

22. В принимающей организации на основании переданных личных дел на обучающихся формируются новые личные дела, включающие в том числе выписку из распорядительного акта о зачислении в порядке перевода, соответствующие письменные согласия лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Как перевести ребенка из школы в школу

Причины для перевода ребенка

Переход в другую школу — стрессовая ситуация для ученика. Решение о переводе принимайте вместе с ребенком, после того как рассмотрели другие варианты решения проблем. По каким причинам меняют место учебы:

  • школа закрылась;
  • семья переезжает на новое место жительства;
  • ребенок отстает в обучении (для него слишком тяжела программа обучения в текущей школе), ребенок опережает сверстников, и родители хотят подобрать ему школу, соответствующую его уровню развития;
  • конфликты с учителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • неудобное расположение школы, желание сменить на более подходящее (например, ребенок начал обучение в школе, после чего рядом построили новую школу, добираться до которой ему намного удобнее).

Когда рекомендуют переводить

Законодательно прописана процедура, как перевести ребенка в другую школу (СПб, Москва или регионы — процедура одинакова на всей территории России). Порядок перехода регламентирует Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

В пункте 4 части первой указано, что перевод учеников не зависит от времени учебного года. Но психологи и педагоги рекомендуют отложить перевод на окончание учебного года, чтобы выйти в новую школу с нового учебного года, или после новогодних каникул — перевод в это время физически и психологически проходит легче.

Инструкция: как перевести ребенка

Алгоритм перевода одинаковый для всех регионов. Пункт подбора подходящей школы пропустим, выбор зависит от местоположения, пожеланий родителей и школьника. На что важно обратить внимание: в новую школу ученика примут при наличии свободных мест.

Последовательность действий, как перевестись в другую школу грамотно:

  1. Обратиться в администрацию новой школы, получить подтверждение на прием ребенка.
  2. Отчислиться из прежней школы.
  3. Забрать документы из прежней школы.
  4. Предоставить пакет документов в новую школу.
  5. Ознакомиться с актом о приеме ребенка в новую школу.

Шаг 1. Обратиться в администрацию новой школы

Перед тем как отчисляться из старой школы, обратитесь к директору новой. Важно убедиться, что вашего ребенка примут. Попросите справку с подписью и печатью о возможности приема ребенка на обучение после его отчисления из прежней школы.

Образец подобной справки:

о прибытии в школу

(выдается в школу, из которой прибыл ученик)

Дана _______________________________________________________________, в том, что он(а) будет зачислен(а) в _________ класс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. ____________ №________ по предоставлении документов.

Справка дана для предъявления в МБОУ г.____________ № _______.

Директор МБОУ «________»: _____________/_____________

Шаг 2. Подать заявление об отчислении в старую школу

Заявление подает совершеннолетний обучающийся или его родители (для несовершеннолетних детей). В заявлении указывают:

  • кому адресован документ — Ф.И.О. директора, какой школы;
  • от кого, Ф.И.О. совершеннолетнего или родителя;
  • просьбу отчислить ученика, указать, по какой причине и с какого числа;
  • ставят дату, подпись с расшифровкой.

Так выглядит заявление на перевод в другую школу на имя директора:

(наименование ОУ, город)

Проживающей(его) по адресу:

Прошу отчислить моего(ю) сына (дочь)_____________________________________________________________________________________________________________________ ,

(Ф.И.О. ребенка полностью, дата рождения)

из _____класса с «____»________________20___г. в связи с____________________________________________________________________________________________________

(подпись / расшифровка подписи)

В приказе Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 прописано, что после подачи заявления на отчисление школа в течение трех дней оформляет акт об отчислении ученика в порядке перевода. В этом документе указана школа, в которую переводится ваш ребенок.

Когда акт об отчислении оформили, выпустили, родителям выдают справку об обучении ребенка.

Читайте также:
Как перевести ребенка в другую школу : инструкция, список документов

Шаг 3. Забрать из старой школы документы

В пункте 8 Приказа № 177 указано, какие документы школа обязана выдать ученику после отчисления.

Родителям отдают такие документы:

  1. Личное дело ребенка.
  2. Справку об успеваемости в текущем году с выпиской из классного журнала с оценками и результатами промежуточной аттестации. Справку заверяют подписью и печатью школы.

Медицинская карта ученика не входит в комплект обязательных документов, поэтому проследите, чтобы вам выдали ее на руки (попросите выдать вместе с личным делом или самостоятельно подойдите в медицинский кабинет школы и заберите карту).

Образец справки об успеваемости:

в том, что он(она) обучался (обучалась) в ______________классе МБОУ №____ г. ______ и имеет следующие оценки за ______________ учебный год по предметам:

русский язык — ______________________________________________________________

литературное чтение — ________________________________________________________

окружающий мир — ___________________________________________________________

физическая культура — ________________________________________________________

иностранный язык — ___________________________________________________________

“_____” __________ 20___г

Классный руководитель __________/____________

Внешний вид справки не регламентируется, он незначительно меняется в зависимости от школы, в которой ее выдают. Образец справки с выпиской из ведомости успеваемости выдают и в таком виде:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №______

из ведомости успеваемости

ученика(цы) 3 класса ГБОУ СОШ №____

СЗОУО ДО г. Москвы

за 2020/2020 учебный год

№ п/п Название предмета 1 триместр 2 триместр Текущие оценки за 3 триместр
1 Русский язык
2 Математика
3 Литературное чтение
4 Окружающий мир
5 Иностранный язык
6 Технология
7 Физкультура
8 Музыка
9 Изобразительное искусство

Директор ГБОУ СОШ №_____, ___________/________

Классный руководитель ___________/____________

Шаг 4. Предоставить пакет документов в новую школу

В пункте 10 Приказа № 177 указано, что документы, выданные школой, из которой ребенка отчислили, передают в новую школу.

Комплектация документов — что нужно для перевода в другую школу ученика:

  1. Заявление о зачислении в порядке перевода.
  2. Паспорт совершеннолетнего школьника или паспорт родителя несовершеннолетнего ребенка.
  3. Оригинал и копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка.
  4. Оригинал и копию документа о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
  5. Личное дело школьника.
  6. Информация об успеваемости школьника в текущем году (выписка из классного журнала с оценками).
  7. Медицинская карта школьника (не обязательный пункт, но рекомендуемый).

Заявление о зачислении в порядке перевода:

(наименование ОУ, город)

проживающей(его) по адресу: ______

Прошу Вас принять моего(ю) сына(дочь) _____________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

«__»___________20__ года рождения

(дата и место рождения ребенка)

в ____ класс в порядке перевода из школы _____________________ для получения образования в очной форме.

Родной язык __________________.

Сведения об отце:

Сведения о матери:

Адрес фактического проживания ребенка:______________________________________

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этими образовательными учреждениями, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, ознакомлен(а).

«___» __________ 20___г.

(подпись / расшифровка подписи)

К заявлению прилагаются (нужное подчеркнуть):

  • согласие родителей (законных представителей) обучающегося на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка;
  • ксерокопия свидетельства о рождении ребенка;
  • ксерокопия документа о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
  • ведомость с оценками промежуточной аттестации (текущими оценками);
  • аттестат об основном общем образовании;
  • иные документы (перечень документов вносится родителями (законными представителями).

Шаг 5. Ознакомиться с актом о приеме ребенка в новую школу

В течение трех рабочих дней новая школа оформляет акт о зачислении ребенка. В документе указывают, с какой даты ребенок зачисляется и в какой класс.

В какие сроки осуществляется перевод ученика

После подачи заявления на отчисление из старой школы в течение трех дней вам оформят приказ и выдадут справку о текущей успеваемости. При подаче заявления о зачислении в порядке перевода в новой школе акт о зачислении оформят не позже, чем через три дня.

Оформят ли перевод удаленно

Существуют варианты частично удаленного перевода. Для этого:

  • используют портал Госуслуги;
  • обращаются в МФЦ.

Важно понимать, что удаленно примут только заявление о зачислении в новую школу.

Мы не рекомендуем использовать Госуслуги и МФЦ для оформления перевода. Использование этих способов актуально для записи в первый класс. При переводе надежнее и быстрее действовать лично. Вам придется контактировать с руководством новой школы: узнавать о возможности перевода, брать справку, передавать документы. Если планируете перевести ребенка в другую школу через госуслуги, имейте в виду, что на портале и в отделениях МФЦ нередко отображается информация о том, что мест в выбранной школе нет, а на деле администрация школы вполне способна выделить местечко (особенно если ребенок смышленый и у него хорошая успеваемость).

Могут ли отказать в переводе

У образовательных организаций есть ряд законных оснований отказать вам в переводе. Решая вопрос о том, как перейти в другую школу, учитывайте, что вам вправе отказать:

  1. Если нет свободных мест. В этом случае обращайтесь в районный орган управления образованием, там предложат другие варианты школ, где есть свободные места.
  2. Если школа относится к специализированным образовательным организациям, с углубленным изучением отдельных предметов, а ребенок при зачислении не прошел тестирование.
  3. Если нет подтверждения того, что ребенок проживает на территории, закрепленной за образовательной организацией.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: