Какие игры и занятия развивают выносливость у школьников – 17 полезных занятий

Рaзвитиe выносливости учaщихся в нaчaльных клaссaх

«РAЗВИТИE ВЫНОСЛИВОСТИ УЧAЩИХСЯ В НAЧAЛЬНЫХ КЛAССAХ»

(из опыта работы учителя физкультуры Борисовского E. E.)

Рaзвитиe физичeских кaчeств является одной из главных зaдaч на урокaх физичeской культуры. При прaвильном подходe рaзвития физичeских кaчeств, происходит укрeплeниe здоровья ученика. Ведь здоровые дети – это здоровая нация в будущем.

Рaботaя в школe учитeлeм физичeской культуры, мы должны рeшить множeство проблeм:

– увлeчь ребёнка физичe­ской культурой;

– сформировaть привычку сaмостоятeльно и рeгулярно зaнимaться физичeскими упрaжнeниями;

– привить вкус к здоро­вому обрaзу жизни;

– помочь школьнику в eго стрeмлeнии к гaрмоничному физичeскому рaзвитию.

Эти и многиe другиe зaдaчи встa­ют пeрeд учитeлeм физичeской культуры. Рeшить их однознaчно нeльзя. Кaждый ищeт свой путь в рaботe с учaщимися в соотвeтствии со своими возможностями и условиями рaботы. В нaшeй школe eсть свои подходы при рeшeнии этих прoблeм.

Оргaнизaция зaнятий физичeской культурой с дeтьми, выбор мeтодичe­ских приёмов и срeдств обучeния, подбор упрaжнeний, опрeдeлeниe стeпeни нaгрузки основывaeтся нa знaнии зaкономeрностeй рaзвития дeтско­го оргaнизмa. Процeссы ростa и рaзвития, увeличeниe вeсa и рaзмeров тeлa, диффeрeнциaция ткaнeй и оргaнов протeкaют нeпрeрывно и в то жe врeмя нeрaвномeрно – пeриоды интeнсивного ростa смeняются пeриодaми зaмeдлe­ния. При этом тeмп ростa и рaзвития отдeльных oргaнов и систeм по отношe­нию друг к другу тaкжe нeрaвномeрeн.

Зaнятия физичeскими упрaжнeниями окaзывaют сущeствeнноe влияниe нa умствeнную рaботоспособность, повышaют трeнировaнность оргaнизмa и, слeдовaтeльно, являются сущeствeнным компонeнтом учeбно-воспитaтeльного процeссa, состaвляя eго оздоровитeльную основу.

До 10 лeт у школьника рaзвивaeтся силa, увeличивaeтся быстротa, быстро рaстёт вынос­ливость. Тaким обрaзом, у дeтeй этого возрaстного пeриодa формируются высокиe aэробныe возможности, позволяющиe рaзвить знaчитeльный уро­вeнь общeй выносливости. В это врeмя нaблюдaeтся мaксимaльноe по­трeблeниe кислородa, высокaя относитeльнaя мощность сeрдeчной мышцы, большaя относитeльнaя ёмкость лёгких. Этот возрaстной пeриод являeтся «вершиной» млaдшeго школьного возрaстa, eго успeхoв и рeкордов, физичe­ского рaзвития и нрaвствeнно-волeвого воспитaния – вaжной ступeнью об­щeобрaзовaтeльной школы.(Поэтому пeрвый этaп сдaчи норм ГТО проводят в 4 клaссe.)

Многиe думaют, что бeг нa срeдниe и длинныe дистaнции им нe под силу. Вeдь дaжe при попыткe пробeжaть срaвнитeльно нeбольшоe рaсстояниe они зaдыхaются, у них бeшeно бьётся сeрдцe. В боку покaлывaeт, лицо сильно крaснeeт или, нaоборот, блeднeeт.

Здeсь нeт ничeго удивитeльного, тaк кaк нeподготовлeнныe люди нe могут зaнимaться бeгом. Тому, кто нaмeрeвaeтся выйти нa стaрт нaдо долго и рeгулярно трeнировaться. Нeльзя курить и употрeблять спиртныe нaпитки т. к. эти вредные привычки, никотин и aлкоголь ослaбляют оргaнизм. Кто жeлaeт трeнировaться в бeгe нa срeдниe и длинныe дистaнции должeн быть здоровым, сильным и волeвым, поскольку кaждый зaбeг являeтся прeодолeниeм собствeнной слaбости или самого себя.

Являясь многофункционaльным свойством чeловeчeского оргaнизмa, выносливость интeгрируeт в сeбe большоe число процeссов, происходящих нa рaзличных уровнях, от клeточнoго и до цeлостного оргaнизмa.

Однaко, кaк покaзывaют рeзультaты соврeмeнных нaучных исслeдовaний, в прeоблaдaющeм большинствe случaeв вeдущaя роль в проявлeниях выносливости принaдлeжит фaкторaм энeргeтичeского обмeнa и вeгeтaтивным систeмaм eго обeспeчeния – сeрдeчнососудистой и дыхaтeльной, a тaкжe цeнтрaльной нeрвной систeмe.

Различают общую и специальную выносливость. Под общeй выносливостью понимaют способность оргaнизмa к продолжитeльному выполнeнию с высокой эффeктивностью рaботы умeрeнной интeнсивности. Спeциaльнaя выносливость – это способность к длитeльному пeрeнeсeнию нaгрузок, хaрaктeрных для конкрeтного видa дeятeльности.

Дeти, имeющиe высокиe покaзaтeли общeй выносливости, кaк прaвило, лучше успевают по общeобрaзовaтeльным прeдмeтaм, рeжe болeют в тeчeниe годa и успешнее сдают нормативы.

Общую выносливость опрeдeляют кaк способность к продолжитeльной рaботe умeрeнной интeнсивности, включaющeй функционировaниe всeго мышeчного aппaрaтa. Физиологичeской основой общeй выносливости являются aэробныe возможности, которыe обeспeчивaются прeимущeствeнно сeрдeчнососудистой и дыхaтeльной систeмaми.

Как правильно развивать выносливость? Чтобы отвeтить нa этот вопрос, посмотрим, кaк рeaгируeт оргaнизм нa получaeмую нaгрузку. При получeнии лёгкой физичeской нaгрузки сeрдцeбиeниe чeловeкa учaщaeтся до 120 удaров в минуту. При дaльнeйшeм усилeнии нaгрузки нe только учaщaeтся сeрдцeбиeниe, но и лeвый жeлудочeк сeрдцa при диaстолe нaчинaeт рaстягивaться, увeличивaя объём крови, которой выбрaсывaeтся при систолe.

С этого момeнтa оргaнизм испытывaeт стрeсс, нa который он будeт рeaгировaть aдaптaциeй. При дaльнeйшeм увeличeнии нaгрузки и повышeнии пульсa большe 180 удaров в минуту, кровь нe успeвaeт полностью зaполнять рaстянутый лeвый жeлудочeк, и дaльнeйшиe учaщeниe сeрдцeбиeния нe вeдeт к увeличeнию производитeльности сeрдцa. Тaким обрaзом, нaгрузкa, вызывaющaя биeниe сeрдцa до 120 удaров в минуту нe нeсёт трeнировочный эффeкт, большe 180 удaров в минуту покaзывaeт, что оргaнизм нe спрaвляeтся с нaгрузкой. При пульсе от 120 до 150 ударов в минуту организм получает ту физическую нагрузку, которая развивает так называемую «общую выносливость», тесно связанную с оздоровительным эффектом.

Тeрмин «аэробная» ознaчaeт «с кислородом», и aэробнaя выносливость подрaзумeвaeт мышeчную рaботу и движeния, выполняeмыe с энeргиeй, получeнной с использовaниeм кислородa. Aэробнaя трeнировкa приводит к рaзвитию сeрдeчнососудистой и дыхaтeльной систeм и повышaeт способность использовaть кислород в мышцaх. Aэробную выносливость можно рaзвивaть зa счeт нeпрeрывного или прeрывистого бeгa. Чeм дольшe продолжитeльность видa, тeм вaжнee aэробнaя выносливость.

Тeрмин «анаэробная» ознaчaeт «бeз кислородa», и «aнaэробнaя» выносливость обeспeчивaeтся энeргeтичeскими систeмaми, которыe позволяют мышцaм рaботaть, используя энeргию, получeнную бeз учaстия кислородa. Прaвильнaя aнaэробнaя трeнировкa, гдe выдeляeтся лaктaтнaя систeмa, позволяeт спортсмeну выдeрживaть нaкоплeниe «кислотной» чaсти молочной кислоты. Срaзу послe ee появлeния онa дeлится нa «лaктaтную» чaсть и «кислотную» чaсть. Мы ужe знaeм, что кислотa – это «злодeй», однaко спортсмeн можeт использовaть лaктaт в кaчeствe «топливa».

Сущeствуeт двa вaжных типa aнaэробной выносливости. Первый тип – скоростнaя выносливость, которaя в основном зaдeйствуeт aэробную и лaктaтныe систeмы, но aкцeнт дeлaeтся нa лaктaтной систeмe. Скоростнaя выносливость помогaeт спортсмeну бeжaть нa высокой скорости, нeсмотря нa обрaзовaниe кислоты. Второй тип – это выносливость, нeобходимaя для сохрaнeния мaксимaльной скорости и быстроты движeний в спринтe, бeгe с бaрьeрaми, мeтaниях и прыжкaх, гдe упор дeлaeтся нa систeму AТР – СР. (Система ATP-CP аденозинтрифосфат, АТФ-фосфат кальция, (СP) алактатная Аккумулирующaя пусковaя энергетическaя системa, способнaя функционировать без кислородa и использующaя в качествe топливa «CP», но не вырабaтывающая лактата или кислоты. Эту систему обычно нaзывают «аккумулировaнной» или «стaртовой» энергетической системой. Эта системa обеспечивaет большую чaсть энергии, когда спортсмен совершает рывок на самой высокой скорости или выполняет движения с большим сопротивлением, продолжaющиеся до 10 секунд.)

Читайте также:
Боли роста в ногах у детей, подростков - как помочь ребенку?

Для рaзвития выносливости примeняются рaзнообрaзныe мeтоды трeнировки, которыe рaздeляются нa непрерывные и интервальные методы трeнировки. Кaждый из мeтодов имeeт свои особeнности и используeтся для совeршeнствовaния тeх или иных компонeнтов выносливости в зaвисимости от пaрaмeтров примeняeмых упрaжнeний. Вaрьируя видом упрaжнeний, их продолжитeльностью и интeнсивностью, количeством повторeний упрaжнeния, a тaкжe продолжитeльностью и хaрaктeром отдыхa, можно мeнять физиологичeскую нaпрaвлeнность выполняeмой рaботы.

Равномерный непрерывный метод зaключaeтся в однокрaтном рaвномeрном выполнeнии упрaжнeний мaлой и умeрeнной мощности продолжитeльностью отмин. и до 1- 3 чaсов. Этим мeтодом рaзвивaют aэробныe способности.

Переменный непрерывный метод отличaeтся пeриодичeским измeнeниeм интeнсивности нeпрeрывно выполняeмой рaботы. Оргaнизм при этом рaботaeт в смeшaнном aэробно-aнaэробном рeжимe. Пeрeмeнный нeпрeрывный мeтод прeднaзнaчeн для рaзвития кaк спeциaльной, тaк и общeй выносливости. Он позволяeт рaзвивaть aэробныe возможности, способности оргaнизмa пeрeносить гипоксичeскиe состояния, пeриодичeски возникaющиe в ходe выполнeния ускорeний и устрaняeмыe при послeдующeм снижeнии интeнсивности упрaжнeния, приучaeт зaнимaющихся “тeрпeть”, воспитывaя волeвыe кaчeствa.

Интервальный метод трeнировки зaключaeтся в дозировaнном повторном выполнeнии упрaжнeний относитeльно нeбольшой продолжитeльности (до 2 мин.) чeрeз строго опрeдeлeнныe интeрвaлы отдыхa. Этот мeтод обычно используют для рaзвития спeцифичeской выносливости к кaкой-либо опрeдeлeнной рaботe. Этим мeтодом можно рaзвивaть кaк aнaэробныe, тaк и aэробныe компонeнты выносливости.

Нaчинaя рaботу по рaзвитию выносливости, нeобходимо придeрживaться опрeдeлeнной послeдовaтeльности построeния трeнировок.

На начальном этапе нeобходимо сосрeдоточиться нa рaзвитии aэробных возможностeй, совeршeнствовaнии функций сeрдeчнососудистой и дыхaтeльной систeмы, укрeплeнии опорно-двигaтeльного aппaрaтa, т. e. рaзвитии общeй выносливости. Это такие упражнения как: медленный бег, бег трусцой от 5 до 20 минут.

На втором этапе нeобходимо увeличить объeм нaгрузок в смeшaнном aэробно-aнaэробном рeжимe. Это очень хорошая легкоатлетическая игра «Фартлек» – отличный способ развития общей, и специальной выносливости.

На третьем этапе нeобходимо увeличить объeм нaгрузок зa счeт примeнeния болee интeнсивных упрaжнeний, выполняeмой мeтодaми интeрвaльной и повторной рaботы в смeшaнном aэробно-aнaэробном и aнaэробном рeжимaх, и избирaтeльноe воздeйствиe нa отдeльныe компонeнты спeциaльной выносливости. Это и игры-эстафеты, эстафетный бег, спортивные и подвижные игры, упражнения на снарядах.

Основными методами рaзвития общeй выносливости являются:

1) Мeтод слитного (нeпрeрывного) упрaжнeния с нaгрузкой умeрeнной и пeрeмeнной интeнсивности;

2) Мeтод повторного интeрвaльного упрaжнeния;

3) Мeтод круговой трeнировки;

4) Игровой мeтод;

5) Сорeвновaтeльный мeтод.

Для рaзвития общей выносливости нaиболee простым и доступным являeтся бeг трусцой. При нaчaлe бeговых трeнировок слeдуeт помнить и соблюдaть слeдующиe прaвилa:

– пeрeд трeнировкой тщaтeльно рaзомнитeсь;

– нaгрузкa должнa нaрaстaть постeпeнно;

– бeгaть слeдуeт нe рeжe 3-х рaз в нeдeлю и нe мeньшe 20 мин.;

– нe слeдуeт увeличивaть скорость бeгa дaжe при видe других бeгунов;

– постоянно слeдуeт укрeплять мышцы сводa ступнeй, чтобы избeжaть рaзвития плоскостопия;

– нaибольший трeнировочный эффeкт достигaeтся тогдa, когдa врeмя бeгa приближaeтся к 1 чaсу;

– слeдуeт слeдить зa чaстотой пульсa (ЧСС) – онa нe должнa быть большe, чeм 180 удaров в мин. минус вaш возрaст.

Нaиболee рaспрострaнeнными в мaссовой прaктикe срeдствaми воспитaния общeй выносливости являются:

-Бeг в рaвномeрном тeмпe (со скоростью 2,5-3 м/с) с постeпeнным увeличeниeм продолжитeльности бeгa (нaпримeр, с 10 до 25-30 мин).

-Бeг в рaвномeрном тeмпe (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чeрeдуeмый с ускорeниями нa отрeзкaх произвольной длины (т. e. бeг с пeрeмeнной скоростью).

-Бeг по пeрeсeчeнной мeстности (кросс) м при ЧСС 140-160 уд/мин.

-Чeлночный бeг 4 х 100 м.

-Плaвaниe в рaвномeрном тeмпe (до 30 мин).

-Бeзостaновочноe длитeльноe плaвaниe (от 10 до 30 мин) в мeдлeнном тeмпe, прeрывaeмоe произвольными ускорeниями.

-Мaрш-бросок нa 3-4 км и болee (примeрнaя схeмa: 100-200 м ходьбa, 600-800 м бeг и т. д.).

-Продолжитeльноe пeрeдвижeниe нa лыжaх до одного чaсa в рaвномeрном тeмпe (оптимaльнaя ЧСС 140-160 уд/мин).

-Лыжныe гонки нa 5-10 км (нa врeмя).

-Спортивныe игры (футбол, бaскeтбол) 40-60 мин.

-Подвижныe игры “Сумeй догнaть”, “Гонкa с выбывaниeм”, “Эстaфeтa-поeзд” и др.

-Прыжки чeрeз короткую скaкaлку. Длитeльность нeпрeрывных прыжков 3 мин и болee. —Тeмп прыжков – 135-140 рaз в минуту.

-Прeодолeниe нeсколько рaз подряд отдeльных элeмeнтов и их сочeтaний из полосы прeпятствий.

В зaвисимости от интeнсивности рaботы и выполняeмых упрaжнeний специальную выносливость рaзличaют кaк: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координaционную и выносливость к стaтичeским усилиям.

Для “базовой” подготовки школьникa учeбный процeсс остaётся прeжним: снaчaлa рaзвитиe общeй выносливости и рaзносторонняя скоростно-силовaя подготовкa.

Можно выдeлить двa основных мeтодичeских подходa к рaзвитию спeциaльной выносливости:

1. Аналитический, основaнный нa избирaтeльно нaпрaвлeнном воздeйствии нa кaждый из фaкторов, от которых зaвисит уровeнь eё проявлeния в избрaнном видe спортa. Это связaно с тeм, что в одних видaх спортa выносливость нeпосрeдствeнно опрeдeляeт достигaeмый рeзультaт (ходьбa, бeг нa рaзныe дистaнции и т. д.), в других – онa позволяeт лучшим обрaзом выполнить опрeдeлённыe тaктичeскиe дeйствия (бокс, спорт. игры и т. д.)

2. Целостный подход, основaнный нa интeгрaльном воздeйствии нa рaзличныe фaкторы спeциaльной выносливости.

Для рaзвития специальной выносливости чaщe всeго используeтся подвижныe игры, спортивныe игры, игры-эстaфeты и упрaжнeния нa снaрядaх: выполнeниe 5 – 6 сeрий посeк. интeнсивной рaботы в чeрeдовaнии с рaботой мaлой интeнсивности в тeчeниe 1 – 3 мин. С ростом трeнировaнности продолжитeльность восстaновитeльной рaботы можно сокрaщaть к концу сeрии. Послe тaкой сeрии трeбуeтся отдых до 10 мин., во врeмя которого выполняются дыхaтeльныe упрaжнeния и упрaжнeния нa рaсслaблeниe и гибкость. Можно использовaть прыжковыe упрaжнeния (нaпримeр, прыжки чeрeз скaкaлку):сeк. интeнсивной рaботы повторить 5 – 6 рaз чeрeз 1,5 – 2 мин. рaботы мaлой интeнсивности.

Читайте также:
Что делать родителям, если подросток в тайне сделала татуировку - как правильно себя вести

Нaрaбaтывaть выносливость чeрeз большой труд и потeрю популярности урокa физичeской культуры, a зaтeм eё утрaчивaть нерационально. Школьникaм, имeющим проблeмы с выносливостью и жeлaниeм eё испрaвить, нужно дaвaть индивидуальное домашнее задание. Бeг нa выносливость нужeн в учeбной прогрaммe, но нe кaк нaтaскивaниe нa рeзультaт, a кaк опыт и умeниe к длитeльному пeрeдвижeнию, кaк оздоровительный бег. Eсли в клaссe eсть учeник больших физичeских способностeй, то учитeль физкультуры должeн нaпрaвить eго в спортивную сeкцию, гдe проявлeниe кaчeств выносливости доминируeт.

В нaчaлe учeбного годa проводится тeстировaниe по опрeдeлeнию уровня рaзвития выносливости учaщихся используя 6-ти минутный бeг.(тaблицa №1)

Тaблицa №1 Опрeдeлeниe уровня выносливости.

Физическая культура. 4 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 12. Развиваем выносливость

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  • выносливость;
  • виды выносливости;
  • беговые дистанции.

Урок посвящён упражнениям для разминки, упражнениям для развития выносливости.

Выносливость – способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке.

Разминка – подготовка организма к выполнению физических нагрузок.

Равномерный бег – бег с одинаковой скоростью и нагрузкой в течении всей дистанции.

Спринтер – спортсмен, выполняющий бег на короткие дистанции.

Стайер – спортсмен, выполняющий бег на длинные дистанции.

Марафонец – спортсмен, выполняющий бег на дистанцию 42 км.195 м

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 09.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Выносливость – важное физическое качество человека, которое проявляется в профессиональной спортивной и повседневной жизнедеятельности. Выносливость – способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке.

Польза от выносливости очевидна – повышается физическая подготовка, укрепляется сердце, дыхательная и нервная системы, вырабатывается заряд бодрости и отличное настроение.

Выносливость нужна людям разных профессий. Строителю поможет выносливость обращаться с тяжелыми материалами; грузчику – переносить вещи и мебель; скалолазу умело взбираться по горам; почтальону доставлять посылки и мешки с письмами.

В повседневной жизни выносливость нам пригодится при подъёме пешком на лестницу, при участии в туристических походах, при переносе тяжёлых предметов и даже просто продуктовых сумок!

В спорте существует множество различных дисциплин, где выносливость играет одну из значимых ролей в достижении результата.

Так, спортсмен, занимающийся бегом, и спортсмен, занимающийся тяжёлой атлетикой, обладают очень развитой выносливостью, тем не менее, упражнения для развития этого качества у них существенно отличаются друг от друга.

Мы можем развить выносливость, когда:

  • бегаем на длинные дистанции;
  • плаваем на длинные дистанции;
  • ездим на велосипеде на длинные дистанции;
  • ходим зимой на лыжах;
  • преодолеваем полосы препятствий.

В зависимости от вида деятельности существует общая и специальная выносливость.

Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы умеренной интенсивности, требующей функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.

Специальная выносливость – способность человека проявлять выносливость в определенном виде спорта.

Специальная выносливость подразделяется на силовую, скоростно-силовую и скоростную.

Скоростная выносливость означает, что человек в течении длительного времени может заниматься скоростной работой. Он утомляется, но противостоит утомлению, не снижая темп и скорость движений.

Скоростно-силовая выносливость – человек может быстро выполнять физическую работу с максимальной нагрузкой в течении длительного времени. Это способность проявлять большую силу продолжительное время.

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению при работе почти максимальной мощности длительностью до 3-4 минут.

Отличным средством развития выносливости является равномерный бег длинные дистанции.

Мировой рекорд в беге на 1000 метров на открытом воздухе среди мужчин был установлен спортсменом из Кении – Ноем Кипроно Нгени. В 1999 году он пробежал эту дистанцию за 2.11.96 минуты.

Среди женщин мировой рекорд в беге на 1000 метров на открытом воздухе установила российская бегунья Светлана Мастеркова, в 1999 году на преодоление дистанции у неё ушло 2.28.96 минуты.

В легкой атлетике бег на короткие дистанции называется спринтерским (100, 200, 400 м). Бег на средние дистанции – 800, 1500, 3000 м. Бег на длинные дистанции – стайерский (длина более 3000 м). Есть ещё марафонская дистанция – 42 км 195 м, бег на этих дистанциях называется марафонским.

Существует бег с препятствиями – подвид бега. Он имеет название стипль-чез.

Также распространён бег с барьерами, бег с эстафетами.

В школе на уроках физкультуры проводится равномерный бег на 1000 м.

Прежде чем рассматривать правила бега, необходимо к нему подготовиться, а именно, провести разминку.

Разминка необходима чтобы размять спину, разогреть мышцы, подготовить себя и свой организм к бегу.

Последовательность разминки: шея-руки, корпус-ноги, от более мелких суставов к более крупным.

Теперь мы готовы к равномерному бегу на дистанцию 1000 м. Рассмотрим правила его выполнения.

Его можно проводить как в закрытом помещении, так и на улице.

В основе техники равномерного бега – спринтерский шаг, которому свойственен быстрый набор скорости (как мы с вами выяснили – спринтер – бегун на короткие дистанции).

Ученики выстраиваются в ряд. Учителем дается старт свистком.

На старте необходимо сделать стремительный рывок и потом перейти на свободный шаг и стараться поддерживать эту скорость и темп на протяжении всего расстояния. Необходимо следить за своим дыханием и стараться дышать равномерно, вдыхать воздух носом и выдыхать ртом.

Читайте также:
Как понимать подростка - роль родителя в подростковом возрасте детей

После завершения бега надо пройтись пешком, восстановить силы и дыхание.

Равномерный бег, бег с одинаковой скоростью на протяжении всей дистанции применяется для тренировки.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Выберите правильный ответ.

Нужно ли делать разминку перед бегом?

[да, нет, по своему желанию]

Решение: да.

Установите соответствие между названием и изображением.

Бег с препятствиями

Такое решение верно, поскольку: марафонский бег – это бег на очень длинную дистанцию, его выполняют равномерно, без препятствий и резких ускорений; бег с препятствиями – вид бега, при котором необходимо преодолевать барьеры; эстафета – командный бег, при котором поочередно бегут несколько человек, передавая друг другу право бежать дальше – эстафетную палочку.

Какие упражнения лучше делать школьникам в начальных классах. Комментирует тренер

  • Польза спорта для детей
  • Какие упражнения лучше подходят ребёнку?
  • Развивающие
  • Спортивные занятия для детей от 6 до 9 лет
  • Спортивные занятия для детей от 10 до 12 лет
  • Контактный спорт
  • Профилактические и восстановительные упражнения
  • Спортивная безопасность
  • Дети и родители

Польза спорта для детей

В младшем школьном возрасте продолжают совершенствоваться двигательные навыки ребёнка. Он должен быть активным два-три часа в день , и желательно на свежем воздухе. Преимущества занятий спортом для детей включают:

— снижение риска ожирения;

— улучшение сердечно-сосудистой системы;

— здоровый рост костей, мышц, связок и сухожилий;

— улучшенная координация и баланс;

— большая способность физически расслабиться и, следовательно, избежать осложнений хронического мышечного напряжения (таких как головная боль или боль в спине);

— преимущества для психического здоровья, такие как большая уверенность ;

— улучшенные социальные навыки;

— улучшение личных навыков, включая сотрудничество и лидерство.

По данным М инистерства здравоохранения Австралии , детям и подросткам нужно заниматься физической активностью умеренной или высокой интенсивности каждый день по крайней мере 60 минут или больше. Также организация советует не проводить детям в младшем возрасте более двух часов в день, используя электронные средства массовой информации для развлечения (например, компьютерные игры, интернет или телевидение). Особенно это касается светлого времени суток.

Какие упражнения лучше подходят ребёнку?

По мнению Алексея, упражнения для детей можно разделить на три группы:

Развивающие — этот блок направлен на улучшение координации, силы, ловкости, скорости и гибкости.

Профилактические — упражнения для профилактики различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Восстановительные — упражнения после травм, заболеваний или при врожденных нарушениях.

Развивающие

Эти упражнения родители могут делать с детьми самостоятельно. Начиная от утренней зарядки и заканчивая совместными тренировками и играми на свежем воздухе. Найдите спортивную площадку недалеко от дома, сходите вместе на скалодром или посетите семейный фитнес-зал. Можно использовать:

— игру в мяч, которая развивает скорость, координацию, ловкость ;

— различные упражнения на турнике и брусьях (но эти упражнения должны выполняться под контролем родителей);

— упражнения на игровых или спортивных лестницах;

перетягивани е каната отлично развива е т силу и ловкость.

«Существуют сотни упражнений с детьми, но прежде чем сделать запланированные упражнения, всегда начинайте с легкой разминки, в которую включены вращательные движения конечностями и головой, что , в свою очередь , подготовит организм к более активным действиям», — говорит Алексей.

Для детей в начальных классах не рекомендуется использование различных утяжелителей, в том числе гантелей, штанг и так далее. Необходимо , чтобы ребёнок научился грамотно управлять своим собственным телом в процессе двигательной активности. Таким образом организм детей будет лучше укрепляться.

Спортивные занятия для детей от 6 до 9 лет

Специалисты из американской Mayo Clinic рекомендуют также следующие виды активностей для детей в возрасте от 6 до 9 лет:

катание на роликах или коньках;

Mayo Clinic советует начинать определённые силовые тренировки детям не раньше 7-8 лет, и только тем , у которых есть желание ими заниматься. В этом возрасте основной акцент должен быть сделан на правильной технике и движениях.

Спортивные занятия для детей от 10 до 12 лет

В возрасте от 10 до 12 лет, по мнению специалистов из клиники, у большинства детей есть своё мнение и способность понимать и выбирать спортивные занятия. Обычно они уже готовы перейти к более сложным видам спорта, таким как футбол, баскетбол, хоккей и волейбол. Однако, по мнению специалистов, нужно иметь в виду, что резкие изменения роста ребёнка, вызванные половым созреванием, могут какое-то время влиять на его координацию и равновесие.

Контактный спорт

Врачи из Mayo Clinic, прежде чем дать возможность ребёнку заниматься контактным спортом, рекомендуют подумать о его или её возрасте, зрелости и физических характеристиках. Нрав я тся ли вашему ребенку активные физические контакты, агрессивность и соревновательные моменты с точки зрения его развития?

Поскольку дети вступают в половую зрелость в разном возрасте, между детьми одного пола, особенно мальчиками, могут быть серьезные физические различия. Дети, соревнующиеся с более физически зрелыми детьми, могут подвергаться повышенному риску травм.

Профилактические и восстановительные упражнения

Второй и третий тип упражнений необходимо выполнять после консультации специалистов и врачей восстановительной медицины. Если у ребёнка есть какие-то особенности, поговорите с доктором, который назначит вам правильный набор упражнений и даст возможность ребенку эффективно развиваться.

Как говорит тренер, в каждом отдельном случае врачи дают свои рекомендации — это могут быть, например:

— ходьба босиком по неровной поверхности, например по гальке, определённые упражнения для стоп, плавание, поездки на велосипеде — это те упражнения, которые влияют на формирование сводов стоп и могут препятствовать развитию плоскостопия;

— упражнение « лодочка » для укрепления мышц кора может использоваться как профилактическое упражнение при искривлении позвоночника;

Читайте также:
Как справиться со стрессом во время экзаменов - советы школьникам и студентам

для восстановления работы лучевых костей кисти при переломе врач может назначить занятие с о сжимани ем пальцами небольшого мягкого спортивного мячика, которые продаются во всех спортивных магазинах.

Если ребёнок не имеет никаких медицинских ограничений, то здесь не нужны специальные комплексы и программы. Главное – обеспечьте ребёнку безопасную возможность двигаться ежедневно и когда он этого хочет, и возможно , в дальнейшем ему понравится просто самому прыгать, лазать по лестницам ползать по детским сооружениям.

Спортивная безопасность

Чтобы избежать многих спортивных травм, которые потенциально могут быть получены детьми, старайтесь соблюдать с ребёнком следующие правила:

— всегда надевайте соответствующее защитное снаряжение в тех видах активности, где оно необходимо (велосипед, ролики и коньки, скейтборд и так далее ) ;

— во всех контактных видах спорта следует носить капы во время спаррингов;

— надевайте на детей подкладки для голеней при занятиях такими видами спорта, как хоккей или футбол, где травмы передней части голени относительно распространены;

— обязательно тщательно разогреться перед физической активностью, сделав разминку, и не пренебрегайте разминкой после;

— обеспечьте достаточное время для восстановления между занятиями.

Дети и родители

В выходные тренер советует выезжать с ребенком в небольшие походы в лес или в горы (если есть такая возможность). Так как совместное с родителем преодоление естественных препятствий будет укреплять тело и дух у вас и у ребёнка. А совместные приключения на природе буд у т способствовать вашим с ребёнком отношениям, что очень важно в любом возрасте.

«Совет родителям: играйте на улице с детьми, бег — кто быстрее, турник — кто дольше сможет провисеть , и так далее. Тогда занятия спортом для ребёнка не будут рутиной. Будьте примером для ребёнка — двигайтесь вместе с ним и принимайте участие в семейных соревнованиях», — говорит Алексей.

Исследователи из Ст э нфорда особенно выделяют роль родителя в детских занятиях спортом. Как говорят специалисты, когда ребенок участвует в спортивной программе или соревнованиях, нужно помнить, что мама или папа являются важной моделью для своего ребенка.

Найдите способы помочь своим детям сохранять позитивный настрой во время соревнований. Если ребёнок занимается в спортивных секциях , обсуждайте с тренерами любые проблемы, которые могут у вас возникнуть по поводу стиля преподавания, поведения товарищей по команде с вашим ребёнком или отношени я других команд.

Конечно, родители обычно больше всего хотят, чтобы их дети развлекались и добивались успехов в выбранном ими или ребёнком виде спорта, но ключ к получению удовольствия от занятий спортом находится в руках мамы и папы. Помогите детям выбрать самый правильный и подходящий для них вид спорта, но при этом не забывайте, что спорт должен нравит ь ся и ребенку. А после будьте хорошим образцом для подражания для него, чтобы поддерживать его спортивное мастерство.

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Развитие выносливости у школьников при использовании подвижных игр на уроках физической культуры. Из опыта учителя физической культуры

Благодаря использованию подвижных игр на уроках физической культуры, учащиеся увлеклись легкой атлетикой, посещают школьную спортивную секцию. Команда школы является постоянным победителем районных соревнований, участвуя в областных соревнованиях занимает призовые места в командном первенстве, а в личном первенстве ребята становятся призерами. Победители первенства принимают участие в составе сборной Кировской области во Всероссийских соревнования по легкой атлетике. Хочу поделится своим опытом работы с учащимися занимающихся на уроках физической культуры.

Известно, что бег – эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится много энергии, усиливается работа органов кровообращения и дыхания. Однако не все формы бега равноценны в воспитании этого качества. Наиболее высокие сдвиги в развитии органов кровообращения и дыхания наблюдаются при длительном беге. Но ученики испытывают при этом неприятные ощущения усталости. Однообразие длительного бега усиливает это чувство. Часто слабовольные ребята прекращают бег, а более сильные теряют интерес к бегу на выносливость, начинают его избегать.

Все это заставило искать новые формы организации занятий бегом, чтобы пробудить интерес к нему и благодаря этому увеличить объем беговых упражнений на уроке. Выбор пал на специальные игры, основное содержание которых – бег.

Примерные игры, методика и последовательность их применения по годам обучения (длина дистанций, темп бега, число повторений пробежек, указанное в тексте, – наиболее оптимальные в условиях моей работы, установленные в результате многолетней практики).

V –VI классы. Дети 10 – 13 лет, по данным научных исследований, хорошо реагируют на правильно дозированную работу на выносливость. Лучшее средство развития выносливости в этом возрасте – продолжительный бег в невысоком темпе. Целессообразно использовать такие игры.

“Смена лидеров”.Класс делят на 3 – 4 группы, равные по силам. Ученики получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров преподаватель определяет сам и объявляет ученикам. Учитель заранее устанавливает и тем бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для ребят. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега.Необходимо следить за темпом и учеников, превышающих установленную скорость бега, отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый ученик обязательно побывал в роли лидера.

Игру проводят в I четверти в конце урока. Начинают с 300 м и постепенно доводят длину дистанции в V классе до 600 м (девочки) и 700 м (мальчики), а в VI – до 700 м (девочки) и 900 м (мальчики). Игру можно проводить как на стадионе, так и на местности.

Читайте также:
Безопасность ребенка в интернете: виды угроз в сети, советы родителям, программы для обеспечения контроля.

“Следуй за мной”. В игре на ряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега.

В группе из 5 – 10 человек назначается старший – ведущий бег. Ученики бегут (на дорожке стадиона или на местности) в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуя за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется преподавателем в зависимости от подготовленности учеников. Если общий темп бега излишне завышен, учитель намедленно устанавливает должный темп. Полезно назначать старшим более слабых ребят. Это придает им увереность и делает темп бега приемлемым для всей группы. Изменения в темпе бега не должны быть частыми и длительными. Ориентировочно – 20 – 30 м на 100 – 120-метровом отрезке. Примерные дистанции: V класс – до 300 м (девочки) и до 400 м (мальчики); VI класс – до 500 – 600 м (девочки) и до 600 – 700 м (мальчики).

Лучше всего проводить эту игру в конце I четверти и в начале IV, когда ученики уже некоторую подготовку на выносливость.

“Круговорот”. Предложите ученикам, построенным в колонну по 8 – 12 человек, бежать по дорожке в заданном темпе.Каждый последний бегун должен выходить вперед, чтобы вести бег. Предупредите бегунов чтобы они не ускоряли темпа бега. Дистанция бега (300 – 500 м) определяется преподавателем и заранееобъявляется ученикам. Каждый раз, когда последнему ученику нужно выйти вперед, он долженвыполнить ускорение. Число ускорений, их длина и скорость находятся в прямой зависимости от числа учеников в группе и от темпа бега, заданного всей группе. В V – VI классах число ускорений и их продолжительность не должны быть большими. В связи с этим в V классе группы состоят из 8 – 10 человек, а в VI – из 10 – 12 человек. Игру целесообразно прододить в IV четверти.

VII класс. Задачи по развитию выносливости в VII классе те же, что и в V –VI классах: дальнейшее развитие функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому целесообразно использовать те же игры, что и в V – VI классах. Однако в связи с улучшением функциональных возможностей организма несколько изменяется методика проведения игр. Дистанция пробежек увеличивается и доходит до 1200 – 1300 м для мальчиков и до 900 – 1000 м для девочек. В этом возрасте резче проявляются различия между мальчиками и девочками, что нужно учитывать при установлении дистанции и темпа бега.

В VII классе больше внимания уделяется развитию способности бежать в заданном темпе. С этой целью дают такие игры.

“Кто точнее?”. Класс делят на 4 – 5 групп. Все бегут на одинаковую дистанцию в заданном темпе. В VII классе такой дистанцией может быть 100 – 150 м. 100 м пробегают 5 – 6 раз, а 150 м – 4 – 5 раз. Темп бега должен быть таким, чтобы он не вызывал чрезмерно неприятных ощущений у ребят. Время засекается по последнему бегуну в группе. Поэтому бегунов, ведущих бег, нужно каждый раз менять. Важно, чтобы в этой роли побывали все ученики.

Группа, которая покажет время, наиболее близкое к заданному, получает очко, остальные команды – сответственно занятым местам – 2, 3, 4, и т. д. Команда набравшая после всех пробежек наименьшее количество очков, выигрывает.

Стартуют команды поочередно. Ожидание своей очереди – отдых (около 2 мин.) между пробежками. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе длины пробегаемого отрезка.

“Кто меньше?”. Это варианты игры “Кто точнее?”.Класс делят на 4 – 6 групп, в которых выбирают капитанов.Всем командам назначается одинаковое время на общую для всех дистанцию (100 – 150 м), приемлимую для этого возраста. Пробежки выполняются командами до тех пор, пока дистанция не будет пройдена точно в заданное время или с ошибкой в 0,2 – 0,5 сек. (это зависит от подготовки групп). Побеждает группа, которой понадобилось для этого меньшее число пробежек. Время засекается по последнему бегуну. Капитаны могут переизбираться после каждой пробежки. Группы могут быть составлены как отдельно из мальчиков, так и смешанными (это зависит от подготовки тех и других).

VIII класс. Основная задача в VIII классе – дальнейшее повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для этой цели подходят все игры, которые использовались в V – VII классах. Однако длительность бега у мальчиков увеличивается до 1600 – 1800 м, у девочек – до 1000 – 1200 м. Игры с таким длительным бегом обычно даются в конце урока. Такие игры как “Круговорот”, “Смена лидеров”, в VIII – 9 и в дальнейшем в X – XI классах часто проводятся в начале урока для разминки. В играх “Кто меньше?”, “Кто точнее?” длина дистанций для девочек 600 м, для мальчиков 800 м с повторением не более двух раз, темп остается не высоким (4 мин. на 800 м и 3 мин. на 600 м). Благодаря последовательному применению длительного бега возможности организма становятся выше и можно вводить интервальный бег. Отличным средством для этой цели служит игра “Эстафета-преследование”.

“Эстафета-преследование”. Участвуют две команды (например, белые и черные) с неограниченным числом игроков. Каждая команда делится на две группы – четные и нечетные. Беговая дорожка стадиона отмечена так. Белые с четными номерами находятся на линии Б, а с нечетными номерами – на линии А. Четные номера черных стартуют с линии А, а нечетные с линии Б. Первые номера стартуют одновременно с линии А и с линии Б, бегут полкруга по своей дорожке и передают эстафетную палочку своим вторым номерам, вторые номера на противоположной прямой передают палочку своим третьим номерам и т. д. Команда, догнавшая своих соперников (или приблизившаяся к ним), выигрывает. Затем игру можно повторить. Количество повторений зависит от длины беговой дорожки, однако сумма отрезков, пробегаемых одним учеником, не должна превышать 400 – 600 м.

Читайте также:
Что дать ребенку в школу на перекус - здоровые рецепты для младших и старших школьников

X –XI классы. В этих классах наряду с общей выносливостью важно разыскивать и скоростную выносливость. Для этого в сочетании с перечисленными играми применяются и новые.

“Бесконечный эстафетный бег”. Участвуют две и более команд. На беговой дорожке чертят несколько линий на одинаковом расстоянии одна от другой, обозначающих этапы (100 или 200 м). Все члены команд расчитаны по порядку. Только на первом этапе сзади первых номеров стоят последние номера. По сигналу учителя первые номера бегут ко вторым и передают им эстафету, а сами остаются на их местах. Последние номера занимают место первых, как только те покинут свои этапы. Вторые номера передают эстафету третьим, те – четвертым и т. д. Каждый, передавший эстафету, остается на этапе принявшего ее.Эстафета повторяется вподряд столько раз , сколько заранее объявляет учитель. Число повторений зависит от длины этапов: при 100 м – 6 – 8 раз, а при 200 м – 3 – 4 раза. Паузы отдыха здесь короткие, а скорость пробежек высокая, в результате чего организм учеников испытывает большую нагрузку.

Примечание: количество этапов должно быть на один меньше по отношению к числу игроков в команде. Эта игра не должна применяться на первых уроках в I и IV четвертях.

“Следуй за лидером”. В группе из 5 и более человек назначается старший, который по заданию учителя (или самостоятельно) определяет, когда, где и на какую дистанцию они будут делать ускорение. На дорожке стадиона проводится линия старта и финиша. Помощник на финише (освобожденный от занятий на уроке ученик) каждый раз снимает с дистанции последнего, а при большом количестве бегунов – двух последних участников. Они получают задание самостоятельно выполнять медленный бег (на поле стадиона). Остальные ученики продолжают бежать “трусцой” по дорожке к следующему месту ускорения. И так до тех пор пока не останется 2 участника. Последние получают индивидуальные задания, а те, кто вышел из игры, снова начинают ее, и все повторяется. Ускорение выполняется не более чем на 100 м. На круге может быть два ускорения или три-четыре при меньшей длине скоростного бега.

Индивидуальными знаниями могут быть различные метания, прыжковые упражнения.

“Бег в темпе соревнований”. Для игры нужны 2 – 4 секундомера. Группа из 4 и более человек, равных по силам, бежит в заданном темпе, соответствующем возможностям данной группы. Дистанция бега – 150 – 300 м. На финише засекают время первого и последнего бегунов. Если время последнего ближе к заданному, первый бегун снимается с соревнования. Если к заданному ближе время первого,снимается последний. При большом количестве учеников в группе можно снимать по два бегуна. Бегуны, не участвующие в соревновании, получают задание, например пробежать “трусцой” 400 – 600 м. Оставшийся бегун становится победителем. Теперь он получает задание от преподавателя, а остальные начинают игру снова. Темп бега должен быть высоким, поскольку число пробежек в этой игре невелико. После каждой пробежки ученики “трусцой” (или шагом) возвращаются к месту старта.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ к проведению игр. Во всех случаях, когда в уроке ставится цель развития выносливости, игры дают в конце основной части урока. Лучше всего проводить их после метаний. При делении класса на группы надо стремиться, чтобы группа состояла из учеников, более или менее равных по силе. В таких играх, как “Смена лидеров”, “Круговорот”, число учеников в группах должно быть таким, чтобы каждый побывал лидером (см. условия игры).

В эстафетах число групп зависит от количества учеников в классе, числа дорожек, секундомеров, а также от времени, которым распологает учитель на уроке. Для экономии времени группы комплектуют только один раз – в начале изучивания данной игры и в дальнейшем состав групп не меняют. Однако отдельных игроков можно переводить из одной группы в другую. В V – VI классах группы можно делать смешанными (мальчики и девочки вместе), в остальных классах мальчики и девочки играют раздельно.

Надо всегда оставлять 2 – 3 мин. на продведение итогов игры. В тех играх, где есть паузы во время проведения (“Кто точнее?”, “Кто меньше?”, игры-эстафеты), замечания делают во время пауз. Учитель объявляет команду-победительницу или ученика-победителя, поощряет слабых и подбадривает слабовольных . Здесь уместны интересные примеры из спортивной биографии известных бегунов. В холодную погоду подводить итоги игр целесообразнее в помещении.

На проведение перечисленных игр требуется примерно столько времени:

на игры типа “Смена лидеров”, “Следуй за мной”, “Круговорот”, “Следуй за лидером” – до 5 мин, в V – VI классах, до 6 – 7 мин, в VII – VI и до 8 – 9 мин. в X – XI;

на игры типа “Кто точнее?”, “Кто меньше?”, “Бег в темпе соревнований” – от 10 до 15 мин. в зависимости от количества и длины отрезков, а также интервалов отдыха (примерно такое же время затрачивается и на проведение эстафет).

Это лишь примерные данные. В каждом конкретном случае число повторений игры в одном уроке устанавливают в зависимости от подготовленности учеников.

Каждую игру не следует повторять более чем на трех уроках подряд.

Почему подростки врут и что с этим делать?

Когда родитель ловит сына или дочь на вранье, он может испытывать гнев, обиду, досаду и другие неприятные чувства. Нам неприятна ложь со стороны ребенка, мы испытываем тревогу и пытаемся усилить контроль, чтобы ребенок не заврался вконец и не попал в беду. Однако такие меры не помогают, а семейные конфликты становятся все более жесткими. Разбираемся в причинах подросткового обмана и реагируем правильно, чтобы ребенок был более честным. Психолог Мария Шеина дает советы родителям, а интервью – Анне Царевой.

Читайте также:
Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

Как отделить ложь от фантазии?

Для детского и раннего подросткового возраста довольно типичны всевозможные фантазии, которые не так-то просто отличить от вранья. На поверхности – рассказ ребенка о том, как он сделал что-то хорошее и важное: защитил одноклассника, помог кому-то, совершил другой поступок, который ему кажется крутым и классным. И вот вы гордитесь ребенком, а потом оказывается, что эта история – ложь. На самом деле все обстоит совсем не так, как он вам рассказал. Но почему он сказал неправду?

Прежде чем паниковать и обвинять ребенка, вспомните о следующем:

  • в возрасте до 14 лет такие фантазии – это норма для детей с развитым воображением ;
  • ребенок погружает себя в обстоятельства, в которых он хотел бы оказаться, или рассказывает историю про себя-великолепного, для поднятия собственной самооценки ;
  • такая тренировка воображения очень часто – это подготовка к реальным действиям , пусть не столь героическим, как в рассказанной истории, но все же более смелым и сильным, чем в реальности сейчас.

Многим людям сначала необходимо создать образ нового себя, а уже потом приступить к реальным действиям, попробовать то, чего не делал. Рассказ и повторение таких фантазийных историй – это интуитивно найденная практика, которая помогает поверить в себя и изменить свое поведение. Конечно, она не всегда срабатывает, конечно, не каждый ребенок станет суперменом, но родителям не стоит паниковать и думать, что ребенок заврался и оторвался от реальности совсем. Конечно, он создает образ, который не соответствует действительности. Но не стоит обвинять ребенка, ругать за вранье, уличать во лжи и вести себя подозрительно. Лучше подумать о том, как переключить его на созидание и использовать его способность фантазировать в мирное русло.

Что делать, если фантазии ребенка довольно сильно отличаются от реальности?

Обычно родителей волнует, что по мере взросления ребенок так и останется героем лишь в своих мечтах и прослывет вруном. Для того, чтобы этого не произошло нужно правильно выстраивать отношения с ребенком – об этом чуть ниже. А пока необходимо оценить силу его фантазии и поддержать ее.

Фантазии такого рода имеет смысл использовать для творчества. Поэты, художники, писатели, актеры и прочие творческие люди в своей голове постоянно перевоплощаются и проживают альтернативные жизни. Вполне возможно, что это норма для вашего ребенка.

  • Не обвиняйте ребенка во вранье.
  • Дайте ему возможность попробовать себя в творчестве, где он может отыгрывать свои фантазии. Запишите в современную театральную студию , найдите курсы сторителлинга – это все может стать профессией.

Почему подросток обманывает?

Если подросток именно скрывает правду от взрослых, у этого может быть масса причин. Основные кроются в проблемах с коммуникацией внутри семьи, и все они решаемы.

Основные причины обмана подростков :

  • подросток защищает личные границы;
  • подросток борется с чрезмерной опекой родителей;
  • подростку не хватает внимания родителей.

Подросток защищает личные границы

Подросток может бояться рассказать правду, потому что ожидает неприятной для него реакции от родителей. При помощи лжи от оберегает свои границы, интересы и психологическое самочувствие.

Если подросток ожидает критики, обвинений, упреков и попреков, которые причиняют боль, он попытается их избежать. Ложь в данном случае – способ защиты своих чувств.

Борьба с гиперопекой

Если родители пытаются проникнуть в переписку ребенка, требуют, чтобы дверь в его комнату была всегда открыта, запрещают общаться с кем-то – подросток может начать обманывать просто чтобы отвоевать себе право на личные границы. Это защита собственного взросления, своего выбора, права на пробы и ошибки.

Подростку не хватает внимания родителей

Чрезмерная опека – плохо. Но когда подростку не хватает внимания родителей, он может обманывать и притворяться, чтобы на него обратили внимание.

Маленькие дети часто неосознанно начинают болеть без причины, если в этот момент родители прекращают конфликты и обращают на него внимание. Подросток может по той же схеме вести себя вызывающе, устраивать всевозможные провокации и вообще быть “трудным”. А подсознательно он просто привлекает к себе внимание родителей, которые заняты собственными проблемами. Негативное внимание приятней, чем безразличие.

Что делать, когда вы поймали подростка на вранье?

Поскольку практически все проблемы вранья скрываются уходят корнями в детско-родительские отношения, нужно работать именно над ними. И есть несколько способов справиться враньем подростка.

Способ 1. Ненасильственная коммуникация

Мы не всегда понимаем, что многие наши фразы в голове подростка звучат как обвинения или упреки, которые бьют по его самооценке. Подросток может остро реагировать на многие простые вещи, которые взрослые пропускают мимо ушей или не считают обидными – такова особенность подросткового возраста.

Самый простой способ не провоцировать подростка на обман – это использовать Я-сообщения в общении. Ее суть в том, чтобы в разговоре делиться своими ощущениями и избегать обвинения или оценки другого человека и его действий.

Конкретный пример. Вечером дома подросток должен помочь, вымыть посуду, но он этого не делает. Как поговорить о том, что п одросток проигнорировал свои домашние обязанности ?

Ты-сообщение , которое заденет подростка и может спровоцировать вранье, выглядит примерно так: “Ты опять не помыл посуду! Почему ты не помыл посуду, ты же обещал!”

Используйте Я-сообщения : сначала отметьте факт, а потом выразите свои эмоции. Например: “Посуда опять не помыта. Я очень устаю, и мне очень важно, чтобы мне помогали по дому. Тогда я чувствую, что я не одна со всем этим.”

В Я-сообщениях важно делиться своими эмоциями и потребностями, когда нас расстраивают действия других людей. Например, ребенок получил плохую оценку. Избегайте Ты-сообщений : “Опять получил двойку! Ты не выучил уроки!” Загляните внутрь себя. разберитесь, какие ваши страхи и тревоги кроются за реакцией на оценку. Например, вы боитесь, что ребенок не сможет поступить в хороший вуз и найти хорошую работу. Говорите именно об этом: “Когда я вижу двойки в электронном журнале, я боюсь, что ты не поступишь в МГУ. Мне очень важно понимать, что ты не запускаешь важный предмет. Я не понимаю, как тебе помочь, давай поговорим об этом”.

Читайте также:
Полезные завтраки для школьников – идеи для простых рецептов

В таком разговоре у подростка нет потребности защищаться от претензий, поэтому повод врать ради защиты собственных чувств отпадает. Делитесь с подростком ощущениями, а не претензиями, и он не будет обманывать.

Способ 2. Постепенно отпускать контроль

Довольно часто мы выбираем за ребенка чем ему заняться, где учиться, с кем дружить, а потом выясняем, что он при первом же удобном случае делает все не так, да еще и врет.

Задумайтесь о том, что вы не сможете постоянно защищать ребенка от ошибок . Он все равно станет взрослым и столкнется с плохими людьми, сложными ситуациями, когда вы не сможете быть рядом. Лучше пусть делает ошибки сейчас, когда вы близко и сможете помочь. Именно об этом и стоит договориться и соблюдать договоренности со своей стороны. Тогда у подростка не будет необходимости врать, чтобы скрыть то, что ускользнуло от родительского контроля.

Проговаривайте четко, где и что подросток решает сам , а где вы не готовы передать ему котнроль. Например, вы перестаете проверять уроки, но не готовы отказаться от контроля за итоговыми оценками. Вы не будет требовать отчета за каждую копейку карманных денег, но не готовы разрешать ему брать деньги без спроса в неограниченном количестве.

Не забывайте напоминать подростку, что вы готовы вмешаться в ситуацию по первой же просьбе, если у него возникнут проблемы с тем, где вы передали ему контроль. И что это не повод для конфликта, а нормальная родительская поддержка.

Способ 3. Помните, что есть конфликт поколений

Время и ценности меняются довольно быстро. Конфликт отцов и детей – вечная проблема. Просто примите, что сейчас многие вещи в подростковом мире устроены не так, как в нашей юности, и договаривайтесь с подростком о том, где он может принимать решения сам, а где – вы ставите запрет.

Разберитесь четко в своих чувствах и оставьте под родительским контролем то, что является реальной угрозой для подростка. Скажем, покрасить волосы по моде – это не опасно для его жизни и здоровья. Конечно, вы можете опасаться конфликта в школе или вас тревожит излишнее внимание прохожих к вашему ребенку. Однако об этом нужно просто поговорить – обсудить негативные последствия, а не запрещать.

Излишне строгие запреты на самовыражение подростка приводят к вранью и более тяжелым последствиям. Скажем, сделать пирсинг вне профессионального салона намного опасней, чем спокойно проколоть ухо стерильным инструментом и вставить медицинскую сережку.

Когда ребенок видит, что вы рациональны в своих запретах, он склонен больше доверять и меньше обманывать. А когда мы контролируем каждый его шаг и преувеличиваем внешние угрозы, соблазн врать и изворачиваться слишком велик.

Способ 4. Уделяйте индивидуальное внимание ребенку

При нехватке внимания подросток может врать, чтобы его заметили, вникли в его жизнь. Если вы обычно заняты, у вас много работы, есть младшие дети или родственники, которые требуют постоянной заботы, все равно выделяйте время для того, чтобы побыть со своим ребенком-подростком. Время, которое вы посвящаете именно ему, не отвлекаетесь на другие дела или других людей.

Нет, это не поездка к родственникам на день рождения, где вроде все вместе, но индивидуального внимания ребенок не получит, да еще будет злиться, что его потащили туда, где он не хочет быть. Это именно ваше время на двоих.

Нужно ходить на выступления своего ребенка, поддерживать его на соревнованиях, ходить вместе на чашечку кофе в кафе, чтобы просто поговорить о том, как у вас обоих дела по жизни. Это включенное внимание даст подростку ощущение, что он важен вам, вы наладите доверительные отношения.

Причины, по которым дети обманывают, довольно типичны. В большинстве случаев приучить ребенка говорить правду можно также простыми способами. Старайтесь быть бережными к границам и чувствам ребенка, искренне интересуйтесь его жизнью и формируйте доверительные отношения. И тогда у него не останется причин для того, чтобы врать, ведь говорить правду всегда приятней, если ты не чувствуешь угрозы и необходимости защищаться.

Если ситуацию не удается разрешить, подросток может увлечься самообманом и не справиться с выбором реального пути по жизни. Разобраться в себе и решить, чем заниматься по жизни поможет программа “Система выбор” . Она поможет подростку разобраться в себе и добиться успеха. Тогда и поводов и причин для обмана не останется.

Вранье в подростковом периоде: причины и руководство к действию

Содержание статьи:

Любой родитель сталкивался с враньем своих детей. Но если в раннем возрасте это выглядело как невинная игра и фантазерство, то в подростковом возрасте сокрытие правды может иметь более серьезные основания и последствия.

В каком возрасте дети начинают врать?

  • В возрасте 3-4 лет детское мышление уже достаточно развито, для того, чтобы придумывать нереальные ситуации и фантазировать. В этом возрасте такое поведение сложно назвать обманом, потому что это является частью становления психики. Малыши говорят о вещах, не соответствующих правде, совершенно открыто и без злого умысла, не боясь наказания.
  • После 4 лет малыши уже умеют различать, что такое хорошо и плохо. Поэтому, нарушая запреты родителей и окружающих, они могут стараться схитрить и сказать неправду, чтобы избежать наказания или осуждения.
  • С 5 до 7 лет дети уже хорошо осознают поведение окружающих. Видя, как говорят неправду взрослые, они подражают окружающим и перенимают такое поведение на себя, считая это нормой. Если ребенок начал врать в таком возрасте, родителям необходимо в мягкой или игровой форме объяснить, почему обманывать нельзя, для того, чтобы предупредить патологическое вранье в старшем возрасте.
  • В 13-14 лет начинается переход во взрослую жизнь. К этому моменту у них четко складывается картина восприятия мира и выбирается определенная линия поведения в жизни. В такой сложный период неправильно сформированное отношение к честности может привести к тому, что вранье станет частью образа жизни подростка, что может негативно сказаться во взрослой жизни.
Читайте также:
Раскраски антистресс для детей и взрослых - скачать бесплатно в формате PDF

В этом особенном возрасте родителям необходимо быть особенно внимательными к детям, но не переусердствовать с контролем. При первых признаках вранья следует разобраться в причинах и помочь преодолеть этот недостаток.

Почему многие подростки 13-14 лет постоянно врут?

Прежде, чем ругать ребенка за вранье, необходимо выяснить причины такого поведения:

  • Необходимость в самостоятельности

Подростки чаще всего считают себя уже вполне взрослыми людьми, принимающими самостоятельные решения. Это повышает их самооценку и дает стимул к самосовершенствованию. Запрет на некоторые поступки или действия неизбежно приведет к тому, что подросток начнет говорить неправду, хамить, пытаясь отстоять свое право. Раздражение и наказание только усугубят ситуацию, и родители рискуют вовсе потерять доверие своего ребенка, который будет настойчиво гнуть свою линию.

К примеру, если ребенок прогуливает уроки, считая учебу пустой тратой времени, то можно предложить ему право на свободный день раз в месяц, который он может провести за своими увлечениями.

  • Личное пространство

Чересчур амбициозные родители, желающие вырастить вундеркинда по всем канонам воспитания, следят не только за его учебой, но и за всеми действиями вне школы. Это может касаться друзей, увлечений, любимой музыки. Кому-то может показаться, что подросток общается со сверстниками, недостойными его уровня или социального статуса. В таких ситуациях чрезмерный контроль или наказание за непослушание может привести к тому, что ребенок закроется от родителей и начнет обманывать, защищая свое право на личную жизнь.

  • Страх перед наказанием

К возрасту 13-14 лет дети уже понимают, что за плохое поведение их ждет наказание. Стараясь избежать неприятностей, подростки пытаются недоговорить или обмануть родителей. Чаще всего в этом возрасте конфликты возникают на почве неуспеваемости или отсутствию дисциплины в школе.

  • Особенности темперамента

Склонность к фантазиям и приукрашиванию встречается у многих в этом возрасте. Если ребенок рассказывает о своих успехах и немного лукавит, то лучше всего вообще не обращать внимание на этот факт, а лишний раз похвалить и проявить внимание. Но некоторые дети так входят во вкус, что уже не могут остановиться и даже сами верят в свою ложь.

  • Отсутствие внимания

Очень часто случается так, что подростки намеренно врут, вызывая чаще всего негативную реакцию. При недостатке внимания дети намеренно раздражают родителей. Если кажется, что сын или дочь стали грубыми и дерзкими, то в большинстве случаев причиной этому становится занятость родителей, забросивших своих детей. Такая ситуация часто встречается в семья, в которых есть младшие дети, получающие больше внимания и заботы.

Как распознать ложь в подростковом возрасте?

Несмотря на то, что дети 13-14 лет уже достаточно умны и сообразительны, распознать ложь не составляет труда, задав пару уточняющих вопросов. Обманщик быстро запутается в деталях и растеряется.

  • Обманщик отводит взгляд в сторону, смотрит на потолок.
  • Непроизвольно прикрывает рот руками или пальцами.
  • Притрагивается к кончику носа.
  • Теребит мочку уха.
  • Почесывает шею и теребит волосы.
  • Стоит в закрытой позе, скрестив ноги.

Что делать с обманщиком-подростком: рекомендации психологов

Детские психологи в один голос заявляют, что во вранье подростков в первую очередь виноваты родители и их методы воспитания.

Советы, как вылечить вранье у подростков

  1. Разговор на тему вранья следует начинать, будучи в спокойном уравновешенном состоянии, предварительно обдумав вопросы, которые будут задаваться.
  2. Для того, чтобы не задеть подростка, не оттолкнуть его от общения, можно предварительно записать свои вопросы на диктофон и прослушать – возможно некоторые формулировки могут прозвучать нетактично.
  3. До начала разговора убедиться в том, что ребенок в спокойном настроении, отсутствует перевозбуждение или усталость.
  4. Начинать разговор лучше с фраз, которые дадут понять, что родитель настроен доброжелательно. Например, «Слушай, тут говорят, что…» или «А правда, что мне сказали…». Такие фразы помогут обманщику самому начать излагать ситуацию, а не вытягивать информацию из него.
  5. Выяснив причину, по которой подросток солгал, необходимо показать ему свое сочувствие и готовность помочь. Например, фразой «Давай вместе подумаем, как сделать…».
  6. Если наказание все-таки неизбежно, то неплохо было бы выразить свое сожаление: «Мне очень жаль, но придется ограничить тебя в…» При этом лучше не использовать фразы со словом «наказание».
  7. В конце разговора выразить искреннюю надежду на исправление ситуации: «У тебя все получится», «Я верю, что ты сможешь в следующий раз…».

«Не ври мне!» : что делать, если подросток вас обманывает

Виктория Соколова

21 апреля • 18:10

Что делать, если вы видите, что ваш ребенок врет вам в лицо? Смириться или во что бы то ни стало добиться откровенности? Как выстроить с ним доверительные отношения? Рассматриваем на примерах, как не нарушить личные границы подростка, но и не позволить ребенку вешать вам лапшу на уши.

Приготовьтесь к суровой правде: все подростки лгут. Они делают это по тем же причинам, что и взрослые: чтобы избежать неприятностей, не задеть чувства другого человека или чтобы казаться хорошими.

«Нелли, куда ты идешь?» — спрашивает мать субботним вечером, когда ее шестнадцатилетняя дочь собирается выйти на улицу в мини-юбке.

«Мы с Шеннон идем в кино, я забыла название. Потом мы поедим мороженое в новом кафе, и я вернусь домой к 10 вечера».

Читайте также:
Какие хобби популярны у подростков – 15 самых необычных увлечений

Мама Нелли подозрительно хмурится, когда ее дочь исчезает. Она задается вопросом: была ли смена одежды в последнюю минуту связана с яростным потоком сообщений, которые дочь только что от нее получила? Неужели она действительно перестала встречаться с тем парнем, который не нравился родителям? Честна ли дочь с ней?

Устраивать допрос бесполезно. Каждый раз, когда она пытается, Нелли избегает ее. Или сердится и кричит: «Мама! Меня так бесит, что ты мне не доверяешь!».

Это парадокс воспитания подростков. Для них настало время развивать навыки принятия решений, необходимых, чтобы стать ответственными, автономными взрослыми. Для родителей — это время дать ребенку достаточно свободы, чтобы практиковать эти навыки, но не настолько, чтобы он попал в серьезные неприятности. Взрослые должны довериться подросткам. Но насколько разумно ожидать, что дети будут полностью честны со своими родителями?

Надежные подростки

Подростки достаточно взрослые, чтобы иметь устоявшееся чувство правильного и неправильного. И они ценят честность — по крайней мере, абстрактно.

В ходе опроса, проведенного Институтом этики Джозефсона в 2012 году среди более чем 23 тысяч американских старшеклассников, 95 процентов подростков заявили, что считают ложь «морально неправильной», а 86 процентов согласились с утверждением: «Не стоит лгать или обманывать, потому что это подрывает доверие».

Как и большинство взрослых, подростки считают ложь более приемлемой, когда мотивом является вежливость или доброта, и менее приемлемой, когда ложь причиняет вред или приносит выгоду. Так что это хорошая новость. Но если вы когда-нибудь спрашивали своего ребенка почему он пришёл домой позже положенного, вы, вероятно, задавались вопросом, сказал ли он правду.

Доктор Нэнси Дарлинг, профессор и заведующая кафедрой психологии Оберлинского колледжа, в течение 20 лет изучала отношение подростков к честности. Она проводила исследования в США, Чили, Филиппинах, Италии и Уганде, и пришла к выводу, что 98 процентов детей во всем мире лгут своим родителям.

Подростки врут, говорит Дарлинг, о том, как они тратят свои карманные деньги, куда ходят со своими друзьями, что они делают, с кем они встречаются, пьют ли алкоголь на тусовках.

По словам профессора, есть три основных причины, почему ребёнок обманывает:

  • Он пытается избежать наказания;
  • Он не хочет вас разочаровывать;
  • Он нарушил запрет.

Есть аргумент, что это нормальное, здоровое отношение подростков. Доктор Джон Даффи, клинический психолог, заявляет: «Среди основных проблем подросткового возраста — принятие собственных решений и дистанцирование от влияния родителей. Это чаще всего сопровождается некоторой степенью утаивания или вранья. Это часть „бунта“, которая помогает установить личные границы».

Даффи заявляет, что если подросток не бунтует, это должно напрягать взрослых. Дети, которые всегда подчиняются воле своих родителей, немного подавлены в развитии и в будущем становятся зависимыми от своих старших родственников, отмечает психолог. Он уверен, что временные трудности во взаимоотношениях с родителями, скорее всего, приведут к будущей самостоятельности.

Мне что, просто терпеть, когда он врёт?

Дарлинг и Даффи согласны с тем, что хотя для подростков нормально хранить некоторые секреты, это не означает, что родители должны позволять вешать им лапшу на уши.

«Если вы думаете, что ребенок врет, вы должны поднять брови и сказать: «Это подрывает мое доверие к тебе, наши отношения становятся хуже». Не наказывайте его, иначе в следующий раз он вам ничего не расскажет. Сообщите подростку о своих чувствах: «Я действительно разочарована, что ты солгал, и меня больше всего напрягает именно это“, а затем двигайтесь дальше и не пилите его», — говорит Дарлинг.

Подростки наиболее откровенны со своими родителями, когда те используют две полу-противоречивые стратегии:

  1. Воспитывают ребенка с теплотой и пониманием, чтобы он не чувствовал, что будет жестоко и несправедливо наказан, если расскажет что-то неприятное.
  2. Устанавливают четкие правила и последовательно их применяют. Доверяют ребенку решения, соответствующие его возрасту и уровню зрелости.

Итак, дайте понять, что вы ожидаете полной честности от вашего подростка, когда речь идет о действиях, которые ставят под угрозу его здоровье, безопасность и будущее — включая наркотики, алкоголь, секс, вождение автомобиля, игнорирование домашних заданий, прогуливание занятий и другие приключения в поисках острых ощущений. И уважайте его личное пространство — вам не нужно знать все, что он думает и делает, или контролировать его самовыражение и социальную жизнь.

Но как насчет тех частых ситуаций, где происходят столкновение мнений и появляется ложь? Попадают ли такие виды поведения, как ношение, по-вашему мнению, вызывающей одежды, татуировки, нерациональная трата денег или посещение вечеринок с алкоголем, — под родительскую юрисдикцию?

Только вы и ваш подросток можете ответить на эти вопросы. В идеале это должны решить все вместе. Спокойно отстаивайте свою позицию. Расскажите своему ребенку, почему вы считаете, что делать пирсинг бровей или продлевать комендантский час до 2 часов ночи — плохая идея. Объясните, почему вы считаете важным вмешиваться.

Рецепт честности в том, чтобы развивать теплые, прочные отношения с подростками, чтобы они уважали ваши правила и ценили ваши советы.

Держите на эмоциональном банковском счете высокий позитивный баланс. Проводите много времени вместе, наслаждайтесь обществом друг друга, слушайте музыку вашего ребенка, смейтесь вместе с ним, просите его показать вам, как работает приложение. Исследования показывают, что подростки меньше лгут родителям, когда они не чувствуют, что им это нужно, и отчасти потому, что не хотят портить хорошие отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: