Как правильно отвечать на неловкие вопросы детей: советы психологов

Самые неудобные вопросы детей и как на них отвечать

Детские вопросы могут поставить в тупик даже самых опытных родителей. Дети задают очень простые вопросы, но чтобы ответить на них, порой требуется найти много простых слов взамен сложных определений. А некоторые темы взрослые люди зачастую не обсуждают между собой, что уж говорить о детях!

Как правильно реагировать на трудные вопросы? Отсылать ли ребёнка «гуглить» или отвечать максимально откровенно? Как подобрать слова, чтобы донести свою мысль? Поразмышляем сегодня и постараемся составить максимально понятную инструкцию для родителей.

Содержание:

  • Почему дети задают вопросы и в каком возрасте это начинается?
    • Почему так много «неудобных» вопросов?
    • Как отвечать на «неудобные» вопросы?
    • Что делать, если не знаешь, что отвечать ребёнку?
  • Самые популярные детские вопросы и как на них отвечать

Почему дети задают вопросы и в каком возрасте это начинается?

Появившись на свет, ребёнок старается максимально широко познать мир. Он как губка впитывает все, что происходит вокруг — изучает лицо мамы, познает границы своего тела, потом понимает, что вокруг много предметов и других людей. Постепенно развиваясь, он начинает не просто принимать мир таким, какой он есть, но и задаётся вопросами «Почему?», «Что это?», «Для чего?» и т. п.

Пиком любознательности принято считать 4 года — согласно статистике, в этом возрасте дети задают в среднем 73 вопроса в день!

Зачем же они это делают? Не только из любопытства, но и для привлечения внимания к себе, вовлечения родителей в увлекательную беседу. Получая ответ на важный для себя вопрос, ребёнок также получает ощущение нужности и принятия от родителей.

Не стоит игнорировать и отмахиваться от своего чада — постарайтесь найти простые и понятные слова даже на самые каверзные вопросы. Конечно, не всегда есть время и возможность ответить сразу — в таком случае не забудьте вернуться к вопросу чуть позже и вместе обсудите новую тему.

Почему так много «неудобных» вопросов?

Хорошо, когда ребёнок задаёт простые вопросы вроде: «Когда папа вернётся с работы?» или «А почему я хожу в садик?». На них есть понятные и конкретные ответы: «Папа вернётся домой в 6, а в садик ты ходишь потому, что родители должны ходить на работу и не могут с тобой поиграть днём».

Но чаще маленькие сорванцы хотят знать ответы на куда более сложные и непростые вопросы. Родители сталкиваются с «неудобными» вопросами регулярно, и некоторые даже могут встать в ступор от неожиданности. В этот момент важно помнить, что у ребёнка нет задачи вас как-то запутать или пристыдить. Он просто любознателен и искренне хочет знать, почему день меняется на ночь или откуда берутся дети. Это мы, взрослые, делаем вопросы неудобными для себя, потому что часть вещей для нас является очевидной, а часть — табуированной.

Не стоит паниковать или искать виноватого, а тем более стыдить ребёнка. Постарайтесь ответить максимально спокойно на понятном для ребёнка языке. Чем невозмутимее вы будете во время ответа, тем быстрее ребёнок переключится на более интересное занятие.

Если ребёнок шокирует вас своей осведомленностью, поинтересуйтесь, откуда он взял это слово или узнал про некое событие. Возможно, он имел в виду совсем другое, а вы уже испугались. Как в анекдоте про бабушку и внука: «Возвращает бабушка внука родителям и просит перестать внушать ребёнку религиозные мысли. Родители в недоумении спрашивают, что же такого говорил ребёнок. Бабушка отвечает: «Ходил за мной весь день и говорил: «Молись и Кайся!». Родители рассмеялись и говорят: «Это он хотел мультик посмотреть “Малыш и Карлсон”!»

Как отвечать на «неудобные» вопросы?

На все детские вопросы необходимо давать ответы. Но стоит придерживаться ряда простых и достаточно очевидных правил, тогда вам будет проще общаться с ребёнком любого возраста:

  1. Не игнорируйте детские вопросы, какими бы глупыми или странными они вам ни казались. Для ребёнка важно получить ответ, а вы — главный источник знаний для него. Проявляйте внимание с ранних лет, и тогда в подростковом возрасте ребёнку будет проще обратиться к вам за советом.
  2. Не говорите: «Задавать такие вопросы неприлично (неправильно)!» — это только подогреет интерес ребёнка к этой теме, и он найдет более сговорчивого собеседника, который расскажет всё и даже больше.
  3. Используйте слова и объяснения, подходящие по возрасту для ребёнка. В три года достаточно простых и коротких ответов; чем старше становится ребёнок, тем больше подробностей и нюансов ему захочется узнать.
  4. Если тема показалась вам слишком нетипичной, поинтересуйтесь у ребёнка, откуда он о ней узнал, но не ругайте за проявленный интерес.
  5. Держите себя в руках, будьте спокойны и уверены в своем ответе. Дети легко считывают родительское смущение и неловкость. Это, в свою очередь, также подогревает интерес.
  6. Доведите беседу до конца, пока ребёнок не скажет, что ему всё понятно.
  7. Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Это может стать прекрасным поводом, чтобы вместе узнать что-то новое и научить ребёнка искать информацию самостоятельно.

Что делать, если не знаешь, что отвечать ребёнку?

Знать всё на свете нереально. Ребёнок, конечно, хочет верить, что родители всесильны и всемогущи, но они очень быстро узнают, что у родителей есть свои слабости, свои недостатки и, конечно, что их знания ограничены. Не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Предложите найти информацию вместе.

Сегодня существует множество познавательных ярких книжек обо всём на свете, можно найти информацию в них или открыть поисковик в интернете. Попросите ребёнка составить вопрос, помогите сделать это максимально чётко, чтобы компьютер понял запрос. Просмотрите сайты, найдите наиболее хороший вариант ответа. Проговаривайте свои шаги при поиске информации. После неоднократного прохождения этого пути ребёнок сам сможет воспользоваться поисковиком и найти все, что нужно, отфильтровав лишнюю и ложную информацию. Это пригодится ему по жизни во время учёбы и работы.

Читайте также:
Как выбрать удобную подушку для ребенка старше 3 лет?

Не забудьте обсудить новые знания, поделитесь с ребёнком — что было удивительным для вас, спросите, что он узнал. Возможно, вы углубитесь в тему ещё больше и отлично проведёте время вместе с ребёнком!

Самые популярные детские вопросы и как на них отвечать

Существуют вопросы, которые большинство родителей ставят в тупик вне зависимости от образования, уровня эмоционального интеллекта или родительского опыта. Они требуют от родителей концентрации и уверенности в собственных словах. Давайте рассмотрим наиболее популярные и каверзные из них.

Откуда берутся дети? Откуда я взялся?

Этот вопрос закономерно возникает практически у всех детей. И кажется, что ответить на него крайне затруднительно, избегая темы секса и половых органов. Однако и мистические аисты с капустой тоже не добавляют ясности в данный вопрос. Самый лучший способ ответить максимально просто:

«Когда мама и папа любят друг друга, в животике у мамы появляется ребёночек, Мы с папой встретились, подружились и полюбили друг друга, и ты поселился у меня в животе. Поначалу ты был очень маленьким и беззащитным, поэтому у мамы тебе было безопаснее всего. Постепенно ты рос, развивался, и когда пришло время, мама тебя родила — вытолкнула мышцами из животика».

Для трех-четырехлетнего малыша этой информации более чем достаточно. Вероятнее всего, к вопросам деторождения в полной мере ребёнок вернется ближе к подростковому возрасту. Желательно к этому моменту иметь на полке подходящую книжку с картинками, где вся информация уже изложена простым и понятным способом.

Вопросы о смерти (Я умру? Вы умрете? А что будет после смерти?)

Тема смерти — вопрос непростой для любого человека, и ребёнок тоже сталкивается с мыслью, что его однажды может не стать. Не надо меняться в лице и демонстрировать ребёнку свой страх. Это может напугать и травмировать малыша. Лучше спокойно ответить:

«Однажды каждого из нас — людей, животных, растений — не станет, но случится это нескоро. Что нас там ждёт, никто не знает, но хочется верить, что мы будем сидеть на облачке и смотреть вниз на своих близких и родных».

Как ни странно, малышам нравится концепция некоего острова или облака, где их близкие присматривают за ними.

Кого вы больше любите — брата/сестру или меня?

Вопрос с подвохом, который ставит в ступор, потому что отвечать на него действительно надо очень аккуратно. Уравнение очень обижает детей, поэтому лучше всего ответ построить следующим образом:

«Невозможно всех любить одинаковой любовью. Любовь бывает разной. Я люблю тебя и твоего братика тоже люблю. Это разная любовь, но она одинаково очень сильная».

На вопрос проще отвечать, если у вас разнополые дети: одному можно сказать, что он самый любимый сын, а другой, что она — самая любимая дочь.

Но если дети начали регулярно задавать вам подобные вопросы, задумайтесь, как вы проявляете к ним свои чувства. Возможно, они таким образом хотят получить от вас внимание и поддержку, которой им не хватает.

Почему вы с папой (мамой) ругаетесь?

Дети очень боятся ссор между близкими для них людей. Часто они начинают думать, что именно они стали результатом разногласий между родителями. Конечно, это их больно ранит. Поговорите с ребёнком о том, всегда ли он согласен со своими друзьями? Означает ли это, что он любит их меньше? Так и мама с папой ругаются, потому что не согласны по некоторым вопросам, но при том продолжают любить друг друга.

Успокойте ребёнка, покажите ему, что по-прежнему любите его, несмотря ни на какие родительские споры. Но постарайтесь впредь решать свои взрослые проблемы в отсутствие детей, либо с помощью конструктивной беседы. Так вы покажете им правильное поведение во время конфликта.

Дед Мороз существует? (Бог, Баба-Яга и т. п.)

В преддверие Нового Года можно услышать такой вопрос от своего чада. И родители не знают, как поступить, ведь мы учим детей честности, и врать не хотим, но и правда разрушит сказку. Поэтому стоит сказать максимально честно:

«Никто точно не знает, существует Дед Мороз или нет: одни люди верят, что он есть и приносит подарки, другие — нет».

Почему у меня нет такой машинки (куклы и т. п.), а у Вани есть?

Детям часто нравится то, что есть у их сверстников, но нет у них. Плюс социально-экономическое неравенство в обществе также рано или поздно становится заметно маленькому наблюдателю. Как же объяснить малышу, почему у него нет того, что есть у других ребят? Ответ должен быть искренним:

«Мы все разные: у Васи есть такая машинка, а у тебя есть другая. Ты можешь попросить его поменяться или поиграть вместе».

Чем отличаются мальчики от девочек?

Как правило, такие вопросы задают детсадовские дети, которые, сидя на горшке, обнаружили, что девочки и мальчики отличаются. Это нормально. Не стоит делать акцент на том, что девочки «аккуратные чистюли», а «мальчики хулиганы и драчуны», во-первых, потому что это не обязательно так, а во-вторых, потому что большой разницы между маленьким мальчиком и маленькой девочкой нет. Поэтому лучше сделать акцент на том, что нас объединяет:

«Да, у мальчиков и девочек разные органы, но и девочки и мальчики чувствуют боль и обиду, радуются и смеются, любят маму и папу».

Что такое «секс» (или любой другой «недетский» термин)?

Прежде чем отвечать на вопрос, поинтересуйтесь, где и при каких обстоятельствах ваш ребёнок услышал это слово. Не надо ругать или стыдить ребёнка за любопытство. Не надо говорить, что это «плохое слово». Конечно, если ребёнок спросил, что означает матерное выражение, необходимо сообщить ему, что такие слова не стоит употреблять. Но если это просто взрослое слово, не стоит говорить: «Вырастешь — узнаешь». Спокойно объясните его значение:

Читайте также:
Детские развивающие раскраски для скачивания: транспорт, одежда, мебель, алфавит, цифры, анатомия

«У девочек есть вагина (так по-взрослому называется писька у девочек), а у мальчиков пенис. Секс — это когда вагина и пенис объединяются. Это происходит у взрослых людей, когда они друг друга любят».

Детские вопросы — это прекрасно! Они помогают ребёнку больше узнать о мире, о себе и взрослых. Конечно, родителям бывает сложно и утомительно отвечать на вопросы, которые сыплются с утра до ночи. Но давайте попробуем пережить это время с максимальной пользой для себя и наших детей. Детские вопросы заставляют посмотреть на мир заново, удивиться очевидному и узнать о невероятном, так почему бы не найти на них ответы.

Неловкая пауза: как научиться отвечать на неудобные вопросы детей

Родители постоянно слышат «почему». Особенно если пора есть, спать или быстро собираться на работу. Но ребенок задает вопросы не для того, чтобы довести маму до нервного тика. А для чего?

Вот несколько причин:

1. Чтобы разобраться в непонятном и успокоиться.

2. Чтобы убедиться, действительно ли родители знают все о большом и непонятном мире.

3. Чтобы обратить на себя внимание и пообщаться со значимым взрослым.

Иногда найти ответы легко. Например, рассказать о взрослении, сексе и рождении помогут 7 честных и деликатных книг из нашей подборки.

Но некоторые детские вопросы бьют нас в самое больное место. К разговору о смерти, болезнях и разводах следует подготовиться заранее. Рассказываем, как.

Основная тактика: не игнорировать и не обманывать

Дети могут спрашивать о чем-то, чтобы почувствовать себя в безопасности. Если их проигнорировать, ждите у ребенка приступов тревоги, ощущения собственной ненужности.

Вопрос застиг вас в неподходящий момент, например, в общественном месте? Скажите прямо: «Мы обсудим это дома, когда вернемся». Заодно и время выиграете. Можно при ребенке добавить вопрос в заметки на телефоне: мама не отмахнулась, а действительно перенесла разговор.

Лучшая тактика при сложных вопросах: говорите ту часть правды, которую вы готовы дать по своим убеждениям, а ребенок — воспринять по своему возрасту. И не забудьте выяснить, откуда появился вопрос, что беспокоит ребенка на самом деле.

Ребенок спрашивает о смерти — что делать?

Даже смерть незнакомого человека, о которой ребенок случайно услышал, вызывает тревогу. Представить, что вот-вот умрут родители, способны даже трехлетки, хотя обычно это происходит в 4-5 лет.

От страха многие дети не могут задать прямой вопрос. Они начинают выяснять: сколько люди живут; а часто ли внезапно умирают; что бывает после смерти. Взрослые тоже часто боятся и разговаривать о смерти не хотят, но вряд ли разумно избегать этого.

Главное — отвечать спокойно и согласно своим убеждениям. Можно просто сказать, что смерть — это то, что случается со всеми, так устроена жизнь. Дети намного спокойнее воспринимают такие вещи.

Про смерть родителей можно рассказать, что это случится нескоро, когда ребенок станет совсем взрослым и самостоятельным.

Ребенок спрашивает о разводе родителей — что делать?

Если родители решили разойтись, это обязательно нужно обсудить с ребенком. Иначе у него будет расти тревожность из-за непонимания, что происходит с родными людьми. Отвечая на детские вопросы, подчеркивайте, что малыш ни в чем не виноват, а мама и папа любят его и всегда будут любить.

Если ребенок спрашивает, почему папа не приходит, не говорите плохого — для ребенка это больно. Просто и спокойно объясняйте: папа тебя любит и не пришел, потому что не смог, хотя сильно хотел. Даже если маме хочется обозначить виноватых, она должна понимать: виноватым и ненужным в этом случае почувствует себя ребенок.

Если вопрос о разводе не стоит, а ребенок спрашивает об этом каждый раз, когда родители просто поругались, значит, он сильно тревожится по этому поводу. Лучше устроить долгий разговор и объяснить, что взрослые иногда ругаются, но все равно любят друг друга и хотят быть вместе. Можно сравнить это с отношениями ребенка в саду — за день он успевает поругаться и помириться с лучшим другом по пять раз.

Ребенок спрашивает, есть ли Бог или Дед Мороз — что делать?

О боге говорите так, как считаете нужным. В религиозной семье дети с рождения слышат о Боге и верят, что он существует. Но в школьном возрасте они могут столкнуться с другой точкой зрения и начать сомневаться. Отвечайте на сомнения без агрессии, приводите аргументы, в которых уверены. То же самое, если вы атеисты, а ребенок заинтересовался религией.

О Деде Морозе. Веру в него часто поддерживают родители, которые ходят добавить в детскую жизнь чуда или сказки. Когда подросший ребенок спросит, есть ли Дедушка на самом деле, не признавайтесь — так можно подорвать доверие к родителям. Ориентируйтесь на возраст малыша и его веру в волшебство. Вариант ответа: в Деда Мороза верят не все, но подарки он приносит только детям, которые в нем не сомневаются. Остальные получают их от родителей.

Что поможет родителям отвечать на неудобные вопросы?

Если ребенок много спрашивает, значит, хорошо развивается, у него богатое воображение и развита любознательность. И если ребенок спрашивает что-то у родителей, значит, доверяет им.

Если родители отмахиваются от вопросов, дети придумывают или ищут ответы сами. Но такое может привести к неподходящим результатам и картине мира, отличной от семейной. Поэтому лучше самим отвечать даже на самые сложные вопросы так, как подсказывает логика и моральные принципы.

Можно почитать книги на эту тему:

Ольга Талгина « Неудобные дети, неудобные родители ». Добрая книга о том, как расти вместе с ребенком и вместе находить ответы на сложные жизненные вопросы.

Читайте также:
Ребенок начал заикаться, что делать? Лечение заикания в дошкольном возрасте

Анджела Нанетти « Мой дедушка был вишней ». Хорошая книга о том, как примириться с утратой — полезно прочесть и родителям.

Холли Вебб « Котенок Усатик или Отважное сердце ». О девочке, которая переживала утрату любимого кота и о том, как она справилась.

Наталья Ремиш « Детям о важном. Про Диму и других. Как говорить на сложные темы ». Автор ведет популярный блог в Инстаграме, выпускает мультфильмы и книги. Она пишет о пожилых, о больных детях, о деньгах и о том, как к этому относиться.

Напишите нам, о каких еще сложных детских вопросах вы бы хотели узнать подробнее.

Как следует отвечать на 9 неудобных детских вопросов

Мы узнали у детского психолога, как правильно отвечать ребенку на его самые неудобные вопросы. Так что тебе больше не придется каждый вечер прятаться от сына на антресолях.

Как мудро заметил кто-то из классиков (скорее всего, это был Бернард Шоу или Оскар Уайльд, что, в принципе, одно и то же для того, кто не знает, кто такой Гилберт Честертон), не бывает неудобных вопросов, бывают неудобные ответы. Объяснить малышу устройство мира легче, чем растолковать поведение людей.

Именно поэтому на вопрос ребенка «Папа, а почему деревья качаются?» тебе всегда ответить намного проще, чем на вопрос «Папа, а почему ты качаешься?», заданный двумя совершенно идентичными, хотя и расплывающимися детьми. Но так как ты, по мнению твоего наследника, набит ответами на все загадки мироздания, мы вытянем их из тебя.

Впрочем, не столько вытянем, сколько научим, что и как тебе нужно говорить. И не столько мы, сколько наш постоянный консультант, ведущий специалист центра семейной психологии «Мы», кандидат психологических наук Татьяна Свиридова.

— Пап, откуда я взялся?

Послушаем правильный ответ. «Мы с твоей мамой встретились и поженились. А затем у мамы в животике появился ты. Сначала ты был совсем маленький, как рыбка. Потом ты рос, рос, не смог больше помещаться у мамы в животе и родился. И у кошки котята так же родятся. Кошка встречает жениха-кота, они целуются, у нее появляется большой животик, и затем из него вылезают котята».

Почему ты так говоришь. «Это вариант ответа для ребенка трех лет, — поясняет Татьяна. — И именно в этом возрасте он попросит рассказать о своем появлении на свет».

Ребенку важно знать правду о своем рождении. Для него эта тема настолько же интересна, насколько и болезненна. Психоаналитики считают, что тайна отношений между папой и мамой притягивает и ужасает одновременно.

Да и тебе самому, скорее всего, не очень легко от мысли о том, что когда-то происходило, а то и — о боже, нет! — до сих пор происходит в спальне твоих родителей. («Неужели моя мать занималась сексом с моим отцом? Нет, я все понимаю. Ну ладно бы с кем-нибудь еще, но с отцом!»)

Открывая тайну рождения, не пускайся в подробные объяснения. Мол, вообще-то мы тебя, хи-хи, не планировали, ты появился в результате, чего уж там, ошибки. В тот день, Коля, мы с твоей будущей мамой и ее… Стоп! Хватит! «Нельзя рассказывать больше, чем просит ребенок: он может быть к этому еще не готов», — встревает в твой рассказ Татьяна. Но и скрывать что-то важное не нужно. Ребенок все равно об этом от кого-нибудь узнает. И лучше этим кем-то будешь ты сам.

Также не забывай о наглядных примерах. Анатомический атлас — пока лишнее, а вот кошки, рыбки и пчелки незаменимы. Хотя, сам понимаешь, в твоих историях мышкам необязательно надевать черный латекс и стегать друг друга плетками.

— Папа, ты говоришь, что я красавица. А почему тогда они говорят, что я некрасивая?

Послушаем правильный ответ. «Все люди разные. И у каждого человека свой идеал красоты. Я тебя считаю красавицей… (Далее ты рассказываешь о внешних данных и положительных сторонах характера дочери: „У тебя обворожительная улыбка, веселые глаза, заразительный смех. Ты очень чуткая и доб­рая…“) Если бы я был мальчиком твоего возраста, ты бы обязательно мне понравилась. И наверняка среди твоих сверст­ников есть и те, кто думает так же, как я. Обязательно! По-твоему, почему кто-то говорит тебе всякие неприятные вещи? Может, они боятся быть не такими, как все?»

Почему ты так говоришь. «Этот вопрос особенно характерен для ребенка 10—13 лет, — говорит наш консультант. — В этом возрасте отношение ребенка к себе, к своему внешнему виду очень уязвимо. Оно сильно зависит от мнения сверстников и „эталонов красоты“ из телевизора и журналов».

Подростки одновременно могут быть сверхкритичны к своей внешности и нетерпимы к внешности окружающих. («Я не могу идти в школу с этим прыщом!» — «Отец специально задержался перед работой, чтобы тебя проводить, а ты называешь его прыщом!»)

Твой ребенок может стать изгоем среди сверстников не только потому, что заикается или слишком ушаст (толст, худ, долговяз, мал, идеально сложен). С равным успехом местные авторитеты могут не принимать его в свой круг из-за того, что у него не проколот (проколот) нос или он очень хорошо (плохо) учится. В любом случае это трагедия для подростка. И если ты на автомате ответишь: «Да брось, все с тобой в порядке! Наплюй ты на мнение идиотов!» — ты просто проигнорируешь неявную просьбу подростка о помощи.

Алгоритм ответа на вопрос о внешности таков. Подчеркни субъективность ее восприятия — тем самым ты ослабишь сверхкритику. Вырази свое отношение к данным ребенка — это даст ему эмоциональную поддержку. Намекни на возможные причины поведения сверстников — так ты сместишь акцент с проблем ребенка на проблемы его недругов. Покажи возможные пути решения вопроса (например, среди одноклассников обязательно должен найтись друг).

Читайте также:
Раскраски для мальчиков бесплатно в формате PDF: спецтехника, машинки, одежда

Наконец, ты можешь вспомнить свои былые трудности, связанные с внешностью, и рассказать о том, как ты их переборол. Впрочем, возможно, у тебя не получится ничего припомнить из собственной практики: психологи говорят, что такое часто вытесняется из сознания. Или все же ты что-то помнишь, ушастый четырехглаз?

— Пап, а кого ты любишь больше: меня или брата?

Послушаем правильный ответ. «Я вас обоих люблю очень сильно, но каждого по-своему. У меня на всех любви хватает: маму я люблю как маму, бабушку как бабушку, твоего брата как младшего сына, а тебя — как тебя. Невозможно же любить всех одинаково. А что ты думаешь?»

Почему ты так говоришь. Вопрос связан со вполне здоровым чувством ревности. Братья и сестры (или сиблинги, как их называют психологи и генетики) очень внимательно следят за тем, сколько внимания ты уделяешь его (ее) конкуренту. Это нормальное положение вещей, покуда старший не пытается продать младшего через molotok.ru, а младший не вызывает милицию, предварительно подкинув старшему в карман немного героина.

«Ты нисколько не врешь, когда говоришь, что любишь всех по-разному, — уверена Татьяна. — Это действительно так. Невозможно одинаково относиться к разным людям, в том числе и к своим детям. Важно признать это, тогда ребенок будет чувствовать себя в семье более комфортно». Но ты все равно проверь карманы старшего и его аккаунт на «Молотке».

— Папа, а ты пьяница?

Послушаем правильный ответ. Но сначала кое-что поясним. Если ты и правда хронический алкоголик, тебе наша подсказка не поможет. В данном случае мы всего лишь имеем в виду ситуацию, когда, вернувшись с работы, ты аккуратно снял плащ и положил его в холодильник вместе с ботинками, а затем, ловко перебирая по полу всеми четырьмя конечностями, заполз в туалет и там, судя по звукам, принял долгую и мучительную смерть. И вот наутро ребенок требует объяснений.

Придерживая вибрирующую голову руками и шипя, как допотопный модем, ты напрягаешься и произносишь: «Нет, я не пьяница. Я очень плохо себя чувствую из-за того, что вчера пил всякую гадость. Наверное, я выпил больше, чем мой организм мог пережить. Поэтому я вечером плохо стоял на ногах и меня рвало. Мне теперь очень стыдно, и особенно перед тобой, что я тебя так напугал. Вот. А пьяницы так чувствуют себя каждый день. Я бы не хотел себя чувствовать так каждый день. Не волнуйся, я так больше не буду».

Почему ты так говоришь. «Отец — носитель норм и ценностей в семье, он образец для подражания, — для начала мягко пожурила тебя Татьяна, а затем перешла в наступление. — Если не хочешь, чтобы у твоего ребенка в будущем были проблемы с алкоголем, ты не должен наутро после пьяных эскапад хорохориться и делать вид, будто в твоем вчерашнем поведении не было ничего особенного». Честно объясни ребенку, что и почему происходило с тобой у унитаза и из-за чего ты чувствуешь себя сейчас примерно так же, как чувствовал себя вчера унитаз. Отец-супергерой — это прекрасно, но обычный отец из плоти, крови и раскалывающейся головы лучше подготовит ребенка к жизни в реальном мире.

— Пап, а почему ты ссоришься с мамой?

Послушаем правильный ответ. «Тебе, наверное, нелегко приходится, когда мы ссоримся. Но ты не переживай. Все люди ссорятся. Ведь ты же ссоришься и со мной, и с мамой, и с братом. Обижаешься на нас просто потому, что не всегда уступаешь и хочешь сделать что-то по-своему. Так бывает и у взрослых. Не обращай внимания! Мы хоть с мамой и ссоримся, но потом обязательно помиримся. Твоя мама — самая лучшая женщина на свете».

Почему ты так говоришь. «В ситуации ссоры дети бессознательно чувствуют себя ответственными за происходящее. По­этому всеми доступными им средствами пытаются вмешаться в конфликт, чтобы сохранить ваши отношения», — уверяет наш консультант.

От тебя же требуется вывести ребенка из пространства ваших супружеских отношений («Не парься, мы с мамой и сами разберемся») и постоянно держать себя в руках, чтобы ни в коем случае не оскорблять (и не душить!) свою супругу при ребенке. Выясняйте отношения, пока дитя в саду или смотрит мультики в соседней комнате.

Конечно, сдержать себя и не высказать этой дуре все — крайне непросто. Что ж, тогда хотя бы помни, что во время ссоры ты учишь ребенка, как вести себя в такой ситуации. Поэтому важно ссориться правильно. Вот что тебе советует госпожа Свиридова: «Во-первых, говори о своих чувствах, о том, что тебе не нравится, а не просто оскорб­ляй жену. Во-вторых, высказывай свое недовольство в тот момент, когда ты его ощутил. Не откладывай разборки на более позднее время, а во время свежего конфликта не припоминай старые обиды».

Понятно? Не «Ты тупая ослица! Ты в прошлое воскресенье поступила как идиотка и сейчас опять дурость свою показала! Фря!», а «Ну зачем нужно было сжигать мой галстук?! Ты меня поставила в неловкое положение! Как я теперь посмот­рю в глаза своей любовнице, которая мне его подарила?!» Короче, мир вам да любовь.

— Почему ты со мной больше не живешь? Ты хочешь развестись с мамой?

Послушаем правильный ответ. «Ты появился потому, что папа и мама очень хотели быть вместе. Но со временем мы перестали понимать друг друга, стали час­то ссориться и поняли, что больше не можем жить вместе. Мама и папа тебя очень любят. И даже если мы разведемся, мы всегда будем рядом, когда тебе будет нужно. Даже если я больше маме и не муж, для тебя я всегда твой папа. Если я буду жить в другом доме, ты сможешь приходить ко мне в гости в любое время, когда захочешь. Я все равно буду давать маме деньги, чтобы вы ни в чем не нуждались. Вы для меня по-прежнему самые близкие люди».

Читайте также:
Полезные развивающие игры для небольшой компании детей 5-6 лет

Почему ты так говоришь. Любовь приходит и уходит, а жена, наоборот, все торчит и торчит у тебя перед глазами, и ты уже так от нее устал, что представляешь вместо нее другую девушку не только во время секса, но даже во время совместного завтрака. Можешь нам это не объяснять. Но ребенку твоих чувств понять пока не дано. А значит, как хороший отец, ты должен думать не только о своем удобстве, но и о его психологическом комфорте. А твоему наследнику важно знать, что происходит в семье.

«Ситуация неопределенности очень тяжела для ребенка. Он испытывает большую тревогу за свое будущее, — переживает о твоем наследнике Татьяна. — поскольку вы разъехались, то развод (не юридический, а психологический) уже состоялся. Нужно объяснить ребенку, почему это произошло и как ты теперь представляешь взаимодействие с ним и его матерью». Как и в случае со ссорой, обычно ребенок берет вину за развод родителей на себя. Так что не менее важно объяснить ему, что он зря корит себя и что ты его по-прежнему любишь, а не бросаешь.

Как говорить с ребенком на «неудобные» темы: объясняет психолог

Как, по вашему мнению, следует выстраивать общую стратегию ответов на «неудобные» вопросы детей? Сообщать информацию лучше кому-то одному из родителей или вместе?

Что касается общей стратегии, то важно, чтобы она была у родителей. То есть родитель должен понимать, что он имеет в виду и как он это объясняет ребенку. Конечно же, лучше, чтобы с этой стратегией познакомились все люди, которые принимают активное участие в воспитании – бабушки, дедушки, няни.

Разговаривать с ребенком можно и кому-то одному из родителей. Но родители должны договориться между собой о том, какой точки зрения они придерживаются и что говорят. У детей есть потребность уточнять, задавать одни и те же вопросы, узнавать мнение. Поэтому если на «неудобный вопрос» ответил папа, то велика вероятность, что ребенок с ним же подойдет к маме, бабушке, старшему брату. Важно, чтобы семья была в контексте происходящего.

Ребенок начал интересоваться тем, откуда появились вещи: автомобиль, стул и так далее. Пора готовиться к вопросу о появлении его самого? Нужно ли в ответе использовать олдскульные капусту, аиста и зернышко в животике?

Современным детям сначала надо объяснить, кто такой аист и что такое капуста. Это «легенды», на которых выросло предыдущее поколение, поэтому они не смогут удовлетворить современного ребенка. Сегодня, благодаря интернету, СМИ, книгам, дети про процесс деторождения знают уже немало. Если ребенок задает подобный вопрос, во-первых, необходимо прояснить, какой информацией он уже владеет. Во-вторых, уточнить, что конкретно его интересует.

Согласитесь, что вопрос «как я появился на свет?», очень многогранен. Начиная с того, как познакомились родители, как получилось, что стало возможным появление ребенка, почему появился я, а не кто-то другой, как я родился и так далее. Все это будет волновать ребенка с самого детства, и на каждом возрастном этапе он будет задавать вопросы. Чтобы узнать новое, уточнить, понять, выяснить мнение и отношение. Но запрашиваться информация будет разная.

Говорить надо правду, но выбирать форму и учитывать возраст ребенка.

Следует ли скрывать от детей факт смерти или отвечать на вопросы о смерти уклончиво? В каком возрасте ребенку можно дать больше информации о таком явлении как смерть?

Скрывать точно не следует, но и ходить специально на кладбище и смотреть похороны тоже не надо. Смерть – это нечто неизбежное, как и процесс рождения. Иногда смерть родственника или домашнего животного может спровоцировать, подтолкнуть ребенка к тому, чтобы начать задавать вопросы, пытаясь понять, что происходит и почему. Это нормальная реакция ребенка при встрече с чем-то, что ему неизвестно.

Также нормально то, что ребенок боится умереть. Страх смерти – это биологический страх, он проявляется у всех людей. Есть возрастные периоды, когда этот страх возникает и проживается ребенком довольно активно. Родителям в такие периоды важно быть рядом с ребенком, выслушивать, отвечать на вопросы, оказывать поддержку, помогать пережить, прочувствовать этот страх. В таком случае страх постепенно ослабевает.

Первые проявления страха смерти возникают в возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает понимать, что «все конечно». Ребенок переживает, что он умрет, а все останется как есть, солнце будет светить, трава зеленеть, птицы петь, а его не будет! Возникает страх одиночества, боязнь остаться одному без родителей. Смерть воспринимается, как то, что причиняет боль.

Второй этап актуализации страха смерти – это возраст 6-7 лет, когда ребенок понимает, что он растет, а мама и папа стареют и могут умереть. Ребенок не хочет взрослеть, а хочет оставаться всегда маленьким, чтобы мама и папа были молодыми.

Третий этап – младший подростковый возраст, когда ребенок начинает осознавать, что если родители умрут, то он может остаться один, кто же будет его кормить, одевать, кто будет о нем заботиться и как ему дальше жить.

Что важно помнить родителям: страх смерти – естественный этап развития каждого человека, это нормально. Родители должны быть рядом, чтобы помочь справиться с переживаниями, отреагировать эмоции, просто поговорить, ответить на вопросы, оказать поддержку, выслушать.

Специально разговаривать с ребенком на тему смерти без запроса ребенка и вопросов с его стороны не стоит. В данном случае важно идти за ребенком, за его потребностью получить информацию.

Вопросы о природных явлениях: «Из чего состоит воздух?», «Откуда дует ветер?». Каким образом построить ответ, чтобы заинтересовать ребенка, а не оттолкнуть терминами?

Читайте также:
Ребенок в 6 лет совсем не хочет заниматься подготовкой к школе, что делать?

Если взрослым нужен результат, то для ребенка важен процесс, интерактив, взаимодействие. Поэтому когда мы только говорим, объясняем, рассказываем, да еще и научными терминами сыплем, то это ребенка утомляет, а информация проходит мимо. Если же мы, даже используя термины, даем ребенку возможность поэкспериментировать, что-то поделать, поиграть, то, с одной стороны, закрепляем полученную информацию, а с другой, подогреваем его интерес к этой теме.

Иногда дети задают такие вопросы, которые и взрослого ставят в тупик. Не бойтесь признаваться, что вы не знаете ответа. Можно предложить ребенку вместе подумать, порассуждать, посмотреть в энциклопедии или поискать в интернете. Тем самым вы учите ребенка искать информацию.

Как стоит отвечать на вопросы, связанные с социальными стереотипами о мальчиках и девочках? Например: «Он дерется, потому что он мальчик?» или «Девочки не играют в машинки?».

Социальные стереотипы помогают взрослым в какой-то мере регулировать поведение ребенка. Но любой стереотип – это шаблон мышления, и бывают ситуации, когда он не работает. Ведь иногда и мальчики могут играть в куклы и посудку, плакать от обиды и злости, а девочкам бывают интересны машинки и игры в войнушку.

Учите ребенка анализировать ситуацию и понимать, что происходит, говорить о своих интересах и желания, чувствах. Зачем ты так поступил, чего ты хотел достичь, чего хотел другой человек, как ты думаешь, какое у него было настроение, достиг ли ты желаемого… Все это развивает социальную наблюдательность и формирует социальный интеллект, который помогает понимать и анализировать происходящее, регулировать поведение, не прибегая к стереотипам и разрешать конфликтные ситуации.

Ребенок спрашивает, кто такой бог. Как лучше всего ответить, чтобы не навязать собственное мнение, каким бы оно ни было?

Родителю сложно отвечать на данный вопрос объективно, так как отношение с богом у каждого человека свое. Это зависит и от вероисповедания, и от личного опыта, и от семейных традиций. Родители могут высказать свое мнение, и предложить спросить об этом у других родственников, которые могут иметь другую точку зрения. Можно вместе с ребенком поискать информацию о разных конфессиях и как в них понимают бога.

У родителей есть желание найти «правильный» ответ на данный вопрос, но его нет. Задача показать многообразие точек зрения, существования личного отношения к богу и восприятия его. И это не значит, что кто-то прав, а чье-то мнение ошибочно.

Можно ли грамотно выстроить дистанцию между ребенком и родителем с помощью ответов на вопросы характера: «Почему мне нельзя купаться с тобой?»?

Можно, но только если ответ подтверждается конкретными действиями. Если есть противоречия между словами и действиями родителя, то ребенок на слова уже внимания не обращает.

Дистанция или границы – это та тонкая грань, которая очерчивает психологическое «пространство» человека. Это не только вещи, территория, тело человека, но также его чувства, время, интересы, отношения. Границы невозможно выстроить раз и навсегда, они пластичны и гибки. Если при взаимодействии границы взаимно соблюдаются, то люди чувствуют себя комфортно.

Это, конечно, теория, но если мы возьмем конкретного ребенка, то сложность заключается в том, что при рождении границы ребенка размыты. Ребенок и родитель (чаще мама или лицо ее заменяющее) – это единое целое, только так возможно понимание и удовлетворение потребностей ребенка.

Ребенок себя от родителя не отделяет. И это нормальный период развития детско-родительских отношений. Задача родителей в процессе взаимодействия, развития и воспитания ребенка – эти границы сформировать. Лучше когда мы не только говорим, но и в поведении подтверждаем сказанное.

Как бы вы сформулировали главный принцип ответов на «неудобные» детские вопросы?

Одного принципа нет, но есть несколько правил.

Первое – говорить с ребенком. Это значит, что мы любые темы обсуждаем, не замалчиваем, не отмахиваемся, не говорим «тебе еще рано, подрасти, тогда и расскажу». Даже если вы не знаете что сказать, просто выслушайте ребенка. В дошкольном возрасте дети всегда подходят к родителям, чтобы понять неизвестное, но в младшем школьном – уже появляется масса других источников и ресурсов для поиска информации. Родитель изначально – это «навигатор» в море информации, разговаривая с ребенком, вы укрепляете ваши детско-родительские отношения и формируете взаимное доверие.

Второе – говорить правду, но учитывать возраст ребенка. «Неудобные» вопросы заставляют нас краснеть, бледнеть, мычать, пытаться переменить тему, отвлечь ребенка или пытаться срочно что-то придумать. Потому что мы не привыкли говорить на такие темы, с нами этого не обсуждали, и мы не знаем, что и как говорить. Надо учиться и работать над собой!

Любой вопрос ребенка – это потребность узнать, понять. Он выстраивает свою картину мира, так как опыта у него не так много. Можно умолчать информацию, скрыть или придумать «легенду», но это не выход. Ребенок будет уточнять, еще раз спрашивать. И чтобы самим не запутаться, лучше сразу называть вещи своими именами.

Третье, помните, что «правильных» ответов не существует!

И напоследок, самим лучше не инициировать разговор на сложную тему. Когда у ребенка есть запрос на информацию или вы видите, что ребенок интересуется какой-то темой, это то, что нужно. И информация будет принята, и вы будете услышаны.

Консультация для родителей «Ночные страхи у детей»

Жанна Шитова
Консультация для родителей «Ночные страхи у детей»

Ночные кошмары у детей довольно распространенное явление. От них страдает каждый второй ребенок в возрасте от трех до семи лет. Но кошмар кошмару рознь. Нужно уметь различать те из них, которые являются вполне нормальным явлением, от тех, которые сигнализируют о нездоровье ребенка.

Отличие ночных страхов от кошмаров

Периодические ночные страхи у детей считаются нормой развития. Когда малыш от трех до семи лет просыпается, кричит, рыдает, машет ручками и ножками спустя пару часов после отхода ко сну, родителям не нужно пугаться. Это нормальное явление, свидетельствующее о том, что малыш растет и проходит новые этапы психического развития. Такие тревожные пробуждения со слезами и криком обусловлены спецификой работы развивающегося мозга и психики как его функции.

Читайте также:
Конкурсы для школьников к Новому году - веселимся и ликуем!

Интересно, что, по причине различного строение мужского и женского головного мозга, у мальчиков ночные страхи наблюдаются чаще, нежели у девочек. Но примерно к двенадцати годам жизни такие приступы и у мальчиков и у девочек прекращаются.

От кошмаров страхи отличаются тем, что ребенок поутру не помнит, что плакал ночью. Кошмары дети помнят, могут рассказать свой страшный сон и какую реакцию он вызвал. Кошмарные сны всегда сюжетные.Чаще всего снятся:

страдания

Еще одно отличие кошмаров от страхов – они снятся чаще во второй половине ночи, ближе к рассвету.

Причины ночных кошмаров

Причины ночных кошмаров и страхов у детеймогут быть различными:

• отсутствие дневного сна

• шум и слишком яркий свет вблизи спящего ребенка

• недостаточная игровая активность днем

• впечатлительность как черта характера ребенка

• стрессы, нервные перегрузки

• частое восприятие негативной информации из СМИ, Интернета, других источников

• болезнь или боль,

• нехватка материнской любви и ласки

• неблагоприятный психологический климат в семье

Хоть и считается, что ночные кошмары пройдут сами с собой с возрастом, нельзя пускать эту проблему на самотек. Прежде всего, нужно постараться выяснить и устранить причину ночного беспокойства любимого чада. У многих родителей это прекрасно получается сделать и без посторонней помощи, но все же помощь порой крайне необходима.

Необходимо обратиться за психологической и медицинской помощью,если:

• ребенок просыпает от кошмаров чаще одного раза в неделю

ночные кошмары, приступы страха и паники усиливаются со временем

• приступ страха длится более 45 минут

• ребенок ходит во сне (тем самым подвергая себя дополнительной опасности)

ночные страхи продолжают волновать ребенка и днем, влияя на его активность

• ребенок мочится от страха, у него наблюдается повышенное слюноотделение, приступы удушья, нервные тики с закатыванием глаз, подергивания головой и плечами, потеря сознания или иные тревожные сигналы.

Профилактика ночных кошмаров

В целях предупреждения и профилактики ночных кошмаров необходимо:

1. Поддерживать благоприятный психологический климат в семье. Если возникают конфликты, решать их спокойно и тихо между собой, чтобы ребенок не видел и не слышал. Поменьше ругать самого ребенка, находить общий язык с ним, не переходя на повышенные тона и к физическим наказаниям.

2. Не перегружать ребенка занятиями, различными кружками и секциями. У ребенка должно быть детство! Он должен играть в игры, которые нравятся ему, просто общаться с родителями и другими детьми. Перед сном обязательно исключить активные умственные упражнения и физическую активность.

3. Скорректировать режим сна, отдыха и бодрствования, а также питания. Малыш должен спать не только ночью, но и днем. Проблемы с ночными кошмарами и страхами часто начинаются именно после отмены дневного сна. Если ребенок сам отказывается спать днем, нужно приучить его ложиться раньше вечером. Переедание на ночь тоже может быть причиной кошмаров. Иногда провоцирует кошмарный сон переполненный мочевой пузырь или кишечник малыша.

4. Завести традицию беседовать с малышом по душам. «Как у тебя дела? Как прошел твой день?» – задав эти простые вопросы можно не только предупредить, но и выяснить причины ночных кошмаров и беспокойств малыша. Ребенок должен выговориться, пусть даже на своем «детском» языке. Рассказав, что его мучило днем, что волновало, какое событие встревожило, ему будет легче принять это, пережить, адаптироваться. Добрые и поддерживающие слова мамы и папы помогут успокоиться, не волноваться понапрасну. Поддержка и понимание родителей – лучшая профилактика страхов ребенка.

5. Комфортное засыпание. Перед сном малышу хорошо читать добрые сказки и петь колыбельные. Засыпать ребенок должен в комнате без опасных и шумно работающих приборов. Когда малыш ложится спать, все в доме должны перейти на шепот, свет нужно приглушать, выключать телевизор, компьютер, радио. В доме должно быть спокойно и тихо (могут совсем тихо играть колыбельные).

6. Телесный контакт. Ребенку больше всего нужна материнская любовь, проявленная телесно! Не нужно скупиться на объятия, поглаживания, укачивания, поцелуи, особенно перед сном. В качестве замены мамы и папы в кроватке ребенка можно оставлять его любимую игрушку, которая будет символическим оберегом, защитником малыша ночью.

7. Профилактическое пробуждение. Эту рекомендацию врачи и психологи дают родителям, когда приступы ночных кошмаров у их чада случались уже ни раз, и ни два. Спустя полчаса-час после того, как ребеночек уснул, его нужно тихонько и нежно разбудить, пообнимать немного и снова уложить спать. Это пробуждение изменит особый порядок смены циклов сна, обусловливающий кошмары.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.

Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Читайте также:
С ребенком не хотят дружить в садике – как помочь?

Консультация для родителей «Телевизор и детские страхи» У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор). Так ли это на самом.

Консультация «Кто живёт в темноте? Детские страхи» Кто же чудится современным детям в темноте? Уж неужели старые добрые Кощеюшка Бессмертный да Бабушка Яга? А вот и нет. Современным детям.

Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2 Я продолжаю свой рассказ о улицах, памятных местах и истории района, где я сейчас живу, посвященным Великой Отечественной Войне. Еще.

Стихотворение «Ночные фиалки» В своем рассказе “Ночная фиалка” А. И. Куприн писал: «Есть в Средней России такой удивительный цветок, который цветет только по ночам в сырых.

Чего боятся дети в разном возрасте? Советы родителям.
консультация (младшая группа)

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

Скачать:

Вложение Размер
chego_boyatsya_deti_v_raznom_vozraste.docx 24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Чего боятся дети в разном возрасте? Советы родителям.

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

Дневные страхи у детей бывают:

  1. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  2. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  3. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Ночные страхи

Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

Причины ночных страхов у детей:

  • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
  • перенесенный стресс;
  • смена привычной обстановки;
  • болезненное состояние, лихорадка;
  • несчастные случаи, испуг;
  • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
  • эмоциональная отчужденность родителей;
  • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

Чего боятся дети в разном возрасте?

Во время беременности мамы

Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

В первые месяцы жизни

Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

С 1 года до 3 лет

Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

Причины страхов у ребенка

1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

3. Эмоциональная «холодность» родителей.

У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

6. Психические расстройства.

Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

Как распознать детский страх?

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Рисование

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

Сказкотерапия

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Как победить ночные страхи?

Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

  1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
  2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
  3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
  • компьютерных игр;
  • мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
  • ссор и выяснения отношений в семье;
  • тяжелой пищи;
  • духоты в комнате;
  • тесной, неудобной одежды для сна.
  1. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
  2. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
  3. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

Рекомендации родителям

Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

  • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
  • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
  • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
  • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
  • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
  • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
  • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
  • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

Чем победить детские страхи? Советы психолога

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям:

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что. ». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: