Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа во 2 классе

Взрослому человеку не стоит объяснять насколько важно уметь считать в уме. Конечно, в повседневной жизни нам не надо за считанные секунды перемножать друг на друга семизначных «монстров». Обычно большинству людей хватает умения быстро складывать и перемножать числа значительно меньших значений. Но чтобы оперировать в уме даже ими, важно ещё в школьном возрасте развить в детях этот навык. А как научить ребёнка считать в уме двузначные числа второкласснику, если в школе этому не уделяется большого внимания? Достаточно просто. Конечно, придётся потратить на это некоторое количество времени, сил и нервов, но зато это позволит избежать многих проблем в будущем. Причём и маленькому человеку, и его родителям.

Сразу стоит оговориться, что в дальнейшем речь пойдёт об умении складывать и вычитать в уме двузначные числа, т.к. умножение, согласно современным школьным программам, детки начинают проходить только в конце второго класса.

И ещё: формулы в примерах приведены исключительно для понимания взрослыми сути методики. Второклассникам их показывать стоит только в том случае, если они неплохо справляются с решением подобных задачек в своих тетрадях. В противном случае они могут просто запутаться в числах. А в случае крайней необходимости для наглядности можно воспользоваться, к примеру, счётными палочками.

С чего начать обучение счету в уме для второклассника

Сразу стоит сказать, что приступать к выработке умения считать в уме двухзначные числа ребёнку-второкласснику можно только в том случае, если он без труда работает в уме с цифрами от 0 до 9. Если же младший школьник до сих пор использует для подсчётов в пределах 10-18 собственные пальцы, то для начала его следует научить работать с подобными примерами без использования подручных средств.

В том случае, если с однозначными числами ребёнок общается уже на «ты», можно приступать к дальнейшей работе. На этом этапе школьника стоит научить быстро решать примеры с цифрами 7, 8 и 9. Этот навык поможет маленькому математику отработать навык работы с составом числа.

Тут все просто: цифра 7, 8 или 9 раскладывается таким образом, чтобы после прибавки одного кусочка к двузначному числу получилось число круглое, а затем в разряд единиц добавить остаток:

Аналогичная ситуация и с вычитанием:

Иногда педагоги рекомендуют применять методику чуть сложнее. Прибавлять сначала десяток, а потом вычитать из него количество единиц, которых вычитаемому не хватает до 10: 45+7=45+(10-3)=55-3=52. Однако этот способ ребёнку воспринимать сложнее. Лучше его объяснить позднее, когда навык счёта в уме с вышеуказанными тремя цифрами уже будет наработан. Вот тогда для упрощения некоторых вычислений пригодится и данная методика.

После того, как ребёнок освоит решение примеров с двузначными числами и цифрами 7, 8, 9 можно приступать непосредственно к обучению счёта в уме двузначных чисел.

Работа с двузначными числами

На самом деле работа в уме с двузначными (и даже трёхзначными) числами достаточно проста. Здесь применяются те же алгоритмы, что и при решении примеров с цифрами 7, 8, 9. Различия лишь в том, что работать приходится сразу и с единицами, и с десятками.

Сложение двузначных чисел в уме

Ребёнку надо объяснить, что если последние цифры обоих чисел меньше 5 или их сумма меньше или равна 9, то подсчёт сводится к элементарному суммированию единиц и десятков:
21+16=(20+1)+(10+6)=(20+10)+(1+6)=30+7=37.

Если же последние цифры больше 5 или их сумма больше 9, то можно применить одну из двух методик счёта, в основе которых лежит опять же разложение числа по составу.
В первом случае следует поступить так же, как и в вариантах с цифрами 7, 8, 9. Округлить первое слагаемое за счёт «разбора на кусочки» единиц второго слагаемого, а затем суммировать полученные числа:

Во втором – округлить второе слагаемое до круглого числа, произвести суммирование и вычесть лишний кусочек:

Вычитание двузначных чисел в уме

Второклассники, которые освоили сложение двухзначных чисел в уме, без труда осваивают и обратное действие – вычитание, поскольку применяются тут аналогичные алгоритмы.
В простых случаях десятки вычитаются из десятков, а единицы из единиц:

В более сложных случаях лучше применять метод округления:

А в чём же методика

Всё вышеописанное выглядит достаточно простым. Это и в самом деле так. Но просто это выглядит для родителей, которые учились значительно больше, чем два класса. Так что суть методик не столько в том, какие действия нужно делать в уме, сколько в поэтапном грамотном объяснении и отработке навыков путём постоянных тренировок.

Работать с ребёнком нужно регулярно. Объяснив один из алгоритмов в течение некоторого времени нужно закреплять навык, доводя его до автоматизма. Сильно мучить второклассника при этом не следует. Достаточно заниматься 10-15 минут в день, а если ребёнок хорошо справляется с заданиями, то хватит и 3-4 примеров. Но даже в последнем случае останавливаться на достигнутом не стоит. Если прекратить тренироваться, то алгоритмы могут забыться, а навык пропасть.

Занятия можно проводить по дороге в школу или из неё. Благо каких-то инструментов для этого не нужно. А можно делать это и дома, в форме игры, например: «В магазин». Можно играть и в развивающие счётные способности настольные игры типа математического лото.

Неплохим подспорьем в современном мире, где правят удалённые технологии, может стать и множество специально разработанных приложений для обучения быстрому счёту в уме, а также онлайн игры и сервисы. Кстати, в этом случае тоже нужно следить, чтобы младший школьник не слишком долго сидел, уткнувшись в телефон или монитор компьютера. Пятнадцати минут в день – вполне достаточно.

Читайте также:
Как проявляется аутизм у детей от рождения до 6 лет

Поведение родителей

Чтобы ребёнок быстро освоил счёт двухзначных чисел в уме, родители должны создать доброжелательную атмосферу. Даже второклассник всё равно является ещё малышом и с большим удовольствием займётся интересным и весёлым делом, а не скучным образовательным процессом. Именно способствующую обучению атмосферу и должны обеспечить родители.

Кроме того, маме и папе надо запастись терпением, не ругаться, если у чада что-то не получается и, тем более, не заставлять его работать через силу. Пользы от этого точно не будет.

Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Содержание статьи:

Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.

Подготовительная работа

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.

Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).

  • Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.

  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

Читайте также:
Как устроить ребенка в школу, лицей в РФ: список документов, электронная запись

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: работать с примерами нужно регулярно в необходимом объеме .

Как научить ребёнка двузначным числам

Здравствуйте, дорогие родители юных учеников! И снова на повестке дня занимательная математика. Именно она вызывает больше всего сложностей у школьников, и даже мамина фраза «Ну это же так просто!» не спасает ситуацию. Сохраняем самообладание, ведь «Эврика» знает, как научить ребёнка двузначным числам.

Главное правило: действуем последовательно. Переходить к значениям больше 10 стоит только после того, как ребёнок наверняка освоил математические примеры до этого числа.

Было 10 — стало 1. Как это?

У учителей математики есть очень простой и наглядный способ превращения 10 палочек в 1 десяток. Всё просто: их нужно посчитать, чтобы было ровно 10, и связать нитью. Теперь это уже не кучка разрозненных предметов, а цельный пучок. Главное, что он 1.

Продолжаем вязать пучки дальше. Пусть ученик увидит 2 и больше связок по 10 палочек.

Что такое «дцать»?

Расскажите ребёнку, что слово «дцать» — очень древнее, и оно означает «десять». Теперь можно двигаться дальше. Разбираем с учеником значения чисел второго десятка:

  • Один-на-дцать. При этом на пучок кладём ещё одну палочку. Пишем «11» и объясняем, что первая единичка — это количество пучков, то есть десятков, а вторая — количество единиц.
  • Две-на-дцать. Кладём сверху 2 палочки. Записываем «12» и комментируем так же, как и для «11».

Продолжаем в том же духе до 20. Некоторое время нужно посвятить тому, чтобы ребёнок закрепил полученные знания. На этом этапе нужно решать с ним простые примеры на сложение и вычитание. Продолжаем использовать разные предметы для наглядности: яблоки, игрушки, ложки и так далее.

Например, разложим перед ребёнком 12 карандашей. Пусть он сам сформирует связку из 10 штук и закрепит верёвкой. Теперь добавляем ещё 3 карандаша. Малыш должен увидеть, что связанные карандаши мы не трогаем, а к 2 свободным карандашам добавляем ещё 3. Получается, у нас есть 1 связка и ещё 5 карандашей, то есть 15. Таким же способом представляем простые примеры на вычитание.

При регулярных занятиях наглядные примеры очень скоро утратят свою актуальность, и ребёнок научится считать в уме.

Как зовут десятки?

Теперь малышу следует познакомиться с круглыми значениями более подробно. «Двадцать» и «тридцать» он уже воспримет легко. Стоит подробнее остановиться на цифре «сорок» и рассказать, что её название отличается от других, но означает оно 4 десятка.

Ученику предстоит усвоить ещё одно окончание — «десят», что также означает «десять». Расскажите, что названия чисел от 50 до 80 формируются одинаково, то есть сначала идёт количество десятков, а затем приставка «десят», например, «восемь-десят».

Ещё одно нестандартное название —«девяносто», то есть «9 десятков».

Закрепляем знания при помощи кубиков

Попросите ребёнка построить в 1 ряд 10 кубиков зелёного цвета. Теперь пусть поставит 4 кубика жёлтого цвета в новый ряд. После этого пусть сделает ещё один рядок из 10 зелёных кубиков. И ещё 3 жёлтых кубика пускай поставит в другой ряд.

Итак, имеем 4 ряда. Можно просто пересчитать все кубики. Затем стоит посчитать, сколько всего зелёных и сколько жёлтых кубиков. И напоследок, считаем зелёные кубики десятками, а жёлтые — единицами. То есть у нас 2 ряда зелёных кубиков — это 2 десятка, а жёлтых кубиков — 4 + 3 = 7. Получаем 27.

Считаем на палочках из-под мороженого

Вы любите мороженое на палочке? Прекрасно. Это поможет вашему малышу разобраться с двухразрядными значениями. Чтобы лето прошло не даром, соберите коллекцию палочек из-под мороженого. Максимальное количество — 20 штук. Теперь на одной стороне каждой палочки рисуем 5 точек слева и 5 точек справа. Переворачиваем все палочки и рисуем на каждой по 1 точке в центре.

Два участника берут по 10 штук и бросают на пол. Палочки, на которых мы видим 10 точек, — это десятки, а с одной точкой посередине — это единицы. Сортируем их на 2 группы. Называем число, которое вышло у каждого игрока.

Выиграл тот, у кого значение больше. Смысл занятия — показать наглядно, что числа могут состоять из двух разрядов, и научиться оперировать ими.

Таблица двузначных чисел

Когда ребёнок уже немного освоился, сделайте таблицу значений от 1 до 100. Первый ряд — от 1 до 10, второй — от 11 до 20, самый последний — от 91 до 100. Вырежьте из картона 10 полосок, которые соответствуют длине и ширине одного рядочка. Также вырежьте 10 квадратиков, которые соответствуют размерам одной ячейки таблицы.

Теперь назовите ученику любое число больше 10, например, 35. Он должен взять 3 длинные полоски и закрыть ими 3 верхних ряда таблицы. Затем при помощи 5 квадратиков закрываем цифры 31, 33, 34 и 35.

Считаем с переходом через десяток

Как объяснить ребёнку принцип сложения с переходом через десяток? Сейчас всё подробно обсудим. Рассмотрим пример 17 + 5:

  • Раскладываем 17 на 10 и 7. Первое число — обязательно круглое, то есть с 0 в конце. Получаем 10 + 7 + 5.
  • Складываем единицы: 7 + 5. Размышляем над цифрой 7 — сколько ей не хватает до 10? Ей не хватает 3. Тогда 3 мы заберём у 5.
  • Для этого распишем: 5 = 3 + 2. Пример примет вид: 10 + 7 + 3 + 2.
  • Упрощаем его: 10 + 10 + 2 = 12.

Согласитесь — это непростой алгоритм для маленького ученика. Поэтому не расстраивайтесь, если он не поймёт сразу всё. Разберите подобный пример на любых предметах. В конце концов малыш сможет разобраться.

Читайте также:
Что подойдет для чтения на ночь детям 4-6 лет - советы и список сказок

Как научить ребёнка числам с двумя разрядами и не сойти с ума?

Будьте добрым и очень терпеливым учителем. А мы дадим несколько полезных советов:

  • Переходите к следующему этапу только после того, как ученик полностью овладел знаниями предыдущего уровня.
  • Используйте предметы для счёта и вычисления примеров.
  • Умейте вовремя останавливаться, избегайте занятий через силу.
  • Используйте компьютерные игры с математическим уклоном.
  • Применяйте принцип «повторенье —мать ученья».

Все дети развиваются в индивидуальном темпе. Некоторые владеют двухразрядными числами ещё до школы, а у других они вызывают затруднение и во 2 классе. Будьте терпеливы и занимайтесь систематично, но понемногу. Мы уверены, что у вас всё получится! Будьте с нами на связи и привлекайте к обсуждению своих знакомых. До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Как научить ребенка решать и считать примеры в пределах 20: алгоритм обучения и советы педагогов

Общая информация

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.

С чего начать

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.

Как образуется сотня

  • большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода через десяток

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Правила счёта с переходом через десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.

  • задача: найти, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + 8) + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

Читайте также:
Детские санки: виды, критерии выбора и обзор лучших моделей

Полезные советы родителям

Детки проще поймут, как считать, решать примеры любой сложности при соблюдении нескольких правил:

  • проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
  • математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
  • регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).

Ещё несколько рекомендаций:

  • просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

Книги для детей 5-6 лет: что читать дошкольнику?

Художественные произведения для детей 5-6 лет: обзор лучших книг для дошкольников

Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

На добрых, наполненных юмором, «Денискиных рассказах» выросло целое поколение родителей, которые с нетерпением ждут, когда же наступит тот момент, когда можно познакомить своих детей с Дениской Кораблевым. Герои книги всегда готовы к новым приключениям и открытиям. Рассказ ведется от первого лица, поэтому рассказы понятны и интересны дошкольнику. Книга учит добру, она поможет малышам вынести полезные уроки, научиться задумываться над своими поступками и делать правильный выбор.

Анни Шмидт «Саша и Маша»

Книга голландской писательницы очень полюбилась российским детям. В ней собраны рассказы о повседневной жизни двух друзей Саши и Маши. Они вместе играют, вместе познают окружающий мир, но иногда и ссорятся, огорчают своих родителей. Пятилетние малыши легко проецируют эти истории о своих сверстников на самих себя. Вместе с героями они познают мир.

Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Читайте также:
Как правильно отвечать на неловкие вопросы детей: советы психологов

Все удивительные, полные открытий и даже опасностей приключения двух детей Карика и Вали – результат их непослушания, из-за которого они уменьшились и оказались в мире насекомых. Эту книгу можно назвать энциклопедией начинающего энтомолога. Ребенок узнает множество интересных фактов о жизни насекомых. Во время прочтения фантазия ребенка может унести его далеко от реального мира и погрузить в ту атмосферу, где он путешествует на шмелях, плывет на кораблике из дубового листа, наслаждается нектаром, перемешанным с медом.

Дик Кинг-Смит «Поросенок Бейб»

В книгах Дика Кинга-Смита главными героями становятся те, кто на первый взгляд совсем не подходит для этой роли. Так, например, и поросенок Бейб стал настоящим героем, но для этого ему пришлось многому научиться. Эта книга учит детей взаимоуважению, доброте, вежливости, умению совершать героические поступки и совершенствовать себя.

Андрей Усачев «Умная собачка Соня»

Книга состоит из забавных коротких рассказов, в которых есть мораль. Вместе с очаровательной собачкой Соней ребенок учится познавать окружающий его мир. Например, ребенок в веселой форме знакомится с понятием электрического тока, узнает, почему нельзя трогать пальцами розетку.

Александр Раскин «Как папа был маленьким»

Стоит ли всегда говорить правду? Нужно ли сдерживать себя, если больно? Можно ли хулиганить и ошибаться? Что будет, если перестать учиться? Ответы на эти и другие вопросы приходится искать мальчику Саше, главному герою сборнику рассказов. Автор рассказывает о его учебе в школе, а также о взаимоотношениях Саши с одноклассниками и взрослыми. Конечно, детям придется объяснять некоторые реалии советского прошлого, но в целом и ребенок, и даже родители могут вынести из этой книги полезные для себя уроки.

Софья Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»

Одна из самых удачных книг данного автора, она учит детей быть смелыми. В ней описываются приключения мальчика-труса и грустной девочки, которым старается помочь детский доктор, используя волшебные достижения медицины.

«Путешествие голубой стрелы»

В новогоднюю ночь все игрушки ожили и убежали из магазина Феи, которая собиралась разнести их детям. В чем кроется причина побега? Все игрушки отправились к мальчику Франческо, мама которого была очень бедна и не могла позволить купить для своего сына новогодний подарок. Сказка учит умению сочувствовать и сопереживать, оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации. Она преподносит настоящий урок доброты.

«Сказки по телефону»

Небольшие истории, которые якобы рассказываются по телефону. Книга может удивить ребенка, помочь ему начать размышлять над многими вещами.

«Пеппи Длинный чулок»

Эту героиню знают все родители без исключения, и каждый в тайне мечтает познакомить с ней своего ребенка, когда придет время. Позитивная, добрая, веселая девочка Пеппи не заставит заскучать. Она – верный друг, с ней так легко и уютно. Книга учит добру, учит умению дружить.

«Приключения Эмиля из Леннеберги»

Истории о веселых проделках озорного и неунывающего мальчика Эмиля. Но, кроме своих проделок, за которые Эмиля наказывали, он совершил еще много добрых дел. Эта книга подарит ребенку незабываемое погружение в мир веселого мальчугана, а также других обитателей хутора Катхульт.

«Эмиль и малышка Ида»

Главные герои книги – озорник Эмиль и его младшая сестренка Ида. И хотя Эмиль по-прежнему не перестает проказничать, а Ида «всему» учится у него, все истории очень добрые, пропитанные духом деревни. Все рассказы написаны с юмором, они будут понятны каждому ребенку.

Кристиан Малезье «Дядюшка Фистус или секретные агенты из Волшебной страны»

Хвастливый, но незадачливый волшебник вместе с маленькой девочкой отправляется на поиски рукописи, которая может спасти Волшебную страну. По-настоящему увлекательная книга поможет ребенку открыть в себе любителя приключений. Слушая рассказы, ребенок будет фантазировать и живо представлять описанное в книге.

Ирина и Леонид Тюхтяевы «Школа Зоков и Бады. Пособие для детей по воспитанию родителей»

Веселые истории о загадочных существах. Бада – корова, хобби которой разведение пчел и собирание меда, организует школу для безобразников зоков, а они совершают много нелепых, смешных поступков. С этой книгой ребенок не будет скучать, кроме того, она поможет ему пополнить свой словарный запас.

Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

Одной большой семье приходилось жить в одной маленькой квартире, но это было неважно, потому что они все очень любили друг друга. Все же им удалось купить домик, все очень радовались этому событию, хотя в школу детям приходилось ходить через лес. Выводы, к которым приходит ребенок после чтения: нужно жить дружно, любить свою семью и быть счастливыми, радуясь тому, что имеешь.

Лаймен Баум «Волшебник страны Оз»

Девочка Дороти и ее пес Тото попадают в Волшебную страну, где она находит много хороших и верных друзей, помогает им исполнить их заветные мечты, а также спасает Волшебную страну от злых волшебниц. Книга учит преодолевать все трудности на своем пути, справлять со страхом и помогать другим.

Диана Сабитова «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни»

Веселые истории о жизни мышки Гликерии. Не стоит искать в книге высокой морали. Она станет хорошим «другом» для приятного вечернего чтения.

«Цветик-семицветик»

В этом произведении автор рассказывает о маленькой девочке Жене, которая получила в подарок чудесный цветок. Отрывая по лепестку от него, девочка загадывает желания, они исполняются. Не все исполнившиеся желания приносят настоящую пользу девочке и окружающим ее людям. Однако последний лепесток Женя использовала для исполнения по-настоящему стоящего желания. Эта сказка учит заботится не только о своих потребностях, но и помогать другим.

«Дудочка и кувшинчик»

Увлекательная сказочная история научит малышей как важно быть трудолюбивым и старательным. Девочка Женя со своей семьей пошла в лес за ягодами, но непростое это дело собирать ягоды. Женя быстро устает и ей встречается старичок-боровичок, который дарит ей волшебную дудочку. А дальше старичок при помощи этой дудочки преподает девочки важный урок.

Читайте также:
Ребенок начал заикаться, что делать? Лечение заикания в дошкольном возрасте

Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим»

Забавные приключения утенка Тима не оставят равнодушным ни одного ребенка. Он храбрый и справедливый, поэтому обязательно понравится детям.

Список книг для развития дошкольников: развивающие книги для детей 5-6 лет

Ромодин, Ромодина «Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет»

Открыв эту книгу, ребенок найдет в ней ответы на множество своих вопросов: как появляются облака и радуга, почему листья осенью меняют свой цвет, а птицы на зиму улетают в теплые края? Благодаря этой книге ребенок знакомится с основами физики, химии, биологии. Кроме того, в книге множество экспериментов, кроссвордов, которые ребенок может выполнять самостоятельно.

О.Н. Земцова «Тесты для детей 5-6 лет»

Книга охватывает все необходимые аспекты для развития ребенка-дошкольника. Тесты прекрасно помогают обучать и развивать кругозор дошкольников.

Лучшие детские книги: для малышей и дошкольников

Самые полезные и самые интересные книги: родительский рейтинг

  • Что читают самым маленьким?
  • Книги для дошколят
  • Книги для детей младшего школьного возраста

Как выбрать из огромного количества детских книг самые достойные издания? Те, которые не просто будут стоять на полке, а перечитываться и бережно храниться в детской библиотеке. Можно довериться собственной интуиции или мнению знакомых, а можно посмотреть, что пишут о той или иной книге другие родители.

На сайте Интернет-магазина “Лабиринт” покупатели оставляют отзывы к приобретенным и прочитанным книгам, обсуждают самые разные аспекты, от замысла автора до типографского исполнения. Чем интереснее издание, тем больше отзывов оно имеет.

Мы выбрали книги с самым большим количеством читательских рецензий, разделив их на три группы: книги для малышей, книги для дошкольников и книги для детей 7-10 лет, чтобы рассказать, почему именно эти издания пользуются наибольшей любовью родителей и детей.

Что читают самым маленьким?

Малыши еще не умеют читать и не воспринимают большие и сложные тексты. В возрасте до 4 лет родители делают упор на развитие ребенка, доверяя авторам-педагогам и книгам с обучающей направленностью. Такие книги развивают образное и пространственное мышление, словарный запас, рассказывает ребенку об окружающем мире. “Моя первая книга. Самая любимая”, выпущенная “Белым городом”, стала настоящей “палочкой-выручалочкой” для тех, у кого подрастают дети 3-6 лет. Книга полюбилась многим за доступность изложения и лаконичность. Родители называют издание полезным. “Ребенок в возрасте полутора лет знает геометрические фигуры, отличает пожарную машину от грузовой, кран от экскаватора, знает и различает фрукты, овощи и ягоды”, — пишет одна из мам.

Не меньшей популярностью пользуются у родителей книги серии “Школа семи гномов” издательства “Мозаика-Синтез” и “Умные книжки” для детей 2-3 лет издательства “Махаон”. С этими книгами узнают первым буквы и слова, определяют время, знакомят с азами логики и математики. Обучение детей в доступной и игровой манере — основной принцип развивающих книг для малышей, а доступность изложенного материала, прежде всего, ценят родители.

Книжки-игрушки, которые совмещают и литературную, и обучающую, и игровую функции, покупают всем малышам. Например, книжку-погремушку “Мои первые слова, Мама и детки” можно и трясти, и даже кусать. Главные требования, которые предъявляют родители книжкам-игрушкам, — качество, безопасность и прочность материалов.

Некоторые издательства предлагают новые и концептуальные подходы развития творческих способностей — книга французского художника Эрве Тюлле как раз из таких. Реакция неоднозначна: одни испытывают восторг, другие выказывают скептицизм. Книга предлагает совершенно новый и, в тоже время, давно забытый формат интерактива без применения каких-либо цифровых устройств и прочих технических средств. Главный инструмент — воображение ребенка.

Родители не только учат малышей буквам и словам, но и читают им стихи и сказки.

Книги современных авторов не уступают привычной классике. Сказка Елены Ракитиной с рисунками Виктории Кирдий “Сережик” о приключениях маленького ежика нравится родителям ничуть не меньше, чем детям. Рифмованные истории Джулии Дональдсон так же популярны, как и рассказы про ослика Мафина Энн Хогард. Стихотворная или прозаическая форма — неважно, главное, что эти книги учат добру.

Отечественная детская классика так же востребована родителями. Особенно популярны качественные переиздания старых советских книг. С одной стороны — это привет из собственного ушедшего детства, с другой стороны — действительно достойный образец хорошего текста и иллюстраций под одной обложкой.

“Кошкин дом” Самуила Маршака с иллюстрациями Юрия Васнецова или “Кот Василий” украинского поэта Алексея Крылова — книги, которые пахнут не только свежей типографской краской, но и воспоминаниями из собственного детства.

Топ-20 для малышей с самым большим количеством рецензий

  • “Моя первая книга. Самая любимая. От 6 месяцев до 3 лет” — 365 рецензий
  • Ракитина Е. “Сережик” — 129 рецензий
  • Земцова О. “Грамотейка. 2-3 года” — 116 рецензий
  • Дональдсон Д. “Улитка и Кит” — 66 рецензий
  • “Школа семи гномов. Полный годовой курс занятий до 1 года” — 65 рецензий
  • Тюлле Э. “Живая книга” — 55 рецензий
  • Теплюк С. “Книга-мечта о том самом Зайке, о днях рождения, о большом и маленьком и тихих стихах. Детям от 1-3” — 54 рецензии
  • Хогарт Э. “Мафин и его веселые друзья” — 52 рецензии
  • Земцова О. “Развиваем внимание 2-3 года” — 50 рецензий
  • Маршак С. “Кошкин дом” — 47 рецензий
  • Колдина Д. “Учимся лепить. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет” — 45 рецензий
  • Карганова Е. “Книжки-пышки с пазлами/Мамы и детки” — 43 рецензии
  • Развивающий плакат-игра с многоразовыми наклейками. “Едем, плывем, летим” — 41 рецензия
  • “Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше” — 41 рецензия
  • Розен М., Оксенбери Х. “Идем ловить медведя” — 40 рецензий
  • “Неваляшки-погремушки/Мои первые слова/Мамы и детки” — 32 рецензии
  • Овсепян К. “Я иду в детский сад. Проблемы адаптации” — 32 рецензии
  • “Школа малышей. Умные наклейки для детей 2-х лет. Развивающая книга с наклейками” — 31 рецензия
  • Громова О., Павлова Л. “Еще про зайку” — 29 рецензий
  • Карганова Е. “Чуня” — 29 рецензий
Читайте также:
Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Книги для дошколят

Книги на полке становятся более разнообразными: больше сказок, народных и авторских, зарубежных и отечественных, больше рассказов для детей и детских стихов, детские энциклопедии и книги из жанра “Детский досуг”.

“Секреты пластилина” Рони Орена уже не первый год находятся на вершине всевозможных списков популярности. Эта книга о том, как из кусочка пластилина создать удивительный, фантастичный и, в то же время, реалистичный мир. Кажется, что по книге Орена взрослые лепят с таким же удовольствием, что и дети. “Секреты пластилина” — больше, чем книга — это организатор семейного досуга, книга, за которой дети забывают про телевизор, компьютер и прочие “вредности”, которые так беспокоят современных родителей.

С миром литературы детей знакомят через стихи и сказки Корнея Чуковского, произведения Александра Волкова, Эдуарда Успенского, Юрия Дружкова, Владимира Сутеева, Бориса Заходера и других, таких знакомых всем авторов.

Впрочем, родители не пренебрегают и современными именами, к примеру “Сказки от слез” Марии Кутовой родители хвалят не меньше, чем “Винни-Пуха”.

Некоторые родители признаются, что покупают детям книги “на вырост”: например, “Ветер в Ивах” Кеннета Грэма или “Балладу о маленьком буксире” Иосифа Бродского.

Топ-40 для дошколят с самым большим количеством рецензий

  • Рони О. “Секреты пластилина” — 573 рецензии
  • Пляцковский М. “Ромашки в январе” — 185 рецензий
  • Дональдсон Д. “Груффало. Сказка в стихах” — 153 рецензии
  • Кутовая М. “Сказки от слез” — 129 рецензий
  • Усачев А. “Жили-были ежики” — 109 рецензий
  • Петрановская Л. “Что делать, если. ” — 100 рецензий
  • Карл Э. “Очень голодная гусеница” — 100 рецензий
  • Маршак С. “Стихи и сказки для самых маленьких” — 98 рецензий
  • Жукова Н. “Букварь. Учебное пособие” — 97 рецензий
  • Козлов С. “Трям, Здравствуйте! И другие сказки” — 89 рецензий
  • Бернер Ротраут С. “Зимняя книга” — 87 рецензий
  • Чуковский К., Сутеев В. “Книга сказок В. Сутеева” — 84 рецензии
  • “Пианино-караоке/Зимние песенки” — 81 рецензия
  • Колдина Д. “Чудесные наклейки. Любимые сказки” — 81 рецензия
  • “Великая книга о Зайке, или полезные истории и беседы по картинкам для тех, кому еще не исполнилось 5” — 78 рецензий
  • Малкович И. “Большой город, маленький зайчик, или мед для мамы” — 76 рецензий
  • Януш К. “Как я появился на свет” — 71 рецензия
  • Бахтина Е. “Букварь для малышей от 2 до 5” — 67 рецензий
  • Махотин С. “Прогулки по лесу” — 66 рецензий
  • Поттер Б. “Ухти-Тухти” — 64 рецензии
  • Сутеев В. “Сказки” — 62 рецензии
  • “Ладушки. Энциклопедия детского фольклора” — 62 рецензии
  • “Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все” — 61 рецензия
  • Волков А. “Волшебник Изумрудного города” — 59 рецензий
  • Бродский И. “Баллада о маленьком буксире” — 58 рецензий
  • Михалков С. и др. “Стихи и сказки для малышей в рисунках В.Сутеева” — 57 рецензий
  • Чуковский К. “Сказки Чуковского в картинках Владимира Сутеева” — 57 рецензий
  • Скарри Р. “Город добрых дел” — 55 рецензий
  • Гауф В. “Маленький Мук” — 54 рецензии
  • Лунин В. и др. “Вежливый слон” — 54 рецензии
  • Грэм К. “Ветер в ивах. Сказочная повесть” — 54 рецензии
  • Бернер Ротраут С. “Летняя книга” — 53 рецензии
  • Дональдсон Д. “Хочу к маме” — 53 рецензии
  • “Чудесные наклейки: Цветные картинки” — 53 рецензии
  • Столбова А. “Сказки от капризов” — 51 рецензия
  • Андерсен Х. “Дюймовочка” — 48 рецензий
  • Успенский Э. “Крокодил Гена и его друзья” — 48 рецензий
  • Заходер Б., Милн А.А. “Вини-Пух и Все-все-все” — 44 рецензии
  • Андерсен Х. “Гадкий утенок” — 44 рецензии
  • Дружков Ю. “Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка” — 44 рецензии

Книги для детей младшего школьного возраста

В возрасте 7-10 лет дети уже сами начинают активно читать, хотя и чтение взрослыми детям остается, как семейной традиция. Спектр выбираемой художественной и познавательной литературы становится более широким. Одни и те же издания могут соперничать между собой по качеству иллюстраций, печати, пересказов и переводов. Какая “Алиса в Стране чудес” лучше? С иллюстрациями Роберта Ингпена в переводе Нины Демуровой или с иллюстрациями Виктора Чижикова в пересказе Бориса Заходера?

Одни родители ориентируются только на свой вкус, другие предлагают сделать выбор ребенку, третьи собирают коллекцию из самых разных изданий Льюиса Кэрролла.

Дошкольники с удовольствием читают про Буратино или Пиноккио, Карлсона, Незнайку и других классических героев детства. Именно в возрасте 7-10 лет родители стараются познакомить ребенка с “золотым” фондом детской литературы, книгами, которые запоминаются на всю жизнь, составляют определенный пласт культуры и даже перечитываются взрослыми.

Курс многих детских издательств на выпуск переводных детских книг симпатичен большинству родителей. Ведь некоторые книги, ставшие уже давно классикой за рубежом, только сейчас появляются на русском языке. Сегодня у маленького читателя есть шанс познакомиться со всем разнообразием мировой художественной литературы: Яном-Олафом Экхольмом, Кейт ДиКамилло, Гудрун Мебс, Ротраут Сюзанной Бернер и многими-многими другими.

Младшие школьники включены в активные социальные процессы, им нужно находить общий язык со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, педагогами и родителями, круг интересов детей расширяется. Теперь им нужен не только окружающий предметный мир, но и науки, человеческие отношения, собственная психология и физиология. На самые разные детские вопросы отвечают познавательные энциклопедии. Красочные иллюстрации, интересные тексты, максимум информативности — ребенка нужно не только заинтересовать, но и удерживать его внимание.

Читайте также:
Полезные развивающие игры для небольшой компании детей 5-6 лет

На идеальной книжной полке в детской есть место самым разным книгам: современным авторам и классическим произведениям, причем, последние — в приоритете у родителей, все- таки классика проверена временем. Многим родителям нравится заниматься творчеством вместе с детьми: лепить, рисовать, конструировать и т.д., поэтому книги, посвященные детскому творчеству, выбирают и покупают не реже, чем сказки. Чтение — это не просто развлечение или обучение. Таким образом, хорошая книга объединяет детей и родителей и становится настоящей семейной реликвией.

17 лучших книг для детей 5 лет

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Чтение – один из важных способов формирования и воспитания личности с самого раннего возраста. В 5 лет некоторые дети уже умеют читать самостоятельно, но для большинства, конечно, более актуален вопрос знакомства с произведениями совместно с родителями. Это развивает слуховое восприятие окружающего мира и образное мышление, а помогут в этом яркие иллюстрации, которые обычно бывают в книгах.

Отмечено: дети, которым родители много читают, по сравнению со сверстниками лучше разговаривают, у них четче формируются мысли и предложения. Но просто читать мало – важно подбирать полезные и правильные книги. Конечно, классика – лучшее решение, однако развивающая литература в последнее время тожене уступает в полезности для развития детских способностей. Представляем обзор 17 лучших книг для детей 5 лет, которые также подойдут для мальчиков и девочек до 7 лет дошкольного возраста.

Рейтинг лучших книг для детей 5 лет

Номинация место наименование товара рейтинг
Рейтинг лучших книг для детей 5 лет 1 Дюймовочка, Андерсен Ханс Кристиан 5.0
2 Профессор Астрокот и его путешествие по телу человека, Воллиман Доминик,Ньюман Бен 4.9
3 Волшебник Изумрудного города, Волков Александр 4.9
4 Рассказы о животных, Бианки Виталий 4.8
5 Винни-Пух и все-все-все, Алан Милн 4.8
6 Аленький цветочек, Аксаков Сергей 4.7
7 Малыш и Карлсон, Астрид Линдгрен 4.7
8 Как я ловил человечков, Борис Житков 4.7
9 Приключения Незнайки и его друзей, Носов Николай 4.6
10 «Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями», Тамара Ильина 4.5
11 «Считаю и решаю: для детей 5-6 лет». Володина Н.В. 4.5
12 Я что-то забыл, и сам не помню что, Деллис Нельсон 4.5
13 Цветик-семицветик, Катаев Валентин 4.5
14 Королевство кривых зеркал, Губарев Виталий 4.4
15 Путешествие Голубой Стрелы, Родари Джанни 4.3
16 Девочка из города, Воронкова Любовь 4.2
17 Конёк-Горбунок, Ершов Пётр 4.1

Дюймовочка, Андерсен Ханс Кристиан

Знаменитая «Дюймовочка» Ханса Кристиана Андерсена – это одно из первых произведений, которое нужно прочитать ребенку в возрасте около 5 лет. Оно научит доброте и справедливости, уважению к окружающим и покажет: принимать людей и явления нужно такими, какие они есть. Дюймовочка живет в цветке у доброй женщины, но её крадёт жаба, преследующая цель женить своего сына. Оказалось, девочка не желает замужества с пресноводным, освободиться ей помогут речные жители. После этого Дюймовочка попадает к жуку, общество которого ее высмеивает – у нее же мало лапок и нет усиков. Даже Мышь и Крот, которое, на первый взгляд, не желают героине ничего плохого, не учитывают ее желания и потребности, и лишь к концу сказки справедливость и добро торжествуют. Дюймовочке поможет Ласточка, спасенная девочкой недалеко от мышиной норы. Птица уносит героиню в сказочную страну, где после череды неудач и горести девочка обретает крылышки и настоящую любовь.

Профессор Астрокот и его путешествие по телу человека, Воллиман Доминик,Ньюман Бен

Автор книги доктор наук в области квантовой физики Доминик Воллиман сделал себя объектом изучения – именно по его телу путешествует профессор Астрокот с друзьями, уменьшившись до размера мельчайших частиц. Они исследуют весь организм от макушки до пяток: как работает и из чего состоит мозг, глаза, скелет, нервная и кровеносная системы – одним словом, дети, читая книгу, смогут узнать основы анатомии и заинтересоваться этой наукой. Автор также рассказывает о том, что значит быть живым, о клетках, наследственности, здоровье, об особенностях тела каждого человека. Книга подкреплена яркими иллюстрациями, понятными для детей 5-8 лет.

«Профессор Астрокот и его путешествие по телу человека» – это проза с уклоном на энциклопедию в формате частичного комикса. Книгу действительно интересно изучать не только детям, но и их родителям.

Волшебник Изумрудного города, Волков Александр

Элли, Дровосек, Страшила – знаменитые персонажи, погружающие ребенка в увлекательный мир Изумрудного города. Эта история написана еще в 1939 году, но читается на одном дыхании и по сей день.

Девочка Элли со своим пёсиком Тотошкой попала из Канзаса в сказочную страну и сразу оказалась в водовороте приключений. Но чтобы попасть домой, ей нужен великий волшебник Гудвин, живущий в Изумрудном городе в стране Оз. На своем пути она встречает железного Дровосека, соломенное пугало Страшилу и других персонажей. Все вместе они показывают, что такое настоящая дружба, верность и смелость, научат ребенка верить в себя и не бояться трудностей на пути к заветной цели.

Отметим умело построенный увлекательный сюжет книги «Волшебник Изумрудного города»: он завораживает даже непоседливых детей, у них появляется желание узнать, как будет развиваться действие, и чем закончится сказка.

Читайте также:
Ребенок не хочет или отказывается ходить в детский садик. Что делать?

Рассказы о животных, Бианки Виталий

Немногие знают, что Виталий Бианки по образованию был ученым-энтомологом, он много времени проводил в экспедициях по лесам России и занимался изучением насекомых, параллельно исследуя животный мир. Он много времени наблюдал за представителями фауны, и многие рассказы – это художественное описание жизни наблюдаемых особей, можно сказать, они «построены на реальных событиях» с некоторым литературным украшением и «оживлением». Именно по этой причине произведения столь разнообразны по сюжету и увлекательны для чтения, особенно для детей в возрасте 5-6 лет.

Главная задача Виталия Бианки – это донесение красоты живой природы до детей и взрослых, ведь познать ее тайны самостоятельно немногим под силу, тем более для современных детей, живущих вдали от леса.

Винни-Пух и все-все-все, Алан Милн

Сказке о Винни-Пухе Алана Милна уже почти 100 лет! Истории о плюшевых животных мальчика по имени Кристофер Робин покорили сердца детей по всему миру. В книге 18 глав – отдельных увлекательных историй, которые можно читать каждый день. Бестселлер о Винни-Пухе – настоящая кладезь характеров: добрый медвежонок, любящий поесть сладости, постоянно придумывающий песенки, сопелки и кричалки для разных ситуаций; неунывающий и активный Тигра, кроткий Пятачок, почему-то всегда печальный Иа-Иа, Кролик-перфекционист, добрые и милые Кенга и Ру. Все они дружны между собой, ему и научат ребенка.

Книга Винни-Пух и все-все-все гораздо более емкая, чем все вместе взятые мультфильмы о знаменитом медвежонке, поэтому ее определенно следует почитать с детьми 5-7 лет.

Аленький цветочек, Аксаков Сергей

Добрейшая русская сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» – это история о том, что внешность часто обманчива, ведь, как мы знаем, чудовище оказалось заколдованным принцем, которое в самом конце благодаря доброму сердцу и искренней любви Настеньки навсегда принимает человеческий облик. Классический пример сказки со счастливым концом, несмотря на обманы сестер, не желающих отпускать сестру на заветный остров, а также страхи главной героини.

Сказка написана легким литературным языком, она понятна без пояснений, поэтому отлично подойдёт для чтения с детьми от 5 лет.

Малыш и Карлсон, Астрид Линдгрен

По произведению «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» снято множество мультфильмов, поставлены спектакли, но ни одна постановка не раскроет сути произведения лучше, чем книга. Астрид Лингрен – детская писательница, язык ее изложения лёгкий и незамысловатый, благо, российские переводчики не подвели и не утяжелили историю.

Существует ли Карлсон на самом деле, или это плод воображения семилетнего мальчика по прозвищу Малыш? При прочтении произведения все встанет на свои места, и ребенок точно ответит на этот вопрос. В отличие от советской экранизации, в книге много героев: подруга Малыша Гунилла, одноклассник Кристер, дядя Юлиус Янсон, даже у квартирных воров есть имена! Запутаться в них невозможно: сюжет выстроен последовательно и гармонично.

Чему научит ребенка книга «Малыш и Карлсон»? – она поможет развить воображение и научит дружбе, взаимопомощи и пониманию друг друга.

Как я ловил человечков, Борис Житков

Эта сказка совсем короткая, но и интересная – как мальчик однажды увидел маленьких человечков в красивом макете кораблика и стал придумывать, как их поймать. Что это было – фантазия или правда, что в шкафу у бабушки живут необычные крошечные люди?

Повествование ведет сам автор – Борис Житков, написавший сказку на рубеже XIX-XX веков, поэтому язык изложения немного специфический, нетипичный для современного русского языка. «Как я ловил человечков» можно прочитать, потратив не более получаса. Чему научит сказка? – не бояться фантазировать, но делать это с умом, чтобы результат получился не как у героя сказки.

Приключения Незнайки и его друзей, Носов Николай

Первая часть трилогии о Незнайке стала культовым произведением, по которому сняты фильмы, нарисованы мультфильмы и поставлены спектакли.

«Приключения Незнайки и его друзей» – это история о маленьких человечках, живущий в Цветочном городе. Сам Незнайка – коротыш веселый и общительный, но не самый усидчивый и любознательный, чем сильно отличается от своих друзей – спокойных и тихих персонажей. У героев разные характеры, ценно знакомство с ними и их взаимоотношениями.

Для детей будет полезным узнать, что существуют разные люди. И даже если персонаж обладает не самыми положительными чертами, это не означает, что он плохой! А еще книга показывает, что дружба и взаимовыручка неразрывны.

«Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями», Тамара Ильина

Этот букварь предназначен для работы с детьми с речевыми нарушениями, но на практике он отлично подходит всем без исключения дошкольникам 5-7 лет. Основной акцент сделан на произношении звуков и слов – кроме знакомства с буквами ребенок осваивает звуки, слоги, совершенствует речь, учится читать. Все происходит в игровой форме, одновременно ведется тренировка памяти и мышления. В букваре много иллюстраций, способных увлечь ребенка и пробудить интерес к обучению.

«Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» подходит как пособие для педагогов и логопедов, но, судя по отзывам читателей, отлично приживается на детской книжной полке ребенка 5-7 лет.

«Считаю и решаю: для детей 5-6 лет». Володина Н.В.

Эта книга учит ребенка считать в рамках подготовки детей дошкольного возраста. Две части «Считаю и решаю» познакомят ребенка с цифрами, составом чисел, взаимосвязью их в ряду, основами сложения и вычитания. Программа обучения построена на постепенном освоении материала в игровой форме, подкрепленной интересными иллюстрациями на страницах книги, с применением нарастающих по сложности примеров и заданий, текстовых задач.

Читайте также:
Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет – простой и понятный способ

Книги подходят для освоения основ математики, тренировки памяти, развития логики и наблюдательности. Они созданы для детей 5-7 лет.

Я что-то забыл, и сам не помню что, Деллис Нельсон

Книга «Я что-то забыл, и сам не помню что» написана мнемонистом Деллисом Нильсоном, умеющим запоминать большой объем информации за короткое время.

Главный герой – слоненок, который что-то забыл и совсем не мог вспомнить. Чтобы помочь ему, умная сова использует особую технику «Метод путешествий». Это игровая форма, которая-таки помогла слонику, она также вовлечет ребенка в процесс постоянного обучения. В ходе чтения нужно выполнять необычные несложные упражнения для тренировки памяти. В основе метода ассоциативный процесс, когда образ неразрывно связывается с объектом, и в нужный момент эта связка сама возникает в голове. Ребенку предлагается помещать предметы в необычные обстоятельства. Процесс обучения легко интегрируется в повседневную жизнь: сочинять образы можно на прогулке, дома при составлении списка покупок, при сборе портфеля в школу и т. д.

Книга станет отличным пособием для детей 5-8 лет, также будет интересна и взрослым, ведь развивать память никогда не поздно.

Цветик-семицветик, Катаев Валентин

В сказке, написанной Валентином Катаевым в далеком 1940 году, переплелись реальная жизнь и волшебство, неразделимо существующие рядом друг с другом, стоит только включить воображение. Девочка Женя по своей рассеянности лишилась купленных баранок, за которыми ее посылала мама. Чтобы утешить девочку, добрая старушка подарила ей волшебный цветок с семью лепестками разного цвета, каждый из которых способен исполнить любой каприз или желание, если прочитать заклинание. Жене понадобилось истратить 6 лепестков прежде, чем она поняла: не в конфетах и не в игрушках счастье, поэтому последнюю возможность она использовала по-настоящему благородно, кстати, она и принесла большее удовлетворение.

«Цветик-семицветик» научит ребенка важным ценностям и покажет, что желание получить всё и сразу – не всегда приносит радость.

Королевство кривых зеркал, Губарев Виталий

Сказка «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева – произведение о тонкой грани между добром и злом, «хорошими» и «плохими» персонажами. Девочка Оля встречает свое отражение – образ Яло, упрямую, непослушную и неряшливую девочку. Оказалось, они – две стороны Олиного характера. Девочки оказываются в волшебном королевстве, где всюду установлены кривые зеркала, искажающие всё хорошее. Героиням предстоит бороться со злом вместе с мальчиком Гурдом под страхом смерти, а еще спастись от жаждущих власти царедворцев и освободить добрых людей.

Читая сказку «Королевство кривых зеркал», ребенок научится отделать добро от зла и, возможно, с помощью родителей обратит внимание на свое поведение.

Путешествие Голубой Стрелы, Родари Джанни

Эта трогательная сказка о чудесах, случающихся под новый год. Разные игрушки решают найти себе новых хозяев среди тех детей, кто по разным причинам не получит новогодний подарок. Они отправляются в путешествие на поезде, который называется «Голубая стрела». Один из адресатов – мальчик Франческо. Его подарок к концу истории оживёт и станет настоящим щенком! Исполнятся желания и других, ждущих подарки детей.

Ценна главная мысль сказки – важно проявлять милосердие, бескорыстие, сочувствие к нуждающимся людям, тогда справедливость обязательно восторжествует. А еще нужно мечтать и не бояться своих желаний – искренняя вера творит чудеса и делает даже на первый взгляд невозможные вещи вполне реальными.

Девочка из города, Воронкова Любовь

«Девочка из города» – это единственная в нашем обзоре повесть о военных годах. Великая отечественная война не обошла стороной ни одну советскую семью, поэтому о ней обязательно нужно рассказывать новому поколению. Эта книга подойдёт для чтения ребенку 5-7 лет – самое время начать знакомство с родной историей.

Девочка Валя еще совсем мала, а уже увидела много горя, у нее не осталось родных людей. Она оказывается в деревне, где ее принимает как родную семья Шалихиных. Только дед усомнился в необходимости оставить девочку в Нечаеве, ведь девочка городская, но мать Дарья настояла на своем. С первого дня началась новая деревенская жизнь с новыми порядками и устоями.

В книге описаны детали быта военных лет, трудности людей и особенности человеческого общения, благо, Любовь Воронкова сделала описания легкими и непринуждёнными, они легко читаются и воспринимаются детьми от 5 лет. Автор не делает выводов, а просто переживает все эмоции и ситуации вместе с героями. Ребенок знакомится с разными образами, их внутренним миром. Кстати, описания ведутся и глазами городской девочки Валентины, и ее новых деревенских сестер – интересно сравнить их.

Конёк-Горбунок, Ершов Пётр

Завершаем обзор стихотворной сказкой, не теряющей интерес читателей уже почти два века. «Конёк Горбунок» – история Ивана-дурака, младшего сына крестьянина Петра. Герою удается поймать грабителя пшеницы в поле – им оказалась необычная златогривая кобылица. Взамен за свободу она дает Ивану двух больших коней и одного Горбунка. Он-то и станет помощником Ивану-дураку на протяжении все сказки. В истории много сказочных героев: Чудо-птица, Рыба-Кит и чудо-Девица, все они будут найдены главным героем с помощью преданного Горбунка.

Конек-Горбунок – собирательный образ из сибирских сказок, описанный Петром Ершовым. Сказка в стихах очень легко читается, автор создал яркие образы. Стиль очень напоминает сказки А. С. Пушкина, и недаром – Ершов написал «Конька-Горбунка» в 19 лет, увлеченный произведениями знаменитого классика!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: