Как помочь ребенку полюбить учиться в школе?

Как помочь ребенку полюбить учиться в школе?

Ситуацию усугубляет общество, которое предполагает, что удовольствие и успех должны следовать мгновенно, а в жизни все получается наоборот. Во взрослой жизни мы не понимаем, откуда взяться ощущению удовлетворенности собой, если все вокруг твердят, что ты недостаточно хорош.

Сейчас же все в один голос подтверждают: лишь подкрепляя интерес своими индивидуальными особенностями можно изменить ситуацию.

«Канобу» совместно с онлайн-школой английского языка JustSchool решили разобраться: как же все-таки полюбить учиться, если в свое время школа отбила все желание.

Для начала условимся: забудьте все, к чему вас приучили в школе. Учиться с удовольствием — не миф, а вполне осязаемая реальность, в которую мы, к сожалению, перестали верить. Бытует мнение, что лучшая мотивация — это мотивация будущим и долговременным результатом, возможностью поступить в хороший университет, создать успешную карьеру и реализоваться. Наиболее правильный способ полюбить учебу — увлечь себя именно самим процессом обучения.

Воспитывайте в себе интерес и осязаемый смысл того, что вы делаете. Ставьте цели, для начала небольшие, но все-таки цели. Грамотное планирование, концентрация и контроль происходящего помогут вам не хвататься за все сразу, а шаг за шагом прийти к намеченному. Ведь ни один процесс не обходится без этих составляющих, также, как и здоровая настойчивость в преодолении сложностей и решение довести начатое до конца.

Во избежание негативных эмоций и раздражающих факторов создайте вокруг себя безопасное пространство. Пусть это будет то, что вас расслабляет или наоборот — концентрирует на учебном процессе. Включите фоновую музыку, уберитесь на рабочем столе и по возможности меняйте места для занятий. В хорошую погоду берите учебники или ноутбук с собой на природу, в парк или сквер. Если же вам наоборот удобнее работать в тишине — сходите в ближайшую библиотеку или другое изолированное место, где можно заниматься и вовсе без отвлекающих моментов.

Развивайте в себе любознательность. Заниматься лишь по учебникам и методическим материалам не всегда так интересно, как хотелось бы. Найдите видео или фильмы по тематике, смотрите сериалы и слушайте подкасты. Выберете тот, что наиболее соответствует вашему роду деятельности и начинайте заниматься. С таким подходом вам не захочется заканчивать только что начавшийся урок или отвлекаться на скроллинг ленты в Instagram.

Не ограничивайтесь масштабами уже имеющихся материалов: ходите в музеи и на выставки, подпишитесь на культ-рассылки в мессенджерах и социальных сетях, читайте и общайтесь с новыми людьми.

Любому хочется быть успешным и замеченным. Но череда неудач рождают в голове чувство беспомощности и отчуждения. Лучшее, что можно сделать для себя в этот момент — это взять перерыв и вознаградить себя за проделанную работу! Хвалите себя даже за небольшие успехи. Продуктивная работа над новым материалом невозможна без перманентной мотивации и периодических пауз на отдых. Для этого составьте расписание регулярных перерывов и четко следуйте ему. Это могут быть 5, 10 или 15 минут каждый час, которые будут посвящены только вам. Тайм-аут здорово поможет снизить уровень стресса, разгрузит информационный поток в вашем сознании и поможет удержать в памяти то, что вы только что выучили. И не забывайте: каждому необходимо быть победителем — в учебе, творчестве или спорте, но не меньше этого каждому необходим здоровый сон.

Если вы учитесь не один, то обязательнопознакомьтесь поближе с теми людьми из класса или районной библиотеки, что учатся вместе с вами. Социализация — одна из движущих сил прогресса, поэтому любое знакомство может здорово повлиять на вашу жизнь. К тому же, поинтересоваться у соседа, какими методами обучения и запоминания большого количества информации пользуется он, — всегда интересно. Возьмите за привычку обсуждать совместные темы, учебные материалы с партнером по «парте», создавайте дискуссии, чтобы выявить новую точку зрения и более детально рассмотреть выбранную тему. Задавайте друг другу вопросы, а лучше превратите это в командную игру, где необходимо соревноваться в наборе очков и отвечать на вопросы как можно быстрее.

А если у вас уже есть своя компания, то рекомендуем создать группу для совместного обучения и выбрать цель, например, подготовка к IELTS. Распределяйте время, задачи и следите за активностью, которая происходит среди ваших со-учеников. Решение сложных задач объединяет.

Выгорание — наиболее часто встречающаяся проблема среди тех, кто начинает беспрерывно учиться, дабы не упустить ни единой свободной минуты. Однако в 99% случаев это оборачивается абсолютной потерей интереса к изучаемому предмету.

Отличный способ избежать критического состояния — разбивать выбранное дело или материал на несколько маленьких частей. Это не будет вызывать ощущения перегруза, но зато каждый раз, завершая выбранную часть, вы будете ощущать удовлетворение от достигнутого результата.

Часто, чтобы почувствовать себя на своем месте, нам необходимо наградить себя чем-то действительно серьезным. Чтобы продолжать мотивировать себя к достижению целей — придумайте по-настоящему серьезную награду! Пусть, например, это будут билеты на концерт вашей любимой группы, или в театр. Важно держать в уме стимул, который сделает ваш процесс обучения приятнее и легче.

Читайте также:
Медицинские группы здоровья у детей по физкультуре – что означают, таблица, рекомендации

И не забывайте про самооценку.

Современный мир слишком часто заставляет нас отчаиваться, разочаровываться в своих умениях и впадать во фрустрацию, поэтому помогите себе понять собственные ощущения относительно той или иной цели, старайтесь сделать упор на своих сильных сторонах, подчеркивайте успехи и не делайте из мухи слона. Все способны совершать ошибки, это нормально. А неудачи — это процесс становления личности.

Всегда важно помнить, что оценки — это всего лишь промежуточные баллы сегодняшних знаний, но никак не вас самого.

24 совета, которые заставят детей учиться (и полюбить школу)

Существует много способов сделать урок интересным для школьника. Но все они связаны с определёнными качествами, которыми должен обладать в первую очередь учитель. Американский тренер в области образования Анжела Майерс рассказала, каким должен быть преподаватель, чтобы школьникам действительно нравилось учиться.

Вовлечённость школьников в образовательный процесс падает с каждым годом. Это показало недавнее исследование, в котором участвовало 500 тысяч американских школьников. К выпускным экзаменам только о четырёх студентах из десяти можно сказать, что они действительно заинтересованы учёбой. Рассказываем, о чём должен помнить педагог, если он хочет быть хорошим учителем.

1. Сделайте пользу понятной. Фраза, которую каждый учитель слышал хоть раз: «Зачем нам учить всё это, чем это пригодится нам на работе?». Успех в образовании напрямую зависит от того, понимаем ли мы цель своего обучения и его пользу. Мы более мотивированы, если видим связь между целью и тем, чем занимаемся. И если мы хотим действительно заинтересовать студентов, то учебные задания должны быть значимы, полезны и похожи на те, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности.

2. Научите сотрудничать. Ученики — самый ценный ресурс друг для друга. Совместная работа над проектами и разбор кейсов с другими студентами готовит их к жизненным трудностям. Они точно столкнутся с ними за стенами школы, но об этих трудностях не пишут в учебниках и не говорят на уроках. Создайте им условия для совместного обсуждения — и увидите, что материал усваивается куда лучше, а вовлечённость растёт.

3. Дайте простор воображению. Вам кажется, что студенты ленивы, немотивированы, неисполнительны и неуважительны? Всё это прямое следствие отстранённости. Если у ребёнка на уроке будет простор для игры и воображения, будет возможность самому создавать и испытывать, исследовать и совершать ошибки, много общаться и взаимодействовать с другими, остранённость быстро улетучится.

4. Выстаривайте близкие отношения. Сколько бы мы ни повторяли, что подростковый возраст для нас — это открытая книга, подростки всё равно будут твердить, что их никто не понимает. Они хотят более тёплого, доверительного контакта со взрослыми. Они работают больше и лучше, когда знают, что мы отмечаем их успехи (и гордимся ими). Гораздо важнее материала, который мы должны изложить им за урок, — ощущение самоуважения и нужности, которое они будут испытывать при общении с нами.

5. Верьте в способности студентов. Продуктивные студенты чаще испытывают себя сложными заданиями и более глубоко мотивированы. У них всегда есть план действий, они предпринимают конкретные шаги, чтобы выполнить требования, которые сами себе предъявляют. Они ищут причину неудач в собственных действиях и событиях, а не сваливают вину на внешние факторы. Они быстро восстанавливаются после неудач и, как правило, всегда достигают собственных целей.

6. Расскажите о себе. Каждый день класс видит нас в одной и той же роли — стоящего у доски и вещающего что-то разумное, доброе и вечное на тему урока. Но что, если предложить им взглянуть на учителя с другой стороны — как на такого же студента, как они сами? Собственный пример того, как мы преодолели трудности в учёбе, вдохновит не меньше, чем учебный материал. Успешен тот, кто не прячется за профессией «учитель», а гордится, что может быть учеником наравне со своими студентами.

7. Давайте обратную связь. Студенты должны знать: для вас важно всё, чем бы они ни занимались. Обратная связь — это могущественное оружие. В хороших руках оно может стать отличным стимулом, а в плохих — задушить любой, даже самый сильный интерес.

8. Формируйте правильные привычки. Вы, наверное, знаете, что хорошие оценки в школе — не залог того, что в жизни вы будете успешны, как Илон Маск. Непрерывное развитие эмоционального интеллекта и особого отношения к жизни и своему занятию — вот что делает успешных людей такими. В наших силах помочь студентам развить те привычки и навыки, которые помогут с лёгкостью справиться с любым заданием.

9. Верните в учёбу радость. Дети проводят несчётное количество часов за беззаботной игрой, пока не приходит время «учиться». «Учиться», как правило, значит, вести себя по-другому. Если мы хотим вырастить поколение мыслителей и инноваторов — тех, кого отличает любопытство и способность творчески мыслить, — мы обязаны вернуть в классы смех, радость, эмоции и учёбу в удовольствие.

Читайте также:
17 эффективных средств для лечения угрей и прыщей у подростков

10. Проповедуйте кайдзэн. Это японская концепция «непрерывного обучения», которую мы все должны выучить назубок, если хотим, чтобы наши студенты достигли наилучших профессиональных и личных результатов. Маленькие изменения, которые происходят каждый день, через время приносят внушительный результат. Но достигнуть его можно, только если вдумчиво относиться к каждому своему поступку.

11. Учитесь слушать. В любой культуре умение слушать даёт право быть выслушанным. Эти навыки необходимы каждому, кто в XXI веке хочет считать себя грамотным. То, насколько вы внимательны к собеседнику, говорит ещё и о том, насколько сильно вы способны вовлекаться в познавательный процесс.

12. Мотивируйте. Это качество, которое пригодится в любом возрасте, тем более, если вы учитесь. Хотя забота об образовании в первую очередь лежит на самих студентах, мы, учителя, всё-таки несём общую ответственность за то, чтобы их мотивация не угасала. Атмосфера, которую мы создаём вокруг себя, в том числе в учебном классе, имеет значение.

13. Подружите своих учеников. Одна из фраз, которую я повторяю себе каждый день: «Вместе мы сильнее и умнее». За пределами школы студентов окружают друзья и родные — стоит создавать такие же крепкие связи в школе. Одноклассники могут стать единомышленниками, которые будут вместе покорять мир знаний.

14. Ориентируйтесь на их увлечения. Чтобы действительно заинтересовать студентов, встройте их интересы в учебный процесс. У каждого ученика есть то, чем он любит заниматься и делает это хорошо. Если вы сможете раскрыть этот интерес во внеклассной деятельности, а затем придумаете, как задействовать его на уроке, они вполне могут изменить своё представление о школе к лучшему.

15. Будьте лидером. Иногда студентам нужно получить хороший толчок от учителя, чтобы начать что-то делать. Но большинство учеников сегодня знают, что могут положиться на одноклассников, потому что они стали воспринимать друг друга не просто как соседей по парте, а как сообщество. И если учитель достаточно прозорлив, он поймёт, что это сообщество начинается с него самого.

16. Придумывайте и задавайте вопросы. Вопросы — это разминка для ума, которая не даёт вниманию студентов ослабевать. Чтобы вовлечение студента было полным, обстановка в классе должна вдохновлять на настоящее взрослое исследование, располагать к тому, чтобы ученики не стеснялись задавать открытые и располагающие к дискуссии вопросы.

17. Используйте разные методики. Оно добавляет остроты в нашу жизнь — и учительскую в том числе. Мы не должны ограничивать себя одним-единственным методом, а использовать разнообразные. Не важно, насколько вы способный педагог, — заниматься со всеми классами по одной и той же схеме рано или поздно вам надоест, а студентам и подавно.

18. Не забывайте про интернет. Относитесь к нему не просто как к месту, где можно искать и хранить информацию. Это самый современный инструмент для того, чтобы поощрять студентов создавать собственный контент — и находить в такой совместной работе общий с ними язык.

19. Работайте сверх меры. Мне доводилось слышать слова преподавателей, что у них нет времени вдохновлять учеников на занятиях: слишком много материала нужно освоить по программе. Но давать детям время, чтобы они могли поработать, потворить, пообщаться и поразмышлять вместе — разве это дополнительная нагрузка, а не то, чего от нас справедливо ожидают?

20. Учите на примерах других. Генеративное обучение — это «процесс в процессе», то есть способность делиться и создавать что-то вместе с другими, воссоздавать то, что сделали до тебя. Поощряйте студентов использовать свои знания и учиться на практике — это даст им возможность получить разнообразный опыт и изучить мир.

21. Создайте правильную атмосферу. Архитекторы придумывают, каким будет пространство, где мы живём и работаем. А мы, учителя, создаём пространство, где ученик будет получать знания. Любое решение, которое мы принимаем, от выбора мебели в классе до вовремя проявленного сочувствия к ученику, сильно влияет на условия обучения.

22. Включайте мозг. Наш мозг вовлечён во все без исключения жизненные процессы. Но стоит ему «отключиться» по какой-то причине — будь то усталость или горе — и вот вы уже недовольны собой и съедаете себя изнутри. Каждый учебный день немного перепрограммирует наш мозг и меняет ход мысли. Если мы поймём, как это происходит, то сможем натренировать наш мозг и сделать его более работоспособным.

23. Не переставайте учиться. Этот список абсолютно бессмысленен, если вы не начнёте развивать эти качества в себе. Вовлечение в образовательный процесс потребует от вас качеств лидера, а лидерство основано на постоянном поиске и философском подходе к жизни. Как лидер вы можете тренировать, формировать, поддерживать и наставлять своих коллег в стремлении сделать каждый урок более увлекательным, чем предыдущий.

24. Любите то, что делаете. Энергия и энтузиазм заразительны. Один из лучших комплиментов в моей жизни мне сделал студент, который сказал: «Мне была не очень интересна тема лекции, но вы говорили о ней с таким волнением, что я просто не мог не воодушевиться вместе с вами». Когда дети видят наше рвение и страсть, они хотят делиться своими. Любите то, что вы делаете, и держите хватку каждый день. Даже если вы читаете одну и ту же лекцию в сотый раз, помните: студенты слышат её впервые.

Читайте также:
Сколько должны спать подростки 14-18 лет – режим и продолжительность сна ребенка в подростковом возрасте

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)

Как заставить ребенка полюбить учиться

В тренинге «Гениальный ребенок» мы всегда поднимаем вопрос мотивации, и порой родители спрашивают: «А как мне заставить ее (или его) полюбить учиться?»

Обычно я отвечаю вопросом на вопрос, и парирую: «А вы действительно думаете, что можно заставить кого-то что-то полюбить?»

И ведь действительно, можно либо заставить ребенка делать что-то (но тогда нет смысла переживать, что ребенок делает это неохотно), либо ребенок полюбит учебу.

Но полюбит ее сам.

Можно лишь помочь ребенку полюбить процесс обучения, можно помочь ребенку расжечь жажду знаний.

Для этого нужно упростить для ребенка процесс обучения (чтобы не было трудно) и повысить интерес и ценность обучения (чтобы нравился процесс).

Да. Именно процесс.

Дело в том, что внутренняя мотивация взрослых и детей различна.

Взрослый человек ради результата может заниматься достаточно трудным или скучным, неинтересным процессом.

Но тот результат, который взрослый получит в итоге, перевешивает трудозатраты на его достижение.

У детей все иначе.

Внутренняя мотивация ребенка исходит не из конечного результата, а из процесса, которым ребенку предстоит заниматься.

Результат для ребенка — вторичен.

Для него первичен процесс. Трудно или просто. Интересно или скучно. Получается или нет.

Если учиться просто, у ребенка получается и ему интересто, то тогда ребенок полюбит учиться. Полюбит всем сердцем, по-настоящему. Но сам.

Если отбросить «полюбить» и просто заставить ребенка учиться — он будет сопротивляться, ныть, говорить что скучно или трудно, делать бестолковые глаза или беспомощный вид, саботировать уроки и многое другое.

Сегодня предлагаю порассуждать на тему как помочь ребенку полюбить учебу. Что можно сделать для этого?

На самом деле для этого нужно сделать достаточно простое действие — упростить процесс обучения.

Но прежде чем я расскажу, как это сделать, давайте разбираться, почему дети не любят учиться?

С какими трудностями ваш ребенок сталкивается при обучении?

  • Его ругают в школе
  • Он не хочет учиться
  • Он не любит школу, учителя
  • Ему не интересно
  • Ему необходимо постоянно что-то зубрить
  • Ребенок устает и перегружен
  • В компьютере ему интереснее
  • Ему много задают
  • У него не получается
  • Ему Трудно

Только 1-2 подобных трудности уже отбивают охоту от обучения. А если их больше?

Итак, у нас есть пул детских проблем.

А теперь давайте представим, что все проблемы решены. По взмаху чудесной волшебной палочки.

Представьте, что ребенка:

  • Хвалят
  • Ему хочет учиться
  • Ему нравится учитель
  • Ему интересно
  • Ему не надо зубрить, само запоминается
  • У него нет усталости
  • Ему интереснее на занятии, чем в компьютере
  • Ему либо мало, либо совсем не задают домашних заданий, а что задают можно сделать за 15 минут
  • У него получается
  • Ему легко учиться

Как вы думаете, будет ли такой ребенок саботировать процесс обучения?

Мне кажется, что не будет.

Да, конечно в обычной жизни никто не взмахнет волшебной палочкой и учеба ребенка является сложным процессом, который он конечно же саботирует.

Но родители могут помочь ребенку упростить процесс обучения, и кто знает, может быть случится волшебство и ребенок полюбит учебу?

7 шагов, которые могут сделать родители уже сейчас, чтобы облегчить процесс обучения ребенка:

Шаг № 1 — Говорить с ребенком, хвалить его и показывать то, что получилось.

Сначала отмечайте плюсы, а потом уже считайте ошибки.

Тут можно использовать технику «Зеленая ручка», когда Вы берете зеленую пасту и отмечаете, что у ребенка получилось.

Шаг № 2 — Повысить “Ценность” обучения.

Для этого необходимо:

  • Создать рабочую атмосферу
  • Заякорить рабочее состояние
  • Сделать рабочее место, в котором ребенок не отвлекается
  • Учесть типы восприятия (техника ЛАВКа)
  • Опираться на психотип ребенка (Синтаксис Любви)
  • Использовать Достигатор и отмечать прогресс

Данные техники мы подробно изучаем и внедряем в курсе «Гениальный ребенок» — программе для родителей, которая учит помогать ребенку с учебой с помощью техник эффективного обучения.

Шаг № 3 Искать лучших учителей, которые болеют за свое дело.

Творческий педагог — это половина успеха в обучении ребенка. Когда у учителя горят глаза, они загораются у всего класса.

Если вашему ребенку не повезло, и у учителя ребенка глаза потухли, вы можете стать тем человеком, у кого горят глаза, или найти для него такого педагога, например сменив школу.

Шаг № 4 Снизить «цену обучения»

Упростить процесс обучения, внедряя техники эффективного обучения, научить структурировать текстовую информацию, создавать «интеллект-карты», использовать метод «от общего к частному», развивать оба полушария мозга, учиться техникам запоминания стихотворений и определений.

В обещем — упрощаем процесс получения и сохранения знаний ребенка.

Читайте также:
Как выбрать мембранную одежду для ребенка - советы, обзор производителей
Шаг № 5 Развивать память и внимание

Лучше всего память и внимание развивается в игре, а так же Вы можете внедрять мнемотехнические приемы в обучение.

Для этого нужно развивать воображение, и испрользовать силу ассоциаций.

Вначале может быть очень трудно, однако уже через несколько занятий, даже самые «плохо представляющие» дети втягиваются и развивают в себе эту суперсилу.

Как говорится, нет сразу людей с медицинским, или парикмахерским мышлением.

Но оно формируется.

Шаг № 6 Использовать разминки, техники отдыха

Детям очень трудно удерживать внимание на одной волне. Для этого важно переключать вид деятельности, сменять вид занятий.

Подойдут как веселые песенки, так и пальчиковая гимнастика, разминка или различные зарядки для глаз и мозга.

Шаг № 7 Создавать для ребенка ситуации успеха

Детям мало говорить про их успехи. Дети должны сами видеть подтверждение.

Например, если ребенок за 20 минут выучит 30 новых испанских слов, это будет лучшим подтверждением того, что он может легко учить язык.

Если ребенок за 15 минут запомнит 20 фактов о новой стране, это будет лучшим подтверждением сильной памяти.

Когда ребенок 2 минуты без перерыва сможет говорить на одну тему, это будет лучшим подтверждением того, что он умеет красиво говорить.

Когда ребенок после одного прочтения и заполнения помогатора «рыба» запоминит параграф и сможет пересказать его, это будет лучшим подтверждением того, что учиться можно просто.

Но, к сожалению, школа не дает техники эффективного обучения. В школе вообще процесс обучения проходит на уровне прошлого века.

С зубрежкой, кучей повторений, переписыванием, копированием.

Всем тем, что уже давно устарело.

Это как ездить на «Москвиче 407» 1960 года выпуска

Вроде едет, но постояно ломается, да и комфорта мало.

Так и в процессе обучения детей, ребенок использует устаревшие принципы работы мозга и еле-еле справляется со школьной нагрузкой

А ведь уже почти век существует «Феррари» в принципах работы мозга, с которыми Ваш ребенок будет «ездить» по школьным предметам быстрее всех своих одноклассников, при этом тратя на учебу намного меньше времени и сил.

И тогда вопрос «Как заставить ребенка полюбить учебу» уйдет сам собой.

Вас же не надо заставлять прокатиться на «Феррари»? А вот не многие сядут прокатиться на «Москвиче 407″…

Приглашаем Вас помочь детям полюбить учебу вместе с командой единомышленников, в программах для детей и родителей:

«Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения».

Старт программы уже 3 ноября.

В этой программе для родителей мы изучаем и внедряем техники эффективного обучения (чтобы вы могли сами научиться учиться, передать опыт своим детям и стать лучшим союзником и грамотным эффективным помощником)

Всего за 6 вечеров Вы узнаете самые современные техники эффективного обучения, научитесь самым передовым технологиями работы мозга и сможете стать для своего ребенка человеком, с волшебной палочкой, который превращает сложное в простое.

А в версии «С куратором» Вы дополнительно получите человека, который будет персонально с Вами и Вашим ребенком внедрять изученные техники в учебный процесс ребенка

Прямо сейчас на программу действует специальная цена, которая повышается по мере приближения даты старта программы

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас по минимальной цене и дайте своим детям лучшие техники обучения, которые позволят им полюбить процесс учебы и стать успешными в жизни

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Что делать, чтобы ребенок полюбил ходить в школу

Если ребенок не любит ходить в школу, родителям нужно не игнорировать проблему, а найти ее причины

Большинство учеников начальных классов жалуются на то, что им не нравится в школе. В таких ситуациях родители должны определить, с чем это связано. Ребенку может быть просто скучно или он может испытывать стресс. Рассмотрим несколько способов заставить детей полюбить школу.

Как заставить ребенка полюбить школу

Бывает ли так, что у вашего ребенка начинает болеть живот или даже поднимается температура, когда приходит время идти в школу? Но как только ему позволяют остаться дома, ему сразу же становится лучше. Возможно, он в таких ситуациях чувствует головокружение или тошноту? Многие родители задают себе вопрос: почему так происходит? Если такие ситуации происходят и с вашим ребенком, то вам нужно знать, что такое поведение ребенка имеет свои причины.

Иногда детям не нравится в школе, ведь, по правде говоря, это не он идет в школу, а мы отдаем его туда. Учеба и получение знаний в школе необходимо каждому, но дети еще слишком маленькие, чтобы это понять. Некоторые дети открыты к новым знаниям, но их пугают правила, принятые в школе. Иногда ребенку сначала нравится в школе, но потом происходит что-то, что меняет его отношение. Вам нужно разобраться, что происходит с ребенком в школе.

Если вы игнорируете тот факт, что вашему ребенку не нравится ходить в школу, вы только усугубляете проблему. Но не нужно впадать и в другую крайность: позволять ребенку оставаться дома каждый раз, когда он не хочет идти в школу. Каждый из нас знает, как важна для ребенка учеба, как она развивает личность и дает знания, необходимые ему в будущем. Но принуждать ребенка ходить в школу – плохая идея. Вместо этого лучше выяснить причины, по которым ребенку не нравится школа, с какими проблемами он там сталкивается.

Читайте также:
Безопасность ребенка в интернете: виды угроз в сети, советы родителям, программы для обеспечения контроля.

Основные причины, по которым ребенок может не любить школу

Самыми распространенными причинами, по которым ребенок не любит ходить в школу, являются такие:

  • ребенку могут не нравиться уроки;
  • ребенку может быть скучно;
  • учебный материал может быть слишком сложным для ребенка;
  • у ребенка могут возникать проблемы с одноклассниками или ему может быть трудно завести друзей;
  • ребенок может подвергаться буллингу в школе, и от этого он может быть напуган. Это самая распространенная причина, по которой дети не любят ходить в школу;
  • у ребенка может быть плохая успеваемость в школе, и от этого он может смущаться перед одноклассниками;
  • сравнения с одноклассниками могут заставить ребенка чувствовать себя неполноценным;
  • ребенок может чувствовать себя истощенным из-за давления учителей и школы;
  • ребенку может не нравиться то, как к нему относятся учителя или одноклассники.

Нужно понять, что приведенные выше причины свидетельствуют о том, что ребенок ненавидит не школу, а обстоятельства, с которыми он там сталкивается.

Определите источник проблемы

Если ребенок не хочет ходить в школу, прежде всего родители должны определить причину проблемы. После этого нужно приложить максимум усилий, чтобы ее устранить. Вместо того чтобы заставлять ребенка ходить в школу, нужно подумать, что нужно сделать, чтобы ребенок сам захотел туда пойти. Определить источник проблемы нужно как можно раньше (желательно – когда ребенок впервые отказывается ходить в школу). Иначе в будущем ситуация может только ухудшиться.

Предотвращайте буллинг в школе

Если ваш ребенок боится другого ребенка, который каким-то образом над ним издевается, вам обязательно нужно вмешаться и остановить это. Расскажите учителю о таких фактах или поговорите об этом с директором школы. По возможности также поговорите с родителями школьного хулигана. Если это не поможет, вмешайтесь в ситуацию сами. Также вам стоит поговорить с ребенком о том, что он должен делать в подобных ситуациях, чтобы предотвратить издевательства. Это не только придаст ребенку уверенности в своих силах, но и поможет ему заслужить уважение в глазах одноклассников.

Помогите ребенку завести друзей в школе

Когда у ребенка среди одноклассников есть друзья и круг общения, он с большим удовольствием ходит в школу. Поэтому, если истинная проблема вашего ребенка в том, что он не может подружиться ни с кем в школе, возможно, ему потребуется ваша помощь в этом. Устройте для ребенка дома небольшую вечеринку и позвольте ему позвать одноклассников. Также вы можете отдать ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Там он сможет найти себе друзей со схожими интересами.

Постарайтесь сделать учебу легкой и понятной для ребенка

Для этого вам может понадобиться помощь школьного учителя вашего ребенка. Он подскажет вам, как сделать учебу легче. Позанимайтесь с ребенком: на простых примерах объясните ему, как решать различные задачи. Сегодня в Интернете можно найти множество различных дополнительных учебных материалов и развивающих игр. Используйте их – и ребенку будет легче учиться.

Сделайте учебный процесс веселее

Эта задача может показаться вам сложной, но это возможно. Когда вы поймете, чем на самом деле интересуется ваш ребенок, вы сможете ему помочь полюбить учебу. Каждому ребенку что-то нравится, а что-то нет. Важнее обращать внимание на то, что нравится ребенку, и помочь ему следовать своим интересам.

Например, если ребенку нравится футбол, вам стоит отдать его в футбольную секцию при школе. Так он полюбит ходить в школу и, кроме того, сможет найти друзей своего возраста со схожими интересами. Но если ребенок ходит в какую-либо секцию или кружок под вашим давлением, а на самом деле не любит эти занятия, вам не стоит заставлять его.

Поощряйте ребенка, если он не пропускает школу

Если ребенок регулярно посещает школу и не пропускает ни одного урока, в конце месяца вы можете поощрять его, чтобы повысить его уверенность в себе. Это вознаграждение должно быть незначительным: вы можете купить ребенку мороженное, маленькую игрушку и т. д.

Когда ребенок не испытывает давления, ему легче и приятнее учиться. Но если вы, несмотря ни на что, не можете найти причину, по которой он не хочет ходить в школу, вам стоит обратиться к специалисту. Не игнорируйте проблему и приложите все возможные усилия для того, чтобы сделать учебу в школе легкой и приятной.

Трудовые отношения с несовершеннолетним работником

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Граждане Российской Федерации младше 18 лет имеют право на труд так же, как и взрослые жители страны. Занятость указанной категории лиц охватывает преимущественно сферу малооплачиваемой и сезонной деятельности, а процедура их оформления на работу предусматривает соблюдение ряда требований.

Читайте также:
Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ - правила подачи апелляции

Ограничения, предусмотренные в связи с возрастом

По Трудовому Кодексу РФ (ст. 63) разрешается оформлять на работу граждан, возраст которых достиг 16 лет. При соблюдении некоторых условий возможно трудоустройство граждан младше указанного возраста.

Официальное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет разрешено, когда ребенок проходит обучение не по очной форме, имеет законченное общее образование или если учеба прекращена с учетом законодательных норм.

Внимание! С 14 лет детям в период, не занятый учебными занятиями, разрешен только невредный и несложный труд, не нарушающий учебной деятельности.

Граждане младше 14 лет могут работать в некоторых структурах (концертных, цирковых, театральных). Но подобная деятельность не должна наносить вред физическому или моральному здоровью ребенка (ст. 63 ТК РФ).

Для трудоустройства граждан младше 16 лет требуется разрешение любого из опекунов или родителей и попечительских структур, выраженное в письменном виде.

Организация труда для работников-подростков

Для работающих несовершеннолетних граждан законодательно предусматривается сокращенное время работы (ст. 92, 94 ТК РФ).

С учетом возраста продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников может быть разной. Для 16-летних лиц — не больше 24 часов и не больше 35 часов — для граждан с 16 до 18 лет.

При этом для детей, занятых на работе во время учебного периода, еженедельно работа должна занимать до 12 и до 17,5 часов соответственно.

Ограничения по продолжительности труда в течение дня (смены) для малолетних сотрудников от 15 до 16 лет составляют не более 5 часов и не больше 7 часов — для детей от 16 до 18 лет. Для лиц, одновременно работающих и проходящих обучение, ежедневный труд не должен быть больше 2,5 часов для занятых в возрасте от 14 до 16 лет и меньше 4 часов, если ребенку от 16 до 18 лет.

Для подростков нормативы деятельности (выработки) рассчитывают на основе общих показателей в пропорциональном соотношении с определенным для них временем работы (сокращенным). Для несовершеннолетних, пришедших на предприятие после завершения учебы, вводятся, по сравнению с иными категориями работников, сниженные показатели выработки (ст. 270 ТК РФ).

Документы, необходимые при оформлении на работу

Для устройства подростка на работу требуется:

  • документ, подтверждающий личность поступающего в организацию (общегражданский паспорт);
  • подтверждение образования, получения определенной квалификации или справка о приостановлении обучения;
  • книжка трудовая (при наличии);
  • документ участника пенсионной системы (СНИЛС), кроме ситуации приема на первое место работы;
  • подтверждение воинского учета (для мальчиков);
  • разрешение родителя (попечителя), а также органов опеки на трудоустройство ребенка младше 16 лет;
  • медицинская справка.

Порядок, определенный министерством здравоохранения и социального развития РФ (Приказ № 302, 12.04.2011), предусматривает обязательность медицинского осмотра подростков каждый год до наступления совершеннолетия.

Внимание! Медицинский осмотр гражданина производится за счет предприятия (ст. 69, 266 ТК РФ). В случае отсутствия у несовершеннолетнего сотрудника медицинской справки руководству организации грозит ответственность за административное нарушение (ст. 5 КоАП РФ).

Оплата труда несовершеннолетних лиц

Особенности расчета оплаты для детей (до 18 лет) отражены в извещении ФНС РФ (№ШС-37-3/10304, 31.08.2010), в ТК РФ (ст. 271), а также формируются с учетом действующей в организации-работодателе системы оплаты.

  • На размер заработка при повременном варианте оплаты влияет длительность деятельности. По желанию администрации и за счет ресурсов предприятия несовершеннолетний работник получает доплату до показателя заработной платы сотрудников аналогичной категории при стандартной дневной нагрузке (ст. 271 ТК РФ).
  • При сдельной форме занятости заработок рассчитывается по действующим расценкам за произведенную продукцию. За счет своих средств предприятие может доплатить сотруднику до тарифной ставки за разницу по времени при полной и сокращенной ежедневной занятости.
  • Для граждан, совмещающих учебу и труд, расчет оплаты производится также с учетом выработки или времени (отработанного). Доплаты устанавливаются по усмотрению администрации.

Внимание! Работодатель не может выдавать данной категории сотрудников доверенность на выполнение операций, предусматривающих получение выгоды, так как полностью дееспособными несовершеннолетние граждане не признаются.

Работникам-подросткам один раз в год полагается оплачиваемый отпуск. Продолжительность отдыха равна 31 дню (календарному), а время его предоставления определяется потребностью сотрудника (ст. 267 ТК РФ). Положениями Трудового Кодекса РФ (ст. 124-126) в отношении лиц младше 18 лет запрещено:

  • отказывать в предоставлении отпуска (ежегодного);
  • заменять дни отдыха компенсацией (денежной);
  • досрочно прекращать отдых (отпуск).

Вопрос: Как отражаются в учете организации начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении несовершеннолетнему работнику, который был занят в основной производственной деятельности на сезонных работах?
Посмотреть ответ

Особенности составления трудового контракта

ВАЖНО! Образец заполнения трудового договора с несовершеннолетним работником от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Взаимоотношения правового характера между организацией и наемным работником, в том числе несовершеннолетним, возникают с учетом положений трудового договора (ст. 16 ТК РФ).

Специальная форма для регистрации трудовых отношений с детьми младше 18 лет официально не предусмотрена. Нормы по трудоустройству малолетних граждан страны, которые должны найти отражение в контракте, прописаны в Трудовом Кодексе и иных нормативных документах РФ.

Читайте также:
Как справиться со стрессом во время экзаменов - советы школьникам и студентам

В договоре должны содержаться разделы, определяющие:

  • заголовок документа (включая номер, дату и место оформления);
  • сведения об участниках (сторонах договора);
  • общие положения, описывающие прием гражданина в организацию на указываемую должность;
  • предмет соглашения, касающийся общих положений по включению гражданина в штат и дате начала работы;
  • обязанности сторон;
  • права участников;
  • продолжительность времени для работы и отдыха;
  • порядок начисления и оплаты заработка;
  • ответственность участников за несоблюдение положений договора;
  • причины для прекращения контракта;
  • порядок действий при возникновении спорных ситуаций;
  • наименование и подписи участников.

Контракт с несовершеннолетним должен отражать длительность времени для исполнения рабочих обязанностей (сокращенного), запрет на некоторые действия, право на ежегодный отпуск (в увеличенном размере) и обязательность регулярного медосмотра.

В качестве приложения к контракту могут использоваться персональная должностная инструкция сотрудника, индивидуальный график деятельности, разрешение родителей и надзорных органов (при необходимости).

Форма разрешения от родителей не регламентирована, важно, чтобы оно было составлено в письменном виде и содержало значимые моменты:

  • ФИО одного из родителей и трудоустраивающегося ребенка;
  • паспортные данные родителя и подростка;
  • наименование организации, куда устраивается несовершеннолетний;
  • должность, на которую его оформляют;
  • дата;
  • личная подпись родителя.

При первом трудоустройстве кадровой структурой предприятия на сотрудника оформляется трудовая книжка и документ участника пенсионной системы.

После оформления трудового договора с несовершеннолетним работником готовится приказ о его приеме в организацию с указанием должности. Далее выполняется инструктаж по вопросам техники безопасности при работе, а также ознакомление с внутренним распорядком предприятия.

При работе с подростками это запрещено

Работодатель, принимающий на работу несовершеннолетних, должен хоршо знать особенности законодательства, в которых содержатся запретительные нормы, поскольку нарушение их чревато серьезными санкциями.

  1. Закон не разрешает устанавливать для несовершеннолетних работников испытательный срок. Если в стандартном тексте контракта содержится этот пункт, необходимо составить дополнительное соглашение, исключающее его.
  2. Лиц, которым не исполнилось 18 лет, нельзя привлекать к ночным сменам, отправлять в командировки и задерживать на сверхурочную работу, а также вызывать в выходные дни.
  3. В ст 265 ТК РФ приводятся занятия, которыми не сможет заниматься несовершеннолетний на официальной основе:
    • труд во вредных и/или опасных условиях;
    • подземные работы;
    • работы, связанные с перемещением тяжелых грузов;
    • профессии, связанные с риском для нравственности и здоровья (казино, эротические клубы, бары, перевозка и продажа алкогольных и/или табачных изделий и т.п.).

Внимание! После того как сотрудник достигает совершеннолетия, трудовое соглашение с ним перезаключается. Из нового (типового) договора исключаются льготы, законодательно предусматриваемые лишь для подростков.

Прекращение трудовых отношений с подростками

К сотрудникам в возрасте до 18 лет применимы все оговоренные ТК РФ основания для прекращения соглашения о найме (при переводе на иное место работы, по желанию сотрудника, по соглашению сторон).

С лицами до 18-летнего возраста предпочтительнее заключение срочного соглашения из-за простоты его расторжения при окончании.

Процедура прекращения срочного контракта с подростком стандартная.

Работодатель за 3 дня до окончания срока соглашения уведомляет (письменно) сотрудника о завершении трудовых отношений одновременно с прекращением срока действия договора.

При подписании бессрочного договора для его расторжения требуются согласия государственной трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних.

При расторжении договора с подростком выполняется ряд действий (ст. 84 ТК РФ), в том числе:

  • издание приказа об увольнении и ознакомление с ним работника;
  • внесение сведений об увольнении в карточку работника (форма Т-2), в трудовую книжку;
  • проведение расчета;
  • передача подростку трудовой книжки с отметкой в журнале учета (в последний рабочий день).

Увольняющемуся гражданину выдаются справка о размере собственного заработка в течение 2 лет (календарных), предшествующих году прекращения деятельности (ст. 4 ФЗ №255, 29.12.2006) и копии иных документов, касающихся его деятельности в организации при наличии письменного запроса.

Лето по-взрослому: как помочь подростку найти подработку на каникулы

⏱ Время прочтения — 6 минут

Ваш старшеклассник еще с осени распланировал, на что он потратит свою первую зарплату? Дело за малым — устроиться на работу. Скоро каникулы, а значит — пора действовать.

Сразу предупредим: просто не будет. Работодатели, как правило, не горят желанием нанимать несовершеннолетних (почему — объясним ниже). Но все-таки найти подработку — цель достижимая, главное — желание.

Что говорит закон?

По российскому законодательству официально трудовой договор можно заключать с 14 лет. Однако для этого потребуется письменное согласие родителей (опекунов) и разрешение муниципального органа опеки.

Намного меньше формальностей ждет подростков, которым уже исполнилось 16, а также учащихся вечерних школ с 15-летнего возраста. С ними трудовой договор заключается на общих основаниях, как и со взрослыми соискателями.

Если подросток устраивается на работу впервые, то организация обязана оформить ему трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования.

Сколько может длиться рабочий день подростка?

Опять зависит от возраста:

  • с 14 до 15 лет — четыре часа в день;
  • с 15 до 16 лет — пять часов;
  • с 16 до 18 лет — семь часов.
Читайте также:
Что делать, если учитель унижает ребенка при всем классе и его родителей?

Также юным работникам положена сокращенная рабочая неделя:

  • до 16 лет — не более 24 часов в неделю;
  • с 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю.

Где искать работу?

На официальных сайтах муниципалитетов, дворцов молодежи, образовательных учреждений

Во многих городах реализуются программы летней занятости для старшеклассников и студентов. Как правило, в отряды мэра и школьные трудовые бригады принимают ребят от 14 до 18 лет включительно.

Участники трудовых формирований выбирают направления по интересам — отличный вариант для профориентации. Приведем лишь несколько примеров, кем могут работать подростки:

Рабочий по благоустройству территорий Убирает мусор в скверах и парках, занимается озеленением, ухаживает за газонами и цветниками
Помощник библиотекаря Реставрирует книги, помогает поддерживать порядок на полках, готовит материалы для тематических выставок
Вожатый Организует и проводит конкурсы, викторины, спортивные праздники на детских пришкольных площадках
Помощник корреспондента Подбирает ссылки и цитаты, сортирует фотоматериалы, учится писать пресс-релизы и посты в соцсетях для молодежных СМИ

Условия занятости напоминают смену в летнем трудовом лагере (кстати, еще один вариант подработки, совмещенной с отдыхом). Ребят организуют в отряды, обеспечивают питанием, иногда выдают фирменные футболки.

Продолжительность смены — 10 дней, 30 часов. Заработная плата невелика (от 1600 рублей за десятидневку при условии 100% отработанного времени), тем не менее от желающих нет отбоя: и польза, и развлечение — такие каникулы запомнятся надолго.

Через центры занятости

Это может быть специальный Центр занятости молодежи, Молодежная биржа труда (если они есть в вашем городе) или сразу «взрослая» служба занятости. Все они сотрудничают с предприятиями и организациями, которым на лето требуются дополнительные рабочие руки.

Как и в первом случае, подросткам предлагают вакансии, не требующие специальной подготовки. Старшеклассники могут работать озеленителями, почтальонами, подсобными рабочими на промышленных предприятиях и в автомастерских.

На джоб-сайтах и в спецгруппах в Сети

Искать объявления о вакансиях школьник может самостоятельно на различных интернет-ресурсах. Это могут быть привычные любому современному подростку соцсети или группы в мессенджерах, а также профильные сайты по поиску работы. Например, на hh.ru есть специальный раздел, где собраны предложения именно для соискателей 14+.

Вот несколько актуальных позиций для соискателей с 14 лет в разных городах России:

Вакансия Регион Зарплата
1 Копирайтер — наборщик текстов Москва от 35 000 до 70 000 руб. на руки
2 Официант кафе-пекарни Санкт-Петербург от 35 000 руб. до вычета налогов
3 Сборщик заявок Воронеж от 35 000 до 38 000 руб. на руки
4 Продавец-консультант за брендированной стойкой Воскресенск от 33 000 руб. до вычета налогов
5 Курьер-почтальон Омск от 30 000 до 42 000 руб. на руки
6 Пеший курьер на лето Москва от 20 000 до 50 000 руб. на руки
7 Стажер в отдел продаж Очер от 20 000 руб. на руки
8 Администратор детских аттракционов в ТЦ Екатеринбург от 12 000 до 18 000 руб. на руки
9 Ведущий квестов Зеленоград от 10 000 до 30 000 руб. на руки
10 Расклейщик объявлений Ярославль от 10 000 руб. на руки

По знакомству

Понадобится помощь родителей. Обзвоните друзей и родственников, у которых есть свой бизнес: вдруг им как раз не хватает помощника на лето? Возможные позиции всё те же — курьер, подсобный рабочий, раздатчик газет и листовок, ассистент. Хотя продвинутые тинейджеры вполне могут справиться и с более сложными обязанностями: встречаются, к примеру, пятнадцатилетние системные администраторы, делопроизводители и операторы ПК.

Как уменьшить риски?

Будем реалистами: очень вероятно, что подростку предложат работу без оформления по трудовому договору. Соглашаться или нет — решать вам на семейном совете.

Учитывайте, что при работе без договора недобросовестный работодатель может банально кинуть вашего ребенка с оплатой: по результатам опроса среди несовершеннолетних работников, с невыплатой зарплаты сталкивался примерно каждый пятый респондент.

Кроме того, если при исполнении трудовых обязанностей с ребенком произойдет несчастный случай по вине работодателя, добиться материальной компенсации будет крайне сложно.

Что должно насторожить?

Хотя бы поначалу просматривайте объявления о вакансиях (особенно если это объявления в соцсетях, а не на проверенных специализированных ресурсах) вместе с ребенком. Объясните ему, по каким признакам можно вычислить сомнительного работодателя или афериста:

❌ Для устройства на работу нужно оплатить первоначальный взнос, перевести деньги в некий фонд, посетить платный тренинг. Это 100% мошенническая схема.
❌ В объявлении не указано название фирмы и/или должность. Под обтекаемыми формулировками «крупная международная компания» и «требуются сотрудники в офис» таятся адепты сетевого маркетинга.
❌ Подростку без опыта обещают подозрительно высокую зарплату. Либо мошенничество, либо работа связана с криминалом.

И, конечно, наводите справки. Поищите в интернете, что пишут бывшие сотрудники о компании, куда устраивается на подработку ваш ребенок. Так вы будете хотя бы примерно знать, чего ожидать от работодателя.

И самое важное: поддерживайте ребенка в его стремлении к финансовой независимости. Доверительные отношения между вами — тот ресурс, который поможет ему справиться с адаптацией к новым обязанностям и заложит основу для успешного будущего.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫

Несовершеннолетние работники: особенности найма и ограничения

Компании могут принимать на работу несовершеннолетних, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. Они затрагивают виды деятельности, в которых могут быть задействованы молодые люди до 18 лет, а также другие вопросы: оформление трудового договора, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.д.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 139-ФЗ расширил возможности работодателей по найму несовершеннолетних. До этого заключать трудовой договор с подростком можно было только на свободное от учебы время, а правила по трудоустройству тех, кто закончил учебу или был отчислен, законодательством и вовсе не были установлены.

Сейчас фактически принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, вводит ст. 63 ТК РФ.

Возраст несовершеннолетнего

Условия заключения
трудового договора

14 лет, получено общее образование или учеба продолжается

Как видно из приведенной выше таблицы, ключевые характеристики работы, на которую принимаются несовершеннолетние по закону: работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию, она должна быть легкой. Перечень работ, к которым не могут быть допущены несовершеннолетние, подробно приводится в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Всего таких работ более 2000, все они так или иначе связаны с вредными и опасными условиями.

Ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливает для людей до 18 лет ограничения на работу по совместительству.

Рабочее время для работников до 18 лет

Если вы решили нанимать на работу несовершеннолетних, то важно учитывать не только продолжительность рабочей недели для них, но и продолжительность рабочего дня.

  • Продолжительность рабочей недели

В отличие от большинства обычных сотрудников, для которых продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, на несовершеннолетних распространяется правило сокращенного рабочего времени. Причем время сокращается в зависимости от возраста и других обстоятельств — в частности, учитывается факт обучения.

Так, например, для работников до 16 лет, продолжительность рабочей недели составляет не более 24 часов, а для работников от 16 до 18 лет она удлиняется на 11 часов, то есть не превышает 35 часов (ст. 92 ТК РФ).

Если при условии обучения несовершеннолетних и работы в свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность работы не может превышать половины от установленных норм, а именно:

  • 12 часов в неделю, если молодому человеку или девушке не исполнилось еще и 16 лет;
  • 17,5 часов, если несовершеннолетнему от 16 до 18 лет.

При этом работодатель имеет право потребовать справку из учебного заведения, которая подтверждает факт получения образования.

В период каникул несовершеннолетние работники, которые продолжают обучение, могут отработать весь срок сокращенной рабочей недели полностью — 24 или 35 часов соответственно.

  • Продолжительность рабочего дня

Существуют также жесткие ограничения по продолжительности рабочего дня, установленные ст. 94 ТК РФ:

  • подростки в возрасте 14-15 лет работают 4 часа;
  • подростки в возрасте 15-16 лет — 5 часов;
  • молодые люди и девушки в возрасте 16-18 лет — 7 часов.

Если несовершеннолетний совмещает учебу по общеобразовательным программам или программам среднего профессионального образования, с работой в свободное от учебы время, в течение учебного года, то продолжительность рабочей смены не должна превышать:

  • 2,5 часа — если несовершеннолетним 14-16 лет;
  • 4 часа — если несовершеннолетним 16-18 лет.

Обратите внимание на то, что ст. 268 ТК РФ запрещает работодателям:

  • Отправлять несовершеннолетних в служебные командировки;
  • Привлекать подростков до 18 лет к сверхурочной работе;
  • Давать им работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работодатель не имеет права устанавливать для несовершеннолетнего работника испытательный срок (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Также ему запрещено поручать такой категории работника выполнение работ в условиях полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).

Исключением в этих случаях являются только творческие сферы: СМИ, кинематограф, съемки, театральная и концертная деятельность, цирк.

Отпуск несовершеннолетним

Все мы хорошо помним, что обычно право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы в компании. Но есть категории работников, которым законодательство (ст. 122 ТК РФ) предоставляет право на ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения полугода. К ним относятся женщины — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3-х месяцев, и несовершеннолетние. Отпуск предоставляется по заявлению работника.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работника до 18 лет, согласно ст. 267 ТК РФ, больше, чем для обычных сотрудников — это 31 календарный день.

Работодатель не имеет права отзывать несовершеннолетнего сотрудника из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ) и компенсировать отпуск деньгами (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).

Как определить продолжительность отпуска в случае, если он предоставляется работнику после достижения им 18 лет? Правильный вариант: по совокупности времени, отработанному отдельно до и отдельно после наступления совершеннолетия.

Как оплачивается труд несовершеннолетних

Согласно ст. 270 ТК РФ, для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если несовершеннолетний был нанят после получения общего или среднего профессионального образования, а также если он прошел соответствующее обучение на производстве, то трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.

При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. В ст. 271 ТК РФ уточняется, что «работодатель может за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы».

Если несовершеннолетний выполняет сдельную работу, то оплата производится по установленным сдельным расценкам. Если работник до 18 лет обучается и работает в свободное от учебы время, то оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. И в первом, и во втором случае работодатель тоже может (но не должен!) устанавливать такому работнику доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Какие документы нужны для оформления трудового договора с несовершеннолетним

Комплект необходимых документов для оформления трудового договора сильно зависит от возраста несовершеннолетнего работника и некоторых обстоятельств — например, впервые или нет он устраивается на работу. Кроме того, если работнику до 14 лет, то трудовой договор за него подписывает родитель или опекун.

В максимально полном виде этот комплект будет выглядеть следующим образом:

  • паспорт (если подросток его уже получил);
  • свидетельство о рождении (если несовершеннолетнему не исполнилось 14 лет);
  • согласие одного из родителей (опекуна) на заключение трудового договора — при условии, что несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет;
  • согласие органа опеки и попечительства — для ребенка моложе 14 лет.
  • трудовая книжка (если есть). Если работник принят на работу впервые, то трудовую книжку оформляет работодатель.
  • СНИЛС (при наличии);
  • документ воинского учета (если несовершеннолетний подлежит призыву на военную службу);
  • документ об образовании, документ, подтверждающий квалификацию (если работа, которую он будет выполнять, подразумевает наличие определенных компетенций): аттестат об основном общем или среднем общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании или даже справка об обучении;
  • медицинская справка о состоянии здоровья — выдается после обязательного медицинского осмотра, который требует ст. 266 ТК РФ. Имейте в виду, что в рамках охраны здоровья несовершеннолетних работодатель обязан направить и оплатить им прохождение обязательных предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров, а также периодических ежегодных медицинских осмотров до достижения ими возраста 18 лет.

В договоре с несовершеннолетним нужно прописать все особенности трудовых отношений: продолжительность рабочей недели, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и другие детали. Вы можете использовать в качестве шаблона этот трудовой договор с несовершеннолетним работником – образец для скачивания.

Увольнение несовершеннолетнего

Стоит отметить, что основания для увольнения подростков те же, что и для обычных работников. Это, в частности, неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеется дисциплинарное взыскание; однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул, совершение хищений и др.) и т.д. (полный список см. в ст. 81 ТК РФ). Хотя одно отличие все же есть: несовершеннолетних нельзя уволить по причине непрохождения испытательного срока, так как испытательный срок для них устанавливать нельзя.

В целом процедура увольнения имеет свои особенности только в том случае, если увольнение несовершеннолетнего происходит по инициативе работодателя: в этом случае ст. 269 ТК РФ обязывает работодателя соблюсти ряд дополнительных требований (исключением является лишь увольнение в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП)

  • наличие согласия госинспекции труда;
  • наличие согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Соответственно, прежде чем издать приказ о расторжении трудового договора, работодателю придется сделать письменные запросы в комиссию по делам несовершеннолетних и госинспекцию по труду по месту жительства работника, а также в выборный орган предприятия.

Только при наличии согласий издается приказ, с которым нужно ознакомить работника, производится расчет и выплата всех полагающихся сумм, а также выдача трудовой книжки.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые увольняются организацией в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата, обеспечивается получение за счет средств работодателя необходимого профессионального обучения с последующим трудоустройство, о чем говорится в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: