Как мало спать и хорошо выглядеть мамам

8 советов, как справиться с недосыпом молодой маме

После появления малыша на свет, жизнь новоиспеченной мамы значительно меняется и теперь все 24 часа в сутки она занята заботами о малыше. Как правило, в первые месяцы пока режим ребенка не установится, большинство женщин сильно недосыпают и чувствуют себя вымотанными и вечно уставшими… Что же можно предпринять в такой ситуации?

Ольга Георгинова
Врач-ревматолог, Медицинский научно-образовательный центр МГУ имени М.В. Ломоносова

Структура сна и значения фаз

Сон – сложный и до сих пор не до конца изученный процесс. Он состоит из нескольких сменяющих друг друга циклов, каждый из которых включает в себя фазу быстрого и медленного сна. Засыпание начинается с медленного сна.

Медленный сон делится на четыре стадии, во время которых человек погружается в сон все глубже. В норме у взрослых эта фаза занимает 75-80% всего периода сна.

Первая стадия представляет собой дремоту с полусонными мечтаниями и сноподобными галлюцинациями. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы – например, кого бы из родственников пригласить завтра, чтобы отправить на прогулку с ребенком.

С наступлением второй стадии происходит отключение сознания, и в этот период человека легко разбудить. Повышается порог восприятия — например, мать легко просыпается на крик ребенка.

Третья и четвертая стадии — плавное погружение в самый глубокий сон. Как правило, при пробуждении в этот промежуток времени человек не может вспомнить свои сновидения. Пробуждение сложное, чувствуется вялость, сонливость.

Затем стадии медленного сна следуют в обратном порядке. Если человек не просыпается, то наступает очередь быстрого, или парадоксального, сна.

Предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат. Кратковременный сон продолжительностью 15 минут, после которого человек чувствует себя отдохнувшим, состоит из фазы медленного сна.

Быстрый сон (парадоксальный сон) – пятая стадия сна, напоминающая состояние бодрствования. Вместе с тем (и это парадоксально!) во время этой стадии человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Однако глаза очень часто и периодически совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Существует отчетливая связь между быстрым движением глаз и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90% случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении.

Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Быстрый сон прервать труднее, чем медленный, хотя именно быстрый сон ближе к порогу бодрствования. Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, запоминание.

То медленно, то быстро…
Сон составляет 4-6 циклов чередования быстрого и медленного сна, общей продолжительностью от 80-100 минут. В первых циклах фаза «медленного» сна представлена всеми стадиями, а фаза «быстрого» сна редуцирована, первый период «быстрого» сна появляется обычно через 60-90 минут после засыпания и длится несколько минут. В последующих циклах убывает продолжительность стадий медленного сна до полного исчезновения в утренних циклах и значительно возрастает продолжительность фазы «быстрого» сна.

Чем опасен недосып?

«Недовыспанные» часы накапливаются быстро, и уже через некоторое время почти круглосуточного бодрствования вы начинаете тихо «сходить с ума». Резкая смена настроения, депрессия, рассеянность, ослабление сообразительности, да еще и проблемы со здоровьем (учащение приступов головной боли, обострение хронических заболеваний, увеличение веса) – вот далеко не полный перечень последствий недосыпания.

К сожалению, «выспаться впрок» невозможно! Организм старается компенсировать недосыпание, «заставляя» человека спать дольше и/или глубже, если он не выспался в предыдущую ночь. Однако этот механизм дает сбои, когда речь идет о хронической нехватке сна.

При недосыпании увеличивается выброс гормона стресса кортизола и нарушается равновесие между другими двумя гормонами – лептином, вырабатываемым жировой тканью, и грелином, стимулирующим аппетит. При постоянном недосыпании концентрация лептина уменьшается, а концентрация грелина, наоборот, увеличивается, что усиливает чувство голода. В конечном счете совпадение двух этих сигналов приводит к чрезмерному потреблению пищи.

При хроническом недосыпании организм начинает хуже переносить стрессовые состояния, обостряются различные хронические заболевания внутренних органов (например, тонзиллит или гастрит), появляются отклонения в гормональном фоне, что приводит к обострению имеющихся гормональных заболеваний, и ослабляется иммунная система, защищающая организм от инфекций.

Сон с особенностями
Главной причиной недосыпания является прерываемый ребенком ночной сон. Чтобы относится к этому спокойно, нужно знать о некоторых особенностях сна маленьких деток. Любой ребенок, вне зависимости от типа вскармливания, до 3–4 лет может проспать без перерыва не более 6 часов, а чаще – всего 4–5 часов. Беспрерывный сон в течение 8–10 часов не является физиологической нормой для маленького ребенка. У малышей другие ритмы поверхностного и глубокого сна: у взрослого продолжительность поверхностного сна составляет около 20% всего времени сна, а у новорожденного — до 80%. Полугодовалый малыш находится в поверхностном сне примерно половину всего времени сна. Предполагается, что именно в фазе поверхностного сна идет активное развитие мозга.

Полезные советы при недосыпе у мамы

Чтобы не чувствовать себя постоянно уставшей и разбитой попробуйте воспользоваться следующими советами:

Читайте также:
Что такое мода и какое отношение она имеет к элегантности?

Совет 1

Вечером старайтесь засыпать сразу же после того, как заснул ребенок. Если вы действительно сильно не высыпаетесь, старайтесь не заниматься своими делами, когда чадо уснуло – лучше отдохните сами, пока есть такая возможность.

Совет 2

Прежде чем уйти от заснувшего малыша, побудьте рядом с ним около 20 минут – примерно столько времени нужно для перехода из фазы поверхностного сна, который легко прерывается, в глубокий сон. Тогда вам не придется возвращаться к малышу снова через несколько минут.

Совет 3

Выделяйте себе время для дневного сна вместе с ребенком. Не старайтесь переделать все дела, когда кроха заснул; лучше лягте и поспите сами: это поможет сберечь силы для занятий с малышом.

Совет 4

Кладите ребенка спать вместе с собой.

  • Плюсы: не нужно вставать с кровати. Вы услышите кряхтение малыша и сразу дадите ему грудь, а сами при этом можете продолжать спать дальше. Даже если вы не кормите грудью, трудно переоценить значение этих контактов для формирования тесной связи с ребенком. Совместный сон также способствует увеличению продолжительности маминого сна. Если просыпающегося малыша вовремя обнять, погладить, прижать к себе, то, возможно, он не разгуляется окончательно и продолжит свой отдых.
  • Минусы: придется несколько потесниться. Многие родители спят более поверхностно и беспокойно, когда ребенок находится в их постели, что не позволяет им полноценно отдохнуть и восстановить силы. У ребенка может сформироваться стойкая потребность в постоянном присутствии взрослых, вплоть до зависимого состояния.

Совет 5

Если мама очень устала, или, например, приняла снотворное, то не стоит класть малыша с собой в одну кровать – предпочтительнее вариант «не тесного» совместного сна. В этом случае родительская кровать и кроватка ребенка с предварительно снятой или опушенной боковой стенкой стоят вплотную друг к другу. Мама, покормив ребенка в полудреме, не будет «разгуливаться» и сможет полноценно отдохнуть, переложив довольное и заснувшее чадо в его кроватку.

Совет 6

Если мама чувствует, что ей лучше 15 минут поспать одной, чем 2 часа с малышом, то лучше спать одной.

Совет 7

Существует еще один способ унять беспокойство у ребенка: можно положить рядом с ним одежду, которую вы некоторое время поносили. Ребенок сквозь сон чувствует мамин запах и считает, что мама рядом и что все в порядке.

Совет 8

Ну и конечно, не забывайте, что есть люди, готовые прийти вам на помощь: посидеть или пойти погулять с малышом, помочь по хозяйству.

Внимание и терпение

Еще одна причина, способная вас лишить беззаботного сна, – неведомая раньше тревога за вашего малыша. Молодая мама далеко не всегда знает, что нужно ее ребенку, потому что должно пройти время, прежде чем она почувствует его и сможет понять его потребности. А до тех пор, пока потребности ребенка не станут для вас такими же понятными, как ваши собственные, вас будут мучить вопросы: «А правильно ли я сделала? Дала ли я ему то, что он хочет?»

Совет тут только один: нужно время, чтобы вы поняли вашего малыша, изучили его реакцию на различные раздражители и научились устранять их. Через несколько недель вы без труда поймете, что хочет ваш ребенок. Наберитесь терпения и будьте внимательны к своему чаду.

Кроме того, на вас ляжет ответственность за здоровье вашего малыша: колики, насморк, режущиеся зубки, прививки, походы по поликлиникам — все это заставит понервничать даже самых уравновешенных мам.

Устала, а уснуть не могу!

Нередко бывают ситуации, когда женщина очень сильно устала, но уснуть не может. Такие нарушения сна являются следствием различных причин, чаще всего неврозов, которые в 80% случаев сопровождаются расстройствами сна. Особое значение для возникновения расстройств сна имеют эмоциональная неустойчивость, тревога, пониженное настроение, страхи, повышенная утомляемость. Причиной их могут быть также заболевания внутренних органов, эндокринной системы, нарушения обмена веществ.

Лечение таких нарушений сна необходимо начать с нормализации эмоциональной сферы путем правильной организации «рабочего» времени и отдыха, необходимо правильно расставить приоритеты. Если выполненные изменения все же не помогут, то это повод обратиться к врачу.

Что поможет взбодриться?

Если вы не выспались, улучшить самочувствие помогут:

  • умывание прохладной водой;
  • драйбрашинг – массаж сухой щеткой с натуральной щетиной;
  • контрастный душ (температура холодной воды 18–20 ° С, горячей – 38–40 °С, время пребывания под холодной и горячей водой по 2–3 минуты, начинать лучше с горячей воды, а заканчивать холодной);
  • вечерние прогулки пред сном;
  • занятия спортом (даже с ребенком на руках можно выполнить несколько взбадривающих физических упражнений);
  • запланированные «выходы в свет», например каждую вторую субботу месяца с ребенком сидят бабушки, а мама может сходить в бассейн или встретиться с друзьями – тогда маме перестанет казаться, что она, в заботах о ребенке, оказалась запертой в четырех стенах. Это поднимет настроение.
Читайте также:
Имена девочек православные - по месяцам и их значения

Как наладить сон малыша и мамы после родов

Все дети разные, каждый ребенок уникален. Все семьи разные, у каждой – своя философия родительства. Нет волшебной и единственной кнопки для всех детей, которая поможет уложить спать ребенка за 2 минуты. Мы не можем заставить ребенка уснуть и спать всю ночь, но мы можем помочь привить основы здорового сна с рождения – сертифицированный консультант по сну Центра детского сна и развития BabySleep, ведущая семинара в Территории Здоровья для будущих мам “Как маме и малышу высыпаться после родов” Полина Маркелова ответила на 8 вопросов по поводу детского сна и рассказала личную “сонную” историю.

1. Почему детей надо учить спать?

Некоторые дети, действительно, хорошо спят с рождения и сами регулируют свои ритмы сна и бодрствования. Мамы таких детей не понимают, кто такие “консультанты по сну”,и зачем они нужны. Но большинство детей до определенного возраста нуждается в помощи родителей. Навык самостоятельного успокоения и засыпания – это приобретенный навык, который находится в сфере ответственности родителей (так же как в сфере родительских обязанностей находятся вопросы питания, развития, одевания ребенка в соответствии с температурными условиями). Как родители помогают ребенку научиться кушать самостоятельно, так же родители учат ребенка самостоятельно засыпать. Это естественно!

2. Почему 20 лет назад у мам и пап не было такой потребности в специалистах по сну?

Профессия консультанта по детскому сну, к сожалению, в нашей стране не так широко известна и распространена, как за рубежом (где этой профессии уже более 30 лет). Раньше к моменту рождения первого ребенка женщина уже обладала опытом общения с детьми и навыками материнства, имея множество братьев-сестер, племянников и других детей вокруг. К сожалению, сейчас эта естественная передача опыта утеряна. Этим и обусловлено появление в нашей стране таких профессий, как консультант по ГВ, материнскому искусству, сну.

3. Как можно научить правильным привычкам сна с первых дней жизни, когда ребенок почти все время спит? И. можно ли как-то помочь ребенку в этом еще до родов?

Мы часто слышим фразу “спит, как младенец”, но опытные мамы знают, что младенец спит совсем не так, как большинство мам представляют это себе во время беременности. В действительности только первые 2 недели малыш спит 18,5-20 часов в день. Это обусловлено, во-первых, адаптационным периодом, который необходим малышу, чтобы привыкнуть к изменениям, которые произошли сразу после рождения (сон отчасти является защитной функцией организма), во-вторых, временем, которое необходимо маме для восстановления после родов.

Задача родителей на первых порах показать различия между днем и ночью, меняя и окружающую среду в течение дня, и свою активность (подробнее об этом мы говорим на нашем совместном с Территорией Здоровья семинаре «Как маме и малышу высыпаться после родов»).

4. Если в семье детей двое, и один из них только что родился. Есть ли особенность в приучении к самостоятельному засыпанию?

В идеале надо до родов решить имеющиеся проблемы со сном старшего ребенка (если они есть, конечно). К 1,5 годам происходит окончательное становление циркадного ритма, мы говорим о том, что ребенок может жить “по часам” (в соответствии с его природными биоритмами, конечно). Налаженный режим и навык самостоятельного засыпания у старшего ребенка существенно помогут маме после рождения второго малыша.

5. Как кризисные моменты роста (первый год жизни) влияют на сон, на самостоятельное засыпание?

Скачки в развитии, конечно же, влияют на сон ребенка (и не только). Любой скачок (и физический, и умственный) будоражит малыша. Скачки сказываются на только на сне, но и на поведении в течение дня, настроении, отношению к питанию, одеванию и т.д. На семинаре я уделяю большое внимание этой теме, так как понимание, “что происходит с ребенком в том или ином возрасте”, помогает маме “пережить” трудные моменты максимально спокойно, осознавая, что чувствует малыш в это время и зная, как ему помочь.

6. Какие неправильные “сонные” привычки мешают засыпать малышу? Что обычно родители делают не так?

Мы не делим сонные привычки на “правильные” и “неправильные”. Главное для нас – комфорт всей семьи. Если малыш, мама, папа высыпаются, если способ организации сна устраивает всю семью, это здорово! Если малыш и/или мама не высыпается, если вариант организации сна не осознанный выбор родителей, а единственно возможный способ организации сна, то мы всегда готовы помочь найти максимально комфортный способ засыпания, который подойдет конкретной семье с учетом ее особенностей и потребностей.

7. Как перемена места (поездка семьей, командировка с ребенком-грудничком и пр) влияют на сон и как?

Любая смена обстановки – стресс не только для ребенка, но и для родителей. Важно понимать это и быть готовым к тому, что сон на какое-то время изменится. Это абсолютно не значит, что сон ухудшится, но, возможно, родителям потребуется больше времени на расслабление ребенка перед сном. Качественная подготовка ко сну, навык самостоятельного засыпания, а также спокойные и уверенные родители – гарант безопасности сна ребенка даже в условиях поездок и командировок.

Читайте также:
Как шрамотно огранизовать распорядок дня ребенка

8. Почему постоянно меняются нормы сна детей (до 3 лет)?

До 3 лет дети растут и меняются буквально каждый день. Никогда больше развитии не будет идти так активно. Именно по этой причине нормы не только сна, но и бодрствования меняются стремительно, особенно в 1 год жизни. Но не стоит забывать, что нормы – это вне более, чем ориентир для родителей. Главный показатель – Ваш ребенок, именно его состояние, поведение, хорошее настроение и улыбки в течение дня будут говорить о том, что ребенок высыпается.

9. А как вы сами стали консультантом?

Родив дочек-двойняшек и оставшись с ними дома один на один, я поняла, что совершенно не представляю, как организовать правильно их сон. В результате в первый год я испытала на себе практически все трудности, которые могли возникнуть. Это и сон на груди с невозможностью отойти от детей ни на шаг и днем, и ночью, и сон только в движущейся коляске, на руках при постоянном прыганье на фитболе. Все осложнялось еще и тем, что хоть мои дочки и близняшки, но они имели абсолютно разные темпераменты, ритмы “сна и бодрствования”, скорости развития нервной системы. То, что работало с одной, совсем не работало с другой.

Наладив сон дочек (при этом сохранив ГВ, что для меня было крайне важно), я поняла, что, во-первых, все дети разные, во-вторых, проблемы со сном можно и нужно решать, а лучше предотвращать, создавая правильные привычки сна сразу после рождения.

Как мало спать и высыпаться без вреда здоровью

Люди с дефицитом времени часто интересуются вопросом, как мало спать и высыпаться. Что ж, поможем решить эту проблему с помощью нашей статьи.

Содержание

Статья носит исключительно информативный характер. При наличии проблем со здоровьем необходимо проконсультироваться с врачом на очном приёме. Самолечение недопустимо!

Нормальная длительность сна

Медики утверждают, что человеку от 20 до 60 лет нужно спать не менее 7 часов для поддержания здоровья. Однако выспаться можно быстрее, достаточно лишь повысить качество сна. Отметим, что короткий, но глубокий сон гораздо полезнее, чем 8-часовой отдых с частыми пробуждениями.

Сколько спать, чтобы высыпаться

Наш сон состоит из циклов, которые длятся по 1.5-2 часа. Каждый цикл делится на быструю и медленную фазы сна. Как правило, за 8 часов сна количество циклов обычно равно 4-5.

Большую часть цикла преобладает глубокий или медленный сон. Находясь в этой фазе, организм отдыхает “по полной”, поэтому просыпаться во время медленного сна не рекомендуется. При пробуждении в этой фазе человек почувствует себя разбитым и весь день будет бороться с непреодолимой сонливостью.

Оптимальным же временем для подъёма является быстрая фаза сна. Она завершает каждый цикл и длится всего несколько минут. Быстрая фаза сна — ключ к лёгкому пробуждению. Поэтому, если не знаете, как мало спать и высыпаться, необходимо вставать именно в эту фазу.

Хорошо, а как вычислить быструю фазу? Поскольку эта фаза наблюдается в конце каждого цикла, лучше всего просыпаться под его завершение, то есть,через 1.5, 3, 4.5, 6 или 7.5 часов сна. Однако данные эти примерны. Ведь не факт, что каждый ваш цикл длится 1.5 часа. Например, при 2-х часовых циклах подъём спустя 3 или 4.5 часа сна может прийтись на медленную фазу. И в этом случае разбитости после сна не избежать.

Организм каждого человека индивидуален, поэтому выявить фазу быстрого сна можно экспериментальным путём, к примеру, деля сон на 1.5-2 часа или на другие временные промежутки.

Проснуться в нужную фазу поможет фитнес-браслет с функцией трекера сна. Браслет с датчиком надевается на запястье перед сном, благодаря чему он отслеживает все телодвижения во время ночного отдыха. Перед сном гаджет нужно синхронизировать со смартфоном и через приложение указать устройству время примерного пробуждения.

Как мало спать и высыпаться: методика №1

Для расчёта оптимальной длительности сна выделите 2 выходных дня. В первый день эксперимента встаньте в 8 или 9 утра и занимайтесь своими делами до полуночи. Затем в течение ночи вам придётся не спать и следить за уровнем своей сонливости. В это время отмечайте в блокноте часы, когда спать хочется особенно сильно. Старайтесь дотерпеть до 7 утра и отправляйтесь в постель.

Посмотрев записи утром, вы увидите, что максимальная сонливость проявляется в определённые часы. Как правило, именно в это время отмечается самый глубокий сон. Иначе говоря, если ночью больше всего хотелось спать в 2 и 4 часа ночи, значит самый глубокий сон будет с 2-х до 4-х часов.

Важно чётко отмечать часы максимальной сонливости и ложиться спать в точное время. Чувствуете, что больше всего клонит в сон, скажем, в 2:17 и 4:37, ложитесь ровно в 2:17 и просыпайтесь в 4:37. В обратном случае вопрос о том, как мало спать и высыпаться, останется для вас нерешённым.

Читайте также:
Летняя женская обувь: тенденции сезона

Как спать меньше и высыпаться: методика №2

Метод предполагает изменение времени засыпания и пробуждения. Попробуйте в течение одной недели уменьшить время сна на 1-2 часа, при этом ложитесь и вставайте всегда в одно и то же время. К примеру, если вы ложитесь в 23:00 и встаёте в 7 утра, отправляйтесь спать в 0:00 и просыпайтесь также в 7 утра. Причём следовать такому режиму необходимо каждый день, в том числе в выходные. Больше чем на 2 часа сон сокращать не стоит, это может плохо отразиться на самочувствии.

Как вариант, можно ложиться в привычное для вас время, а подниматься с постели на час раньше обычного. Например, отправляться спать в 22 часа, а вставать в 5 утра. Сон в данном случае сократится на час, а самочувствие при этом не ухудшится.

Как мало спать и быть бодрым: методика №3

Есть ещё способ, как мало спать и высыпаться без экспериментов над собой. Однако он больше подходит для сов и людей, работающих минимум с 10 часов утра. Следуя этому методу, нужно ложиться спать в период с 4 до 5 утра. При этом вставать следует не раньше 9:00.

В промежутке с 5 до 9 утра человеческий организм настроен на максимально глубокий сон. Поэтому, если хотите спать меньше, но просыпаться бодрым, ловите именно это время для сна.

Как приучить себя меньше спать: методика №4

Сократить сон без снижения бодрости помогут техники полифазного сна. При таком отдыхе сон делится на этапы, которым нужно следовать, чтобы высыпаться. Полифазный сон был популярен у многих известных людей, поскольку сильно экономил время. К примеру, технику полифазного сна использовали Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Наполеон Бонапарт, Сальвадор Дали.

Существует 4 основных вида полифазного сна:

  • Бифазный – 6-7 часов отдыха ночью и 30 минут днём;
  • Everyman – 2-3 часа сна ночью и 3 раза по 20 минут днём;
  • Dymaxion – сон по полчаса каждые 5 часов;
  • Uberman – сон 6 раз в сутки через равные промежутки времени (в среднем каждые 3.5 часа).

Выбирайте удобный для вас режим полифазного сна и высыпайтесь за короткое время.

Как меньше спать и быть бодрым: методика №5

Как мало спать и высыпаться без экспериментов со сном? На глубину сна также влияет обстановка в спальне. Поэтому, чтобы выспаться за короткий срок, подготовьте комнату ко сну. Для этого избавьтесь от лишнего шума, уберите из спальни все источники света, плотно закройте шторы. Если эти действия не помогли, используйте беруши или маску для сна. Беруши справятся с шумом, а маска — закроет глаза от лишнего света.

Вдобавок для глубокого сна каждый вечер проветривайте помещение, в котором спите. Свежий воздух улучшает качество ночного отдыха, благодаря чему можно меньше спать и оставаться бодрым.

Как научиться мало спать: методика №6

Сделать сон меньше, но глубже может физическая активность. Лёгкие тренировки или прогулки вечером помогут меньше спать и высыпаться. Отметим, что нагрузки должны быть дозированными, так как перетренированность только ухудшит сон.

Вместе с физической активностью следует правильно питаться и отказаться от вредных привычек. Исключение жирной пищи, кофе, алкоголя и сигарет положительно сказывается на качестве сна. А чем лучше его качество, тем меньше можно спать без ущерба здоровью.

Плюс ко всему, в течение дня рекомендуется потреблять пищу с триптофаном. Эта аминокислота нужна организму для выработки мелатонина – гормона сна, который ускоряет засыпание. Продуктами выбора в нашем случае будут молоко, шоколад, сыр, орехи и яйца.

Как мало спать и высыпаться: методика №7

Улучшить качество сна поможет аутотренинг. Для начала лягте на спину, расположив руки вдоль туловища. После, мысленно расслабляйте мышцы рук и ног, проговаривая про себя: «Моя леваяправая рука тяжелеет». Фраза повторяется несколько раз для каждой руки и каждой ноги. При правильном выполнении чувствуется приятное расслабление в мышцах, которое положительно сказывается на качестве сна. А сон после аутотренинга позволит спать меньше, но лучше.

Заключение

Длительность сна индивидуальна для каждого человека. Во многом она зависит от физиологических особенностей, возраста, здоровья и других факторов. Поэтому, чтобы мало спать и высыпаться, следует приучать свой организм к короткому сну постепенно.

Тем не менее большинству людей укороченный сон может не подойти, поскольку систематическое уменьшение сна вредит здоровью. Следовательно, если после вышеописанных экспериментов со сном самочувствие ухудшилось, лучше отказаться от сокращённого сна.

Крепких вам снов!

Видео по теме, как мало спать и высыпаться

Список литературы:

  • Хаффингтон А. – «Революция сна: Как менять свою жизнь ночь за ночью»
  • Моррис С. – «Бессонница. Как победить болезнь»

Врач-сомнолог / эксперт для статьи

Насколько полезна статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить

Читайте также:
Планирование пола ребенка - что делать до зачатия и как узнать, кто будет

Средний рейтинг: 4 / 5. Количество оценок 4

Как помочь заснуть малышу: лучшие средства для засыпания

Когда в доме появляется малыш, у молодых мамочек появляется множество вопросов по уходу за ним. Один из главных — это как уложить ребенка спать быстро и легко. Ежедневно у мам возникает масса дел, касающихся не только ухода за малышом, но и работы по дому. Несмотря на это, важно иметь время для собственного отдыха. Поэтому «быстро и легко» в этом вопросе крайне важно.

Когда новорожденный появляется на свет, у него отсутствуют понятия о ритмах сна и бодрствования. В первые недели происходит адаптация к внеутробной жизни. Именно поэтому груднички так много спят. Для новорождённого требуется примерно от 16 до 20 часов сна. Если ваше счастье спит на пару часов больше или же меньше, не спешите бить тревогу, так как он только приспосабливается. В утробе матери для него создается максимально благоприятная обстановка. Любые ваши движения для малыша — это способы своеобразного укачивания. Внутри мамы малышу темно, тепло, а ее голос всегда действует успокаивающе. Это создает естественную обстановку для сна. Поэтому когда ваша кроха появится на свет, эти условия придется ему создавать искусственно.

Сон и его нормативы

Сон — очень важный, физиологический процесс. Ведь именно во сне дети растут. Объяснить это можно тем, что во время сна в организме вырабатывается гормон роста — соматотропин. Пик его выработки приходится примерно с полуночи и до 3-4 часов утра. Поэтому немаловажным для правильного развития и роста является соблюдение режима дня, что принесет пользу не только ребенку, но и отдых родителям. Однако чем старше он становится, тем меньше времени для сна ему необходимо. Ребенку в возрасте от 2 до 4 лет достаточно 16 часов сна, в пятилетнем возрасте — 13 часов, в возрасте 6-7 лет около 12 часов, а подросткам достаточно 9 часов сна.

Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать. Важную роль для подбора метода, подходящего именно для вашего малыша, играет его возраст.

Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать.

Для начала рассмотрим несколько эффективных способов, позволяющих уложить спать грудничка.

Как уложить спать грудничка

Если вы исключили вероятность того, что младенец голоден, в мокрых пеленках или же у него что-то болит, то приступаем к подбору лучшего средства для засыпания:

  1. Как уже говорилось, важным аспектом является соблюдение режима дня . Подготавливаться ко сну необходимо, по возможности, в одно и то же время.
  2. За первый месяц вы должны познакомить вашего малыша с временами суток — с днём и ночью. Днём в вашей квартире должно быть светло, вы не должны общаться шепотом, но и кричать тоже, как вы понимаете, не стоит. Какая-то приятная музыка или фильм могут быть сопровождающим звуковым фоном. Ночью же, наоборот, преобладают темнота и тишина.
  3. Если есть необходимость в кормлении, или смены памперса, то делать это лучше используя нерезкий свет ночника, чтобы не перебить сон.
  4. Избыточное нервное возбуждение (активные игры, громкие звуки, обилие внимания бабушек и дедушек) за несколько часов до сна также не сыграет вам на руку. Это же будет касаться и деток более старшего возраста.
  5. Не менее важным является адекватный ритм кормлений. Каждый взрослый знает по себе, что сон после еды особенно приятный. Согласно ВОЗ , ребёнка первых 3-4 недель жизни необходимо кормить по требованию. Однако начиная с конца первого месяца жизни вы должны приучать к режиму кормлений и соблюдению интервала между ними. Таким образом, на втором месяце жизни младенцев необходимо кормить 6 раз в сутки, соблюдая 3,5 часовой интервал между кормлениями. Ночные кормления не учитываются. А уже начиная с 6 месяцев можно переходить на 5 разовое кормление, с соблюдением 4-х часовых интервалов. Если ваша кроха самостоятельно не просыпается ночью, чтобы поесть, это не значит, что его нужно будить и насильно давать грудь, либо смесь. Это значит, что ваш малыш не испытывает чувство голода, в обратном случае он даст вам об этом знать.

Существует множество методов того, как уложить спать ребенка, главное выбрать подходящий.

Методы укладывания ко сну

Итак, ниже представлены несколько методов, которые помогут уложить малыша спать:

  1. Белый шум . Как вы понимаете, пока кроха был внутри мамы, он никогда не был в полной тишине. Он всегда слышал стук ее сердца, звук ее голоса, все звуки, происходящие вокруг: голоса окружающих, шум дождя, ветра, воды, музыку. Поэтому все эти тихие, размеренные звуки будут давать ему ощущение спокойствия, безопасности и комфорта.
  2. Пеленание . Малышам первых месяцев жизни присуща спонтанная двигательная активность в виде вздрагиваний, что может вызывать проблемы со сном. Для того, чтобы собственные ручки не пугали спонтанными движениями и не будили, можно использовать обычные, либо же специальные пеленки для пеленания. Это обеспечит более спокойный и длительный сон.
  3. Укачивание . Это также одна из вещей, симулирующих внутриутробную жизнь, которая так привычна для ребёнка. Во время его нахождения в животе, все ваши движения, поездки в транспорте, занятия спортом были своеобразным укачиванием, что позволяло сладко спать и наслаждаться жизнью. Поэтому после рождения, взяв его на руки и поносив до получаса, вы создадите ту самую благоприятную обстановку для сна. Также можно покачать малютку в манеже, коляске или же на кресле-качалке. Если вы готовы немного потратиться, то существуют специальные укачивающие центры, которые облегчают жизнь родителям. Но не всегда это самый простой способ помочь уснуть малышу. Для мамы это достаточно тяжелый физический труд. Поэтому, если вы хотите уложить грудничка спать без укачивания, чтобы облегчить себе жизнь, лучше приучать его засыпать без них.
  4. Пеленка с запахом мамы . Мама для малыша, ее запах и голос — это ощущение безопасности и комфорта. Поэтому, если вы поспите на пелёнке, а затем малыш будет ею накрыт, либо же вы просто кладете ее рядом — это поможет ему уснуть.
  5. Ритуал . Придумайте для себя и карапуза какое-то занятие перед сном (не более 30 минут). Это должно быть что-то расслабляющее и успокаивающее. К примеру, включить тихую, спокойную музыку, чтоб ребёнок быстро уснул. Петь ему колыбельные песни или же использовать нежные поглаживания. Через несколько дней вы сами поймете, что подходит именно для вас и вашего малыша.
  6. Слинг . Иными словами, это ткань, которая позволяет зафиксировать кроху к телу матери и обеспечить максимальный контакт. Мама в это время может заниматься своими делами, имея свободные руки, а малыш беззаботно спать.
  7. Использование соски . Сосательный рефлекс появляется еще в утробе матери, когда ребенок начинает сосать пальчик. Ни для кого не секрет, что это помогает вашему чаду уснуть.
  8. Обман . Положите ребенка рядом, обнимите его, закройте глаза и попытайтесь медленно и размеренно дышать. Притворившись спящей, вы подадите сигнал, что ему тоже пора отдыхать.
  9. Проявите наблюдательность . Просто понаблюдайте за крохой, он всегда будет давать сигнал о том, что готов спать. Дети начинают зевать, тереть личико и глазки руками, становятся менее активными и теряют интерес к окружающим вещам и событиям. Подловите нужный момент и укладывайте спать.
Читайте также:
Как маме правильно подобрать одежду, если вес не хочет возвращаться на место?

Как уложить спать ребенка ясельного возраста

Теперь рассмотрим вопрос, как быстро уснуть ребенку более старшего возраста.

Эти советы помогут родителям деток старше года.

  1. Общие правила остаются такие же , как и для грудничков: режим, тихая, темная обстановка и отсутствие избыточного возбуждения за пару часов до сна. Малыш должен четко понимать план действий. Для этого вы должны ему объяснять, к примеру: «Сейчас мы идём в душ, чистим зубки, затем я тебе почитаю и мы будем спать». И так должно быть ежедневно, пока не войдёт в привычку.
  2. Ритуал остается все еще актуальным. Только теперь его возможности неограничены. Мамы могут рассказывать сказки, чтоб ребёнок быстро уснул, петь колыбельные песни, включать приятную музыку или же мультик. Но необходимо запомнить и взять для себя за правило, что как только малыш уснул, нужно отключать все звуковые источники. Когда ребёночек спит, его мозг должен пройти все необходимые фазы сна. Постоянный звук на фоне не даст полноценного отдыха и позволит пройти ему лишь поверхностный сон, что может плохо сказаться на дальнейшем развитии головного мозга.
  3. Физическая и эмоциональная разрядка. Чтобы карапуз хорошо спал ночью, ему нужно активничать в течение дня. Прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне, игра на детской площадке — все это поможет эмоциональной и физической разрядке, что сыграет вам на руку в ночное время.
  4. Дневной сон . Хоть малыш уже и подрос, но вопрос дневного сна еще долго будет оставаться открытым. По ошибке многие думают, что если не давать спать ребёнку днём, то ночью ему будет хорошо спаться. Из-за недосыпа вырабатывается большое количество гормона стресса, что может совсем не дать уснуть или же сон будет некрепким — поверхностным.

Со временем все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом.

Все советы, представленные выше — это простые истины, известные каждому. Со временем, все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом. Важной задачей является обеспечение полноценного сна, который так необходим для роста и развития ребенка.

Права и обязанности родителей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 52 Закона Российской Федерации «Об образовании»

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее. Основное общее, среднее (полное) образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Читайте также:
Алименты на ребенка – 10 важных правил

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей .

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования .

5. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

Конституция Российской Федерации, Москва, 2001, с.12, 14

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

– злоупотребляют своими родительскими правами;

– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,

– являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

– совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения, но не ниже 50 рублей (ч. 1 ст.164 КоАП).

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»(104, с. 492)

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.» (104, с. 492).

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч.1 ст. 164 КоАП, пользуются районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 201 КоАП).

– потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача

– появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных напитков, что влечёт наложением штрафа на родителей или лиц их заменяющих в размере от одной третьей (но не менее рублей) до одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ч. 4 ст. 162 КоАП);

-доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения что наказывается штрафом в размере от одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ст. 163 КоАП);

– мелкое хулиганство или хулиганство совершенное подростком в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ч. 2 ст. 164 КоАП);

-совершение несовершеннолетними детьми других правонарушений (ч. 1 ст.164 КоАП).

Ответственность по перечисленным статьям, кроме ст.163 КоАП, наступает за необеспечение родителями надлежащего надзора за своими детьми.

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч. 4 ст. 162, ст. 163 и ч.1 ст.164 КоАП РСФСР, пользуются районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних (с. 201 КоАП), а предусмотренных ч. 2 ст. 164 КоАП – органы внутренних дел (милиция).

Читайте также:
Какая зубная паста подойдёт для мамы и папы?

2. Гражданско-правовая ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 3 ст. 63.1 СК). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине

1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

3. Уголовная ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 156 УК).

3.2. Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК);

– вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК).

Уголовный кодекс РФ

Статья 156. НЕИСПОЛНЕНИЕОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другими работниками образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жёстким обращением с несовершеннолетним, –

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

II. ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е.

  • на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;
  • на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:
  • а) в образовательном учреждении;
  • б) в форме семейного образования;
  • в) самообразования;
    г) экстерната;
    д) сочетания различных форм обучения.
  • на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;
  • на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:
    а) по индивидуальным учебным планам;
    б) на ускоренный курс обучения;
    в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);
  • на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

  • на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;
  • на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;
  • на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;
  • на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;
  • на определение ребенка в группу продленного дня;
  • на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

  • на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;
  • на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении школой, т.е.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

III. ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

Права и ответственность родителей за обучение и воспитание детей

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 44 . Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: