Массаж и упражнения для растяжки уздечки языка – методики и правила проведения.

Комплекс миогимнастических упражнений для профилактики зубочелюстных аномалий

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры

Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.

Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.

Упражнения для нормализации функции смыкания губ

Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение №4 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.

Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры

Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.

Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.

Упражнения для нормализации функции смыкания губ

Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.

Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.

Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Читайте также:
У ребенка судороги при температуре: оказание первой помощи малышу

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.

Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.

Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челлюсть

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.

Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогнатического прикуса

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнения для нормализации функции смыкания губ

Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение №4С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)

Дополнительные специальные упражнения

Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.

Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.

Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.

Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.

Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).

Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения глубокого прикуса

Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 сек, затем медленно установить в исходное положение.

Упражнение № 2. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают между передними зубами, сжимают и разжимают зубы. По показаниям можно включать другие упражнения из предыдущих комплексов.

Читайте также:
Ребенок покрылся сыпью, но температуры нет

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогенического прикуса

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

Дополнительные специальные упражнения

Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).

Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.

Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.

Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.

Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).

Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения открытого прикуса

Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.

Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения перекрестного прикуса

Упражнение № 1 (при смещении нижней челюсти в сторону). Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное положение, сомкнуть зубы и удерживать в этом положении нижнюю челюсть 4—5 сек.

Упражнение № 2 (при одностороннем сужении верхней челюсти). Кончиком языка давить на небные поверхности верхних зубов и альвеолярный отросток на стороне сужения в течение нескольких минут.

После выполнения каждого комплекса необходимо делать паузы в виде расслабляющих упражнений:

Упражнение № 1. «Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок».

Упражнение № 2. «Чтобы вырасти скорей, подтянись-ка посильней».

Упражнение № 3. «Маме надо отдыхать, маме хочется поспать, я ее не разбужу, я на цыпочках хожу» и т.д.

Короткая подъязычная уздечка

На консультации вам сказали о том, что у ребенка короткая подъязычная уздечка и в дальнейшем ее, скорее всего, необходимо будет подрезать. Что делать?

Подъязычная уздечка

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины. Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу.

У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

Короткая подъязычная уздечка

Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).

Чем это грозит?

Короткая подъязычная уздечка:

  • может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые “верхние звуки”, т.е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь
  • может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.
  • может быть и причиной нарушения дикции (Дикция – это ясность, разборчивость произнесения)
  • в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.
Читайте также:
Рейтинг солнцезащитных кремов для детей до года и старше: как выбрать лучшую защиту от солнца?
Что делать?

Есть два варианта решения проблемы:

Растягивание подъязычной уздечки
  • Это разумно, если уздечка не сильно короткая, иначе растягивание очень короткой уздечки, по мнению некоторых врачей, может привести к провисанию слизистой и т.п. проблемам, описанным выше (пародонтит, гингивит).
  • Растягивание наиболее успешно до 5 лет. И чем ребенок старше, тем сложнее.
  • Растягивание не наносит такой стресс ребенку, как операция, но занимает значительно больше времени и сил. Ведь соответствующие упражнения нужно выполнять несколько раз в день ежедневно и на позитивной волне.
  • Растягивание с помощью логопедического массажа – процесс неприятный, часто весьма болезненный для ребенка.
  • Часто для некоторых родителей легче перенести операцию.

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать

Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Помните! Малыш не сможет сесть с Вами перед зеркалом и выполнять упражнения по Вашей инструкции. Превратите все в игру.

Упражнения для самых маленьких

Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.

Упражнения для детей постарше

Наряду с предыдущими, можно делать следующие упражнения:

1) Вкусное варенье слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2) Маляр предложите ребёнку языком, как “кисточкой”, покрасить в “доме” – ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). 3) Барабан покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп. Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. 4) Грибок широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза. 5) Гармошка покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

Помните!
  1. Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.
  2. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.
  3. Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.
Оперативное вмешательство

Операция – это всегда стресс для ребенка

Ребенок часто зевает – повод для умиления или беспокойства?

Зевота – естественный процесс. Взрослый человек обычно зевает несколько раз в течение дня. Однако некоторые люди могут проводить недели, ни разу не зевнув.

Точные исследования по подсчету количества зевков в день у разных групп людей не проводились, но считается, что младенцы зевают чаще, чем взрослые люди – до 50 раз в день. Вероятно, это связано с тем, что они больше спят, ведь зевота является одним из признаков сонливости или, наоборот, пробуждения ото сна.

Однако если вы обнаружите (желательно не делать это на глаз, а подсчитать точное количество зевков), что ваш ребенок зевает слишком часто, обратитесь к педиатру. Возможно, понадобится дополнительное обследование.

Почему младенцы зевают

Точная причина зевоты неясна. Существует несколько теорий.

  1. Механизм зевоты – непроизвольное широкое открытие рта, длинный и глубокий вдох через рот и нос, за которым следует медленный выдох – указывает, что зевота связана с газообменом в организме.
  2. Предполагается, что основное назначение зевоты – обеспечить дополнительным кислородом процессы релаксации тела перед сном 1 . С этой идеей совпадают исследования, которые показывают, что младенцы зевают, когда устают.
  3. Зевота младенца может также сигнализировать о том, что его мозг нуждается в кислороде, хотя гипотеза о связи зевоты с уровнем кислорода в окружающем воздухе не подтверждена 2 .
  4. Терморегуляционная теория предполагает, что зевота позволяет охладить мозг, и, следовательно, может возникать из-за перегрева организма младенца 2 .
  5. Гипотеза Томпсона объясняет зевоту влиянием гормона стресса, кортизола 3 .
Читайте также:
Что делать, если ребенок рассек лоб и бровь - инструкция для родителей

Есть также мнение, объясняющее зевоту не физиологией организма, а социальными и эволюционными факторами. Всем известно, что зевота «заразна». Если в группе людей один человек начинает зевать, то этот рефлекс возникнет и у всех остальных – им непременно захочется зевнуть.

Животные тоже зевают. Поэтому зевота может быть эволюционно возникшим сигналом – передающимся «по цепочке» сообщением окружающим о безопасности и, следовательно, возможности отдыха и сна 1 . Если это так, то зевота ребенка – позитивный знак, который говорит о том, что ему комфортно и спокойно.

Почему ребенок может зевать слишком часто

Чрезмерная зевота у младенцев может развиться по любому из перечисленных выше механизмов. Непосредственными причинами могут стать:

  • усталость и недосып, которые могут объясняться как банальными причинами (например, ребенок спит недостаточно для своего возраста или плохо ест), так и болезненным состоянием;
  • стресс, симптомы которого у грудных детей определить сложно, но очень частая зевота может быть одним из них;
  • перегрев (внешний – ребенок слишком тепло одет или внутренний – повышенная температура тела при инфекционных заболеваниях);
  • чрезмерный вес, мешающий полноценному вдоху, что создает дефицит кислорода в организме;
  • гипотиреоз (сниженная активность щитовидной железы), вызывающий хроническую вялость и усталость;
  • нехватка кислорода;

Проветривание комнаты очень важно для маленького ребенка. Родителям следует знать, что при некоторых заболеваниях (например, бронхолегочных болезнях), кислорода не будет хватать в любом случае.

  • заболевания сердца.

Зевота тесно связана с работой блуждающего нерва, который стимулируется при заболеваниях сердца 4 . Кроме того, заболевания сердца могут вызывать недостаточное снабжение мозга кислородом.

Если вас волнует то, что ребенок часто зевает, лучшим выходом будет обратиться к его лечащему врачу. Если педиатр после осмотра и возможных обследований исключит все медицинские причины, у вас исчезнет повод для беспокойства, и картина того, как зевает ваш ребенок, будет приносить только положительные эмоции.

Ребенок часто зевает

  • Определение
  • Почему зевает ребенок
  • Борьба с зевотой в домашних условиях
  • Когда необходимо обращение к специалисту
  • Заболевания, вызывающие зевоту
  • Осложнения
  • Смотреть видео: О самом главном: Зевота

Широко известно, что зевают все люди, в том числе и дети. Чаще всего этот процесс можно наблюдать перед отходом ко сну или непосредственно после пробуждения. Однако иногда малыши начинают зевать очень часто, независимо от усталости или времени суток. В таких ситуациях родителям необходимо выяснить причины, почему ребенок зевает, и узнать, требуется ли ему лечение.

Определение

Под зевотой понимается врожденный рефлекс, который есть у каждого человека. Механизм протекания явления предельно прост – за длинным растянутым вдохом следует короткий резкий выдох, при этом рот зевающий открывает максимально широко.

Поочередное зевание в одном коллективе – научно объяснимый факт. Оказывается, что каждый раз мозг хочет повторить действие, когда другой человек зевает. Это обусловлено так называемой зеркально-нейронной реакцией или эффектом подражания. Ту же самую закономерность можно встретить и у некоторых животных. Так, например, очень часто собаки и кошки зевают, глядя друг на друга или на хозяина.

Почему зевает ребенок

Зевота у маленьких детей обуславливается целым рядом причин.

  • Обычное периодически повторяющееся явление

Первый подобный опыт каждый человек получает еще в утробе матери. На ультразвуковом исследовании врачи часто наблюдают, как малыши зевают – это признак нормального развития плода.

Когда речь идет о новорожденных детях, возможная причина частой зевоты в том, что ребенок просто устал от нагрузок. Таким образом организм насыщается кислородом и защищает психику от перенапряжения. То же самое случается после продолжительного плача.

У детей детсадовского и школьного возраста явление вследствие повышенной усталости наблюдается в период активной учебы.

Механизм вдоха и выдоха естественным образом тонизирует мышцы и активизирует мозговую деятельность, поэтому утренняя зевота естественным образом помогает проснуться.

Однако все эти причины лежат в основе обычной периодической зевоты и не могут ответить на вопрос, почему ребенок часто зевает. Если явление повторяется непрерывно на протяжении 2-3 минут и сопровождается тяжелыми вздохами, то это может указывать на наличие серьезных проблем – есть повод для обращения к специалисту.

Читайте также:
Сроки прорезывания зубов зависят от типа вскармливания

Борьба с зевотой в домашних условиях

Что делать если ребенок часто зевает, подскажет любой квалифицированный специалист. Ряд простых методик позволит исправить ситуацию в домашних условиях, не посещая больницу.

Часто причина зевоты кроется в легком кислородном голодании. Чтобы насытить организм ребенка кислородом, достаточно получасовой прогулки на свежем воздухе, тщательного проветривания помещения и поддержания оптимального микроклимата в помещении.

  • Восполнение водного баланса

В жаркую погоду дети нуждаются в большом количестве жидкости. Лучше всего для этого подойдет простая вода без газа или свежевыжатые соки в оптимальных количествах. Пить надо давать малышу так часто как он просит.

  • Включение в рацион фруктов и овощей с витамином С

Витамин С укрепляет иммунитет и помогает поддерживать организм в тонусе. Если ребенок зевает днем, подобный легкий перекус поможет ему взбодриться.

Ежедневное принятие ванны благотворно сказывается на нервной системе ребенка, стабилизируя ее активность. В жаркую погоду рекомендуется не ограничиваться однократным принятием ванны.

  • Поддержание режима дня

Оптимально прогулка с ребенком проводится два раза в день – утром с 10 до 12 и вечером с 16 до 18 часов. Такого количества времени, проведенного на свежем воздухе, достаточно для нормального обогащения организма кислородом и адекватного физического развития в процессе активных игр.

  • Поддержание дружелюбной атмосферы в доме

В ряде случаев ребенок часто зевает из-за того, что испытывает сильный стресс из-за постоянных ссор между родителями и нервного психологического фона. Налаживание нормальной атмосферы поможет справиться с проблемой.

Когда необходимо обращение к специалисту

Если зевота возникает у ребенка часто, не стоит сразу бить тревогу. Следует несколько дней понаблюдать за особенностями поведения малыша и постараться воздействовать на симптом самостоятельно – больше гулять, начать прием витаминов, стабилизировать режим дня, проводить физиопроцедуры.

В случае, когда все предпринятые мере не привели ни к какому результату, следует обратиться к врачу, чтобы исключить развитие патологического процесса в организме.

Заболевания, вызывающие зевоту

Врачи выделяют несколько диагнозов, которые сопровождаются частым желанием позевать у детей:

  • Переутомление – моральное или физическое;
  • Развивающийся склероз у детей;
  • Первые признаки эпилепсии;
  • Превышение нормального значения внутричерепного давления;
  • Перинатальная энцефалопатия;
  • Нарушение нормального обмена веществ;
  • Изменение терморегуляции организма;
  • Побочный эффект приема лекарственных препаратов.

Если причина частой зевоты кроется в заболевании, то родители нередко замечают, что ребенку тяжело дышать – это один из основных симптомов, заметив который следует обратиться к врачу.

Осложнения

Сама по себе частая зевота не вызывает никаких осложнений. Проблемы могут возникнуть только при очень сильном раскрытии рта – у некоторых людей происходит вывих или выпадение челюсти. В остальных случаях осложнения вызывают заболевания, которым сопутствует зевота, и которые протекают в организме в скрытой форме. Тщательная диагностика поможет выявить их на ранней стадии развития, когда лечение максимально эффективно, а сама болезнь не приводит к серьезным последствиям.

Смотреть видео: О самом главном: Зевота

Постоянная зевота у ребенка. Причины, и что делать?

Содержание статьи:

Известно, что все люди зевают. И любопытно, что зевота по природе своей заразительна: стоит одному вдохнуть и выдохнуть, как зевоту подхватывает следующий. Частое зевание детей вызывает тревогу родителей. Но стоит ли беспокоиться? И когда требуется помощь врача?

Что такое зевота?

Это рефлекс человека, заложенный его анатомий. Во время зевоты глубокий длинный вдох сменяет короткий выдох, рот при этом широко открывается, человек чувствует себя немного опустошенным.

Кстати, мало кто знает, что кроме людей такая особенность есть и у животных отряда млекопитающих. Домашние питомцы, кошки или собаки, часто очень любят зевать вслед за хозяевами.

Почему малыш зевает: выясняем причины

  1. Зевание крайне важно и полезно для всех детей, а особенно грудного возраста. Еще в периоде внутриутробного развития зевота служит признаком нормального развития плода. Врачи вовремя УЗИ-скрининга видят, как ребенок сладко зевает и даже прикрывает ротик ручками.
  2. Для новорожденных зевота – прямое подтверждение того, что он устал и хочет спать. Зевота защищает психику ребенка от нагрузок, служит средством успокоения после громкого плача.
  3. Ребенок дошкольного и школьного возраста тоже именно таким способом может демонстрировать усталость, перенапряжение от учебы и даже скрытые психологические комплексы (впрочем, такие случаи психологи считают наиболее редкими).
  4. После пробуждения зевота помогает ребенку окончательно проснуться: зевота помогает мышцам принять нужный тонус и активизирует мозговую деятельность.

Вот почему большинство мамочек воспринимаю зевоту как нормальный процесс. Другое дело, если ребенок зевает часто, а при этом любит тяжело и глубоко вздыхать, как бы жалуясь на жизнь. Если зевота повторяется несколько раз за 2 — 3 минуты, это может стать признаком заболевания, которое требует лечения и наблюдения у педиатра или невролога .

Как справиться с частой зевотой у ребенка дома?

  • Первая помощь для ребенка: насыщение кислородом . Элементарная прогулка на свежем воздухе, хорошее проветривание всех комнат жилого помещения, влажная уборка. Оптимальная температура воздуха в доме – 22 градуса в любое время года, влажность не должна быть выше 60%. В зимний период, когда работают отопительные приборы, рекомендуется увлажнять помещение при помощи специальных приборов.
  • Попробуйте чаще поить малыша чистой водой без газа . Нехватка жидкости, особенно в жаркую и душную погоду, также могут спровоцировать частые приступы зевоты. Запомните: летом гулять с ребенком без воды категорически не рекомендуется даже в вечернее время суток, когда угроза теплового удара снижается.
  • Свежие фрукты, овощи, содержащие витамин С , помогут взбодрить малыша и придать организму необходимый тонус.
  • Очень важно купать малыша каждый день , а в жаркую погоду даже несколько раз за день. Вода оказывает прекрасное воздействие на нервную систему, расслабляя ее, но в тоже время придавая заряд бодрости.
  • Обеспечивайте правильный режим дня: прогулки с утренние часы – с 10 до 12 часов, и вечером – с 16 до 18. Дисциплина и правильный режим – залог нормальной работы нервной системы и организма ребенка в целом.
  • Старайтесь, чтобы атмосфера в доме всегда оставалась спокойной и дружелюбной , а ребенка чувствовал себя любимым. Нервный психологический фон в доме дети чувствуют очень остро.
Читайте также:
Цветотерапия в детском лечении - на чем основана и как работает методика

Но что, если вы приняли все меры, а частая зевота не проходит? Покажите малыша специалисту – квалифицированному и грамотному неврологу.

Благо, что в современной медицине появились очень точные способы диагностики и эффективные безопасные для ребенка методы лечения.

Какие болезни могут вызывать зевоту?

Медики выделяют несколько диагнозов, способных вызвать частое желание зевнуть:

  1. Усталость, моральное и физическое утомление. В частности, его могут вызвать чересчур активные игры на прогулке, или напротив, долгое сидение дома, в замкнутом пространстве.
  2. Начальные признаки склероза. К сожалению, это заболевание возникает не только у пожилых людей, но изредка у совсем маленьких.
  3. Первые сигналы эпилепсии.
  4. Повышенное внутричерепное давление.
  5. Гидроцефалия.
  6. Нарушение обмена веществ, смена терморегуляции.
  7. На фоне приема лекарственных препаратов, в частности, антигистаминных средств.

Если причиной зевоты стало одно из вышеназванных заболеваний, то лучше показать ребенка врачу : когда зевота служит сигналом нарушения нормальной работы организма, требуется тщательное комплексное обследование, которое невозможно провести дома.

Ребенок часто зевает: причины, нужно ли беспокоиться

Однако иногда малыши начинают зевать очень часто, независимо от усталости или времени суток. В таких ситуациях родителям необходимо выяснить причины.

  1. Зачем мы зеваем
  2. Общие сведения. Статистика
  3. На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.
  4. Почему ребёнок дышит ртом?
  5. Принципы питания
  6. Что такое диета FODMAP от метеоризма?
  7. Почему мы зеваем вслед за другими
  8. Симптоматика
  9. Польза зевания
  10. Зачем взрослым зевота
  11. Роль зевоты у ребенка
  12. Когда необходимо обращение к специалисту
  13. Инсульт
  14. Диагностика
  15. Бывает ли зевание симптомом болезни?
  16. Осложнения

Зачем мы зеваем

Давайте разберемся, что такое зевота. Это многофункциональный процесс, заложенный в нас на генетическом уровне. Зевоте не учат. По сути, это действие наших легких, начинающееся с долгого полноценного вдоха, заканчивающееся стремительным выдохом. При этом часто мышцы лица давят на слезные мешочки, после чего мы «плачем», а наш рот раскрывается так сильно, словно мы пытаемся поймать муху или небольшую птицу. Есть даже случаи обращения людей в травмпункт с вывихнутой в процессе зевания челюстью.

Зачем мы зеваем? Почти невозможно контролировать этот процесс, так как он непроизвольный. Организм так справляется с определенными трудностями. Зевание способствует «перезагрузке» нашего перенапряженного мозга, охлаждая его. Также мы обогащаем организм кислородом. Есть и психологические причины, речь о которых пойдет ниже.

Общие сведения. Статистика

Гипервентиляционный синдром также известен как дыхательный невроз, нервный дыхательный синдром, синдром Да Коста, синдром усилия, синдром раздраженного сердца, неустойчивое дыхание, психофизические дыхательные реакции. Примерно 8% населения планеты страдают от гипервентиляционного синдрома, причем мужчины подвергаются этому заболеванию в 5 раз реже женщин.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

Читайте также:
У ребенка из носа идет кровь: причины и первая помощь

При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.

Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.

Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.

Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

Читайте также:
Ребенка кладут в больницу одного - что предусмотреть и дать с собой?

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

Почему ребёнок дышит ртом?

Почему дышат ртом взрослые? В основном потому, что их носовые пути перегорожены, и других вариантов просто нет. Некоторые дети, впрочем, дышат ртом даже в случае, если могут дышать носом. Причина — в неправильном прикусе, который формируется по разным причинам:

  • вредные привычки: сосание пальцев, пустышки, бутылочки, кусание карандашей;
  • продолжительные инфекционные заболевания, ЛОР-болезни, воспаление аденоидов;
  • длительное питание жидкими продуктами без задействования жевательных мышц;
  • внутриутробные факторы: аномалии строения матки, повышенный тонус, многоплодная беременность;
  • травматичные роды, приведшие к образованию у малыша родовых травм;
  • слишком ранняя потеря молочных зубов.

Это приводит к формированию «аденоидного» типа лица — вытянутого узкого лица с «готическим» сводом нёба и отсутствием достаточного пространства для языка. Из-за сужения челюсти зубы становятся скученными, что приводит к формированию неправильного физиологического прикуса.

Положение языка меняется, оставаясь в межзубном или нижнем. Из-за этого при глотании язык упирается не в свод нёба, а толкается в зубы, что приводит к деформации прикуса. Каждая попытка сглотнуть приводит к напряжению тех мышц языка, которые в принципе не должны напрягаться. Это становится своего рода порочным циклом: из-за неверного прикуса язык не может занять правильное положение во рту, что приводит к дальнейшей деформации прикуса.

Принципы питания

Еда оказывает непосредственное влияние на процессы пищеварения, поэтому лечение синдрома диспепсии начинается с диеты6.

При остром воспалении в пищеварительном тракте пища должна быть механически обработанной, щадящей и балансированной. Из рациона следует исключить сырые овощи, фрукты, трудноусвояемые жиры6.

Для наиболее полного переваривания в кишечнике есть нужно часто, небольшими порциями, избегая продуктов, которые могут спровоцировать появление жидкого стула: кофе, крепкого чая, грубой клетчатки6.

Курение и алкоголь считаются факторами риска диспептических расстройств, поэтому от них лучше отказаться2.

Полезно вести пищевой дневник, где нужно записывать время возникновения и выраженность симптомов, а также провоцирующие факторы10.

Что такое диета FODMAP от метеоризма?

При повышенном газообразовании в кишечнике применяется специальная диета, основанная на исключении из меню продуктов группы FODMAP. Такие продукты усиливают метеоризм из-за высокого содержания короткоцепочечных углеводов, которые не перевариваются человеческими ферментами и достаются на переработку кишечной микрофлоре, что может сопровождаться образованием газов11.

Быстро ферментируются кишечной микрофлорой следующие углеводистые соединения11:

Лактоза. Содержится в молоке, сливках, йогурте, мягких сырах, мороженом.

Фруктоза. Ее в избытке содержат фрукты (например, персики, манго, арбуз), концентрированные фруктовые соусы и соки, мед и продукты на его основе.

Фруктаны и галактаны. Их источниками являются некоторые овощи (спаржа, свекла, репчатый лук), зерновые (пшеничная и ржаная крупы, макароны, хлеб), бобовые (нут, стручковая фасоль, горох), фрукты (яблоки, хурма).

Сахарные спирты. Источники — грибы, капуста, вишня, нектарин, сахарозаменители.

Пациентам с метеоризмом может быть рекомендовано максимально ограничить вышеперечисленные продукты11.

Почему мы зеваем вслед за другими

Всем знакома ситуация: в компании кто-то начал зевать, а потом вслед за ним этим “заразились” все. С чем это связано? Ответ на этот вопрос уводит нас в глубокую древность. Когда-то давно, когда были вожаки и стаи, зевота служила сигналом ко сну либо сигналом об опасности. Зевал вожак, затем по цепочке это расходилось по стае. Кроме того, это являлось символом единения всех людей в группе. Тысячелетия прошли, а рефлекс остался.

Люди, мгновенно отвечающие зевотой на зевоту, – хорошие эмпаты, то есть они не только понимают чувства других, но и ощущают их. Можете проверить себя и друзей на склонность к эмпатии. Также моментальное ответное зевание вашей подруги (друга) или второй половинки значит их сильную привязанность к вам. Внимательно понаблюдайте за собой и своим окружением.

Есть и такие люди, которые не зевают в ответ. К ним относятся страдающие аутизмом и другими расстройствами, влияющими на способность к сопереживанию, люди, которые умеют хорошо себя контролировать, а также дети до пяти лет.

Симптоматика

Перед приступом мигрени могут появляться характерные признаки:

  • чувство безосновательной тревожности;
  • избыточная раздражительность;
  • депрессивные состояния;
  • понижение работоспособности;
  • сонливость;
  • недомогание;
  • головокружения;
  • дискомфорт от сравнительно громких звуков, яркого света и сильных запахов;
  • зевота.

Польза зевания

Начнем с того, что зевание улучшает работу наших слезных желез, восстанавливает артериальное давление, «охлаждает» мозг, прибавляет энергии и способствует поднятию настроения. Также зевота разминает мышцы нашего лица. Нередко вслед за зевотой вы потягиваетесь, разминая мышцы тела и улучшая кровообращение.

Читайте также:
Глисты у ребенка – признаки, симптомы и лечение

К полезным свойствам данного процесса относится и активизация организма к «бою». Конечно, сражаться человек ни с кем не собирается. Дело в том, что такая зевота происходит перед важным событием (экзаменом, прыжком с парашютом, соревнованиями).

В самолете зевание спасает нас от заложенных ушей, выравнивая давление в них.

Зачем взрослым зевота

У взрослого и ребенка зевота выполняет разные функции. Взрослых она пробуждает и активирует (происходит это из-за насыщения кислородом всего организма). Нередко хорошенько позевав, мы находим новые пути решений и смотрим на проблемы свежим взглядом.

Роль зевоты у ребенка

Это может показаться невероятным, но ребенок впервые зевает в животе у матери. Это связано с развитием мозга. Зевота улучшает этот процесс. Если ребенок часто зевает в утробе, это сигнализирует о проблемах.

Влияние зевания на малышей отлично от влияния на взрослых. Малыши, широко открывая ротики, тоже «охлаждают» свой мозг, однако вместо готовности к действию они чувствуют желание заснуть. Благодаря зевоте, нервная система ребенка «перезагружается», отдыхая от перевозбуждения и стресса.

Когда необходимо обращение к специалисту

Если зевота возникает у ребенка часто, не стоит сразу бить тревогу. Следует несколько дней понаблюдать за особенностями поведения малыша и постараться воздействовать на симптом самостоятельно – больше гулять, начать прием витаминов, стабилизировать режим дня, проводить физиопроцедуры.

В случае, когда все предпринятые мере не привели ни к какому результату, следует обратиться к врачу, чтобы исключить развитие патологического процесса в организме.

Инсульт

Люди, только что перенесшие инсульт, обычно часто зевают. Доктора считают, что это помогает им отрегулировать температуру тела и мозга, которые нагреваются во время приступа. Зевота может усилиться и перед инсультом, поэтому не игнорируйте сопровождающие приступ симптомы, такие как односторонняя мимика, слабость и невозможность поднять руку, невнятная речь.

Диагностика

Диагноз ставят по клиническим признакам – однообразным приступам с предвестниками, наследственности, периодичности. Также учитывают характерные нарушения обоняния, зрения, слуха и, вкусовых ощущений, онемение рук, лица и вегетативные расстройства – тошноту, рвоту, учащенные мочеиспускания, жидкий стул.

По показаниям назначают дифференциальные диагностические исследования:

  • рентгенографию черепа – на ней видят расширенный венозный рисунок;
  • дуплексное сканирование сосудов головы;
  • функциональные исследования вестибулярного аппарата;
  • офтальмоскопию – выявляет характерные изменения глазного дна;
  • МРТ головного мозга;
  • генетическую консультацию.

Бывает ли зевание симптомом болезни?

Частое зевание без видимых причин может быть признаком заболевания. Например, при сахарном диабете глюкоза не попадает в клетки организма и не превращается в энергию. В результате вы чувствуете себя уставшими и часто зеваете.

Сонливость и частая зевота могут свидетельствовать об апноэ. Во сне человек с таким заболеванием перестаёт дышать на несколько секунд или даже минуту — и этот недостаток кислорода организм стремится восполнить частыми зевками.

Ещё постоянное зевание может быть симптомом рассеянного склероза, аневризмы аорты, депрессии и гормональных нарушений.Если зевота соседствует с другими симптомами, свойственными для диабета, апноэ или других перечисленных заболеваний, лучше обратиться к врачу и пройти полное обследование. Однако не стоит ставить себе диагноз заранее и переживать: чаще всего мы зеваем от усталости, духоты, стресса, скуки или работы зеркальных нейронов. Так что ничего страшного в этом может и не быть.

Осложнения

Сама по себе частая зевота не вызывает никаких осложнений. Проблемы могут возникнуть только при очень сильном раскрытии рта – у некоторых людей происходит вывих или выпадение челюсти. В остальных случаях осложнения вызывают заболевания, которым сопутствует зевота, и которые протекают в организме в скрытой форме. Тщательная диагностика поможет выявить их на ранней стадии развития, когда лечение максимально эффективно, а сама болезнь не приводит к серьезным последствиям.

Ребенок часто зевает

Определение

Под зевотой понимается врожденный рефлекс, который есть у каждого человека. Механизм протекания явления предельно прост – за длинным растянутым вдохом следует короткий резкий выдох, при этом рот зевающий открывает максимально широко.

Поочередное зевание в одном коллективе – научно объяснимый факт. Оказывается, что каждый раз мозг хочет повторить действие, когда другой человек зевает. Это обусловлено так называемой зеркально-нейронной реакцией или эффектом подражания. Ту же самую закономерность можно встретить и у некоторых животных. Так, например, очень часто собаки и кошки зевают, глядя друг на друга или на хозяина.

Видео

Депрессия и тревожность

Часто развивается зевота, так сказать, на нервной почве, и нередко она тесно связана с депрессией, тревожностью и паническими состояниями. И в этом тоже участвует гипоталамус. Он связан с другим участком мозга – гипофизом, и надпочечниками, которые вырабатывают адреналин. Так называемая ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники обеспечивает выработку гормонов для защиты от стресса и готовит организм человека к физической активности.

Читайте также:
Сроки прорезывания зубов зависят от типа вскармливания

Как работает эта система? Под воздействием стресса гипоталамус производит кортикотропин-релизинг фактор – это гормон, который запускает процесс выработки в гипофизе адренокортикотропного гормона (АКТГ). Последний попадает с кровью в надпочечники и там активирует секрецию кортизола и других стрессовых кортикостероидных гормонов. Кортизол распространяется по организму и вызывает реакцию на стресс.

Кортизол вырабатывается для защиты организма не только от стресса, но и от холода, а еще задействован в регуляции циркадных ритмов, управляющих нашим сном. Ученые связывают пониженный уровень кортизола с недосыпом и хронической усталостью – как известно, мы зеваем и при этих состояниях. И хотя в процессе зевания могут участвовать и другие нейротрансмиттеры, например, окситоцин, все-таки именно кортизол считается основным из них.

При депрессии работа всей этой слаженной системы нарушена, кортизола вырабатывается недостаточно, организм впадает в посстрессорную депрессию. Зевота, которая развивается на фоне депрессии — симптом того, что ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники дает сбой.

Кстати, зевота при депрессии может также быть побочным эффектом приема антидепрессантов.

Добавим, что в стрессовой ситуации зевают все: не только люди, но и кошки, собаки и другие животные.

Почему мы зеваем вслед за другими

Всем знакома ситуация: в компании кто-то начал зевать, а потом вслед за ним этим «заразились» все. С чем это связано? Ответ на этот вопрос уводит нас в глубокую древность. Когда-то давно, когда были вожаки и стаи, зевота служила сигналом ко сну либо сигналом об опасности. Зевал вожак, затем по цепочке это расходилось по стае. Кроме того, это являлось символом единения всех людей в группе. Тысячелетия прошли, а рефлекс остался.

Люди, мгновенно отвечающие зевотой на зевоту, — хорошие эмпаты, то есть они не только понимают чувства других, но и ощущают их. Можете проверить себя и друзей на склонность к эмпатии. Также моментальное ответное зевание вашей подруги (друга) или второй половинки значит их сильную привязанность к вам. Внимательно понаблюдайте за собой и своим окружением.

Есть и такие люди, которые не зевают в ответ. К ним относятся страдающие аутизмом и другими расстройствами, влияющими на способность к сопереживанию, люди, которые умеют хорошо себя контролировать, а также дети до пяти лет.

Причины частой зевоты у ребенка

Почему ребенок часто зевает? Не переживайте, если это случается у вашего малыша в те моменты, когда он устал и хочет спать. Широкое открывание ротика в данной ситуации — явление вполне природное. Нужно сразу обратить внимание на то, что ребенок зевает часто. Причины могут быть следующие:

  1. Стресс, тревога, перевозбуждение. Дети тоже могут бояться и расстраиваться. Нельзя забывать об этом.
  2. Постоянное переутомление. Ребенок часто зевает из-за проблем с центральной нервной системой.
  3. Нехватка кислорода.
  4. Неудобный режим сна.
  5. Эпилепсия.

Малыши, страдающие эпилепсией, зевают намного чаще других. Этот факт подтвержден многолетними наблюдениями педиатров.

Заболевания мозга и других отделов нервной системы

Одним из распространенных симптомов рассеянного склероза является чувство постоянной усталости, сопровождаемое чрезмерным зеванием и повышением температуры головного мозга, вызванное аномальной работой гипоталамуса. Напомним, что при рассеянном склерозе происходит разрушение миелиновой оболочки, покрывающей нервные отростки.

Аномальная зевота развивается и при расстройствах из спектра оптиконевромиелита — это еще одно демиелинизирующее заболевание, при котором происходит поражение только спинного мозга и зрительных нервов. МРТ у таких пациентов также показывает поражение гипоталамуса.

Зевота также нередко развивается на фоне височной эпилепсии (при ее разновидности, начинающейся в височной доле мозга), болезни Паркинсона и других болезней, связанных с повреждением тканей мозга.

Наконец, причиной зевоты может оказаться опухоль головного мозга, которая развилась в его лобной доле или в стволе. Среди других симптомов — головные боли, нарушения памяти и зрения, изменения личности и др.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: