Как отучить ребенка грызть ногти: самые эффективные способы, советы специалистов

Вредные привычки у детей (грызть ногти, сосать палец и т.п.)

Вредной привычкой у ребенка можно считать действие, которое он регулярно повторяет, и которое неприятно для окружающих либо может отрицательно сказаться на здоровье самого чада. Конечно же, дети совершенно не могут контролировать свои действия, которые вошли у них в привычку. К самым распространенным из них принято относить обыкновение грызть ногти, сосать пальчик, ковыряться в носу, кусать губы, обрывать любые наклеенные бумажки, жевать окружающие предметы, при встрече кусать других детей, засыпать под телевизор.

Как у детей формируются вредные привычки?

У детей нежелательные навязчивые действия формируются по двум причинам. Первая – это подражание авторитетному для ребенка взрослому человеку. Малыш замечает у одного из родителей или других близких, с кем он часто проводит время, вредную привычку (например, папа постоянно проводит время перед экраном, просматривая фильмы и ролики). После чего ребенок, не замечая сам, просто повторяет за взрослым действие, как норму. В данном случае для сына может стать само собой разумеющимся проводить часы перед телевизором и даже засыпать под него. Вторая причина – это психологические проблемы, а именно не удовлетворение какой-либо потребности (чаще всего – во внимании).

Каждый родитель задастся вопросом: Что же делать с вредными привычками у детей? Нужно ли ругать ребенка или игнорировать его действия? Ответ прост: как правило, если нет психологической подоплеки и взрослые корректируют свое поведение, привычки исчезают сами. Главное, не указывать ребенку на них, не критиковать. Лучше, если он ковыряет в носу, поручить ему задание, где нужно задействовать обе руки. Или дать в руку банан, чтобы ребенок не сосал палец.

Что скрывается за вредной привычкой?

Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?

Особенности отношений с родителями

Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.

Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.

Повышенная тревожность и стресс

Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.

А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.

Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее. Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.

Особенности поведения и темперамента ребенка

В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.

Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.

Что же делать?

Если ребенок перенял вредную привычку от взрослых, то они, в первую очередь, должны изменить свое поведение. Если же у вас есть подозрение, что возникновение вредной привычки связано с психо-эмоциональным состоянием чада, то лучше обратиться к специалисту.

Если к детскому психологу обратиться пока нет возможности, можно сделать следующее:

  • улучшить психологическую атмосферу в доме, стремиться решать конфликты доброжелательно, не допускать выяснения отношений в присутствии детей;
  • постараться относиться к ребенку, особенно в момент повторения вредной привычки, спокойно;
  • придумать ребенку игры, дела, задачи, которые будут ему интересны, и будут отвлекать его от нежелательных действий

Идем к психологу. Чем же он поможет?

Если вы уже приняли все возможные меры, а результата нет – обязательно обратитесь к детскому психологу. Квалифицированный специалист обязательно поможет разобраться в вашей ситуации.

Первое, в чем поможет психолог, это изменить родительские стереотипы, ведущие к появлению вредных привычек у детей. Выработать согласованную линию воспитания, найти способ донести до ребенка ваши требования без крика, понять причину возникновения нежелательной привычки – все это под силу хорошему специалисту.

Также психолог обязательно проведет работу с эмоциональным состоянием вашего чада. Внутреннее напряжение, тревога, не выраженные злость и обида – все это может быть причиной формирования вредной привычки у ребенка. Психолог через игру и рисунки поможет выразить сложные эмоции, научит обращаться с чувствами, сгладит стрессовую ситуацию. Кроме того, он поможет найти и сформировать у ребенка новые способы реагирования на трудности, способы самоуспокоения и освобождения от напряжения. И самое главное – расскажет родителями, что они могут сделать и как они влияют на появление нежелательного поведения. Все это в комплексе поможет раз и навсегда избавиться от вредной привычки.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Почему ребенок грызет ногти, ковыряет в носу или чавкает: избавляем детей от вредных привычек

Взрослым тяжело избавиться от вредным привычек, что уж говорить о детях? Особенно если учесть, что они не возникают просто так. Разбираемся в причинах проблемы и грамотно отучаем ребенка грызть ногти, чавкать и ковыряться в носу.

Почему ребенок грызет ногти

Детские психологи называют несколько причин.

  • Возможно, ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это происходит, когда ребенок знает, что злиться нельзя, например, в семье запрещают «истерики», а эмоции требуют выхода.
  • Ребенок просто «терзает» себя за что-то. В качестве «чего-то» могут выступать родительские упреки, давление на малыша, чтобы он вел себя, как хотят родители, читал книги, когда ему этого совсем не хочется, когда родители сравнивают малыша с другими детьми и прочее.
  • Это может быть признаком нервного напряжения. Обычно ногти грызут дети, склонные беспокоиться по любому поводу (например, когда смотрят страшный фильм по телевизору). Замечания и наказания обычно останавливают ребенка только на некоторое время, так как он просто не замечает, что грызет ногти.
  • Эта особенность может быть одним из главных признаков заниженной самооценки.

Как избавиться от вредной привычки

  • Ни в коем случае нельзя использовать радикальные методы типа забинтовывание пальцев или смазывание их горчицей. Детские психологи утверждают: лучший подход к этой проблеме — постараться выяснить, что беспокоит ребенка. Возможно, его обижают в школе, у него что-то не получается, ему делают слишком много замечаний, постоянно что-то запрещают.
  • Узнав причину, начните работать над проблемой. Если ребенок так выражает свои эмоции, попробуйте вместе с ним жестко порисовать — со всей силой, сильно царапая лист. В конце рисунок можно порвать. Это будет упражнение, которое может стать для ребенка альтернативой.
  • Почаще хвалите ребенка, давайте ему задания, которые он может выполнить. Убедите его, что уверены в его возможностях. Допустим, вместе раскрасьте с ним рисунок, слепите из пластилина. Ребят постарше можно сводить на квест или на спортплощадку. Ребенок должен убедиться в своих силах, а вы обязаны его поддержать.
  • Почаще стригите ногти. Делайте это не насильно, а вместе с ребенком, объяснив, что короткие ногти — это соблюдение гигиены. Что под ногтями много грязи, которую он ест каждый день.
  • Если ногти грызет девочка, то попробуйте использовать эстетику. Сделайте дочке красивый детский маникюр. Еще лучше, чтобы она красила ноготки вместе с вами. Мамины ухоженные ногти должны стать для дочери примером. Такую красоту очень жалко грызть, и девочка будет максимально стараться сдерживать свою привычку.

Почему ребенок ковыряет в носу

Если ребенку еще не исполнилось 4, подобные действия нельзя назвать вредной привычкой. Так ребенок может познавать себя. Он узнает, как устроен его нос. А вот если это становится навязчивой привычкой в 5 лет и больше, то надо над этим работать.

  • Одной из первых причин подобных действий психологи считают наличие у ребенка переживаний, тревоги или стресса. Ваше чадо как будто прячется в символическую норку от страхов или несправедливостей.
  • Ребенок не умеет направлять свою энергию в правильное русло. Возможно, ему скучно, и чтобы как-то себя занять, он приступает к «самокопанию».
  • Ребенка не научили правилам гигиены, и он с помощью своего детского опыта проводит гигиенические процедуры в носу.

Как избавиться от вредной привычки

И в этом случае нельзя кричать и ругать. В силу своего возраста дети еще могут не понимать, что плохого или неправильного в их привычках.

  • Чаще общайтесь с ребенком, узнавайте его тревоги, страхи и переживания и пробуйте если не рассеять их, то убедить ребенка в том, что вы всегда будете рядом с ним. Что когда он будет чего-то бояться или ему будет нужна помощь, он всегда может прийти к родителям.
  • Найдите ребенку хобби. Лучше всего, чтобы это было что-то, связанное с работой руками: бисер, рисование, игра на музыкальных инструментах, кулинария. Но и спорт в данной ситуации тоже будет неплохим решением. Должно быть занятие, которое станет отвлекать детей от страшных мыслей и собственного носа.
  • Как только вы замечаете, что ребенок лезет в нос, протягивайте ему платок со словами: «Похоже, кто-то решил почистить носик» или что-то в том же роде. Малыш должен запомнить, что такое действие должно сопровождаться платочком или влажной салфеткой.

Почему ребенок чавкает

Здесь также причин может быть много, начиная с психологических, заканчивая культурно-воспитательными.

  • Например, чавканье в каком-то роде может снимать стресс у ребенка, а это тянет за собой привычку заедать неприятности, что в свою очередь приведет к лишнему весу.
  • Ребенок обделен вниманием, и таким нехитрым способом он пытается его привлечь.
  • Малыша просто не научили тому, как нужно правильно есть и вести себя за столом.

Как избавиться от вредной привычки

  • Пример родителей — один из самых эффективных методов. Слова наподобие: «Смотри, как красиво и аккуратно кушает папа, давай мы будем так же» — могут подействовать куда эффективнее, чем ругань или нравоучения.
  • С мальчиками можно попробовать сыграть в «слабо — не слабо» или заключить несерьезное пари. В возрасте от 5 до 10 многие мальчики стараются заслужить некий авторитет как у сверстников, так и у родителей. Поспорьте на что-нибудь незначительное, что он не сможет весь обед кушать с закрытым ртом. Потом не только вознаградите, но и похвалите. Мол, ты можешь быть очень культурным.
  • Если маленькая девочка чавкает, то можно купить ей красочную книжку с картинками про этикет. Изучите книгу вместе с ребенком и потом предложите опробовать новые знания на практике. Поиграйте с дочкой, например, в ресторан. Играйте максимально натурально, с приборами и салфетками. Увлеките чадо процессом игры. Повторяйте такие уроки за семейным столом. А потом можете сказать девочке: «Теперь я уверена, что ты можешь красиво кушать» — и сводите в кафе, чтобы там она закрепила полученные знания.

Возможно, чтобы к лучшему изменить своих детей, нам стоит обратить внимание на себя. Например, больше проводить времени с нашими детьми. Они должны знать, что родители всегда поддержат их и будут верить в их силы. Родительское внимание способно избавить от многих вредных привычек.

Как и родительский пример. Подобные привычки ребенок может просто-напросто перенять у взрослых. Возможно, как только исправитесь вы — исправится и ваш ребенок.

Как отучить ребенка грызть ногти: причина нарушения, народные рецепты и рекомендации психологов

Обкусанные ногти, неприятные взгляду заусенцы – распространённая ситуация, поскольку привычка толкать пальцы в рот присуща как ребятишкам раннего возраста, так и подросткам.

Кажется, онихофагия – научное наименование этой проблемы – не так уж и страшна. И всё же бороться с ней нужно, несмотря на многочисленные мамины переживания «не могу», «ничего не получается».

Чтобы определиться, как отучить ребенка грызть ногти, необходимо поначалу обнаружить «спусковой механизм» привычки, а уже после принимать определённые меры.

Заболевание или дурная привычка?

Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.

Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.

Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.

То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.

Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.

Почему ребёнок грызёт ногти?

Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.

1. Физиологические факторы:

  • Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
  • Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
  • Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
  • Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.

2. Психогенные факторы:

  • Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
  • Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
  • Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
  • Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
  • Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
  • Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
  • Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
  • Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
  • Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
  • Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
  • Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.

Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Рекомендации психологов

Самостоятельно обнаружить причину не всегда получается, поэтому родители могут обратиться к психологу, если к тому же многочисленные попытки отучения не привели к каким-либо положительным результатам. Многие психотерапевтические советы широко известны, однако повторить их всё же следует.

  1. Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубят положение. Одни малыши ещё больше занервничают, другие назло станут грызть ноготки. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку.
  2. Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Иногда обнаружить причину помогают методы, раскрывающие подсознательные и скрытые проблемы. Например, можно предложить малышу нарисовать школьный урок, приятелей, домочадцев. Чёрные краски, явный негатив свидетельствуют о проблемной сфере жизни.
  3. Попробуйте больше времени проводить с маленьким «грызуном». Обязателен телесный контакт (поглаживания по головке, объятия, массаж пальцев), приятные слова, обсуждение насущных проблем. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.
  4. Необходимо ухаживать за собой, чтобы продемонстрировать позитивный образец поведения. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот. Научите девочку ухаживать за ногтями!
  5. Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например, посещение спортивных кружков, разнообразных соревнований, контактных игр способствует выплёскиванию негативных эмоций, которые уже не направляются на свою личность.
  6. Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, ваяние, работа с ножницами, выжигание не только займут ручки, но и принесут малышу массу позитивных моментов. Девочкам постарше подойдёт вышивание крестиком. Кроме того, снять перенапряжение помогают фактурные предметы – камни, детали конструкторов, пупырчатые мячи и прочие небольшие вещи.
  7. Рассказать о негативных последствиях нужно – неприятные истории часто производят должный эффект на ребятишек старшего возраста. Подростки могут самостоятельно найти в интернете различные «страшилки» в виде фотографий паразитов, заводящихся в желудочно-кишечном тракте. Маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.
  8. К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки, а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет из-за неприятно выглядящих рук, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.
  9. Необходимо пересмотреть дневной распорядок. Так, двухлетним ребятишкам и деткам постарше важно обеспечить комфортную психологическую атмосферу, частые прогулки на улице. Школьникам необходимо оставить больше свободного времени, не давить с оценками, успешностью и учебной нагрузкой.
  10. Если провоцирующим возникновение онихофагии фактором становится неожиданная разлука с любимой мамочкой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом. Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, в садик, чтобы он привыкал к нахождению без матери.

Медикаментозная помощь

В тяжёлых ситуациях двумя профильными и самыми важными специалистами, с которыми в обязательном порядке стоит пообщаться, становятся невролог и гастроэнтеролог.

Первый поможет подобрать успокоительные медикаменты. Второй проверит состояние кишечника и выпишет, если нужно, лекарства – фитопрепараты, успокоительные или витаминно-минеральные комплексы.

Крайне важно не давать ребёнку любое, казалось бы, безвредное лекарственное средство по собственному желанию.

В аптечных сетях представлен целый ряд горьких лаков, действующих наподобие традиционной горчицы: «Некусайка», «Belweder».

Они прозрачные, поэтому подойдут не только девчонкам, но и мальчикам. Продаются в детских отделах и специальные горьковатые мази.

Опасность подобных средств заключается в возможности попадания химических компонентов в глаза. Кроме того, родители всё-таки воздействуют на внешнее проявление вредной привычки, не работая с истинной причиной онихофагии.

Грызение ногтевых пластин и заусениц – распространённая проблема в детском и подростковом возрасте. Некоторые родители не очень серьёзно относятся к возникшей ситуации, считая, что малыш скоро её перерастёт.

Специалисты же советуют обращаться за помощью, особенно если взрослые не представляют, как отучить ребенка грызть ногти. Ну а ещё важно окружить деток любовью и вниманием.

Как отучить ребенка грызть ногти: самые эффективные способы, советы специалистов

Вредные привычки ребенка вызывают тревогу у родителей. Это вполне обоснованно, ведь часто они сохраняются в старшем возрасте и даже переходят во взрослую жизнь. Избавиться от них крайне непросто. И если на малыша, который, например, грызет ногти, смотрят снисходительно, то взрослый человек будет вызывать, по крайней мере, недоумение. Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу. Действия взрослых должны быть целенаправленными и настойчивыми, но в то же время мягкими, чтобы не усугубить проблему и не нанести ребенку психологическую травму.

Почему обгрызание ногтей считается вредной привычкой

Доктор Комаровский считает, что любые вредные привычки формируются как многократно повторяющаяся последовательность каких-то действий. Со временем мозг перестает управлять ими, эти действия становятся рефлекторными. Сам того не желая и не замечая, ребенок тянет руки в рот, дергает себя за мочку уха, теребит волосы, раскачивает ногами, ковыряется в носу. Опасность в том, что из детских привычек формируется характер взрослого человека, которого отучить гораздо сложнее, чем малыша.

Вредными считаются те действия, которые способны нанести вред. В привычке грызть ногти врачи также видят опасность по ряду причин:

  1. Ногти несут защитную функцию, предохраняя кончики пальцев, наиболее уязвимые участки, от повреждений. Постоянное их обгрызание под самый корень ведет к тому, что кожа на пальцах становится очень тонкой и чувствительной. Это грозит травмами и воспалительными процессами не только кожи вокруг ногтевой пластинки, но и более глубоких слоев.
  2. Внешний вид и цвет ногтей постепенно меняется, они становятся ломкими, сильно слоятся, деформируются, у некоторых детей и вовсе перестают расти.
  3. В трещинки и ранки из ротовой полости попадают болезнетворные микроорганизмы, которые могут вызвать воспаление и заражение. Если бактерии попадут в кровоток, это вызовет серьезные заболевания, вплоть до сепсиса.
  4. Гораздо чаще происходит наоборот. Грязь из-под ногтей, где активно размножаются попавшие туда вирусы и бактерии, ребенок, когда грызет ногти, проглатывает. Также высок риск заражения глистами.
  5. Ногтем ребенок нередко травмирует мягкие ткани во рту, вызывая тем самым стоматит. Повреждение зубной эмали ведет к разрушению зуба.

Хотя до 18 лет не принято ставить психиатрические диагнозы, врачи однозначно считают привычку грызть ногти расстройством, которое даже получило медицинское название – онихофагия.

Почему дети грызут ногти

В большинстве случаев специалисты сходятся во мнении, что развитию вредной привычки способствует стресс у ребенка, подавленное состояние. Такое наблюдается при конфликтах в семье, во время адаптации к детскому саду или школе, при смене места жительства или образовательного учреждения. У подростков такая привычка развивается на фоне разногласий с родителями и друзьями, переживаний по поводу первых симпатий и влюбленности.

Доктор Комаровский считает, что в некоторых случаях привычка грызть ногти развивается из другой вредной привычки – сосать пальцы, которая, в свою очередь, возникает из-за неудовлетворенности в сосательном рефлексе у малышей (например, ребенка рано отняли от груди, в период отучения от пустышки).

Существуют и другие причины психологического и педагогического характера:

  1. Дурной пример. Если папа или мама, кто-то из родственников или ближайшего окружения (в детском саду, в гостях) при малыше грызут ногти, вскоре можно заметить, как ребенок стал тянуть пальчики в рот. В семье с двумя, тремя и более детьми практически все они будут грызть ногти, так как достаточно одному продемонстрировать это занятие, «заразятся» и другие.
  2. Аутоагрессия, то есть осознанное или неосознанное причинение вреда самому себе. Догрызая до мягких тканей, ребенок не остановится, несмотря на боль, будет обдирать ногтевую пластинку вместе «с мясом».
  3. Сопротивление контролю со стороны взрослых. Происходит это, как правило, в переходные периоды: в 3-5-летнем или подростковом возрасте.
  4. Недостаточная гигиена. Если родители редко стригут ногти ребенку, они мешают, задевают за предметы, доставляют множество неудобств. Иногда пластинка слоится и ломается из-за травмы или нарушения обмена веществ. Не умея пользоваться ножницами, ребенок не придумывает ничего лучше, чем грызть торчащие ноготки. Достаточно быстро это перерастает в привычку.
  5. Чрезмерная сосредоточенность на чем-либо. Можно заметить, что ребенок усиленно грызет ногти, решая сложную задачу, читая книгу, просматривая телевизор или играя в компьютерную игру.

Чаще всего ногти начинают грызть в 4-5-летнем возрасте, реже – малыши 2-3 лет. К подростковому возрасту привычка сохраняется практически у половины таких детей. Как только родители заметили обгрызанные ногти или застали чадо за этим занятием, следует принимать меры. Чем старше ребенок и запущеннее состояние, тем сложнее от него избавиться.

Как отучить от вредной привычки

Если родители не обратили внимания на то, что ребенок грызет ногти, хотя бы один раз, это действие будет восприниматься как вполне «легальное». Именно поэтому следует постоянно следить за привычками малыша и не допускать того, чтобы он сосал пальцы, теребил волосы, болтал ногами или грыз ногти.

Многие современные педиатры вообще сходятся во мнении, что не следует разрешать ребенку держать руки во рту. Часто мамы не обращают на это внимания в период прорезывания зубов, когда малыш таким образом чешет десенки. Но существует масса современных приспособлений для этих целей – от прорезывателей до специальных игрушек, которые предполагается дезинфицировать и давать ребенку.

Следует сесть и поговорить с малышом. Не важно, сколько ему лет, говорить нужно, как с взрослым. Важно четко и аргументировано объяснить ему, почему грызть ногти нельзя и даже опасно. Ребенок должен знать, что именно он делает неверно, чем это грозит конкретно ему. Возможно, в разговоре удастся выяснить причину такого поведения.

Если обгрызание ногтей уже стало рефлекторным, придется подумать и выбрать правильную тактику коррекции поведения. Борьба с вредной привычкой должна быть целенаправленной, давать слабину нельзя ни в коем случае.

Уход за руками ребенка

Родители должны выработать привычку ежедневного ухода за руками и ногтями своего ребенка. Ноготки следует стричь очень коротко, при необходимости подпиливать их, убирая загибы, отломки, заусеницы, чтобы у малыша не возникало соблазна что-то оторвать или отгрызть.

Для юных модниц очень действенным оказывается красивый маникюр мамы, который она сравнивает с некрасивыми обгрызанными ногтями дочки. Для демонстрации разницы можно взять ножнички и пилочку, обработать ноготки, возможно, покрыть лаком, желательно ярким. Иногда это срабатывает с первого раза. Если же не помогло, через день-два ногти снова погрызаны, следует их просто обработать, но не красить. Накрасить только в том случае, когда после очередного осмотра они окажутся невредимыми.

Важно: Для детского маникюра следует выбирать только специальные детские лаки, которые не содержат ацетон.

Параллельно, если есть необходимость, следует заняться укреплением ногтевой пластины ребенка, чтобы они не слоились и не отламывались. Для этого важно пересмотреть питание малыша, обогатив его продуктами с большим содержанием кальция, витаминов и минералов. При необходимости посоветоваться с педиатром о приеме поливитаминов. Для ребят постарше в аптеке можно приобрести специальные лаки для укрепления или сходить к косметологу и провести укрепление ногтей акриловой пудрой.

Специальные приспособления и препараты

Некоторые дети выгрызают ногти далеко за свободный край, как говорится, «с мясом». В этом случае поможет только обматывание кончиков пальцев специальным лейкопластырем. Так ребенок не сможет добраться до пластинки. Совсем малышам можно надеть рукавички-антицарапки, которые мягко фиксируются на запястье. Пара недель таких ограничений для многих заканчивается успешным отучением от дурной привычки. Конечно, ребятам, посещающим детский сад, а тем более школьникам, такие методы не подойдут.

Для них можно попробовать специальный лак для ногтей, например, «Некусайка», «Belweder». Безобидный для детского здоровья, но горький на вкус, он приводит к тому, что ребенок вовсе перестает тянуть в рот пальцы. Лак помогает на начальной стадии онихофагии, если же привычка прочно укоренилась, скорее всего, средство окажется бессильным.

Создание психологического комфорта

Для расслабления при перенапряжении и стрессовых ситуациях подойдет массаж, водные процедуры, длительные прогулки на свежем воздухе, успокоительный чай на травах, которые посоветует педиатр. Нужно проводить с ребенком как можно больше времени, ограничивая время просмотра телевизора и компьютерных игр. В моменты, когда он занят сам или с родителями чем-то интересным, можно заметить, что он «забывает» грызть ногти. Отучить такого ребенка можно, постоянно отвлекая его от этого занятия.

Иногда бывает и так, что ребенку не хватает именно этих повторяющихся действий. Девочкам заменить привычку грызть ногти можно, например, вязанием крючком или плетением из бисера, вышиванием, другими видами рукоделия. Мальчикам предложить собирать конструктор, какие-то мелкие детали, заняться робототехникой. Это не только вырабатывает умение сосредоточенности на руках, но и помогает понять, что пальцы – весьма важный инструмент, который следует беречь. Ранка и воспаление из-за плохой привычки ведут к сильной боли, потери чувствительности и временной нетрудоспособности, когда ребенок не сможет заниматься любимым делом.

Некоторым подходит так называемое действие-замещение. Например, при просмотре телевизора или чтении книги поставить перед ребенком семечки, орешки, любимые фрукты, овощи. Хорошо помогают «занять» руки игрушки-антистресс, которые вполне можно смастерить совместно из натуральных материалов, наполнив их рисом, горохом или гречкой.

Психологи советуют учить малыша выражать свои эмоции, всегда говорить с ним, узнавая, в чем причина его волнений, помогать решать трудные ситуации. Тогда накопленное внутреннее напряжение не будет выливаться в плохие привычки. Помогут и некоторые психологические приемы, например, дыхательная гимнастика, медленный счет до 10 на выдохе и так далее.

Обучающие методики

Особо впечатлительным детям помогает «одуматься» и навсегда отказаться от дурной привычки демонстрация того, к чему она ведет. Следует выбрать несколько наиболее устрашающих картинок, примеров негативных последствий обгрызания ногтей, сопроводив их неутешительными комментариями.

Малышам можно рассказать сказку о двух товарищах, один из которых грыз ногти, а у другого такой привычки не было. Детками постарше почитать медицинскую энциклопедию о вредных бактериях и глистах, посмотреть познавательные мультфильмы или медицинские передачи. Если есть возможность, рассмотреть под микроскопом подногтевую грязь, обязательно сделать акцент на том, что все это оказывается внутри, как только руки попадают в рот.

Чего нельзя делать

Бабушки пользовались аналогом современного безопасного горького лака: горчицей или красным перцем, которыми натирали кончики пальцев малышу. Следует понимать, что вместо рта ребенок вполне может потереть глаза, и тогда ожог слизистой обеспечен.

Перепробовав все методы и не получив результата, в отчаянии родители пытаются воздействовать наказаниями. Если вспомнить, что в большинстве случаев причиной дурной привычки является стресс, можно понять, что грубое одергивание, шлепки по рукам и губам не решат проблему, напротив, только усугубят ситуацию. Действовать нужно настойчиво, но достаточно мягко.

Если, несмотря на все старания, ребенок продолжает не просто грызть ногти, а делает это с некоторым остервенением, следует обратиться к неврологу. Вполне возможно, такая привычка является предшественником синдрома гиперактивности и дефицита внимания, который в будущем может вылиться в серьезные проблемы, а на начальной стадии вполне поддается коррекции.

Как научить ребенка считать в уме: методика 1 класса и далее. Советы учителя начальных классов

Умение считать в уме — один из основных навыков, который нужно сформировать у ребенка в процессе изучения математики в начальной школе. Ребенок должен научиться быстро и правильно называть результат любого математического действия.

Методика обучения счету

У детей преобладает наглядно-образное мышление. Проблема в том, что большинство математических понятий абстрактны и плохо воспринимаются или запоминаются младшими школьниками. Поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.

Педагогами используется три основных способа, как научить ребенка считать в уме:

  • основываясь на знании состава чисел;
  • заучивая таблицы математических действий наизусть;
  • используя особые приемы выполнения математических действий.

Рассмотрим каждый из них.

Подготовка к обучению устному счету

Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:

  • 3 — три поросенка;
  • 4 — черепашки – ниндзя;
  • 5 — пальцев на руке;
  • 6 — героев сказки «Репка»;
  • 7 — гномов и т.д.

У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.

Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10. Это очень важное умение для устного счета!

Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.

Устный счет с опорой на состав числа

На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.

Смотрите также: презентации на сложение и вычитание. Во многих из них используется принцип обучения устному счету на основе состава числа (упражнение «Домик» и др.).

Однако, это не так просто, как кажется нам, взрослым. Ребенку нужно запомнить более сорока комбинаций! В школе через каждые два – три урока изучается новое число и дети знакомятся с его составом. При таких условиях прочность знаний недостаточна для свободного оперирования ими. Чтобы помочь ребенку лучше усвоить этот материал, рекомендуется предлагать им такие задания:

  • разложить указанное количество предметов на две тарелки, создавая разные сочетания (вариации подобного задания могут быть различные: развесить игрушки на двух елочках, расставить цветы в две вазочки, расселить гномиков в два домика и т.п.);
  • дополнить число до нужного;
  • закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
  • дорисовать доминошки.

Чем чаще ребенок будет выполнять подобные упражнения, тем быстрее и крепче он запомнит состав чисел. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма. Они просто необходимы для освоения принципов сложения и вычитания с переходом через десяток.

В дальнейшем, чтобы решать примеры типа 9 + 6, нужно научить ребенка последовательно выполнить несколько логических операций:

  • дополнить первое слагаемое до 10 (на основе знания состава числа 10 это 9 и 1);
  • высчитать, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 6 – 1 уже прибавили, осталось 5);
  • подсчитать результат.

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет использовать и при вычитании. Ход его мыслей примерно следующий:

  • чтобы из 14 вычесть 8, сначала нужно отнять 4, чтобы получить 10;
  • вспомнить состав числа 8 — это 4 и 4;
  • из 10 вычесть 4, опираясь на состав числа 10 — это 4 и 6.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000. В основе такого сложения и вычитания лежит умение определять разрядный состав числа и поочередное выполнение действий с каждым разрядом.

Обучение устному счету путем заучивания таблиц

В школе главным способом, как научиться быстро считать в уме, считается заучивание таблиц. Причем подразумевается, что ребенок должен сделать это самостоятельно под контролем родителей. Обычно на уроке учитель только знакомит детей с принципом построения таблицы и выполняет с детьми всего несколько тренировочных упражнений на ее применение.

Есть много способов, заучить таблицы. Практически половину примеров в таблицах на сложение и умножение дети запоминают автоматически после ознакомления с переместительным законом.

Также можно использовать стишки и попевки. Самый известный пример для такого случая — строчки песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Хороший материал можно найти, ознакомившись с методикой Николая Зайцева или программой «Песнезнайка».

Еще одной интересной методикой ознакомления с таблицами является применение приемов эйдетики. На их основе можно придумывать сказки или картинки с использованием образов — чисел.

Чтобы закрепить знание таблиц можно детям предлагать:

  • раскраски;
  • компьютерные математические игры — тренажеры;
  • мультимедийные презентации;
  • тесты.

Без знания соответствующих таблиц у ребенка вряд ли получится научиться делить числа в уме. Постоянные упражнения в применении таблиц значительно улучшают скорость получения результатов при выполнении вычислений в уме.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 – 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

Взрослый человек может использовать для устного счета более сложные алгоритмы. Самым удобным способом быстро считать в уме является округление чисел с последующим дополнением. Например, пример 456 + 297 можно посчитать так:

  • 456 + 300 = 756
  • 756 – 3 = 753

Аналогично производится и вычитание.

Для выполнения умножения и деления разработаны специальные правила действия с отдельными числами. Например, такие:

  • чтобы умножить число на 5, проще умножить его на 10, а затем разделить пополам;
  • умножение на 6 включает выполнение предыдущих действий и последующее прибавление к результату первого множителя;
  • чтобы умножить двузначное число на 11, нужно записать первую цифру записать на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр;
  • разделить на 5 можно умножив делимое на 2, а затем разделить на 10.

Существуют правила для вычислительных действий с десятичными дробями, подсчета процентов, возведения в степень.

Ознакомиться с этими приемами можно в школе или найти материал в интернете, а вот чтобы научиться на их основе быстро считать в уме, необходимо тренироваться и еще раз тренироваться! В процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Также он научится оперировать большими числами, раскладывая их на более простые и удобные слагаемые.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Как научить ребенка устному счету

Сергей Поляков автор методики раннего обучения детей

  • Как правильно научить ребенка складывать и вычитать
  • С чего начать обучение счету
  • Как научить ребенка счету в пределах пяти
  • Урок № 1: первые игры для обучения счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в интернете на моем сайте “Семь ступенек к книжке” я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: “У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала”. Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

Как правильно научить ребенка складывать и вычитать

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

“Чтобы к прибавить 3, нужно сначала к прибавить 1, получится 3, потом к прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к прибавить еще 1, в результате будет 5”; “- Чтобы от отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от отнять еще 1, в результате останется 2”.

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета “по линеечке”:

“Чтобы к прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5”;

“Чтобы от отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2”.

Этот способ счета с использованием такого примитивного “калькулятора”, как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

С чего начать обучение счету

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание “примеров” с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия “больше” и “меньше”. Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически “с чистого листа”. Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Как научить ребенка счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр “кубики знаний”, или “learning bricks”, по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: “Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!” Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра “Приставляем цифры к кубикам” с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит “один”, покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра “Гномики в домике” с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру “Гномики в домике”. Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: “Один гномик пришел в домик”. Потом спросите: “А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?” Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: “А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?” На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: “Один останется”.

Потом усложните игру. Скажите: “А теперь сделаем домику крышу”. Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Как научить ребёнка считать: быстро и легко

Счёт — один из базовых навыков, которым желательно овладеть до того, как ребёнок пойдёт в школу. Требовать от первоклассника решать сложные примеры никто не станет — но научиться считать количество предметов, и знать основы сложения и вычитания перед школой будет полезно. У ребёнка не возникнет сложностей с пониманием просьб учителя — например, «возьмите два карандаша» — и первоклассник не будет чувствовать себя менее сообразительным, чем сверстники, уже обучившиеся счёту.

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!

Способов, как научить ребёнка считать — много: по разработанным профессиональными педагогами методикам, в игровой форме, с подключением рифм и тематических видео. Какой бы способ вы ни выбрали, обучение счёту можно считать первым шагом к изучению математики. А хорошее знание математики — залог не только положительных оценок, но и отличные память и внимание, развитое логическое мышление, и способность просчитать верное решение в любой ситуации.

Содержание:

  • Первое знакомство с цифрами: когда и с чего начать
  • Как научить ребёнка считать до 10
  • Как научить ребёнка считать до 20
  • Как научить ребёнка считать до 100
  • Сложение и вычитание: эффективные способы обучения
  • Методики обучения счёту, созданные известными педагогами
  • Лёгкое обучение счёту: советы родителям

Первое знакомство с цифрами: когда и с чего начать

Знакомить малыша с цифрами можно начинать в 1,5-2 года. Но ждать от маленького ребёнка значительных математических успехов рано, хотя разницу между понятиями «один» и «много» дети быстро понимают даже в раннем возрасте.

Коротко об этапах обучения ребёнка счёту — в таблице:

Пытаться научить малыша считать слишком рано не стоит из-за отличий детского мышления от взрослого. Существует такое понятие, как феномены Пиаже, доказанные французским психологом Жаном Пиаже.

Психолог доказал, что дети младше шести лет не могут относиться к счёту абстрактно, считая математическое действие верным только в настоящем времени и именно с теми предметами, которые показывает взрослый. Например, малыш младше шести лет будет убеждён, что если унести яблоки в другую комнату, или заменить яблоки грушами, то количество предметов изменится.

Научить детей считать лучше всего в 4 этапа:

  1. В 2-3 года достаточно научить ребёнка понимать разницу между «мало» и «много».
  2. В 4-5 лет пора учиться считать в пределах 10 конкретные, не абстрактные, предметы: конфеты в вазочке, тарелки на столе, книги на полке.
  3. В 5-6 лет ребёнка можно учить считать до 10 и до 20, и показывать, как выглядят и пишутся цифры. В этом же возрасте малыш уже способен понять термины «больше-меньше», добавляя к предметам нужное количество или, наоборот, убирая лишнее, чтобы добиться равенства (например, раскладывая игрушки в равные кучки).
  4. К 6-7 годам ребёнок готов учиться считать до 100, и складывать и вычитать числа до 10.

Как научить считать до 10

Учить ребёнка счету до 10 можно и раньше пяти лет, или, при необходимости, в более старшем возрасте. Главные условия для успешного обучения устному счёту до 10 — хороший словарный запас ребёнка и его интерес к цифрам.

Как научить ребёнка считать до 10:

  • делайте акцент на цифрах, которые и так используете в повседневных ситуациях, например: «Сейчас тебе четыре года, а скоро исполнится пять лет», «Пора вставать, уже семь часов»;
  • показывайте изображения с разным количеством предметов в пределах 10: иллюстрации в книгах, кубики, собственные рисунки;
  • быстро запомнить последовательность счёта до 10 помогут развивающие видео и мультфильмы на соответствующую тему;
  • подключите элементы ментальной арифметики: научите ребёнка пользоваться счётами — часто дети быстро осваивают счёт в пределах 10, занимаясь со счётами абакус, или даже с классическими деревянными счётами;
  • используйте элемент метода Монтессори: знаменитая педагог успешно учила считать детей 3-6 лет, независимо от их начальных способностей, применяя максимально наглядный практический материал — деньги (самым эффективным занятием для понимания счёта Мария Монтессори считала упражнения по размену денег).

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!

Как научить считать до 20

Учить ребёнка счёту до 20 можно тогда, когда он уверенно будет считать до 10. Для быстрого и простого освоения счёта до 20 действуйте в такой последовательности:

  1. Расскажите ребёнку, что такое ноль (если он ещё не знает), используя наглядные примеры. Например, покажите две книжки или два любых других одинаковых предмета, а потом уберите их. Объясните, что книжек было две, а теперь их стало ноль.
  2. Покажите, как образуются новые числа — ребёнку легче будет понять принцип на примере чисел, оканчивающихся на ноль. Расскажите, что на древнерусском языке «дцать» значит десять и, соответственно, число 20 — это два десятка (нужно два раза досчитать до десяти).
  3. Познакомьте ребёнка с понятием «состав числа» — тоже с помощью подручных предметов: счётных палочек, игрушек, фруктов. Положите 10 одинаковых предметов в один ряд, сверху поместите отличающийся от этих десяти предмет, например, счётную палочку другого цвета. Объясните ребёнку, что получилось число одиннадцать. Добавляя палочки сверху, покажите, как получаются 12, 13, 14, и остальные числа до 20.
  4. Дайте ребёнку задание собрать определённое количество одинаковых предметов (16, 17, 18 и т.д.) например, мелкие игрушки, и вместе посчитайте количество предметов вслух.
  5. Закрепите материал с помощью числовой прямой от 0 до 20 — так ребёнок научится считать до 20 гораздо быстрее. Числовую прямую можно начертить самостоятельно или использовать линейку длиной 20 сантиметров. Упражняясь с линейкой, малыш постепенно запомнит, как правильно пишутся числа и их верную последовательность.

Как научить считать до 100

Когда ребёнок научится считать до 20 не сбиваясь, родителям пора помочь сыну или дочери освоить счёт до ста. Попробуйте научить малыша считать до 100 таким способом:

  1. Расскажите ребёнку, что раньше числа больше десяти назывались так: «две десяти», «три десяти», «четыре десяти», и так далее. Позже слово «десяти» сократили до «дцать» и появились привычные нам «двадцать», «тридцать», «пятьдесят». Исключения, которые нужно запомнить: «сорок» (означает «очень много») и «девяносто» (означает «девять до ста»).
  2. Потренируйтесь в запоминании десятков в правильной последовательности от 10 до 100: 10, 20, 30, 40, 50…
  3. Запомнив правильную последовательность десятков, переходите к единицам. Объясните ребёнку, что числа от 20 до 100 идут не подряд — между ними всегда есть единицы: 21, 22, 23 и т.д. Дети, которые хорошо усвоили счёт до 10 и до 20, быстро понимают и запоминают последовательность счёта до ста.
  4. Просите малыша учить числа постепенно, по одному десятку в день: с 10 до 20, с 20 до 30, и так по порядку до 100.
  5. Практикуйте занятия в игровых формах. Подключите детскую любовь искать несоответствия и ошибки: намеренно пропускайте число в ряде до 100, и просите ребёнка найти «пропавшее» число — такие логические игры способствуют быстрому запоминанию счёта до 100.

Освоив цифры, переходите к постепенному изучению таблицы умножения. Мы собрали в одном месте и рассказали о самых действенных способах, которые помогут вашему ребёнку легко справиться с этой задачей!

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения

К началу обучения в школе большинство детей уже умеют оперировать базовыми математическими действиями — сложением и вычитанием. Современная программа для первых классов построена так, что задачи на сложение и вычитание дают детям почти сразу — и научиться складывать и вычитать лучше успеть в дошкольном возрасте.

Как научить ребёнка сложению и вычитанию: первые шаги

Начните знакомство с базовыми математическими действиями с использования наглядных предметов — кубиков, счётных палочек или других, удобных для ребёнка:

  • разберите цифру 2: покажите ребёнку, что если сложить один предмет и ещё один предмет — получится 2;
  • таким же способом разберите по составу остальные цифры в пределах 10;
  • убедитесь, что ребёнок понял принцип разбора и сам складывает предметы без ошибок;
  • освоив сложение, переходите к вычитанию, используя те же наглядные предметы.

Сложение и вычитание на пальцах

Когда ребёнок научится складывать и вычитать предметы, переходите к сложению и вычитанию на пальцах — или пропустите этот этап, если сын или дочь бойко и уверенно складывают и вычитают все окружающие предметы. В любом случае проследите, чтобы малыш постепенно отучался от счёта на пальцах — педагоги замечают, что привычка считать на пальцах мешает детям научиться считать в уме.

Как научить ребёнка считать на пальцах:

  1. Начните с пяти пальцев одной руки, придумывая интересные малышу задачки. Например, задача на сложение: «У тебя 2 машинки, поэтому разогни два пальчика. У братика 3 машинки, разогни ещё три пальчика. Всего у вас 5 машинок».
  2. Предложите решать задачки на вычитание. Например: «У мамы 4 конфеты, разогни четыре пальчика. Мама дала тебе одну конфету, загни один пальчик. У мамы осталось 3 конфеты».
  3. Когда ребёнок начнёт без ошибок складывать и вычитать в пределах пяти — переходите к аналогичным занятиям с подключением всех десяти пальцев.

Как научить ребёнка считать в уме

Умение складывать и вычитать в уме — один из самых полезных навыков для дошкольника, который сильно облегчит изучение математики в школе. Прежде чем учить ребёнка считать в уме, убедитесь, что он умеет складывать и вычитать предметы, и владеет счётом как минимум в пределах двадцати.

Как научить ребёнка считать в уме:

  1. Создайте у ребёнка чёткую связь между числом и визуальным образом: подключите игры с математическим домино и кубиками. Можно использовать математический набор по методу Зайцева: набор карточек, который связывает число и геометрическую фигуру. Дети хорошо воспринимают занятия по методике Зайцева – постепенно так можно научиться сложению и вычитанию даже в пределах тысячи.
  2. Научите ребёнка, если он ещё не знает, что такое «больше», «меньше», «поровну» с подключением наглядных примеров.
  3. Уделите достаточно времени разбору числа. Чтобы сложить 4 и 3, ребёнок должен знать, что эти цифры «помещаются» в цифру 7. Тот же принцип работает с вычитанием: чтобы от 8 отнять 5, нужно знать, что 5 и 3 «помещаются» в 8.
  4. Познакомьте ребёнка с правилом «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».
  5. Подключайте к обучению любые игровые пособия, которые понравятся малышу: кубики, таблицы, счётные палочки, карточки, тематические настольные игры.

Как научить ребёнка считать в столбик

Если ребёнок умеет считать до ста и хорошо понимает, что такое единицы и десятки — сложностей со счётом в столбик обычно не возникает.

Как научить ребёнка считать в столбик:

  1. Объясните, что в столбик числа складывают и вычитают по разрядам: единицы — отдельно, десятки — отдельно.
  2. Покажите последовательность действий, если при сложении единиц получается число больше или равное 10: нужно записать только вторую цифру, а первую — запомнить. Для удобства первую получившуюся цифру можно записать над разрядом десятков. Родители наверняка помнят со школьных времен выражение: «Два пишем — один в уме» (или другие цифры от 0 до 9). Пример: 17+15 = 7+5 = 12 (двойка записывается, единица уходит к десяткам) = 1+1+1 = 3 (итоговая сумма разряда десятков) = 32 (первая цифра — сумма разряда десятков, вторая цифра — сумма разряда единиц).
  3. Научите ребёнка вычитать в столбик. Принцип действий почти тот же, что при сложении, только если верхняя цифра в единицах оказалась меньше нижней, то недостающую единицу нужно «занять» у десятков. Например: 31-13 = 11-3 = 8 («заняли» цифру 1 у десятков) = 2-1 = 1 (цифра 3 в десятках уменьшилась на «занятую» единицу) = 18.

Методики обучения счёту, созданные известными педагогами

Попробуйте подключить к изучению счёта одну или несколько эффективных педагогических методик:

Петерсон

Методика Петерсон обучает детей математике исключительно в игровой форме: с помощью кубиков, рисования, логических игр.

Глен Доман

Метод Глена Домана полностью построен на визуализации: дети видят на карточках цифры и соответствующее цифрам количество точек, постепенно осваивая счёт:

  1. Приготовьте карточки из картона: на одной стороне напишите число, на другой – нарисуйте количество точек, соответствующих этому числу.
  2. Покажите ребёнку карточку с одной точкой и чётко назовите цифру «Один».
  3. Переходите к другим карточкам по той же схеме. Не задерживайтесь – на одну карточку должно уходить столько времени, сколько требуется на произнесение определённого числа.

В первые несколько занятий ребёнок может выступать в качестве наблюдателя. Не просите его повторить. После демонстрации всех карточек (10, 20 цифр в зависимости от возраста) обязательно похвалите малыша, расскажите, как вы его любите и как вам нравится его обучать. Можно угостить будущего математика чем-нибудь вкусным, так как физическое поощрение – неотъемлемая часть методики Глена Домана.

С 3-4 урока карточки можно начинать тасовать, то есть демонстрировать не в чётком цифровом порядке. Запомните главное: показываем быстро, хвалим щедро.

Ментальная арифметика

Дети учатся считать с помощью костяшек счёт, а позже сразу начинают считать в уме без использования счёт или любых других инструментов.

Лёгкое обучение счёту: советы родителям

Правила обучения дошкольников математике, уже доказавшие свою результативность на практике:

  • занимайтесь 20-30 минут в день, разделив занятия на 2-3 раза;
  • не акцентируйте внимание на повторении, если этого не требуется для решения новых задач: повторение ради повторения в математике только тормозит результат;
  • переходите к новому материалу, когда ребёнок как следует усвоил предыдущий;
  • используйте полученные знания в повседневной жизни: считайте ступеньки, лапы у котов, деньги в магазине;
  • доверяйте ребёнку выполнять задания самостоятельно — так уверенности в своих силах у малыша только прибавится.

Будьте терпеливы. Даже если тяжело и кажется, что вы уже сто раз объяснили, а ребёнок всё равно ничего не понял. Постепенно даже такая сложная задача как обучение счёту уложится в детской голове и, возможно, ваш малыш станет будущим отличником по математике!

Читайте также:
В какую спортивную секцию отдать ребенка 5-7 лет — выбираем вид спорта для мальчиков и девочек
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: