Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Кризис 3 лет у ребенка

Содержание статьи

  • Когда ожидать начало кризиса трехлетки
  • Причины возникновения
  • Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
  • Рекомендации для родителей: как себя вести

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.
Читайте также:
Ребенок в 2-3 года не спит днем. Как уложить малыша спать в дневное время?

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Существует мнение, что активно развивать малыша следует начинать только за год до школы. И это мнение ошибочно.

Нужны занятия с логопедом?

По мнению психологов, три года — это самый удивительный возраст, который характеризуется для ребенка главным достижением: он уже не только слушает, но и слышит взрослых! Очень часто взрослые не в состоянии оценить возможности детей в возрасте трех лет, считая, что развивать их в этот период еще слишком рано.

Существует мнение, что активно развивать малыша следует начинать только за год до школы. И это мнение ошибочно. Слишком напористое обучение старшего дошкольника в стремлении идеально подготовить его к школе приведет к переутомлению ребенка и к исчезновению у него желания учиться. Так что развивать малыша нужно еще с трех лет, постепенно и размеренно.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

В три года малыш растет, но уже не так быстро, как в первые годы после рождения. Вес девочек в этом возрасте составляет от 13 до 16 килограммов, мальчиков – от 13,7 до 16 килограммов. Нет повода для беспокойства, если ребенок по весу не соответствует норме. Если малыш весит немного больше или меньше, то это можно списать на индивидуальные особенности его развития. То же касается и роста. В среднем ребенок в возрасте 3 лет должен достигать 1 метра в высоту. При этом мальчики, как правило, немного выше девочек в этом возрасте.

А вот если кроха начинает неравномерно расти, существенно прибавляя в росте и поправляясь в один месяц и резко худея в другой, то необходимо срочно обратиться в эндокринологу.

Развитие речи ребенка 3 лет

Если малыш в этом возрасте не проявляет интереса к общению, то нужно набраться терпения и подождать хотя бы несколько месяцев. В три года у ребенка наступает пик развития речи, поэтому, даже если в начале этого периода кроха не говорит, к концу третьего года он обязательно постарается наверстать упущенное. В возрасте от трех до четырех лет малыш должен уметь:

  • называть собственную фамилию, имя, адрес;
  • пользоваться более чем 250 словами;
  • давать ответы на вопросы;
  • правильно строить простые и сложные предложения;
  • сочинять и пересказывать сказки и истории.

Как развиваются мыслительные процессы у трехлеток?

Трехлетний возраст детей многие родители запоминают по бесконечным вопросам чад, которые хотят знать все на свете. Они спрашивают о том, почему солнце светит и греет, почему летают птицы и лают собаки. Родители должны быть готовыми к тому, чтобы давать простые, понятные и вместе с тем правдивые и исчерпывающие ответы на вопросы маленьких почемучек.

Если мыслительные процессы проходят нормально, то в три года малыш должен уметь:

  • отличать основные цвета;
  • фантазировать во время игр и рассказов;
  • выполнять сразу несколько простых команд;
  • запоминать несложные песенки и стишки, воспроизводить их по желанию;
  • знать простые числа;
  • считать до пяти;
  • группировать предметы по цветовым и геометрическим признакам;
  • находить ответы на загадки, соответствующие возрасту;
  • запоминать и узнавать родственников и друзей по фото.

Развитие двигательных навыков у детей трех лет

Если ребенок физически развивается в соответствии с возрастом, то с трех до четырех лет он будет должен уметь:

  1. Преодолевать препятствия в виде лестниц
  2. Играть с мячом как ногами, так и руками
  3. Удерживать равновесие во время движения на одной ноге
  4. Кататься на простом трехколесном велосипеде
  5. Двигаться вперед и назад одинаково быстро и уверенно
  6. Низко наклоняться, не теряя равновесия.

Развитие моторики в три года

В три года ребенок по-прежнему гибкий и пластичный, а его мелкая моторика становится более совершенной. В это время младший дошкольник умеет:

  • играть карточками с картинками, книжками с твердыми страницами;
  • делать аппликации с помощью детских ножниц и цветной бумаги;
  • рисовать простые геометрические фигуры и силуэты людей;
  • писать простые печатные буквы;
  • строить башни из многочисленных кубиков;
  • самостоятельно одеваться или раздеваться;
  • открывать крышки на бутылках и банках;
  • использовать несколько цветов красок или карандашей для рисования.

Эмоциональное развитие ребенка трех лет

Трехлетний дошкольник становится развитым не только физически, но и эмоционально. Он уже более адекватен в общении, может контролировать собственные эмоции, в том числе и негативные, например в детском саду.

Более того, трехлетние малыши более коммуникабельны, чем двухлетние. Они уже способны находить общий язык со сверстниками, искать простые и эффективные решения для возникающих в процессе общения проблем.

Развитие считается нормальным, если в три года малыш умеет:

  • повторять за родителями и друзьями;
  • демонстрировать симпатии;
  • понимать значение слов вроде «мое» или «его»;
  • уметь проявлять и контролировать эмоции.

В этом же возрасте можно увидеть, как развивается воображение малыша. Ребенок с удовольствием фантазирует, чем иногда повергает родителей в шок. На самом деле фантазии — это совсем не плохо, главное — направить их в позитивное русло, стараясь обходить с малышом опасные темы, вызывающие у него страхи и напряжение.

Читайте также:
Развитая речь у малыша – это реально! Все о развитии речи у ребенка дошкольного возраста дома

Как мыслят и анализируют информацию трехлетние дети?

Развитие трехлетних малышей уже позволяет им строить причинно-следственные связи. Дошкольники способны выявлять отличия на картинках или в предметах, различать цвета, геометрические формы, действия. Ребенок в этот период особенно любопытен, он с удовольствием изучает окружающий мир, привлекая к процессу знакомства старших и задавая им бесконечные вопросы.

Задача родителей в это время — проявить терпение и постараться ответить на все интересующие малыша вопросы. Если ответа нет, то можно воспользоваться Интернетом или самой простой детской энциклопедией.

Трехлетний малыш уже умеет многое, что способно упростить ему жизнь. Кроха способен строить логические связи, одновременно удерживать в поле зрения несколько предметов, запоминать простые песенки и стихи, собирать пазлы и конструктор «Лего».

Детки в этом возрасте способны считать до пяти или даже до десяти, творчески мыслить, рисовать и чертить. Они наблюдательны и склонны к анализу всего, что происходит вокруг них. Родители должны помогать ребенку развивать творческое начало, вместе с ним решать поставленные задачи, усложняя их по мере развития малыша.

С ребенком в этом возрасте нужно заниматься в творческом направлении, много гулять, разговаривать, знакомя его с окружающим миром. Стимулировать развитие дошкольника будут развивающие настольные игры, книжки и картинки, краски, пластилин и разбирающиеся игрушки.

О развитии бытовых навыков

Ребенок после трех лет довольно независимый и самостоятельный. Ему уже не так важно, чтобы родители постоянно были с ним рядом. Малыш знает, где лежат его вещи и как их использовать по назначению. В этом возрасте малышу уже можно выделить собственную зубную щетку, полотенце и мыло, полку в шкафу и место для обуви в коридоре. Большинство деток в этом возрасте умеют:

  • без помощи взрослых одеваться и раздеваться;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • складывать одежду;
  • чистить зубы;
  • ставить на место обувь;
  • самостоятельно есть;
  • мыть руки перед едой;
  • правильно пользоваться столовыми приборами и пр.

На этом этапе очень важно, чтобы родители помогли малышу освоить как можно больше навыков, способных упростить ему жизнь и ускорить развитие. Это важно также и потому, что малышу рано или поздно нужно будет поступать в детский сад, где воспитатели не смогут ему уделять столько внимания, сколько уделяют родители. Научите кроху следить за вещами, помогать по дому, собирать за собой игрушки – и воспитатели в детском саду будут очень благодарны вам за проделанную работу.

Знакомство с окружающим миром

Малыш трех лет, развитие которого происходит по запланированному графику, должен уметь:

  • узнавать и называть основных животных, причем как диких, так и домашних;
  • знать названия основных птиц и насекомых;
  • узнавать и называть основные растения (цветы, деревья);
  • называть фрукты, ягоды, грибы;
  • называть материалы, из которых были изготовлены знакомые ему предметы;
  • различать времена суток;
  • знать об основных явлениях природы.

Знакомство с миром музыки

Развивать музыкальные способности ребенка можно с трехлетнего возраста. Одни детки более музыкальны, другие – менее, но каждый из них в этом возрасте уже должен уметь:

  • двигаться в ритм под музыку;
  • воспроизводить звуки;
  • регулировать громкость звука.

Кроме того, ребенок в этом возрасте должен иметь представление о звуках окружающего мира, различать пение птиц и рокот зверей, шелест деревьев и шум дождя.

Особенности развития внимания и памяти ребенка

Трехлетний малыш должен за несколько минут выполнять следующие задания:

  • группировать парные предметы;
  • выбирать из группы предметов лишний;
  • анализировать свойства предметов и группировать их по признакам.

О гармоничном развитии памяти малыша 3 лет будут свидетельствовать следующие умения:

  • запоминать сразу несколько картинок;
  • запоминать слова и фразы, повторяемые несколько раз;
  • воспроизводить движения, несколько раз показанные взрослыми;
  • запоминать отдельные признаки предметов.

В возрасте трех лет можно начинать развивать математические способности ребенка. Нормально развивающийся дошкольник должен уметь:

  1. Считать до трех или до пяти, используя пальчики на руке;
  2. Различать понятия «широкий-узкий», «большой-маленький», «высокий-низкий» и пр.;
  3. Знать основные цвета и геометрические фигуры (их малыш уже сможет начертить на бумаге);
  4. Сравнивать и группировать предметы по схожим признакам;
  5. Сравнивать число предметов.

Когда время бить тревогу?

Развитие детей в три года происходит в каждом отдельном случае по-разному. Если один малыш развивается быстрее, радуя родителей, то другой может развиваться медленнее, и это не всегда является поводом для беспокойства.

Между тем, понимая, что ребенок развивается по индивидуальной схеме, важно не пропустить момент, чтобы вовремя выявить возможные признаки задержки развития и начать их корректировку. Итак, вам необходимо обратиться к детскому врачу, если у вашего трехлетнего малыша наблюдаются следующие признаки:

  1. Неумение играть с мячом или ездить на трехколесном велосипеде.
  2. Излишне частые падения и сложности во время спуска или подъема по ступенькам.
  3. Неумение пользоваться карандашом или фломастером одном рукой, неспособность начертить простую геометрическую фигуру.
  4. Неумение строить сложные предложения с использованием местоимений и наречий.
  5. Обильное слюновыделение.
  6. Неспособность сложить башню из более чем четырех кубиков.
  7. Нежелание оставаться в обществе взрослых или детей без родителей.
  8. Нежелание принимать участие в играх, отсутствие фантазии.
  9. Апатия по отношению к детям или членам семьи.
  10. Неспособность контролировать собственные эмоции.
  11. Непонимание требований взрослых.
  12. Неспособность к зрительному контакту.
  13. Нежелание и неспособность обслуживать себя.
Читайте также:
Ветрянка у детей - 100% симптомы ветрянки и как ее нельзя лечить

Если малыш в возрасте трех лет не способен делать то, что с легкостью делал еще несколько месяцев назад, то, скорее всего, это один из признаков нарушения развития. Чтобы не допустить осложнений, нужно будет срочно обратиться за консультацией к педиатру.

Психологические особенности детей 3-4 лет

Психологические особенности детей 3-4 лет

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет , потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Тестируем знания ребенка 3-4 лет

Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо,а на что следует обратить внимание. Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.

Математические представления

В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);

А также считать в обратном порядке от пяти до одного;

При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)

Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;

Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;

В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)

Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;

Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих;

а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

уметь различать предметы по форме, размеру и цвету

знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.

Развитие речи

Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.

В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;

Читайте также:
Ребенок 2-3 лет боится купаться в ванной - причины и что делать?

Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.

Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

Словарный запас должен быть более 1500 слов.

Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3- 4 лет.

Окружающий мир

В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных , называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;

Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;

Различать фрукты, овощи , грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;

Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;

Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;

Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;

Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);

Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

Учить помогать взрослым наводить порядок.

Память и внимание

Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;

Находить отличия между похожими картинками;

Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов;

Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;

Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.

Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка»

Логическое мышление

В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);

Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);

Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры

Развитие мелкой моторики рук

В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

Учиться обводить простые легкие рисунки;

Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;

Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

Учить л епить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр .

Развитие двигательных навыков

Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;

Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;

Лазать по гимнстической стенке;

Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;

Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.

Трудный возраст — кризис у ребенка 3 лет

Особенности психологии трёхлетнего малыша

Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».

Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.

Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.

При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.
Читайте также:
Как отучить ребенка от соски - 10 советов, проверенных временем

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины поведенческих нарушений

С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:

  • Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
  • Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
  • Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
  • Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
  • Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.

Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.

Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.

Длительность кризисного периода

Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.

Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

  • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
  • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
  • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
  • Избегать криков и наказаний.
  • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
  • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
  • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
  • Игнорировать истерики – в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу – и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Как реагировать на детскую истерику

Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.

Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя – чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.

Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.

Когда требуется помощь психолога

Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
Читайте также:
Как приучить ребенка к горшку макcимально быстро?

В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

Видео

Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года: памятка для родителей

Каждый год жизни ребенка несет в себе что-то новое. Поэтому взрослые должны знать основные критерии развития, на которые нужно ориентироваться в том или ином возрасте. Эта памятка для родителей поможет лучше понять малыша.

Содержание статьи:

Особенности развития детей 3 лет

Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?

Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.

Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:

  • Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
  • Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
  • Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
  • Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.

Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше кроха познавал мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.

В три года ребенок должен уметь следующее:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • проявлять первые навыки планирования действий;
  • сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
  • складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
  • знать основные цвета и уметь их назвать;
  • знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;
  • знать названия основных геометрических фигур.

Важной особенностью этого возраста является то, что подросший малыш может думать и рассуждать о предметах, не находящихся в поле зрения. Это важный шаг на пути к дальнейшему развитию мышления.

Развитие речи

Речь трехлетки сильно отличается от речи двухлетнего крохи. В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.

Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышам еще трудно произносить, поэтому они их коверкают.

Ребенок 3 лет должен уметь:

  • рассказать, как прошел его день;
  • использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
  • описать картинку;
  • запоминать стихи и песни;
  • называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).

У трехлеток еще не очень хорошо развита речь. Они плохо произносят шипящие и сонорные звуки. Неверно строят предложения, теряют окончания слов. Все это является нормой развития. С возрастом проблемы будут устраняться. Читайте также: игры и упражения, которые способствуют развитию речи ребенка.

Нервно-психическое развитие

В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.

У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.

В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

Математические умения

В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:

  • считать до пяти в прямом и обратном порядке;
  • показывать называемое число на пальцах;
  • знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
  • сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).

Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.

Читайте также:
Как правильно объяснить ребенку, что такое «дружба», «мужская дружба», «женская дружба»?

Физическое развитие

Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:

  • прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
  • стоять на одной ноге, не падая;
  • перепрыгивать через препятствия;
  • быстро и уверенно бегать;
  • лазить по шведской стенке;
  • кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
  • кататься с горки;
  • пинать мяч ногой.

Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.

Логическое мышление

В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:

  • объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
  • исключать из группы предметов лишний;
  • понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
  • выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
  • понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
  • различать противоположности (большой – маленький);
  • понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).

Навыки самообслуживания

Детки в 3 года уже многое умеют делать сами, без помощи старших. Например:

  • одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
  • обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
  • уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
  • умываться и мыть руки, чистить зубы;
  • убирать игрушки на место;
  • выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).

Чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.

Мелкая моторика

У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:

  • правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
  • обводить простые рисунки по точкам;
  • рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
  • писать знакомые печатные буквы;
  • ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
  • заштриховывать рисунок в разных направлениях;
  • намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
  • лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.

Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.

Окружающий мир

В три года у детей уже есть определенные знания об окружающим мире. Они различают диких и домашних животных, знают название некоторых деревьев, цветов и других растений. Малыши также знают названия овощей, фруктов и представляют, где они растут (в саду, в лесу).

Трехлетки уже должны знать времена года и суток и их последовательность, название дней недели и месяцев. Также малыши должны помнить свои имя и фамилию, имена членов семьи, название города.

Детей необходимо учить основным правилам безопасности (не выходить без старших на улицу, не выбегать на дорогу, не трогать лекарства, острые, горячие предметы, не включать приборы).

Развитие внимания

Трехлетки должны обладать следующими умениями:

  • концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
  • удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
  • запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.

Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.

Развитие памяти

Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:

  • запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
  • заучивать короткие стишки;
  • вспоминать события дня;
  • запоминать, что нарисовано на картинке.

Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.

Эмоциональное развитие

Трехлетка уже умеет управлять своими эмоциями и сдерживать агрессию или слезы, когда это нужно. У него увеличивается потребность в общении со сверстниками.

Малыш учится понимать не только свои, но и чужие эмоции, активно подражает взрослым. Он стремится к самостоятельности и начинает выстраивать свои отношения к окружающим миром.

Особенностью психологии ребенка 3 лет являются преимущественно негативные формы поведения. Это напрямую связано с кризисом переходного возраста. Узнайте, как правильно развивать эмоциональный интеллект ребёнка.

Музыкальное развитие

Важно развивать не только навыки чтения, письма и счета, но и восприятие музыки, слух, голос. Этому способствуют такие занятия:

  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • танцы;
  • угадывание знакомых песенок.

Музыкальные занятия в детском саду – важная часть развития детей. Дома тоже полезно петь с малышом, танцевать и делать гимнастику под музыку.

Сенсорное развитие

Следует уделять внимание и развитию органов чувств – осязания, обоняния, вкуса, зрения. На занятиях можно делать следующее:

  • определять фактуру предметов (гладкий, шершавый);
  • угадывать геометрические фигуры на ощупь;
  • угадывать голоса животных;
  • определять запахи;
  • определять продукты по вкусу, не видя их.

Такие занятия нравятся малышам и способствуют развитию органов чувств. Больше информации о сенсорном развитие детей читайте в нашей статье.

Социальное развитие

Особенностью развития в этом возрасте является интерес к сверстникам. Довольно богатый словарный запас позволяет ребенку общаться с другими малышами, осваивать первые навыки дружбы. Дети начинают играть в коллективные игры, активно подражают взрослым.

Трехлеткам важно чувствовать одобрение других людей. Они стараются больше взаимодействовать со взрослыми, стремятся помогать по дому. Малыши, которые ходят в детский сад, более социально адаптированы, чем те, что сидят дома. Коммуникативные навыки зависят от темперамента и воспитания ребенка.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Примерно к трем годам жизни дети уже осознают разницу между мальчиками и девочками и свою принадлежность к конкретному полу.

Читайте также:
Что умеет ребенок в 1 год и 8 месяцев – навыки и речевое развитие малыша в год и восемь

Трехлетки-девочки часто играют группами по несколько человек. Мальчики пока еще предпочитают играть поодиночке. Мальчишки более активны физически – они бегают, прыгают лазают по спортивной лестнице. Девчата больше времени уделяют спокойным играм.

Выводы

К трехлетнему возрасту ребенок становится более самостоятельным и приобретает много навыков самообслуживания. Наглядное мышление трансформируется в образное, развивается память, внимание, воображение. Малыш становится более коммуникабельным, учится дружить со сверстниками.

Если вы хотите помочь своему ребенку в развитии, обращайтесь в наши детские клубы и сады «Бэби-клуб». Опытные воспитатели раскроют потенциал малыша, его творческие и интеллектуальное способности.

Статья на тему: “Знания, умения и навыки детей 3 – 4 лет. Кризис трёх лет”
статья (младшая группа)

Материал статьи дает родителям представление о том, что должны знать и уметь дети в определенном возрасте. Также в статье содержатся рекомендации о том, как правильно пройти кризис трёх лет со своим ребенком.

Скачать:

Вложение Размер
Статья на тему: “Знания, умения и навыки детей 3 – 4 лет. Кризис трёх лет” 30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Знания, умения и навыки детей 3 – 4 лет. Кризис трёх лет.

Вот дети и перешагнули очередной рубеж – позади адаптация к детскому саду и новому коллективу. Только в тандеме педагогический коллектив и семья можно решить наиважнейшие вопросы в воспитании и обучении наших детей. В Федеральном Государственным Образовательном Стандарте прописаны целевые ориентиры к которым должен прийти дошкольник по завершению дошкольного образования. Для того чтобы проживание дошкольного детства было максимально эффективным и комфортным для ребенка в каждом возрастном периоде – младший, средний, старший и подготовительный к школе возраст, ему необходимо приобрести определенные знания, умения, навыки. Эти знания, умения и навыки формируются на занятиях с педагогом и в совместной деятельности с детьми.

Что же должен знать и уметь ребёнок младшей группы к концу учебного года по образовательной деятельности?

РИСОВАНИЕ (худ.-эстетическое развитие)

– Правильно работать карандашом и кистью

– Умение проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся.

– Рисовать предмет округлой формы

– Умение ритмично наносить штриховку и мазки

– Изображать простейшие предметы и явления действительности.

ЛЕПКА (худ.-эстетическое развитие)

– Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей

– Владеть навыком округлого раскатывания (шар)

– Владеть навыком прямого раскатывания (столбик)

– Навык соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев

– Владеть навыком рационального деление пластилина

– Владеть навыком аккуратной работы с пластилином.

АППЛИКАЦИЯ (худ.-эстетическое развитие)

– Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)

– Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.

– Соблюдения порядка на рабочем столе.

КОНСТРУИРОВАНИЕ (худ.-эстетическое развитие)

– Знать и называть основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины)

– Располагать кирпичи, пластины вертикально

– Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

– Различать постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая)

МАТЕМАТИКА (познавательное развитие)

– Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».

– Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»

– Понимать вопрос «сколько?»

– Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну

– Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)

– Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) называть их.

– Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый

– Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (познавательное развитие)

– Называть основные части растений стебель, лист, цветок

– Находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья

– Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов

– Выделять растительные группы (дерево, куст, трава)

– Различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы

– Называть приспособления животных к среде обитания: рыбы плавают в воде,

– Птицы летают и т. д.

– Знать и называть домашних и диких животных:

– Домашние – собака, кошка, корова, коза, куры, петух

– Дикие – заяц, лиса, медведь, волк.

– Учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида (у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ (познавательное развитие)

– Различать и называть игрушки

– Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения.

– Различать и называть части тела животного и человека.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (речевое развитие)

– Говорить не торопясь, внятно

– Отвечать на вопросы взрослого

– Рассказывать о виденном в 2-4 предложениях

– Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных

– Согласовывать слова в роде, числе, падеже

– Употреблять предложения с однородными членами

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (речевое развитие)

– Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.

– Читать наизусть небольшиепотешки и стихотворениях

– Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя

ФИЗКУЛЬТУРА (физическое развитие)

– Ходить и бегать не наталкиваясь, изменяя направления

– Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением в перед

– Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди

– Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров

– Лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене

– Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу.

МУЗЫКА (худ.-эстетическое развитие)

– Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни,

– Различать звуки по высоте (в пределах октавы).

– Замечать изменения в звучании (тихо – громко).

– Петь, не отставая и не опережая друг друга.

– Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать

– Попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки,платочки, листочки и т. д.

– Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон,

барабан, колокольчик и др.)

– Учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок)

– Учить замечать непорядок в одежде и устранять его.

Для достижения результата по всем образовательным областям программа детского сада расписано по лексическим неделям – то есть , каждую неделю ребенок узнает на занятиях о чем то одном .Это позволяет ознакомить , научить и закрепить знания детей по определенной теме. Рекомендации на каждую неделю могут даваться родителю посредством индивидуальной консультации или вывешиваться на стенд для родителей.

По санитарным правилам и нормам, предъявляемым к проведению занятий в младшей возрастной группе – основная учебная нагрузка должна быть в первой половине дня. Время, отведенное на проведение одного занятия, должно составлять 15 – 20 минут.

На занятии ребенок учится слышать себя и других, дополнять ответ товарища. Если ребенок пришел на занятие с опозданием – то он не успевает включиться в него и не полноценно усваивает знания. Поэтому родителям необходимо приводить ребенка до 9 – 00.

Утро в детском саду проходит очень интенсивно – завтрак, 2 занятия, 2 завтрак и сбор на прогулку. А ведь еще надо успеть совершить гигиенические мероприятия – туалет и мытье рук – при полном посещаемости в группе – это не быстрый процесс.

Воспитатель должен встречать поддержку и понимание у родителей. Ведь у педагога и родителей одна цель – всесторонне развитие, воспитание и образование детей!

Кризис трёх лет.

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Что нужно делать родителям в этот период:

быть спокойными

понимать, что это норма развития; ребенок делает так не специально

давать самостоятельность, где можно

давать право выбора без выбора — т.е. предлагать 2-3 варианта на выбор. «Я не хочу надевать кофту». «Ок, хорошо, какую кофту тебе достать: с динозавром или с машинкой?»

быть последовательными в своих решениях. Если нельзя конфету перед супом, то никогда ее нельзя. А не так: сегодня нельзя, а завтра маме надо поговорить по телефону и стало можно

поменьше надзирательного тона. В этом возрасте происходит переломный момент и ребенку не хочется делать то, что скажут родители. Нужно обговаривать варианты с ребенком. «Сначала чистим зубы или читаем книжку?», без надзирания: «Сейчас чистишь зубы, потом почитаем сказку»

уметь поддержать и успокоить ребенка. Если ребенок истерит, не нужно говорить ему какой он плохой, утешьте его, дайте пережить свои эмоции, а потом переключите внимание. В этом возрасте еще можно придумать интересную альтернативу для ребенка.

помнить, что этот возрастной кризис может затянуться у ребенка, если быть не последовательными в своих действиях и решениях.

В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах. Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Я и мой ребенок .

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.

Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Особенности развития малыша в 3 года – что должен уметь кроха?

Содержание статьи:

Вашему малышу исполнилось 3 года. Он уже многому научился и продолжает развиваться и познавать окружающий мир. Каких успехов должен добиться ребенок к трехлетнему возрасту и чему ему еще необходимо научиться? Как вести себя с маленьким человечком, который уже считает себя совсем взрослым?

Физиологические параметры ребенка 3-х лет

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Средний рост, см 94-99 93,5 – 98
Средний вес, кг 13,8-16,3 13,6 – 16,1
Окружность груди, см 50,5- 55 49,7 – 54

Данные таблицы имеют усредненные значения, поэтому не стоит расстраиваться, если у вашего крохи другие параметры.

Продукты, необходимые для нормального развития малыша в 3 года

Ежедневно в рацион трехлетнего ребенка должен состоять из таких продуктов, как:

  1. Нежирное мясо животных или птиц — от 80 до 100 грамм.
  2. Молочные и кисломолочные продукты – до 550 мл.
  3. В качестве жиров животного происхождения – сметану и сливочное масло по 15 и 20 грамм.
  4. Растительное (подсолнечное, оливковое либо кукурузное) маслодо 6-7 г.
  5. Рыбные продукты должны составлять 20-25 грамм.
  6. Крупяные изделия в виде молочных каш или гарниров — по 200-220 грамм через сутки.
  7. Сладости (с учетом чая, сока или компота) не должны превышать 40-45 грамм.
  8. Мучные изделия – до 100-110 грамм.
  9. Суточный рацион должен содержать не менее 250 грамм овощей и столько же фруктов.

В общей сложности за сутки ребенок должен употребить не менее 1550 Ккал, которые желательно распределить в такой пропорции:

  • 25% — завтрак
  • 35% — обед
  • 15% — полдник
  • 25% — ужин.

Как развивается малыш в 3 года – способности и навыки крохи

Исследования ученых-психологов доказали, что трехлетний возраст является ключевым этапом развития ребенка и предопределяет его дальнейшие успехи.

Трехлетний ребенок должен получать многостороннее развитие, этапы которого как нельзя лучше охарактеризовала известный педагог Мария Мантессори:

Поэтому малыш должен:

Важность сенсорного восприятия состоит в том, что:

  • Оно служит фундаментом интеллектуального развития
  • Наводит порядок в хаотичных знаниях малыша при контакте с окружающей средой
  • Развивает наблюдательность и воображение
  • Расширяет словарный запас
  • Развивает все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную и образную.

В 3 года ребенок должен учиться:

Для развития многогранной личности, родители должны:

Развивающие занятия с ребенком трех лет

Чтобы ребенок благополучно миновал кризис трехлетнего возраста, не мучая взрослых бесконечными капризами, нужно занимать его развивающими играми. Они отвлекут кроху от проявлений его собственного «Я» и помогут вырастить полноценную личность.
.

1. Цвет

Чтобы карапуз легче ориентировался в цветовой палитре, придумайте для него ассоциативные эталоны, к примеру, клубника – красная, травка – зеленая. Если ваша просьба принести красный шарик ставит малыша в тупик, попросите его взять шарик такого же цвета, как и клубника .

  • Раскладка игрушек по цветам.
  • Выбор из нескольких предметов игрушки, отличающейся по цвету.
  • Сборка из конструктора, к примеру, желтого домика с зеленой крышей, строительство для синей машинки гаража того же цвета и т.д.
  • В бытовой сфере можно попросить подобрать шнурки под цвет ботинок, накрыть стол, подбирая по цвету тарелки и чашки.

2. Форма

Если малыш незнаком с конфигурацией предметов, начните занятия с простейших фигур – квадрата, круга или треугольника. Как правило, к трем годам дети уже знакомы с основными формами.

Объясняйте крохе свойства фигур . У шарика нет углов, поэтому он может катиться. У пирамидки острая вершина, на которой она не может устоять, кубику мешают катиться углы и грани. Подкрепляйте свои объяснения наглядными примерами.

Изучая формы, используйте наборы из детского конструктора, в которых много разных форм – конусов, пирамидок, цилиндров. Закрепляя полученные знания, спрашивайте малыша, какую форму имеет тот или иной предмет в квартире .

3. Размер

Изучая понятия «большой» и «маленький», помните об относительности предметов. По сравнению с мамой – ребенок маленький, а по сравнению с котенком – большой. Чтобы не запутать кроху, оперируйте такими понятиями, как «больше, чем» или «меньше чем» .

Активные игры

Трехлетние дети не могут долго усидеть на месте, занимаясь одним делом.

  1. Дома предложите такую игру, как «Не урони шарик». Для этого положите в столовую ложку шарик от настольного тенниса. Попросите малыша пронести ложку по всему дому, не уронив шарик. Спустя время дайте крохе ложку меньшего размера.
  2. Развиваем равновесие. Положите на пол узкую полоску ткани и предложите крохе пройти по ней. Со временем дорожку канатоходца делают более узкой и извилистой.
  3. Малыши с удовольствием играют в игру «Холодно – горячо» или прятки.
  4. Надувание мыльных пузырей или воздушных шаров, кроме игры, способствует развитию легких ребенка.

Преодолеваем кризис 3-х лет с помощью игр

Часто звучащее заявление «Я сам», являющееся проявлением кризисного этапа, можно сгладить ролевыми играми.

Для этого нужно направить действия крохи в нужное русло:

  1. Играем в магазин, где крохе отводится роль продавца, а взрослым и старшим детям – роль покупателей. Если ваш ребенок устраивает истерики в магазине, проиграйте эту ситуацию дома, учинив небольшой скандальчик. Пусть малыш посмотрит, как его капризы выглядят со стороны.
  2. Займите кроху «важным делом», к примеру, готовкой обеда для кукол или постройкой дома. Позвольте малышу все делать самостоятельно, без ваших советов.
  3. Пусть любимая игрушка ведет себя неправильно (не спит, капризничает). Позвольте малышу заняться ее воспитанием. Разберите с крохой неправильные действия его любимца, пусть карапуз задумается над его поведением.
  4. Малыши любят фантазировать, предложите ему придумать свою сказку.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: