Как когда развенчать миф о Дедушке Морозе ребенку

Клинический психолог: «В Деда Мороза полезно верить до 12 лет»

Современные дети часто поражают своей «взрослостью»: в пять — шесть лет многие уже точно знают, что никакого Деда по имени Мороз на свете нет, и дорогие игрушки нужно клянчить у родителей. Некоторые мамы и папы даже считают, что это хорошо — мол, нечего растить сына или дочку нереалистичными мечтателями.

Своей точкой зрения на эту проблему с «АиФ-Смоленск» делится Светлана Качалова, мама и по совместительству клинический психолог Центра психологического консультирования и экспертизы, Областного центра планирования семьи и поддержки молодежи, аспирант кафедры клинической психологии Смоленского гуманитарного университета.

«Костыль» для народа

– Светлана Викторовна, расскажите, пожалуйста, какое значение имеет для ребенка вера в Деда Мороза?

– Дети не такие реалисты, как взрослые. Как таковой характер у ребенка еще не сформирован – есть только его задатки и темперамент. Есть особенности мышления, как, например, повышенная внушаемость. Ее причина — отсутствие реалистической платформы. Наш мозг работает так: для того, чтобы во что-то поверить, мы должны это проверить, убедиться на фактах. А ребенку достаточно сказать или показать что-то, чтобы возникла необоснованная вера в какие-то вещи.

Дед Мороз — воплощение чудесного, сверхъестественно-хорошего и доброго. Когда у любого человека, у любого ребенка, появляется вера во что-то, в частности, в Деда Мороза, он начинает тщательнее выстраивать свое поведение и мировоззрение, основываясь на этой вере. Конечно, вера бывает разная: в Бога, в судьбу и так далее. Человек, который верит, знает, кого благодарить и на кого надеяться. Ребенок, который верит в Деда Мороза, тоже знает, кого благодарить, когда ему дарят долгожданный подарок, он знает, кому посылать свои просьбы в канун праздника. Вера всегда является «костылем», который помогает, спасает. Опираясь на эту веру, ребенок учится более спокойно воспринимать какие-то стрессы и неприятности.

«Ребенок должен быть ребенком»

– Что бывает, когда родители считают такую веру излишней?

– Когда у ребенка отбирают веру в Деда Мороза, он становится более приземленным, реалистом. Пропадает мечтательность, творческий подход ко многим процессам — к игре, к деятельности вообще. Когда есть вера и ребенок надеется на что-то — это работа воссоздающего, творческого, воображения. Если мы у ребенка забираем эту веру, то сами создаем условия, при которых творческое воображение начинает закрепощаться в рамках реальности. Ребенку крайне сложно вырваться за эти рамки, так как абстрактное мышление до 12 лет еще не сформировано. Поэтому я считаю, что в Деда Мороза можно и полезно верить до 12 — 13 лет. Если ваш ребенок в этом возрасте верит в Деда Мороза, хотя сейчас это и редкость, не нужно бояться, что с ним что-то не так, наоборот, нужно лелеять эту традицию, этот символ. Символ можно представить его в виде стержня, который дали человеку, и пока в нем есть этот стержень, вокруг него крутится все. Малыш сам себя побуждает, находит в себе какие-то мотивы, ведь у него есть цель — получить осуществление мечты с помощью Деда Мороза. От него, а не от родителей — это слишком банально и неинтересно.

Пожалуй, именно вера в чудо сохраняет в ребенке способность мыслить творчески, а это необходимое условие для развития здоровой личности в будущем. У ребенка, который творчески мыслит, формируется больше нейронных ассоциативных связей в мозге.

– Как избежать разочарования, когда ребенок узнает, что Деда Мороза все-таки не существует?

– Чаще всего уже в 9-10 лет дети слышат от своих сверстников, что никакого Деда Мороза нет, а подарки на самом деле под елку подкладывают родители. Ребенок подходит к родителям, заглядывает в глаза и спрашивает: «А Деда Мороза правда нет?». Малыш хочет услышать ту правду, которая ему приятнее.

Каждый родитель сам решает, что ответить. Но я считаю, что самый оптимальный вариант — сказать, что Дед Мороз есть у каждого (как и любая вера). А еще можно сказать, что Дед Мороз может сделать так, чтобы родители подарили желаемое. Сохранить это хотя бы частично, как символ, как традицию, важно и нужно.

Понимание того, что Деда Мороза нет, придет постепенно, с возрастом, как осознание времени — с развитием мышления и систем органов. Надо дать ребенку возможность наиграться. Ребенок должен быть ребенком.

«Дед Мороз — панацея в условиях информационной агрессии»

– Современные дети часто ведут себя пугающе по- взрослому, считают, что глупо верить в сказки. Чем это грозит ребенку и обществу в целом?

– Предположим, ребенок начинает рано объяснять себе все, что происходит вокруг него взрослым языком, четко пытается обосновать какие-то вещи. В этом случае можно говорить об основах рационального мышления, когда основная нагрузка идет на левое полушарие мозга. В раннем возрасте это чревато негармоничным развитием мозга.

Когда в детстве есть вера в Деда Мороза, в чудеса и волшебство, ребенок живо представляет все это, мечтает, задействовав правое полушарие. Подумав о каких-то насущных бытовых вопросах, малыш пользуется левым полушарием — и в этом случае развитие протекает сбалансировано. Но когда маленький человечек становится прагматиком, становится на материалистическую позицию, по большей части он задействует левое полушарие. Даже уже развитому мозгу противопоказано долгое время находится в состоянии, когда идет нагрузка только на одно полушарие.

Ребенок, который не мечтает, не рисует в воображении хотя бы того же самого Деда Мороза, а только думает: «сейчас я сделаю это и получу от родителей это», в будущем может страдать от депрессии и других расстройств, возможны даже невротические срывы.

Если говорить о том, как это скажется на развитии общества — если таких детей будет становиться все больше — то, конечно, это будут негативные явления, в первую очередь, рост депрессивных тем. Можно возразить, вспомнив поколение, скажем, 60-х годов прошлого века, когда рано начинали приобретать бытовые навыки. Но в то время не было такой информационной загруженности, у ребенка оставалось пространство для воображения. Сейчас же, кажется, делается все, чтобы правое полушарие не работало. Дед Мороз, как нематериальный образ, помогает «разгрузиться» в условиях агрессивного насаждения информации.

Читайте также:
Ребенок не говорит в 2 года: причины, признаки ЗРР, нормы развития речи, мнения специалистов

Если забыть об особенностях развития и работы мозга, Дед Мороз — это великолепная традиция. А мотивация человека строится на тех традициях, в которых сформирована его психика. И чем больше мы окружаем ребенка всевозможными традициями, тем больше и лучше формируется его мотивация.

Беседа с детьми подготовительной группы «История Деда Мороза»

Юлия Бобылева
Беседа с детьми подготовительной группы «История Деда Мороза»

Беседа с детьми подготовительной группыИстория Деда Мороза

Цель: дать представления детям о новогодних традициях.

Задачи: формировать интерес к истории возникновения новогодних персонажей-Деда Мороза и Снегурочки. Развивать речь детей, мышление, память, внимание. Воспитывать уважение к народным традициям.

Ход беседы:

Приближается самый любимый, самый красивый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут этот праздник. Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и детьми праздник – Новый год!

Кто такой Дед Мороз?

Дед Мороз – добрый волшебник, властелин зимнего леса, создающий нам праздник. Все ребятишки и взрослые знают, что живёт Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.

Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей).

– Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)

-В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки – каждый делает это по-своему.

А знаете ли вы, откуда появились эти добрые, щедрые и веселые персонажи? Вопрос о том, кто является прямым предком Деда Мороза очень спорный. В одних странах предками Деда Мороза считают местных гномов, в других — средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, в-третьих — бродячих продавцов детских игрушек. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Давайте познакомимся с разными историями происхождения Деда Мороза!

1 история. Из древнего Духа в Деды Морозы.

Во времена язычества наши предки очень сильно верили в разных духов. Особенно почитались духи умерших родственников, считалось, что они могут оберегать свой род от разных бед, защищать от болезней. заботиться о приплоде скота и хорошем урожае, Именно поэтому существовал обычай их всячески благодарить и задабривать. Каждую зиму славянские семьи дарили им своеобразные подарки.

Переодеваться в образы духов было популярной традицией среди молодежи. В зимние праздники парни и девушки надевали маски,выворачивали тулупы и отправлялись ходить по домам колядовать. За это они получали от хозяев еду и другие подарки. Среди колядующих, как правило, был один человек, который выряжался страшнее всех — он считался самым старым и самым грозным Духом и звался Дедом. Многие знатоки придерживаются мнения, что именно с этого персонажа и начинался хорошо известный нам Дед Мороз.

2 история. От сурового повелителя зимы до доброго Деда Мороза.

Существует еще одна версия появления Деда Мороза. Согласно этой версии, его прадедом были персонажи русских преданий Морозко, Мороз. Считалось, что Мороз является повелителем зимних холодов и хозяином погоды. Наши предки верили, что он бродит широкими полями и дремучими лесами, стучит своим ледяным посохом и этим наводит на землю лютые морозы и снега. Он представлялся стариком с грозным нравом, носил седую длинную бороду до пола, теплую шубу, шапку, валенки, рукавицы и посох. Ему приписывали огромную силу и старались всячески задобрить.

Также считается, что прямым предком Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун (Студенец).

3 история. Современный Дед Мороз позаимствовал черты Святого Николая.

Существует красивая легенда, благодаря которой Николай прославился как щедрый даритель. Николай был реальным человеком, который жил в III веке н. э. на побережье Средиземного моря. Он был очень богатым,поэтому с удовольствием занимался благотворительностью: помогал нуждающимся и малоимущим и радовал подарками детей, заботился о пожилых людях. Когда Николай умер, его канонизировали и отнесли к лику святых.

В старину говорили, что Николай подслушал, как один бедный крестьянин из-за своего нищего положения собирался отдать внаймы своих дочерей. И Николай решил помочь ему избежать этой неприятной ситуации. Он пробрался в дом бедняка и засунул в дымоход мешок с деньгами. В это время над печью сушились башмачки и чулочки его дочерей, в которые из дымохода посыпались золотые монеты. На следующее утро дочери и их отец неимоверно обрадовались находке и зажили богато и счастливо. Это сказание также объясняет происхождение обычая в новогодние праздники класть подарки в носочки.

Конечно, каждая версия имеет право на существование. Но, скорее всего, образ современного Деда Мороза сложился как пазл сразу из нескольких прообразов. Новогодний персонаж, каким мы привыкли видеть его сегодня, «модернизировался» и обрастал новыми чертами с каждым столетием. И не последнюю роль в его развитии и становлении сыграл святой по имени Николай. Многие специалисты считают, что именно у этого человека Дед Мороз «перенял» обычай одаривать подарками, осуществлять желания и проявлять заботу о детишках.

Со временем у Дедушки появилась внучка – Снегурочка, которая стала помогать разносить подарки и рассказывать сказки. Это случилось ровно через 33 года после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году, благодаря Александру Николаевичу Островскому, который написал замечательную сказку «Снегурочка». Правда, в этой сказке Снегурочка выступала в роли дочери Мороза. Она обитала в лесу и к людям выходила лишь тогда, когда слышала звуки прекрасной музыки.

А вот теперь выясним, где живёт Дед Мороз?

Дом Деда Мороза находится в сосновом бору на берегу реки Сухона, недалеко от города Великий Устюг. Дом этот очень большой и построен из дерева, можно сказать, что это и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Самая большая комната – это комната желаний. В ней гости присаживаются и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложится спать. У него есть кровать с большой и мягкой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.

Читайте также:
Ребенок 2-3 лет боится купаться в ванной - причины и что делать?

У Деда Мороза есть свое почтовое отделение – главное место работы сказочного дедушки и его внучки Снегурочки, куда приходят письма от ребятишек со всей России. Здесь же есть возможность отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем.

Деду Морозу помогает Снегурочка. Она всегда молода, необычайно красива, немного грустна… Но, самая милая. А живёт снегурочка в Костромской области в селе Щелково. Там стоит Голубой дом – резиденция Снегурочки. Хозяйка в белоснежном, искусно расшитом платье. Убранство в доме словно соткано из тысячи искрящихся снежинок. На столе – письма, открытки, сувениры, которые прислали внучке Деда Мороза её друзья из разных уголков России. Если ты побываешь у Снегурочки в гостях, то на память тебе подарят большую снежинку с пожеланием счастья.

Сегодня Дед Мороз и Снегурочка – наши любимые новогодние персонажи. В них столько добра, сказки и волшебства! Пусть наступающий год будет самым счастливым. И исполнятся все ваши ребята желания.

Как можно научно объяснить миф о Деде Морозе и стоит ли обманывать наших детей

«Афиша Daily» разбирается, почему все-таки дети верят в Деда Мороза и со временем перестают это делать.

Дед Мороз — один из самых известных и любимых сказочных вымыслов, передающихся из поколения в поколение. Впервые он упоминается в русских источниках в первой половине XIX века, но даже в эпоху цифровых развлечений дети вполне серьезно верят в его реальность.

Разные ученые пытались понять, почему легенда о красной шубе такая живучая. В 1978 году американские ученые доказали, что вера в вымышленных персонажей и постепенная готовность к осознанию того, что это вымысел, — есть непосредственный процесс взросления. Ребенок верит в Санта-Клауса и Зубную фею в тот период, когда его жизнь наполнена фантазиями: он заводит дружбу с вымышленными персонажами и даже неодушевленными предметами.

Например, в «ВКонтакте» набирают популярность группы, посвященные игрушкам-лизунам (или слаймам) из вязкого желеобразного материала. Дети обсуждают их как живых существ: ухаживают за ними, дают им имена, узнают их пол, лечат от болезней и даже определяют беременность. Здесь и далее — скриншоты из одного подобного сообщества.

Почему дети верят в Деда Мороза?

Согласно опросу, в Санту верят до 83% американских малышей в возрасте пяти лет. С одной стороны, кажется, что дети просто слишком доверчивы и принимают за правду все, что слышат и видят. Но все немного сложнее. Дети способны доверять или не доверять определенным источникам и фильтровать информацию, а механизм их восприятия мало чем отличается от того, которым пользуются взрослые.

Работает это так: допустим, взрослый человек узнает о новом виде рыб. При этом в зависимости от источника информации он может решить, верить этому факту или нет. Если он прочитал о новой рыбе на сайте National Geographic или в другом авторитетном источнике, он воспринимает информацию как объективное знание и принимает ее за истину. Прочитав ту же новость в сомнительном паблике в «ВКонтакте», он вряд ли будет также уверен. Для детей существуют свои авторитетные источники, которым они безоговорочно доверяют. Как правило, это учителя, родители, книги и учебники. Прежде всего, дети доверяют взрослым в вещах, которые они не могут проверить сами. «Это могут быть планеты в космосе или микробы, способные вызывать различные заболевания. Поэтому, когда родители говорят о Санта-Клаусе, для ребенка это то же самое, что и информация о микробах, и у них совершенно нет оснований не доверять ей», — говорит Талия Голдштейн, доцент кафедры психологии развития человека Университета Пейс.

Кроме того, дети используют собственный опыт для анализа информации. Условно говоря, вы вряд ли поверите информации о том, что новый вид рыб одинаково хорошо может жить как в воде, так и на суше, и в воздухе. Дети верят в Деда Мороза и других вымышленных персонажей еще и потому, что все они наделены человеческими качествами или представляют собой знакомые образы.

Вера в новогодние чудеса держится и на желании родителей как можно дольше продлить ощущение волшебства для своих детей. И тут им на помощь приходит целая индустрия, приносящая многомиллионную прибыль: рекламные ролики по ТВ, костюмированные представления в торговых центрах, возможность лично пообщаться с Дедом Морозом на утреннике или даже дома. Работает и тот факт, что все вокруг верят (или делают вид, что верят) в этот миф.

То же самое происходит с героями мультфильмов, которых дети могут встретить, например, в Диснейленде. Иногда для того, чтобы ребенок поверил в реальность мультгероев, достаточно эмоционального контакта и некоторых (пусть даже абсурдных) свидетельств. Например, в официальной группе «ВКонтакте» мультфильма «Фиксики» дети всерьез спорят о существовании невидимых персонажей, которые способны починить сломанные предметы, а также выдвигают теории о том, как определить, живут ли они у вас дома.

Когда дети перестают верить в Деда Мороза?

Ближе к подростковому возрасту эта сказка перестает казаться человеку реальной. Согласно опросу Associated Press, 84% американцев перестают верить в Санта-Клауса в среднем возрасте 8,8 лет. При этом возраст не является определяющим фактором — большую роль здесь играют родители, способные стирать границы между вымыслом и реальным миром.

Читайте также:
Какие занятия развивают внимание у малышей 1-5 лет?

Исследователи из Университета Ноттингем-Трента снижают возраст неверия. По их словам, дети перестают воспринимать Деда Мороза всерьез, когда родители об этом еще догадываются, а именно в 7 лет. При этом они коварно делают вид, что верят в сказку, чтобы продолжать получать подарки, как если бы ничего не изменилось.

Дед Мороз существует? 4 способа рассказать ребенку правду

Однажды ребенок приходит домой из детского сада или школы и просит рассказать про Деда Мороза «всю правду». И тогда родители спрашивают себя: «Пора ли моему ребенку повзрослеть? И если да, то как рассказать ему о том, что Дед Мороз – это только выдумка?».

Когда человек верит в какие-то приятные для него вещи (пусть на самом деле они и далеки от реальности), это дает ему много положительных эмоций. Он ощущает радость, наполняется силами, надеждами. Такая вера всегда помогает в минуты отчаяния и тоски. Очень часто нереалистичные представления становятся для людей ресурсом. И именно на этот критерий необходимо ориентироваться родителям, когда они попадают в ситуацию пересмотра ценностей.

Дед Мороз для ребенка — это не просто веселье и подарки. Веря в такое волшебство, дети развивают воображение, активно познают себя и окружающий мир. А взрослые с помощью рассказов о Деде Морозе могут привить ребенку традиции, познакомить его с культурным контекстом. Часто родители используют этого персонажа, чтобы научить детей вести себя определенным образом. «Если не уберешь свои игрушки, Дед Мороз в этом году к тебе не придет».

Каждая семья имеет право на свои традиции и на то, чтобы самостоятельно определять, когда ребенок будет готов столкнуться с реальностью. Главное, чем стоит руководствоваться — любовь и забота. Искренние задушевные разговоры дадут ребенку почувствовать, что родители с ним откровенны и честны, а это значит, что их привязанности и любви ничего не угрожает.

1 Не торопи ход событий

Дождись того момента, когда ребенок сам начнет спрашивать о Деде Морозе. Позволь малышу жить с ощущением волшебства столько, сколько требуется именно ему. Детство — это единственный период, когда у воображения нет никаких рамок, когда любые чудеса можно воспринимать как реальность. Когда дети перерастают такое восприятие, они сами начинают задавать интересующие их вопросы. И тут уже точно не стоит обманывать. А если ребенок, по твоему, слишком рано усомнился в волшебстве, то ниже мы расскажем о том, как поговорить с ребенком в этой ситуации правильно.

2 Будь искренней

Если ребенок спрашивает, например, о том, почему сегодня на улице ему встретилось несколько Дедов Морозов, не стоит изощряться и придумывать глупые небылицы. Можно сказать: «Это обычные люди, они наряжаются в костюмы и стараются сделать так, чтобы все вокруг чувствовали новогоднее волшебство». Поясни, что люди и сами могут создавать себе праздник и быть немного добрыми волшебниками.

3 Научи давать отпор

Расскажи ребенку, как правильно отвечать тем, кто портит ему праздник разговорами о том, что Дед Мороз — это «выдумка для маленьких». Пусть всем «недоброжелателям» он скажет что-то вроде: «Если ты веришь в Деда Мороза, то и он верит в тебя».

4 Не обесценивай переживания

Если дети, узнав правду, очень болезненно среагировали на то, что подарки под елку кладут мама с папой, а не Дед Мороз, важно поговорить об этом. Можно сказать: «Мы делаем работу Деда Мороза, чтобы создать в доме атмосферу волшебства, сделать наш праздник интересным и веселым, поднять всем настроение». Не оставляй ребенка наедине с его переживаниями, поговори с ним.

5 Объясни символику

Важно донести до детей мысль, что Дед Мороз — это в любом случае символ Нового года. Даже если на самом деле его не существует, это не должно становиться поводом как-то иначе воспринимать праздник. Да, ребенок может уже знать, что подарки ему дарят родители, но многие дети все равно не против услышать что-то вроде «Там Дед Мороз принес тебе подарок». Пусть эта теперь всего лишь игра, но она способна создавать то самое волшебное ощущение сказки.

Расскажи мне правду, мама

Нет универсального рецепта, как рассказать ребенку о том, что Дедушка Мороз всего лишь сказочный персонаж. Твой ребенок уникален, взгляды и предпочтения вашей семьи — тоже. Включи фантазию, предложи ребенку подискутировать или попробуй какую-нибудь из этих стратегий.

1. Плавная персонификация

Деда Мороза можно начать отождествлять с каким-то членом семьи. Пока ребенок еще маленький, пусть Дед Мороз будет для него добрым дедушкой из волшебного леса. Но для взрослеющего ребенка можно создать такую ситуацию, чтобы он догадался сам: за длинной бородой и усами прячется лицо папы (или другого родственника). Пусть с каждым годом папа все меньше становится похожим на Деда Мороза: постепенно перестает сильно изменять голос, случайно приоткрывает лицо. Дети догадаются обо всем сами, но при этом столкновение с правдой не будет для них слишком резким.

2. Максимально честный ответ

Этот способ подходит тем родителям, чьи дети уже начали сильно сомневаться в том, что Дед Мороз действительно существует. Иногда честный ответ — это лучший вариант. Если в разговоре с уже достаточно взрослым ребенком начать приводить аргументы, из которых он давно вырос, это может спровоцировать обиды, недоверие и сильные переживания.

Родителям важно помнить, что после честного ответа должно последовать адекватное объяснение, а не глупые оправдания или нежелание разговаривать вообще. Можно сказать: «Мне так нравилось, что в моем детстве был Дед Мороз, мне хотелось, чтобы и ты мог радоваться и наслаждаться этой сказкой». Такие слова не обидят ребенка, он не станет возмущаться, когда поймет, что родители хотели подарить ему ощущение волшебства.

3. Путь к глубоким размышлениям

Еще один вариант — сказать ребенку, что Дед Мороз точно существует для тех, кто хочет в него верить. Он живет в их сердцах. Он помогает им делать добрые дела, верить в чудеса и встречать Новый год с ощущением сказки. Мы все имеем полное право верить в то, что нам дорого. Да и кто может сказать с уверенностью, что Деда Мороза точно не существует? Пусть каждый считает по-своему. Да, возможно мы видели только ненастоящих Дедов Морозов — это были обычные люди в костюмах. Но кто сказал, что мы никогда не увидим настоящего? В жизни очень много загадок, но одно можно сказать с уверенностью — вокруг иногда случаются чудеса.

Читайте также:
Игры для детей с моторной алалией - как развиваем речь ребенка в игре

4. «Побудь Сантой»

О четвертом способе рассказать ребенку правду ты узнаешь из небольшой истории учительницы из США Лесли Раш. Если твоему ребенку уже больше 7-8 лет, и он начал сомневаться в существовании Деда Мороза — значит, он готов, и этот способ точно ему подойдет.

Рождественская история

Способ Лесли Раш понравился многим родителям со всего света. Конечно, в рассказе Лесли Раш говорится о Санта Клаусе, но сути дела это не меняет. Это замечательный способ привить ребенку чувство ответственности и ощущение своей важности и значимости.

«Я веду ребенка в кафе и говорю ему, что он очень подрос за этот год. Что не только сам он стал больше, но и его сердце тоже. И теперь он сам может быть Санта Клаусом. Далее я говорю о том, что он, возможно, уже понял, что Санта — это обычный человек в костюме. Да и некоторые дети уверенно заявляют, что таких чудес не бывает. Но думают они так потому, что они еще не готовы стать Санта-Клаусами. И добавляю: «А вот ты уже можешь!». Важно сказать это так, чтобы слова звучали как можно таинственнее. Ребенок, конечно, спросит, что все это значит. В ответ нужно попросить его выбрать какого-нибудь человека. Друга из детского сада, любого родственника или соседа. Задача ребенка — выяснить, чего хочет этот человек, а затем сделать ему рождественский подарок.

Мой сын выбрал женщину, живущую по соседству. Он часто видел, как она выходила из дома за почтой без обуви. И решил, что нужно подарить ей тапочки. Мы вместе купили соседке красивые тапочки, аккуратно обернули их подарочной бумагой, а сверху написали: «С праздником от Санта-Клауса». Сын положил сверток у ее входной двери. На завтрашнее утро мы вместе смотрели, как она выходит за почтой, берет подарок и уходит обратно домой. Сын не находил себе места, он не мог дождаться завтрашнего дня: что же будет дальше?! На следующее утро мы снова наблюдали за ней, и на этот раз она выходила на улицу уже в новых тапочках. Мой мальчик был в полном восторге. Я сказала ему также, что ни один человек не должен знать о том, что это он подарил женщине тапочки. Иначе он больше не сможет быть Сантой.

Каждый год мой сын выбирал множество людей для того, чтобы сделать им подарки. И все эти подарки были абсолютно уникальными. Такими, которые обязательно пригодятся. Когда настало время сказать правду о Санте младшему сыну, старший сказал, что побеседует с ним сам. И теперь они оба тайно дарят людям замечательные подарки. При этом мальчики совершенно не чувствуют, что кого-то обманывают. Они вместе хранят эту тайну «Быть Сантой» и ощущают себя счастливыми».

В семье Лесли Раш на протяжении уже нескольких поколений именно так рассказывают детям правду о Санта-Клаусе. Если тебе понравился этот способ, воспользуйся им и предложи своему ребенку быть «дарителем», нашим русским Дедушкой Морозом.

Неважно, какой способ ты выберешь, важно помнить главное: ребенку важно всегда встречать Новый год с ощущением радости и волшебства. Любые слова, действия и поступки должны создавать вокруг ребенка комфортную атмосферу и делать его счастливым — всегда и неизменно в Новый год.

Развитие детей от 1 до 2 лет

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

  • Что умеет делать годовалый малыш
  • Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
  • Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
  • Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
  • Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Читайте также:
Методики, упражнения, книги и игры для изучения цветов у детей с 1,5 до 3 лет

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Читайте также:
Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Читайте также:
Как оформить ребенка в сад: документы, справки, заявления

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
  2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  5. Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.

Все, что нужно знать о развитии ребенка в 1 год и 4 месяца

В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенка Рост Окружность головы Вес Зубы Окружность грудной клетки Зрение
Мальчик 78 см 49 см 11,5 кг Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы 47,3 см Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка 83 см 45,5 см 10,6 кг 53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Читайте также:
Ребенок в 2 года и 8 месяцев – как развивается малыш в этом возрасте?

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

Трапеза Перечень блюд
Завтрак Каша на молоке, печенье, молоко.
Обед Суп, гречневая каша и овощной салат, морс.
Полдник Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
Ужин Овощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время суток Занятие
7:00 – 8:00 пробуждение
8:30 – 9:00 завтрак
9:30 – 11:30 утренняя прогулка
12:00 – 13:00 обед
13:00 – 16:00 послеобеденный сон
16:00 -17:00 развивающие игры
17:00 – 17:30 полдник
17:30 – 18:30 вечерняя прогулка
19:00 – 19:30 ужин
20:00-20:30 купание перед сном
21:00 – 7:00 сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Читайте также:
Ребенку 1 год и 5 месяцев – как развивается малыш в возрасте один и 5?

Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца: навыки, питание, режим дня

После того, как ребенок отпраздновал свой первый день рождения, его физическое развитие становится чуть менее динамичным, зато интеллект, навыки, особенности характера меняются постоянно. Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца? Какие нормы соответствуют этому возрасту?

Физическое развитие

После года врачи уже не так тщательно следят за изменениями в весе и росте ребенка, проходить осмотр достаточно раз в три месяца, при хорошем самочувствии визиты к педиатру делают раз в полгода. Ориентироваться в показателях можно по следующей таблице:

Параметр Мальчики Девочки
Рост 78-80 см 80-83 см
Вес 11-12 кг 10-11 кг
Окружность головы 48-50 см 45-48 см
Обхват грудной клетки 45-48 см 50-53 см
Зубы 8-12 шт. 8-12 шт.

Навыки по возрасту

В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?

  1. Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
  2. Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно. Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
  3. Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
  4. Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства. Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
  5. Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
  6. В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
  7. Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.


Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.

Развиваем малыша

Развитие ребенка в этом возрасте имеет четыре основных направления: крупная и мелкая моторика, речь, интеллект. В первом случае вы помогаете малышу совершенствоваться физически, зарядка, подъемы по ступенькам, любые упражнения отлично скажутся на его здоровье. Очень полезные тренажерные комплексы, мягкие ступеньки, коврики, туннели, ортопедические коврики. Подобные занятия всегда проходят в движении.
О пользе развития мелкой моторики не стоит говорить. Она напрямую связана с речевым становлением, поэтому очень важна в раннем возрасте. Для работы пальчиков создано множество игр, большинство из которых мамы могут сделать из подручных материалов. Например:

  • Нанизывание бусинок на нить (детали должны быть крупными);
  • Поиски клада в песке (можно использовать кинетический песок или крупы);
  • Вылавливание рыбок или других предметов с помощью магнитной удочки, пинцета, ложек;
  • Крупные шнуровки и мозаики начинают интересовать карапуза;
  • Пальчиковые лабиринты и сортеры хорошо подходят для развития интеллекта.


В этом же возрасте игры начинают делиться по половому признаку, появляется ролевая игра, малыши начинают копировать бытовые ситуации. Девочки кормят кукол, возят их в колясках, делают уборку. Мальчики предпочитают игры в доктора или водителя машины, строителя. Поощряйте такие занятия, подыгрывайте малышу. Его фантазия лишь начинает развиваться, дополняйте сюжет, тогда со временем ребенок научиться делать это самостоятельно.

Год и четыре месяца – время начала развивающих занятий. На этом этапе следует в игровой форме знакомить детей с основными понятиями:

  • Животными и их звуками;
  • Бытовыми предметами и их назначением;
  • Цветами;
  • Формами;
  • С прилагательными «большой – маленький», «мягкий – твердый», «веселый – грустный».

Для этого используются книги, хорошо подходят издания с наклейками, можно использовать дидактические карточки и простые аппликации.

Возможные проблемы и их решения

Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:

  1. Ребенок активно изучает мир, при этом он уже может ходить, залезать на кроватку, стулья, другую мебель. Отсюда повышает риск получения травм. Не оставляйте малыша без присмотра, обезопасьте розетки, закройте шкафчики с химическими веществами, острыми или хрупкими предметами.
  2. Чтобы узнать информацию о предмете, дети пробуют все «на зубок». Будьте осторожны с мелкими деталями, играми с ними.
  3. Настроение вашего чада будет меняться чаще. Во – первых, ребенок уже проявляет своё «не хочу», во – вторых, реагирует на внешние ситуации. Например, ваш уход может вызвать плач, хотя раньше такого не случалось.
  4. В 16 месяцев у малышей развивается эмпатия, поэтому нужно следить за собственным настроением, ваша нервозность или злость будут передаваться ребенку. И, напротив, вы можете зарядить его позитивом.
  5. Это возраст, когда появляется слово «моё». Дети начинают осознавать, что игрушки принадлежат им, а вот делиться они пока не умеют, поэтому в кругу крох могут возникать конфликты. Стоит быть терпимее и стараться переключать детское внимание на что – то другое.

Правила и особенности питания

По мере взросления питание детей становится все более разнообразным. Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:

  1. Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Составляйте меню таким образом, чтобы в нем присутствовали злаки, фрукты и овощи, мясо, птица и рыба, яйца, молочные продукты.
  2. Ребенок должен быть приучен к твердой пище. Не измельчайте все до однородного состояния, давайте супы, небольшие кусочки мяса и фруктов.
  3. Дети начинают проявлять интерес к взрослой пище, начинает казаться, что сейчас им уже можно все. Не забывайте соблюдать осторожность, исключайте жаренные, копченые, сильно приправленные или жирные блюда.
  4. Суточный объем еды должен составлять 1 – 1.2 л. При этом малыши часто начинают отказывать от пятиразового питания. Если это так, оставьте три основных приема пищи и легкие перекусы.
  5. Не забывайте про воду. Суточной нормой считается 50 мл на 10 кг веса. Разнообразить питье можно травяными чаями, несладкими соками.
  6. Если у малыша нет аллергии, можно знакомить его с полезными сладостями: повидло, варенье домашнего производства.
  7. В год и четыре месяца нужно начинать отучение от груди, если малыш до сих пор сосет молоко.
Читайте также:
Лучшие подарки для детей: обзор игрушек от Hasbro


Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.

Завтрак Обед Ужин
Овсяная каша с яблоком Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью
Омлет, хлеб с маслом Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров Овощное рагу с мясом
Рисовая каша с курагой, компот Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей Картофельная запеканка с рыбой
Блинчики со сметаной, джемом Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени Рисовая каша с котлетами из индейки
Творожная запеканка с изюмом Тыквенный суп – пюре, рагу Омлет с курицей и помидором
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат Лодочки из кабачков
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом Суп со шпинатом, ежики с гречей Отварная курица с овощным салатом

Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.

Режим дня

У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами.
Общепринят следующий распорядок:

Действие Время (часов)
Подъем, гигиена 8-9
Завтрак 9-9:30
Игры, развитие 9:30-11
Первый сон 11-13
Пробуждение, обед 13-14
Прогулка 14-16
Второй дневной сон 16-17:30
Полдник 17:30-18
Вечернее бодрствование 18 – 19:30
Купание 19:30 – 20
Ужин 20-20:30
Подготовка ко сну, отбой 20:30 – 21:30


Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.

Особенности возрастного воспитания

После года наступает возраст перемен. Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты.

Это период, когда детей нужно учить самостоятельности. Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения.
Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д.
Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:

  • Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
  • Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
  • «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
  • Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.

В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: