Каким должен быть современный педагог – чему не учат в ВУЗе, а родители требуют?

Каким должен быть современный учитель?
материал на тему

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_uchitelya_biologii_i_ekologii_kuznetsovoy_t.a.docx 21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя биологии и экологии Кузнецовой Т.А.

Каким должен быть современный учитель?

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

А можно ли назвать современным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится от своих учеников? Наши дети по иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель: – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо , он артист, художник, потребуется – писатель, певец.

Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Цель рождает принципы. Их немного:

-отказ от принуждения и подавления: к значительному результату через любовь и уважение, положительный эмоциональный фон жизни и учебы ребенка;

– у творческого учителя – творческий ученик;

– оптимальность и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ученика.

Эти принципы определили мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих « никогда»

Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;

Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;

Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;

Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;

Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;

Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

Все годы работы в школе я тружусь над сводом правил. В этом мне часто и успешно помогают великие люди прошлого и настоящего. Вот лишь малая часть этих правил:

– Если мне на уроке скучно, каково же детям?

– Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.

– Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза.

-Буду безгранично справедлива к детям. Отсутствие справедливости ничто не перекроет – ни знания, ни способности.

– Трачу время на то, что достойно траты.

– Все дети талантливы.

– Плох не ребенок, плох его поступок.

– В каждом ребенке чудо, ожидай его.

Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, методобъединениях, курсах повышения квалипикации.

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: « Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Всегда найдутся те, кто смогут в этом вам помочь, те, кто вас окружают: учителя – единомышленники и ученики.

Быть учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Свое размышление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках».

Учитель XXI века.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.

2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.

3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии – медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.

5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.

6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.

7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.

9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.

10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…

11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы – учителя современной школы?

Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю информационный век?

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок , а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, не имеющие отношения собственно к предмету химии, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.

Несколько правил на каждый день, которые помогут учителю:

– Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

– Ребёнок должен знать; зачем ему это?

т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

– Исключила из своего лексикона слов:

неправильно; и т.д.

Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить:

А как вы думаете…;,

Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…;.

– Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

– На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

– Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

– Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Каким должен быть современный учитель?”

сочинение-эссе, размышления на тему “Каким должен быть современный учитель?”.

Каким должен быть современный учитель?

Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс “Мой дебют”. Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?».

“Каким должен быть современный учитель?”

Современный учитель – это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

Каким должен быть современный учитель?

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд е.

Каким должен быть современный урок иностранного языка?

Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца.

Каким должен быть современный учитель.

Совеременная школа- это школа, где хорошо учат по всем предметам, где работать должны высококвалификационные педагоги. А с другой стороны в школу приходят абсолютно разные ребя.

Педсовет: “Каким должен быть современный урок?”

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя. .

Каким должен быть современный педагог – чему не учат в ВУЗе, а родители требуют?

Самое значительное: образование или стаж?

Кто-то считает, что основной составляющей характеристики нынешнего педагога является образованность . Причем предпочтение отдается учителям, какие получили высшее образование, прошли программу переподготовки или курсы повышения квалификации. Свои выводы они подтверждают тем, что человек разузнал детскую психологию, получил необходимую информацию и понял, в каком облике ее лучше предоставлять ученикам.

Сторонники другой характеристики – опыта труды – не зацикливаются на количестве знаний. Ведь педагог проработал определенное число лет, он не теоретически, а практически нашел лучшие способы и методы донесения информации до учеников. Ему легче править детским коллективом. Главное, чтобы педагог любил детей . Вот лишь понимание «любви педагога» у родителей разное. Кто-то считает, что оно заключается в неплохом отношении. Некоторым достаточно, чтобы учитель ставил хорошие оценки, задавал меньше заданий на дом. Встречаются и такие, которые требуют особого внимания к своим детям.

Разумеется, образование и стаж – важные, однако не основные составляющие образа нынешнего педагога. Ведь человек может получить лучшее образование, но не сможет донести информацию до школьников. Преподаватели – «аборигены» используют одни и те же приемы и методы обучения и воспитания, упуская из облику, что мир меняется, меняются способы познания, значит, нужно изменять используемую методику.

Каким качествами должен обладать нынешний педагог?

Многие путают понятия «педагог» и «учитель», считая, что они значат одно и то же. На самом деле разница есть:

Учительэто наставник, позволяющий ученику завладеть определенными знаниями (математическими или филологическими, например).

Педагогон не только обучает, но и воспитывает . Поэтому он должен иметь необходимые знания и уметь применять их в определенной ситуации. Какие черты нрава помогут педагогу достичь успеха в нелегком преподавательском труде?

Заинтересованность

Заинтересованность к работе – это сильнейшая мотивация повысить уровень знаний и умений.

Для этого он принимает участие в конференциях, обучающих мастер-классах, проходит курсы повышения квалификации. Педагог при этом сам чему-то научиться и делится своими знаниями, наработками с коллегами. Заинтересованность преподавателя, использование различных методов позволят привлечь внимание учеников, повысить их познавательный заинтересованность.

Умение анализировать

Чтобы найти правильное решение, необходимо уметь разбирать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, выражать свое согласие или несогласие, объяснять точку зрения.

Любые свои поступки педагог должен уметь сопоставлять с поставленными целями и задачами, преподносить информацию так, чтобы ребята тоже учились разбираться в ней (тем более что это подразумевают современные образовательные стандарты). Если педагог не умеет разбирать ситуацию с разных сторон, то научить этому детей он не сможет .

Психологическая подкованность

Знание особенностей развития детей различных возрастов, особенностей развития группы и других психологических понятий и законов помогут педагогу сориентироваться в различных ситуациях и верно построить работу по получению каких-либо знаний и умений, достижению поставленной мишени.

Если у человека не будет необходимых знаний, если он не сможет воздействовать на класс, то ему сложно будет править доверенным коллективом.

Уважение

Современные дети требуют уважения к себе, взаимоотношения, как к равным. Если вдруг ученик задал вопрос, на который педагог не может дать ответ, он должен не давить своим весом, а осознать и принять такое положение вещей, постараться разобраться в проблеме, найти необходимую информацию, провести конструктивную беседу.

Терпимое отношение, общение, как с бесправными существами, способно вызвать протест со сторонки учеников (он может выражаться в открытой конфронтации или внутреннем неприятии). Это повергнет к потере доверия и разочарованию, как следствие – неуважительному отношению к учителю и объекту, который он преподает, занижению самооценки учащихся. Продуктивное сотрудничество при таких условиях попросту невозможно.

Знание самого себя

Настоящий педагог должен осознавать вина своего поведения, действий, предвидеть возможные последствия. Если он не может контролировать себя, работает импульсивно, он может быть опасен для детей.

Здоровье

Только крепкий человек может принести пользу обществу. Если он болеет, то его внимание вяще приковано к своему состоянию, чем к работе. Постоянная усталость способствует эмоциональному выгоранию. Подобный педагог не сможет увлечь детей, помочь им развиваться. Для него труд будет тяжелым, не приносящим радость трудом.

Нынешний педагог должен быть примером для своих учеников во всем. Уважительное касательство к детям, заинтересованность в работе, знание психологии помогут создать оптимальные обстоятельства для работы, раскрыть потенциал каждого ученика и добиться высоких итогов в своей деятельности.

Поделитесь с друзьями:

Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» – решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

Как понять ребенка через его рисунки?

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

Автор: девочка, 4 года

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


Автор: мальчик, 5 лет

О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

Автор: девочка, 6 лет.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

Автор: девочка, 7 лет.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

Автор: мальчик, 8 лет.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи песочной терапии, о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

О чем говорит рисунок ребенка? Психологический тест
консультация на тему

Изучая рисунки детей, психологи разработали спечиальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребёнку.

Скачать:

Вложение Размер
О чем говорит рисунок ребенка? Психологический тест Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

О чем говорит рисунок ребенка? Психологический тест

Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребенку. Ребенок присваивает свои чувства рисунку или нарисованному персонажу. Очень показателен, например, рисунок ребенка на тему его семьи. Когда ребенок рисует, он не контролирует свои чувства, эмоции и мысли. И переносит на него проблемы, которые не может решить сам. В этой статье я дам вам общие моменты, по которым вы сможете кое-что узнать для себя о своем ребенке, и его отношении к членам семьи.

Дайте ребенку лист бумаги форматом А4, простой карандаш и цветные карандаши. пусть ребенок положит перед собой лист как ему удобно. Предложите ему нарисовать свою семью. не проговаривайте, кто входит в вашу семью. Пусть ребенок выразит только свои чувства и мысли. Когда рисунок будет выполнен, вы много узнаете о том, как малыш воспринимает взаимоотношения в семье, и какова его роль в семье с его точки зрения. Рисуя родных, ребенок, обычно четко знает, кого изобразить рядом с собой, наделяет членов семьи персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок нарисовал кого-то с четко прорисованными деталями (кармашки-бантики, украшения, шарики – много мелких деталей), это говорит об особой любви к такому человеку. Если же ребенок рисует фигуру со сжатыми кулаками, это может означать – страх безнадежность или даже агрессию. Если руки фигуры подняты вверх, то этот член семьи обычно положительно настроен и уверен в себе. Когда все члены семьи держатся за руки и улыбаются, это говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью, как дружную и сплоченную.

Чтобы более подробно проанализировать рисунок обратите внимание на следующие детали:

Размер и расположение рисунка на листе.
Неуверенные в себе дети располагают рисунок не на всем листе, а лишь на его какой-то части. Часто стирают детали, сомневаются в правильности своего изображения, линию земли (пола рисуют высоко от нижней границы листа.

Фигуры людей.
Дети часто изображают отцов сильными и крепкими, что ассоциируется у них с материальной основой и властью в семье. Если папа слишком крупно изображен по сравнению с мамой, то это значит, что, возможно, роль матери в семье принижается и существуют проблемы в родительских взаимоотношениях. Идеально. если папа и мама изображены в одном стиле и пропорции из фигур сохранены.

Контуры линий.
Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, от во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.

Выбор цвета.
Цвет передает эмоциональное состояние ребенка. если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах – это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.

Состав семьи.
Очень важно, насколько состав семьи соответствует действительности. если ребенок кого-то на нарисовал, то это говорит о его незначительности этого члена семьи для ребенка или даже в целом для семьи. Возможно, что у ребенка с этим человеком конфликтные отношения, неприязнь. Он как бы отвергает этого человека. очень часто дети не рисуют братиков и сестричек если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь. Иногда дети в рисунке семьи изображают посторонних людей, на входящих в реальную семью. Это говорит, что у ребенка с этим человеком очень тесный эмоциональный контакт. Также дети могут изобразить дедушек, бабушек или других родственников, не живущих с ним в семье. Но ребенок их очень любит, скучает и считает их также членами своей семьи.

Ребенок рисует себя.
Если ребёнок нарисовал себя в уголке листа, отдельно или спиной ко всем, то это значит что он чувствует себя одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, если ребенок вовсе не нарисовал себя. Но бывает, что ребёнок нарисовал только себя. Этот ребенок – маленький эгоист, привыкший быть объектом общей заботы. Конечно, смысл порой иной, ребенок по замыслу рисунка мог “куда-то спрятаться”, это также говорит о непростых отношениях в семье. Анализ рисунка должен вестись параллельно с рассказом ребенка о рисунке.

Размеры фигур на рисунке.
По их расположению можно судит о том, ка ребенок относится к тем или иным членам семьи. Самый значимый человек в семье для ребёнка будет изображен самым высоким и крупным. Самый маленький и неяркий – наоборот. Люди которые изображены рядом с ребенком являются для него самыми значимыми.

Выражение лиц.
Рассмотрите лица фигур, пусть ребёнок вам расскажет, кто в каком настроении изображен: грустном или веселом. или может быть задумчивым. ребёнок вам расскажет, почему с его точки зрения у фигур такое настроение, какие у них мысли и мечты. это даст вам очень богатый материал для размышления.

Отдельные части тела.
Голова – разум интеллект и контроль. Если ребенок особенно тщательно прорисовывает голову, то это может означать что в семье больше внимания уделяется разуму, чем душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать собеседников, а также воспринимать критику и чужое мнение. Рот – способность отстаивать свои интересы и права. Тело человека показывает чувства, эмоциональное состояние. четко прорисованное тело говорит о душевном, физическом и эмоциональном здоровье ребенка. Руки показывают на способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги показывают способность передвижения ребёнка в мире, способность воспринимать новое.

Если, изучив рисунок ребенка, вы узнали что-то, вызвавшее у вас тревогу или опасения – не переживайте, все может быть совсем не так. Возможно ребёнок изобразил свое сиюминутное настроение. На рисунок могут повлиять ссоры с близкими людьми, или то, что накануне он увидел страшный эпизод по телевизору и находится под его впечатлением. Все замеченное надо обсудить с ребенком, чтобы развеять негативные мысли и через какое-то время вновь провести диагностику. А вот если результат в целом повторился, это уже о чем-то говорит и тогда Вам лучше обратиться за консультацией к психологу. Рисуйте, и воспользовавшись знаниями о тайнах детского рисунка, познавайте мир своего малыша!

О чём расскажут детские рисунки? 8 знаковых особенностей

Рассказывает Ирина Вшивкова, старший методист, психолог Городского психолого-педагогического центра (Москва):

— Действительно, рисунок любого человека многое может отразить. И даже если мы захотим нарисовать так, чтобы рисунок «не читался», на 100% это всё равно не удастся. Многие специалисты называют рисунок ребёнка графической речью, которая отражает всё увиденное, услышанное ребёнком (даже если малыш ещё не разговаривает). Кроме этого, рисунок может отразить реальное биохимическое состояние организма, состояние здоровья, самочувствие и, естественно, стабильные характеристики личности.

Проведено много серьёзных исследований об использовании рисунка как метода диагностики не только в клинической практике психиатрии, но и лечении соматических заболеваний (например, кардиологии, онкологии). Конечно, медицинский диагноз ставит врач. Тем не менее рисунок иногда помогает предположить наличие заболеваний или нарушений здоровья.

Если хотите понять, что отражает рисунок ребёнка, не стоит читать справочники для специалистов! Велик риск неправильной интерпретации. Например, нередко мамы и папы считают, что, если ребёнок часто использует чёрный цвет, значит, у него депрессия, страхи и т. д. Ничего подобного! Сам по себе чёрный цвет этого не означает. Более того, есть возраст, когда появление в рисунках чёрного цвета, тёмных оттенков говорит о положительной динамике развития ребёнка.

1. Изменения

Вы заметили, что рисунки малыша стали другими (резко поменялись стиль рисунка, цветовая гамма, сюжет, а также частота рисования). К примеру, ребёнок всегда рисовал яркими жёлтыми красками, а тут вдруг выбирает совсем другие цвета или только один, другой. Такие перемены могут говорить о том, что с ребёнком что-то происходит, его что-то тревожит или беспокоит.

2. Характер линий

Если рисунок выполнен ясными, чёткими линиями, значит, ребёнок открыт перед миром, уверен в себе или просто чётко представляет себе что он рисует. Когда линии слабые, еле заметные, стоит задуматься.

Самый простой вариант — ребёнок просто не умеет пользоваться ручкой или карандашом или у него неподходящий инструмент. Ведь родители не всегда используют правильные карандаши и даже не всегда знают, что есть карандаши для детей 2 лет, 3-5 лет, для школьников.

Второй вероятный вариант — ребёнок плохо представляет, что его просят нарисовать, но боится спросить. Или он в целом не очень уверен в себе. Возможно, его мало хвалят, обнимают, у него мало друзей и т. д. Такому ребёнку больше рассказывайте об окружающем мире, хвалите даже за маленькие успехи, чаще проводите время вместе.

Есть более серьёзные причины нечётких линий. Иногда слабость руки — следствие неврологических нарушений. Ребёнок при этом может ни на что не жаловаться. Дети до 10 лет не всегда адекватно могут ощущать боль и понимать, что и где болит. Из-за чего многие заболевания, связанные с нарушением работы нервной системы, костно-мышечного аппарата, диагностируются достаточно поздно. Взрослым кажется: ребёнок ленится рисовать или писать красиво, не старается. Про болезнь никто не думает, ведь больной по нашим представлениям должен страдать. А этого нет. Если вы заметили, что в рисунках ребёнка фактически нет нажима и это не связано с первыми двумя причинами, стоит показать его неврологу или хирургу. Нередко диагностируют такие нарушения здоровья у школьников, у которых плохое правописание и патологическая неграмотность. Но они легко устраняются, если с ребёнком начать вовремя заниматься.

3. Штриховка

Обращайте внимание на её количество на листе. Если штриховки слишком много и особенно если она выполнена с сильным нажимом, это может говорить о повышенной тревожности ребёнка, наличии страхов или плохом настроении. Например, ребёнок заштриховывает не только фигуры, но и всё пространство вокруг них, штриховка выходит за границы предметов, появляется там, где совершенно неоправданна.

Если вы это заметили, не стоит тут же приставать к ребёнку с расспросами, что его пугает или беспокоит, лучше самим проанализировать ситуацию в семье. Не создали ли взрослые почву для детских тревог? Если ребёнок видит, как мама с папой ссорятся каждый день, он начинает тревожиться. Ему же никто не объяснил: родители ругаются не потому, что не любят друг друга. Повод может быть самый банальный (скажем, мама хочет кухню красного цвета, а папа — белого). Но взрослые не хотят пояснять такие вещи ребёнку. Часто неумеренная штриховка появляется при переезде и поступлении в другую школу, при появлении в семье нового человека. Если ребёнку больше 6 лет, возможно, он сможет ответить на вопрос, что его тревожит. Если ребёнок младше, понаблюдайте, как он играет, — многое сможете понять. Не получается справиться самим — стоит обратиться к психологу.

4. Стереотипность

Ребёнок рисует одно и то же на протяжении долгого времени. Родителям девочек не стоит сразу пугаться, что дочери рисуют только принцесс, а родителям мальчиков, что те рисуют только машинки или драки. У детей есть так называемые эпохи развития, соответствующие возрасту увлечения, переживания. Например, эпоха увлечения динозаврами и теми же самыми принцессами, машинами — почти все дети это проходят. Но и те и другие могут быть разными — от рисунка к рисунку. Это нормально. Стереотипность — это когда в рисунках нет динамики. Если принцесса, то она всегда одета одинаково. Или малыш всё время рисует один и тот же домик, солнышко и травку. Иногда такие стереотипии могут отражать нарушение восприятия, внимания. Не стоит сразу пугаться, что ребёнок психически болен или у него замедленное развитие. Возможно, у него просто есть определённые трудности с тем, как изобразить мир. Если вы замечаете стереотипию в рисунках ребёнка, нужно проконсультироваться у психолога, чтобы вовремя решить проблему.

5. Сюжет

Помните: дети отражают в рисунках то, что мы помогли или позволили им узнать об окружающем мире. Смотрите на рисунки как на рассказ об их представлении о мире, в котором они живут. Если вы увидели что-то, чего не должно быть в детской картинке, нельзя сразу кричать: «Как ты посмел такое нарисовать?» Прежде чем пугаться, спросите: «А это что у тебя нарисовано?» Если ребёнок ответил, что он так нарисовал птичку или рыбку, не надо указывать ему на ошибки, правильнее отреагировать так: «Ух, а я не сразу узнал» или «Теперь понятно». Иногда родители могут заметить рисунки с сексуальным содержанием у детей младшего возраста. Чаще они вызваны любопытством и освоением новых навыков, а ещё тем, что дети любят срисовывать. И если журналом, который ребёнок нашёл, было глянцевое издание для взрослых, лежавшее в столе у папы или старшего брата, он будет срисовывать оттуда. Нередко испуганные родители заталкивают в кабинет психолога своё чадо и требуют: «Разберитесь, как он может такое рисовать!» И оказывается: в «сомнительном произведении» совсем не то, что привиделось родителям. Ещё раз подчеркну: не всегда нарисованное ребёнком реально существует в его жизни.

6. Изображения людей

Часто родителей пугает, когда ребёнок рисует людей без лиц или без ног, притом что он уже умел изображать полноценные человеческие фигуры. Такие рисунки могут отражать реальные отношения ребёнка с этим человеком. Например, если старший братик без глаз и без рук, возможно, ребёнок не хочет, чтобы тот видел, как он берёт его вещи, и наказывал его за это. Если так «ущербно» нарисован папа, может быть, ребёнок не согласен с его требованиями и запретами. Обычно в детском рисунке семьи выше всех изображён самый главный, по мнению ребёнка, член семьи.

7. Заплатки и кресты

Заплатки на частях тела человека, не свойственные внешнему виду, переплетённые руки или ноги. Если такие детали повторяются регулярно, возможно, ребёнка беспокоит болезнь. Располагаются заплатки обычно на месте органа, который болит.

8. Расположение рисунка на бумаге

Если рисунок едва помещается на листе бумаги, это может говорить о том, что ребёнок крайне эгоцентричен. Он хочет заполнить собой всё пространство, быть в центре внимания. Иногда это признак избалованности, скажем, когда в семье один ребёнок и все близкие его превозносят. А иногда наоборот — ребёнка обделяют вниманием. Остаётся показывать своё «превосходство» на бумаге. Бывает, что дети рисуют фигуры правильного размера, но берут слишком большой лист. Тогда изображённый предмет кажется мелким, но он действительно такого размера в жизни. Это может говорить о высокой самооценке. Уровень притязаний выше, чем он сейчас имеет. Дайте возможность ребёнку проявить себя, раскрыть потенциал.

В каждом возрасте свои отношения с цветами

До 2,5 года, когда дети только осваивают рисование, они очень любят яркие цвета: жёлтый, красный, светло-красный, светло-синий, светло-зелёный. Это связано с тем, что они их лучше различают.

В 2,5-4 года в рисунках появляются чёрные цвета. Это хорошо и означает, что ребёнок учится более чётко отражать мир, который видит вокруг.

В 5 лет ребёнок снова переходит к рисованию более яркими цветами. Но применяет их, как правило, в соот­ветствии с тем, что есть в реальности.

К 7-8 годам рисунок должен быть раскрашен в реальные цвета, если он видел данные предметы в жизни. Если у вас иначе, возможны две причины: у ребёнка богатая фантазия — и перед нами будущий писатель, архитектор — или (реже) есть проблемы со здоровьем.

Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули

Психология рисунка ребенка позволяет лучше понять его внутренний мир. В этих каракулях, словно в зеркале, малыш отражает все, что творится на душе: его индивидуальность, его мечты и стремления, его желания и даже страхи. Изучая рисунок, детский психолог может дать и оценку уровня развития ребенка, поскольку его недостаточный речевой аппарат не всегда позволяет выразить себя и свои мысли.

Обычно наиболее информативными в психологии считаются рисунки детей в возрасте 4,5-5 лет. В это время каракули приобретают завершенность и уже несут смысловую нагрузку. При этом цвет является не изобразительным средством, а способом описать настроение. Но как правильно трактовать рисунок малыша? И стоит ли переживать, если в детском творчестве преобладают тревожные красные и черные цвета? Давайте разбираться.

Оценка состояния ребенка с помощью психологии рисунка

Дети не умеют, а иногда и не хотят рассказывать о своих личных переживаниях. Весь внутренний мир они переносят на бумагу, где с помощью карандашей, фломастеров или красок выплескивают эмоции, проявляют отношение к какому-то событию, определяют свое место в окружающем мире. Поэтому внимательные и заботливые родители, понимая психологию рисунка ребенка, обсуждая с ним детали сюжета, изображенных персонажей, смогут лучше узнать его внутренний мир. А малыш в этот момент попытается донести до взрослых свои мысли и чувства, развивая тем самым речь, логику, пополняя запас слов. Сокровенные мечты и тайны, взаимоотношения со сверстниками, мировосприятие – все это родители узнают, если прислушаются к рассказу маленького художника о том, что он изобразил на бумаге.

Анализ сюжета рисунка и его завершенности

Этот пункт крайне важен для изучения внутреннего «Я» детей любого возраста. Малыши до 5-ти лет рисуют схематично, не задумываясь о деталях. Это связано с возрастными особенностями психики. Детки постарше рисуют схематично в том случае, если в данный момент у них нет интереса к этому занятию. Но могут изобразить придуманных героев, отражающих состояние их внутреннего мира. Необычные сюжеты говорят о хорошем воображении и творческой фантазии детей. Если же у сына или дочери получаются лишь абстрактные картинки, никак не связанные с окружающей реальностью, то родителям стоит обеспокоиться психологическим состоянием своего чада. Подобные изображения говорят о том, что у маленького человека проблемы в общении со сверстниками, нет верных друзей, его не устраивает собственное положение.

Все, что ребенок считает для себя важным и наиболее значимым, он рисует крупно, порой нарушая всякие пропорции. А маленьким изображает то, что не имеет для него большого значения.

Сюжет детского рисунка, изображенные на бумаге персонажи надо интерпретировать крайне осторожно, чтобы не ошибиться в эмоциональном состоянии ребенка. Малыш может нарисовать улыбающегося монстра, что говорит всего лишь о его игривом, шутливом настроении.

Тема картинки зависит и от пола ребенка.

Тема картинки зависит и от пола ребенка. Мальчики – это машины, самолеты, корабли, а еще война и солдаты. Девочки рисуют чаще принцесс в роскошных платьях, бабочек, цветочки. Когда рисунок будет закончен, поговорите с юным художником – кто на нем изображен, о чем думает его персонаж, радуется он или грустит. Позитивное настроение автора, его душевное равновесие отражают зарисовки природы – солнышко, лес, речка, трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Лист бумаги для ребенка – это целый мир, поэтому очень важно, какую его часть занимает детский рисунок. Детки, которым в этой жизни удобно и комфортно, расположат свой сюжет в самом центре листа. Робкий стеснительный малыш детали рисунка сделает мелкими. И вообще, маленькая картинка – это заниженная детская самооценка. А вот рисовать в центре листа, но так, чтобы заполнить все свободное пространство, будут дети с завышенной самооценкой.

Стоит обратить внимание и на то, как расположен детский рисунок по вертикали от центра.

Если он смещен в верхнюю плоскость, то это говорит о лидерских качествах, стремлении доминировать над окружающими, держать ситуацию под контролем. Соответственно, картинка в нижней части листа говорит о пассивном поведении, неуверенности, зависимости от окружения.

Сюжет, смещенный вправо, обозначает стремление в будущее. Это характерно для активных и решительных экстравертов, которые ум и интеллект ставят выше эмоций. Интроверты чаще рисуют на левой половине, их притягивает прошлое. Это очень эмоциональные дети, мечтатели, они долго не хотят взрослеть.

Анализ линий

Линии, которые проводит карандашом маленький художник, могут многое рассказать о его нервной системе. Активный динамичный ребенок в бодром состоянии рисует с сильным нажимом, уверенно обозначая контуры. Неуверенные, дрожащие линии, слабый нажим характерны для скованного, неуверенного в себе малыша. Либо он устал, причем не только физически, но и эмоционально. У детей с импульсивным характером нажим меняется в зависимости от настроения, становясь то сильным, то слабым.

Если вы заметили, что какая-то деталь на бумаге выделена ярче, линии проведены с более сильным нажимом, то имейте в виду – с этой деталью у ребенка ассоциируется эмоциональный подъем. К примеру, он может плотно заштриховать, закрасить рот нарисованной маме или бабушке, потому что часто слышит от них в свой адрес окрики и замечания.

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи. Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;

желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;

фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);

коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;

черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.

Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.

Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.

Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.

Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.

Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).

Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

Расшифровка рисунка «Моя семья» в психологии ребенка

Больше всего дети любят рисовать свою семью, людей, которых они видят каждый день. Семейный портрет для психолога – открытая книга, но и родители могут сделать анализ психологии рисунка ребенка о семье и многое узнать о себе. Главное, вовремя заметить тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

То, как расположены члены семьи на бумаге, говорит об их взаимоотношениях. Дети часто убирают из состава семьи нежелательных персонажей, объясняя это тем, например, что «папа в командировке», а сестра «ушла в свою комнату». Это не говорит о том, что отношения с ними не сложились, возможно, перед началом занятий произошла какая-то ссора, и ребенок выразил свою обиду тем, что не нарисовал своих родственников.

А вот любимые бабушки и дедушки появятся на картинке даже в том случае, если они живут в другом городе или даже стране.

Если изучить психологию рисунка ребенка, то можно заметить одну особенность. Того, кого он любит и считает самым близким и родным, он изображает рядом с собой. А если какие-то персонажи нарисованы отдельно ото всех, то чаще всего это означает, что малыш мысленно исключил их из своей семьи. Это может быть постоянно пропадающий на работе отец, брат или сестра, которые гораздо старше по возрасту.

Очень плохо, когда отдельно от всех малыш рисует себя, считая, что его никто не любит. Это должно обеспокоить родителей.

Изображение себя

Рисуя себя, ребенок занимает место либо в центре картинки (это нормально для единственного чада в семье), либо рядом с тем, кого он поместил в центр. Если фигурка малыша нарисована в стороне от родителей, то тем самым он обозначает свою отстраненность от семьи. Зачастую даже его собственные разъяснения вызывают тревогу: «Все ушли на праздник, а меня наказали (оставили дома, уложили спать)».

Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру.

Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру. Если же тщательно прорисованы прижатые к телу руки, то это говорит о неуверенности в себе. Фигурка с небольшими ручками или вовсе без них – понимание собственной неумелости. Возможно, похвала в его адрес звучит редко, а вот критикуют слишком часто.

Обычно фигуры на детской картинке соответствуют тому, что ребенок видит каждый день: родителей он рисует побольше, себя – поменьше, а младших братьев и сестер – совсем крохотными. Если же он изобразил слишком маленьким себя, то это говорит о потребности в заботе, о неуверенности, возможно, страхе.

О неуверенности в собственных силах говорит и еще одна особенность детского рисунка – «отрыв» себя от земли. Папа и мама нарисованы правильно, а чадо как бы висит, держась за их руки: голова находится на одном уровне с родителями, а ноги до земли не достают. Родители могут посчитать такую картинку просто неудачным опытом, даже не догадываясь, что малыш чувствует себя некомфортно, когда с ним общаются на равных.

Страх и агрессия на детских рисунках

Признаки страха и агрессии тоже можно увидеть в детских сюжетах. Психологи их сразу замечают, а вот родители могут остаться в неведении, принимая все за фантазию.

Огромные руки, похожие на грабли, ребенок нарисует тому члену семьи, который ведет себя агрессивно по отношению к остальным. Если он себя так нарисовал, значит, что-то вызывает в нем постоянную злость, которую он вынужден прятать от окружающих.

Четкие очертания ярких зрачков означают, что малыш испытывает чувство тревоги. О том же говорит и жесткая штриховка с сильным нажимом.

Яркое свидетельство агрессии и злобы – огромные кулаки, зубы, длинные и острые ногти. Если это детали автопортрета, то ребенку явно нужна защита, которой он не чувствует в своей семье.

Секс и детские рисунки

Изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей говорит скорее об их интересе к собственному телу и о понимании гендерного различия, о котором детки обычно узнают, когда начинают посещать детский сад. Вряд ли кто-то учит их этому специально.

Но если 6-7-летняя девочка рисует себя с развитым бюстом, или мальчик того же возраста добавляет себе «взрослые» усы и бороду, то это может вызвать некоторые опасения. Хотя чаще дети таким способом пытаются привлечь к себе внимание, приукрасить себя. Рисуя семью, они больше всего времени тратят на собственное изображение: прорисовывают детали одежды, украшения (девочки рисуют себе пышные прически и золотую корону).

Но окружение ребенка лучше еще раз проверить: нет ли к нему подозрительного внимания со стороны взрослого, или он случайно получил доступ к информации «18+» (порнофильм, журнал с откровенными фотографиями), которая его напугала?

Читайте также:
Игры с ручкой и бумагой - чем развлечь ребенка в дороге?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: