Кто всех глупее? – Осеева В.А., читать детям онлайн

Валентина Осеева: Кто всех глупее

Здесь есть возможность читать онлайн «Валентина Осеева: Кто всех глупее» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Кто всех глупее: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Кто всех глупее»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Валентина Осеева: другие книги автора

Кто написал Кто всех глупее? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Кто всех глупее — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Кто всех глупее», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Кто всех глупее

Валентина Александровна Осеева

Кто всех глупее

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня – хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

– Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.

– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.

– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня – сзади него нет никого.

“Неужели я самый глупый из всех?” – подумал Ваня.

Кто всех глупее

Автор: Валентина Александровна Осеева
Жанр: Детская проза

Валентина Александровна Осеева

Кто всех глупее

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня – хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.

Кто всех глупее скачать fb2, epub бесплатно

Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

В книге, ставшей любимой для многих поколений детей, рассказывается о детстве Динки, о ее крепкой дружбе с сиротой Ленькой и приключениях, которые они вместе переживают. Добрая и искренняя, взбалмошная и неугомонная Динка навсегда притягивает и очаровывает читателя.

В сборник «Волшебное слово» вошли самые известные и любимые рассказы В. Осеевой: «Волшебное слово», «Синие листья», «До первого дождя» и многие-многие другие. Эта книга учит дружить, видеть не только чужие, но и свои недостатки, помогает понять, как себя вести, чтобы приносить радость не только окружающим, но и самому себе: ведь порой для этого достаточно только произнести одно волшебное слово! Для младшего школьного возраста.

«Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел…»

Героиня двух замечательных повестей известной писательницы Валентины Александровны Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством» – добрая, открытая, смелая и неугомонная «трудная девчонка» стала для нескольких поколений читателей любимой героиней, притягательным магнитом.

Повести В. Осеевой – увлекательное чтение про приключения, трудные испытания, дружбу и вражду, надежды и разочарования, становление личности…

Для среднего школьного возраста.

«Динка прощается с детством» является продолжением известной автобиографической повести В.А.Осеевой «Динка». Действие в первой книге относится к периоду после революции 1905 года, вторая книга знакомит читателей с судьбой Динки, ее друга Лени и других героев в годы империалистической войны. Повесть насыщена драматическими событиями, в которых самое деятельное участие принимает Динка. В характере героини многое еще осталось от Динки-девочки, но она уже серьезнее всматривается в жизнь, и доброе сердце ее мужает.

Валентина Осеева (1902–1969) – советская детская писательница. Её произведения неоднократно экранизировались, а за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» писательница стала лауреатом Сталинской премии 3-й степени. В книгу «Синие листья. Сказки и рассказы» вошли наиболее читаемые в школе произведения автора о жизни ребят. Рисунки А. Кукушкина.

Для младшего школьного возраста.

Трилогия известного детского прозаика В.А.Осеевой рассказывает о пионерах – Ваське Трубачеве и его товарищах. Это честные, смелые ребята, готовые защитить товарища, взять на себя самое трудное дело. В начале войны они оказались на территории, оккупированной фашистами, где принимают участие в борьбе с врагами. После долгих скитаний, горестей и потерь пионерский отряд возвращается домой. Жизнь продолжается. Надо восстанавливать все, что разрушено, надо работать, учиться. И все ребята, так рано повзрослевшие во время войны, идут строить школу.

Читайте также:
Зима в Простоквашино - Успенский Э.Н., читать детям онлайн

Для среднего школьного возраста.

“…Утро ясное и спокойное наполняло меня юным восторгом… Я стоял как зачарованный, ни о чем не жалел. Всему свое время, сегодня я переживаю одно, завтра мне откроется что-то иное, новое… Впереди весна, большая, красочная пора жизни всего живого на земле…”

Может быть, только в юности и лишь однажды в жизни дано, и то не каждому из нас, вот с такой юной и горячей силой чувства пережить это жизнерадостное, любознательное и окрыленное волнение открытия чудесного и еще не изведанного мира родной природы, свежести и прелести вешнего солнечного утра. А между тем, рассказ, заключительные строки которого приведены в начале, написан в пору, когда автору его — сибирскому писателю Кондратию Никифоровичу Урманову — перевалило уже за полвека жизни и голова его была уже совсем седой, хотя годы еще не клонили, не отяжеляли этого по-сибирски могутного, кряжистого, как его имя и фамилия, рослого человека.

В книге собраны рассказы для детей среднего возраста. Иллюстрации А. Шлипер и др.

Повесть о бесстрашной девочке Марго.

Для детей от четырех до десяти лет.

Рассказ из сборника «Нет в лесу никаких разбойников». Издательство: журнал «Семья и школа». Перевод со шведского И. Новицкой. Иллюстрации Ингрид Ван-Нюмен.

Во всех книгах Линдгрен — особенная атмосфера: фантазии, игры, душевная свобода и справедливость, — атмосфера, особенно желанная для детских умов и сердец.

Эта удивительная атмосфера — своего рода фирменный знак писательницы — царит и в произведениях, собранных в книге, которую вы держите в руках. Это ранние и, как правило, мало известные или не известные у нас произведения Астрид Линдгрен, к тому же публикуемые в новых и, смеем надеяться, лучших переводах. Но это не заготовки к её будущим произведениям крупных жанров, что еще предстояло ей написать, а скорее живые бутоны её будущих книг-цветов.

Рассказ “Глаза” посвящен послевоенному детству: взросление подростков происходит трудно, непросто складываются их характеры.

Новый сборник прозы известного в стране детского писателя Льва Кузьмина. Основные темы сборника — первая чистая детская любовь друг к другу, мир детский и мир взрослый в их непростых связях, труд и народные праздники на земле-кормилице, а также увлекательные приключения тех, кого мы называем «братьями нашими меньшими».

Повести и рассказы Льва Кузьмина адресованы читателям младшего школьного возраста.

Повести и рассказы Льва Кузьмина адресованы читателям младшего школьного возраста.

Патент на благородство

Европейская культура как целое ярче проявилась на берегах Невы, чем на берегах Сены, Темзы или Шпрее, – утверждал Георгий Федотов, выдающийся религиозный мыслитель, оценивая “императорский период” русской истории, как наиболее творческий и динамичный. Одна из примечательных особенностей этого периода – в усвоении и взаимопроникновении общечеловеческих и национальных начал, появление типа “русского европейца”, делателя “петербургской культуры”. Ныне, когда произошло возвращение универсальных пластов культуры, связанных с “серебряным веком”, – мы видим свое вчера и позавчера совсем в ином свете, чем еще совсем недавно. Едва ли не самый расхожий афоризм сегодня: новое – хорошо забытое старое.

Евгений Иванович Осетров

Сказ о друкаре Иване и его книгах

наполняющие вселенную мудростью.

вот лучшее учение.

Книга – окно в мир.

Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным-давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями.

– Дороги – Как хорошо вдвоем, вдвоем. – Песня о тревожной молодости

ДОРОГИ Эх, дороги. Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян. Знать не можешь Доли своей: Может, крылья сложишь Посреди степей. Вьется пыль под сапогами

полями,А кругом бушует пламя Да пули свистят.

Эх, дороги. Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян. Выстрел грянет, Ворон кружит, Твой дружок в бурьяне Неживой лежит. А дорога дальше мчится,

О пользе пpосмотpа пеpедачи “В миpе животных” младшими офицеpами милиции.

Hочью из вольеpа зоопаpка одного из южных, но вполне pоссийских гоpодов таинственно исчез муфлон. То есть, конечно, не сам исчез. И не так чтобы уж очень таинственно. Экспонат не был склонен к побегам. Стало быть, pазмышляли опечаленные зоологи, его гpубо и цинично, под покpовом душной южной ночи, похитили. Hа что указывало наличие колонии вечно голодных бомжей, пpивольно pаскинувшейся в пойме pеки – совсем недалеко от обездоленного зоопаpка. О механизме похищения муфлона гадать не пpиходилось. Он совпадал с механизмом исчезновения купца Поpтpетова из знаменитого уголовного pассказа Антона Павловича Чехова “Шведская спичка”: “Меpзавцы убили и вытащили тpуп чеpез окно”. Как и купец Поpтpетов, муфлон никому живым нужен не был. К тому же тащить живого муфлона пpедставлялось чpеватым. Hет, тpуп пеpебpосили чеpез сетку, обеpегающую животное от посетителей, и за неимением окна вытащили чеpез дыpу в забоpе. После чего тpуп был надежно скpыт путем зажаpивания и, натуpально, поглощения.

Кто всех глупее? – Осеева В.А., читать детям онлайн

ошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

– Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

Читайте также:
Заяц, косач, медведь и весна - Бианки В.В., читать детям онлайн

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Плохо

обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

В одном доме

или-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

– Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.

– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

ольшую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя! – сердился Ваня. – Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

– Погуляй со мной, Юра!

– Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

– Убери посуду, Юрочка.

– Убери сама – некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

– Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

– Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

– Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

ень был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

– Я нечаянно. – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась? Девочка улыбнулась:

– Коленку. Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

– Иди к нам! – позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

итя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

– А ты где его потерял? – спросил Миша.

– Не знаю. – тихо сказал Витя и отвернулся.

– Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Сыновья

ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну что? Каковы наши сыновья?

Читайте также:
Семь воронов - Братья Гримм, читать детям онлайн

– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Синие листья

Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Кто всех глупее? – Осеева В.А., читать детям онлайн

Для самостоятельного чтения дошкольникам подойдут короткие рассказы Валентины Александровны Осеевой. А ещё не умеющим читать ребятам их прочитают взрослые.

У Валентины Осеевой много интересных книг, в том числе коротких рассказов, рассчитанных на маленьких слушателей. Маленькие рассказы легче воспринимаются современными детьми. Они лучше запоминаются. Их можно пересказать. Короткие рассказы хороши для освоения разных приёмов работы с текстом.

Но приятнее всего посидеть рядом с мамой, читающей книжку.

Рассказы Валентины Осеевой

Чего нельзя, того нельзя

Один раз мама сказала папе:

– Не повышай голос!

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Бабушка и внучка

Мама принесла Тане новую книгу.

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!

Три сына

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм. – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Кто всех глупее?

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

– Чего же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.

– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.

– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба.

Читайте также:
Теремок - Бианки В.В., читать детям онлайн

Регулярное чтение коротких рассказов подготавливает имеющих “клиповое” внимание дошколят к восприятию большего количества информации в школе.

Читать онлайн Три сына бесплатно

Валентина Александровна Осеева

БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу. Мама сказала:

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!

ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:

– Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

Лейтенант сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка. Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.

«Некрасиво получилось», – подумал Юра и стал зорко следить за дверью.

С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.

Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

– Я думал, она женщина с ребёнком, – смущённо пробормотал он.

Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

– Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с куклой!

КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня – хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:

– Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.

– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.

– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня – сзади него нет никого. «Неужели я самый глупый из всех?» – подумал Ваня.

ПАПА-ТРАКТОРИСТ

Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.

– Папа, возьми меня с собой! – просит Витя.

– Вырастешь – возьму, – спокойно отвечает папа.

И всю весну, пока папин трактор выезжает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:

– Папа, возьми меня с собой!

– Вырастешь – возьму. Однажды папа сказал:

– И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?

– А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? – спросил Витя.

– Надоело! – засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.

ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЕТЯ

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.

– У меня злая мать и добрая тётя! – говорила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…

– Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

– Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет…

ПУГОВИЦА

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.

– А что, бабушка, – спросила она, – все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

– Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то всё больше достаётся бабушкам.

– Вот как! – обиженно сказала Таня. – А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

СВОИМИ РУКАМИ

Учитель рассказывал ребятам, какая чудесная жизнь будет при коммунизме, какие будут построены летающие города-спутники и как люди научатся по своему желанию изменять климат, и на севере начнут расти южные деревья.

Много интересного рассказывал учитель, ребята слушали затаив дыхание.

– Но, – добавил учитель, – для того чтобы достичь всего этого, нужно ещё много и хорошо потрудиться!

Когда ребята вышли из класса, один мальчик сказал:

– Я хотел бы заснуть и проснуться уже при коммунизме!

– Это не интересно! – перебил его другой. – Я хотел бы видеть своими глазами, как это будет строиться!

– А я,- сказал третий мальчик, – хотел бы всё это строить своими руками!

ЛЕКАРСТВО

Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай! Принеси!»

Однажды мама заболела и позвала доктора, а девочка в это время сидела на стульчике и кричала:

– Мама! Подай куклу! Принеси молока!

Доктор услышал и сказал:

– Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет.

Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила:

И мама скоро выздоровела.

ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

– Дели по одному, – строго сказал Миша. Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

– Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо.

Кучки печенья быстро уменьшались.

Читайте также:
Девочка со спичками - Ганс Христиан Андерсен, читать детям онлайн

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба…

НАВЕСТИЛА

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

– Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

– Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

ТРИ СЫНА

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трёх сыновей – трёх бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: лётчик, танкист и моряк!

ЖАДНАЯ МАТЬ

Когда мальчик был маленький, люди говорили:

– У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.

Когда мальчик вырос, люди говорили;

– У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

– Не повышай голос!

И папа сразу заговорил тихо.

С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Ещё бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать. – Надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

КАРТИНКИ

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:

– Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…

Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:

– А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…

– Ну что ты! Что ты! – замахала руками Нюра. – Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, например, переводные картинки…

– Ах, картинки… – протянула Катя, вытащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. – Так бы сразу и сказала…

Принёс Ваня в класс коллекцию марок.

– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на праздники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.

– Бери, конечно! – согласился Ваня.

На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.

– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.

– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! – замахал руками Ваня. – Вот давай лучше в перышки сыграем!

Читайте также:
Два брата — Ганс Христиан Андерсен, читать сказку детям онлайн

Вытряхнул он на парту целую кучу новеньких перьев. Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.

– Кругом я у тебя в долгу!

– Какой это долг! – говорит Ваня. – Я с тобой в шутку играл!

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю».

И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и думает:

«Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев – пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем случилось.

Подходит он как-то к нему и спрашивает:

– За что ты косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей.

– Ты думаешь, ты один порядочный… А другие – нет. Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видал?

Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:

– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!

– Нет, пропало, – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда!

ПЕРЫШКО

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино Миша это заметил и на переменке спросил:

– Зачем ты взял моё перышко?

– Подумаешь, невидаль – перышко! – закричал Федя. – Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

– Жалко перышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

– Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…

Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:

– Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

– Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! – сказал кто-то из мальчиков.

– Конечно, отдай, раз он такой… – поддержали другие.

– Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!

Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы. Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:

– На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.

МЕЧТАТЕЛЬ

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

– Интересно, – сказал Толя, – как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!

– А я об этом даже не думаю, – ответил Юра и вдруг остановился…

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет? Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя. – Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!

СЛУЧАЙ

Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.

Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.

– А где же остальные? – спросил Витя. Коля пожал плечами.

– Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало…

– Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе не нужны?

– Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

– Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

– Ну, бери… раз уж такой случай… – пробормотал он.

СТРОИТЕЛЬ

На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

– Эй, ты, что ты там делаешь? – окликнули его мальчики.

– Я строю дом. Мальчики подошли ближе.

– Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!

– Да его только двинь – и он развалится! – крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

Одна стена обвалилась.

– Эх, ты! Кто же так строит? – кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.

Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушёл только тогда, когда рухнула последняя стена.

А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж…

БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама сказала: Мама принесла Тане новую книгу.

— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хва­лила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

Читайте также:
Жил был пес — украинская народная сказка, читать детям онлайн

ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

(В. Осеева)

Юра вошёл в автобус и сел на детское место.

Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:

— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

Лейтенант сел сзади Юры. По ступень­кам поднялась старушка. Юра хотел предло­жить ей место, но другой мальчик опере­дил его.

«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.

С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.

Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

— Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.

Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук­лой!

КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

(В. Осеева)

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де­вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё­нок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и усе­лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Рис. В Горячева

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рас­сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви­дит — мальчик большой, сильный.

И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби­делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.

«Неужели я самый глупый из всех?» — по­думал Ваня.

ПАПА-ТРАКТОРИСТ

(В. Осеева)

Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.

— Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.

— Вырастешь — возьму, — спокойно
отве­чает папа.

И всю весну, пока папин трактор выез­жает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:

— Папа, возьми меня с собой!

Однажды папа сказал:

— И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?

— А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? — спросил Витя.

— Надоело! — засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.

ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

(В. Осеева)

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю­били свою девочку, но воспитывали её по-раз­ному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы.

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.

— У меня злая мать и добрая тётя! — го­ворила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и дет­ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо­ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру­ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает.

— Кто же это научил тебя так рабо­тать? — спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

— Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет.

ПУГОВИЦА

(В. Осеева)

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

—Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго­вицы умеют и мальчики и девочки, а приши­вать-то всё больше достаётся бабушкам.

—Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба­бушка!

СВОИМИ РУКАМИ

(В. Осеева)

Учитель рассказывал ребятам, какая чудес­ная жизнь будет при коммунизме, какие бу­дут построены летающие города-спутники и как люди научатся по своему желанию изме­нять климат, и на севере начнут расти южные деревья.

Много интересного рассказывал учитель, ребята слушали затаив дыхание.

— Но, — добавил учитель, — для того что­бы достичь всего этого, нужно ещё много и хо­рошо потрудиться!

Когда ребята вышли из класса, один маль­чик сказал:

— Я хотел бы заснуть и проснуться уже при коммунизме!

— Это не интересно! — перебил его дру­гой. — Я хотел бы видеть своими глазами, как это будет строиться!

— А я, — сказал третий мальчик, — хотел бы всё это строить своими руками!

ЛЕКАРСТВО

(В. Осеева)

Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай! Принеси!»

Однажды мама заболела и позвала доктора, а девочка в это время сидела на стульчике и кричала:

— Мама! Подай куклу! Принеси молока!

Доктор услышал и сказал:

— Пока дочка не отвыкнет командовать, ма­ма не выздоровеет.

Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила:

И мама скоро выздоровела.

ПЕЧЕНЬЕ

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

Мама высыпала на тарелку печенье. Ба­бушка весело зазвенела чашками.

Вова и Ми­ша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо.

Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё пе­ченье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала ко­рочку хлеба.

НАВЕСТИЛА

(В. Осеева)

Рис. В Горячева Валя не пришла в класс. Подруги посла­ли к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

Читайте также:
Сент-Панкрас и Кингс-Кросс - Дональд Биссет, читать детям онлайн

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи­ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на­рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе.

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по­лосканье.

— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло­сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го­рячая-горячая.

Валя оживилась и закивала головой:

— Да, да, грелка. Муся, у нас в кухне стоит чайник.

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж­но? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел­ка и полосканье!

ТРИ СЫНА

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трёх сыновей — трёх бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Верну­лись к матери три героя: лётчик, танкист и моряк!

ЖАДНАЯ МАТЬ

(В. Осеева)

Когда мальчик был маленький, люди го­ворили:

— У этого ребёнка жадная мать: она ни­когда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.

Когда мальчик вырос, люди говорили:

— У этого парня счастливая мать: он ни­когда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

(В. Осеева)

Рис. В. Горячева

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам наказал себя, — ответила мама.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

(В. Осеева)

Один раз мама сказала папе:

— Не повышай голос!

И папа сразу заговорил тихо.

С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Ещё бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОБИДЧИКИ

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това­рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби­жать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са­ша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром ма­ма, и нерешительно предложил:

— Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше по­счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу­галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле­бом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

СТОРОЖ

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со­брал около себя целую кучу игрушек и охра­нял их от ребят.

— Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг­рушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весе­ло! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

КАРТИНКИ

(В. Осеева)

Рис. В Горячева

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо­хом сказала:

— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома.

Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:

— А я бываю очень плохая. я даже сама это чувствую.

— Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь. У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо. Вот, напри­мер, переводные картинки.

— Ах, картинки. — протянула Катя, вы­тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала.

(В. Осеева)

Рис. В Горячева Принёс Ваня в класс коллекцию марок.

— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празд­ники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.

— Бери, конечно! — согласился Ваня.

На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень кра­сивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.

— Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! — зама­хал руками Ваня. — Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Вытряхнул он на парту целую кучу новень­ких перьев. Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

— Кругом я у тебя в долгу!

— Какой это долг! — говорит Ваня. — Я с тобой в шутку играл!

Читайте также:
Кто чем поет - Бианки В.В., читать детям онлайн на сайте Дети-Сказки

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпа­лись, глаза какие-то круглые.

«И чего я с ним дружу? — подумал Пе­тя. — Только долги набираю».

И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и думает:

«Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев — пятнадцать. »

А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем слу­чилось.

Подходит он как-то к нему и спрашивает:

— За что ты косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, нагово­рил товарищу грубостей.

— Ты думаешь, ты один порядочный. А другие — нет. Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видал?

Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:

— Получай все долги сполна! — Сам ра­достный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

— Нет, пропало, — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда!

ПЕРЫШКО

(В. Осеева)

Рис. В. Горячева У Миши было новое перо, а у Феди ста­рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:

— Зачем ты взял моё пёрышко?

— Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри­чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

— Жалко пёрышка! Для своего же това­рища! — кричал Федя. — Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

Да я не давал тебе. Ты сам взял. Ты обменял.

Но Федя не давал ему говорить. Он раз­махивал руками и кричал на весь класс:

— Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

— Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.

— Конечно, отдай, раз он такой. — поддержали другие.

— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!

Миша вспыхнул. На глазах у него показа­лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч­ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:

— На, получай! Заплакал! Из-за одного пё­рышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми­ша всё сидел и плакал.

МЕЧТАТЕЛЬ

(В. Осеева)

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

— Интересно, — сказал Толя, — как это со­вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по­двиге!

— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помо­щи. Оба мальчика помчались на зов.

Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни­ги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо­вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы­ло бы!

СЛУЧАЙ

(В. Осеева)

Мама подарила Коле цветные карандаши.

Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.

Коля положил на стол коробку с каранда­шами. Там было только три карандаша: крас­ный, зелёный и синий.

— А где же остальные? — спросил Витя.

Коля пожал плечами.

— Да я роздал их: коричневый взяла под­ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по­теряла. А чёрный и жёлтый взял у меня Пе­тя — у него как раз таких не хватало.

— Но ведь ты сам остался без каранда­шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?

— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

— Ну, бери. раз уж такой случай. — пробормотал он.

СТРОИТЕЛЬ

(В. Осеева)

Рис. В. Горячева На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замыс­ловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, ко­торый тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

— Эй, ты, что ты там делаешь? — окликну­ли его мальчики.

Мальчики подошли ближе.

— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!

— Да его только двинь — и он развалит­ся! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

Одна стена обвалилась.

— Эх, ты! Кто же так строит? — кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.

Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смо­трел на разрушение своего дома. Он ушёл толь­ко тогда, когда рухнула последняя стена.

А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, стара­тельно воздвигал второй этаж.

Осеева “Кто всех глупее”: читательский дневник как заполнить?

Валентина Осеева “Кто всех глупее” читательский дневник:

краткое содержание 5-6 предложений.

Рассказ Валентины Осеевой “Кто всех глупее” совсем небольшой, но важный. Его главная мысль в том, что нельзя обижать тех, кто слабее. Не нужно никому ничего плохого делать просто так, потому что скучно. Это неправильно и ни к чему хорошему не приведет. Только глупые так поступают.

Главные герои сказки – двое детишек Ваня и Таня, их пес Барбос, а также уточка по имени Устинья и маленький Боська – цыпленок. Эта информация пригодится для читательского дневника.

Краткое содержание:

Вся компания героев рассказа сидела на улице и грелась на солнышке. Просто так Ванюше было скучно и он дернул Татьяну за косичку. А дальше пошло-поехало: сильного никто обижать не осмеливался, поэтому “передал дальше” слабому. Таня пнула собаку, тот укусил утку. Но утка оказалась умнее всех, она не стала обижать цыпленка, ведь он слабый.

Читайте также:
Как ослик Алфавит учился уважать старших - Пляцковский М.С., читать детям онлайн

Дальше пошла все в обратную сторону: Утка сказала, что пес ее глупее, пес кивнул на Таню, а та на Ваню. Ванюше же кивать было не на кого. Он первый начал всех обижать и самым глупым он же и оказался.

Читать текст рассказа Валентины Осеевой “Кто всех глупее” можно прямо здесь:

В коротеньком рассказе Осеевой второстепенных героев нет. Все главные – мальчик Ваня, девочка Таня, пес, утка и цыпленок.

Сидели они все вместе на скамейке. И Ваня от нечего делать дернул Таню за косичку. Девочка побоялась дать сдачи большому и сильному Ване и от досады пнула Барбоса. Обиженный пес не решился тронуть хозяйку и укусил за хвост утку. А вот утка не стала отыгрываться на беззащитном цыпленке. А на вопрос Барбоса ответила, что не такая глупая, как он. Пес сказал, что не он не глупее Тани, девочка кивнула на Ваню. А вот Ване кивать было уже не на кого.

По всему выходило, что он, самый сильный и большой, оказался самым глупым. А утка Устинья – самой мудрой. Она не стала поступать, как остальные и срывать злость на более слабом, хотя ей тоже попало ни за что.

Мудрость, доброта, сострадание не зависят от силы и роста.

Одна из позитивных сказок датского писателя, где, по крайней мере, люди не умерли. А цветы – они ведь способны весной вновь родиться!

Андерсен “Цветы маленькой Иды” краткое содержание:

Главная героиня сказки – девочка Ида. Ей один студент рассказал, что цветы завяли оттого, что сильно устали от танцев на балу. Он столько наговорил девочке про цветочные балы, что Ида поверила и от волнения никак не могла заснуть.

Цветы, что завяли, она уложила отдыхать в кукольную кроватку. Ночью, когда все спали, Ида увидела хоровод цветов. Он радостно плясали и даже пригласили немного обидевшуюся куклу Софи. Это в ее постель уложили цветы отдыхать. Софи больше на них не обижалось. Но цветы сказали, что кроватка им больше не нужна: утром они умрут. Она знала, что закопанные в землю, они снова прорастут.

На утро цветы в кроватке завяли совсем. Ида со своими кузенами похоронила их в саду.

Чему учит сказка, смотрите тут.

Эта сказка очень поучительна и в ней автор рассказывает как зайчонок с медвежонком решили стать более красивыми и узнаваемыми и попросили лягушонка раскрасить их красками.

Идя в новом окрасе, никто Зайчонка с медвежонком не узнали и даже их матери медведица с зайчихой, выставили их за дверь своих жилищ.

Пришлось этим цветным зверятам ночевать на берегу ручья , но увидев поломанный мостик, они его починили. Вся краска смылась водой и все лесные звери теперь проходя через отремонтированный мостик, вспоминали о добром деле, которое сделали медвежонок с зайчонком.

Эта сказка о том, что нужно быть таким, каким ты есть. Не нужно совершать плохих поступков, чтобы выделиться среди других. Только добрые дела, хорошее отношение будет по достоинству оценено другими.

В этой сказке Павла Петровича Бажова рассказывается о любви молодого охотника Айлыпа к прекрасной девушке по имени “Золотой волос”.

Однажды, Айлып встречает в лесу девушку с косой из чистого золота. Айлып называет её своей невестой и забирает с собой. Но отец девушки, Властелин золота Полоз, препятствует их счастью и Золотой волос остаётся с отцом.

Только через три года, охотник разыскивает девушку, но Полоз опять вмешивается. На третий раз, влюблённым удалось сбежать и спрятаться под камнем на дне озера Иткуль. Там чары Полоза не действовали и влюблённые стали жить под водой. А в озере люди стали находить золотые волоски из косы Золотого волоса.

Отзыв. Сказка мне понравилась тем, что она подтверждает всепобеждающую силу настоящей любви. Мне понравилась настойчивость Айлыпа и Золотого волоса.

Произведение учит, что настоящего чувства не существуют непреодолимых препятствий и любовь способна выдержать любые испытания.

Милая и добрая сказка. Главные герои — ворона, девочка Маша и, конечно, растрепанный воробей Пашка.

А еще мама с папой и нянька Маши, милиционер и стайка воробьев во главе со старым Чичкиным.

Послевоенная Москва, зима. Раньше было много лошадей, кормили их овсом, и воробьи не голодали.

Теперь — автомобили, нет овса, холодно и голодно воробьям. И не только воробьям — ворона залетает в открытые форточки и ворует из квартир еду.

Однажды в жилище вороны, заколоченную будку, где летом продают мороженое, залетает оголодавший Пашка, чтобы поживиться хоть чем-то. И достается же ему от вороны!

Выброшенного воробья подбирает милиционер, прячет в варежку, но хлебных крошек там нет, только табачные. Милиционер отдает вышедшей на прогулку с няней Маше, и та выхаживает воробья.

С тех пор Пашка старается как-то отблагодарить Машу, даже приносит ей через форточку гусеницу,

а еще — чужие вещи, украденные вороной из разных квартир.

Но однажды ворона на глазах у Маши крадет стеклянную брошь-букетик, подаренный маме-балерине Машиным папой, который уехал в эту зиму далеко на Камчатку, служить на море.

Скоро премьера балета “Золушка”, и мама так хотела приколоть букетик в день первого выступления.

Все расстроены – мама, Маша, няня. И вот когда они отправляются на генеральную репетицию, Пашка летит

за ними, чтобы узнать, где будет танцевать мама. А после, договорившись со всей стайкой, под руководством Чичкина залетают они в будку к вороне и отбивают заветную брошь!

Пашка летит с ней в театр, где танцует прекрасная, но грустная Золушка. вылетает на сцену — и брошь падает прямо в руки к изумленной балерине, которая прикалывает букетик и танцует уже счастливая.

Трогательная сказка, мораль которой очевидна: дарите добро, помогайте кому можете,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: