Как Маша стала большой — Пермяк Е.А., читать рассказ детям онлайн

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.

Сказки для детей:

Маша и мышки — Спи, Маша, — говорит нянюшка, — глаза во сне не открывай, а то на глаза кот прыгнет. — Какой […].

Маша и медведь Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли […].

Мамита мия В Ленинград из Барселоны Потянулись эшелоны — Это дети покидают Темный город осажденный… Черноглазая Мария За окном вагона плачет И […].

Как Калао стала черной Начнем рассказ о том, как Калао стала черной. Жил давным-давно человек, у которого было четыре жены — Цесарка, Курица, Куропатка […].

Кто? Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет. — Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому […].

О том, как змея стала ядовитой Это случилось в те времена, когда многие звери были еще людьми. Жил на земле страшный, ядовитый ящер, и звали его […].

Река уже стала В старо время наша река шире была. Против городу верст на полтораста с прибавком. Просторно было и для лодок, для […].

Как девственная вдова вновь стала женой и родила сына У владыки Санбухапурама было две дочери. Обе они родились после обряда поклонения священным светильникам, поэтому старшую из них махараджа назвал […].

Нормэрышхо — большой Нормэр Жил один старик, звали его Нормэрышхо. Двери его кунацкой всегда были открыты для гостей, и она редко пустовала. Однажды в […].

Времена года — Про Айболита и Чапкин портрет Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

До первого дождя Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня […].

Про Айболита и Чапкин портрет Стало уже холодно, и мы немного простудились: и у меня и у Маши болело горло, и мы охрипли. Мама не […].

Самый большой — пройди два раза! Жили в одном монастыре монах и служка. У служки в деревне был закадычный друг, который пригласил однажды служку к себе […].

Большой Эше Эта правдивая история рассказана Андре Перне, почетным гражданином Монбовона, долгое время стоявшим во главе коммуны. — И старые, и молодые […].

Большой орел и охотник Был, а может, и нет бедный охотник. Шел он однажды через поле и видит: сидит на дубе орел, а крыльями […].

Иван меньшой — разумом большой Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был старик со своей старухой. Ну, старик ничего другого не мог работать, […].

Большой праздник белой лисы Когда-то очень давно в местечке Нагаивая, что в префектуре Ойта на острове Кюсю, жила одна старушка. Звали ее о-Цунэ-сан. Страсть […].

Большой Джон Освободитель Задолго до того, как негр Джон Генри одолел в состязании паровой бур, по свету гуляла слава еще про одного негра […].

Почему у кита большой рот Жил-был кит. Он никогда ничему не удивлялся, плавал себе в теплой воде океана и лениво пофыркивал. Рот в те времена […].

Большой успех Фантеркока Однажды дети важного придворного чиновника, советника короля, услышали от своего слуги о маленьком мастере и его занятных куклах. В подтверждение […].

Букашка которая хотела стать большой Не удивляйтесь, пожалуйста, что маленькой Букаш­ке посвящена целая сказка. Да, Букашке. Самой обык­новенной. Такой крошечной, что ей даже имя забыли […].

Большой морской змей Жила-была одна маленькая морская рыбка из хорошей семьи; Имени ее не упомню; это пусть скажут тебе ученые. Было у рыбки […].

Времена года — Про снегурочки и снежинку Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

Читайте также:
Петька-микроб — повесть Григория Остера, читать детям онлайн

Большой дом из одного кирпичика Жил я с дедушкой, а батька мой тогда еще не родился: по тому самому, как начался свет, — было мне […].

Про снегурочки и снежинку Maшa забыла сказать, что нам еще подарили конь­ки «снегурочки» и мы уже научились кататься. У нас во дворе сделали каток: […].

Маленький цыпленок на большой земле Маленький цыпленок Вылез из яйца, Матери не знал он, Не видал отца. В крепкую скорлупку Долго он стучал, Знал, что […].

Времена года — Мамин праздник Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

Дурбан-вор Вора Дурбана позвали к хану. Хан спрашивает: — Ты ведь вор? — Да, воровать могу. — Тогда я поставлю стол […].

Мамин праздник К Восьмому марта все ребята в нашем доме готови­ли подарки своим мамам, сестрам и бабушкам. И ве­ли себя хорошо. И […].

Дядя Павел истопник Когда Мария Петровна вбежала к нам в комнату, ее просто нельзя было узнать. Она была вся красная, как Синьор Помидор. […].

Машенька растет Сегодня новость во дворе! Машеньке не верится: Распустилось на заре Молодое деревце. В сентябре, осенним днем, Его сажали в сырости. […].

Времена года — У всех праздник Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

Хитрый коврик Умной Машенька росла, да не все понимала. Пошла она как-то в лес и ужалилась о крапиву. — Ах ты, такая-сякая, […].

У всех праздник Первого мая у нас в детском саду был большой праздник. Все ушли на демонстрацию, а мы с Ваней отправились в […].

Маленький Клаус и большой Клаус В одной деревне жили два человека; обоих звали Клаусами, но у одного было четыре лошади, а у другого только одна; […].

Времена года — Бабушкин огород Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

Бабушкин огород Все взрослые уехали в поле на уборку, нас остави­ли дома с бабушкой. А вы, ребята, идите в огород и собирайте […].

Времена года — Мы уже в школе Давайте познакомимся. Мы — Ваня и Маша Кнопочкины. Нам уже по 6 лет. Мы близнецы, и все нас зовут просто […].

Когда пончики с неба падали Жил на свете Хуан-дурачок со своей женой Марией-плутовкой. Каждый день отправлялся Хуан в поле — овец пасти, а жена была […].

Мы уже в школе Вчера мы в первый раз были в школе. Еще раньше нам купили книжки, тетрадки, каран­даши, перья и новые сумки, которые […].

Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе «Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Наталья Мирошникова
Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе «Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Конспект НОД по художественно-речевому развитию в средней группе

«Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Цель: Ознакомление детей с рассказом Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

1. Учить слушать рассказ и отвечать на вопросы по его содержанию;

активизировать словарь; практическое употребление наречий «старше», «младше».

2. Развивать координацию движений, мышление, внимание.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать взрослым.

Оборудование: предметные картинки с изображением женщин мамы, бабушки, дочки; книга с рассказом «Как Маша стала большой» Е. Пермяка, портрет Е. Пермяка; картинки к рассказу; предметы: шляпа, бусы, часы, туфли, зонтик, кукла.

В: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. А теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

Пальчиковое ритмическое упражнение «Семья»

У меня большая (из пальцев сложить «шар»)

Дружная семья: (ладони «обнимают» друг друга)

Ба-буш-ка, де-душ-ка, (хлопки /// ///)

Па-па, ма-ма, я. (// // /)

2. Основная часть

Дидактическая игра «Кто старше?»

На наборном полотне располагаются картинки с изображением мамы, дочки и бабушки.

В: Кто это? Дети называют каждую картинку.

Кто самый старший? (Бабушка.) Кто самый младший? (Дочка.) Кто старше дочки? (Бабушка и мама старше дочки.) Кто младше бабушки? (Дочка и мама младше бабушки.) Кто старше мамы? (Бабушка старше мамы.) Кто младше мамы? (Дочка младше мамы.)

Чтение и беседа по содержанию рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

В: Все дети хотят вырасти и стать большими, взрослыми. Послушайте рассказ, как маленькая девочка стала большой.

Вопросы к тексту:

Что делала Маша, чтобы вырасти?

Почему над Машей все смеялись да шутили?

Почему удивилась мама? Почему удивился папа?

Как стали называть маленькую Машу?

Что надо делать, чтобы поскорее стать большими?

Физминутка «Уборка»

Раз, два, три, четыре, Хлопают в ладоши.

Читайте также:
Маленькие рассказы: Аришка-Трусишка — Бианки В.В., читать рассказ детям онлайн

Убираем мы в квартире.

Петя взял пылесос, Шагают на месте.

Ваня тряпки нам принес.

Маша принесла ведро. Наклоны вправо-влево, руки в стороны — вниз,

Ох, огромное оно. кисти рук сжаты в кулачки.

Чисто вытрем мы все стулья, Выполняют «пружинку», руками взмахивают

И кроватки, и столы. попеременно вперед-назад.

Мы диван пропылесосим, Приседают 2 раза, руки вперед,

Уберем мы все углы. ладони вниз.

А потом, а потом Бегут по кругу друг за другом.

Побежим мы за котом.

Мы кота поймаем, Гладят себя обеими руками по голове.

Мама вечером пришла, Шагают на месте.

На пороге замерла:

— Кто убрал квартиру нашу: Выполняют 2 наклона вперед.

Петя, Ваня или Маша? При наклоне разводят руки.

— Это мы! Это — мы! Хлопают в ладоши.

Тебе, мама, помогли.

Как мы маме помогаем

В: Из рассказа мы узнали, чтобы стать большими, не надо одевать мамины вещи, папины часы, а надо помогать взрослым.

Дети рассказывают, как могут помочь взрослым. (Помыть посуду, убрать игрушки, протереть пыль и т. д.)

В: Молодцы! Хорошие помощники подрастают у родителей.

Повторное чтение рассказа

Я сейчас вам еще раз прочту рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Игра «Что сначала, что потом»

На доске расположены картинки к рассказу.

В: Внимательно рассмотрите картинки, вспомните рассказ. Кто сможет расставить картинки правильно, что было сначала, а что потом?

Покажем эмоции

В: Ребята, вспомните, что делала Маша, чтобы вырасти.

Давайте, представим и покажем: вот родители испугались, увидев Машу. Очень заволновались. Потом они заулыбались и весело рассмеялись.

Как Маша расстроилась, загрустила, когда все над ней смеялись.

Удивилась мама, когда Маша подмела пол. Удивился папа, когда Маша помыла посуду.

Дети жестами и мимикой показывают эмоции родителей и Маши.

Игра «Наведем порядок в доме»

В: Вся семья наводит порядок в квартире, поможем разобрать вещи.

Туфли мамы. Найдите туфли. Чьи туфли? Мамины. Шляпка бабушки. Чья шляпка? Бабушкина. Часы папы. Чьи часы? Папины. Зонтик дедушки. Чей зонтик? Дедушкин. Кукла дочки. Чья кукла? Дочкина. Бусы мамы. Чьи бусы? Мамины.

Дети отыскивают предметы и отвечают на вопрос.

3. Рефлексия

В: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?

Ребята, а давайте кого-нибудь из девочек нарядим так как, наряжалась Маша.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе «Чтение потешки «Как у нашего кота» Конспект НОД по речевому развитию 1 младшей группе. Чтение потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки,.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: – учить составлять предложения по сюжетным картинкам; – учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; – учить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков». Программное содержание:.

Конспект занятия «Е. Пермяк «Как Маша стала большой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №41 «Ласточка» г. Улан-Удэ КОНСПЕКТ Тема: «Как Маша стала большой».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Конспект занятия по развитию речи в подготовительно группе: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Цели: образовательная: -совершенствовать.

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы «Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот — ворюга» Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга». Цель: Познакомить детей с.

ООД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка» ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка». Подготовила: воспитатель Корягина.

Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как заяц зимует» в подготовительной группе Подготовительная к школе группа Цель. Продолжать учить пересказывать литературное произведение с опорой на символические изображения. Пополнять.

Конспект НОД “Как Маша стала большой”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект для детей старшего дошкольного возраста с целью: обогащать представление детей о нравственных качествах как трудолюбие, ответственность, стремление к самостоятельности, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Скачать:

Вложение Размер
kak_masha_stala_bolshoy.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 3 детский сад «Светлячок», г. Осташков, Тверская область.

Конспект по развитию речи на тему:

«Как Маша стала большой!»

Тихомирова Валентина Викторовна

Цель : обогащать представление детей о нравственных качествах как трудолюбие, ответственность, стремление к самостоятельности, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

– формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, положительное отношение к труду, желание трудиться.

– Развивать связную речь детей, активизировать прилагательные, дружеские чувства, способность к эмоциональному сопереживанию.

– воспитывать трудолюбие, гуманное отношение к родным, близким, сверстникам.

Материал к занятию: сюжетные картинки к рассказу Е. Пермяка «Как Маша стала большой», мячик, аудиозапись песни «Вот как мы сегодня маме помогаем».

Предварительная работа: беседа «Как я помогаю маме», «Что я знаю о своей маме», составление рассказа о своей маме, словесные игры «Профессия мамы» «Как зовут твою маму», оформление фотовыставке «Моя любимая мамочка», чтение художественных произведений о маме, заучивание стихотворений и пословиц о маме.

Колокольчик мой дружочек,

Собери детей в кружочек (Звенит в колокольчик)

Воспитатель послушайте о ком эта загадка?

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо

– Всех милее наша…(Мама)

– А вы любите своих мам? А как еще можно назвать маму? (мамочка, мамулечка, матушка, маменька).

Дружно в круг вставайте,

Свое место занимайте,

Тот, кто мяч поймает,

На мой вопрос отвечает?

Дидактическая игра: «Какая мама?»

Воспитатель: бросает детям мяч, задавая при этом вопрос, ребенок отвечает, возвращая мяч обратно воспитателю.

Если мама, улыбается – какая мама? (Улыбчивая)

Если мама, грустит – какая она? (Грустная)

Если мама, смеется – какая она? (Веселая)

Если мама, плачет? (Плаксивая)

Если мама, злится? (Злая)

Если мама, задумалась? (Задумчивая)

Если мама, радуется жизни? (Радостная)

Если мама, желает добра? (Добрая)

Если у мамы, длинные волосы? (Длинноволосая)

Если у мамы, белое лицо? (Белолицая)

Если у мамы, круглое лицо? (Круглолицая)

Если у мамы, черные брови? (Чернобровая)

Воспитатель: Вот какие разные бывают у нас мамы!

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Ладошки»

Солнышко, солнышко в небе свети (ладошки вверх)

Яркие лучики нам протяни (ладони вниз)

Хлопают радостно наши ладошки (хлопают)

Быстро шагают резвые ножки (шагают)

Солнышко скрылось, ушло на покой (руки под щеку)

Мы же на коврик сядем с тобой (дети присаживаются)

– Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение о маме:

– Сыро, хмуро за окном, дождик моросит,

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют, у нас своя погода тут.

Улыбнется мама ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнату взошло!

Воспитатель: А вы хотите узнать, что произошло с одной маленькой девочкой (ответы детей)

Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Вот как солнышко встает,

(Поднять руки вверх)

К ночи солнышко зайдет

(Присесть на корточки, руки вниз)

(Хлопать в ладоши, улыбнутся)

А под солнышком нам

Беседа на вопросы по рассказу с картинками:

– О ком этот рассказ?

– Что маленькая Маша делала, чтобы стать большой?

– Почему взрослые смеялись над ней?

– Когда папа и мама назвали Машу большой?

– Как вы думаете, взрослые радуются, когда маленькие дети трудятся?

– Взрослым нужна ваша маленькая помощь?

Воспитатель : А какие дела, можно назвать добрыми? (Поднимают настроение, утешают, помогают в трудную минуту). Но любое «доброе дело» радует окружающих и создает хорошее настроение.

– Я разбрасываю свои игрушки.

– Я поливаю цветы – «И я!»

– Я подметаю пол – « И я!»

– Я помогаю бабушке – «И я»

– Я дергаю кошку за хвост.

– Я не шумлю, когда мама отдыхает – «И я»

– Я, не здороваясь с соседкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята правильно отвечали на мои вопросы.

Встали дети на рассвете,

Помогают маме дети!

Мамин труд я берегу,

Помогаю, чем могу!

Музыкальная игра «Мамины помощники»

(игра в кругу под песню «Мамины помощники»)

Воспитатель : Маленькое дело лучше большого безделья. Давайте вспомним пословицы о труде. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте:

Словесная игра «Доскажи пословицу»

Делу время … потехе час

Терпение и труд …все перетрут

Хочешь, есть калачи, …не сиди на печи

Землю красит солнце, …а человека труд

В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта, оно озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботу и внимание.

Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и трудолюбивым быть!

Список использованной литературы:

1. О. Н. Демидова «Будьте вежливы всегда»

Л. А. Загуменная «Социально – личностное развитие дошкольников»

Тема: «Украсим шляпку»

Программное содержание:
Систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки).
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению.
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал:
Цветной картон, клеенки, кисточки, ножницы, клей, пуговицы, бисер, бусы.

Предварительная работа:
Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?»
Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?»
Чтение сказок «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Рассматривание модных журналов, газет.

Ход занятия:
Дети заходят в игровую и здороваются (садятся на стульчики).

Ребенок держит в руках грамоту с печатью: Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Поспешите все на бал! Бал! Бал! Бал! И каждый чтобы шляпу взял!

Воспитатель:
Ребята, хотите пойти на сказочный бал шляпы? (Да, хотим) Для этого надо подготовиться, подобрать то, что необходимо для бала.
Ребята, а где мы можем взять вещи для бала и шляпу? (в магазине, сами сшить)
Что обычно люди надевают когда идут на бал? (платья, костюмы, туфли, корону, шляпки)
А давайте вспомним, какие головные уборы вы знаете? (кепка, шапка, безболка, фуражка, панамка, беретка цилиндр). Давайте еще раз повторим, какие виды шляп мы знаем (кепка, шапка, беретка, панамка, безболка, фуражка, цилиндр).
Молодцы! Ребята, скажите и покажите, как можно носить шляпу? (можно носить на левом – нет, правом боку – нет, на лбу – нет, на затылке – нет, полностью на голове – да).

Вы ребята молодцы. А для того чтобы мы отправились на бал нам нужно попасть в сказочную мастерскую. Присаживайтесь на свои места.

Сегодня мы с вами сделаем мальчики цилиндр, а девочки шляпки. Давайте превратимся в дизайнеров и украсим свои шляпки. Посмотрите, ребята у вас на столах лежат материалы для вашей новой шляпки (бисер, бусы, пуговицы).
Для вас приготовлены шляпы и цилиндры, которые вы должны аккуратно вырезать и украсить их. Так же для вас приготовлены разные образцы как можно примерно украсить ваши головные уборы. Для того, что бы мы с вами приготовили красивые головные уборы, мы вырезаем наши шляпки и цилиндры из картона, затем открываем клей и заполняем мисочки для клея клеем. Потом берем кисточку и аккуратно макаем ее в клей после промазываем пуговицу или бусы и приклеиваем. А если вы захотите начать работу с бисера, то мы макаем кисточку в клей, а затем этой кисточку макаем в бисер, после осторожно с помощи наших пальчиков приклеиваем.

Воспитатель:
Вот я вижу вы все сделали и, наверное, устали. Давайте мы с вами немного поиграем.

Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
(потянуться)

Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
(выполняем указанные движения)

Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)

Здоровей и веселей!
(улыбнуться друг другу)

Воспитатель:
Молодцы, присаживайтесь. (Звучит музыка, заходит король.)

Король:
Здравствуйте ребята!

Воспитатель:
Здравствуйте! Проходите, пожалуйста, ваше величество.

Король:
Слух до меня дошел, что вы на бал собираетесь.

Воспитатель:
Ваше Величество, а сейчас наши ребята для тебя покажут какие работы они сделали. (дети относят на стол рядом с королем)

Король:
Вы ребята молодцы ваши шляпы самые оригинальные и замечательные, на балу вы будете красивее всех. Вы одевайтесь на бал, и мы все там увидимся, буду вас с нетерпением ждать. Но что бы попали на бал вот вам сказочная палочка и именно с ней вы откроете сказочные двери. До свидания ребята.

Дети:
До свидания.

Воспитатель:
До свидания король.

Подведение итогов:
Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Чем мы украшали наши шляпы?
Чья работа вам больше всего понравилась?
Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель:
Ребята, вы славно потрудились, создали такие оригинальные головные уборы! А нам пора собираться на наш бал, пойдемте в нашу гардеробную переодеваться. (Дети встают и прощаются.) Всем большое спасибо!

Тема: «Украсим шляпку»

Программное содержание:
Систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки).
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению.
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал:
Цветной картон, клеенки, кисточки, ножницы, клей, пуговицы, бисер, бусы.

Предварительная работа:
Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?»
Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?»
Чтение сказок «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Рассматривание модных журналов, газет.

Ход занятия:
Дети заходят в игровую и здороваются (садятся на стульчики).

Ребенок держит в руках грамоту с печатью: Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Поспешите все на бал! Бал! Бал! Бал! И каждый чтобы шляпу взял!

Воспитатель:
Ребята, хотите пойти на сказочный бал шляпы? (Да, хотим) Для этого надо подготовиться, подобрать то, что необходимо для бала.
Ребята, а где мы можем взять вещи для бала и шляпу? (в магазине, сами сшить)
Что обычно люди надевают когда идут на бал? (платья, костюмы, туфли, корону, шляпки)
А давайте вспомним, какие головные уборы вы знаете? (кепка, шапка, безболка, фуражка, панамка, беретка цилиндр). Давайте еще раз повторим, какие виды шляп мы знаем (кепка, шапка, беретка, панамка, безболка, фуражка, цилиндр).
Молодцы! Ребята, скажите и покажите, как можно носить шляпу? (можно носить на левом – нет, правом боку – нет, на лбу – нет, на затылке – нет, полностью на голове – да).

Вы ребята молодцы. А для того чтобы мы отправились на бал нам нужно попасть в сказочную мастерскую. Присаживайтесь на свои места.

Сегодня мы с вами сделаем мальчики цилиндр, а девочки шляпки. Давайте превратимся в дизайнеров и украсим свои шляпки. Посмотрите, ребята у вас на столах лежат материалы для вашей новой шляпки (бисер, бусы, пуговицы).
Для вас приготовлены шляпы и цилиндры, которые вы должны аккуратно вырезать и украсить их. Так же для вас приготовлены разные образцы как можно примерно украсить ваши головные уборы. Для того, что бы мы с вами приготовили красивые головные уборы, мы вырезаем наши шляпки и цилиндры из картона, затем открываем клей и заполняем мисочки для клея клеем. Потом берем кисточку и аккуратно макаем ее в клей после промазываем пуговицу или бусы и приклеиваем. А если вы захотите начать работу с бисера, то мы макаем кисточку в клей, а затем этой кисточку макаем в бисер, после осторожно с помощи наших пальчиков приклеиваем.

Воспитатель:
Вот я вижу вы все сделали и, наверное, устали. Давайте мы с вами немного поиграем.

Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
(потянуться)

Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
(выполняем указанные движения)

Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)

Здоровей и веселей!
(улыбнуться друг другу)

Воспитатель:
Молодцы, присаживайтесь. (Звучит музыка, заходит король.)

Король:
Здравствуйте ребята!

Воспитатель:
Здравствуйте! Проходите, пожалуйста, ваше величество.

Король:
Слух до меня дошел, что вы на бал собираетесь.

Воспитатель:
Ваше Величество, а сейчас наши ребята для тебя покажут какие работы они сделали. (дети относят на стол рядом с королем)

Король:
Вы ребята молодцы ваши шляпы самые оригинальные и замечательные, на балу вы будете красивее всех. Вы одевайтесь на бал, и мы все там увидимся, буду вас с нетерпением ждать. Но что бы попали на бал вот вам сказочная палочка и именно с ней вы откроете сказочные двери. До свидания ребята.

Дети:
До свидания.

Воспитатель:
До свидания король.

Подведение итогов:
Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Чем мы украшали наши шляпы?
Чья работа вам больше всего понравилась?
Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель:
Ребята, вы славно потрудились, создали такие оригинальные головные уборы! А нам пора собираться на наш бал, пойдемте в нашу гардеробную переодеваться. (Дети встают и прощаются.) Всем большое спасибо!

Слепая лошадь

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.

Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

Рассказ «Слепая лошадь»

«Слепая лошадь» ‒ это сказка о лошади, которая спасла своего хозяина от разбойников. Но память купца оказалась короткой, он выгнал на вольные хлеба ослепшую лошадь. Эта грустная история расскажет детям о том, что надо уметь быть благодарным, помнить о данном слове и сдержать его. Ничего сложного или дорогого от купца не требовалось, только лишь заботиться о потерявшем зрение коне, кормить и поить, найти место в конюшне. Но нет, скупость одолела купца, жадность не позволила дать лишнюю горсть овса тому, кто спас ему жизнь. Выжил ли Догони-ветер? Помог ли ему хоть кто-нибудь? Это вы, ребята, узнаете, если прочитаете этот рассказ.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Слепая лошадь

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.
Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?
Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.
Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади.

Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.
Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела.

Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

Иллюстрации из диафильма “Слепая лошадь”, фабрика “Диафильм”, 1954 г.

Константин Ушинский — Слепая лошадь: Сказка

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.

Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

Слепая лошадь

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.
Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.
Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.
Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?
Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.
Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.
С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.
Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.
Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.
Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца; несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: