Как приучить ребенка к порядку: советы и рекомендации

Опрятность и чистоплотность: воспитываем полезные навыки у ребенка

«Мой ребенок – грязнуля. Сыну уже 12 лет, но он совершенно не умеет следить за собой. Не успеет надеть новую вещь — или пятно неотстирываемое, или дыра. В комнате беспорядок — повсюду учебники, скомканная одежда, какой-то мусор. Безалаберно относится к учебе — листы тетрадей загнуты, а то и вовсе без обложки. Я даже поставила в комнату сына мусорное ведро, но это не помогло. Иногда спрашивает, можно ли пригласить домой друзей. Я отвечаю, что в такой бардак просто неприлично приводить друзей. Сын понимает, но все равно ничего не предпринимает. И ладно бы только беспорядок, так еще и гигиена «хромает» — постоянно приходится напоминать об элементарных вещах, что нужно помыться и причесаться. Мне стыдно за сына, не знаю, как приучить мальчика к опрятности. Разговариваю, ругаю, наказываю –— все бесполезно».

У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?

Почему ребенку важно быть опрятным?

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  • характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Опрятность и аккуратность — это полезные привычки

Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

1. Осознание важности

Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

2. Планирование

Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

3. Правильный настрой

Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

4. Воплощение

После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

Читайте также:
Развод и дети: как родителям не наделать ошибок, которых уже не исправить

В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.

Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.

Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие. Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.

Одно из главных преимуществ курса — дистанционные занятия. Работу можно осуществлять в удобное время, не выходя из дома. Гарантируется полная конфиденциальность. Ребенок и его родители получают поддержку и помощь психологов — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.

  1. «Дошкольная педагогика», 2001 г., С. А. Козлова
  2. «Возрастная психология: учебник для вузов», 2007 г., Л. Ф. Обухова
  3. «Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации», 2017 г., А. Фромм

Памятка для родителей “Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине”
консультация на тему

Рекомендации для родителей по воспитанию дициплинированности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_distsiplina.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как приучить ребенка к порядку и дисциплине»

Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку . Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку. Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми. Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.

Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья усвоила правила соблюдения порядка в доме.

ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим.

Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в доме кто-то спит – не шуми. С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.

ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции.

Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.

Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».

Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» – в коробку).

Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).

НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.

ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять.

Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.

• Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).

• Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.

• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.

ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко.

Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

• не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);

• держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;

• избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;

• заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;

• не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;

• в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного – и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).

ПРИНЦИП 5: Не торопиться.

Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы. Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.

Эта таблица подскажет вам, как приучать ребенка к порядку и дисциплине более эффективно.

Что может делать ребёнок

✓ собирать разбросанные игрушки

✓ складывать в стопку книги и журналы

✓ самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки

✓ разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик)

✓ вешать курточку на крючок после прогулки

Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять

✓ помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)

✓ помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)

✓ мыть за собой тарелку и чашку

✓ вытирать пыль специальной тряпочкой

✓ поливать комнатные цветы

✓ выносить за собой горшок

Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка

✓ раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю)

✓ стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики

✓ пылесосить и простирать с помощью швабры пол

У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой.

✓ иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)

✓ самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную)

✓ уметь готовить простые блюда (яичницу, салат)

Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.

✓ поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)

✓ свою комнату убирать самостоятельно

Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику.

Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе. Важным фактором дисциплины является последовательность требований. Таким образом, ребенок будет в том случае дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Как приучить ребенка к порядку и дисциплине” (лекция для родителей)

Януш Корчак писал: “Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мел.

Как приучить ребёнка к порядку?!

В комнате некуда ступить ногой… Машинки, детали конструктора, куклы, кусочек яблока, рассыпанная мозайка, надкусанное печенье, брошенная чашка… Что ж, кажется, пора приучать малыша убирать.

Консультация для родителей: ” Как приучать ребёнка к порядку и самостоятельности”

Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности.

Консультация для родителей “Приучаем ребёнка к порядку”

“Приучаем ребёнка к порядку”.

Приучаем ребёнка к порядку.

Советы для родителей.

Как приучить ребёнка к порядку.

Даны рекомендации для родителей, как себя вести с детьми и постепенно приучать их к порядку.

Памятка для родителей «Приучаем ребёнка к дисциплине»

Памятка для родителей «Приучаем ребёнка к дисциплине»* Ограничения (требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.* Ограничений, требований, запретов не должно быть .

Как приучать ребенка к порядку и дисциплине? Мудрые советы

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Почти все родители мечтают, чтобы их чадо отличалось трудолюбием, соблюдало распорядок дня, было знакомо с дисциплиной и любило порядок. По сути, без этих качеств вряд ли возможен какой-то успех и счастье в жизни. Поэтому они весьма желательны, для каждого человека.

И прививать их нужно, как говорят, «с младых ногтей». Как приучать ребенка к порядку? Как сделать так, чтобы он добровольно убирался и в комнате у себя, и в шкафу? Здесь, в этой статье – мудрые советы, мнения психологов, интересные приемы и более глубокий взгляд на этот вопрос.

Ученые нашли причину!?

Оказывается, нельзя наказывать подростка, у которого в комнате откровенный бардак! Он в этом почти не виноват. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Института психических заболеваний. Они изучали мозг с применением томографии.

И выяснили, что лобовая часть мозга, отвечающая за последовательность и порядок действий, у подростков лишь только развивается. И полностью созревает она лишь к 19 годам. Так что, возможно, ваш подросток просто не способен наводить и поддерживать идеальный порядок – пока!

8 советов как приучать ребенка к порядку

Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

Итак, 8 рекомендаций:

  1. Есть пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
  2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
  3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
  4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
  5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате. Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
  6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
  7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
  8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!

История из жизни

Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее.

Мальчик очень любил конкретную книжку. И мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

Необычный подход

Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

— Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

— Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

— Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но если до того как ложиться спать ты сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

— Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе. Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

Советы психолога

Кроме того, предлагаю посмотреть советы на видео, как приучать ребенка к порядку:

Дисциплина и порядок

Понятие дисциплины

Что такое дисциплина и как к ней приучить?

Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

Дисциплина и возраст

Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании. И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

Да, и расскажите, пожалуйста, в комментариях, какие методы вы применяете для своих детей? Удачи вам, новых креативных идей и терпения! Если статья была для вас полезной и интересной поделитесь ею в социальных сетях, со своими друзьями, у которых есть дети. До новых встреч!

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

    Почему с появ­ле­нием ребенка в доме заво­дится бес­по­ря­док? Можно ли предот­вра­тить рас­про­стра­не­ние хаоса или при­дется сми­риться? Об этом в пере­даче «Учимся рас­тить любо­вью» теле­ка­нала «Союз» Марина Лан­ская бесе­дует с Алек­сан­дрой Вит­манн, экс­пер­том по чистоте и порядку.

    Как научить ребенка под­дер­жи­вать игрушки и вещи в порядке, не пре­вра­щая про­цесс в муштру? Как не ссо­риться с детьми на почве быта и осво­бо­дить время для хобби?

    Навер­ное, ни одна семья не обхо­дится без подоб­ных проблем.

    Алек­сандра, про­блема обу­че­ния ребенка уборке воз­ни­кает очень рано. Бытует мне­ние, что роди­тель, как только ста­но­вится роди­те­лем, стал­ки­ва­ется с про­бле­мой уборки и порядка в доме. То есть ребе­нок, соб­ственно, не вино­ват, а в доме кавардак.

    Потому что роди­те­лям сложно одно­вре­менно и уха­жи­вать за ребен­ком, и под­дер­жи­вать чистоту в доме. По край­ней мере, это очень рас­про­стра­нен­ная ситу­а­ция. Можно ли ска­зать, что именно она явля­ется нача­лом тех про­блем, кото­рые потом нарас­тают как снеж­ный ком?

    – Навер­ное, начало про­блем – в сло­вах, кото­рые мы исполь­зуем. У нас даже тема про­граммы обо­зна­чена: как при­учить ребенка к порядку. Но мы ведь не при­учаем ребенка к рус­скому языку, к веж­ли­во­сти. Мы гово­рим «научить» или «вос­пи­тать».

    Очень хоро­шее слово «вос­пи­тать», потому что в нем рус­ский корень «пит» – питать. Вот, чем питаем, какую пищу даем, то и растет.

    Соот­вет­ственно, если в тот момент, когда у нас появился ребе­нок, у нас в доме чисто, и мы дей­стви­тельно с этим легко справ­ля­емся и в пер­вые дни жизни ребенка, и в пер­вые месяцы, и в пер­вые годы, то этот про­цесс про­ис­хо­дит естественно.

    А вот почему роди­тели не готовы к рож­де­нию ребенка жить так, чтобы не ощу­щать этой про­блемы – это дру­гой вопрос.

    Есть очень хоро­ший сти­шок Агнии Барто, кото­рый мы – во вся­ком слу­чае, наше поко­ле­ние, с дет­ства знали. Про Андрюшку:

    Мол, побудь со мною.

    Слышно с новой силой.

    Не сер­дись, мой милый!

    Вот это сти­хо­тво­ре­ние, когда мы читали с доч­кой Барто, меня все­гда пора­жало. А в чём про­блема, почему он в дру­гой ком­нате кри­чит «Агу!», а мама, такая ответ­ствен­ная, моет посуду? И в этом – отра­же­ние какой-то модели роди­тель­ского поведения.

    Мама ухо­дит от ребенка, потому что надо наве­сти поря­док. А ребе­нок в этот момент дол­жен либо найти себе какое-то уте­ше­ние, в совре­мен­ном мире очень про­сто: вклю­чить, напри­мер, какое-то изображение.

    То есть мы с мла­ден­че­ства под­ме­няем обыч­ную жизнь, в кото­рой есть обыч­ные нор­маль­ные дела: поку­шали, помыли посуду, помыли руки, вытерли руки поло­тен­цем. Мы под­ме­няем это такими вещами, как насла­жде­ния, отвле­че­ния, развлечения.

    Соот­вет­ственно ребе­нок уже в мла­ден­че­стве дез­ори­ен­ти­ро­ван, он вос­при­ни­мает вот эту дея­тель­ность как что-то, что отни­мает у него роди­те­лей: маму, папу, бабушку, того, кто за ним ухаживает.

    В более про­стом тра­ди­ци­он­ном обще­стве ребе­нок был при маме, дер­жался за юбку, на руках висел где-то под­ве­шен­ный, и во всем этом про­цессе при­ни­мал уча­стие – хотя бы гла­зами. То есть в тра­ди­ци­он­ной ситу­а­ции ребе­нок про­сто наблю­дал. Ему 2–3 месяца, а он видит, что мама раз­ве­ши­вает белье, выти­рает посуду, что-то там делает в рако­вине, как-то подметает.

    И ребе­нок может лепить тесто, мыть посуду. Пус­кай он будет делать это без какого-то каче­ствен­ного резуль­тата. Но уже малень­кий чело­век может все это делать прекрасно.

    И ситу­а­ция, когда мы даем оценку очень рано, или отвер­гаем его уча­стие, потому что стре­мимся к какому-то такому, зна­ете, иде­аль­ному резуль­тату: не дай Бог, он разо­бьёт эту тарелку, или он помоет плохо, или он испор­тит вещь, вот в этот момент мы, конечно, его отучаем от порядка.

    Вот если мы не делаем дей­ствий, про­ти­во­ре­ча­щих тому, чтобы ребе­нок в порядке участ­во­вал дея­тельно – настолько, насколько его актив­ность сама в этот про­цесс включается;

    и если мы не ста­вим поря­док между ребен­ком и собой как пре­пят­ствие, кото­рое законно поз­во­ляет нам игно­ри­ро­вать его потреб­но­сти в обще­нии с нами, то тогда у ребенка нет осно­ва­ний отно­ситься к порядку плохо.

    Для него это инте­ресно, потому что это, в общем-то, и есть вся его жизнь.

    Мы затро­нули такой важ­ный аспект как отно­ше­ние совре­мен­ного чело­века – и ребенка, и под­ростка, и взрос­лого чело­века – к труду. Дей­стви­тельно, он у нас совсем не такой, какой был у пред­ше­ству­ю­щих поко­ле­ний. И празд­ность, раз­вле­че­ния – они во главе.

    И даже если мы тру­димся, то для того, чтобы «зара­бо­тать» эту самую празд­ность. Такое отно­ше­ние к труду делает этот труд нега­тив­ным и непри­ят­ным делом. А соб­ственно говоря, труд дол­жен при­но­сить радость. Иначе про­сто очень тяжело жить, потому что тру­диться придется.

    Согласна, что ребенка нужно обя­за­тельно под­клю­чать – в игро­вой, может быть, форме, к тому, чтобы он тру­дился вме­сте с роди­те­лями и видел рабо­та­ю­щих роди­те­лей, а не сидел, уткнув­шись в телевизор.

    Но, навер­ное, этого мало. Потому что боль­шин­ство роди­те­лей так и посту­пают. Они дают ребенку и с посу­дой пово­зиться, и пости­рать что-нибудь. Но при этом резуль­тат один: уби­рать игрушки ни один ребе­нок почему-то не желает.

    Или очень ред­кий ребе­нок стре­мится к порядку. Боль­шин­ство детей пред­по­чи­тают после игры оста­вить все, как есть. И вот здесь каж­дая мама стал­ки­ва­ется с про­бле­мой перед сном: нужно что-то делать, или заста­вить, или при­ду­мать твор­че­ский под­ход для того, чтобы ребенка орга­ни­зо­вать, или убрать самой.

    И ино­гда устав­шая мама выби­рает тре­тий вари­ант. Как Вам кажется, какой пра­виль­ный сце­на­рий для того, чтобы ребе­нок раз­ви­вался так, как нужно, в этом направлении?

    – Пра­виль­ный сце­на­рий будет пра­виль­ным для каж­дой ситу­а­ции, раз­ным. Потому что то, что Вы сей­час опи­сали – это целая сово­куп­ность абсо­лютно раз­ных ситу­а­ций. Давайте я опишу две. Пер­вое – ребе­нок не хочет уби­рать игрушки, пред­по­чи­тает остав­лять их в разо­бран­ном виде; и вто­рое – мама делает это сама.

    Что такое игрушки для ребенка, что такое для ребенка игра?

    Навер­ное, это его основ­ная деятельность.

    – Это его дело. А давайте посмот­рим на каби­нет папы или на его стол, на инстру­менты, с кото­рыми рабо­тала в тече­ние дня мама.

    Мама перед сном все инстру­менты убрала на свои места? Папа все свои доку­менты сло­жил акку­ратно в стопку, или он оста­вил твор­че­ский беспорядок?

    Для ребенка игра – это глав­ное дело, при­чем дело, от кото­рого он устает. В какой ситу­а­ции мы можем оста­вить бес­по­ря­док? Когда мы пони­маем, что нам проще вер­нуться к этому про­цессу вот в этой точке, или когда мы устали.

    То есть либо про­цесс не завер­шён, либо мы уто­ми­лись очень сильно. Вот здесь, конечно, искус­ство вос­пи­та­ния – смот­реть за тем, чтобы ребе­нок не пере­утом­лялся, в том числе и от игры. Пони­мать, что игра для ребенка – это труд.

    И если мы не можем рабо­тать больше опре­де­лен­ного коли­че­ства часов в день, то, нагру­жая ребенка всё время игрой, мы его пере­утом­ляем. Когда мы ему даём тру­до­вые паузы: помоги мне выте­реть посуду, под­мети крошки под сто­лом, вытри со стола – так как ты можешь, – мы даем ему как раз отдых от его тяже­лого труда.

    Чем больше мы даем ему отдыха в виде про­стых пору­че­ний, не свя­зан­ных с его основ­ным инте­ре­сом, каза­лось бы, к игруш­кам, тем легче ему будет в конце дня и эти игрушки как-то орга­ни­зо­вать, если для них, опять же, есть орга­ни­зо­ван­ное упо­ря­до­чен­ное место.

    Есть папы, кото­рые нико­гда не уби­рают свой бес­по­ря­док, потому что у них нет поня­тия «твор­че­ский поря­док». Если у ребенка в дет­ской или в ком­нате, в кото­рой он живет с роди­те­лями или с дру­гими детьми, тоже нет системы, то ему некуда воз­вра­щать игрушки.

    Вы гово­рите «убери игрушки», а он не пони­мает, о чем речь.

    Очень важно, как мы это гово­рим. Если мы гово­рим спо­койно: убери игрушки с пола так, чтобы я ночью, когда к тебе приду про­ве­рить, хорошо ли ты спишь, не спо­ткну­лась. Ребе­нок это сде­лает, потому что ему понятно, что просят.

    Очень часто мама может выдви­нуть несколько реко­мен­да­ций после­до­ва­тельно: убери игрушки – почисть зубы – ложись спать. Ребё­нок сде­лает что-то одно, или ничего.

    Потому что ребе­нок, так же как и муж­чина, кстати, в отли­чие от жен­щин, пони­мает только одно побуж­да­ю­щее пред­ло­же­ние. И выби­рает из него либо един­ствен­ное, либо пони­мает, что ему поста­вили невы­пол­ни­мую задачу, и он нахо­дится в состо­я­нии раз­мыш­ле­ния: что же теперь с этим делать.

    Нега­тив­ная инто­на­ция вызы­вают нега­тив­ную, и если мы её про­еци­руем, то можем её про­еци­ро­вать про­сто потому, что в дет­стве с нами раз­го­ва­ри­вали при­бли­зи­тельно так же.

    Ситу­а­ция, когда мама сама уби­рает, непло­хая. Важен посыл, как мама убирает.

    Напри­мер, мама гово­рит: я пони­маю, что ты не можешь убрать, потому что ты устал, я тебя люблю и хочу тебе помочь, я это делаю как помощь.

    Мама гово­рит: я пони­маю, что ты не можешь убрать, потому что ты не зна­ешь как убрать, я сей­час это сде­лаю, но ты не отвле­кайся, смотри, как я делаю, потом, в сле­ду­ю­щий раз, когда пой­мешь, ты сде­ла­ешь что-то сам – зав­тра, напри­мер. Совер­шенно нор­маль­ная договоренность.

    Но если мама про­сто делает сама, потому что мне проще самой убрать, то это не вос­пи­та­ние – убор­щи­цей быть легче, чем воспитателем.

    Если мы хотим, доро­гие роди­тели, чтобы наши дети стали само­сто­я­тель­ными, огром­ный наш инте­рес заклю­ча­ется в том, чтобы дети умели делать всё вокруг себя сами. Потому что мы идем в мир, где мало жела­ю­щих быть слу­гами и мало жела­ю­щих быть зависимыми.

    Сей­час эпоха инди­ви­ду­а­лизма, и каж­дый чело­век, и наши дети, новые поко­ле­ния, хотят вырасти сво­бод­ными и такими, какими они хотят быть.

    – Лич­ный при­мер, о кото­ром столько гово­ри­лось, навер­ное, осно­во­по­ла­га­ю­щий. Если роди­тели сами при­дер­жи­ва­ется порядка, посто­янно пока­зы­вают хоро­ший при­мер, то, навер­ное, ребе­нок за ними тянется.

    Когда я гото­ви­лась к пере­даче, читала, а что роди­тели сами думают по этому поводу. На фору­мах уви­дела мне­ние: нико­гда не надо делать за ребен­ком его работу. Напри­мер, если он не убрал игрушки вовремя, ска­жите ему, что вы их через десять минут выбро­сите, и тогда, навер­ное, он как-то уско­рится в про­цессе уборки.

    Но мне кажется, это может потом при­ле­теть буме­ран­гом. Когда мы попро­сим о чем-то ребенка, он может то же отве­чать. То есть он не ока­жет помощь – мало того, может и потом чем-то подоб­ным угро­жать, потому что дети все­гда повто­ряют за нами то, что мы транслируем.

    Как здесь быть и вос­пи­та­те­лем, и при­ме­ром? Очень сложно при­нять реше­ние роди­телю: где помочь, где усту­пить, а где насто­ять на своем. И уборка, навер­ное, очень яркий при­мер, на кото­ром видно, что роди­телю сложно каж­дый раз при­ни­мать решение.

    А уборка и поря­док – это то, что дела­ется еже­дневно, и этот вопрос: усту­пить, помочь, рас­ска­зать как, научить, пока­зать при­ме­ром, или тре­бо­вать, или дис­ци­пли­ни­ро­вать – он стоит перед роди­те­лями каж­дый день.

    Дайте, пожа­луй­ста, советы, как поступать.

    – Навер­ное, надо посмот­реть на уборку не как на про­цесс само­цен­ный. Вот, мы уби­раем –но мы же не убор­щи­ков рас­тим. Надо посмот­реть на уборку как на часть жизни. И если гово­рить искренне, то ока­жется, что уби­рать-то нам всем особо не хочется, потому что это работа скуч­ная и нудная.

    Если посмот­реть на уборку в квар­тире как на про­цесс, кото­рый дол­жен обес­пе­чить нам усло­вия твор­че­ства, чтобы мы могли сесть и создать, что-то при­ду­мать, поста­вить семей­ный спек­такль, что-то сшить – я говорю о каких-то хобби, – то акцент изме­нится. Мы пой­мем, что уборка – это не цель, а условие.

    И если роди­тели так на этот про­цесс будут смот­реть, то они пой­мут, что, в общем-то, не столь важно: через десять минут ребе­нок убе­рёт эти игрушки или через час. А важно дого­во­риться с ним.

    Пони­ма­ете, угроза «через десять минут я все выброшу!» в воз­расте до семи, может быть, даже до десяти лет может хорошо рабо­тать. А может не рабо­тать совсем. Может вер­нуться буме­ран­гом в виде какого-то под­рост­ко­вого хам­ства, а может и не вер­нуться, это зави­сит от очень мно­гих факторов.

    Но угроза создает ситу­а­цию, в кото­рой для ребенка уборка ста­но­вится чем-то отвра­ти­тель­ным. И если мы создаем модель, в кото­рой уборка ста­но­вится отвра­ти­тель­ной, то мы лишаем детей буду­щего, в кото­ром они могут исполь­зо­вать уборку как усло­вие для того, чтобы создать в своем неболь­шом доме атмо­сферу твор­че­ства и тру­диться совсем дру­гим обра­зом – может быть, без веника в руках, на благо всего общества.

    Алек­сандра, во мно­гих семьях, у кото­рых нет про­блем с убор­кой, пока ребе­нок малень­кий, почти все­гда такие про­блемы появ­ля­ются, когда ребе­нок дости­гает воз­раста 12–13 лет. Это воз­раст, когда ребе­нок мно­гие навя­зы­ва­е­мые ему, как ему кажется, ори­ен­тиры начи­нает под­вер­гать сомнению.

    В том числе сомне­нию он под­вер­гает необ­хо­ди­мость уби­рать свои вещи, ему кажется, что это вто­ро­сте­пенно – содер­жать в порядке ком­нату, свое место.

    Из чего это про­ис­те­кает, как к этому отно­ситься роди­те­лям: как к вре­мен­ному явле­нию, кото­рое надо про­сто пере­жить; или это важ­ный момент, фор­ми­ру­ю­щий лич­ность, когда роди­те­лям нужно скон­цен­три­ро­ваться и напра­вить ребенка?

    – Без­условно, это важ­ный момент. И, если такая ситу­а­ция воз­ни­кает, то это зво­но­чек о том, что некий неко­то­рый момент упу­щен. Что зна­чит, ребе­нок гово­рит: я не буду уби­рать? Ведь квар­тира общая, и даже его ком­ната, кото­рая ста­но­вится местом скоп­ле­ния пыли, услож­няет жизнь маме и папе.

    Даже если он живет за закры­той две­рью, что под­ростки часто делают, в один­на­дцать лет вешают таб­лички, про­сят вре­зать замок, запре­щают вхо­дить в их про­стран­ство – даже тогда, когда их нет дома, – это, пожа­луй, надо ува­жать, и этот период надо пере­жить грамотно.

    Потому что это ситу­а­ция, когда ребе­нок как бы выхо­дит из гнезда, не бро­сая это гнездо. Он не может в один­на­дцать лет начать соб­ствен­ную жизнь и стро­ить соб­ствен­ную семью, но он уже репе­ти­рует, как это будет.

    И, воз­можно, важны какие-то ошибки, кото­рые он делает, и в первую оче­редь в быту, – потому что наша жизнь, как бы мы ни витали в обла­ках, в конце кон­цов все равно нас «яко­рит» на землю и воз­вра­щает к необ­хо­ди­мо­сти кушать, гото­вить еду, уби­рать за собой посуду, сти­рать свою одежду.

    Эти ошибки, кото­рые ребе­нок сде­лает – воз­можно, это те ошибки, кото­рые надо дать воз­мож­ность сде­лать ему самому.

    Надо пони­мать, что когда пере­жи­ва­ется ран­ний под­рост­ко­вый воз­раст, дей­стви­тельно про­ис­хо­дит пере­стройка миро­воз­зре­ния, и это опи­сано научно людьми, кото­рые изу­чали мыш­ле­ние ребенка.

    То есть надо пони­мать, что до опре­де­лен­ного момента ребе­нок не раз­де­ляет себя и мир. И для него все, что вокруг есть – это он. Вы, Марина, этот диван, все, что я вижу – это я.

    И вот это само­со­зна­ние, кото­рое начи­нает фор­ми­ро­ваться одно­вре­менно с гор­мо­наль­ными изме­не­ни­ями в теле, начи­нает ребенку гово­рить о том, что нет, Марина – это не ты, она по-дру­гому чув­ствует, и диван тоже не ты.

    И вот в этот момент ребе­нок, дей­стви­тельно, может созда­вать залежи фан­ти­ков у себя под кро­ва­тью: все, что я съел, оно у меня в животе, а все, что я раз­вер­нул, это тоже моё, это какая-то часть меня. Но это очень корот­кий период, это бук­вально несколько месяцев.

    И, конечно, если вы это заме­тили, то самое луч­шее – это про­сто пого­во­рить с ребен­ком на эту тему, объ­яс­нить ему, что это ничего страш­ного, это не зна­чит, что ты гряз­нуля и неряха. Да, я у тебя такое обна­ру­жила, но ты это переживешь.

    На самом деле этот про­цесс может про­дол­жаться, зна­ете, до 80 лет, если не помочь и не под­ска­зать ребенку, что это нор­мально и если создать из этого про­блему, то есть внед­рить систему нака­за­ний угроз, и так далее.

    Если ребе­нок в этом про­цессе застре­вает, или, напри­мер, он его про­шёл, вы зна­ете, что два года назад всё было в порядке, и он выра­бо­тал какую-то систему уборки, он при­ни­мает наши семей­ные пра­вила, он знает, что мы раз в месяц, напри­мер, делаем пол­ную влаж­ную уборку во всей квар­тире, – а потом вдруг воз­вра­ща­ется к этой ситу­а­ции, то, воз­можно, это ситу­а­ция, когда нужно заду­маться, обра­титься к пси­хо­логу, к доктору.

    Потому что ино­гда раз­лич­ные забо­ле­ва­ния про­яв­ля­ются так. Может быть, ребе­нок про­сто очень сильно устает от той нагрузки, кото­рая нава­лена на него. Раз­ные при­чины, в них надо раз­би­раться. Закры­вать на это глаза не стоит.

    Алек­сандра, а можно ли научиться порядку, будучи взрослым?

    – Без­условно, этому учиться нужно. Даже если вы думали, что вы этим вла­де­ете, сей­час такое время, когда этому нужно переучиваться.

    Лите­ра­туры много, и она не все­гда помо­гает, я все-таки склонна к прак­ти­че­скому под­ходу, потому что уборка, кроме всего про­чего, имеет некий трав­ма­тич­ный след, поскольку это вос­пи­та­ние, а вос­пи­ты­вали нас не все­гда мето­дами поглаживания.

    У кого-то про­блемы с бес­по­ряд­ком свя­заны с травмами.

    И вот на это надо ори­ен­ти­ро­ваться, чтобы уборка при­но­сила сча­стье и вам, роди­тели, и детям. Если вы почув­ство­вали, что сча­стья ста­но­вится меньше от уборки – зна­чит, в своем отно­ше­нии к ней надо что-то скор­рек­ти­ро­вать, зна­чит, с этим что-то не так.

    Обу­ча­ясь заново уби­рать свой дом, чело­век свои травмы исце­ляет. Это вос­хи­ти­тель­ный про­цесс, кото­рый при­но­сит вдох­но­ве­ние и радость…

    Соб. инф.

    Фото из откры­тых источников

    Как приучить ребенка к порядку: советы и рекомендации психолога

    Должен ли ребенок помогать по дому, как его приучить к порядку и что делать, если уборка вызывает протест, Intex-press объяснила Наталья Магомедова, психолог, специалист по детско-родительским отношениям.

    Четырехлетняя Кира Колосовская сама застилает свою кровать. От помощи обычно отказывается со словами: «Я уже большая и сама могу». Фото: архив Анны РОМАНОВОЙ-КОЛОСОВСКОЙ

    Психолог Наталья Магомедова.

    Не приучить, а позволить научиться

    – Приучить ребенка к выполнению каких-то домашних обязанностей (протереть пыль, пропылесосить, помыть пол или еще что-то) нетравмирующим способом не получится. Ребенок учится сам, глядя на своих родителей. То есть если для взрослых важен порядок в доме и они его регулярно поддерживают, то и ребенок, как правило, старается делать так же. Если же убирается, к примеру, только мама, а папе все равно, то ребенок может следовать папиной модели.

    В возрасте около двух лет малыши активно повторяют все, что делают родители. В это время они с удовольствием вместе с мамой моют посуду, стоя на табуретке, протирают пол маленькой тряпочкой, отбирают веник или пылесос. А спустя время, когда период повторения перерастает в период «Я сам!», родители учатся устанавливать границы и правила. Их задача в это время – рассказать ребенку, что и как нужно делать, и доверять малышу в его попытках сделать что-то самостоятельно.

    В таком ключе приучать ребенка к выполнению работы по дому не приходится – он учится сам, повторяя за родителями и чувствуя их поддержку.

    Отношение к порядку может меняться

    Бывают ситуации, когда взрослому очень важно, чтобы малыш не был равнодушен к порядку, а он, в свою очередь, начинает сопротивляться и не желает выполнять родительские просьбы или требования. В таком случае важно не ругать, не кричать, не заставлять, а предлагать делать что-то вместе, с песнями и прибаутками, игнорируя неудачи, помогая там, где что-то не получается.

    Вова Кожемякин помогает маме с уборкой. Фото: личный архив семьи Кожемякиных

    Родителям стоит учитывать, что в процессе взросления отношение ребенка к порядку порой меняется самым радикальным образом. Еще вчера малыш расставлял все по полочкам и вдруг сегодня категорически не хочет ничего убирать. Это нормальный и естественный процесс. Интересы ребенка меняются, взгляды расширяются, и зацикливать его на уборке – не самое полезное занятие.

    • Постарайтесь превратить наведение порядка в увлекательную игру;
    • постарайтесь не просто заставлять ребенка убираться, а объясните ему, для чего нужен порядок;
    • стоит учитывать, что детям легче воспринимать конкретные поручения типа «сложи игрушки в ящик», а не абстрактную просьбу «прибраться в комнате»;
    • не стоит ругать ребенка за неловкость и переделывать при нем то, что ему не удалось;
    • ни в коем случае не приучайте ребенка убираться за награду.

    Личность важнее порядка

    Важно помнить, что в детстве формируется представление ребенка о целом мире, и может быть печально, если у прагматичного малыша получится успокоить себя только уборкой. Или творческий фантазер не сможет никак проявить себя в жизни, потому что будет чувствовать себя плохим и неправильным из-за создаваемого им хаоса.

    Родителям стоит обращать внимание на характер и темперамент своего ребенка, позволять ему оставаться собой, помогать развивать врожденные таланты, так как это в жизни принесет гораздо больше пользы и радости, чем приучение к порядку.

    Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован.

    Передавайте ответственность ребенку постепенно, не вручайте обязанности «вдруг», потому что он «уже большой».

    Чем больше вы делаете вместе, с хорошими эмоциями и без упреков и поучений, тем больше дел ребенок будет готов выполнять сам с удовольствием.

    «Никогда не говорила «я сама»

    Мария Кожемякина, мама 4-летнего Вовы:

    – С трех лет сын начал интересоваться моими домашними занятиями. Видел, что я, к примеру, тряпочкой протираю пыль, и просил помочь. Я никогда не говорила что-то вроде «не надо, я сама» или «ты еще маленький». Вместо этого благодарила Вову за помощь, обнимала его и говорила, что он молодец и что помогать маме – это здорово.

    Сын растет с пониманием, что поддерживать порядок и заниматься домашними делами важно и нужно.

    В четыре года Вова может протереть пыль, помыть шваброй пол, передвинуть что-то из нетяжелой мебели, сполоснуть водой свою кружку, разобрать сумки после покупок или донести до дома легкий пакетик. А еще сын регулярно просит дать ему постирать – легонечко помять ручками носочки или маечку и отжать их. Я считаю важным не отгонять желание помочь, а поощрять его. Поэтому всегда позволяю и стирать, и пыль протирать, и полы мыть, даже если потом мне необходимо сделать это самой еще раз.

    Сейчас я вижу, что сын с удовольствием делает какую-то работу по дому, и мне приятно, что он к этому стремится сам.

    12 рекомендаций для родителей как приучить ребенка к порядку

    Многие родители сталкиваются с тем, что их дети устраивают в своих комнатах беспорядок, разбрасывают вещи, а после сами их не убирают. Эту проблему нужно решать как можно быстрее, чтобы у ребенка не успели укорениться устойчивые привычки неряхи. В этой статье вы найдёте 12 полезных рекомендаций, как приучить своего ребенка к порядку и привить ему любовь к чистоте и аккуратности.

    1. Подавайте правильный пример

    Помните, что ребенок во многом копирует своих родителей и берет с них пример. И если вы склонны к беспорядку, не убираете за собой, оставляете в раковине гору посуды и т. д., то велика вероятность, что и ваш ребенок будет вести себя так же. К сожалению, многие родители интересуются тем, как ребенка приучить к порядку, но в то же время совсем не замечают, что и сами к порядку не приучены. Так что начните с себя и всегда старайтесь поддерживать порядок в своем доме, тем самым подавая хороший пример своему чаду.

    2. Приобщайте ребенка к труду

    Ребенок, который знает, что за него в доме уберет кто-то другой, не будет стараться поддерживать порядок. Он всегда будет понимать, что если случайно прольет на пол чай, то вытирать пол будет мама или папа, но не он. Поэтому с младых ногтей стоит приобщать малыша к посильному труду. К примеру, во время уборки поручите ему вытереть пыль на книжных полках или сложить в коробку разбросанные игрушки. Ребенок должен понимать, что у него тоже есть обязанности, и он должен помогать родителям.

    3. Очертите границы дозволенного

    С раннего детства ваш ребенок должен четко понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Ваша задача как мамы (или папы) − определить границы дозволенного. К примеру, нужно дать малышу понять, что рисовать красками на стенах, нарочно бить посуду, ходить в уличной обуви по комнатам категорически нельзя. Объясните ему правила поведения в общественных местах и при общении со сверстниками. Ребенка, который не понимает границ дозволенного, практически бесполезно приучать к порядку и дисциплине.

    4. Используйте игровые формы

    Чтобы научить малыша убирать в доме, следует использовать игровые формы. Представьте, что вам нужно вымыть пол в коридоре, и вы собираетесь сделать это вместе с ребенком. Чтобы вызвать у малыша интерес к уборке, предложите ему посоревноваться в том, кто быстрее домоет свой участок пола. Дух соперничества станет стимулом для вашего чада, и он примется за уборку охотнее.

    5. Ограничение использования девайсов

    Сегодня многие дети настолько привыкли к планшетам, смартфонам и другим девайсам, что посвящают играм на них значительную часть свободного времени. Если не лимитировать время использования девайсов, то сам ребенок вряд ли откажется от них в пользу помощи родителям, уборки в комнате или других важных дел. Поэтому вы должны установить время, на протяжении которого ребенку разрешается играть в игры или смотреть видеоролики. В противном случае у ребенка может развиться сильная зависимость от девайсов, которая точно не будет способствовать приучению к порядку и дисциплине.

    6. Избегайте критики

    Никогда не критикуйте ребенка, если у него не получается ровно сложить одежду или хорошо вымыть посуду. Критика со стороны родителей приведет к тому, что:

    • ребенок будет сомневаться в своих силах и способностях;
    • у него пропадет желание проявлять инициативу;
    • разовьются закомплексованность и чувство неполноценности на фоне других.

    Поэтому критика вам точно не поможет в приучении ребенка к порядку и дисциплине, а только лишь навредит.

    7. Не делайте порученную ребенку работу за него

    Представьте, что вы поручили своему чаду полить комнатные цветы. Полив лишь половину из них, он говорит, что устал и хочет немного отдохнуть. У вас может возникнуть желание сделать всю работу вместо него, но поступать так категорически нельзя. Ведь он сразу же поймёт, что от выполнения задания можно легко уклониться, притворившись уставшим, и в дальнейшем будет делать так намеренно.

    8. Изучите опыт своих родителей

    Спросите своих родителей о том, как они в свое время приучали вас к порядку. Вполне возможно, что представители старшего поколения дадут вам ценные советы, которые вы сможете эффективно использовать при воспитании своего ребенка.

    9. Не допускайте проявления гнева и раздражения

    Если вы поручили ребенку убрать в комнате, но он сделал это недостаточно хорошо, ни в коем случае не проявляйте раздражение или гнев по этому поводу. Внешние проявления этих эмоций ребенок может воспринять как вашу слабость и больше уважать вас после этого он точно не будет. Поэтому спокойно укажите ему на его ошибки, а также похвалите за то, что он сделал хорошо.

    10. Совместная уборка как традиция

    Затевая уборку в доме, каждый раз привлекайте к ней своего ребенка. Поручайте ему посильные дела, которые он реально сможет выполнить. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок начал воспринимать уборку как совместное занятие и традицию. Если детей у вас двое или больше, то привлекайте к уборке всех, а не кого-то одного. Регулярно устраивая совместные уборки, в итоге вы сможете:

    • развить у ребенка привычку помогать родителям и делать это добровольно, а не только после просьбы о помощи;
    • укрепить в ребенке ощущение семьи и понимание того, как важно делать все сообща;
    • с раннего детства приучить малыша к посильному и полезному труду.

    11. Уважайте вкусы ребенка

    Предложите ему украсить свою комнату и переставить в ней вещи так, как ему нравится. Ребенок будет гораздо охотнее убирать в той комнате, в которой ему приятно находиться и интерьер которой соответствует его вкусам. Проявляйте уважение к личности ребенка и не критикуйте его взгляды и вкусы.

    12. Ежедневные небольшие уборки

    Введите в семье правило уделять 10-15 минут каждый вечер на небольшую уборку. Пусть ребенок соберет разбросанные игрушки, сложит одежду, вытрет пыль с мебели. Постепенно такие уборки станут для него весьма полезной привычкой.

    Теперь вы лучше понимаете, как приучить ребенка к порядку и дисциплине − используйте наши рекомендации, и это обязательно принесет свои плоды.

    Запишитесь на
    бесплатный урок!

    Бесплатный онлайн-урок вместе с Allright:

    • Познакомиться с преподавателем;
    • Получите оценку уровня знаний ребенка и рекомендации по обучению
    • Испытаете возможности онлайн-обучения

    Скидка 10% за подписку!

    Подписывайся на рассылку: мы отправляем полезные чеклисты,
    советы по воспитанию и обучению ребенка, а также секретные промокоды, например 10% за эту подписку 😉
    *промокод действует только при первой оплате

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: