Как шрамотно огранизовать распорядок дня ребенка

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет – подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.00 – Бодрствование
7.00-9.00 – Сон
9.00 – Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 – Бодрствование
7.30-9.30 – Сон
9.30 – Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

Читайте также:
Популярные мифы о масках для лица

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 – пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 – Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 – пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты – плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя – если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок – это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Читайте также:
Как выбрать имя для мальчика: полезные советы

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня – основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге – утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Как правильно организовать рабочий день школьника

То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия. Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент. Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

1. Соблюдайте баланс

Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.

Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

2. Определите приоритеты

Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов. Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом. И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

3. Составьте план дня

Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

1. Составить список дел.

2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.

3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов. Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов. Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

Читайте также:
Главные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Важность и срочность

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Гибкий подход

Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

Пример расписания дня школьника

Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры

7.30 — 8.00 — завтрак

8.00 — 8.30 — дорога в школу

8.30 — 12.30 — занятия в школе

12.30 — 13.00 — дорога из школы

13.00 — 13.30 — обед

13.30 — 14.30 — зеленая зона

14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*

15.30 — 16.00 — зеленая зона

16.00 — 16.30 — полдник

16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями

17.00 — 17.30 — зеленая зона

17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**

19.00 — 19.30 — ужин

19.30 — 20.30 — зеленая зона

20.30 — 21.00 — приготовление ко сну

21.00 — отбой

* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.

Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение. А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка. Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.

Читайте также:
Как обследовать ребенка в клинике, чтобы ему понравилось

Как составить режим дня для школьника

Здоровье ребенка и его развитие во многом зависит от распределения нагрузки в течение дня. Правильно выстроенный режим поможет избежать сильного переутомления и повысить работоспособность. Мы расскажем, как составить распорядок дня школьника, чтобы он все успевал и при этом не уставал.

Какой он – правильный режим

Режим дня – определенное чередование сна, отдыха и различных видов деятельности.

Для маленького человека особенно важно научиться правильно распределять свое время, чтобы быть энергичным и в хорошем настроении в течение всего дня.

Существует множество исследований, в ходе которых было доказано, что люди, следующие определенному распорядку дня, успевают намного больше, чем те, кто все делает хаотично.

Режим дня младшему школьнику нужен для:

  • формирования дисциплины;
  • эффективности обучения;
  • укрепления силы воли;
  • улучшения иммунитета;
  • повышения качества сна;
  • быстрого метаболизма.

Как составить распорядок дня ребенка

Планировать можно как на бумаге, так и в специальных приложениях на телефоне. Кому как удобнее.

  1. Ученикам начальной школы рекомендуется спать 10 часов. Установите постоянное время отхода ко сну и пробуждения. Здоровый сон – залог продуктивного дня и энергии ребенка.
  2. Напишите для себя расписание уроков, чтобы точно знать, сколько времени у ребенка уходит на учебу. Учитывайте, что после школы нужно сделать домашнее задание.
  3. Впишите в распорядок дня кружки и секции. Главное, чтобы их не было чрезмерно много.
  4. Установите часы приема пищи.
  5. Выделите время на отдых и дневной сон. Обязательно включите в режим дня прогулки и игры.

Можете менять занятия местами, основываясь на интересах и предпочтениях ребенка. Обязательно сохраняйте чередование труда и отдыха!

Приложения для расписания

  1. «GoogleКалендарь». Удобный интерфейс, карты и картинки, позволяющие сделать ваш календарь более ярким. Синхронизация с Gmail.
  2. ToDo. Очень удобное и простое в использовании приложение.
  3. PlannerPlus. Подойдет владельцам Apple Watch, так как свое расписание можно смотреть прямо на часах.
  4. TickTick. Можно создавать несколько списков задач, в приложении есть таймер.

Рекомендации

  • каждый день проводите с ребенком утреннюю зарядку (10-20 минут), чтобы настроить его организм на активную работу и оставаться в хорошей физической форме;
  • организуйте плотный и горячий завтрак (омлет или каша – идеальный вариант);
  • после обеда ребенку следует отдохнуть не менее часа (без просмотра телевизора или чтения книг);
  • с 16 до 18 часов лучше усваивается информация, поэтому в это время стоит заняться домашним заданием (исключите посторонние звуки, музыку и разговоры);
  • телевизор рекомендуется смотреть не более 2-х часов (2-3 раза в неделю);
  • обязательна физическая активность (футбол, плавание, гимнастика и т.д.) и прогулки на свежем воздухе, особенно вечером;
  • перед сном хорошо проветривайте комнату;
  • укладывайте ребенка спать в одно и то же время (это войдет в привычку, и он будет быстрее засыпать и легче просыпаться).

Обязательно обсудите с ребенком его увлечения, чем бы он хотел заниматься, как часто. Если он будет слишком уставать, меняйте распорядок дня и забирайте его из секций, которые разонравились.

Примерный распорядок дня ученика младших классов

7:00-7:20 – подъем, зарядка, утренние процедуры.

7:50-8:15 – сбор и дорога в школу.

8:30-13:00 – занятия в школе.

13:00-13:30 – возвращение домой.

14:00-15:00 – дневной сон, отдых.

15:00-16:00 – прогулка, игры.

16:15-17:30 – выполнение домашнего задания.

17:30-19:00 – кружки, занятия в секциях, прогулка.

19:30-20:30 – игры, чтение.

20:30-21:00 – гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Помните, правильный режим дня – основа здоровья, бодрости и хорошей учебы школьника!

Видео

Список литературы

  1. Голубничая Г.И. Аналитическая оценка режимных моментов учащихся начальной школы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – 2 (13). – С. 39-44.
  2. Физиолого-гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях: учебное пособие / Л. И. Макарова, И. Г. Погорелова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 52 с.

Режим дня дошкольника

О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим – это ещё и основа правильного воспитания.

Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим – это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.

Читайте также:
Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье в автомобиле

Зачем нам режим?

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

  • гиперактивность
  • гипервозбудимость
  • ухудшение памяти
  • снижение работоспособности
  • быстрая утомляемость
  • частые респираторные заболевания

Отчего это происходит? Режим дня для малыша – это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

Азбука режима

Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

  • не менее 4-х раз в день;
  • горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
  • по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
  • по суточной норме калорий: 5 лет – 2000 ккал, 6 лет – 2200 ккал, 7 лет – 2400 ккал;
  • по количеству – не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

По времени режим строится так:

  • завтрак в 8-9 часов,
  • обед в 12-13 часов,
  • полдник в 15-16 часов,
  • ужин в 18:30-19:30 часов.

Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

  • Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
  • Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
  • Обязательна утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия в дошкольном учреждении – 3 раза в неделю: дети 5 лет – 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.
  • Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
  • Физкультминутки между умственными занятиями.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Умеренно активные игры на второй прогулке.

Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон – это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

  • Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет – 12 часов, 7 лет – 10-11 часов. Но многое индивидуально – в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
  • Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
  • Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
  • Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 – 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

В утреннее время после завтрака – два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет – 20-25 минут на один вид; 6-7 лет – 30-35 минут.

Примерный распорядок дня дошкольника

7:00-8:00 – утренний подъем

7:30-8:30 – гигиенические процедуры, гимнастика

9:00 -10:30 – развивающие занятия

10:45 -12:15 – прогулка

12:30 -13:00 – обед

13:00 -13:30 – начало дневного сна (до 15:00 – 15:30)

15:30 – 16:00 – полдник

16:30 -18:00 – прогулка с активными играми

Читайте также:
Что такое мода и какое отношение она имеет к элегантности?

19:00-20:30 – самостоятельные игры и занятия

20:30-21:00 – укладывание на ночной сон

Когда малышу не спится

Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.

Вечерние:

  • перед сном минимум подвижных активных занятий;
  • мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
  • ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, – главное, чтобы это повторялось каждый вечер;
  • тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.

Утренние:

  • за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
  • включите негромкую музыку;
  • придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;
  • мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.

В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

Девочкам положено розовое, мальчикам — голубое. Но почему?

Всё розовое и красное по умолчанию считается «женским», синее и коричневое — «мужским». Психологи попытались разобраться, почему так происходит, с чего начался бум розового цвета как маркера девичества и что всё это означает для нас и наших детей.

В последние несколько лет в фокусе внимания миллионов людей — вопросы о том, нужны ли общие туалеты и разумно ли предоставлять детям право решать, каков их гендер. Тем временем на другом полюсе — маркетинговый бум «девочкизации» всего, пишет профессор нейронаук Джина Риппон. Розовая одежда, игрушки, открытки, телефоны, компьютеры, велосипеды… Нельзя сказать, что и раньше не было деления вещей на «девочке — розовое, мальчику — голубое», но в конце 2010-х с их сильной фемповесткой этот феномен, который исследователи называли пинкификацией (pinkification) , выглядит довольно неожиданно.

Колумнистка New York Times в своем бестселлере «Золушка съела мою дочь: депеши с фронта новой девочковой культуры» отмечает, что Дисней продает более 25 тысяч наименований мерча с принцессами.

Пинкификацию постоянно критикуют, но, как и любое явление, которое приносит своим создателям деньги, она не спешит исчезнуть.

В американской культуре цветовая маркировка гендера начинается еще до рождения ребенка — с так называемых gender reveal party. На 20-й неделе по УЗИ уже понятен пол ребенка, и многие будущие матери устраивают по этому поводу вечеринку. Те, кто не утерпел и узнал, мальчик будет или девочка, устраивают вечеринки с соответствующим антуражем — обед с подружками в зале, оформленном розовыми блестками, или тематическая пати с ружьями и машинками. Для любителей сюрпризов выпекаются внешне одинаковые торты с розовой или голубой начинкой. Во всех случаях не избежать подарков — кучи розовых или голубых шариков, носков, слюнявчиков и пр.

Даже формально прогрессивные инициативы, направленные на борьбу с пинкификацией, захлестывает розовой волной: вот компания Mattel выпустила STEM Barbie — серию кукол, которые делают карьеру инженеров. Но что конструирует такая прогрессивная кукла? Правильно, розовую стиральную машину, розовый вращающийся гардероб, розовый стенд-карусель для бижутерии.

Вы можете задаться вопросом, почему это вообще важно.

Важно понять, отражает ли пинкификация биологически обусловленное различие или насаждает искусственно сконструированный обществом стереотип.

Если это биологический императив, то его нужно уважать и поддерживать, верно? Но если речь идет о социальном конструкте, стоит понять, чьим интересам он служит. Кто выигрывает от того, что завороженная розовыми бусиками девочка не обращает внимание на конструкторы и предпочитает приключенческим книгам жизнеописания принцесс?

В 2007 году группа ученых задалась целью выявить объективные причины тяги женщин к розовому цвету, если таковые существуют. Рабочей гипотезой было то, что для древних женщин-собирательниц розовый был цветом спелых ягод, в противовес зеленому цвету незрелых. Еще одной теорией стало то, что розовый был «цветом эмпатии» — женщины следили за здоровьем других членов общины, прежде всего маленьких детей, и изменение цвета кожи было одним из первых сигналов болезни. Проведенное исследование цветовых предпочтений полов было подхвачено СМИ и широко распиарено с посылом «девушки предпочитают розовое — это заложено в мозге», несмотря на то, что участников экспериментов было всего 200, исследовали только взрослых, и у китайцев, в отличие от британцев, тяга к розово-красному цвету была сильно выражена также и у мужчин (в Китае красный цвет традиционно считается самым нарядным и величественным).

Читайте также:
Отношения с женатым мужчиной: особенности
Спустя три года аналогичное исследование цветовых предпочтений провели у пятимесячных младенцев, которым демонстрировали предметы разных цветов. И оказалось, что красная часть спектра нравится им всем, вне зависимости от пола.

Эту статью медиа цитировали в пять раз реже, чем подтверждавшую «биологические корни любви к розовому».

Уже в трехлетнем возрасте дети наделяют игрушки гендером, ориентируясь на их цвет: розовые и сиреневые — девочки, зеленые и коричневые — мальчики. Американские психологи Ванесса Лобю и Джуди Делоуч смогли определить, в каком возрасте дети уясняют для себя эту взаимосвязь. Двум сотням детей, от семимесячных до пятилетних, предлагали пары объектов, один из которых был розовым. Результат оказался однозначным: до двух лет розовый воспринимается нейтрально, дальше девочки начинают предпочитать именно эти предметы, а мальчики, наоборот, их отвергать.

Исследователи предполагают, что розово-голубое разделение (РГР) началось около ста лет назад, по крайней мере, тогда в документальных источниках, таких как газеты и книги, начали появляться соответствующие паттерны. Гендерное разделение в литературе для детей появилось примерно тогда же — в конце XIX века, до того в культуре существовала четкая дифференциация миров мужчин и женщин, но не маленьких детей.

Очевидно, что сам по себе розовый цвет сегодня не имеет никакого значения, был ли он связан с собирательством на заре человечества или нет.

Важно то, что он стал кодом сегрегации, запирания целевой аудитории (девочек) в рамках ограниченного набора ожиданий. Из этого набора также исключаются мальчики, что ограничивает и их свободу.

Парадоксальным образом иногда пинкификация, наоборот, используется как разрешительный маркер — как в примере с той же STEM Barbie. Но в таких случаях часто наблюдается патерналистский подтекст: мол, девочка не сможет сама по себе понять, что быть инженером круто, пока мы не предложим ей изобретать помады.

В 2016 году в Белом доме даже проводили специальную встречу экспертов, которые должны были обсудить, не являются ли игрушки важнейшим инструментом манипуляции детским неопределившимся сознанием. Отражают ли они то, что уже происходит в мозге, — или диктуют это? Однозначного ответа нет.

Гендерные предпочтения в типе игрушек существуют, и обусловлены они дозой мужских гормонов, которые ребенок получает, находясь в утробе матери.

Таким был вывод социологов из Кембриджского университета, которые изучали поведение 120 детей одного, полутора и двух лет. Девочки значительно больше интересовались куклами, а мальчики — машинками. При этом цвета для них значения не имели, что позволило исследователям сделать вывод о социальной природе выбора в рамках РГР.

Чтобы понять, направляют ли определенные игрушки жизненный сценарий маленького человека вопреки его природным склонностям или, наоборот, развивают их, необходимо смотреть на ситуацию шире. Справедливы ли немногочисленные и разрозненные западные исследования вопроса для всех культур?

И кто на самом деле решает, что такое «мальчишечья игрушка» и «девчачья игрушка» — сами дети, родители, маркетологи, медиа?

Американские психологи Джудит Блэкмор и Рене Сентерс попросили 300 юношей и девушек рассортировать 126 игрушек по трем категориям: для мальчиков, для девочек, для обоих полов. Исходя из поведения участников эксперимента они выделили пять типов игрушек: определенно мужские, умеренно мужские, определенно женские, умеренно женские и нейтральные. Результаты показали единодушие в определении гендерной принадлежности — спорными оказались атрибуции только девяти игрушек, причем спорили об умеренно мужском / нейтральном или нейтральном / умеренно женском.

Психолог Бренда Тодд из Лондонского университета решила проверить, существует ли аналогичный консенсус у детей. Все ли мальчики выберут машинку, экскаватор, мяч или голубого мишку? Все ли девочки возьмут куклу, набор посуды или розового мишку? Участников разделили на три группы: 9–17 месяцев (возраст первых самостоятельных игр), 18–23 месяца (демонстрируют первые признаки понимания гендера) и 24–32 месяца (период, когда гендерная идентичность уже укрепилась).

Чем старше были мальчики, тем дольше они играли в «мужские» игрушки и тем меньше в «женские». У девочек эта зависимость оказалась обратной — кукла притягивала внимание младшей группы, старших всё больше интересовали машинки.

А что будет, если «мужскими» и «женскими» игрушками назначить произвольные, а не те, к которым мы привыкли? Эту идею проверили в небольшом (42 участника) эксперименте: детям раздали обувные колодки, орехоколы, чеснокодавки и формочки для дыни, каждый предмет — в голубом и розовом вариантах, и каждый рандомно назвали «девочковым» или «мальчуковым». Мальчики не смотрели на цвет, проявляя одинаковый интерес к каждому виду игрушек, девочки же нашли розовые предметы более интересными. Однако когда «мужскую» чеснокодавку перекрашивали в розовый, она начинала нравиться им не меньше «женских» предметов. У мальчиков такого эффекта не отметили.

Читайте также:
Виды швейной техники: какая бывает

По словам историка маркетинга Элизабет Свит, в 1950-х игрушки имели гораздо более выраженную гендерную составляющую (например, набору юного строителя противопоставлялся набор юной чистильщицы ковров), чем в 1970–1990-е: наступление феминизма сделало игрушки более гендерно нейтральными.

Однако сейчас мы рискуем потерять завоевания этих лет — по мнению Свит, это происходит из-за либерализации регулирования детских программ.

Мультики становятся инструментом маркетологов, а для них гендерное разделение — удобный способ таргетирования целевой аудитории и увеличения прибыли.

Играем ли мы розовыми пони в семью и синими солдатиками в войну потому, что этого хотим, или потому, что нас программирует общество? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы рассчитываем получить, собрав больше данных и сделав более точные выводы на основе их анализа. Очевидно одно: чем больше общество выступает за разделение гендерных ролей, тем больше мозг ребенка, подобно губке впитывающий все существующие вокруг паттерны, будет гендерно фиксированным — со всеми проистекающими от этого позитивными и негативными последствиями.

Почему мальчиков одевают в голубую одежду, а девочек — в розовую

Современные родители до сих пор при рождении детей делят их по половому признаку с помощью цвета: мальчиков одевают в голубую одежду, а девочек — в розовую. Откуда же пошло именно такое деление?

Историки моды поясняют, что такое деление на мужской синий и женский розовый повсеместное распространение получило только в середине ХХ века. Однако Джо Паолетти — автор книги «Голубой и розовый: или гендерное деление цветов» рассказывает, что розовые ленточки новорожденным девочкам, а голубые мальчикам стали привязывать во Франции еще в конце XIX века. А в середине позапрошлого века девочки носили платья голубого цвета, а на мальчиках одежда была в основном красного. Дело в том, что исторически голубой считался цветом благородства и целомудренности — не случайно в одеждах этого цвета изображалась Дева Мария. А красный символизировал мужество. В последнем случае это традиция, которая ведется с античных времен, когда цвет крови ассоциировался с боями и мужскими победами. Так, у древних греков красный был символом мужского начала, которое было неотделимо от бога войны Ареса. А в римской мифологии — от бога войны Марса. Из археологических источников известно, что у племен майя красный цвет был воплощением победы и успеха. У ацтеков он стал олицетворением Солнца, а также всех богов, которые покровительствовали ратным подвигам, победам, героическим воинам, отличающимся беспримерной храбростью. Согласно ивритской мифологии, первый человек на Земле, мужчина Адам, был сотворен из красной глины — один из переводов имени Адам означает «красный».

В XVIII веке появившийся в свете мужчина в розовом воспринимался абсолютно естественно. Мужской розовый костюм с вышивкой был шиком тогдашней моды, о чем свидетельствуют полотна художников, отражающих людей той эпохи. В Англии в XIX веке юноши часто облачались в розовые ленты и носили розовые украшения, так как считались маленькими мужчинами. А английские мужчины в те времена носили исключительно красную униформу. Розовый — это смягченный красный, цвет воинственности.

Такой имидж розовый и голубой цвета сохранили за собой вплоть до начала ХХ века. К примеру, в 1918 году в июньском выпуске одного из коммерческих журналов читаем: «Общепринято, что розовый подходит мальчикам, а голубой — девочкам. Причина в том, что розовый является более строгим и крепким цветом, а голубой — тонким и изысканным».

Об этом же говорит и эксперт по цвету Гевин Эванс. По его словам, в конце XIX — начале ХХ века, когда мамы хотели, чтобы мальчики росли мужественными, их одевали в розовый цвет, а девочек — в синий, если хотели, чтобы они были женственными и целомудренными.

Французский социолог Филипп Коэн поясняет, что моду на женский розовый ввела Франция в начале ХХ века, остальные страны лишь переняли это у законодательницы мод. А чуть позже маркетологи умело использовали это для рекламных уловок. «Свой цвет» гораздо охотнее раскупается, особенно дамами. Не случайно в настоящее время эксперты обратили внимание на тот факт, что в магазинах всемирно известны брендов одинаковые изделия для мужчин и женщин в женском варианте и цвете продаются по более высокой цене.

И все же определить четкие временные рамки, когда розовый из мужского стал женским, очень сложно. Одна из версий предполагает, что мужчины «перетянули» на себя синий, когда после Первой мировой войны армии многих европейских стран были облачены в синие мундиры.

По другой версии, «любить» розовый женщин научила мадам Помпадур, которая была ярой приверженкой этого цвета. В Америке большой любительницей розового была жена 34 президента США Мейми Эйзенхауэр. Как водится, американки начали подражать ее нарядам.

Читайте также:
Как маме правильно подобрать одежду, если вес не хочет возвращаться на место?

В России мальчиков — в синее, а девочек — в розовое начали одевать после введения Павлом I российских орденов для великих князей и княжон. Мужчинам присваивался орден Святого апостола Андрея Первозванного, женщинам — Святой Екатерины Великомученицы. К орденам полагались ленты: в первом случае голубые, во втором — красные.

Почему голубой для мальчиков, а розовый для девочек?

Современное общество подчинено этому внегласному правилу. Начиная с роддома, пол детей определяют именно по этим цветам ленточек на конвертах. Мальчикам никогда не покупают постельное белье розового цвета, не говоря уже о том, чтобы оформить в нем всю детскую… А девочки, наоборот, должны «быть девочками», куда им без розового цвета! А вы никогда не задавались вопросом: почему так, а не иначе? Почему розовый приобрел такую ярко выраженную гендерность? Ведь когда-то все было совсем наоборот…

Автор статьи: Екатерина Глазунова

Розовый для мальчиков, голубой — для девочек

К 1770-м годам развитие ткацкой промышленности и появление отбеливания произвело революцию в детской одежде — началась эпоха длинного белого хлопчатобумажного платья, а затем и светлых пастельных оттенков. Такая одежда для младенцев ассоциировалась с чистотой и невинностью и была очень практичной, поскольку выдерживала большое количество стирок и не линяла.

Артур Джон Элсли, Англия, начало XX века

Пастельные цвета, в том числе розовый и голубой, прочно укоренились в европейском детском гардеробе лишь к середине XIX века. И тут нас ждет сюрприз: достаточно посмотреть на картины западных художников того времени, и вы практически не встретите портреты девочек в розовом, в то время, как будущих мужчин одевали в этот цвет, «ведь розовый более сильный и решительный оттенок, и поэтому подходит для мальчиков, тогда как более нежный и изящный голубой больше идет девочкам».

«Дети Монмонта» Филипп де Шампейн, Франция, 1649 г

Согласно Оксфордскому словарю, само слово «pink», как общепринятое название розового цвета, появилось только к 1840-м годам, хотя рецепты окраски в цвет с таким названием уже существовали. Розовый ассоциировался с юностью, здоровьем (in the pink – «в расцвете лет»), но, отнюдь, не женственностью. Многие утверждали, что розовый больше подходит темноволосым и темноглазым молодым людям обоих полов, в то время, как голубой больше подходил светловолосым.

«Мальчик с хлыстом», неизв. автор, Америка, 1840 г.

А что в России?

Существует версия, что гендерный маркер для младенцев был случайно сформирован при Павле I. Согласно его указу, новорожденные великих княжеских фамилий становились кавалерами высших степеней российских орденов уже по праву рождения: девочки награждались орденом «Святой великомученицы Екатерины» (красной муаровой лентой), мальчики — орденом «Святого апостола Андрея Первозванного» (с голубой лентой). Красная лента показалась слишком агрессивной и воинственной для девочек, и ее цвет смягчили до розовой. По некоторым версиям, это и положило начало традиции повязывать новорожденным голубые и розовые ленточки. Аристократия, а затем купечество и мещане стали подражать титулованным особам, наделяя своих новорожденных лентами императорских цветов, хотя и без орденов.

Детские костюмы матросов в России XIX века

В 60-х годах XIX века в России стал популярен морской стиль. Предположительно, мода пошла из Англии, после того, как принцесса Виктория и король Альберт надели матроски на своих детей с целью продемонстрировать крепкую связь с флотом страны. Мальчики носили костюм, состоящий из полосатой матроски и брюк, либо, те, кто помладше, платье. Цветовая гамма этого стиля была сдержана и в ней, конечно, не было места розовым оттенкам. Девочки продолжали ходить в платьях постельных оттенков, в том числе розовых и голубых.

Мода за Океаном

В других странах существовали другие правила и традиции, связанные с детской одеждой. Считается, что более четкое определение гендерности розового и голубого для детей началось довольно поздно — в начале XX века. В 1927 году в Бельгии розовый для младенцев традиционно считался «мальчишеским» цветом. В Швейцарии голубой цвет считался «девичьим», а в Корее даже в 1980-е годы маленьких мальчиков часто одевали в розовое.

В Америке того времени розовый и голубой были взаимозаменяемыми, гендерно-нейтральными «детскими цветами», как в одежде, так и в других атрибутах. Их очень часто использовали вместе, оформляя детские для мальчиков в пастельной розово-голубой гамме или даря такие открытки на рождение девочек.

Американская открытка начала XX века

Во многом выбор приоритетного цвета диктовался и веяниями моды. Например, в 1893 году Ladies’ Home Journal, опубликовал статью о модных оттенках одежды для маленьких девочек – белый, голубой, рыжеватый, перламутрово-серый, коричневый и ни слова о розовом! Другой популярный глянец, Vogue, в 1900 году обозначил такие тенденции: «Повседневная одежда для маленьких мальчиков, нежно-голубая и розовая».

Читайте также:
Летняя женская обувь: тенденции сезона

Толчком к обозначению цветом пола ребенка послужило развитие педологии — науки о детской психологии и методах воспитания. В начале XX века книги —учителя и психолога Гренвилла Стэнли Холла стали очень популярны. Одним из правил воспитания он считал подчеркивание внешнего различия девочек и мальчиков с самого рождения. Конечно, производителям понравилась эта мысль, и они решили обернуть ее в свою пользу. Разделение всех детских вещей по гендерному признаку давало им много преимуществ: увеличение спроса, экономия материалов, невозможность передавать одежду от старшего к младшему ребенку, если им суждено было родиться разнополыми, а так же инновационность, привлекающая внимание.

В 40-х годах произошла еще одна перемена — в моду вошли костюмы морячков, которые до этого были популярны в Англии и России. К тому же в школах для мальчиков была введена более строгая синяя униформа.

Мальчик в моряцком костюме, 1937 г.

Таким образом, к 1950-м годам синий цвет стал ассоциироваться с мужским полом, а розовый, как противоположный в цветовом спектре, с женским. Однако эта ассоциация не была строгой: мальчики все так же носили розовые праздничные рубашки и получали ко дню рождения торты с розовой глазурью, не боясь ни путаницы, ни публичного порицания. А девочки, по-прежнему, красовались в нарядах самых разных цветов, помимо розового. Открытка с поздравлением рождения мальчика, 1958 г.

И хотя общество осваивало новые тенденции в одежде, особенно для младенцев, к глобальным переменам оно все же было не готово. Розовый «Крайслер» 1955 года, который производители нарекли «первой машиной для дам», женщины сочли издевательством над собой, а компания Lionel Trains попробовала выпустить игрушечную модель розового поезда специально для девочек. Игрушка также не пользовалась популярностью.

Страница из каталога одежды для подростков, 1958 г.

Читайте похожие статьи:

Судьба розового цвета

К 60-м годам розовый в одежде стали носить и взрослые американки. Во многом благодаря Жаклин Кеннеди, которая была иконой стиля и не раз появлялась на публике в розовом.

Но затем в моду вошли джинсы и стиль унисекс, детей стали одевать в яркую контрастную одежду. В каталогах было совсем мало розовых вещей для младенцев, а для детей постарше ее и вовсе не было. Феминистки активно пропагандировали избавление от гендерных стереотипов, в том числе от установившейся ассоциации «розовый-женственность».

Пропагандируемое обществом вне половое воспитание детей привело к тому, что из гардероба девочек пропал розовый цвет и прочие «девчачьи» атрибуты. Казалось бы, этой гендерной маркировке придет конец. Однако, это только укрепило позиции розового в будущем.

Выросшие девочки этого поколения, став мамами в 80-х, старались дать своим детям то, чего они сами были лишены в детстве: девочек облачали в розовое с рюшками и всячески подчеркивали, что они будущие женщины, а мальчиков одевали как маленьких мужчин.

Вот воспоминания одной из женщин, родившихся в эпоху унисекса: «Меня одевали в комбинезоны и делали мне гермафродитскую стрижку „под горшок”. Барби у меня не было, зато были деревянные кубики. Даже мое имя – свидетельство их экспериментов по гендерной нейтральности. Можете себе представить, сколько раз мне приходилось объяснять: «Нет, не Джессика, просто Джесси. Как мальчик»».

Журнал Vogue 1987 г. с игрушкой для девочек на обложке

Теперь найти нейтральную одежду для младенцев становилось все труднее. А в 1985 году появились первые цветные памперсы: розовые для девочек, голубые для мальчиков, которые тоже учитывали физиологические различия обоих полов. Кукла Барби оказалась на пике популярности.

Загляните и сюда!

В 2000-х в обществе уже укоренилось правило «чтобы что-то сделать женским, достаточно сделать это розовым», и красивые блондинки в цвете pink стали главными героинями фильмов и глянца.

В последнее время отношения к розовому упростилось, мужчины все чаще надевают розовый цвет и теперь в розовом пиджаке можно увидеть не только Элтона Джона.

Однако, эта тенденция касается в основном взрослой одежды. Вряд ли ли ваш муж захочет купить в спальню постельное белье и шторы этого цвета, а оформить комнату сына в розовых тонах, пусть и в комбинации с голубым, точно никто не рискнет.

А как вы относитесь к цветовым стереотипам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: