Какое влияние оказывает реклама на ребенка – почему дети не отрывают глаз от рекламных роликов

Влияние рекламных роликов на психическое развитие детей в период возрастных кризисов.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что реклама все чаще вмешивается в жизнь детей, управляя ими на осознанном и бессознательном уровнях, поэтому важно выяснить влияние рекламы на детей.

Скачать:

Вложение Размер
vypusknaya_kvalifikatsirnnaya_rabota.doc 615 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студента Гуманитарного факультета очной формы обучения

Суржик Василия Ивановича

(фамилия, имя, отчество)

Влияние рекламных роликов на психическое развитие детей в

период возрастных кризисов.

«Допущено к защите»

(уч. степень, звание, инициалы и фамилия)

(уч. степень, звание, инициалы и фамилия)

«10» мая 2012 года

«08» мая 2012 года

Глава 1 Влияние современной рекламы на психическое развитие детей …….6

1.1 Влияние современной рекламы на детскую аудиторию……. …………. 6

1.2.Психические процессы в условиях рекламных коммуникаций……. …………………………………………………………….14

1.2.1. Проблема исследования психических процессов детей в рекламе…………………………………………………………..……………….14

1.3. Особенности и специфика создания детской рекламы…………………………………………………………………………..36

Выводы по первой главе……………………………………………. ……. 38
Глава 2 Подходы к периодизации психического развития и возрастные кризисы ……………………………………………………………………….…40

2.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии …………………………………………………………………. 40

2.2.Возрастные кризисы у детей……………………………………………..…47

2.3. Психологические особенности восприятия рекламы детьми разного возраста………………………………………………………………………. …56

2.4. Позитивные и негативные аспекты влияния телевизионной рекламы на детей и родителей…………………………………………………………….…62

Выводы по второй главе……………………………………………………. …67

Глава 3 Эмпирическое исследование влияния рекламных роликов на психическое развитие детей в период возрастных кризисов……………..….70

3.1. Практические рекомендации по созданию детской рекламы……………78

3.2. Роль психолога в создании рекламных роликов………………………….79

Выводы по эмпирической части………………………………………………..82

Список используемой литературы……………………………………………. 85

Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так, как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом, а дети по данным различных опросов являются потенциальной аудиторией.

Грамотно воздействовать на детскую аудиторию – довольно сложная задача, поскольку продвижение детских товаров и услуг сопряжено с огромным количеством рисков для рекламодателя.

Услышать что-либо положительное о детской рекламе – большая редкость даже от тех, кто в ней работает. Но многое в детской рекламе подвергается критике и пересмотру: законодательные основы, психологическое влияние на детскую аудиторию и родителей.

В данной работе мы рассматриваем одну из актуальных проблем психологии рекламы – влияние рекламных роликов на психическое развитие детей в периоды возрастных кризисов. Специфика исследования состоит в том, что в современной научной литературе недостаточно информации по данному вопросу.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что реклама все чаще вмешивается в жизнь детей, управляя ими на осознанном и бессознательном уровнях, поэтому важно выяснить влияние рекламы на детей. Методологической основой работы являются концепции и исследования таких ученых психологов как:

А.Н. Лебедев-Любимов, Л.С. Выготский, К. Бюлер, Р. Заззо, П.П. Блонский, 3. Фрейд, Л. Колберг, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.С. Слободчикова, Д.Б. Эльконин.

Объект исследования – восприятие рекламных роликов на детей в период возрастных кризисов.

Предмет изучения являются – психологические факторы, влияющие на восприятие рекламных роликов у детей.

Цель данной работы является – изучение влияния рекламных роликов на восприятие детей.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи :

  • Изучить научную литературу по данной проблеме в трудах отечественных и зарубежных психологов;
  • Провести исследование по выявлению влияния рекламных роликов на детей в периоды возрастных кризисов;
  • Определить деятельность психолога при создании рекламного ролика;
  • Разработать анкету для родителей направленную на выявление отношения к рекламе, определения влияния рекламы;
  • Создать рекламный ролик и флаер на основе теоретических и практических данных.

В качестве основной гипотезы исследования выступило предложение о том, что: р екламные ролики влияют на психическое развитие детей в периоды возрастных кризисов.

Методы используемые в эмпирической части работы:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анкетирование;
  • Количественный и качественный анализ данных.

Данная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

Первая часть включает в себя главы 1 и 2 которые состоят из пятнадцати подглав. Вторая часть работы состоит из эмпирического исследования по теме: «Влияние рекламных роликов на психическое развитие детей в период возрастных кризисов» и соответствующих теме приложений.

Использованный теоретический и практический материал данной работы может служить основой для создания детских рекламных роликов и будет полезен для педагогов и психологов изучающих проблему влияния детской рекламы на психическое развитие детей.

Глава 1. Влияние современной рекламы на психическое развитие детей.

Если рассматривать вопрос о рекламе и ее влияние на детей, необходимо дать этому понятию конкретное определение.

Реклама – это призыв что-нибудь купить или воспользоваться предлагаемой услугой.

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация , распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1] .

Существуют множество определений понятия «реклама». Рекламу можно определить, как комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, создания позитивного имиджа фирме, организации и отдельным институтам общества.

Из многообразия рекламных средств, телевизионная реклама – самая распространенная и оказывающая максимальное воздействие на аудиторию. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия и, во-вторых, огромной аудиторией.

Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики.

Рекламный ролик – рекламный постановочный игровой фильм продолжительностью от минуты до нескольких, рассчитанный на широкую аудиторию, представляющий товары народного потребления; имеет, как правило, динамичный сюжет с неожиданной развязкой, ограниченное количество персонажей; демонстрируется перед началом кинофильма, по телевидению; видеоролики различаются как постановочные, анимационные и комбинированные (с участием реальных предметов и мультперсонажей) [2] .

Современные рекламные ролики на телевидении – короткометражные фильмы или мультики. В них есть красивая картинка, приятная музыка. Это привлекает маленьких зрителей. Многие родители замечают, когда по телевизору идет какой-нибудь рекламный ролик, их малыши не могут оторвать взгляда, завороженные калейдоскопом пестрых картинок и мелодий. Даже мультики или фильмы им так не интересны.

Индустрия рекламы активно эксплуатирует детей. «Правильные» установки по отношению к тому или иному брэнду стараются сформировать у человека как можно раньше. В этом есть своя логика. Многие специалисты ограничивают верхнюю возрастную «планку» любой целевой аудитории 45-50 годами. Считается, что затем воздействовать на мнение человека практически невозможно. Гораздо выгоднее привлечь к себе молодую аудиторию, легко воспринимающую все новое, с неустоявшимися вкусами, привычками, с еще несформировавшимся стилем и образом жизни. Поколение, с юных лет воспитанное в духе приверженности к определенному брэнду, сохранит свою привязанность на протяжении всей жизни. Они пронесут свою лояльность через годы, а рекламные бюджеты, не формирующие, а лишь поддерживающие интерес этих людей, существенно снизятся. Такое мнение подтверждает и психологическая наука.

В мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определения ее достоверности. Любой живой организм постоянно атакует огромное количество разнообразных, иногда противоречивых сигналов. Они несут в себе информацию о происходящем как во внешней, так и во внутренней среде. У человека вся информация подвергается сознательной или бессознательной оценке с точки зрения ее достоверности и значимости. Благодаря этому он ограждает себя от реагирования на ненужные сигналы, которые несут несущественную либо ложную информацию. Восприятие информации без ее критической переработки как раз и свойственно маленьким детям. В этом возрасте это биологически целесообразно. Человеческий мозг как губка впитывает любую информацию, ведь она может понадобится ему в будущем. Лишь в дальнейшем, по мере накопления жизненного опыта и развития логического мышления, воспринимаемое начинает подвергаться критическому анализу.
Большинство взрослых телезрителей не любит смотреть рекламные ролики. Бесконечное повторение одной и той же рекламы быстро приводит к эффекту «перекорма». Обилие рекламных вставок во время просмотра телепрограмм и однотипные сюжеты вызывают раздражение. Отсюда как следствие – быстрое переключение телевизора с одной программы на другую, к которому прибегают, чтобы не смотреть рекламу. После широкого распространения пультов ДУ в 1980/90-х годах это явление приобрело тотальный характер. Большинство взрослых телезрителей, не желая смотреть рекламный блок, переключает телевизор.
А у маленьких детей практически отсутствует чувство раздражения из-за однотипных рекламных роликов, которые повторяются бесконечно. Один и тот же ролик они готовы смотреть многократно и с неослабевающим интересом. Малыши от 4 до 6 лет, а вовсе не платежеспособные взрослые продолжают смотреть телевизор во время трансляции рекламных блоков. Как свидетельствует опрос, проведенный в 2003 году компанией «КОМКОН-Медиа», именно дети составляют более половины (52,4%) зрительской аудитории, на которую так рассчитывают рекламодатели. Чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте рекламный ролик до конца досматривает 44,8% детей, то к 19 годам – только 15,9% [3] . Также установлено, что дети до 12 лет видят в среднем до 25 000 телереклам в год. Дети в возрасте от 2 до 7 лет ежедневно проводят у телевизора в среднем около 2 часов, что делает их легкой мишенью для рекламодателей.
Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения. Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Это основано на физиологической особенности восприятия: внимание человека фокусируется на изменениях в окружающем пространстве, а не на том, что неизменно. Без дополнительного волевого усилия ребенок не может долго концентрироваться на стационарном объекте. Накапливается усталость и внимание переключается самопроизвольно. И наоборот – чем больше изменения, тем сильнее внимание к ним.
Современная реклама характеризуется динамичностью. Интенсивность сменяемых друг друга образов очень высока. Взрослый, имея достаточно развитую волю и сформированное критическое мышление, при желании легко «отстраивается» от мельтешения рекламных картинок на экране и запросто переключается на другую программу. Ребенок полностью под властью рекламы. В рекламных роликах визуальные образы меняются настолько быстро, что внимание ребенка просто не успевает уставать и послушно следует за ними. Поэтому, о каком бы товаре не шла речь, ролики, напрямую обращенные к детям, отличаются быстротой, яркостью и неизменной веселостью, никогда не сообщая информации о продукте как таковом.
Данное явление отнюдь не исчерпывается только биологическими процессами. Физиологические особенности детского восприятия всегда ложатся на процесс социализации ребенка, начало которой приблизительно совпадает с началом обучения в школе и, соответственно, – на большую, практически без малейшей критичности, доверчивость детей к взрослым, в первую очередь к родителям и учителям. Поэтому воздействие соответствующее организованной массированной информации на ранних этапах социализации индивида очень велико. Часто оно таково, что, как показывают результаты исследований, никакие, даже самые убедительные новые данные о конкретном объекте в дальнейшем не способны существенно повлиять на сформировавшееся на основе впечатлений детства отношение – детские впечатления – самые сильные. Под влияние «вы этого достойны» должны попадать самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления. Залог успеха – массированность и всеохватность рекламы соответствующего брэнда, тотальность подачи «формирующей» информации.
Во все века правители знали, что формировать любовь к очередному «Великому вождю и учителю» нужно с младенческого возраста.
Политтехнологи президента Путина давно уделяли много внимания работе с молодежью. При этом основную целевую группу составляли студенты и старшеклассники. Но вскоре президента заинтересовал и более отдаленный по возрастным характеристикам электорат – ученики младшей и средней школы. В наше время многие из них, несмотря на возраст, весьма «продвинуты» и чувствуют себя в киберпространстве как рыбы в воде, потому в качестве информационного поля для пропагандистского воздействия на школьников был избран Интернет. В Рунете открылся детский интернет-ресурс «Президент России гражданам школьного возраста». В течение полутора лет его созданием занималась команда высококлассных специалистов, в т.ч. детских психологов. Предполагаемая аудитория – школьники от 8 до 13 лет.
Этот сайт мастерски выдержан в духе сказки. На нем представлена конституция страны, фотоальбом действующего президента, трехмерные модели всех кремлевских церквей и дворцов, иллюстрированная история России. Экскурсию ведут виртуальные персонажи – Добрыня Никитин, Илюша Муромцев и Аленушка Попович. Особенно пикантно выглядит раздел «часто задаваемых вопросов». Дети могут узнать, «кто главнее: президент или мама?», «должен ли ребенок с утра до вечера восхищаться президентом и во всем с ним соглашаться?», «что нужно делать гражданину, который слишком сильно любит своего президента?» и многое другое [4] .
Влияние рекламы на детей приносит немалые выгоды не только в дальней, но и в ближайшей перспективе. Так, в США дети в возрасте от 4 до 12 лет ежегодно тратят около 4 миллиардов долларов только своих карманных денег. Это весьма влиятельная группа населения, численностью около 35 миллионов, в целом «контролирующая» примерно 15 миллиардов долларов из всех денег, расходуемых на покупки. Влияние рекламы столь велико, что известны многочисленные случаи, когда «ответственными» за выбор семьей того или иного брэнда при покупке дорогостоящих товаров оказывались 2-летние дети. Реклама для таких детей – основной источник информации, оказывающий решающее влияние на образ их мыслей. Ежедневными покупками продуктов для дома занимаются 60% девочек-подростков и 40% мальчиков [5] .
Формированию детских комплексов активно способствует реклама. Так, руководитель одного американского рекламного агентства прямо заявляет: «Лучшая реклама – это та реклама, которая заставляет человека, не использующего рекламируемое, чувствовать себя неудачником. То, что обещания популярности и успеха, которыми все производители традиционно снабжают рекламу своих товаров, абсолютно лживы, хорошо известно большинству взрослых. Но дети и подростки очень чувствительны к этому. Если вы станете просто уговаривать их купить что-либо, они будут упрямиться всеми силами. Но стоит вам сказать, что если они этого не купят, с ними никто не будет дружить, как их внимание вам обеспечено. Вы играете на эмоциональной уязвимости, а с беззащитными детьми это легко» [6] .
Ему вторят наши, отечественные специалисты: «Человеческие детеныши любят играть, соревноваться по всякому поводу и без него и стараются быть не такими, как все. Отсюда – любовь к иронии, неологизмам, смешным словообразованиям, эпатажным фразам. Это проходит куда лучше, чем умилительные картинки или нравоучительные выводы. При этом дети ничуть не глупее взрослых, просто у них меньше жизненный опыт и словарный запас. И авторитеты у них специфические, так как Наполеона они еще не проходили; Пушкин плохой, потому что его нужно учить наизусть; а вот Васька из соседнего подъезда все знает… А потому цитаты – отменить, заимствованные слова – тоже, длинные предложения – на свалку, а фразу Сократа: «Скажи так, чтобы я увидел» – на флаг. » [7] .
Большинство родителей также негативно относятся к рекламодателям, «обрабатывающим» их детей. Психологи по этому поводу не дают однозначного ответа. Это связано и с тем, что сами психологи сегодня востребованы индустрией рекламы. Они активно помогают рекламодателям разрабатывать способы воздействия на детей, направленные на то, чтобы заставить последних покупать товары. У специалистов существуют две точки зрения по поводу детской рекламы.
Сторонники первой утверждают, что реклама не оказывает какого-либо негативного влияния на психику ребенка. Максимум, чего она может достичь – это заложить культурологические посылки на будущее.
Вторая группа психологов резко критикует такой подход. Приводятся следующие аргументы. Сегодня рекламодатели и рекламисты стараются как можно раньше начать формировать «материальные» установки, а это может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Это приведет к появлению множества психологических комплексов в будущей взрослой жизни. Для такого индивидуума ответ на вопрос «Что есть я?» будет звучать только так: «Я – тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду». Самоидентификация будет возможна только через составление списка потребляемых брэндов, «раскрученных» массированной рекламой. Невозможность обладания «полным списком» приведет к тотальному комплексу неполноценности. Кроме того, реклама часто культивирует насилие и приучает детей к потреблению товаров, которые не только не полезны, но даже вредны.

1.2. Психические процессы в условиях рекламных коммуникаций.

Особенности влияния телевизионной рекламы на детей

Рубрика: Психология

Дата публикации: 01.04.2018 2018-04-01

Статья просмотрена: 1587 раз

Библиографическое описание:

Семенова, М. А. Особенности влияния телевизионной рекламы на детей / М. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49044/ (дата обращения: 15.12.2021).

Реклама оказывает значительное влияние на наш стиль жизни, взгляды и даже на отношение к окружающему миру и к себе. Телевидение в свою очередь является наиболее эффективным средством ее распространения. Хорошая запоминаемость и частая повторяемость — одни из основных характеристик успешной телевизионной рекламы. Посредством телевизионной рекламы в сознание потребителей надежно внедряется только то, что необходимо рекламодателю. Дети более восприимчивы к рекламе. Это объясняется тем, что реклама использует для привлечения внимания приемы, специально разработанные и рассчитанные на психику взрослого человека [5]. Ребенок открыт воздействию рекламы, взрослый же, напротив, может контролировать ее, просто переключив на другой канал или выключив телевизор. Телевизор есть практически в каждом доме и часто используется, чтобы развлечь или успокоить ребенка, поэтому тема особенностей влияния телевизионной рекламы на детей сегодня особенно актуальна. Сторонники рекламы настаивают на ее полезности и необходимости для экономического развития, оперируя тем, что реклама ускоряет сбыт произведенных товаров, стимулирует увеличение потребления и, как результат, рост выпуска продукции; кроме того, реклама стимулирует конкуренцию и расширяет рынки [2].

Наряду с этим существует и негативное воздействие рекламы: часто является причиной перепроизводства; повышение цен на анонсируемую продукцию обусловлено большими расходами на рекламу. Ведь на нее расходуются не только значительные средства, но и ресурсы, в частности, с применением технологий, которые наносят вред экологии. Кроме того, реклама создает у человека искусственные потребности. У детей вследствие телевизионной рекламы часто проявляется стремление к активному манипулированию [2].

Эксперты, изучающие вопросы манипулирования, обратили внимание на завораживающий эффект воздействия телевизионной рекламы. Она расслабляет, благодаря чему и достигается пассивность восприятия. В своей работе С. Г. Кара-Мурза обращает внимание на этот эффект, оказываемый телевизионной рекламой на потребителя. А именно, что сочетание текста, музыки, образов и комфортной, домашней обстановки является причиной к снижению умственной активности и критичности восприятия информации по причине релаксации [3].

Как мы видим, психологическое и физиологическое влияние рекламы тесно взаимосвязаны. Что касается детей, то следует помнить, что им намного сложнее, чем взрослым, оторваться от просмотра красочного рекламного ролика (особенно детям младшего возраста). Неподвижное положение ребенка (не имеет значения сидячее или лежачее) при просмотре рекламного ролика может привести к таким физиологическим проблемам как гиподинамия, замедление обмена веществ, накопление излишков жира в организме [1]. В дальнейшем это может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.

По статистике, чем младше ребенок, тем больше вероятность, что он досмотрит рекламный ролик до самого конца. Например, в 9 лет до конца рекламный ролик досматривают 44,8 % детей, а к 19 годам процент «досмотревших» сократился почти втрое и составляет всего 16 %. (по данным опроса, проведенного в 2013 году компанией «КОМКОН-Медиа») [4].

Чтобы выявить специфику и характер влияния телевизионной рекламы на детей различного возраста, а также с целью определения отношения детей к рекламе и их особенностей восприятия, нами было проведено исследование.

Выборка: Дети различного возраста, учащиеся средней школы. 26 детей 1 класса (7–8 лет), 24 ребенка 5 класса (11–12 лет) и 23 ребенка 9 класса (15–16 лет).

Метод исследования: анкетирование.

  1. Выявление отношения детей к рекламе;
  2. Понимание главной функции рекламы;
  3. Эффективность рекламы.

Этап 1. Выявление отношения детей крекламе

Результаты первого этапа исследования на определение позитивного или негативного отношения детей разных возрастных групп к телевизионной рекламе представлены ниже в таблице 1.

Нравится ли тебе реклама на телевидении?

Как научить ребенка вести бюджет

Бережем финансы смолоду

Каждый взрослый — это всего лишь большой ребенок со своим собственным представлением о ведении бюджета.

Разберемся, как правильно давать детям деньги на карманные расходы и зачем это вообще делать.

Когда давать

Святая обязанность каждого родителя — объяснить ребенку, что, несмотря на неограниченное количество хотелок, количество денег в кармане все-таки величина конечная. Начиная с 3—4 лет дети уже понимают, что если у мамы в кошельке 1000 рублей и нужно купить продукты на 800, то ему останется только 200 рублей, на которые можно выбрать сладости и небольшую машинку — или машинку побольше, но одну, но с моторчиком. Пусть он сам примет решение.

Первые карманные деньги ребенок может получить уже в 6—7 лет. В это же время у него появляется относительная свобода передвижения и доступ к самостоятельным покупкам. В таком возрасте дети уже умеют считать, но вот вести бюджет им пока что сложно, поэтому не стоит сразу перегружать их карманы большой суммой на месяц. Лучше выдавать меньше, но чаще. Чем старше ребенок, тем реже выплаты: старшеклассник вполне может планировать свои расходы и начинать зарабатывать самостоятельно.

Сколько давать

Размер карманных расходов — личное дело каждой семьи. Однако необходимо отталкиваться от возраста ребенка и его реальных потребностей. Первокласснику на неделю достаточно 200—500 рублей, подросток же эту сумму потратит за несколько часов.

Постепенно включайте расходы на ребенка в его карманные деньги: проезд, питание в школьной столовой, занятия с репетитором. Карманные расходы в конечном итоге должны приблизиться к сумме, необходимой ему для самообеспечения.

Как давать

Объясните ребенку, что карманные деньги — это регулярная сумма, которую он будет получать независимо от оценок, поведения в школе и помощи по хозяйству. Это не зарплата и не инструмент поощрения или наказания, а возможность научиться планировать личный бюджет и распоряжаться деньгами.

Важно

Есть шесть базовых принципов, которые помогут воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам:

  1. Периодичность. Покажите личный пример финансовой обязательности: обещали выдавать деньги раз в неделю — соблюдайте режим.
  2. Накопления. Научите ребенка копить на крупные покупки, выступите в роли банка и предложите несколько вариантов «вкладов» с разными условиями. Поиграйте с процентной ставкой и ежемесячными суммами пополнения, подпишите договор и не забывайте информировать «клиента» о начисленных процентах. Можно в форме смс.
  3. Кредит. Не терпится купить велосипед, а нужная сумма еще не накоплена? Возьмите часть обязательств на себя, но и помогите ребенку почувствовать себя взрослым — оформите «кредит» на недостающую сумму. Покажите, сколько денег съест переплата и в течение какого срока придется возвращать заём.
  4. Отдали — забыли. Позвольте ребенку самостоятельно распоряжаться своими деньгами — не заставляйте его покупать энциклопедию по истории Древнего Рима вместо новой модели трансформера. Это его деньги, которые он вправе тратить на личные нужды.
  5. Право на ошибку есть у каждого. Ребенок может спустить все карманные деньги сразу — дайте ему возможность сделать это в детстве и самостоятельно оценить последствия. Тогда в будущем он научится долгосрочному планированию бюджета.
  6. Будьте примером финансовой грамотности. Соблюдайте установленные правила ведения семейного бюджета, не совершайте незапланированные покупки, делитесь личным опытом приумножения капитала.

Карманные деньги — это прекрасный инструмент осознания своей самостоятельности, первый и очень важный шаг к финансовой свободе. Чтобы знать, чему еще научить собственного ребенка, прочитайте эту подборку статей о финансовой грамотности:

  1. Как перестать спускать все деньги на ненужное.
  2. Как перестать быть шопоголиком.
  3. Как начать вести бюджет.

Нужно ли давать карманные деньги детям

Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то сколько и как часто? Платить ли за оценки? Надо ли контролировать траты ребенка? Можно ли наказывать ребенка лишением карманных денег? Ответы на эти вопросы, а также 5 правил выдачи карманных денег вы найдете в статье, которую специально для вас подготовил финансовый консультант Бробанка.

Давать карманные деньги или нет

Для 87% родителей (и я в их числе) — это уже не вопрос. Карманные деньги детям они дают. Я – за выдачу карманных денег. Объясню почему.

Карманные деньги позволяют:

  1. Совершать ошибки, когда их стоимость невелика. Гораздо лучше сделать неправильный выбор ребенком, спустив все карманные деньги на «хотелки», чтобы понять, что денег на поход в кино с друзьями не осталось. Чем во взрослой жизни потратить зарплату на ненужные покупки, развлечения и залезть в кредиты.
  2. Научиться делать выбор, планировать. Делая выбор, как потратить деньги, дети начинают задумываться о стоимости вещей, определяют для себя важность той или иной покупки.
  3. Научиться беречь и ценить вещи. Дети намного бережнее относятся к вещам, которые куплены за их собственные деньги.
  4. Сформировать у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Ведь теперь он – главный по тратам своих денег!

Карманные деньги – единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами и понять, что любые траты любят счет.

С выдачей карманных денег разобрались.

Какую сумму выдавать

Многих родителей интересует вопрос: «Если деньги давать, то сколько?». Для примера – опыт разных стран:

  • В США размер карманных денег привязывают к возрасту. В 7лет – 7$ долларов в неделю, в 10 лет – 10$.
  • В Германии выдача карманных денег подкреплена законодательно. Есть даже специально разработанная таблица платежей: начиная с 5 лет, ребенок должен получать по 1 евро в неделю. Размер карманных денег растет вместе с детьми. Подросткам 12-13 лет выдают в среднем 20 евро в месяц, а 16-летним – 50 евро. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу.
  • В Нидерландах Правительство составило советы, сколько карманных денег выдавать детям. Ребенку 6–8 лет рекомендуется давать максимум 2 евро в неделю, 12-летним — до 20 евро в месяц, 18-летним — до 30 евро/мес.

В России сумма карманных денег выделяется на усмотрение родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для вашего бюджета.

До 7 лет я выдавала дочке по 100 руб. в неделю. Постепенно увеличивала сумму. Сейчас дочке 10 лет и она получает на карманные расходы 1 000 руб. в месяц.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму

Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета. Для этого выделите раз в месяц специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — ресурс, который нужно заработать. Расскажите, откуда в семье появляются деньги, почему их нужно тратить разумно.

К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают детям про семейный бюджет, но не спрашивают их мнения. Интересуются мнением и советуются со своими детьми по поводу бюджета семьи лишь 15% родителей.

Большинство россиян — 61% не привлекают детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.

В нашей семье тема денег – не табу!

Моя дочь с 6 лет участвует в планировании бюджета. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачиваются в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает — обсуждаем, определяем первоочередные расходы и учимся договариваться друг с другом.

Детям тема денег интересна. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его кружки и покупки. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.

Привлекая детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их важность и растите себе финансовых союзников!

Как правильно выдавать карманные деньги

Вот 5 правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям не наделать ошибок и воспитать финансово-грамотного ребенка!

1. Выдавайте деньги регулярно!

Эксперты считают, что чем меньше возраст, тем чаще нужно выдавать деньги, например, 1-2 раза в неделю.

Детям старшего возраста лучше выдавать одинаковые суммы 1-2 раза в месяц. Это поможет им научиться планировать бюджет и грамотно распоряжаться деньгами.

А еще лучше поговорить с ребенком и совместно определить периодичность выдачи карманных денег.

Платите ребенку вовремя! Нерегулярная выдача карманных денег приведет к потере смысла карманных денег – научиться планировать и тратить деньги разумно и выгодно.

2. Выдавайте четко оговоренную сумму

Каждый ребенок должен понимать сколько карманных денег он получает и почему. Выдаваемая сумма денег должна быть фиксированной, вне зависимости от поведения ребенка или настроения взрослых. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Карманные деньги — это финансовый тренажер для детей. Если ребенок потратил месячную сумму в первый же день и с грустными глазами просит выдать еще – не поддавайтесь!

Не выдавайте деньги раньше срока. Только так ребенок научится распределять свой бюджет. Если ребенок получает деньги без каких-либо условий, большими суммами, он не научится их ценить.

Не давайте деньги бессистемно, по любым событиям или по настроению. Так во взрослой жизни человек будет верить в чудеса, ждать, когда на него «свалятся деньги».

3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег

Я понимаю, что, запрещая ребенку тратить деньги на ерунду, ругая его за ненужные на ваш взгляд покупки, вы хотите показать, что деньги – это не игрушка и нужно тратить их с умом! Но так вы оказываете детям медвежью услугу.

Ребёнок, которого родители чрезмерно оберегают, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовым ошибкам и потере денег во взрослом возрасте.

Жестко контролируя расходы ребенка, вы показываете, что деньги принадлежат ему формально. Он обязан соглашаться с вашими вариантами траты денег и не имеет права собственного голоса.

Так родители формируют у ребенка появление чувства страха ошибок и неуверенности в себе. При жестком контроле теряется смысл обладания карманными деньгами, ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться.

Совет: Доверяйте выбору ребенка. Дайте ему право на собственные ошибки.

Первые попытки тратить деньги часто приводят к ошибкам. Но так дети получают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и родительских нотаций. На ошибках все мы учимся гораздо быстрее!

Наша задача, как родителей — ненавязчиво подсказать детям, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных покупок.

Ребенок должен знать, что в лице родителей он получит совет и поддержку, а не суровых и строгих критиков. У меня нет жесткого контроля за расходованием карманных денег.

Раз в месяц перед выдачей карманных денег, мы анализируем и обсуждаем покупки дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно бесполезны, но я не критикую ее действия. Это личные деньги дочки, и она может тратить их куда хочет.

Пусть лучше дочь потратит все деньги на жвачки, шоколадки и пушистые брелочки в 10 лет и поймет, что так не сможет накопить на важную крупную покупку (она копит на собаку), чем такая ситуация произойдет в старшем возрасте.

Мой личный лайфхак: Чтобы контролировать расходы ребенка незаметно, по достижении дочкой 10 лет, открыла ей детскую карту.

Стоимость от 0 Р
Кэшбек 1-30%
% на остаток До 6%
Снятие без % До 20 000 р.
Овердрафт Нет
Доставка 1-2 дня

Теперь я могу в любой момент посмотреть ее траты. Перед началом пользования картой объяснила ей правила финансовой безопасности.

4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими

Дети ценят карманные деньги. Родители знают об этом и часто пытаются сделать деньги инструментом наказания. Это неверная стратегия! Я против родительских манипуляций с карманными деньгами!

Лишая ребенка денег по своему настроению, без объяснения причин, или объясняя это плохим поведением ребенка, родители развивают у него чувство беспомощности и неуверенности.

Система наказаний и поощрений должна быть максимально прозрачной. Лишение карманных денег приводит к тому, что дети начинают обманывать.

Наказывать ребенка лишением карманных денег можно, если вы заранее обсудили с ним условия ограничения в деньгах. Можно лишить денег за очень серьезный проступок, но обязательно объяснив ребенку мотивы такого решения.

5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе

Я против того, чтобы платить детям за оценки. Дети учатся в школе для получения знаний, а не для заработка денег. Учиться — их важнейшая задача.

Я не плачу дочке за хорошие оценки. А вот за хорошие результаты в четверти, победу на конкурсе дарю подарки, о которых она мечтает, но опять же в пределах семейного бюджета.

Стараюсь дарить не вещи, а эмоции — развлекательные поездки в аквапарк, батутный центр, планетарий, путешествия и т.п.

Электронные деньги или наличные

И еще важный момент – электронные деньги – это не наличные. Покупая за наличные, детям сразу понятно, сколько денег осталось в кошельке. Наличные деньги можно физически пересчитать.

С электронными деньгами этого сделать не получится. Есть риск, что ребенок потратит все деньги на карте и даже этого не заметит.

Поэтому рекомендую открывать банковскую карту для детей более старшего возраста, подробно рассказав, что к чему. Детям 5-7-9 лет лучше выдавать наличные.

В современном мире без денег не прожить. Чтобы стать богатыми, нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь их грамотно тратить. Карманные деньги – отличный практический инструмент, помогающий детям понять ценность денег, научиться планировать и правильно распоряжаться своими финансами.

Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.

Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.

В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.

Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.

Профи для любой задачи

  • Английский язык
  • Массаж
  • Уборка
  • Маникюр
  • Консультация психолога
  • Фотосъёмка
  • Ремонт бытовой техники
  • Стрижки
  • Русский язык
  • Мелкий ремонт
  • Наращивание ресниц
  • Биология
  • Обществознание
  • Фитнес
  • Макияж
  • Математика
  • Физика
  • Мытьё окон
  • Коррекция бровей
  • Химия
  • Помощь по дому
  • Причёски

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственных ошибках ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами . Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.

Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.

Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.

Мы ввели в доме особую систему. Каждый ребёнок в начале недели получал по 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса за компьютером или мобильным устройством, либо на 50 центов. Таким образом за неделю набиралось либо 5 часов у экрана, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведённые за чтением книги, ребёнок мог получить дополнительный жетон, который гарантировал ему ещё полчаса у компьютера или лишние 50 центов. Эта система помогла добиться потрясающих результатов: буквально за день время у экрана сократилось на 90%, зато дети стали читать гораздо больше, а мы перестали тратить время на то, чтобы их контролировать .

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.

Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.

Советы о карманных деньгах

Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.

Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.

Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.

Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.

Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.

Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.

Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.

Карманные деньги: сколько и с какого возраста давать детям

То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей.

Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.

Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Это долгая и сложная работа, поэтому начинать лучше как можно раньше. Уже с детсадовского возраста полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое». А 6 лет – отличный возраст для полноценного старта.

«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»

Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли.

Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать.

Перед походом в магазин всегда договаривайтесь, что именно планируете покупать. Если ребенок захочет что-то «сверх программы» – откладывайте покупку на другое посещение магазина. Только обязательно исполните свое обещание: пообещали пойти за шоколадками в пятницу — идите.

Зная, что время для его «хотелок» гарантированно придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. В будущем этот навык позволит ему не спускать всю зарплату в первые же дни, искать самое выгодное время для покупок и копить.

«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»

Но сама возможность подзаработать полезна. Это позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» — понять, что они не сыплются с неба, а достаются трудом.

Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.

Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя.

Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава.

Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым.

«Когда мы слишком эмоционально реагируем на детские траты на «ерунду», ребенок становится скрытным. Никому не нравится чувствовать себя плохим: в следующий раз он вам просто ничего не расскажет. Другой вариант. Шумными разборками мы можем добиться прямо противоположного: подкрепить нежелательное поведение, которое хотите на самом деле преодолеть. Если ребенку не хватает вашего внимания, то он будет продолжать много тратить, чтобы вызвать у родителей эмоции и ощутить, что им занимаются»

  • Договоритесь об условиях. Можно закрепить их письменным договором – так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому».
  • Никогда не наказывайте лишением карманных денег. Даже если ребенок провинился – выполняйте свое обещание.
  • Занимайтесь финансовым просвещением ребенка. Начните с самых азов: познакомьте с видом и номиналом купюр и монет, объясните, что пять 10-рублевых монеток равнозначны 50-рублевой купюре, объясните, «где деньги» на пластиковой карте. Позже можно простым языком рассказывать про планирование и учет финансов, накопления и кредиты.
  • Не давайте слишком большие суммы – чтобы ребенок мог научиться копить. Проще всего спросить у родителей одноклассников, сколько они дают денег, и ориентироваться на эту сумму.
  • Давайте возможность «заработать» больше карманных денег, выполняя какие-то специальные задачи.
  • Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности.
  • Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Обязательно отмечайте успехи, а не только ошибки
  • Обсуждайте финансы только в спокойном тоне. Даже если ребенок спустил все деньги на ерунду, шумные разборки не приведут ни к чему хорошему.
  • Примиритесь с фактом, что ребенок будет сам решать, как тратить свои деньги. Вы можете лишь советовать и направлять.

  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть
  • Перейти на сайт
  • Контакты

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

5 главных вопросов про детей и карманные деньги

Когда пора давать детям карманные деньги? Нужно ли платить за хорошие оценки? Эксперты портала «Дети и деньги» выбрали 5 самых распространённых вопросов родителей про деньги и рассказали, как на них правильно отвечать.

1. Надо ли выдавать ребёнку карманные деньги?

Отбросьте сомнения. Эксперты единодушны — выдавать ребёнку карманные деньги надо.

Только имея собственные деньги, ребёнок научится правильно ими распоряжаться.

Не даёте ребёнку карманные деньги — можете столкнуться с проблемами:

  • ребёнка будет легко обмануть в магазине (не разбирается в ценах, потому что ничего сам не покупал);
  • он не научится планировать бюджет и контролировать расходы («А зачем? Всё равно мама с папой всё решают»);
  • ребёнок даже из обеспеченной семьи, не имея собственных денег, может взять чужое, например, сладости;
  • ребёнок будет чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, у которых есть свои деньги.

Валерия Биятто, дизайнер полиграфии:

«Мама мне давала в детстве карманные деньги с каждой зарплаты. Я была очень к ней привязана, и не тратила карманные деньги, а копила их. Потом покупала на них подарки маме. Это было даже приятнее, чем получать подарки самой. А мальчику из нашего двора не давали карманные деньги, хотя семья жила не бедно. И он начал воровать сладости в супермаркетах. Однажды его поймали. Родителям было ооочень стыдно. Весь двор знал. Так что выбор за вами».

2. Когда пора выдавать карманные деньги?

Эксперты рекомендуют выдавать первые карманные деньги в 5-6 лет. Дайте ребёнку небольшую сумму. Обсудите, на что он хочет её потратить. Может, он захочет положить ее в копилку и накопить на большую игрушку? Если же он хочет немедленно потратить все свои деньги на киндер-сюрприз, пусть тратит, это же его деньги.

Младшим школьникам карманные деньги обычно дают раз в день или раз в неделю, начиная со средней школы – раз в месяц.

Александра Родченкова, детский психолог:

«Мы, родители, сами знаем, когда наш ребёнок «дозрел» до получения карманных денег. Обычно это случается в 5-6 лет. В этом возрасте мы позволяем ребёнку в первый раз оплатить товар в магазине. В небольшом городке дети в этом возрасте ходят в магазин сами. Так дети начинают понимать ценность денег. Большую сумму в качестве карманных выдавать не надо. Обсудите с ребёнком заранее, что он сделает с этими деньгами (начнёт копить, купит жвачку и т.д.)».

Надежда Куликова, банкир и мама 2-х детей:

«Я начала выдавать своему ребёнку карманные деньги в 1 классе. Начались кружки и секции, поэтому нужны были деньги на воду и перекус. У меня нет традиции еженедельно выдавать определённую сумму на расходы. Обычно у ребёнка остаётся сдача после похода в магазин или остаток денег после поездки в лагерь. Я достаточно часто спрашиваю, нужны ли кому-то деньги, если ребёнок говорит, что нужны, то даю 100-200 руб. Правда, недавно открыли на ребёнка карточный счёт. А я установила на свой счёт регулярный ежемесячный перевод для ребёнка в размере 1000 руб. Пока не знаю, какой будет эффект».

3. Сколько денег ему давать и как часто?

Сколько денег давать ребёнку, естественно, зависит от возможностей семьи. Например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно выпускает специальные рекомендации для родителей, в каком возрасте и сколько денег нужно выдавать своим чадам на карманные расходы. Например, в 4 года ребёнку рекомендуют выдавать 50 центов в неделю, первоклассники еженедельно получают 2 евро, к 18 годам сумма вырастает до 70 евро в месяц.

Даже если вы даёте ребёнку небольшую сумму, это лучше, чем ничего. Во многих семьях принято, чтобы родственники дарили деньги детям на праздники. Подростки уже могут подрабатывать. Но учтите, что на дорогую вещь или, например, образовательные курсы ребёнок вряд ли накопит одними подработками. Поэтому поощрите его самостоятельность «призовыми» от родителей.

Александра Родченкова, детский психолог:

«Выдавать деньги ребенку можно разными способами. Родители должны выбрать самый удобный для себя. Можно выдавать ребёнку деньги раз в неделю. Предупредите ребёнка, что он должен их тратить с умом. А если спустит все за раз – то до конца недели новых карманных не получит. Можно давать небольшую сумму (50-100-200 рублей) каждый день. Главное – обсудить с ребёнком, на что он получил эти деньги. Старшеклассникам (7-11 класс) деньги лучше выдавать на неделю или месяц, как стипендию студентам. Если ребёнок научится обращаться с конкретной суммой денег сейчас, то в будущем сможет грамотно распорядиться и более крупными деньгами. Но если ребёнок раз за разом спускает деньги в первые три дня, продолжайте выдавать деньги «порциями» каждый день».

М Заид Рафик, Пакистан:

«Когда я был маленьким, родители давали мне около 2$ в день на карманные расходы. А если я хорошо писал контрольные работы, то они исполняли какое-нибудь мое желание. 2$ – обычная сумма денег на карманные расходы в Пакистане, которую дают детям 5-13 лет. Обычно с возрастом сумма может увеличиваться. Я тратил свои деньги на компьютерные игры и принадлежности для игры в крикет (мячи и проч.). Моим первым желанием стал велосипед, вторым — мотоцикл, третьим – учёба за границей. Все они были выполнены».

4. А вдруг мой ребёнок все свои деньги потратит на сладости или, о, ужас, сигареты?

Дорогие родители, доверяйте своим детям! Не надо выворачивать им карманы и требовать бумажный чек за каждую потраченную копейку. Будете так делать – испортите отношения и самостоятельности не научите.

Если вы разрываетесь между желанием хотя бы одним глазком посмотреть, на что же тратит деньги ваш ребёнок, и желанием дать ему самостоятельность, то вот вам совет. Откройте ребёнку банковскую карту, привязанную к вашему счёту, и оставьте ваш телефон в качестве контактного. Тогда смски о сумме и месте покупок по карте ребёнка будут приходить вам на телефон.

Но, конечно, никакой контроль не сработает, если нет доверия.

Ольга Нечаева, предприниматель, мама 2 детей, автор блога «Женщина с Марса»:

«У дочери в 8 лет появилась банковская карта. У нее есть счёт, куда каждую неделю переводится 5 фунтов. Она может заходить, проверять, и покупать, что хочет. Я никогда не вмешиваюсь в то, на что и как она эти деньги тратит, на что копит – это её решение, и её опыт – именно на нем ей предстоит учиться. Дети с радостью делятся, что хотят купить, но я не планирую это за них. У сына это пока “копилка с монетами”, в 8 лет появится своя карта».

5. Плата за оценки – это хорошо или плохо?

Большинство экспертов против товарно-денежных отношений детей и родителей.

Евгения Блискавка, директор Института финансового планирования:

«Ребёнок живёт в семье, где все заботятся друг о друге. Мама приготовила обед, папа починил кран в ванной – они же не берут с других членов семьи деньги за эту работу. Почему ребёнку за вынесенный мусор или помытую за собой посуду нужно платить? Со школой похожая история – важно учиться, потому что интересно, а не потому, что за деньги».

Однако далеко не все родители разделяют эту точку зрения.

Александр К., 36 лет, папа 7-летнего сына:

«Учить уроки – что может быть скучнее и бесполезнее, и на это ушли лучшие годы детства!», – такие чувства стала вызывать в моей неокрепшей 12-13-летней душе наша привычная школа на окраине Москвы. Замыленные фразы родителей типа «не будешь учиться, станешь дворником» никак на меня не действовали. Но родители сумели найти решение, которое не ущемляло чувство моего достоинства. Мои карманные деньги стали напрямую зависеть от успеваемости в школе. Пятерка или четверка – плюс в бюджет, тройка или двойка – минус вдвойне. Эта система оказалась настолько эффективной, что до самого окончания школы я всегда учил уроки без всяких напоминаний и нотаций. Я четко понял цену труда и цену безделья. Когда мой сын подрастёт, я буду действовать точно также».

В зарубежных странах чаще, чем в России, принято, чтобы дети зарабатывали свои карманные деньги хорошими оценками в школе или работой по дому.

Розауро Родригез, Филиппины:

«Моя 11-летняя дочь, чтобы заработать карманные деньги, выполняет работу по дому. Чем сложнее задание, тем больше она получает. Что именно она будет делать и в каком объёме, девочка выбирает сама. За вымытый пол мы плаим ей 10 филиппинских песо (прим. – это примерно 12 рублей), за мытье посуды 30 песо, за приготовление обеда – от 50 до 100 песо в зависимости от сложности блюд».

Читайте также:
Плохие эмоции беременной женщины: последствия для малыша
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: