Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно к трем годам: советы опытных мам

Консультация для родителей «Как научить детей самостоятельно раздеваться и одеваться»

Кристина Федоровна Антипова
Консультация для родителей «Как научить детей самостоятельно раздеваться и одеваться»

Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда вписываем ребенка в детский сад, спохватываемся, что так и не научили сына или дочь одеваться самостоятельно. А когда начинаем нагонять упущенное, оказывается, что ребенок решительно не желает одеваться и раздеваться сам…

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания и раздевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика,сосредоточьте внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если ребенок не хочет одеваться и раздеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания и раздевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть много численные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой.

Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться и раздеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша- паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» – это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

Чтобы добиться от малыша взаимодействия при одевании,

доброжелательно смотрите на него, шутите, напевайте и всегда проговаривайте совершаемые действия.

Пример простейшей игры: «Мы идем гулять, будем топать ножками, поэтому ножки нужно обуть. Обуваем правую ножку. Обуваем левую ножку. Теперь давай потопаем ножками».

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью.

Если ребенок упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти компромисс. Если он требует, чтобы ему надели 2 пары носков, наденьте. Согласитесь на ту одежду, которую выбирает ребенок.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить.

Советы родителям:

1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

2. Если ребенок пытается что-то надеть или снять сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.

4. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

В книге Билла Адлера “Перехитрим малыша” есть совет, который может помочь родителям научить своего ребенка за несколько минут надевать куртки, кофты, рубашки.

Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол, расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.

Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.

6. Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

7. Начинайте игры и упражнения с одеванием и раздеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.

8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков – неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.

Читайте также:
Как ходить с ребенком в гости, по делам и т.д. - и превратить дорогу в игру

9. Когда вы сами одеваете и раздеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача, раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо,если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша – ведь столько новых названий предстоит запомнить, вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

Консультация «Как научить ребенка одеваться» Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу? 1. Показать ему, что ботиночки «дружат».

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Возможности детского интеллекта поразительны. Память ребенка велика по емкости и может принять большую полезную информацию. В полтора-два.

Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?» Консультация для родителей “КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО?” Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем его учить садиться.

Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» Умение самостоятельно одеваться — очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика, но эти навыки особенно необходимы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка самостоятельно одеваться?» Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка вежливости» Вежливые дети обычно бывают у вежливых родителей. Однако происходит это лишь при условии, что родители не навязывают своему ребёнку правила.

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка одеваться» Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу? 1. Показать ему, что ботиночки «дружат».

Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.
Читайте также:
Особенности развития ребенка в 2 года 7 месяцев – что умеет кроха в два и 7, а чему еще не научился?

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами ,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора готовить малыша в детский садик, а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Читайте также:
Что мешает ребенку развиваться: 10 вещей, которые делают ребенка глупее

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если ребенок боится других детей и как бороться с жадностью малыша.

Автор: Пичугина Станислава, педагог и мама. Эксклюзивно для онлайн-журнала Женские увлечения.

Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи

Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами – одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам – это меняет все!

Читайте также:
Раскраски для малышей- скачать и распечатать бесплатно в формате PDF

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, – едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно – вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

“Мы опаздываем”

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» – под таким девизом проходит каждое утро.

Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом – встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!

“Я сделаю лучше”

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.

“Так намного спокойнее”

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу – и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.

Советы по обучению ребенка одеванию

Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.

Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания – обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.

” Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.

Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.

Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.

Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!

Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!

Читайте также:
Что умеет ребенок в 1 год и 8 месяцев – навыки и речевое развитие малыша в год и восемь

Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки – и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку – и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.

Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.

Ваш малыш растет – пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые стишки-одевалочки – может, они помогут делу!

  • Дети и аудиокниги. Пусть ребенку читает гаджет?
  • Семь эффективных способов привлечь внимание ребенка
  • Договорки на английском языке – для помощи детям

Моей, дочке 5ть лет, шнурки завязывает, пуговицы и замки застегивает, одевается полностью сама. Колготки сама начала одевать примерно с 2х лет, кофты тоже, куртку лет с 3х, а вообще уже и не помню, может и раньше, замки наверное лет с 3х начала застегивать, к 4м пуговицы. Не помню, чтобы я ее учила одеваться, я больше стремилась к тому, чтобы она сама определяла, что ей надеть, а именно мы подходим к окну и смотрим как кто из людей одет и рассуждаем, что же такого одеть, чтобы не замерзнуть или чтобы жарко не было, нужна панамка или нет, нужна шапка или нет, сапоги резиновые надеть или кроссовки, короче было все и продолжается строиться на диалоге с ней, я ее постоянно побуждаю к рассуждениям. На сегодня, я вообще не спрашиваю кто, что оденет, она сама выбирает себе вещи, часто сама себе их гладит , я только напоминаю, что готовить одежду нужно заранее, вечером к примеру, если рано утром встать нужно.
Шнурки начались с шапочки, она сама проявила интерес к завязыванию сначала пояса на пальто, потом завязок на шапке, а потом и на шнурки перешла, как то все просто вышло у нее, несколько раз поковырялась и разобралась.

Научить никого ни чему нельзя, человек может только сам научиться, а мама может только ежедневно способствовать процессу взаимодействуя с ребенком. Бессмысленно ждать, что он сам догадается как надевать колготки или носки или сам догадается, что именно надеть, нет, дети учатся у взрослых, где-то взрослый может показать руками, где-то подсказать словами, где то просто не во время одевания поговорит с дитем о других детях, поинтересуется, а как они одеваются. Воспитание понятие расплывчатое, где-то нужна конкретика, а где то нужно закрыть рот и наблюдать за действиями ребенка и верить в его успех и пусть этот успех будет связан с правильным надеванием шапки, для взрослых это кажется ерундой, но для ребенка это значит превозмочь самого себя, сделать усилия, постараться и тд, а в таком деле обязательно нужна эмоциональная поддержка матери (отца, бабушки, дедушки) и ребенок чувствует злиться мать, когда он одевается или с интересом наблюдает за его развитием.

” “Так намного спокойнее”
Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее. “

Вот у меня все пятеро в быту “отстающие”, если по этой таблице – так и сильно. Самому заметить и заправить маечку в три года. Мои, пардон, способны только годам к семи.

Но если с первыми я очень старалась, грамотно приучала, еще бы – должны же! То к 4 ребенку абсолютно расслабилась и почти пустила все на самотек. Результат – ОДИНАКОВЫЙ. Дети дозревают тогда, когда именно эти дети дозревают. Как и с другими навыками, типа горшка. А тратить свои нервы и время, а главное – портить настроение ребенку постоянными требованиями – неохота.

Хотя соглашусь, что к моменту отдавания в детсад навыки одевания желательно иметь.

Еще замечу, что современные дети редко умеют завязывать шнурки и позднее начинают справляться с пуговицами – сейчас основная масса детской одежды без них, липучки, водолазки, кнопки.

шнурки в 5 лет? а корову доить не должен к 5 годам уметь? примерно такое же по смысловой нагрузке умение.

На самом деле статья-депрессяшка. Все эти сроки, когда ребенок что должен уметь, только вгоняют мам в тоску. Просто дайте ребенку одежду и отойдите. В какой-то момент сам научится. Главное, на сравнивать со статьями в интернете.

Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами – одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам – это меняет все!

Как в игровой форме приучить ребенка самостоятельно одеваться?

Каждый родитель должен прививать малышу полезные навыки, в частности своевременно научить ребенка одеваться – быстро, самостоятельно, без капризов. На практике сделать это иногда бывает трудно, поскольку некоторым крохам просто лень, они притворяются, что не могут, чтобы нетерпеливый родитель одел их сам. А другие очень стараются, но путают лево и право. Рассмотрим полезные рекомендации, которые можно использовать для продуктивного обучения.

Лучший возраст

Прежде чем приступать к постижению основ одевания и раздевания, предстоит пройти предварительную подготовку – выучить с крохой части тела. Эта работа проводится в год-полтора. С этого же периода можно постепенно научить его раздеваться – простейшие действия (снять шапку или носки) ему вполне по силам.

Читайте также:
Развитая речь у малыша – это реально! Все о развитии речи у ребенка дошкольного возраста дома

А к занятиям по одеванию необходимо приступать в 2-3 года: именно в этом возрасте малыши стремятся к самостоятельности, желают делать все без посторонней помощи. Данную особенность можно использовать во благо крохе. Если момент упустить, то в 4 годика процесс обучения будет более сложным и затянется надолго.

Доступные умения по возрастам выглядят так:

  • до года ребенка одевают взрослые – уже на этом этапе можно начать подготовку, комментируя свои поступки («На ножки мы надеваем колготки, потом – штанишки»), в дальнейшем крохе будет проще повторять уже знакомые действия;
  • в 1 год малыш может сам снять носки и шапку;
  • в 2 года – надевать носки, шапку, снимать колготки, штаны, трусы.

К трем годам перечень умений возрастает. Ребенок уже умеет:

  • надевать и снимать трусы, колготки, штаны;
  • надевать жилет без пуговиц;
  • обуваться в ботинки без шнурков;
  • расстегивать и застегивать молнию (взрослый должен помочь соединить ее концы внизу);
  • снимать кофты и футболки.

К 4-летнему возрасту малыш уже уверенно полностью раздевается, застегивает кнопки, надевает джемпера.

Советы для родителей

Занимаясь с малышом, стоит запастись терпением, ведь не все у него будет получаться с первого раза, могут возникнуть трудности.

Как следует себя вести?

  • Не кричать на ребенка, это отобьет у него всякое желание учиться и будет препятствовать гармоничному развитию.
  • Помогать в самом крайнем случае – например, расстегнуть сложную застежку или вывернуть платье или рубашку, а в остальном предоставить полную свободу действий. Так ребенок быстрее приучится к самостоятельности.
  • Терпеливо объяснять ребенку, зачем ему необходимо учиться, говорить, что он становится старше.
  • Действовать по методу «от простого – к сложному». На первом этапе (в год-полтора) можно использовать игрушки с липучками, застежками, пуговицами, чтобы, играя, малыш учился расстегивать и застегивать их. Кроме того, это хорошо разовьет мелкую моторику.
  • Нельзя торопить кроху, нервничать из-за опозданий нельзя, лучше встать пораньше и приступить к одеванию заранее.

Очень важно, чтобы ребенку нравилась его одежда, поэтому совершать покупки лучше всего с ним. Бывают ситуации, когда малыш очень плохо одевается сам только из-за того, что наряды его не привлекают. А стоит купить футболку с любимым героем – процесс идет быстрее.

Еще один предварительный этап – изучение наименований одежды. Собирая ребенка, мама должна рассказывать и показывать ему ботинки, шапку, брюки, тогда он быстро запомнит названия.

Знакомство с частями тела

Чтобы младший дошкольник постепенно учился одеваться, необходимо добиться того, чтобы он понимал, какой предмет одежды для какой части тела предназначен. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает испытывать интерес к собственному телу, что и необходимо использовать. Можно рассматривать с ним книжки с картинками, показывая на персонажах, где находятся ручки, ножки, голова, читать стишки, в которых упоминаются эти части, и показывать их на ребенке, поглаживать. Такие занятия повеселят его. Делая массаж, купая или собирая кроху на прогулку, важно проговаривать свои действия, это поможет естественно, но быстро все запомнить.

В годик ребенок уже сам сможет показывать ручки, ножки, а также части лица – глазки, рот, нос. Помогут веселые стишки, например:

Для чего Ванюше ножки?

Чтобы бегать по дорожке!

А зачем Ванюше ручки?

Чтобы разогнать все тучки!

Ротик наш так любит кушать,

Нос – дышать, а уши – слушать.

Главные правила таких занятий – регулярность, ненавязчивость, легкая игровая форма. Тогда ребенок быстро и с удовольствием будет запоминать.

Выбор одежды

Чтобы процесс обучения начался легко и без слез, следует правильно выбрать «наряды», в которые ребенок будет самостоятельно облачаться. Правила просты.

  • Вещь должна быть чуть-чуть велика ребенку (на один размер), так ему проще будет попадать в горловину и рукава.
  • Простой крой и отсутствие мелких деталей и сложных застежек – важные факторы успеха.
  • Брюки лучше выбрать свободные, на резинке, футболку – с большой удобной горловиной. С их помощью очень просто приучить кроху к самостоятельности.
  • Предпочтительные виды застежек – липучки, молнии. К пуговицам можно приступать только после предварительной подготовки.

Спинка и перед, лицо и изнанка должны иметь явные, понятные малышу отличия. Помогут аппликации, вышивка, карманы. Детям постарше можно предлагать ассоциации, например, если на кофте цветы, то следует сказать, что «спереди растет крупный цветок, чтобы видеть солнце, а сзади цветки более маленькие, им достается меньше солнечных лучей».

Самостоятельное одевание

Когда малышу исполнилось 2 года и он запомнил названия всех частей тела, можно приступать к обучению одеванию. Важно проговаривать каждый шаг, например: «Сейчас мы будем надевать на ножки носочки». Через некоторое время можно проверить, насколько хорошо ребенок запомнил алгоритм, задавая ему вопросы: «Что мы надеваем на ножки?». За правильный ответ обязательно нужно похвалить, если же малыш ошибся, то ругать его не стоит, достаточно поправить. Если у крохи ничего не получается и он уже готов заплакать, злится, то занятие лучше отложить.

Обучая дошкольника, предстоит проявить терпение, ведь дети одеваются очень медленно, поэтому родителям необходимо рассчитывать время, чтобы у малыша было его достаточно для самостоятельного одевания. Не стоит недооценивать важность обучения, ведь ребенок не только получает полезные для дальнейшей жизни навыки, но и учится самостоятельности, настойчивости, умению добиваться поставленной цели. Кроме того, одевание – это еще и аналог физическим упражнениям, ведь в данном процессе задействованы мышцы плеч, рук, ног, таза, регулярные «тренировки» помогут развить координацию движений.

Есть простой и хитрый прием, который побудит ребенка к активным действиям: надо надеть на него колготки не до конца, предложить самому завершить одевание. Важна также и мотивация, поэтому мама может сказать малышу, что они отправятся на прогулку тогда, когда он самостоятельно наденет, например, носки.

Игровые методики

Дети младшего дошкольного возраста постигают мир в процессе игры, что следует использовать для обучения. Например, можно разложить одежду на диване и предложить ребенку конкурс – кто быстрее оденется.

Читайте также:
Умения и способности ребенка в 2,5 года – что умеет малыш в 2 года 6 месяцев, а что еще нет

Для того чтобы быстро научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, можно изготовить для него своеобразный тренажер – нашить на кусок ткани несколько различных пуговиц, а на другом куске сделать для них петли – прорези, обработанные оверлоком или обметанные вручную. Поясните ребенку его задачу – расстегивать и застегивать пуговицы. Можно сделать и необычное развлечение, например, расположив пуговицы так, чтобы при застегивании они образовывали мордочку мишки, для этого на ткани следует дорисовать некоторые элементы.

Надевать штанишки лучше всего сидя на диване. Можно придумать игровую ситуацию: например, мы не одеваемся, а делаем так, что поезда – ноги – проходят через темные туннели – штанины. Задача – как можно быстрее помочь машинистам выйти к свету. Когда ступни – вагоны – появятся из штанин, можно встать и натянуть брюки. Ребенку будет весело и интересно.

Девочек легко сначала обучить одеванию кукол. Например, перед тем как приступить к натягиванию футболки на себя, можно на большой игрушке показать, как это делается. Далее, приступая к самостоятельному одеванию, можно напомнить ребенку, что «вчера мы одевали куклу, вспомни. Давай покажем ей, как надо правильно делать».

Очень интересная игра, в которую с удовольствием поиграют малыши, – наряжания. Мама придумывает игровую ситуацию, например, дочь становится принцессой, которая готовится к поездке на бал, а сын на время перевоплощается в супергероя. Вместе с ребенком следует подобрать костюм, после чего предложить ему самостоятельно нарядиться. Неважно, что ребенок оденется в мамину футболку, которая ему велика, важно то, что он поймет принцип одевания и будет стремиться делать это самостоятельно.

Еще более увлекательно купить или сделать своими руками костюмы – доктора, пожарного, сотрудника полиции, пирата. Тогда, желая поиграть, ребенок автоматически повторит и закрепит полученные навыки. Можно смело использовать подручные средства. Например, длинная белая футболка станет халатом врача, если нашить на нее красный крест.

Правильная последовательность

Как только малыш научился натягивать колготки, следует пояснить ему, что за чем одевается. Для этого лучше повесить большой плакат, на котором последовательность изображена в наглядной яркой форме. Будучи перед глазами, такое пособие обязательно ускорит процесс запоминания. При утреннем одевании или сборах на прогулку вещи следует заранее разложить по порядку, чтобы упростить задачу малышу.

Некоторые крохи могут перепутать перед и спинку. Избежать этого помогут майки и футболки с красивыми аппликациями или рисунками: малыш быстро усвоит, что картинка находится спереди. Важно проработать умение отличать лицевую сторону от изнанки. Здесь также помогут яркие изображения, поэтому одежду лучше подбирать такую, чтобы «лицо» и «изнанка» явно отличались друг от друга.

Очень важно проводить обучение правильному надеванию обуви (лучше выбрать простую, без шнуровки, но на липучках). Ножки ребенка должны легко попадать в ботинки, тогда и застегивание липучек превратится для него в увлекательное занятие.

Есть хитрый прием, который поможет ребенку понять правильное расположение обуви и не надеть ее не на ту ногу: внутрь каждого ботинка наклеить часть разрезанной надвое картинки, например собаки. В правом ботинке оказывается ее голова и грудь, в левом – задняя часть и хвост. Если ребенок допустит ошибку и неправильно поставит ботинки, целой собаки у него не получится. Картинка сложится, только если поставить обувь верно. Хитрость поможет тем детям, которые пока не изучили понятия «лево» и «право».

Тонкости обучения

Дабы малыш не чувствовал неуверенности из-за того, что надевать ему предстоит большое количество вещей, первое время можно использовать принцип чередования – одну вещь надевает мама, другую – он сам. Аналогично можно поступать с носками – мама надевает на левую ногу, ребенок – на правую. А сделать процесс интересным поможет самостоятельный выбор наряда. Поэтому вечером мама с ребенком могут открыть шкаф с вещами и подобрать вместе костюм на следующий день. Крохе будет гораздо приятнее наряжаться в то, что он же и выбрал.

Чтобы ребенок научился действовать быстро, можно использовать таймер. Сначала родитель задает игровую ситуацию, например, сегодня малыш – пожарный, он должен как можно быстрее приехать на вызов, после чего засекает таймер, скажем, на 5 минут. Задача ребенка – уложиться в установленный срок. Родители не подгоняют его, но периодически показывают на часы, намекая, что существует временное ограничение, пожарник не может позволить себе собираться медленно.

Когда это задание стало получаться уверенно, игровая задача усложняется: теперь малышу нужно не просто быстро, но и аккуратно одеться.

Еще один вариант обучения – это соревнования. Родитель заранее готовит таблицу, на которой указывает, например, что Мишка надел брюки за 2 минуты, кукла Маша – за 1 минуту 30 секунд, и так далее. Клетка с именем ребенка пока остается пустой. Далее малышу делается задание – справиться с брюками и постараться сделать это быстрее, чем игрушки. Результат заносится в таблицу. Подобным образом можно проработать те действия, которые вызывают трудности, например натягивание колготок или продевание головы в горловину. Не обязательно приурочивать одевание к прогулке, ребенку будет интересно принять участие в импровизированных соревнованиях с игрушками.

Если же ничего не получилось и ребенок проиграл, следует успокоить его, «признавшись», что Мишка долго тренировался, поэтому и одержал победу. И предложить малышу тоже попробовать еще раз.

Обучить малыша одеваться и раздеваться самому – дело непростое, но очень важное. При правильном подходе и использовании игровых методов процесс становится увлекательным и веселым, а постоянная похвала отлично мотивирует к дальнейшим успехам. Поэтому очень важно не нервничать, не торопить ребенка, а подстраиваться под его ритм и постепенно повышать сложность заданий.

Социальная карта москвича: кому положена и что дает

Скидки по социальной карте москвича

По соцкарте можно потратить меньше:

  • в большинстве городских аптек и салонов оптики, а также в некоторых аптеках Московской области. Лекарства по рецептам и без рецептов продают со скидкой 3 – 5 %;

  • во многих мини-магазинах и супермаркетах. На продукты, одежду, обувь, косметику, хозтовары дают скидку 3 – 10 %. В некоторых местах сэкономить можно только в определенные часы, например, с 8.00 до 13.00. При этом соцкарта не действует для товаров-участников акций и распродаж, на табак и алкоголь;
Читайте также:
Марк Ронсон и компания LEGO GROUP вдохновляют детей «Построить свой мир»

  • в кафе и ресторанах по всему городу. В некоторых из них скидка от 5 до 50% положена только на комплексные обеды, в других – на все меню;

  • в интернет-магазинах. Заказ обойдется дешевле в среднем на 3 – 5 %. С доставкой на дом можно оформить продукты, товары для детей и мам, обувь, одежду;

  • в пунктах бытовых услуг (ремонт одежды, обуви, домашней техники), парикмахерских, фотоателье. Скидка – примерно 5 – 10 %;

  • в 90 городских музеях-участниках проекта «Музеи – детям» – бесплатный вход для школьников (полный список выставочных залов – на mos.ru);
  • в поездах «Аэроэкспресс» – отдельные билеты для пассажиров, имеющих право на льготный проезд;

  • на городских катках. К примеру, на ВДНХ льготникам выдадут по соцкарте бесплатный или по сниженной цене билет на каток без предъявления других документов;

  • на региональных продуктовых ярмарках. По соцкарте действует постоянная скидка 5 %. Дополнительные скидки появляются каждый день на определенные товары от 10 до 20 % в зависимости от дня недели;

  • со скидкой от 2 до 25 % можно также сделать ремонт в квартире, получить юридическую консультацию, нанять переводчика, купить турпутевку, воспользоваться услугами агентства недвижимости, медицинских центров и фитнес-клубов.

Где получить социальную карту москвича

Соцкарту можно оформить в центре госуслуг «Мои документы» (МФЦ). Для этого нужно прийти туда с паспортом или свидетельством о рождении. С собой можно также взять документы, подтверждающие право на социальную помощь; медицинский полис; страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС). В МФЦ при необходимости помогут заполнить анкету-заявку на получение соцкарты. Во время приема бесплатно сделают вашу фотографию для карты.

Социальная карта будет готова в течение 30 дней после подачи документов. На это время вам выдадут льготный проездной билет на все виды городского транспорта.

Школьники и студенты могут также отправить заявку на социальную карту через портал правительства Москвы (mos.ru). Карта действует пять лет. Чтобы ее продлить, нужно действовать так же, как раньше.

Что делать при потере социальной карты москвича

Если остались без соцкарты, например, потеряли или ее у вас украли, тогда нужно быстрее ее заблокировать. Если на карте открыт банковский счет, то ее владельцу также надо поскорее сообщить о пропаже в банк, выпустивший карту. Информация об этом указана на самой карте и в инструкции, которую выдают вместе с ней в отдельном конверте.

После этого можно подать заявление на перевыпуск карты в любом центре «Мои документы». Старая карта автоматически заблокируется. На время перевыпуска карты можно получить временный льготный проездной.

Если вы нашли чужую социальную карту, оставьте электронное сообщение на сайте проекта или позвоните на «горячую линию» Московского социального регистра – (495) 539-55-55. Сообщите номер карты, указанный на ее обратной стороне над фотографией, и ваш контактный номер телефона. Операторы постараются связаться с владельцем карты.

Как получить и что дает социальная карта учащегося в Москве

Зайцева Юлия Последние изменения: февраль, 2021 1,861

Законодательство столицы предусматривает, что социальная карта учащегося в Москве может быть оформлена абсолютно на бесплатной основе либо в любом центре предоставления госуслуг “Мои документы”, либо на официальном сайте Мэра Москвы (в зависимости от категории обучающегося). Обо всех нюансах оформления и положенных льготах по карте – далее в нашем материале.

    • Что такое соцкарта учащегося
    • Льготы и скидки для школьников и студентов
    • Кто имеет право получить соцкарту
    • Как оформить соцкарту обучающегося
    • Как оплачивать покупки в магазинах при помощи соцкарты

    Что такое соцкарта учащегося

    Социальная карта для учащихся – это именная пластиковая карта, которая, как и любые другие карты, дает возможность совершать покупки в оффлайн и онлайн-магазинах, оплачивать услуги, получать пенсии, пособия и выплаты.

    Однако смысла в получении соцкарты не было, если бы не различные льготы для школьников и студентов.

    Льготы и скидки для школьников и студентов

    Лица, получившие соцкарту, смогут:

    • ездить на метро, на городском наземном транспорте (автобусах, троллейбусах, трамваях) на льготных условиях, предварительно купив соответствующий проездной на 1 или на 3 месяца через терминалы МКБ, Элекснет или в специализированных кассах “Мосгортранса”;
    • совершать покупки в столовых, а родители смогут контролировать – как их дети посещают школу (при условии подключения к системе “Проход и питание” через сервис “Москвенок”, подробнее – на официальном сайте);
    • бесплатно посещать столичные музеи (при этом за день можно посетить сразу несколько музеев – и каждый раз это будет бесплатно);
    • получать стипендии, пособия и иные выплаты как от физических, так и от юридических лиц, а потом снимать наличные денежные средства в банкоматах того банка, который заявитель сам выбрал при оформлении карты в качестве эмитента;
    • получать скидки в магазинах-партнерах – например, 3 % в магазинах одежды SELA, 3 % — в сети аптек 36 и 6, 5 % — в Дикси (всего скидки предоставляются более, чем в 5 тысячах точек сервисно-торговой столичной сети);
    • записываться на прием к доктору – через инфокиоски в поликлинике по месту прописки;
    • осуществлять онлайн и оффлайн-платежи (при условии разблокировки банковского приложения, по умолчанию, карта эмитируется изначально с заблокированным приложением).

    Кто имеет право получить соцкарту

    1. школьники, начиная с самого 1-го класса;
    2. студенты средних и средне-профессиональных учебных заведений.

    При этом для обучающихся в вузах эта соцкарта не положена, равно, как и для аспирантов, ординаторов, интернов и других лиц в рамках системы высшего образования. Указанные граждане могут оформить себе карту москвича для студента (все подробности здесь).

    Образовательная организация может быть любой формы собственности – федеральная, муниципальная, частная, но в обязательном порядке должна быть государственная аккредитация.

    Школьник или студент может оформить карту при соблюдении хотя бы одного из этих двух условий:

    1. он зарегистрирован по месту жительства не в Москве, но тогда образовательное учреждение обязательно должно находиться на территории столицы;
    2. он зарегистрирован в Москве – тогда образовательная организация может находиться в любом, неважно каком, регионе РФ.

    Как оформить соцкарту обучающегося

    Ответ на интересующий многих школьников и студентов вопрос – что дает и как получить соцкарту – на самом деле прост. Оформление может производиться одним из двух доступных способов:

    • через официальный сайт Мэра Москвы (только для граждан РФ, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Москвы и относящихся к муниципальной форме собственности);
    • через центры госуслуг “Мои документы” (во всех иных случаях – когда школа или среднее учебное заведение – частное или федеральное, или если заявитель – иностранец, или если школа / ссуз расположены за пределами столицы, или при соблюдении всех этих условий одновременно).

    Порядок получения карты через сайт:

    1. авторизация в личном кабинете (можно через аккаунты в соцсетях или через ЕСИА);
    2. указание наименования учебного заведения, реквизитов паспорта или иного документа, идентифицирующего личность обучающегося (или его законного представителя – родителя, опекуна, попечителя, если за услугой обращается именно он), загрузка фотографии;
    3. ожидание 30 дней – в течение этого времени карту изготовят – о готовности придет соответствующее уведомление в личный кабинет;
    4. явка в свою школу, колледж или другую образовательную организацию с паспортом (также потребуется знать номер заявления о выдаче карты);
    5. наконец, получение соцкарты и ее активация в личном кабинете.

    Проверять готовность карты можно в любое время при помощи специального сервиса.

    Оформление через многофункциональный центр осуществляется в следующем порядке:

    1. подача заявления в любой московский МФЦ;
    2. проверка готовности карты при помощи сервиса;
    3. визит в тот МФЦ, в который было подано заявление, и получение готового пластика.
    • если обучающийся зарегистрирован в Москве, но учится в другом городе, перед оформлением карты рекомендуется проверить, аккредитовано ли соответствующее учебное заведение – узнать это можно по номеру телефона + 7 (495) 539 – 55 – 55 (каждый день, с 8 утра до 20 вечера по МСК);
    • фотографию в МФЦ можно принести свою, а можно и не приносить – сотрудники центра сами и бесплатно сфотографируют ученика;
    • если учащийся зарегистрирован в Москве, но в паспорте отсутствует отметка о прописке (либо ученику менее 14 лет), при этом он учится в образовательной организации, расположенной не в Москве, то в МФЦ потребуется подать 1 дополнительный документ – или ЕЖД, или выписка из домовой книги.

    Как оплачивать покупки в магазинах при помощи соцкарты

    Оплату можно производить во всех тех же местах, где и принимают стандартные банковские карты соответствующей платежной системы (МИР, Visa, MasterCard).

    Все карты для учащихся, эмитированные после 2014 года, поддерживают технологию бесконтактных платежей. Покупки суммой до 1000 рублей совершить просто – достаточно просто приложить карту к терминалу. Приобретения на сумму сверх этой осуществляются стандартным образом – путем вставки карты в терминал.

    Изначально картой учащегося нельзя расплачиваться в магазинах, так как соответствующее банковское приложение на ней заблокировано.

    Разблокировка осуществляется в отделении банка-эмитента. Подать заявление могут:

    1. родители или законные представители – если держателю карты еще нет 14 лет (потребуется паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка), присутствие самого держателя необязательно;
    2. сам ребенок – если ему от 14 до 18 лет (потребуется его паспорт и письменное согласие от родителей), либо же его родители (присутствие ребенка в любом случае обязательно).

    Если держателю уже исполнилось 18 лет, тогда заявление на разблокировку подает он сам. Документ потребуется лишь один – паспорт.

    Во всех случаях предъявление самой карты банковскому специалисту является обязательным.

    Итак, держатели соцкарты для обучающихся могут получать на нее различные выплаты, ездить на общественном транспорте на льготных условиях и бесплатно посещать музеи. Родители могут контролировать посещение школы своим ребенком и оплачивать при помощи карты его питание в школьных столовых. Доступны также скидки в магазинах и технология бесконтактных платежей.

    Как работают социальные карты и кто их может получить

    Социальные карты выдают людям, имеющим определённый льготный статус. Они есть не в каждом субъекте РФ, но постепенно вводятся везде. Расскажем, для чего они нужны и как их можно оформить.

    Что нужно знать о социальных картах

    Что это такое. Социальные карты выдают людям, которые имеют право на государственную поддержку — инвалидам, малоимущим, беременным, студентам, участникам ВОВ или жителям города и области. Функциональность карты зависит от местных властей и бюджета города — чем больше бюджет, тем больше возможностей у соцкарты. Например, в Москве и Санкт-Петербурге по картам льготных категорий можно бесплатно посещать культурные мероприятия, парковать машину на платных автостоянках или получить безвозмездную финансовую помощь, если положение совсем плачевное. В Казани по соцкарте оплачивают питание ребёнка в школе, в Карелии — бесплатно консультируются у юриста, а в Мордовии получают льготу на проезд в общественном транспорте.

    Категории соцкарт. В одних регионах выпускают единую социальную карту для всех, в других карты разделены по категориям: карта студента, карта школьника, карта пенсионера. Единая социальная карта часто только даёт право на льготный проезд и покупку товаров со скидкой в магазинах-партнёрах, карта категории — дополнительные льготы. Они зависят от статуса льготника:

    • Пенсионеры могут бесплатно ездить в общественном транспорте и ходить на культурные мероприятия, покупать товары со скидкой в аптеках и магазинах. В среднем экономия на продуктах и лекарствах — 3–10%.
    • Малоимущие обычно получают скидки в торговых точках — партнёрах проекта.
    • Студенты используют соцкарту как проездной билет, пропуск в институт и получают скидки на питание.
    • Школьники ездят со льготой в общественном транспорте, родители по карте школьника оплачивают питание. Карта может быть и как пропуск — по ней фиксируют вход-выход ребёнка из школы (такое есть в Казани, например).
    • Многодетные и беременные получают на соцкарты пособие и компенсации, скидки на товары и услуги.
    • Инвалиды пользуются бесплатным проездом, получают скидки в магазинах и аптеках, могут пройти лечение в медицинском центре или записаться в фитнес-клуб по льготной цене. Например, с 3 декабря 2019 года в Москве можно получить 50% скидку на лекарства для диабетиков .

    Рассчитываться социальной картой выгодно везде: в интернет-магазинах, кафе, кассах вокзалов, парикмахерских и даже в агентствах недвижимости — в большинстве случаев по ней будет дополнительная скидка. Есть ли в вашем городе скидки по карте и какие, надо уточнить в городском отделе соцзащиты — пока единого перечня нет. В Москве все предприятия, которые дают скидку по соцкарте, отмечены на карте .

    Места, в которых многодетные могут получить скидку в аптеках

    Типы соцкарт. Социальные карты могут быть простые и чипованные. Простые подтверждают статус льготника, у них ограниченный набор функций. Чипованные — это именные соцкарты. К ним можно подключить приложения — банковское, медицинское или транспортное, записать электронную цифровую подпись и подписывать ей документы онлайн, например, на Госуслугах.

    Простая социальная карта — только номер и основные льготы для всех. Банковского и транспортного приложения у таких карт нет

    На именной соцкарте есть вся информация о владельце:

    • идентификационный код;
    • паспортные данные;
    • номер индивидуального пенсионного счёта;
    • социальный идентификационный номер;
    • код льготы;
    • информация о форме социальной поддержки (натуральная или денежная);
    • виды соцподдержки и сроки их действия.

    Такая карта заменяет несколько документов: паспорт, пенсионное или военное удостоверение, студенческий билет, полис медстрахования.

    Вот так выглядит именная соцкарта — с чипом и именем. На обратной стороне карты — фотография владельца, полное ФИО и образец подписи

    По именной соцкарте москвича на сайте мэра Москвы можно оплатить без комиссии коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, дополнительные занятия в школах или спортивных секциях. Для сравнения: если оплачивать обычной картой, комиссия составит до 1,5%, в зависимости от услуги.

    Срок действия карты — до 5 лет, обслуживание и перевыпуск — бесплатно.

    Социальной картой может пользоваться только владелец — передавать её другому человеку запрещено. Исключение — человек, который сопровождает инвалида или ребёнка-инвалида.

    Как устроены банковские социальные карты

    В государственной программе соцзащиты населения участвуют и крупные банки — они выдают именные платёжные карты, которые можно использовать одновременно как платёжные и как льготные. На них уже записана информация о статусе льготника и данные из полиса медицинского страхования.

    Условия пользования картой устанавливает сам банк, для льготников они обычно лояльны: бесплатное обслуживание и перевыпуск, начисление процентов на остаток по счёту, можно получить овердрафт или кредит под низкий процент. Платёжная система таких карт — «Мир» . У неё есть некоторые ограничения, например, не всегда можно купить что-то через интернет, карта не работает за границей, но в России платежи по ней проходят без проблем.

    На карту зачисляют пенсии и компенсации, её можно пополнять или снимать наличные, оплачивать услуги ЖКХ, мобильную связь, делать переводы — она работает точно так же, как и обычная банковская карта.

    Получить онлайн такую карту нельзя — надо приходить в офис банка с документами и подписывать заявление. Но подать заявку можно через интернет — вам перезвонит менеджер банка, ответит на вопросы и назначит время встречи в отделении банка.

    Подать заявку на соцкарту можно онлайн, но получить её — только в отделении банка

    Правила безопасности по соцкартам такие же, как и по обычным банковским: если вы потеряли соцкарту — немедленно её заблокируйте и подайте заявку на перевыпуск карты, никому не говорите ПИН-код, пароли из SMS и не сообщайте код на обратной стороне карты.

    Как получить социальную карту

    Соцкарты обычно выдаёт отдел соцзащиты, МФЦ или банк, хотя в некоторых регионах свои правила. Например, в Курганской области нужно обращаться в общественные приёмные местных отделений партии «Единая Россия», а в Якутии новые карты выдают в банке, отделение которого надо выбирать в зависимости от первой буквы фамилии льготника .

    Москвичи могут подать заявку онлайн на сайте мэра Москвы , жители других регионов — через Госуслуги. Для этого надо заполнить заявление-анкету и приложить сканы документов.

    Документы, которые нужны для оформления соцкарты:

    • паспорт;
    • документ, подтверждающий льготный статус: пенсионный возраст, инвалидность, беременность. Для школьников — справка со школы, для студентов — выписка из реестра студентов института. В Москве проверить, внесено ли имя студента в реестр, можно на сайте мэра;
    • фотография 3х4 (если подаёте документы через МФЦ, её сделают там);
    • СНИЛС;
    • полис медицинского страхования (ОМС).

    Документы прикладывают к заявлению на оформление и выдачу соцкарты. Если нужна электронная подпись на карте, то это нужно указать в заявлении. Услуга платная, стоимость и сроки скажут в отделе соцзащиты или МФЦ.

    Если карту оформляют на ребёнка, то нужен будет паспорт, ИНН и СНИЛС родителя. Если по доверенности, то надо будет указать данные льготника, данные заявителя и приложить копию доверенности.

    Карту выпускают в течение 30 дней, о том, что её можно забрать, сообщат по телефону или SMS.

    Соцкарта действует, пока действует льготный статус. Когда льготный статус утрачен, надо переоформить карту на обычную или определить её в другую категорию. К примеру, беременная родила ребёнка — она потеряла статус беременной, но приобрела статус матери в отпуске по уходу за новорождённым. Карту могут и заблокировать, если льготный статус утерян полностью. Например, ребёнок получал пенсию по потере кормильца, он вырос, и пенсия ему уже не полагается — карту заблокируют и все льготы аннулируют.

    Где уже есть соцкарты

    Пока соцкарты есть не во всех регионах, но постепенно их вводят везде. В отделе соцзащиты города вам скажут, есть ли в вашем городе соцкарта и можете ли вы её получить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: