Как понимать подростка – роль родителя в подростковом возрасте детей

Почему они такие: взрослым об особенностях подросткового возраста

  1. Всегда ли конфликт неизбежен?
  2. Как рождается ответственность
  3. Становление Я
  4. Стремление к новым эмоциям
  5. Подростковый нигилизм
  6. Роль и задача родителей

Подросток. Многие родители откровенно опасаются этого непростого периода жизни своих детей.

Родители и подростки: всегда ли конфликт неизбежен?

Этот период в развитии ребенка прочно зафиксировался в сознании взрослых людей, как тяжелый, конфликтный, наполненный разного рода противоречиями. Так давайте разберемся — стоит ли бояться этого возрастного отрезка в жизни вашего чада, и что делать если подростковый период им уже достигнут, и проявляется во всей красе.

На самом деле, возраст отрочества не всегда связан с проблемами и конфликтами, которые возникают между родителями и детьми.

Поэтому, если ваш ребенок еще не вступил в этот период — не стоит настраивать себя на что-то негативное.

Лучше присмотреться к ребенку, узнать — есть ли какие-то проблемы, которые уже сейчас его беспокоят, и постараться решить их вместе с ним.

Таким образом, родитель уже сейчас покажет свою открытость и готовность участвовать в жизни ребенка. Такое понимание и отношение к папе и маме прочно укоренится в сознании сына или дочери, и в дальнейшем сыграет важную роль, когда ребенок встретится со сложностями в тот или иной период взросления.

Основным моментом в этом является именно участие в решении проблемы.

Как не надо делать:

Родителям не нужно брать всю ответственность на себя, и делать все вместо ребенка. Это спровоцирует его бездеятельность в будущем и неуверенность в себе.

Нужно предлагать варианты решения проблемы, слушать, что думает на счет этого сам ребенок, — и дождаться того, когда он начнет действовать.

По силам ли подростку ноша ответственности

А вы знаете, что происходит с вашим подростком? Какие изменения грядут, кроме физических? И почему эти изменения приводят не только к внутреннему конфликту, но и к конфронтации с окружающими?

Дело в том, что этот возраст насыщен неопределенностью и двойственностью. В нем есть, как стремление к взрослости, так и вспышки детства, которые непредсказуемым образом возникают внутри ребенка — и приводят к необъяснимым поступкам.

В этот период подросток впервые чувствует ответственность за себя, за свою судьбу, — и понимает, что все зависит от его решений и поступков. Это — тяжелая ноша, осознание этого требует колоссальных психических сил, а страх накрывает с огромной силой.

При этом, подросток старается не говорить со взрослыми на эту тему, и даже старательно избегает ее.

Путь становления своего Я в жизни вашего подростка

Следующим самым ярким моментом этого возраста является становление самости.

Тинейджер стремится к самостоятельности и полной независимости от взрослых. В этих же целях срабатывают определенные качества психики.

Это необходимо подростку для того, чтобы защитить свою самость, ограждая ее от влияния учителей, родителей, взрослых.

Подростковое стремление к получению новых эмоций и ощущений

Еще одним ярким моментом, который характеризует подростков, является стремление к получению новых, ярких эмоций. Именно поэтому они начинают пробовать алкоголь, никотин, совершают опасные поступки, которые стимулируют выработку адреналина.

Ребенок стремится к взрослению, и хочет достигнуть этого как можно быстрее, совершая, как ему кажется, взрослые поступки.

Кроме этого, всё ярче проявляется его инициация — т.е., принадлежность к какой-то группе.

Он дистанцируется от взрослых и опирается на мнение этой группы для того, чтобы добиться признания. Как членов этой группы, так и родителей, учителей.

Период нигилизма, переживаемый вашим подростком

Итак, наступает период нигилизма — т.е., переоценки всех существующих ценностей для того, чтобы найти, как ему кажется, новый смысл всех поступков и стремлений людей.

Обесцениваются прежние мотивы и цели, начинается поиск новых.

Все высшие качества человечества теряют значимость, пропадает ответ на вопрос «зачем».

Любой человек (зачастую, именно взрослый) становится неважным и ненужным, потому что подросток не понимает — зачем любить, зачем что-то делать, зачем жить вообще.

Важная роль и задача родителя в жизни подростка

Все эти перечисленные факторы взросления необходимы, — какими бы негативными они не казались. Именно пройдя через каждый этап, тинейджер формирует в себе черты, которые станут основополагающими во взрослом возрасте.

Принятие ответственности за себя и свои поступки — необходимое требование, которое определяет успешность или неуспешность последующей жизни.

И, чем менее травматично пройдет это принятие — тем легче потом уже взрослому человеку будет принимать те или иные решения.

Роль родителей в этом вопросе важна.

Как не надо делать:

Не стоит в этот период времени навешивать на своего сына или дочь слишком много обязанностей.

Лучше делегировать их постепенно, охватывая все большее количество сфер.

Таким образом, принятие ответственности придет к подростку, не как снег на голову, а с пониманием того, что он стал делать больше и отвечать за большее количество ситуаций. А значит — стал взрослее.

Новые эмоции ребенок тоже может получить разным образом — как негативным, так и положительным.

Имеет смысл предложить ему заняться каким-то видом спорта, пусть даже опасным, с точки зрения родителя, или показать какие-то новые увлечения.

Ребенок в любом случае будет искать новых ощущений, и задачей родителя здесь является контроль за тем, чтобы поиск осуществлялся в более безопасной, здоровой и общественно приемлемой сфере.

Становление самости — одно из самых важных изменений в психике тинейджера. И взрослый здесь может, как поспособствовать, так и навредить.

В этот период вам, взрослым, необходимо знать, что вы общаетесь уже не с маленьким ребенком, которому можно просто приказать и потребовать, а с человеком, который уже имеет взрослые черты, но пока не знает, что делать с детскими. Следовательно, и общение стоит выстраивать с учетом этого.

Читайте также:
17 эффективных средств для лечения угрей и прыщей у подростков

И не вдаваться в крайности, требуя от подростка взрослых поступков или исключительно подчинения!

Самое важное, о чем стоит помнить во время общения с ребенком — это то, какой ребенок живет внутри вас. Вспомните себя в этом возрасте, вспомните свои мечты, страхи, надежды, переживания. Старайтесь разбудить в себе этого ребенка для того, чтобы наладить понимание со своим сыном или дочерью.

И именно мы можем построить мостик понимания между тем и другим периодом человеческой жизни.

Подростки и родители. Сложности взаимоотношений

Правда такая, уважаемый родитель или читатель,
что Вы не очень-то и можете влиять на своего ребенка.

И это, скорее, неприятный взгляд,
о нем обычно предпочитают
не говорить вслух.

Как воспитывать Вашего ребенка «правильно» никто не знает,
поэтому хватит искать в интернете ответы на подобные вопросы.

Искать ответы на подобное – не очень интеллектуально.
Поверьте, их нет.
Но Вас, их жаждущих, можно понять.

К сожалению, когда рассказывают о материнстве или отцовстве
не часто упоминают, что это далеко не всегда замечательно, осмысленно, что не всегда материнство или отцовство дают силы и смысл.

К сожалению, не часто рассказывают о том,
что ребенок может быть не таким, каким Вы хотели бы его видеть,
что ребенок может не слушаться,
что может болеть, что может мешать осуществлению планов.

И, к сожалению, не часто рассказывают о том,
что когда эта детина достигает плюс-минус подросткового возраста она может своим поведением не демонстрировать Вам благодарности за то, что Вы ей очень многое дали, а, точнее, отдАли.

По-человечески родителей можно понять, ведь, в какой-то степени, они чувствуют себя обманутыми вкладчиками.

Также не часто рассказывают о том,
что вкусы и взгляды Вашего ребенка
могут сильно отличаться от Ваших собственных.

Не часто рассказывают о том,
что поведение ребенка может сильно отличаться от поведения,
которое Вы ему навязывали.

Не часто рассказывают, что яблоко от яблони может упасть очень далеко, и что в этом может не быть чьей-либо ошибки.

Но что есть – то есть.

Правда такая, что какую жизнь проживать ребенку
– знать лучше ребенку, а не его родителю.

Каким быть Вашему ребенку – знать ребенку. Не Вам.

И чем быстрее у Вас случиться согласие с вышенаписаным,
тем Вам будет лучше! ( Я на Вашей стороне, родитель)

– Идите к ребенку, обнимите его, скажите что любите, что готовы стараться принимать его таким, какой он есть, даже если такой, какой есть Вам не нравится и Вас не устраивает.

Сходите с ним куда нибудь. Пообщайтесь как с другом. Будьте честными. И перестаньте учить. Вы в своей жизни то не разбираетесь.

Как ребенок, Ваш детина, отреагирует на те или иные действия:
– НИКТО НЕ ЗНАЕТ.

Вы можете быть самым правильным отцом или матерью на свете,
но этого может быть недостаточно.

Ребенок может выброситься из окна и это может не быть Вашей ошибкой.

Скажите ребенку, чтобы Вы готовы всегда выслушать его и попытаться помочь.
Признайтесь ему, что не знаете как правильно.
Будьте честными и хватит учить и командовать.
И хватит, прошу, слушать гоблинов из интернета.
Ни слушайте никого.

Ваши отношения с ребенком – только Ваши.

Взаимоотношения родителей и подростка совсем непростые. Казалось, что еще вчера ребенок тянулся к взрослым, был с ними «не разлей вода» и буквально не давал и шага ступить.

Но с определенного момента он вдруг чурается старшего поколения, предпочитает
общество сверстников и вообще, ведет себя неподобающим (с точки зрения родителей) образом.

Что это?
Ответ очевиден: ребенку «стукнуло» 12-14 лет, и он превратился в подростка. Родителям нужно с этим как-то жить. Как? Сейчас разберемся.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

«ПРОБЛЕМЫ С ПОДРОСТКОМ» РАВНО «ПРОБЛЕМЫ У ПОДРОСТКА».
Отношения с родителями служат своего рода поплавком душевного здоровья их ребенка.

“В идеальном мире родители помогают стать маленькому человеку тем, кем он бы хотел бы стать, поддерживая во всех его начинаниях.”

Вообще, проблем с подростком может и не быть.

А вот трудности у самого подростка уже есть, и подчас они столь значительны (для него самого), что могут появиться мысли о суициде.

Мысли, которые иногда приводят к прыжку с многоэтажки или вскрытым венам в теплой ванне.
Важно! Первое, что должны уяснить родители: ребенку в подростковом возрасте тяжело. Он может это тщательно скрывать, особенно если между подростком и взрослыми нет доверительных отношений..

Что делает подросток, чтобы решить свои проблемы? Типичными способами выхода из кризиса подросток видит в:

Погружении в интернет «с головой»;

Входом в новую компанию, зачастую полукриминальную или асоциальную;

Увлечении чем-то новым, интересным и непознанным, особенно если это идет вразрез с мнением старших бывших авторитетов;

Увлечении субкультурой.

А как родители реагируют на подростковые проблемы?
Увы, но в массе своей не менее типично:

Отправить в кадетский корпус, военизированный лагерь, иную жестко иерархическую структуру;

Попытаться подавить личность подростка введением множества запретов;

Оказать меры психического или даже физического воздействия вплоть до насилия;

Отказаться от воспитания подростка с мыслью, что «само все образуется» или «это проблемы школы»

РАЗБИРАЕМСЯ В ПСИХОЛОГИИ ПОДРОСТКА

3. В социальной роли – низкий/высокий социальный статус семьи, отдельно, родителей.

В то же время, подросток, будучи ребенком, не полностью отделяется от родителей, и подсознательно продолжает к ним стремиться. Если взрослые упустят момент, когда нужно заново наладить контакт с отпрыском, то к началу
взросления родитель уже не будет ни другом, ни приятелем.

Так, родственник, волею случая давший ему жизнь. Подросток не против родительской помощи, поддержки. Но не в формате аксиом. Он уже хочет принимать участие в обсуждении.

Читайте также:
Какие брекеты лучше ставить подростку и почему?

Поэтому каждый родительский совет воспринимается в штыки, особенно если совет не подкреплен логическим обоснованием. В то же время родительская помощь не должна быть костылями, без которых подросток не сможет обойтись во взрослой жизни.

Заботу взрослых правильней сравнить со строительными лесами: пока они нужны, их используют. Как дом построен – разбирают. Так вот, чем старше становится подросток, тем больше «лесов» нужно убирать.

В итоге, да простят меня строители и родители, должна остаться легкая и мобильная «стремянка», которая перейдет с ребенком и во взрослую жизнь.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ – СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Итак, мы плавно подошли к тому, как правильно пережить подростковый возраст,
чтобы по его окончанию установились отношения «взрослый родитель» – «повзрослевший ребенок».

То есть модель должна измениться полностью, и о ней мы обязательно поговорим позже.

Сейчас же рассмотрим основные правила, которые должны запомнить родители.

Да-да, именно родители как существа более взрослые, ответственные и способные реагировать на ситуацию без эмоций.

1. Личное пространство неприкосновенно
8 из 10 современных родителей в детстве слышали от мамы или папы фразу «Я не позволю ставить замки в своем доме». Но все забыли жесткое неприятие этого, потому уже своим детям говорят точно то же самое.

Но это неправильно. Дверь в комнату подростка должна открываться по его воле, а не по желанию родителя. Уйти от модели давления жизненно необходимо. Ведь комната для юной личности – ее мир, уже отделенный от родительского. Это нужно принимать и уважать.

Но и здесь не должно быть перекосов. Объясните ребенку, что также желаете уважения своего личного пространства (табу на родительскую спальню), а также общих помещений. Полезно объяснить о границе личного пространства, о необходимости участия в уходе за пространством общим.

2. Подросток имеет право на свой собственный выбор
Психология подростка такова, что он учится самостоятельно выбирать: друзей, увлечения, образ жизни и даже перспективное направление в получении образования.

Задача родителей – объяснить, подсказать и рассказать.
Знаете, сколько в мире живет финансистов, мечтавших (да и сейчас мечтающих!) о «баранке» дальнобойщика? А сколько менеджеров, которые с удовольствием встали бы к плите в качестве повара? Но родительское давление сделало свое «черное дело».

Да даже та же одежда: если в подростковом возрасте родители выбирали ее за ребенка, то это аукнется сложностью с выбором гардероба во взрослой жизни. И речь идет не о вкусе (который, в общем-то, прививается в детстве), не об эстетике (это уже во взрослом возрасте). Просто родители играли «в куколку». И плевать, что куклой был ребенок.

3. Уважайте увлечения подростка
В 11 лет ребенок штудировал звездный атлас в мечтах стать астрономом, но в 13 лет с помпой объявил себя будущим великим инженером и кинулся читать учебник по сопромату. В 14 лет он с неменьшим пылом увлекся цивилизацией Шумеров и решил посвятит свою жизнь археологии. В 15 он же с огромным рвением пробует себя в балете.

Эти метания – проба сил, поиск границ, определение жизненного пространства и доступной среды. Родителям не нужно запрещать сыну-подростку поступать в кружок юных модельеров-швей или препятствовать дочери в увлечении боям без правил. Но не нужно и слепо потакать всем желаниям. Проговаривайте ситуацию, особенно если нет денег на 1-колесный скейт, от которого «балдеет» вся школа с математическим уклоном.

5. Не вызнавайте секреты
Основная проблема подростков – родители вечно стремятся все узнать. В том числе путем незаконного влезания в смартфон, пока чадо в душе. Или выворачиванием прикроватной тумбочки, пока ребенок посещает кружок «Сам себе хирург».

Учитесь уважать секреты своего подростка (а не то он навестит ваших «скелетов в шкафу»). Проявите такт и уважение: «Проверь карманы, мне нужно постирать твои брюки» или «Сейчас я приду к тебе в комнату, сверни свою переписку в соцсети».

Взаимоотношения подростка и родителей могут не превращаться в кошмар, если взрослые будут тактичны, милы и не перестанут любить своего ребенка. Нужно воспринимать подростка со всеми его достоинствами и недостатками.

Если же вдруг между поколениями выросла стена, которую не удается пробить своими силами – стоит проконсультироваться с психологом, а лучше – поработать с ним. Ведь подростковый возраст – последний период ребенка, когда родители еще могут оказать на него пусть и не большое, но влияние.

Живите со своими детьми в мире и согласии, независимо от возраста и обстановки!

Как понимать подростка – роль родителя в подростковом возрасте детей

Взаимоотношения детей и родителей в подростковом возрасте

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Мне и моим друзьям по 13-15 лет. Мы любим общаться, вместе проводить время, имеем много общих интересов. Конечно, важное место в нашей жизни занимает учёба, но и общение для нас очень важно.

Так или иначе, но главным местом, где мы ищем поддержку и понимание остаётся для нас наша семья – родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Но в последнее время я часто слышу, что у моих друзей возникают проблемы непонимания между ними и их родителями. Почему это происходит? Ведь мы с родителями являемся самыми близкими на свете людьми и наша любовь к друг другу неоспорима? Задумавшись над этим вопросом, мне стало интересно, как происходит взаимодействие детей и родителей в сложный период подросткового возраста.

Семья – это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. Семья – то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму.

Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, воспитывают в нем доброту, тактичность. Но взаимоотношения между родителями и детьми становятся сложнее, когда у ребенка начинается переходный возраст (подростковый). Поэтому нужно получше изучить эту тему, чтобы научиться решать конфликтные ситуации между родителями и подростком.

Читайте также:
Как перевести ребенка в другую школу : инструкция, список документов

Актуальность: Именно в подростковом возрасте проблема взаимоотношений очень актуальна, так как, несмотря на все близкие связи, ребенок в этот период меняется и растет. В этот период как никогда нужно поддержка и понимание самых близких ему людей – родителей.

Цель: Выявление причин конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Попытка разработать правила общения «родитель – подросток»

Основные задачи: 1.Узнать особенности подросткового возраста

2.Изучить взаимоотношения родителей и подростка на примере нашего класса.

3. Выяснить причины конфликтов между родителями и подростком на основе проведения диагностик, опросов и изучения литературы.

4. Разработать рекомендации взаимоотношений «родитель-подросток»

Объект исследования: учащиеся 8 класса и их родители.

Гипотеза: Я считаю, что взаимопонимание в подростковом возрасте между родителями и детьми возможно при выполнении определённых условий и правил общения.

Для изучения данной темя я выбрала следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы по теме, диагностические – психологическая диагностика, анкетирование.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью показать на примере исследования о необходимости поддерживать хорошие взаимоотношения между родителями и подростками.

Подростковый возраст.

1.1.Что такое подростковый возраст и как он проявляется?

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. [5]

Период подросткового возраста не имеет определенных рамок. Многие психологи, например: Людмила Петрановская считает, что подростковый возраст это период с 11-12 лет до 15.[2] А Дэниел Сигел уверен, что этот период с 12 до 24 лет, т.е до поздней юности.[3]

Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

-Эмоциональная неустойчивость-это непостоянство эмоциональных реакций и интересов, их непредсказуемость.[4]

-Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме – это поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов).[7]

-Риски. В этом возрасте мы часто отдаем себе отчет в негативных последствиях наших действий. Но даже в этом случае мы придаем большее значение потенциальным выгодам такого поведения: острым ощущениям, совместному опыту, веселью. [3]

-Реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения.

-Ощущение себя взрослым. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия.[4]

-Самоисследование, самоанализ. Стремление к признанию окружающими своих заслуг.[5]

– Повышенная критика к себе. Поглощённость собой, постоянная потребность оценивать себя делает и особая ранимость в связи с этим.[4]

Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является их положение в группе. При этом мнение родителей и других взрослых часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества.[4]

Подростковый возраст психология признает одним из самых сложных периодов развития личности. Это трудное время родители должны пройти вместе со своими детьми.[4]

1.2.Взаимоотношения родителей и подростков

Как уже говорилось ранее, одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, и старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Из курса обществознания мы знаем, что одна из задач родителей – социализация своего ребёнка в обществе. Социализация – это процесс становления личности, в котором происходит усвоение норм и ролей, предназначенных человеку. Задача социализации решается старшими на протяжении всего периода от рождения до взросления ребёнка. В ходе социализации человек, постоянно работая над собой, становится личностью.

Из факторов социализации, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. [6]

Таким образом, мы считаем, что семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей в социализации личности подростка и оказывают большое влияние на его дальнейшую жизнь.

1.3.Самые распространенные причины конфликты и пути их решения.

По мнению психологов, конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Попытаемся рассмотреть, какие цели и интересы преследуют участники конфликта «Родитель-подросток».

Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери – вот что в первую очередь создает барьер между родителями и растущими детьми.[1]

Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Ребенок чувствуя себя взрослым , хочет решать или принимать участие в решении некоторых проблем в семье. Родители очень часто требуют от детей ответственности за поступки, но излишний контроль и отсутствие доверия к подростку «отбивает» у него охоту нести эту ответственность. Родители часто проявляют волнение за подростка, а он всем своим поведением старается показать, что он уже взрослый.[2]

Как найти «золотую середину» в этих взаимоотношениях? Попытаемся разобраться на примере 8-го класса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Исследование «Взаимоотношения в семье»

Мы проводили исследование в 8 «Б» классе. Для учащихся была проведена анкета «Изучение степени удовлетворенности характером взаимоотношений в семье» (тест Т.Шрайберг) (см. Приложение 1.). Всего в опросе приняло участие 23 учащихся возрасте 13-15 лет. Тест направлен на изучение степени удовлетворенности школьника характером взаимоотношений в семье.

В итоге были получены следующие результаты:

52 % учащихся-имеют неблагоприятную семейную ситуацию

47% учащихся –имеют формализованное общение с родителями

1% учащихся-имеют благоприятную семейную ситуацию

Читайте также:
Как понять, что подросток употребляет наркотики - методы проверки на наркотики

Для удобства мы перенесли эти данные в диаграмму. (см. приложение 2)

Вывод: Большинство учащихся 8 класса имеют неблагоприятные взаимоотношения с родителями.

Следующее исследование необходимо для того, чтобы выяснить, связано ли неблагоприятные отношения с родителями с общим уровнем взаимоотношений в семье.

2.2.Исследование «Моя семья»

Мы проводили исследование в 8 «Б» классе МОУ Лицей. Для учащихся была проведена анкета «Моя семья» (см. приложение 3). Всего в опросе принимало участие 21 учащийся в возрасте 13-15 лет. Анкета направлена изучение уровня взаимоотношений в семье.

В итоге были получены следующие результаты:

50% учащихся имеют благополучный уровень взаимоотношений в семье. 47% учащихся имеют удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье. 2% учащихся имеют неблагоприятный уровень взаимоотношений в семье.

Вывод: Большинство учащихся 8 класса имеют благополучный уровень взаимоотношений в семье.

То есть, несмотря на благополучный уровень взаимоотношений в семье, существует некое непонимание между родителями и подростками. Как избежать этого непонимания и не допустить конфликтов? Для этого мы разработали анкету-пожелание, которую заполняли и дети, и родители 8 «б» класса.

2.3.Анкета-пожелание

«Чтобы вы хотели изменить во взаимоотношениях «родитель – подросток»

В результате получились следующие ответы:

«не хотят ничего менять и их все устраивает» – 37%.

«хотят чтобы в семье было меньше конфликтов и ссор» – 59%

«хотят больше разговаривать по душам» – 52%

«чтобы родители разрешали им чуть-больше» – 62%

«уважали их мнение» – 57%

«чтобы родители перестали ссориться и в семье было все хорошо» – 44%.

«Хочу, чтобы ребёнок был более самостоятельным» – 67%

«Понимал, что родителям тяжело» – 23%

«Понимал, что ругаемся, потому что любим» – 25%

«Поменьше риска!» – 12%

«Чтобы ничего не скрывал» – 68%

«Чтобы не заставлял волноваться, отвечал на телефон» – 32%

Вывод : таким образом, и та и другая сторона хотят взаимопонимания , любви и внимания друг друга.

Теоретическая часть работы показала нам, что проблем в общении родителей и детей много и практически всегда они связаны с непониманием между растущим подростком и волнующимся за него родителям.

Период подросткового возраста труден как для взрослых, так и для детей. Перепады настроения, желание быть взрослым, доказать свою самостоятельность – все эти стремления 12-15летних детей не всегда нравятся родителям, которые ещё не совсем готовы видеть в своем ребёнке взрослого человека.

Но в любом сложном жизненно периоде очень важна поддержка близких людей и необходимо перестроить взаимоотношения между родителями и детьми так, чтобы конфликтов было как можно меньше, а если бы они возникали, то быстро гасли.

В результате нашего исследования мы убедились в правильности гипотезы: стиль взаимоотношений в семье, где растёт ребёнок-подросток должен быть изменен, в результате чего можно будет избежать проблем взаимоотношений между детьми и родителями.

Для того, чтобы помочь таким семьям, мы попытались сформулировать эти правила.

Правила взаимоотношений в семье, где есть подросток.

Стараться избегать ссор и конфликтов между всеми членами семьи.

Уважать мнение друг друга – сначала выслушать спокойно, а потом уже, высказав также спокойно свою точку зрения, предложить несколько вариантов решения, которые бы устраивали всех. Выбрать оптимальный.

Больше доверять подростку.

Принимать во внимание, что родителям свойственно волнение за детей. Поэтому всегда говорить, какие у вас планы, где вы находитесь, отвечать на телефон.

Не бояться высказывать друг другу свои мнения, даже если они могут быть ошибочными.

НИКОГДА не повышать голос друг на друга.

Уважать мнение другого, советоваться друг с другом, не высмеивать ошибки.

Если возникает безвыходная ситуация – обязательно посоветоваться друг с другом. И не распространять личную информацию всем знакомым, если её доверили по секрету.

Быть не только членами семьи, но и друзьями.

Любить друг друга таким, какие есть.

Список литературы:

Кон , И.С. Психология ранней юности/ И.С Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

Петрановская , Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка/ Л.В. Петрановская – М.: АСТ, 2017. – 370 с.

Сигел , Д. Растущий мозг/ под ред. Е.Олейник- М.: Эксмо, 2016. – 272 с.

Подростковый возраст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://love-mother.ru/podrostkovyj-vozrast-psihologiya-osobennosti-harakteristika.html (4.02.2019)

Вотрина, С.А. Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html (4.02.2019)

Значение семьи в жизни человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://otnosheniya.temaretik.com/1306655787432019977/znachenie-semi-v-zhizni-cheloveka/ (4.02.2019)

Учаев , Е.Г. Особенности подросткового возраста и поведение родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.b17.ru/article/osobennosti_podrostkovogo_vozrasta/ (4.02.2019)

Изучение степени удовлетворенности характером взаимоотношений в семье (тест Т.Шрайберг)

Он направлен на изучение степени удовлетворенности школьника характером взаимоотношений в семье.

Показателем крайне неблагоприятной семейной ситуации является результат по тесту – менее 30 баллов. Формализованное общение – 30- 40. Об эмоциональной близости членов семьи, а следовательно, благо­ приятном психо-эмоциональном фоне свидетельствует результат – более 50 баллов, а об идеальных отношениях – более 80.

Инструкция: выразите степень своего согласия со следующими ут­ верждениями

Как понять подростка? Психолог рассказывает, как родителям выстраивать отношения с детьми от 12 до 16

Когда в семье появляется ребёнок, мир родителей кардинально меняется и в какой-то степени требует переосмысления многих взглядов и установок. Проходит время, и вдруг милый малыш с пухлыми щёчками превращается в колючего ёжика, выставляющего свои защитные колючки по любому поводу. Как понять, что происходит с подростком, чтобы восстановить с ним доверительные отношения? Об этом в нашей беседе с психологом Елизаветой Дунаевой.

– Почему ребёнок грубит родителям, не слушается? В чём может быть причина?

– С точки зрения биологической теории большинство проблем обычно списывают на гормональный дисбаланс, свойственный подростковому возрасту. Однако причина плохого поведения кроется не только в этом.

Во-первых, в этот период происходит окончательное формирование личности ребёнка со своими ценностями, приоритетами, жизненными планами и видением окружающего мира. Эта система пока ещё недостаточно устойчива, поэтому подростки часто меняют своё мнение, могут быть достаточно вспыльчивыми, воспринимая услышанное и увиденное чересчур остро.

Читайте также:
Что делать, если ребенка в школе избил одноклассник?

Во-вторых, грубость и непослушание подростка могут быть ответом на чрезмерное вторжение родителей в его личное пространство. Это происходит, когда родители продолжают относиться к ребёнку как к маленькому, в то время, когда тот вполне осознаёт себя достаточно самостоятельным и взрослым. И таким поведением он пытается показать, что может сам распоряжаться своей жизнью и принимать какие-то решения.

– Что делать и как себя вести родителям, когда они узнали, что ребёнок курит. Первый порыв – наказать ремнём, но верно ли это?

– Бить ребёнка нельзя ни в каком возрасте. Физическое наказание – это насилие. А воспитать с помощью насилия невозможно, и такой подход неправильный. Он калечит личность и судьбу ребенка и чаще всего множит насилие. Чем младше ребёнок, которого бьют, тем больше он будет замыкаться в себе. Подросток же усвоит правило: насилие – это норма, прав тот, кто сильнее, соответственно, этим способом можно решать любые жизненные проблемы. И именно такую модель поведения в дальнейшем будет использовать для урегулирования отношений.

Даже не телесные способы наказания, такие как крики, оскорбления, игнорирование – это тоже проявление насилия по отношению к ребенку. Об этом всегда стоит помнить и не применять их в качестве меры воспитательного воздействия. И если вы не можете или не знаете, как по-другому, вам стоит улучшать свои навыки родительской компетенции или пройти психотерапию.

Курение и употребление алкоголя – большая проблема. Подростками руководит тяга к экспериментам, новым ощущениям, исследуя свои границы и возможности, они могут попробовать многие вещи, но это не всегда приведёт их к зависимости.

Воздействовать на подростка можно ровно также, как и на взрослого. То есть никак. Невозможно заставить другого человека что-то делать или не делать. Можно, конечно, поставить его перед сложным выбором (например, тюрьма или реабилитация для зависимого). Однако данная мотивация не будет стойкой, и человек вернётся к привычному поведению, как только это станет возможным.

Значит ли это, что нужно бездействовать? Нет. Воздействовать и действовать – не одно и тоже. И если вы хотите, чтобы подросток вас слушал и услышал, необходимо наличие доверия между вами. Поэтому главный способ взаимодействия с ним – спрашивать и слушать. И делать это с искренним интересом к ребёнку и его жизни. Вопросы в стиле “И как я по-твоему должен(а) к этому относиться?” не подойдут. Лучше узнать, почему он курит, что это ему даёт, считает ли он это полезным или вредным, как думает, в чем именно вред, и если знает, то почему вредит себе и т. п. Уверьте подростка в том, что хотите помочь, а не наказать. Здесь хороши примеры из собственной жизни. Однако помните, если ваши слова расходятся с делом (например, вы сами курите, а подростка учите этого не делать), они будут не более чем сотрясением воздуха.

А вот если ребёнок пробует какие-то психотропные вещества – это безусловно зона риска, и в данном случае необходимо обращаться за консультацией и помощью к специалистам.

– А как быть, если подростка уличили во лжи и воровстве, причём не единожды?

– Здесь есть один очень важный момент: довольно часто ложь и воровство связаны со злостью и с чувством отверженности ребёнка. Как правило это происходит, когда у подростка нет близких и доверительных отношений, как с родителями, так и с друзьями. И вот эту внутреннюю пустоту он заполняет результатами деструктивного поведения, усвоив правило: только, когда я обманываю или делаю что-то плохое, на меня обращают внимание, и я становлюсь для всех заметным.

– Подросток не хочет учиться, читать, ленится что-либо делать. Как можно повлиять без наказания?

– Я всегда предлагаю родителям разграничить требования по принципу двух составляющих: что важно им и что важно ребёнку; считает ли он проблемой то, в чём видят проблему родители. С точки зрения взрослых всё, о чём они просят, это то, что безоговорочно подростку необходимо. На самом же деле ребёнок может думать по-другому. Да, он может не считать проблемой неубранную комнату, плохие оценки в школе или сложности в отношениях с учителями. Но к этому нужно прислушиваться и об этом нужно говорить, спрашивать, почему именно так. Например, у подростка плохие оценки по русскому языку, но если он не видит себя в дальнейшем филологом, не собирается связывать свою жизнь с подобной профессией, то возможно незнание каких-то правил по этому предмету для него не будет критичным.

Прежде чем что-то требовать от подростка, следует задаться вопросом, почему это так важно для меня? Почему я так сильно хочу, чтобы у ребёнка был какой-то определённый навык или черта характера? Ответ прост. Родители часто пытаются дать или привить своим детям то, чего не было у них самих. И здесь мы переходим к важному моменту: невозможно дать другому человеку то, что вы хотите для самого себя. В таком случае и вы сами не получаете то, что хотите, и у вашего ребёнка нет того, что важно для него.

Есть один интересный поучительный фильм-притча “Трасса 60”, в котором главному герою отец на день рождения подарил то, что хотел бы получить в жизни сам. Но молодой человек мечтал о другом. Далее сюжет построен на дорожном путешествии, во время которого парень сам выбирает свою судьбу. Одна из главных задач подросткового возраста – найти свой путь, свою дорогу и создать свою собственную личность, а не ту, которую хотят видеть родители.

Читайте также:
Подросток 13-15 лет совсем не хочет учиться - действенные советы психолога

– Поговорим об ошибках родителей в воспитании детей. Чего следует избегать, чтобы не разрушить доверие подростка?

1. Контроль и навязчивость. Чем больше вы стараетесь контролировать ребёнка, особенно в каких-то мелочах, типа умылся ли, застелил ли кровать, собрал ли портфель в школу, тем меньше подросток будет вам доверять. Навыки самообслуживания – это та сфера жизни, ответственность за которую подросток несёт сам.

2. Беспокойство за плохие оценки и постоянное требование хорошо учиться. По большому счёту познавательная активность – это ответственность подростка, не нужно бояться, что он вырастет неучем, и из-за этого у него плохо сложится жизнь. Жизнь большая, и, если что-то понадобится узнать, ребёнок узнает. Существует достаточно примеров успешных людей, у которых в школе была плохая успеваемость.

Бывает так, что на приёме у психолога взрослые люди спрашивают: почему меня не учили, как сочувствовать другим? Как вести диалог с другим человеком? Как построить отношения? Как правильно распоряжаться деньгами? Почему вместо этого мне преподавали синусы, тангенсы и котангенсы? Это то, что мне в жизни не пригодилось. Поэтому вопрос не в том, как ребёнок учится и какие оценки получает, а в том, как он потом будет использовать в жизни приобретённые знания и будет ли использовать вообще.

Разговаривайте с ребёнком, задавайте вопросы, чтобы узнать, что для него важно, и поддерживайте этот интерес, помогайте его развивать.

3. Отношение к подростку как к маленькому ребёнку. Чем больше его лишают самостоятельности, чем меньше дают ответственности, тем меньше у подростка и доверия ко взрослым. Для него это звучит так: они не видят меня настоящим, реальным, как в таком случае я могу им доверять?

4. Критика друзей. Друзья играют большую роль в жизни подростка, это часть его личности. И когда родители критикуют друзей, тем самым они обесценивают выбор ребёнка и его самого.

5. Постоянные нравоучения, ругательства и претензии по любому поводу. Родителям кажется, что если кричать погромче да настаивать побольше, критикуя каждый шаг подростка, то это исправит его неправильное поведение. На самом деле любая ругань и претензии для ребёнка звучат как претензии и критика его личности. Чувствительный ребёнок будет об эту критику раниться, потому что тот голос, которым вы с ним разговариваете, станет для подростка внутренним голосом на всю его последующую жизнь. А вот более сильный подросток начнёт демонстрировать протестное и порой даже агрессивное поведение, чтобы выразить своё несогласие с родителями.

6. Пресекание самостоятельности. Это довольно распространённая ошибка родителей, когда они всё делают за подростка. Не убрал в комнате – убрали за него. Поел и оставил посуду – помыли за ним. Сложили книги, подготовили одежду, не пустили одного в магазин и т. д. И чем меньше подросток самостоятельно что-то делает, тем меньше у него восприятие родителей, как тех, кому можно доверять.

7. Постоянное нарушение личных границ. Что под этим подразумевается? Когда родители без стука заходят в детскую комнату или в ванную, где в этот момент моется подросток. Когда без разрешения берут личные вещи ребёнка и распоряжаются ими, как своими. Когда читают личную переписку в соцсетях или заглядывают в дневник, в котором подросток пишет о сокровенном. И если ребёнок видит, что с ним не считаются, его не уважают, ему нет места в этом доме, то тогда и доверия у него к родителям не будет.

8. Проявление недоверия. Родителям кажется, что проблемы у их детей начинаются с подросткового возраста. Однако на самом деле то, как ребёнок переживает этот период, зависит от того, как строились его отношения с родителями предыдущие годы. Простой пример. 15-летняя дочь хочет пойти ночевать к подруге, и мать сразу же воспринимает эту просьбу в штыки. И суть запрета заключается только в одном – нет доверия, а есть опасение, что подросток без присмотра будет заниматься чем-то таким, что идёт вразрез с тем, чему его учили долгие годы до этого. И в этот момент мать не доверяет не только своему ребёнку, но и себе, как родителю. Разумеется, часть родительских тревог связана и с существованием плохих людей, которые могут навредить ребёнку. Но здесь надо помнить, если вы не научили его до подросткового возраста всем необходимым навыкам безопасности, то уже поздно начинать это делать сейчас. В этом возрасте подросток будет слушать не вас, а скорее своих сверстников или даже других взрослых.

Почему так происходит? Потому что для того, чтобы окончательно стать взрослой полноценной личностью, со своими особенностями и чертами характера, ребёнку нужно отталкиваться от какого-то образца. Самый ближайший – его родители. И первое что делает подросток – он становится не таким как они. Если взрослые достаточно доверяют себе, как родителям, доверяют своему ребёнку, то они позволят ему быть не похожим на себя. Дадут ему возможность совершать ошибки, чтоб приобрести свой собственный опыт. Опять-таки насколько это будет возможным или невозможным для каждого родителя во многом зависит от того, какие собственные подростковые травмы он переживает в данный момент. И довольно часто оказывается, что в большей степени в психотерапии нуждаются родители, а не их ребёнок-подросток.

Есть одна очень хорошая поговорка: хочешь воспитать ребёнка – воспитай себя. От этого многое зависит в ваших дальнейших взаимоотношениях. А вы почерпнули что-нибудь полезное для себя из данной статьи?

Отдел новостей “Электронного Солигорска”

Когда и как надо поговорить с дочерью о менструации

Чаще всего месячные у девочек начинаются в 12 – 13 лет, но нормальный период для наступления менархе (первой менструации) — от 8 до 16. Поэтому если вы наблюдаете начало полового созревания у дочери, и при этом у нее нет вопросов, оттягивать разговор не стоит — вам придется его инициировать.

Читайте также:
Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом?

Ищите инфоповоды: покупка прокладок, реклама средств гигиены, начало месячных у подружек/одноклассниц. Можно прямо спросить: что ты знаешь о месячных? И , внимательно выслушав, исправить дезинформацию. Старайтесь говорить на языке своего ребенка : кто-то готов к более научной и подробной информации , а кому-то нужны описания в виде метафор.

Как понять, что половое созревание уже началось?

Развитие груди. Сразу появится небольшая припухлость, а затем сосок и ареола потемнеют. Примерно через полгода начнется оволосение паховой области, а через 2 – 2,5 года у девочки наступит менархе. Молочные железы часто развиваются неравномерно, особенно в самом начале, и вы должны четко объ яснить, что здесь не о чем беспокоиться.

Влагалищные выделения. Объясните, что если у девочки нет вагинального зуда, запаха или раздражения, ей не нужно переживать об инфекции. Желтые или белые пятна на ластовице трусиков — это абсолютно нормально. Они появляются примерно за год до первой менструации.

Лобковые волосы. Начинают расти примерно за полгода до первой менструации. Типично жесткими и курчавыми становятся ближе к 16 годам.

Подмышки. Волосы в этой зоне, как правило, появляются уже к концу полового созревания. Чаще всего они не растут до тех пор, пока у девушки не начнутся менструации.

Какие вопросы чаще всего возникают у детей?

  1. Когда у девочек начинаются месячные?

Чаще всего в промежутке от 10 до 15 лет. Средний возраст составляет 12 лет, но тело каждой из нас имеет свой собственный график.

  1. Почему у девушек и женщин есть менструации?

Это связано с гормонами. Яичники начинают вырабатывать гормоны, которые помогают наращивать в матке специальный слой — эндометрий. Этот слой нужен для прикрепления оплодотворенной яйцеклетки, из которо й развивается ребенок. Если оплодотворенной яйцеклетки нет, слой устаревает и начинает выходить из матки вместе с небольшим количеством крови. Этот процесс происходит с периодичностью раз в месяц.

  1. Когда начнется менструация, это будет происходить у меня каждый месяц?

В течение первых трех лет менструальный цикл может быть нерегулярным (до 90 дней). Но позже это будет происходить каждый месяц. У некоторых девушек месячные приходят раз в три недели. А у других — раз в шесть недель. Нормальная продолжительность менструального цикла (он считается от первого дня последних месячных до первого д н я следующих) — от 21 до 35 дней.

  1. Девочка может забеременеть сразу, как только у нее появятся месячные?

Девочка способна забеременеть даже перед началом первых месячных. Потому что гормоны могут уже работать, создавая специальный слой в матке и помогая яйцеклетке вырасти до нужного размера и высвободиться. Если в это время случится секс, вероятнее всего, девушка забеременеет, хотя у нее еще не было ни одной менструации.

  1. Как долго длится менструация?

Обычно около 5 дней. Но может быть короче или длиннее (от двух до семи дней).

  1. Что делать, если месячные начнутся в школе?

В самом начале менструации выделений не много, но, конечно, лучше иметь под рукой прокладку. Если же ее не оказалось, можно использовать одноразовые носовые платочки/туалетную бумагу/бумажные полотенца. Или же попросить средство гигиены у медсестры или учительницы.

  1. Это выглядит как кровотечение?

Чаще всего менструация начинается со скудных выделений. Через полдня могут пойти обильные выделения (2 – 3 дня). Последние пару дней наблюдаются мажущие выделения (коричневого цвета). Всего за цикл выделения составляют около 80 мл.

В каких случаях стоит обратиться к врачу?

Если:

  • девушке 15 лет, и у нее все еще нет менструаций;
  • грудь начала развиваться три года назад, но месячных все еще нет;
  • грудные железы не начали увеличиваться, а уже началось оволосение;
  • грудные железы начали развиваться раньше 8 лет или не начали развиваться к 13 годам;
  • прошло более двух лет, а менструальный цикл все еще нерегулярный (особенно, если пропускается три и более цикла подряд);
  • есть сильные спазмы, которые не снимаются обезболивающим, и ПМС мешает повседневным занятиям;
  • наблюдается очень сильное кровотечение (прокладка или тампон протекают быстрее, чем проходит 2 часа).

Если у вас не хватает слов, знаний или смелости говорить с дочерью о менструации, позаботьтесь, чтобы у нее был другой способ получить эту информацию.

Рассказать о менструации в семь лет — не рано ли?

Рано или поздно каждая девочка становится девушкой. И один из признаков взросления – это менструация. Чтобы первые «критические дни» не вызвали у девочки стресс или замешательство, необходимо заранее провести с девочкой беседу: объяснить как происходит развитие организма и научить пользоваться средствами личной гигиены.

Как же начать деликатный разговор с девочкой о критических днях (КД)?

Мираж: Наша девочка много читает, но я решила почву прощупать и спросила, знает ли она о КД. Дочь спокойно ответила, что знает. Я сказала, какие симптомы могут быть (болезненность в груди, набухание сосков, боли в животе, тошнота, головокружение), ну и сами месячные. Еще хочу в ближайшее время объяснить про прокладки, гигиену. Покажу, как пользоваться прокладками и положу пачку ей в шкаф. В семь лет я с ней об этом не говорила, но, подозреваю, что она все же что-то знала, потому что у нее книга настольная была – иллюстрированная энциклопедия “Мать и дитя”.
В этом возрасте можно, наверное, в каком-то фантазийном ключе рассказать. К примеру: каждая девочка – как бутон прекрасного цветка. Эти бутоны в 11-12 лет начинают раскрываться и потом превращаются в чудесные цветы – в девушек. И превращение это не простое, а волшебное. В организме девочки-бутона происходят волшебные изменения. Не так просто стать прекрасным цветком. Бывает больно, бывает неудобно, но это жизнь.

Ightik: Моей барышне тоже 7 лет, и я тоже задумалась как тактично объяснить различия между мужчиной и женщиной. Порылась в Интернете, нашла “Энциклопедию сексуальной жизни для детей 7-9 лет” в формате “pdf”, скачала, распечатала. Дала почитать дочке. Потом обсудили с ней, непонятные моменты.

Читайте также:
Опасные увлечения современных подростков - на что обратить внимание?

НеОЛЕСЯ: Нам 10 лет, но про КД я ей рассказала год назад, когда появилась сестренка и возникли вопросы по поводу рождения деток. Решила ей сказать в общих чертах, что она взрослеет и растет грудь (грудь, кстати, уже росла) и волосы под мышками и “там”, и что могут прийти КД, что не нужно этого бояться и сразу сказать мне об этом, я скажу что делать и научу, как пользоваться прокладками. Объяснять все подробно я не стала, думаю, что еще рано. А может сама уже прочтет, у нее куча книг по поводу женского организма. да я и сама книжку покупала, чтобы понять, как все объяснить дочке, и забыла про нее.

Skydream: Когда мне было где-то 8 лет, а сестре 7, мы, видимо, уже начали у мамы интересоваться, откуда берутся дети, и в один день мама рассказала нам всё как есть. Что детей рожает женщина, что мы скоро тоже вырастем, про месячные, которые нужны, чтобы в будущем мы могли иметь детей. Рассказала, как попадает в живот ребёнок, что у мужчины есть семечко. Нам было очень интересно, нас это особо не шокировало.

UmaTurman: Мне кажется, главное самой не мяться, не стесняться. Рассказать с юмором, что ли. Да, кровь, но никто не умирает. Своей думаю лет в 10 рассказать, если она раньше не узнает в школе от подружек.

Dio: Моя тоже из тех, кто знает давно, и рассказ начался “по случаю”. То ли она про прокладки спросила, то ли я от неё в ванной закрылась. Но это было лет в 5, наверное. Потом несколько раз возвращались к разговору, каждый раз на более “высоком” уровне пыталась объяснить суть явления.

Ast: Хочу только уточнить, что не нужно ждать, что КД вот-вот начнутся, лучше рассказать об устройстве женского организма в 7-8 лет, точно так же, как этом возрасте родители рассказывают об общей физиологии, например, разговор о мышцах может затронуть строение матки – дети в этом возрасте все очень естественно воспринимают. А еще есть мультик “Когда девочка взрослеет” – советую посмотреть и родителям, и девочкам.

Ирина 33: Моя дочь спросила однажды (ей 6 лет), и я ей пояснила, что у женщин бывают такие особенные дни, когда прокладками пользоваться нужно обязательно. Этот ответ пока ее интерес удовлетворил.

Карие Вишни: Я пока не задавалась этим вопросом, моя еще мелкая. Но могу рассказать про себя, как я узнала про КД. Мне было лет 11-12, нас (девочек из класса) пригласила в кабинет школьный врач и очень просто и доступно рассказала, что это такое и что делать. Я слушала, разинув рот, мне все это показалось ужасно интересным и ничуть не постыдным или ненормальным. Прибежала я домой после школы и давай своей бабушке взахлеб рассказывать. А она так вся засмущалась, забормотала под нос: “Ишь, чё попало рассказывают в школе”, и поскорее от меня ретировалась. Я только тогда поняла, что это какой-то интимный момент, что этого, оказывается, стесняются и, честно сказать, опешила и растерялась. И когда в 14 лет впервые были месячные, я ужасно смутилась и маме ничего не сказала. Для себя сделала такой вывод: дети, наивные и чистые души, все воспринимаю просто и без всякой подноготной, их не смущают никакие потайные смыслы, никакой пошлости они не чувствуют. У детей все просто и понятно. Смущающиеся взрослые, и своей неадекватной реакцией вполне могут им эти комплексы «подарить». Постараюсь со своей дочкой не упустить это важное время, все ей понятно, доступно и корректно донести.

Ляля2008: Я своей показала фильм компании bbc, лет в 7. Там про все на уровне доступном девочкам и мальчикам. Дочь внимания не обратила на рассказ о КД, ей было интересно, откуда берутся дети. Затем, лет в 9, она заинтересовалась прокладками специализированными и каждодневными. Выяснила что и для чего и как. И вот сейчас, в 11, когда она обнаружила, что начала расти грудь – ответила ей на все вопросы подробно. На фразу: «Фу! там будет кровь?» – объяснила, что это обновление и омоложение всего организма, что поэтому женщины такие красивые, длинноволосые, стройные, что именно поэтому детки рождаются у женщин, а не у мужчин.

GAMMA: Мне в своё время (лет в 10) рассказала мама, а через несколько дней после разговора в шкафу появилась пачечка прокладок (я ещё открывать не осмеливалась т.к. мама предупредила что у девочек наступление КД происходит в разное время 11-14 лет) так и рассматривали с подружкой упаковочку. Еще и стория мне запомнилась очень: мама моей подруги рассказывала, что в своё время её никто не предупредил, и когда в 11 лет у нее началась менструация, она перепугалась – решила, что умирает. Представьте, что ребёнок пережил!

пчель: Вы знаете, проблема-то у нас решилась как-то сама собой. Я боялась эмоций и непонимания со стороны дочи (ей исполнилось 7), но, оказалось, все наоборот. Ребенок принял все спокойно, оказалось, что почти все, из того что я ей рассказывала, она и так уже знала. Только с детской наивностью уточняла: “Как, прям оттуда?” или что-то в этом роде. И в какой-то момент мне показалось даже, что доча загордилась, что и она будет “как мама”, и у нее появятся свои личные прокладки.

Читайте также:
Что дать ребенку в школу на перекус - здоровые рецепты для младших и старших школьников

sweetti: У моей дочи ещё нет критических дней. Но я, например, никогда не скрывала для чего прокладки. Она спросила у меня в 8 лет, зачем я их купила? Я без всякого стеснения сказала: «Для месячных». А она: «А что это?», и я ответила: «Это когда у женщин кровь оттуда идет». Она только спросила, не больно ли это, и все.

HEKTO: По теме рискну ещё раз порекомендовать “365 рассказов о человеческом теле”

Анночка: В родительской семье – у меня была книжка “Девочка, подросток, женщина”. Стояла себе на полке, ждала. Могла бы все узнать оттуда, но началось все неожиданно и очень рано, в один день с двоюродной сестрой на несколько лет старше. Так что я скорее удивилась. В нашей семье нет необходимости устраивать особый разговор, ребёнок 1 раз видел смену прокладки и сами прокладки (5-6 лет). Заодно и поговорили. Теперь иногда задает уточняющие вопросы.

Рыженькая Belka: Для особенно стесняющихся родителей есть хороший вариант: поговорить со своим гинекологом, привести леди на прием, доктор беседу проведет без стеснений и ненужных эмоций. Мне кажется, нужно сделать глубокий вдох и спокойно, между делом, самыми простыми и понятными словами говорить с детьми обо всем, не зажимаясь, без стеснения. И дать понять, что это нормально, ничего тайного и постыдного в этом знании и процессе нет. А иначе что? Раз уж мама, взрослая женщина стесняется о таком говорить, то уж в 10-13 лет запросто можно стать мишенью для насмешек со стороны бестолковых сверстников, если смущаться таких разговоров. Мне кажется, такие разговоры должны быть нормой, ведь кроме месячных есть еще более серьезный вопрос (сразу вытекающий из первого) – контрацепция. нужно обязательно рассказывать, что теперь ты можешь забеременеть. Пусть это знание опережает потребность в нём; ошибочно, мне кажется, полагаться только на мораль.

LK1: Моя мама заговорила, краснея, бледнея и заикаясь, со мной о месячных, когда мне было почти 14. Я отмахнулась: “Мам, у меня уже почти год как все это есть. Чего-то ты припозднилась”. Я не представляю себе, как бы я отнеслась к началу месячных, если бы не опыт детских больниц, где старшие и младшие девочки лежат в одной палате.

МУШКА+: Я стараюсь не начинать такие разговоры первой, но когда дочери задают вопрос на любую тему, стараюсь рассказывать все честно, без всяких отговорок. Информацию стараюсь выдавать соответственно их возрасту, не забегая вперед. Возникают следующие вопросы – отвечаю на них. По “этим делам” у старшенькой в 9 лет, вопрос вдруг возник. я ей все честно рассказала, что такое месячные, на что она мне ответила: “Я так и думала, что подружка не права. она говорит, что месячные, это когда женщина несколько дней в месяце сильно ругается”.

Комментирует психолог Виталия Провоторова:

Сложно представить, что в современном мире можно утаить от ребенка информацию о критических днях до их появления. И нужно быть готовым к тому, что девочка в любой момент может спросить у мамы, что за штучки с крылышками рекламируют по телевизору, или что это за яркая упаковка лежит у неё в шкафу? Задача родителя – не растеряться и выстроить разговор в зависимости от возраста ребенка.

Девочке в 5-6 лет достаточно краткого объяснения без подробностей о том, что такое происходит с каждой взрослой женщиной. А вот девочке постарше уже необходимо знать, как наступление месячных отразится на её организме и как себя вести, когда это произойдет. Оптимальный возраст для подобного просвещения 8-9 лет. Ориентируйтесь на вопросы дочки и её физиологическое состояние. Если вы замечаете, что у нее увеличиваются грудь и бедра, появляются волосы на лобке и под мышками, то организм уже готовится и наступлению менструации, а значит и психологически девочка должна быть готова принять данную информацию. Поэтому ни к чему ни с того, ни с сего вываливать все сокровенные знания на семилетнюю дочь, если она об том и не спрашивала. Но не стоит и затягивать с данным разговором после 9-ти лет, особенно если в вашей семье есть случаи начала ранних менструаций. Главное объяснить, что критические дни – естественный физиологический процесс.

Девочек может волновать, заметно ли это окружающим? Как заботится о теле в данный период? Больно ли это? А как это происходило и происходит у мамы? Конечно, будет лучше, если поведать об этой стороне взросления сможет сама мама. Но если для вас это очень интимно и вы испытываете сильную неловкость от подобного разговора, подготовьте специальную литературу для детей (как дополнение она не помешает в любом случае) и при появлении вопросов дайте дочери почитать. Или обратитесь за поддержкой к родным, которые смогут просто и ясно рассказать об этом вашему ребенку.

Первая менструация: как объяснить дочери, что с ней происходит

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Первая менструация

Первая менструация наступает обычно в период с 11 до 13 лет. Ребенок, почувствовав сильные боли в животе, там, где обычно не болит, или увидев кровь на белье, скорее всего, испугается. Первая менструация – это тот момент, который стоит тщательно обсудить, правильно подобрав слова, так, чтобы девочка не боялась месячных.

Как объяснить процесс менструации ребенку

Я всеми фибрами своей души ненавижу антинаучные объяснения, которые дают естественным физиологическим процессам, боясь травмировать нежное юное создание. Мамочки и папочки придумывают светлые сказки про капусту и аистов, забывая о том, что все мифы рано или поздно придется развенчать. Но, увы, живущий в обществе частично адекватных людей ребенок сам во всем разберется раньше, чем родители догадаются дать научное объяснение. Только параллельно потеряет доверие к родителям, разочаруется в человечестве и приобретет травму-другую.

Читайте также:
Какие хобби популярны у подростков – 15 самых необычных увлечений

И я сейчас говорю не только про деторождение. Я говорю про огромное количество тем, связанных с физиологией человека, в том числе и про менструацию. Только с менструацией дела обстоят гораздо хуже, чем с деторождением. Если то, как ребенок оказался у мамы в животе, объяснят идиотской байкой, то почему половые органы девочки раз в 30 дней начинают кровоточить – некоторые родители предпочитают не объяснять совсем. А некоторые объясняют, табуируя менструацию настолько, что толпы девиц всю оставшуюся жизнь прячут прокладки в глубине шкафа и стесняются упоминать, что месячные вообще существуют.

Любой физиологический процесс можно объяснить двумя путями: с научной точки зрения и по-идиотски. Второй вариант подразумевает уменьшительно-ласкательные наименования гениталий, стигматизацию, а также наречение определенных процессов организма «грязными». Я предлагаю первый путь. Вот, с моей точки зрения, идеальная формулировка, которая будет понятна ребенку:

«Доченька. У тебя сейчас идет подростковый возраст, значит, организм взрослеет, и та система организма, с помощью которой дети появляются на свет, взрослеет вместе с тобой. Значит, скоро специальные органы твоего организма – яичники – начнут производить клетки, из которых развивается ребенок. Такая клетка (ее называют яйцеклеткой) живет в твоем теле примерно три недели, а потом приходит в негодность. Твое тело каждый месяц готовится к беременности, а просроченные клетки каждые четыре недели выходят из него. Это называется менструация. Во время менструаций у женщины из влагалища выходит кровь. Перед месячными у тебя может портиться настроение, болеть нижняя часть живота. Иногда портится кожа, но это нестрашно, скоро все пройдет. Вот тебе прокладка. Ее наклеивают на белье, и она впитывает выделения. Если тебе станет больно во время месячных, обращайся ко мне».

Знаю, длинно. Однако подобная тирада максимально понятно объясняет весь процесс. После того как вы закончите говорить, ответьте на все вопросы дочери, покажите, как нужно использовать прокладку, положите несколько штук в сумку или рюкзак дочери, а рядом с ними положите обезболивающее. Попросите дочь по возможности позвонить, если у нее начнутся месячные во время учебы. Объясните, что это абсолютно естественный процесс, которого не стоит стыдиться, и не используйте наименования по типу «гости из Краснодара», «эти дни», «критические дни». Месячные, и все. Пусть ваша дочь чувствует себя комфортно, покажите ей, что этот процесс является лишь частью физиологии, которого не стоит стыдиться. И, пожалуйста, не игнорируйте самочувствие своей дочери. Все женщины по-разному переносят первые дни месячных. Я почти не испытываю дискомфорта, а моя подруга в первые дни цикла способна только рыдать от боли, лежа в кровати. Если месячные болезненны, обратитесь к детскому гинекологу, ведь сильные болевые ощущения могут быть симптомом кисты яичника, которая, в свою очередь, может привести к онкологии или разорваться неожиданно, что нередко приводит к летальному исходу. Если вы думаете, что ваша дочь притворяется, лучше все равно отведите ее к врачу. Это тот самый случай, когда «лучше перебдеть, чем недобдеть».

Как познакомить дочь со средствами гигиены во время менструации

Тампоны
Про тампоны, на самом деле, и говорить нечего. Достаточно того, что тампоны – это фу, и использовать их не стоит. Однако простого «это плохо, доча» не достаточно. Сразу тянет проверить, насколько «плохо». Поэтому сейчас я объясню, почему тампоны нужно запретить.
Тампон – это, по сути, впитывающая затычка. Спрессованный кусок ваты вставляют во влагалище, он впитывает в себя выделения, тепло, хорошо, мокро. благоприятнейшая среда для размножения бактерий. Все это может привести к весьма неприятным заболеваниям по типу молочницы. К слову, тампоны вызывают раздражение слизистой, могут травмировать влагалище и вагинальную корону при извлечении, так как значительно увеличиваются в размерах с течением времени. Тут можно возразить: «Зато с тампонами можно купаться, они не мешают!». И нет, это все равно не повод использовать тампоны! Ведь есть чудесное изобретение, которое работает гораздо лучше. И это – менструальная чаша, о которой я сейчас расскажу.

Менструальные чаши
Менструальная чаша – это, по сути, небольшая силиконовая емкость, которая специальным образом вставляется во влагалище. Собственно, в эту емкость и попадают все выделения во время месячных. Носить менструальную чашу, не меняя, можно в течение 12 часов. Выделения будут находиться в чаше, что предотвратит развитие бактерий. За счет мягкости чаша не вызывает раздражения, а силикон не является средой, благоприятной для развития бактерий. Еще один плюс чаши в том, что можно подобрать чашу в зависимости от индивидуальных параметров.

В любом случае средство гигиены на время месячных выбирать исключительно вашей дочери. Те же тампоны не столь вредны, если часто их менять, а чаша может вызывать дискомфорт, если вставить ее неправильно. Оптимальным вариантом, конечно, являются прокладки, коими и нужно снабдить ребенка, потому что прокладки проще всего в обращении. Не стоит также забывать, что первые месячные – это стресс для девочки, и очевидные для вас моменты могут быть непонятны ей. Запаситесь терпением, ответьте на все вопросы, интересующие вашу дочь, чтобы она знала свое тело и не боялась его.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: