Как объяснить ребенку, что такое ответственность и зачем она нужна?

Детство отличников. Ребенок берет на себя ответственность: плюсы и минусы

Ответственный ребенок. Как научить расслабляться и отдыхать

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

  • Удобные дети: вред для здоровья
  • Внутренняя пружина
  • Зачем взрослым ответственный ребенок
  • Удобные дети в детском саду и в школе
  • Дети не умеют регулировать ответственность
  • Не нападение, а защита
  • Как снижать ответственность?

Родители школьников любят жаловаться на невнимательность, забывчивость своих детей, на то, что им не хватает ответственности, особенно в учебе, особенно в начальной школе. Но есть и другие дети — с раннего возраста собранные, помнящие все, что задано на дом, часто отличники. Кому легче живется, шалопаям или ответственным детям, разбирается Екатерина Бурмистрова — детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей.

Есть дети, к которым «не прилипает» какая бы то ни было ответственность, как бы много усилий вы ни прикладывали на то, чтобы эту ответственность «привить». А есть малыши, любящие брать на себя ответственность с самого начала. Примерно с того момента, как научатся ходить и говорить фразами.

С одной стороны, для родителей такие дети могут быть очень удобны.Но с другой, если подумать о них самих — маленьких носителях ответственности, — то, возможно, стоит постараться эту ответственность снизить.

Удобные дети: вред для здоровья

Маленькие с серьезными глазами и эмоциональными повадками более взрослых людей. Очень быстро обучающиеся самым разным вещам, причем по собственному желанию.Дети, за которых родители спокойны уже в очень раннем возрасте: не полезет в опасное место, сам перейдет дорогу.

И в школе такие дети, как правило, учатся без проблем. С самых первых недель первого класса родителям не приходится тратить много сил, чтобы напоминать про домашние заданий и где что лежит. Они не только знают, что задал учитель, но и прекрасно помнят, что он сказал соседу. И получается это у них как бы само собой. Но совсем не «бесплатно».

Эти дети очень нервничают, если есть малейший риск опоздать. Переживают из-за оценок. Очень напрягаются перед контрольными.

Это напряжение — поле особого риска. Именно на почве постоянной напряженности, связанной с ответственностью, может возникать так называемая невротическая готовность, могут выскакивать «невротические знаки»- такие как моргание, запинки в речи, кусание ногтей и рукавов.

Если что-то из перечисленных выше невротических знаков вы видите у своего ребенка — это повод обратиться к специалисту.А если подобные симптомы сочетаются в повышенной ответственностью — важно начать эту ответственность снижать.

Внутренняя пружина

Иногда эти дети «работают» за похвалу. Но это совсем не обязательно. Обычно толкает их к достижениям и перебору ответственности внутренняя, сильно сжатая пружина.

Эта внутренняя пружина заставляет ребенка постоянно к чему-то стремиться, достигать результатов, внимательно фиксировать в окружающей действительности то, что требует его активности.

И я совсем не уверена, что это качество каким-то образом сформировано родителями, воспитанием. Скорее среда, семейная система подхватывает и развивает то, что и так весьма сильно проявлено у этого конкретного человека.

Ведь всегда есть какие-то недоделки: кто-то из ближних забыл, где что-то лежит, кто-то не может выполнить порученное ему дело. И тут на подхвате оказывается маленький, потенциально гиперответственный человечек. И его участие и помощь пригождаются.

Если кто-то узнает в этом описании себя или членов своей семьи, знайте: действие внутренней пружины имеет смысл ослаблять с раннего детства, и этому можно и нужно научить ребенка.

Зачем взрослым ответственный ребенок

Иногда действительно очень удобно такого ответственного человека, хоть и маленького, в семье иметь.Такие дети сами ищут себе дело, занятие. А отыскав, стараются изо всех сил делать его максимально хорошо.

Порой это не только удобно, но и как будто необходимо семейной системе. Иногда побуждают к повышению ответственности «ненормативные» кризисы в семье, такие как развод, резкое ухудшение отношений взрослых, чья-то серьезнаяболезнь или смерть.

И ребенок, видя, что для взрослых настали непростые времена, эту ответственность на себя взваливает. А взрослые, находясь под гнетом обстоятельств или переживаний, эту перемену в поведении ребенка не видят.

А заметив, не начинают сына или дочку от ответственности избавлять — а начинают использовать. Опираться на ребенка (подростка) эмоционально. Или перегружать его хозяйственными функциями не по возрасту.Или делиться с ними деталями своих, совсем взрослых, переживаний.

Удобные дети в детском саду и в школе

Классическая система образования эту ответственность использует по полной программе.

Например, ориентирование на образец — одна из доминирующих практик в школьном, да и в дошкольном обучении. Постоянное сравнение себя с единственно возможным образцом (полностью соответствовать которому невозможно, но ребенок-то этого не знает) очень сильно увеличивает напряжение ответственного ребенка.

Ведьво время рисования или изготовления аппликации детям не объясняют, что вы должны сделать домики, и они у вас получатся разными, потому что вы сами очень разные. А просто говорят: «Образец на доске, делайте так же. Самый лучший домик у Маши, он больше всего похож на образец».

Читайте также:
Ребенок не хочет учиться - советы психолога о том, что делать родителям

Задания на скорость — тоже очень непростая штука для детей, склонных к ответственности, только если они не «метеоры».

И этот список можно продолжать. Думаю, уже понятно, что из обычной школы или детского сада ребенок приходит не отдохнувший от ответственности, а изрядно ею подгруженный.

Дети не умеют регулировать ответственность

Бывает так, что, сильно волнуясь или переутомившись, мы не можем заснуть. Происходит физиологический сбой, и нервная система не может перейти на режимотдыха, переключиться. Использую этот пример потому, что почти у каждого взрослого эпизоды бессонницы случались. И этот опыт — не из приятных.

У детей, склонных к повышенной ответственности, как раз отсутствует «регулятор громкости» ответственности. Они не могут расслабиться и не в состоянии эту свою особенность осознать и назвать -ведь способность к саморефлексии только начинает развиваться.

И тут может очень помочь взрослый, подбирая правильные, не обидные слова для этой особенности ребенка. Ее можно оформлять как достоинство (собственно, в нормальной, не опасной для самого человека дозировке это и есть достоинство). Слова могут быть абсолютно разные, ведь все зависит от пола, возраста, конкретных обстоятельств. Вот несколько фраз для примера:

«Тебе сложно видеть, когда что-то идет не так, и ты сразу начинаешь помогать, спасать ситуацию. Но подожди, посмотри, дай другим детям время, возможно, они сами разберутся».

«Ты такой человек, который замечает очень много деталей раньше других. Но ты не отвечаешь за все. Например, за погоду на Мадагаскаре ты точно не отвечаешь».

Не нападение, а защита

Именно дети, склонные к повышенной ответственности, могут сразу нападать на собеседника в случае, когда обстоятельства далеки от совершенства. Это они сразу начинают говорить: «Это ты виноват, а не я». И происходящее чаще всего воспринимают в терминах вины и ответственности.

Им очень сложно понять, что значительная доля того, что происходит вокруг — сумма обстоятельств.И чаще всего не виноват никто — все только пострадавшие. Но им крайне важно объяснить всем, любой ценой и в любом тоне, что именно они — не виноваты, не отвечают.

Это может выглядеть весьма агрессивно, но это — не нападение, а защита. И если мы успеваем успокоить человека, упреждающе сказать ему, что да, он не виноват, то это может сработать.

А одна из глобальных родительских задач— научить ребенка принимать любые обстоятельства, в том числе обстоятельства проигрыша, или ситуации, ход которых от тебя почти не зависит.

Как снижать ответственность?

Учим расслабляться физически. Думаю, нужно предлагать несколько, не меньше 3-4 различных способов расслабления и помогать осваивать их. Особенно тем детям, у которых наблюдается не только эмоциональная, но и речевая или мышечная напряженность.

  • Расслаблятьсяв воде — в ванне, с пеной, с игрушками, с чем угодно.
  • Расслабляться, качаясь на качелях или в гамаке — долго. Да, качели или гамак должны бы быть в доступности не только в теплое время года.
  • Расслабляться при массаже (не обязательно профессиональном, достаточно домашнего родительского).

Творчество расслабляет. Пока ребенок еще мал, прекрасно, если он может расслабляться при любого рода игре. Используйте расслабляющие техники творчества:

  • рисование по мокрой бумаге;
  • лепка из очень мягкого пластилина;
  • любые неструктурированные (без четкого задания) творческие опыты;
  • и песок, простой или кинетический.

О чем говорить:

  • что отдыхать так же важно, как и работать. Можно рассказать о том, что как есть вдох и выдох, и невозможно жить все время на вдохе, так должны быть ритмы в работе и отдыхе. И сели человек лишает себя отдыха, он лишает себя необходимых для работы сил;
  • о том, что нам нужен, просто необходим сон. И он не пустая трата времени, а способ подзарядки. Можно рассказывать о том, что будет с человеком, если он не будет спать.

Однако самый важный ресурс для детей — не то, что мы говорим, а то, что мы делаем. И если вы сами умеете (и любите) отдыхать и расслабляться — вот она,главная обучающая возможность для ваших детей.

Если удастся сделать отдых (длительный и краткосрочный) частью жизни семьи, у вашего маленького, склонного к повышенной ответственности человечка появятся хорошие шансы не стать невротиком, а жить жизнь, к которой не только «внешний интерфейс» эффектный, но и «внутренний интерфейс» (то, что понятно про себя только самому человеку) приносит радость хотя бы часть времени.

Лекции и вебинары для родителей и специалистов, консультации: сайт автора

Когда и как формируется ответственность у детей? Мнение невролога и психологов

Современных детей часто обвиняют в безответственности, недисциплинированности и равнодушии к родительским наставлениям. Есть ли на то объективные причины или это глобальное поколенческое отличие?

Читайте также:
Что делать, если ребенок дерется с родителями и в детском садике?

Раньше считалось, что окончательное формирование мозга у детей происходит в раннем возрасте. Современные исследования говорят о том, что отделы головного мозга, отвечающие за ответственность, формируются только в 14–16 годам, поэтому неправильно требовать от детей самостоятельно планировать свое учебное время или ответственно относится к выполнению домашнего задания.

Мы попросили специалистов прокомментировать это утверждение и дать советы взрослым, как же вырастить самостоятельного человека.

После семи лет наступает некоторая стабилизация этих процессов, и головной мозг уже не формирует такого количества синапсов, как до этого. Поэтому, на мой взгляд, зона ответственности формируется не к 14 годам, а намного раньше. Другое дело, что приучать к ней нужно в процессе игры, пока это ребенку интересно, пока он любит копировать поведение взрослых. Потом этот интерес уходит.

В 5 лет девочка хочет мыть посуду, а мама ей не дает, потому что она может что-нибудь разбить. В 10 лет мама начинает приобщать дочь к домашнему хозяйству, а ей это уже неинтересно – не привыкла. Учить ребенка убирать за собой игрушки, складывать одежду и поручать ему другие несложные для него обязанности нужно с раннего возраста, пока ему это интересно. После это уже входит в привычку (или не входит, у кого как). Ждать, что в подростковом возрасте что-то включится, ребенок все поймет и начнет помогать родителям или возьмется за учебу, если раньше он этого не делал, не нужно. Не включится.

К нам в центр ходит 14-летний подросток из семьи военного. Несмотря на ответственное воспитание отца, он постоянно попадает в проблемные ситуации. И когда мы спрашиваем, как так получается, он отвечает, что начинает думать только после сделанного. В силу возраста подростки просто не видят и не оценивают возможные последствия своих поступков.

Такие изменения закономерны. Сегодняшняя социализация ребенка происходит в интернете, а не во дворе. Да, родители водят детей в многочисленные кружки, но в них не успевают завязываться долгосрочные социальные контакты (то, что мы называем дружбой). Кроме того, в отличие от предыдущих поколений, ориентированных на общую задачу, нынешние дети воспитаны на ценностях индивидуальности. А когда индивидуальности собираются вместе, это уже высококонкурентные отношения, а не дружеские.

Так что родитель сегодня остается авторитетной фигурой для ребенка и может собственным примером влиять на формирование ответственности. Однако современные родители раздраженные, часто кричат на детей. Ребенок что-то сделал не так – мама в крик вместо того, чтобы сесть и разобрать ситуацию. В итоге дети находятся в постоянной тревожности и страхе, они не учатся анализировать свои действия. Вторая крайность – родительская гиперопека, когда навыки самостоятельности просто не закладываются в нужное время.

Сегодня редкие взрослые обладают самодисциплиной, их режим дня далек от здорового, при этом они требуют дисциплины от детей. Но в подростковом возрасте ребенок выполняет только те правила, которыми живет вся семья, невозможно создать для него отдельные нормы. Поэтому если вы, к примеру, хотите, чтобы он проводил за компьютером ограниченное время, отключайте wi-fi в это время и на своих гаджетах.

Резюмируем мнение специалистов.

Три правила для взрослых по воспитанию ответственности в детях:

  • Приучайте детей к обязанностям и труду, когда они проявляют к этому интерес и любят повторять за взрослыми.
  • Не кричите на детей, а объясняйте, что они сделали не так, разбирайте ситуацию.
  • Будьте сами дисциплинированными и исполняйте общие семейные правила.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Беседа «Поговорим о дружбе»
классный час по окружающему миру (подготовительная группа)

Беседа «Поговорим о дружбе»

Цель: 1. Раскрыть сущность понятия « дружба».

2. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

3. Содействовать формированию дружного коллектива.

Ход беседы.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

А вот что написала об этом чувстве одна юная поэтесса.

«Что такое дружба?» — Спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя — «Что такое дружба?»

Это когда зайцу лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у мальчика – « Дружба, что такое?»

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча ударил другого. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Читайте также:
Патриотическое воспитание школьников и дошкольников

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

– Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

– с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

– верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними ходим в детский сад, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Дружба же – это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово « дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – воспитатель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

– Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

– Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим?

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен. У вас на столах лежат листочки, где описаны три ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.)

1-я ситуация: «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали?

Воспитатель. Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.

2-я ситуация: «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но за-то как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

3-я ситуация: «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. “Как бы вы поступили?”.

Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажется, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные вопросы:

Читайте также:
Ребенок растет без отца - типичные ошибки в воспитании и советы психолога маме и родным

– Как научиться дружить?

– Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче,

Если удача твоя

Друга не радует, значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).

Игра «Закончи пословицу»

• Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

• Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

• Один за всех … /и все за одного/.

• Человек без друзей … /что дерево без корней/.

• Дружба – как стекло … /разобьешь – не сложишь/.

• Недруг поддакивает, а …/друг спорит/.

Физминутка (дети выполняют в парах).

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

Воспитатель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и (Дейл).

6. Добрая Белоснежка и (семь гномов).

– А с кем вы дружите?

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

– Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– С чего начинается дружба?

Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Дети исполняют 1 куплет и припев.

… С голубого ручейка

Ну а дружба начинается с улыбки.

– Могут ли руки помочь подружиться?

– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– С какой погодой вы бы сравнили « дружбу»?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

Посмотрите внимательно и скажите: кто с кем дружит?

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Составьте законы дружбы.

Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску). На ней изображено огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце нашей группы! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить сердечко с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей.

Мое вам пожелание: всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

– Скажите ребята, что такое дружба?

– С какими словами познакомились на уроке?

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:

100 интересных цитат о дружбе для детей

Цитаты, которые родители могут обсуждать со своими детьми, чтобы научить их ценности дружбы

Дружба – это бесценный дар, который мы получаем. Друзья находятся рядом с нами в периоды наших взлетов и падений, к ним мы обращаемся за эмоциональной поддержкой и знаем, что они всегда поддержат нас.

Родители должны рассказывать своим детям о важности дружбы с ранних лет. Так они научатся заводить друзей и поддерживать связь с ними. Чтобы рассказать о важности дружбы, поделитесь с ними цитатами знаменитых людей. Эти цитаты расскажут о ценности дружбы и побудят детей поддерживать ее на протяжении всей жизни.

Читайте также:
Воспитание патриотизма у младших школьников - задачи и методы

100 цитат о дружбе для детей

1. «Настоящие друзья всегда духовно находятся вместе», – Л. М. Монтгомери.

2. «В мире нет ничего, что я не смогла бы сделать ради тех, кто действительно является моими друзьями», – Д. Остин.

3. «Некоторые люди настолько влияют на нашу жизнь, что мы уже не можем вспомнить, какой была наша жизнь до них», – А. Тейлор.

4. «Многие люди будут приходить в вашу жизнь и уходить из нее, но только настоящие друзья оставят следы в вашем сердце», – Э. Рузвельт.

5. «Мой лучший друг – тот, кто раскрывает во мне лучшие качества», – Г. Форд.

6. «Кто такие друзья? Это одна душа, которая обитает в двух телах», – Аристотель.

7. «Друг – это тот, кто дает вам полную свободу быть собой», – Д. Моррисон.

8. «Настоящий друг – тот, кто остается с вами тогда, когда от вас уходит весь мир», – У. Винчелл.

9. «Хороший друг – как четырехлистный клевер: его трудно найти, но, если вы его найдете, он принесет вам счастье», – ирландская пословица.

10. «На земле нет ничего более ценного, чем настоящая дружба», – Фома Аквинский.

11. «Настоящие друзья ценнее любых вещей», – Геродот.

12. «Единственный способ обрести друга – самому стать им», – Р. Эмерсон.

13. «Найдите людей, которые бросают вам вызов и вдохновляют вас. Проводите с ними время – и это изменит вашу жизнь», – Э. Полер.

14. «Все возможно, когда рядом есть люди, которые тебя поддержат», – М. Коупленд.

15. «Дружба – это золотая нить, которая связывает сердца всего мира», – Д. Эвелин.

16. «Настоящий друг может встать у вас на пути только в одном случае – когда вы падаете», – А. Глазго.

17. «Друзья – это те немногочисленные люди, которые спрашивают, как у нас дела, и после этого слушают наш ответ», – Э. Каннингем.

18. «Друг – это тот, кто знает о тебе все и по-прежнему любит тебя», – Э. Хаббард.

19. «Никогда не бросайте друзей. Друзья – это все, что нам нужно, чтобы прожить эту жизнь. И они – единственные в этой жизни, кого мы хотели бы встретить в следующей», – Д. Кунц.

20. «Настоящая любовь встречается редко, но еще реже встречается настоящая дружба», – Ж. Лафонтен.

21. «Хороший друг знает лучшие истории из твоей жизни, лучший друг проживал их вместе с тобой», – автор неизвестен.

22. «Когда у вас есть лучший друг, ничто в мире вам не страшно», – Б. Уотерсон.

23. «Самое прекрасное открытие, которое могут сделать настоящие друзья – то, что они могут жить отдельно друг от друга и при этом духовно находиться вместе», – Э. Фоули.

24. «Десять минут, проведенных вместе с близким другом, лучше, чем годы, проведенные с другими людьми», – К. Вудс.

25. «Бескорыстная дружба – самая редкая и прекрасная вещь в жизни», – Д. Бернс.

26. «Друзья – это ангелы, которые не дают нам упасть, когда наши крылья разучились летать», – Л. Митчелл.

27. «Ни время, ни разлука не властны над настоящей дружбой», – Т. Уильямс.

28. «Друг – это лучшее, кем вы можете стать, и лучший, кто может прийти в вашу жизнь», – С. Вальдес.

29. «Никогда не позволяйте своим лучшим друзьям чувствовать себя одинокими», – автор неизвестен.

30. «Настоящая дружба, как и настоящая поэзия, – такие же редкие и ценные вещи, как жемчужины», – Т. Джеллун.

31. «Дружба – это ответственность, а не привелегия», – Х. Джебран.

32. «Настоящие друзья – не те, кто решает ваши проблемы, а те, кто остается рядом с вами, когда вы сталкиваетесь с проблемами», – автор неизвестен.

33. «Хороших друзей трудно найти, трудно потерять и невозможно забыть», – Г. Рэндольф.

34. «Прелесть дружбы в том, что вы можете быть несовершенны и принимать несовершенство ваших друзей», – Ч. Лэмб.

35. «Смысл дружбы в том, чтобы не обращать внимание на мелкие недостатки другого человека», – Д. Стори.

36. «У каждого человека есть друзья на разных этапах жизни. Но только у счастливчиков есть друг на протяжении всей жизни», – автор неизвестен.

37. «Дружба – это принятие человека со всеми его преимуществами и недостатками», – Моханлал.

38. «Каждый новый друг – это новое приключение и начало новой истории», – П. Линдси.

39. «Дружба рождается в тот момент, когда один человек говорит другому: «Как, и ты тоже? Я думал, что это может быть только со мной!» – К. Льюис.

40. «Крепкая дружба наполняет душу новыми силами», – автор неизвестен.

41. «Друг знает мелодию нашей души и напевает ее нам, когда мы сами ее забываем», – Д. Робертс.

Читайте также:
Познавательное развитие дошкольников с родителями: советы

42. «Настоящая дружба начинается тогда, когда двум людям становится комфортно молчать рядом друг с другом», – Д. Тайсон.

43. «Один верный друг стоит десяти тысяч родственников», – Еврипид.

44. «Настоящие друзья подобны бриллиантам – они такие же яркие, красивые и ценные», – Н. Риччи.

45. «Не спешите заводить друзей. Но если у вас уже есть друзья, оставайтесь твердыми и постоянными в своей дружбе», – Сократ.

46. «Лучше гулять с другом в темноте, чем самому при свете дня», – Х. Келлер.

47. «Если вы захотите найти друга – вы увидите, что их очень мало. Если вы захотите сами стать другом – вы найдете их повсюду», – З. Зиглар.

48. «В друге вы найдете свое второе «я», – И. Нортон.

49. «Друг – это тот, кто знает вас таким, какой вы есть, понимает, откуда вы пришли, и при этом бережно помогает вам расти», – У. Шекспир.

50. «Настоящий друг смеется над вашими шутками, когда они не так уж хороши, и сочувствует вашим проблемам, когда все не так уж плохо», – А. Глазго.

51. «Старый друг – это ваше лучшее зеркало», – Д. Герберт.

52. «Дружба – это самые крепкие узы, которые связывают мир», – В. Вильсон.

53. «Лучшая часть жизни человека – это его дружба», – А. Линкольн.

54. «Друзья всегда честны друг с другом. Даже если правда ранит», – С. Дессен.

55. «Если у вас в жизни было хотя бы двое друзей – вам повезло. Если у вас есть один хороший друг – вам несказанно повезло», – С. Хинтон.

56. «Дружба увеличивает счастье и уменьшает страдания, умножает нашу радость и разделяет горе», – Марк Туллий Цицерон.

57. «Друг – это тот, с кем легко поверить в себя», – Х. Уиллс.

58. «Друг – это тот, рядом с кем ты осмеливаешься быть самим собой», – Ф. Крейн.

59. «Хорошие друзья – как звезды: их не всегда видно, но вы всегда знаете, что они есть», – К. Эванс.

60. «Друг – это тот, рядом с кем я могу размышлять вслух», – Р. Эмерсон.

61. «Дружба – это когда вы доверяете друг другу, помогаете друг другу, любите друг друга и вместе занимаетесь безумными вещами», – О’Генри.

62. «Жизнь – это отчасти то, что мы делаем, и отчасти то, что делают друзья, которых мы выбираем», – Т. Уильямс.

63. «Только настоящий друг скажет нам, что у нас вымазанное лицо», – сицилийская пословица.

64. «Никто не бесполезен, если у него есть друзья», – Р. Стивенсон.

65. «Каждый подарок от друга – это пожелание тебе счастья», – Р. Бах.

66. «Держись за друзей обеими руками», – нигерийская пословица.

67. «Дружба измеряется не тем, о чем могут говорить друзья, а тем, о чем им больше не нужно говорить», – К. Фадиман.

68. «Друзья подобны цветам. Они наполняют нашу жизнь красотой», – С. Барнард.

69. «Язык дружбы – это не слова, а смыслы», – Г. Торо.

70. «Дружба заключается в том, чтобы забывать то, что ты отдаешь, и всегда помнить, что ты получаешь», – А. Дюма.

71. «Один друг во время шторма стоит больше, чем тысяча друзей в солнечную погоду», – М. Дхливайо.

72. «То, насколько крепка ваша дружба, не зависит от того, как долго вы знакомы», – Р. Тагор.

73. «В дружбе нет места ни лжи, ни неискренности – она прямолинейна и исходит из самого сердца», – Цицерон.

74. «Дружбу труднее всего описать словами. Этому не учат в школе. Но если вы так и не поняли, что такое дружба, вы ничему не научились в жизни», – М. Али.

75. «В конце концов, мы будем помнить не слова наших врагов, а молчание наших друзей», – М. Л. Кинг.

76. «Дружба – это невыразимое ощущение безопасности рядом с человеком, когда нам не нужно взвешивать мысли и подбирать слова», – Д. Эллиот.

77. «Не иди позади меня – возможно, я не поведу. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Просто иди рядом и будь моим другом», – А. Камю.

78. «Настоящая дружба – как крепкое здоровье. Мы редко задумываемся о ее ценности, пока не потеряем ее», – Ч. Колтон.

79. «Жизнь может подарить нам много прекрасных друзей. Но только настоящие друзья дарят нам прекрасную жизнь», – автор неизвестен.

80. «Наши друзья – лучшее, что есть в нашей жизни. Лучше могут быть разве что друзья, у которых есть шоколад», – Л. Грейсон.

81. «В сладости дружбы да зазвучит смех! Ибо в росе мелочей наша душа обретает бодрость», – Х. Джебран.

Читайте также:
Что делать, если ребенок боится горшка: 7 шагов для преодоления страха

82. «Простая дружба – это настоящий дар в этом сложном мире», – М. Шрайвер.

83. «Крепкая дружба не требует ни ежедневных разговоров, ни совместного времяпровождения. Пока дружба живет в сердце, настоящие друзья никогда не расстанутся», – автор неизвестен.

84. «Всего одна роза может заменить мне целый сад. Всего один друг может заменить мне целый мир», – Л. Бускалья.

85. «Каждый друг рождает в нас целый мир. Мир, которого бы не было, если друг не появился в нашей жизни», – А. Нин.

86. «Не ищите друзей, с которыми вам будет удобно. Дружите с теми, кто заставляет вас двигаться вперед», – Т. Уотсон.

87. Бойтесь неискреннего и злого друга больше, чем дикого зверя. Дикий зверь может ранить ваше тело, а злой друг ранит ваш разум», – Будда.

88. «Лучший друг – тот, на которого вы не можете обижаться долго, потому что вам всегда есть что ему сказать», – автор неизвестен.

89. «Вы всегда можете сказать своему другу: «Даже если ты выглядишь по-дурацки, я знаю, что это не твой постоянный образ», – Л. Питер.

90. «Только небо может быть прекраснее настоящего друга», – Плавт.

91. «Настоящая дружба преодолевает время, расстояние и молчание», – И. Альенде.

92. «Одно из самых прекрасных качеств настоящей дружбы – возможность понимать и быть понятым», – Луций Анней Сенека.

93. «Многие люди хотели бы прокатиться с вами в лимузине. Но вы хотели бы, чтобы кто-то захотел поехать с вами в автобусе, когда ваш лимузин сломается», – О. Уинфри.

94. «Жизнь была бы слишком ужасной, если бы у нас не было наших друзей», – С. Дессен.

95. «Вам не обязательно иметь много общего с людьми, которых вы знаете с детства. Но с вашими старыми друзьями у вас общая вся жизнь», – Л. Ловетт.

96. «Помните: величайший подарок находится не в магазинах, а в сердцах наших друзей», – С. Лью.

97. «Кто нашел верного друга, тот нашел сокровище», – еврейская пословица.

98. «Ваши друзья лучше узнают вас в первую минуту вашей встречи, чем знакомые за тысячу лет», – Р. Бах.

99. «Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба – никогда», – Ж. Руссо.

100. «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности», – Сократ.

Крепкая дружба похожа на выращивание деревьев. Вам нужно регулярно уделять этому время и проявлять любовь, чтобы достичь результата. Приведенные выше цитаты расскажут вашему ребенку об истинном значении дружбы и научат относиться к ней бережно. Только тот, кто сам готов быть хорошим другом, может найти надежных друзей.

Обсуждайте с ребенком эти цитаты, используйте их в повседневной жизни. Ребенок может использовать наиболее понравившиеся цитаты для открыток и коллажей.

Беседа «Что такое дружба?»

Елена Лукина
Беседа «Что такое дружба?»

Цель: познакомить детей с понятием дружбы, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо.

Так, что же такое дружба?

Задание №1. Организуется работа в микрогруппах.

Ребята, подумайте и ответьте на такие вопросы.

1.” Дружба – это— “.

Примерные ответы детей:

дружба – это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту.

2.” Настоящий друг – это тот —“.

Примерные ответы детей:

настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.

3.” Друзья всегда—“.

Примерные ответы детей:

друзья всегда – помогут тебе в трудной ситуации, разделят с тобой и радость и беду, понимают тебя.

После работы в микрогруппах организуется обсуждение предложенных вопросов, формулируются общие выводы.

Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.

Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто ” Требуется друг”.

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

И характер кроткий.

Я шепчу: – Дружи со мной—

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы с тобой, как голубки

Из одной скорлупки.

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

-Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной-

Все пятёрки по одной

У Светловой Нади.

Я прошу: – Ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Читайте также:
Ребенок дерется в детском саду: как реагировать на драку

Будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: – Молчала бы!

Не вставать же на колени уговаривать подруг—

Напишу я объявление:

Срочно требуется друг!

Почему у девочки не было друзей?

Примерные ответы детей: у девочки не было друзей, так как она хотела много от других, но сама взамен ничего не давала.

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы.

Работа в микрогруппах. Знакомство ребят с пословицами о дружбе.

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?

•Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

•Друг познается в беде.

•Друга на деньги не купишь.

•Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

•Друга иметь – себя не жалеть.

•Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Организуется работа в микрогруппах. Детям предлагается разработать правила дружбы. После обсуждения в группах, зачитываются и обсуждаются разработанные правила дружбы.

Правила дружбы (Примерные ответы детей):

помогать друг другу;

не помнить долго обиду;

доверять друг другу;

быть честным и преданным;

Итак, дружба – это замечательно! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни! Значит, чтобы жить, мы должны уметь слушать друзей, понимать и поддерживать. Да и в целом, если хотите, чтобы люди относились к вам хорошо, то и вы относитесь к ним с уважением, добротой и пониманием. Всем спасибо за работу.

«Сказка о дружбе». Автору 6 лет Воспитанник МБДОУ ДС ов «Солнышко»: Игнатенко Миша, 6 лет. «Жили-были дети На большой планете. Жили – не тужили Весело дружили. Вдруг нахлынула.

Неделя дружбы В МДОУ № 38 “Гвоздика” прошла неделя дружбы. Понедельник День настоящего друга Беседа «О дружбе», «Что такое друг» Игра «Давайте поздороваемся».

Детская дружба и роль родителей в ее понимании

Не отма­хи­вай­тесь от своих детей. Не при­кры­вай­тесь дет­ским садом и шко­лой. Все равно ваши дети будут брать при­мер, в основ­ном, именно с вас.

Детская дружба как она есть

Когда дети совсем малень­кие, они объ­еди­ня­ются по сход­ствам харак­тера. Так, у шум­ного и шуст­рого ребенка, ско­рее всего, появится такой же друг.До школь­ного воз­раста игры между детьми отме­ча­ются кон­флик­тами. Это каса­ется игру­шек. Пытаться вме­ши­ваться, чтобы научить детей пра­ви­лам добра или ста­раться не вме­ши­ваться в их раз­борки? Вто­рое дается для роди­те­лей труд­нее, но зато поз­во­ляет ребенку полу­чать соб­ствен­ные опыты.

В дет­ском саду, дети без­оста­но­вочно меняют дру­зей. Это нор­мально, так как это – “иссле­до­ва­ния дружбы”. Роль роди­те­лей здесь, не пытаться застав­лять их при­ми­риться, а успо­ка­и­вать их и разъ­яс­нять, что жизнь, ино­гда, состоит из таких поисков.

Также в этот момент, они про­жи­вают свой “Эди­пов период”: ощу­ще­ние чув­ства любви к род­ствен­нику про­ти­во­по­лож­ного пола и враж­деб­но­сти по отно­ше­нию к род­ствен­нику того же пола, они встре­во­жены. В этот момент дру­зья слу­жат для раз­грузки их агрес­сив­но­сти, кото­рая выте­кает из этой тревоги.

Правила для родителей

Девять пра­вил, кото­рые надо знать родителям:

  1. Дружба – глав­ное в жизни
    Важно при­го­то­вить своих детей к тому, чтобы они могли найти дру­зей, не боясь быть остав­лен­ными. Парал­лельно, надо поз­во­лить им найти свой спо­соб пове­де­ния в дружбе (много дру­зей, мало дру­зей или два друга, или ника­ких дру­зей, и т.д.).
  2. Дружба не созда­ется силой
    Надо поз­во­лить детям стро­ить самим свою дружбу.
  3. Забо­титься о рав­но­ве­сии их отношений
    Не надо вме­ши­ваться в их дру­же­ский выбор, но надо стра­хо­вать каче­ство их отно­ше­ний: чтобы не было ни гла­ва­рей, ни под­чи­нен­ных, ни жертв. Если это слу­ча­ется, не тре­бо­вать авто­ри­тарно, чтобы это пре­кра­ти­лось, а необ­хо­димо объ­яс­нить, что ощу­ща­ется по отно­ше­нию к такому пове­де­нию, чтобы ребе­нок смог понять.
  4. Давать им поло­жи­тель­ное изоб­ра­же­ние дружбы
    Чтобы у наших детей были дру­зья, им надо пере­дать чув­ство, вызы­ва­ю­щее жела­ние идти к дру­гим. Они будут общи­тельны, если их роди­тели явля­ются таковыми.
  5. Отсут­ствие дру­зей тревожно
    Надо обра­щать вни­ма­ние на отсут­ствие дру­зей в любом воз­расте, какими бы ни были при­чины, и поощ­рять дружбу. Если это не про­ис­хо­дит, несмотря на советы и поощ­ре­ния, надо под­клю­чить пси­хо­ло­ги­че­скую помощь.
  6. Бра­тья и сестры не явля­ются друзьями
    Ребе­нок не может обой­тись без дру­зей, даже, если у него есть бра­тья и сестры. Дру­же­ское отно­ше­ние очень отли­ча­ется от брат­ского отношения.
  7. При­ни­мать все­рьез дру­же­ские ссоры
    Надо успо­ко­ить ребенка, но не пытаться предо­хра­нять от этих непри­ят­но­стей: они учатся отли­чать насто­я­щую дружбу от не насто­я­щей дружбы.
  8. Дружба не явля­ется любовью
    Когда дружба рож­да­ется между девоч­кой и маль­чи­ком, не надо при­кле­и­вать ярлык “любовь”.
  9. Дети дру­жат по-своему
    Если дружба у взрос­лых длится мно­гие годы, то дет­ская дружба бывает краткосрочной.
Читайте также:
Как отучить ребенка от рук: способы и рекомендации

Технология отношений

К сожа­ле­нию, город­ская жизнь сего­дня не может предо­ста­вить детям воз­мож­ность осва­и­вать азы при­я­тель­ских отно­ше­ний. Инте­ресы дво­ро­вых ком­па­ний сво­дятся только к неким “шата­ниям в поис­ках при­клю­че­ний”. Нет мест и усло­вий, кото­рые бы явля­лись цен­трами при­тя­же­ния детей раз­ных возрастов.

Частично можно наде­яться на дет­ский сад и школу. Но только частично. Да, вроде бы и в дет­ском саду, и в школе (напри­мер, в “про­дленке”) есть воз­мож­ность сво­бод­ной игры, но где уве­рен­ность в том, что в таком неболь­шом замкну­том кол­лек­тиве най­дется парт­нер для дружбы вашему ребенку. Ну а при­смотр взрос­лого чело­века с целью обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дет­ской дружбы нужен. Стоит мак­си­мально исклю­чить воз­мож­ность попа­да­ния вашего ребенка под дур­ное влияние.

Однако есть роди­тели, кото­рые при­ни­мают слиш­ком актив­ное уча­стие в дет­ской дружбе. Если им кажется, что что-то в дружбе не вяжется с их пред­став­ле­ни­ями, то они пыта­ются навя­зать ребенку свое мне­ние. Это неправильно.

Кстати о дета­лях. Обра­тите вни­ма­ние на то, что дет­ская дружба может быть пред­став­лена отдель­ными навы­ками, кото­рым можно обу­чать целенаправленно.

Вот при­мер­ный пере­чень навы­ков, кото­рые можно развивать:

  • уме­ние знакомиться,
  • пони­ма­ние как начать и закон­чить разговор,
  • как попро­сить о помощи и пред­ло­жить ее,
  • как делиться и про­яв­лять заботу о другом,
  • как побла­го­да­рить и при­нять благодарность,
  • как оста­ваться одному, чтобы не чув­ство­вать зави­си­мость от дружбы.

Наблю­дая за дет­ской друж­бой, роди­тели не должны забы­вать о воз­мож­ных непри­ят­но­стях и кон­флик­тах, кото­рые могут воз­ни­кать. Пси­хо­логи под­чер­ки­вают, что такие явле­ния, как разо­ча­ро­ва­ние дру­зьями, рев­ность, раз­рыв отно­ше­ний не стоит дра­ма­ти­зи­ро­вать. Более того, эти явле­ния “в малых дозах” полезны для укреп­ле­ния духа и лучше было бы пройти этап ста­нов­ле­ния в допод­рост­ко­вом воз­расте, когда отно­ше­ния между детьми еще нахо­дятся в более или менее спо­кой­ном состоянии.

Этапы детской дружбы

Изме­не­ния в пони­ма­нии жизни в ходе взрос­ле­ния ребенка при­во­дят и к изме­не­ниям в пони­ма­нии дружбы. Этот момент роди­те­лям тоже сле­дует учи­ты­вать при ана­лизе дру­же­ских отношений.

Вот как меня­ется отно­ше­ние ребенка к дет­ской дружбе с возрастом:

  • 3 года. Зарож­да­ется аль­тру­изм (есте­ственно не у всех, но у мно­гих) – ваш ребе­нок пыта­ется помочь дру­гим, может поде­литься сво­ими игруш­ками (правда, часто тут же и отбе­рет). Кон­фликты воз­можны, поскольку отдан­ную игрушку можно и не полу­чить обратно. Однако жела­ние поде­литься стоит поощрять.
  • 4 года. Начи­нает про­яв­ляться жела­ние участ­во­вать в сов­мест­ных играх в дет­ских садах. Однако это еще не дружба, поскольку дети не пони­мают необ­хо­ди­мость под­дер­жа­ния дружбы, да и не знают, как это про­ис­хо­дит. Для них друг тот, с кем они играют в дан­ный момент времени.
  • 6–7 лет. В этом воз­расте дру­зья уже выби­ра­ются по инте­ре­сам. Чаще всего это те, кто не жад­ные и могут поде­литься тем, что у них есть “вкус­ного” или игруш­ками. С дру­зьями должно быть весело и инте­ресно. В этом воз­расте ста­но­вятся более оче­вид­ными пред­по­чте­ния по полу. Маль­чики стре­мятся больше дружить/играть с маль­чи­ками, а девочки с “луч­шими подругами”.
  • 10 лет. У детей про­яв­ля­ется изби­ра­тель­ность к дру­зьям и появ­ля­ется пер­вое опре­де­ле­ние дружбы. Для “попа­да­ния” в дру­зья уже тре­бу­ются такие фак­торы, как общие инте­ресы, вза­им­ное дове­рие, доб­рота, вни­ма­тель­ность. Про­ис­хо­дит более жест­кий отбор.
  • 12 лет и старше. Совре­мен­ные дети рано взрос­леют. Отно­ше­ния со сверст­ни­ками для них зна­чат больше, чем с роди­те­лями. Дет­ская дружба при­об­ре­тает кон­крет­ность. Вза­и­мо­от­но­ше­ния маль­чи­ков с девоч­ками могут рас­смат­ри­ваться как пре­лю­дия к буду­щим рома­нам. Дет­ская дружба пере­хо­дит на новый уро­вень. Более осмыс­лен­ный, более тре­бо­ва­тель­ный и чув­стви­тель­ный к раз­лич­ного рода потрясениям.

Опи­сан­ные изме­не­ния в пони­ма­нии дружбы каса­ются отно­ше­ний, в кото­рых нет места дур­ному вли­я­нию. Ана­ли­зи­руя вза­и­мо­от­но­ше­ния вашего ребенка со сверст­ни­ками делайте кор­рек­ти­ровку на то, что в его окру­же­нии навер­няка есть “дру­зья”, кото­рые могут при­вне­сти долю невер­ного пред­став­ле­ния о взаимоотношениях.

“С чего начинается… детская дружба”. Что такое дружба?

Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо без которого человеку прожить невозможно!

Дружба – это чувство дружеской любви, которая лежит глубоко в сердце.

Она появляется спонтанно, и заставить себя с кем-либо дружить или кого-либо дружить с тобой невозможно. Для зарождения и сохранения дружеских отношений нужны взаимное уважение и доверие. А это значит, что к своему другу нужно относиться почтительно, считаться с его мнением и обязательно признавать его положительные черты, как личности. Уважение к другу проявляется в делах и словах. А, что касается доверия, – оно включает в себя уверенность в искренности и добропорядочности друга, в том, что он не обманет и не предаст намеренно. Однако, стоит учесть и тот факт, что все люди несовершенны и иногда поступки могут оказаться ошибочными, поэтому, главное чтобы в таких деяниях присутствовало раскаяние и желание все исправить. В общем, доверие способно сделать дружеские отношения прочнее, укрепить их.

Читайте также:
Причины проблем ребенка в учебе - как заинтересовать и увлечь

Что такое «дружить»?

– Это желание добровольно делиться с другим человеком тем, что является для тебя очень важным: время, тайны, ощущения, чувства и пр. Но в этом контексте делиться – это не всегда может означать давать, скорее, это может быть желание позволить другому человеку участвовать в том, что для тебя важно, близко и дорого. Крепкая дружба, как правило, подразумевает под собой общие идеалы, схожие жизненные позиции и часто общие представления о прекрасном.

У каждого человека есть товарищи и приятели для совместных развлечений или для «жалейки», когда можно поплакаться в «жилетку» и рассказать о своих неприятностях. Однако, только Друг может быть на все случаи жизни и только он может сполна разделить с тобой и горести и радости; только с ним можно разговаривать на любые темы без стеснения и мыслей, что о тебе как-то не так подумают. Ведь, только в настоящей дружбе ты можешь почувствовать другого как самого себя.

Проводя параллели между Дружбой и Приятельством, следует учесть, что на настоящую дружбу не способны повлиять ни время, ни расстояния. С другом ты можешь разговаривать лишь изредка, находиться очень далеко даже на протяжении многих лет, но не смотря на это, все равно оставаться с ним очень близкими людьми. Именно такое постоянство в отношениях является отличительной чертой дружбы.

Как возникает?

Дружба – это не только совместное времяпровождение в одной песочнице (хотя, именно с этого она и начинается), но и общие игры, и обмен/делёж игрушек.

Многие, если не сказать, все малыши неохотно отдают свои игрушки. Современные психиатры предостерегают родителей от резких фраз, например: «Тебе что, жалко? Жадина, с тобой никто не будет дружить». Во-первых, не жадина, а «владелец», который не должен расставаться спокойно со своей собственностью, а во-вторых, не нужно привязывать малышу мысль, что дружбу можно «купить». Логичнее будет предложить крохе:

  • на время поменяться игрушками. Например, «Если ты дашь Мише свою машинку, то он тебе предложит поиграть своим мячом, ты ведь хотел побегать?»
  • отвлечь. «Давай я тебя сейчас покатаю на карусели, а ты дашь Соне своё ведёрочко. Она и поиграет, и поохраняет».

И обязательно похвалите своего малыша (или малышку) за хороший поступок. Ну, а если никакие ухищрения не помогают, не нужно ни ругать, ни укорять ребёнка, а просто объясните: «Извини, Соня, сегодня Тим хочет сам поиграть с ведёрком. А в следующий раз он обязательно поделится».

Советы родителям!

Детская дружба – это умение ребёнка, а не родителя. Мама с папой могут помочь, подсказать, порекомендовать, но не решать проблемы, которых даже в детской дружбе – не мало. Конечно, в каждом возрасте существуют свои особенности дружбы между детками. Но важно, чтобы малыш рассказывал и делился своими эмоциями, переживаниями и радостями. Каждый день, приводя кроху с сада или прогулки, спрашивайте, как прошёл день, что нового он узнал, чему научился и т.д. Приблизительно с трёх лет ребёнок уже может анализировать и оценивать ситуацию. И чем дольше сохраниться эта привычка (делиться с мамой или папой проблемами), тем доверительнее будут отношения (что очень важно особенно в подростковом возрасте). Именно в тесном общении с ребёнком можно увидеть зарождающиеся трудности и вовремя предотвратить их. Причем, не резким осуждением или полным изолированием, а тактичными фразами, полезными (информативными) советами, примерами, ролевыми играми.

Поддерживайте его дружбу со сверстниками. В дождливый день можно пригласить друзей ребёнка в гости, и малыш будет вам благодарен, и вы лишний раз понаблюдаете за поведением вашего чада в обществе.

Нами были разработаны советы родителям.

  • поговорить с ребенком о том, что необходимо дружить со всеми детьми в группе;
  • вспомнить ситуации, когда к вам приходят гости; объяснить ребенку значение словосочетания «гостеприимный человек»;
  • помочь ребенку в установлении контакта со сверстниками, а в дальнейшем и дружеских отношений, с помощью заучивания фраз: “Как тебя зовут? Давай дружить”, и др.
  • напомнить ребенку, как можно проситься в игру (“Можно с вами поиграть?”), и подготовить его и к возможному отказу;
  • побеседовать с ребенком о необходимости использования вежливых слов: “Дай мне, пожалуйста”, “спасибо”, и др.
  • рассказать, как можно обратиться ко взрослому человеку :”Подскажите, пожалуйста…”, «Можно, я вам помогу . », и др. ;
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: