Какие занятия позволяют детям развивать память?

Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Наталья Янгулова
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»

Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.

Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.

Читайте также:
Лучшие подарки для детей: обзор игрушек от Hasbro

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) “Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)” Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.

Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.

Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: – Большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.

Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.

Какие занятия позволяют детям развивать память?

Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Методики развития памяти у детей разного возраста

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.
Читайте также:
Ребенок не может уснуть – что сделать, чтобы ребенок в возрасте 1-3 лет заснул?

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.
Читайте также:
Что делать, если ребенок в 2-3 года почти ничего не есть: заставлять, лечить или ждать?

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Заключение

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий. Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей. Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Упражнения для развития памяти у младших школьников

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);
  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.
Читайте также:
Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.
Читайте также:
Полезные развивающие и веселые игры для небольшой компании детей 3-4 лет

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Это интересно

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В школе на детей обрушивается такое количество информации, что все запомнить, кажется, просто невозможно. Отсюда и плохая успеваемость, и усталость, и даже заболевания. Развивать память у ребенка необходимо с самого детства. Ну, а если ваш ребенок уже подросток и тоже имеет проблемы с памятью, то ее можно натренировать. Для развития памяти существуют различные методики, которые рассчитаны на детей всех возрастов и даже взрослых. Они помогают детям запоминать информацию правильно и легко, и учиться с удовольствием.

Зачем ребенку развивать память

Память формирует личность человека, эти понятия связаны неразрывно между собой. Жалобы на ухудшения памяти, или на плохую память изначально специалисты считают полной ерундой. Потому что развивать память никогда не рано и никому не поздно. Существует достаточное количество различных методик для тренировки и развития памяти. Для получения хороших результатов выполнять абсолютно все нет никакой необходимости.

Современные методики включают в себя специальные комплексы упражнений, которые охватывают различные категории детей разных возрастов. Родителям следует понимать, что задания для развития памяти у подростков будут существенно отличаться от программы дошкольников и школьников младшего возраста. Но все они направлены на развитие и концентрацию внимания, тренировку памяти.

Важно. Заниматься развитием памяти можно даже с детьми в возрасте от 6 месяцев. Для таких малышей существуют методики с заданиями, построенными в игровой форме.

Многие родители скажут, зачем вообще заниматься с ребенком по этим специальным методикам, если он и без них хорошо запоминает стихотворения, детские песенки и прочее. Однако психологи и педагоги утверждают, что заниматься развитием памяти не бывает слишком много, так как в дальнейшем ребенку будет легко усваивать новую информацию, хорошо и бегло читать и успешно учиться в школе, сможет нестандартно мыслить и будет неординарной личностью.

К сожалению, школьная программа и программа обучения дошкольников не предусматривает того, чтобы научить детей правильно запоминать материал и тренировать при этом память. А, занимаясь с малышом дома, многие родители жалуются на то, что очень сложно увлечь его выполнением упражнений и заданий. Современные методики развития памяти хороши тем, что процесс обучения строиться в форме игры, развлечения, времени тратиться не много, что опять же хорошо для родителей, которые испытывают дефицит времени на занятия с ребенком, а эффективность таких занятий очень высока.

Методы развития памяти у детей

Прежде чем вбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры. Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.

Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию.

Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.

Читайте также:
Развитие ребенка в 2 года и 3 месяца – навыки и способности малыша в два и 3 месяца

Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам.

Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка.

Особенности развития памяти у малышей

У новорожденных младенцев памяти еще нет, ведь память, по сути, это способность головного мозга отображать пережитый опыт. Взрослея, малыши с легкостью запоминают то, что им предлагается. Это связано с тем, что процессы запоминания у них взаимосвязаны с естественными способностями. Скорость запоминания связана и с объемом той информации, которую малыш уже получил.

Родители должны отдавать себе отчет в том, что насколько продуктивными и регулярными будут их занятия с малышом, настолько будут развиты его умственные способности. Даже банальные детские стишки-потешки, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.

Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам и носит название моторной. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память. На втором году жизни закладывается фундамент образной памяти и образного восприятия.

Важным аспектом в развитии формировании памяти у младенцев является активное участие взрослых. От того, сколько времени родители готовы отдать своему малышу в его младенческом возрасте зависит уровень развития его мышления, воображения и памяти в дальнейшем.

Память младенца начинает проявляться уже примерно в 3 месяца его жизни. Ребенок запоминает лица, голоса близких людей, учится реагировать на их появление. Благодаря развитию памяти, он может отличать «своих» от «чужих». Постепенно кругозор малыша расширяется, особенно когда он научится переворачиваться на животик, чтобы рассматривать и запоминать окружающие его предметы.

Игры с ребенком не только коротают его времяпровождение, но и помогают развивать его память. Это могут быть прятки с игрушками, чтобы ребенок учился запоминать 2-3 игрушки, предложенные ему для игры, и мог определить, какой из них не хватает, если мама спрячет ее. Игрушки рекомендуется сразу называть их названиями, чтобы тренировать у малыша не только зрительную, но и слуховую память.

Начиная с полугода, детям можно читать книжки. Это позволяет развивать словестно-смысловую память малыша. Доказано, что дети хорошо запоминают не только сюжет сказки, но последовательность действий персонажей. Позже, когда он начнет говорить, он обязательно порадует родителей, пересказанной сказкой.

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам. Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем.

У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его. Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо.

У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика. Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты.

В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной. Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют.

Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти.

Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Упражнения для развития памяти у детей

К школьному возрасту память ребенка должна быть полностью сформирована. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на улучшение качества запоминания. Для этого родителям рекомендуется выполнять с детьми несложные упражнения в игровой форме.

  1. Для тренировки памяти и концентрации внимания следует развиваться оба полушария головного мозга. Для этого по Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же подойдут упражнения, при которых руки выполняют различные друг от друга движения. Например, одна рука вращается в правую сторону, вторая – в левую, или одна рука выполняет взмахи, а вторая – вращения.
  2. Еще одно упражнение развивает не только память, но и воображение. Можно попросить ребенка постараться запомнить какой-то предмет в мельчайших деталях, а затем убрать его из поля зрения и попросить малыша описать его как можно подробнее. С каждым разом рассматриваемый объект можно усложнять, например, попросив ребенка описать не только отдельные элементы, но и их цвет, и прочее.
  3. Для следующего упражнения можно использовать календарики, открытки, игральные карты или просто карточки с картинками. Карточки раскладываются на столе картинкой вниз в несколько рядов. Затем по очереди карточки переворачиваются, чтобы ребенок мог рассмотреть изображение и снова опускаются картинкой вниз на стол. После этого ему даются различные задания (например, найти карточку с конкретным изображением), и ребенок по памяти должен отыскать нужную картинку. Задания могут быть самыми разнообразными.
  4. Для развития памяти следует заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности. Когда он осилит запоминание стишков, можно переходить к прозе. Для облегчения задачи, родители должны направлять ребенка, объясняя, что для лучшего запоминания лучше всего «рисовать» в воображении картинки, соответствующие тексту.

Большое значение имеет питание ребенка. Правильно подобранный рацион, включающий в себя витамины и полезные минералы, благоприятно сказываются на состоянии памяти малыша и способствуют ее гармоничному развитию.

Заключение

Ребенок рождается без памяти, процесс ее формирования длиться на протяжении долгого времени. Насколько будет развит ребенок, зависит от того, насколько родители готовы помочь ему в этом. Главное, помнить, что от степени развития памяти малыша зависит его дальнейший успех в обучении и жизни.

С какого возраста развивать память и внимание у детей

Содержание

  1. Как происходит процесс запоминания у детей разных возрастов
  2. Какие виды памяти существуют
  3. Способы развития памяти у детей разных возрастов
  4. Общие советы

Такой сложный психофизиологический процесс, как память, требует постоянной тренировки. В отличие от взрослых людей, которые уже обладают хорошей памятью, дети ещё не способны правильно обрабатывать информацию и запоминать то, что действительно нужно.

Читайте также:
Игры для детей с моторной алалией - как развиваем речь ребенка в игре

Задача родителей — помогать ребёнку развивать память, обеспечивая для этого необходимые условия. Если не уделять этому внимания, в будущем у ребёнка могут возникнуть проблемы как в учёбе и на работе, так и в повседневной жизни.

Как происходит процесс запоминания у детей разных возрастов

До 2 лет

В этом возрасте дети не способны запоминать большое количество информации. Но примерно с шести месяцев малыши проявляют первые признаки развития памяти: они помнят и пытаются воспроизвести определённые звуки.

От 2 до 6 лет

В это время большинство детей учится говорить и воспринимать речь. Приближаясь к школьному возрасту, ребёнок начинает использовать все сохранённые ранее данные. Лучше всего запоминаются не сухие факты, а информация, которая связана с историей или сюжетом.

От 6 до 12 лет

Дети учатся справляться с более сложными задачами, читать, считать и вычислять. В этом возрасте начинает развиваться долговременная память, благодаря чему процесс запоминания протекает легче.

От 12 лет и старше

Благодаря получению новых знаний, развитию навыков и опыту, детский мозг начинает работать, как у взрослых. В этот период рекомендуется записать ребёнка в какой-нибудь кружок или предложить интересное хобби, так как в этом возрасте он начинает ясно осознавать, что именно ему интересно. Попробуйте направить его увлечения в правильное русло.

Какие виды памяти существуют

Двигательная память развивается у новорождённого в первую очередь. Она помогает малышу учиться сидеть, ползать, ходить, держать в руках ложку или игрушку.

Эмоциональная память в начале жизни носит больше рефлекторный характер: родитель рядом — малыш спокоен, родитель далеко — малышу одиноко. И только к шести месяцам ребёнок начинает запоминать эмоции более осознанно и может расплакаться, если показать ему игрушку, которой накануне он случайно ударил себя по лицу. В этот период малыш с лёгкостью узнает членов семьи: видит маму и улыбается, посторонним же людям улыбаться вряд ли станет. Именно эмоциональная память делает узнавание возможным.

Образная память формируется у малышей ближе к году. Они не только запоминают вкус, прикосновения или образы, но и создают ассоциации, связанные с этими воспоминаниями. Через образную память ребёнок формирует свои представления о мире.

Словесно-логическая память помогает ребёнку формулировать и воспроизводить мысли. Однако этот вид памяти начинает работать, если малыш научился говорить хотя бы 10–20 слов.

Кратковременная память у каждого ребёнка имеет свой объём, так как это индивидуальная способность, данная природой. Она сохраняется на всю жизнь практически без изменений. Кратковременная память позволяет воспринимать новые данные, сразу сортировать их и оставлять только то, что нужно.

Долговременная память — место, куда отправляются полученные из кратковременной памяти данные. Развивается этот вид памяти у некоторых детей до года, а у кого-то — чуть позже.

Оперативная память необходима для сохранения временной информации. Например, когда мы складываем два числа в уме, промежуточную сумму после сложения десятков мы оставляем «в уме».

Способы развития памяти у детей разных возрастов

Трёхлетний ребёнок плохо воспринимает обучение в «школьном» формате, и единственный способ что-либо тренировать с малышами — это игра. Усложнять задания следует постепенно, основываясь на способностях ребёнка.

До 3 лет

«Повторяй за мной»

Суть упражнения в том, чтобы показать ребёнку несколько движений, которые он должен точно повторить. Вы можете менять условия, превратить игру в логопедическую, если попросите ребёнка повторять движения языка и губ.

Плюс этого упражнения не только в том, что во время физических упражнений кровь быстрее насыщается кислородом и активизируется мозговая деятельность, но и в удовольствии — дети любят подвижные и весёлые игры.

«Что исчезло?»

Выставите несколько игрушек перед малышом и попросите запомнить их. Затем попросите его отвернуться и уберите один из предметов. Повернувшись обратно, ребёнок должен заметить, какой предмет и откуда пропал. Предметы могут не пропадать, а меняться местами или добавляться, а изменения могут происходить с несколькими предметами сразу.

Если ребёнок легко справляется с задачей, условия можно поменять: спрячьте игрушку ребёнка и разыграйте с ним сценарий, в котором кто-то похитил эту игрушку, и её надо срочно вызволить из плена.

Сначала «похищайте» крупные и заметные игрушки, затем более мелкие и менее привлекательные. После того как ребёнок вспомнил, какой игрушки не хватает, можно устроить квест и искать пропажу по принципу «горячо — холодно». Можно искать по подсказкам, по фотографии или другим способом.

«Найди отличия»

Детям до двух лет можно предложить сравнить одинаковые на первый взгляд картинки или предметы.

Собирая с ребёнком цветные кубики, называйте их цвета. Ближе к трём годам важно научить ребёнка пересказывать прочитанные ему сказки и стихи. Задавайте малышу много вопросов — такой метод не только развивает память, но и речь.

От 3 до 4 лет

Особое внимание в этом возрасте следует уделить развитию образной и словесно-логической памяти.

«Рассказ»

Покажите ребёнку картинку и попросите его охарактеризовать её: что на ней нарисовано, какие эмоции у персонажей на ней, что они делают и что с ними будет потом.

«Карточки с картинками»

Главная цель упражнения — научить ребёнка фантазировать. Покажите ему карточки, на которых изображены животные. Затем уберите картинки и попросите его представить, что он гуляет по зоопарку. Называйте тех животных, которых малыш увидел на карточках, но нескольких пропустите. Пусть малыш скажет, кого не хватает в зоопарке. Постепенно увеличивайте количество карточек-картинок.

«На вкус и цвет»

Это упражнение развивает связь между разными видами памяти. Попросите ребёнка представить яблоко. Пусть он подробно расскажет, какой оно формы, цвета и какое на вкус. Затем попросите описать лимон, апельсин, арбуз и так далее.

«Маршрут»

Предложите ребёнку проговорить маршрут до известного ему места: садик, парк, детская площадка. Чтобы усложнить задачу, попросите ребёнка описать маршрут в обратную сторону или объяснить другому человеку путь до места, где тот ещё ни разу не был.

Методика Марии Монтессори

Этот метод отлично подойдёт детям от 3 до 5 лет, которые начинают учить буквы. Для тренировки по Мотнессори вам потребуются карточки с буквами. Вы можете изготовить их самостоятельно или купить готовые. Попросите ребёнка пальцем обвести контур буквы и назвать звук. Как только малыш выучит согласные и гласные звуки, переходите к словам и несложным фразам. Метод Монтессори помогает ребёнку не только научиться читать, но и развивать мелкую моторику и логику.

Карточки Домана

Методика Домана основана на работе с карточками, которые помогают запоминать информацию. Вы можете создать карточки самостоятельно или приобрести готовые в книжном магазине. Сначала покажите малышу первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Потом попросите ребёнка повторить сказанное вами. Когда он освоит все карточки, составляйте из слов словосочетания. Эта методика не только развивает память, но и помогает запоминать новые слова, даже иностранные.

Читайте также:
Раскраски для малышей- скачать и распечатать бесплатно в формате PDF

от 5 до 6 лет

В этом возрасте важно тренировать кратковременную память.

Логические ряды

Покажите ребёнку изображения нескольких предметов в ряд, потом перемешайте карточки и попросите его вернуть картинки в исходное положение.

Запоминание деталей

Поиграйте с рёбенком в сыщика, который внимательно запоминает детали. Покажите фотографию человека и его досье, состоящее из слов и словосочетаний: «любит мороженое», «живет с собакой», «носит полосатые носки». Потом предложите ребёнку опознать человека по описанию. Можно купить карточки с изображениями людей, животных или транспорта. Разложите картинки перед ребёнком, опишите одну из них и попросите ребёнка выбрать карточку согласно характеристикам.

Графические упражнения

«Соединялки», лабиринты и «обводилки» — кладезь заданий. Предложите ребёнку задания, где надо соединить точки, чтобы получился узор, рисунок, буква или слово. Графические упражнения также развивают мелкую моторику.

Дополнив упражнения ассиметричной пальчиковой гимнастикой, мы получаем хороший «брейн-фитнес» для дошкольника, который помогает развиваться, готовиться к школе и разнообразить общение взрослого с ребёнком.

от 6 до 12

В этот период на ребёнка обрушивается огромный объём новой информации в школе. Не следует требовать от школьника заучивать всё наизусть — так будет тренироваться только кратковременная память, но не долговременная. Формат занятий лучше оставить игровым, он по-прежнему остаётся для ребёнка наиболее приемлемым. Поручайте ребёнку разгадывать кроссворды и ребусы или соединять слова в логические цепочки: огород, грядка, картошка, ведро, печка, пирожок с картошкой.

от 12 лет и старше

В этом возрасте ребёнок легко воспринимает новую информацию, умеет выстраивать логические связи, создавать образы, сохранять их в памяти. Воспользуйтесь этим, чтобы дать необходимый толчок к следующему этапу развития подростка.

Попросите подробно рассказать, как ребёнок провёл день в школе: какого цвета были шторы в классе, какой узор был на них, какие цветы стоят на подоконниках. Расспросите его о деталях внешности людей, которых он видел: во что они были одеты, какие черты лица у них были, каковы эти люди, по мнению подростка, — добрые или не очень. Такой подход развивает эмоционально-ассоциативную память.

Общие советы

Не ругайте ребёнка

Если в процессе тренировки ребёнок что-то забыл, вернитесь к началу и попробуйте ещё раз. У каждого малыша преобладает какой-то один или два вида памяти. Важно понять, как именно ваш ребёнок лучше запоминает информацию, и построить тренировки согласно его особенностям. Вместо порицания поощряйте ребёнка — так он будет замотивирован заниматься дальше.

Следите за режимом дня

Если вы заметили, что у ребёнка младшего школьного возраста появились проблемы с запоминанием, а учителя жалуются на рассеянность, пересмотрите его режим дня и проследите, чтобы он соблюдал его.

Следите за питанием

Кормите ребёнка полезными продуктами, которые благоприятно влияют на работу мозга. Включите в меню жирную рыбу, икру, зелёный горошек, овсянку, грецкие орехи, чернику, шоколад, льняное масло, яблоки, морковь и киви.

Проверяйте знания

Чтобы долговременная память хорошо работала, спрашивайте ребёнка о выученном сначала один раз в неделю, затем раз в месяц.

Не заставляйте

Когда ребенок занимается из-под палки, он получает нулевой результат или начинает негативно относиться к учёбе. Если малыш не хочет заниматься в этот раз, не заставляйте его.

Как развить и тренировать память у ребёнка? Советы психолога

Память — одна их важнейших психических функций человека. Без неё невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться, развиваться и пр. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации. Для запоминания необходимо образование в мозге следа от прошедшего сигнала возбуждения и сохранение нейронных связей, возникших при возбуждении. Развитие памяти начинается ещё до рождения ребёнка. Есть множество данных о том, что дети узнают голоса, которые они слышали, находясь в утробе матери. Однако память ребёнка — это совсем не то же, что память взрослого человека. В этой статье мы расскажем вам о том, какие проблемы с памятью могут возникнуть у детей и как развить память у ребёнка. Получите полезные советы, рекомендации и примеры упражнений.

Как развить память и внимание у ребёнка?

Как развивается память у ребёнка. Особенности

Память ребёнка, в отличие от памяти взрослых, в основном кратковременная и непроизвольная. Т.е. ребёнок хранит в памяти информацию меньший период времени, чем взрослый, и запоминает в основном непроизвольно — т.е без приложения каких-либо усилий и специального формирования образа. Непроизвольная память не обеспечивает «сплошного запоминания» и запоминания целого ряда событий. Запоминаются только некоторые, наиболее эмоционально окрашенные моменты. Взрослые же запоминают в основном произвольно, т.е. прилагая усилия и стараясь запомнить весь ряд требуемой информации. Долговременная память у взрослых развита намного лучше, чем у детей.

Память у ребёнка развивается в несколько этапов. На первоначальном этапе (примерно до года) у ребёнка формируется моторная память. Малыш запоминает движения, которые он выполняет, особенно если они получают яркую эмоциональную окраску. Если малыша берут на руки, чтобы успокоить или покормить — он уже «узнаёт» это действие и затихает. Более взрослые малыши показывают своё оживление или пытаются найти игрушку, поворачивая голову или переворачиваясь.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Память ребенка имеет крепкую связь с его телесными ощущениями. Ребёнок в прямом смысле слова познает мир через тело — трогая, облизывая, перебирая, щипая и пр. Через телесные ощущения активизируется мозг, и в нём возникают новые нейронные связи.

В возрасте около года ребёнок уже узнаёт близких ему людей, любимые игрушки. Нервная система формируется более активно, дети начинают ходить, и это дополнительно обогащает их двигательный опыт и помогает формированию памяти. В этом возрасте ребёнок помнит о чём-то только несколько дней.

За долговременную память отвечает область нашего мозга, называемая гиппокамп. Его формирование идёт вплоть до 2-3 лет, и до этого момента у большинства людей практически нет ранних детских воспоминаний. Первые осознанные воспоминания появляются как раз ближе к 2-3 годам. В этом возрасте ребёнок уже удерживает в памяти яркие эмоциональные события, начинает активно учить стихи. Но не все эти воспоминания способны сохраниться на всю жизнь, так как, повторюсь еще раз, зона хранения долговременной памяти еще не сформирована.

Читайте также:
Что делать, если ребенок в 2-3 года почти ничего не есть: заставлять, лечить или ждать?

В возрасте 3-6 лет у ребёнка начинают развиваться социальные навыки, речь становится более наполненной, и начинает формироваться первая долговременная память. Основная информация по-прежнему хранится преимущественно в кратковременной памяти, однако если её постоянно вызывать, т.е. закреплять эти нейронные связи, то она перейдет в долговременную. Лучше всего в этом возрасте запоминается информация, связанная с каким-либо сюжетом или игрой. Также должна присутствовать яркая эмоциональная окраска, но дополнительно уже нужно вовлечение воображения и образного мышления. Сам процесс мышления становится сложнее, нейронных связей устанавливается больше и они более прочные по сравнению с более ранним возрастом.

Возраст 7-10 лет — это ранний школьный возраст. Его основным признаком является формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Для улучшения запоминания ребёнку по-прежнему необходима эмоциональная окраска запоминаемой информации, а также понимание, для чего именно он запоминает. Чтобы информация из кратковременной памяти лучше переходила в долговременную, нужно постоянно повторять заученное (повторение — мать учения, известная школьная истина).

В среднем и старшем школьном возрасте стиль запоминания уже напоминает взрослый. Преобладает долговременная и произвольная память. Ребёнок старается запомнить информацию целенаправленно. Многие всю жизнь помнят формулы по физике или химии или любимые предметы, которые они изучали в школе.

Признаки и симптомы нарушений памяти у ребёнка

Каковы признаки и симптомы того, что у ребёнка возникли проблемы с памятью? В каких случаях можно справиться самостоятельно и когда стоит обратиться к врачу? К сожалению, не всегда формирование памяти проходит гладко и хорошо. Какие же признаки и симптомы нарушения памяти могут заметить родители и/или педагог? По статистике около 20-25% всех жителей земли регулярно сталкиваются с теми или иными нарушениями памяти. В их число, конечно, входят и дети.

Симптомами нарушения работы памяти могут быть сложности при воспроизведении многократно прочитанных сказок, узнавания своей одежды при нахождении рядом подобной, забывание имен детей и взрослых, полное или частичное забывание недавних событий (срок воспоминания зависит от возраста ребенка).

Признаки и симптомы нарушения памяти у детей

Как же понять, в каких случаях помочь ребенку можно самостоятельно, а в каких нужно обязательно обращаться к специалистам?

Если вы замечаете, что ребенок прилагает больше, чем другие дети его возраста, усилий для запоминания информации (дольше учит стих, новые слова, в школьном возрасте запоминает правила и пр), если он не запоминает, где оставил одежду, не сразу может вспомнить как зовут детей в группе/классе, воспитателей, испытывает трудности с узнаванием маршрута, которым вы регулярно передвигаетесь, с пересказом хорошо известных сказок — то нужно помогать в развитии и укреплении памяти у ребенка.

В случае, если симптомы нарушения имеют постоянный и более значительный масштаб, то нужно обязательно обратиться к неврологу.

Виды нарушений памяти у ребёнка

Стойкие нарушения памяти у детей возникают достаточно редко. Их причинами являются различные интоксикации, гипоксия и/или травма. Чаше всего в детском возрасте встречается снижение объёма запоминаемой информации. Под распространённым термином — у ребёнка плохая память- чаще всего понимают именно это. При незначительном снижении объёма запоминаемой информации возможно укрепить и натренировать память ребёнка в домашних условиях.

Существует несколько видов нарушений памяти. Каждое характеризуется определённым симптомом:

  • Потеря способности запоминать новую информацию (фиксационная амнезия)
  • Сложность с вспоминанием ранее полученной информации (анекфория)
  • Снижение объёма запоминаемой информации (гипомнезия — это наиболее частое нарушение)
  • Потеря воспоминаний, не связанных с эмоциями (скотомизация)
  • Забывание неприятных моментов (аффектогенная и истерическая амнезия)
  • Замещение одних воспоминаний другими, происходящими в иной временной промежуток (псевдореминесценция)
  • Замещение пробелов в памяти сюжетами или информацией, полученной из книг, газет, журналов и пр. (криптамнезия)
  • Заполнение пробелов в памяти выдуманными событиями (конфабуляция)
  • Частые или постоянные дежавю (эхомнезия).

Если те или иные симптомы проявляются редко или единично, то причин для серьёзных волнений нет. Нужно и можно заниматься укреплением памяти ребёнка самостоятельно. Однако если вы замечаете постоянные проявления тех или иных симптомов, особенно в большом количестве, то обязательно посетите вместе с ребёнком врача.

Какие виды памяти нужно развивать у ребёнка?

В детстве основным видом памяти является тактильная память. Ребёнок помнит свои тактильные ощущения. Затем он начинает удерживать в памяти эмоции, в основном связанные с движениями и тактильными ощущениями, и лишь затем начнётся формирование других видов памяти. Формировании памяти — процесс тонкий, и лучше, если в этом процессе у ребёнка будет надежный помощник.

Итак, какие виды памяти необходимо помогать развивать?

Образную память. Это память на образы, сформированные и полученные с помощью различных органов чувств. Включает в себя зрительную, слуховую. обонятельную, тактильную и вкусовую память. Чем полнее представлен образ, тем более вероятно, что он закрепится в памяти (так как каналов для запоминания образа будет больше).

Произвольную. Это особый психический процесс запоминания. Он осуществляется под контролем сознания и характеризуется наличием цели и применением специальных приёмов для запоминания информации, а также применения волевого усилия. Т.е. информация запоминается целенаправленно.

Непроизвольную. Процесс запоминания не регулируется ничем. Запоминание происходит без напряжения и без определённой цели.

Опосредованную. Запоминание происходит с помощью неких техник, связанных с привлечением дополнительных средств (поставить «якорь», «завязать узелок на память» и пр). Запоминание накладывается на некий предмет или действие, и затем этот предмет или действие помогают воспроизвести в памяти необходимую информацию.

Непосредственную. Запоминание происходит при воздействии на органы чувств человека того, что нужно запомнить. Здесь мы запоминаем ушами, носом, глазами. Удерживается очень короткий промежуток времени.

Кратковременную. Это память, которая позволяет в течение короткого промежутка времени (до 20-30 секунд) удерживать незначительный объём информации (измеряется обычно величиной 7 + 2 единицы информации).

Долговременную. Эта память является нашей базой данных. В ней информация хранится без ограничения по времени и по объёмам.

Методы развития памяти у детей

Какими же методами и способами можно улучшить память у детей?

Первое — память нужно постоянно тренировать. Станьте тренером мозга своего ребёнка или, возможно, своего собственного. Развивать и укреплять память ребёнка можно в любой момент времени, необязательно это проводить как специальное занятие. Обязательными условиями наличие желания у ребёнка и компонент игры в тренировке. Узнайте, какие бывают игры и упражнения для стимуляции мозга детей.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

Читайте также:
Раскраски для малышей- скачать и распечатать бесплатно в формате PDF

Постоянно повторяйте уже усвоенный материал, пройденные уроки, выученную информацию и вообще всё, что предполагает запоминание. Кривая забывания Эббингауза наглядно показывает, что только про постоянном повторении материала возможно его закрепление в памяти на длительный промежуток времени. Лучше всего запоминается информация, которая уже частично присутствует в нашем мозге, так как мозг постоянно связывается с уже имеющейся информацией и привязывается к ней. Так что если хотите улучшить и развить память — больше учите наизусть. Чем больше информации хранится в мозге, тем легче запоминается новое.

Спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день, попросите назвать уточняющие детали — с какой игрушкой играл, что ел на обед/ завтрак, в каком платье была учитель или подружка, какую книжку им читали и пр.

Освойте различные мнемотехники для улучшения запоминания информации.

Мнемотехника «цепочка» или «репка» подходит для запоминания ряда слов. Нужно представить каждое слово в виде образа, и затем мысленно присоединить его к следующему слову. Важная деталь — образы должны быть равными по величине.

Мнемотехника «метод Цицерона» или «карта» также хорошо подходит для запоминания ряда слов. Каждое слово также представляется образом и раскладывается на хорошо известной территории — в квартире, в комнате, на столе. Затем нужно представить привычный маршрут следования и/или действий и просто «видеть» слова/образы. Например: захожу в квартиру — на коврике лежит апельсин, включаю свет — на выключателе приклеен слон, и т.д. Все образы также должны быть равной величины.

Мнемотехника для запоминания цифр очень хорошо помогает для запоминания номеров телефонов и прочей цифровой информации. Каждую цифру нужно представить в виде фигурки или некоего образа. Затем из образов составляется цепочка, которая запоминается так же, как и цепочка слов.

Как тренировать память дома? Полезные советы

Для развития памяти необходима комплексная работа. Помимо постоянных тренировок памяти:

Обеспечьте ребёнку полноценное питание. Он должен получать в достаточном количестве витамины, особенно витамины группы В, жирные омега кислоты и магний. Узнайте, какие продукты полезны для мозга.

Обеспечьте правильный режим дня. Ребенок должен иметь достаточное количество часов для сна. Сон необходим для восстановления и снятия нервного напряжения, которое может вызвать сложности с запоминанием или воспроизведением информации. Как справиться с бессонницей?

Запишите ребенка в спортивную секцию. Спортивные нагрузки помогают работе мозга.

Больше гуляйте. Обеспечьте ребенку возможность получения достаточного количества кислорода.

Выполняйте кинезологические упражнения. Они помогают работе мозга и снимают лишнее напряжение.

Освойте с ребенком дыхательную гимнастику. Это поможет ему научиться контролировать свое тело, снимет лишнее напряжение и увеличит насыщение мозга кислородом.

Как тренировать память и внимание детей в домашних условиях?

10 способов развить память

  1. Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) — как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу — не связанные.
  3. Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
  4. Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
  5. Играйте в карточки — найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
  6. Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка — обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено — тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось — добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
  7. Сравни списки. Разновидность игры «поход в магазин». Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка — за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка — найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже «купил»).
  8. Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
  9. Поиграйте в поход в «темноте». Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
  10. Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался. Это тренирует одновременно память и внимание.

Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе — довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за вопросы и комментарии.

Дипломированный психолог в области телесно-ориентированной психологии и психокоррекции с 2014 года. Ведёт психокоррекционные группы и занимается личной практикой. Прошла курсы повышения квалификации по программам: «Физиология центральной нервной системы», «Психодиагностика», «Нейролингвистическое программирование». В настоящее время обучается в магистратуре по профилю «Нейролингвистика» и на курсах МГУ «Нейрофизиология поведения», «Нейропсихология».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: