Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

Классный час с элементами тренинга «Имею право на уважение собственного достоинства» для учащихся начальной школы

Наталья Литовчик
Классный час с элементами тренинга «Имею право на уважение собственного достоинства» для учащихся начальной школы

Классный час с элементами тренинга «Имею право на уважение собственного достоинства»

Цель: формировать первичное представление о правах ребёнка (Конвенция о правах ребёнка); способствовать формированию у младших школьников правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование: компьютер, экран, презентация классного часа.

Ход занятия

1. Вводная беседа

Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час посвящён одному из прав ребёнка. Но прежде, чем мы заговорим о нём более конкретно, давайте вспомним, какие права имеет каждый ребёнок и где это записано.

– Итак, что такое право? (правила, по которым живут люди)

– Какие права есть у каждого ребёнка? (на жизнь, на имя, на отдых, на бесплатное образование)

– В каком документе записаны эти права? (Конвенция о правах ребенка)

Упражнение «Ромашка»

На лепестках от большой ромашки написано начало фразы «Ребёнок имеет право на…. Детям нужно продолжить эту фразу, вспомнив и дописав на лепестке одно из прав ребёнка. В сердцевине ромашки учитель записывает название Конвенции прав ребёнка. По мере того, как учитель размещает заполненные лепестки ромашки, дети вспоминают основные права ребёнка.

– Сейчас я предлагаю вам сыграть в одну игру, исходя из названия и содержания которой вы узнаете, о каком праве мы сегодня будем вести речь.

Упражнение «Я уважаю твоё право»

Все дети становятся в круг. Глядя на соседа справа, ребёнок говорит: «Я уважаю твоё право на безопасность и не стану тебя бить», собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу по кругу «Я уважаю твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроке»… Так продолжается до конца круга, пока все дети не выскажутся.

2. Сообщение темы и цели занятия

– Так о каком праве будет идти речь? (о праве на уважение собственного достоинства каждого ребёнка)

– И говорить об этом праве мы будем для того, чтобы каждый из вас понял, что каждый человек достоин уважения, и от того, как мы будем уважать людей, так и они будут относиться к нам.

3. Раскрытие темы

А) Мозговой штурм «Что включает в себя право ребёнка на уважение

Учащиеся по очереди предлагают свои варианты ответа на вопрос, учитель фиксирует все ответы на доске. Далее идёт общее обсуждение, что входит в содержание этого права.

Резюме: Право ребенка на уважение чести и достоинства включает в себя внимательное отношение к его правам и интересам, вежливость при общении, чуткое внимание в трудных для него жизненных ситуациях; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Б) Беседа об уважении

Игра «Словесные ассоциации».

Прежде чем дать определение понятию «уважение», школьники должны подумать о значении данного слова. Учитель, написав на доске слово «уважение», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации.Варианты ответов могут быть разными: это внимание, желание понять, доверие, помощь, милосердие, сочуствие, дружелюбие, почтение, вежливость, соблюдение правил, норм и т. п. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что проявлять уважение к людям – значит чтить их и соблюдать их права. Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам.

Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

Уважение — одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Также уважение — это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.

Понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Нарушением требования уважения к людям являются неоправданное и жестокое насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость.

Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.

Вопросы и задания для беседы:

Какие качества в людях больше всего заслуживают уважения?

Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие – нет? Почему?

Самый сильный мальчик во дворе бьет слабых.

Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.

Человек кормит бездомных животных.

Мальчик защитил девочку от хулиганов.

Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что

ей задали много уроков.

Мальчик не успел выучить урока, потому что он нянчился с

Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.

Разрешение нравственных ситуаций.

Спросите,как дети поступят в той или иной ситуации:

Во время урока тебе очень хочется поговорить с другом. Если ты проявляешь уважение к учителю, как ты поступишь?

У твоей мамы очень важный разговор с подругой. Тебе тоже хочется поговорить с мамой. Если ты проявляешь к ним уважение, как ты поступишь?

У тебя на глазах оскорбили твоего одноклассника. Если ты проявляешь к нему уважение, что ты сделаешь?

Какой вывод вы можете сделать, выполнив это упражнение?

(Лучший способ научиться уважать людей – это задуматься о том, какого отношения ты ждешь к себе.)

В) Игра «Учимся уважать»

Читайте также:
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?

Попросите детей подумать и рассказать, что в людях кажется

им достойным уважения. Затем дети встают в круг. Педагог дает

кому-либо из них красивый воздушный шарик или цветок и говорит: «Я уважаю Машу, потому что она никогда не отвлекается

на занятиях». Маша передает шарик своему соседу и говорит

ему, за что она его уважает. Игра продолжается до тех пор, пока

все дети не расскажут, за что они уважают своих друзей.

После этого обсудите с детьми, за что они уважают родителей, братьев, сестер и т. д.

Вопросы для обсуждения:

Что вы ощущали, когда вам говорили приятные слова?

Что вы ощущали, когда вы сами высказывали своим одноклассникам слова одобрения и признательности?

Легко ли заслужить уважение окружающих?

Какие выводы для себя вы сделали?

(Поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам (т. е. уважение прав других людей рождает

чувство доверия к вам и уважение ваших прав).)

4. Подведение итогов. Рефлексия

Упражнение «Говорящая палочка»

Условия выполнения: Объясните детям, что у индейцев, коренных жителей Америки, был метод слушания друг друга, предоставлявший каждому возможность высказаться при помощи говорящей палочки. Тому, у кого оказывается эта палочка, предоставляется право говорить, а всем другим — право слушать. Палочка передается по кругу. Тот, кто не желает говорить, просто передает ее дальше. Это упражнение помогает стеснительным детям в

развитии чувства уверенности при необходимости выступать, а детям-лидерам — в развитии уважения прав других.

Для начала говорящую палочку берет учитель и высказывает своёмнение об одной из цитат:

«Уважение – это одеяние, которое, подходит всем, и старым, и молодым».

«Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали».

«Уважение других дает повод к уважению самого себя».

«Не требуй уважения, а просто делай так, чтоб уважали».

Что больше всего удивило вас на занятии?

Какое упражнение было самым полезным? Почему?

Что больше всего понравилось, запомнилось?

Какие выводы для себя вы сделали?

Заключительное слово учителя:

Уважение — это основа культуры общества. Уважение к окружающим — это основа культуры общества. От этого зависит будущее общества – будет оно развиваться или деградировать. Мы часто думаем, что уважать нужно только того, кто достоин нашего уважения. Это противоречит истинной культуре. Нет, уважать нужно всех и, прежде всего, старших.

Уважать и понимать друг друга, прислушиваться к мнению других – очень важные качества культурного и вежливого человека. Надеюсь, что вы извлечете уроки из нашего сегодняшнего разговора и будете расти порядочными людьми, достойными гражданами общества.

Всем спасибо за внимание и участие, до новых встреч!

1. Конвенция о правах ребёнка

2. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 287 с.

3.Мир глазами детей: учебное пособие по правам человека. Автор/создатель: Кин Э., Рожнёва Ж., Ерзикова Ю. – М. : Права человека, 2006.

4.Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие. /Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. – М. : Права человека, 2006. -208 с.

7. http://открытыйурок. рф

Сокращённый перечень прав ребёнка

(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Классный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «Наша дружная семья» Цель деятельностная: формирование у учащихся положительного отношения к семье, правила поведения в семье. Цель.

Классный час для учащихся начальной школы «Все профессии нужны, все профессии важны» Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; развивать внимание,.

Конспект НОД «Я имею право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию занятие для подготовительной группы по правовому воспитанию детей. Тема. «Я имею право на.

Читайте также:
Ребенок не хочет или отказывается ходить в детский садик. Что делать?

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Новогодний утренник для учащихся начальной школы «Говорят, под Новый год» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская основная школа» Новогодний утренник «Говорят под Новый год…».

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Долг, честь и достоинство (разработка урока)

Описание разработки

Цель: формировать у воспитанников нравственные ценности: как долг, честь и достоинство.

Задачи:

развивать человеческие качества: долга, чести и достоинства и способами их проявления;

способность формулировать нравственные суждения;

Ход беседы

Представьте на минутку, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, т. к. в это время по телевизору показывали бы его любимый фильм, диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почи­тать книжку или сходить погулять, а летчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». «Надо» – это наше представ­ление о долге.

Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих

обязанностей мы не в праве пренебречь. (Т. Рузвельт)

1. Дайте определение понятию долг, подберите синонимы и анто­нимы к этому слову. Долг – обязанность перед кем-то или чем-то.

Долг есть осознание высшего интереса, который одерживает

верх над интересами низшего порядка.

Мы на каждом шагу соприкасаемся с другими людьми, каждое наше удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям – напряжения их душевных и физических сил, заботы, беспокойства. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы обязаны, должны. Чувство долга представ­ляет собой наше отношение к окружающей нас жизни. Чувство долга застав­ляет делать то, что велят наши убеждения, даже если нам этого не хочется.

2. Долг и обязанность – слова-синонимы. Какие обязанности есть у

вас? Чем повседневные обязанности отличаются от нравственных?

Обязанности человека делятся. . . на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьей; 3) перед государством и

4) перед другими людьми вообще. (Гегель)

3. Послушайте арабскую сказку и ответьте на вопросы.

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда же ты деваешь свое богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, – ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому-нибудь в долг, – возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с дол­гами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.

1. Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Ка­ким образом они будут отдавать этот долг?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви.

И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их. (Леонардо да Винчи)

2. Если человек не заботится о своих престарелых родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей?

3. Как вы понимаете свой долг по отношению к другим людям?

4. Как развить в себе чувство долга? Из чего оно складывается?

Проводила бы братишку

Я сегодня в детский сад,

Да не стоит: он под вечер

Все равно придет назад.

Я сходила бы за хлебом

Чтоб не жаловался дед,

Да, по-моему, без хлеба

В десять раз вкусней обед!

Я могла бы вымыть ложки

И тарелки в шкаф убрать,

Но тогда ведь нашей кошке

Будет нечего лизать.

Я учиться не на тройки,

На пятерки бы могла.

Но нельзя – мешают очень

Мне домашние дела.

5. Каким образом человек может выполнить свой долг перед обще­ством? Существует ли у человека долг перед самим собой? Какой? Как вы его исполняете?

Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе, к планете, к Вселенной – это исполнить дан­ное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать луч­ше, чем мы есть.

Выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?

Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. (Индийская мудрость)

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

ДОЛГ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО.

Цель: формировать у воспитанников нравственные ценности: как долг, честь и достоинство.

развивать человеческие качества: долга, чести и достоинства и способами их проявления;

способность формулировать нравственные суждения;

Читайте также:
Детские развивающие раскраски для скачивания: транспорт, одежда, мебель, алфавит, цифры, анатомия

Воспитывать такие нравственные качества, как долг, честь и достоинство.

Долг! Какое возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Представьте на минутку, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, т.к. в это время по телевизору показывали бы его любимый фильм, диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почи­тать книжку или сходить погулять, а летчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». «Надо» – это наше представ­ление о долге.

Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих
обязанностей мы не в праве пренебречь.

(Т. Рузвельт)

1.Дайте определение понятию долг, подберите синонимы и анто­нимы к этому слову. Долг – обязанность перед кем-то или чем-то.
Долг есть осознание высшего интереса, который одерживает
верх над интересами низшего порядка.

Мы на каждом шагу соприкасаемся с другими людьми, каждое наше удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям – напряжения их душевных и физических сил, заботы, беспокойства. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы обязаны, должны. Чувство долга представ­ляет собой наше отношение к окружающей нас жизни. Чувство долга застав­ляет делать то, что велят наши убеждения, даже если нам этого не хочется.

2.Долг и обязанность – слова-синонимы. Какие обязанности есть у
вас? Чем повседневные обязанности отличаются от нравственных?

Обязанности человека делятся. на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьей; 3) перед государством и
4) перед другими людьми вообще. (Гегель)

3.Послушайте арабскую сказку и ответьте на вопросы.

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда же ты деваешь свое богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, – ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому-нибудь в долг, – возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с дол­гами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.

1. Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Ка­ким образом они будут отдавать этот долг?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар –
жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви.
И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.
(Леонардо да Винчи)
2. Если человек не заботится о своих престарелых родителях, оказывает

ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей?

3. Как вы понимаете свой долг по отношению к другим людям?

4. Как развить в себе чувство долга? Из чего оно складывается?

Проводила бы братишку

Я сегодня в детский сад,

Да не стоит: он под вечер

Все равно придет назад.

Я сходила бы за хлебом

Чтоб не жаловался дед,

Да, по-моему, без хлеба

В десять раз вкусней обед!

Я могла бы вымыть ложки

И тарелки в шкаф убрать,

Но тогда ведь нашей кошке

Будет нечего лизать.

Я учиться не на тройки,

На пятерки бы могла.

Но нельзя – мешают очень

Мне домашние дела.

5. Каким образом человек может выполнить свой долг перед обще­ством? Существует ли у человека долг перед самим собой? Какой? Как вы его исполняете?

Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе, к планете, к Вселенной – это исполнить дан­ное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать луч­ше, чем мы есть.

Выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?

Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. (Индийская мудрость)

Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова» – значит, мож­но на него положиться. Можно ли положиться на вас? Вспомните и за­пишите пословицы и поговорки о верности своему слову.

1. Как сказано, так и сделано.

2. Заговорил, так надо и договари­вать.

3. Не бросай слов на ветер.

4. Слову – вера, хлебу – мера, деньгам –счет

5. Завтраками сыт не будешь.

6. Много сулит, да мало делает.

7. Обещанного три года ждут.

8. На посулы вороват, да на деле угловат.

Вы, конечно же, читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Ма­ленький принц». Как вы думаете, кому она адресована – детям, взрослым или тем и другим? Почему вы так считаете? Вспомните только один эпи­зод, где принц наставляет собеседника: «. приведи в порядок свою пла­нету». Какой смысл заключен в словах Маленького принца? Напишите сочинение о долге перед планетой, на которой живет человек.

«Есть такое мудрое правило, – сказал мне после Маленький принц. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в по­рядок свою планету».

(А. де Сент-Экзюпери)

«Сегодня человек, только он один, отвечает за все на Земле. Тыся­чи лет он боролся с природой, как с врагом, за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за все, что живет в них. Эту свою ответственность человек не может передать никому, потому что только он один наделен высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны. Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельно­сти. Все будущие государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народа, все великие уче­ные, писатели, философы, имена которых пока еще никому не из­вестны, все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к нам в дальнейшем вме­сте с порученным делом. Кто не воспитал в себе чувства ответ­ственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы».

Читайте также:
В какую спортивную секцию отдать ребенка 5-7 лет — выбираем вид спорта для мальчиков и девочек

Честь и достоинство.

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются.

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

Достоинство – это уважение человека к законам человечности в
своем собственном лице. (И. Кант)

Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственно­го поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание се­годня сделаться лучше, чем вчера. В «Словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и достоинству:

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доб­лесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Достоинство – совокупность высших моральных качеств, уваже­ние этих качеств в самом себе, самоуважение.

Что значит бесчестный человек?. Какие моральные качества у не­го отсутствуют?

Попробуйте перечислить недостойные поступки, веду­щие к потере чести.

Злом, унижающим человеческое достоинство, является лень, нера­дивость, стремление жить легкой, безбедной жизнью, малодушие, бессо­вестность, лживость.

Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорче­ния, беспокойства других людей. Недостойно оставлять товарища в беде, про­ходить равнодушно мимо чужого горя. Недостойно пользоваться результата­ми чужого труда, прятаться за чужую спину, проявлять трусость и малодушие. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обеща­ния. Недостойно чрезмерно жалеть самого себя, выставлять напоказ сокровен­ное, хвалиться своими подлинными и мнимыми достоинствами.

Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?
Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Лю­бой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего он уважает себя.

Нарисуйте древо Уважения. У этого дерева должно быть ровно столько веток, скольких людей вы по-настоящему уважаете в жизни.

Разделите лист на две половинки. На одной напишите, за что вы ува­жаете себя, а вторую попросите заполнить товарища или родителей. Сопоставьте ответы. Перечислите пороки, которые происходят от чрезмерного или недостаточного уважения к себе. Подумайте, нет ли в вас этих пороков?

Уважай самого себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.

Прочитайте изречение. Согласны ли вы с мнением автора? Обос­нуйте собственную точку зрения.

Порядочный человек не должен гнаться за всеобщим уважением, пусть оно придет к нему само собою, так сказать, помимо его воли.

Основы светской этики. Тема урока: Честь и достоинство.

Содержимое публикации

1.Основы светской этики. Урок22. Тема: Честь и достоинство

2.Цель: формирование у учащихся нравственных норм поведения, ориентированных на моральные ценности: честность, справедливость, порядочность, долг, толерантность, любовь к Родине, основанных на знании понятий «честь и достоинство».

3. Основные понятия:

Честь- это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация, благородство души, доблесть, честность, чистая совесть и т. п.

Достоинство– это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

4.Ресурсы для проведения урока: учебник «Основы светской этики», стр. 46-47

иллюстрации из учебника и электронного приложения, тест из электронного приложения к уроку.

I .Актуализация знаний.

II .Решение проблемы, открытие новых знаний.

III .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

IV .Включение в систему знаний и повторение.

VI .Домашнее задание.

-Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять: В чем же назначенье Человека, как надо жить? Спокойно, ни во что, не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?.

Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экрана телевизора, встречаются на страницах книг и газет. Употребляя их в разговоре, мы едва задумываемся над значением этих слов.

– На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему.

-А как, вы думаете, что значит слово «честь»?

-Какое определение дают этому слову авторы учебника? с 46(до слов Достоинство)

Работа в группах.

– Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.

Читайте также:
Как правильно отвечать на неловкие вопросы детей: советы психологов

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни

Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

Составляют и записывают своё определение слова честь.

Честь-это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь, который не допускает низких поступков и помыслов, сила его души, готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства.

2)А теперь давайте, прочитаем, как понимает слово «честь» один из героев рассказа.

Чтение рассказа М. Дружининой « Дело чести».

Объясни название рассказа .
– Какой договор предложил заключить Владику Гусеву Петька Редькин ?
– Какие желания были у Петьки? Почему они его веселили, а Владика огорчали?
– Что испытывал Владик, выполняя их?
– Понимал ли Петька, что поступает плохо?

-Найди пословицу, объясни её значение. К месту ли её употребил Петька? (Это дело чести – держать своё слово. Не сдержишь слово, не будет у тебя чести)
Не пострадала ли честь Владика, когда он отказался выполнить условие договора?

– Как бы вы объяснили Петьке смысл слов « дело чести»?

3)Работа с понятием через подбор ассоциаций и синонимов.

– Подберите и запишите по вертикали слова, ассоциирующиеся со словом честь и начинающиеся с букв, составляющих это слово (кроме буквы ь).

С ________________________(совесть, справедливость, сила))

4).Запишите синонимы к слову честь ( благородство, мужество, верность, справедливость, правдивость, достоинство.)

5)Анализ иллюстраций на с.46 – 47 и из электронного приложения урок 22, «Иллюстрации».

– Придумайте к этим фотографиям названия в виде фраз со словом «честь» или словами, образованными от него.

6) Проявление чести в повседневной жизни.

-Как проявляется честь в повседневной жизни?

-Объясните эти понятия:

Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как и рядовому, так и полководцу.

Гражданская честь – человек, вступившийся за слабого или оскорблённого.

Кого в наше время называют рыцарем?

(В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за слабого)

Спортивная честь. ( отстаивать честь страны на международных соревнованиях, олимпиадах-Сочи2014г, Александр Зубков-братчанин чемпион олимпийских игр по бобслею).

П. Корнель (французский поэт, драматург) сказал « Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь».

-Какой вывод из сказанного можно сделать? ( пострадала честь- это значит, пострадало твоё собственное имя, достоинство, верность благородство. Не даром честь отдают офицеры, дают клятву президент, врачи,. Это помогает людям осознать свою ответственность, взять её на себя.)

Следовательно, жить надо так, чтобы окружающие сказали про тебя «человек чести».

-Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать? Групповая работа.

-Запишем эти качества:

умение сдержать своё слово,

прийти на помощь слабым,

не предать друзей, Родину,

не изменить своим моральным принципам

1)- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».

-Что такое достоинство человека?

– Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надёжность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.

-Значит честь и достоинство близки по смыслу. Но между ними есть различие. Каково же оно?

2) Чтение текста учебника. Приём инсерт.

3) Прочитайте определение « достоинство» в учебнике.

-Что такое чувство собственного достоинства?

( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)

-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?

( К голосу совести).

– Теперь с помощью учебника выпишем моральные качества, которыми должен обладать достойный человек.

отличает добро от зла,

не совершает безнравственных поступков,

способен быть справедливым

уважает достоинство других и не теряет собственного

-Что значит «безнравственный поступок»?

-Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?

(Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность)

-Теперь сравним понятия « человек чести» и « достойный человек».

-Мы видим много общего, это подтверждает что «достоинство» и «честь» понятия синонимичные.

-Так в чём же их различие? (если дети не смогут чётко ответить на этот вопрос – помощь учителя)

Часто моральные качества «Человек чести» совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.

«Достойный человек»- это осознанный выбор человека.

-Итак, достоинство- это моральное качество человека, основанное на уважении к другим людям и на самоуважении.

4)- Об одном из качеств достойных человека мне хочется с вами поговорить, а поможет нам притча. Послушайте.

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которой стояла чёрная точка.

-Что вы здесь видите?- спросил старец.

-Точку.- ответил один.

-Чёрную точку. – подтвердил другой.

-Жирную точку.- уточнил третий.

И тогда их любимый учитель заплакал.

-Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?- удивились ученики.

-Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку. И никто из вас не заметил чистого белого листа.

Читайте также:
Прически для девочек: коса навыворот, пучок в стиле ампир, плетения в виде цветов

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о его достоинствах.

-Чему учит эта притча? (нужно видеть в другом человеке только достоинства, его положительные черты характера).

-Поможет ли это качество вам в жизни?

-Как? (это поможет в общении, избежать вражды, мести, взаимных обид).

5)-Исходя из всего сказанного сделаем вывод, что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ?

Работа с материалами электронного приложения (урок 22 «Золотое слово» – «Человек».

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. Р. Киплинг

– Какие условия того, чтобы человек стал человеком, называет Киплинг? Запишите их в тетрадь (в виде цитат)

– Можно ли назвать такого человека честным и достойным? Ответ обоснуйте.

– Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.

– Как вы понимаете это высказывание?

Задача каждого человека

Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение):

Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально (или в парах) задания из электронного приложения (урок 22, «Контроль»)

Тест по теме «Честь и достоинство)

1. Как ты понимаешь смысл высказывания: «Больше достоинства в уменье побеждать пороки. Нежели в том, чтобы не иметь их?»

Свои пороки нужно скрывать

Не нужно стесняться своих недостатков, нужно их исправлять

Нужно стремиться становиться лучше

У человека не должно быть недостатков

2.Честный человек это тот, кто:

Обладает нравственными качествами и проявляет их в своём поведении

Не признаёт своих ошибок

В незнакомых людях видит подлецов и негодяев

Умеет сделать так, что его обман не заметят другие

3.Достойный человек это тот, кто:

Уважает себя и окружающих, проявляет доброжелательность, вежлив

Побеждает в споре путём применения сил

Постоянно берет свои слова обратно

Не хочет брать ответственности за свои дела

4. Достоинство связано с:

Верны все варианты

-Насколько важными вы считаете, чувства чести и достоинства?

– Всегда ли вы можете сказать, что вас уважают окружающие, и вы себя уважаете?

Предлагаю выполнить следующее задание:

Обучающимся выдаётся ладошка.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец – мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения;

Найти рассказы или вспомнить произведения о чести и достоинстве.

Пословицы о чести и достоинстве

Книжка-раскладушка «Способы защиты чести и достоинства у людей разных национальностей»

Приложение:рассказ М Дружинина « Дело чести», тест «Честь и достоинство».

Урок по основам религиозных культур и светской этики “Честь и достоинство”

Цель урока: помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство.

Идея урока: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (Ф. М. Достоевский)

Задачи урока:

  • раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;
  • выйти на размышление о том, что честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;
  • побудить детей к анализу собственных поступков;
  • обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Оборудование к уроку:

  • разработка презентации “Достоинство и честь”
  • аудиозаписи произведений Л.Н. Толстого “Косточка” и “Старый дед и внучек”
  • учебник “Основы светской этики”, стр. 46-47

1. Организационный момент.

Добро пожаловать на урок этики!

2. Целеполагание и мотивация.

– Перед вами картинка с весами. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.

Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.

– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (слайд 3)

– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)

– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)

– О каком долге идёт речь в данных примерах? (слайд 4)

– Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг.)

– Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.)

– Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.)

– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.) (слайд 5)

– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)

– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)

– А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?

– На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.

Читайте также:
Развитие логики и мышления у детей дошкольного и школьного возраста – занятия и упражнения

– Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (слайд 6)

– О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)

Тема урока: Честь и Достоинство

Какие цели поставим?(слайд 7)

  • Узнать что такое честь и достоинство.
  • Запомнить новые понятия.
  • Учиться слушать собеседника, участвовать в диалоге.

3. Актуализация знаний и умений.

– Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? (слайд 9)

-В рассказе “Честное слово” маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры “у порохового склада”, не потерял веры в понятия “часовой”, “пост”, “честь”. Он, будучи в игре “сержантом”, сдержал своё “Честное слово – не уйду”. Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил “сержанту” покинуть пост.

В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

В произведении “Золотая антилопа” крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.

Дмитрий Михайлович Карбышев – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению – родовой сибирский казак. За пару недель до начала Великой Отечественной войны был командирован в Гродно для оказания помощи оборонительному строительству на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилева был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

– Какие моральные качества присущи этим героям?

(Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам)

– Сделайте вывод, что же такое честь?

– Прочитайте определение в учебнике.(с.46)

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят “человек чести”.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.

Проявление чести в повседневной жизни (слайд 14)

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Что такое достоинство? (слайд 16)

Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал “Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни”?

– Как вы понимаете это высказывание?

– Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие “достоинство”?(слайд 17)

– Прочитайте в учебнике определение “достоинство”.

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: “Это достойный человек”. Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

– Найдите в тексте предложение, соответствующее слайду “Храни достоинство своё повсюду, человек!”

5. Осознание и осмысление нового учебного материала.

Рассмотрите слайд. Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?

Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.

– Что значит “безнравственный поступок”?

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

“Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”

Читайте также:
Как ребенку выучить таблицу умножения быстро и легко?

– Почему мама так ответила?

– Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?

Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

– Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно?

6. Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

“Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства, анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

7. Домашнее задание – вопросы и задания учебника:

  • Как вы понимаете пословицу “Береги платье снову, а честь смолоду”? Какие ещё пословицы вы знаете?
  • Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
  • Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?

По вопросу презентации обращайтесь к автору.

Повышенная утомляемость у детей

Автор: Росточек —

Быстрая утомляемость у ребенка неизбежно вызывает беспокойство родителей. Заподозрить причины снижения умственной и физической активности можно самостоятельно, но достоверно их подтвердят только результаты медицинского обследования. В зависимости от того, что вызвало хроническую усталость, назначается коррекция образа жизни, рациона питания или лекарственная терапия.

Физиологические причины повышенной утомляемости

Причиной утомляемости у ребенка могут стать физиологические факторы. Они не вызывают опасения у врачей и легко поддаются коррекции.

  • В пубертатный период у некоторых подростков появляется хроническая усталость. Апатия вызвана гормональными перестройками, изменением функции нервной системы. После стабилизации работы эндокринного аппарата состояние нормализуется.
  • Возрастные кризисы сопровождаются снижением работоспособности и депрессивным настроением. Они возникают у школьников в различные временные периоды, но чаще бывают в 1, 5 и 9 классе.
  • Если есть жалобы на усталость, причиной могут быть высокие физические и умственные нагрузки. Активные дети устают быстрее, так как стремительно расходуют энергетические запасы. Посещение нескольких секций разного направления, загруженность в школе и дома приводят к постоянному чувству усталости.

Многие мамы жалуются, что детки спят очень плохо – часто просыпаются, долго не могут заснуть. Всему есть причины. И очень часто эти причины кроются в неправильном распорядке дня.

Когда усталость – симптом патологии

Если ребенок жалуется на усталость внезапно, при условии отсутствия изменений в физической и умственной нагрузке, необходимо внимательно присмотреться к дополнительным признакам. Причиной повышенной утомляемости могут стать:

  • сахарный диабет;
  • нарушения работы миокарда;
  • сосудистые заболевания;
  • снижение иммунитета;
  • аутоиммунные нарушения;
  • заболевания крови.

Чаще всего усталость появляется в период респираторных заболеваний. Родители могут еще не замечать катаральных проявлений, но отметить повышенную сонливость, неуклюжесть, капризы.

Чем помочь ребенку в домашних условиях

Чтобы предотвратить повышенную утомляемость, необходимо правильно организовать режим дня, питания, а также составить расписание физических и умственных тренировок.

  1. Необходим полноценный отдых. Ночной сон должен длится не менее 9 часов. Днем школьнику требуется 1-2 часа полного спокойствия.
  2. Умственные и физические нагрузки необходимо чередовать и делать между ними перерывы. Нельзя сразу после футбола заставлять ребенка решать логарифмы. Необходим отдых для равномерного распределения нагрузки на нервную систему и мозг.
  3. Организация правильного питания играет определяющую роль для эмоционального состояния ребенка. В течение дня необходимо не менее 5 приемов пищи. Еда должна быть разнообразной и включать в себя большое количество витаминов, микронуклиентов, белка, сложных углеводов и клетчатки.
  4. Минимизировать количество времени, проводимое за телевизором и электронными гаджетами. Они негативно сказываются на работе нервной системы, повышают агрессию и физическую усталость.

Не менее двух раз в год необходимо проходить диспансеризацию, включающую:

  • ЭКГ ребенку (можно в поликлинике по месту жительства или воспользоваться платной электрокардиографией);
  • сдачу крови для биохимического обследования;
  • общий анализ мочи;
  • проверку зрения и внутриглазного давления;
  • посещение невролога.
Читайте также:
Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

К Вашим услугам консультации и лечение опытными неврологами.

Затрудненное пробуждение по утрам

Затрудненное пробуждение по утрам и методы борьбы с этим состоянием

Около 15% подростков страдает от тяжелого пробуждения. Опасность этого состояния в том, что оно может остаться на всю жизнь. А ведь от здорового продолжительного отдыха зависит слаженное функционирование всех систем организма. Да и каждый второй взрослый человек знаком с тяжелым просыпанием утром.

Мы уже свыклись с утренней сонливостью и объясняем ее тем, что поздно ложимся. Но ученые из Филадельфии установили, что на пробуждение не влияет количество часов отдыха. Оно зависит от сбоя наших биологических часов. Ученые изучили сбои фазы замедленного сна (ФЗС), при которой пациенты не могут уснуть в установленное время и, соответственно, проснуться утром.

При медленном функционировании биологических часов однозначно нарушается сон. Их ритм оказывает действие на сонливость, температуру тела (внутреннюю). Имея нарушение ФЗС, люди тратят больше времени на завершение цикла. При этом такие люди позже ложатся. Ну и просыпаются они тоже позже. Сбои биологических часов возможны по разным причинам: ночные смены работы, низкий уровень освещенности, трансконтинентальные перелеты.

Причины, из-за которых утром сложно проснуться

Обычно затрудненное просыпание мы привыкли связывать с переутомлением накануне или бессонницей. Но причины могут быть и другие. Опишем детальней все провокаторы затрудненного пробуждения:

  1. Нехватка сна. Чтобы наш организм полноценно отдохнул, необходимо 8 часов мужчинами и 9 часов детям, женщинам.
  2. Несбалансированный график. Этот пункт подразумевает суточную, тяжелую работу (пожарники, врачи). Этим группам людей сложно нормализовать график отдыха/бодрствования.
  3. Несоблюдение фаз суточного ритма. Ночные смены провоцируют сбой биологических часов.
  4. Переедание. Эта причина кажется банальной. Но прием тяжелой пищи или спиртного на ночь считается слишком большой нагрузкой для организма. Поэтому утренний подъем будет тяжелым.
  5. Несоблюдение правил гигиены сна. На ночной отдых негативно влияют: кофе на ночь, дневной длительный отдых, сидение в интернете или просмотр фильма.
  6. Апноэ. Это состояние особо опасно, ведь оно предполагает приостановку дыхания ночью.
  7. Синдром беспокойных ног. Активность нижних конечностей мешает нормально спать. Довольно часто люди ищут удобное положение для ног из-за судорог, ощущения онемения, отечности.
  8. Позднее засыпание. Самым лучшим временем для засыпания считается промежуток с 21.00 до 00.00. Слишком позднее засыпание провоцирует непродуктивность часов отдыха, они не дают организму полноценно восстановиться.
  9. Побочное действие медпрепаратов. Здоровый ночной отдых могут нарушить лекарства от аллергии, повышенного давления, антидепрессанты или обезболивающие.
  10. Психологические, психические факторы.
  11. Перенапряжение. Стрессы, умственное перенапряжение в течении дня и особенно вечером в значительной степени ухудшают качество ночного отдыха. Из-за роя мыслей в голове мозг неспособен «отключиться», он постоянно в напряжении.

Симптомы, при которых стоит обратиться к сомнологу

Если вам сложно утром проснуться, а потом на протяжении дня вас беспокоят дополнительные симптомы нарушения сна, обращайтесь за помощью к сомнологам Юг-клиники. На прием стоит записаться при наличии следующих признаков некачественного ночного отдыха:

  • потеря аппетита;
  • тяжелое пробуждение;
  • ощущение раздражительности;
  • излишнее беспокойство;
  • отсутствие энергии, бодрости на протяжении дня;
  • снижение памяти;
  • постоянная вялость;
  • существенное увеличение продолжительности отдыха ночью;
  • головная боль;
  • острое желание поспать днем;
  • ухудшение концентрации внимания.

Особенностью пациентов с затрудненным пробуждением, которое обычно указывает на такое редкое заболевание, как гиперсомния, считается проявление днем «опьянения сном». Это состояние заключается в существенной дезориентации человека после пробуждения. Еще одной особенностью считается отсутствие освежающего эффекта после дневного сна, который помогает пациентам с нарколепсией.

При гиперсомнии могут проявляться признаки вегетососудистой дистонии (головные боли, похолодание, онемение конечностей, обмороки). Также наблюдаются проблемы с регуляцией температуры тела, пищеварением.

Диагностика затрудненного пробуждения

  • Полисомнография. В ходе данной процедуры медработники исследуют сон с применением специальных приборов. Аппараты снимают ряд данных во время ночного отдыха пациента и выводят их на монитор. Это исследование позволяет изучить структуру сна, определить его качество, установить количество фаз.
  • КТ мозга.
  • Электроэнцефалография. Применяют для определения состояния, функционирования головного мозга. Процедура помогает обнаружить нарушения, провоцирующие сонливость, повышенную усталость.
  • Пункция спинного мозга. Ее проводят с целью обнаружения воспалительных процессов.
  • Множественный тест на латентность ко сну. Выполняют его днем. Благодаря этому тесту определяется скорость засыпания.
  • Клинический анализ крови. Его назначают с целью обнаружения воспалительных процессов в организме.
  • МРТ головного мозга. Этот метод диагностики важен в обнаружении болезней головного мозга.
  • Общий анализ крови, мочи.

Сомнологи могут направить пациента на консультацию к другим узкопрофильным специалистам: нефролог, кардиолог, эндокринолог, невролог, психолог.

Лечение затрудненного пробуждения

Основной механизм затрудненного пробуждения, которое наблюдается по утрам, специалисты полностью не выявили. Это состояние врачи считают проявлением основного заболевания. Поэтому лечение подбирается для устранения основной болезни, ее проявлений. Специалисты могут использовать седативные препараты для улучшения ночного отдыха. Чтобы на протяжении дня пациента не беспокоила сонливость назначают один из таких медпрепаратов:

  • Модафинил.
  • Пемолин.
  • Пропранолол.

При таких нарушениях сна, как нарколепсия, гиперсомния, врачи могут назначать медпрепараты следующих групп:

  • Психостимуляторы. Их назначают индивидуально с целью устранения избыточной сонливости. Такими веществами считаются декстроамфитамин, метилфенидат.
  • Аналептики, ингибиторы. Первый вид веществ представлен модафинилом, армодафинилом. Время бодрствования увеличивает атомоксетин. Улучшить дневную бдительность, качество сна позволяет ритансерин.
  • Оксибутират натрия. Препарат отвечает за глубокий сон.
  • Медпрепараты, воздействующие на гистамин. Все еще изучается эффективность антагонистов Н3.
  • Препараты, воздействующие на ГАМК. Медпрепараты флумазенил, кларитромицин все еще в стадии изучения.

Рекомендации для комфортного просыпания утром

Специалисты клиники рекомендуют пациентам с затрудненным пробуждением соблюдать ряд мероприятий:

  1. Полноценно отдыхайте ночью. Организм должен отдыхать достаточно часов.
  2. Создайте комфортные условия для отдыха: качественный материал постельного белья, бируши, проветривание помещения на ночь.
  3. Выполняйте расслабляющую дыхательную гимнастику вечером.
  4. Примите ванну с ароматизирующими средствами.
  5. Легко поужинайте часа за 3 до отдыха.
  6. Ложитесь спать в определенное время каждый вечер.
Читайте также:
Раскраски для мальчиков бесплатно в формате PDF: спецтехника, машинки, одежда

Затрудненное пробуждение в утреннее время раньше не рассматривалось врачами, как отдельное заболевание. Сейчас этому состоянию уделяют больше внимания из-за его опасности. Это расстройство сопровождается изменением психоэмоционального состояния людей, негативно воздействует на социальную, профессиональную активность.

Причины повышенной сонливости и вялости у ребенка 5-6 лет. Как быть?

Содержание статьи:

У ребенка пяти-шести лет проблемы со сном. Он долго спит днем и тяжело встает утром. В чем причины отклонения этого важного физиологического процесса в жизни малыша, и что делать родителям? Разобраться с этими вопросами, принять правильные и своевременные шаг поможет наша статья.

Сколько должен спать ребенок 5-6 лет?

В соответствии с существующими нормами для данной возрастной категории продолжительность сна в сутки должна составлять не менее 11 часов, из которых 1-2 часа — это дневной сон. Детишкам пяти лет дневной сон просто необходим, а вот если шестилетний ребенок спит только ночью, а дневной сон игнорирует, тогда это тоже может быть нормой. Но при одном условии: ночной сон должен составлять не меньше все тех же полноценных одиннадцати часов.

Если у ребенка есть отклонения от этой нормы в большую или меньшую сторону, необходимо разбираться в причинах и предпринимать необходимые меры.

Почему ребенок много спит днем и тяжело встает утром?

Для того чтобы преодолеть повышенную сонливость ребенка, необходимо установить причину данного явления. Причины подобного поведения можно разделить на 2 группы: физиологическую и патологическую.

В основе физиологической сонливости могут лежать следующие причины общей утомляемости и усталости организма:

  • Нарушение привычного распорядка дня. Может быть вынужденным, когда ребенок в силу каких-либо внешних обстоятельств не лег вовремя спать, или его организм подвергся нагрузкам, несвойственным ему при обыденном образе жизни.

  1. Длительный переезд из одной местности в другую, при котором невозможно придерживаться установленного режима дня.
  2. Чрезмерный просмотр телепрограмм или долгое времяпрепровождение за компьютером. В данном случае — повышенная нагрузка на глаза, что и является причиной перенапряжения организма в целом.
  3. Окружающий повышенный шумовой фон также нагружает слуховые рецепторы и влечет за собой чувство усталости.
  4. Болевые и тактильные раздражители. Когда ребенок из-за наличия ран (порезов, ожогов, ссадин) или болевых ощущений (головы, зуба, уха и т.д.), испытывает естественный дискомфорт и не может долгое время уснуть.
  • Переедание. Чрезмерное поступление пищи в организм автоматически провоцирует обильное кровоснабжение органов пищеварительного тракта. Но если где-то прибывает, то в другом месте убавляется. Так и в этом случае. Состояние «желания сна» возникает в связи с недостаточным снабжением головного мозга кислородом.
  • Стресс. Первоначально стрессовая ситуация активизирует и мобилизует организм ребенка, приводит его в состояние «боеготовности» и повышенной активности (гиперактивности). В случае долговременного стресса повышенная концентрация выбрасываемых гормонов активности в кровь резко сокращается, и ребенок начинает испытывать состояние упадка сил, вялости и сильной усталости.
  • Заболевание. Во время болезни организм малыша ослаблен, ему необходим дополнительный отдых.

Причинами патологической сонливости у ребенка могут быть следующие виды заболеваний:

  1. Астения. Возникает как последствие тяжелых форм инфекционных заболеваний. На этапе выздоровления организму просто необходимо увеличение «сонного времени» для восстановления иммунитета.
  2. Анемия. Пониженное содержание красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина в крови вызывает кислородное голодание, в том числе и органов головного мозга. Такую же реакцию вызывает и недостаток содержания железа в крови.
  3. Гиперсомния. Основной признак заболевания: ребенок полностью «выбирает» свою ежесуточную норму сна, но при этом непреодолимое желания спать еще у него остается. Различают, как минимум, две формы данной патологии – гиперсомния идиопатическая и нарколепсия. По своей этиологии оба этих заболевания очень схожи. Однако нарколепсия является более тяжелой формой. Кроме общей симптоматики их объединяет то, что происхождение обеих патологий не установлено, и полному излечению они не поддаются.
  4. Сбой работы ЦНС. В тех случаях, когда наблюдается изменение работы центральной нервной системы по причинам хронических заболеваний внутренних органов (почек, печени), инфекционных интоксикаций, нейроинфекции, обезвоживании организма, кровотечения, непроходимости кишечника, психических расстройств, могут наступать периоды затяжной сонливости.
  5. Заболевание эндокринной системы. Нарушение работы органов внутренней секреции, когда железы организма продуцируют ненормированное количество (больше или меньше) гормонов, также могут провоцировать симптом сонливости.

Что делать с сонливостью и вялостью малыша 5-6 лет?

Для того чтобы преодолеть повышенную сонливость ребенка, первоначально необходимо установить причину данного явления, а после решать, что делать.

Правильная диагностика установит причину, по которой ребенок «пересыпает» днем и не высыпается ночью.

  1. Восстановить нормальный распорядок дня, при этом проявить настойчивость и провести разъяснительную работу с дитём (в таком возрасте он уже вполне воспринимает справедливую критику в свой адрес и может на нее адекватно реагировать).
  2. Ограничить просмотр телевизионных программ и время проведения за компьютером.
  3. По возможности оградить (особенно в ночное время) от шумовых раздражителей.
  4. Дозировать прием пищи, не допускать переедания.
  5. Оградить ребенка от участия в мероприятиях, которые у психически неокрепшего молодого организма могут вызвать стресс.
  6. При болевых ощущениях применять средства для минимизации дискомфорта. Кроме лекарственных препаратов ребенку во время болезни необходимо понимание, проявление к нему доброты и заботы со стороны родителей.
  7. При необходимости не пренебрегать консультацией детского психолога и психиатра.

Только под контролем специалиста можно достичь положительного результата.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: