Как научить ребенка читать по слогам? Методики – плюсы и минусы

Как правильно и быстро научить ребенка 5-6-7 лет читать по слогам в домашних условиях

Родители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого?

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

Когда ребенок готов учить слоги?

Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:

  • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
  • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
  • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
  • не имеет значительных искажений при произношении.

Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.

Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.

Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

Методики

Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.

Обучение по методу Домана

Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.

Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти.

Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.

Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.

Чтение по слогам

Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.

Читайте также:
25 полезных хобби для развития талантов у дошкольника

Чтение по складам

Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.

При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.

Кубики Зайцева

В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.

На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.

На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.

В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.

Методика Н.Жуковой

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.

Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.

В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС – АЭС или АСЭ.

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.

При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.

Как научить ребенка складывать свои первые слоги?

Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь.

Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы”.

Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных, постепенно переходя к глухим.

Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р”

Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З”

Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ”

Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать.

Как быстро научить ребенка чтению

Как научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?

  • Научите сначала ребенка соединять гласные и произносить их слитно: АУ, УА, ОУ.
  • Затем переходите к слогам, в которых сочетается гласные и согласные: МА, БА, ДА.
  • Лучше начать обучать ребенка с букв “М” и “А”, так как их сочетание знакомо ему с рождения, оно лежит в основе самого простого слова – “мама”.
  • Тяните первый звук, а затем присоединяйте к нему второй: М-М-М А-А-А, МММААА. Обратите внимание, в букваре Жуковой на картинке показано, как буква “М” бежит к букве “А” и затем они соединяются в слог “МА”.

  • После того, как ребенок освоит прямые слоги (согласная – гласная), переходите к изучению обратных слогов (гласная – согласная): АМ, УМ, УС.
  • Соединяйте буквы по принципу звонкий – глухой, чередуя и комбинируя: ПА-БА, ЗА-СА.
  • Читайте слоги, начинающиеся с согласных также медленно, на распев.
  • Произносите и читайте согласные также как звуки: М-М-М, С-С-С.
  • Учите ребенка сначала читать простые слова, состоящие из 1 слога:
    ДОМ, КОТ, РОМ.
    Затем из слова 4 букв, 2 слогов: МАМА, БАБА, ПАПА, МЫЛО
    Затем из 3 слогов и более: МОЛОКО, СОРОКА.
  • Учите малыша читать простые тексты и сказки с повторяющимся сюжетом: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”.

Таким образом, мы учимся читать по слогам наиболее эффективно.

Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам, Учимся читать слоги в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам.

Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.

Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки.

Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы.

Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике.

Слоговая таблица

Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.

Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.

Читайте также:
Идеи подарков на выпускной в саду: для детей, воспитателей, няни, заведующей

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.

Как научить ребенка читать по слогам. Методики – плюсы и минусы

Содержание статьи:

Ваш ребенок быстро подрастает и уже знает буквы? Пора заняться обучением маленького человечка чтению по слогам. Как быстро добиться хороших результатов? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны методик, которые сегодня используют большинство родителей.

Как определить, готов ли ребенок к обучению?

Современные мамы и папы пытаются загрузить ребенка множеством разнообразных знаний чуть ли не с пеленок. К сожалению, это может нанести вред и физическому здоровью детей, и их психологическому состоянию. Прежде чем научить ребенка чему-либо, задайте себе вопрос — а готов ли к этому мой малыш.

Начинать обучение чтению можно, но при определенных условиях…

  • Речь ребенка полностью сформировалась, он умеет выражать мысли связными предложениями.
  • Фонематический слух развивается нормально, позволяя различать звуки не только в начале или конце слова, но и в середине.
  • Малыш не имеет логопедических отклонений — нарушений в мелодике и ритмичности речи, неправильного произношение ряда звуков.
  • Кроха не путается в пространстве, четко различая понятия «верх — низ» и «налево — направо».

Популярные методики чтения по слогам

Существуют 2 основных, являющихся противоположностью друг друга, способа обучения — фонетический и лингвистический.

  1. Фонетический метод берет за основу алфавит. Малыш сначала учится произносить правильно звуки и буквы (фонетика), затем складывать их в слоги и слова.
  2. Лингвистический метод, использующий науку о строении языка, предполагает начинать обучение на известных, часто используемых словах, которые читаются так же, как и пишутся.

Самым известным и проверенным многими поколениями родителей способом является букварь. Кроме того, молодые родители используют кубики Зайцева или методику Домана. Есть еще десятки методик различных авторов от традиционных до суперсовременных.

Учимся читать по букварю

На рынке детской литературы появилось множество пособий по обучению чтению. Чтобы не растеряться в этом разнообразии, остановимся на самом классическом варианте — букваре Н. Жуковой, кандидата педагогических наук и известного логопеда. Книга объединяет в себе классический способ обучения с оригинальным, разработанным автором, логопедическим методом.

В букваре Н. Жуковой за единицу чтения принята не буква, а слог. Автор наглядно, путем графики, объясняет, как он образовался.

Информация в книжке подается доступно, от простого материала к сложному. Сначала кроха объединяет в слог одни гласные буквы, затем присоединяет согласную к гласной и, наконец, знакомится со слогами из трех букв. Далее идут односложные слова, затем состоящие из 2 слогов, и так далее. Букварь не перегружен картинками, они только помогают малышу, не отвлекая его от главного.

Плюсом обучения чтению по букварю Жуковой является наглядность и простота метода, а также наличие справочной информации для родителей. К недостаткам можно отнести монотонность обучения, которая вызовет у малыша скуку. Дети любую информацию лучше воспринимают в игровой форме, а с букварем нужно спокойно сидеть за столом.

Кубики Зайцева

Методика Зайцева появилась в 1989 году и за долгие годы существования доказала свою эффективность. Она интенсивно развивает такие необходимые для малыша функции, как память, абстрактное и логическое мышление.

Н. А. Зайцев, известный педагог-новатор, является автором большого количества пособий, но его кубики пользуются особой популярностью. Они позволяют получать информацию с помощью не только зрительного, но и слухового восприятия. Кубики имеют разные размеры, разноцветную окраску и, кроме того, издают звуки, так как внутри находятся различные наполнители. Малыши учатся отличать глухой звук от звонкого, сравнивают звучание кубиков со звуками речи человека.

Такой способ обучения чтению предложил еще Лев Толстой, положивший его в основу азбуки, а Зайцев великолепно адаптировал его к современным условиям.

  • Золотистые кубики с гласными буквами.
  • Коричневые («деревянные») кубики обозначают глухой склад.
  • Серые представляют склады со звонким звучанием.
  • Зеленые и белые — знаки препинания.

Кубики Зайцева имеют разный размер и вес, что ускоряет обучение. Малыши в восторге от занятий, так как все проходит в занимательной игровой форме. Из кубиков строят дома, замки или дороги, проговаривая при этом склады. Дети быстро осваивают информацию и учатся читать в короткий срок.

К недостаткам метода можно отнести то, что звучащие кубики могут рассеивать внимание крохи, мешая сосредоточиться на главном. Кроме того, неизвестно, как ребенок, учившийся читать с кубиками Зайцева, будет справляться на уроках со школьным букварем.

Нужно ли использовать новейшие методики для обучения детей чтению

Кроме классического букваря и кубиков Зайцева, сегодня имеются десятки методик, по которым рекомендуются учить малыша чтению по слогам. Все ли они подходят для наших детей?

Возьмем, к примеру, методику Павла Тюленева, который советует научить ребенка читать еще до того, как он начнет ходить. Господин Тюленев предлагает убрать подальше от глаз новорожденного яркие игрушки, разноцветные пеленки и красочные обои. На стене нужно развесить портреты родителей, а с 2-х месяцев — геометрические фигуры и буквы. С 3-х месяцев на стенах должны висеть математические формулы. Согласитесь, поневоле задумаешься об адекватности методов автора и его самого!

Еще в одной методике написано, что детям, вместо карточек и кубиков с буквами, нужно пользоваться пишущей машинкой или компьютером. Так и хочется спросить у автора идеи, а что будет со здоровьем крохи после таких занятий?

Как научить малыша чтению по слогам без слез и упреков? Советы логопеда

Если ребенок уже знает все буквы и правильно произносит звуки, научить его чтению по слогам не составит труда.

  • Проблема может возникнуть из-за того, что кроха не захочет учиться. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка и заставлять его заниматься силой. Просто ваш малыш еще не готов к обучению.
  • Не нужно тратить более полугода на обучение 3-4 летнего малыша, травмируя его психику, если к пяти годам он сам проявит интерес к чтению и осилит эту науку всего за месяц. Лучше читайте ребенку больше интересных занимательных книжек, каждый раз делая акцент на том, как это хорошо — уметь читать.
  • Все занятия нужно проводить в игровой, непринудительной форме. Возьмите 2 кубика или карточки с буквами и устройте игру в догонялки. Пусть буковка М догоняет букву А. Объясните крохе, что произойдет, когда они встретятся. Произнесите слог МА медленно и четко, чтобы малыш понял и смог повторить.
  • Для первых занятий выбирайте простые, состоящие из 2-х букв слоги, которые встречаются чаще других БО, МА, РУ и другие. Когда малыш поймет, как буквы соединяясь, образуют слог, переходите к более сложным примерам с шипящими и глухими согласными ША, ТЕ, ХА.
  • Теперь можно знакомить кроху со слогами, где на первом месте стоит гласная буква — АХ, ЕМ, УС. После того как ребенок хорошо освоит слоги, начинайте учить его соединять их в слова. МА-МА, ПА-ПА, РА-МА. Не торопите и не ругайте малыша, если новые знания ему даются нелегко. Со временем все у него получится! Не забывайте закреплять пройденный материал.

Если он любит строить, используйте кубики с буквами. Нравится рисовать, рисуйте вместе с ним буквы и слоги. На прогулке спросите, как зовут знакомого малыша, и попросите ребенка произнести его имя по слогам. Поищите на вывеске магазина знакомые слоги.

Педагоги, врачи и психологи спорят относительно того, в каком возрасте начинать учить ребенка читать. На самом деле, только мама, досконально зная своего малыша, может понять, когда тот уже готов к обучению.

Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать? — вопрос, которым рано или поздно задается каждый родитель. Полки книжных магазинов пестрят учебниками и пособиями на любой вкус и карман, в Интернете в свободном доступе размещено большое количество уникальных авторских методик… Как разобраться во всем этом многообразии? И вообще во сколько лет уже можно начать обучение чтению, чтобы в будущем получить хорошие результаты? Давайте разбираться вместе.

Когда начинать

Здесь мнения психологов, логопедов и педагогов разделились. Например, автор методики МИР (система максимально раннего развития) Павел Тюленев считает, что «Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий». У него вообще достаточно радикальный подход к детскому воспитанию. По его мнению, начинать обучение ребенка чтению с 6-7 лет — это катастрофически поздно.

Другой специалист, но уже американский, Глен Доман, который придумал метод целых слов, говорил: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого — намного легче, чем шестилетнего!» С ним практически солидарен известный педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев (метод «Кубики Зайцева»), вот его слова: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Но вот ведь незадача. Оказалось, что детишки, которых слишком рано научили читать, в большинстве своем столкнулись с проблемами в социальном развитии. Психологи выяснили, что таким малышам очень трудно пришлось в детском коллективе в саду. А все из-за того, что они пропустили один из этапов своего развития, в котором формируются навыки социализации, поскольку учились в это время читать! Кроме того, логопеды обнаружили, что такие малютки совсем не понимают смысла прочитанного текста, они просто научились правильно складывать определенные «символы» в слова.

Кого же слушать? Когда начинать учить ребенка читать? — спросите вы. Предлагаем руководствоваться здравым смыслом. Согласитесь, никто не знает вашего ребенка лучше вас, а значит определить, когда можно начинать обучать чтению своего малыша можете только вы сами. Как? Есть определенные физиологические признаки, выделенные психологами, которые помогут вам сориентироваться:

  1. Ваш ребенок уже разговаривает предложениями.
  2. Фонематический слух достаточно развит. Как его определить? Если малыш в состоянии выделить общий звук в нескольких словах (например, «ш» в словах «кошка, шубка, мышь»), или подобрать слово на заданные вами буквы (например, попросите ребенка подобрать слово, начинающееся на букву «к» и заканчивающееся на «а»), то он готов к обучению.
  3. У ребенка отсутствуют серьезные логопедические проблемы.
  4. Ориентация в пространстве сформирована на определенном уровне — кроха различает «право» и «лево», «верх» и «низ» и так далее.

Если все четыре признака наблюдается у вашего ребенка, можете смело приступать к обучению. По статистике большинство детей готовы к этому уже примерно к пяти годам.

Речевые центры чтения развиваются к 6-7 годам. То есть, нужно или не нужно учить малыша читать раньше — это уже выбор каждого родителя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Методы обучения чтению

Несмотря на разнообразие методик, решающих вопрос как научить ребенка читать, среди них выделяют всего три направления, три способа обучения, три разных подхода, в каждом из которых есть минимальная единица чтения.

Звуковой метод

Это традиционная, знакомая нам и поэтому понятная методика. Вспомните, раньше только так учили читать детей от 3 до 6 лет. Минимальная единица здесь — звук и буква. Сначала ребенку называют звук, а потом показывают соответствующую букву. Плюс этого метода: он не только учит правильному чтению, но дает и более грамотный звуко-буквенный анализ, и осознание прочитанного текста. Минус: определенная сложность в построении звуков в слоги. Посудите сами, почему вдруг, например, из звуков «д» и «о», получился слог «до»…

Теоретически сюда можно отнести и уже упомянутую нами систему максимально раннего развития Павла Тюленева. Он предлагает показывать карточки с буквами и называть их с самого рождения! Однако есть одно условие — в поле зрения ребенка при этом ничего не должно попадать. Готовы ли вы к такому радикальному «воспитанию»?

Метод целых слов

Еще один способ для обучения «с пеленок». Минимальная единица чтения здесь — целое слово. Суть в том, что ребенку показывают карточки со словами, которые он должен запомнить. Со временем, малыш начинает узнавать эти слова везде — на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и так далее… Методика обучения целыми словами была очень популярна в 90-е годы. Преимущества ее в том, что ребенок вроде как быстро накапливает словарный запас. Но, тем не менее, не каждый малыш может запомнить информацию в таком объеме. Кроме того, очень многие дети эти слова не узнают, если они написаны другим шрифтом или цветом.

Придумал способ американский ученый Глен Доман. Практика показала, что его метод отлично подходит для обучения чтению глухих малышей. В англоязычных странах он также популярен, так как слова там не изменяются по родам и падежам. В русском же языке существует большое количество словоформ, которые также нужно запоминать отдельно. Иначе ребенок в последствии не может или даже не хочет изменять слова правильно по числам, родам и падежам.

Метод чтения по складам

Этот способ известен в России очень давно. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что самая минимальная единица чтения является не звук и буква, а склад. Кстати, он же отрицал звуковой метод, который начал проникать в Россию во второй половине XIX, так как считал его неестественным и противным «духу русского языка и привычкам народа».

Данный метод опирается на так называемые склады — это сочетание согласных и гласных букв (ПА, МА, СЕ, КУ и так далее). Также лингвисты считают, что из складов состоят и одиночные согласные и гласные буквы. Попробуйте произнести Б: сначала вы сжимаете губы в трубочку, а потом выдыхаете воздух — получается склад — согласный плюс гласный. Тоже самое с гласными. Вы сначала напрягаете определенные мышцы, чтобы произнести букву А, а потом уже выдыхаете струю воздуха — и снова склад: опять сочетание согласного и гласного звуков.

Кстати, достаточно распространенные сейчас «Кубики Зайцева» основаны как раз на методе обучения по складам. Правда сам автор этого способа — питерский ученый Николай Александрович Зайцев — привнес в него много своих уникальных разработок. Так, он поместил склады на кубики и в таблицы. С помощью них ребенок в игровой форме учится читать. Однако Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Плюсы этой методики в том, что ребенок сразу воспринимает слог как единицу чтения. Но есть и минусы: не все дети потом могут отличить звук от целого слога — когда их просишь выделить звук, они называют целый слог, который прочитали.

Несмотря на то что у каждого метода есть свои плюсы и минусы, специалисты считают, что традиционный звуковой на сегодняшний день пока самый лучший. И действительно, многие родители в поисках ответа на вопрос как научить ребенка читать, пробуют разные способы, но часто возвращаются к первому, давно принятому в нашей стране.

Общие принципы

Итак, начинаем учить ребенка чтению. Сначала мы знакомим его со звуком, просим найти этот звук среди других, а также в слове, определить позицию этого звука в слове (начало, середина или конец).

Не заставляйте ребенка запоминать каждую букву, закрепляя картинкой: А — аист, Б — баран. Этот способ хорош только для запоминания азбуки, но не для обучения чтению. Посудите сами, у ребенка откладывается в голове, что М — медведь, а А — аист. В итоге, малыш путается — получается, что из чередования «медведя» и «аиста» выходит слово МАМА.

Родители, которые не знают как научить ребенка читать, знакомят его сначала с буквами. Он запоминает их название: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ… Но когда буквы начинают складываться, то простое слово МАМА звучит как эМАэМА, малыш не понимает какое слово прочел. Показывая буквы, их обязательно нужно называть так, как они звучат. Если в алфавите мы, к примеру, называем эМ, то ребенка учим, что это Мммм, потому что нам нужно будет потом соединить ее с гласным звуком и прочитать с гласной буквой. Пусть процессы узнавания букв и соединения их в слоги идут у вас параллельно — так будет легче научить ребенка.

Очень важно прочитывать слово так, как оно написано, чтобы не было оглушений звонких согласных, замены звука О на А в безударной позиции и так далее. Написано МОЛОКО, значит и ребенок должен прочитать также, а не МАЛАКО, как принято произносить.

Когда мы только знакомим малыша с буквами, желательно, чтобы они имели четкие очертания без каких-то дополнительных витиеватостей, украшательств, элементов. Учитывайте это при подборе азбук и букварей.

Для закрепления навыков и осознанности чтения нужно давать ребенку возможность составлять слова из букв разрезной или магнитной азбуки. Также учтите, что малыш быстро утомляется, поэтому не стоит его заставлять часами читать толстую книжку сказок народов мира.

Правила обучения чтению

Если вы самостоятельно решили научить ребенка читать, то следуйте определенным правилам:

  • помните, что применять сразу несколько методик обучения очень опасно;
  • не используйте методики частично, например, будет ошибкой в системе Зайцева учить одними кубиками, или одними таблицами;
  • неукоснительно соблюдайте все рекомендации автора выбранной вами методики;
  • создайте малышу комфортную среду для обучения;
  • следите за тем, чтобы вашему ребенку нравился сам процесс.

Вы уже определились с тем, как научить ребенка читать? Поделитесь своими мыслями в комментариях. Также будет интересно узнать о вашем опыте обучения малыша. С какими проблемами столкнулись и как их решили?

Как правильно научить ребенка читать по слогам

«Нынче в школе первый класс – вроде института», – пела звезда эстрады Алла Пугачева в 80-е годы. С тех пор учиться первоклашкам проще не стало. Через школьный порог большинство детей переступает, уже умея читать и писать. Поэтому многие родители пытаются научить своего ребенка читать собственными силами. Как правильно это делать – рассказывают специалисты BrainApps.

5 ключевых преимуществ чтения для ребенка

В жизни ребенка чтение играет важную роль и дает ряд преимуществ:

  1. Расширяется кругозор. Читая сказки, стихи, рассказы, малыш узнает о разных природных явлениях, видах животных, профессиях, городах и странах. Эти знания составляют надежный фундамент для успешного освоения разных школьных предметов.
  2. Пополняется лексический запас. Малыш постигает новые слова и начинает использовать их в общении. Это позволяет с легкостью выражать свои мысли и желания, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. Повышается уровень грамотности. Ребенок зрительно запоминает образы слов, которые видит в книгах, и безошибочно отображает их на письме. Многие люди пишут без ошибок, хотя утверждают, что помнят мало правил. Секрет этого явления часто напрямую связан с любовью к чтению.
  4. Развивается память и внимание. Пересказывая прочитанное, дети учатся правильно воспроизводить полученную информацию.
  5. Появляется хорошая альтернатива современным гаджетам. Уделяя полчаса времени изучению интересной книги, юный читатель вынужден отвлечься от обязательных атрибутов современного детства: планшета, смартфона и других устройств, к которым дети тянутся чуть ли не с рождения.

Типичные ошибки родителей

Мамы и папы желают детям только добра, но часто допускают ошибки, которые мешают успешно научить ребенка читать по слогам. Типичные ошибки родителей:

  • Принудительные занятия. «Садись заниматься, мы должны научить тебя хорошо читать, а то в школе двоечником будешь», – подобные фразы недопустимы. Применяя давление, можно надолго отбить у малыша желание учить буквы и слоги.
  • Неудачное подобранное время. Если ребенок устал, плохо себя чувствует или увлечен какой-то игрой, не стоит приступать к занятиям.
  • Неправильный подход. Эта ошибка характерна для большинства взрослых, которые взялись научить ребенка правильно читать слоги.

Некоторые родители в первую очередь учат с малышом буквы, произнося: «Эс», «Эн», «Бэ», «Дэ». А усвоив весь алфавит, радостно приступают к этапу чтения по слогам. Но тут их подстерегает сюрприз. Малыш начинает вместо «баба» читать «бэабэа», а вместо «дуб» – «дэубэ». Что тут скажешь? Как научили – то и получили.

Чтение в домашних условиях – оптимально с 5-го года

В каком возрасте можно научить читать по слогам ребенка? Для большинства детей благоприятный период обучения – возраст пяти лет. К этому периоду у дошкольников формируются мышцы глаза, которым не нужна ранняя чрезмерная загрузка.

Некоторые родители пытаются неоправданно опережать события и учить буквы чуть ли не с пеленок. Что ими движет? Зачастую – желание показать превосходство своего малыша над сверстниками или стремление вырастить вундеркинда. Современные психологи советуют обдуманно подходить к применению передовых методик раннего развития. Часто по прошествии нескольких лет «супер-методику» развенчивают, доказывая ее недостатки. Но к тому времени уже вырастает поколение детей, над которыми экспериментировали их родители. Поэтому, прежде чем применить ту или иную методику в развитии (в том числе, в обучении ребенка чтению по слогам), почитайте отзывы специалистов и мнения родителей.

Мы же дадим общие классические рекомендации, проверенные годами. А какой методике отдать предпочтение – выбор за вами.

Признаки готовности

Чтобы определить, готов ли ваш ребенок учиться читать по слогам, обратите внимание на следующие параметры:

  • Малыш связно разговаривает полными предложениями. Он способен рассказать, где он был, что видел. Может составить мини-рассказ.
  • Ваш сын или дочь обладают хорошим фонематическим слухом: могут определить, с какого звука начинается слово или каким заканчивается. Этому способствует игра «В города», когда надо называть слово, которое начинается с того звука, на который закончилось предыдущее. Тематика может быть разная, не обязательно связанная с городами.
  • Ребенок нормально ориентируется в пространстве, понимая суть понятий «под», «над», «сзади», «впереди», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
  • В речи отсутствуют логопедические нарушения. То есть дошкольник внятно и чисто произносит звуки (не картавит, не гнусавит, не шепелявит). Чистоте речи способствует отсутствие «сюсюканья», когда окружающие взрослые ясно и четко разговаривают между собой и с детьми.

Если все приведенные факторы характерны для вашего ребенка, значит, он созрел для обучения. Если не все перечисленное имеет место, то это не повод для грусти, а руководство к действию: вам будет понятно, в каком направлении работать. А буквы и слоги еще выучите – все только начинается.

11 ступеней обучения

Процесс обучения чтению по слогам, можно разделить на несколько ступеней.

1. Покупка букваря

Отправьтесь в книжный магазин и рассмотрите буквари, которые предлагают разные издательства. От того, какой будет эта обучающая книга, во многом зависит интерес ребенка к чтению. Важен формат (должен быть удобен для держания в руках), шрифт, качество бумаги. Многие родители, когда решают научить ребенка читать к пяти-шести годам в домашних условиях, пользуются букварем Н.Жуковой.

2. Знакомство с гласными звуками

Гласные звуки можно тянуть, петь. Это а, о, у, ы, и, э. «А как же я, ю, е?» – удивляются некоторые родители. Это буквы, которые могут обозначать на письме по два звука. Например, звуки «й» и «а» – буква «я». Но не всегда. Например, в слове «песня» буква «я» обозначает звук «а», а стоящая перед ней буква «н» – мягкий звук «нь». Но, конечно же, малышам вы не будете сразу объяснять такие тонкости. Главное, чтобы вы сами не путались в понятиях и осознали, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Буква может обозначать звук (звуки) на письме.

3. Изучение согласных

Как мы уже обращали внимание, согласные звуки надо произносить правильно: б, н, м (а не «бэ», «эн», «эм»). Сначала следует познакомиться со звонкими согласными, потом – с глухими и шипящими. Чтобы запомнить визуальный образ буквы, полезно:

  • Рисовать ее в воздухе.
  • Находить вокруг себя предметы, похожие на эту букву (например, «п» – турник, «с» – долька лимона).
  • Обращать внимание, чем отличаются похожие буквы.

4. Составление слогов

Озвучьте ребенку, как две буквы соединяются в слог. Прочитайте его сами. Попросите малыша повторить. Если ошибся – мягко поправьте. Он должен запомнить правильный вариант, чтобы потом не переучиваться. Если дите устало, отворачивается от букваря – не настаивайте. Прекращайте занятие. В первое время занимайтесь не дольше десяти минут.

5. Закрепление пройденного

Знакомство с новыми слогами следует начинать с закрепления пройденного. Помимо занятий это можно делать в другое время, ненавязчиво. Например, увидев знакомые буквы и слоги на афише, витрине или объявлении. Малыш должен запоминать зрительные образы.

6. Открытые и закрытые

Легче сначала изучать открытые слоги (которые заканчиваются на гласные). После этого можно осваивать закрытые.

7. Простые слова

Когда вы научите своего ребенка читать первые слоги, то можно переходить к простым словам: «Ма-ма», «па-па», «Ма-ша», «ду-да». После этого попробовать коротенькие односложные слова из трех букв, где к знакомому слогу приставляется одна буква. Например: «кот», «мак», «дуб».

8. Не забывайте о паузах

Иногда малышам легче постигать чтение нараспев. Но некоторые дети, которых учили таким образом читать, начинают просто петь целые абзацы, не делая паузы ни между словами, ни между предложениями. Впоследствии такую манеру тяжело искоренить. Поэтому лучше сразу обращать внимание на такие моменты и не забывать о паузах.

9. Читаем предложения

Когда маленький ученик успешно освоил несколько слогов, то он может прочитать первое предложение. Например, классические: «Мама мыла раму», «Раму мыла мама». Заметьте, здесь каждое слово состоит из двух открытых слогов.

10. Не забывайте о похвале

Успехи маленького читателя непременно надо отмечать и поощрять. Искреннее мамино восхищение, слова «умница», «молодец» всегда будут радовать. В свои 5 или 6 лет научившийся читать малыш будет чувствовать себя настоящим героем.

11. Первая книжка

Букварь – это учебное пособие. А первая книжка, которую ваш ребенок прочтет собственными силами, может стать настоящей семейной реликвией. Сохраните ее, и подросший сын или дочка с интересом будут перелистывать свою детскую книжечку, спустя несколько лет.

Дружба с книгой на долгие годы

Читать в свое время учили каждого человека. Но у одних в итоге не развилась любовь к литературе, а другие – не могут ни дня обойтись без книги. На это во многом оказал влияние процесс обучения чтению. Поэтому от родителей зависит, подружится ли ребенок с книжкой. Однако не забывайте, что научить читать – это еще не все. После этого вам предстоит поработать над разными сторонами чтения:

  • Осмысленность. Надо стараться, чтобы ребенок давал правильные ответы по сути прочитанного текста. Пояснял, как он понял содержание.
  • Запоминание. Умение пересказывать крайне важно не только для усвоения полученной информации, а и для успешного изучения разных учебных дисциплин гуманитарного цикла.
  • Выразительность. Логические ударения, передача эмоций героев произведений голосом – все это формирует хорошие ораторские способности, а также развивает воображение.

Команда BrainApps желает, чтобы ваш малыш легко и непринужденно освоил все премудрости чтения. А вам, главное, запастись терпением.

11 неловких детских вопросов и правильные ответы на них
статья на тему

консультация для родителей как отвечать на неловкие вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
11_nelovkih_detskih_voprosov_i_pravilnyh_na_nih_otvetov.docx 15.96 КБ

Предварительный просмотр:

11 НЕЛОВКИХ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ И ПРАВИЛЬНЫХ НА НИХ ОТВЕТОВ

Иногда дети задают такие вопросы, что не знаешь, смеяться или краснеть. И ребенку важно получить ответ. Дети не хотят, чтобы мы игнорировали их, лгали или смеялись над их наивностью.
Публикуем верные ответы на коварные детские вопросы.
Будьте честны, но не углубляйтесь в детали.

1. Как появляются дети на свет?
«Когда люди любят друг друга, они целуются и обнимаются. Папа передает маме свою клеточку. Она соединяется с маминой, и в животе появляется ребенок. Он маленький, как рыбка, и плавает внутри мамы. А потом он растет, перестает помещаться внутри и рождается». Детям постарше можно рассказать про сперматозоиды и яйцеклетку.
Книга на тему: Катерина Януш «Как я появился на свет»

2. Почему у мальчиков и у девочек все по-разному?
Постарайтесь рассказать об этом без неловкости, ведь интерес ребенка к половым органам — вещь абсолютно естественная.
«Эти различия нужны для рождения детей. У мальчиков есть пенис и два яичка. У девочек — влагалище и матка — специальный мешочек для будущего ребенка. Мальчик и девочка вырастают, встречаются и хотят завести детей. Они соединяются, как пазлы или как детали конструктора. После этого в животе появляется ребенок».

3. Я женюсь на маме, когда вырасту?
Этот вопрос задают почти все дети, когда у них формируется привязанность к противоположному полу. Мягко скажите «нет».
«У каждого в семье своя роль. Твоя сестра не может стать папой, папа — бабушкой. А ты не можешь стать мужем своей мамы. Когда ты вырастешь и станешь взрослым, мама уже будет старенькой. Ты все равно сможешь ее любить и заботиться о ней, но женишься на красивой молодой девушке. Вы будете любить друг друга, и у вас появятся свои дети».

4. Почему Вы ссоритесь?
Ребенок подсознательно чувствует вину за ссоры родителей. Важно, чтобы малыш понял, что его вины здесь нет.
«Люди ссорятся, потому что не всегда соглашаются с мнением друг друга. И дети ссорятся, и взрослые иногда тоже. Но мы обязательно помиримся, потому что мы любим друг друга. И каждый из нас любит тебя».

5. Почему эта тетя такая толстая?
Не шикайте на ребенка, если в людном месте он обратит внимание на выделяющегося человека, — это как раз и формирует нетерпимость.
«Все люди разные. Бывают высокие, низкие, толстые и худые. А бывает, что человек заболел и поэтому выглядит иначе. В любом случае ему может быть обидно. Поэтому не нужно показывать пальцем на того, кто отличается от других. Лучше спросить меня о нем, когда мы останемся одни, чтобы никого не обидеть».

6. А кого вы любите больше: меня или сестру?
Братья и сестры всегда соперничают за любовь родителей. Не надо ставить ребенку в пример брата или сестру и говорить, что вы любите ее больше, потому что она «лучше учится».
«Да, вы разные, и наша любовь может проявляться по-разному. Но мы вас обоих любим одинаково сильно, как ты одинаково любишь маму и папу. Вы оба мне очень дороги».

7. Доктор сделает мне больно?
Объясните ребенку, что лечение необходимо. Не стоит называть его трусишкой и стыдить: «Что ты как маленький?»
«Врач не хочет тебе зла, его работа — сражаться с микробами и болячками. Будет немного больно, но без этого не стать здоровым. Когда я болел, мне тоже делали уколы. Мне было страшно, но я справился. И ты сможешь. Посмотри, твой зайка тоже заболел, ему нужно к доктору. Он очень напуган, давай ему расскажем, почему не стоит бояться врача».

8. Я умру? И Вы умрете?
Не лгите ребенку о его неуязвимости и вашем бессмертии. Он способен принять правду.
«Люди, животные и даже цветы когда-нибудь умирают. Это закон природы. Так нужно, чтобы всем, кто рождается, хватило места на планете. И мы когда-нибудь умрем. Но это будет не скоро. Нас не станет, когда мы состаримся, как бабушка, а ты станешь большим, как мы. У тебя будут свои дети. Потом они вырастут большими, ты состаришься, и тебя не станет. Но ты проживешь прекрасную жизнь, полную приключений и открытий».
Книга на тему: Пернилла Стальфельт «Книга о смерти»

9. Почему ты уходишь от меня на работу?
Объясните, что ваша работа — это закон, с которым надо считаться. Акцентируйте внимание на радости предстоящей встречи.
«Я не хочу с тобой расставаться, но так надо, и тут ничего не поделать. Работа очень важна. Зато вечером мы обязательно встретимся и будем очень-очень рады. Давай поменяемся нашими вещами? Возьми мой брелок, а я возьму твою игрушку. И мы издалека будем чувствовать друг друга».

10. Почему Вам можно, а мне – нет?
Не бойтесь признаться, что вы не идеальны. Важно, чтобы ребенок понимал, что не все действия родителей следует копировать.
«Да, я курю и иногда сижу допоздна за компьютером, но я не хочу, чтобы ты повторял мои ошибки. Это моя дурная привычка, от которой я буду избавляться. Потому что я хочу стать лучше».

11. А вдруг чудовище из-под кровати меня съест?
Отнеситесь к страхам ребенка серьезно и вместе с ним придумайте, как превратить страшное в доброе.
«Расскажи мне о чудовище. Знаешь, такие монстры очень боятся волшебных заклинаний. Давай вместе придумаем такое. Или вот, смотри, это не простой старый пульт от телевизора. Видишь эту секретную кнопку? Когда ты ее нажимаешь, чудовища исчезают. Давай положим этот пульт рядом с твоей кроватью».

Общие правила ответов на детские вопросы.
Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Отвечайте просто.
Не обманывайте. Если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу. И поищите ответ вместе. Такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот вранье, напротив, разрушит. Когда ребенок от кого-нибудь узнает правду, вам придется объяснять ему, почему вы солгали.
Не говорите свысока, поучительным тоном. Избегайте насмешек, относитесь к ребенку серьезно. Вы же хотите, чтобы малыш и впредь подходил к вам со своими вопросами.
Смотрите глубже. Иногда вопрос — это несознательная попытка попросить помощи или скрытый страх, попытайтесь понять, чего действительно ждет от вас маленький человек.

Как правильно отвечать на неудобные детские вопросы?

Маленькие дети познают мир: первая улыбка, первый неуверенный шаг, первое слово. Ребёнок растет, а вместе с ним растет его любопытство, появляются «вопросы-почемучки». Как утверждают психологи, четырехлетний ребёнок в день задает около четырехсот самых разных вопросов. И не на все из них родители могут сразу ответить. Некоторые «неудобные» вопросы ставят взрослых людей в тупик.

Почему дети становятся «Почемучками»? Все просто, они знакомятся с миром и хотят узнать о нем всё. И это естественный процесс. Но иногда на детские вопросы бывает нелегко найти ответ. Как просто и правильно объяснить непростые вещи? В этой статье мы расскажем несколько простых правил и попытаемся найти ответы на распространенные вопросы детей.

Начнем с пяти простых правил:

1. Отвечайте на вопросы

Когда ребёнок задаёт «неудобные» вопросы, для кого они неудобны? Конечно же, для родителей. Поэтому, когда дети задают вопросы, важно отвечать спокойно и уверенно, не показывая своей растерянности или смущения.

2. Ответ должен соответствовать возрасту ребёнка

Старайтесь отвечать максимально доступно и кратко. Не стоит четырехлетнему ребёнку, отвечая на его вопрос «почему небо голубое», рассказывать все свои познания в области физики. А вот при ответе подросткам уже можно блеснуть своими знаниями.

3. Будьте правдивы

Казалось бы, это правило даже и не стоит озвучивать, но многие родители считают допустимым обмануть ребёнка из «благих» побуждений. Если ребёнок не удовлетворен вашим ответом на вопрос, он может отправиться искать информацию в других источниках. Не будем останавливаться на том, какую информацию там можно найти. Но даже если ребёнок поймет, что родители его обманули, то доверительные отношения могут быть разрушены навсегда.

4. Не бойтесь признавать свою некомпетентность

Если ребёнок задает вам вопрос, на который вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом. Не надо сочинять и давать недостоверные ответы. Попробуйте искать информацию вместе с ребёнком, тогда вы научите его искать ответы на вопросы самостоятельно, а также это послужит хорошим поводом для общения.

5. Отвечайте на вопросы без раздражения

Иногда дети задают вопросы в неподходящее время. В такой ситуации нужно сохранить спокойствие и объяснить, что сейчас вы заняты, но обязательно вернётесь к этому вопросу позже.

Представляем вам топ-6 «неудобных» вопросов, которые задают дети чаще всего.

Почему вы говорите, что я красивый, а другие так не считают?

Мы всегда говорим детям, что они у нас самые лучшие, красивые и умные. А когда ребёнок начинает ходить в детский сад или школу, то может столкнуться с враждебно настроенными детьми. Чаще всего этот вопрос задают дети в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично относиться к себе и своей внешности.

Сказав ребёнку, чтобы он просто не обращал внимания на обидчиков, вы не поможете решить его проблему. Необходимо рассказать о субъективном восприятии людей, можно рассказать о своих проблемах в таком же возрасте, но главное — показать свое отношение к проблеме и высказать слова поддержки.

Кого ты больше любишь: брата/сестру или меня?

Этот вопрос появляется при соперничестве сестер и братьев, которое возникает на почве ревности к родителям. Важно дать понять ребёнку, что вы любите их одинаково, а вашей любви хватит на всех. Ты же любишь маму и папу одинаково? Вот и мы любим своих детей так же.

Не стоит манипулировать ребёнком, пытаясь потребовать у него что-то взамен на слова о любви. Фраза «я люблю твоего брата сильнее, потому что он отличник» вызовет не желание учиться, а лишь ревность и ссоры.

Почему я — это я?

Почему я родился именно таким, с такой внешностью и такими способностями? Такой философский вопрос часто ставит родителей в тупик. Попробуйте объяснить ситуацию так:

«Любой человек сочетает в себе то, каким он родился, и то, чему он научился, каким стал. От рождения мы получаем внешность, здоровье, а потом постепенно приобретаем привычки, вкус, навыки, увлечения. Из всего этого складывается личность. Все мы рождаемся в своей семье, в определенном городе, стране, на нас влияют люди и события — вот почему мы становимся такими, какие есть. Нет одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые».

Зачем вы меня родили?

Чаще всего такой вопрос задает ребёнок, которому не хватает вашего внимания, одобрения и заботы. Дети могут манипулировать вами: «Зачем вы меня родили, если не можете купить мне новый телефон». Поскольку ребёнок задает этот вопрос, когда хочет получить дополнительную порцию внимания и заботы, стоит рассказывать ему о том, как вы его любите, перечисляя его положительные качества.

Если же он просто манипулирует вами, чтобы получить материальное «подтверждение» ваших слов, то не нужно распыляться на разговоры, поясните ваше решение по поводу спорного момента.

Почему у меня нет столько игрушек, сколько у друга?

Пришел ваш ребёнок от друга и говорит: «Мама, а вот у Саши так много игрушек, у него даже новая гоночная машина есть!». Собственно говоря, эта тема очень полезна, ведь правильно ответив на такой вопрос можно объяснить азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Необходимо рассказать ребёнку, как распределяются деньги в семье, сколько выделяется на игрушки и развлечения. Стоит рассказать, как зарабатываются деньги, что для этого мама и папа ходят на работу и выполняют там много задач. Объясните, что все, что появляется у вас в доме (и еда, и одежда, и игрушки) стоит денег, поэтому нельзя тратить их бездумно.

Откуда берутся дети?

Это крайне щепетильный вопрос, который смущает и ставит в тупик многих родителей. В первую очередь, не забывайте про основные правила: отвечать правдиво и учитывать возраст ребёнка.

Для детей помладше:

Можно просто поговорить и самостоятельно рассказать нужную информацию по данной теме. Например, психолог М. Хорс советует придерживаться следующей схемы:

«Когда дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш».

Педагог А. Соболева говорит, что на вопрос «Откуда появляются дети?» можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

Для детей постарше:

Рекомендуется использовать специальные источники. Есть множество энциклопедий и книг, написанных педагогами и психологами, занимающимися вопросами сексуального образования детей. Книга станет прекрасным помощником и проводником в этой теме, но лучше всего изучать ее вместе с ребёнком, чтобы он мог в любой момент задать вам интересующий его вопрос.

Несколько самых известных книг, которые помогут вам в разговоре с вашим ребёнком:

  • 1. «Как я появился на свет», Катерина Януш, Мерви Линдман (Возраст 4-6 лет).
  • 2. «Откуда берутся дети?», Дорис Рюбель (Возраст: 4–7 лет).
  • 3. «Главное чудо света», Георгий Юдин (Возраст: 6–10 лет).

Не бойтесь вопросов, общайтесь с вашим ребёнком с самого раннего детства, стройте доверительные отношения в семье. И тогда вы сможете избежать многих проблем в ваших отношениях. Успехов!

Автор статьи: Судиловская Инна — преподаватель Юниум по искусству общения.

Как ответить ребенку на 7 неудобных вопросов?

Содержание статьи:

Маленький ребенок с завидным упорством первооткрывателя каждый день познает мир. Первая несмелая улыбка, первый неуверенный шаг, первое слово. Безусловно, все дети разные и развиваются они по своему собственному «индивидуальному» плану. Самые активные уже в восемь месяцев делают свои первые шаги, другие пытаются встать на ноги только после года. Одни начинают говорить несложные слова в 12-13 месяцев, другие не слишком спешат, а потому их первое слово можно услышать лишь на втором году жизни. Особо «терпеливые» могут начать говорить лишь после двух лет. Например, всемирно известный автор теории относительности Альберт Эйнштейн заговорил в четыре года. Но, как правило, большинство детей уже в трехлетнем возрасте умеют составлять из отдельных слов предложения. И вот тут-то начинается самое интересное.

Ваш ребенок превращается в любознательного «почемучку». Как утверждают психологи, четырехлетний ребенок в день задает около четырехсот самых разных вопросов. И далеко не на все их них родители могут сразу ответить. Некоторые «неудобные» вопросы ставят взрослых людей в тупик.

Почему нельзя игнорировать детские неудобные вопросы?

Когда ребенок задает неловкий вопрос, тут главное не раздражаться и не пытаться уйти от ответа. Во-первых, ребенок все равно не отстанет. Во-вторых, не получив ответа, он может замкнуться и придумать свой вариант ответа – далеко не всегда правильный. В-третьих, маленький человек может затаить обиду и больше вообще не обращаться к вам с вопросами. Поэтому, каким бы сложным и неудобным вопрос не был родители должны найти на него ответ.

Все просто, они познают мир, хотят узнать о нем как можно больше. И это вполне естественно. Порой они просто не понимают, что происходит и испытывают некоторое беспокойство. Задавая свои вопросы, они хотят привлечь ваше внимание и еще раз убедиться, что вы их любите. Иногда на детские вопросы бывает очень непросто отвечать. Многие родители не знают, как правильно сформулировать ответ, чтобы ребенок понял. Как просто объяснить непростые вещи? В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые «неудобные» вопросы, которые очень часто задают маленькие «почемучки».

Зачем вы меня родили?

Первый раз этот вопрос, как правило, дети задают родителям в возрасте трех-пяти лет. Второй раз тот же вопрос (но с другими интонациями) может прозвучать в пресловутом переходном возрасте. Чаще всего звучит он в виде упрека. Психологи считают, что дети в переходном возрасте задают этот вопрос, когда им не хватает родительского внимания и заботы. Но вернемся к малышам.

Итак, что ответить маленькому ребенку ? Нужно объяснить малышу что папа, мама и он – это семья. Папа с мамой встретились и полюбили друг друга. Они очень мечтали иметь свое продолжение – ребенка. Красивого, умного, доброго. Вот у них и родился такой прекрасный и удивительный малыш – плод их нежности и любви. Следует рассказать ребенку, как его ждали и радовались, когда он родился. Дети очень нуждаются в теплых и ласковых словах. Поэтому родители не должны скупиться на похвалу. Любовью ребенка нельзя избаловать.

Конечно, если этот вопрос задает подросток с целью манипуляции и получения каких-либо материальных подтверждений вашей любви, стоит задуматься. Но в любом случае, лишний раз проявить заинтересованность, выслушать ребенка, рассказать о своих чувствах к нему родители должны.

Как ответить на вопрос о том, откуда берутся дети?

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от возраста ребенка :

  • Самых маленьких «почемучек» вполне устроит упрощенный ответ. Например, детей достает доктор. На дополнительный вопрос: «Откуда достает?» можно ответить «Из животика мамы». Как правило, более детального описания появления детей на свет не потребуется.
  • Детей постаршеэтот ответ может не устроить. С ними разговор можно начать с вопроса «А как ты сам думаешь?» Этот, наводящий вопрос, позволит выяснить — какой информацией на эту тему ребенок уже владеет. Например, если он в курсе, что ребенка делают мужчина и женщина, родителям придется удовлетворить его любопытство. Кстати, сделать это можно на примере пчелок или птичек.
  • Отвечая на этот вопрос ребенку школьного возраста, родителям лучше использовать научные названия органов. На нашем сайте родители могут найти целую статью, посвященную возможным ответам на вопрос откуда берутся дети. Кроме того, в книжных магазинах сегодня можно найти соответствующую литературу и наглядные пособия, которые помогут ответить на этот вопрос более обстоятельно.

А. Соболева, детский психолог:

Чем мальчики отличаются от девочек?

Как правило, этот вопрос детишки задают в «детсадовском» возрасте, что вполне объяснимо. Общаясь с другими малышами в детском саду, ребенок впервые обнаруживает половые различия мальчиков и девочек. В большинстве детских дошкольных учреждений туалет для детишек общий. Как ответить на этот вопрос?

Совсем маленьким детям можно сказать, что так было задумано природой. Не могут же все различия между детьми ограничиваться лишь одеждой и косичками. Детишкам постарше можно объяснить, что именно такое строение человеческого организма позволяет выросшим мальчикам и девочкам стать папой и мамой.

Как отвечать на вопросы детей о смерти?

Во многом ответ зависит от религиозных убеждений родителей. Как показывает практика, дети задают этот вопрос, впервые столкнувшись с трагическим событием. Например, в семье умер кто-то из родственников, у малыша погибла любимая собачка, кошечка, он увидел траурную процессию на улице. Уходить от ответа в этом случае нельзя. Нужно спокойно рассказать о том, что все люди умирают. Но это будет очень нескоро. После каждого человека на Земле остается его продолжение – дети, внуки и т.д. Значит и жизнь продолжается. Ребенок должен понять, что смерть существует, но вы к ней относитесь спокойно. Только в этом случае малыш перестанет волноваться. Дети очень тонко чувствуют ваше настроение. Если при упоминании о смерти родители начинают нервничать, метаться и уходить от ответа, ребенку становится страшно, со временем его тревога будет только нарастать. А это чревато самыми серьезными последствиями.

Психолог Н. Соломахо:

Также нормально то, что ребенок боится умереть. Страх смерти – это биологический страх, он проявляется у всех людей. Есть возрастные периоды, когда этот страх возникает и проживается ребенком довольно активно. Родителям в такие периоды важно быть рядом с ребенком, выслушивать, отвечать на вопросы, оказывать поддержку, помогать пережить, прочувствовать этот страх. В таком случае страх постепенно ослабевает. Первые проявления страха смерти возникают в возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает понимать, что «все конечно». Ребенок переживает, что он умрет, а все останется как есть, солнце будет светить, трав зеленеть, птицы петь, а его не будет! Возникает страх одиночества, боязнь остаться одному без родителей. Смерть воспринимается, как то, что причиняет боль.

Второй этап актуализации страха смерти – это возраст 6-7 лет, когда ребенок понимает, что он растет, а мама и папа стареют и могут умереть. Ребенок не хочет взрослеть, а хочет оставаться всегда маленьким, чтобы мама и папа были молодыми. Третий этап – младший подростковый возраст, когда ребенок начинает осознавать, что если родители умрут, то он может остаться один, кто же будет его кормить, одевать, кто будет о нём заботиться и как ему дальше жить.

Что важно помнить родителям: страх смерти – естественный этап развития каждого человека, это нормально. Родители должны быть рядом, чтобы помочь справиться с переживаниями, отреагировать эмоции, просто поговорить, ответить на вопросы, оказать поддержку, выслушать. Специально разговаривать с ребенком на тему смерти без запроса ребенка и вопросов с его стороны не стоит. В данном случае важно идти за ребенком, за его потребностью получить информацию.

Почему у меня одна кукла/игрушка, а у друга целых пять?

Какие душераздирающие сцены и истерики можно нередко наблюдать у прилавков детского магазина. Дети просят, требуют, рыдают. Одни родители уступают и покупают 101 куклу, машинку и т.д. Другие – нервно объясняют ребенку, что на данный момент у них нет на эту покупку денег. Третьи, наклонившись к малышу, что-то говорят спокойным голосом и малыш успокаивается.

Стоит ли ребенку постоянно покупать много новых игрушек?

Некоторые родители очень переживают, что не могут приобрести ребенку очередную куклу или машинку из-за своего нестабильного финансового положения. Однако психологи убеждены, что большое количество игрушек делают ребенка рассеянным, ему трудно на чем-то определенном остановить свое внимание, он ничего не доводит до конца. Малышу быстро надоедает новое приобретение, и он требует следующего. Не стоит покупать слишком много игрушек, дабы не тормозить психическое и творческое развитие ребенка. Стоит детей учить осознанному потреблению с детства, чтобы он получал радость и счастье не от покупок, а от общения и настоящих ценностей.

Отказывая малышу в приобретении очередной игрушки, родители очень часто слышат вопрос: «Почему Васе покупают, а мне нет?» Можно объяснить малышу, что дома его ждут любимые игрушки, которыми он еще не наигрался. Что пять новых кукол не заменят ему обожаемого мишку. Что если мама сейчас скупит весь магазин, другие дети останутся без игрушек. Не помешает разъяснить ребенку, что в ваши планы входит в этом месяце купить папе новые ботинки. Непредвиденные траты могут не позволить этого сделать. Не стоит говорить, что у его друга богатые родители, а у вас таких денег нет. Вместо этого можно рассказать сказку о «золотой рыбке». Малыш, конечно же, не захочет быть похожим на жадную старуху.

Кого ты больше любишь сестру/брата или меня?

Чаще всего этот вопрос возникает у малыша, когда в семье появляется младший ребенок, или когда дети находятся в постоянном соперничестве, борясь за любовь родителей. В том и в другом случае родители должны спокойно объяснить малышу, что их любви хватит на всех. Несмотря на то, что детки такие разные, родители их любят одинаково. Ведь малыш тоже любит и папу, и маму. Взрослые должны объяснить ребенку, что они любят каждого члена семьи особой любовью, но их чувства к каждому из них безграничны.

Почему я — это я? Где я был, когда меня не было?

Этот философский вопрос интересует детей в возрасте от пяти лет и старше. При ответе на этот вопрос можно рассказать малышу о любви мамы и папы. О том, что они мечтали, чтобы эта любовь не исчезла, а осталась в их малыше. А позднее, чтобы она перешла к их внукам и правнукам. Благодаря силе этой любви на свет и появился такой замечательный, красивый, добрый, умный мальчик. А где же он был до того, как родился? Конечно же, в мыслях и мечтах мамы и папы.

Как нельзя отвечать на неловкие вопросы детей: мнения специалистов

Родители должны четко усвоить, что игнорировать вопросы детей нельзя ни в коем случае!

Несколько советов о том, как можно и как нельзя отвечать на неловкие вопросы детей:

  • Ответы на неудобные вопросы самых маленьких детей должны нести минимум полезной информации, чтобы ребенку не стало скучно и неинтересно. Однако и звучать, как отговорка они не должны. Нудный, длинный, научно аргументированный ответ утомит ребенка. Родительское красноречие не будет оценено по достоинству.
  • Психологи советуют, более старшим детям почаще задавать вопрос: «А как ты сам думаешь?». Этот вопрос поможет понять родителям, насколько ребенок информирован в данной теме и что именно он хочет узнать.
  • Родители дошкольников могут вместе с ребенком искать ответ в книгах. Таким образом, они воспитают у него любовь к чтению и подскажут ему еще один путь обретения знаний.
  • Не стоит злоупотреблять словом «не знаю». Иначе, став постарше, ребенок решит, что его родитель – «тупица». Но и врать малышу не стоит, даже когда он задает самый неудобный вопрос. Родители никогда не должны на вопрос ребенка отвечать фразами: «Отстань, я занят», «Мне сейчас не до тебя», «Твои вопросы мне надоели» и т.п.
  • Будьте терпимы и терпеливы.
  • Отвечать на заданный вопрос желательно сразу. Даже в том случае, когда вы не знаете на него ответа. Просто скажите малышу, что вы поняли его вопрос, а вот над ответом вам необходимо немного подумать. Малыш, скорее всего, будет удовлетворен. А вот возвращаться ли к этой теме – решать вам.
  • Если ваш ребенок один и тот же вопрос задает несколько раз, подумайте, может ему просто не хватает вашего внимания. Есть и второй вариант – возможно, вы ответили на этот вопрос так, что ребенок совершенно ничего не понял. Попытайтесь донести до него информацию в более доходчивой форме.

Правильно отвечать на детские «неудобные» вопросы – это целая наука. Не стоит смущаться, услышав от крохи подобный вопрос. Ни в коем случае не стыдите его за любопытство. Старайтесь быть доброжелательными и спокойными. Помогите своему ребенку разобраться и получить верное представление об окружающем его мире. Малыш подрастет и оценит ваши старания!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: