Колобок – русская народная сказка, читать детям онлайн

Сказка Колобок

Поделиться в соц. сетях

русская народная сказка
Сказка Колобок краткое содержание:

Сказка «Колобок» — это коротенькая история про колобка с не очень счастливым концом. Эту сказку любят самые маленькие детки. Но в этой сказке задействовано много героев — старик со старухой, сам колобок, заяц, волк, медведь и лиса, это дает возможность познакомить ребенка сразу со многими персонажами, а также частые повторения делают сказку легкой для запоминания.
Сказка о том, как дед с бабкой испекли колобок из остатков муки. Поставили его на окошко остывать, а он сбежал. Покатился по тропинке и встретил Зайца. Заяц хотел его съесть, а Колобок ему песенку спел и дальше покатился. Так же произошло при встрече с Волком и Медведем. А вот с хитрой Лисой не вышло. Поддался Колобок на уловку Лисы, и она его съела.


Сказка учит детишек, что нужно слушаться взрослых, нельзя убегать из дома, нельзя доверять чужим, не все ласковые слова правдивы.

Сказка Колобок читать:

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только заяц его и видел!

Катится колобок, навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только волк его и видел!

Катится колобок, навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только медведь его и видел!

Катится колобок, навстречу ему лиса:
— Колобок, колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:

— Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!

А лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А лиса опять ему:
— Колобок, колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг лисе на язык, а лиса его — гам! — и съела.

Детский час

для детей и родителей

«Колобок». Русская народная сказка

В сказке «Колобок» беззаботный и жизнерадостный колобок стал настоящим хвастунишкой. Но обо всем по порядку. Захотелось старику, чтобы старуха колобок испекла. А старуха – хозяйка странная. Муки у нее в доме нет, а сметана и масло имеется. (Тесто-то она замесила на сметане, а колобок-то пожарила на масле). Но муку старуха в конечном итоге нашла, «по сусекам поскребла» (значит, последнее из своих закромов выгребла), кулинарные навыки вспомнила, и вот он готов — румяный и ароматный колобок. Для старика колобок – лакомство (правда, так и неиспробованное), а для нас – любимый персонаж русской народной сказки.

Читайте также:
Крылатый, мохнатый да масленый - русская народная сказка, читать детям онлайн

«Колобок»
Русская народная сказка

Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки — на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

«Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти».

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.
И колобок запел:

«Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
А от тебя, волка, не хитро уйти».

И покатился колобок дальше — только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше моей песенки.
Колобок запел, а Миша и уши развесил.

«Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, полгоря уйти».

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.

«Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса, не хитро уйти».

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что я стара стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:

«Я колобок, колобок…»

А лиса его — гам! — и съела.

***
А мы русскую народную сказку «Колобок» читаем, да задумываемся: как надо поступать, а как не надо. Из всех зверей только лиса своего добилась. Перечитывая сказку, мы замечаем, что заяц, волк и медведь сходу говорили колобку, что они съедят его. Колобок от них легко уходил. А лиса применила совсем другую тактику. Она первым делом похвалила колобка, усыпила его бдительность, а он купился на ее льстивые речи, за что и пострадал.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Русские народные сказки

Читайте лучшие русские народные сказки своим детям на страницах сайта «Дети Онлайн».

Русские народные сказки читать

Название Время Рейтинг
Курочка Ряба 00:20 98002
Маша и медведь 03:30 95000
Три поросенка 03:40 94000
Теремок 02:20 93000
Василиса Прекрасная 14:25 90000
Морозко 07:10 87000
Каша из топора 01:50 73000
Петушок и бобовое зернышко 01:30 70000
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо 14:20 67000
Колобок 02:35 64000
Царевна-лягушка 10:30 61000
Три медведя 03:05 58000
Сивка-бурка 07:05 55000
Гуси-лебеди 02:45 52000
Лиса и волк 02:55 47000
Иван-царевич и серый волк 10:55 46000
Лиса и тетерев 01:05 43000
Бычок-смоляной бочок 04:05 40000
Баба Яга и ягоды 02:00 37000
Жихарка 02:30 36900
Бой на Калиновом мосту 06:40 34000
Финист-ясный сокол 11:45 31000
Репка 00:45 28000
Снегурочка 03:15 25000
Царевна Несмеяна 04:05 22000
Вершки и корешки 01:00 18000
Зимовье зверей 03:20 14000
Летучий корабль 14:50 10000
Лиса и журавль 01:15 8500
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 03:50 6000
Петушок золотой гребешок 03:00 5800
Заяц-хваста 01:02 5800
Зайкина избушка 03:25 5600
Марья Моревна 15:30 5400
Баба-яга 04:30 5200
Лисичка со скалочкой 02:40 5200
Диво дивное, чудо чудное 07:20 5000
Два мороза 04:05 4800
По щучьему веленью 08:15 4400
Самое дорогое 02:25 4200
Кощей Бессмертный 10:30 4100
Сказка о царе Берендее 23:20 4100
Чудесная рубашка 09:00 3800
Журавль и цапля 01:30 3600
Мороз и заяц 01:10 3400
Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что 27:05 3200
Волшебное яблочко 14:10 3000
Семь Симеонов 07:55 2800
У страха глаза велики 01:30 2700
Хитрая наука 08:15 2600
Крылатый, мохнатый да масленый 04:07 2600
Пастушья дудочка 06:20 2400
Снегурушка и лиса 02:20 2200
Как собака друга искала 01:45 2000
О молодильных яблоках и живой воде 22:15 1800
Коза дереза 03:00 1600
Лиса и медведь 05:20 1400
Терешечка 04:30 1350
Лиса и дрозд 03:55 1170
Как лиса училась летать 00:50 1000
Иванушка-дурачок 04:55 950
Хрустальная гора 04:20 900
Золотой топор 01:10 850
Морской царь и Василиса Премудрая 13:25 800
Крошечка-Хаврошечка 04:05 750
Лиса и заяц 02:50 700
Дочь и падчерица 02:55 700
Лиса и козел 00:55 650
Горшеня 06:40 600
Серебряное блюдечко и наливное яблочко 06:00 550
Жар-птица и Василиса-царевна 07:00 500
Два Ивана-солдатских сына 19:40 450
Бычок – чёрный бочок, белые копытца 03:35 400
Солдат и царица 12:20 400
Дочь-семилетка 04:40 350
Умная внучка 10:20 350
Кто заговорит первый 03:55 300
Про бабушку старушку 01:25 250
Волшебное кольцо 22:45 201
Умный мужик 02:30 190
Мена 03:30 180
Слово 04:30 170
Елена Премудрая 09:10 160
Как лиса с овцой волка наказали 01:20 150
Волшебная дудочка 04:10 140
Петух и жерновцы 02:45 130
Жадный вельможа 03:55 110
Болтунья 02:10 100
Наказанная царевна 12:00 90
Заколдованная королевна 11:35 80
Батрак 06:35 70
Скорый гонец 10:40 60
Окаменелое царство 04:45 50
Деревянный орел 08:40 40
Берёза и три сокола 01:50 30
Кривая уточка 01:10 15

Ребенку ещё едва исполнился год, а он уже с удовольствием может слушать свои первые сказки или короткие рассказы. Знакомство малышей с прозой начинают с «золотой четверки» сказок – Курочка Ряба, Теремок, Колобок и Репка. Короткие, с необходимыми для развития речи повторами, они лучше всего слушаются малышами. Идеально, если сказку вы прочитаете заранее и будете рассказывать по памяти.

Всегда подбирайте сказки, учитывая возраст, интересы ребенка и даже пору года. Перед чтением ознакомьтесь с текстом и оцените, подойдет ли произведение малышу. Интерпретаций сказок с каждым годом становится всё больше, на страницах же нашего сайта мы стараемся предлагать вам исконно русские варианты в авторских изложениях Толстого и Афанасьева. Приятного вам чтения!

Усоньша-богатырша – русская народная сказка, читать детям онлайн

В большинстве былин Владимир назван Красным Солнышком, чтобы подчеркнуть идеальный образ князя. К тому же сравнение с Солнцем усиливает противопоставление Владимира нападающим на Киев чудовищам. Змеи традиционно считаются существами темного нижнего мира.

Двору князя Владимира в былинах противопоставлены чистое поле, горы сорочинские, темные леса, волшебные реки. В них живут сказочные чудовища. Оттуда же, из чистого поля, приходят и враги, которые всегда называются татарами.

Вероятно, в образе князя Владимира соединились несколько эпических образов: верховного правителя верхнего мира, руководителя дружины и главы большой семьи. При дворе Владимира живет его племянница Забава Путятична, героиня сюжета «Добрыня Никитич и Змей».

В былинах рассказывается о том, что князь Владимир женат на Апраксин Королевичне. Когда-то ее высватал для князя Добрыня Никитич (сюжет «Сватовство князя Владимира»). Княгиня Апраксия в отличие от князя Владимира обладает спокойным и уравновешенным характером. Она поддерживает

Илью Муромца, незаслуженно попавшего в княжескую опалу.

Однако в некоторых сюжетах образ Апраксин трактуется иначе. Когда при дворе князя появляется Тугарин Змеевич, Апраксия увлекается им. Алеша Попович и другие богатыри заслуженно упрекают Апраксию в нарушении супружеской верности. В былине, посвященной Чуриле Пленковичу, Апраксия влюбляется в красавца стольника и даже упрашивает мужа назначить Чурилу княжеским постельничим. Вероятно, в образе Апраксин соединились черты героинь нескольких эпических сюжетов, возникших в разное время.

В поздних былинах образ князя Владимира существенно меняется. Он становится мелочным, завистливым, ревнивым. Владимир часто незаслуженно обижает богатырей, и только его жена добивается, чтобы богатыри вернулись, когда враг подходит к городу (сюжет «Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром»).

Кот Баюн

Персонаж русских волшебных сказок.

В образе Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. С помощью песен и заклинаний он лишает силы любого, кто пытается подойти к нему. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать, и царь исцеляется.

Образ волшебного кота широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным (пролог поэмы «Руслан и Людмила»).

Лесовик

Лихо одноглазое

В восточнославянском фольклоре выступает как персонифицированный образ злой судьбы, горя. Название «лихо» восходит к прилагательному «лишний» — так обозначался тот, кого следовало избегать как носителя несчастий.

В сказках Лихо действует в образе худой женщины огромного роста с одним глазом, иногда приобретающей черты великанши. Она живет в глухой лесной чаще, куда случайно попадает герой.

Вначале Лихо радушно принимает героя, но потом пытается его съесть. Спасаясь, герой хитростью выбирается из избушки. Заметив, что он убегает, Лихо кричит вдогонку, что тому полагается подарок. Но на самом деле она придумывает очередную ловушку — рука прирастает к волшебному топору. Герой спасается только после того, как отрубает себе руку.

В некоторых версиях спасение героя происходит, как в античном мифе об Одиссее и Полифеме. Завернувшись в овечью шкуру, герой выбирается из избушки (в мифе из пещеры). Вероятно, в русской сказке отразились популярные мотивы мирового фольклора. Связь образа Лиха с древнейшими мифологическими персонажами прослеживается и в описании Лиха как одноглазого существа. В народных сказках образ Лиха часто связан с образом Горя.

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна).

Общее название женщины-богатырши, героини русских сказок.

Образ героини-богатырши представлен во многих сюжетах — «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах», «Марья Моревна».

Героиня-богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается до девичьего царства на волшебном коне, который ему предоставляют старушки-помощницы. Часто в этой роли выступают три сестры — Бабы-яги. Помощницы дают герою волшебных коней, предупреждают о подстерегающих опасностях и помогают вернуться.

Усоньша

В сказе «Молодильные яблоки» встречаем царь-девицу Усоньшу. Богатырша, поляница-воительница, а то и вовсе «на половину змея, на половину девка». А это уже образ молнии, образ луны. Образы более древние, чем Ригведа и Авеста.

Фольклористы записали до сорока вариантов распространенного сказа. Сопоставляя отличия текстов-сказов, можно обнаружить немало деталей, расширяющих популярный образ царь-девицы.

Между Усыней и Усоньшей есть общность истока и есть различие, отражающее древнейшие традиции.

Когда-то россы имели Бога с именем Дый, Див, Дев, от которого прозвали его супругу – луну Дивию. Далее пошли дивы – помощницы богатырей и Девичьи горы.

Богатыри, включая Усыню, дети боговы, человеческое воплощение бога. Дивы – подруги Богатырей. Тут общий исток.

Есть и различие. Большинство воинских братств среди главных установок имели обет безбрачия.

Видимо, подобный союз был и у дев. Древние греки помещали воинственных амазонок, воительниц чисто девичьего союза, в Скифию, в междуречье Яика, Волги и Дона. То есть в районе Самарской луки. И, по данным археологов, в данном регионе мы видим в курганах женские захоронения с воинскими атрибутами, ножами-акинаками. Очевидно, перед нами регион женщин-воительниц, «поляниц». Конечно, большинство из них, убив врага в бою, получали право выходить замуж и становились берегинями многодетных семейств. Вполне вероятно, что был слой, союз и таковых, которые годами, а то и всю жизнь мыкались по горам и долам, считая такую жизнь естественной. Общины «поляниц»-богатырш можно отнести к I тысячелетию до нашей эры.

Государство амазонок в сказах называется «дивьим», «дивичьим», «новодевиченским».

У верхней оконечности Самарской луки по правому берегу поднимается гористая гряда, которая на региональных картах называется Новодевичьи горы. Тут и село Новодевичье, по горам поименованное. Как говорится, все налицо. И ведический топоним, и былинное название в очередной раз точно совпадают. Можно отметить, что Навь, Новодевичье царство находится на правом западном берегу, где закат. Река Уса впадает в Расу (Волгу) с запада, при этом делит горную гряду на Девичьи и Новодевичьи горы, на Подсолнечное царство и на Новодевичье (сонное) царство, на Правь и Навь.

И все-таки девичий воинский союз, описанный древними писателями до нашей эры, несомненно, моложе ведических обрядов. Царь-девица Усоньша – это образ Мары, образ земли-матушки. Богатырши-поляницы-амазонки, видимо, более поздний пласт древнерусских традиций, хотя традиций вполне естественных. Верно, наши прабабки не единожды оставались вдовыми, а их дочери незамужними. Их сыновья и мужья уходили в походы, дав обет: не возвращаться домой, «не испив воды шеломом» из вражьих рек. При таких воинственных установках могло случиться всякое. Впрочем, без таких напутствий россам не усидеть бы на просторах от Лабы (Эльбы) до Иртыша и Ганга. Русские реки на протяжении многих тысячелетий оставались русскими оттого, что не только россы, но и их женщины рабству предпочитали смертный бой, в коем часто побеждали. А если и проигрывали, то непременно с боем возвращались на свои священные реки.

Отношение Усоньши-богатырши к потустороннему миру в ведах-сказах подчеркивается тем, что государство царь-девицы всегда связано со сном. Даже имя героини иногда включает в себя корень «сон»: Усоньша, Сонька-богатырка. Тут «спят без сознания», «в смертельном сну спят».

Образ земли, образ мары, куда уходят семена, но и откуда просыпается жизнь. Мара связана со смертью, но и с обновленной жизнью. Именно здесь, на Самарской луке, на Волге, в «Новодевиченском государстве», «Подсолнечном царстве» есть мертвая и живая вода и молодильные яблоки в садах. За ними-то и стремятся сюда богатыри русские. В «Подсолнечное царство» (под солнцем), «за три реки», «на четвертые сутки принесся их корабль к ужасному, высокому острову».

В русских сказках Баба-Яга отговаривает богатыря от поездки: «Туда много ходцев и мало выходцев. Там сорок колышков, на каждом колышке по головушке, а на одном колышке нет головушки, там твоей и быть головушке».

Русские богатыри богатству и женитьбе предпочитали путь тернистый и рисковый. Отражением того пути и стала река Уса, Усыня, текущая возле «Новодевиченского государства», вдоль Новодевичьих гор к Самарской луке, к Подсолнечному царству.

На русской земле река Уса не одна. Священные реки повторяются и, как правило, текут в соседстве с другими священными реками. В дремучих Брянских лесах течет еще одна Уса (пр. Судости, пр. Десны), а параллельно ей течет в Судость река Самара. Еще Уса – приток Печоры…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна).

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна). Общее название женщины-богатырши, героини русских сказок.Образ героини-богатырши представлен во многих сюжетах — «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах», «Марья

Глава IX УСА, УСЫНЯ, УСОНЬША, ВИНЕДУС, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, МУРАНКА И МУРЬЯ

Глава IX УСА, УСЫНЯ, УСОНЬША, ВИНЕДУС, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, МУРАНКА И МУРЬЯ Уса, Усыня Случается, что реставраторы живописи под красками обнаруживают более древнюю картину. Так и в этнографическом исследовании в историческом наследии России обнаруживаются все более древние

Усоньша-богатырша

В стародавние времена, когда мир был полон чудес, жил в одном государстве царь Дормидонт с тремя сыновьями: Мартыном, Назаром и Иваном. Стар уж был государь да немощен, а пожить ему на белом свете ещё ой как хотелось! Вот дошли как-то до царя слухи, что за тридевять земель в тридесятом королевстве живёт Усоньша-богатырша, и есть у неё живая вода да молодильные яблоки. Стал Дормидонт думать да гадать, как ему той водицы с плодами чудесными раздобыть. Разослал он гонцов по всему государству с призывом явиться к нему всем тем, кто захочет поехать в королевство Усоньши-богатырши. Только никто на тот клич не откликнулся, не нашлось охотников за тридевять земель отправляться. Приуныл тогда государь, загрустил. Ничто его не радует, сидит Дормидонт целыми днями да в окошко смотрит. И так сыновьям отца своего жалко стало, что решили они сами живую воду да молодильные яблоки отыскать. Договорились добрые молодцы, что сначала к Усоньше-богатырше старший царевич Мартын поедет. Если он в положенный срок домой не вернётся, тогда средний царевич Назар в тридесятое королевство отправится. Ну а если и он не воротится, то уж черёд младшего царевича Ивана настанет. Пришёл старший сын к царю и говорит:

— Отпусти меня, батюшка, в дорогу дальнюю. Поеду я за тридевять земель в тридесятое королевство, добуду тебе живую воду да молодильные яблоки.

Обнял государь Мартына и отвечает:

— Ну что ж, раз во всём царстве не нашлось охотников волю мою исполнить, значит, детям придётся об отце позаботиться. Благословляю тебя, сын мой старший, езжай с Богом! Коли справишься с заданием, отдам тебе полцарства.

Распорядился Дормидонт корабль снарядить, лучшую команду собрать да приказал старому дядьке Прохору вместе с ними плыть, за царевичем приглядывать. Вот день то морское путешествие длится, второй, а на третий такой ветер поднялся, что понесло корабль без удержу. Перепугалась команда, закричали матросы:

— Видать, погибель наша пришла!

А судно всё несётся да несётся по морским волнам. Только на четвертый день причалил корабль к прекрасному острову. Сошли царевич с дядькой на берег, ходят, любуются, красотами местными наслаждаются, цветочки нюхают да плодами диковинными лакомятся.

Вдруг выпорхнула из кустов птичка-невеличка, да такая прелестная, что глаз не отвести! Блестят её пёрышки на солнце, словно каменья самоцветные, глазки, словно два брильянта горят, а голосок такой чудесный, что заслушаться можно! Мелькает она вокруг царского сына, словно за собой манит. Захотел Мартын ту пташку поймать, а она раз – и улетела. Царевич снова за ней, а птичка фьють – и от него. Порхала она так, порхала, пока не завела доброго молодца с дядькой далеко вглубь берега. Говорит тогда Прохор:

— Полно уж, царевич! Не поймать тебе эту пташку! Да и я устал, пора бы отдохнуть. Давай-ка возвращаться!

Только Мартын старого дядьку не слушается:

— Я без птички назад не пойду! Ты ступай на корабль и жди меня там три дня да три ночи. Если я за это время не вернусь, плывите домой.

Долго уговаривал Прохор царевича от своей затеи отказаться, только ничего у него не вышло. Отправился тогда дядька на корабль, а добрый молодец за птичкой вглубь острова подался. Завела его пташка в густой лес и пропала. Ходит Мартын голодный, уставший да думает: «Что же мне теперь делать? Куда идти? Видно, суждено здесь погибнуть: растерзают меня дикие звери, даже косточек не оставят!» Совсем уж было царевич приуныл, как вдруг увидел тропинку. Пошёл он по ней и добрался до избушки ветхой. Подошёл поближе, а на крылечке старичок седенький сидит, в руках клюку держит.

— Здравствуй, добрый молодец! Далеко ли путь держишь? – спрашивает хозяин.

— Ты что это, старый? – грубо отвечает Мартын. – Не накормил меня, не напоил, а сразу за допрос принялся! Не затем я пришёл, чтобы беседу с тобой вести!

— Вот ты каков, незнакомец! Я таких грубиянов не люблю! Кто старших не почитает, тот сам ничего не стоит!

Ударил он клюкой о землю, тут же явились слуги и увели доброго молодца в темницу.

А Прохор прождал царевича на корабле три дна да три ночи и уплыл на родину. Явился он во дворец, бросился государю в ноги:

— Ох, царь-батюшка, не уберёг я сына твоего старшего! Принесло нас буйным ветром к чудесному острову. Вышли мы на берег, стали красотами местными любоваться. Понравилась царевичу птичка диковинная, ушёл Мартын за ней да назад так и не вернулся.

Выслушал Дормидонт дядьку, поднял его с колен и говорит:

— Не виноват ты, Прохор, в том, что сынок мой тебя ослушался. Видать, судьба его такая.

На следующий день пришёл к царю средний сын Назар да говорит:

— Отпусти меня, батюшка, в дорогу дальнюю. Поеду я за тридевять земель в тридесятое царство, добуду тебе живую воду да молодильные яблоки.

Обнял государь царевича и отвечает:

— Ну что ж, раз во всём царстве не нашлось охотников волю мою исполнить, значит, детям придётся об отце позаботиться. Благословляю тебя, сын мой средний, езжай с Богом! Коли справишься с заданием, отдам тебе полцарства.

Распорядился Дормидонт корабль снарядить, лучшую команду собрать да снова приказал старому дядьке Прохору вместе с ними плыть, за царевичем приглядывать. Вот день то морское путешествие длится, второй, а на третий такой ветер поднялся, что понесло корабль без удержу. Перепугалась команда, закричали матросы:

— Видать, погибель наша пришла!

А судно всё несётся да несётся по морским волнам. Только на четвертый день причалил корабль к тому же прекрасному острову, где Мартын пропал. Сошли Назар с дядькой на берег, ходят, любуются, красотами местными наслаждаются, цветочки нюхают да плодами диковинными лакомятся. Вдруг выпорхнула из кустов птичка-невеличка, да такая прелестная, что глаз не отвести! Блестят её пёрышки на солнце, словно каменья самоцветные, глазки, словно два брильянта горят, а голосок такой чудесный, что заслушаться можно! Мелькает она вокруг царского сына, словно за собой манит. Захотел царевич ту пташку поймать, а она раз – и улетела. Назар снова за ней, а птичка фьють – и от него. Порхала она так, порхала, пока не завела доброго молодца с дядькой далеко вглубь берега. Говорит тогда Прохор:

— Полно уж, царевич! Не поймать тебе эту пташку, она уже брата твоего неведомо куда завела! Да и я устал, пора бы отдохнуть. Давай-ка возвращаться!

Только Назар старого дядьку не слушается:

— Я без птички назад не пойду! Ты ступай на корабль и жди меня там шесть дней да шесть ночей. Если я за это время не вернусь, плывите домой.

Долго уговаривал Прохор царевича от своей затеи отказаться, только ничего у него не вышло. Отправился тогда дядька на корабль, а добрый молодец за птичкой вглубь острова подался. Завела его пташка в густой лес и пропала. Ходит Назар голодный, уставший да думает: «Что же мне теперь делать? Куда идти? Видно, суждено здесь погибнуть: растерзают меня дикие звери, даже косточек не оставят!» Совсем уж было царевич приуныл, как вдруг увидел тропинку. Пошёл он по ней и добрался до избушки ветхой. Подошёл поближе, а на крылечке старичок седенький сидит, в руках клюку держит.

— Здравствуй, добрый молодец! Далеко ли путь держишь? – спрашивает хозяин.

— Ты что это, старый? – грубо отвечает Назар. – Не накормил меня, не напоил, а сразу за допрос принялся! Не затем я пришёл, чтобы беседу с тобой вести!

— Вот ты каков, незнакомец! Я таких грубиянов не люблю! Кто старших не почитает, тот сам ничего не стоит!

Ударил он клюкой о землю, тут же явились слуги и увели доброго молодца в темницу.

А Прохор прождал царевича на корабле шесть дней да шесть ночей и уплыл на родину. Явился он во дворец, бросился государю в ноги:

— Ох, царь-батюшка, не уберёг я сына твоего среднего! Принесло нас буйным ветром к чудесному острову. Вышли мы на берег, стали красотами местными любоваться. Понравилась царевичу птичка диковинная, ушёл Назар за ней да назад так и не вернулся.

Выслушал Дормидонт дядьку, поднял его с колен и говорит:

— Не виноват ты, Прохор, в том, что сынок мой тебя ослушался. Видать, судьба его такая.

На следующий день пришёл к царю младший сын Иван да говорит:

— Отпусти меня, батюшка, в дорогу дальнюю. Поеду я за тридевять земель в тридесятое царство, добуду тебе живую воду да молодильные яблоки.

— Не могу я, сынок, тебя благословить! Братья твои постарше да покрепче были, но и те сгинули. Вдруг ты тоже домой не вернёшься? На кого я тогда царство оставлю?

Но Иван твёрдо на своём настаивает.

— Отпусти! – да и всё тут.

Делать нечего, пришлось Дормидонту благословить сына младшего в дорогу дальнюю. Распорядился он корабль снарядить, лучшую команду собрать да снова приказал старому дядьке Прохору вместе с ними плыть, за царевичем приглядывать. Вот день то морское путешествие длится, второй, а на третий такой ветер поднялся, что понесло корабль без удержу. Перепугалась команда, закричали матросы:

— Видать, погибель наша пришла!

А судно всё несётся да несётся по морским волнам. Только на четвертый день причалил корабль к тому же прекрасному острову, где Мартын с Назаром пропали. Сошли Иван с дядькой на берег, ходят, любуются, красотами местными наслаждаются, цветочки нюхают да плодами диковинными лакомятся. Вдруг выпорхнула из кустов птичка-невеличка, да такая прелестная, что глаз не отвести! Блестят её пёрышки на солнце, словно каменья самоцветные, глазки, словно два брильянта горят, а голосок такой чудесный, что заслушаться можно! Мелькает она вокруг царского сына, словно за собой манит. Захотел царевич ту пташку поймать, а она раз – и улетела. Иван снова за ней, а птичка фьють – и от него. Порхала она так, порхала, пока не завела доброго молодца с дядькой далеко вглубь берега. Говорит тогда Прохор:

— Полно уж, царевич! Не поймать тебе эту пташку, она братьев твоих неведомо куда завела! Да и я устал, пора бы отдохнуть. Давай-ка возвращаться!

— Нет, я за птичкой пойду, авось удастся мне Мартына с Назаром отыскать! Ты ступай на корабль и жди меня там три месяца. Если я за это время не вернусь, жди тогда три недели, а потом ещё три дня. Уж коли меня за этот срок не будет, то плывите домой.

Долго уговаривал Прохор царевича от своей затеи отказаться, только ничего у него не вышло. Отправился дядька на корабль, а добрый молодец за птичкой вглубь острова подался. Завела его пташка в густой лес и пропала. Ходит Иван голодный, уставший да думает: «Что же мне теперь делать? Куда идти? Видно, суждено здесь погибнуть: растерзают меня дикие звери, даже косточек не оставят!» Совсем уж было царевич приуныл, как вдруг увидел тропинку. Пошёл он по ней и добрался до избушки ветхой. Подошёл поближе, а на крылечке старичок седенький сидит, в руках клюку держит.

— Здравствуй, добрый молодец! Далеко ли путь держишь? – спрашивает хозяин.

— Здравствуй, дедушка! – отвечает Иван. – Ищу я братьев моих старших, а как найду их, отправлюсь воду живую да яблоки молодильные для батюшки добывать.

— Ох, нелёгкое это дело! Ну, о том мы с тобой завтра потолкуем. А пока поешь да отдохни с дороги.

Ударил старик клюкой о землю, тут же слуги его явились, царевича накормили, напоили да спать уложили. Поутру пробудился Иван и глазам своим не верит: засыпал он ветхой избушке на деревянной лавке, а проснулся в палатах роскошных на золотой кровати. Только добрый молодец ноги на пол свесил, как тут же к нему слуги подбежали:

— Что, царевич, приказать изволишь?

Попросил Иван поесть да попить, и в ту же минуту его желание было исполнено. Гостит так добрый молодец у старика день, второй, третий: ест, пьёт, да красотами местными любуется. И так ему хорошо живётся, что он уж и времени счёт потерял. Вот неделя прошла, другая, третья. А потом и месяц пролетел, за ним другой. Спрашивает тогда хозяин:

— А знаешь ли ты, царевич дорогой, сколько ты у меня уже гостишь?

— Ну, денька два будет, – отвечает Иван.

— Да нет, – рассмеялся старик, – не два дня, а два месяца!

— Ой, дедушка, что же мне теперь делать? Времени то уж почти совсем не сталось! Как же я успею живую воду с молодильными яблоками добыть да назад на свой корабль поспеть?

— Ничего, добрый молодец, не горюй! Полюбил я тебя за доброту да благодушие, а потому помогу тебе до королевства Усоньши-богатырши добраться.

Приказал старик слугам написать портрет своего гостя, а потом посадил царевича на пол, очертил вокруг него круг мелом, стал наказ давать:

— Слушай, Иван, внимательно, что я тебе говорить буду. А когда до конца дослушаешь, хлопни три раза в ладоши и тут же окажешься в королевстве Усоньши-богатырши. Возьми свой портрет да мел, этим мелком ты очертишь вокруг себя круг, когда пора придёт назад возвращаться. Так вот, стоят у ворот в тридесятом королевстве два великана, а у каждого в руках по палице весом в пятьсот пудов. Никого те стражники в королевский сад не пропускают, даже мышь мимо них не проскочит. Дождись, пока полночь наступит – в это время великаны на целый час засыпают, ты в сад и прошмыгнёшь. Как нарвёшь молодильных яблок, беги к колодцу. Его два льва охраняют, никого не подпускают, но в полночь и они спят. Наберёшь живой воды да сразу во дворец мчись, там в полночь тоже все глубоким сном спят. Как войдёшь в королевскую опочивальню, возьми со стола портрет Усоньши-богатырши, а свой вместо него поставь. Да не забудь кошель-самотряс прихватить, он всегда полон золота. После этого сюда возвращайся. Всё, рассказ мой окончен, пора в путь!

Только хлопнул царевич три раза в ладоши, как сразу же очутился в тридесятом королевстве. Видит: стоят у ворот два великана, а у каждого в руках по палице весом в пятьсот пудов. Вот пробила полночь, стражники уснули, а Иван в королевский сад прорвался и нарвал молодильных яблок. Затем побежал он к колодцу. Пока львы спали, набрал живой воды да рванул во дворец. Вошёл в первую горницу, а там двенадцать прекрасных девушек спят. Заглянул в другую – там ещё двенадцать красавиц крепким сном забылись. Наконец, пробрался добрый молодец в опочивальню, полминуточки королевной-красавицей полюбовался, потом поменял свой портрет на портрет Усоньши-богатырши, прихватил кошель-самотряс, очертил мелом вокруг себя круг, хлопнул три раза в ладоши и сразу очутился в доме у старика.

Проснулась хозяйка тридесятого королевства, глядь, а на столе вместо её портрета чужой стоит, да кошелёк волшебный со стола пропал. Велела она слугам вора догнать, да те ни с чем назад воротились. Собрала тогда Усоньша-богатырша войско и поскакала сама гостя непрошенного искать.

А царевич тем временем сидит в доме у старика, горюет:

— Эх, дедушка, добыл я воды живой да яблок молодильных, даже кошель-самотряс теперь у меня есть, только братьев своих так отыскать и не удалось. Как же я без них к отцу вернусь?

— Не печалься, гость мой дорогой, – отвечает хозяин. – Мартын с Назаром в моей темнице томятся. Наказал я их за грубость, но, так и быть, ради тебя прощу. Забирай братьев да вези к отцу.

Велел старик слугам пленников выпустить. Обняли они Ивана, поклонились хозяину да попросили у него прощения. Потом поблагодарили добрые молодцы старца и все втроём на корабль отправились. Вот плывут они день, другой, да так старшим братьям завидно, что это не они, а младшенький для батюшки дары чудесные добыл! Задумали они тогда недоброе: пока Иван спал, заменили Мартын с Назаром флягу с живой водой на флягу с морской водой, а молодильные яблоки на обычные подменили.

Как добрались царевичи до дома, кинулся их отец обнимать-целовать, о приключениях расспрашивать. Говорит ему тогда младший сын:

— Привёз я тебе, батюшка, живой воды да молодильных яблок.

Съел отец яблочко, запил водичкой, только ничего не произошло: как был он больным да старым, так и остался.

Говорят тогда старшие сыновья:

— Не верь ему, батюшка! Это мы для тебя живой воды да молодильных яблочек раздобыли! Вот, отведай!

Выпил царь их водицы, и сразу все болезни отступили. Съел он яблоко и тут же помолодел. Поблагодарил тогда отец Мартына с Назаром, а на Ивана с криком накинулся:

— Уходи с глаз моих долой! Не хочу я с сыном-обманщиком жить!

Ничего не ответил царевич. Поклонился он отцу да отправился куда глаза глядят. Вышел Иван в поле, видит: пастух стадо пасёт. Попросил он с ним одеждой поменяться, переоделся в пастушьи лохмотья да побрёл дальше. Вот добрался он до базарной площади, подошёл к старому торговцу и просит:

— Дедушка, возьми меня к себе в помощники! Буду служить тебе верой да правдой, а денег за свои труды не возьму, буду за одну лишь еду работать!

Согласился старик, оставил нового работника в своей лавке, а сам в другой город за товаром поехал. Вернулся и диву даётся: всё молодой помощник распродал да столько выручки хозяину отдал, что раньше и за неделю не выходило! Не знал торговец, что работник его весь товар солдатам бесплатно раздал, а хозяину денег из своего кошелька-самотряса отсыпал. Деть так прошёл, другой, третий. Выручка у старика растёт, еле успевает товар подвозить. Заприметили как-то другие лавочники, что новый продавец бесплатно товар солдатам раздаёт, стали над стариком смеяться:

— Ох, и хорошего же ты себе помощника взял! Скоро он тебя по миру пустит!

А старый торговец им и отвечает:

— Может, продавец мой и плох, только до него никто мне такого барыша не приносил!

Показал старик груды золота, что новый помощник заработал, завистники так и ахнули! Стали они сами в свои лавки солдат зазывать:

— Эй, служивые! Не проходите мимо! Берите всё, что хотите!

Разобрали солдаты весь товар да ушли, а завистливые лавочники и без товара, и без выручки остались.

Тем временем добралась до их царства Усоньша-богатырша со своим войском. Отправила она к Дормидонту гонца с приказом выдать ей того, кто у неё живую воду да молодильные яблоки украл. А если царь не согласится, пригрозила всё государство разорить. Испугался правитель, не знает, что делать. Признались ему того старшие сыновья, что это Иван в королевстве Усоньши-богатырши побывал да дары чудесные для батюшки добыл, а они их потом подменили. Разгневался государь, велел Мартына с Назаром в тюрьму посадить, а сам отправил слуг на поиски младшего сына. Искали они Ивана, искали, насилу в лавке на краю города нашли. Привели царевича во дворец, бросился король к нему в ноги:

— Прости меня, сынок, за то, что я несправедлив к тебе был! Не плати злом за зло! Выручай нас из беды! Грозит Усоньша-богатырша всё наше царство разорить, коли ты к ней не явишься!

Отправился тогда Иван к королевне, склонил перед ней голову. Стоит ни жив, ни мёртв, не знает, что с ним теперь будет. А Усоньша-богатырша взяла царевича за руку и говорит:

— Ну что, добрый молодец, сумел мой портрет взять, теперь и меня в жёны бери!

Иван от радости даже ушам своим не поверил, что такая красавица хочет замуж за него пойти! Потом опомнился, обнял королевну за плечи и привёл к царю Дормидонту.

— Вот, батюшка, – говорит младший сын, – это – моя суженая! Разреши нам обвенчаться!

Благословил государь жениха с невестой, и сыграли Иван-царевич с Усоньшей-богатыршей свадьбу развесёлую. А потом уехали в её королевство, где и по сей день живут в мире да согласии.

Старушка-богатырша: Сказка

Моти (омоти) — блюдо приготовленное из японского риса. Вареный рис помещают в деревянную кадку и очень долго бьют специальной колотушкой (пестом). В результате получается вкуснейшая однородная белая тягучая масса. Если эту массу подсушить, то она может очень долго храниться. После хранения ее держат над огнем, пока она не начнет вздуваться — получается нечто сверх вкусное. Традиционно перед Новым годом, японцы готовят омочи (омоти), придают ему форму нашего каравая, кладут в токонома (своеобразный красный уголок дома) и вешают над ним красивый свиток с благопожеланиями. Съедается новогоднее омочи (омоти) 7 января.

В давние времена жила в одной деревне добрая старушка. На вид — ни дать ни взять тростинка, но сила в ней была богатырская. И вот чудеса: годы шли, а силы у нее не убывало.

Жила она одна-одинешенька и все по дому сама делала: день-деньской на рисовом поле работала, а по утрам в горы ходила — пни старые для топки корчевала.

Вот как-то раз по осени отправилась старушка в лес, только за пень могучий ухватилась, слышит — кличут ее:

— Бабушка, бабушка, помоги! Лошадь, мешками с рисом груженая, с моста в реку упала! Видит — спешат к ней из деревни люди.

— Лошадь у хороших хозяев с моста не падает, — ответила старушка. — Ладно уж, пособлю. Бросила она вырванный пень и с крестьянами вместе в деревню побежала. Смотрит — барахтается под мостом лошаденка. Прыгнула старушка в воду, подняла лошаденку и на мост поставила.

— Получайте свою лошадь целой-невредимой, — говорит, — да впредь смотрите лучше, когда она по шаткому мостику идет.

Доброй была та старушка. Вот и слышалось кругом: «Выручи, бабушка!», «Помоги, бабушка!».

Кончилась осень. Новый год не за горами. Стали крестьяне к празднику готовиться — рисовые лепешки-моти печь. Во всех домах работа кипит, спорится. Кто пестом рис в ступке отбивает, у кого мельница жужжит-поет. Радостно у людей на душе. Старушка тоже тесто намесила и румяных моти наделала. А потом по соседям отправилась — может, кому помощь нужна: не шуточное дело пестом бить или мельницу крутить — тут сила нужна! Многим помогла старушка — и ей радостно, и людям приятно.

Разнесся звук пестов и мельниц далеко по округе, даже в самой преисподней его услыхали. Сидит в подземном царстве главный министр демонов да прислушивается:

— Что это за странный звук с земли доносится? — спрашивает.

— То крестьяне пестами рис отбивают — к Новому году готовятся, — отвечают ему вельможи. Задумался главный министр и говорит:

— Что-то в этом году мало людей на земле поумирало. А то, бывало, покойному в дорогу столько угощений всяких приготовят! А вот нынче никто нам моти с земли не принесет, как мы будем Новый год встречать?

Вздохнули вельможи — что тут поделаешь? Думал-думал главный министр, где рисовые моти достать, и, наконец, говорит:

— Киньте клич по всей преисподней! Пусть демоны сюда спешат! Дело я для них придумал! Собрались по приказу главного министра демоны, от мала до велика.

— Остались мы в этом году без новогодних моти, — пожаловался им главный министр и приказал: — Отправляйтесь-ка вы на землю и добудьте нам с владыкой преисподней Эммой румяных моти. Негоже без них на праздник остаться!

— Слушаемся, — ответили демоны и тотчас пустились в путь.

Выбрались они на землю и по разным краям разбрелись. Был среди тех демонов один силач, никого ему по силе равного во всей преисподней не было. И случилось так, что попал он как раз в ту деревню, где старушка-богатырша жила.

Поднялся демон на гору, у подножья которой деревня раскинулась, да как закричит:

— Эй, вы, людишки, трепещите! Явился к вам из преисподней демон-силач!

Испугались люди, по домам попрятались.

— Спаси нас, судьба, — молят. Спустился демон в деревню — никого. Пришлось ему в дома стучаться.

— Не бойтесь меня, — говорит, — не трону я вас. Не за этим пришел. Выходите поскорее да моти новогодние выносите!

— Зачем тебе моти? Неужели и в преисподней Новый год встречают? А потом спрашивают:

— Как же мы тебе их отдать можем? Ведь праздник скоро, не успеем мы новые приготовить.

— Какое мне дело?! — ответил демон. — Сказано нести, значит, несите!

Стали люди демону рисовые моти выносить, а кто не вышел, к тому демон сам в гости пожаловал. Дошла очередь и до старушки. Заглянул демон к ней в окно, видит — сидит бабка, маленькая-премаленькая, тоненькая-претоненькая.

— Эй ты, старая, — загрохотал демон, — есть у тебя новогодние моти?

— Кто это такой невежливый в чужой дом врывается? — отозвалась старушка.

— Как кто? — не понял демон. — Я же на гору забирался и всем говорил, что я демон-силач из преисподней! Глухая ты, что ли?

— Никакая я не глухая, — обиделась старушка, — и нечего под окном у меня стоять и кричать-надрываться, а то я и впрямь оглохну.

Обомлел демон — никто еще с ним на земле так смело не разговаривал.

— Эй ты, бабка, — снова закричал он, — есть у тебя новогодние моти?

— Откуда у меня могут быть моти? — удивилась старушка. — Нынче неурожай риса был.

— Врешь! — рассвирепел демон. — У всех в деревне — урожай, а у нее одной, видите ли, неурожай!

— Неужто тебе неизвестно, — усмехнулась старушка, — что новогодние моти своими руками готовить надо, а не по чужим дворам силой отнимать? Моих моти ты не получишь, да и все остальные вернешь!

— Ну, это мы еще посмотрим! — засмеялся демон.

Поднялась старушка да поближе к окну подошла. Тут демон ее за руку как схватит! А ручка-то тонюсенькая, только что не прозрачная!

— Ха-ха-ха! — загромыхал демон. — Куда тебе, бабка, со мной тягаться! Стоишь — колышешься. Сломаю тебя, как хилую соломинку!

— Никто меня еще хилой соломинкой не называл! — рассердилась теперь и старушка. — Силу мою узнать хочешь? Давай потягаемся!

— Давай, — согласился демон. — Вот только не придавить бы тебя!

Сказал и руку в окно просунул. Схватила старушка демонову руку да как сожмет! Демон даже поморщился.

— Вижу, что есть у тебя кое-какие силенки, — говорит.

А старушка все сильнее руку демона сжимает. Выступила у того на лбу капелька пота.

— Ну что, демон, так ли я слаба? — спрашивает старушка.

— Нет, не слаба ты, — отвечает демон, а у самого уже слезинка в глазу появилась.

А старушка еще сильнее руку демону сжала. Не зря она каждый день пни старые в лесу корчевала. Это-то потрудней работка будет, чем с демоном состязаться!

Борются старушка с демоном минуту, борются две… А как пять прошло, взмолился демон:

— Подожди, дай передохнуть!

— Чего ждать-то? — ответила старушка. — А отдыхать в преисподней будешь.

Не выдержал тут демон, заплакал:

— Ладно, бабка, победила ты меня. Отпусти руку, а не то и вовсе вырвешь!

— Вот это да! — удивилась старушка. — Сколько лет на свете живу, никогда не видела, чтоб демоны плакали! Надо б и вправду тебя отпустить, а то до дома не доберешься. Оставляй-ка ты наши моти и иди с миром.

Вздохнул демон: что он теперь владыке Эмме скажет? Да только своя жизнь дороже!

Оставил он котомку с новогодними моти под окном у старушки и прочь побрел.

Раздала старушка крестьянам рисовые лепешки и отправились они по домам Новый год встречать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: