Кризис 3 лет у ребенка: как справиться с его проявлениями?

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?
материал

Под кризисом 3 лет у детей понимается – резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

Скачать:

Вложение Размер
krizis_3-h_let_u_detey._kak_pomoch_rebenku_preodolet_krizis_treh_let.docx 20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается – резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

Симптомы кризиса 3 лет у детей

  • Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
  • Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
  • Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
  • Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
  • В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», “Я сам”, “Я могу”, “Я хочу”.
  • Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
  • Малыш становится упрямым.
  • Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
  • Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
  • Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
  • В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
  • Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
  • Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 – 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сколько длится кризис 3 лет у детей?

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие “Кризис трёх лет” весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 – 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.

Кризис 3 лет психология

Лев Семёнович Выготский – советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса “скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме”.

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:

  • Становление нового уровня самосознания.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Развитие волевых качеств, активности.
  • Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?

Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.

В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.

Кризис 3 лет у детей – Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:

  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • Проявляйте чуткость и терпение.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
  • За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.
  • Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.
  • Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
  • Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.
  • Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
  • Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
  • Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
  • Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить ребенка просто так, таким какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к каким последствиям для ребенка может привести нехватка любви читайте в статье «Безусловное принятие ребенка» .
  • Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
  • В возрасте 3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.
  • Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
  • Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: “Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!” вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: “Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец”.
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: “растяпа”, “плохорукий” и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: “Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно”.

Кризис 3 лет у детей – это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.

Консультация «Кризис трех лет — советы родителям»

Евгения Афанасьева
Консультация «Кризис трех лет — советы родителям»

Кризис трех лет-особенности, проявления, советы родителям

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет.

кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например,произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото,он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т. д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет.К ним относятся:

Упрямство. Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.

Негативизм. Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».

Стремление к самостоятельности. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.

Обесценивание. Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т. д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.

Деспотичность. Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года. Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т. д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.

Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь справляться с истериками ребенка

В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя. В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы. Ну а подробней о том, как можно справиться с детскими истериками вы можете прочитать в одной из наших статей.

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать.

Что родителям делать не стоит

Чтобы ваш замечательный малыш не вырос слишком упрямым и неконтролируемым или, наоборот, малоинициативным и безвольным, никогда не показывайте ему, что его мнение ничего не значит и абсолютно вас не волнует. Не подавляйте стремление крохи к самостоятельности, обязательно доверяйте посильные ему дела. Также не стоит постоянно ругать малыша и стоять на своем, пытаясь сломить его упрямство. Это может привести либо к тому, что ребенок просто перестанет вас слышать, либо к возникновению заниженной самооценки.

Кризис трех лет – это, наверняка, не первое и далеко не последнее испытание с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребенка, не зависимо от его поступков.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Спокойный период развития ребёнка с 1 года до 3-х лет заканчивается очередным нормативным кризисом психологического развития – кризисом.

Консультация «Кризис трех лет» Республика Адыгея Красногвардейский район с. Красногвардейское МБДОУ№8 «Колобок» Воспитатель: Ушанева А. А. Тема: «Кризис трех лет». Кризис.

Советы родителям «Как узнать, что у вашего ребёнка начался кризис, как его пережить» «Советы родителям. «Как узнать, что у вашего ребёнка начался кризис, как его пережить»». Раньше ваш малыш был послушным и милым ребенком.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Дягилева Екатерина Сергеевна МБДОУ “Детский сад “Добрыня” города Абакан консультация для родителей «КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ»[/i] К трем годам.

«Кризис трех лет». Консультация для родителей Консультация для родителей: «Кризис трех лет» Что нужно знать о кризисе трех лет? Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством.

«Кризис трех лет». Консультация для родителей «Кризис трех лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным.

Консультация «Кризис трех лет у ребенка» Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии – переход из раннего детства в дошкольное.

Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет. Советы родителям Тема «Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет» Краткий обзор источников по теме: 1. Смирнова Е. О. Психология.

Консультация для родителей «Как пережить кризис трех лет?» Как пережить кризис трех лет? Я уверена, многие родители трехлеток задумываются, что происходит с их ребенком в данный, сложный для него.

Как справиться с кризисом трех лет у ребенка

Раньше ваш малыш был послушным и милым ребенком. Однако вы все чаще стали замечать за ним, что, желая чего-либо, ребенок стоит на своем и требует желаемого, капризничая или устраивая истерики? Поздравляем, у вашего ребенка кризис трех лет! Что это такое и как с этим справиться, расскажет портал «Я родитель».

Что такое кризис трех лет

Только недавно маме казалось, что позади осталось самое беспокойное время – бессонные ночи, испачканные подгузники, проблемы кормления. Однако к третьему году жизни ребенок начинает проявлять характер, и из доброго мальчика или ласковой девочки он превратился в настоящего «вождя краснокожих!»

Все дело в кризисе, который переживает малыш в возрасте трех лет. В это время он впервые начинает осознавать себя как самостоятельную личность, а не как часть матери. У крохи появляются собственные желания, которые порой идут вразрез с мнением родителей, и он пока еще не понимает, как вести себя, чтобы все было хорошо. Отсюда и желание делать хоть что-то, лишь бы не молчать: ребенок начинает спорить со взрослыми, доказывать свою точку зрения, самоутверждаться путем истерик или капризничать.

Признаки кризиса трех лет

Одно из проявлений кризиса трех лет – это отрицание. Малыш на все просьбы родителей начинает отвечать категорично «нет», «не хочу», «не буду», «не пойду». Ребенок может даже отказываться выполнять действия, которые ему всегда нравились, и именно этим отличается отрицание от простого непослушания.

Еще одно типичное проявление этого непростого периода – упрямство. Кроха стоит на своем до последнего, вынуждая взрослых идти ему на уступки. При этом важно отличать от упрямства такое положительное качество как настойчивость. Настойчивый малыш вынуждает считаться с его мнением лишь по тем вопросам, которые для него действительно важны, а упрямец стоит на своем назло родителям, чтобы доказать, что его мнение должно быть решающим.

Кризис, который переживает малыш, можно также определить по появившемуся у него своеволию: кроха стремится к полной самостоятельности, не дает родителям ему ни в чем помогать и что-либо решать за него.

Часто дети, переживающие трехлетний кризис, проявляют агрессивность, которая выражается в грубости и драчливости. Ребенок может выкрикивать обидные слова по отношению ко взрослым, устраивать драку с ними или со сверстниками, ломать любимые игрушки, рвать книги.

Дети, которые имеют братьев или сестер, во время такого кризиса начинают проявлять деспотичность, стремясь взять власть над всеми, кто их окружает: заставляют младшего брата подчиняться или ревнуют старшего, требуют, чтобы родители считались с его мнением по всем вопросам, диктуют всем членам семьи, что нужно делать.

Кризис трех лет для детей – это крайнее проявление протеста против всего, что их окружает. Ребенок зачастую сам не понимает, что именно его не устраивает, и страдает от собственного поведения, но ничего не может с собой поделать.

Как пережить кризис трех лет

Кризис трех лет обычно длится несколько месяцев, затем успешно проходит сам собой, однако психологи советуют родителям придерживаться определенных правил, чтобы уберечь себя и малыша в это время от лишней нервотрепки.

Правило первое – поощряйте самостоятельность ребенка. Если малыш что-то хочет сделать сам, не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия. От этого он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Чтобы избежать постоянных капризов со стороны малыша, можно перед тем, как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?»

Правило второе – если ругаете малыша, то только за проступок! Нельзя обзывать ребенка такими словами, как жадина, дурак, глупый, бестолковый, вредина, поскольку он действительно может стать таким. Ругать можно только за неправильный поступок, но ни в коем случае не критиковать личность ребенка. Лучше сказать «Ты поступил нехорошо», а не «Ты такой вредина!».

Правило третье – сохраняйте спокойствие! Чем спокойнее вы реагируете на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить вам. Крик и ругань провоцируют ребенка еще больше раздражаться и отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.

Правило четвертое – давайте малышу право выбора. Кризисный период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их мнением. Пусть кроха сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время прогулки.

Правило пятое – анализируйте ситуацию. После каждой истерики, устроенной ребенком, разговаривайте с ним. Делать это лучше, когда малыш немного успокоится. Объясните крохе, почему вас расстраивает его поведение, и попросите его поделиться с вами переживаниями, которые он испытывает, чтобы вместе найти выход из ситуации.

Правило шестое – просто любите ребенка! Несмотря на все некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому не забывайте напоминать ему об этом. Даже если кроха обзывает вас, кричит о том, что он вас не любит, не сердитесь, а отвечайте ему, что он все равно для вас самый любимый и родной.

Задача родителя во время кризиса трех лет – помочь малышу пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все эти возрастные проявления помогут ребенку научиться таким важным качествам, как настойчивость, терпение, самостоятельность и целеустремленность.

Кризис 3 лет у ребенка

Как определить кризисный период, типичные проявления кризиса 3 лет, как помочь ребенку его пережить и чего родителям делать не стоит

  • Как распознать кризис 3 лет?
  • Зачем нужен кризис 3 лет?
  • Причины и проявления кризиса
  • Как реагировать на кризис?
  • Чего родителям делать нельзя

Как распознать кризис 3 лет?

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Зачем нужен кризис 3 лет?

Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность. Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.

Чем ярче у ребенка был кризис 3 лет, тем легче пройдет его подростковый возраст.

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Кризис трех лет у ребенка: краткое описание, как проявляется, как пережить

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена деятельности ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему кризиса одного года, это сложный кризис.

Суть кризиса

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться самосознание, Я-концепция и самооценка. Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение мотивов, дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются страхи. Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием способностей восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и гиперопека, стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности социальных ролей;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются стереотипы);
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – эгоцентризм. Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Рекомендации родителям

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается воля.

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Трудный возраст — кризис у ребенка 3 лет

Особенности психологии трёхлетнего малыша

Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».

Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.

Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.

При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины поведенческих нарушений

С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:

  • Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
  • Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
  • Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
  • Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
  • Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.

Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.

Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.

Длительность кризисного периода

Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.

Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

  • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
  • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
  • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
  • Избегать криков и наказаний.
  • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
  • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
  • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
  • Игнорировать истерики – в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу – и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Как реагировать на детскую истерику

Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.

Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя – чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.

Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.

Когда требуется помощь психолога

Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

Видео

Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей

Кризис трех лет — как преодолеть?

Вы живете с тира­ном. Он тре­бует немед­лен­ного испол­не­ния своих жела­ний. Он отвер­гает все, что вы пред­ла­га­ете. С ним совер­шенно невоз­можно договориться.

Кто он? Неужели ваш милый трех­лет­ний малыш?

Все вверх дном

Карине 24 года, а ее дочке Полине – 3 года 2 месяца. Раньше она была «иде­аль­ной девоч­кой», помо­га­ю­щей маме соби­рать игрушки перед сном, с удо­воль­ствием кушав­шей почти все, что ока­зы­ва­лось в тарелке, и целу­ю­щей маму на ночь. Но несколько недель назад Полину как под­ме­нили. Все нача­лось доста­точно резко: Полина испу­гала род­ных, устроив «день непо­слу­ша­ния». Взрос­лые решили, что Полина пере­уто­ми­лась, так как нака­нуне ездила с мамой в гости. Но вскоре исте­рики, капризы и невы­но­си­мые пре­пи­ра­тель­ства стали обыч­ным делом. Мама теря­лась в догад­ках: может быть Полине тяжело в саду? Или она сама изба­ло­вала дочь? Или же это состо­я­ние, кото­рое нужно лечить?

Зна­комо, не так ли? Еще недавно ваш трех­лет­ний малыш вел себя совер­шенно по-дру­гому. В вашем доме царил покой, а в отно­ше­ниях – мир. Каза­лось бы, он уже усвоил пра­вила и стре­мится их соблю­дать. С ним можно было дого­во­риться: попро­сить, убе­дить, отвлечь. Но все изме­ни­лось – ваш кроха стал совер­шенно неуправ­ля­е­мым. И глав­ное – совсем непо­нятно, что с этим делать?

Начало «смут­ного вре­мени» при­хо­дится на воз­раст от 2,5 до 3,5 лет и к 4 годам пол­но­стью закан­чи­ва­ется. И еще за пол­года до начала кри­зиса можно заме­тить, что напря­же­ние посте­пенно начи­нает воз­рас­тать. Кри­зис меняет малыша до неузна­ва­е­мо­сти: «не хочу», «не буду», «не надо». Роди­тели бывают обес­ку­ра­жены новым напо­ром ребенка, его непри­ми­ри­мой пози­цией по отно­ше­нию ко всему, что раньше не вызы­вало ника­кого напря­же­ния. Сна­чала они теря­ются, ста­ра­ются отвлечь, пере­клю­чить, затем пыта­ются наста­и­вать, при­ка­зы­вать. Закан­чи­ва­ется все кри­ками и даже шлеп­ками по попе.

Каким бы стран­ным и порой даже болез­нен­ным ни каза­лось вам пове­де­ние малыша, помните: кри­зис – явле­ние нор­маль­ное, здо­ро­вое, даже если про­хо­дит очень бурно. Ско­рее, нужно было бы заду­маться тем, кто утвер­ждает «а у нас ника­кого кри­зиса нет!». Вам трудно сей­час в это пове­рить, но когда кри­зис закон­чится, вы най­дете сво­его малыша само­сто­я­тель­ным, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ным и целе­устрем­лен­ным! А теперь раз­бе­рем «по полоч­кам» все при­знаки кри­зиса 3 лет и най­дем спо­собы мир­ного сосуществования.

Нега­ти­визм, или Ни за что не сделаю

Роме 2 года 10 меся­цев. Больше всего его маму рас­стра­и­вает то, что на любое ее пред­ло­же­ние он гово­рит «нет». Дохо­дит до абсурда: «Пой­дем гулять!». «Нет!». «Тогда оста­немся дома?». «Нет!». Отча­ян­ное «нет» стало глав­ным сло­вом в доме: ни накор­мить, ни уло­жить спать, ни одеть в садик. Ино­гда мама Ромы даже «сры­ва­ется»: кри­чит на него, может шлеп­нуть. Но это только ухуд­шает ситу­а­цию и про­дле­вает время «исте­рик».

Нега­ти­визм – стрем­ле­ние про­ти­во­сто­ять всему, что гово­рит взрос­лый, ино­гда дохо­дя­щее до абсурда. Глав­ное отли­чие от дру­гих форм про­тестного пове­де­ния – ребе­нок отри­цает что-то только потому, что ему пред­ло­жил это взрос­лый. Т.е. нега­ти­визм – это реак­ция не на то, что вы гово­рите, а на то, что это пред­ла­га­ете именно вы. Нега­ти­визм изби­ра­те­лен, при­чем с самыми важ­ными людьми в жизни ребенка он про­яв­ля­ется наи­бо­лее бурно.

Период нега­ти­визма необ­хо­дим. Впер­вые в своей жизни ребе­нок активно учится гово­рить такое важ­ное слово «нет».

В период кри­зиса 3 лет из-за нарас­та­ю­щего нега­ти­визма пере­стают рабо­тать почти все при­выч­ные методы воз­дей­ствия на ребенка. Доб­ро­же­ла­тель­ное пред­ло­же­ние может вызвать уве­рен­ное «нет», попытка при­ка­зать – исте­рику, попытка пере­клю­чить – новый виток отри­ца­ния (он же не может согла­ситься с тем, что вы ему предлагаете!).

Что делать

Про­явите пони­ма­ние. Чтобы чело­век научился мыс­лить и вести себя само­сто­я­тельно, по‑новому, он дол­жен отка­заться от всего «ста­рого». Он не изде­ва­ется над вами, не делает вам назло! Он учится новому, и это важно.

«Отпу­стите» ситу­а­цию. Если ситу­а­ция поз­во­ляет и ребе­нок сам может выби­рать, чем ему заняться, предо­ставьте ему эту воз­мож­ность. Отдох­ните немного!

Соб­ствен­ное мнение

3‑летняя Саша решила, что она не будет здо­ро­ваться в дет­ском саду с вос­пи­та­те­лями. Мама пыта­лась ее убе­дить, рас­ска­зы­вала, что хоро­шие девочки должны быть веж­ли­выми, но… Саша угрюмо мол­чала, при­ходя в садик. Маме было очень стыдно. А вдруг поду­мают, что она не может при­вить ребенку эле­мен­тар­ную вежливость?

Упрям­ство – реак­ция ребенка, при кото­рой он наста­и­вает на чем-то потому, что уже озву­чил свое жела­ние. В слу­чае с упрям­ством важно «слово ска­зан­ное». Вы можете его убеж­дать сде­лать по-дру­гому, и он (будучи в дру­гом воз­расте) с вами бы согла­сился. Но только не в период кри­зиса 3 лет!

Упрям­ство этого пери­ода необ­хо­димо для того, чтобы ребе­нок учился кон­цен­три­ро­ваться на цели («я так решил»), отста­и­вать и доби­ваться ее реа­ли­за­ции. Да, сей­час вам очень трудно спо­рить с ним по каж­дому поводу. Но при­дет время, и он уди­вит вас своей целеустремленностью!

Что делать?

При­ве­дите разум­ную аргу­мен­та­цию. Даже если малыш не усту­пает, он слы­шит вас! Воз­можно, в сле­ду­ю­щий раз он уже не будет спо­рить, что спать лучше на кро­вати, а при­че­сы­ваться рас­чес­кой. Не тре­буйте от ребенка немед­лен­ного при­зна­ния вашей правоты, даже если видите, что он готов был бы согла­ситься с вами. Отне­си­тесь с ува­же­нием к жела­нию отсто­ять свое мнение.

Пред­ло­жите выбор. Если дело в упрям­стве, а не в нега­ти­визме, то в ваших силах не допу­стить спо­ров во мно­гих ситу­а­циях. Он хочет решать, так дайте ему такую воз­мож­ность! Что почи­таем на ночь? Фор­му­ли­руйте так, чтобы ребе­нок мог сде­лать «вто­ро­сте­пен­ный» выбор, чтобы не допу­стить спора по основ­ному вопросу.

Отлич­ным спо­со­бом про­явить ува­же­ние к реше­нию ребенка явля­ется запись его жела­ний. Это может помочь вам в самых раз­ных ситу­а­циях. Пусть у вас все­гда наго­тове будет блок­но­тик и ручка. Напри­мер, он не хочет ухо­дить с улицы. Вы можете ска­зать: «Давай запи­шем твое жела­ние… Бог­дан хочет погу­лять еще… 5 или 10 минут? 10 минут, хорошо. Итак, я запи­сала: «Бог­дан хочет погу­лять еще 10 минут». Через 10 минут я тебя позову, а пока иди играй!». Заме­ча­тельно этот спо­соб рабо­тает в мага­зи­нах, когда малыш начи­нает наста­и­вать на покупке всего под­ряд. Доста­точно напи­сать спи­сок: «Бог­дан хочет…». Когда взрос­лый по-насто­я­щему что-то запи­сы­вает за ребен­ком, это вызы­вает поис­тине вол­шеб­ную реакцию.

Я про­тив

«Не хочу ложиться спать», «не буду кашу на зав­трак, дай варе­нья», «не буду уби­рать игрушки, нико­гда!», «не буду засте­ги­вать сапоги, так пойду» – такой бес­ко­неч­ный поток изли­вал Артем на своих род­ных еже­дневно. Каза­лось бы, он про­те­стует про­тив всех пра­вил сразу, выду­мы­вая новые, свои соб­ствен­ные. Роди­тели устали и от посто­ян­ного непо­слу­ша­ния, и от неле­пых ново­вве­де­ний сына.

Строп­ти­вость одно­вре­менно похожа на нега­ти­визм и упрям­ство. Но если нега­ти­визм направ­лен про­тив кон­крет­ного взрос­лого, то строп­ти­вость – это про­тест про­тив всех сло­жив­шихся норм пове­де­ния, образа жизни ребенка. Если упрям­ство про­яв­ля­ется в кон­крет­ной ситу­а­ции (хочу или не хочу здесь и сей­час), то строп­ти­вость – более общее поня­тие. Малень­кий «рево­лю­ци­о­нер» борется про­тив «ста­рого», во имя «нового».

Ребе­нок выхо­дит на новый уро­вень осо­зна­ния. Раньше он поко­рялся и «слу­шался» про­сто потому, что ему гово­рили его род­ные люди. Но теперь он дол­жен еще раз пере­смот­реть все пра­вила, чтобы усво­ить их уже созна­тельно, отве­тив на вопрос «зачем именно так?».

Что делать

Набраться тер­пе­ния. Малыш будет мно­го­кратно нару­шать преж­ние пра­вила, даже если они на наш, взрос­лый, взгляд очень разумны. Да, его пове­де­ние похоже на про­во­ка­цию. Так и есть! Кроха будто «рисует карту», где тер­ри­то­рия «можно» огра­ни­чена гра­ни­цами «нельзя». Но делает он это един­ствен­ным спо­со­бом – мно­го­кратно нару­шая пра­вила. Если взрос­лый каж­дый раз реа­ги­рует оди­на­ково, на «карте» появ­ля­ется «посто­ян­ная линия» – и ребе­нок под­чи­ня­ется новому (или заново под­твер­жден­ному) пра­вилу. Напри­мер, вве­дите пра­вило: пре­ду­пре­ждать малыша об окон­ча­нии про­гулки, говоря, что у него есть еще 10 минут. И как бы он ни про­те­сто­вал, при­дер­жи­вай­тесь сво­его пра­вила сами. Несколько раз – и малыш не только будет спо­койно ухо­дить с улицы, но и сде­лает шаг на пути позна­ния времени.

Объ­яс­няйте необ­хо­ди­мость. Даже если ребе­нок будет не готов мгно­венно согла­ситься с вами, объ­яс­ните, почему нужно делать так, а не иначе. «Как я ска­зала, так и будет!» может вызвать только бурю эмо­ций у ребенка, и ничего более. Лучше нари­суйте кар­тинку с мик­ро­бами, кото­рые убе­гают с мыль­ных рук, рас­ска­жите о том, что его тело во время сна наби­ра­ется сил. Пред­ла­гайте ребенку науч­ные объ­яс­не­ния, но, конечно, с уче­том воз­раста. И пра­вила будут соблю­даться гораздо лучше. Это же он так решил!

Убе­рите лиш­ние запреты. Чем больше огра­ни­че­ний в воз­расте 3 лет, тем труд­нее про­хо­дит кри­зис. Каж­дый раз, прежде чем ска­зать «нельзя», поду­майте, а дей­стви­тельно ли стоит запре­щать то, что хочет ребе­нок? Часто нару­ше­ния пра­вил идут «рука об руку» с позна­ва­тель­ной актив­но­стью, откры­то­стью миру. Созда­вайте ребенку усло­вия, где «нельзя» будет немного. Тогда и усво­ить их будет несложно.

Я сам

Мама 3‑летней Кати чув­ствует себя совер­шенно вымо­тан­ной. Каж­дое утро про­хо­дит оди­на­ково. Катя пока не может одеться быстро, но как только мама пыта­ется ей помочь, «вклю­чает сирену»: «Сама-а-а‑а!». Мама нерв­ни­чает, ведь нужно успеть на работу вовремя. И когда тер­пе­ние исся­кает, быстро доде­лы­вает все сама под про­тестный плач своей дочки. Да еще и в садике ситу­а­ция повторяется!

Свое­во­лие – это стрем­ле­ние к само­сто­я­тель­но­сти, вопло­щен­ное в дей­ствии. Выше мы гово­рили о само­сто­я­тель­но­сти мыш­ле­ния, но ребе­нок в 3 года начи­нает активно «про­бо­вать силы» и желает делать все сам.

Как научиться чему-то, если этому не учиться? Тре­бо­ва­ние «Я сам!» неве­ро­ятно важ­ное дости­же­ние воз­раста. Ребе­нок желает раз­ви­вать свои уме­ния, идти впе­ред, осва­и­вать мир на новом для себя уровне. И если под­дер­жать это стрем­ле­ние, совсем скоро у вас будет много пово­дов для гор­до­сти: «Он у меня такой самостоятельный!».

Что делать

Пере­смот­рите режим. Очень часто в воз­расте 3 лет малыш отста­и­вает свое право на то, чтобы само­сто­я­тельно оде­ваться. Так как навыки еще незрелы, это про­ис­хо­дит долго и нер­ви­рует роди­те­лей, осо­бенно по утрам. Можно на 15–20 минут раньше будить малыша утром, и у него будет больше вре­мени, чтобы само­сто­я­тельно одеться. Будьте уве­рены, с каж­дым разом это будет про­ис­хо­дить все быст­рее и быстрее.

Помоги мне! Поздрав­ляем, у вас теперь есть помощ­ник! Печете пироги? Пусть он нале­пит «колоб­ков». Уби­ра­ете в квар­тире? Он может тря­поч­кой про­те­реть пыль. Под­дер­жи­вайте и раз­ви­вайте его стрем­ле­ние к само­сто­я­тель­но­сти. Почти во всех делах можно найти «шажок», кото­рый ребе­нок может сде­лать сам. А ведь гор­дость за то, что он помог «по‑настоящему», так спо­соб­ствует взрослению!

Я больше это не люблю

Вика очень уди­вила свою маму, когда ска­зала, что пода­рила подружке в саду сво­его мишутку. Ведь это была люби­мая игрушка с самого мла­ден­че­ства! Вика и спала с миш­кой, и ела, и гуляла. Что на нее нашло?

Обес­це­ни­ва­ние – это меха­низм работы дру­гих при­зна­ков. Ребе­нок обес­це­ни­вает очень мно­гое. Обес­це­ни­ва­ются пра­вила – воз­ни­кает строп­ти­вость. Обес­це­ни­ва­ется мне­ние роди­те­лей – воз­ни­кает нега­ти­визм. Обес­це­ни­ва­ется помощь – воз­ни­кает «я сам!». Но уди­ви­тель­нее всего для роди­те­лей, что пере­стают быть люби­мыми «самые-самые» до этого момента игрушки, книги, уго­ще­ния и игры.

Обес­це­ни­ва­ние, как мы уже выяс­нили, основа «вклю­че­ния» всех основ­ных дви­га­те­лей кри­зиса, без кото­рого выход на новую сту­пень невоз­мо­жен. Но вме­сте с тем, что ребе­нок счи­тает для себя поме­хами (пра­вила, огра­ни­че­ния), под его молот попа­дает и то, что было до этого любимо. Это как милые сердцу шор­тики, из кото­рых пора вырасти!

Что делать

Основ­ная реко­мен­да­ция, пожа­луй, такова: понять, как это рабо­тает, и не сопро­тив­ляться. Пере­стал любить овсянку – пред­ло­жите гречку. Не хочет больше смот­реть мульт­фильм про зайку, вклю­чите про ось­ми­ножку. В общем, отне­си­тесь к его выбору с уважением.

Я про­те­стую

Теме 3,5 года. В послед­нее время он стал совер­шенно неуправ­ля­е­мым: выдав­ли­вает из себя слезы, кри­чит, никого не хочет слу­шать. Может валяться на полу и тре­бо­вать то, чего на дан­ный момент дать невоз­можно (напри­мер, машинку, кото­рую он вчера видел в мага­зине). Нахо­дясь с Темой на боль­нич­ном, мама пой­мала себя на мысли, что ждет не дождется, когда он снова будет ходить в сад. Так она устала от посто­ян­ных войн!

Бун­тар­ство – это основ­ной спо­соб, с помо­щью кото­рого ребе­нок будет дей­ство­вать в тече­ние всего пери­ода кри­зиса. Кажется, что он посто­янно наго­тове, в состо­я­нии войны со всеми. Чуть что – кри­чит, пла­чет, упи­ра­ется, может уда­рить или обо­звать. Роди­тели порой и не подо­зре­вают, что в их милых до той поры кро­хах живут такие «бесята»!

Ребе­нок пока не вла­деет более тон­кими при­е­мами, помо­га­ю­щими добиться сво­его. Поэтому бун­тар­ство – лишь инстру­мент. Он обя­за­тельно научится дей­ство­вать более мирно, а пока…

Что делать

Реа­ги­руйте адек­ватно. Если ребе­нок уда­рил вас или назвал пло­хим сло­вом, обя­за­тельно пока­жите ему мими­кой и сло­вами свое недо­воль­ство. Хорошо, если ваши фразы будут избав­лены от бур­ных эмо­ций и про­зву­чат коротко, но строго. Так малыш пой­мет гораздо лучше, чем если услы­шит гнев­ную тираду.

Помо­гите ему. Ино­гда дети пол­но­стью отвер­гают попытки взрос­лого их обнять и уте­шить. Но так бывает не все­гда. Если вы видите, что ребенку оче­видно тре­бу­ется помощь, чтобы успо­ко­иться, обни­мите его, погладьте по голове и немного покачайте.

Учите его дого­ва­ри­ваться. Возь­мите игрушки и разыг­райте ситу­а­цию, когда малень­кий мишка дого­ва­ри­ва­ется со своей мамой о чем‑либо. Если такие игры ста­нут посто­ян­ными, он усвоит новый, циви­ли­зо­ван­ный спо­соб, чтобы доби­ваться своих целей.

Не отве­чайте агрес­сией! Про­тестное пове­де­ние ребенка часто вызы­вает гнев у взрос­лого. Но на то мы и «боль­шие», чтобы вести себя муд­рее «малень­ких»! Если взрос­лый кри­чит или бьет ребенка, то это лишь пока­зы­вает его бессилие.

Я ска­зал

С недав­них пор Валера взялся руко­во­дить всеми в семье. «Нет, на работу не пой­дешь, будешь со мной гулять!», «Сиди в ком­нате, не ходи на кухню», «Выключи свою музыку!» – посто­янно слы­шат мама, папа и брат Валеры. Но так как они не готовы под­чи­няться малень­кому тирану, скан­далы в доме не затихают.

Что это? Дес­по­тизм – про­дол­же­ние всех осталь­ных при­зна­ков кри­зиса. В семье, где рас­тут несколько детей, у 3‑летки может сильно про­яв­ляться рев­ность, нетер­пи­мость к бра­тьям и сест­рам, стрем­ле­ние ими командовать.

Дес­по­тизм – ком­плекс дей­ствий, чтобы насто­ять на своем, задать соб­ствен­ные пра­вила, почув­ство­вать себя самым глав­ным. Незре­лая, но сме­лая попытка лидерства.

Что делать

Отли­чайте дес­по­тизм от насущ­ных потреб­но­стей ребенка. Ино­гда ему про­сто необ­хо­димо, чтобы мама оста­лась рядом, а порой – это про­сто попытка управ­ле­ния. Учи­тесь мягко, но строго гово­рить ребенку «нет», под­чер­ки­вая, что дей­ствия дру­гих в дан­ном слу­чае никак ему не вре­дят. И поэтому роди­тели (или дру­гие взрос­лые) имеют право сде­лать так, как им хочется или нужно.

Разумно огра­ни­чи­вайте ребенка. Дайте ему воз­мож­ность самому при­ни­мать часть реше­ний, каса­ю­щихся его самого. Если вопрос отно­сится и к дру­гим – можете попро­сить его совета, как про­ве­сти всем вме­сте выход­ной. Не стоит ради «спо­кой­ствия в семье» под­чи­няться малень­кому тирану, ведь тогда «кри­зис» может и не закончиться!

Поиг­райте! Пред­ло­жите ребенку: «Давай поиг­раем. Ты будешь папой, а я доч­кой». И пусть ребе­нок в игре сде­лает то, что так хочется ему в жизни – пору­ко­во­дит вами от души!

Итак…

Кри­зис 3 лет – время «бое­вых дей­ствий», но из него все выхо­дят побе­ди­те­лями! Ребе­нок ста­но­вится более взрос­лым, само­сто­я­тель­ным и ответ­ствен­ным. Роди­тели полу­чают мно­же­ство пово­дов для гор­до­сти. Конечно, про­цесс вос­пи­та­ния будет длиться еще дол­гие годы, но, пожа­луй, один из самых слож­ных эта­пов вы уже преодолели.

Читайте также:
8 вредных продуктов питания для детей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: