Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

Как развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста?

Ирина Дзагоева
Как развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста?

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Пространственное мышление – это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т. п.

Как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются. Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие “конструктивное мышление” состоит из понятия мышления и его определения – конструктивное. В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике. Возраст от 2 до 3 лет – это период активного знакомства с окружающим миром, овладения речью, предметные действия, продуктивная деятельность и творческое начало. Конструирование из строительного материала позволяет создать простые постройки: дорожки, домики, башенки и пр., развивая координацию движений, обогащая словарный запас.

В возрасте 3–4 лет у ребенка возрастает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы, чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические процессы. Сверстники для ребенка – уже партнеры в практической деятельности. Развивается основная функция речи – функция общения и социальной связи. Конструируя, малыш любит комментировать свои действия. Он вступает в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми; пытается планировать свою деятельность, влиять на действия партнера, распределить в игре роли.

Конструирование уже выступает как деятельность, но оно еще тесно связано с игрой. Для этого возраста характерно активное развитие практического экспериментирования. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая при этом их физические и конструктивные свойства, придумывая свои приемы конструирования. Активно развиваются детская фантазия и воображение.

В возрасте 4–5 лет дошкольники имеют представление об основах конструирования по занятиям с кубиками, пластмассовым конструктором, они складывали домики из пластилиновых брёвен и пристраивали к ним крышу из палочек — вон она, конструктивная деятельность. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно группа строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность. Детям нравится, что воспитатель от них требует значительно большего в работе, чем от малышей.У них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели. Они с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать.

Читайте также:
Ребенок начал заикаться, что делать? Лечение заикания в дошкольном возрасте

Познавательные процессы в 6-7 лет претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, но часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.

Игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их,следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем, дальше (дальше чем, немного вперед, назад, слева от и т. п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником.Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т. д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова —указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает —игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др., но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы — местности, помещения.

Прячьте для него «клады» — путь ищет по картам, схемам.Решайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь» Как помочь ребенку развить связную речь /Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе.

Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, а также.

Как развить интелект. Развитие человека – физическое и психическое – проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный,.

Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет Как развить мелкую моторику рук Процесс овладения письмом – длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают.

Читайте также:
Как устроить ребенка в школу, лицей в РФ: список документов, электронная запись

Консультация для родителей «Как развить речь ребенка?» Хотим рассказать вам о непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Дети отвлекаются, устают, долго не могут сосредотачиваться.

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И.

Как развить у дошкольников память. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка отличником, то воспитать отличника дело непростое. Плохая память-одна из причин неуспеваемости.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Как развить фантазию ребенка» Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей, к примеру, о розовых слонах, которые защищают их от всяких чудищ и.

Консультация для родителей. Как развивать речь и мышление у детей от года Наверное каждая мама задумывается над тем как развивать речь и мышление у годовалого малыша. Какие игры можно провести дома и как правильно.

Пространственное мышление и ментальная арифметика

С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности.

Что такое пространственное мышление?

Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве – это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево». –

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

Для чего нужно пространственное мышление?

Развитие пространственного мышления у детей просто необходимо. Такое мышление необходимо для ориентации в пространстве, создания в голове образов, которые нужны для решения различных задач. Дети должны уметь правильно воспринимать формы, размеры предметов и то, как они движутся в пространстве.

В процессе обучения родители прививают ребёнку следующие навыки:

  • ребёнок должен знать направления – вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо,
  • уметь определить расположение другого человека или предмета по отношению к себе и вообще в пространстве,
  • знать левую и правую стороны и определять стороны горизонта, ну и, разумеется, ориентироваться на плоскости.
  • уметь воспроизводить изображения.

Как развить пространственное мышление?

Родители должны знать, как развить пространственное мышление у ребенка. Пространственное мышление развивается поэтапно. На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения.

  • До трёх лет. На этой стадии ребёнок учится воспринимать образы, звуки и запахи. Формируется навык определения своего положения в пространстве. Ребёнок может выполнять простые задания: рисовать фигуры, соединять точки, собирать фигуры из счётных палочек, лепить из пластилина.
  • С трёх до пяти у ребёнка на интуитивном уровне закладываются определение субъектов в многогранном пространстве и понятия «большой», «маленький». Формируется навык определять форму. Ребёнок уже может перерисовать несложный рисунок, сравнивает изображения.
    Здесь в числе упражнений для развития – создание аппликаций, фигурок из бумаги, дорисовка эскизов.
  • С 5 до 7 лет ребёнок уже может самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление: шахматы, шашки и т.д.

Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии

Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.

Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.

Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.

Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.

Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.

Польза от ментальной арифметики для развития пространственного мышления у детей

В этом же возрасте можно ввести в процесс воспитания ребёнка обучение в виде игры. Например, уроки ментальной арифметики.

Ребёнок сначала работает с материальными косточками абакуса нанизанными на спицы, а затем эти манипуляции производит в воображении. Это развивает и пространственное мышление, гармонично будет влиять на развитие творческого и логического полушарий мозга, улучшит память, а также скорость восприятия и обработки информации.

Читайте также:
Идеи подарков на выпускной в саду: для детей, воспитателей, няни, заведующей

Влияние ментального счёта на развитие интеллектуальных способностей у детей очень масштабное:

  1. Малыши учатся делать подсчёты (умножать и складывать, вычитать и делить) так же быстро, как думают.
  2. Развивается правое полушарие и те способности, за которые оно отвечает: образное восприятие информации, воображение, интуиция, творческие задатки.
  3. Тренируется левое полушарие, развиваются рациональные свойства ума: анализ, логика, буквальное (вербальное) восприятие.
  4. Потребность взаимодействия в ходе решения арифметических задач способствует синхронизации полушарий. Это даёт возможность ребёнку использовать весь потенциал своего интеллекта, комплексно рассматривать задачи (проблемы) и быстро находить наиболее эффективное решение.

Ментальная арифметика делает ум ребёнка быстрым, готовым к решению сложных задач, развивает способность самостоятельно мыслить, делать выводы, помогает добиваться больших успехов.

Польза ментальной арифметики состоит в том, что:

  • детям интересно на уроках ментальной арифметики и соответственно, интересно учиться;
  • время, затраченное на ментальный счёт, окупается многократно, поскольку достигнутые результаты останутся с ребёнком на протяжении всей жизни;
  • умение строить взаимоотношения с людьми – неотъемлемая часть интеллектуального формирования личности, поэтому нормы социального поведения, социальное воспитание стало одним из основных направлений методики;
  • учителя ментальной арифметики – это люди, прошедшие тщательный отбор, доказавшие на деле способность работать с разными детьми, досконально владеющие предметом преподавания;
  • но главная польза ментальной арифметики – открытие детских способностей для самих малышей, позволяющее им эффективно использовать свой потенциал.

Эти занятия нужно продолжать при переходе в другой возрастной этап – от семи лет и старше. В это время дошкольник или школьник уже умеет моделировать предметы в пространстве, составлять представление об объекте при изменении его положения или при взгляде с другой стороны на него. Должен ребёнок и охарактеризовать в устной форме это положение.

Как развить пространственное мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление – это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Этапы развития

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

  • Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами – слуховыми, зрительными и двигательными;
  • Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;
  • До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;
  • Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Каждый из этих этапов, помимо первого, получает свое развитие в деятельности игровой и учебной, поэтому родителям и учителям важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.

Развитие в дошкольном возрасте

Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами учебной и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.

Однако, на текущий момент времени исследования в области развития пространственного восприятия у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по освоению математики в детсадовском возрасте.

Так же нет существенных критериев оценки степени развития пространственного интеллекта до поступления ребенка в первый класс. Основы математики закладываются в ограниченном формате оперирования числами. Проведенные исследования выявили, что воспитатели детских садов имеют слабое понимание пространственного мышления, воображения и восприятия, поэтому чаще всего, ребенок попадает в школу не будучи подготовленным в области математики. Однако, родители в состоянии самостоятельно развивать у своих детей восприятие пространства, выполняя с ними упражнения и задания из области математики и геометрии. Эти методы являются доступными для детей, старше трех лет и уже определяющих фигуры и цвета.

  1. «Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план – это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на «плане».
  2. «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.
  3. «Расставь правильно!». Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача – расставить их по вашему указанию «ближе», «дальше», «вперед», «назад», и т.п.
  4. «Лабиринт». Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: «влево», «вправо», «вперед», «назад» и т.п.
  5. «Кто самый внимательный?». Для младших дошкольников и детей 3-5 лет, будет интересна следующая игра – ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол стоит слева от тебя?»
Читайте также:
За что могут отчислить ребенка из детского сада и как быть если отчислят: правовые нормы и перегибы

Как мы видим, несмотря на узкую методологическую базу развития мышления пространства у детей дошкольников, родители сами в состоянии разработать задания и проверочный тест, требующие ориентирования в пространстве и знания основ математики.

Развитие в младшем школьном возрасте

Как мы уже говорили, мышление, связанное с пространством, формируется посредством участия ребят в самых разнообразных видах деятельности, таких как: игры, рисование, лепка, уроки труда и т.п. Однако, основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач. Исследования, проводимые учеными в школах с детьми 6-10 лет, показывают, что гипотеза о необходимости увеличения объема знаний математики и геометрии в начальной школе верна, на этих уроках происходит:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
  • У школьников младших классов – формирование плоскостного и пространственного воображения;
  • Формируются простейшие геометрические понятия;
  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
  • Заложение основ способности к конструированию;
  • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.

У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.

Как показывают исследования ученых, в период изучения математики, формируются различные типы мышления и умственной деятельности, а так же складывается приятный эмоциональный фон на уроках, что в общем способствует положительному отношению к учебе.

  1. Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация – всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.
  2. На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.
  3. На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из них придумываются самими учениками.
  4. Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.
  5. Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.
  6. Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.

Все эти упражнения необходимо проводить для младших школьников на уроках на регулярной основе, они способствуют развитию математического склада ума, восприятия пространства, воображения и логики.

И в заключение

Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.

Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.

Развить пространственный интеллект ребенка является одной из основных задач на уроках начальной школы и детского сада, хотя на текущий момент система образования имеет пробелы в данном направлении. В связи с этим родители самостоятельно должны проводить игры с ребенком, способствующие развитию восприятия пространства.

Консультация для родителей “Развитие пространственного мышления у дошкольников”
консультация (подготовительная группа) на тему

Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира. Поэтому развитие пространственного мышления у детей – это одна из важных задач родителей и педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
kons_prostranstven.docx 17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого является ощущение), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира.

Как развивать пространственное мышление?

Главная цель – выработать у ребенка умение работать с пространственными объектами, научиться представлять трехмерные объекты, сформировать интерес к этому виду деятельности.

Работа ведется поэтапно.

На первом этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под и т.д.

Еще важно отработать умение гибко менять систему графических ориентиров в зависимости от точки зрения изображенного героя. Проверить наличие этой способности можно с помощью рисунков, где точка зрения нарисованного героя не совпадает с точкой зрения художника.

На втором этапе детям предлагаются задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. Учатся анализировать структуру плоскостного изображения, мысленно изменяя ее. Здесь даются задачи на перемещение монет и спичек, задачи на рассечение фигур, на составление фигур из частей, при этом задание второго этапа характеризуются не только разнотипностью, но и разной степенью сложности. Сложность может обуславливаться как количеством возможных ходов или сочетания, которые должен перебрать ребенок для поиска верного решения, так и необходимостью найти нетрадиционный подход к поиску решения. Даются упражнения подготавливающее к пониманию закономерностей плоскостной геометрии, учат наблюдательности и формируют творческое отношение к работе с геометрическими объектами.

На третьем этапе начинается работа с изображением трехмерных фигур. Дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, сзади, спереди. На данном этапе дети знакомятся также с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге.

В шести – семилетнем возрасте главными проблемами является: ориентация в графическом пространстве листа, увидеть картину с чужой точки зрения, мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в зрительном поле, управлять своим вниманием, выражать в речи пространственные характеристики объекта.

Примерные игры для развития

1. Возьмите тетрадь в клетку и нарисуйте схематично план детской комнаты. Затем, пускай ребенок внимательно присмотрится к комнате и нарисует каким образом размещена мебель в комнате. Если же он рисует неправильно, необходимо снова попросите его осмотреть комнату.

2. Можно порекомендовать такой вариант. Нужно взять цветную бумагу, вырезать из нее диван, стул, стол, стеллаж, шкаф и другую мебель и попросить малыша расставить ее по собственному вкусу на бумаге.

3. Если вашему ребенку пришлась игра по душе, посоветуйте ему нарисовать вашу улицу. Пускай попробует вспомнить маршруты в детский садик, магазин, библиотеку и в поликлинику. Когда ребенок лучше запомнит свое местонахождение, то заблудится он не сможет, даже если вы потеряете друг друга в толпе.

4. Приобретите ребенку географическую карту и глобус. Расскажите ему все, что знаете о странах, сушах и материках, морях и океанах. Очень полезны для развития использовать развивающие игры, например, оригами для детей , это не просто детская забава, складывание бумажных фигурок тренирует ассоциативное мышление ребенка.

Примерные упражнения на развитие пространственного мышления

  1. Попросить ребенка показать левую руку. Потом правую. Попросите ребенка взять предмет сначала правой, потом левой рукой. При выполнение не подсказывайте и не показывайте. Пусть ребенок выполнит сам.
  2. Ребенок должен выполнять ваши команды: повернуться направо, налево, постоять на левой ноге, постоять на правой ноге, поднять левую ногу, поднять правую и т.д.
  3. Ребенок должен уметь называть, что находится справа (слева) от него. Попросите его подойти к столу и положить на стол кубик справа (слева) от лежащего предмета. Усложните задание: пусть ребенок станет справа от вас или слева и определит: где у вас левая (правая) рука. Не подгоняйте ребенка, пусть он немного подумает, прежде чем выполнить задание. Именно в процессе «думания» ребенок развивает пространственное мышление.
  4. Ребенок дотрагивается до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, глаза), а вы называете ее. Например, ребенок дотронулся вашей левой руки. Вы говорите: это моя правая рука. Ребенок должен понять: правильно ли вы говорите, или ошиблись. Выполняйте это задание в игровой форме. Как будто он взрослый, а вы ребенок. И это он вас обучает правильному названию частей тела.

Здесь хочется сказать, что не нужно превращать все упражнения в обязательные уроки. Все эти упражнения можно выполнять сидя в очереди в поликлинике, по дорогу в детский сад, дома вместо игры. Самой важное, чтобы эти упражнения выполнялись регулярно и систематически.

  1. По отпечаткам рук и ног на листе бумаги ребенок должен назвать, какой отпечаток правый (левый). Это упражнение можно превратить в игру «Следопыт». Задание можно усложнить и разнообразить. Сделайте несколько отпечатков обуви ребенка и вашей. Он должен определить, какой отпечаток соответствует какой обуви.
  2. Сделайте подборку рисунков, где изображены люди с предметами в руках. Попросите ребенка определить, в какой руке держит предмет
  3. Упражняйтесь в употреблении предлогов простых и сложных. Положите карандаш в (под, за) коробку и спросите: где лежит карандаш? Потом забираете карандаш и спрашиваете: откуда взяла карандаш. В ответах ребенка должны звучать предлоги. Опять же: едем в метро и положили телефон в сумку и спрашиваете ребенка.

Есть множество вариаций этих упражнений. Здесь вы подключаете свою фантазию. Главное, чтобы упражнения не превратились в нудное выполнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у дошкольников”

Что такое зрительное восприятия? Как оно влияет на дальнейшее обучение ребенка в школе. Как правильно и последовательно развивать зрительное восприятие и пространственное мышление у дошкольников.

Развивающая игра Танграм-игра для развития пространственного мышления и фантазии дошкольника

Танграм-игра для развития пространственного мышления и фантазии дошкольника.Танграм— головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, б.

Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игр-головоломок типа “Танграмм”

статья в сборнике “Конструирование, моделирование, ручной труд&quot.

«Конструирование как средство развития у дошкольников пространственного мышления»

Овладение действиями построения графической модели реального предмета и его конструкции из строительного материала.

Лего – конструирование как способ развития пространственного мышления у старших дошкольников.

Никогда не мешайте процессу мышления – и тогда успех вам обеспечен.Бертран РасселМышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом .

Консультация для педагогов “Развитие мышления у дошкольников”

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м.

Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»

Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя.

Как просто объяснить ребенку знаки больше, меньше или равно?

Наряду с арифметическими действиями происходит знакомство с такими абстрактными понятиями, как больше, меньше и равно. Определить, с какой стороны больше предметов, а с какой меньше, ребенку не составит особого труда. Но вот постановка знаков порой вызывает затруднения. Усвоить знаки помогут игровые методы.

Голодная птичка

Для игры понадобится знак раскрытый клюв (знак больше). Его можно вырезать из картона или сделать большую модель из одноразовой тарелки. Чтобы заинтересовать малыша, можно приклеить или дорисовать глаза, перья, а рот сделать открывающимся .

После этого наглядно показывается, что птичка открывает клюв в сторону, где больше предметов.

Далее полученная информация закрепляется: на столе выкладываются кучки с зернышками, а ребенок определяет, в какую сторону птичка повернет свой клюв . Если не удастся правильно расположить его с первого раза, нужно помочь, еще раз проговорив, что рот открыт в сторону большего количества еды. Затем можно предложить еще несколько аналогичных заданий: числа написаны на листе, нужно правильно приклеить клюв.

Примеры можно разнообразить, заменив птичку щукой, крокодилом или любым другим хищником, который также разевает пасть в сторону большего числа.

Могут попасться необычные ситуации, где количество предметов в обеих кучках будет равное. Если ребенок это заметит значит, внимательный.

За это нужно обязательно похвалить , а потом показать 2 одинаковые полоски и объяснить, что они такие же одинаковые, как и число предметов в кучках, а раз количество предметов равное, то и знак называется равно.

Стрелочки

Маленькому школьнику можно объяснить знаки на основе сравнения их со стрелками, показывающими в разные стороны.

Сложности могут возникнуть при чтении выражений. Но и эта трудность преодолима: правильно поставив знак, он сможет правильно прочитать выражение . Выполнив несколько упражнений, ребенок запомнит, что стрелка, указывающая влево, обозначает знак меньше. Если она показывает направо, то знак читается: больше.

Упражнения на закрепление

После объяснения правил постановки знака необходимо потренироваться в выполнении аналогичных заданий.

Видео инфоурок расскажет о знаках: больше, меньше и равно

Игра Большой голодный крокодил

Это самый легкий и наглядный способ раз и навсегда запомнить, в какую сторону пишутся знаки больше и меньше. На листе бумаги необходимо нарисовать две круглые тарелки. Диаметр каждой тарелки должен быть не менее 10 сантиметров.

На каждую из тарелок можно положить что-то приблизительно напоминающее еду. Например, можно слепить шарики из пластилина или соленого теста и договориться с ребенком, что горошины означают котлеты для крокодила. Для этой игры достаточно смастерить один символ. Его можно сделать на маленькой карточке. Обозначения > и .

С каждым последующим разом можно изменять количество кубиков в столбиках. Когда столбики будут содержать одинаковое количество кубиков доски покажут равно.

Заключение

Итак, в математике обозначения > и Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть

Страница 10, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 11, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 48, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 89, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 111, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 19, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 20, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 27, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 33, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 55, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 60, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Задание 63, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 106, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 10. Вариант 1. № 4, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 11. Вариант 2. № 4, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 14. Вариант 1. Тест 2, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 20. Вариант 1. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 21. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 33. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 40, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 45, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 47, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 52, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 58, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 72, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 10, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 37, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 40, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 72, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 86, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 7, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 27, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 61, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 79, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 21, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Упражнение 1, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

2. Решение задачи 2

Давайте решим новую задачу и сравним ее с задачей 1, а значит, узнаем, чем задачи похожи и чем различаются.

Задача 2

На первой полке стояло 12 книг, а на второй полке 6 книг. Во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй? Рис. 2.

Рис. 2. Книги (Источник)

Обе эти задачи простые. Они содержат всего один вопрос, значит, мы можем ответить на него с помощью одного действия. Обе задачи про книги, которые стояли на полках. Но если в задаче 1 спрашивается, на сколько книг больше, то в задаче 2 вопрос совсем другой: во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй. А значит, решать задачу 2, мы не можем так же, как задачу 1. В задаче 2 тоже сравниваются два числа, но для того, чтобы ответить на вопрос, во сколько раз одно число больше или во сколько раз одно число меньше другого, нужно выполнить другое действие. Это действие деление.

12 : 6 = 2 (раза)

Мы сравниваем два числа и узнаем, что на первой полке книг в 2 раза больше, чем на второй полке.

Нас спросили: во сколько раз, и мы должны ответить: в 2 раза.

3. Правило решения задач на кратное сравнение

Такие задачи называются задачами на кратное сравнение.

Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз число больше или меньше другого, нужно выполнить деление.

4. Решение задачи 3

Задача 3

Кот Леопольд и мыши ловили рыбу. Леопольд поймал 10 рыб, а мыши 2 рыбы. Во сколько раз меньше рыб поймали мыши?

Рис. 3. Кот Леопольд и мыши (Источник)

Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз меньше, мы должны большее число разделить на меньшее.

Мы делим количество пойманной рыбы котом Леопольдом 10 на количество пойманной рыбы мышами 2 и узнаем, что мыши поймали в 5 раз меньше рыбы, чем кот Леопольд.

Нас спрашивают: во сколько раз меньше, мы отвечаем: в 5 раз.

Ответ: в 5 раз меньше.

5. Решение задачи 4

Давайте решим следующую задачу и подумаем, какие слова нам помогут выбрать правильное действие для ее решения.

Задача 4

Красной Шапочке 10 лет, а ее бабушке 60 лет. Во сколько раз бабушка старше Красной Шапочки?

Рис. 4. Красная Шапочка (Источник)

Нам нужно сравнить два числа с помощью деления.

Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз старше, нам нужно большее число 60 разделить на меньшее число 10.

60 : 10 = 6 (раз)

Вы помните приемы уменьшения числа круглого в 10 раз, воспользуйтесь им и узнаете, что бабушка в 6 раз старше Красной Шапочки.

Нас спрашивали: во сколько раз, мы отвечаем: в 6 раз.

Ответ: в 6 раз старше.

6. Выводы

Сегодня мы познакомились с задачами на кратное сравнение и узнали, как их решать, а на следующем уроке мы продолжим работу над задачами.

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. Lib.exdat.com (Источник).
  3. School-int23.ucoz.org (Источник).

Домашнее задание

Какие задачи называются задачами на краткое сравнение?

В первой вазе было 5 конфет, а во второй 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?

В первой вазе было 5 конфет, а во второй 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе конфет больше, чем в первой?

Сравните эти две задачи и расскажите, чем они похожи и чем различаются.

Голодная пташка

Для игры понадобится знак раскрытый клюв (знак больше). Его можно вырезать из картона или сделать вящую модель из одноразовой тарелки. Чтобы заинтересовать малыша, можно наклеить или дорисовать глаза, перья, а рот сделать открывающимся .

После этого наглядно показывается, что птичка открывает нос в сторону, где больше предметов.

Далее полученная информация закрепляется: на столе выкладываются кучки с зернышками, а дитя определяет, в какую сторону птичка повернет свой клюв . Если не удастся верно расположить его с первого раза, нужно помочь, еще раз проговорив, что рот открыт в сторонку большего количества еды. Затем можно предложить еще несколько аналогичных заданий: числа написаны на листе, необходимо правильно приклеить клюв.

Примеры можно разнообразить, заменив пташку щукой, крокодилом или любым другим хищником, который также разевает пасть в сторонку большего числа.

Могут попасться необычные ситуации, где количество объектов в обеих кучках будет равное. Если ребенок это заметит значит, внимательный.

За это необходимо обязательно похвалить , а потом показать 2 одинаковые полоски и объяснить, что они такие же равные, как и число предметов в кучках, а раз количество предметов равное, то и знак именуется равно.

Стрелочки

Маленькому школьнику можно объяснить знаки на основе сравнения их со стрелками, демонстрирующими в разные стороны.

Сложности могут возникнуть при чтении оборотов. Но и эта трудность преодолима: правильно поставив знак, он сможет правильно прочесть выражение . Выполнив несколько упражнений, ребенок запомнит, что стрелка, указывающая влево, значит знак меньше. Если она показывает направо, то знак читается: вяще.

Упражнения на закрепление

После объяснения правил постановки знака необходимо потренироваться в выполнении аналогичных заданий.

Видео инфоурок расскажет о знаках: больше, меньше и равно

Конспект ООД по ФЭМП «Знаки больше, меньше, равно»

Мария Коровина
Конспект ООД по ФЭМП «Знаки больше, меньше, равно»

Образовательные: – сформировать представление о знаках меньше « », умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

– закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

– закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств, получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет;

– закрепить умение быстро распознавать геометрические фигуры;

– продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу, в центре);

– развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;

– развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

– воспитывать интерес к математике;

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

1. Чтение сказки про Кощея Бессмертного.

2. Подготовить раздаточный материал.

3. Подготовить демонстрационный материал.

1. Карточки со знаками « ».

2. Набор карточек с цифрами.

3. Картинки с ромашками и жуками.

4. Карточки «Яблоки с цифрами».

1. Треугольники и кружочки.

2. Простые карандаши.

3. Карточки со знаками « ».

4. Карточки с цифрами от 1 до 10.

Последовательность методических приемов:

1. Игровая мотивация «Иван-царевич просит помощи».

2 .Д/и «Цифра потерялась».

3. Д/и «Геометрическая путаница».

4. Физкультминутка «Вот у нас игра какая».

5. И/у «На ромашковой поляне».

6. Работа с раздаточным материалом.

7. Выполнение задания в рабочей тетради.

8. Заключительный сюрпризный момент.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику,согласно тексту:

-Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький грибок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

2. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня на почте я получила письмо от Ивана-царевича. Оно адресовано вам. Хотите узнать, что он пишет? (Чтение письма).

Поможем спасти Василису Прекрасную?

Воспитатель: А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. (Загадка)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром (самолет)

Воспитатель: Дети, закрываем глаза. Мы с вами очутились на острове. Здесь находится замок Кащея. По дороге к замку Кащей расставил ловушки – загадки. Для того, чтобы попасть в его замок, нам необходимо их разгадать.

Вы готовы преодолеть эти препятствия?

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Воспитатель: И вот первое задание. Вам нужно собрать яблоки в сказочном лесу. Яблоки не простые, у каждого имеется свой номер, но на которых этого номера нет. Вам нужно собрать яблоки, используя порядковый счет. Срывая яблоко, называете его номер и кладете в корзину.

Д/и «Цифра потерялась» (вставить цифру на свое место).

(На магнитной доске выложены «яблоки-цифры», некоторые «яблоки» без цифры, нужно собрать «яблоки» в корзину, называя цифры по порядку от 1 до 10)

• Какое число идёт при счёте за числом 3, 6, 9?

• Какое число стоит перед числом 2, 5, 8, 10?

• Назовите соседей числа 2, 7?

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием справились хорошо.

Воспитатель: А ещё нам Кащей приготовил геометрическую путаницу. Какие геометрические фигуры он запутал? (на магнитной доске висит изображение перепутанных геометрических фигур. Дети должны объяснить, какие фигуры нарисованы.)

Воспитатель: Как вы думаете, какая фигура может быть лишней? Почему?

Ответы детей (овал, так как он не имеет углов, а все остальные имеют).

4. Знакомство со знаками больше >, меньше<

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на цветочную поляну. (На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков. Рядом божьи коровки с разным количеством точек на спинках). Посмотрите, поляна не простая, а с загадками. Здесь мы найдем сундук Кащея, где хранятся ключи – знаки от темницы, где томится Василиса Прекрасная. Чтобы найти этот сундук, вы должны выполнить еще одно задание.Вам нужно сосчитать точки на спинках божьих коровок и посадить их на цветок с тем же количеством лепестков после моих слов: жук, жук, покажись, на цветочек ты садись.

Выходит ребенок, выбирает божью коровку и сажает на ромашку по команде воспитателя.

Воспитатель: А теперь, вам нужно ответить, чего больше, ромашек или божьих коровок?

На сколько больше? На сколько меньше? Как сделать так, чтобы было поровну?

Ответы детей (убавить или добавить).

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно выполнили задание и нашли сундук с ключами. Посмотрите, эти ключи необычные, они являются математическими знаками (воспитатель показывает знаки «больше, меньше»). С их помощью мы можем сравнить количество ромашек и божьих коровок. Знак ставится так, чтобы к большему числу «клювик» был открыт, угол показывает на меньшее число.

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько всего ромашек?Ответ детей: 7.

Воспитатель: Поставьте цифру 7 на магнитную доску.

Воспитатель: Сколько было божьих коровок?Ответы детей: 6.

Воспитатель: Поставьте эту цифру на магнитную доску.

Воспитатель: Что больше, 7 или 6? Какой знак между ними необходимо поставить.

Ответы детей: знак больше.

Воспитатель: Молодцы. А как правильно прочитать эту запись?

Ответы детей: семь больше шести.

Аналогичная работа проходит со знаком меньше

Воспитатель: Ребята, а теперь пришло время отдохнуть.

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, правою ладошку

Мы похлопаем немножко.

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

А потом, потом, потом,

Левой правую побьём.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай. .

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

Воспитатель: Молодцы ребята! Нам осталось совсем немножко, чтобы освободить Василису Прекрасную. Проходим к своим местам и выполним следующее задание.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат треугольники и кружочки. Положите в верхний ряд 3 треугольника, а в нижний – 5 кругов.

Каких фигур меньше, треугольников или кругов? Обозначьте это цифрами и знаками (Дети выкладывают цифры и знаки напротив фигур).

5. Закрепление полученного знания.

Воспитатель: Нам необходимо выполнить последнее задание, чтобы спасти Василису Прекрасную. Для этого вы должны открыть свои рабочие тетради.

Дети: Я тетрадочку открою, уголочком положу, я от вас друзья не скрою, карандаш вот так держу (показывают, как держат карандаш).

Воспитатель: Ребята, выполняем с вами задание под номером 1. С помощью знаков больше, меньше или равно сравните предметы на картинке, как указано в образце.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Один ребенок выходит к доске и выполняет эту работу с помощью демонстрационного материала.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли выполнила работу Ангелина?

Воспитатель проверяет выполненную работу детей. Благодарит за правильность выполнения задания.

Воспитатель: Дети, закрываем тетради, отодвигаем их на край стола.

Воспитатель: Все задания мы выполнили правильно, и теперь мы можем освободить Василису Прекрасную. Этим ключиком мы откроем дверь и спасем Василису. (Воспитатель достает куклу).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться к себе в группу.Закроем глаза ладонями и скажем волшебные слова:

– До свидания, сказка. В добрый путь домой!

Воспитатель: Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Ребята, трудно было выполнять задания?

Ответы детей (нет, не трудно).

Воспитатель: Почему было не трудно? Как вы считаете?

Ответы детей: Мы старались, слушали внимательно задания

Воспитатель: С какими знаками мы сегодня познакомились?

Ответы детей (больше, меньше).

Воспитатель: Что мы можем делать с их помощью?

Ответы детей (сравнивать предметы между собой).

Воспитатель: Дети, Иван – царевич в благодарность за спасение Василисы дарит нам игру, в которую мы с вами поиграем вечером (воспитатель показывает настольную игру).

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дорожные знаки» Цель: Формирование знаний о дорожных знаках. Задачи: • Расширять представления о дорожных знаках и их назначении • Развивать образную речь,.

Конспект НОД «Дети и дорожные знаки» Программное содержание: Задачи: Образовательные: • Напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по переходу «Зебре», где висит.

Конспект НОД «Дорожные знаки» (старшая группа) Тема: “Дорожные знаки”. Цель: закрепить знания о правилах поведения на улице. Задачи: закрепить знания детей дорожных знаков, активизировать.

Конспект НОД по ПДД: «Поможем Незнайке вернуть дорожные знаки» Занятие по изучению правил дорожного движения в старшей группе. «Поможем Незнайке вернуть дорожные знаки!» Интенграция образовательных областей:.

Конспект развлечения по ПДД для старших дошкольников «Путешествие в страну «Дорожные знаки» Цель: Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения,.

Конспект занятия «Дорожные знаки». (Старшая группа) Тема: “Дорожные знаки”. Цель: закрепить знания о правилах поведения на улице. Задачи:закрепить знания детей дорожных знаков, активизировать.

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Наши друзья — дорожные знаки» Программное содержание: 1. Познакомить детей с дорожными знаками (пешеходный переход, подземный переход, надземный переход) 2. Закрепить.

Конспект занятия с детьми средней группы «Дорожные знаки» Воспитатель: Татьянина. Н. В. Задачи: Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков. Познакомить с дорожным.

Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?» Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: Формирование целостной картины.

Занятие по ФЭМП в старшей группе «Веселые фигуры и знаки» Цель занятия: Закрепление знаний геометрических фигур и математических знаков Задачи: -развивать внимание и наблюдательность -развитие.

Как просто объяснить ребенку знаки больше, меньше или равно?

Содержание статьи:

Наряду с арифметическими действиями происходит знакомство с такими абстрактными понятиями, как «больше», «меньше» и «равно». Определить, с какой стороны больше предметов, а с какой – меньше, ребенку не составит особого труда. Но вот постановка знаков порой вызывает затруднения. Усвоить знаки помогут игровые методы.

«Голодная птичка»

Для игры понадобится знак – раскрытый клюв (знак «больше»). Его можно вырезать из картона или сделать большую модель из одноразовой тарелки. Чтобы заинтересовать малыша, можно приклеить или дорисовать глаза, перья, а рот сделать открывающимся .

После этого наглядно показывается, что птичка открывает клюв в сторону, где больше предметов.

Далее полученная информация закрепляется: на столе выкладываются кучки с зернышками, а ребенок определяет, в какую сторону птичка повернет свой клюв . Если не удастся правильно расположить его с первого раза, нужно помочь, еще раз проговорив, что рот открыт в сторону большего количества еды. Затем можно предложить еще несколько аналогичных заданий: числа написаны на листе, нужно правильно приклеить клюв.

Примеры можно разнообразить, заменив птичку щукой, крокодилом или любым другим хищником, который также разевает пасть в сторону большего числа.

Могут попасться необычные ситуации, где количество предметов в обеих кучках будет равное. Если ребенок это заметит – значит, внимательный.

За это нужно обязательно похвалить , а потом показать 2 одинаковые полоски и объяснить, что они такие же одинаковые, как и число предметов в кучках, а раз количество предметов равное, то и знак называется «равно».

Стрелочки

Маленькому школьнику можно объяснить знаки на основе сравнения их со стрелками, показывающими в разные стороны.

Сложности могут возникнуть при чтении выражений. Но и эта трудность преодолима: правильно поставив знак, он сможет правильно прочитать выражение . Выполнив несколько упражнений, ребенок запомнит, что стрелка, указывающая влево, обозначает знак «меньше». Если она показывает направо, то знак читается: «больше».

Упражнения на закрепление

После объяснения правил постановки знака необходимо потренироваться в выполнении аналогичных заданий.

  1. «Поставь знак» (4 и 5 – нужен знак «меньше»).
  2. «Больше-меньше» — ребенок большим и указательным пальцами обеих рук показывает знаки, сравнивая размеры различных предметов или их количество (самолет больше стрекозы, земляника меньше арбуза).
  3. «Какое число» — стоят знаки, написано число с одной стороны, нужно догадаться, какое число будет с другой стороны (в выражении «_ Для развития логики и мышления можно дополнить упражнения такими заданиями:
  • «С какой стороны убежал предмет?» — слева нарисовано 3 треугольника, справа – 2 квадрата, а между ними стоит знак «=». Ребенок должен догадаться, что справа не хватает квадрата, чтобы равенство было верным. Если не получается это сделать сразу, можно решить задачу практически, добавив сначала слева треугольник, а затем – справа квадрат.
  • «Что нужно сделать, чтобы неравенство стало правильным?» — с учетом ситуации ребенок определяет, с какой стороны нужно убрать или добавить предметы, чтобы знак стоял правильно.

Видео инфоурок расскажет о знаках: больше, меньше и равно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: