Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт

Рубрика: Система образования

Дата публикации: 20.12.2019

Статья просмотрена: 1799 раз

Библиографическое описание:

Светлов, А. А. Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт / А. А. Светлов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4694/ (дата обращения: 15.12.2021).

В условиях проведения реформирования российской системы образования появляется необходимость изучения тенденций развития различных систем образования за рубежом. Главная цель — выявить преимущества образовательных систем развитых стран мира с возможностью использовать их в российской системе образования. В статье используются методы анализа и сравнения, которые позволяют раскрыть характеристики систем образования в Финляндии, США, России и во Франции. Главный вывод — необходимо использовать различный экономические и маркетинговые инструменты для развития нашей системы образования и уменьшить нагрузку на детей, обучающихся в школе, привести систему высшего образования в надлежащий вид.

Ключевые слова: образование; образовательная система; финансирование; экономические инструменты, модернизация.

In the context of the reform of the Russian education system, it is necessary to study the development trends of various educational systems abroad. The main goal is to identify the advantages of educational systems of developed countries with the ability to use them in the Russian education system. The article uses methods of analysis and comparison, which allow to reveal the characteristics of educational systems in Finland, the USA, Russia and France. The main conclusion is that it is necessary to use various economic and marketing tools to develop our education system and reduce the burden on children studying at school, to turn our higher educational system into proper form.

Keywords: education; educational system; budgeting; economic tools; modernization.

В современном мире образование играет очень важную роль в процессе формирования человеческого капитала. Прежде чем говорить об образовательной системе, нужно дать определение понятию «образование». В научной литературе образование определяется как триединство процессов обучения, воспитания и развития.

Для того чтобы развивать саму систему образования, необходимо четко представлять, что означает каждый из этих процессов, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой. Обучение — передача знаний от учителя ученику, формирование умений и навыков. Воспитание — это процесс формирования личности. Развитие — это процесс качественных прогрессивных преобразований.

Однако в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «образование» определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… осуществляемый… в целях интеллектуального, духовно — нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека…», то есть закон определяет понятие «образование» как двуединый процесс, который включает в себя только процесс обучения и воспитания [1].

Современные процессы глобализации и интернационализации образования выдвинули критерий его качества на первое место при оценке образовательной системы страны. Современная российская практика показывает, что многие университеты не могут адаптироваться к сложившимся экономическим условиям, удовлетворить потребность потребителей образовательных услуг в предоставлении качественного образования.

Под качеством образования можно понимать «способность системы образования готовить специалистов, обладающих знаниями, востребованными на рынке труда и умеющими их успешно применить на практике» [6, с.234]. Оно включает в себя следующие компоненты:

  1. Высокий уровень квалификации профессорского состава;
  2. Современные методики обучения;
  3. Аккредитация университетов;
  4. Контроль качества работы преподавателей и студентов;
  5. Материально — техническая база университетов.

В настоящее время мировое сообщество продолжает совершенствовать образовательный процесс в школах и университетах, внедряет высокие технологии в образовательные учреждения, что говорит о том, что введение преобразований в систему образования является очень важной и актуальной задачей.

В условиях проведения образовательной реформы в Российской Федерации необходимо рассматривать и анализировать зарубежный опыт развития различных систем образования. Поскольку для того чтобы построить грамотную систему образования, необходимо знать достоинства и недостатки образовательных систем ведущих стран мира.

Финляндия является одним из лидеров по многим аспектам среди европейских стран. Она занимает лидирующие позиции, имея минимальную коррупцию во власти, конкурентноспособную экономику и эффективную систему образования. Родители могут отдать ребенка в детский сад с 9 месяцев. Занятия в детских садах отсутствуют, все внимание сосредоточено на воспитании ребенка.

Главный образовательный принцип заключается в том, что качественное образование должно быть доступно для всех одинаково. В 2012 году в Финляндии «было принято решении об увеличении учебного дня и о реструктуризации дисциплин» для того, чтобы «обеспечить большую свободу выбора между предметами» [4, с.5]. Финские школы не делятся на государственные и частные как в России. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. При этом собирать деньги с родителей строго запрещено. Среднее общее образование в Финляндии бесплатное, также как и получение учебников и учебных пособий, предоставление детям, которые живут далеко от школы автобуса, экскурсии и канцелярские товары. Высшее образование также является бесплатным. Причем бесплатно в вузе могут учиться не только граждане Финляндии, но и иностранные студенты. Для того чтобы поступить в университет, необходимо сдать вступительные экзамены. С моей точки зрения, это финская система образования является одной из самых сильнейшей в мире, поскольку предоставляет очень много возможностей для интеллектуального, творческого развития граждан.

Читайте также:
14 книг, которые должен прочитать подросток к 14 годам - список

Если рассматривать Францию, то школьное образование там начинается с 6 лет. До этого возраста детей могут отдавать в детские сады (можно с двух лет). Воспитатели детских садов должны подготовить детей к школе, поэтому они проводят с ними занятия по развитию коммуникативных навыков, помогают детям самовыражаться. Дети в возрасте от 2-х до 4-х лет только играют, дети от 4-х до 5-ти лет обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, дети от 5-ти до 6 — ти лет обучаются чтению, письму.

Обучение в школе начинается с 6- ти лет. Среднее образование делится на 2 этапа. Сначала дети учатся в колледже, потом в лицее. Обучение в колледже является обязательным для всех. Одним из главных недостатков системы образования является тот факт, что она предполагает специализацию предметов и детям с 13 лет уже необходимо выбирать их дальнейший род деятельности. В целом французская образовательная система слегка схожа с российской. Однако детские сады во Франции являются более эффективными, чем в России, поскольку во Франции они способствуют постепенному развитию ребенка, последовательно обучая его полезным навыкам.

Если рассматривать американскую систему образования, то она отличается от западноевропейской. Главным достоинством данной системы является высокая степень ее децентрализации, которая заключается в том, что каждый штат вправе самостоятельно определять структуру системы образования. Каждый штат имеет свой совет по делам образования, который занимается разработкой учебных планов, взимает налоги, осуществляет набор учителей. Единые образовательные стандарты отсутствуют.

В России главной проблемой в российской системе школьного образования является перегруженность школьников учебным материалом. Школьная программа включает в себя очень большой объем теоретического материала, что ведет к перегруженности учеников. Это приводит к тому, что ученики не могут применить полученные знания на практике, и это вызывает у школьников некоторые трудности. Еще одной важной проблемой российского школьного образования является нехватка квалифицированных кадров (учителей), которые могли бы качественно подготовить студентов к единому государственному экзамену. Родителям приходится нанимать ученикам репетиторов, которые готовят их к выпускным экзаменам.

В настоящее время российская система высшего образования включает в себя два уровня: бакалавриат и магистратуру. Однако специалитет в некоторых российских ВУЗах сохранился. В 2003 году была подписана Болонская декларация и Россия начала переход на ту систему образования, которая была принята на всей европейской территории. В России бакалавриат стал формой усеченного специалитета, что привело к росту нагрузки на преподавателей и студентов. Поэтому можно утверждать, что «многие предметы и дисциплины не осваиваются в должном объеме, так как увеличивается самостоятельная работа студентов и сокращается количество лекционных занятий» [5, c.5].

В соответствии с Болонской декларацией, обучение на бакалавриате должно обеспечить общую подготовку студентов, которые должны развить навыки самостоятельного поиска и анализа информации. Помимо этого, обучение на программах бакалавриата должно способствовать развитию критического мышления, логики, аналитических способностей.

Одним из положительных фактов такой системы образования является то, что общение между преподавателем и студентом не ограничивается только лекциями. Студент может обратиться к преподавателю в любое время с интересующим его вопросом. Помимо лекций также существуют семинары, которые могут проходить в виде обсуждений, дискуссий, различных выступлений студентов.

С моей точки зрения, российскую систему образования постепенно нужно совершенствовать, чтобы хотя бы довести ее до уровня Финляндии. Сделать это можно с помощью увеличения финансирования на модернизацию инфраструктуры школ и вузов, различных государственных программ по подготовке и переподготовке кадров, различных экономических инструментов и инструментов маркетинга.

Иностранные государства, например, активно используют международный маркетинг при продвижении своих образовательных услуг. Международный маркетинг — деятельность «…по производству и продвижению товаров и услуг к потребителю за рубежом» [3, c.470]. Одним из важнейших инструментов маркетинга является реклама. Реклама «представляет собой неличные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования» [7, c.542].

Рекламная деятельность должна дополняться стимулированием сбыта и пропагандой, которые также входят в состав комплекса маркетинга.

Читайте также:
Какие хобби популярны у подростков – 15 самых необычных увлечений

Стимулирование сбыта — «использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка» [7,c.563].

Для рекламы учебных заведений лучше использовать пропаганду. Пропаганда является составной частью Public Relations, обеспечивает учреждениям/организациям благожелательный образ, противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений. Однако влияние пропаганды трудно оценить, поскольку ее обычно используют вместе с другими инструментами.

Стать ученым и блогером: чему и как учит современная школа

В сентябре 2020 года школа Wunderpark International School в 23 км от Москвы открыла большой новый корпус, который уже стал победителем двух международных архитектурных конкурсов: Outstanding Property & Architecture Design Awards. Причем благодаря не только дизайну, но и функциональным возможностям: например, помещениям-трансформерам с системой выдвигающихся экранов и штор. Это не единственная особенность международной школы, которая выросла из билингвальной детской студии Wunderpark для малышей, семейного центра и начальной школы.

Директор у необычной школы тоже нетипичный. Илья Голенопольский — топ-менеджер в области образования с опытом работы в частных и государственных школах и вузах (МГУ, РАНХиГС, ММУ), обладатель гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования. А еще преподаватель английского и немецкого языков, педагог с 30-летним стажем. Тренер организации International Baccalaureate: проводил тренинги и авторизационные визиты по программам MYP (10+) и DP IB (16+) в России, Швеции, Румынии, Италии, Казахстане, Дании, Нидерландах. И первый российский тренер образовательных программ компании Apple. Мы поговорили с ним о том, что такое современная школа и каковы критерии хорошего педагога.

Илья Танкредович, чему должна учить современная школа?

Современна школа — это школа про выбор, про развитие самостоятельности и умения учиться, принимать осознанные решения, брать ответственность за свои поступки и результаты своей работы.

Как этого добиться, если школьные знания часто далеки от жизни?

Одна из задач, которая стоит перед каждой школой, — помочь ребенку понять, зачем ему нужно образование и как полученные знания могут пригодиться в жизни. Зачастую именно такое понимание помогает решить проблему низкой мотивации и отсутствия результатов.

Добиваться этого можно разными способами, например, через повседневное общение педагогов с учениками, обращение к личному опыту и интересам детей в процессе изучения отдельных тем, создание более широких жизненных контекстов, в рамках которых изучаются эти темы. Можно строить учебный процесс вокруг ключевых идей (Big Ideas), которые имеют смысл для учеников, организовывать междисциплинарные проекты, которые решают непредметные задачи из реального мира, помогать в профориентации и проводить профессиональные пробы.

Учебный процесс можно рассматривать как знакомство с различными ролями. Тогда при изучении истории, к примеру, у ребенка обязательно должна быть возможность побыть историком, создать летопись своей семьи или исследовать исторические источники. На уроках литературы и русского языка дети примеряют на себя роль писателя, блогера, рецензента. На физике, химии и биологии — роль ученого, который наблюдает, задает вопросы, выдвигает гипотезы, проводит эксперименты и открывает новые знания, а не просто читает учебник и пересказывает его. Такой подход накладывает определенные требования к формам организации занятий, но он гораздо эффективнее традиционного.

Многие родители и учителя считают гаджеты злом и запрещают их в школе. А вы как к ним относитесь, будучи тренером образовательных программ Apple?

Смартфоны и планшеты становятся точками пересечения личного и образовательного пространства, что позволяет изменять процесс обучения, делать его интереснее и веселее. Около 15 лет назад Институт новых технологий предоставил школе, в которой я работал, некоторое количество iPod. Было не совсем понятно, как использовать эти устройства, и нас увлекла идея создания учебных подкастов.

Вместе с учениками мы готовили учебные материалы для разных классов. В процессе освоения новых устройств и создания подкастов мои ученики смогли сделать рывок в совершенствовании навыков аудирования, произношения и говорения, научились редактировать видео и аудио и получили от этой работы большое удовольствие.

Сегодня все больше родителей и педагогов признают, что с помощью мобильных устройств ребенок с успехом удовлетворяет свою любознательность, учится ответственности, получает навыки работы с современными технологиями.

Вы из семьи преподавателей. Представления о работе педагога сложились еще в детстве?

Как журналисты «Лайф» сравнивали русскую и американскую системы образования

Категория: СССР

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 922, фото: 6

75 лет назад – 5 мая 1941 года – родился Алексей Куцков – главный герой публикации в журнале «Лайф» от 24 марта 1958 года. Тогда имя этого московского школьника узнал весь мир.

Читайте также:
17 эффективных средств для лечения угрей и прыщей у подростков

Началась эта история в солнечный осенний день 1957 года. 5 октября газета “Правда” опубликовала сообщение ТАСС: в СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Десятиклассник Леша Куцков и его товарищи из 49-й московской школы, как и все советские ученики, студенты, инженеры, рабочие и колхозники, ликовали. Русское слово SPUTNIK в тот же день услышал и другой герой нашей истории, американский школьник Стив Лапекас – о прорыве русских в космос говорила вся Америка, хотя эмоции были иными. Газеты отводили спутнику первые полосы. «Америка не может больше пребывать в состоянии успокоенности, полагая, что держит все мировые ноу-хау на кончике пальца.

Советские учёные и учителя высоко ценятся в своей стране, и советская политика, в которой наука заняла место религии, вознаграждена. Заявление ТАСС о запуске сателлита – вершина советской пропаганды: миру, который прежде посмеивался над хвастовством Советов о лидерстве в мировых изобретениях, продемонстрировали выдающееся достижение науки». По американской истории, казалось, прошла межа, разделившая её на эпоху до и после спутника. Выступления представителей администрации и военного ведомства противоречили друг другу.

8 октября госсекретарь Джон Фостер Даллес, пытаясь хоть как-то поправить ситуацию, направил пресс-секретарю Белого дома предложения для официального пресс-релиза. Отдавая должное событию большой научной важности, госсекретарь подчеркивал, что переоценивать его не стоит: СССР оказался лидером, во-первых, потому что с 1945 года форсировал соответствующие технологические разработки, а во-вторых, советские ученые могли воспользоваться соответствующими разработками немцев. Американцы, между тем, рассуждали иначе. На вопрос службы Гэллапа: “Как русским это удалось?” – 30% ответили, что “русские лучше работают”, 20% приписали успех достижениям германских ученых, 15% посчитали, что “у русских все лучше организовано”.

Более половины опрошенных из Вашингтона и Чикаго сочли, что запуск сателлита – это удар по престижу Америки. В том, что это так, в Белом доме не сомневались. Архивы сохранили немало документов, где первые дни после запуска именовались кризисом. 10 октября собрался Совет национальной безопасности. Слушали: “О влиянии спутника на нацбезопасность США” (докладчик глава ЦРУ Аллен Даллес). Запуск для ЦРУ не являлся секретом, заверял Даллес. В разведывательном сообществе знали, что русские готовы это сделать, но после ноября. В ЦРУ обеспокоены другим: “Хрущев расчехлил все свои пропагандистские пушки”. Весь мир стоит на ушах. Американские эксперты сделали вывод, что русским это удалось благодаря успешному союзу науки, образования и технологии.

И тогда американские журналисты решили проанализировать две системы школьного образования. Экспериментировать решили на живых людях: взять советского и американского школьников и ходить в течение месяца за ними по пятам. Как учатся, что читают, чем занимаются после уроков. Тут-то и станет ясно, чья система образования лучше. Уже в начале 1958 года американская делегация приехала в столицу СССР искать “жертву”. Приглянулась (или кто надо ненавязчиво посоветовал?) школа N49 на Фрунзенской набережной.

Алексей Куцков до сих пор не знает, почему выбор пал именно на него. Отец погиб на фронте, мать – инженер, настояла на занятиях музыкой, купила пианино. В 12 лет записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол. Играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы. По его словам, директор школы Мария Полуэктовна Скворцова, сейчас уже покойная, объяснила, что американцы будут целый месяц рядом с ним, чтобы понять, как учатся и живут советские школьники.

Особого акцента на то, что он представляет свою страну, она не делала, но просила постараться. И Алёша старался. Корреспонденты и переводчик сидели на всех уроках 10 “Б”, где учился Куцков, сопровождали его на волейбольные тренировки, в музеи, на школьные вечеринки и в гости к друзьям. Алексей Куцков уже и не помнит, как звали американских гостей, которые провели с ним весь февраль 1958 года. «Им было где-то за 30, но мне, 16-летнему, они казались людьми в возрасте. Оба высокие, наверное, под метр восемьдесят пять, и выглядели респектабельными джентльменами.

Во всяком случае, мне тогда джентльмены представлялись именно такими. Все время ходили в хороших строгих костюмах с галстуками. Ни о какой дружбе между нами не было и речи. Весь месяц “исследователи” питались в ресторанах, но меня с собой не пригласили ни разу. Не было ни подарков, ни сувениров, ни пресловутой жвачки. Возможно, это входило в условия эксперимента: все должно было быть как всегда. Вообще-то дотошными они были ребятами. Но и воспитанными – если я говорил: сюда я пойду один, не приставали с уговорами.

Читайте также:
Лучшие сайты для подготовки к ЕГЭ

Например, они ни разу так и не побывали у меня дома, хотя очень хотели. У меня тогда болел дедушка, и я сказал: ко мне нельзя. Посокрушались, но не настаивали. Каждое утро они поджидали меня в школе. Сидели на уроках, на переменах, правда, оставляли в покое. А после уроков мы вместе ехали куда-нибудь» – вспоминал Алексей Куцков.

О том, что точно такое же исследование проводилось и в американской школе, что был некий “подопытный” Стивен Лапекас из Чикаго, Куцков узнал уже потом, когда ему подарили номер журнала “Лайф”.

Программа исследования, критерии для сравнения двух систем образования составлялись американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под “хорошим средним образованием”. Сравнивали набор изучаемых в школах предметов; отношение к занятиям учеников; книги, которые они читают, как проводят свободное время.

Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный предмет – геометрия, поэтому его матери приходится платить 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю. Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он одинаково хорошо успевает.

Алексей читает Шекспира и Шоу, а Стивен только закончил приключенческую книгу Стивенсона. И вообще, подчёркивают авторы эксперимента, в американских школах ученики предпочитают не читать литературные произведения целиком, а ограничиваются рецензиями. В советской же школе это недопустимо. Оба юноши активно занимаются спортом. Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне.

Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять раз в неделю занимается музыкой. Стивен каждый день встречается со своей подругой, любит бывать на вечеринках и танцевать рок-н-ролл. У Алексея же почти нет свободного времени, а отношения с девушками явно отстают от американского стандарта. Стивен общительный, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях.

Алексей трудолюбивый, целеустремленный, даже агрессивный. Стивен легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж. Но он знает, что это не гарантия его успеха в жизни. Для Алексея на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба.

Результаты исследования были опубликованы в журнале 24 марта 1958 года и совершенно потрясли Америку. Выяснилось, что хотя Алексей и Стивен ровесники, Алексей как минимум на 2 года опережает американца по образованности. Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам – химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам.

Есть, правда, проблемы с историей, но отнюдь не по вине ученика: после смерти Сталина школьный курс переписывается, и экзамен по современной истории пока отменен. И вообще в России и Восточной Европе у детей больше резона учиться. В СССР ученые и инженеры – представители новой аристократии, и единственный путь влиться в её ряды – это образование.

Выводы из эксперимента Америка сделала. Хотя подошла к делу по-своему, по-американски прагматично. Нищих учителей в США не стало, а школ стало больше. Администрация запустила программу поддержки наиболее способных учеников – им выделялись стипендии. Словом, американская школа забыла о бедности. Но тогда, в 1958 году, случилось ещё кое-что: американцам дали понять, что в соревновании с СССР дело придётся иметь с новым и образованным поколением русских, за которыми придётся тянуться и от которых непросто будет не отстать. И этот урок преподал им десятиклассник Леша Куцков.

Алексей Куцков связал свою жизнь с авиацией, впрочем как и его американский оппонент Стивен Лапекас. Перед выходом на пенсию Алексей Куцков занимал должность заместителя гендиректора “Норильских авиалиний”, отвечал за вопросы безопасности и качества полетов.

Во время визита в США он очень хотел встретиться со своим заочным соперником, но Стивен отказался: обида на русского парня и журнал «Лайф» за своё унижение, не прошли до сих пор.

Как подготовиться к учебе за границей — мнение экспертов «Фоксфорд»

Куда поступать

По статистике «Яндекса», ежемесячно 1 100 жителей России набирают фразу «учиться за рубежом». По данным ЮНЕСКО, с 2016-го по 2019 год примерно 1,5% всех российских студентов уезжают за дипломом о высшем образовании за границу. Так, в 2018 году в иностранные вузы поступили около 57 тыс. россиян. Если верить сайту Eurasianet, за последние 11 лет количество уезжающих за рубеж выросло на треть. Эти сухие цифры говорят о том, что количество молодых россиян, которые выбирают зарубежное образование, растет год от года.

Читайте также:
Что делать, если учитель унижает ребенка при всем классе и его родителей?

Абсолютные фавориты среди выпускников нашей страны — вузы США и Великобритании. Эти страны выбирают по трем причинам. Во-первых, обучение ведется на английском, и его в России выучить легче, чем любой другой язык. Во-вторых, Соединенные Штаты и Британия считаются наиболее перспективными для последующего трудоустройства. В-третьих, они по праву ассоциируются с максимально качественным образованием.

Также у россиян популярны вузы Германии, Франции, Чехии, Финляндии, Италии, Швеции. Германию, например, выбирают из-за доступности образования: немецкие вузы предлагают разнообразные гранты, программы обмена и конкурсы для иностранных абитуриентов. В последние годы набирают популярность у студентов и китайские университеты.

Сложности переезда

При поступлении в иностранный вуз и подготовке к проживанию в другой стране перед выпускником встает несколько проблем, к которым необходимо подготовиться. К ним относятся, например, вопросы, связанные с деньгами: как правило, до выезда за рубеж молодые люди не ведут бюджет самостоятельно и не умеют правильно распределять финансы в течение месяца. К тому же из-за разных валют бывает трудно понять, что дорого, а что нет. Поэтому лучше заранее посмотреть, сколько будет стоить продуктовая корзина в регионе, в котором вы будете жить и учиться, какие там цены на транспорт и развлечения.

Важно учитывать и заранее исследовать культурные и социальные особенности новой страны. Так, в России многие торговые точки работают круглосуточно. А, во Франции, например, локальные магазины не работают в воскресенье и после 17 часов в будние дни. Или, скажем, отопление: в Европе и Америке нет центрального отопления, дома может быть очень холодно. А если включать обогреватель каждый день — набежит большой счет за электричество. Это тоже важно учитывать при планировании бюджета.

Но основная сложность для иностранных студентов — это конечно же языковой барьер.

Требования к уровню владения языком разнятся в зависимости от страны, вуза, специальности и программы. Минимальный уровень для существования и ориентации в пространстве — B2. Комфортный, при котором студенту не приходится несколько часов сидеть и расшифровывать записанные на диктофон лекции — C1+.

Переезд в другую страну — большой стресс и не все готовы столкнуться сразу с таким количеством нововведений в своей жизни: резко возросшей самостоятельностью, новой языковой средой, продвинутой учебной программой. Чтобы проверить себя и свою готовность к таким серьезным переменам, можно обратить внимание на Foundation programs. Такие программы — это промежуточный этап в вузах между школой и высшим образованием. Они длятся, как правило, один академический год, стоят значительно дешевле, чем обучение в зарубежном вузе, и помогают не только улучшить английский, но и получить знания по конкретным предметам специальности. Также они дают возможность пожить в языковой среде и погрузиться в университетскую атмосферу.

Какие экзамены сдавать: IELTS, TOEFL, CPE

Подавляющее большинство поступающих в иностранные вузы выбирают кембриджский экзамен IELTS, который также называют «британским». Его признают более чем 10 тыс. работодателей, университетов, школ и иммиграционных органов по всему миру, включая 3,4 тыс. учреждений в США. Он состоит из четырех частей: аудирование, чтение, письмо и говорение, при этом последнее проходит один на один с экзаменатором. За каждую из секций можно получить максимум девять баллов. Тестирование проводится в два этапа, в течение двух дней. В среднем продолжительность всего экзамена составляет 225 минут.

Экзамен TOEFL менее популярен и представляет собой американскую версию английского. Он состоит из четырех частей, но целиком и полностью проводится онлайн. TOEFL длится в среднем 270 минут и сдается «в один присест». Задания более монотонные, а результаты секции Speaking записываются на микрофон, а затем отправляются в центр оценивания. Максимальный балл — 120.

Сертификат CPE, который с 2018 года называется C2 Proficiency — международный экзамен, подтверждающий владение английским языком на уровне Proficiency. Он является высшей ступенью, приближенной к уровню носителя языка. Продолжительность данного экзамена составляет около четырех часов. Его можно сдавать как онлайн, так и офлайн в одном из аккредитованных центров. C2 Proficiency также состоит из четырех частей: чтение, аудирование, говорение и письмо. Максимальный балл — 230. Важно упомянуть, что данный сертификат бессрочный, в то время как результаты IELTS и TOEFL актуальны в течение двух лет после сдачи экзамена.

Когда начинать готовиться?

Перед поступлением нужно решить две задачи: сдать экзамен и подготовиться к самостоятельной жизни за рубежом в чужой стране. Чтобы получить сертификат, придется прорешать сотни аналогичных тестов, разобраться в каждом из заданий, выяснить, какой тайминг у каждого из разделов, определить и исключить типичные ошибки, понять критерии оценки. В спокойном темпе можно подготовиться к любому из форматов экзамена за 1,5-2 года.

Читайте также:
Какие игры и занятия развивают выносливость у школьников – 17 полезных занятий

Чтобы подготовить себя к комфортной академической и социальной жизни за рубежом, нужно изучить английский до уровня C1+ или C2. Это минимум три-четыре года активной регулярной подготовки с профессиональным преподавателем. Обычно у школьников такой уровень достигается за пять-шесть лет при спокойном обучении.

Чтобы меньше волноваться при сдаче экзамена, лучше всего за несколько лет до выпуска попытаться сдать такие форматы, как YLE Starters, KET, PET. Это сертификаты, которые подтверждают владение языком на уровнях А1-В2. Они подходят для учеников средней школы и знакомят с форматами экзаменов. Кроме того, каждый из экзаменов включает в себя проверку умения рассуждать на различные темы и излагать свою точку зрения, поэтому важно развивать навыки критического мышления.

Готовиться никогда не поздно. Многие вузы за рубежом принимают учеников до 28-30 лет, и если в этом году вы сдали экзамен на меньшее количество баллов, чем рассчитывали, то в следующем есть шанс попытаться снова. Кроме того, есть огромное количество программ, стартующих не в сентябре-октябре, а в январе-феврале. В Новой Зеландии, которая в последние годы набирает популярность среди абитуриентов, в некоторые вузы можно пытаться поступить каждые три месяца, в том числе летом.

Что лучше: учить самому или с преподавателем

Чтобы сдать IELTS, TOEFL или CPE на желаемый балл, лучше найти преподавателя, который хорошо знаком с системой международных экзаменов. Он должен или сам неоднократно их сдавать, или являться экзаменатором. Только такой педагог расскажет об особенностях сдачи, подберет лучшие материалы, определит слабые места ученика и проработает их до состояния полной уверенности.

Таких профессионалов можно найти в специализированных языковых центрах и в онлайн-школах. Методика, которую они используют, прямо зависит от навыков и когнитивных особенностей ученика и подбирается индивидуально. Работа каждого преподавателя контролируется методистами, которые имеют еще больший опыт преподавания и дают рекомендации по программе.

Немного лайфхаков:

  • На сегодняшний день каждый университет представлен в социальных сетях: подпишитесь на страничку интересующего и следите за жизнью будущего вуза.

Заодно обзаведетесь полезными знакомствами: например, можно попробовать пообщаться с учеником и попросить его прислать учебные материалы.

  • Обязательно обратите внимание на Facebook.

Он крайне популярен в англоговорящих странах, и там очень много разнообразных сообществ по интересам, где можно и нужно задавать вопросы.

  • Еще можно поискать группы и сообщества выпускников заведения.

Им тоже можно попробовать написать и задать вопросы о том, как устроена жизнь в университете, учебная программа.

  • Погуглите информацию о вузе по хештегам в соцсетях, по геолокациям, посмотрите фото.
  • Если есть возможность, съездите заранее в желанный вуз (например, в свой отпуск).

Сходите на открытые мероприятия, познакомьтесь с информацией о вечеринках и просто внутренними новостями. Это передаст дух студенческой жизни и наверняка вдохновит усерднее готовиться к поступлению.

Если нет цели уезжать

Многие сдают международные экзамены для того, чтобы зафиксировать и подтвердить результаты многолетнего изучения английского. Сертификат, заработанный усердным трудом, может стать просто поводом гордиться собой.

Работодатели в России считают наличие подобного сертификата весомым преимуществом при отборе кандидатов на вакантное место. Это документальное подтверждение ваших навыков и умений, которое позволяет претендовать на статусную работу.

Как справиться со стрессом во время экзаменов – советы школьникам и студентам

Клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт

Советы школьникам, как не нервничать на экзаменах

1. Воспринимайте тревогу перед экзаменом как нормальную реакцию организма

Предэкзаменационный мандраж — это способ активации внутренних ресурсов. Когда вы волнуетесь, мозг пытается вам помочь. Попробуйте просто сказать себе: «Так, у меня вспотели ладони, меня подташнивает, похоже, я столкнулся с тревогой». Осознание и проговаривание ситуации — первый шаг к преодолению волнения перед экзаменом.

Хорошо, если вы владеете техниками саморегуляции, например, медитацией или дыхательной гимнастикой. Только следует начать практиковаться заранее — бессмысленно изучать эти методики в ночь перед ЕГЭ.

2. Проиграйте в голове всю процедуру экзамена

Истерики, которые случаются у школьников во время досмотров металлоискателями или на других этапах ЕГЭ, обычно являются следствием скопившегося за время подготовки напряжения. Сам экзамен просто катализатор к всплеску стресса. Тем не менее неизвестность пугает.

Чтобы минимизировать взволнованность перед предстоящим событием, детально изучите, как проходят госэкзамены. Во сколько начало? Как устроен пункт проведения ЕГЭ? Как происходит досмотр? Что можно, а что нельзя брать с собой? Как выходить в туалет? Как заполнять бланки? Найдите ответы на все вопросы, вызывающие у вас тревогу, чтобы лишний раз не нервничать перед экзаменом.

Читайте также:
Как правильно написать объяснительную записку в школу от родителей классному руководителю?

Затем проиграйте всю процедуру в своём воображении, например, вместе с родителями. Это позволит вам во время реального экзамена чувствовать себя увереннее и справиться с волнением.

3. Выспитесь и немного расслабьтесь накануне

Важно понимать, что основная работа уже проделана в течение предыдущих 11 лет обучения.

Если вы можете повторять материал в неспешном расслабленном режиме, отлично. Если нет, лучше организовать какую-нибудь лёгкую физическую активность. Например, сходить на прогулку, которая поможет вам успокоить себя перед экзаменом.

4. Начните соблюдать режим задолго до экзамена, чтобы легче заснуть перед ним

Бессонница перед важными событиями вполне нормальна. Многие взрослые не могут уснуть в преддверии значимой поездки или совещания.

Но заранее сформированный режим, а также лёгкая физическая усталость и свежий воздух помогут быстро очутиться в царстве Морфея. И ещё: постарайтесь не переедать за ужином и никаких гаджетов в кровати.

5. Не налегайте на успокоительное, лучше съешьте шоколадку

Пить валерьянку утром перед экзаменом бессмысленно, как и другие седативные средства она имеет накопительный эффект и вряд ли сработает. Только если в качестве плацебо, когда вы убеждены, что это поможет сосредоточиться и справиться с волнением на экзамене.

А вот шоколад действительно подстёгивает работу мозга. Но съесть его лучше дома, после плотного завтрака. Рособрнадзор не запрещает одиннадцатиклассникам брать с собой на ЕГЭ воду и шоколадку, но на входе их обязательно проверят на предмет шпаргалок, а это лишний повод разнервничаться.

Инструкция для родителей по поводу волнения на экзамене

  • Позаботьтесь о себе. Лучший способ помочь ребёнку успокоиться — справиться со своей собственной тревогой. Наверняка у вас есть привычные способы саморегуляции: спорт, новые задачи на работе, общение с друзьями или партнёром. Часто эффективно обращение за дополнительной поддержкой к психологу.
  • Если в паре родителей кто-то из двоих меньше волнуется и лучше сохраняет спокойствие, делегируете ему поддержку ребёнка во время экзамена, чтобы эффективно научить справляться с волнение перед экзаменом.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Справляемся со стрессом из-за экзаменов. Практики, упражнения и советы родителям от психолога

Яна Андреева

Любой экзамен вызывает у человека стресс. Становится труднее сосредоточить своё внимание и выполнить нужные задания. Как стресс влияет на человека? Может ли он быть полезен для организма? И самое главное: как справиться со стрессом и психологически подготовиться к экзаменам. Все эти вопросы мы задали практикующему детскому психологу Ларисе Шебеко.

Правда ли, что во время стресса наш мозг работает лучше?

Экзамены вызывают стресс из-за вероятности провала. Предвидя возможное чувство страха и стыда, наш мозг подвергает нас стрессу (от англ. stress – напрягать), т.е. мобилизует организм человека.

Как это работает на физическом уровне? В стрессовой ситуации мозг человека получает сигнал опасности, нервная система гиперстимулирует все системы и органы как в чрезвычайной ситуации. Активно вырабатываются адреналин и кортизол, резко повышается уровень энергии, учащается сердцебиение, дыхание, печень увеличивает выброс сахара в кровь, мышцы напрягаются.

Таким образом, организм готов к активным действиям, в том числе и мыслительным. Но бывает и обратная реакция: оцепенение или замирание, часто описываемое как ступор. Реакция на стресс во многом определяется особенностями организации нервной системы.

Чтобы направить стресс в полезное русло, нужно проанализировать чувства, которые его вызывают.

Во-первых, мы не хотим разочаровать как собственные ожидания, так и ожидания значимых для нас людей. Постоянное «накручивание» этого беспокойства непрерывно возбуждает нервную систему, в итоге ослабляя организм, исчерпывая запас ресурсов ещё до момента наступления самого события.

Во-вторых, мы не знаем точно, что ждет нас на экзамене. Все системы организма пытаются приспособиться к возможным непредвиденным обстоятельствам, в которых у человека может не быть готовой отработанной реакции. Поэтому у нас возникает болезненное чувственное переживание этого события.

В-третьих, на самом экзамене человеку требуется направить всю энергию на то, чтобы экстренно сориентироваться в незнакомых условиях, вспомнить всю необходимую информацию и применить ее для решения заданий, а это очень затратный по силам процесс.

В идеале, нервная система и организм в целом постепенно адаптируются к ситуации при условии наличия запаса адаптационной энергии. То есть, мы можем пережить стресс, если сделаем ситуацию менее непредсказуемой: запишемся на пробный экзамен, составим стратегию поступления, расписание подготовки к экзаменам, запишемся на курсы. Для того, чтобы у нас была «адаптационная энергия», нужно качественно отдыхать: гулять на свежем воздухе, делать упражнения, общаться с близкими людьми, заниматься хобби, спать не менее 8 часов в день.

Читайте также:
Что делать родителям, если подросток в тайне сделала татуировку - как правильно себя вести

Хочешь перестать бояться экзамена? Запишись на бесплатную консультацию «Как подобрать вуз». Эксперт расскажет все об изменениях в процедуре поступления, поможет выбрать подходящий вуз и направление, а также составит индивидуальную стратегию поступления для тебя! Чем яснее твой путь к бюджету – тем меньше стресса. Записывайся!

Стресс бывает положительным и отрицательным. Как отличить?

Если человек справился с ситуацией, он нашел способ с ней совладать и ощутил удовлетворение от этого, то можно говорить о том, что стресс был разрешен позитивно. Для экзаменов – человек получил желаемый результат, а если не получил, то его поддержали близкие и он имел возможность прожить свои чувства рядом с сопереживающим, принимающим человеком.

Если же событие вызвало серьёзное потрясение, и человек завис с ощущением провала, отчаяния, безысходности, то стресс будет иметь негативные последствия. Симптомы того, что человек не справился со своими переживаниями, могут быть разными. Среди них гиперактивность, бессонница, панические страхи, навязчивые идеи, проблемы с пищеварением, враждебность, конфликтность. Либо наоборот: апатия, слабость, низкая продуктивность, неуверенность в себе и собственных силах.

В этом случае неразрешенная ситуация все время проигрывается в сознании человека, отчаянно пытаясь найти выход и забирая при этом все внутренние силы. Поэтому и появляется вышеперечисленная симптоматика.

Ко мне как к психологу обращаются, когда уже присутствуют симптомы хронического стресса. У школьников и студентов причины не всегда только в самих экзаменах. Их жизненное пространство включает много аспектов. Но если говорить про экзамены, то чаще это все-таки ситуации ожидания предстоящих экзаменов. В большинстве своём у выпускников наблюдается отсутствие сил и мотивации, постоянное откладывание важных дел до последнего, психическое истощение в процессе подготовки. Но сюда, как правило, примешиваются и другие жизненные контексты помимо самих экзаменов. Экзамены могут быть лишь вершиной айсберга и концентрацией всего накопившегося напряжения. А как говорится, где тонко, там и рвётся.

Как справиться со стрессом?

Есть два уровня преодоления стресса: физический и ментальный.

Начать нужно с физического. Нам нужно найти опору в прямом смысле этого слова. Встаньте и мысленно сфокусируйтесь на собственных стопах. Почувствуйте, что вы устойчиво стоите на полу.

Теперь восстановим дыхание. Для этого существует множество практик. Например, непрерывное глубокое дыхание или циклы вдох – задержка – выдох, причем, если мы говорим о сбрасывании напряжения, то выдох должен быть длиннее вдоха. Если же нужно собрать силы для решительного начала действия, то мы делаем длительный глубокий вдох и более короткий резкий выдох.

На ментальном уровне крайне важно осознать, что у каждого человека есть выбор отнестись к ситуации негативно и пессимистически, либо как к некоторому жизненному и личностному вызову. Тогда следующий шаг – переключиться с эмоций на анализ ситуации.

Для этого нужно собрать факты и попытаться понять общий контекст ситуации, которая воспринимается как стрессовая. Здесь важно словесно обозначить суть ситуации (факты, людей, обстоятельства), те чувства, которые при этом возникли, и все ожидания, связанные с этим. Это позволит проанализировать ситуацию со всех сторон и сориентироваться в ней интеллектуально, эмоционально и действенно.

Главное, чтобы мысли и рассуждения соответствовали реальности. Нужно постараться не преувеличивать значимость ситуации и ее критичность. Не позволяйте негативным прогнозам и неудачному прошлому опыту управлять вашим анализом.

Полезно задавать себе вопросы: Какой разумный способ решения ситуации я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценке происходящего? Как бы мне хотелось, чтобы эта ситуация решилась?

Необходимо выработать список всех возможных вариантов действий для достижения вашего результата. Отфильтровать их на предмет соответствия реальности и возможности воплощения в жизнь.

Полезно будет также вспомнить свой позитивный успешный опыт.

Нужно очертить круг своих возможностей: что-то из вашего плана вы сможете сделать самостоятельно, а в чём-то нужна помощь. Определите круг людей, к которым можно обратиться. Для этого важно вынести проблему на обсуждение с человеком, с которым есть хороший, устойчивый контакт.

И еще один внутренний фактор, который важен перед самим экзаменом. Все процессы пищеварения к началу экзамена должны быть завершены, чтобы организм тратил энергию на умственную активность, а не на переваривание пищи. Избегайте быстрых углеводов в виде конфет, печенья и прочих сладостей, которые дают быстрый, но кратковременный эффект. На длинные ответственные дистанции лучше выбирать продукты, содержащие сложные углеводы, например, овощи, злаковые, которые будут поддерживать необходимый уровень энергии на протяжении нескольких часов.

Читайте также:
Что делать, если ребенка в школе избил одноклассник?

Что делать, если перед или во время экзамена у ребенка случилась паническая атака?

Важно связать организм человека с внешним реальным миром. Для этого нужно поставить ноги на землю, сесть, глубоко дышать, обеспечить доступ свежего воздуха, поддерживать зрительный контакт с ребенком, разговаривать с ним на разные темы, можно держать за руку. Обращать внимание на то, что его окружает, попросить посчитать все что угодно: птиц, деревья, другие детали внешнего мира. В эти моменты человеку важно осознавать самого себя и присутствие поддержки в реальном времени и пространстве. Напоминайте ребенку, что у этого состояния есть начало и конец, и от этого невозможно умереть.

Если эти атаки неоднократны, то нужно обратиться к специалисту, чтобы разобраться в их причинах и восстановить нормальное течение жизни и реакцию на стрессовые ситуации.

Как родителям поддержать ребенка, который сдает экзамены?

Здесь нужна эмоциональная поддержка. Ребёнок или подросток в стрессе может быть агрессивным и впадать в крайние проявления эмоций. Важно не проявлять агрессию в ответ, не заниматься нравоучениями, не пытаться пристыдить ребенка. Не нужно обижаться и показывать раздражение: нужно научить ребенка, как ему справиться со стрессом.

Лучший девиз родителя – поддержка против критики. Принимайте ребёнка со всеми его переживаниями, без обесценивания. Никогда не говорите «Ничего страшного», «Нашел из-за чего волноваться», «Надо было заранее готовиться, чтобы сейчас не страдать».

Вместо этого скажите: «Да, это действительно тяжело. Давай подумаем вместе, как мы можем справиться со стрессом и облегчить подготовку к экзаменам для тебя», «Мы уверены, что ты сдашь экзамены на отличный балл, если будешь следовать нашей стратегии. Но даже если что-то не получится, это не конец света – мы не будем сердиться, мы тебя поддержим и найдем выход из ситуации».

Вместе ищите в прошлом примеры успеха ребёнка, где он справился, преодолел сложности и вышел победителем. Можете привести примеры из собственной жизни, когда вам в схожих ситуациях было страшно, стыдно, обидно, что-то не получалось или давалось с трудом. Передавайте идею, что ошибок не существует, есть только опыт. Тогда ребенку будет проще переживать своё несовершенство и провалы.

При необходимости можно обсудить предстоящие действия, возможности и ограничения.

Замечайте первые признаки перенапряжения. Говорите о тревожащей ситуации, представьте ее в красках и переживите вместе. С более младшими школьниками можно ее проиграть.

Что нужно запомнить?

Давайте ещё раз подытожим, как совладать со стрессом.

1. Для начала верните опору ногам через ощущение собственных стоп, устойчиво стоящих на полу.

2. Затем восстановите дыхание. Для этого существует множество практик. Например, непрерывное глубокое дыхание или циклы вдох – задержка – выдох на счет.

3. Следующий шаг – переключиться с эмоций на анализ ситуации. Полезно задавать себе вопросы: Какой разумный способ решения ситуации я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценке происходящего? Как бы мне хотелось, чтобы эта ситуация решилась?

3. Выработайте список всех возможных вариантов действий. Отсейте их на предмет соответствия реальности и возможности воплощения в жизнь.

4. Очертите круг своих возможностей, что вы можете сделать самостоятельно, а в чём вам нужна помощь.

5. Все процессы пищеварения к началу экзамена должны быть завершены, чтобы организм тратил энергию на умственную активность, а не на переваривание пищи. Отдайте предпочтение овощам и злаковым, которые будут поддерживать необходимый уровень энергии на протяжении нескольких часов.

Надеемся, что наши советы помогут вам пройти через этот важный этап в жизни и справиться со стрессом. Следите за своим ментальным здоровьем, заботьтесь о себе, и пусть удача всегда будет с вами 😉

Теперь, когда ты знаешь, как избавиться от стресса из-за экзаменов, ты точно захочешь составить стратегию поступления. На бесплатной консультации «Как подобрать курс» эксперт поможет тебе в этом! Мы составим твою индивидуальную стратегию поступления, а также поможем с выбором вуза и направления. Скорее записывайся!

7 советов, как справиться со стрессом перед экзаменами. И даже извлечь из него пользу

Экзамены (особенно выпускные) — серьёзное испытание. И почти всегда стресс, с которым необходимо как-то справляться. Потому что короткий стресс ещё можно вынести, а вот постоянный на протяжении почти целого года выносить уже сложно.

Читайте также:
Как понимать подростка - роль родителя в подростковом возрасте детей

Причин стресса много. Мы живём в мегаполисе, где всё вокруг — это сплошная причина для беспокойства: метро, пробки, толпы людей, шум. Добавить ко всему этому страх из-за экзаменов, переживания по поводу первой любви, критику со стороны учителей или родителей, и получим все основания для назревающего стресса. Причём стресс может быть и полезным.

  1. Во время стресса наш мозг работает лучше, так как связь между нейронами (нервными клетками) упрочняется.
  2. Стресс усиливает иммунитет (но если стресс хронический, то защита организма наоборот ослабевает).
  3. Стресс — это своеобразный тренажёр для нашей психики и эмоций.
  4. Стресс помогает стать мотивированным. Это так называемый элеустресс — полезный стресс, при котором времени на переживания и рефлексию нет. А все внутренние ресурсы брошены на устранение проблемы и достижение результата.

Как справиться со стрессом перед экзаменом

Сложности борьбы со стрессом возникают из-за того, что он у всех проявляется по-разному, поэтому и справляется с ним каждый по-своему. Нет волшебного лекарства от предэкзаменационного стресса, но есть способы, которые отлично помогают легче его пережить.

1. Надейся на лучшее, готовься тоже к лучшему. Не надо программировать себя мыслями вроде «какой будет ужас, если я не сдам», «родители будут очень разочарованы», «я так плохо готов, что точно не выйдет». Нужно срочно забыть как страшный сон эти фразы. И начать думать позитивно, потому что всё начинается с наших внутренних установок. Если ты думаешь, что справишься, — так и будет. Нужно чаще говорить самому себе: «я прикладываю максимум усилий для достижения результата, всё обязательно получится». И обязательно не забывать хвалить себя даже за небольшие успехи (ещё вчера решал только 15 заданий, а сегодня уже могу решить шестнадцатое).

2. Создай образ экзамена. Чтобы снизить вероятность того, что от волнения забудешь, можно ли делить на ноль, постарайся как можно точнее моделировать ситуацию экзамена. По шагам мысленно проживай день Х: вот ты заходишь в кабинет, садишься за парту, вот раскрываешь конверт с материалами и так далее. Чем подробнее будут твои представления об экзамене, тем меньше паники будет в тот самый ответственный день.

3. Пиши пробные экзамены. Это отличная тренировка. Олимпийский чемпион не сразу оказывается на олимпиаде и берёт золото. До этого он проходит областные, региональные и всероссийские соревнования. Представь, что экзамен — это своеобразная олимпиада, а пробные работы — это возможность выступить на более простых соревнованиях и приобрести необходимый опыт.

4. Отдыхай. Не видел друзей несколько месяцев? Зубришь 24 часа в сутки? Не бываешь на улице кроме как «в школу-из школы»? Дело плохо и нужно срочно исправлять это! Наша нервная система — это не вечный двигатель, и организму просто необходим отдых. Кстати, вы же помните, что отдых — это смена деятельности? Переключись на что-нибудь активное: лыжи, плавание, танцы, спортзал. Это поможет набраться энергии. Поиграть за компьютером в четырёх стенах — это не лучшая идея, мозгу нужен кислород, а телу –физическая активность.

5. Занимайся творчеством. Да, именно творчество считается одним из самых эффективных способов борьбы со стрессом. Недаром многие известные художники или писатели создали шедевры в те периоды жизни, которые явно не шь спокойными. Давно хотел порисовать, написать стих, научиться петь или танцевать? Не бойся потратить на эти занятия пару часов в неделю, это будет только на пользу.

6. Здоровое питание и полноценный сон. Постарайся в стрессовые периоды жизни не употреблять напитков, содержащих кофеин, откажись от быстрых углеводов (булочки, молочный и белый шоколад, печенье, чипсы и прочие прелести оставим на потом). Попробуй употреблять в пищу больше белков, а вредные сладости замени мёдом и орехами. Память и внимание будут благодарны тебе! Кстати, для памяти очень полезно есть греческий йогурт, орехи, авокадо, рыбу, чернику и корицу. Так что, изучая очередной конспект, можешь перекусить чем-то из этих продуктов.

7. Не сдерживай эмоции. Ты же не робот, верно? А людям свойственно переживать, так что не стоит замыкаться и думать, что никто тебя не поймет. Обязательно поймут и поддержат. Не стесняйся показаться эмоциональным, расскажи близким людям, почему ты волнушься, что именно в экзамене тебя пугает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: