Как наладить хорошие отношения с ребенком – 5 ценных инструментов

Мама обними: топ 10 советов, как наладить отношения с ребёнком

Как часто мы обнимаем детей или говорим о своей любви? Маленьких не так часто, как хотелось им, а взрослых не так часто, как хочется нам. Как наладить отношения с детьми, быть не просто родителем, но и другом, которому доверяют, с кем советуются, с кем чувствуют настоящую близость? На эти вопросы мы искали ответы вместе с психологом Юлией Хрупиной.

Почему отношения портятся

По словам психолога, в каждом возрасте для этого свои причины. Когда дети совсем маленькие, до трех лет, они очень чувствуют эмоциональное состояние мамы. Если она устала, раздражена или тревожна, ребёнок тоже будет капризничать. К тому же в это время мамы пытаются отучать малышей от рук, а дети не понимают и требуют внимания. В возрасте от 6 до 11 лет очень остро воспринимают критику в сторону своих друзей. Именно в это время они ищут свое место в среде одноклассников или сверстников во дворе, пытаются угодить друзьям и завоевать их доверие. Для родителей важно не ревновать к друзьям и не ограждать от общения с ними, а понять почему ребёнок выбрал именно этих друзей. Подростки часто обижаются и конфликтуют с родителями из – за того, что хотят свободы и самостоятельности.

Юлия Хрупина фото из личного архива

Но, по словам психолога, наладить отношение с детьми можно в любом случае и возрасте. Вот несколько советов от нее.

«Дайте маме отдохнуть»

Для кого подходит: мамам малышей до трех лет. Очень часто из-за постоянных забот и хлопот мамы эмоционально выгорают, устают. Дети это не понимают и требуют внимание, просятся на руки, плачут, капризничают.

Что делать: отложить в сторону бытовые проблемы, приготовления борща и блинчиков, разговор по телефону и уделить внимание малышу. Можно попросить помощи по хозяйству у папы, бабушки, сестры. Пусть они на какое-то время помогут маме с уборкой и стиркой, а она поиграет с ребёнком или почитает ему. Именно рядом с мамой ребёнок понимает, что внешний мир не опасен и тогда он будет спокоен.

«101 похвала»

Для кого подходит: мамам малышей до трех лет. Часто мы говорим дочкам и сыночка, что они умницы и молодцы. А какие они ещё? Можно составить список из 101 качеств своего ребёнка и говорить их каждый день. В этом возрасте дети познают окружающий мир и себя. Им интересно слышать похвалу от родителей и узнавать новые слова.

Что делать: В любой обстановке, лучше в присутствие других людей, на прогулке и в садике, искренне и с улыбкой хвалите своего малыша.

«Хвалить за действия»

Для кого подходит: мамам детей от 3 до 7 лет, чтобы мотивировать к действию, например, к помощи по дому, чтению.

Что делать: хвалить именно за что-то, а не просто так. Лучше вместо «Ты у меня чистюля», сказать «Вижу ты убрал все игрушки, здорово, что в комнате теперь чисто». Замечать и говорить ребёнку, в чем он сильнее, ловчее, что у него получается лучше.

«Право выбора»

Для кого подходит: мамам детей от 3 до 7 лет. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, их главный мессендж к родителям: «я так решил». Чтобы научить детей принимать решения и нести ответственность.

Что делать: давать выбирать. Вместо «Пойдём гулять в парк» , лучше спросить «Погуляем в парке или сквере?», а фразу «Одень это » заменить на – «Сегодня оденешь черную куртку или синюю?».

Еще в этом возрасте важно что-то делать вместе – гулять на улице, в парке или готовить обед.

«Смена ролей»

Для кого подходит: мамам детей от 7 до 11 лет. В этом возрасте детям часто неинтересно делать что-то по дому, поэтому важно их заинтересовать.

Что делать: на один день поменяться обязанностями всем членам семьи. Например, мама делает то, что обычно папа: выносит мусор, убирает в гараже, а папа готовит обед и моет посуду. Ребёнок помогает родителям по очереди.

«Прости меня»

Для кого подходит: мамам детей от 7 до 11 лет. Это поможет научить детей самим просить прощения и прощать других. Даст ребёнку понимание, что каждый имеет право на ошибку, даже родители и это не конец света.

Что делать: просить прощения у детей за грубость, злые слова, непонимание.

Еще в этом возрасте важно говорить детям комплименты, поощрять хорошие поступки: шоколадкой, «киндером», мультфильмом, а не только наказывать за плохое поведение. Можно раз в неделю дать ребёнку провести вместе целый день именно так, как хочет он: пойти вместе в кино, кафе, парк поехать в лес или посмотреть вместе дома мультфильм. Только пусть он сам решает, как вы проведете этот день.

«Косвенное внимание»

Для кого подходит: мамам детей от 11 до 18 лет. Дети стремятся от нас отдалиться в этом возрасте, быть самостоятельными и свободными. Важно показать, что мы всегда помним о них.

Что делать: делать небольшие подарки просто так, без повода и даты : ручка, ластик, заколка, брелок.

«Письмо благодарности»

Для кого подходит: мамам детей от 11 до 18 лет. Не всегда дети готовы нас долго слушать, им кажется, что мы их не понимаем, но сказать о важном нужно.

Что делать: пишем письмо с благодарностью за хорошую учебу, помощь по дому, хорошие поступки.

«21 способ демонстрировать любовь»

Для кого подходит: мамам детей от 11 до 18 лет. Это даст понимание родителям как проявлять свою любовь к взрослым детям, которые не всегда охотно обнимают нас и хотят с нами говорить.

Что делать: написать 21 способ вашего проявления любви: приготовление обеда, постиранная и выглаженная рубашка, совместная прогулка и чередовать их.

В этом возрасте важно хвалить не только за достижения, но и за приложенные усилия, даже если они не увенчались успехом. Но не стоит говорить слишком много, подростки не любят слушать. Важнее просто сказать: «Ты попробовал, супер!». Не стоит также настойчиво давать советы подросткам. Важнее высказать свое мнение, но позволить ему самому принимать решение. Это учит ответственности за поступки и самостоятельности. Не давите, не напирайте и не стремитесь контролировать подростков во всем.

Как наладить хорошие отношения с ребенком – 5 ценных инструментов

Отец выбросил ребенка с окна высотки и прыгнул следом. Как с горем справляется молодая мама

Родители обращаются к психологам с абсолютно разными запросами, но общую суть можно свести к одному, самому важному — наладить качественное взаимодействие с ребенком, научится понимать друг друга, слышать друг друга, установить доверительные взаимоотношения.

Читайте также:
Что говорит церковь - в пост можно ли крестить ребенка

Основными инструментами налаживания контакта являются:

1. Безусловная любовь и принятие

Это первый — и, пожалуй, самый главный ваш «инструмент» в налаживании добрых взаимоотношений с детьми.

Любить и полностью принимать ребенка таким, какой он есть (не за что-то и почему-то, а просто так) – это лучшее, что может сделать любой родитель. Пожалуй, это и есть главная обязанность.

Не стоит ориентироваться на стандарты общества, равняться на других деток во всем (даже, когда 3-хлетний сын подруги уже сам завязывает шнурки, а дочь-старшеклассница друга любит учится и выигрывает олимпиады по математике).

Дети чувствуют, когда их сравнивают. Чувствуют, когда вы что-то не принимаете в них. Они в прямом смысле «считывают» взрослых. И — частенько специально делают что-то не так, чтобы не быть похожими на тех, с кем вы их сравнивали. Дети хотят, чтобы вы заметили, наконец, то хорошее и уникальное, что в них есть.

Это, пожалуй — вторая главная задача любого родителя: выявлять и замечать все самое лучшее в своем ребенке — и ему это показывать; направлять развитие в те стороны, где он наиболее успешен и талантлив.

Вместо того, чтобы искать виноватых (чаще всего, родители считают виноватыми себя или ребенка), обратите внимание на обстановку в которой развивается малыш.

Верьте ему, чувствуйте его, любите, доверяйте, играйте, занимайтесь. И, поверьте — все придет. У каждого человека, у каждого ребенка — свой путь развития, и он всегда такой, каким должен быть.

2. Помощь и поддержка. Нужно ли помогать детям?

Ребенку нужно помогать в том, что он еще не умеет делать сам. Это подтверждают исследования многих психологов. В частности, одним из первых это заметил советский ученый Лев Семенович Выготский, активно занимавшийся изучением когнитивных способностей детей.

Основной принцип, провозглашенный Л. С. Выготским: ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО ОПЕРЕЖАТЬ РАЗВИТИЕ. Там, где маленький ребенок получает (еще не умея сам) помощь взрослого – он быстрее закрепляет навыки.

Важно отследить тот момент, когда ваш ребенок уже вполне может справиться сам. Если же малыш уже освоил какой-то навык, но все еще постоянно просит вашей помощи –работаем с мотивацией на самостоятельные действия.

Наиболее действенным мотивационным инструментом для маленьких детей и школьников является развешивание по дому плакатов-инструкций.

Например, вы хотите, чтобы малыш с утра сам заправлял кроватку, потом одевался, чистил зубы и расчесывался – и все это без лишних уговоров и упрашиваний с вашей стороны. Найдите (или нарисуйте сами) некий плакат, где эти действия будут обозначены в нужной вам последовательности.

  • Как преподнести? Маленькие дети, как правило, очень любят, когда в их комнате появляются какие-то новые «рассказы» и «подарки» (так вы можете им это представлять).
  • Для наглядности можно использовать на этих рисунках любимых героев и персонажей ребенка (а знаешь, как человек-паук начинает свое утро?)
  • Можно привлечь ребенка к украшению плаката, к выбору места, куда ребенок сам захочет расположить инструкцию (чтобы видеть ее каждое утро).

По сути, вы предлагаете ребенку самостоятельно использовать новый материал, обращаясь к этим плакатам-инструкциям. Дети часто воспринимают это, как свой выбор, свое решение — и гораздо охотнее обучаются новой последовательности, нежели под утомительными уговорами взрослых.

Подобные схемки можно использовать в любых областях:

  • Как правильно переходить дорогу, чего нельзя делать на улице?
  • В какой последовательности одевать одежду?
  • Как сделать самому бутерброд?
  • Как сварить макароны?
  • Что проверить перед выходом из дома?

Что делать утром и вечером? Распорядок дня
Как вести себя в школе

3. Умение слушать и слышать, или как научиться активному слушанию

Активное слушание – это очень-очень ценный и полезный инструмент для налаживания коммуникации.

Не только с детьми, между прочим, но и со взрослыми. Попробуйте).

    1. Создайте «раппорт» с собеседником — «подстройтесь» на его волну. С ребенком это означает, как минимум, смотреть ему в глаза, на него, когда он что-то рассказывает (в идеале, если речь идет о какой-то ситуации или проблеме – опуститься на его уровень, присесть.
    2. Утверждения — необходимо проговаривать, что вы услышали или поняли.

Например:

Ребенок: Не пойду на танцы! Там все злые!

Мама: В прошлый раз на танцах что-то случилось. Кто-то тебя обидел. (с понимаем, утверждением)

Или

Ребенок: Не хочу этот суп.

Мама: Ты сегодня не хочешь морковный суп. Он тебе не нравится по виду Тебе не нравится морковка в супе.

Суть в том, что вы говорите свое видение ситуации. Лучше это делать утверждением, а не вопросом — особенно, когда ребенок сильно расстроен, плачет. Он должен понять, что вы слышите и понимаете его чувства.

  1. Далее важно выдерживать паузу. Ребенок должен осознать, что вы настроены его понять. Осознать, правильно ли вы его понимаете. Часто после этой паузы дети начинают рассказывать, что на самом деле у них случилось, и вы можете продолжать диалог.
  2. Попробуйте на самом деле понять и озвучить вслух, что же чувствует ребенок в это ситуации.

Примеры:

  • «Я чувствую, ты злишься»
  • «Ты огорчена»
  • «Тебе очень обидно, что Маша отобрала у тебя медвежонка»
  • «Ты не хочешь с ней больше дружить»
  • «Тебе было больно»
  • «Ты хотела, чтобы папа тебя пожалел»

4. Обнимайте своего ребенка минимум 8 раз в день

Ученые давно доказали, что дети, которых часто обнимают в детстве, вырастают психологически устойчивыми и более уверенными в себе. Объятия особенно благоприятно влияют на развитие маленьких детей, улучшают развитие памяти и умственных способностей.

При объятиях в организме человека происходит активная выработка окситоцина и эндорфина («гормона счастья»). Эти гормоны поддерживают иммунитет и способствуют установлению более прочных эмоциональных связей между людьми.

5. Открыто и честно делитесь своими мыслями и чувствами в формате «Я-сообщение»

Если вы хотите, чтобы ваши дети были психологически здоровы – начните с себя. Любая детская психотерапия начинается с родительской работы. Только при совместных проработках (в тех случаях, конечно, когда дети маленькие) возможен качественный результат.

Вы – живой человек. Это нормально — испытывать разные эмоции при взаимодействии с людьми, с близкими, с собственными детьми. Дети тоже могут делать что-то, что нам неприятно, что нас раздражает или злит.

Читайте также:
Цели и основные педагогические принципы воспитания

Как правило, у родителей наблюдается 2 крайности: первая –копить в себе негатив (и рано или поздно, он выйдет наружу, либо будет проявляться в заболеваниях, нервных срывах, депрессии и пр.); вторая – срываться на ребенке, близких, кричать, что негативно сказывается на взаимоотношениях.

Дети же часто считают родителей «каменными» — и боятся налаживать доброжелательные отношения просто потому, что те не говорят о своих истинных чувствах.

В чем же состоит «золотая середина», и как выплескивать эмоции правильно?

Просто сообщайте о своих эмоциях и чувствах ребенку от первого лица (так называемое Я-СООБЩЕНИЕ). Главное правило Я-сообщения — не говорить о поведении ребенка фразами «потому что ТЫ», «потому что ТВОЕ поведение» и т.д., ведь это будут уже ТЫ-СООБЩЕНИЯ).

Примеры:

«Мне не нравится повторять несколько раз одно и тоже. Это выводит меня из себя и злит. Хочу, чтобы меня наконец услышали».

«Меня расстраивает грязь на кухне. Я все утро убирала стол, и очень обидно видеть тут крошки и грязную посуду.»

«Меня раздражает, когда дети плачут и стонут. Очень-очень раздражает и злит.»

«Мне стыдно, когда врач в поликлинике жалуется на поведение моего ребенка. Я чувствую себя смущенной. Мне неприятно такое слышать.»

Поверьте, искреннее выражение чувств только сблизит вас с ребенком. Он научится лучше понимать вас, и со временем сам научится так выражать свои чувства, что будет способствовать более эффективной и благополучной коммуникации.

Если у вас установлены доверительные отношения с ребенком, то можете спрашивать, что он думает в отношении ваших чувств.

Можно ли выражать свое недовольство действиями ребенка?

Ответ – да. Конечно, можно. Когда речь идет о воспитательном моменте, а не о ваших чувствах, нужно сообщить ребенку, что он поступил неправильно в формате «Ты- сообщения».

Главное оценивать негативно не его самого («ты глупый, неряха и пр»), а конкретные его поступки, которые вам не нравятся, его поведение. (Мне не нравится, как ты отнесся к этой задаче / Ты невежливо разговаривал и пр)

Наладить с ребенком хорошие отношения – это важный труд в жизни любого родителя. Надеюсь, вам помогут эти советы!

Хотелось бы закончить материал советом известного детского психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер, чей огромный практический опыт помогает сегодня многим родителям наладить отношения с детьми:

Придумайте несколько занятий с ребёнком, или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать ЗОНУ РАДОСТИ. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребёнок ждал их — и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Зона радости – это «золотой фонд» благополучной жизни ребенка.

Автор материала:
Руководитель проекта Baragozik,
психолог и многодетная мама Капцова Наталья Р
@natalia_kreta

Пять типов матерей и их эмоциональное наследие

Как бы мы ни относились к своим матерям, их чувства, поведение и отношение к миру формируют нас и определяют всю нашу жизнь. Как влияет на будущее ребенка поведение матери? И можно ли хорошо распорядиться этим наследием? Мнение семейного психотерапевта.

Близки мы с матерью или предпочитаем сохранять дистанцию, потеряли ее несколько лет назад или переехали в другую страну — в любом случае ее стиль жизни и наши с ней отношения определяют едва ли не каждый аспект нашего бытия. В определенном способе вести себя и взаимодействовать с окружающими, в наших взглядах, ценностях и убеждениях, в нашей семейной и сексуальной жизни отражается то эмоциональное наследие, которое мы получили от матери.

О том, как формируется привязанность между матерью и ребенком в первые месяцы и годы жизни, написано много. Благодаря Зигмунду Фрейду и особенно Джону Боулби мы знаем, что благополучие ребенка основано прежде всего на здоровой, безопасной привязанности к матери. Меньше внимания уделяется тому, как развиваются эти отношения позже, в детском и подростковом возрасте, как эта привязанность формирует уклад жизни и особенности поведения взрослого.

Американский клинический психолог и опытный семейный психотерапевт Стефан Поултер замечает: «Самое главное — признать, что это влияние существует. А негативным оно может быть только в том случае, если оно остается неопознанным, отвергнутым или неверно понятым. Когда вы осознаете, насколько многогранно это воздействие, и учитесь им управлять, «фактор матери» становится позитивной силой, меняющей вашу жизнь к лучшему».

Стефан Поултер определяет пять стилей материнства: «перфекционистка», «непредсказуемая», «лучший друг», «эгоистка» и «идеальная».

1. Перфекционистка

Как правило, это контролирующая сверх меры, боязливая и тревожная женщина, для которой главное — внешняя сторона жизни: ей необходимо производить впечатление, поддерживать имидж. Ее дети склонны критиковать себя и заниматься самоедством, они чувствуют свою несостоятельность и эмоциональную пустоту.

Если вы ее ребенок…

Ваши сильные стороны: Вы, скорее всего, человек, очень ответственный в своих отношениях, на вас во всем можно положиться. Вы цените упорство и трудолюбие, это для вас самые важные качества характера.

Эмоциональное наследие: Вам всегда кажется, что мнение других людей важнее, чем ваше собственное. Вы живете с ощущением, что весь мир наблюдает за вами и готов вас осудить.

2. Непредсказуемая мать

Беспокойная, раздражительная, излишне эмоциональная, она не способна владеть чувствами, и ее изменчивое настроение определяет ее родительский стиль. Она сама в своей голове создает проблемы и кризисы, а потом транслирует это взвинченное состояние своим детям.

Если вы ее ребенок…

Ваши сильные стороны: У вас хорошо развита эмпатия, вы прекрасно работаете с людьми. Вы всегда готовы поддержать своих коллег по работе, родственников и друзей.

Эмоциональное наследие: Вырастая с укоренившейся потребностью заботиться о людях и их душевных проблемах, вы в то же время можете быть чрезмерно раздражительны и склонны к депрессии. Вы с ранних лет учитесь читать людей и ситуации, и это помогает вам справляться с чужими вспышками гнева или возмущением.

3. Лучший друг

Она общается с ребенком на равных, бессознательно желая избежать ответственности за него. Вместо взрослого, способного заботиться и защищать, ребенку предлагается задушевный друг, партнер, собеседник, но при этом его фактически лишают матери. Ее эмоциональные потребности столь велики и всепоглощающи, что ей самой приходится опираться на ребенка, чтобы удовлетворить их.

Читайте также:
Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Если вы ее ребенок…

Ваши сильные стороны: Вы понимаете всю важность границ между родителями, детьми, друзьями и родственниками. Вы часто осознаете, что занимаете ведущую позицию в ваших отношениях и принимаете на себя ответственную роль взрослого.

Эмоциональное наследие: Вы можете чувствовать себя забытым и обделенным вниманием, испытывать страх отвержения. Другие чувства, знакомые такому ребенку, — обида, возмущение, ощущение, что его не любят и недооценивают.

4. «Я первая»

Один из наиболее распространенных стилей материнства. Такая женщина не способна видеть в ребенке отдельную индивидуальность, она эгоцентрична и не уверена в себе. Ее отпрыски с раннего возраста привыкли освещать ее жизнь и оставаться при этом в тени.

Если вы ее ребенок…

Ваши сильные стороны: У вас настоящий талант поддерживать других, вы хорошо чувствуете и понимаете людей во всех типах отношений. Вы верны и отзывчивы, способны принимать близко к сердцу чужие нужды и решать чужие проблемы.

Эмоциональное наследие: Вы сомневаетесь в своей способности принимать решения. Вам трудно доверять своим собственным чувствам в любой ситуации, потому что материнское мнение для вас всегда было более важным и значимым.

5. Идеальная мать

Такие матери, как ни удивительно, есть. Но их, согласно книге Стефана Поултера, совсем немного, — примерно 10%. Безупречная мать сочетает в себе лучшие черты других четырех стилей. Она эмоционально уравновешена, она видит в своих детях уникальных личностей и помогает им вырасти самостоятельными людьми. Она несовершенна, но какими бы ни были ее жизненные обстоятельства, она заботится о детях осознанно и с большим желанием.

Если вы ее ребенок…

Ваши сильные стороны: Чувствуя любовь и принятие матери, вы готовы к рискованным решениям и переменам в жизни без страха быть непонятым и отвергнутым.

Эмоциональное наследие: Вы способны принимать и уважать чужую точку зрения. Вы эмоционально автономны от матери и умеете справляться с трудностями независимой жизни.

Влияние родителей на формирование детей

Шесть вариантов родительского влияния на ребенка, которое может сказываться на его будущем

Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.

Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).

В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.

Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.

Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:

  • Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
  • Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
  • Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
  • Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
  • Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.

Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.

Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».

Читайте также:
Что нельзя запрещать детям: ТОП-10

Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20–30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».

Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.

1. Имитация

Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.

2. Идентификация

Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств – ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

3. Реакция

Реакция – это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.

4. Потеря

Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.

5. Проекция

Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.

6. Привязанность

Привязанность – это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности. Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда – натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка — 5 вариантов

Содержание статьи:

Ребенок появляется на этот свет абсолютно беззащитным и беспомощным. Довольно длительное время мама для него является не только «руками» и «глазами», но и зеркалом, отображающим незнакомый ему мир. В первые месяцы своей жизни малыш не отделяет себя от матери, он очень чутко реагирует на ее психологический настрой. Мама раздражена, неуверенна, агрессивна. Ребенок – тревожен, плаксив, неуравновешен. Мама – спокойна, весела, позитивна и малыш чувствует себя прекрасно. Именно мама является главным автором жизненного сценария собственного ребенка. Она передает ему свой опыт, свое отношение к миру, учит правильному взаимодействию с окружающими людьми, формирует уклад его дальнейшей жизни.

  • Теме влияния психологического симбиоза ребенка и матери посвящены научные труды австрийского психолога Зигмунда Фрейда.
  • Об эмоциональном материнском наследии много писал английский психиатр Джон Боулби. Он утверждал, что благополучие ребенка напрямую зависит от его здоровой привязанности к матери, от их психологической совместимости.
  • Американский семейный психотерапевт Стефан Поултер в своих работах отмечал, что «фактор матери» может являться не только позитивной силой, но и разрушающей.
Читайте также:
Надо ли оставлять ребенка плакать - разные точки зрения

Основываясь на результатах целого ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что поведение матери (ее жизненный сценарий) оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. В этой статье мы поговорим о 5 деструктивных стилях материнства и попытаемся понять, как эмоциональное наследие матери влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Данная поведенческая классификация была разработана на основе практического опыта американских ученых Г. Клауди и Д.Таунсенда.

Мать-призрак — отсутствие контакта с ребенком

  • Матери-призраки очень часто оставляют ребенка в одиночестве, тем самым, отдаляясь от него.
  • Нередко такие женщины испытывают трудности в личной жизни. Они поглощены решением своих проблем.
  • «Разговоры по душам» с ними исключены.
  • Ребенок, не имеет возможности поделиться с мамой своими мыслями, проблемами и переживаниями.
  • Мать-призрак контролирует не только свои эмоции, но и эмоции ребенка.
  • Детям не хватает душевной теплоты, они постоянно ощущают чувство одиночества, что накладывает негативный отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Они не могут найти контакта с окружающими их людьми, им сложно проявлять свои чувства.

Мать – «фарфоровая кукла»: как истерики и неуравновешенность влияют на ребенка?

  • Последствия такого воспитания приводят к тому, что выросшие дети, нуждаясь в духовной близости, отвергают ее. Они осуждают проявления любых эмоций.
  • Человек, воспитанный «фарфоровой» куколкой часто уходит в себя, критикует и избегает эмоциональных (с его точки зрения) людей, боится попасть в любую зависимость и не доверяет чувствам.
  • Такие люди, чаще всего, пытаются укрыться в сфере чистого интеллекта. Они не рискуют «открываться» перед кем-либо, они не умеют принимать любовь.
  • У фарфоровых мам вырастают эмоционально неуравновешенные дети.

Какие дети вырастут у властной матери?

  • Подавляя собственным авторитетом любые стремления ребенка к независимости, властные матери воспитывают безответственных детей. Детей, которые вынуждены беспрекословно подчиняться любым требованиям матери.
  • Как показывает практика, властные мамы хотят, чтобы их ребенок был «лучше всех». Для достижения этой цели они записывают ребенка во всевозможные кружки, секции, нанимают репетиторов, водят свое чадо в музыкальную школу, изостудию и т.д. При этом желания и склонности ребенка не учитываются.
  • Дети, стараясь угодить маме, старательно выполняют все ее требования.
  • Вырастая, такие дети не умеют говорить «нет», они постоянно загоняют себя в жесткие «рамки».
  • Дети либо остаются на всю жизнь «безынициативными детьми», либо начинают бастовать. Формы забастовки могут носить самый разный характер. Например, ребенок становится безразличным ко всему, или наоборот слишком агрессивным.
  • У таких детей нередко наблюдаются садистские наклонности, они могут причинять себе боль и получать от этого удовольствие.
  • Властные мамы редко счастливы в браке, то же самое ждет и их детей.
  • Доминирующее поведение матери загоняет ребенка в тупик, ограничивает его свободу.
  • Вырастая, такие дети отличаются неорганизованностью и безответственностью. У них не складывается карьера, они чаще всего несчастливы в браке.

Охотница за скальпами — почему у детей развивается перфекционизм и неуверенность в себе?

  • Дети таких матерей страдают перфекционизмом.
  • Они стараются утаивать свои промахи, сильно страдают, не достигнув идеала.
  • Таким детям свойственно испытывать постоянную тревогу и чувство вины за свое несовершенство.
  • Они боятся разочаровать окружающих и изо всех сил стараются им угодить.
  • Постоянное ожидание похвалы, страх оказаться «не самым лучшим» нередко приводят к нервным срывам и депрессиям.
  • К сожалению, психологические проблемы у подросших детей «охотниц за скальпами» нередко приводят к алкогольной и наркотической зависимости.
  • Идеалистические представления о себе и об окружающем мире не приносят ребенку счастья.

Мать-наседка: к чему приводит сверхзабота?

  • Выросшие рядом с такими матерями дети, не способны самостоятельно принимать решения, они инфантильны и психологически зависимы.
  • Благодаря «сверхзаботливой» маме, они теряют свою индивидуальность, их «Я» рассыпается.
  • Даже в зрелом возрасте такие дети остро нуждается в постоянной опеке и в самом скрупулезном уходе.
  • Мамы-наседки готовы прожить жизнь за своих детей. Но готовы ли к этому их выросшие дети?

Как избавиться от стереотипов заложенных в детстве — советы психологов

Что же делать тем кто, будучи в зрелом возрасте, обнаружил в себе негативное влияние матери и не хочет передавать этот «груз» своему ребенку?

Бесспорно, многие психологические проблемы и комплексы идут из детства. Как жить с ними и не повторять родительских ошибок?

Психологи утверждают, что виновниками 80% психологических травм в детстве являются родители. Как провести работу над ошибками и избавиться от негативных программ?

  • Мысленно вспомнить историю ваших отношений с матерью и, проанализировав их, выделить основные причины проблем. Затем, попытаться понять, насколько вы следуете установкам вашей мамы. Какую роль жизненный сценарий матери играет в ваших взаимоотношениях с ребенком?
  • На втором этапе работы над ошибками займитесь «стиранием» программы, оказывающей негативное влияние на вас.

Упражнение №1

Смысл данного упражнения заключается в «перепроживании» поступков матери. Закрыв глаза, необходимо представить свою мать в тех ситуациях, когда она (по вашему мнению) вела себя неправильно. Затем нужно проанализировать, как в похожих ситуациях вели себя вы? Если ваше поведение было аналогичным, простите себя и постарайтесь «стереть» чужую программу. Поймите, навязанный стиль поведения не принесет счастье ни вам, ни вашему ребенку. Перепроживая те или иные ситуации, ведите себя так, как требует ваша душа.

Упражнение №2

Попытайтесь абстрагироваться от «материнской» программы. Убедите себя в том, что данная программа больше не работает. Этот метод менее травматичный в психологическом плане. Постарайтесь запустить свою собственную программу, которая будет работать во благо вашего ребенка.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

Если самостоятельно не удается избавиться от негативного влияния родительской программы и смоделировать новую модель поведения с ребенком, нужно обратиться за помощью к опытному психологу. В данном случае главное не прятать голову в песок и не убегать от проблемы. Ведь вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он был счастлив. Мы уверены – у вас обязательно все получится!

Мама была неправа: как понять, что ваша мать эмоционально незрелая

Взрослый не только не всегда прав, он еще и не обязательно зрел. И когда такой человек становится матерью или отцом, его эмоциональная незрелость формирует и стиль его родительства, и проблемы, с которыми столкнутся его дети. Гештальт-терапевт и ведущая телеграм-канала «Ментальный пирог» Ирина Парфёнова объясняет, почему важно понимать эмоциональный статус своей матери.

Мать — это человек, с которым мы формируем свою первую привязанность. С ней мы проходим период вынашивания и появление на свет. Ее состояние во время беременности, сложность родов, ее характер и стиль взаимодействия с ребенком — все это закладывается в историю человека и играет важную роль в его последующей жизни.

Отец и другие значимые взрослые также влияют на жизнь ребенка, но в отношения с ними он переходит из диадных отношений с мамой. Поэтому в этой статье мы будем говорить исключительно об особенностях отношений с матерью.

Что такое эмоциональная зрелость

«Зрелость — синоним здоровья. Здоровый ребенок десяти лет зрел для десятилетнего ребенка; подросток — это зрелый подросток, а не преждевременно созревший взрослый. Взрослый, который здоров, зрел как взрослый, и это означает, что он прошел через все стадии незрелости, через все стадии взросления в более молодом возрасте».

Дональд Вудс Винникотт, «Мать и дитя»

В каждом возрасте у человека есть свои потребности и задачи, и если они удовлетворяются и решаются, то формируется ценный навык, который помогает в дальнейшей жизни. Так этап за этапом развивается эмоциональная зрелость. Неудовлетворенная потребность остается отпечатком в характере человека.

Поэтому зрелость не зависит от количества прожитых лет: женщина может родить в 20 лет и быть абсолютно зрелой личностью на свой возраст, а может в 40 быть далека от этого.

Мать, которая успешно прошла собственный процесс взросления, может опираться на себя в принятии решений, умеет поддерживать эмоциональную связь с другими людьми, спокойно переживает их инаковость и не склонна использовать других в своих интересах. Она может открыто говорить о своих чувствах и быть эмпатичной к чувствам других людей. Если возникает конфликт, она готова открыто искать выходы и работать над разрешением разногласий. Она отделилась от своих родителей в достаточной степени для того, чтобы построить собственную личную жизнь.

Однако так бывает далеко не всегда. Прошлое женщины может быть наполнено разными обстоятельствами, которые стали преградой на пути к ее зрелости: у нее могут быть сложные отношения с собственными родителями, она могла много болеть в детстве или пережить утрату значимого взрослого.

Все ситуации, где ей не хватило ресурсов, чтобы справиться, будут продолжать влиять как на ее собственное состояние, так и на ее отношения с ребенком.

4 типа незрелых родителей

Мать, задачи взросления которой не были пройдены, которая получила эмоциональную травму на пути становления, будет испытывать трудности. Например:

  • ей сложно выражать свои эмоции (либо слишком замкнута, либо склонна к аффектам);
  • она не склонна к эмпатии;
  • ей трудно устанавливать дистанцию: либо сильно сближается, нарушая границы другого, либо держит на расстоянии;
  • не принимает инаковость другого (если человек не вписывается в ее представления о том, каким нужно быть и как себя вести, она его либо отвергает, либо пытается переделать);
  • склонна использовать ребенка для удовлетворения своих потребностей (просит эмоциональной поддержки после ссоры с супругом, рассказывает ребенку, как другу, о своих взрослых и порой интимных переживаниях);
  • непоследовательна в действиях, неустойчива в своем мнении;
  • выбирает сиюминутные удовольствия в ущерб будущему (может потратить деньги на красивую одежду, не оставив на оплату квартиры, выбрать поддаться возбуждению с привлекательным человеком в ущерб семье);
  • эгоцентрична (конкурирует с ребенком за внимание или другие блага, может быть жадной или ревнивой);
  • имеет трудности с доверием (до наивности доверчива или, наоборот, подозрительна и насторожена).

Типы эмоционально незрелых родителей

Линдси К. Гибсон, эксперт в области трудных детско-родительских отношений и авторка книги «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей», выделяет четыре основных типа незрелых родителей.

1. Эмоциональные родители

Находятся во власти своих чувств, демонстрируя то чрезмерную вовлеченность, то ее резкое снижение. Они пугающе нестабильны и непредсказуемы. Та­кие люди одержимы тревогой и рассчитывают на то, что дру­гие помогут им почувствовать почву под ногами. Они воспринимают мелкие неприятности как конец света и уверены, что окружающие могут их либо спасти, либо покинуть.

Том, 35 лет: «Я думаю, моя неуверенность в себе идет из детства. Мать могла критиковать меня, говорить, что я сплошное разочарование и лучше бы меня не было, а на следующий день рассказывать, как она гордится мной и любит меня. Я никогда не понимал, что у нее в голове. Я не знал, чего от нее ждать».

2. Одержимые родители

Они компульсивно целеустремленны и всегда заняты, пытаясь довести до совершенства все, что их окружает, включая других лю­дей. Хотя они редко прерывают свою бурную деятельность на время, достаточное для того, чтобы почувствовать настоящую эмпатию к своим детям, они пытаются контролировать их жизнь и постоянно вмешиваются в нее.

Мария, 27 лет: «Моя мама — сильная и независимая женщина. Она красива и успешна и того же всегда ждала от меня. С детства я должна была хорошо учиться, достойно себя вести, показывать высокие результаты на олимпиадах и похудеть. Рядом с ней я часто чувствовала себя неполноценной. Что бы я ни делала, я не смогу стать такой, как она. Я хорошо справлялась с учебой, даже университет окончила с красным дипломом, а вот вопросы похудения для меня до сих пор остаются больным местом».

3. Пассивные родители

Не хотят ни во что вмешиваться и стараются не иметь дела с тем, что их расстраивает. На первый взгляд они кажутся более безобидными, чем родители дру­гих типов, но их поведение имеет свои негативные послед­ствия: они часто оказываются в тени доминантного партнера и иногда даже закрывают глаза на жестокое обращение с детьми и халатное отношение к ним. Пассивные родители приспосабливаются к жизни, стараясь не замечать серьезности проблем и игнорируя их.

Кэти Ханауэр «Страж и хранитель моей матери» (из книги «О чем мы молчим с моей матерью»): «Я десятилетиями боролась с тем, как отец вел себя сначала по отношению ко мне, а позже и по отношению к нам обеим: с его вспышками гнева, непостоянством, нарциссизмом, неугасающей потребностью все контролировать и подавлять окружающих, — но также я пыталась достучаться и до мамы, чтобы побыть с ней наедине и поговорить так, чтобы он не мешал. Я хотела не просто понять ее и разобраться в ее с ним отношениях; мне, признаюсь, хотелось заполучить хотя бы часть ее в свое распоряжение, ведь как-никак она была моей мамой!»

4. Отвергающие родители

Ведут себя так, что вы невольно задумываетесь: зачем им вообще нужна семья? Они пы­таются избежать эмоциональной близости и общения с детьми. Их терпимость к потребностям других практически рав­на нулю, а все взаимодействие с ними сводится к командам, скандалам или избеганию семейной жизни.

Некоторые бо­лее спокойные представители этого типа могут принимать участие в стандартных семейных занятиях, но от них так­же сложно добиться настоящей близости или вовлеченно­сти. По большей части они хотят, чтобы их оставили в покое и дали заниматься, чем им хочется.

Дмитрий, 29 лет: «Материнская любовь мне была жизненно необходима. Чем больше мать меня отвергала, тем более одержимым я становился. Я старался обратить на себя внимание любой ценой. Я был трудным ребенком. Только так мне удавалась почувствовать ее небезразличие, хотя бы через ее гнев и через наказание».

Как незрелые матери влияют на своих детей

Задача ребенка — выжить любой ценой. А для этого ему нужен взрослый, который будет заботиться о нем, кормить, защищать. Ребенок не может выбрать родителя: даже от холодного, непредсказуемого или несправедливого невозможно уйти. Поэтому детям приходится подстраиваться под отношения, которые уже есть, добиваться подтверждения связи, любой ценой сохранять любовь.

Задача матери — помочь адаптироваться ребенку после рождения. Чтобы слышать потребности ребенка, ей важно быть чуткой и внимательной к нему.

Природа позаботилась как о матери, так и о ребенке. Важную роль в формировании связи между ними играют гормоны пролактин и окситоцин, которые запускают в мозге матери программу репродуктивного поведения.

Пролактин обеспечивает выработку молока — этот процесс стимулирует младенец, когда начинает сосать грудь.

Окситоцин отвечает за эмоциональную привязанность, он же при естественном вскармливании обеспечивает отток молока из груди.

В это же время у ребенка формируются привязывающие формы поведения: жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают близость с матерью. Плач сообщает родителю, что малышу нужна помощь; а улыбка, лепетание, цепляние хотя в первые недели и не адресуются кому-то конкретно, однако стимулируют выброс окситоцина у матери.

Физическая связь рождает эмоциональную: когда ребенок начинает кричать от голода и тянуться к матери, она берет его на руки и дает грудь. Так крепнет двусторонняя связь между ними. Регулярная и своевременная забота о потребностях ребенка обеспечивает привязанность, которая необходима малышу для развития.

Потребности меняются по мере того, как малыш взрослеет. Когда родитель внимателен и отзывчив, это формирует зрелость ребенка. И тогда в будущем мы видим человека:

— с хорошо развитой эмпатией;
— без сложностей с доверием и близкими отношениями;
— уверенного в себе;
— понимающего, кто он;
— чувствующего свои потребности и умеющего их удовлетворять.

Три типа неоптимальной материнской отзывчивости

Существуют три типа нарушения отзывчивости:

  • слишком быстрая отзывчивость,
  • отложенная отзывчивость (в крайней форме — отсутствие),
  • непредсказуемая отзывчивость.

Слишком быстрая отзывчивость

Если мать слишком эмпатична, она может считывать потребности малыша еще до того, как тот сам их почувствует. Так случается, когда у женщины высокий уровень тревожности, она боится потерять малыша или избегает собственного одиночества.

Тогда ребенок не может научиться ощущать свои желания и делать что-то, чтобы их удовлетворить.

Во взрослом возрасте ему будет сложно понимать, чего он хочет, опираться на себя, брать на себя ответственность, формулировать и отстаивать свое мнение. В глубине души он как будто будет ждать, что его поймут без слов, и из-за этого часто чувствовать обиду и разочарование.

Отложенная отзывчивость

Мать реагирует слишком поздно либо не реагирует вообще. Женщина может страдать депрессией, переживать потерю, быть в состоянии выгорания или работать слишком много, чтобы прокормить семью. В таких случаях ребенку приходиться стараться из всех сил, чтобы его заметили.

Во взрослом возрасте это может привести к сомнениям, что человек достоин любви, или в убеждении, что любовь нужно заслужить. Возникает привычка к изоляции и безучастности. Хотя многие не помнят свои детские травмы, они проявляются в истории их дальнейших отношений.

Непредсказуемая отзывчивость

Регулировать свои эмоции труднее тем матерям, которые подверглись жестокому обращению: они в большей степени склонны применять неадаптивные стратегии ухода за своим ребенком — агрессивное поведение или эмоциональные выплески. Такой стиль отзывчивости характерен и для женщин, которые имеют алкогольную или химическую зависимость или тяжелое психическое расстройство.

Маленький ребенок в этом случае чувствует себя сбитым с толку: его родитель становится одновременно и человеком, у которого он ищет поддержки и утешения, и источником страха.

В результате ребенок не может выработать ясную и последовательную стратегию общения. Во взрослом возрасте он будет нестабилен в отношениях, может быть патологически ревнивым и токсичным.

«Достаточно хорошая мать» по Винникоту — не идеальная, а последовательная. Она слышит потребности ребенка и помогает ему, благодаря чему появляется эмоциональная связь. Также у нее есть силы, чтобы в стрессовое время выдержать эмоции ребенка.

Как мать мешает сепарации?

Ребенка важно поддержать не только в формировании привязанности, но и в становлении собственной идентичности. Это происходит через процесс сепарации — это психологический процесс отделения ребенка сначала от матери, а потом от обоих родителей.

Карина стала делать первые шаги. Малышка уже учится говорить, самостоятельно есть и ходить на горшок. Мать, с одной стороны, радуется за нее, а с другой — чувствует, как нарастает тревога. Ей страшно, что с дочерью может что-то случиться. Из-за этой тревоги она ходит за дочкой по пятам и старается не оставлять ее без присмотра.

Вскоре Карине пора в детский сад. При одной только мысли об этом ее мать пугается и решает оставить девочку дома: женщина все равно не работает и у нее полно времени, чтобы посвятить его любимой дочери. Так они живут до самой школы. Им хорошо вместе.

Когда девочка идет в школу, у матери начинаются проблемы со здоровьем. Карина очень беспокоится за нее, активно помогает ей по дому. Чтобы не тревожить больную маму, девочка сама ходит за продуктами, делает уроки без посторонней помощи и даже отказывается от художественного кружка, который ей так нравится.

В этом примере матери трудно переживать увеличение дистанции с Кариной. Тревога и слабое понимание своих желаний может не давать ей увидеть потребности дочери, и она превращается в инструмент для прикрытия собственной незрелости.

В дальнейшем, если ребенок не компенсирует свои потребности в других отношениях, ему также будет сложно понимать свои желания и выдерживать границы.

4 причины трудностей в сепарации

1. Неспособность даже представить себе отделение. Женщине может быть трудно допустить мысль о том, что ребенок может чувствовать и думать по-другому. Яркий пример описан в знаменитом анекдоте:

Мальчик поднимает глаза:
— Я что, замерз?
— Нет, ты хочешь кушать!

2. Тревожность и страх потери. Если женщина тревожна, она может думать, что мир опасен, и всячески пытаться оградить ребенка от бед. Например, не отпускает во двор гулять со сверстниками или провожает в школу до самых старших классов.

Страх дистанции в отношениях с ребенком часто связан и с опытом, который женщина получила уже во взрослом возрасте, столкнувшись с кризисом или потерей.

Например, потеря супруга становится сильным ударом и причиной невыносимых переживаний. Утрата может разбудить страх потерять и ребенка, который остался единственным близким человеком в жизни. Из-за этого страха женщина неосознанно сделает все, чтобы быть с ним вместе как можно дольше, пожертвовав личной жизнью собственного ребенка.

3. Невыносимое одиночество и собственная нереализованность. Когда у женщины нет постоянной важной деятельности, которой бы она могла заниматься, дети могут стать смыслом ее жизни. С ним она чувствует себя важной, востребованной, значимой. От этого возникает страх, что если ребенок будет жить своей жизнью, то она будет никому не нужна.

4. Желание не повторить ошибки собственных родителей. Чтобы ребенок не столкнулся с тем, что женщине пришлось перенести в детстве, она выбирает противоположный привычному паттерн поведения. То есть если ее родители долго отсутствовали, оставляли ее одну, что причинило ей немало страданий, то женщина с осознанной или неосознанной мотивацией «я точно не буду как мои родители» выбирает быть рядом как можно дольше.

Матери бывают разные. Некоторым удается поселить в своих детях надежность и уверенность, а некоторым — страх и чувство собственной неполноценности. Понимание особенностей отношений со своей матерью помогает лучше понимать себя и причины своих трудностей во взрослой жизни. А значит, дает ориентир в работе над собой.

Как личность родителей влияет на характер ребенка?

К аким должен быть родитель, чтобы быть примером своему ребенку? Ведь характер ребенка, как правило, образуется по образу и подобию характера его родителей. Как поведение родителей влияет на характер детей? Как родители могут негативно повлиять на детей? Как работать над собой, чтобы воспитать здоровую и уверенную в себе личность и сформировать сильный волевой характер – читайте в нашей статье.

Какие факторы формируют характер?

Характер ребенка формируется многими факторами. Важнейшим фактором воздействия родителей на ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Ребенок постоянно нуждается в любви и ласке родителей, испытывает огромную потребность в общении со взрослыми. Эта потребность может быть наиболее полно удовлетворена только в семье. Но родительская любовь, не подкрепленная культурой общения, элементарными знаниями в области воспитания, может принести и некоторый вред формированию личности. Так чрезмерная грубость также губительна как чрезмерная нежность и опека. Родителям нужно учиться понимать своего ребенка, не допускать всепрощения и нетребовательности к нему с одной стороны, а также жестокости и суровости – с другой. Мамам и папам нужно уметь видеть и положительное в своих детях, а еще их недостатки и ошибки в поведении, четко представлять себе, как помочь ребенку превратить их в сильные стороны своего характера.

Решающее значение в формировании характера имеют обстоятельства жизни в семье, образ жизни родителей и их образ мыслей, поведения, к которому невольно приобщается ребенок. В связи с тем, что дети очень подражательны, они копируют то, что воспринимают, особенно если это действует на них длительное время. Вот почему воспитание характера ребенка требует от родителей прежде всего оценки собственного образа жизни. Ребенок с самого раннего детства воспринимает образ жизни родителей, их отношения между собой, поведение, культуру общения и, как в зеркале, отражает это сперва неосознанно, по подражанию, а затем и сознательно, в силу любви и уважения к ним.

Влияние родительского воспитания закрепляется и приумножается в процессе совместной деятельности: игровой, и учебной, и трудовой. При этом ребенка нужно не только научить познавать наш мир в деятельности, но и учится управлять собой в этом мире.

Именно личные качества родителей, их взгляды, убеждения, отношения к старшему поколению, моральные принципы, отношение к труду, поведение в быту – весь образ жизни семьи, ее атмосфера, закладывают фундамент личности ребенка.

Как общение влияет на характер ребенка?

Дети – это отражение родителей, миниатюрная копия из хрусталя, которая может блестеть, радуя своей красотой, а может разлететься на тысячи мелких осколков. Всё это зависит от эффективности общения, от времени, уделённого ребёнку, от реакции родителей на разные жизненные ситуации, от способов решения семейных проблем.

Характер каждого ребенка неповторим, вместе с тем он содержит и то, что присуще всем членам семьи. Полнота и сила характера зависят от круга впечатлений и разнообразия деятельности близких людей. В семье, где дети получают богатые впечатления, активно участвуют в решении семейных задач, живут разнообразной жизнью, у них образуется богатый и активный характер.

Любая совместная деятельность требует общения, а в общении формируется общительность как важнейшая черта характера. Деятельность требует взаимодействия, в проессе которого формируются такие качества, как чуткость, внимательность, способность придти на помощь.

В современном мире, наполненном суетой и спешкой, родителям нужно учиться дружбе и общению с ребенком, с помощью которых они передают ребёнку те нравственные ценности, которые помогут взрослеющему человеку находить единственно правильное решение в преодолении трудностей, верно оценить свои поступки, достойно исправить ошибки. Каждый день задавайте ребёнку вопросы, очень много вопросов. Ведь правильно заданные вопросы воспитывают, наставляют, заставляют думать, затрагивают чувства, вызывают эмоции.

Для эффективного общения не нужно много времени, но оно будет качественным только тогда, когда родители с головой окунутся в водопад событий ребёнка. Выберите одно и тоже время, когда все члены семьи дома, собирайтесь за одним столом, ужинайте или пейте чай, обсуждайте важные для каждого из вас вопросы. Но помните, что беседа об утерянной кукле имеет такой же вес, как и разговор о подписании нового договора с партнёром. Через такие семейные обсуждения передается жизненный опыт и семейная мудрость.

Потребности, интересы, убеждения и чувства родителей дают представление ребенку об отношении одного человека к близким окружающим людям, к материальным и духовным ценностям, к самому себе. В отношениях проявляется сущность личности и ее характера.

Какое поведение родителей влияет на ребенка?

Стиль воспитания в семье — ежедневное поведение родителей по отношению к своему ребёнку. Родители, которым не хватает хороших родительских навыков, часто реагируют на плохое поведение ребёнка угрозами, физическим наказанием, криком, скандалами. Но это лишь загоняет проблему ещё глубже.

Гиперсоциальность – повышенная принципиальность, трудность достижения компромиссов. Это часто приводит к недоверию к возможностям детей, что выражается в настороженности и подозрительности, неверии в самостоятельность ребенка, перепроверке его действий, опеке.

Эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждения. От таких родителей часто можно услышать: «Мал еще знать! Не дорос понимать!» Ребенок не прав всегда. Он ждет, когда же он дорастет, чтобы знать, чтобы понимать, но этого не случается. И в 18 лет уже будучи юношей, он слышит от родителей: «Еще молоко на губах не обсохло, а он решил!»

Доминантность – стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими, которая выражается в большом количестве угроз, репрессивных мер, использовании постоянного контроля, который буквально обрушивается на детей и создает условия для повышенной невротизации.

Аффективность – склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, которая создает в доме суматошность, хаотичность, всеобщее возбуждение.

Сензитивность — повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться. Мелкие неудачи детей воспринимаются как масштабные трагедии, а легкие ушибы, как переломы или сотрясения мозга.

Обращаясь к родителям, Антон Семенович Макаренко говорил:

“Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.”

Какие ошибки допускают родители в отношениях с ребенком?

Наличие указанных личностных черт приводит к ошибкам в воспитании, к невротическим состояниям. В связи с проявлением недостаточной уверенности в себе, повышенной тревожности, эгоцентричности в поведении родителей по отношению к детям возникают следующие проблемы:

  • Непонимание своеобразия развития личности своего ребенка.
  • Неприятие своего собственного ребенка.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Этот фактор вызывает огромное нервно-психическое перенапряжение у детей.
  • Негибкость родителей в отношениях с детьми. Она выражается в недостаточном учете ситуации, несвоевременном отклике, предвзятости суждений, навязывании мнений.
  • Неравномерность отношений родителей к детям в различные годы их жизни. Недостаток заботы сменяется его избытком и наоборот. Это приводит к скачкообразному развитию психических явлений.
  • Непоследовательность в обращении с детьми. Обещания и угрозы, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованием и контролем, переход из одной крайности в другую

Советы родителям

Действуйте согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание ориентации и увлечения детей.

Будьте просты и непосредственны в общении, позволяйте выражать детям свои чувства и вовремя стабилизируйте возникающее у них нервное напряжение.

Будьте отзывчивы к нуждам и запросам детей.

Любите детей и всегда будьте к ним добры.

Родители, справляйтесь со своими личными проблемами, не перекладывайте их на хрупкие плечи детей и поддерживайте теплые отношения в семье.

Какое неправильное поведение родителей негативно влияет на успехи ребенка?

Резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию. Это способствуют невротизации личности ребенка, развитию приспособленческих реакций и других негативных черт характера.

Чрезмерные требования к ребенку без учета его возрастных возможностей и индивидуальных способностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.

Сравнивание ребенка (его дел и поступков) с кем-то другим. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой стороны – формируют негативизм, эгоизм и зависть. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

Грубая интонация, негативная эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Распространение негативной оценки деятельности ребенка на его личность. Это блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.

Негативная оценка деятельности ребенка, когда родители говорят: «Ты не умеешь рисовать, строить». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к этому виду деятельности, утрачивает уверенность в себе!

Как оценка родителей влияет на характер ребенка?

Дети в особой степени нуждаются в добром отношении к себе. Внимание, ласковое отношение, любовь согревают, ободряют, заряжают на результативную активность.

Из многочисленных исследований известно, что оценка родителями детей становится оценкой детьми самих себя. Установлено, что при длительном захваливании ребенка в семье у него формируется установка собственного превосходства и исключительности. Такой ребенок все время и везде требует привилегий, и такое поведение становится привилегированным по отношению к самим родителям, которые часто страдают от “маленького принца или принцессы”, живя только интересами своего ребенка в ущерб своим. Чувство обиды типично для захваленного, что способствует образованию тяжелого характера.

Но есть и другая крайность – это постоянный укор ребенку. Иногда можно применить наказание ребенка за серьезный проступок, но нельзя постоянно и систематически подчеркивать его недостатки, если даже действительно они и есть. Гёте писал, что в отношениях с людьми (особенно с детьми) частое подчеркивание их недостатков никогда не позволит сделать людей лучше.

Переоценка и недооценка личности ребенка в целом или его способностей имеют далекие и весьма тяжелые последствия для формирования характера. Поэтому изучайте своих детей, замечайте их сильные и слабые стороны.

Всегда проявляйте уважительное отношение к вашему ребенку в любом возрасте – это значит проявлять внимание к его нуждам и запросам, влечениям, интересам; терпеливо выслушать и постараться понять, что он хочет и почему хочет. Одобряйте положительные поступки и создавайте условия для проявления всего хорошего и доброго, что есть в каждом ребенке – это значит закрепляйте все хорошее и положительное в личности, терпеливо разъясняйте пользу или вредность тех или иных намерений и поступков.

Уважение и любовь всегда сочетайте с разумной требовательностью.

Итак, возникает два самых главных вопроса: “Как хвалить?” и “Нужно ли высказывать отрицательную оценку?”. Прошу быть внимательными, здесь речь не идет о наказании, а только об оценке поступков.

Об этом нельзя говорить коротко, но я постараюсь поделиться своим опытом, что действительно проверено и работает. Начнем с похвалы. Чем младше ребенок, тем больше положительных оценок он получает от взрослого. Это еще заметила Агния Барто: “Она прибавила сто грамм! Ну девочка, ну умница!” Чем старше становится малыш, тем больше оценивайте его деятельность: “Ты смело делаешь первые шаги! Меня восхищает, как чисто ты вытираешь пыль!” и так далее. Все что хорошо получается у ребенка, возносите до небес, но делайте это адекватно. Маленькие дети любят приносить радость самым близким людям. Поэтому при оценке находите взаимосвязь между деятельностью ребенка и вашим настроением. Детям постарше, начиная с пяти-шести лет необходимо указывать на промахи, неудачи, ошибки, но делать это ободряюще. В этом случае помогает известный метод “бутерброда”: хвалим – указываем на негативное – хвалим на перспективу. Например: ты отлично поработал, решил все примеры, но сегодня в решении есть одна ошибка, будь внимательнее, я уверена, что завтра ты решишь все намного лучше.

Хочется поделится золотым правилом воспитания: лучше и проще поощрять правильное поведение, чем наказывать за ошибки.

И самый главный совет родителям – всегда выполняйте свои обещания, даже если это обещание наказать!

Нельзя наказывать ребёнка лишением прогулки, тем более лишением пищи. Сделайте так, чтобы прогулка утратила свою увеселительную функцию. Можно наказать тем, что не пойдёте кататься на горку или качели. Идите гулять в любом случае, но не развлекаться – это может быть просто пешая прогулка вокруг дома или по двору, во время которой у вас есть возможность откровенно поговорить с ребёнком о его проступке.

Оценивайте поступки и действия ребенка, но не личность, наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на вашу оценку, и соответсвенно своим наблюдениям выстраивайте дальнейшие отношения.

Когда дочь училась в первом классе, она однажды пришла и сказала, что в школе будет проходить конкурс талантов, что она уже записалась и будет петь песню “В лесу родилась ёлочка”. Я, обалдевшая от новости, чуть не выпалила: “Какая песня! У тебя же нет голоса, да и поёшь ты не очень!” Но вместо этого собралась с мыслями и сказала, что помогу дочке подготовится к конкурсу, пусть попробует свои силы. Мы нашли минусовку песни, репетировали каждый день, одним словом готовились. Аня перед конкурсом сказала: “Мама, понимаешь, я хочу узнать, что такое быть на сцене, когда на тебя смотрит много людей, хочу испытать себя, услышать себя со стороны”. В конкурсе Аня не прошла во второй тур, но она извлекла из этого свой урок, пережила свой личный опыт, оценила сама и свой голос и свои силы в пении, сделала свои выводы. А я бы могла посеять в ней зерно неуверенности в себе, что она какая-то не такая, создать почву для комплексов. Прислушивайтесь к своим детям, помогайте им приобретать свой опыт.

Подведем итоги

Прочитав нашу статью, надеюсь, что родители научатся видеть недостатки у себя, а не только в ребенке, перестанут требовать того, в чем сами не являются примером. Прекратят приписывать детям вредный характер, оказывающийся на поверку защитной реакцией в ответ на неимоверные требования взрослых. Вы сможете установить ровные, доверительные и эмоционально теплые отношения с детьми, которым так не хватает простой родительской душевной щедрости.

Ваша главная родительская обязанность – терпеливо и убедительно объяснять ребенку, почему он должен вести себя так и почему нельзя иначе, рассказывать о последствиях положительного и негативного поведения.

Проанализируйте свои родительские ожидания. Насколько они реальны и соответствуют способностям вашего ребёнка? Уважение и любовь сочетайте с требовательностью, а требовательность повышайте по мере взросления сына или дочери. Приложите все усилия, чтобы избегать грубых ошибок в воспитании самого дорого и прекрасного – вашего ребенка.

2 комментария

Отличная статья! Хотелось бы побольше практических советов, как реагировать в той или иной ситуации

Добрый день, очень приятно видеть отклик. Это статья-размышление, основная идея которой заключается в том, что родитель — пример для подражания. Статья-призыв приглядеться к себе, как к родителю: а все ли я правильно делаю, как и что говорю, а выполняю ли обещания? Обязательно будут статьи, в которых мы будем более подробно разбирать конкретные ситуации и поведение в них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: